Общая характеристика русской философии.
Славянофилы и западники
Западники в отличии от славянофилов русскую самобытность оценивали как отсталость. С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников — начало вхождения России во всемирную историю. Западники… Читать ещё >
Общая характеристика русской философии. Славянофилы и западники (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ALL-RUSSIAN DISTANCE
Кафедра Философии, истории и права Контрольная работа по дисциплине «Философия»
Тема: Общая характеристика русской философии. Славянофилы и западники Архангельск 2015
Оглавление Введение
1. Основные этапы развития русской философии и их общая характеристика
1.1 Древнерусский период
1.2 Русская философия средних веков
1.3 Ренессанс русской философии Эпоха просвещения
2. Русская философия XIX века
2.1 Историческая философия П.Я. Чаадаева
2.2 Ортодоксально-монархическая и религиозная философия
2.3 Философия Ф. М. Достоевского
2.4 Философия Л. Н. Толстого
2.5 Революционно-демократическая философия
2.6 Либеральная философия
3. Основные направления русской философии ХХ века
4. Западники и славянофилы Заключение Список использованной литературы
Введение
Русская философия — феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада — эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.
Русская философия была занята, скорее, вопросами о смысле и целях истории, где главная тема — человек, его судьба и жизненные пути, что обусловлено духовными устремлениями, исходившими из прошлого русского народа, общенациональных особенностей русской души. Основы предмета русской философии составляли: проблема человека; космизм (восприятие космоса как единого целостного организма); проблемы морали и нравственности; проблемы выбора исторического пути развития России — между Востоком и Западом; проблема власти; проблема государства; проблема социальной справедливости (данной проблемой «пропитан» значительный пласт русской философии); проблема идеального общества; проблема будущего.
Сильное влияние на формирование собственной философии в России оказала византийская культура, с приходом христианства влились и новые духовные ценности они прошли адаптацию и прижились став прочным фундаментом для рождения новой русской философии.
Пути становления и развития рассмотрим, изучив исторический путь, события и великие имена, озарившие небосвод русской философской мысли.
1. Основные этапы развития русской философии и их общая характеристика философия революционный демократический либеральный Несомненно, русская философия стояла особняком от большинства мировых философских моделей, но естественное её развитие в основных моментах совпадало с теми этапами, которые свойственны мировой философской мысли. Формирование нашего национального самосознания начинается с девятого века и проходит в своем развитии следующие стадии в хронологическом сравнении с эволюцией европейского менталитета.
1.1 Древнерусский период Древнерусский период — характеризуется зарождением философских представлений: языческих верований и позжехристианско-православных взглядов, выражающих общий взгляд на природу и человека как на сопряженные между собой макрокосм и микрокосм. Значительное влияние оказывали на формирование этих представлений переводы византийских мыслителей: Иоана Златоуста, Василия Великого, Григория Нисского и др.
Появление славянской письменности — глаголицы и кириллицы, имело принципиальное значение для развития самостоятельного философствования.
Славянская азбука была создана болгарскими мыслителями Кириллом и Мифодием. Позже Кирилл превел священное писание.
Христианские идеи стали активно проникать в еще языческое мировоззрение с многобожием, что встречало вполне естественное сопротивление.
Но новая культур принесла не мало благ, были переведены и стали доступны труды Платона, Аристотеля, Эпикура, а так же философские трактаты многих средневековых европейских мыслителей.
1.2 Русская философия средних веков В средних веках прослеживаются устоявшиеся границы русского философского воззрения, формируется отечественная схоластика и связанная с ней формальная логика — все это подтверждает становление средневекового стиля философской рефлексии. Но помимо этого были и еретические отступления — обряды поклонения земле, обожествление неба.
Позже имело место противостояние никонианцев и старообрядцев в 17 веке с целью унификации церковных книг и обрядов проводится церковная реформа под руководством патриарха Никона, оппозицию возглавил Аввакум Петров, старообрядцы не признавали ряд догматов и таинств и делали упор на личную веру.
1.3 Ренессанс русской философии. Эпоха просвещения Ренессанс русской философии характеризовался борьбой между модернистами и традиционалистами. Первые считали необходимым развитие учености на Руси и последовательного усовершенствования общества. Но любая борьба приносит плоды, и плодом этого противостояния стало развитие светской культуры и философии. Так, возглавивший деятельность ортодоксального православия киевский монах Епифаний Славинский переводил и издавал сочинения не только отцов церкви, но и античных ученых, а так-же представителей европейского возрождения.
Возникшие в 17 веке Киевская и Московская духовные академии сыграли важную роль в распространении просвещения и подготовке образованных людей. В это время в России начинает распространятся гелеоцентрическая модель Коперника, стимулируя начавшийся процесс обособления философии от религии.
Эпоха просвещения в России ознаменовалось появлением «Ученой дружины» Петра 1, трудами М. В. Ломоносова, Я. П. Козельского, М. М. Щербатова, Д. С. Аничкова, И. Н. Болтина, С. Е. Десницкого, Д. И. Фонвизина и пр.
М.В. Ломоносов (1711−1765) в философии был сторонником механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в русской философии. Также Ломоносовым была выдвинута атомическая («корпускулярная») теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц («корпускул», то есть атомов) — материальных монад.
На последовательно материалистических позициях стоял А. Н. Радищев (1749−1802). Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание Радищев уделил социально-политической философии.
Основной направленностью философии Феофана Прокоповича, В. Н. Татищева, А. Д. Кантемира была социально-политическая сфера: вопросы устройства монархии; императорской власти, ее божественности и нерушимости; прав императора; войны и мира. Заметные черты европейского просвещения: деизм, масонство, распространение в качестве официальной академической философии лейбнице-вольфианской метафизики, развитие университетов и периодических изданий все это проявляется в русской культуре 17 века.
2. Русская философия XIX в.
Русская философия XIX в. включала в себя ряд направлений имевших как схожие основы так и принципиальные различия. Благодаря этому разнообразию, разномыслию формировалась такая многогранная и в то же время целостная модель русской философии. Рассмотрим взгляды ярчайших представителей того времени.
2.1 Историческая философия П.Я. Чаадаева
Историческая философия была представлена творчеством П. Я. Чаадаева (1794 — 1856). Основными направлениями его философии были: философия человека; философия истории. Человек, по Чаадаеву, есть соединение материальной и духовной субстанций. Жизнь человека возможна только в коллективе. Чаадаев выступал против индивидуализма, эгоизма, противопоставления частных, узкокорыстных интересов общественным. По мнению Чаадаева, Россия «выпала» из мирового исторического процесса. Будущее России — вернуться в мировое историческое поле, освоить ценности Запада.
2.2 Ортодоксально-монархическая и религиозная философия Ее цели — отстоять существующий общественно-политический и нравственный порядок, нейтрализовать оппозиционную философию. Ее главным лозунгом в середине XIX в. было: «Православие, самодержавие, народность». Важную роль в ортодаксально-монархической философии играло религиозное направление.
2.3 Философия Ф. М. Достоевского (1821 — 1881)
Философия Ф. М. Достоевского (1821 — 1881) будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую «национальную почву» — обычаи, традиции. Ключевую роль, как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека, должна сыграть религия. Именно на религии держится человеческая духовность, она есть «панцирь», оберегающий человека от грехов и зла. Особую роль в философских взглядах Достоевского (которыми пропитано все его литературное творчество) занимает проблема человека. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек: путь человекобожества; путь богочеловека.
2.4 Философия Л. Н. Толстого (1828 — 1910)
Философия Л. Н. Толстого (1828 — 1910) считал что Бог, религия — это добро, любовь, разум и совесть; смысл жизни — самосовершенствование; главное зло на Земле — смерть и насилие; необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем; в основе поведения человека должно быть непротивление злу.
2.5 Революционно-демократическая философия Общая черта данных направлений — социально-политическая направленность. Все представители указанных течений отвергали существующий общественно-политический и экономический строй, будущее видели по-разному. Н. Г. Чернышевский видел выход из создавшегося кризиса раннего капитализма в «возвращении к земле» (к идее аграрности России), личной свободе и общинном укладе жизни.
2.6 Либеральная философия Наиболее ярким его представителем является русский философ В. С. Соловьев (1853 — 1900). Основными идеалами его философии были: идея всеединства — объединения и гармонии всех сторон бытия, идея нравственности как главного аспекта жизни человека, идея прогресса.
3. Основные направления русской философии ХХ в.
Говоря в целом о современной русской философии, следует отметить две ее основополагающие черты: сильное влияние советской традиции (например, материализм, формационный подход к истории); обновление, объединение ее различных направлений (советской, зарубежной и др.), освобождение от догм, приближение к мировой философии
Русская религиозная философия конца XIX и ХХ вв. «Золотым веком» духовной жизни России называется период 90-х годов XIX в. — 10-х годов ХХ века. На это время пришелся новый расцвет (ренессанс) русской литературы, искусства, философии. Видными представителями религиозного направления того периода были С. Н. Булгаков, братья Трубецкие, П. А. Флоренский, С. Л. Франк и другие. С. Н. Булгаков (1871 — 1944) выдвинул идею объединения всех христианских церквей в единую. Причину всех бед на Земле философ видел в разобщении.
Космизм и «Современный духовный ренессанс"Космизм — направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир (природу), человека как единое взаимосвязанное целое. Наиболее выдающимися представителями данного направления были Н. В. Бугаев, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский. В. И. Вернадский (1863 — 1945) — крупный русский и советский ученый и философ-космист. Подробно обосновал теорию ноосферы. По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы. Появляется ноосфера — сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос. А. Л. Чижевский (1897 — 1964) создал уникальную и оригинальную философскую систему космической биологии. Суть ее в том, что развитие жизни на Земле (биосферы) проходит не только под влиянием внутренних причин, но и находится под сильнейшим влиянием космоса.
Естественнонаучная философия Основными направлениями естественнонаучной философии были: материалистическое; социально-политическое. Представители материалистического направления (Сеченов, Менделеев, Тимирязев) рассматривали бытие с точки зрения естественных наук — химии, биологии, физики, медицины. Ими было доказано атомарное строение мира, сложная структура атома и различие веществ в зависимости от внутреннего строения атома и конфигурации атомов. Социально-политическое направление было представлено, главным образом, творчеством Мечникова и Ковалевского. Данные ученые рассматривали общество как единое целое, имеющее многократную природу, изучали факторы, воздействующие на общество (географические, климатические, экономические и т. д.).
Советская философия, начиная с 20-х гг. ХХ в. и вплоть до начала 90-х гг. ХХ в. легальная русская философия (как и философия других народов СССР) развивалась, главным образом, как советская философия. В целом советская философия имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксистской философии, что делало ее несколько догматической. Большое влияние на советскую философию оказало философское творчество В. И. Ленина, который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России. Среди имен, оставивших наиболее яркий след в советской философии: Н. И. Бухарин (проблемы сознания, психики); А. Богданов (теория систем — «текстология»); А. Ф. Лосев (проблемы человека, истории); А. М. Деборин (творческое понимание материализма); Л. Гумилев (вопросы истории, этногенеза); М. Мамардашвили (проблемы человека, морали, нравственности); В. Асмус (широкий круг исследований); Ю. Лотман (общество, философия, история).
Философия «русского зарубежья» П. С. Мережковский (1864 — 1941) разрабатывал проблемы взаимо отношений человека и Бога. По Мережковскому, в своей жизни человеческая личность проходит три этапа: языческий; приобщения к христианству; полной внутренней гармонии человека, его слияния с христианством. Идеалы человека и общества Мережковского — христианин, гармоничная и добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями в религиозном безгосударственном объединении. Философия Л. Шестова (1866 — 1938) была близка к экстенциализму, и ее главной темой был человек, его жизнь, его поступки, его права. Согласно Шестову, человек и человеческая жизнь уникальны. Питирим Сорокин (1889 — 1968) — русский философ, живший и работавший в США, сделал главной темой своей философии проблемы человека и общества. Начинал свой академический путь как убежденный западник, приверженец фундаментальности знания. Раскроем суть идей западников и славянофилов в следующей главе.
4. Западники и славянофилы В размышлениях об исторических судьбах России, ее истории, ее настоящем и будущем родились два важнейших идейных течения 40-х гг. XIX в.: западничество и славянофильство. Представителями славянофилов были И. В. Кириевский, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Сарматин, К. А. Аксаков, А. С. Хомяков и многие другие. Представителями западников были П. Я. Чадаев, А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. В. Станкевич и др. И западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей Родины, резко критиковали николаевскую Россию. Особенно резко славянофилы и западники выступали против крепостного права. Сходясь в критике российской действительности, западники и славянофилы резко расходились в поисках путей развития страны. Славянофилы, отвергая современную им Россию, с еще большим отвращением смотрели на современную Европу. Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий Западу в силу особенностей русской истории, русской религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму.
Славянофилы считали, что у русских особое отношение к властям. Народ жил как бы в «договоре» с гражданской системой: мы — общинники, у нас своя жизнь, вы — власть, у вас своя жизнь. К. Аксаков писал, что страна обладает совещательным голосом, силой общественного мнения, однако право на принятие окончательных решений принадлежит монарху. Примером такого рода отношений могут быть отношения между земским собором и царем в период Московского государства, что позволило России жить в мире без потрясений и революционных переворотов типа Великой французской революции. «Искажения» в русской истории славянофилы связывали с деятельностью Петра Великого, который «прорубил окно в Европу» и тем самым нарушил договор, равновесие в жизни страны, сбил ее с начертанного Богом пути. При этом славянофилы защищали самодержавие и не придавали большого значения делу политической свободы. В то же время они были убежденными демократами, сторонниками духовной свободы личности. Идеи представления народу гражданских свобод, отмены крепостного права занимали важное место в работах славянофилов. Неудивительно поэтому, что цензура часто подвергала их преследованиям, мешала свободно выражать свои мысли.
Западники в отличии от славянофилов русскую самобытность оценивали как отсталость. С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников — начало вхождения России во всемирную историю. Западники подчеркивали, что Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем. Поэтому Россия должна заимствовать опыт Европы. Важнейшую задачу они видели в том, чтобы добиться освобождения личности и создавать государство и общество, обеспечивающие эту свободу. Силой, способности стать двигателем прогресса, западники считали «образованное меньшинство». При всех различиях в оценке перспектив развития России западники и славянофилы имели схожие позиции. И те и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти. Объединяло их также и негативное отношение к революции; они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России. Либеральные идеи западников и славянофилов пустили глубокие корни в русском обществе и оказали серьезное влияние на следующие поколения людей, искавших для России пути будущее.
Заключение
Слова в русском языке часто заключают в себе некий смысл, само по себе слово может говорить. Философия от греч. «любовь к мудрости» было очень точно адаптировано в древнерусском термине мудролюбие. Мудрость веков заключенная трудах великих мыслителей нашего отечества дает много ответов применимых к вопросам дня сегодняшнего, опора на этот опыт пожалуй лучшая стратегия Познание русского уникального мировоззрения сегодня, в период явного обособления русского мира, его изоляции миром внешним особенно важно. И несмотря на то, что русская философская мысль представлена самыми различными направлениями, ориентациями и школами, в ней при решении философских проблем доминировали, яркая выраженная моральная установка, постоянная обращенность к историческим судьбам России. Без усвоения отечественной философии нельзя понять историю и душу русского народа, осмыслить место и роль России в мировой цивилизации.
1. Алексеев П. В. Философы России XIX-XX столетий. — М.: Академический проект, 1999. — 944 с.
1. Бердяев Н. А. Судьба России. — М.: ЭКСМО, 2007. — 735 с.
2. Зеньковский В. В. История русской философии. В 2 т. — Л.: 1991
3. Лавриненко В. Н. Философия, учебник для вузов. — М.: ЮРИСТЪ, 2006. — 520 с.
4. Маслобоева, О. Д. Философия для студентов экономических вузов. -М.:ПИТЕР, 2006. — 336 с.
5. Мотрошилова Н. В. История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая и третья). — М.: 1998
6. Ратникова В. П. Философия, учебник для вузов. 1−4 изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.