Современная мусульманская проповедь (Социологический и религиоведческий аспекты): на материалах Узбекской ССР
Выборка объектов велась с учетом наличия различий в содержании и форме мусульманских проповедей, произносимых в разных по своему положению мечетях. При определении конкретных объектов для исследования главным критерием служила степень значимости и популярности мечети среди прихожан, а также степень авторитета местного имам**хатыба. Дня стационарного изучения были выбраны мечети: «Шайх-Зайнутдин… Читать ещё >
Содержание
- Раздел I. МЕСТО И РОЛЬ МУСУЛЬМАНСКОЙ ПРОПОВЕДИ В СИСТЕМЕ ИСЛАМСКОГО КУЛЬТА. II
- Раздел П. ДОГМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ МУСУЛЬМАНСКОЙ ЛРОПОВВДИ
- Раздел Ш. НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ МУСУЛЬМАНСКОЙ ПРОПОВЕДИ
- 3. а к л ю ч е н и е
Современная мусульманская проповедь (Социологический и религиоведческий аспекты): на материалах Узбекской ССР (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования.
Принятие нового закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» явилось итогом осмысления новых реалий, сложившихся в нашей стране, которые стали возможными благодаря перестройке и демократизации общества. Новый подход к госу-дарственно-церковным отношениям создал благоприятные условия для удовлетворения религиозных потребностей верующих всех конфессий, Сняты ограничения в функционировании религиозных организаций и деятельности служителей культа всех конфессий. Все это дало возможность гражданам СССР открыто исповедовать свеж) веру, религиозные убеждения.
В современной общественно-политической и религиозной ситуации в стране представляет большой теоретический и практический интерес научный анализ реальных процессов, происходящих во всех конфессиях, в том числе и в исламе. Без глубоких знаний процессов, происходящих в религиозных организациях, невозможен правильный подход к формированию политики Советского государства в отношении религиозных организаций и верующих. В этом плане приобретает актуальность изучение современного состояния мусульманской проповеди как канала религиозной информации и одного из источников формирования религиозного сознания верующих-мусульман.
Серьезный научный интерес представляет содержание мусульманских проповедей, масштабы их идейно-психологического воздействия на массы, их тематическая направленность, догматическая основа, содержащиеся в них нравственные поучения. Эти знания дают возможность лучше сориентироваться и найти верные подходы в идеологической и политической работе среди населения.
Многолетние наблюдения и исследования современного состояния ислама приводят к выводу, что одним из основных каналов распространения религиозных идей и настроений оказываются проповеди, оглашаемые с минбаров мечетей, С отделением церкви от государства и школы от церкви служители культа утратили многие былые, веками испытанные формы и каналы воздействия на массы. Проповедь же не только не утратила своей былой значимости, но и приобрела первостепенное значение для мусульманских проповедников, ибо для подавляющей части прихожан она служит едва ли не единственным источником религиозной информации,.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что предметом научных исследований еще не стали ни особенности механизма восприятия проповедей прихожанами мечети, ни роль проповедей и их практическое значение в жизни и деятельности верующих. В советском исламоведении слабо проанализированы различные точки зрения по религиозным вопросам, существующие среди служителей культа, которые находят отражение в проповедях.
Между тем в настоящее время заметно изменяются формы проповеднической деятельности мусульманских служителей культа, расширяется тематика самих проповедей, более доходчивым становится ее язык, увеличивается продолжительность проповедей и т. д. Но обновляющиеся идейная направленность, содержание проповедей облекаются, как правило, в традиционную, привычную для прихожан форму. В догматических же вопросах имам-хатыбы, как правило, весьма консервативны. И в этом они идут навстречу запросам верующих, которых интересуют прежде всего не политические вопросы, хотя в проповедях эти проблемы тоже затрагиваются, а основы мусульманской религии, о которой они хотят узнать как можно больше. Обращаясь к этой проблеме, один из авторов журнала «Мусульмане Советского Востока» указывает, что «Священный Коран и хадисы Пророка не нуждаются в дальнейшем совершенствовании, ибо они неизменны и неприкосновенны. Богословы цуждаются лишь в более внимательном их изучении, исходя из чувств преданности исламу и, разумеется, обладая свойством мыслить, верно резюмировать и, конечно же, сделать т правильные выводы» .
Что касается социально-политических процессов, происходящих в нашем обществе, то служители культа имеют на них свою точку зрения. Это является выражением их позиции как граждан, которые живут в этом обществе. Они широко ее высказывают в проповедях в соответствии с известным хадисом: «Вы более знар ющие в своих мирских делах.
Таким образом, здесь для исследователя открывается широкий простор для изучения и анализа современного состояния ислама в нашем обществе.
Состояние исследования проблемы.
В Узбекистане ежегодно издается достатошое количество религиоведческой литературы. Как правило, там рассматривается социальная сущность и специфика вероучения и культа ислама, его воздействие на сознание и быт местного населения. Но практически остается вне конкретного анализа вопрос о современной мусульманской проповеди.
В научном исламоведении исследование этой проблемы имеет немалые традиции. Такие видные исламоведы, как А. Мюллер, наше англ. тско.
И.Гольциер, А. Массе и многие другие не раз подчеркивали в своих трудах, что проповедь имеет исключительное значение для распространения идей ислама среди его приверженцев*. Не ограничиваясь признанием этого, А. Мец изложил классификацию различных видов проповедей, их содержания, привел конкрет2 ные примеры проповедей ряда вццающихся улемов .
Отдельные аспекты изучения мусульманской проповеди нашли отражение в трудах таких отечественных исследователей, как А. Е. Крымский, В. Соловьев, Н. П, Остроумов, В. В. Бартольд, Н. Н. См!фнов, С. П. Толстой, О. А. Сухарева, Е. Н. Беляев, Л. И. Климович, 3.
И.Ю.Крачковский. И"М^льштинским мусульманская проповедь была рассмотрена с филологической точки зрения. 0.Г.Большаковымв свете истории становления ислама. Проанализировав пророческое движение в доисламской Аравии, М. Б. Пиотровский показал, в частности, его влияние на развитие мусульманского проповедни-чества^ В ряде современных публикаций на арабском, английском.
1. Мюллер А. История ислама, с основания до новейших времен.-С.~Пбм 1895- Гольциер И, Лекции об исламе. — С.-Пб., 1912; Массе А, Ислам. Очерк истории, (пер. с франц.).- М., 1982.
2. Мец А. Мусульманский ренессанс. — М., 1966,.
3. Крымский А. Е. История мусульманства. — М, 1903;1904, т.1−3- История арабов и арабской литературы, советской и духовной (Корана, фикха, сунны и др.). — С, 1912; Соловьев В. Магомет, его жизнь и религиозное учение. — САПб., 1902; Остроумов Н. П, Исламоведение. — Ташкент, 1914. Работы по истории ислама и арабского халифата. — Сочинения, Т., 1966; Бар-тольд В. В. Работы по истории ислама и арабского халифата. -Сочинения. — Т.б. — М., 1966; Смирнов Н. Н. Ислам и современный Восток. — М., 1928; Толстой С. П. Религия народов Средней Азии.//Религиозные верования народов СССР. — T.I. «M.~Ju, 1931; Сухарева 0. Н» Ислам в Узбекистане. — Ташкент, I960- Беляев Е. Н. Арабы, ислам и Арабский халифат в ранее средневековье. — М, 1965; Климович Л. И. Ислам. — М., 1965; Крач-ковский И. Ю. Коран. Перевод, комментарии. — М. 1963.
4. Филыптинекий И.м. История арабской литературы У-нач.л вв. -М., 1985; Большаков О. Г. История халифата. — T.I. — М., 1989; Пиотровский М. Б. Пророческое движение в Аравии УП в.//Ислам, религия, общество, государство. — М., 1984. и турецком языках приведены как тексты проповедей, так и мет тодические разработки по их ведению .
В числе тех, кто занимался изучением в нашей стране мусульманской проповеди в зарегистрированных мечетях, Н.Аширов. Он привлек внимание к отдельным характерным чертам и общей тематике мусульманской проповеди. Автору, однако, не удалось достигнуть должной глубины анализа. В. Ю. Гадаев попытался осветить на основе анализа проповедей основные направления идеологии современного мюридизма на Северном Кавказе. Ценным подспорьем послужили диссертанту религиоведческие труды.
И.С.Гординеко, В. Н. Никитина, Я. Ф. Трофимова, где анализируется 4 современное состояние христианского проповедничества .
Целью исследования является изучение на материалах Узбекистана места и роли современной мусульманской проповеди в жизни верующих и в деятельности служителей культа.
Задачами исследования являются анализ форм и методов, направленности и идейного содержания мусульманских проповедей выяснение специфики содержащихся в них поучений и наставлений уточнение отражения принципов вероучения, подходов к мировоззренческим, нравственным и социально-политическим проблемам,.
1. Шейх Абдаллах Хият. Сборник проповедей. — Мекка, 1980 (на араб.яз.) — Мулла Абду аль-Хаким. Сборник пятничных и празд ничных проповедей. — Т., 1913 (на араб.яз.) — Шейх Абдурра-хим ибн Мухаммад ибн Исмаиль. Диван проповедей ибн Набата. — Бейрут, 1982 (на араб. яз) — Мавлапа Мухаммад Али. Ислам, современное толкование источников, принципов и практики ис лама. — Каир, 1965 (на англ.яз.) — Исламская энциклопедия./ Исламский мир, история, география, этнография и биографический словарь. — Стамбул, 1960. — Т.1−5 (на турец.яз.-.
2. Аширов Н. Мусульманская проповедь. — М., 1978.
3. Гадаев В. Ю. За частоколом мусульманской проповеди. — Грозный, 1986.
4. Гордиенко И. С. Чецу учат с амвона. — Л., 1972; Никитин В. Н Критика современной христианской проповеди. — Л., 1967; Трофимов Я. Ф. Современная христианская проповедь. — Алма-Ата, 1986. соотношение традиционных начал и новых тенденций в практике проведения проповедей.
Научная новизна диссертации определяется прежде всего тем, что в ней впервые в советском религиоведении прослеживаются истоки становления современной ыгусульшнекой проповедивыясняется отношение улемов и прочих духовных лиц к проблеме проповедничества как в прошлом, так и в настоящем;
— вводится в научный оборот большой объем фактологического материала, почерпнутого в ходе проведенных автором полевых исследований;
— определено место мусульманской проповеди в комплексе распространения религиозных знаний среди населения;
— изучен уровень подачи догматических основ ислама в проповедях;
— исследован вопрос об истолковании в проповедях нравственных норм и общечеловеческих ценностей;
— исследован процесс подготовки прихожан к восприятию пропове" дей, отношение к этому вопросу служителей культа и самих верующих;
— выяснены формы и методы проповедования, продолжительность проповедей, лексика их языка и приемы использования технических средств.
Теоретические основы и методы исследования базируются на разработанном классиками марксизма-ленинизма диалектико-мате-риалистическом учении о происхождении, социальной сущности и роли религии в обществе.
Автор руководствовался материалами и установками ХХУШ съезда КПСС, постановлениями ЦК КПСС по идеологическим вопросам, документами съездов и пленумов ЦК Компартии Узбекистана".
В диссертации использованы труды общественных и зарубежных исламоведов.
Трудности осуществления данного исследования состояли в том, что в научной литературе отсутствует готовая и апробированная методика социологического изучения мусульманской проповеди и проповеднической деятельности служителей культа в исламе. Это потребовало от диссертанта, опираясь на опыт и консультации многих ввдных ученых-религиоведов, разработать собственную оригинальную методику исследования.
Выборка объектов велась с учетом наличия различий в содержании и форме мусульманских проповедей, произносимых в разных по своему положению мечетях. При определении конкретных объектов для исследования главным критерием служила степень значимости и популярности мечети среди прихожан, а также степень авторитета местного имам**хатыба. Дня стационарного изучения были выбраны мечети: «Шайх-Зайнутдин» (г.Ташкент), Тилля Шайх" (г.Ташкент), «Шайх Зиевутдин Хон» (г.Ташкент). Выбор этих мечетей определялся тем обстоятельством, что они носят имена видных суфиев, а также тем, что имам-хатыбы, служащие в этих мечетях, имеют высшее духовное образование и большой авторитет среди прихожан. Для нестационарного изучения были выбраны мечети районного, городского и областного характера.
Основным источником исследования являются тексты проповедей, прослушанных во время пятничных и праздничных богослужений в зарегистрированных мечетях. Вспомогательным источником исследования являются религиозная литература и фетвы Среднеазиатского духовного управления мусульман (САДУМ), Диссертант имел возможность воспользоваться консультациями ряда служителей культа. Он имел также многочисленные беседы с прихожанами отдельных мечетей".
Практическая значимость работы заключается в том, что она вводит в научный оборот значительный объем исламоведческих данных, восполняющих пробел в понимании механизма воздействия мусульманского проповедничества на сознание и поведение веру-ющих-му сул ьман.
Методика данного исследования может быть использована для дальнейшего изучения ислама как в республике, так и в других регионах традиционного распространения ислама".
Результаты исследования, изложенные в диссертации, могут способствовать выработке новых подходов к религии и верующим в условиях строительства правовой государственности. Эти результаты могут быть использованы при чтении в вузах спецкурсов по религиоведению, в лекционно-пропагандистской работе, при подготовке материалов в средствах массовой информации и т. д.
Апробация работы. Теоретическая концепция, методология и результаты исследования были изложены автором в научном сообщении на заседании проблемной группы «Новые тенденции в идеологии и деятельности религиозных организаций в СССР» Института научного атеизш АОН при Щ КПСС (июнь 1985 г.), на зональном семинаре работников Щ и обкомов КПСС, журналистов Средней Азии, Казахстана, Азербайджана, Северного Кавказа и Поволжья по вопросам совершенствования атеистического воспитания (февраль-март 1987 г,) в г. Ташкенте,.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка литературы и приложения.
— 109 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Предпринятая диссертантом попытка анализа мусульманских проповедей не претендует на полную завершенность изучения данной проблемы по многим причинам. Во-первых, содержание тематической направленности в различных районах региона традиционного распространения ислама имеет свои особенности, которые зависят от существующих традиций, от уровня подготовленности служителей культа, а также от степени требовательности прихожан. Во-вторых, те проповеди, которыми оперировал автор во всех трех разделах, были прослушаны только в зарегистрированных мечетях на территории Узбекской ССР. В-третьих, в диссертации затронута не вся, а лишь часть той основной, по мнению диссертанта, проблематики проповеднической деятельности современных служителей культа в исламе. Однако даже такой ограниченный анализ проповедей позволяет сделать следующие выводы.
• В процессе исторического развития ислама, его взаимодействия с традициями, культурой и бытом народов, подвергшихся исламизации, мусульманская проповедь настолько прочно завоевала главенствующее положение в комплексе ислама, что стала его существенной частью, одним их наиболее значительных для верующих-мусульман элементов в познании религии.
• Будучи целостным духовно-практическим образованием в идеологии и деятельности современного ислама, мусульманская проповедь, несомненно, имеет цель повлиять на формирование отношения людей к миру, укреплению в них религиозных представлений.
и образа жизни.
• Мусульманская проповедь имеет свою историю, истоки которой уходят в глубокую древность. На протяжении веков она.
эволюционизировала, раскрывая все новые и новые грани, уточнялись чтецы проповедей, расширялась тематика (но строго в рамках традиций), изменялась продолжительность времени чтения проповеди и практика изложения проповедей на национальных языках.
• Современный ислам в СССР имеет свои особенности пропо-ганды религиозных знаний среди населения на территории традиционного его распространения. Проповеднической деятельности здесь отводится главенствующее положение. Все силы пропоганды служат как бы подготовкой прихожан для прослушивания и восприятия пятничной и праздничной проповедей, которая систематично излагается от пятницы к пятнице.
• Духовное управление мусульман Средней Азии ответственно подходит к проблеме мусульманской проповеди и проповеднической деятельности имам-хатыбов. Ведется специальный курс по подготовке чтения проповедей в медресе «Мир Арособ» и институте «Имам-аль-Бухари». Постоянно организуются семинары, конференции, материалы которых служат рекомендациями по усовершенствованию проповеднической деятельности. В отделе фетв специально готовятся тексты проповедей, журнал «Мусульмане Советского Востока» и газета «Светоч ислама» публикуют на своих страницах материалы, необходимые для самостоятельного написания проповеди.
• Служители культа ведут проповеди на простом, понятном прихожанам языке, удлиняют или укорачивают продолжительность проповеди, подбирают тематику проповедей, исходя из запросов и интереса прихожан, готовят самого прихожанина во время проповеди к восприятию того, что говорится с минбара мечети. Создается торжественная и вместе с тем благожелательная обстановка.
в мечетях, которая способствует пониманию проповедей прихожанами.
• Как показывают материалы исследования, наиболее часто.
в проповедях поднимаются догматические основы ислама, опираясь на которые служители культа стремятся доказать уникальность Аллаха, как единственного бога для всех, отвергая тем самым догматы иудейской и христианской религий о троице и бытующую пока веру в сверхъестественные свойства людей, предметов, растений и мазаров.
• Известно, что вера в божество выражается через соблюдение определенных канонических предписаний, обрядов и ритуалов, которая находит свою концентрацию в определенной религии. В данном случае вера в единство Аллаха выражается через ислам, где излагается совокупность веры. Ислам, разъясняют служители культа, это самая верная и справедливая религия, учаицая своих приверженцев Добру, етойкости и терпению, которая отвечает на все жизненные вопросы мусульман, где расписана вся каждодневная деятельность мусульман, что ведет их к нравственному совершенству.
• Одним из важных моментов в проповеднической деятельности имам-хатыбов является постоянное обращение к Корану, комментариям и интерпретациям его аятов и сур, в проповедях делается ударение на то, что Коран есть творение Аллаха и ниспослан всему человечеству, как руководство в жизни до дня Страшного суда, что позволяет его чтение по самым различным поводам:
во время соврешения религиозных и нерелигиозных обрядов, по случаю всевозможных событий в жизни верующих и неверующих.
• Анализ собранных проповедей показывает, что наряду с Кораном, огромное место в проповедях отводится хадисам или.
Сунне, которые признаны вслед за Кораном методологической основой вероучения. В них имеются установки, которые должны выполнятся мусульманином беспрекословно или по желанию самого верующего. Они выражаются через образ пророка Мухаммеда, который преподносится как идеал человечества и конкретная модель нравственного поведения, с которого должен брать пример каждый мусульманин. Надо отметить, что усиленная популяризация жизни и деятельности Мухаммеда в мечетях находит свое отражение в быту верующих, где Мавлюду отводится большое внимание.
• Одним из интересных моментов в проповедях является то, что имам-хатыбы не одинаково относятся к иджма и киясу. Часть из них считают, что иджма и кияс, это бидат, и поэтому от них надо отречься и вести активную борьбу против тех, кто придерживается их. Другие же считают, что к этому вопросу надо подходить с двух позиций. Во-первых, решения на основании иджма и кияс выносились видными улемами и учеными в духе Корана и ха-дисов. Во-вторых, они принимались в конкретно-исторической обстановке, то есть те решения, которые приносили полное удовлетворение в прошлом, сегодня не могут быть таковым. В этом случае предлагается брать из иджма и кияс то, что отвечает сегодня запросам верующих.
• Определенное место в проповедях отводится уразе и религиозным праздникам «Мйд аль-фитр», «Рамадан-хайт» (праздник разговения), нййд-аль-адхаи, «Курбан-хайт» (праздник жертвоприношения).
• Большое внимание уделяется религиозным ритуалам, обрядам, обычаям, которые окружают человека с рождения и до смерти. В этих проповедях пропагандируются чисто религиозные ритуалы, обряды и обычаи и осуждаются нерелигиозные, которые еще сохра;
нились или же появились в быту. Ведь прихожан интересует не только детали догматических основ ислама, но и элементы религиозных ритуалов, обрядов и обычаев, с которыми они ежедневно сталкиваются.
• Проповедь всегда рассчитана на слушателей, на определенного человека. Здесь кроме догматических основ культа большое место отводится религиозно-нравственным проблемам, так как служители культа в своих проповедях затрагивают все сферы жизни мусульман. Прихожане, стремясь узнать, как им поступать в различных жизненных ситуациях находят удовлетворение этих потребностей в проповедях, где им даются пояснения, как мусульманин должен себя вести согласно исламской религии, чтобы оградить себя от греховности и безнравственности.
• Анализ проповедей показывает, что сегодня нет семьи, которую не волновали бы вопросы взаимоотношений ее членов, их. права и обязанности. Здесь перед нрвдшжанами в качестве главных консультантов выступают служители культа, которые рассматривают в проповедях грани взаимоотношений в мусульманской семье, разъясняют, на каких основах. должна строиться жизнь семьи и общества, каковы обязанности родителей по отношению.
к своим детям, о периодах возрастных особенностей детей, об обязанностях детей по отношению к своим родителям, членам семьи, к братьям и сестрам, какие должны быть отношения между еоседями, между супругами, в обществе в целом.
• В проповедях определенное место занимает проблема места и роли женщины в семье и обществе. Постоянно сравнивается положение женщины в доисламском обществе, в иудейской и христианской религиях, с женщиной-мусульманкой, а также нравственные стороны мусульманок и женщин, далеких в своих поступках от ре;
лигии, которые проявляются в сегодняшней нашей действительности. Говоря о достоинстве и правах женщин, проповедники постоянно ссылаются на Коран, Хадисы и Шариат, которые оберегают женщину от суеверного к ней отношения еще существующего в обществе.
• Исследования показывают, что, касаясь вопроса обрядов, связанных с рождением, бракосочетанием и смертью, служители культа большое внимание обращают наряду е элементами его проведения, нравственной стороне, которая должна воспитать в человеке осмысление нравственной ценности самой жизни на земле и оберегать свою религиозную чистоту от существующих суеверий, которые наносят большой ущерб нравственной чистоте души каждого верующего,.
• Национальное чувство — это самое тонкое чувство, присущее человеку. У каждого оно выражается сугубо индивидуально, по-своему раскрывает его человеческие, гражданские качества. Эти животрепещущие вопросы волнуют и служителей культа, они призывают всех мусульман воздержаться от межконфессиональных и межнациональных противоречий и вражды, с осуждением выступают против тех, кто приписывает исламу национализм и призывает этих людей ближе ознакомиться с религиозной литературой или обратиться к улемам, которые дадут им удовлетворительный ответ по этим вопросам.
• Пожалуй, ни у кого уже в наши дни не вызывает сомнение то, что охрана окружающей среды по своей значимости стала одной из насущных проблем века. Обращение к этим вопросам служители культа обосновывают тем, что человечество забыло пре-дупредупреждение, о котором говорит Коран. Если люди не опомнятся в своем стремлении нарушить законы природы и общества,.
то их ожидает катастрофа и конец жизни на земле.
• В нашей стране нет семьи, которая не потеряла бы в войнах своих близких, поэтому нашему народу независимо от вероисповедания мир без войн — самое дорогое, ради чего народ готов жертвовать всем. Так как служители культа являются частью этого народа, то они не могут не обращаться к этой проблеме в своих проповедях. В этом плане они поддерживают все внешнеполитические акты советского государства, направленные на упрочение мира во всем мире.
Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что современные служители культа строят в своих проповедях целую систему идей религиозного вероучения и культа религии: привилегированное положение исламской религии над другими религиямивера в единобожиениспосланность священного Коранапредставление мусульманского пророка Мухаммада как нравственной модели для мусульман, ради которого сотворен мирнормативные требования религии.
перед своими приверженцами (кто может быть мусульманином) — воспитание и обучение детей и подростковсемейные отношения и брачный союз на основании религиозных догма также отношение к тем, кто редко приходит в мечеть и к тем, кто откровенно говорит о своем неверии в ислам. Таковы характерные черты мусульманской проповеди как средства утверждения религиозного понимания.
В связи с этим особое внимание исследователей, теоретиков и практиков нужно обратить на изучение механизма внушения религиозных идей через мусульманские проповеди, в чем современные служители религиозного культа добились определенных успехов, формируя у своих приверженцев исламский образ жизни.
Это обстоятельство еще раз подтверящает, что без знания.
содержания и тематической направленности современной мусульманской проповеди невозможно определить характер религиозности населения и обеспечить эффективность идеологической работы среди масс.
Ознакомление с проповеднической деятельностью служителей культа способствует конкретизации проп ганды. Анализ идейного содержания тех или иных сюжетов проповедей способствует утончению тематики лекций, вечеров вопросов и ответов, бесед, публикаций и т. д., чтобы их содержание, направленность, расстановка акцентов, аргументация могли способствовать налаживанию диалога и терпимых взаимоотношений.
Получив информацию из первоисточников, практики могут оперативно оценить ее. Это все обеспечит усиленное применение разного рода средств и форм по преодолению психологического барьера между государственными учреждениями различных рангов и религиозными организациями и верующими.
С П И G О К использованных источников и литературы.
I. Произведения основоположников марксизма-ленинизма.
1.1. Маркс К, К критике гегелевской философии права.
Введение
//Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд.-ТЛ.-С.414−429.
1.2. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч,-2-е изд.-Т.3.-С.1−4.
1.3. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд.-Т.З.
1.4. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд.-Т.4.-С.419−459.
1.5. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч,-2-е изд.-Т.20.-С.332−333.
1.6. Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство. //Марке К., Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд.-Т.1У.-С.306−314.
1.7. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд.-Т.21.;
1.8. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд.-Т.21.-С.269−317.
1.9. Энгельс Ф. К истории первоначального христианства. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд.-Т.22.-С.467−492.
I.Ю.Ленин В. И. Социализм и религия. //Полн.собр.соч.-Т.12,-С.142−147.
1.11.Ленин В. И. Об отношении рабочей партии к религии. //Полн.собр.со ч.-Т.17.-С.415−426.
1.12.Ленин В. И. Рель на I Всероссийском съезде рабочих 19 ноября 1918 г. //Полн.собр.соч.-Т.37.-С.185−187.
1.13.Ленин В. И. Проект Программы РКП (б). //Полн.собр.соч.-Т.38,-С.95,118.
1.14. Ленин В. И. Замечания на проекте решения ЦК о задачах РКП (б) в Туркестане. //Полн.собр.соч.-Т.41.-С, 436.
1.15.Ленин В. И. Предложения к проекту постановления пленума ЦК РКП (б) о пункте 13 Программы партии. //Полн.собр.соч.;
Т.52.—С.440.
1.16.Ленин В. И. О значении воинствующего материализма. //Полн.собр.соч.-Т.45.-С.23−33.
I.17. Ленин В. И. Письмо А.М.Горькому 13 или 14 ноября 1913 г.
//Полн.собр.соч. -Т. 48. -С.226−229.
П. Документы КПСС и Советского государства.
2.1. Программное заявление ХХУШ съезда КПСС. К гуманному, демократическому социализму. Материалы ХХУШ съезда Коммунистической партии Советского Союза.- М. Политиздат, 1990.
2.2. Устав Коммунистической партии Советского Союза. Материалы ХХУШ съезда Коммунистической партии Советского Союза. ;
М.:Политиздат, 1990.
2.3. Письмо ЦК РКП (б) «К работе среди народов Востока» 21 февраля 1920 года. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898−1986).- 9-е изд. доп. и испр.-Т.2./1917;1922/, — М. Политиздат, 1983.
2.4. Резолюция X съезда РКП (б). Об очередных задачах партии в национальной политике. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898−1986).- 9-е изд.доп. и испр.- Т-2./1917;1922/.- М.-.Политиздат, 1983.
2.5. Резолюция ХП съезда РКП (б). О постановке антирелигиозной агитации и пропаганды. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК CI898-I986). 9-е изд.доп. и испр.- Т.3./1922;1925/.- М. Политиздат, 1984.
2.6. Директивы советским и партийным органам ЦК РКП (б) по вопросу об отношении к сектам и политики в отношении религиозных групп вообще /1922 г./. Справочник партийного работника, — Вып. I, — Изд.отд. ЦК РКП, 1922.
2.7. Постановление ЦК КПСС /7 июля 1954 г./. О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК TI898-I986). 9-е изд.доп. и испр.- Т.З. /1922;1925/.- М. Политиздат, 1985.
2.8. Закон Союза Советских Социалистических республик. О свободе совести и религиозных организациях. //Правда. -1990.-9 октября.
Ш. Произведения руководящих деятелей КПСС и Советского государства.
3.1. Встреча Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева с патриархом Московским и всея Руси Пименом и членами Синода Русской православной церкви. //Правда.-1988.-ЗОап-реля.
3.2. Горбачев М. С. Выступление на Всесоюзной встрече ректоров. /II мая 1990 г./. //Правда Востока.-1990.-15 мая.
3.3. Горбачев М. С. Перестройка — революция в умах. Выступление во Всесоюзном студенческом форуме 15 ноября 1989 г. в Мое;
ковеком Дворце молодежи, //Ташкентская правда.-1989.-17 ноября.
3.4. Деятели Октября о религии и церкви (Статьи.Речи.Воспо-минани я,). -М.:Мысль. -1968. -240 с.
3.5. Калинин М. И. в Узбекистане. Ташкент: Госиздат УзССР, I96I.-I75 с.
3.6. Красиков П. А. Избранные атеистические произведения.-М.:Мысль, 1970.-269 с.
3.7. Крупская Н. К. Из атеистического наследия.- М.:Наука, 1964.-307 с.
3.8. Луначарский А. В. Почему нельзя верить в бога? Избранные атеистические произведения.- М.:Наука, 1965.-443 с.
3.9. Луначарский А. В. Об атеизме и религии. — М.:Мысль, 1972.;
1У. Специальная литература (книги, брошюры, статьи).
4.1. Агаев С. Л. Иран: рождение республики.-М.Политиздат, 1984 • **'334 с •.
4.2. Алферов М. И. Лавирование проповедников религии в СССР по отношению к коммунизму. В сборнике: ученые записки кафедр истории КПСС, Философии, политэкономии и научного коммунизма. Выпуск 37, часть П.-Курск, 1967.-189−209 с.
4.3. Амфитиатров, Яков К. Чтения о церковной словестности, или гомелитика. Часть П.-Киев, 1846.-302,-ШУ1,ХУ1 с.
4.4. Апокрифические сказания о священных войнах Магомеда, (пер. с тюркского К.В.Мьдинского).-М., 1900.-106 с.
4.5. Арабская поэзия Средних веков (пер. с араб.).-М.Художественная литература, 1975.-744 с.
4.6. Арабский Восток и Магриб. М.:Наука, 1977.-231 с.
4.7. Арипов М. Социальный идеал ислама: мифы и реальность.-Ташкент.Узбекистан, 1988.-119 с.
4.8. Ахадов А. Ислам в погоне за веком.- М. Политиздат, 1988.-80 с.
4.9. Ахмедов А. Социальная доктрина ислама.- М. Политиздат, 1982.—270 с.
4.10.Ачильдиев И. Как живешь, махалля?- Наука и религия, 1980.-№ 2. -34−39 с. «у^».
4Л1.Аш-Шахристани. Книга о религиях и сектах.- М.:Наука, 1984.-269 с.
4.12. Аширов Н. Эволюция ислама в СССР.- М. Политиздат, 1974.-152 с.
4.13. Аширов Н. Мусульманская проповедь.- М. Политиздат, 1978.;
4.14. Назарбаев Ж. Б. Секуляризация сельского населения Каракалпакии. — Нукус: Карапалпакистан, 1974.-181 с.
4.15. Базарбаев Ж. Б. Типология современных верующих-мусульман.-Философские науки, 1973.-№ 3.95−101 с.
4.16. Байрамсахатов Н. Духовная культура и атеизм.- Ашхабад: Туркменистан, I98I.-223 с.
4.17. Балтанов Р. Г. Социологические проблемы в системе научно-атеистического воспитания.- Казань: Изд. КРУ, 1973. -251 с.
4.18. Бартольд В. В. Ислам. Петроград: Огни, I9I8.-98 с.
4.19. Бартольд В. В. Туркестан при исламе.-Соч.-Т.П.-ч.Х,-М., 1963.-238 е.
4.20. Бартольд В. В. Хаким-ата.-Соч.-Т.П.-ч.П.-М., I964.-532 с.
4.21. Бартольд В. В. Работы по истории ислама и арабского Хали-фата.-Соч.-Т.б.- М., 1966.
4.22. Баранов Х. К. Арабско-русский словарь.- М., 1958.-Т.1−2.
4.23. Басилов Н. Избранники духов.- М. Политиздат, 1984. -207 с.
4.24. Баширов Л. А. Пути преодоления религиозных и патриархаль-но-родовых пережитков.-Грозный: Чеч.-Инг.кн.изд., 1973.-59 с.
4.25. Баширов Л. А. Советский образ жизни и преодоление религиозных пережитков.- В кн.: Вопросы научного атеизма. Вып.26. М.:Мысль, 1980.-149−164 с,.
4.26. Беляев Е. А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье.- М.:Наука, 19о6.-280 с.
4.27. |®-ляев Е. А. Мусульманские еектанство.- М. Наука, 1957.;
4.28. Беседа В. Живое слово. Сб. тем и планов, полученных на все воскресные и праздничные дни 1915 г. — Киев, 1915.-112 с. Прилож. к ж." Духовная беседа" .
4.29. Бичурин Н. Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древнейшие времена.- М.: Л.: Акад. Наук СССР, — T. I, I950.-38I е., Т.2.-335 е., Т. З, 1953.-326 с.
4.30. Большаков О. Г. История Халифата I.I. Ислам в Аравии 570−693. — М.:Наука- 1989.-512 с.
4.31. Букин В. Р. Психология верующих и атеистическое воспитание." М.:Мысль, 1969.-230 с.
4.32. Булгаков С. В. Образцы святоотеческой и русской проповеди /с присоединением кратких библиографических сведений о проповедниках, характеристик и примерных разборов их про поведей, планов и тем для проповедей, подробного указателя к проповедям и проч./. Опыт гомилетической хрестома тии. /Сост.Булгаков С.В./.- Харьков, Полуехтов, 1887.-990,120, ХП с.
4.33. Вагабов М. В. Ислам и женщина.- М.:Мысль, 1968.-230 с.
4.34. Вагабов М. В. Ислам и семья.- М.:Наука, 1980.-174 с.
4.35. Вагабов М. В. Вагабов Н.М. Ислам и вопросы атеистического воспитания. Уч. пособие для вузов.- М.:Высшая школа, 1988 272 с.
4.36. Васильев A.M. Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство Саудов в Аравии (I744/I8I8).- М.:Наука, 1967.-263 с.
4.37. Вопросы научного атеизма. Вып.1−29. М." Мысль, 1966;1982.
4.38. Вопросы теории и практики атеистического воспитания.-Ташкент: Узбекистан, 1979.-310 с.
4.39. Воробьев Н. А. Методологические проблемы анализа, объекта социологического исследования.- Барнаул: Алтайское кн. изд., 1974.-296 с.
4.40. Гадаев В. Ю. За частоколом мусульманской проповеди. -Грозный, Ч.-И.Книжиздат, 1986.
4.41. Гаффаров М. А. Персидско-русский словарь.- М., 1976.-Т.X —2.
4.42. Глаголев Ю. К. Религиозный модернизм и культура. — М.: Знание, 1988.-64 с.
4.43. Гольдцилер. Лекции об Исламе. Изд.:Брокгауз-ефронъ, 1912 302 с.
4.44. Горденко А. С. Чему учат с амваана.- Лениздат, 1978.
4.45. Гордлевский В. А. Избр.соч., в 4-х томах. — Т.Ш.- М.: Изд. Восточная литература, 1962.-370−386 с.
4.46. Гордлевский В. А. Сказания и легенды.- Избр.соч.-Т'Л. М., 1060.-321−488 с.
4.47. Гордлевский В. А. Ходжа Ахмед Ясеви.- Избр.соч.-Т.Ш. М., 1962.-361−370 с.
4.48. Нрязневич П. А., Басилов В. Н. Мусульманская мифология.-в кн.: Мифы народов мира. Энциклопедия.-Т.П.-К-Я.-М.: Советская энциклопедия, 1982.-183−186 с.
4.49. Гулямов Я. Г. История орошения Хорезма с древнейших времен до наших дней.- Ташкент: Изд. АНУзССР, 1967.;
4.50. Гулямов Я. Г. К изучению эпохи Навои.-В кн.:Великий узбекский поэт.- Ташкент: Изд. АН УзССР, 1948. 5−24 с.
4.51. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка.-Т.З.- М.- 1882.
4.52. Демидов С. М. К вопросу о религиозном синкретизме у туркмен лГХ-начала II вв. (УП международный конгресс антропологических и этнографических наук).- М.:Наука, 1964.-9 с.
4.53. Демидов С. М. Туркменские овляды, — Ашхабад: Илым, 1976.-196 с.
4.54. Джаббаров И. М. Общественный прогресс, быт и религия.-Ташкент.-Узбекистан, 1975. 21У с.
4.55. Джаббаров И. М. Боги, святые и люди.(на узб.яз.).- Ташкент: Еш гвардия, 1986. 144 с.
4.56. Джамилов А. Из истории положения женщин Средней Азии до и после распространения ислама. — Душанбе: Ирфон, 1974.-43 с.
4.57. Джалилов Т. Рубай Пахлавана Махмуда (на узб.яз.).- Ташкент '.Узбекистан, 1980. — 88 с.
4.58. Джалалов М. В тени ислама.- Ташкент: Еш гвардия, 1987.;
4.59. Диваев А. А. Легенда о Кызил — Куртовском ковчеге.- В кн.: Сборник материалов по статистике Сыр-Дарьинской области.-Ташкент: Туркестанские ведомости, 1975. № 34.
4.60. Донин А. У истоков Христианства (от зарождения до Юстиниана). Пер. с итал.- М. Политиздат, 1989. 365 с.
4.61. Дорженов С. Б. Ислам, верующие и жизнь, (на каз.яз.).-Алма-Ата:Казахстан, 1985. 147 с.
4.62. Дулуман Е., Лобовик Б., Танчер В. Современный верующий.-м.Политиздат, 1970. 176 с.
4.63. Дьяконов М. М. Образ Сиявуша в среднеазиатской мифологии.-КСИИМК, X. — M.-JL, 1961. — 34 с.
4.64. Жавлиев Т. Природа, человек и религия.(на узб.яз.).-Т.Фан, 1986. 173 с.
4.65. Жуковский В. А. К истории старца Абу-Сабира Манихейского.
В кн.: Записки Восточного отделения русского археологического общества.- СПб.: т. ХШ, 1901.
4.66. Ж^эавский А. В. Христианство и ислам.- М.:Наука, 1990.;
4.67. Иваненко С. И. Наука и православие.- М.:Московский рабочий, 1984. 93 с.
4.68. Игнатенко А. А. Халифы без халифата.- М.:Наука, 1988. 206 с.
4.69. Изимбетов Т. Ислам и современность.- Нукус: Каракалпаки-стан, 1963. — 163 с.
4.70. Индивидуальная работа с верующими. Изд.второе.- М.:Мысль,.
4.71. Информационный бюллетень ИНААОН при ЦК КПСС в г. Ташкенте.;
4.72. Ислам в истории народов Востока. Сб.статей.- М.: Наука, 1981. — 197 с.
4.73. Ислам. Справочник, (на узб.яз.).- Ташкент: Главная редакция Узбекской Советской Энциклопедии, 1986. 208 с.
4.74. Ислам. Краткий справочник. М.:Наука, 1983. 157 с.
4.75. Ислам и атеизм в вопросах и ответах. — Ташкент Узбекистан, 1986. 173 с.
4.76. Ислам в СССР.- М.:Мысль, 1983. — 173 с.
4.77. Ислам: происхождение, история и современность.- М.:3нание,.
4.78. Ислам. Словарь атеиста.- М. Политиздат, 1988. 254 с.
4.79. Ислам и социализм (исследования зарубежных идеологов).-М.- 1988. 161 с.
4.80. Ислам и проблема национализма. — М.:Наука, 234 с.
4.81. Ислам в современной политике стран Востока.- М.:Наука. 1986. 276 с.
4.82. История Бухары с древнейших времен до наших дней.- Ташкент: Фан, 1976. 383 с.
4.83. Калинин В. Н. Советское законодательство о свободе совести и религиозных организациях.- М.:Знание, 1989. 63 с.
4.84. Каульбарс А. В. Низовья Аму-Дарьи, описанные по собственным исследованиям в 1873 г.- Известия Российского географического общества.- Т.IX. — СПб., 1881.
4.85. Каутский К. Происхождение христианства.- М. Политиздат, 1990. 440 с.
4.86. Керимов Г. М. Аль-Газали и суфизм.- Баку: Элым, 1969.;
4.87. Керимов Г. М. Шариат и его социальная сущность.- М.: Наука, 1978. 223 с.
4.88. Кичанова И. М. Светит путеводная звезда.- М.:Молодая гвардия, 1987. 209 с.
4.89. Клибанов А. И. О методике изучения религиозного сознания.
В кн.: Вопросы научного атеизма. Вып.II.- М.:Мысль, 1971.-82−112 с.
4.90. Климович Л. И. Ислам. — 2-е изд.доп., — М.:Наука, 1965.-334 с.
4.91. Климович Л. И. Предисловие. -В кн.: Гольдциэр И. Культ святых в исламе (Мухаммеданские эскизы).- М.:0ГИЗ, 1938.-3−8 с.
4.92. Кобецкий В. Д. Социологическое изучение религиозности и атеизма.- Л.:Изд.ЛГУ, 1978. 118 с.
4.93. К обществу, свободному от религии (процесс секуляризации в условиях социалистического общества).- М.:Мысль, 1970.-278 е.
4.94. Коран. Перевод и комментарии И. Ю. Крачковского.- 2-е изд.;
МЧ. Т Т * Т/*/-7** ГЧО rs * II.
.:Наука, 1986. 727 с.
4.95. Ковальский Н. А. Империализм. Религия. Церковь.-М.Политиздат, 1986. 970 с.
4.96. К^янев Ю. В. Христианский экуменизм. — М. Политиздат, 1980.;
4.97. Kg^ncKaff Н. К. Из атеистического наследия.- М.:Наука, 1964.;
4.98. Крывелев И. А. История религий.- T.I.- М.:Мысль, 1988.-445 с.
4.99. Крывелев И. А. Библия: историко-критический анализ.- М.: Политиздат, 1985. 252 с.
4.100.Крымский А. Е. История новой арабской литературы. (XIX-начало XX в ека).- ш.:Наука, 1971.-766 с.
4.101.Крывелев И. А. Религиозное утешение и его социальная роль.-М.:Знание, 1975.-64 с.
4.102.Крымский А. Е. История арабов и арабской литературы, светской и духовной (Коран, Фикха, сунны и пр.).- 4.2. М.:
4.103.Крымский А. Е. История мусульманства.- 86 е.- Самостоятельные очерки, обработки и дополненные переводы из Дози и.
Гольдцигера.- М., 1903. 124 с.
4Л04.Куделин А. Б. Классическая арабо-испанская поэзия.- М.: Наука, 1973. 186 с.
4.105.Курбанов X. Учение ислама о смысле и цели жизни и его реакционная сущность.- Душанбе: Донеш, 1977. 121 с.
4Л06.Курбанов С. Современный иелам и молодежь. В кн.:Молодежь и атеизм.- М.:Мысль, 1971. 90−107 с.
4.107.Куроедов В. А. Религия и церковь в советском государстве. М. Политиздат, 1981. 263 с.
4.108.Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность.- М.: Политиздат, 1975. 304 с.
4.109.Лобачева Н. П. Формирование новой обрядности у узбеков.-М.:Наука, 1975. 140 с.
4Л10.Мавлютов P.P. Ислам.- изд.2-е.- М. Политиздат, 1974.-163 с.
4.1П.Маджидов P.M. Преодоление религиозности в условиях перехода к социализму минуя капитализм (на материалах Таджикистана).- Душанбе: Дониш, 1973, — 104 с.
4Л12.Манатов И. А. Ислам, верующих, современность.- Махачкала: Даг.кн.изд., 1974. 104 с.
4.113.Макатов И. А., Гамзаев Ш. Г., Муслимов С. Ш. Религиозные пережитки и атеистическое воспитание молодежи.- Махачкала: Дагучпедгиз, 1977. 147 с.
4.П4.Маллецкий Н. Ишаны и суфизы.- В сб.: Материалы по муеуль манству. Вып.Ш.- Ташкент, 1898. 16 с.
4.П5.Ман^йлова Д. Е. Социальные функции религии.- М.:Знание,.
4.116.Массе А. Ислам. Очерк истории.- 3-е изд.- М.:Наука, 1982 XQX с".
4.117.Махмуд ибн Вали. Море тайн относительно доблестей благодарных (география).
Введение
перевод, примечения, указатель В. Н. Ахмедова.- Ташкент: Фан, 1977.
4.118.Мец А. Мусульманский ренессанс.- М., 1966.
4.П9.Михрасилов С. М. Социально-культурные изменения в отражении их современной семье сельского населения Узбекистана Советская этнография, 1979. № I.- 3−5 с.
4.120.Муминов И. М. Избранные произведения. В 4-х тт.- Ташкент: Узбекистан, 1976. 382 с.
4.121. Мурадов 0. Шаманский обрядовый фольклор у таджиков средней части долины Зеравшана.- В кн.: Домусульманс-кие^верования и обряды в Средней Азии.- м.:Наука, 1975.;
4.122. Мустафинов М. М. Современные течения зикризма и их.
Ритуальные обряды.- В сб.: Социология, атеизм, религия.-.И.-ВыпЛ.- Грозный: Чеч.-Инг.изд., 1976. 117−126 с.
4.123. Мусульманский мир (950−1150).- М.-.Наука, 1981. 311 с.
4.124. Мюллер А. История ислама.- Т.1−4. СПб.- 1895.
4.125. Наливкин В. П. Туземцы раньше и теперь.- Ташкент., 1913.
4.126. Наршахи Мухаммед. История Бухары.- Ташкент: Фан, 1966.-123 с.
4.127. Никитин Н. А. Критика современной христианской проповеди.-Лениздат, 1967.
4.128. Новиков М. П. Тупики православного модернизма (критический анализ богословия XX века).- М. Политиздат, 1979. 167с.
4.129. Обряды и обрядовый фольклор.- М.:Наука, 1982. 277 с.
4.130. Окулов Л. Ф. Социальный прогресс и религия.- М.:Мысль, I9B2 • IB9 с •.
4.131. Онтценко А. С. Социальный прогресс, религия, атеизм.-Киев:Наукова думка, 1977. 344 с.
4.132. Остроумов М. П. Исламоведение.
Введение
в курс исламове-дения.- Ташкент: Изд. Сырдарьинского статистического комитета, 1914.
4.133. Очерки истории общественно-философской мысли в Узбекистане.- Ташкент: Фан, 1977. 383 с.
4.134. Павенков Ф. Энциклопедический словарь.- Изд.:Труд, г. Петербург, 1913.
4.135. Петрушевский И. П. Ислам в Иране в УП-ХУ веках.- Л.: Изд. ЛГУ, 1966. 400 с.
4.136. Пигулевская Н. В. Ближний Восток, Византия. Славяне.-Л.:Наука, 1976. 240 с.
4.137. Письменные помятники Востока (историко-философские исследования). М.:Наука, 1974. 519 с.
4.138. Пиотровский М. Б. Пророческое движение в Аравии УП в.-Ислам.Религия, общество, государство. М., 1984.
4.139. Религиозные верования народов СССР.- T.I.- М.-Л.: Московский рабочий, «1931. 384 с.
4.140. Плахов В. Д. Традиции и общество.- М.:Мысль, 1982. 217 с.
4.141. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. В 5-ти тт.- Т.З.- М., 1957. 784 с.
4.142. Религиозные верования народов СССР.- T.I.- М.-Л.: Московский рабочий, 1931. 384 с.
4.143. Религия и общественная мысль стран Востока.- М.:Наука, 1974. 335 с.
4.144. Саидбаев Т. С. Ислам и общество. Опыт историко-социологи-ческого исследования.- М.:Наука, 1978. 253 с.
4.145. Саидбаев Т. С. Диалоги об исламе.- Ташкент: Фан, 1982.-73 с.
4.146. Саксанов Т. Роль исторических памятников в атеистической пропаганде.- Ташкент: Узбекистан, 1982. 32 с.
4.147. Сарсенбаев Н. С. Обычаи, традиции и общественная жизнь.-Алма-Ата:Казахстан, 1974. 227 с.
4.148. Сборник материалов Всесоюзной школы молодых ученых и специалистов.- М.:Молодая гвардия, 1983.
4.149. Серебрякова М. Н. Семьи и семейная обрядность в терецкой деревне.- М.:Наука, 1979. 124 с.
4.150. Смирнов Н. А. Ислам и современный Восток.- Акционерное издательское общество «Безбожник» .- М., 1928. 87 с.
4.151. Соловьев В. Магомет, его жизнь и религиозное учение.-С.-Петербург, 1902. 80 с.
4.152. Снесарев Г. П. О некоторых причинах сохранения религиознобытовых пережитков у узбеков Хорезма.- Советская этнография, 1У57. № 2, — 60−72 с.
4.153. Снесарев Г. П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма.- М.:Наука, 1969. 336 с.
4.154. Строки из Хадисов (на узб.яз.).- Ташкент: Фан, 1990.;
4.155. ", О. А. Ислам в Узбекистане.- Ташкент: Изд. АН Уз.
4.156. Сухарева О. А. О некоторых элементах суфизма, генетически связанных с шаманством.- В сб.:Материалы второго совещания археологов и этнографов Средней Азии, 1955 г. В Ста-линабаде.- М.-Л.- 1959. 128−133 с.
4.157. Сухов А. Д. Религия в истории общества.- М.:Наука, 1979.;
4.158.Толетов С. П. Древний Хорезм, опыт историко-археологи-ческого исследования, — М.:МГУ, 1948.-325 с.
4.159.Толетов С. П. Очерки первоначального ислама, — Советская этнография, — М., 1930, — № 2,.
4.160.Толстов С. П. По древним дельтам Окса и Яксарата.- М., 1962, — 324 с.
4.161.Толетов С. П. По следам древнехорезийской цивилизации.-М.-Л.:АН СССР, 1948. 327с.
4.162.Толетов С. П. Религия народов Средней Азии.- В кн.: Религиозные верования народов СССР.- T.I.- М.-Л., 1931.-241−266 с.
4.163.Токарев С. А. Религия в истории народов мира.- изд.2-е.-М.Политиздат, 1976. 575 с.
4.164. Трофимов Я. Ф. Современная христианская проповедь.-Алма-Ата, 1986.
4.165.Трофимчук Н. А. Клерикальная радиопропаганда — орудие «психологической войны» .- М.'.Знание, 1988. 63 с.
4.166. Угринович Д. М.
Введение
в теоретическое религиоведение.-М.:Мысль, 1973.-239 с.
4.167.Угринович Д. М. Религия как предмет социологического исследования, — В кн.: Вопросы научного атеизма, — Вып.5.-М.:Мысль, 1968.-285−300 с.
4.168.Умаров С. Ц. Эволюция основных течений ислама в Чечено-Ингушетии.- Чеч.-Инг.кн.изд. 1985. 32 с.
4.169.Умаров М. Является ли Коран священной книгой? (на узб. яз.-.- Ташкент Узбекистан, 1984.-101 с.
4.170.Усенова М. М. Семья и религия, — Алма-Ата:Мектел, 1986.-254 с.
4.171. Усманов М. А. Догмы и обряды ислама (на узб.яз.).-Ташкент Узбекистан, 1975.-143 с.
4.172.Филимонов Э. Г. Христианское сектанство и проблемы атеистической работы.- Киев Политиздат Украины, 1981.-183 с.
4.173.Филимонов Э. Г. Социальная политика КПСС и атеистическое воспитание.- М.:Знание, 1988.-63 с.
4.174.Филыптинский И. М. История арабской литературы, — М.:Наука, 1985.-521 с.
4.175.фон Грюнбаум Г. Э. Классический ислам. Очерк истории. (600−1258).- М.-.Наука, 1986.-215 с.
4.176.Фон Грюнбаум Г. Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры.- М. Наука, 1981, — 219 с.
4.177. Цветков В. А., Резников М. А. Посты: Правда и вымыслы.-М.:Политиздат, 1990.-122 с.
4.178. Шарипова P.M. Панисламизм сегодня.- 1986, — 100 с.
4.179. Шибутани Т. Социальная психология.- М.:Прогресс, 1969.-535с.
4.180. Шидфар Б. Я. Образная система арабской классической литературы (У1-ХП сс.).- М.:Наука, 1974.-252 с.
4.181. Энциклопедический словарь (на узб.яз.).- Ташкент, 1979.-T.I2.
4.182. Этнографические очерки узбекского сельского населения.-М.:Наука, 1969.-295 с.
4.183. Яблоков И. Н. Социология религии.- М.:Мысль, 1979.;
4.184. Ягелоо И. Персидско-русский словарь.- М.-1906. Т.1−2.
АРХИВЫ.
5.1. Текущий архив Совета по делам религии при Совете Министров СССР за 1980;1986 гг.
5.2. Текущий архив Уполномоченного Совета по делам религии при Совете Министров СССР по Узбекской ССР за 1970;1989 гг.
Литература
на иностранных языках.
Ахмад Али аль-Халиджий.
(Минбарные проповеди и сунитские увещания).-Египет, 1900.-145 с.
Сборник пятничных и праздничных проповедей.- Самарканд, 1915.
Мулла Абду аль-Хаким. Сборник пятничных и праздничных проповедей.- Ташкент, 1913.
Шейх Абдаллах Хият. Сборник проповедей.- Отдел печати и информации: Мекка, I960.-177 с.
Хатыб мечети «аль-Мурабба» г. Рияда Абдаллах ибн Хусейн аль-Кууд. «Пятничные беседы.» Догматы, законы, литература, поучения, — Бейрут, 1981.-134 с.
Шейх Абдуррахим ибн Мухаммад ибн Исмаиль. Диван проповедей ибн Набата.- Бейрут, 1982. 128 с.
" Провизия хатыба" .-Мекка, 1964.-237 с.
Мухаммад Абдульазиз аль Хули. Реформирования религиозных увещаний.- Египет, 1969.-2о8 с.
Доктор Али Абду Халим Махмуд. Мечеть и ее место в мусульманском обществе.- Египет, 1976.
Ат-термизи.
Достоинство пророка. Сборник хадисов.- Ташкент, 1980.
Аль-Бухари. Сборник хадисов.- Ташкент.
Умар Фа^^х, История арабской мысли до Ибн Халдута. ¦
Автор МАУЛАНА Мухаммад Али. Ислам. (Исламская религия). Современные толкования источников, принципов и практики ислама.- Египет, 1965, — 784 с.
Исламская энциклопедия. Исламский мир, история, география. этнография и библиографический словарь.- Стамбул, I960.— Т.1—5.
Зиявуддин Хан ибн Ишан Бабахан. Ислам и мусульмане в стране Советов.- Ташкент, 1980.-287 с.
Коран.- Ташкент,-1977.-558 с.
6.17. Мусульмане Советского Востока.-журнал, орган САЛУМ с 1983 по 1989 гг.- Ташкент.
6.18. Ислам Нури (светочь ислама).- газета, орган САДУМ с 1990 г.- №№ I-I2.