Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Межпредметные связи как средство формирования ценностного отношения учащихся к физическим знаниям

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях гуманитаризации естественнонаучного образования необходим новый подход к методологии МПС, заключающийся в установлении межпредметных связей не только с предметами естественного или математического цикла, но и с гуманитарными предметамивведении в содержание физики «гуманитарной информации» — использовании при обучении физике ценностей и методологии гуманитарных наукпереносе не только… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы межпредметных связей
    • 1. Методологическое исследование проблемы
    • 2. Новое в методологии межпредметных связей
    • 3. Реализация межпредметных технологий в зарубежной школе
    • 4. Межпредметные связи как основа формирования ценностного отношения учащихся к физическим знаниям
  • ГЛАВА II. Методика использования межпредметных связей на уроках 83 Физики
    • 1. Интеграционные технологии в обучении физике
    • 2. Межпредметные связи физики и математики
    • 3. Возможности новых информационных технологий в осуществлении связей физики с другими учебными предметами
    • 4. Методика формирования ценностного отношения учащихся к физическим знаниям (на примере осуществления связей физики и биологии)
    • 218. %
    • 5. Межпредметные связи физики и гуманитарных предметов
  • ГЛАВА III. Педагогический эксперимент и его результаты
    • 1. Организация и проведение педагогического эксперимента
    • 2. Состояние проблемы использования межпредметных связей в школе
    • 3. Итоги формирующего эксперимента
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Межпредметные связи как средство формирования ценностного отношения учащихся к физическим знаниям (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. До недавнего времени главными целями школьного обучения признавалось овладение учащимися знаниями, умениями и навыками. Что касается физики как учебного предмета, то культом было знание формулировок физических законов, определений, алгоритмов решения задач, хорошая тренированность в разрешении типовых ситуаций. Развитие учащихся происходило стихийно. Традиционное физическое образование утратило ценностную ориентацию, стало глубоко технократичным.

В Декларации России об образовании 2000 года в числе первых требований названо обеспечение самоопределения личности и создание условий для ее самореализации.

Поэтому современный учитель должен помнить о том, что все учащиеся имеют разные интересы, и их интересы нельзя не учитывать. Для этого необходимо изучение физики связывать с материалом тех учебных предметов, которыми интересуются учащиеся, т. е. необходимо осуществление межпредметных связей (МПС) физики с другими учебными предметами.

В современной педагогической науке МПС признаны необходимым условием эффективности процесса обучения. Мы считаем, что они могут стать основой формирования ценностного отношения учащихся к знаниям.

В дидактике часто говорят о МПС физики с предметами естественнонаучного цикла и математики, но крайне редко о связях физики с гуманитарными предметами, поэтому существует необходимость исследовать связи физики с различными школьными предметам, что в первую очередь определяет актуальность нашего исследования.

Это тем более необходимо, что в современной педагогической парадигме образование не сводится к передаче и усвоению знаний. На первый план выдвигается процессуальная сторона обучения, которая выражается в самом его характере и личностном отношении ученика к приобретаемому общественно-историческому опыту.

Главным элементом этого опыта являются знания о природе, обществе, технике, человеке и способах деятельности, обеспечивающих применение знаний в преобразовании действительности.

Школьный курс физики вооружает учащихся системой знаний о явлениях и законах окружающего мира. На основе этих знаний формируются понятия, умения выполнять опыты, решать задачи, объяснять прочитанное. Вместе с тем знакомство учащихся с достижениями современной науки и техники, с промышленным и сельскохозяйственным производством на уроках физики достигается только отчасти.

Несмотря на то, что современная физика признана частью общечеловеческой культуры, характеризующей интеллектуальный уровень общества, а среди других наук она по-прежнему сохраняет роль лидера естествознания, определяя стиль и уровень научного познания, многие педагоги отмечают, что интерес школьников к физике в последние годы уходящего века падает.

Использование на уроке демонстрационного эксперимента, кинои видеофильмов, диапозитивов, плакатов, моделей, таблиц не обеспечивает полного представления о реальных объектах и явлениях, не дают возможность показать их взаимосвязь, и, как показывает опыт, не приводит к повышению интереса учащихся к физике.

Вопросу МПС в методике физики уделялось большое внимание (Ю.И. Дик, И. К. Турышев, В. Р. Ильченко, А. С. Кондратьев, И. Я. Ланина, В. Н. Янцен, С. А. Тихомирова, Л. Р. Маркина и др.). Но на современном этапе развития школы необходима новая методология МПС, которая определит умение учащихся применять знания в новых условиях и сделает перенос знаний ведущим умственным действием учащихся, определяющим продуктивность их деятельности.

Такой подход делает рассмотрение МПС важным средством формирования ценностного отношения к знаниям, на что обращается очень мало внимания в методической литературе. Создание методики реализации ценностного подхода к решению вопроса о МПС физики с различными учебными предметами, которому посвящена данная работа, является актуальной задачей современного методического исследования.

Объектом исследования является процесс обучения физике в средней школе.

Предметом исследования является процесс реализации МПС физики с различными учебными предметами.

Цель исследования: разработать и обосновать методику формирования ценностного отношения к физическим знаниям, основанную на реализации МПС в процессе обучения физике.

Гипотеза исследования: Реализация МПС физики с другими учебными предметами станет основой формирования ценностного отношения школьников к физическим знаниям и, будет способствовать повышению интереса учащихся к физике и уровня их образованности, если:

• выделенные МПС физики и других учебных предметов основаны на индивидуальных особенностях учащихся и их интересах;

• разработаны и обусловлены технологии использования МПС на уроках физики;

• обеспечены организационно-педагогические условия реализации методических взаимодействий учителя физики и учителей других учебных предметов;

• на уроках физики происходит перенос не только содержание других учебных предметов, но и способов деятельности учащихся.

Исходя из целей и гипотезы, перед исследованием были поставлены следующие задачи: проанализировать состояние проблемы обучения физике в школе и использования при этом МПСразработать и обосновать методику использования МПС, направленную на формирование у учащихся ценностного отношения к физическим знаниямсистематизировать набор технологий нетрадиционных уроков физики с использованием МПСустановить связь предложенной методики, интереса учащихся к урокам физики и возможностей самореализации учащихся.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ проблемыанализ организации процесса преподавания физики в современной школеобобщение передового педагогического опытапроведение педагогических измерений (анкетирование, интервьюирование учителей и учащихся, наблюдение, тестирование) — создание педагогических ситуацийстатистические методы обработки результатовсравнительный педагогический эксперимент с целью определения эффективности предложенного исследования. Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивались: всесторонним анализом проблемы межпредметных связей и проблемы ценностейвыбором эффективных показателей продуктивности предложенной методики, направленной на формирование ценностного отношения учащихся к физическим знаниямиспользованием разнообразных педагогических методов исследования, адекватных поставленным задачамприменением методов математической статистики при обработке результатов педагогического исследованиясогласованностью предполагаемых результатов исследования и достижений в экспериментальных классах школ Санкт-Петербургадлительностью эксперимента, его повторяемостью и контролируемостью, широкой экспериментальной базой.

Логика исследования включала следующие этапы:

1. Анализ психолого-педагогической, философской и методической литературы по проблеме с позиции роли МПС в формировании ценностного отношения к физическим знаниям.

2. Изучение и анализ передового педагогического опыта по реализации МПС физики с другими учебными предметами.

3. Обоснование цели и задач исследования, разработка гипотезы исследования.

4. Определение технологий, соответствующих личностно-ориентированному подходу к обучению физике, опирающихся на связи физики с другими учебными предметами, разработка методических рекомендаций для их использования.

5. Апробация предложенных рекомендаций в ходе проведения формирующего эксперимента.

6. Проверка выводов исследования в контрольном педагогическом эксперименте. Критерии эффективности предлагаемой методики: качество знаний и умений учащихся по физикестепень усвоения учащимися межпредметных знанийспособность учащихся к переносу знаний и способов деятельностиположительная динамика развития познавательного интереса учащихсязаинтересованность учителей-практиков предлагаемой методикойготовность учителей использовать разработанные технологии использования МПС на уроках физики.

Новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— в отличие от ранее выполненных исследований по вопросу реализации межпредметных связей на уроках физики (Дик Ю.И., Турышев И. К., Маркина Л. Р. и др.) исследовался аксиологический аспект проблемы;

— разработан и обоснован новый подход к методологии межпредметных связей, суть которого заключается в установлении межпредметных связей не только с предметами естественного или математического цикла, но и с гуманитарными предметамивведении в содержание физики «гуманитарной информации" — использовании при обучении физике ценностей и методологии гуманитарных наукпереносе не только содержания других учебных предметов, но и способов деятельности учащихся;

— разработана методика формирования понимания учащимися ценности физических знаний, основанная на реализации в учебном процессе межпредметных связей физики с различными учебными предметами (естественнонаучными, математическими и гуманитарными) — определены критерии эффективности использования предложенной методики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения доведены до уровня конкретных методических рекомендаций по использованию МПС, направленных на формирование ценностного отношения к физическим знаниямподготовлены и опубликованы пособия для учителей физики с описанием возможных путей реализации МПС в процессе обучения по реализации МПС физики и биологии, физики и математики, физики и гуманитарных предметов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась:

• в процессе обсуждения материалов на педагогических советах и конференциях, посвященных проблеме интеграции знаний учащихся, в гимназии № 399 г. Санкт-Петербурга;

• в ходе открытых уроков, проводимых для учителей гимназии № 399 и в рамках городского конкурса «Школа года» (1997г.), где представленные технологии интегрированных уроков получили высокую оценку присутствующих педагогов и членов комиссии;

• на заседаниях методического объединения учителей физики Красносельского района г. Санкт-Петербурга (1998г.);

• на Международной научной конференции «Герценовские чтения» (1999, 2000 гг.);

• на V Международной конференции «Физика в системе современного образования» (ФССО-99);

• на съезде российских физиков-преподавателей «Физическое образование в XXI веке» (2000 г.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. В условиях гуманитаризации естественнонаучного образования необходим новый подход к методологии МПС, заключающийся в установлении межпредметных связей не только с предметами естественного или математического цикла, но и с гуманитарными предметамивведении в содержание физики «гуманитарной информации" — использовании при обучении физике ценностей и методологии гуманитарных наукпереносе не только содержания других учебных предметов, но и способов деятельности учащихся;

2. Методика реализации МПС на уроках физики будет эффективна, если она обеспечит:

— максимальное развитие творческого потенциала каждого учащегося, основанное на их ценностных ориентациях;

— полное включение учащихся в познавательную деятельность на уроке, обусловленное учетом их индивидуально-типических особенностей;

— положительный эмоциональный настрой учащихся на содержание урока.

3. Технология интегрированного обучения позволяет включить учащихся в такие виды деятельности, которые характеризуются их субъективной позицией, т. е. их интересами и ценностными ориентациями каждого из учащихся.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Общий объем текста 231 страница.

Список литературы

содержит 189 работ. Работа иллюстрирована схемами, рисунками, диаграммами и таблицами.

Заключение

.

Настоящее исследование имеет теоретико-экспериментальный характер.

На основании проведенных теоретических исследований и результатов педагогического эксперимента можно сделать следующие выводы.

1. В ходе исследования доказана актуальность проблемы формирования у учащихся ценностного отношения к физическим знаниямопределены возможности использования МПС на уроках физики с целью раскрытия ценности физических знанийразработаны технологии реализации МПС физики с различными учебными предметами.

2. Предлагаемая методика использования МПС физики с другими учебными предметами имеет аксиологическую основу, т. е. направлена не только на вооружение учащихся суммой определенных знаний, но и системой ценностей (научных и гуманистических). Основным показателем сформированности системы ценностей у учащегося является самореализация и самоутверждение учащегося в деятельности.

3. Использование методики формирования ценностного отношения к физическим знаниям на межпредметной основе значительно активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках физики, способствует повышению качества знаний по изучаемому материалу, способствуют осознанию учащимися процесса познания как ценности.

4. Использование интеграционных технологий в процессе обучения физике способствует систематизации знаний учащихся, формированию у них целостной картины мира, выявлению области стержневого интереса, который в последствии становится источником интересного учения.

5. Методика реализации МПС в процессе обучения физике обеспечивает выполнение не только обучающей, но и развивающей, и воспитательной функций учебного процесса, оказывая положительное влияние на культуру коммуникативной и интеллектуальной деятельности учащихся, на развитие их творческих возможностей и уровня методологических знаний. Это в свою очередь позволяет выпускникам достичь не только функциональной грамотности и информированности, но и широкой образованности, составляющей часть общей культуры человека.

Внедрение результатов исследования в практику работы школы показало, что разработанная методика использования МПС на уроках физики обеспечивает формирование ценностного отношения учащихся к физическим знаниям, подтверждением чего является успешное применение учащимися теоретических знаний по физике при объяснении явлений и процессов окружающей действительности, процессов, протекающих в организме человекаприменение физических законов и теорий для решения задач и выполнения исследовательских заданийвозможность самостоятельно использовать знания в новых нестандартных ситуациях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.М. Раскрытие ценностных аспектов науки как средство формирования интереса к знаниям (на материале ест. — науч. дисциплин в старших классах).: Автореферат дисс. .канд. пед. наук. — М., 1988.
  2. Р.А. Формирование ценностной ориентации школьников к знаниям по физике на современном уроке.: Дисс.канд. пед. наук. — Л., 1986.
  3. Т.К. Активизация деятельности учащихся в процессе выполнения межпредметных комплексных заданий.// Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — Л., 1981.
  4. Т.К. Значение межпредметных умений в формировании научного мировоззрения учащихся.// Проблемы совершенствования процесса обучения в средней школе. — Л., 1987.
  5. В.Г. Молодой рабочий: формирование ценностных ориентаций. -М.: Мысль, 1983.
  6. В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования.// Советская педагогика. 1981. — № 8.
  7. .Г., Ганелин Ш. И. Преемственность в обучении и взаимосвязь между учебными предметами в V-VI1 классах./ Под ред. Ганелина Ш. И. и Бушли А. К. М.: Изд. АПН РСФР, 1961.
  8. Н.С. Слагаемые знаний (О межпредметных связях в учебном процессе). Архангельск.: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1969.
  9. А.Ю. Теоретические основы и технология гуманитаризации современного естественнонаучного образования. Владикавказ, 1999.
  10. Ю.Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
  11. В.А. Тенденции развития естественнонаучного образования.// Современные проблемы обучения физике в школе и ВУЗе. — СПб., 1999.
  12. В. Марксистская теория оценки. — М.: Прогресс, 1982.
  13. Дж. Процесс обучения. Перевод с англ. O.K. Тихомирова./ Под ред. А. Р. Лурия М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.
  14. А. И. Методика преподавания физики в средней школе. Теоретические основы. — М.: Просвещение, 1981.
  15. Э.В. 100 задач для решения на компьютере. СПб.: Изд. Дом «МиМ», 1997.
  16. Н.М., Рослякова Г. В. Интегрированный урок «Производная в физике».// На пути к успеху. -СПб.: Образование, 1998. С.49−50 (в соавторстве).
  17. Н.М., Рослякова Г. В. Применение интеграла в физике.// Инновационные аспекты обучения в школе и ВУЗе. — СПб.: Образование, 1998. С.95−98 (в соавторстве).
  18. Н. М. Домбровская С.Е. Методика проведения семинара-дискуссии.// Инновационные аспекты обучения в школе и ВУЗе. СПб.: Образование, 1998. С.99−100 (в соавторстве).
  19. Е.И., Кондратьев А. С. Физика: В 3 кн. Кн. 1. Механика. — М.: Физматлит, 1994.
  20. Г. Н. Методика осуществления межпредметных связей в профтехучилищах. М., 1989. С.6−8.
  21. О. Дидактика как теория образования", Т.П. М., 1906.
  22. Н.М., Лапчинская В. Модернизация содержания образования (в школах капиталистических стран).// Народное образование. -1988.-№ 11.
  23. Н.Я. Реформа содержания образования в Англии.// Педагогика и народное образование за рубежом. 1991. — № 4.
  24. Л.С. М., 1956. С.438−451.
  25. Г. И. Методика раскрытия философских вопросов на физике. — Волгоград, 1995.
  26. М.Б., Берман В. П. Упражнения межпредметного характера к теме «Производная».// Математика в школе. 1979. — № 2. С.31−36.
  27. М.Я. Применение графиков на уроках неорганической химии для реализации межпредметных связей в учебной деятельности. //
  28. Межпредметные связи естественно-математических дисциплин: Пособие для учителей. М., 1980.
  29. О.С. Педагогика индивидуальности. — Калининград, 1993.
  30. В.А. Межпредметные связи математики и физики: Пособие для учителей и студентов. — Омск, 1991.
  31. М.А. Процесс обучения в советской школе. М., 1960.
  32. М.А. Ленинская теория познания и процесс обучения.// Советская педагогика. — 1968. № 1.
  33. Н.А. Место и роль ценностных ориентаций в системе мировоззрения.: Автореферат диссканд. фил ос. наук. — М., 1993.
  34. В.И. Гуманизация физического образования в средней школе (Личностно-гуманитарная парадигма): Монография. Волгоград: Перемена, 1996.
  35. В.П. Задачи, раскрывающие связь физики с гуманитарными предметами.// Физика в школе. 1993. — № 3.
  36. М.В. Проблемы теории личности. — М.: МГУ, 1977.
  37. Дик Ю.И., Пинский А. А., Усова В. В. Интеграция учебных предметов.// Сов. Педагогика. 1987. — № 9.
  38. Г. В. Гуманизация физического образования и инновационные технологии.// Обучение физике в школе и ВУЗе. — СПБ.: Образование, 1998.
  39. М. Экологическое воспитание в Германии.// Педагогика. 1997. -№ 5.
  40. О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей.// Проблемы ценности в философии. М.-Л., 1966.
  41. В.П. Справочник по применению системы MatLab. — М.: Физматлит, 1993.
  42. В.П. Руководство по применению системы MathCad. Смоленск: ГНЦ «КИТ», 1992.
  43. А.С. Справочник по физике и технике. М.: Просвещение, 1990.
  44. А.Н. Преемственность.// Педагогическая энциклопедия. М., 1966. -Т.З.
  45. В.И. Об индивидуальных консультациях при подготовке межпредметных конференций.// Физика в школе. 1999. — № 2.45.3агашев И. О. Поле диагностики (оценка результатов).// Современный студент в поле информации и коммуникации. СПб.: Petroc, 2000.
  46. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика, 1981.
  47. Избранные педагогические сочинения. — М., 1956. С. 178−179.
  48. В.А., Левандовская Н. Г. Модернизация курса физики в японской школе.// Физика в школе. 1987. — № 3.
  49. В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии. — М.: Просвещение, 1986.
  50. В.Р. Взаимосвязи при изучении общих законов природы в школе (физика, химия, биология): Учебно-наглядное пособие. М.: Просвещение, 1989.
  51. В.Р. Формирование естественнонаучного миропонимания школьников. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1993.
  52. Инновационные процессы в образовании.// Образование за рубежом. -СПб, 1997.
  53. Интегрированное обучение: проблемы и перспективы.// Материалы международного семинара. — СПб, 1996.
  54. История педагогики./ Под ред. М. Ф. Шабаевой М.: Просвещение, 1981.
  55. М.С. Лекции по марксистско-ленинской этике. — Л.: ЛГУ, 1971.
  56. И. Критика практического разума. Перевод Я. А. Слинина. — СПб.: Наука, Санкт-Петербург, изд. фирма, 1995.
  57. П.Ф. Дидактические очерки. Петроград, 1915. С. 331.
  58. Кац Ц. Б. Решение задач по физике в живой природе.// Физика в школе. — 1975.-№ 11.
  59. Л.К., Кикоин И. К. Молекулярная физика. — М.: Наука, 1976.
  60. А.И. Физика — моя профессия. — М.: Молодая гвардия, 1965.
  61. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. (Анализ зарубежного метода). М.: Знание, 1989.
  62. Е.П. Модернизация содержания естественнонаучного образования в школах США// Педагогика и народное образование за рубежом. — 1989. № 7.
  63. О., Сеченикова Л. Интегрированный курс: как его разработать.// Народное образование. 1999. — № 1−2.
  64. Я.А. Избранные педагогические сочинения. -М., 1939, Т.1.
  65. А.С. Решение важных задач развития учащихся на современном этапе школьного физического образования.// Физика в школе и ВУЗе. СПб.: Образование, 1998.
  66. А.С. Предметный блок учебных дисциплин в структуре профессиональной подготовки специалиста образования в области физики.// Подготовка специалиста в области образования. Основные направления совершенствования. СПб.: Образование, 1996.
  67. Л.С. Межпредметные связи в практике преподавания (Биология на уроках физики).// Открытая школа. — 1999. № 5.
  68. П.В. Введение в марксистскую гносеологию. Киев: Наукова Думка, 1966.
  69. Копнин П. В Гносеологигические и логические основы науки. М.: Мысль, 1975.
  70. К.П. Межпредметные связи и их влияние на формирование знаний и способов деятельности учащихся.: Автореферат дисс. .канд. пед. наук. М., 1968.
  71. В.М. Приемы познавательной деятельности как вид межпредметных связей.: Автореферат дисс.канд. психол. наук. М., 1975.
  72. П.Г. развитие идеи междисциплинарных связей в педагогике: Методические указания по реализации взаимосвязей в обучении студентов. М.: MB А, 1981.
  73. П.Г. О межпредметных связях в обучении. — М., 1981.
  74. В.В. Проблемы научного обоснования обучения (Методологический анализ) М., 1977.
  75. B.C., Дубровина И. В. Психологические аспекты формирования ценностных ориентации и интересов учащихся.// Ценностные ориентации и интересы школьников. М.: 1983.
  76. В.А. Преемственность // Большая Советская Энциклопедия. — М., 1975. Т.20.
  77. О. «Естествознание»: за и против.// Народное образование. -1990.-№ 2.
  78. Т.А. Развитие речи учащихся как теоретическая и практическая проблема межпредметного характера.// Сов. Педагогика. — 1978.- № 9.
  79. О.Е. Формирование ценностных ориентации старших подростков в процессе общественно полезной деятельности.: Автореферат дисс. канд. пед. наук. Иркутск, 1982.
  80. И.Я. Не уроком единым. — М.: Просвещение, 1991.
  81. И.Я. Школьные физические выставки: Методические рекомендации. — Л., 1990.
  82. И.Я. Методика развития познавательного интереса учащихся при обучении физике: Учебное пособие. — Л., 1984.
  83. О.И. Анализ современных математических пакетов, используемых при решении физических задач.// Современные проблемы обучения физике в школе и ВУЗе. СПб., 1999.
  84. О.И. Возможности расчета электрических цепей современными методами.// Преподавание физики в школе и ВУЗе. — СПб.: Образование, 1997.
  85. Н.Г. Основные тенденции физического образования в школах современной Японии.// Физика в школе и ВУЗе. СПб.: Образование, 1998.
  86. Н.Г. Состояние и основные тенденции в школах современной Японии. — Л., 1988.91 .Лихтштейн И. И. Цели обучения физике в новой образовательной парадигме.// Методика обучения физике в школе и ВУЗе. СПб., 199.
  87. И.И. Формирования ценностного отношения школьников к физическим знаниям. — СПБ., 2000.
  88. Локк Джон. Педагогические сочинения. -М., 1939. С.240−241.
  89. М.В. Полное собрание сочинений. М., Т.2. С.60−61, 354.
  90. Н.А. Межпредметные связи как средство совершенствования учебно-воспитательного процесса./ Под ред. Тесемнициной М. С. — М.: МГПИ, 1981.
  91. В.Я. Эстетическое воспитание при обучении физике. М.: Просвещение, 1986.
  92. И.В. Особенности методики развития познавательного интереса учащихся в современной школе.// Современные проблемы обучения физике в школе и ВУЗе. СПб., 1999.
  93. И.В. Особенности методики развития познавательного интереса учащихся в современной школе.// Современные проблемы обучения физике в школе и ВУЗе. СПб., 1999.
  94. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. М., 1987.
  95. В.Н. Взаимообусловленность межпредметных связей и познавательных интересов учащихся при наличии учебной темы.// Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Л., 1981.
  96. Максимова В. Н Межпредметные связи как фактор совершенствования учебно-познавательной деятельности учащихся.// Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Л., 1981.
  97. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе. Л., 1980.
  98. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988.
  99. З.А. Гуманизация образования.// Образование в мире на пороге XXI века. М.: АПН СССР, 1991.
  100. Т.Н. Теоретические основы исследования ценностных ориентаций и интересов школьников.// Ценностные ориентации и интересы школьников. — М., 1983.
  101. Л.Р. Дидактические основы межпредметных связей на уроках физики в условиях гуманитаризации образования.: Автореферат дисс. канд. пед. наук. — М., 1997.
  102. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М., 1986.
  103. Методологические основы решения задач по физике в средней школе./ Сост. Кондратьев А. С., Бубликов С. В. СПб., 1996.
  104. Л.Ф., Мечников В. В. Внеклассное занятие «Ядерная энергетика и ее экологические проблемы».// Физика в школе. — 1999. № 2.
  105. B.C. Модернизация содержания естественнонаучного образования в школах США.// Педагогика и народное образование за рубежом. 1989. — № 7.
  106. Э.И. Формирование коммунистического мировоззрения школьников. — М.: Педагогика, 1978.
  107. Моральные ценности и современность.// Вопросы философии. 1983. -№ 11.
  108. В.Н. Формирование диалектико-материалистических взглядов учащихся на физические явления и их познание при обучениифизике в старших классах средней школы. Диссканд. пед. наук. JL, 1964.
  109. Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе (тезисы докладов Всесоюзной конференции)./ Ответственный ред. Зверев И. Д. 4.1, 4.II. М.: Изд. АПН СССР, 1973.
  110. Межпредметные связи естественно-математических дисциплин: Пособие для учителей./ Под ред. В. Н. Федоровой. — М.: Просвещение, 1980.
  111. Межпредметные связи курса физики в средней школе./ Под ред. Дика Ю. И., Турышева И. К. М.: Просвещение, 1987.
  112. В.В. Проблема теоретических обобщений в курсе физики средней школы.: Автореферат диссдокт. пед. наук. — М., 1974.
  113. Г. А. Проблема использования интегрированных курсов по физике в средней школе.: Автореферат дисс.канд. пед. наук. — СПб., 1998.
  114. Новое педагогическое мышление./ Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989.
  115. В.Ф. Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1955. С. 136−137.
  116. Основы дидактики./ Под ред. Есипова Б. П. — М., 1967.
  117. Основы методики преподавания физики./ Под ред. Перышкина А. В., Разумовского В. Т., Фабриканта В. А. М.: Просвещение, 1984.
  118. Педагогика и народное образование в зарубежных странах. — М., 1959.
  119. Педагогика./ Под ред. П. Н. Груздева — М.: Учпедгиз, 1940.
  120. Педагогический словарь. М.: Изд. АПН РСФР, 1960, 4.1.
  121. И.Г. Избранные педагогические произведения. М., 1963, Т.З.
  122. Петербургская школа. Теория и практика формирования многовариантной образовательной системы./ Под ред. О. Е. Лебедева. -СПб., 1994.
  123. Проблема ценности в философии. — М.-Л., 1966.
  124. М.А. Проблемы дифференциации обучения.// Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения в советской школе. М., 1987.
  125. Г. И. Произведения изобразительного искусства на уроках физики.// Физика в школе. — 1984. № 6.
  126. Разработка стандартов естественнонаучного образования в США.// Международная конференция «Гуманизация естественнонаучного образования: проблемы и перспективы». — СПб, Россия, 1996.
  127. Н.Н. Формирование межпредметных знаний и умений учащихся средствами проблемного обучения.: Автореферат дисс. канд. пед. наук-М., 1973.
  128. Ромашова C. I 1. Гуманизация взаимоотношений учителя с учащимися в процессе обучения.: Автореферат дисс.канд. пед. наук. — М., 1996.
  129. .И. Развитие творческих способностей учащихся.// Методика обучения физике в школе и ВУЗе. — СПб., 1999.
  130. С.А. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1973.
  131. Е.И. Педагогическая система Н.К. Крупской. М., 1968.
  132. Самойлов B.C.. Межпредметные связи курсов математики и физики в6.8 классах в системе задач по математике.: Автореферат диссканд. педнаук. М.: МПИ им. А. М. Горького, 1984.
  133. В. А. Рассказы Л.Н. Толстого на уроках физики.// Физика в школе. 1987. — № 3.
  134. В.И. Развитие исследовательских умений учащихся при использовании компьютеров в процессе выполнения лабораторных работ на уроках физики.: Дисс. канд. пед. наук. СПб., 1999.
  135. В.В. Образование и личность. М.: Логос, 1999.
  136. В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технологии. Волгоград, 1994.
  137. Скаткин M. I 1. Проблемы современной дидактики — М.: Педагогика, 1984.
  138. Н.Н., Ходанович А. И. Технологии компьютерной алгебры в квантовой механике.// Методика обучения физике в школе и ВУЗе. — СПб., 2000.
  139. Современные педагогические технологии: опыт и перспективы.// Материалы I научно-практической конференции преподавателей. — Омск, 1999.
  140. И.И., Соломин В. П. Роль интенсивных курсов естествознания в совершенствовании подготовки специалистов в педагогическом университете.// Подготовка специалиста в области образования. СПб., 1996.
  141. В.П., Ланина И. Я., Бурцева Н. М. Интегрированные занятия по биологии и физике. — СПб., 2000.
  142. В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971.
  143. А. Физика в походе.// Народная школа. 1999. — № 4−5.
  144. В.Э. Изучение ценностных ориентации студентов в сфере знаний.// Сов. педагогика. — 1976. —№ 11.
  145. Л.В. Гуманитаризация как одно из основных направлений перестройки преподавания школы.// Физика в школе. —1988. № 2.
  146. Л.В. Образование общее, а цели конкретные.// Советская педагогика. 1988. — № 12.
  147. С.А. Физические вопросы, задачи и задания к текстам из сказок, легенд и мифов: Оптика.// Физика в школе. 1995. — № 1.
  148. Тихомирова С. А- Физика в пословицах и сказках народов мира: Пособие для учащихся. М.: Интерпракс, 1994.
  149. С.А. Новогодняя поэтическо-физическая викторина.// Физика в школе, 1994, № 1.
  150. В.П. Марксистская философия и проблемы личности.// Проблема ценности в философии. M.-JI., 1966.
  151. В.Г. Роль ценностных ориентаций и социальных установок как фактор мотивации поведения личности.// Вестник ЛГУ. — 1975. — № 23.
  152. А.В. Межпредметные связи в условиях стандартизации образования.// Наука в школе. — 1999. № 3.
  153. А.В. Некоторые вопросы взаимосвязи преподавания физики и математики.// Математика в школе. 1970.
  154. А.В. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения физике. — М.: Высшая школа, 1984.
  155. К.Д. Избранные педагогические сочинения. — М., 1968.
  156. Г. Ф. Межпредметные связи в учебном процессе // Народное образование. 1985. — № 4.
  157. Г. Ф. Межпредметные связи и связь с жизнью — в основу обучения.// Народное образование. — 1979. № 5.
  158. Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. — Л., 1991.
  159. Г. Ф. Межпредметные связи в обучении и формировании познавательных интересов учащихся.// Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — Л., 1981.
  160. В.Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи. М.: Педагогика, 1972.
  161. Е.Н., Янюшкина Г. М. Реализация межпредметных связей на уроках физики в общеобразовательной школе. Петрозаводск.: КГПИ, 1995.
  162. Философская энциклопедия./ Под ред. Ф. В. Константинова. М.: Советская энциклопедия, 1970 — Т.5. — С.730.
  163. В.Д. Формирование научного мировоззрения учащихся в процессе изучения физики на межпредметной основе.: Автореферат дисс. канд. пед наук. — Киев, 1992.
  164. Хрестоматия по зарубежной педагогике./ Состав. Пискунов А. И. М., 1981.
  165. С.А. Физика и человек. М.: АО Аспект Пресс, 1994.
  166. Черкес-Заде Н. М. Межпредметные связи как усовершенствования учебного процесса.: Автореферат дисс.канд. пед. наук. — М., 1968.
  167. Н.В., Щербаков Р. Н. Методические рекомендации по гуманитаризации преподавания физики в школе, 4.I-II, 4. III-IV. — Таллинн.: Центр усовершенствования работников просвещения, 1994.
  168. П.Н., Огородников И. Т. Педагогика. М., 1954.
  169. MB. Графический способ решения некоторых задач по физике.// Современные технологии обучения в школе и ВУЗе. СПб., 1999.
  170. Н.В. Использование математических функций и их графиков в физике при изучении кинематики.// Физика в школе и ВУЗе. СПб.: Образование, 1998.
  171. Школьные реформы в развитых странах Запада. М., 1992.
  172. Л.Б. Проблемы подготовки школьников к миру труда в современной буржуазной педагогике и школе.// Школьное образование в капиталистических странах: состояние и тенденции. — М., 1981. .
  173. Р.Н. Ценностный подход в обучении физике.// Специалист. — 1999.-№ 12.
  174. Р.Н. Ценностные аспекты процесса обучения на уроках физики. -М.: Прометей, 1998.
  175. Щербаков P. R Теоретические основы и методика формирования системы гуманистических ценностей в процессе обучения физике.: Автореферат дисс.докт. пед. наук. -М., 1999.
  176. Г. И. Педагогика школы. М., 1977.
  177. Н. Ценностные отношения.// Воспитание школьников. 1999. — № 3.
  178. А. Собрание сочинений. М., 1967. — T.IV.
  179. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности.// Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
  180. И.С. Личноетно-ориентированное обучение в современной школе. -М: Сентябрь, 1996.
  181. В.Н. Межпредметные связи в задачах по физике. — Куйбышев, 1987.
  182. В.Н. О межпредметных связях в процессе преподавания основ наук.// Сов. Педагогика. 1968. — № 8.
  183. В.Н. Ориентация на Межпредметные связи при подборе учебного материала школьных учебников.// Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1974.
  184. Clark L. H, Starr I.S. Secondary and middle school teaching. N.Y., Toronto, 1991.
  185. Ellis A.K., Fouts J.T. Research on educational innovations. Princeton Junction, 1993.
  186. Gall M.D. Discussion method // The international encyclopaedia of teaching and teacher education. Oxford, 1988.
  187. Lewy A. Planning the school curriculum. Paris, 1977:
  188. Means Barbara and Olson Technology and Educational Reform: Studies of Education Reform. Upland, P.A.: Diane Publishing Co., 1997.
  189. Using technology to Support Educational Reform Edited by B. Means, John Blando. Menlo Park, CA: SRI International, 1993.
Заполнить форму текущей работой