Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия совершенствования допризывной подготовки молодежи к военной службе в учебных организациях РОСТО

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования осуществлялась на протяжении всего периода исследования и в ходе педагогического эксперимента, проводимого в ряде республиканских, областных, городских и районных организациях РОСТО. Выводы и рекомендации исследования были использованы при организации взаимодействия сотрудников военных комиссариатов г. Москвы с учебными организациями РОСТО. Результаты… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Научные и прикладные основы педагогической деятельности РОСТО по подготовке молодежи к военной службе
    • 1. Историко-педагогический анализ проблемы становления и развития системы военной подготовки молодежи в оборонных организациях
    • 2. Педагогическая характеристика допризывной подготовки молодежи в Российской оборонной спортивно-технической организации
    • 3. Анализ практики педагогической деятельности РОСТО по подготовке молодежи к военной службе
  • Глава II. Опытно-экспериментальное исследование повышения эффективности подготовки молодежи к военной службе в системе РОСТО
    • 1. Методика опытно-экспериментальной работы по повышению эффективности подготовки молодежи к военной службе
    • 2. Ход и проверка результатов педагогического эксперимента по повышению эффективности педагогической деятельности подразделений РОСТО по военной подготовке
  • Глава III. Основные пути повышения эффективности подготовки молодежи к военной службе
    • 1. Совершенствование организации деятельности подразделений
  • РОСТО по военно-профессиональной ориентации допризывной молодежи
    • 2. Совершенствование педагогической техники педагогического со- 106 става учебных организаций РОСТО
    • 3. Развитие сотрудничества учебных организаций РОСТО с военными комиссариатами и общественными организациями

Педагогические условия совершенствования допризывной подготовки молодежи к военной службе в учебных организациях РОСТО (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. На всех этапах становления и развития российского государства защита Отечества была и остаётся священным долгом всего народа. Важнейшим условием поддержания Вооружённых Сил Российской Федерации в состоянии оборонной готовности в современных условиях является эффективная и качественная подготовка молодёжи к воинской службе.

В настоящее время работой по подготовке допризывников к военной службе занимаются учебные организации РОСТО. Их деятельность по допризывной подготовке молодежи по военным специальностям управляется военными комиссариатами. Важность допризывной подготовки молодежи в РОСТО обусловлена рядом факторов.

Во-первых, всесторонняя подготовка молодого поколения к защите своего Отечества остаётся важным фактором укрепления обороноспособности страны.

Во-вторых, при значительном сокращении Вооруженных Сил и снижении военных расходов, переходе на контрактную систему прохождения службы, сокращении сроков службы военнослужащих по призыву возникает настоятельная потребность подготовки обученного пополнения для Вооруженных Сил Российской Федерации.

В-третьих, повышение роли допризывной подготовки будущих защитников Родины в значительной мере определяется влиянием на развитие военного дела научно-технического прогресса, который предъявляет высокие требования к военной и технической подготовке воинов. Воинский труд в современных условиях стал более дифференцированным. Например, если, к началу первой мировой войны основных военных специальностей было 1520, в годы второй мировой войны — 160, то сейчас в армиях насчитывается более 2 тыс. военных специальностей, многие из которых предполагают серьезную подготовку.

В-четвертых, изменившиесянравственные устои общества порождают правовой нигилизм-, политическую-наивность, потребительскую психологию и пацифистские настроения1 большей^ части подростков. В значительной степени утратили свою роль и идеи патриотизма, без которых невозможно возрождение Отечества. Исследование показало, что если в середине' 90-х годов прошлого века каждый второй из числа опрошенных считал такие понятия как патриотизм, честь, воинский' долг, ушедшими в. прошлое и лишенными смысла. Свыше 35% молодых людей заявляли о" готовности покинуть Россию^ а около 70% - о бессмысленности военной службы. В настоящее времясоциальная ситуация^ значительно улучшилась. Проведенные в ходе исследования опросы показали, что сейчас большинство допризывников все же считают военную службу необходимой, а намерение покинуть страну высказывают единицы.

Анализ практики взаимодействия военкоматов и учебных организаций РОСТО-показывает, что в настоящее время, возникают проблемы, связанные с усиливающейся коммерциализацией деятельности оборонного1 общества, отсутствия необходимых для формирования военных знаний, умений и навыков, у педагогического" и инструкторского состава. По итогам опросов 77% офицеров военкоматов отметили недостаточный уровень допризывной подготовки в учебных организациях РОСТО.

Исследование разработанности научной задачи показалочто по проблемам допризывной подготовки к армейской службе проведена значительная исследовательскаяработа1. Так, например, социально.

1 См.: Прилуцкий В. В Деятельность государственных органов и общественных организаций по военно-патриотическому воспитанию населения СССР (1922 — июнь 1941 гг.): Автореф. дис.. д-ра ист. наук. — М.: ВУ, 2001; Калинина C.B. Военно-патриотическое воспитание учащихся во внеклассной работе школы в 1931;1941 гг.: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1971; 1934; Шеленин Ю. Г. Руководство Компартии Латвии деятельностью государственных и общественных организаций по осуществлению закона СССР «О всеобщей воинской обязанности» (1967;1980 гг.): Автореф. дис. .канд. ист. наук. — М., 1984; Головко В. И. Развитие профессиональной структуры общества и ее влияние на подготовку молодежи к службе в ВС СССР: Автореф. дис.. канд. филос. наук. — М., 1991; Шангин II.A. Психологическая подготовка старшеклассников средней школы к сознательному выбору профессии офицера ВС СССР: Автореф. дис.. канд. педагогические и организационно-педагогические проблемы подготовки молодежи к военной службе отражены в кандидатских диссертациях Н. П. Аксеновой, И. Я. Гнатко, Т. А. Двужилова, С. С. Коцевича, Н. Я. Миронова, H.A. Нижнева, В. В. Третьякова, B.C. Чудного. Историко-педагогический аспект исследовался в диссертациях B.JI. Балобонова, Н. Ф. Гудченко, С. В. Калининой, И А. Пешкова, Е. В Пиульского, А. В. Санникова, Т. М. Мухамадеева.

В диссертациях A.A. Аронова, В. В. Артеменко, М. Аннакулова, А. Н. Вырщикова, X.JI. Христова исследованы пути и условия военно-патриотического воспитания в процессе изучения учащимися НВП и основ военных наук. В. Г. Ждановым, Н. И. Хромовым, С. Ф. Шакаровым предприняты попытки анализа дидактических и методических проблем НВП.

Некоторые аспекты формирования готовности учащихся к военной службе рассмотрены в работах В. Ы. Лоскутова, В. И. Лутовинова, Г. Т. Сивакова, A.A. Кунцмана, H.A. Шангина и др. Ряд актуальных задач физического воспитания призывной молодежи решены в диссертациях М. М. Бака, С. Н. Зуева, В. В. Константинова, П. Д. Лукашова.

Значительный научный и практический интерес представляют докторские диссертации H.A. Белоусова, А. Р. Журмаканова, Л. А. Бублика, А. П. Волкова, Н. М. Конжиева, М. А. Терентей, В. Ф. Фарфаровского, Х. Г. Фаталиева, Т. М. Шашло. В них наряду с актуальными вопросами теории и истории военно-патриотического воспитания проанализированы педагогические вопросы подготовки молодежи к военной службе. псих. наук. — Ярославль, 1969; Попов Н. И. Исследование некоторых проблем совершенствовании системы физической подготовки молодежи призывного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1970; Мухамадеев М. М. Социально-педагогические основы деятельности военных комиссариатов по совершенствованию допризывной подготовки молодежи: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М.: ВУ, 1997; Маклачков A.B. Деятельность Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) по оборонно-массовой работе среди населения страны в 1991;1999 гг.: Автореф. дис. .канд. ист. наук. — М., 2001; Белоусов H.A. Педагогические основы подготовки учащихся средних учебных заведений службе в Армии: Автореф. дис. д-ра пед. наук. — М., 1991; Аронов A.A. Научно-педагогические основы управления системой военно-патриотического воспитания школьников: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. — М., 1990.-С. 50.

Однако в монографических и диссертационных работах теоретического и методического плана специальных исследований, посвященных педагогическим условиям повышения эффективности допризывной подготовки в организациях РОСТО, нет. Актуальность проблемы, ее практическая и теоретическая значимость, а также недостаточная разработанность в военной педагогике обусловили ее выбор в качестве диссертационного исследования.

Объектом исследования допризывная подготовка молодежи к воинской службе, а предметом — педагогические условия совершенствования допризывной подготовки молодежи к военной службе в учебных организациях РОСТО.

Цель исследования — уточнить теоретические основы, обосновать и экспериментально проверить основные педагогические пути и условия совершенствования допризывной подготовки молодежи к военной службе в РОСТО.

В соответствии с целью в диссертации решались следующие задачи:

1. Обосновать теоретические положения о сущности и содержании допризывной подготовки молодежи в учебных организациях РОСТО к военной службе.

2.Разработать и экспериментально проверить комплексную педагогическую программу повышения эффективности допризывной подготовки молодежи в организациях РОСТО.

3.Выявить основные пути и условия повышения качества подготовки допризывной молодёжи к военной службе в учебных организациях РОСТО в непосредственном взаимодействии с военными комиссариатами.

В качестве гипотезы выдвинуто положение о том, что в условиях радикального реформирования Вооруженных Сил, изменения качественных характеристик техники и личного состава, объективно возникает необходимость повышения эффективности допризывной подготовки молодежи. Но значительная часть этой работы выполняется учебными организациями POGTO, в деятельности которых существует ряд противоречий, связанных с отсутствием в них специалистов обеспечивающих военную составляющую допризывной подготовки и слабым взаимодействием с военными комиссариатами.

Предполагается, что разрешить выявленное противоречие и повысить качество подготовки молодежи к военной службе возможно, на основе совершенствования организация деятельности подразделений РОСТО по военно-профессиональной ориентации допризывной молодежиповышен уровень педагогической техники педагогического состава учебных организаций РОСТОобеспечено развитие сотрудничества учебных организаций РОСТО с военными комиссариатами и общественными организациями.

Методологическую основу исследования составляют положение о единстве формирования сознания, личности и деятельностинаучные закономерности, раскрывающие единство, теории и практики в профессиональной подготовке, о всестороннем учёте возрастных, социально-психологических и других особенностях молодёжи в процессе работы с ней, о превращении полученных знаний в убеждения и др.

Исследование основывалось на принципах научности и объективности, конкретности и абстрактности, исторического и логического, индукции и дедукции, сопоставления и оценки педагогических явлений прошлого и настоящего.

Исследование строилось на теоретических положениях, разработанных в трудах отечественных педагогов и психологов П. К. Анохина, А. А. Аронова, Ю. К. Бабанского, A.B. Барабанщикова, Л. А. Бублика, В. И. Вдовюка, Д. И. Водзинского, И. Ф. Выдрина, В. Н. Герасимова, П. Н. Городова, В. П. Давыдова, М. А. Данилова, М. И. Дьяченко, Б. П. Есипова, Л. Ф. Железняка, JI.B. Занкова, JI.A. Кандыбовича, Н. И. Киряшова, Н. М. Конжиева, Ф. Ф. Королева, Н. С. Кравчуна, К. А. Кулинковича, И. Д. Ладанова, A.M. Леонтьева, И. А. Липского, М. У. Пискунова. К. К. Платонова. М. Н. Скаткина, В.А.

Сластенина, В. Я. Слепова, A.M. Столяренко, В. В. Третьякова. В. Ф. Фарфаровского, Н. Ф. Феденко, И. Ф. Харламова, Т. М. Шашло, Г. И. Щукиной, В. Т. Юсова и др.

Разработанный на кафедре педагогики Военного университета личностно-социально-деятельностный подход к воспитанию и обучению явился основой для проведения опытно-экспериментальной работы, обоснования основных направлений повышения эффективности допризывной подготовки молодежи. Исследование проводилось в организациях РОСТО г. Москвы. Использовался опыт учебных организаций РОСТО г. Зеленограда, республики Татарстан. Вся работа была проведена в несколько взаимосвязанных этапов с использованием комплексной методики.

Первый этап, подготовительный, (2004 — 2006 гг.) посвящался теоретическому осмыслению литературных источников и нормативных документов по исследуемой проблеме, а также изучению реального процесса допризывной подготовки молодежи для армии в военных комиссариатах. Это позволило определить ведущую идею и замысел диссертации, сформулировать целевую установку и задачи, разработать гипотезу, рабочий план и методику исследования. На данном этапе осуществлялся теоретический анализ литературных источников, методами включённого наблюдения, бесед, интервью, анализа документов и результатов деятельности, анкетирования, изучался практический опыт допризывной подготовки молодёжи в учебных организациях РОСТО.

Второй этап, основной, (2006 — 2007 гг.) включал проверку гипотезы, предварительных выводов и рекомендаций диссертанта в процессе экспериментальной работы. Параллельно изучался передовой опыт деятельности РОСТО и военных комиссариатов, анализировались новые источники по исследуемой проблеме. Полученные результаты активно внедрялись в практику. На данном этапе использовались методы: наблюдение, беседы, тестирование, анализ результатов деятельности, констатирующий и формирующий эксперименты, обобщение независимых характеристик, экспертное оценивание и др.

Третий этап, заключительный, (2007 — 2008 гг.) связан с теоретическим обобщением материалов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, внедрением выводов и рекомендаций в практику совместной работы РОСТО и военных комиссариатов по допризывной подготовке. В ходе данного этапа использовались методы обобщения, систематизации, математической обработки результатов, теоретический анализ.

Общий объем проделанной работы. В ходе исследования изучено и проанализировано более 250 литературных источников по проблеме и смежных с ней, около 50 нормативных документов. Проведено комплексное изучение деятельности 5-ти организаций РОСТО и их взаимодействия — с военными комиссариатами различного уровня. Опрошено в беседах, интервью, анкетах более 100 работников военкоматов, более 200 призывников и допризывников. Непосредственное участие в исследовании приняли учащиеся 2-х групп по 30 человек из московских учебных организаций РОСТО.

Научная новизна проведённого исследования состоит в том, что в нём проанализирована современные подходы к допризывной подготовке молодёжи в организациях РОСТО и пути их реализацииуточнены сущность, содержание и особенности допризывной подготовкиразработана — и экспериментально проверена комплексная педагогическая программа и основные пути повышения эффективности подготовки молодёжи к военной службе в учебных организациях РОСТОобоснованы и апробированы практические рекомендации по оптимизации допризывной подготовки молодёжи подразделениями РОСТО во взаимодействии с военными комиссариатами.

На защиту выносятся:

1. Основные тенденции допризывной подготовки молодежи к службе в армии, проявляющиеся в различные периоды деятельности оборонного общества в СССР и современной России: на этапе становления оборонных обществ — подготовка молодого поколения по вновь появившимся технически сложным военным специальностямв период Великой Отечественной войны — массовое начальное обучение молодого пополнения военному делув послевоенный период — подготовка молодых людей к военной службе по широкому спектру специальностей на основе государственного финансированияна современном этапе — обучение молодежи по наиболее востребованным в армии и на флоте специальностям в условиях значительной коммерциализации деятельности.

Уточненная сущность допризывной подготовки молодежи в учебных организациях РОСТО в ее содержательной и динамической характеристиках, представляющая собой скоординированную и целенаправленную педагогическую деятельность по обеспечению всесторонней готовности подрастающего поколения к реализации функции защиты в любой сфере жизни общества, в том числе и к службе в рядах Вооруженных Сил.

Специфика допризывной подготовки, связанная с изменением порядка комплектования Вооруженных Сил, сокращением сроков службы военнослужащих по призыву.

2. Разработанные и экспериментально проверенные комплексная педагогическая программа, основанная на совершенствовании организации учебного процесса, содержания и методики обучения, повышении воспитательного потенциала учебных занятий с допризывниками.

Адаптированная для проверки эффективности допризывной подготовки молодежи в учебных организациях РОСТО и апробированная в ходе опытно-экспериментальной работы система оценки, включающая мотивационно-целевой, процессуальный, результативно-деятельностный критерии и их показатели.

3. Основные педагогические пути и условия совершенствования педагогической деятельности учебных организаций РОСТО во взаимодействии с военными комиссариатами: совершенствование организации деятельности подразделений РОСТО по военно-профессиональной ориентации допризывной молодежисовершенствование педагогической техники педагогического состава учебных организаций РОСТОразвитие сотрудничества учебных организаций РОСТО с военными комиссариатами и общественными организациями.

Теоретическая значимость исследования состоит в решении научной задачи повышения эффективности допризывной подготовки молодежи в учебных организациях РОСТО, основанной на тесном их сотрудничестве с военными комиссариатамиуточнении и обосновании теоретических положений допризывной подготовкив разработке основных путей повышения эффективности данного процессав обосновании теоретических выводов, которые могут быть использованы в других педагогических исследованиях, связанных с повышением качества подготовки допризывников к военной службе по призыву.

Практическая значимость исследования определяется использованием его результатов в допризывной подготовке молодежи в учебных организациях РОСТО, координирующих их работу военных комиссариатов, формировании системы повышения педагогического мастерства работников РОСТО.

Теоретический и методический материал диссертации используется при разработке программ повышения квалификации работников РОСТО. Материалы диссертации также могут быть использованы на занятиях по педагогике и психологии с офицерами факультетов и курсов переподготовки и повышения квалификации, на занятиях по общественно-государственной подготовке.

Достоверность и обоснованность выводов и научных результатов обеспечена реализацией личностно-социально-деятельностного подхода к исследованию педагогических процессов, системой разнообразных методов исследования, использованием аппарата математической статистики, всесторонним анализом результатов опытно-экспериментальной работы • и подтверждена практикой работы учебных организаций РОСТО и военных комиссариатов, полнотой и системностью рассмотрения предмета исследования в его структурных, функциональных и процессуальных характеристиках и взаимосвязи между ними, использованием разнообразных теоретических и эмпирических методов исследования в соответствии с его концептуальными положениями и логикой организации. Результаты исследования получили экспериментальное подтверждение, прошли достаточную апробацию и педагогическую экспертизу.

Апробация результатов исследования осуществлялась на протяжении всего периода исследования и в ходе педагогического эксперимента, проводимого в ряде республиканских, областных, городских и районных организациях РОСТО. Выводы и рекомендации исследования были использованы при организации взаимодействия сотрудников военных комиссариатов г. Москвы с учебными организациями РОСТО. Результаты исследования были апробированы в ходе проведения занятий со слушателями факультета руководящего состава органов воспитательной работы Военного университета, на занятиях по общественно-государственной подготовке с работниками военкоматовобсуждались на заседаниях кафедры педагогики и предметно-методической комиссии по военной педагогике Военного университета, а также в ходе методических сборов работников военкоматов и РОСТО в гг. Москве и Казани.

Замысел исследования, его цель и задачи определили структуру и содержание диссертации, которая состоит из введения, трех глав, заключения и приложений. Глава I. Научные и прикладные основы педагогической деятельности РОСТО по подготовке молодежи к военной службе. Глава II. Опытно-экспериментальное исследование повышение эффективности подготовки молодежи к военной службе в системе РОСТО. Глава III. Основные пути повышения эффективности подготовки молодежи к военной службе.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ.

В условиях реформирования Вооружённых Сил российской Федерации, при наличии ряда проблем организационного и социально-экономического плана остро встаёт проблема совершенствования педагогической деятельности учебных подразделений РОСТО по допризывной подготовке молодежи.

Подготовка молодёжи к военной службе есть многоплановая, скоординированная, систематическая и целенаправленная деятельность по обеспечению всесторонней готовности подрастающего поколения к реализации функции защиты в любой сфере жизни общества, в том числе и в рядах Вооружённых Сил.

Допризывная подготовка представляет собой деятельный, непрерывный, сложный и напряжённый процесс, имеющий комплексный характер, основывающийся на единстве педагогических целей, задач, принципов, форм, методов и средств, реализуемых во взаимодействии всех участвующих в нём субъектов. При этом в условиях перехода на новые сроки службы солдат-призывников наиболее оптимальной представляется допризывная подготовка молодежи в учебных организациях РОСТО.

Основными принципами подготовки допризывников являются: целенаправленностьнаучный подход к обучению и воспитаниюсвязь теоретической и практической подготовки* молодёжи к военной службеединство начальною военного обучения и патриотического воспитания допризывниковвоенно-профессиональная направленностьсистематичность, последовательность и комплексностьучёт возрастных и индивидуально-психологических особенностей молодых людей и др.

Своевременный учёт и разрешение названных противоречий позволяет добиться совершенствования деятельности учебных организаций РОСТО по подготовке допризывной молодёжи. Это достигается реализацией комплекса мер, направленных на эффективность данного процесса, предусматривающих реализацию следующих путей: совершенствование организации деятельности подразделений РОСТО по военно-профессиональной ориентации допризывной молодежиповышение уровня педагогической техники педагогического состава учебных организаций РОСТОобеспечение развития сотрудничества учебных организаций РОСТО с военными комиссариатами и общественными организациями.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Проведённое расследование дало возможность определить практические рекомендации, учёт и реализация которых будет способствовать совершенствованию допризывной подготовки молодёжи. а) Центральным органам управления образованием, военным комиссариатам рекомендуется:

— периодически проводить пресс-конференции, организовывать выступления по телевидению, радио, в виде круглых столов, передач и других форм;

— совершенствовать наглядную агитацию в зданиях учебных организаций РОСТО, сборных (приёмных) пунктах, создание музеев, комнат боевой славы, тематических стендов и выставок и т. п.;

— организовать участие представителей РОСТО в Днях открытых дверей в военных вузах и воинских частях с приглашением родителей, общественности, средств массовой информации;

— внедрить и применить компьютерную технику для сбора и обработки информации. б) В целях педагогизации образовательной среды учебных организаций РОСТО:

— привести учебные планы и программы допризывной подготовки по воинским специальностям в соответствие с современными требованиями на основе научно-методических разработок в области военной педагогики и психологии;

— периодически организовывать лекций и беседы военных специалистов с педагогическим и инструкторским составом РОСТО;

— группах профотбора военных комиссариатов шире использовать передовые технологии психолого-педагогического изучения и наблюдения за развитием личности допризывникав) В интересах повышения действенности воспитательных мероприятий РОСТО и военным комиссариатам рекомендуется:

— сосредоточить внимание на качественном планировании, согласовании совместных мероприятий с государственными органами, общественными организациями, военно-учебными заведениями;

— активнее использовать воспитательный потенциал празднования знаменательных дат;

— установить прочные связи с общественными организациями и органами местного управления, направленные на повышение эффективности воспитательных мероприятий;

— разработать систему стимулирования допризывников проходящих подготовку к службе в Вооруженных Силах в учебных организациях.

Исходя из актуальности проблемы допризывной подготовки молодежи в современных условиях ее дальнейшее исследование целесообразно проводить по следующим направлениям: использование потенциала организаций РОСТО для предварительной подготовки к службе военнослужащих по контрактуразвитие системы военно-профессиональной ориентации молодежиисследование возможностей активного взаимодействия военных вузов и организаций РОСТО для допризывной подготовкисовершенствование методического обеспечения педагогической деятельности РОСТО и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абрамовский А. П, Коблов B.C. Во славу Государства Российского Начальное образование и военная подготовка в Оренбургском казачьем войске. Челябинск: Челяб. Гос. ун-т, 1994.
  2. В. Вусловиях чрезвычайного положения. // Военные знания. 1996. № 1. С. 10−12.
  3. А., Жичкин Н. Родилась Российская оборонная. // Советский патриот 1991. № 41. С. 6−7.
  4. Н. П. Организационно-педагогические основы военно-патриотического воспитания старшеклассников: Дис.. канд. пед. наук. М., 1970. 245 с.
  5. О.М. Ценности военной службы и проблемы повышения ее престижности в ВС РФ : Автореф. дис.. канд. Философ, наук. М, 1996.
  6. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984.
  7. А. Будущее в живых и практических делах.(0 VII внеочередном съезде ДОСААФ Азербайджанской республики). // Советский патриот 1991. № 48. С. 6.
  8. А. Ф. Работа местных Советов и профсоюзов по подготовке молодежи, широких масс трудящихся к обороне страны (1966−1970 гг.) По материалам восточных и южных областей Украины: Дис. .канд. ист. наук. М., 1978. 209 с.
  9. М. Взаимосвязь преподавания физики и начальной военной подготовки в 9−10 классах средней школы, как средство военно-патриотического воспитания школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ташкент, 1980.
  10. А.И. Продиктовано временем. // Советский патриот 1991. № 2. С. 2.
  11. А.И. Без команды сверху. // Военные знания. 1992. № 1. С. 6−8.
  12. А.И. В труде и боях закаленное: Очерк истории Оборонного общества. М.: «Магистр Лтд.», 1998. 304 с.
  13. А.И. Оборонный резерв России. // Красная звезда. 1999. 25 сентября.
  14. А.И. Отечеству во благо. // Военные знания. 1997. № 1. С. 2−4.
  15. А.И. Пойдет ли в рост РОСТО? // Воин. 1995. № 6. С. 119−121.
  16. А.И. Право служить Отечеству. // Красная звезда. 1997. 25 января.
  17. А.И. РОСТО растит патриотов. // Красная звезда. 1992. 13 сентября.
  18. А.И. Учиться военному делу в РОСТО. // Красная звезда. 1998. 28' ноября.
  19. Армии, авиации, флоту: Сборник к 50-летию Оборонного общества. М.: ДОСААФ, 1976.382 с.
  20. Армия и общество // Сост. и общ. ред. Чалдымова H.A. и Черкасенко А. И. М.: Прогресс, 1990. 432с.
  21. А. А. Воспитание патриотов: Кн. для учителя. М: Просвещение, 1989. 175с.
  22. А. А. Морально политическая подготовка учащихся старших классов к защите социалистического Отечества: Дис. .канд. пед. наук. М., 1974. 235 с.
  23. А. А. Научно-педагогические основы управления системой военно-патриотического воспитания школьников: Дис. .докт. пед. наук. М., 1990. 395 с.
  24. A.A. Научно-педагогические основы управления системой военно-патриотического воспитания школьников: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1973.
  25. A.A. Растить патриота. М.: ДОСААФ, 1988.
  26. В.В. Основы процесса военно-патриотического воспитанияучащихся старших классов общеобразовательной школы на боевых традициях советского народа (на материалах БССР): Дис.. канд. пед: наук. -Мн, 1973.
  27. . Л. Военно-патриотическое воспитание молодежи и подготовка юношей к военной службе. М.: Знание, 1982. 64 с.
  28. В.П. Оптимист с Волги. // Патриот 1993. № 13. С. 6.
  29. С. Г. Социалистические традиции в системе военно-патриотического воспитания призывной молодежи и подготовки ее к службе в Вооруженных Силах ССОР: Дис. .канд. филос. наук. М., 1980. 163 с.
  30. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. — 53 с.
  31. Н.Т. Педагогические условия формирования военно-патриотических убеждений у старших школьников в процессе обучения (на материалах гуманитарных предметов): Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Киев, 1980.
  32. С. Навстречу самостоятельности. Что впереди? // Советский патриот 1991. № 44. С.6−7.
  33. С. Уроки и надежды. // Патриот 1993. № 19−20. С. 6.
  34. Ю.К. Оптимизация процесса обучения- (общедидактический аспект). -М.: Педагогика, 1977.
  35. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы. -М.: Просвещение, 1982.
  36. М.М. Готов к защите Родины! (физическая подготовка допризывной и призывной молодежи). -М.: ФиС, 1986.
  37. В., Гревцев В., Паньков Е. Выстраданное сотрудничество. // Патриот 1995. № 35−38. С.12−16.
  38. Г. А. Понятие задачи в исследовании и проектировании педагогического процесса // Советская педагогика. 1984. — № 11.
  39. В.Л. Военно-патриотическое воспитание в советской школе в предвоенные и военные годы (1936 1945 гг.): Дис.. канд. пед. наук.1. Калинин, 1971.
  40. A.B. Воспитывать защитников социалистической Родины // Советская педагогика. 1988. -№ 2.
  41. A.B. Педагогические основы обучения советских воинов: Дис. д-ра. пед. наук. М., 1968.
  42. A.B., Демин В. Г. О закономерностях военно-педагогического процесса. М.: ВПА им. В. И. Ленина, 1967.
  43. A.B., Муцинов С. С. Педагогическая культура офицера. М: Воениздат, 1985.
  44. В.А. Военно-патриотическое воспитание молодежи допризывных и призывных возрастов. / По опыту Ленинграда и Ленинградской области: Дис. .канд. ист. наук. Л., 1969. 302 с.
  45. А.Н. Военные нас благодарят. //Военные знания. 1997. № 7. С. 12−13.
  46. Н. Д. Педагогические основы подготовки учащихся средних учебных заведений к службе в Советской Армии: Дис. .докт. пед. наук. М., 1991. 384 с.
  47. Белоусов Н. А Педагогические основы подготовки учащихся средних учебных заведений к службе в Советской Армии: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1991.
  48. H.A. Готовность к военной службе и пути ее формирования у старшеклассников. -Мн.: БПУ им. В. И. Ленина, 1983.
  49. H.A. Педагогические основы подготовки молодежи к военной службе. М.: ДОСААФ, 1979. 101с.
  50. H.A. Педагогические основы подготовки молодежи к военной службе. М: ДОСААФ, 1979.
  51. H.A. Пути военно-патриотического воспитания старшеклассников в процессе начальной военной подготовки // Вестник БПУ им. В. И. Ленина. Серия IV. 1980. — № 3.
  52. А. Г. Деятельность КПСС по военно-патриотическому воспитанию молодежи в условиях перестройки. (На материалах местныхпартийных организаций и политорганов Московского военного округа, 1985−1889 гг.): Дис. .канд. ист. наук. М., 1990. 226 с.
  53. В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989.- 188С.
  54. В. Г. Военно-патриотическое воспитание учащихся при изучении событий Великой Отечественной войны на территории своего края: Дис. .канд. ист. наук. Минск., 1970. 388 с.
  55. Г. В., Кандыбович JI.A., Роступов А. Т. Ориентация школьников на военные профессии. -Мн., 1978.
  56. . Э. Ориентир единство слова и дела. М.: Советская Россия, 1990. 60 с.
  57. JI.P. Военно-патриотическое воспитание подростов в школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М, 1968.
  58. Т.В. Активизация патриотического воспитания личности, в общественно-политических клубных объединениях: Дис. .канд. пед. наук. М., 1989. 251 с.
  59. JI.A., Андрюшенко Е. Г., Ковалев В. И. и др. Военно-патриотическое воспитание советской молодежи. М.: Воениздат, 1983. 224с.
  60. А., Бедула О. А первичные организации РОСТО на Казанском моторостроительном все же творят чудеса. // Красная звезда. 1996. 9 июля.
  61. JI. В РОСТО совсем не просто. // Красная звезда. 2000. 29 февраля.
  62. И.Ф., Фролов Г. А. Всесоюзное ордена Ленина и ордена Красного Знамени добровольное общество содействия армии, авиации и флоту. От VIII к IX съезду, 1977−1983: цифры и факты. М.: ДОСААФ, 1983. 48 с.
  63. Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория и опыт. М.: Мысль, 1984. 172 с.
  64. В.И. Военно-педагогическая этика и совершенствование профессионально-этической подготовки советских офицеров: Дис.. д-рапед. наук. М., 1983.
  65. Ведомости Верховного Совета СССР, 1962 г. № 7 (1094) С. 195.
  66. П.А. Воспитание юношества в прошлом: исторический очерк педагогических средств при воспитании в военно-учебных заведениях (в период 1700—1856 гг.). Изд. 2-е. Спб., 1904. -212С.
  67. Военная реформа: история и перспективы: Сборник/Сост. Х. В. Дальмаев, А. Е. Савяшин. Под ред. H.A. Чалдымова. М., 1991. 171с.
  68. Военно-патриотическое воспитание молодежи (Проблемы и опыт). М.: Политиздат, 1991, 213с.
  69. Военно-патриотическое воспитание учащихся (Сб. научных трудов). М.: НИИ Общей Педагогики АПН СССР, 1976.
  70. А. П. Пацифизм и защита Отечества. М., 1990. 24 с.
  71. А. П. Подготовка молодежи к защите Родины: проблемы и пути их решения (1985−1991 гг.) М.: ГА ВС, 1992. 64 с.
  72. А. П. Деятельность государственных органов и общественных организаций СССР по подготовке молодежи к защите Родины в1961−1991 гг. :Дис. .докт. ист. наук. М., 1994. 534 с.
  73. А. П. Исторический опыт деятельности государственных органов и общественных организаций СССР по подготовке молодежи к защите Родины (1961−1991 гг.) М.: ГА ВС, 1994. 178 с.
  74. A.A. У нас куется щит России. // Красная звезда. 1998. 24 октября.
  75. А.П. Деятельность государственных органов и общественных организаций СССР по подготовке молодежи к защите Родины (1961−1991 гг.): Дис.. д-ра ист. наук. М., 1994.
  76. В.Н. Физическое и военно-патриотическое воспитание старшеклассников по месту жительства в связи с подготовкой их к службе в ВС СССР: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1979.
  77. Воспитывать надежных защитников Родины (сборник). М.: ДОСААФ, 1981.
  78. А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: теория ипрактика. М.: Педагогика, 1990. 152с.
  79. В.Н. Основы превентивной педагогики. М.: ВУ, 1995. 245 с.
  80. П.Н. Актуальные вопросы перестройки воспитания в высшей военной школе. -М.: ВПА, 1990.
  81. П.Н. Педагогические основы оценки и учета результатов воспитанности курсантов: Дис.. канд. пед. наук. М., 1972.
  82. А. Первичным организациям быть. // Красная звезда. 2000. 28 января.
  83. А. Д. Деятельность партийных организаций Дальнего Востока, по военно-патриотическому воспитанию трудящихся (1966−1971 гг.): Дис. .канд. ист. наук. М., 1981. 207с.
  84. В. П. Деятельность партийных организаций по подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах СССР (1966−1971 гг.). На материалах партийных организаций Западных областей Украинской ССР и ПриВО: Дис. .канд. ист. наук. М., 1974. 233 с.
  85. С.Б. Военно-патриотическое воспитание рабочей молодежи Белорусской ССР (1971−1975 гг.): Автореф. дис.. канд. ист. наук. Минск, 1986: 20с.
  86. В.Г. Пути совершенствования огневой- подготовки допризывной молодежи учащихся общеобразовательных школ: Дис.. канд. пед. наук. М., 1978.
  87. Л.Ф. Ориентация учащейся молодежи на военные профессии // Сов. Педагогика, 1980, № 5.
  88. B.C. Роль общественных организаций в военно-политическойподготовке молодежи к защите социалистического Отечества. (Из опыта работы компартии Украины в 80-е годы): Дис. .канд. ист. наук. Харьков, 1989. 266 с.
  89. А.Р. Педагогические основы системы патриотического и интернационального воспитания школьников: Автореф.. д-ра пед. наук. Алма-Ата, 1972.
  90. H.A. Деятельность КПСС по повышению роли ленинского комсомола, ДОСААФ, спортивных и других организаций в военно-патриотическом воспитании молодежи (1966−1975 гг.): Автореф. дис.. канд. ист. наук. М., 1976. 26с.
  91. Г. Н. Военно-патриотическое воспитание молодежи северной части Нечерноземной зоны РОФСР 1971−1975 гг. (По материалам Волгоградской, Ярославской и Костромской областей): Дис. .канд. ист. наук. Ярославль, 1980. 229 с.
  92. С.Н. Система общей и военно-прикладной физической подготовки молодежи допризывного и призывного возрастов: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1979.
  93. Г. М. Деятельность КПСС по военно-патриотическому воспитанию советского народа 1966−1970 гг. (На материалах Украины): Дис. .канд. ист. наук. Киев, 1979. 217 с.
  94. В.Н. Некоторые вопросы военно-патриотического воспитания. Калининград, 1993. 38 с.
  95. В. Г. Деятельность Коммунистической партии по подготовке допризывной и призывной молодежи Урала в армии и на флоте в 1976—1986 гг.. (На материалах Свердловской, Пермской, Челябинской областей): Дис. -.канд, ист. наук. М., 1900. 212 с.
  96. C.B. Военно-патриотическое воспитание учащихся во внеклассной работе школы в 1931—1941 гг.: Дис.. канд. пед. наук. М., 1971.
  97. Г. В. Деятельность государственных и общественныхорганизаций г. Москвы по подготовке юношей допризывного и призывного возрастов к военной службе в 1981 1991 годы: Дис. .канд. ист. наук. Ml, 1993. 825 с.
  98. A.C. Педагогические основы индивидуализации воспитания курсантов военного училища. М.: ГА ВСД994. — 253С.
  99. А.М., Цветаев В. Н. Военно-патриотическое воспитание учащихся на занятиях по НВП. М.: Просвещение, 1984.
  100. В.М. Научно-педагогические основы построения и функционирования системы военно-патриотического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы: Дис.. д-ра пед. наук. -Петрозаводск, 1987.
  101. П. В. Формирование в советской молодежи морально-политической готовности к защите Родины в условиях развитого социализма: Дис. .канд. филос. наук. Киев, 1980. 816 с.
  102. Ю.П. Открывая коммерческую тайну. // Патриот 1994'. № 10. С. 6.
  103. С.С. Моральный идеал и героико-патриотическое воспитание учащихся: Автореф. дис.. канд. лед. наук. Мн., 1973.
  104. С.С. Основы военно-патриотического воспитания.- Мн., 1983.
  105. Е.И. Оборонному обществу быть, но каким? // Красная звезда. 1992. 19 марта.
  106. Т. Военно-патриотическое воспитание учащихся средних школ в процессе внеклассной работы (по материалам средних школ Каз. ССР): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Фрунзе, 1969.
  107. К.А. Теоретические основы военно-патриотического воспитания. Мн., 1983.
  108. A.A. Воспитание у старшеклассников в процессе внеклассной и>внешкольной работы потребности и готовности выполнения' воинского долга: Дис.. канд. пед. наук. Новосибирск., 1972.
  109. А.Д. Педагогические основы формирования авторитета преподавателя военного училища. М.: ВПА, 1988. -246с.
  110. В. Раздавайся звон медалей. // Военные знания. 1993. № 7. С. 4−5.
  111. С. М. Деятельность Ленинградской партийной организации по воспитанию > рабочей молодежи на революционных и трудовых традициях (1959−1965): Дис. .канд. ист. наук. Л., 1967. 285 с.
  112. И.А. Формирование творческого стиля деятельности у политработников подразделении (педагогическое исследование на материалах войск ПВО): Дис.. канд. пед. наук. М., 1984.
  113. И.А., Соловьев С. М. Педагогические проблемы воспитания военнослужащих, участвовавших в неформальных объединениях молодежи. М.: ВПА им. В. И. Ленина, 1990.
  114. Лутовинов В, И. Соотношение подготовки и готовности молодежи к защите социалистического Отечества (Философско-социологический анализ): Дис.. канд. филос. наук. М., 1990. 198 с.
  115. Е.М. Формирование у старшеклассников готовности к защите социалистической Родины: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1972.
  116. М.А. Педагогические основы совершенствования психолого-педагогической подготовки слушателей военных академий: Дис.. канд. пед. наук.- М., 1991.
  117. Г. В. Межпредметные связи в курсе допризывной подготовки юношей. М.: Просвещение, 1990.
  118. Н.Я. Ориентация1 молодежи на воинский труд в условиях социалистического общества: Дис.. канд. филос. наук. Л., 1977.
  119. Н.И. Педагогические основы изучения эффективности воспитания школьников: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1982.
  120. МукомелаВ.В. Начальная*Военная Подготовка. Алма-Ата, 1988.
  121. С.С. Коллектив и дисциплина: Вопросы и ответы. М.:1. Воениздат, 1989.
  122. Наставление по допризывной подготовке. М.: ГУ РККА, 1928.
  123. H.A. Военно-патриотическое воспитание молодежи в процессе строительства коммунизма (на материалах БССР): Дис.. канд. ист. наук. -Мн., 1974.
  124. Г. А. Опыт лучших достояние всех. Военно-патриотическая пропаганда на ВДНХ СССР. — М.: ДОСААФ, 1977.
  125. Нормы оценок знаний, умений и навыков учащихся 9−10 классов, по НВП: Сб. док. и мат. М.: Просвещение, 1979.
  126. О состоянии и мерах по улучшению работы ДОСААФ СССР. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 07.05.66 г.
  127. О сроках и порядке введения начальной военной подготовки молодежи. Постановление Совета Министров СССР от 29.04.67
  128. Об отмене военной подготовки учащихся. Постановление Совета Министров СССР от 13.08.46 г.- Учительская газета 1946 г. 31 августа
  129. И. Отсутствие государственной поддержки омрачает юбилей. // НВО. 1997. № 3.
  130. Основы военной психологии и педагогики / под ред. A.B. Барабанщикова, Н. Ф. Федёнко. М.: Воениздат, 1981.
  131. Основы военно-патриотического воспитания. (Под редакцией Г. В. Средина). М.: Просвещение, 1988. 192 с.
  132. Э. Ф. Деятельность партийных организаций Дальнего Востока по военно-патриотическому воспитанию молодежи и подготовке ее к службе в Советских Вооруженных Силах в современных условиях (19 711 980 гг.): Дис. .канд. ист. наук М., 1981. 226 с.
  133. В. К. Деятельность Коммунистической партии по дальнейшему развитию оборонно-массовой работы среди молодежи (1966 -1979 гг.): Дис. ."канд. ист. наук. Одесса, 1980. 212 с
  134. Педагогика и психологии Высшей военной школы /под ред. A.B. Барабанщикова. -М.: Воениздат, 1989.
  135. Переходной план начальной и допризывной военной подготовки учащейся молодежи на 1940/1941 уч.год. М.: Наркомпрос РСФСР. 1940
  136. С.И. Подготовка молодежи к службе в Вооруженных Силах СССР в 80-е годы (На материалах государственных и общественно-политических организаций, г. Ленинграда и области): Автореф. дис.. канд. ист. наук. Ленинград, 1990. 17с.
  137. И.А. Всеобщее обязательное военное обучение трудящихся СССР для защиты социалистического Отечества от нападения империалистов: Автореф. дис.. д-ра ист. наук. М, 1955.
  138. И.А. Коммунистическая партия организатор всеобуча. — М.: Высшая школа, 1975. — 96 с.
  139. И.А., Баранов A.C. Ленинский всевобуч в годы Великой Отечественной воины. М.: Высшая школа, 1986. — 80с.
  140. Е.В. Деятельность комсомола Белоруссии по военно-патриотическому воспитанию молодежи в годы первой пятилетки (1928−1932 гг.): Дис.. канд. ист. наук. Мн., 1975.
  141. Подготовка к военной службе учащихся старших классов средних школ. — М.: ДОСААФ, 1977.
  142. Н.И. Исследование некоторых проблем совершенствовании системы физической подготовки молодежи призывного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1970.
  143. Т.Т., Субботин Д. Т. К истории советских общественных организаций. (Сборник архивных документов). М.: Высшая школа, 1970. 237 с.
Заполнить форму текущей работой