Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Вероятностное знание в системе научного постижения действительности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование нового теоретического мировоззрения актуализирует не просто переосмысление мировоззренческой и методологической функций философии, а фактически их кардинальное изменение. Пока же, отметим, в этом плане нельзя не согласиться не с вековой давности мыслью JI.M. Лопатина. Характеризуя положение философии в начале прошлого века, Л. М. Лопатин отмечал: «В прежние времена философия… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Познание в условиях реализации принципа дуализма
    • 1. Познание в системе агностицизма и скептицизма
    • 2. Основные соотношения репрезентанта и репрезентации действительности
    • 3. Понятие вероятностного знания
  • Глава 2. Вероятностное знание в системе реализации принципа дуализма
    • 1. Вероятностное знание как репрезентант и как репрезентация действительности
    • 2. Вероятностное знание и истинность
    • 3. Вероятностное знание и практика

Вероятностное знание в системе научного постижения действительности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется тем, что, будучи одним из важнейших компонентов науки, научное знание остаётся во многих отношениях ещё мало изученным. И, соответственно, в структуре научного знания оказываются не изученными те его элементы, которые формировались, в частности, в процессе научного освоения действительности на основе принципа единства мира и принципа дуализма в системах диалектической методологии и методологии метафизики.

Реализация этих двух методологий в процессе научного познания действительности, безусловно, накладывает отпечаток на содержание научного знания и одновременно вызывает необходимость его изучения и предметного анализа элементов структуры научного знания, одним из которых является вероятностное знание.

Высокая эффективность науки и технологии, неразрывность их единства в познавательной и преобразовательной деятельности имеют следствием рост зависимости человечества от функционирования научного знания, в том числе от вероятностного знания. На основе вероятностного знания разрабатываются активно применяемые политические, социальные, производственные, образовательные и иные технологии. Вероятностное знание лежит в основе различных прогнозов в области прогнозного обслуживания экономической, социальной (в узком смысле) и духовной сфер общественной жизни. При этом понятие вероятностного знания, активно используемое практически во всех отраслях науки, тем не менее, остаётся недостаточно изученным. В частности, не изучена его специфика, типы вероятностного знания, специфичность развёртывания применительно к тем или иным объектам и предметам действительности и т. д. По этой причине в структуре научного знания вероятностное знание предстаёт как такой компонент, который не позволяет эффективно, со знанием дела результативно распорядиться всей наличной совокупностью научного знания.

В этой связи актуализируется необходимость изучения теоретических и эмпирических источников вероятностного знания, проведения адекватного анализа его методологии, в соответствии с которой осуществляется получение вероятностного знания. Не менее актуальна потребность в раскрытии соотношения вероятностного и достоверного знания, в силу чего окажется возможным установить соотношение вероятностного знания и познаваемой действительности, раскрыть особенности развёртывания вероятностного знания в познавательной и преобразовательной практике.

Поэтому есть основания полагать, что структура научного знания, включающая в качестве своего компонента вероятностное знание, будучи предметно изученной, обнаружит новые аспекты повышения эффективности науки и перспектив сближения науки и практики.

Степень разработанности темы. Изучением явления вероятностного знания, выявлением его специфических особенностей занимались многие исследователи.

Научное постижение действительности в стандартах агностицизма и скептицизма, обусловливающих необходимость конструирования теоретических приближений применительно к тем или иным объектам и предметам познания, прослеживается в работах Платона, Аристотеля, Дж. Локка, Д. Юма, Р. Декарта, Г. В. Ф. Гегеля, И. Канта, Э. Гуссерля, Э. Маха, Б. Рассела, Г. Скирбекк, Н. Гилье, Т. С. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда,.

B.Ф. Асмуса, П. П. Гайденко, В. М. Богуславского, B.C. Степина, Н. М. Чуринова, С. Н. Мареева, Е. В. Мареевой, И. Т. Касавина, С. В. Воробьёвой,.

C.Ю. Пискорской, А. А. Грицанова и др.

Основные отношения научного знания и изучаемой действительности раскрываются в трудах Платона, Аристотеля, А.М. С. Боэция, Р. Декарта, И. Росцелина, Ансельма Кентерберийского, П. Абеляра, Г. В. Ф. Гегеля, Ф. Бэкона, Н. Гартмана, Э. Гуссерля, Б. Рассела, Т. И. Хилла, Х. Й. Зандкюллера, М. Вартофского, Э. Левинаса, Дж. Пассмора, В.Э.

Быховского, B.C. Степина, П. П. Гайденко, Н. М. Чуринова, С. А. Радионовой, М. А. Гусаковского, Л. А. Ященко, С. В. Костюкевич, М. А. Можейко и др.

Изучение явления вероятностного знания, его природы, свойств и качеств намечено в исследованиях Платона, Аристотеля, Альбина, Парменида, Т. Гоббса, Дж. Локка, Д. Юма, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г.-В. Лейбница, Г. В. Ф. Гегеля, И. Канта, Р. Карнапа, Ч. Пирса, К. Р. Поппера, Я. Хинтикка, К. Хюбнера, И. Р. Пригожина, А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, A.M. Мостепаненко, А. С. Майданова, А. Д. Урсула, А. С. Кравца, Ю. В. Сачкова, В. И. Аршинова, М. Х. Хаджарова, К. П. Воробьёва, Е. В. Трифонова, С. С. Неретиной, С. Э. Крапивенского и др.

Раскрытие вероятностного знания в системе реализации принципа дуализма в дедуктивных и индуктивных теориях осуществляется в работах Д. Юма, Г.-В. Лейбница, Г. В. Ф. Гегеля, Х. Й. Зандкюллера, М. Фуко, М. Вартофского, Э. Левинаса, Р. Рорти, Н. С. Автономовой, С. Ш. Авалиани, О. Е. Баксанского, М. А .Гусаковского, Л. А. Ященко, С. В. Костюкевич, Г. И. Рузавина, И. З. Шишкова, М. А. Кукарцевой, С. В. Воробьёвой, И. Джохадзе и др.

Специфика истинности вероятностного знания определяется положениями и выводами, содержащимися в трудах Платона, Аристотеля, У. Оккама, Г.-В. Лейбница, Ф. Бэкона, Р. Декарта, Г. В. Ф. Гегеля, И. Канта, Л. Витгенштейна, Т. С. Куна, И. Лакатоса, К. Р. Поппера, П. Фейерабенда, Г.-Г. Гадамера, Ф. Энгельса, Э. Гуссерля, Б. Больцано, К. Хюбнера, Б. Рассела, Дж. Дойча, Ф.А. фон Хайека, Ж.-Ф. Лиотара, А. Ф. Лосева, B.C. Степина, А. Л. Никифорова, Л. А. Микешиной, М. Ю. Опенкова, С. Б. Крымского, А. В. Апполонова, Л. А. Марковой, В. Г. Буданова, В. А. Метлова, Е. Б. Ивушкиной, Е. Я. Режабека, К. Копейкина, Г. В. Осипова и ДР-'.

Вопросы реализации вероятностного знания в практике преобразования мира освещаются в исследованиях Ф. Энгельса, М.

Хайдеггера, Я. Хакинга, Г. Вригта, К. Р. Поппера, Г. Шельски, Р. Рорти, Дж. Сороса, П. С. Юшкевича, В. А. Лекторского, В. И. Аршинова, Ю. М. Романенко, Ю. В. Сачкова, Н. М. Чуринова, А. В. Вершкова, А. Л. Куракина, B.C. Швырева, В. Н. Лозовского, Е. В. Лозовской, А. С. Колесникова и др.

И, тем не менее, явление вероятностного знания как компонента научного знания изучено не достаточно полно, особенно в содержании, имеющем непосредственное отношение к установлению его природы, определений, свойств и качеств, специфики реализации в системе научного познания. Поэтому явление вероятностного знания требует специального исследования, чему и посвящена диссертационная работа.

Объект и предмет исследования. Объект исследования — научное знание, предмет исследования — вероятностное знание в системе научного постижения действительности.

Цель и задачи работы. Цель исследования заключается в изучении вероятностного знания в системе научного постижения действительности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

1. Показать, что положения агностицизма и скептицизма являются основными видами метафизического теоретического мировоззрения в системе научного постижения действительности.

2. Изучить основные соотношения репрезентанта и репрезентации в системе научного постижения действительности.

3. Изучить явление вероятностного знания.

4. Показать вероятностное знание в системе научного постижения действительности.

5. Выявить специфику истинности вероятностного знания.

6. Показать, как реализуется вероятностное знание в процессе практического освоения действительности.

Методология исследования определяется философскими методами, общенаучными исследовательскими подходами (системным, сущностным, деятельностным, структурно-функциональным и др.) и общенаучными методами (анализа, синтеза, индукции, дедукции, идеализации, сравнения и др.). При проведении научного исследования диссертант руководствовался результатами, положениями и выводами, изложенными в трудах отечественных и зарубежных авторов.

Новизна исследования и личный вклад автора.

— Показано, что положения агностицизма и скептицизма — это основные виды метафизического теоретического мировоззрения в системе научного постижения действительности человеком, фундаментальным основанием любой теоретической версии которых является принцип дуализма.

— Доказано, что в соответствии с принципом дуализма имеют место две основные традиции развёртывания агностицизма и скептицизма: изначально реалистская традиция (материальные, телесные сущности репрезентируют идеальные, духовные существования) и изначально номиналистская традиция (духовные, идеальные сущности репрезентируют материальные, телесные существования). При этом:

— по реалистской традиции в качестве сущности определяется идеальная сущность (репрезентант), а материальное представляет собой независимые от сущности существования — репрезентации;

— по номиналистской традиции в качестве сущности определяется материальная сущность (репрезентант), а идеальное предстаёт как независимое от сущности существование — репрезентация.

— Выявлено, что в ходе научного познания вероятностное знание, реализуясь в качестве репрезентанта и в качестве репрезентации, является следствием реализации метафизической методологии в системе научного постижения действительности.

— Установлено, что в силу независимости друг от друга репрезентанта и репрезентации знание и в качестве репрезентанта, и в качестве репрезентации действительности может быть только вероятностным знанием. В соответствии с реалистской традицией в качестве вероятностного знания может выступать только репрезентант, т. е. абстрактная сущность (трансцендентальная реальность, абсолютная идея и т. п.), предполагающая вероятностность её восполнениями репрезентациями. В соответствии с номиналистской традицией в качестве вероятностного знания может выступать только репрезентация, т. е. интерпретация, описание, трактовка и т. п. репрезентанта.

— Установлено, что реалистское вероятностное знание формируется на основе дедуктивных теорий, а номиналистское вероятностное знание формируется на основе индуктивных теорий. Поскольку в основании теории познания как теории репрезентации находятся различные версии агностицизма и скептицизма, постольку вероятностное знание предстаёт в качестве безобразного знания, при этом:

— вероятностное знание реалистского типа выступает как истина в той мере, в какой данное знание не противоречит произвольно принятым тезаурусу (понятийному аппарату), аксиоматике и системе доказательств дедуктивной теории;

— вероятностное знание номиналистского типа выступает как истина в той мере, в какой данное знание оказывается плодотворной догадкой в системе реализации индуктивной теории.

— Установлено, что реализация в практической деятельности вероятностного знания реалистского типа происходит в форме технологий, направленных на достижение субъективно определённых целей. Вероятностное знание номиналистского типа служит ориентиром практической деятельности, направленной на самоутверждение деятельного субъекта в соответствующем отношении.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.

Теоретическая значимость работы заключается в исследовании природы вероятностного знания в системе научного постижения действительности и раскрытия его продуктивности на основе принципа дуализма, метафизической методологии и в теории познания как теории репрезентации в метафизической системе научного постижения действительности.

Практическая значимость работы заключается в том, что положения и выводы диссертации могут быть востребованы в процессе преподавания философских, естественных, общественных наук, а также для целей разработки спецкурсов «Философия науки», «Теория познания», «Социология науки», «Научное знание» и т. д. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при подготовке реферативных, библиографических и научных трудов, учебных и учебно-методических разработок и пособий в области философии науки и техники, а также онтологии и теории познания.

Апробация работы. Результаты исследования представлены в материалах международной научно-практической конференции (Красноярск, 2007), Всероссийской научно-практической и научно-методической конференции «Инновации в науке и образовании» (Красноярск, 2007), межвузовской научно-практической конференции Сибирского федерального университета (Красноярск, 2007), во всероссийском журнале «Философия образования», в научном журнале «Теория и история».

Структура работы определяется целью исследования, поставленными задачами, последовательностью их решения и состоит из введения, двух глав, включающих по три параграфа каждая, заключения и библиографического списка использованной литературы.

Основные выводы:

— Показано, агностицизм и скептицизм — это основные виды метафизического теоретического мировоззрения в системе научного постижения действительности человеком.

Установлено, что фундаментальным основанием любой теоретической версии агностицизма и скептицизма является принцип дуализма, согласно которому устанавливается наличие двух независимых друг от друга сущностей: материальной и идеальной.

— Выявлено, что, в частности, на основании принципа дуализма и теорий агностицизма и скептицизма оформляется особая система научного постижения действительности — теория познания как теория репрезентации.

— Доказано, что в соответствии с принципом дуализма имеют место две основные традиции развёртывания агностицизма и скептицизма: изначально реалистская традиция (телесные сущности репрезентируют духовные существования) и изначально номиналистская традиция (духовные, идеальные сущности репрезентируют материальные, телесные существования).

— Показано, что в соответствии с принципом дуализма произвольно решается, как соотносятся друг с другом независимые друг от друга духовная и телесные сущности:

— по реалистской традиции в качестве сущности определяется идеальная сущность (репрезентант), а материальное представляет собой независимые от сущности существованиярепрезентации действительностипо номиналистской традиции в качестве сущности определяется материальная сущность (репрезентант), а идеальное предстаёт как независимое от сущности существование — репрезентация.

— Установлено, что в силу независимости друг от друга репрезентанта и репрезентации действительности знание и в качестве репрезентанта, и в качестве репрезентации действительности может быть только вероятностным знанием.

— Показано, что в соответствии с реалистской методологической традицией в качестве вероятностного знания может выступать только репрезентант (абстрактная сущность, трансцендентальная реальность), предполагающий вероятностность восполнения репрезентациями.

— Показано, что в соответствии с номиналистской методологической традицией в качестве вероятностного знания может выступать только репрезентация, интерпретация и т. п. репрезентанта.

— Выявлено, что вероятностное знание, реализуясь в качестве репрезентанта и в качестве репрезентации, является следствием метафизической методологии в системе научного постижения действительно сти.

— Показано, что постижение действительности на основе теории познания как теории репрезентации представляет собой репрезентирование действительности.

— Показано, что репрезентирование действительности происходит в двух основных типах реализации вероятностного знания: вероятностное знание как репрезентант, т. е. как реалистское вероятностное знаниевероятностное знание как репрезентация, т. е. как номиналистское вероятностное знание.

— Установлено, что реалистское вероятностное знание формируется на основе дедуктивных теорий, номиналистское вероятностное знание формируется на основе индуктивных теорий.

— Показано, что поскольку в основании теории познания как теории репрезентации находятся различные версии агностицизма и скептицизма, постольку вероятностное знание предстаёт в качестве безобразного знания.

— Установлено, что вероятностное знание реалистского типа выступает как истина в той мере, в какой данное знание не противоречит произвольно принятым тезаурусу (понятийному аппарату), аксиоматике и системе доказательности дедуктивной теории.

— Установлено, что вероятностное знание номиналистского типа выступает как истина в той мере, в какой данное знание оказывается плодотворной догадкой в системе реализации индуктивной теории.

— Показано, что претворение в жизнь вероятностного знания является реализацией потребительски существенных проектов, призванных доказать наличные степени свободы соответствующих субъектов.

— Установлено, что реализация в практической деятельности вероятностного знания реалистского типа происходит в форме технологий, направленных на достижение субъективно определённых целей.

— Установлено, что вероятностное знание номиналистского типа служит ориентиром практической деятельности, направленной на самоутверждение деятельного субъекта в соответствующем отношении.

Говоря о вероятностном знание как важном компоненте научного знания, следует отметить, что имеется ещё одно его (вероятностного знания) понимание, имеющее в основании различение универсалистского и диалектического проектов науки. С учётом этого различения «различимы также совершенное знание и вероятностное (проективное) знание, каждое из которых получено на основе своей методологии и гносеологии. Например, вероятностное знание — это знание, полученное на основе теории познания как теории репрезентации» [145, С. 191]. Знание, полученное на основе теории познания как теории отражениясовершенное знание. При этом под «несовершенным знанием» следует понимать знание, образная полнота которого отвечает диалектике абсолютного и относительного, объективного и субъективного в содержании истины, а отнюдь не принципиальной неполноте его как репрезентации. «Признаками полноты совершенного знания также являются его системность, упорядоченность, последовательность и т. д. И в этом смысле, например, отсутствие каких-либо элементов в системе упорядоченности и последовательности знания, — пишет Н. М. Чуринов, -может быть охарактеризовано понятием „несовершенное знание“ (например, отсутствие некоторых пока ещё неизвестных элементов в периодической системе Д. И. Менделеевагомологические ряды растений Н. И Вавилова). И, следовательно, такого рода несовершенное знание предполагает и содержит в себе самом определённость следствия реализации его, т. е. несовершенного знания, в системе более или менее совершенного слова. Ибо в зависимости от совершенного ума совершенство слова может быть осуществлено и на основе несовершенного знания» [145, С.202].

Различение совершенного и вероятностного (проективного) знания принято у многих исследователей — В. Н. Сагатовского [124], Д. Е. Григоренко [40], С. Ю. Пискорской [106], и др. Так, Д. Е. Григоренко, характеризуя теорию либерализма как теорию социального конструирования, заключает, что, будучи теорией-репрезентацией действительности, теория либерализма предполагает ту или иную степень правдоподобности в исследовании социальной действительности западных обществ, вероятностный характер научного знания.

Однако неразличение двух проектов науки приводит к разному пониманию понятия. В частности, В. Н. Сагатовский, разделяя относительное и абсолютное знание, пишет о неполноте их соответствия образу: «Другим примером относительной истины может служить вероятностное знание. Как и в случае с гомоморфным соответствием здесь имеется неполнота соответствия, и знание может быть оценено как более или менее точное» [цит. по 124]. Вероятностное знание не может быть примером относительной истины, в этом нельзя согласиться с В. Н. Сагатовским, так как оно содержит такую совокупность существенных признаков, которая соответствует гносеологии как теории репрезентации [см. 106, С.33−50].

Система научного постижения действительности, развертывающая принцип дуализма, несмотря на то, что основными видами её теоретического мировоззрения выступают агностицизм и скептицизм, доказала (и что, следует согласиться с М. А. Можейко [см. 92], является, в силу разделённости материального и идеального, примером огромного интеллектуального мужества) свою продуктивность как в изначально реалистской методологической традиции, так и в изначально номиналистской методологической традиции. Бесспорны и несомненны достижения науки и технологии Запада, зачастую они выступают образцом для подражания и продуктно представленной целью развития цивилизации. Но не менее бесспорны и несомненны проблемы цивилизации, порождённые дуалисткой методологией.

Метафизический проект науки — зрелый, сильный, успешный, имеющий много последователей, влиятельный и поддерживаемый властными структурами развитых стран. Диалектический проект науки только начинает осознаваться и предстоит большая работа по его осмыслению и созданию. Возможно, что становление и укрепление диалектического проекта науки избавит человечество от метафизических проблем. Но для достижения этого важно продолжить работу по изучению научного знания, в т. ч. в его совершенном оформлении. Главная роль в этом исследовании должна принадлежать философии, в т. ч. философии науки, ибо глубинность дуалистского теоретического мировоззрения — не просто констатация факта, а реальность, изменение которой требует колоссальных затрат времени и труда. Труда, прежде всего, теоретического, направленного на преодоление дуалистского мировоззрения.

Формирование нового теоретического мировоззрения актуализирует не просто переосмысление мировоззренческой и методологической функций философии, а фактически их кардинальное изменение. Пока же, отметим, в этом плане нельзя не согласиться не с вековой давности мыслью JI.M. Лопатина. Характеризуя положение философии в начале прошлого века, Л. М. Лопатин отмечал: «В прежние времена философия, несмотря на несомненную фантастичность своих отдельных предположений, сплошь и рядом вдохновляла науку,. шла впереди науки и нередко освещала её путь. Совсем иначе обстоит дело теперь: философия более всего боится что-нибудь изменить и прибавить к тому, что признала наука.. Если при этом иметь в виду, что наука сама вынуждена пересматривать свои принципы, станет понятным, насколько затруднительной и неблагодарной оказывается позиция философии: она влачится позади науки, изнемогая в непосильных попытках возводить в достоинство абсолютных истин то самое, что для науки в её собственной области ещё больше обнаруживает свой условный, шаткий, нередко явно фиктивный характер» [80, С. 104 106]. Прошёл век, а написано как вчера.

Заключение

.

В результате проведенной работы изучено вероятностное знание в системе научного постижения действительности, решены следующие исследовательские задачи:

1. Показано, что агностицизм и скептицизм — это основные виды метафизического теоретического мировоззрения в системе научного постижения действительности.

2. Изучены основные соотношения репрезентанта и репрезентации в системе научного постижения действительности как теории репрезентации.

3. Изучено явление вероятностного знания.

4. Показано вероятностное знание в системе научного постижения действительности.

5. Выявлена специфика истинности вероятностного знания.

6. Показано, как реализуется вероятностное знание в процессе практического освоения действительности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Августин Блаженный. Против академиков текст. / Августин // Об истинной религии. Теологический трактат. Мн.: Харвест, 1999. 160 е., С.26−111.
  2. , С.Ш. Трансформация метафизики текст. / С. Ш. Авалиани // Вопросы философии. 2005. № 11. С. 48−53.
  3. , Л.Я. Почему люди задают вопросы. 1993 электронный ресурс. / Л. Я. Аверьянов. Электрон, дан Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/aver pochemu/ рос5 11 .aspx. — Загл. с экрана.
  4. , Н.С. Мишель Фуко и его книга «Слова и вещи» текст. / Н. С. Автономова // М. Фуко. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М. Прогресс, 1997. 403 е., С. 5−20.
  5. , П.В. Панин, Н.В. Философия текст. / П. В. Алексеев, Н. В. Панин. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. 608 с.
  6. Альбин. Учебник платоновской философии. Ок. 150 н.э. текст. / Альбин // Платон. Диалоги. М.: Мысль. 1986.-607с.
  7. , А.В. Жизнь и творчество Уильяма Оккама текст. / А. В. Апполонов // У. Оккам. М.: Едиториал УРСС, 2002, — 272 е., С. 467.
  8. Аристотель, Вторая Аналитика текст. / Аристотель // М.: Эксмо- СПб.: Мидгард, 2008. 960 е., С. 611−682.
  9. Аристотель. Метафизика текст. / Аристотель // М.: Эксмо- СПб.: Мидгард, 2008. 960 е., С. 163−390.
  10. Аристотель. О софистических опровержениях текст. / Аристотель. Соч. в 4-х т., Т.2. М.: Мысль, 1978.- 687с., С.533−593
  11. , В.И. Естествознание и развитие: диалог с прошлым, настоящим и будущим текст. / В. И. Аршинов Ю. Л. Климонтович, Ю. В. Сачков // И. Р. Пригожин, И. Стенгерс. Порядок из хаоса: Новый диалог с природ ой.М.: Прогресс, 1986.—432 е., С. 399−420 143
  12. , В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки текст. / В. И. Аршинов. М.: ИФРАН, 1999. 203 с.
  13. , В.Ф. Античная философия (история философии) текст. / В. Ф. Асмус. М.: Высш.шк., 2003. 400 с.
  14. , В.Ф. Логика Аристотеля и его учение о методе электронный ресурс. / В. Ф. Асмус // Аристотель. Диалектика. Электрон, дан. режим доступа: http://societv.polbu.ru/asmus antiquephilo/ch59 i.". -Загл. с экрана.
  15. , О.В. Логика текст. / О. В Афанасьева. М.: Проспект, 2008 272 с.
  16. , О.Е. Когнитивные репрезентации: обыденные, социальные, научные / О. Е. Баксанский. М.: Книжный дом «Либроком», 2009. 224 с.
  17. , В.М. Скептицизм в философии текст. / В. М. Богуславский. М.: «Наука», 1990, 272 с.
  18. , Б. Учение о науке / Б. Больцано. СПб.: Наука, 2003, -518 с.
  19. Боэций, А.М.Т. С. Комментарий к Порфирию Электронный ресурс. / А. М. Т. С. Боэций. Электрон, дан. Режим доступа: http://www.filosof.historic.ru booksitemf00s00z0000153st000.htm. — Загл. с экрана.
  20. , Б.В., Тростников В. Н. Жар холодных числ и пафос бесстрастной логики: формализация мышления от античных времён до эпохи кибернетики / Б. В. Бирюков, В. Н. Тростников. М.: Книжный дом «Либроком», 2009. 232 с.
  21. , В.Г. О методологии синергетики текст. / В. Г. Буданов // Вопр. филос. 2006. № 5, С. 79−94.
  22. , В. Э. В лабиринте идеалистической гносеологии текст. / В. Э. Быховский // Т. И. Хилл. Современные теории познания. М.: Прогресс. 1965. 533 е., С. 5−24
  23. , Ю. Музыкальная форма как конструкция и процесс электронный ресурс. / Ю. Бычков. Электрон, дан. Режим доступа: http://yuri317.narod.ru/garfo/KP.htm. — Загл. с экрана.
  24. , Ф. Новый Органон текст. / Ф. Бэкон // Сочинения в 2 т. Т.1. М.: «Мысль» 1978.-575 е., С.7−214.
  25. , М. Модели: репрезентация и научное понимание текст. / М. Вартофский. М.: Прогресс, 1988. 484 с.
  26. , В. «Маргинальная» Метафизика Канта электронный ресурс. / В. Васильев. Электрон, дан. Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/logos/number/199 710/04.htm. — Загл. с экрана.
  27. , А.В. Технологическая и тектологическая практика текст. / А. В. Вершков. Красноярск: Сиб. гос. аэрокосм, ун-т, 2007. 192 с.
  28. , JI. Логико-философский трактат текст. / Л. Витгенштейн. М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007. 352 с.
  29. , К.П. Проблемные вопросы представления материалов клинических исследований / К. П. Воробьёв //Бшь, знеболювания и интенсивная терапия. 2005, № 2, С.71−80.
  30. , С.В. Диахрония и репрезентация Э. Левинаса электронный ресурс. / С. В. Воробьёва. Электрон, дан. Режим доступа: http://culture.niv.ru/doc/philosophv /encyclopedia-post-modern/120.htm. Загл. с экрана.
  31. С.В. Софистика текст. / С. В. Воробьёва // Новейший филос. Сл. Мн.: Книжный Дом. 2003.— 1280 с.
  32. , П.П. История новоевропейской философии в её связи с наукой текст. / П. П. Гайденко. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 376 с.
  33. , П.П. Эволюция понятия науки (становление и развитие первых научных программ) текст. / П. П. Гайденко М: Наука, 1980.-568 с.
  34. , Н. Познание в свете онтологии электронный ресурс. / Н. Гартман. Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.filosof.historic.ru booksitemil00s00z0000091st000.htm. Загл. с экрана.
  35. Гегель, Г. В. Ф. Лекции по истории философии текст. / Г. В. Ф. Гегель. Кн.1.- СПб.: Наука, 1993.-350с., С.63−350.
  36. Гегель, Г. В. Ф. Работы разных лет текст. / Г. В. Ф. Гегель. Соч. в 2-х т. T.l. М.: Мысль, 1972. 668 с.
  37. Гегель, ГВФ, Феноменология духа текст. / Г. В. Ф. Гегель. М.:Эксмо, 2007−880 с.
  38. Гегель, Г. В. Ф. Философия природы / Г. В. Ф. Гегель. М.: Мысль, 1975. 695 с.
  39. , В. Философские проблемы атомной физики текст. / В. Гейзенберг. М.: Издательство ЖИ, 2008. 192 с.
  40. , Д.Е. Адекватность концепции управления обществом его культуре и цивилизации электронный ресурс. / Д. Е. Григоренко. Электрон. дан. Режим доступа: http://www.sibsau.ru/science/archiv/grigorenko.doc. — Загл. с экрана.
  41. , А.А. Методология текст. / А. А. Грицанов // Новейший филос. сл. Мн.: Книжный Дом. 2003.— 1280 с.
  42. , М.А. Ященко, Л.А. Костюкевич, С. В. Университет как центр культуропорождающего образования. Изменение форм коммуникации в учебном процессе текст. / М. А. Гусаковский, Л. А. Ященко, С. В. Костюкевич. Мн.: БГУ, 2004. 279 с.
  43. , Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / Э. Гуссерль. М.: Академический проект, 2009. 489 с.
  44. , Э. Идея феноменологии текст. / Э. Гуссерль. Спб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2008. 224 с.
  45. Э. Логические исследования текст. / Э. Гуссерль. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. 752 е., С.544−624.
  46. Р. Первоначала философии текст. / Декарт Р. Соч. в 2 т., Т. 1. М.: Мысль, 1989. 654 е., С.297−422.
  47. , И. Неопрагматизм Ричарда Рорти и аналитическая философия электронный ресурс. / И. Джохадзе. Электрон, дан. Режим доступа: http://www.ruthenia.rn/logos/number/l 999 06/. — Загл. с экрана.
  48. , Дж. Структура реальности текст. / Дж. Дойч. М.: Динамика, 2001. 400 с.
  49. , Х.Й. Репрезентация, или как реальность может быть понята философски текст. / Х. Й. Зандкюллер // Вопр. филос. 2002. № 9. С. 81−90
  50. Ивушкина, Е. Б. Философия и история науки текст. / Е. Б. Ивушкина, Е. Я. Режабек. СПб.: Алетейя, 2006. 185 с.
  51. , И. Критика чистого разума текст. / И. Кант. М.: Эксмо, 2007. 736 с.
  52. , Р. Философские основания физики. Введение в философию науки текст. / Р. Карнап- М.: Прогресс, 1971. 390 с.
  53. , И.Т. Познание текст. / И. Т. Касавин // Филос. энц. сл. М.: Гардарики, 2004. 1072 с.
  54. , И.Т. Текст. Дискурс. Контекст. Введение в социальную эпистемологию языка текст. / И. Т. Касавин. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2008. 544 с.
  55. , Э. Философия символических форм / Э. Кассирер. СПб.: Университетская книга, 2001. — 271 с.
  56. , Н.В. Развитие исследовательских способностей электронный ресурс. / Н. В. Кашникова. Электрон, дан. Режим доступа: http://festival.lseptember.ru/index.php7numbartic. — Загл. с экрана.
  57. , А.В. Формы классического идеала электронный ресурс. / А. В. Кезин. Электрон. дан. Режим доступа: http://filosof.historic.rubook. — Загл. с экрана.
  58. , А.С. Современный философский процесс в начале XXI века текст. / А. С. Колесников // Miscellanea humanitaria philosophiae. Вып. 5. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.95−128.
  59. , А.Н. Математическая логика текст. / А. Н. Колмогоров, А. Г. Драгалин. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. 2005, 240 с.
  60. , К. Моральная достоверность объективного знания электронный ресурс. / К. Копейкин. Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.pravlib.ru/kopey3.txt. Загл. с экрана.
  61. , А.С. Природа вероятности (философские аспекты) текст. / А. С. Кравец. М.: Мысль, 1976. 173 с.
  62. , С.Э. Социальная философия текст. / С. Э. Крапивенский. Волгоград: Комитет по печати, 1996. 352 с.
  63. , С. Экспликация философских смыслов текст. / С. Крымский. М.: Идея-Пресс, 2006. 240 с.
  64. , М.А. Историческая эпистемология versus социальная? электронный ресурс. / М. А. Кукарцева. Электрон, дан. -Режим доступа: http://iournal.iph.ras.ru/3−07.doc. Загл. с экрана.
  65. Кун, Т. С. Структура научных революций текст. / Т. С. Кун. М.: ООО «Издательство ACT», 2003 605 с.
  66. , A.JI. Процессы познания и вопросы мировоззрения в терминах математической статистики текст. / A.JI. Куракин // Вопр. филос. 2005, № 3, С. 118−127.
  67. , С.С. Онтология точности и прогностичности текст. / С. С. Лазарев //Вопр. филос. 2004. № 1, с. 113−127.
  68. , И. Методология исследовательских программ текст. / И. Лакатос. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. 380 с.
  69. Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов текст. / Диоген Лаэртский. М.: Мысль, 1986. 571 с.
  70. , С.А. Введение в историю и философии науки текст. / С. А. Лебедев. М.: Академический проект, 2005. 416 с.
  71. , Э. Диахрония и репрезентация электронный ресурс. / Э. Левинас. Электрон. дан. — Режим доступа: http://culture.niv.ru/doc/philosophy/encvclopedia-post-modern/l20.htm. Загл. с экрана.
  72. , Э. Философская интуиция электронный ресурс. / Э. Левинас. Электрон. дан. Режим доступа: http://khazarzar.skeptik.net/books/levinas 1 .htm. -3агл. с экрана.
  73. Лейбниц, Г.-В. Логические и гносеологические работы / Г.-В. Лейбниц. М.: Мысль, 1984. 734 с.
  74. Лейбниц, Г.-В. Рассуждения о метафизике текст. / Г.-В. Лейбниц // Соч. в 4-х т. Т.1. М.: Мысль, 1982. 636 е., С.125−163.
  75. , В.А. Научное и вненаучное мышление: скользящая граница электронный ресурс. / В. А. Лекторский. Электрон, дан. Режим доступа: filosof.historic.rubooksitem f00s00z0000043index.htm. — Загл. с экрана.
  76. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар. М.: Институт экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 1998. 160 с.
  77. , В.Н. Лозовский, С.В. Концепции современного естествознания / В.Н. Лозовский, С.В. Лозовский. СПб: «Лань». 2004. -224 с.
  78. , Е.В. Место встречи Будапешт. (Всемирный научный форум, 8−10.11.2003) электронный ресурс. / Е. В. Лозовская. Электрон, дан. — Режим доступа: http://nki.ru/archive/articles/4954/. — Загл. с экрана.
  79. , Дж. Опыт о человеческом разумении текст. / Дж. Локк. Соч. в 3-х т., Т.1. М.: Мысль, 1985. 621с., С.78−582
  80. , Л.М. Настоящее и будущее философии текст. / Л. М. Лопатин // Философские характеристики и речи. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000.-496 с. С. 103−144.
  81. , А.Ф. Аристотель и поздняя классика электронный ресурс. / А. Ф. Лосев. Электрон, дан. — Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/lose004/txtl9.htm. Загл. с экрана.
  82. , А.Ф. Культурно-историческое значение античного скептицизма и деятельность Секста Эмпирика текст. / А. Ф. Лосев // Секст Эмпирик. Соч. в 2-х т., Т. 1. М.: Мысль", 1976. -399 е., С.5−58
  83. , А.Ф. Тимей. Мифологическая диалектика космоса текст. / А. Ф. Лосев // Платон. Собр. Соч. в 4 т., Т. 3. М.: Мысль, 1994.654 е., С.594−619
  84. , А.С. Методология научного творчества текст. / А. С. Майданов. М.: Издательство ЛКИ, 2008. 512 с.
  85. , А.Д. Логический метод Спинозы электронный ресурс. / А. Д. Майданский. Электрон, дан. Режим доступа: http.7/www.caute. net.ru/spinoza/meth/iii a.html. — Загл. с экрана.
  86. , С.Н. Мареева, Е.В. История философии (общий курс) текст. / С. Н. Мареев, Е. В. Мареева. М.: Академический проект, 2004. -880 с.
  87. , Л.А. От математического естествознания к науке о хаосе текст. / Л. А. Маркова // Вопр. филос. 2003. № 7, С. 78−91.
  88. Мах, Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому текст. / Э. Max. М.: Изд. дом «Территория будущего», 2005.-304 с.
  89. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти. СПб.: «Ювента" — «Наука», 1999. 605 с.
  90. , В.А. Индуктивизм и дедуктивизм как методы анализа структуры научного знания текст. / В. А. Метлов // Вопр. филос. 1969. № 10, С. 41−53.
  91. , JI. А., Опенков, М.Ю. Метафора оптическая электронный ресурс. / Л. А. Микешина, М. Ю. Опенков. Электрон, дан. -Режим доступа: httpV/www.velikanov.ru/culturologv/m.asp. Загл. с экрана.
  92. , М.А. Дуализм текст. / М. А. Можейко // Новейший филос. сл. Мн.: Книжный Дом. 2003.— 1280 с.
  93. , М.А. Метафизика текст. / М. А. Можейко // Новейший филос. сл. Мн.: Книжный Дом. 2003.— 1280 с
  94. , М.А. Натурфилософия текст. / М. А. Можейко // Новейший филос. сл. Мн.: Книжный Дом. 2003.— 1280 с.
  95. , A.M. Пространство и время в макро-, мега- и микромире текст. / A.M. Мостепаненко. М.: Политиздат, 1974.- 240с.
  96. , Н.Л. Метапсихологические проблемы непрямой коммуникации текст. / Н. Л. Мусхелишвили, Ю. А. Шрейдер // Когнитивная эволюция и творчество. М.: ИФ РАН, 1995. 225 с.
  97. , С.С. Августин: значение и понимание электронный ресурс. / С. С. Неретина. Электрон, дан. Режим доступа: http://www.filosof.historic.rubooksitemf00s00z0000124st001 .htm. — Загл. с экрана.
  98. , В.М. Научное знание как модель электронный ресурс. / В. М. Нестеров. Электрон, дан. Режим доступа: http:// alter, sinor.ru: 8102/school/research .htm. — Загл. с экрана.
  99. , С.А. Логика практики и риторика действия электронный ресурс. / С. А. Никитин // Известия Уральского гос. Универс. 2006, № 0042. Электрон. дан. Режим доступа: http://proceedings.usu.ru/?base=mag/0042. — Загл. с экрана.
  100. А.Л. Философия науки: История и теория текст. / А. Л. Никифоров. М.: Идея-Пресс, 2006. 264 с.
  101. , У. Избранное текст. / У. Оккам. М.: Едиториал УРСС, 2002. 272 с.
  102. , Г. В. Методы измерения в социологии электронный ресурс. / Г. В. Осипов. Электрон, дан. Режим доступа: http://lib.socio.msu.ru/l/library?e=d-l00−00—001. — Загл. с экрана.
  103. , М.А. Возможность и действительность текст. / М. А. Парнюк, А. С. Кирилюк, В. В. Кизима и др.: Киев: Наук. Думка, 1989. 288 с.
  104. , Дж. Современные философы. 1984 1992 текст. / Дж. Пассмор. М.: Идея-Пресс, 2002. — 192 с.
  105. , Н.В. Диалектика необходимости и случайности текст. / Н. В. Пилипенко. М.: Мысль, 1980. 263 с
  106. , С.Ю. Стиль научного познания и его стандарты / С. Ю. Пискорская. Красноярск: Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. 2007. 244с.
  107. Платон. Государство текст. / Платон // Избранное. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. 491 е., С.37−384.
  108. Платон, Афинский. Тимей текст. / Платон. Собр. соч. в 4 т., Т. 3. М.: Мысль, 1994. 654 е., С.421−500
  109. Платон. Менон текст. / Платон. Собр. Соч. в 4 т., Т.1., М.: Мысль, 1990. 860с., С.575−681
  110. , К.Р. Как я понимаю философию текст. / К. Р. Поппер // Все люди философы. М.: Едиториал УРСС, 2003. 56 с. С. 9−22.
  111. , К.Р. Объективное знание. Эволюционный подход текст. / К. Р. Поппер. М.: Эдиториал УРСС, 2002. 384 с.
  112. , К.Р. Предположения и опровержения: рост научного знания текст. / К. Р. Поппер. М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. 608 с.
  113. С.А. Репрезентация текст. / С. А. Радионова. // История философии: энциклопедия. Мн.: Интерпресссервис- Книжный дом, 2002, — 1376 с.
  114. , Э. Реализм Электронный ресурс. / Э. Радлов. Электрон, дан. Режим доступа: http://www.vebtav.ru/texty337.htm. — Загл. с экрана.
  115. , Э. Номинализм Электронный ресурс. / Э. Радлов. Электрон, дан. Режим доступа: http://www.vebtav.ru/text/337.htm. — Загл. с экрана.
  116. , Б. История западной философии текст. / Б. Рассел. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2001. 992 с.
  117. , Б. Мудрость Запада. Электронный ресурс. / Б. Рассел. Электрон. дан. Режим доступа: http://www.filosof.historic.ru booksitemffl0s00 z0000726st002.htm. — Загл. с экрана.
  118. , Б. Проблемы философии текст. / Б. Рассел. Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2007.-260 е., С. 33−120
  119. , Б. Человеческое познание, его сферы и границы Электронный ресурс. / Б. Рассел. Электрон, дан. Режим доступа: http://www.filosof.historic.rubooksitemro0s00z0000722st000.htm. — Загл. с экрана.
  120. , Р.Е. Синергетика и процессы развития сложных систем текст. / Р. Е. Ровинский // Вопр. филос. 2006. № 2, с. 162−169
  121. , Ю.М. Бытие и естество: Онтология и метафизика как типы философского знания текст. / Ю. М. Романенко. СПб.: Алетейя, 2003.-779 с.
  122. , Р. Философия и зеркало природы Электронный ресурс. / Р. Рорти. Электрон, дан. Режим доступа: http://filfack.narod.ru/b/rorti.txt. — Загл. с экрана.
  123. , Г. И. Философия науки текст. / Г. И. Рузавин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 400 с.
  124. , В.Н. Бытие идеального Электронный ресурс. / В. Н. Сагатовский. Электрон. дан. Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/sagatovsk/ideal 5.html. — Загл. с экрана.
  125. , Ю.В. Вероятность, структура, нелинейность текст. / Ю. В. Сачков // Философские проблемы физики элементарных частиц (ЗОлет спустя). М.: ИФРАН. 1994., 217 е., С. 302−323
  126. , A.JI. Метафизические основания представлений о пространстве текст. / A.JI. Симанов // Филос. науки. № 4 (35). 2007, С. 1932
  127. , Г. Гилье, Н. История философии текст. / Г. Скирбекк, Н. Гилье. М.: ВЛАДОС, 2000. 800 с.
  128. , Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности текст. / Дж. Сорос. М.: ИНФРА-М, 1999. 262 с.
  129. , А.Г. Основы философии текст. / А. Г. Спиркин. М. Политиздат, 1988. 592 с.
  130. , B.C. Философия науки: Общие проблемы текст. / B.C. Степин. М.: Гардарики, 2007. 384 с.
  131. , А. А. Индукция от факта к обобщению текст. / А. А. Тертычный // Журналист, 2004, № 12, С. 94 — 102.
  132. , Е.В. Психофизиология человека Электронный ресурс. / Е. В. Трифонов. Электрон, дан. Режим доступа: http://tryphonov.narod.ru /tryphonov6/terms6/law.htm. — Загл. с экрана.
  133. , А.Д., Урсул Т. А. «Устойчивое» будущее и новая модель науки Электронный ресурс. / А. Д. Урсул, Т. А. Урсул. Электрон, дан. -Режим доступа: http://www.rags.ru/akadein/gos sl/32−2004/32. Загл. с экрана.
  134. , А. Спиноза: жизнь мудреца текст. / А. Фёдоров. Ростов н/Д: Феникс, 2000. 352 с.
  135. , П. Против метода текст. / П. Фейерабенд. М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. 413 с.
  136. , М. Слова и вещи текст. / М. Фуко. М.: Прогресс, 1997. -403 с.
  137. , М.Х. Наука в её рациональном развитии и ценностные аспекты знания Электронный ресурс. / М. Х. Хаджаров // CREDO NEW. Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.orenburg.ru/culture/credo/ 15/hadzharov.htmlW. Загл. с экрана.
  138. , М. Что такое метафизика? текст. / М. Хайдеггер. М.: Академический проект, 2007. 303 с.
  139. Хайек, фон Ф. А. Претензии знания. Нобелевская лекция. 1974 год текст. / Ф.А. фон Хайек // Вопр. филос. 2004. № 1, С. 168−176
  140. , Я. Представление и вмешательство. Введение в философию естественных наук текст. / Я. Хакинг. М.: Логос 1998. 296 с.
  141. , Т.И. Современные теории познания текст. / Т. И. Хилл. М.: Прогресс. 1965. 533 с.
  142. , К. Критика научного разума текст. / К. Хюбнер. М., ИФ РАН 1994.-326 с.
  143. , Р.А. Проблема редукции в биологии и нейрофизиологии текст. / Р. А. Чиженкова. М.: ИФ РАН, 1996. 306 с.
  144. , Н.М. Совершенство и свобода. 3-е изд., доп. текст. / Н. М. Чуринов. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006. -712 с.
  145. , Н.М. Совершенство слова: совершенное знание текст. / Н. М. Чуринов // Теория и история. 2006. № 2. С. 191−205.
  146. , В.И. Об альтернативном определении логического следования Электронный ресурс. / В. И. Шалак // Эпистемология & Философия науки. Электрон. дан. Режим доступа: http://iournal.iph.ras.ru/3−07.doc. — Загл с экрана.
  147. , B.C. Современное знание и проектно-конструктивное сознание текст. / B.C. Швырев // Эпистемология & философия науки, 2006, t. IX, № 3, С. 39−55.
  148. , Г. Человек в научной цивилизации текст. / Г. Шельски // Политическая философия в Германии. М.: Современные тетради, 2005. 520 с.
  149. . И.З. Опыт реконструкции немецкой классической традиции Электронный ресурс. / И. З. Шишков. Электрон, дан. Режим доступа: http://iournal.iph.ras.ru/3−07.doc. — Загл. с экрана.
  150. , Ф. Диалектика природы текст. / Ф. Энгельс. // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч, т.20. М.: Политиздат, 1984. С.339−626
  151. Юм, Д. Исследование о человеческом познании текст. / Д. Юм. М.: Канон+. РООИ «Реабилитация», 2009. 526 с.
  152. Юм, Д. Трактат о человеческой природе / Д. Юм. Мн.: ООО «Попурри», 1998. 720 с.
  153. , П.С. Материализм и критический реализм текст. / П. С. Юшкевич. М.: КомКнига, 2007.-200 с.
  154. История философии: Запад-Россия-Восток текст. / под.ред. Н. В. Мотрошиловой. М.:Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1999.- 448с.
  155. Философия Электронный ресурс. / Электрон, дан. Режим доступа: http://rchgi.spb.ru/web-2006/filos/dulatov/predsta. — загл. с экрана
  156. Философский словарь текст. / Под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. — 445 с.
  157. Davidson, D. The Method of Truth in Methaphysics Электронный ресурс. / D. Davidson. Электрон, дан. — режим доступа http//www.filosof.historic.ru booksitemf00s00z0000670index. htm- загл. с экрана
  158. Eemeren, van Frans Н. Электронный ресурс. / F.H. van Eemeren. Электрон, дан. режим доступа — www.argumentation.ru — загл. с экрана
  159. Gadamer, H.-G. Was ist Wahrheit? / H.-G. Gadamer. Tubingen, 1967. S. 46−58.
  160. Russell В. Why I Am Not a Christian Электронный ресурс. / В. Russel. Электрон. дан. — режим доступа http://vivovoco.rsl.m/VV/PAPERS/ECCE/RSL/RSL 3 .HTM загл. с экрана
  161. Russell, В. What I Believe Электронный ресурс. / В. Russell. Электрон. дан. режим доступаhttp://vivovoco.rsl .ш/VV/P APERS/ECCE/RSL/RSL 3 .HTM загл. с экрана
  162. Wright, G.H. Von Explanation and Understanding / G.H. Wright. Philosophical papers. Vol. 1,2,3. London: Oxford, 1982. 1983. 1984.
Заполнить форму текущей работой