Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из важных педагогических условий формирования экологической культуры дошкольников является наличие в образовательном учреждении развивающей предметно-пространственной среды, способствующей активизации познавательной деятельности детей, эколого-эстетическому развитию, оздоровлению ребенка, воспитанию нравственных качеств, обогащению опыта экологически грамотной деятельности в природе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования экологической культуры
    • 1. 1. Социально — педагогическая сущность понятия «экологическая культура»
    • 1. 2. Психолого-педагогические аспекты формирования экологической культуры детей дошкольного возраста
    • 1. 3. Развивающая предметно — пространственная среда как педагогическое явление
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
  • Глава 2. Опыт построения развивающей предметно-пространственной среды в процессе формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста
    • 2. 1. Характеристика педагогических условий формирования экологической культуры дошкольников
    • 2. 2. Построение развивающей предметно — пространственной экологической среды
    • 2. 3. Динамика формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Важнейшей задачей развития современной цивилизации является преодоление глобального экологического кризиса и построение информационно-экологического общества. Решение данной задачи во многом определяется содержанием экологического образования, поскольку действенность любых мер, принимаемых по защите окружающей среды, определяется поведением людей, их отношением к природе.

Психолого-педагогическим проблемам экологического образования посвящены исследования Н. С. Дежниковой, С. Д. Дерябо, В. А. Кобылянского, В. И. Ситарова, В. А. Ясвина и др. Целью экологического образования, по мнению ученых, является формирование экологической культуры личности. В научной литературе экологическая культура рассматривается как часть общей культуры, которая способствует сохранению и развитию системы «человек-общество — природа» (Б.Т. Лихачев, С. Попов и др.) — характеризует степень свободы субъекта по отношению к природной и социальной среде (Э.В. Гирусов, Ю. П. Ожегов, Д. Д. Панков, Н. Н. Родзевич и др.) — формирует систему знаний, навыков и ценностных ориентаций, «максимально способствующих обеспечению экологической безопасности и улучшению экологической обстановки» (А.Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Т. В. Потапова, И. Т. Суравегина и др.). Исследователи считают, что экологическая культура представляет собой единство взаимосвязанных компонентов: экологического сознания, нравственно-ценностного отношения к природе, опыта экологической деятельности. Вместе с тем, ученые отмечают недостаточную эффективность современного экологического образования (С.Н. Глазачев, В. В. Пустовойтов, J1.K. Толстихина и др.), что отразилось в противоречии между нарастающими темпами экологического кризиса и низким уровнем экологической культуры общества.

В исследованиях, посвященных изучению непрерывного экологического образования, особое внимание уделяется дошкольному детству. Проблема формирования экологической культуры дошкольников рассматривается исследователями с разных позиций: изучаются особенности формирования экологических знаний (Н.Ф. Виноградова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева, A.M. Федотова, И. А. Хайдурова и др.) — обобщается опыт бережного, заботливого, гуманного отношения к окружающей среде (В.Г. Грецова, Т.А.МарковаДП. Плохий, Л. П. Салеева и др.) — изучается процесс освоения навыков и умений экологически грамотной деятельности в природной среде (И.А. Комарова, Л. П. Симанова, Н. А. Рыжова, и др.). Анализ психолого-педагогических исследований позволил выделить ряд проблем в теории и практике экологического образования дошкольников. Среди них — неоднозначность понятийно-терминологического аппарата («экологическое образование и воспитание», «экологическая культура», «экологическое сознание» и др.) — концептуальная многоаспектность программ по экологическому образованию и воспитанию детей дошкольного возрастаотсутствие преемственности в организации экологического образования дошкольников и учащихся начальной школынеразработанность технологий формирования экологической культуры и т. п. Отсутствие единых подходов к осуществлению экологического образования детей дошкольного возраста обозначило проблему поиска эффективных путей формирования основ экологической культуры дошкольников.

Как показал анализ исследований, формирование экологической культуры дошкольников возможно при создании определенных педагогических условий: подготовленности педагога к осуществлению экологического образованияналичия развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учрежденияпрограммно-методического обеспечения образовательного процессаличносто-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка в процессе освоения экологических знаний и уменийорганизации постоянного общения детей с природойвовлечения родителей в работу по экологическому воспитанию и др. (Н.Н. Кондратьева, Т. А. Маркова, С. Н. Николаева, В. А. Петровский, Л. А. Смывина, Р. Б. Стеркина и др.).

Одним из важных педагогических условий формирования экологической культуры дошкольников является наличие в образовательном учреждении развивающей предметно-пространственной среды, способствующей активизации познавательной деятельности детей, эколого-эстетическому развитию, оздоровлению ребенка, воспитанию нравственных качеств, обогащению опыта экологически грамотной деятельности в природе. Концептуальные подходы к выявлению содержания развивающей предметно-пространственной экологической среды представлены в исследованиях Т. М. Бондаренко, Л. И. Греховой, Н. Н. Кондратьевой, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, Т. П. Потаповой и др. Однако в научных трудах не уделяется достаточного внимания теоретическим и практическим аспектам построения развивающей предметно-пространственной среды в образовательном учреждении: отсутствует теоретическая модель, не раскрыта специфика и технология ее организации. Кроме того, в теории и практике экологического образования выявилось противоречие между реальными возможностями развивающей предметно-пространственной среды в формировании основ экологической культуры детей дошкольного возраста и использованием ее потенциала в образовательном учреждении.

Выявленное противоречие составляет проблему исследования, которая определила выбор темы: «Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста».

Объект исследования: экологическая культура детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста.

Цель исследования: разработка теоретической модели педагогически целесообразной развивающей предметно-пространственной среды.

Гипотеза исследованияформирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста обеспечивается взаимодействием комплекса педагогических условий:

— готовностью педагога к работе по формированию основ экологической культуры детей;

— разработкой модели педагогически целесообразной развивающей предметно-пространственной среды, позволяющей детям приобретать и применять в деятельности экологические знания, нравственно-ценностный опыт общения с природой;

— организационно-педагогическим сопровождением формирования основ экологической культуры дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды;

— экологически ориентированной деятельностью детей в развивающей предметно-пространственной среде.

Задачи исследования:

1. Обосновать теоретическую сущность понятия «экологическая культура».

2. Выявить психолого-педагогические основы формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.

3. Раскрыть педагогическую сущность развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения.

4. Разработать педагогически целесообразную модель построения развивающей предметно-пространственной среды, направленную на формирование основ экологической культуры дошкольников.

5. Проанализировать влияние развивающей предметно-пространственной среды на формирование основ экологической культуры старших дошкольников.

Методы исследования: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы, моделирование, теоретический анализ и синтез, интерпретацияпедагогический эксперимент, включающий диагности-ко-проектировочный, преобразующий, аналитико-обобщающий этапыцеленаправленное наблюдениеанкетирование воспитателейбеседы с воспитателями и детьми дошкольного возрастаобработка данных с помощью методов математической статистики.

Методологическую основу исследования составили: философские идеи о единстве природы, человека и общества (Э.В. Гирусов, Б. Т. Лихачев, С. Попов и др.) — концептуальные основы экологического образования (Т.М. Бонда-ренко, Н. Н. Вересов, С. Н. Глазачев, Л. И. Грехова, В. В. Дерябо, А.Н. Захлеб-ный, И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина и др.) — теория развития личности в деятельности (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — концептуальные идеи построения развивающей среды (Л.М. Кларина, В. А. Петровский, Л. А. Смывина, Л.П. Стрелкова) — концепция развивающей экологической среды (Н.Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, Т. П. Потапова, Н.А. Рыжова).

База исследования: муниципальные дошкольные образовательные учреждения № 11,19, 24, 50, 56, 113, 114, 121, 124, 131, 178 г. Архангельска, Архангельский педагогический колледж. Всего в эксперименте участвовало 295 воспитателей с различным стажем педагогической деятельности и 184 ребенка дошкольного возраста.

Организация исследования выполнялась в три этапа: на первом этапе (1999 — 2000 г.г.) осуществлялся анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, определялись цель, задачи, объект, предмет и гипотеза исследованияметодология научного поискана втором этапе (2000 — 2003 г. г.) разрабатывалась и апробировалась теоретическая модель построения развивающей предметно-пространственной среды, проверялась гипотеза исследованияна третьем этапе (2003 — 2004 г.г.) систематизировались и обобщались результаты исследования, уточнялись и корректировались основные теоретические положения, оформлялось диссертационное исследование.

Научная новизна исследования:

• Уточнена трактовка понятия «основы экологической культуры детей дошкольного возраста».

• Выявлена специфика формирования основ экологической культуры дошкольников.

• Охарактеризована содержательная сущность модели построения развивающей предметно-пространственной среды, направленной на формирование основ экологической культуры дошкольников.

Теоретическая значимость:

• Систематизированы концептуальные подходы к проблеме формирования основ экологической культуры дошкольников.

• Разработана теоретическая модель построения развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения.

• Определена зависимость формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста от эколого-педагогической готовности воспитателя к работе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы при проектировании развивающей предметно-пространстве иной среды дошкольного учреждения, в разработке научно-методического обеспечения ее функционирования и развития. На основании материалов исследования создано методическое пособие по организации развивающей предметно-пространственной экологической среды в дошкольном образовательном учреждении, программа формирования основ экологической культуры дошкольников «Экологическая мозаика». Результаты исследования могут быть использованы в процессе подготовки специалистов по дошкольному образованию в высших и средних учебных заведениях, а также в сфере повышения квалификации педагогов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается источниковедческой базой исследованияаргументированностью теоретических положенийлогикой научного анализаиспользованием комплексной методики, адекватной предмету и задачам исследуемой проблемы, длительным педагогическим экспериментом с личным участием автора, сочетанием количественной обработки полученных данных и их качественным анализом.

На защиту выносятся следующие положения:

• Формирование основ экологической культуры есть целенаправленный процесс освоения и принятия ребенком экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе, овладения умениями и навыками экологической деятельности в природной среде.

• Формирование основ экологической культуры обеспечивается комплексом педагогических условий: эколого-педагогической готовностью воспитателя к работепостроением развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей разнообразную деятельность детей с природными объектамипрограммно-методическим обеспечением, включающим доступное для дошкольников содержание экологической культуры.

• Развивающая предметно-пространственная экологическая среда представляет собой совокупность объектов природы в определенных пространственных отношениях, ориентированных на развитие активности ребенка по освоению экологических знаний, воспитание нравственно-ценностного отношения к природе, обогащение опыта экологической деятельности в природной среде.

• Модель построения развивающей предметно-пространственной среды включает следующие организационно-педагогические блоки:

— мотивационный, направленный на формирование позитивного отношения воспитателей к экологическому образованию дошкольников;

— теоретический, определяющий концептуальные подходы к построению модели среды;

— проектировочный, включающий развитие умений воспитателей конструировать среду;

— практический, обеспечивающий наполнение существующей среды образовательного учреждения экологическим содержанием.

Апробация и внедрение результатов исследования происходили в ходе проведения экспериментальной работы в дошкольных образовательных учреждениях г. Архангельска, на курсах повышения квалификации воспитателей дошкольных учреждений г. Архангельска и Архангельской области. Теоретические положения, методика и результаты исследования обсуждались на Областной научно-практической конференции «Дошкольное образование: состояние, тенденции, проблемы, перспективы, система регулирования» (Архангельск, 2002), V Российской конференции «Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях и начальной школе» (Москва, 2003), научно-практических конференциях Архангельского педагогического колледжа (2000 — 2004). Основное содержание диссертационного исследования отражено в публикациях материалов исследования в сборниках статей и тезисов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Выводы по второй главе.

Организованный и проведенный педагогический эксперимент, направленный на определение условий для формирования основ экологической культуры дошкольников позволил сделать следующие выводы:

— Необходимым условием формирования основ экологической культуры дошкольников являются: организация развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей непрерывное общение дошкольников с природой, разнообразную деятельность с ее объектами, накопление и применение опыта нравственно-ценностного отношения к нимэкологопедагогическая готовность педагога к работеэкологически ориентированная деятельность детей.

— Эффективность теоретической модели построения развивающей предметно-пространственной среды представленной совокупностью организационно-педагогических блоков (мотивационного, теоретического, проектировочного, практического) подтверждается положительной динамикой развития основ экологической культуры дошкольников.

— Экспериментально установлена зависимость между содержанием развивающей предметно-пространственной среды, организованной в ней экологической деятельностью детей и уровнем сформированности экологической культуры дошкольников.

Заключение

.

В современных условиях развития цивилизации проблема формирования экологической культуры личности приобрела особую актуальность. Учитывая, что целью экологического образования является формирование экологической культуры, мы исследовали сущность понятия «экологическая культура», выявили ее взаимосвязанные компоненты: экологическое сознание, нравственно-ценностное отношение к природе, опыт экологической деятельности.

Экологическую культуру мы понимаем как часть общей культуры, способствующей сохранению и развитию системы «человек — общество — природа», формирующей экологические знания, навыки и ценностные ориентации.

Исходя из психолого-педагогического анализа научной литературы мы рассмотрели концептуальные подходы к пониманию сущности формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста, определив его как целенаправленный процесс освоения и принятия ребенком экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе, овладения умениями и навыками экологической деятельности в природной среде.

В ходе проведенного исследования осуществлялся поиск и теоретическое обоснование комплекса педагогических условий, влияющих на формирование основ экологической культуры дошкольников:

— готовность педагога к работе по формированию основ экологической культуры детей;

— наличие разработанной теоретической модели педагогически целесообразной развивающей предметно-пространственной среды, позволяющей детям приобретать и применять в деятельности экологические знания, нравственно-ценностный опыт общения с природой;

— организационно-педагогическое сопровождение формирования основ экологической культуры дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды;

— организация экологически ориентированной деятельности детей в развивающей предметно-пространственной среде.

Предложенная нами теоретическая модель построения развивающей предметно-пространственной среды включает четыре блока (мотивационный, теоретический, проектировочный, практический) и направлена на формирование позитивного отношения воспитателей к экологическому образованию дошкольников, теоретическое овладение концептуальными идеями ее построения, развитие умений у воспитателей конструировать, создавать и наполнять экологическим содержанием каждый компонент развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения.

Полученные в ходе эксперимента данные свидетельствуют о положительном влиянии на динамику сформированности основ экологической культуры дошкольника комплексного воздействия всех педагогических условий с их специфическими функциями (воспитывающей, обучающей, развивающей, активизирующей, формирующей). Обобщение результатов исследовательской работы позволяет сделать следующие выводы:

1. Основу экологической культуры составляют доступные для ребенка знания об уникальности природы, гуманное отношение к ней, имеющиеся навыки и умения экологически грамотного поведения. Специфика формирования основ экологической культуры определена возрастными особенностями детейведущим видом деятельности — игрой.

2. Развивающая предметно-пространственная среда представляет собой совокупность объектов природы, находящихся в определенных пространственных отношениях, ориентированных на развитие активности ребенка по освоению экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе, опыта экологической деятельности в природной среде. При ее построении необходимо учитывать общепедагогические основы системного проектирования социального, пространственно-предметного и организационно-технологического компонентов и ориентироваться на реализацию целей экологического образования.

3. В ходе апробации модели построения развивающей предметно-пространственной среды выявлена положительная динамика сформированноста основ экологической культуры детей дошкольного возраста. Этому способствовало личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя и ребенка в процессе ознакомления с природойпрограммно-методическое обеспечение образовательного процессакачественное изменение и наполнение каждого компонента среды экологическим содержаниемактивизация экологически ориентированной деятельности детей в природеиспользование развивающих игр экологической направленности.

Таким образом, в исследовании подтверждена правомерность выдвинутой гипотезы, реализована ее цель, решены поставленные задачи. Развивающая предметно-пространственная среда, ориентированная на развитие активности ребенка по освоению экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе, обогащение опыта экологической деятельности, является условием формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста.

Проведенное исследование не исчерпало глубины и многоплановости проблемы. На наш взгляд дальнейшего изучения требует научное обоснование педагогических технологий, направленных на формирование основ экологической культуры у дошкольников, изучение влияния развивающей предметно-пространственной среды на качество образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях и т. п.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль: Академия развития, 1997.
  2. Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений./ Под ред. Стеркиной Р. Б. 2-е изд., исправленное, дополненное. -М: Издательство ACT, 1997. -431 с.
  3. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. — 496 с.
  4. .Г. Избранные психологические труды. В 2 -х Т. / Под ред. А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. — Т.2. — 288 с.
  5. Г. М. Личностно адаптированная система обучения //Педагогика, 2003. № 7. — С.66 -70.
  6. О.В. Предметно пространственная среда: ее роль в развитии личности. // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 4. — С.37−43.
  7. Е.А. Дошкольный возраст. М.: Учпедгиз, 1948.
  8. В.П. Педагогическая диагностика состояния экологического воспитания в ДОУ//Управление ДОУ. 2002. № 5. — С.82 -86.
  9. JI.B. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников.-М., 1992.
  10. Ю.Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик. М. Изд — во РПА, 1997,132 с.
  11. П.Бабаева Т. И. Гуманизация педагогического процесса в детском са-ду./Гуманизация процесса воспитания и развития дошкольника: межвуз. Сб. научных трудов. СПб.: Образование, 1994. -С. 4−8.
  12. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. -261 с.
  13. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1982. -192 с.
  14. А.А., Барташникова И. А. Учись мыслить. Харьков: Фолио, 1998.-480 с.
  15. В.П. Слагаемые педагогических технологий. — М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  16. Бим Бад, Петровский А. В. Образование в контексте социализации //Педагогика. — 1996. — № 1. — С.
  17. Биологический энциклопедический словарь / под ред. М. С. Гимерова. -М.: Сов. энцик., 1986. 831 с.
  18. Е.В., Берлиус Г. А. Теория и практика личностно — ориентированного образования //Педагогика. 1996. -№ 5. — С. 72−81.
  19. А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Педагогика, 1997.
  20. А.К. Теория дидактических игр и практика их использова-нияв детском саду: Учебное пособие для студентов. М. Педагогика, 1985. — 67 с.
  21. Т.М. Экологические занятия с детьми 6−7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002. — 184 с.
  22. И.Г. Психологический подход к формированию экологической культуры //Мир психологии. 1998. № 2. — С. 121- 231.
  23. Ф.Н. Дидактические игры и дидактические материалы. М.: Учпедгиз, 1948. — 160 с.
  24. В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности дошкольника.: Дис.. канд. пед. наук.- Москва, 1991. — 40 с.
  25. Ю.С. Педагогизация среды как социально педагогический результат интеграции воспитательных взаимодействий (организационно — технологический аспект): Дис. .канд. пед. наук.- Екатеринбург, 1993.-212 с.
  26. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд — во МГУ, 1968, — 267 с.
  27. Л.П. Социальная среда и формирование гармоничной личности. -М., 1971,-48 с.
  28. Т.С. Педагогическая регионология. Научно методическое пособие. — Архангельск: год — во АО ИППК РО, 2000. — 69 с.
  29. Т.С. Своеобразие народнбой педагогики поморцев // Советская педагогика. 1989. № 7. — С. 111−116.
  30. Т. С. Щекина С.С. Поморская семья. (Цикл бесед для родителей с учетом региональных особенностей воспитательной среды). — Архангельск: изд во АО ИППК РО, 1998.- 96 с.
  31. Васякина Новикова Ж. Л., Сахарова В. Н. Методические рекомендации к программе «Паутинка». — М., 1996.
  32. Введение в научное исследование по педагогике / Ю. К. Бабанский, В. Н. Журавлев. -М.:Пед., 1988.
  33. Т.И. Средовый подход в воспитании в современных условиях / Тезисы докл. Ломоносовских пед. чтений, АОИППК РО. 1997. -С. 32−34.
  34. Л.А., Мухина B.C. Психология. М.: Просвещение, 1988. — 336 с.
  35. Н.Н. Психологический анализ условий формирования основ экологического сознания.: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М. 1991. -16 с.
  36. Н.Н. Мы земляне! // Дошкольное воспитание. — 1995. № 1.
  37. ВиноградоваН.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М.: Просвещение, 1978. — 207 с.
  38. С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО, 1999. -538 с.
  39. В.В. Этимологический словарь. СПб.: Дидактика плюс, 2000.
  40. .С., Волкова Н. В. Детская психология. Психология развития ребенка до поступления в школу. / Науч. ред. Б. С. Волков. М.: АПО, 1994.-84 с.
  41. О.А. Добро пожаловать в экологию! СПб.: «Детство -Пресс», 2002. — 160 с.
  42. .З., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. М.: Педагогика, 1981. — С. 7 — 14.
  43. JI.C. Обучение и развитие в дошкольном возрасте //Умственное развитие детей в процессе обучения. М: Л., 1935. -с. 29.
  44. JI. В. Педагогическая психология. / Под. ред. В. В. Давыдова. М.: Пед., 1991.- 480 с.
  45. О.С. Роль игры в формировании личности школьника // Советская педагогика. 1982. № 9. — с. 60−64.
  46. Э.В. Опасность «дыр» в экологическом воспитании //Нар.образование. -1989. № 4. с. 120 -127.
  47. Государственные требования к развивающей среде. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений, 1-е изд. М.: ACT, 1996.-С. 82−91.
  48. А.А. Экология: Учебное пособие. М: Центр, 1998. —240 с.
  49. К. Душевная жизнь ребенка. Избранные лекции. Киев, 1916. — с.13.
  50. JI. И. В союзе с природой. Эколого -природоведческие игры и развлечения с детьми. М — Ставрополь, :Илекса, 2000.- 285 с.
  51. в.Г. Влияние знаний о природе на воспитание положительного отношения к ней. Дис.. канд.пед.наук., М. 1968. 382 с.
  52. Н.Н. Игра на занятиях по физкультуре как фактор общеличностного развития младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. на-ук.М., 1994. 16 с.
  53. Е.В. Научно педагогические основы развития игровой позиции воспитателя: Дисс. кан. пед. наук., Архангельск, 2001. —148 с.
  54. Гуманизация поцесса воспитания и развития дошкольников. Межвуз. Сб. научных трудов. СПб.: Образование, 1994. — 116 с.
  55. А.Н. Индивидуально ориентированное обучение детей: Методическое пособие. — М.: Мозаика — Синтез, 2000. — 143 с.
  56. А.И., Ларионова Г. Б., Рыжова Н. А. Создание условий для экологического воспитания в детском саду: Тез. Докл. ВООП Российской науч. конф .- М., 1999. с. 34−39.
  57. ДежниковаН.С. Экологическая культура: грани восприятия // Биология в школе. 1995. № 3. — С. 20−23.
  58. С.Д. Субъективное отношение к природе детей дошкольного и младшего школьного возраста // Начальная школа. 1998. № 3. -С. -19.
  59. Дерябо, а Человек и природа. Проблемы экологического воспитания // Мир психологии. 1998. № 2 (14). — С. 109 — 121.
  60. С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. -Ростов на- Дону, 1996.- 259- 275 с.
  61. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду.// Под. ред. Т. Н. Бабаевой, З. А. Михайловой, Jl. М. Гурович: Изд. 2-е, переработанное. С.-Пб.: Акцидент, 1996. — 224с.
  62. Детский сад эталон экологической культуры. Часть 1/ Сост. Т. В. Потапова. — Москва: ЦС ВООП, 2000. -200 с.
  63. Дидактические материалы по экологии (региональный компонент). Учебное пособие. / Колбасенко М. Н., Севастьянова З. П. Архангельск., 1997.-181 с.
  64. . И., Структура и динамика мотивов деятельности// Вопросы психологии, 1984, № 4.
  65. Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно правовых документов и программнометодических материалов. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001, — 472 с.
  66. В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1981.-80 с.
  67. Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. -М.: АРКТИ. 1999. 128 с.
  68. Н.Д. Планированбие организации развивающебй среды в ДОУ //Начальная школа плюс до и после. 2004. № 4. — С. 66−73.
  69. М.В., Захарова А. Е., Калинина Л. И., Наумова С. И. Психолого педагогическая практика в системе образования. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1998. 288 с.
  70. .В. Охраняемые природные территории Европейского Севера России. Архангельск.: СОЛТИ, 1999. — 143 с.
  71. Закон РФ Об охране окружающей и природной среды. -М., 1991.
  72. И. Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы // Экологическое образование: концепции и технологии. — М.: Перемена, 1996.
  73. И.Д., Суравегина Т. И. Экологическое образование школьников. -М: Педагогика, 1983. с. 160.
  74. И.А. Педагогическая психология. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: «Логос», 1999. -384с.
  75. Игра и ознакомление дошкольников с растениями: Методические рекомендации для воспитателей средней группы детского сада /Сост. Комарова И. А. Могилев, 1989.
  76. Истоки :Базисная программа развития ребенка дошкольника / Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, А. Н. Давидчук, Н. В. Тарасова и др. — М.: Карапуз, 1997.-288с.
  77. Д.Н. Экологическое образование и безопасность общества //Развитие непрерывного экологического образования. -М., 1995.
  78. Каникулы, игра, воспитание: О педагогическом руководстве игровой деятельностью, / под ред. О.С. Газмана-М.: Просвещение, 1988. 160 с.
  79. Е.Н., Реуцкая Н. А. Игра в системе экологического воспитания дошкольников. — Вологда, 2001. — 72 с.
  80. М.В. Образование и возможность игры //Сов. педагогика. -1985. № 3.-с.13.
  81. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994.- с. 79.
  82. З.А., Чистова Л. П. Уроки природоведения во 2 классе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. — 111 с.
  83. З.А. Природоведение: Учеб. Для 3 кл. трехлетней и 4 кл. четырехлетней нач. шк. 1-е изд. — М.: Ассоциация XXI- век 1 Т, 1997. -288 с.
  84. В. Формирование экологической культуры и проблемы образования // Педагогика. 2001. № 1. — С. 32 —41.
  85. А.Г. Общая психология. М.: Просвещение, 1981.- 361 с.
  86. И.А. Игра как средство формирования осознанного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста.: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М. 1991. 17 с.
  87. Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 -х Т. Т.2 -М.: педагогика, 1982. 576 с.
  88. Я.А., Локк Д., Руссо Ж., Песталоции W.f. Ьедагоояческое наследие / сост. В. И. Кларин, а.Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1987. -412 с.
  89. Н.Н. Формирование системы знаний о живом организме у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис. .канд. пед. на-ук.Л., 1986.- 15 с.
  90. Н.Н. Программа экологического образования детей «Мы». СПб., 1996.
  91. Концепция дошкольного воспитания (проект) // Под. ред. В. В. Давыдова.-М., 1988.
  92. Концепции дошкольного воспитания.// Дошкольное воспитание. -1989. т. С.3−12.
  93. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года // Учительская газета. 2003. №
  94. ЮЗ.Костюк Г. С. Развитие и воспитание // Общие основы педагогики. -М.: Педагогика., 1967. с. 168−169.
  95. Н., Кирилов И. Макет как элемент предметной среды для сюжетных игр старших дошкольников. //Дошкольное воспитание. -1997. № 6.-С.9.
  96. Н. Предметная развивающая среда: подход в взаимодействию детского сада с семьей. //Ребенок в детском саду. 2004. № 2 — С. 28−31.
  97. Н. К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада. //Ребенок в детском саду. 2004. № 2. С. 20 22.
  98. А.Н., Марков Ю.Г., Васильев Н. Г.Экологическое знание и сознание: особенности формирования. — Новосибирск: Наука, 1987. -182 с.
  99. Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1997. — 64 с.
  100. В.М. О некоторых психологических принципах и условиях экологического образования // Пед. принципы и условия экологического образования. Сб. науч. трудов. М.: НИИСиМО, 1983. — с.21.
  101. Г. В. Воспитание у школьников бережного отношения к природе.: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1974. 32 с.
  102. А.И. Культурология: словарь. М.: Академический Проспект, 2000. — 671 с.
  103. В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. М.: Московский психолого социальный институт «Флинта», 1998. -192с.
  104. В.Г. Психолгия и педагогика в схемах и таблицах. Мн.: Харвест, 1999. — 384 с.
  105. Т.В. Организация предметной среды и позиции воспитателя // Дошкольное воспитание. 1995. № 6. — С. 72 — 76.
  106. Д.Г. Практика общения: современные образовательные технологии Мурманск: МОИПКРО, 1997. — 221 с.
  107. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
  108. Леонтьев .Н. Учение о среде в педологических работах Л. С. Выготского //Вопросы психологии. 1998. — № 1. — С. 108−124.
  109. и.я. Дидактические основы методов обучения. -М.: педагогика, 1981.-186 с.
  110. И.Я. ^аким должно бытьвоспигывающее обучение //Химия в школе. 1995. № !.-С.15−20.
  111. .Т. Педагогика. Курс лекций. М.:Прометей, 1992. — 528 с.
  112. .Т. философия воспитания. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
  113. Лук А. Н. Учись мыслить. М.: Знание, 1975. 96с.
  114. М.В. Детям о природе. Изд. 2-е М., 1989.
  115. Люблю тебя, мой край родной!/ сост. Лычева А. А., Цвиль B.C. Архангельск.: ВООП, СОЛГИ, 2001. — 263 с.
  116. Г. А. Игра как средство активизации учебно воспитательного процесса.
  117. Ю.С. Средовый подход в воспитании // Педагогика. -2000.-№ 7.-С. 36−41.
  118. Д.Ж. Социальная экология. М., 1991.
  119. В.А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей образовательных учреждений. Ростов н/Д.: Феникс, 1998, — 544 с.
  120. Мир природы и ребенок. Учебное пособие / Под. ред. Маневцевой Л. М., Саморуковой П. Г. Изд. 2-е СПб., 1998.
  121. Н., Короткова Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания.// Дошкольное воспитание. -1992. -№ 5−6.-С. 17.
  122. Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск.: Асар, 1996. — 125 с.
  123. Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно — методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2003. — 128 с.
  124. Монтессори педагогика в практике детского сада / ййтор-составитель: Якимова М. Н. — Новокузнецк: Изд. ИПК, 1999.
  125. М. Метод научной педагогики, применяемый в домах ребенка // История дошкольной зарубежной педагогики. Хрестоматия. — М., 1994.
  126. B.C. Психология дошкольника: Учеб. пособие для студентов пед. института / Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1975. — 239 с.
  127. Т.Н. Игра как средство развития творческой активности подростков: Дисс. канд. пед. наук. — М., 1994. -225 с.
  128. А.Я. О методологическом аппарате диссертационных работ //Педагогика. 1995. — № 5. — С. 44−49.
  129. С.Н. Ознакомление дошкольников с зависимостями, существующими в природе как средство умственного воспитания старших дошкольников.: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1979. — 27 с.
  130. С.Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь,. 1992.- 214 с.
  131. С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. -М.: Просвещение, 2002. 144 с.
  132. С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. М. Новая школа, 1996. — 48 с.
  133. С.Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста. М., 1996. — 33 с.
  134. С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. — М.: Фирма «Издательство ACT», 1998. 320 с.
  135. С.Н. Методика экологического воспитания детей дошкольного возраста. — М., 1998.
  136. С.Н. Юный эколог. М.: Мозаика — Синтез, 1999. — 213 с.
  137. С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей //Дошкольное воспитание. -2002.-№ 7,-С. 52−64.
  138. С. Н. Роль педагогической технологии в формировании экологической культуры детей и взрослых // Дошкольная педагогика. -2000. № 6.-С. 18−30.
  139. Л.И. Школа и среда. М.: Знание, 1985. — 80 с.
  140. С. Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно — воспитательных комплексах. — М., 1995. — С. 15−28.
  141. С.Л. Развивающая предметно игровая среда детства. Мир «КВАДРО».// Дошкольное воспитание. — 1998. — № 4. — С. 7−9.
  142. З.Г. Технология педагогического эксперимента: учебное пособие, Архангельск, «Правда Серева», 2000, 51 с.
  143. С.Н. Словарь русского языка. -М.: Русский язык, 1984. С.
  144. Ю.П., Николаева Е. В. Новое экологическое мышление // Советская педагогика. 1991. № 6. — С.57.
  145. А.П. Использование системы игр в формировании природоведческих представлений у детей младшего школьного возраста: Дис.. канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2000. с. 58−64.
  146. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. А. Венгера. Науч. исслед. Ин-т общей и педагогической психологии. Акад. Пед. наук СССР. — М.:Педагогика, -1988.-136 с.
  147. Охрана растительного мира Архангельской области. Метод, рекомендации. Архангельск., 1989. — 13 с.
  148. Педагогический энциклопедический словарь/ Гл. ред. Б.М. Бим-Бад- Дед-кол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, JI.C. Глебова и др. М.:БРЭ, 2002.- 528 с.
  149. В.А., Кларина JI.M., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учрежде-нии//Дошкольное образование в России. Сб. нормативно — правовых документов и научно методических материалов. — М.: ACT, 1997. — 102 с.
  150. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. — М.: Изд-во МПУ, 1996. 272 с.
  151. П.И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого дидактический справочник преподавателя высшей школы. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 354 с.
  152. А.А. Экология для младших школьников. М., 1997.
  153. А.А. Программа и учебно методический комплект «Зеленый дом» // Начальная школа: плюс, минус. — 1999. № 7.
  154. Н.Н. Современное состояние проблем умственного воспитания дошкольников: Тез. докл.Всесоюз. науч. конф. -М., 1970. с. 49 -51.
  155. Под дъяков Н. Н. Развитие ребенка дошкольника// Педагогика. -1996. -№ 5.-С. 15−19.
  156. З.П. Формирование бережного и заботливого отношения к природу у детей 5-го и 6-го года жизни (на материале животного мира) :Дис. канд. пед. наук. Киев, 1983. -257 с.
  157. С. Сознание и социальная среда. М.: Прогресс, 1979. — 231 с.
  158. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении /Под. ред. В. А. Петровского. М.: Новая школа., 1992. -135 с.
  159. Т. В. Программа подготовки детей дошкольного возраста к обучению основам экологии, природопользования и правам человека «Надежда»,— М.: КМК, 2000.- 187 с.
  160. sM., Панков Д. Д., Толстихина JI.K. Комплексный подход к формированию экологического сознания у детей дошкольного возраста. Подольск: «Сатурн-С», 2000. — 109 с.
  161. Проблемы перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях и начальной школе. М.: ВООП, КМК, 1999. — 167 с.
  162. Психология детей дошкольного возраста / Под. ред. А. В. Запорожца, Д. Э. Эльконина. -М. .'Просвещение, 1964.- 351 с.
  163. Психология. Словарь / Под общ, ред. А. В. Петровского, М.Г. Яро-шевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  164. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. / под ред. Н. Н. Поддъякова, А. Ф. Говорковой, Науч. исслед. Ин-т дошкольного воспитания Акад. Пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1985. -200 с.
  165. И.З. Моделирование педагогического процесса: материалы в помощь педагогу-новатору. Архангельск: Изд-воПоморского государственного университета, 1988. — 36 с.
  166. Н.Н. Проблемы формирования экологического мировоззрения // География в школе. 2000. № 3. — С. 38 — 44.
  167. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х Т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. -Т.1. -608 с.
  168. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. Ред. Г. В. Оси-пова. М.: Издательская группа НОРМА — ИНФА, 1998. — 672с.
  169. В.В. О проблеме соотношения развивающих образовательных сред и формирования знаний (к определению предмета экологической психологии). Выступление на пленарном заседании Первой российской конференции по экологии (Москва, 3−5 декабря 1996 г.).
  170. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: педагогика, 1976. -416 с.
  171. С.Л. Основы общей психологии. СПБ.: Питер Ком, 1999. 705с.
  172. С.Л. Человек и мир. М. Наука, 1997. 191с.
  173. В., Юдина Т. Азбука экологического воспитания дошкольников// Дошкольное воспитание. 1995. № 4. — с. 15.
  174. Н.А. Экологический проект «Мое дерево». Методическое пособие. Тамбов.: УПКРО, 1995. — 73 с.
  175. Н.А. Напиши письмо мартышке. Пособие для учителя. -М.: Тобол, 1996.-72 с.
  176. Н.А. Экологическое образование в детском саду. — М.: Карапуз, 2001.-432 с.
  177. Н.А. Наш дом природа. — М.: Л инка — Пресс, 1996. -55 с.
  178. Н.А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы //Дошкольное воспитание. 2001. № 7. — с.61.
  179. Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка — Пресс, 2003. — 192 с.
  180. С.Л. Основы общей психологии. М ., 1946. — с. 365.
  181. С.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.-416 с.
  182. С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд. АН СССР, 1957. — 328
  183. Л.П. Воспитание любви и бережного отношения к природе у младших школьников //Экологическое образование. М., 1983.
  184. П. Г. Педагогические условия воспитания любви, бережного и заботливого отношения дошкольников к природе. // Оптимизация учебно воспитательного процесса в детском саду. — Л., 1985. — с. 77−83.
  185. Л.В. Создание развивающей среды в дошкольном учреждении. Мет. Рекомендации. Новгород: Изд-во НРЦРО, 1994. — 26 с.
  186. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  187. В.Д. Педагогическая среда в условиях развитого социализма, Учебное пособие, Свердловск, 1980, — 70 с.
  188. Л.П. Ключи от природы. Учебно методическое пособие. -М.: Агар, 1997. -143 с.
  189. Л.П. Как учить экологии в начальной школе. М.: Экология и образование, 1999. — 88 с.
  190. В.А., Пустовойтов В. В. Социальная экология. М.: «Академия», 2000. — 280 с.
  191. Н.Г. Формирование экологического мышления во внеклассной работе // Классный руководитель. 1999. № 6. — С. 52 -56.
  192. Н.М. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984. -96 с.
  193. Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя / Вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1984. — 104 с.
  194. Словарь иностранных слов и выражений /Авт. Составитель Е. С. Зено-вич. М.: Олимп: ООО «Фирма" — Изд-во ACT, 2000. — 784 с.
  195. В.В., Балуева Н. И., Парфенова Г. М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: программа. — СПб.: Изд — во РГПУ им. А.И. Герцена- Изд во «Союз», 2001. — 208 с.
  196. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебное пособие для студентов пед. вузов и колледжей / Под ред. Т. И. Ерофеевой. М.: Изд-й центр «Академия», 1999. — 344 с.
  197. Социальная психология / Под ред. А. В. Петровского. -М., 1987. 224 с.
  198. Социальное развитие ребенка /Подред. Зверевой O.JI. М.: А.П.О., 1994.-77 с.
  199. Р.Б. Каким быть стандарту дошкольного образования // Обруч. 1996. № 4. — с.2.
  200. Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения. // Дошкольное воспитание. 1996. — № 6. — С. 9−12.
  201. Т.А. Мониторинг качества образования школьников // Педагогика, 2003. № 7. С.66−66.
  202. JI. Экологическое воспитание : региональный подход// Дошкольное воспитание. 2001. № 7. — С.20.
  203. Ю.Г. Как научить ребенка думать. СПб.: Издательство «Михаил Сизов», 1999.-326с.
  204. Т.И., Соколова Е. И. И учеба, и игра: природоведе- ние.-Ярославль.: Академия развития, 1997. 235 с.
  205. Н. Развивающая среда и этапы взросления ребенка // Обруч. -1997. № 3.
  206. Д.Л. Формироване экологического мировозрения школьников // Биология в школе. 2001. № 5. — с. 2 -4.
  207. В.Ф. Формирование у детей 6 лет первоначальных знаний о единстве организма и среды: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ленинград., 1980.-20 с.
  208. М.И. Создание предметно развивающей среды для реализации Образовательной системы «Школа 2100» в ДОУ // Начальная школа плюс. — 2004. № 4. — С. 74 — 77.
  209. О. Создаем развивающую среду своими руками//Дошкольное воспитание. 1997. — № %. — С 76.
  210. JI.H. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. -554 с.
  211. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. -452 с.
  212. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. / Под. ред. Н. Н. Поддьякова Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1984. — 205 с.
  213. УрунтаеваГ.А. Дошкольная психология. М.: Академия, 1997. — 72 с.
  214. Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой. М.: Просвещение: Владос, 1995. — 291 с.
  215. А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А. В. Запорожца. М.: Просвещение, 1981.- 176 с.
  216. В.И. Игра как средство выявления творческих сил человека // Педагогика и психология игры. Новосибирск, НГПИ, С. 147 — 163.
  217. к.Д. Человек как предмет воспитания. собр. Соч.: в 12 т— М: Изд -во АПН РСФСР, 1950. — Т.8. — с. 7−679.
  218. A.M. Формирование представлений о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста: Воспитание общественной направленности личности ребенка дошкольного возраста. -Пермь., 1990.- 23 с.
  219. Д.И. Психология становления личности. М.: международная педагогическая академия, 1994. — 192 с.
  220. Философский энциклопедический словарь / ред. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. И. Лупенко М.: ИНФРА — М, 2000. — 576 с.
  221. Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев.- М.: Сов. Энциклопедия, 1983. 840 с.
  222. Философско психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: ИНТОР, 1994. — 128 с.
  223. Ф. Воспитание человека // Хрестоматия по истории педагогики. М.: Учпедгиз, 1940. Т.2, ч. 1. — С. 321 — 339.
  224. М. А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста первоначальных знаний о некоторых существенных зависимостях в растительном мире.: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М. 1975.- 17 с.
  225. Е.А. Игровая среда как фактор развития творческой активности младших школьников в обучении: Дисс. канд. пед. наук — Киров. 1998.-235 с.
  226. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1948 1980 г г./ под пер. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис.- М.: Изд — во Моск. ун-та, 1981. — 304 с.
  227. Хрестоматия по истории педагогики / Сост. А. И. Пискунов. — М.: Просвещение, 1981. -528 с.
  228. Хрестоматия по истории педагогики В 4 х Т. / Сост. Н. А. Желваков. — М.: Учпедгиз, 1938. — Т. 4, ч. 1. — 548 с.
  229. Т.В. Формирование у дошкольников динамических представлений о росте и развитии растений/Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. М., 1987.-18 с.
  230. Т.И. Активизация учения школьников. — М.: Педагогика, 1982. 225 с.
  231. Н.П. Избранные педагогический сочинения в 2-х томах /Под ред. Кузина Н. П., Скаткина М. Н., Шацкой В. Н. -М.: Педагогика, 1980, Т.1−304 с.
  232. Н.К. Формироване и развитие экологического сознания у детей и подростков // География в школе. 1998. № 6. — с. 75.
  233. Е.В. Информационно-педагогические технологии: ключевые понятия. Словарь/ Под. Ред. Т. С. Буториной,-Архангельск: Из-во АГ-ТУ, 2003. 128 с.
  234. С. А. Игры учащихся феномен культуры. — М.: Новая школа, 1994.-240 с.
  235. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. 160с.
  236. Н.Е. новое воспитание. — М.: педагогическое общество России, 2000. -118 с.
  237. Н.Е. Практикум по педагогической технологии. — М.: педагогическое общество России, 1998. 249 с.
  238. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. -М.: АРКТИ, 2003. -72 с.
  239. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978, — 304 с.
  240. Е. Школа игры // Семья и школа. 1992. № 7 — 9. с. 13−15.
  241. В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000.-456с.
  242. В. А. Экспертиза школьной образовательной среды. М.: Сентябрь, 2000. -125 с.
  243. Montessori Maria The discovery of the child. CLIO PRESS OXFORD, ENGLAND. — 1992.- 203.
Заполнить форму текущей работой