Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Исторические типы единства науки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Новый период в разработке проблематики связи дифференциации и интеграции науки наступает в 2000;е гг. Становится общепризнанным деление истории науки на три этапа — классической, неклассический и постнеклассический, для которого характерна «соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ее ценностно-целевыми структурами. При этом… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ стр
  • Глава II. ервая
  • ЕДИНСТВО НАУКИ КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ НАУКИ стр
    • 1. Понятие единства науки в истории философии и естествознания
    • 2. Полисемантизм понятия «единство науки». с
    • 3. «Внутреннее» и «внешнее» единство науки с
    • 4. Единство науки и проблема активности субъекта познания с
  • Глава вторая.
  • ФОРМЫ ЕДИНСТВА НАУКИ ОТ АНТИЧНОСТИ ДО ЭПОХИ МОДЕРНА Стр
    • 1. Проблема единства античной науки. Стр
  • A). Внутреннее единство античной науки стр
  • B) «Внешнее» единство античной науки стр
    • 2. Характер единства науки эпохи Средневековья. Стр
    • 3. Культурный синтез эпохи Возрождения. Стр
  • Глава третья.
  • ФОРМЫ ЕДИНСТВА НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКИ ЭПОХИ МОДЕРНА (ХУП-ХХвв.) Стр
    • 1. Дифференциация наук как черта классического естествознания. С
    • 2. «Внутреннее» единство классической и неклассической науки С
    • 3. «Внешнее» единство классической и неклассической науки С
  • Глава. четвертая
  • КОНВЕРГЕНТНЫЙ ТИП ЕДИНСТВА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В
  • ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКЕ XXI в. Стр
    • 1. Особенности постнеклассического естествознания XXI в. Стр
    • 2. Конвергентный тип единства науки Стр

Исторические типы единства науки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. в развитии науки и прежде всего естествознания, проявились новые глубинные тенденции, позволяющие говорить о том, что наука, естествознание, по-видимому, вступают в новую историческую фазу своего развития, получившую название постнеклассической науки Среди таких тенденций следует указать на размывание четких границ между практической и познавательной деятельностью, фундаментальными и прикладными исследованиями, на то обстоятельство, что по отношению к экономике, политике, социальной сфере наука играет все более значительную роль. Особо стоит выделить в качестве объектов познания сложноорганизованные, в том числе и открытые, исторически развивающиеся, уникальные системы (объекты экологии, биологических и бионанотехнологий, системы человек-машина и др.) — выработку новых способов, методов познания, выдвижение на первый план проблемно-ориентированных, комплексных и междисциплинарных форм исследовательской деятельности. Наддисциплинарные технологии, (информационные, нанотехнологии) созидают качественно новое «тело» материальной культуры, новый технологический уклад, ведут к кардинальным изменениям окружающего нас мира.

Качественно изменяется и мотивационная основа научного познания: цели научной деятельности все чаще определяются не только внутренней логикой развития самой науки, но и внешними для науки обстоятельствами — экономического, социального, политического, культурного характера. Это выражается в частности в том, что современное естественнонаучное познание перестает быть ценностно-нейтральным, новые способы научного описания объектов предполагают явное введение аксиологических факторов в содержание и структуру таких способов описания (этика науки, социальная.

1 См.: Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. М., 2006. Гл. 7. экспертиза программ, возможные риски и др.). Все это говорит о возрастании значимости человеческого фактора в познавательной деятельности, роли субъекта познания.

Одна из важнейших характерных черт постнеклассической науки — ускорение процессов дифференциации и интеграции научного знания. В литературе по истории и философии науки, науковедению принято подчеркивать, что современная наука представляет собой особую, далеко продвинувшуюся по пути дифференциации сферу духовной культуры. Этоогромная разветвленная система познавательной и технологически ориентированной деятельности человека, в которой занято во всем мире свыше миллиона человек — исследователей, техников, инженеров, специалистов и др. По разным науковедческим критериям и оценкам, количество отдельных отраслей научного знания оценивается от 4 до 13−14 тысяч. При этом обычно отмечается, что дифференциация наук ведет к специализации и, в конечном счете, к росту взаимного непонимания и отчуждения между представителями разных наук. Как писал Н. Винер, «в настоящее. время лишь немногие ученые могут назвать себя математиками, или физиками, или биологами, не прибавляя к этому дальнейшего ограничения. Ученый становится теперь топологом, или акустиком, или специалистом по жесткокрылым. Он набит жаргоном своей специальной дисциплины и знает всю литературу по ней и все ее подразделы. Но всякий вопрос, сколько-нибудь выходящий за эти узкие пределы, такой ученый чаще всего будет рассматривать как нечто, относящееся к коллеге, который работает через три комнаты дальше по коридору. Более того, всякий интерес со своей стороны к подобному вопросу он будет считать непозволительным нарушением чужой тайны"1. И действительно, каждая наука характеризуется своими специфическими особенностями познавательной деятельности, определяемыми предметом познания, средствами и методами.

1 Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958. С. 12. исследовательской деятельности, целями и задачами, различными формами результата деятельности (теория, гипотеза, система понятий, конструктивные схемы объекта, предметные либо математические модели и др.), ценностями, идеалами и установками, объединяющими исследовательские и проектно-конструкторские коллективы и характеризующими отношения этих коллективов к объекту и процессу познания, культурному фону науки, собственным глоссарием, зачастую малодоступным для представителей даже смежных научных дисциплин и др. Дифференциация всех форм человеческой деятельности ведет к их специализации, а значит, сужает творческое начало в ней каждого отдельного субъекта. На это обстоятельство обращал внимание А. Эйнштейн: «Специализация во всех областях человеческой деятельности, несомненно, привела к невиданным достижениям, правда, за счет сужения области, доступной отдельному индивидууму» .

При этом в российских и зарубежных исследованиях в гораздо меньшей степени обращается внимание на противоположную тенденцию в историческом развитии научного познания — укрепление внутреннего единства, интегрированности науки как целостной подсистемы духовной культуры общества. Нельзя сказать, что этот аспект полностью игнорируется в литературе (историко-научной, методологической, философской и др.), но он обычно трактуется фрагментарно, нередко достаточно поверхностно, концептуально слабо проработан. Обычно указывается, что интегративные тенденции в науке являются следствием ее дифференциации, с развитием науки стираются границы между отдельными науками, различными отраслями научного познания и формируются интегративные программы развития научного познания — кибернетика, теория систем, синергетика и др.

Действительно, при всем своем нарастающем многообразии, растущей диверсифицированности, многогранности наука всегда была целостным.

1 Эйнштейн А. Собр. науч. трудов. Т. 4. М., 1967. С. 326. системным образованием, в котором отдельные компоненты (отрасли науки, отдельные науки) теснейшим образом связаны между собой, оказывают друг на друга влияние. Взаимное обогащение идеями, методами, понятиями, категориями и др. формами знания не только между близкими между собой (по предмету) науками, но и кажущимися на первый взгляд далекими отраслями познания сопровождает все историческое развитие науки, начиная с самых ее истоков. В ходе всей истории познания существовали каналы трансляции знаний (идей, образов, представлений и др.) как между естественными науками, так и от естественных наук к социо-гуманитарным, и от социо-гуманитарных к естественным. В истории науки, несомненно, проявляется всеобщая закономерность — взаимоопосредованность процессов дифференциации науки и процессов, определяющих укрепление единства, внутренней интегрированности науки. В истории познания мира дифференциация единой системы научного познания, ее внутреннее расчленение неизбежно приводит и к установлению интегративных связей, укреплению единства наукиналицо тенденции к тесной связи и взаимодействию различных научных дисциплинк созданию более общих, объединяющих научных теорий, охватывающих различные области исследований, выявлению единых принципов научного знания.

Насколько глубоки различия процессов дифференциации и интеграции, не носят ли эти различия временного характера, какая тенденция является определяющей — дифференциация или интеграция и др. Здесь нет единой точки зренияв литературе высказываются самые различные мнения по данным вопросам. Существенно прояснить этот вопрос может анализ истории форм единства науки. Наука — это исторически сложившаяся и развивающаяся система познания объективных законов мира. В своем историческом развитии она претерпела серьезные качественные трансформации. Естественно, современная наука мало напоминает свои ранние исторические формы, тем более сформировавшиеся из донаучных форм познавательной деятельности человека. Существенно изменялись и процессы дифференциации и интеграции науки, формы ее единства. Вместе с тем, в литературе по истории и философии науки совершенно не достаточно разработан вопрос о закономерностях исторического развития единства науки, об исторических типах такого единства. Проблема исторических типов единства науки в настоящее время далека от своего разрешения. В литературе представлен целый спектр возможных подходов к ее решению.

Несомненная актуальность исследования исторических форм единства науки и в том, что понимание характера единства постнеклассической науки — важное условие для разработки системы оценок структурных изменений, которые происходят в современной науке, перспектив ее развитиядля совершенствования теоретико-методологических основ программ приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, создания организационных и правовых основ деятельности новых научных инновационных структур.

Степень разработанности проблемы. Проблематика единства и многообразия научного знания своими историческими корнями восходит к античной философии, прежде всего к Демокриту, Платону и Аристотелю, и вплоть до первой половины XIX в. разрабатывалась в русле гносеологических учений как проблема оснований единства и многообразия знания человека о мире. Еще в античности складывались основные философские концепции единства знания — эмпиризм (единство знаний.

1 «Само научное мировоззрение не есть что-нибудь законченное, ясное, готовоеоно достигалось человечеством постепенно, долгим и трудным путем»." Научное мировоззрение есть создание и выражение человеческого духа-.научное мировоззрение меняется в разные эпохи у разных народов, имеет свои законы изменения и определенные ясные формы проявления". Вернадский. В. И. «Очерки по истории современного научного мировоззрения 1902;1903 гг.» // Избранные труды по истории науки" М., Наука- 1981 г. С.51−52 определяется единством чувственного опыта, который в свою очередь задается единством мира, которое обусловлено его единой субстанцией, например, атомами) и рационализм (единство знаний задается супранатуральными «врожденными идеями»), поиск форм синтеза эмпиризма и рационализма на основе представления о непосредственном интуитивном постижении всеобщего субстанциального основания объекта, и др.1.

В период Средневековья основание единства знания усматривалось исключительно в вере в единого Бога. Средневековые схоласты стремились поставить универсальное искусство доказательства на пользу веры, построить метод, позволяющий согласовать все исходные начала, принципы теологии, философии и науки. Так, Р. Луллий в его «Великом искусстве» излагал известные начала, принципы, обязательные для науки, философии, теологии, а также правила, позволяющие сочетать эти начала. Он полагал, что такие сочетания абсолютно точно выражают все истины и все тайны природы, которые человеческий разум способен постичь в бытии.

В философии Нового времени проблема единства научного знания становится одной из важнейших гносеологических проблем. В работах Ф. Бэкона, Декарта, Лейбница, Канта, Фихте, Гегеля, немецких романтиков, Ф. Шеллинга и др. разрабатываются различные трактовки единства научного знания с точки зрения и его структурной организации, и связи с ценностными сторонами деятельности сознания субъекта. Так, основоположник индуктивного метода в новоевропейской науке Ф. Бэкон считал, что познание должно отражать две великие стороны единого целого в природеединство и разнообразие. По его мнению, именно фундаментальная философия является воплощением единства всех наук.

1 См.: Б. А. Старостин. Становление историографии науки (от возникновения до ХУШв.) М., 1990; Жмудь Л. Я. Зарождение истории науки в античности. СПб., 2002.

Если мировоззрение Ф. Бэкона несло в себе значительные элементы ренессансного синкретизма, то творчество его соотечественника и последователя Т. Гоббса, принадлежит эпохе дифференциации натурфилософского знания и выделения из него конкретных наук. Гоббс полагал, что понимание природы возможно лишь через выявление ее простейших элементов (прежде всего математического порядка — линия, плоскость, фигура и др.) и анализа их перемещения в пространстве. Гоббс неоднократно подчеркивал важнейшую роль аналитического метода в познании, который дает возможность правильно разлагать чувственные восприятия и таким образом получать представления об элементарных основах природы. Но при этом он говорил и о необходимости дополнения аналитического метода синтетическим, который позволяет постичь всю сложность вещей и даже мира в целом. Но синтетический метод он понимал еще вполне механистически, усматривая в нем лишь аддитивные, а не интегративные характеристики.

Основоположник картезианства Р. Декарт принципиально разделял свою физику и свою метафизику. В его физике материя, сводимая им к протяженности и движению, представляет собой полностью познаваемую субстанцию. В ней не может быть тайн, ее свойства познаются рационалистическим методом. Такой метод и является основой единства науки, «всеобщей мудростью» (universalis Sapientia), получающей концентрированное выражение во «всеобщей математике» (mathesis universalis). Именно она, по Декарту, является синонимом «всеобщей науки» и в ней воплощена сущность рационалистического метода. Такие соображения о «единой науке» развиваются Б. Спинозой, по мнению которого унификация метафизики возможна лишь на основе геометрического аксиоматического метода.

Серьезная попытка синтеза гносеологических доктрин эмпиризма и рационализма была осуществлена И. Кантом. Кант считал, что природа предстает перед субъектом как хаотическое многообразие единичных вещей 8 и потому объективным единством не обладаетединство в хаос чувственных впечатлений о природе вносится самим субъектом, организацией его сознания. По Канту, любое знание — это синтез данных чувственного опыта и априорных всеобщих и необходимых структур, форм сознания. Основанием такого синтеза он считал активность субъекта: не знание должно координироваться, согласовываться с предметами, а предметы со знанием1. Ведь объект дан сознанию не сам по себе, а в формах активности сознания субъекта. Кант выделял три структурных уровня организации сознания — формы чувственного созерцания, рассудок и разумим соответствуют формы познания — математика, естествознание и метафизика. Единство естествознания, осуществляемое деятельность рассудка, по Канту, задается трансцендентальным единством апперцепции, которое в дальнейшем развитии немецкой социально-гуманитарной традиции XIX в. сближалось с понятиями — волевых установок субъекта (В. Вундт и др.), предшествующего опыта субъекта и др.

Важный поворотный момент в истории гносеологии — проникновение идеи развития, обусловившее понимание познания как конкретно-исторического процесса, с закономерностями исторического развития сознания, познания, науки. С точки зрения Гегеля в своем историческом развитии дух, поднимаясь от низших ступеней к высшим, тем не менее, остается при этом неким единым целым. Это единство находит свое выражение в единой науке. Такой наукой является философия, синтезирующая в своем содержании результаты конкретных, позитивных наук. Только философия в своем единстве и целостности, неразделенности с другими науками выражает содержание абсолютной идеи. В целом, в гегельянстве проблема единства науки рассматривалась в отрыве от анализа процессов дифференциации наук, дисциплинарной расчлененности системы познания, изучения особенностей исторической стадии отпочкования науки.

1 Кант И. Критика чистого разума // И. Кант Соч.: В 6 т. Т.З. М., 1964. С. 105. от их единого натурфилософского корня. Она рассматривалась преимущественно в контексте теоретического анализа понятийно-категориальной структуры познавательной деятельности. Доминировало представление о едином научно-философском познании, в котором вопросы множественности исследовательских областей, объектов познания отходили на второй план, конкретные науки интегрировались философским категориальным аппаратом, рационально-теоретический уровень познания довлел над эмпирическим уровнем и др. Оценки черт будущего познания строились на идее единой и универсальной науки о мире, интегрирующей все многообразие знаний о мире, все существующие науки. Причем, такая универсальная наука о мире должна быть одновременно и единой философией. В Х1Х-ХХ вв. этот идеал единой науки, тесно связанной с философией, получил свое развитие в различного рода трактовках природы научного познания — в романтизме, марксизме, позитивизме.

В романтизме категорически отрицались абстрактно-рассудочные идеалы эпохи Просветительства. По мнению романтиков, сущность бытия скрыта не в хаосе природных форм, а в духовности человека, который в первую очередь эмоционально-чувственное существо, и лишь во вторую рационально-рассудочное. В мире все связано со всем, гармонично и скоординировано, материальные и духовные части мира взаимосвязаны, они.

— моменты единого целого. Поэтому активная творческая личность способна своим сознанием воздействовать на мир в целом, преобразовывать его.

Искусство является высшей формой духовности, наука по отношению к искусству носит подчиненный характер. В будущем все формы духовности искусство, философия, наука, нравственность, мифология и др.) должны быть объединены искусством. В такой единой духовности составным моментом будет и единая наука, представленная в форме философии, являющейся «субстанцией всех наук». При всей пронизанности романтизма мифологичностью и мистицизмом, романтики, тем не менее, проводили вполне рациональные идеи единства и единственности науки, что «вся наука.

10 едина" и «все науки можно вывести из одной науки и, наоборот, из множества наук сформулировать одну науку». Эти идеи в XIX и XX вв. найдут отклик в отечественной религиозной философии «всеединства» -универсального синтеза науки, философии и религии на основе религии (В.С.Соловьев, П. А. Флоренский и др.)1.

В первой половине XIX в. в качестве особого философского направления на базе кантианства и позитивизма формируется философия науки (Дж.С.Милль, О. Конт, Г. Спенсер, У. Уэвелл, и др.). В рамках позитивистски ориентированной философии науки развивалась идея создания «энциклопедии унифицированной науки», основанной на языке науки как форме бытия знания. В начале XX в. программа унифицирующего языка науки была дополнена программой анализа оснований науки, прежде всего оснований теории относительности, квантовой механики, синтетической теории эволюции и др.(Э. Мах, М. Планк, А. Пуанкаре, А. Эйнштейн, Н. Бор и др.), а во второй половине XX в. в постпозитивизме (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд и др.) и программой постижения исторического единства научного знания, т. е. единства науки, вырастающего из ее истории.

В марксизме идея единства науки получает дальнейшее развитие: она отделяется от идеи единственности науки, гегелевского отождествления науки с философией и ее трактовки как натурфилософии. Наука рассматривается как сложное многообразное единство, с богатым внутренним расчленением, как диверсифицированное единство, как внутренне единое многообразие. При этом отмечается общая тенденция к единству науки, сближению наук о природе, обществе, духовной культуре на базе единства мировоззрения и методологии.

1 Дет. см.: Венцковский Л. Э. Проблема единства научного знания в истории отечественной философии и науковедения (конец XIX — первая половина XX в.в.) Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 1990.

В отечественной послеоктябрьской философской литературе идея единства научного знания получила разностороннюю разработку. В довоенный период наиболее значимыми здесь были работы А. А. Богданова, разработавшего модель организационного единства научного знания на основе идеи системности. Науку о системной организации мира он называл тектологией, объекты которой — организованные комплексы, т. е. целостные системы, обладающие интегративными свойствами, их элементы и связи между ними, т. е. структура. Богданов подчеркивал важную интегративную роль в научном познании математики. Тектологию он рассматривал как единую организационную систематизированную науку, которая «.будет выражать сознательное господство людей как над природой внешней, так и над природой социальной. Ибо всякая задача практики и теории сводится к тектологическому вопросу: о способе наиболее целесообразно организовать некоторую совокупность элементов — реальных или идеальных"1.

Важную роль в развитии проблематики единства науки в 20−40-е гг. XX в. сыграл русский космизм, рассматривавший природные и социальные процессы на Земле в тесной связи с космическими процессами. В. И. Вернадский одним из первых поставил вопросы о закономерностях взаимодействия живой и неживой материи, взаимоотношений природы и результатов исторической деятельности человека. В эволюции биосферы Земли он выделял две принципиально различные фазы: первая — ее стихийное развитие до появления Homo sapiensвторая — ее развитие с участием человека как активного фактора биосферы. В своей истории человек постепенно формировал техносферу, все более разрушающую природную среду и в определенный период вступившую в антагонистическое противоречие с биосферой. Одной из причин такого антагонизма В. И. Вернадский считал разрыв между науками о неживой и живой природе, которые долгое время развивались относительно независимо.

1 Богданов А. А. Тектология. T.I. М., 1989.С. 133.

Научную мысль В. Вернадский рассматривал как особую силу, направляющую практическую деятельность человека. По его мнению, после создания теории относительности наука идет к новому грандиозному синтезу знаний о природе, охват научной мыслью всех уровней организации природы (неорганическая природа, биосфера, ноосфера). Этот синтез определяется тем, что совершается переход биосферы в ноосферу («царство разума»), где разумная деятельность человека становится определяющим фактором развития.

В 1950;1960;е гг. в отечественной литературе по онтологии, гносеологии и философским вопросам естествознания одной из центральных проблем становится проблема дифференциации и интеграции научного знания (Б.М.Кедров, П. В. Копнин, С. Т. Мелюхин, А. Г. Спиркин и др.). В это время разрабатывалась концепция форм движения материи, которая связывалась с понятием предмета наукиразрабатывалась идея взаимосвязи предмета науки и ее методованализировались закономерности исторического развития научного познания (стадия недифференцированной науки древности и частично средневековья, стадия дифференциации науки в.

ХУ-ХУШ вв., начавшаяся в XX в. стадия интеграции и др.) — анализировались особенности интегративных процессов в науке (перенос методов, концептуальных средств из одной науки в другую, разработка универсальных, общенаучных понятий, программ и др.). Историческое движение к будущей науке рассматривалось как движение к единой науке, а основные ее черты вырисовываются уже теперь. Они выражаются в интеграции научного знания на основе его дифференциации, в стирании резких граней, разделяющих различные области науки, в образовании наук с большой широтой обобщенния типа кибернетики, а также промежуточных областей типа биофизики, бионики, геохимии и др., цементирующих все здание науки в единое целое, в проникновении методов одних наук в другие науки. Наука. будущего — это единая наука о различных областях природы, общества и мышления, где теоретически е разделы будут находиться в.

13 единстве с эмпирическим, а то и другое — с практическим их применениемгуманитарные науки будут находиться в единстве с естественнотехническими науками, исторический аспект науки — с логическим и методологическим и т. д."1. В это время происходило становление историко-научного аспекта данной проблематики .

В 70-е — 90-е гг. XX в. проблема единства науки рассматривается в.

— у более широком и многообразном контексте, прежде всего, глобальных проблем современной цивилизации, этики науки, связей науки и высоких технологий, синтеза естественнонаучного и гуманитарного знания с практическими проблемами организации и управления научной деятельностью и др. (В.А. Амбарцумян, А. И. Берг, В. Л. Гинзбург,.

A.А.Марков, П. С. Симонов, В. А. Фок, И. Т. Фролов, В. А. Энгельгардт и др.), а также гносеологических и логико-методологических проблем единства науки (Н.Т.Абрамова, И. А. Акчурин, Л. Б. Баженов, Д. П. Горский, К. Х. Делокаров,.

B.В. Казютинский, С. Б. Крымский, Е. Е. Ледников, В. А. Лекторский, Е. А. Мамчур, Л. А. Микешина, A.M. Мостепаненко, Л. А. Никифоров, Б. И. Пружинин, Ю. В. Сачков, B.C. Швырев, и др.), дисциплинарной организации науки (В.Н.Вандышев, А. П. Огурцов, A.A. Печенкин, Б. Г. Юдин, и др.), историко-научные аспекты проблемы (A.B. Ахутин, Г. М. Идлис, П. П. Гайденко, Н. Ф. Овчиннников, В. Л. Рабинович и др.) и др.

В этот период были прояснена связь проблемы единства науки с процедурами генерализации, систематизации знания, показано, что сведение многообразия к его субстанциальным основаниям есть общая закономерность познавательного процесса, ведь явление считается.

1 Б. Кедров, А.Спиркин. Наука//Философская энциклопедия. Т.З. М., 1964. С. 571.

2 См.: Очерки истории и теории развития науки. М., 1969.

3 См.: Структура и развитие науки. М., 1978; Науки в их взаимосвязи. История. Теория. Практика. М, 1988; Овчинников Н. Ф. Тенденции к единству науки. М., 1989; Философские проблемы классической и неклассической физики: современна интерпретация. М., 1998;Огурцов ^./^Дисциплинарная структура науки. М., 1988; Философско-религиозные истоки науки. М., 1997 и др. обоснованным тогда, когда оно поставлено в связь с основополагающим, базисным знанием1- интеграция наук трактовалась как повышение уровня системности научного знания, междисциплинарная кооперация и движение к единой научной картине мира, к единым методологическим и мировоззренческим установкам, ценностно-смысловым ориентирам научного познания и др. При этом, в частности, отмечалось, что «картина поиска идентичности, несмотря на давность исторической традиции, продолжает оставаться размытой из-за существующих «белых пятен» в понимании, как самой процедуры генерализации, так и причины «границ» разных ее моделей. При всем существующем достаточно широком фронте исследований моделей единства знания, нуждается в обосновании смысловая структура генерализующего поиска, анализ и познавательных шагов и пути, необходимого для минимизации многообразиядо сих пор не ясны истоки неизбывности «тоски» по единству"2.

Для данного периода разработки проблемы единства научного знания характерна противоречивая оценка связи дифференциации и интеграции науки. С одной стороны, дифференциация рассматривалась как закономерный и необходимый момент развития науки, углубления научного знания. А, с другой стороны, в литературе указывалось, что следствием дифференциации может являться разрушение междисциплинарных связей в науке, ее чрезмерная раздробленность, а все это неизбежно ограничивает интегративные тенденции, противоречит идее единства науки3.

1 См.: Единство научного знания. М., 1988.

Абрамова Н. Т. Единство знания как проблема: разнообразие линий реконструкции единства // Мелюхин С. Т. Избранные труды. Наследие и современность: В 3 т. Т. 3: Философская онтология сегодня. М., 2010. — С. 240−257- См. также Абрамова Н. Т. Единство научного знания и кибернетика. М.1985. Абрамова Н. Т. Монистическая тенденция развития знания // Вопр. философии. 1982. № 9.

См.: Депенчук Н. П., Крымский С. Б. Интегративная тенденция в развитии знания // Единство научного знания. М.: Наука, 1988; Никифоров А. Л. Основы дифференциации наук// Единство научного познания. М., 1988;.Вандышев В. Н. Философский анализ.

Новый период в разработке проблематики связи дифференциации и интеграции науки наступает в 2000;е гг. Становится общепризнанным деление истории науки на три этапа — классической, неклассический и постнеклассический, для которого характерна «соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ее ценностно-целевыми структурами. При этом эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями"1. В науке XXI века идет активное развитие наддисциплинарных информационных и нанотехнологий, биотехнологий и когнитивных наук, которые открывают возможность адекватного воспроизведения систем и процессов живой природы. Субъект выходит на уровень прямого конструирования материалов на атомарном уровне, даже ранее не существовавших в природе2. Возрастает роль междисциплинарных исследований, интегративных отраслей (теория систем, теория управления, теория моделей общения и т. д.), все масштабнее становятся интеграционные тенденции в развитии научного познания, качественно изменяются и формы интегративных процессов — они приобретают характер конвергенции наук. В этих условиях интерес к проблеме единства науки усиливается. Масштабы и формы процессов интеграции в условиях постнеклассической науки исследуются в работах В. И. Аршинова, O.E. Баксанского, E.H. Гнатик, Д. И. Дубровского, М. В. Ковальчука, В. М. Найдыша, А. Н. Павленко, и др. Данная проблема анализируется в широком философско-методологическом и мировоззренческом контексте, с глубокой проработкой историко-научного материала, акцентом на анализ активности субъекта, закономерностей дифференциации естественнонаучного познания. Киев. 1989; Чепиков М. Г. Интеграция науки: философский очерк. М., 1981 и др.

1 Степин B.C. Теоретическое знание. Структура и историческая эволюция. М.: «Прогресс-Традиция», 2000. С. 712.

2 Ковалъчук МЛ. Наука и жизнь: моя конвергенция. М.2011, Т.1. С.243−248 и др. возрастания такой активности, как теоретической, так и предметно-практической.

Объектом исследования диссертационной работы является наука как особый компонент духовной культуры, как историческая форма познавательной деятельности, взятая в ее многообразии и единстве.

Предметом исследования выступают те связи и отношения, которые придают науки системность, целостность, внутреннее единство, а также исторические формы этих связей и отношений.

Цели и задачи исследования. Основной целью нашего диссертационного исследования является философский анализ исторических типов единства науки. Философско-теоретический анализ проблемы исторических типов единства науки предполагает решение следующих исследовательских задач.

Во-первых, прояснение вопроса о том, чем определяется единство науки, каковы характеристики факторов, определяющих единство науки.

Во-вторых, как единство науки связано с возрастанием роли субъекта познавательной и практической деятельности в истории.

В-третьих, исследование особенностей оснований науки, их закономерных черт, их структуры.

В-четвертых, выделение и анализ основных исторических типов единства науки.

Теоретико-методологическая основа исследования определяется объектом, целью и задачами исследования. В основу исследования положены труды классиков мировой и отечественной философской и историко-научной мысли по проблемам единства науки, работы естествоиспытателей, внесших значительный вклад в развитие интегративных процессов в науке. Методологической основой работы выступают: принцип историзма, системный подход, типологический и компаративистский анализы, междисциплинарный синтез, категориальный аппарат теории познания и философской теории развития.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем на основании анализа и обобщения истории науки выделены и проанализированы основные исторические типы единства науки. Результаты исследования, представляющие научную новизну, состоят в следующем:

1. Проанализирован вопрос о факторах, определяющих единство науки. Показано, что наиболее глубокими такими факторами являются основания науки, т. е. такие элементы системной организации науки, которые направляют, регулируют, контролируют и корректируют процесс получения нового знания. Выявлена внутренняя противоречивость оснований науки.

2. Показано, что исторические типы единства научного знания закономерно связаны с основаниями науки и структурно подразделяются на «внутреннее» и «внешнее» единство науки. Проанализированы особенности этих двух форм единства науки.

3. Исследована связь проблемы единства науки с проблемой роли субъекта познания, возрастанием этой роли в истории науки.

4. Выявлены и проанализированы основные исторические типы единства науки.

Положения, выносимые на защиту.

1. Единство науки определяется ее основаниями, которые содержат два взаимно предполагающих и неразрывных аспекта (кластера). Один из них направляет формирование внутренних связей элементов (понятий, идей, гипотез, методов, теорий и др.) данной науки, структурирует внутреннюю организацию науки, задает дисциплинарную структуру определенного способа познания. Второй обеспечивает функционирование внешних связей науки, включенность конкретной науки в исторически определенную систему познавательной деятельности (науку как целое на ее определенном историческом этапе) и более широко — в систему духовной культуры определенной эпохи. Интегративные процессы осуществляются как через внешнюю, так и через внутреннюю составляющую оснований науки.

2. Историческое развитие форм единства науки, в конечном счете, определяется ростом активности субъекта познания. С ростом идеально-теоретической и предметно-практической активности субъекта усиливается взаимодействие, растет многообразие связей между отдельными науками, отраслями научного познания.

3. Первый исторический тип единства науки — античный. Субъект здесь находится исключительно в созерцательно-теоретическом отношении к объекту. «Внешнее единство» античной науки обеспечивалось рационалистической философской традицией (нашедшей свое наиболее зрелое выражение в аристотелизме). Единственным способом организации «внутреннего единства» античных наук выступала математика, аксиоматически-дедуктивный способ организации знания. Античный тип единства научного знания являлся созерцательно-синкретическим.

4. Второй исторический тип единства науки складывается в эпоху Средневековья. Здесь субъект находится в ценностном отношении к объекту, природные объекты характеризуются не в их объективных свойствах, а с точки зрения их символическо-религиозной значимости. «Внешнее» единство этих «наук» обеспечивалось некоторыми исходными абстрактными образами религиозной значимости, вокруг которых концентрировались производные смыслообразы, не имеющие, как правило, логического обоснования. «Внутреннее» единство научного знания выражалось плохо структурированными традициями познавательной деятельности — схоластико-умозрительной, герметической, эмпирической. Средневековый тип единства науки может быть назван ценностно-символическим.

5. Третий тип единства науки характерен для новоевропейской науки эпохи Модерна, в которой господствовала тенденция дифференциации наук, аналитическая направленность познавательной деятельности, ориентация на выявление все более глубоких уровней структурной организации материи.

Внешнее" единство новоевропейской науки реализовывалось на нескольких уровнях — через картины мира (частнонаучные, отдельной отрасли науки, общенаучную), философские категории (пространство, время, мир, природа, человек и др.) и принципы (развития, единства мира и др.) — мировоззренческие и методологические установки, задающие идеалы объяснения, обоснованности и организации знаниябазисные понятия науки (информация, система, организация и др.). А «внутреннее» единство конкретных наук задавалось принципами фундаментальных теорий и их «языком», логическим (математическим) аппаратом. Новоевропейский тип единства науки может быть назван аналитическим.

6. Четвертый исторический тип единства науки складывается в естествознании XXI в. Здесь аналитической подход к познанию структуры материи сменился синтетическим, имеет место доминирование междисциплинарных исследований, растет их многообразиеони берут на себя интегративные функции по отношению к отдельным наукаминтеграция наук приобретает трансдисциплинарный характердифференциация из особого направления эволюции науки становится моментом доминирующего в ней интеграционного процессапроцессы дифференциации и интеграции сливаются в единый интегрально-дифференциальный синтезусиливается взаимодействие между «внешним единством» и «внутренним» единством науки, часто они становятся неразличимыми. Такой исторический тип единства науки может быть назван конвергентным.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего анализа проблем философии и истории науки, методологии науки, исторических закономерностей развития духовной культуры, в экспертных оценках.

1 Roco M.C., Bainbridge W.S. Converging technologies for improving human performance: nanotechnology, biotechnology, information technology and cognitive science. Kluwer. 2002. Ковалъчук M.B.Наука и жизнь: моя конвергенция. М.2011, Т.1−2.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов по проблемам онтологии и теории познания, философских проблем естествознания, истории культуры, истории и философии науки, философии культуры.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были представлены в 4 научных публикациях в различных изданиях из списка ВАК.

Структура работы отражает цели и задачи исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате исследования мы пришли к следующим выводам.

А). Единство науки определяется ее основаниями, которые содержат два взаимно предполагающих и неразрывных аспекта (кластера). Один из них направляет формирование внутренних связей элементов (понятий, идей, гипотез, методов, теорий и др.) данной науки, структурирует внутреннюю организацию науки, задает дисциплинарную структуру определенного способа познания. Второй обеспечивает функционирование внешних связей науки, включенность конкретной науки в исторически определенную систему познавательной деятельности (науку как целое на ее определенном историческом этапе) и более широко — в систему духовной культуры определенной эпохи.

Б). Историческое развитие форм единства науки, в конечном счете, определяются ростом активности субъекта познания. С ростом идеально-теоретической и предметно-практической активности субъекта усиливается взаимодействие, растет многообразие связей между отдельными науками, отраслями научного познания, наблюдается тенденция сближения субъекта фундаментальной науки и субъекта прикладной науки.

С). В истории развития науки можно выделить следующие исторические типы единства науки.

Первый тип — античный. Он характерен для науки античной цивилизации, включая сюда древнегреческий и эллинистически-римский периоды. Субъект здесь находится исключительно в созерцательно-теоретическом отношении к объекту. Точные науки и естествознание представлены здесь математикой (геометрией), механикой (статика), математической астрономиейсоциогуманитарное познание — историей, логикой, зачатками филологии, социологии, теории права и др. Для античности, особенно для поздней, характерны начальные этапы размежевания философии и специальных наук, их дифференциация.

Внешнее единство" античной науки обеспечивалось рационалистической философской традицией (нашедшей свое наиболее зрелое выражение в аристотелизме), выросшей из рациональной переработки мифологии («не боги создавали Космос, а Космос создал из себя богов»), мировоззренческого представления о Космосе как вещественном, пространственно упорядоченном, гармоничном, симметричном, ритмически устроенном целом, структурные отношения которого вполне постигаются человеческим разумом, прежде всего математическими средствами. Единство естественнонаучного, математического и социогуманитарного познания обеспечивалось мировоззренческим представлением о том, что человек как особая часть Космоса воспроизводит структуру Космоса в целом, что микрокосм (т.е. человек) тождественен макрокосму, природе в целом. Итогом развития античной науки оказалось построение в эпоху эллинизма на базе аристотелизма первой естественнонаучной картины мира, ядром которой выступила птолемеевская математическая астрономия.

Единственным способом организации «внутреннего единства» античных наук выступала математика, аксиоматически-дедуктивный способ организации знания. Примером могут служить работы Архимеда по математизации механики, обоснование им связи механического моделирования и геометрических методов.

Корни синкретичности античной науки уходили в мифологическое мировосприятие, из которого собственно и выросла античная культура и наука. Все это позволяет назвать античный тип единства научного знания созерцательно-синкретическим.

Второй исторический тип единства науки складывается в эпоху Средневековья. Сформировавшееся в условиях феодализма, слабого развития производительных сил, консервативных производственных отношений средневековое сознание носило преимущественно религиозный характер, в нем ценностно-эмоциональное отношение к миру доминирует над познавательно-рациональным. В таком сознании главными оказывались ценностные противоположности — святое и грешное, человеческое и божественное, горнее и дольнее, добро и зло, рай и ад и др. Здесь природные объекты характеризуются не в их объективных свойствах, а с точки зрения их символическо-религиозной значимости. Поэтому знание и наука рассматривались как некоторые второстепенные продукты духовной деятельности («знание подчинено вере»), здесь слабо развиты средства познавательной деятельности, утеряно многое из того, что было достигнуто в античности. В Средневековье от античной науки были сохранены лишь «квадрием» (арифметика, астрономия, геометрия и музыка) и «тривий» (грамматика, риторика и логика). «Внешнее» единство этих «наук» обеспечивалось некоторыми исходными абстрактными образами религиозной значимости (Бог, Христос, рай, Страшный суд, ад, Сатана и др.). Вокруг них концентрировались производные смыслообразы, не имеющие как правило, логического обоснования и обозначающие лишь некоторые простейшие отношения и связи. Вся эта религиозно-ценностная система обоснования единства науки строилась на простейших образных операциях символизации и аллегоризации.

Внутреннее" единство научного знания также претерпевает в эпоху Средневековья существенные трансформации. Античные науки как понятийно организованные способы познания здесь подменены аморфными, плохо структурированными общими традициями познавательной деятельности — схоластико-умозрительной, герметической, эмпирической. В рамках развития этих традиций и были заложены в эпоху Ренессанса предпосылки классической науки. Средневековый тип единства науки может быть назван ценностно-символическим.

Третий тип единства науки характерен для новоевропейской науки эпохи Модерна. Значительно возрастает активность субъекта познания. Преодолевается античная созерцательность познания, теоретическая активность субъекта дополняется его опытно-предметной активностью. Эксперимент становится основой естествознания. В эту эпоху складывается новый тип сознания, ориентированный не на накопление ценностей, а на получение объективных знаний о мире, на идеалы рационализма. Этот тип сознания структурно усложняется. В его когнитивной составляющей выделяется два компонента — фактуально-эмпирический и теоретико-методологический. Это делает возможным возникновение естественнонаучной теории как особой формы знания. (Реализацией такой возможности оказывается построение первой естественнонаучной фундаментальной теории — механики Ньютона). В ценностной составляющей сознания выделяются потребностно-мотивационный (потребности, мотивы, интересы, цели деятельности) и нормативно-регулятивный (стандарты, критерии, нормы, установки познавательной деятельности) компоненты. На их основе становится возможной дисциплинарная организация науки. Система научного познания усложняется, усложнятся и «механизмы» регулирования «внешнего» и «внутреннего» единства науки. Так, потребностно-мотивационный компонент в значительной мере определяет организацию «внешнего» единства науки как особой системы духовной культуры, а нормативно-регулятивный выражает собой ценностные основания «внутреннего» единства науки.

В новоевропейской науке доминировала тенденция дифференциации наук, отделения от натурфилософии отдельных конкретных наук, сначала естественных, а затем социо-гуманитарных. Господствует аналитическая направленность познавательной деятельности, ориентация на движение «вглубь» материи, т. е. выявление все более глубоких уровней структурной организации материи — от молекулы к атому, от атома — к элементарным частицам, от элементарных частиц — к субэлементарным частицам.

Внешнее единство" конкретных наук здесь реализовывалось на нескольких иерархически организованных уровнях — через мировоззренческие и методологические установки, задающие общие методы исследования, идеалы объяснения, обоснованности и организации знаниячерез картины мира (частнонаучные, отдельной отрасли науки, общенаучную) — через философские категории (пространство, время, мир, природа, человек и др.) и принципы (развития, единства мира и др.), задающие междисциплинарные принципы теоретизации знания, опирающиеся на базисные понятия науки — материя, энергия, сила, движение, структура, развитие и др.,.

Внутреннее" единство конкретных наук задавалось принципами фундаментальных теорий и их «языком», логическим (математическим) аппаратом.

Рост активности субъекта от классического к неклассическому естествознанию в частности выражается в необходимости учета условий познания в окончательном результате исследовательской деятельности. Но при этом предметная активность субъекта в эпоху Модерна еще недостаточна для того, чтобы изменять субстратную основу объекта, конструировать новые виды вещества, созидать неизвестные природе атомно-молекулярные структуры. Новоевропейский тип единства науки может быть назван аналитическим.

Новый, четвертый, исторический тип единства науки складывается в постнеклассическом естествознании XXI в. Выделяются новые сложные типы объектов познания, характеризующиеся историзмом, универсальностью, развиваются комплексные и междисциплинарные исследования, новые способы и методы познания, методологические установки, появляются новые элементы картины мира, в естествознании все чаще применяются методы исторической реконструкции объекта, сложившиеся в гуманитарном знании.

Предметная активность субъекта достигла такого уровня, когда появились исключительные возможности созидания новой сферы материальной культуры — на основе атомно-молекулярного конструирования искусственных, целенаправленно созданных человеком материальных вещественных образований с принципиально новыми свойствами. Вокруг созидания такого объекта объединяется множество самых различных узкоспециализированных наук, исторически формировавшихся независимо друг от друга. Такой тип интеграции науки получил название конвергенции. Он возможен в силу того, что в постнеклассическом естествознании цели познавательной деятельности могут определяться не внутренней логикой познавательного процесса, а внешними обстоятельствами, прямыми запросами практики и др. Аналитической подход к познанию структуры материи сменился синтетическим.

Размываются границы фундаментального и прикладного познания, усиливается сближение и опосредующее взаимодействие фундаментальных и прикладных наук. Предметное созидание, атомно-молекулярное конструирование нового объекта является условием познания все более глубоких фундаментальных черт природы. Все более сближаются наука и практика, теоретическое и практическое отношения к миру. Развиваются принципиально новые конвергентные технологии, отличительной чертой которых является их максимальная близость к естественным, природным процессам, способность быть включенными в их взаимосвязи. Сближаются науки об органической и неорганической природе, появляется реальная возможность соединения предметных технологий с конструкциями, созданными живой природой, развивается биологическое материаловедение.

Таким образом, можно говорить о том, что новый исторический тип единства науки носит конвергентный характер. Он находит свое выражение в формировании нано-, био-, инфо-, когнитивных и социогуманитарных технологий (НБИКС-технологии), которые закладывают основы качественно новой техносферы, которая станет органичной частью природы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Т. Единство знания как проблема: разнообразие линий реконструкции единства // Мелюхин С. Т. Избранные труды. Наследие и современность: В 3 т. Т. 3: Философская онтология сегодня. М., 2010. — С. 240−257
  2. Н.Т. Монистическая тенденция развития знания // Вопросы философии. -1982.-№ 9.-С. 78−86.
  3. И.С. Деятельностная концепция познания и реальности. В кн.: Избранные труды по методологии и истории физики. М., 1995. 528 с.
  4. В.Л. Материалистическая диалектика и основания научного знания//Вопросы философии. 1979. — № 4. — С.25−35
  5. Аналитическая философия: Избранные тексты. Сост. и коммент. А. Ф. Грязнова. М.: Изд-во МГУ, 1993. 191 с.
  6. Аналитическая философия: Становление и развитие. (Антология. Отв. редактор А.Ф.Грязнов) М., 1998. 528 с.
  7. Антология мировой философии. Бэкон Р. Opus majus (фрагменты) //Т. 1. Ч. 2. М., 1969. 936 с.
  8. Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т.1. Аристотель. Метафизика. М.: Мысль, 1975. 550 с.
  9. Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т.2. Вторая аналитика. М.: Мысль, 1978. 688 с.
  10. Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т.4. Никомахова этика. М.: Мысль, 1983. 830 с.
  11. И.И. Теория пространственных механизмов. М., 1937. 236 с.
  12. И.И. Теория механизмов и машин. Учебник для мех.-мат. факультетов университетов. М.-Л.: Гостехиздат, 1940. 742 с.
  13. И.И., Добровольский В. В., Блох З. Ш. Синтез механизмов. М.-Л., 1944. -388 с.
  14. В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М.: ИФ РАН, 1999. 203 с.
  15. Л.В. Исследование плоских стержневых механизмов с низшими парами с точки зрения их структуры и классификации. / Приложения: Н. Е. Жуковский и И. И. Артоболевский. М.: АН СССР, 1952. 594 с.
  16. A.B. История принципов физического эксперимента. От Античности до XVII века. М., 1976.-292 с.
  17. A.B. Понятие «природа» в Античности и в Новое время, («фюсис» и «натура»). М., 1988.-208 с.
  18. O.E. Физика и математика: Анализ оснований взаимоотношения. Методология современного естествознания. М. Либерком. 2009. 184 с.
  19. O.E., Гнатик E.H., Кучер E.H. Нанотехнологии, биомедицина, философия образования в зеркале междисциплинарного контекста. M., URSS. 2010. 224 с.
  20. Л.С. Труды по теории эволюции. Л., 1977. 388 с.
  21. A.A. Тектология. Т. 1−2. М.: Экономика, 1989. 655 с.
  22. Бор Н. Избранные научные труды. Т. 2. М.: Наука, 1971. 675 с.
  23. Н. Очерки по истории математики. М. 2007. 296 с.
  24. Я. Культура Возрождения в Италии. Опыт исследования. М.: Юрист, 1996. -591 с.
  25. B.C. Научное мировоззрение. М.: Политиздат, 1987. 208 с.
  26. В.Н. Философский анализ дифференциации естественнонаучного познания. Киев, 1989. 175 с.
  27. В.В. Междисциплинарность как когнитивная практика (на примере становления коммуникативной теории) // Коммуникация и образование. Сборник статей. Под ред. С. И. Дудника. СПб., 2004. С.69−88
  28. Л.Э. Философские проблемы развития науки. М.: Наука, 1982. 190 с.
  29. Л.Э. Проблема единства научного знания в истории отечественной философии и науковедения (конец XIX первая половина XX вв.) Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 1990. — 30 с.
  30. В.И. Живое вещество. М.: Наука, 1978. 353 с.
  31. В.И. Избранные труды по истории науки. М.: Наука, 1981. 359 с.
  32. В.И. Очерки по истории современного научного мировоззрения 1902- 1903 гг. // Избранные труды по истории науки. М.: Наука, 1981. 359 с.
  33. В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. 520 с.
  34. М.П. Генезис науки. Проблема социокультурных истоков. Ульяновск: УлГТУ, 2000.-93 с.
  35. Восприятие науки в русском космизме: научно-аналитический обзор // Ред. А. И. Ракитов. М., 1992. 60 с.
  36. П.П. Проблема рациональности на исходе XX в. // Вопросы философии. -1991. № 6. — С.3−14.
  37. П.П. Эволюция понятия науки. М.: Наука, 1980. 568 с.
  38. Г. Избранные труды: В 2 т. Т.1. М.: Наука, 1964. -645 с.
  39. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. Спб.: Наука, 1993. 479 с.
  40. Гегель Г. В. Ф. Наука логики в 3 томах. Т.1.М.1970.- 501 с., Т.2.М.1971.- 248 с., Т.З.М.1972. 371 с.
  41. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук в 3-х томах. М.: Мысль, 1974−1978. Т. 1−3. 452 е., 695 е., 471 с
  42. В. Философские проблемы атомной физики. М., 2008. 192 с.
  43. Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII—XIX вв. М., 1999. -864 с.
  44. Д. фон. Что такое философия. СПб., 1997. 374 с.
  45. В.Л. О физике и астрофизике. М.: Наука, 1992. 528 с.
  46. Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. М., 1987. 184 с.
  47. С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М.: Экономика. 2010. -255 с.
  48. E.H. Человек и его перспективы в свете антропогенетики. Философский анализ. М., РУДН. 2005. 603 с.
  49. E.H. Высокие технологии и сдвиг гуманитарной парадигмы. М., Либерком. 2012.-168 с.
  50. Т. О теле // Т.Гоббс. Сочинения в 2 т. Т.1. М., 1989 627 с.
  51. В.Г. Философия техники и технических наук // Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. М., 2006. -С.410−412.
  52. Т.П. Синергетика и Восток // Вопросы философии. 1997. — № 3. — С.90−102.
  53. П.С. Философия культуры. М., 1995. 288 с.
  54. Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994. 358 с.
  55. Ф. История естествознания. Естественные науки в их развитии и взаимодействии. М., 2011. Т.1−3.
  56. Р. Правила для руководства ума // Декарт Р. Соч. В 2 т. Т.1. М.: Издательство Мысль, 1989. 656 с.
  57. К.Х. Избранные произведения (1971−2010). М., Изд. РАГС. 2010. 458 с.
  58. Н.П., Крымский С. Б. Интегративная тенденция в развитии знания // Единство научного знания. М.: Наука, 1988. С.132−147
  59. В.И., Ельяшевич М. А., Толкачев Е. А., Томильчик Л. М. Вненаучное знание и современный кризис научного мировоззрения // Вопросы философии. 1994. — № 12. -С.122−134
  60. Единство научного знания / В. Ф. Асмус, В. И. Шинкарук, Н. Т. Абрамова и др. М., 1988.-336 с.
  61. Естествознание в гуманитарном контексте. М.: ИФ РАН, 1999. 215 с.
  62. Э. Дух средневековой философии. М., 2011. 560 с.
  63. Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века. М.: Издательство Культурная революция, 2010. 680 с.
  64. Л.Я. Зарождение истории науки в античности. СПб., 2002. 422 с.
  65. А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII—V вв.. до н.э. Л.: Издательство Ленинградского Университета, 1985. 208 с.
  66. .И., Чешев В. В. Становление и развитие технических наук. Л., 1977.
  67. В.П. Из истории мировой науки: Избранные труды 1921−1963. СПб.: Издательская группа «Евразия», 2006. 632 с.
  68. В. В. Классика некласика — неоклассика: три этапа в развитии науки // Вопросы философии. 1989. № 10. — С. 3−18.
  69. В.В., Калинин А. Г. Природа науки: Гносеологический анализ. М., 1985. -230 с.
  70. В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия. М.: Логос, 2000. 320 с.
  71. И. Критика чистого разума // И. Кант Соч.: В 6 т. Под общей редакцией Я. Ф. Асмуса, А. Я. Гулыги, Т. И. Ойзермана. Т.З. М., 1964. 799 с.
  72. И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука. // И. Кант Соч.: В 6 т. Т.4. М., 1965. С.67−210.
  73. Ф. Уроки мудрости. М., 1996. 320 с.
  74. Р. Философские основания физики. Введение в философию науки. М., 1971. -392 с.
  75. Кассиодор. Об изучении наук божественных и человеческих // Опыт тысячелетия.1. Л?!
  76. Средние века и эпоха Возрождения: быт, нравы, идеалы. М., 1996. С. 325.
  77. , Б.М. Науки в их взаимосвязи: История. Теория. Практика. М.: Наука, 1988. -285 с.
  78. . и Спиркин А. 1964. Наука. В издании: Философская энциклопедия, т. 3. М.: Советская энциклопедия, С. 562−571
  79. A.B. Научность: эталоны, идеалы, критерии. М., 1985. 128 с.
  80. М.В. Проблемы методологии и прогресс науки // Методологические проблемы науки. М.: Изд-во АН СССР, 1964. 226 с.
  81. E.H. Одиссея научного разума. М., 1995. 228 с.
  82. Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. 1992. № 12. С. 3−21.
  83. М.В. Идеология нанотехнологий. М., 2011. 222 с.
  84. М.В. Конвергенция наук и технологий прорыв в будущее.//Российские нанотехнологии 2011.Т.6. № 1−2. — С.13−23.
  85. М.В., Нарайкин О. С., Яцишина Е. Б. Конвергенция наук и технологий -новый этап научно-технического развития.//Вопросы философии, 2013, № 3. С.3−11.
  86. М.В. Кристаллография на рубеже веков: итоги и перспективы // Кристаллография. 1999. Т. 44. № 6. С. 967−972.
  87. М.В. Нанотехнологии фундамент наукоемкой экономики 21 века//Российские нанотехнологии. 2007.Т.2, № 1−2. — С. 6−11.
  88. М.В. Наука и жизнь: моя конвергенция. Т.1. М., 2011. 302 с.
  89. А. Очерки истории философской мысли. М., 2004. 272 с.
  90. Конвергенция биологических, информационных, нано- и когнитивных технологий: вызов философии.(материалы круглого стола)//Вопросы филососфии. 2012, № 12.
  91. Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения // Избранные труды. М.: Экономика. 2002. 767 с.
  92. Концепция самоорганизации в исторической ретроспективе. М., 1994. 236 с.
  93. JI.M. Внутренние и внешние факторы развития науки. М., 1984. 73 с.
  94. JI.M. Социокультурный генезис науки нового времени: философский аспект проблемы. М., 1989. -160 с.
  95. А.Ф. Единство наук: основания и перспективы. Свердловск: Изд. Урал, унта, 1988.-182 с.
  96. А.Ф. Единство научного знания: методологические и социальные основания. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 1988.-32 с.
  97. A.B. Проблема синтеза физической картины мира в философии науки XX в. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 2003.-24 с.
  98. С.Б. Трансформация философских образов науки. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. Томск, 2012. 39 с.
  99. Кун Т. Структура научных революций. ACT Москва, 2009. 320 с.
  100. Лакатос И. Избранные произведения по философии и методологии науки. М.: Академический проект, 2008.- 480 с.
  101. Е.Е. Онтологическая проблематика в свете аналитической философии //Логос. 2009, № 2. С.37−43.
  102. Г. В. Письмо Софии-Шарлотте (о том, что независимо от чувств и материи)// Соч. В 3 т. Т 3. М., «Наука». 1984. С. 371−394.
  103. В.А. Духовность и рационализм // Вопросы философии. 1996. — № 2. -С.31−35
  104. В.А. Научное и вненаучное мышление: скользящая граница. В кн.: Научные и вненаучные формы мышления. М.: ИФРАН, 1996. С. 39−40.
  105. В.А. Научное познание как феномен культуры // Культура, человек и картина мира. М., 1987. С. 26−34.
  106. Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. СПб., 2006. 416 с.
  107. А.Ф. История античной философии. М.: Мысль, 1989. 205 с.
  108. А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. В 2-х книгах. М., 1992−1994. -1260 с.
  109. И.Н. Теоретическое знание: проблемы генезиса и различения форм. Ростов-на-Дону, 1989.-109 с.
  110. М.К. Классические и неклассические идеалы рациональности. Азбука.2010. 288 с.
  111. Е.А., Овчинников Н. Ф., Огурцов А. П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. М., 1997. 360 с.
  112. Л.А. Конец века конец науки? М.: Наука, 1992. — 132 с.
  113. К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат, 1956. 690 с.
  114. К. Энгельс Ф. Сочинения Т. 20. 2-е изд. М.: Политиздат, 1961. 824 с.
  115. Мах Э. Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования. Бином.2003.-456 с.
  116. О.М. Теория и методология когнитивной истории. М., 2008. 358 с.
  117. Ю.С. Техника и закономерности ее развития. Л., 1971. С. 96.
  118. H.H. Быть или не быть человечеству. М., 1999. -288 с.
  119. А.И. Единство естественнонаучного и гуманитарно-научного знания (мировоззренческий аспект). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Л., 1988. 16 с.
  120. В.М. Наука в цивилизациях древности. Гносеологический анализ. М., 2009. -573 с.
  121. В.М. Наука древнейших цивилизаций. Философский анализ. М.: Альфа-М, 2012.-574 с.
  122. В.М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма. М., 2002. -554 с.
  123. Наука в зеркале философии XX века. М., 1992. 126 с.
  124. Наука и квазинаука. М. 2008.- 256 с.
  125. Наука и квазинаучные формы культуры. М., 1999. 306 с. m
  126. Начала гидростатики. Архимед, Стэвин, Галилей, Паскаль. M.-JL: Гос. технико-теоретическое издание, 1932. -414 с.
  127. О. Точные науки в древности. М., 2011. 240 с.
  128. A.JI. Философия науки: история и методология. М., 1998. 280 с.
  129. Новалис. Гейнрих фон Офтердинген. Фрагменты. Ученики в Саисе. СПб., 1995 240 с.
  130. Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 2010. 692 с.
  131. Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 4. M.: Мысль, 2010. 736 с.
  132. Н.Ф. Особенности развития и тенденция к единству научного знания // Проблемы истории и методологии научного познания. М., 1974. С.72−74.
  133. Н.Ф. Тенденции к единству науки. М.: Наука, 1988. 280 с.
  134. А.П. Дисциплинарная структура науки. Ее генезис и обоснование. М., 1988. -256 с.
  135. А.П. Философия науки эпохи Просвещения. М.: Наука, 1993. С. 213
  136. Н. О соизмеримости или несоизмеримости движений неба. М., 2004. 160 с.
  137. Очерки истории и теории развития науки. М., 1969. 424 с
  138. Платон. Сочинения в 3-х т. Т. 3. М: Мысль, 1994.- 654 с.
  139. М. Взаимоотношение физических теорий. В кн.: Единство физической картины мира. М., 1966.-С. 116.
  140. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 2 т. // Пер. С. П. Маркиша. Т. 1. М., 1994. -704 с.
  141. Е.Ю. Проблема единства и идентичности науки. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Екатеринбург, 2000.-19 с.
  142. Л.М. Научное мировоззрение как объект системного подхода. Диссертация кандидата философских наук. М., 1984. 151 с.
  143. К. Логика и рост научного знания. Избр. работы / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1983.-605 с.
  144. И., Стенгерс И. Время. Хаос и Квант. М., 1999. 268 с.
  145. И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер. с англ./ Общ. ред. В. И. Аршинова, Ю. Л. Климонтовича и Ю. В. Сачкова. — М.: Прогресс, 1986. 432 с.
  146. Проблемы методологии постнеклассической науки. Ред. Мамчур Е. А. М., 1992. 199 с.
  147. Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI в.Отв.ред. Баженов Л. Б. СПб., 1999.-280 с.
  148. .И. Рациональность и историческое единство научного знания (гносеологический аспект). М., 1986. 150 с.
  149. А. Наука и гипотеза, под ред. А. Г. Генкеля — пер. с фр. 2-е изд. -М., 2010. -240 с.
  150. В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979. 392 с.
  151. Дж. К. Географические представления в эпоху Крестовых походов. Исследование средневековой науки и традиции в Западной Европе. М., 1988. 478с.
  152. . История западной философии. В двух книгах. Книга 1. М., 1993. 512 с.
  153. Рациональность как предмет философского исследования. Под ред. Б. И. Пружинина. М., 1995.-226 с.
  154. И.Д. Античная наука. М., 1980. 199 с.
  155. И.Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. М., 1988.-448 с.
  156. Русский космизм. Антология философской мысли Составление С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой. М., 1993.-368 с.
  157. О.В. Гносеологическое единство естественнонаучного и социогуманитарного знания (космология и социальная физика XVII столетия). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. СПб., 1992. 18 с.
  158. Н.В. Унификация научного знания на основе математики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Симферополь, 2000.-21 с.
  159. Ч. Две культуры. М., 1973. 144 с.
  160. Современная философия науки. Хрестоматия. М., 1994.-252 с.
  161. Современная философия науки: Знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. Издание 2-е. М., 1996.-400 с.
  162. B.C. Сочинения в 2-х томах.Т.1. М.1989. 895 с.
  163. . Б. Избранные произведения в 2 т. T.l. М., 1957. 631с.
  164. .А. Становление историографии науки (от возникновения до XVIII в.). М., 1990.-285 с.
  165. Стены и мосты: междисциплинарные подходы в исторических исследованиях: материалы Международной научной конференции. М.: РГГУ, 13−14 июня 2012/0тв.ред. Г. Г. Ершова, Е. А. Долгова. С. 343.
  166. B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 743 с.
  167. B.C. Философия науки. Общие проблемы. М., 2006. 384 с.
  168. B.C. Философская антропология и философия науки. М., 1992. 191 с.
  169. B.C., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. М., 1996. -400 с.
  170. Структура и развитие науки. Из Бостонских исследований по философии науки. М., 1978.-488 с.
  171. П. Исторический очерк развития естествознания в Европе (с 1300 по 1900 г.) М.- Л.: Гостехиздат, 1934 .-310 с.
  172. Творения блаженного Августина, епископа Иппонийского. Киев, 1880. 400 с.
  173. Творения Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского. СПб., 1896. Т.2.
  174. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. 239 с.
  175. В.Г. Концепции современного естествознания. М.: Издательство Высшая школа, 2002.-208 с.
  176. С. Человеческое понимание. Пер. с англ. З. В. Кагановой. М.: Прогресс, 1984. -328 с.
  177. Я. Единство мира и целостность мышления. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. СПб., 1992. 16 с.
  178. П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986.- 542 с.
  179. Физическое знание: его генезис и развитие. Отв. ред. Н. Ф. Овчинников, А. А. Печенкин.М.: Наука, 1993. 200 с.
  180. Философия, наука, цивилизация. Ред. Казютинский В. В. М., 1999. 368 с.
  181. Философская энциклопедия. В 5 т. Т.5. М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1970. -742 с.
  182. Философские проблемы классической и неклассической физики: современная интерпретация. Отв. редактор С. В. Илларионов, Е. А. Мамчур. М.: ИФРАН, 1998. 180 с.
  183. Философско-религиозные истоки науки. Сборник статей. Отв. редактор П. П. Гайденко. М., 1997.-319 с.
  184. К. История новой философии: Введение в историю новой философии. Фрэнсис Бэкон Веруламский. М.: ACT, 2003. 541 с.
  185. П. Сочинения. В 4-х т.т. Т.1. М.: Мысль, 1994. 797 с.
  186. Фома Кемпийский. О подражании Христу, (перевод с латинского К.П.Победоносцева).1. Одесса, 2007. —154 с.
  187. М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Перевод В. П. Визгин, Н. С. Автономова. СПб., 1994.-408 с.
  188. М. Время и бытие. Статьи и выступления. М.: Издательство «Республика», 1993.-447 с.
  189. Г. Синергетика. Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М.: Мир, 1985.-424 с.
  190. С.М. Проблема типологического единства познания и метапознания: Гносеологический аспект. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. Тюмень, 1999. 247 с.
  191. С. Столкновение цивилизаций? // Полис, 1994. № 1. — С.33−48.
  192. Дж. Тематический анализ науки. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1981. 384 с.
  193. М.Г. Интеграция науки: философский очерк. (Филос. очерк). Изд.2, перераб. и доп. М.: Мысль, 1981. -276 с.
  194. И.В. Глобальный эволюционизм (философско-методологический анализ). Томск, 1987.- 187 с.
  195. И.В. Философия и история науки. Томск, 2001. 345 с.
  196. В.В. Специфика технического знания // Вопросы философии. 1979. № 4. С. 5967.
  197. Д. Современная космология: Перевод с англ. М.: Мир, 1973. 254 с.
  198. Ф., Пуассон А., Блаватская Е. П. Теории и символы алхимиков. М., 1995. 191 с.
  199. B.C. Теоретическое и логическое в научном познании. М., 1978.- 382 с.
  200. В.П. Очерки по истории математики. Издательство ЛКИ, 2007. -184 с.
  201. И.И. Избранные труды. Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии. М.: Наука, 1982. 382 с.
  202. Э. Природа и греки. Ижевск. 2001. 81 с.
  203. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. М., 2000. 464 с.
  204. А. Собрание научных трудов. В 4 т. Т. 4. М.: Наука, 1967. 600 с.
  205. А. Физика и реальность. М.: Наука, 1965. 360 с.
  206. Эпистемология вчера и сегодня.Отв.редактор в.А.Лекторский.М.:ИФРАН.2010.-188 с.
  207. Barrow T.D., Tipler F.T. The Anthropic Cosmological Principle. Oxford, 1986. 726 p.
  208. Canas, J.J., Velichkovsky, B.B. & Velichkovsky B.M. (2011). Human factors and cognitive ergonomics. In Handbook of Applied Psychology. New York: Wiley and Sons. 2011, p. 117 139.
  209. T. Chernigovskaya & I. Utekhin. Linguistic and Neurophysiological Aspects of Social Interaction in Processing Cognitive Tasks // Paris, ISCA Tutorial and Research Workshop on Experimental Linguistics. May 2011, p. 147−150.
  210. Chernigovskaya Т. V. The Mirror Brain, Concepts, and Language: The Price for Anthropogenesis // Neuroscience and Behavioral Physiology, vol. 37, No. 3, 2007, pp. 293 302.
  211. Chernigovskaya T. Cognitive struggle with Sensory Chaos: Semiotics of Olfaction and Hearing//SEMIOTICA, 2004, p. 150−164, 61−75.
  212. Crombie A.C. Medieval and Early Modern Science. 1959. — Vol.1. N.Y. — 380 c.
  213. Everden L.L.N. The Natural Alien: Humankind and Environment. Toronto: Univ. of Toronto Press. 1993.-169 p.
  214. Gleick I. Chaos: Making a New Science. L.: Heinemann. 1987. XI. — 400 p.
  215. International Encyclopedia of Unified Science, Ed. in chief O. Neurath, associate ed. Rudolf Carnap, Charles W.Morris. Chicago. 1938.
  216. Jantsch E. The Self-Organizing Universe: Scientific and Human Implications of the Emerging Paradigm of Evolution. Pergamon Press. N.Y. 1980.
  217. Lovelock J.E. Gaia: A New Look at Life on Earth. Oxford: Oxford University Press. 1979. -185 p.
  218. Peat F.D. Synchronicity: The Bridge between Matter and Mind. Toronto etc.: Bantam book. -IX. 1987. 245 p.
  219. Philosophy of Technology and Engineering Sciences: 9 (Handbook of the Philosophy of Science). Amsterdam: Elsevier, 2009, p. 1311
  220. Quine W. Two Dogmas of Empiricism From a Logical Point of View. Cambr., 1953.
  221. Rieu A.-M. The epistemological and philosophical situation of mind techno-science. -http://www.stanford.edu/group/SHR/4−2/text/rieu.html
  222. Roco M.C. and Bainbridge W. S. Converging technologies for improving human performance: nanotechnology, biotechnology, information technology and cognitive science. Kluwer, 2002. 492 p.
  223. Toulmin S. The Return to Cosmology: Postmodern Science & The Theology of Nature. -Berkeley. 1982. 283 p. Velichkovsky, B.M., Cornelissen, F., Geusebroek, J.-M., Graupner,
  224. S.-Th., Hari, R., Marsman, J.B., & Shevchik, S.A. Measurement-related issues in investigation of active vision I? Measurement with persons: Theory and methods. London-New York. 2012. p. 281−300.
Заполнить форму текущей работой