Введение.
Развитие звуко-слоговой структуры в речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
У детей с ОНР речь страдает как целостная функциональная система, при которой нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. При осложненных формах данного нарушения, помимо перечисленных компонентов речи, дополнительно нарушается звуко-слоговая структура слова. Следует отметить, что широкая распространенность нарушения звуко-слоговой структуры слова… Читать ещё >
Введение. Развитие звуко-слоговой структуры в речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современный этап развития теории и практики специальной психологии и педагогики, в частности логопедии, характеризуется повышенным вниманием к изучению детей с речевыми нарушениями. В настоящее время отмечается тенденция увеличения роста осложненной речевой патологии. Нарушения речи у дошкольников являются распространенными и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем на эффективность его обучения.
У детей с ОНР речь страдает как целостная функциональная система, при которой нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. При осложненных формах данного нарушения, помимо перечисленных компонентов речи, дополнительно нарушается звуко-слоговая структура слова. Следует отметить, что широкая распространенность нарушения звуко-слоговой структуры слова у детей, его отрицательное влияние на усвоение чтения и письма позволяют считать поиск эффективных путей преодоления этого речевого дефекта одной из наиболее значимых задач логопедической коррекции.
В трудах отечественных исследователей разрабатываются различные аспекты данной проблемы. Изучение онтогенетических основ позволило выявить закономерности становления процессов восприятия и воспроизведения звуко-слоговой структуры слова у детей раннего возраста (Е.Ф. Архипова, Е. Н. Винарская, А. Н. Гвоздев, Н. С. Жукова, И. А. Сикорский Н.Х. Швачкин,). В исследованиях Г. В. Бабиной Р.Е. Левиной, и др. определены особенности усвоения структурного состава слова дошкольниками с различными формами дизонтогенеза, представлена типология искажений слоговых и ритмических составляющих слова, определены пути преодоления имеющихся дефектов. В работах Г. В. Бабиной, А. К. Марковой, О. Ю. Федосовой и др. выявлена взаимосвязь процессов слогового оформления слова с усвоением его звукового состава, грамматических категорий, формированием фонемного анализа.
Коррекция звуко-слоговой структуры слова — одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющих системные нарушения речи. Искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявлениями в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи. Для того чтобы помощь этим детям была максимальной, необходимы ранняя диагностика и соответствующая коррекционная работа. Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение звуко-слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.
Особую значимость проблема формирования звуко-слоговой структуры слова приобретает в условиях дошкольных и других специализированных учреждений, которые посещают дети с нарушениями речи, как подготовительный этап в обучении грамоте.
В специальной литературе (Р.Е. Левина, O.K. Маркова, Т. Б. Филичева, Н. С. Четверушкина Г. В. Чиркина, и др.) представлен разнообразный исследовательский материал по рассматриваемой проблеме. Однако теория и практика логопедической науки не располагают сведениями об эффективных средствах, значимых для коррекционной работы по формированию звуко-слоговой структуры детей с ОНР. Методические рекомендации по использованию разнообразных средств коррекции этого нарушения являются противоречивыми и неполными.
Таким образом, недостаточная разработанность проблемы формирования звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР в теории и практике дошкольной логопедии, а также ее педагогическая значимость позволяют считать тему исследования актуальной.
Цель исследования заключается в изучении особенностей развития звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект: развитие звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР III уровня.
Предмет: коррекционно-логопедическая работа по развитию звуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Задачи:
- 1. Изучить теоретические основы проблемы развития звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР.
- 2. Изучить особенности коррекции звуко-слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Методологические основы исследования: теоретические положения о сложной структуре речевой деятельности (Л.С. Выготский, А. А. Леонтьев, А.Р. Лурия), о соотношении первичных и вторичных симптомов в структуре речевого дефекта (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина), об общих и специфических закономерностях нормального и нарушенного развития (Л.С. Выготский, Р.И. Лалаева); о роли специального (коррекционного) обучения детей с проблемами в развитии как средства их социализации (Л.С. Выготский, С.Н. Шаховская); об особенностях формирования звуко-слоговой структуры слова (Е.Ф. Архипова, Г. В. Бабина, О. К. Маркова, Т. А. Ткаченко, Н.С. Четверушкина).
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы воспитателями и логопедами для организации работы по развитию звуко-слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР III уровня.