Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Диалог в практике вузовского обучения специальным дисциплинам будущих дирижеров хора

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ трудоустройства и профессиональной деятельности выпускников музыкальных учебных заведений, а также данных, представленных в исследованиях A.C. Базикова, Т. И. Баклановой, В. И. Горлинского, Е. Р. Сизовой, E.H. Федорович и др. показал, что, несмотря на высокую исполнительскую оснащенность, достаточный объем общих и специальных знаний, будущие специалисты часто не могут реализовать себя… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методологические основы реализации диалога в теории и практике профессиональной подготовки музыканта-исполнителя в вузе
    • 1. 1. Диалог в контексте теоретических проблем современной педагогики высшего профессионального образования
    • 1. 2. Специфика реализации диалога в практике вузовского обучения музыканта-исполнителя
  • Глава 2. Пути реализации диалога в практике вузовского обучения специальным дисциплинам будущих дирижеров хора
    • 2. 1. Специальные дисциплина как содержательная основа реализации диалога в практике вузовского обучения будущих дирижеров хора
    • 2. 2. Модель процесса реализации диалога в практике вузовского обучения специальным дисциплинам будущих дирижеров хора
  • Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование процесса реализации диалога в практике вузовского обучения специальным дисциплинам будущих дирижеров хора
    • 3. 1. Содержание поискового этапа опытно-экспериментального исследования
    • 3. 2. Содержание формирующего этапа опытно-экспериментального исследования

Диалог в практике вузовского обучения специальным дисциплинам будущих дирижеров хора (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный этап развития профессионального музыкального образования характеризуется активностью обращения к проблемам совершенствования подготовки специалистов. Однако, являясь значимым фактором гуманизации общества, отражая все трансформации его музыкальной культуры, профессиональное музыкальное образование, вместе с тем, остается достаточно консервативным и, преимущественно, сохраняет традиционные формы обучения музыкантов-исполнителей.

Задачи обеспечения высокого уровня музыкально-исполнительского мастерства обусловливают большой удельный вес технологически ориентированных форм учебной деятельности, предусматривающих, прежде всего, развитие у студентов специальных музыкальных способностей, моторно-двигательных и слуховых умений и навыков. Преимущественное внимание к операционально-технологической стороне обучения зачастую приводит к нивелированию личностно-творческих, ценностно-мотивационных аспектов профессионального музыкального образования, что негативно сказывается на качестве подготовки специалистов.

Сегодня технологически ориентированное профессиональное музыкальное образование осознается как проявление духовного кризиса в области музыкальной культуры и педагогики музыкального образования (Ю.Н. Parc, Е. Р. Сизова, Ю. Н. Холопов и др.). Разрыв между профессиональным музыкальным образованием и музыкальной культурой, отчуждение обучающихся от процесса музыкального образования делает актуальной проблему поиска новых мировоззренческих представлений, определяющих цели и задачи профессионального музыкального образования, его содержание, принципы и методы.

Реализация новой образовательной парадигмы в сфере профессионального музыкального образования связана, прежде всего, с t осознанием идеи диалога как основы понимания сущности музыкальной культуры и взаимоотношений в музыкально-образовательном процессе.

Поэтому сегодня на первый план выходит проблема построения обучения таким образом, чтобы освоение самого учебного предмета способствовало соучастию осваивающей его личности в воспроизводстве его содержания в процессе профессионального музыкального образования.

Анализ трудоустройства и профессиональной деятельности выпускников музыкальных учебных заведений, а также данных, представленных в исследованиях A.C. Базикова, Т. И. Баклановой, В. И. Горлинского, Е. Р. Сизовой, E.H. Федорович и др. показал, что, несмотря на высокую исполнительскую оснащенность, достаточный объем общих и специальных знаний, будущие специалисты часто не могут реализовать себя в профессии музыканта-исполнителя. Так, у 45% выпускников присутствует низкий уровень мотивации музыкальной деятельности, 67% не могут творчески применять полученные знания в самостоятельной профессиональной деятельности, у 75% не сформировано ценностное отношение к профессии музыканта-исполнителя. Также, проведенные нами опросы преподавателей (всего было опрошено 75 преподавателей музыкальных учебных заведений Волгограда, Краснодара, Челябинска, Екатеринбурга) показали, что все преподаватели признают приоритет личностного, субъектного начала в обучении музыканта над операционально-технологическим. В то же время преподаватели имеют ограниченное представление о диалоге как основе выявления личностных смыслов участников музыкально-образовательного процесса, понимая сам диалог, главным образом, как «разговорный диалог» (В.И. Кудашев) со студентами.

Вышесказанное актуализирует востребованность диалога в современной системе высшего, музыкального образования. Однако, недостаточная разработанность проблематики диалога применительно к процессу профессиональной подготовки музыканта-исполнителя, приводят к редукции образовательных функций диалога. Это свидетельствует об особой актуальности теоретического обоснования и экспериментальной апробации педагогических основ реализации диалога в практике вузовского обучения музыканта-исполнителя.

Особое значение’диалог приобретает в контексте подготовки будущих дирижеров хора, чья профессиональная деятельность диалогична по своей природе. В процессе разучивания и исполнения музыкального произведения хормейстер взаимодействует как с хоровым коллективом в целом, так и с каждым его участником отдельно, информируяо целях и способах интерпретации музыки. Кроме того, посредством управляемого им коллектива* дирижер хора общается со слушателями, стремясь" передать не только замысел автора произведения, но и смысл собственной художественной интерпретации. Таким образом, речь идет о переходе от «языка» дирижерского жеста как средства невербальной коммуникации к освоению музыкальной «речи» в индивидуально-коллективном интонировании, исполнительском общении-диалоге.

В педагогической науке к настоящему времени сложились теоретические предпосылки для исследования проблематики диалога применительно к процессу профессионального образования будущих дирижеров хора. Первую группу составляют исследования, связанные с общими проблемами диалогического общения. К ним относятся работы М. М. Бахтина, Г. С. Батищева, М. Бубера, B.C. Библера, В'.П. Зинченко, В. И. Кудашева, которые создают основу для выявления* сущностных характеристик диалогической природы образования. Вторая группа исследований посвящена изучению вхождения субъекта в общение, обоснованию уровневой природы диалогического общения. Данная проблематика рассматривается в работах М. М. Бахтина, C.B. Беловой, Ю. В. Громыко, В. В. Зеньковского, Г. М. Кучинского, Ю. В. Поваренкова, Ю. В. Сенько, А. Р. Фонарева, выводы которых позволяют теоретически обосновать уровневую природу вхождения в диалог в процессе профессионального музыкального образования,' которая соотносится с уровнями творческого осуществления профессиональной музыкальной деятельности. Третью группу исследований составили работы, вкоторых раскрывается диалогическая5 природа музыкального искусства.

Выводы музыковедов о диалектической* взаимосвязи качественного и количественного: аспектов музыкальной информации как условии перерастания- «общительности» музыкального искусства в полноценный художественный диалог (Л.П.Казанцева, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, Е. А. Ручьевская, В.II. Холопова, Ю.Н. Тюлин). позволили обосновать роль, ситуаций художественного диалога как педагогического> средствареализации диалога в процессе, музыкального образования. Четвертую группуисследований составили работы, связанные с проблемами профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей. В работах A.C. Базикова, В .И. Горлинского, Е.Г. Гуреик’о, Е. Р. Сизовой, Г. М. Цышша, A.Ii. Якупова выявлены исторически обусловленные противоречия современной системы профессионального: музыкального образования, определены перспективы ее: развития^ что создает возможности для поиска новых подходов, определяющих цели и задачи профессиональной подготовки будущих дирижеров хора, ее содержание, принципы и методы.

Исследования в области теории и практики, обучения. дирижеров-хормейстеров проводились, многими специалистами. Однако, основное внимание в них уделяется узкоспециальным проблемам вокально-хоровой и собственно дирижерской подготовки (В.Н. Бенедиктова, ИЛО. Горская, А. Ф. Кречковский, К. П. Матвеева, Т. А. Первушина, Т. А. Эстрииа и др.), а также различным, вопросам теории и методики овладения: мануальной, техникой (JI:M. Андреева, A.A. Егоров, С. А. Казачков, К. А. Ольхов, К. К. Пигров, П. Г. Чесноков и др.). Несмотря на всю ценность полученных к настоящему времени результатов, проблема реализации диалога в практике вузовского обучения будущих дирижеровхора до настоящего времени не была предметом специального научного осмысления.

Одновременно с теоретическими, формировались и практические предпосылки. К ним относятся: Концепция модернизации российского образования, Государственные стандарты, высшего профессионального образования, Концепция развития образования В: сфере культуры-* и искусства в Российской Федерации на 2008 — 2015 годы. На основе этих документов в вузах искусств предпринимаются попытки освоения гуманитарных технологий в практике подготовки музыкантов-исполнителей, отход от традиционных педагогических средств, представленных в «знаниевой» парадигме.

Вышеизложенное позволило выявить противоречия между: -потребностью современных учреждений культуры и искусства в специалистах, способных к личностному, творческому осуществлению профессиональной музыкальной деятельности и преимущественной ориентацией существующей системы профессионального музыкального образования на операционально-технологические аспекты этой деятельности;

— востребованностью диалога как основы освоения новых форм взаимоотношений в современном музыкально-образовательном процессе и отсутствием теоретического обоснования реализации диалога в педагогике профессионального музыкального образования;

— актуальностью для музыкально-педагогической практики реализации диалога в процессе вузовского обучения будущих дирижеров хора и недостаточной разработанностью научных основ его реализации применительно к профессиональной подготовке музыкантов-исполнителей;

— потенциальными возможностями специальных дисциплин как содержательной основы реализации диалога в практике вузовского обучения будущих дирижеров хора и отсутствием методического обеспечения данного процесса.

Исходя из обозначенных противоречий, проблема исследования заключается в необходимости научного обоснования реализации диалога в практике вузовского обучения будущих дирижеров хора специальным дисциплинам.

Обозначенная проблема, важность ее научного обоснования и практического решения определили выбор темы исследования — «Диалог в практике вузовского обучения специальным дисциплинам будущих дирижеров хора».

7 .

Объект исследования. — профессиональная подготовка. будущих дирижеров хора в вузе:

Предмет исследования: — диалог в практике вузовского обучения специальным. дисциплинам будущих дирижеров хора.

Цель.исследования: — теоретическое обоснование и экспериментальная апробация условий? реализации диалога в практике вузовского обучения: специальным-дисциплинам: будущих дирижеров хора:

Гипотеза исследования — реализация диалога, в практике вузовского обучения! специальным дисциплинам будущих дирижеров: хора будет более: эффективной, если:

— сущностными характеристикамидиалога применительно к, процессу профессиональной подготовки будущих дирижеров хора в вузе будут выступать: диалогический «обмен». личностно-присвоеннымихудожественными ценностями в ходе освоения, профессии? музыканта-исполнителя, субъект-субъектное взаимодействие будущего дирижера. хора с автором музыкального произведенияпонимаемое как художественный-диалог, возникающий наоснове перехода от «языка» дирижерского жеста как средства невербальнойкоммуникации к освоению музыкальной1 «речи» в индивидуально-коллективном интонировании, исполнительском, общении-диалоге-. , .

— специфика реализации диалогав практике вузовского, обучения специальным дисциплинам будущих дирижеров хора, будет связана с возможностью приобретения опыта исполнительской интерпретации' как диалогического общения личности автора, исполнителя и слушателя в музыкально-творческом процессе;

— реализация диалога в практике вузовского обучения специальным дисциплинам будущих дирижеров хора будет происходить на основе функционирования теоретической модели, логика построения которой определяется диалектическим единством, двух аспектов: музыкально-художественного и музыкально-исполнительского, а содержание этапов моделируемого, процесса будет определяться на основе: уровневых. проявлений творческого осуществления профессиональной музыкальной деятельности;

— в системе педагогических средств реализации диалога в практике вузовского обучения специальным дисциплинам будущих дирижеров хора приоритетными будут ситуации художественного диалога, дифференцируемые на основе представленности в них диалогической тенденции и реализуемые с учетом музыкально-образовательной специфики.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:

1.Выявить сущностные характеристики диалога применительно к системе профессиональной подготовки будущих дирижеров хора в вузе.

2. Раскрыть специфику реализации диалога в практике вузовского обучения специальным дисциплинам будущих дирижеров хора.

3. Разработать теоретическую модель процесса реализации диалога в практике вузовского обучения специальным дисциплинам будущих дирижеров хора.

4. Разработать и апробировать систему педагогических средств реализации диалога в практике вузовского обучения специальным дисциплинам будущих дирижеров хора.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: философская концепция человеческой деятельности как активной формы созидательного освоения мира (И.В. Блауберг, Э. В. Ильенков, Э. Г. Юдин, М.С. Каган) — положения философско-эстетической мысли о деятельностном строении художественной культуры (М.С. Каган, Э. С. Маркарян, С. Х. Раппопорт, Л.Н.Столович) — культурологический подход к образованию (B.C. Библер, Е. В. Бондаревская, Н. Б. Крылова, В.М. Розин) — идеи теории диалога (М.М.Бахтин, B.C. Библер, М. Бубер, М. С. Каган, В. И. Кудашев, С. Ю. Курганов, Ю.М. Лотман), а также труды, посвященные различным аспектам реализации диалога в образовательном процессе (C.B. Белова, Ю. С. Богачинская, О. В. Зимина, A.B. Лыфенко, Ы. М. Мухамеджанова, М.В. Носков) — исследования, раскрывающие ценностные основания гуманитарного образования (E.B. Бондаревская, И. В. Колесникова,.

Л.П. Разбегаева, Н.С.Розов) — положения психологии профессионализма о личностном становлении профессионала и уровневых проявлениях творческого осуществления профессиональной деятельности (A.A. Деркач, Е. А. Климов, А. К. Маркова, JIM. Митина, Ю. В. Поваренков, А. Р. Фонарев, В.Д. Шадриков) — представления о целостном педагогическом процессе (Н.К. Сергеев, Н. М. Борытко, B.C. Ильин, И. Я. Лернер, М. Н Скаткин) — идеи личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская).

Методологической основой исследования также явились: концепция музыкального образования как процесса общения с духовными ценностями и условия развития личности (И.В. Арановская, Б. В. Асафьев, Л. А. Баренбойм, Д. Б. Кабалевский, Е. Р. Сизова, Г. М. Цыпин) — концепция организации и содержания профессиональной подготовки педагога-музыканта (Э.Б.Абдуллин, Л. Г. Арчажникова, И. Н. Немыкина, И. А. Медведева, Л. А. Рапацкая, Г. М. Цыпин) — теоретические исследования психологии музыкальной деятельности (Л.С. Выготский, А. Л. Готсдииер, Д. К. Кирнарская, В. И. Петрушин, Б. М. Теплов, Г. М. Цыпин) — положения фундаментального музыковедения о диалектическом взаимодействии «языковой» и «речевой» сторон музыки (М.Г. Арановский, М. Ш. Бонфельд, Л. А. Мазель, В. В. Медушевский, Е.В. Назайкинский) — исследования по проблемам дирижерского исполнительства (М.М. Багринский, Г. Л. Ержемский, С. А. Казачков, М. М. Канерштейн, И. А. Мусин, К. А. Ольхов, К. К. Пигров и др.).

Этапы исследования.

Первый этап (2001;2003 гг.) — подготовительный. На данном этапе осуществлялся анализ общего состояния профессиональной подготовки будущих дирижеров хора в вузе, систематизировалась литература по проблеме исследования, осуществлялся отбор и адаптация диагностических методик, проводился констатирующий эксперимент.

Второй этап (2003;2009 гг.) — опытно-экспериментальный.

Целью данного этапа было конструирование процесса реализации диалога в практике вузовского обучения будущих дирижеров хора специальным дисциплинам, выявление системы средств, обеспечивающих эффективность данного процесса, организация и проведение формирующего эксперимента.

Третий этап (2009;2010 гг.) — итоговый. На данном этапе осуществлялись итоговая обработка и систематизация результатов исследования, формулирование выводов, оформление текста диссертации.

Поставленные задачи и выдвинутая гипотеза определили методы' исследования. На подготовительном этапе исследования применялись: теоретический анализ и синтез научных концепций, которые позволили выявить базовые положения исследования, изученью и обобщение массового и инновационного педагогического и музыкально-педагогического опыта, наблюдение с целью получения" эмпирических данных о состоянии процесса подготовки дирижеров хора в вузах искусств. На опытно-экспериментальном этапе исследования применялся комплекс диагностических методов (педагогическое наблюдение за студентами в ходе обучения специальным дисциплинам, анкетирование, беседа, метод экспертных оценок, анализ продуктов деятельности), моделирование (педагогических ситуаций и художественно-творческого процесса), констатирующий и формирующий педагогический эксперимент. На итоговом этапе исследования применялись методы сравнения, обобщения полученных теоретических и эмпирических результатов, математические методы обработки результатов исследования.

База исследования. Опытно-экспериментальная часть исследования осуществлялась на базе Волгоградского государственного института искусств и культуры. В эксперименте приняли участие 57 студентов 1−5 курсов очной и заочной форм обучения факультета искусств (специальность «Дирижирование»).

Положения, выносимые на защиту:

1. Сущностными характеристиками диалога в системе профессиональной подготовки будущих дирижеров хора являются: диалогический «обмен» личностно-присвоенными художественными ценностями в ходе освоения? профессии, музыканта-исполнителя, субъект-субъектное взаимодействие будущего дирижера-хора с автором музыкального: произведения, понимаемое как художественный диалог, возникающий на основе перехода от «языка» дирижерского жеста1 как средства невербальной коммуникации к освоению музыкальной/ «речи» в индивидуально-коллективном интонировании, исполнительскомобщении-диалоге.

2. Специфика реализации диалога в практике вузовского обучения специальным дисциплинам будущих дирижеров хора заключается, в приобретении опыта интерпретации как диалогического общения, личности автора, исполнителя и слушателяв музыкально-творческом процессе, что позволяет выстроить собственную исполнительскую концепциюпроизведения, наделить всех участниковпроцесса^ музыкального общениянеобходимыми чертами субъектности. Приобретение. опыта, интерпретации1 в ходе: обучения специальным дисциплинам позволяет будущим, дирижерам хора стать равноправными творческими личностями в условиях межсубъектного диалогического взаимодействия-.

3. Логика построения модели процесса реализации диалога в практике вузовского обучения специальным дисциплинам будущих дирижеров хора обусловлена диалектическим единством двух аспектов: музыкально-художественного и. музыкально-исполнительского. Музыкально-художественный аспект отвечает за понимание будущими дирижерами хора диалогической природы художественной образности, специфики музыкальной коммуникации. Музыкально-исполнительский аспект актуализирует. наличный уровень освоения студентами приемов интерпретации музыкальных произведений.

Процесс реализации диалога в практике вузовского обучения специальным дисциплинам будущих дирижеров хора включает три этапаинформационный, мотивационно-рефлексивный и синтезирующий, на каждом из: которых происходит последовательное изменение уровневых проявлений творческого осуществления профессиональной музыкальной деятельности (соответственно монологическому, преддиалогическому и диалогическому уровням) в единстве составляющих ее структурных компонентов.

Содержательное наполнение познавательного, денностно-ориентационного, коммуникативного и преобразовательного компонентов профессиональной музыкальной деятельности обусловлено спецификой содержательных проявлений музыкально-художественного и музыкально-исполнительского аспектов реализации диалога в практике вузовского обучения будущих дирижеров хора специальным дисциплинам.

4. Диалог в практике вузовского обучения специальным дисциплинам будущих дирижеров хора наиболее эффективно реализуется посредством моделирования ситуаций художественного диалога, которые дифференцируются по степени представленности в них диалогической тенденции и комплексно воздействуют на личность и деятельность будущего музыканта-исполнителя. На информационном этапе наиболее эффективна ситуация художественного диалога первого типа — «диалог по поводу искусства» — конкретизируемая с учетом музыкально-образовательной специфики в виде ситуации «педагог-студент" — на мотивационно-рефлексивном этапе наиболее эффективна ситуация художественного диалога второго типа — «диалог через искусство» — конкретизируемая с учетом музыкально-образовательной специфики в виде ситуации «педагогмузыкальное произведение-студент" — на синтезирующем этапе наиболее эффективна ситуация художественного диалога третьего типа — «диалог с искусством», конкретизируемая с учетом музыкально-образовательной специфики в виде ситуации «музыкальное произведение — студент».

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в нем уточнены сущностные характеристики диалога применительно к процессу профессиональной подготовки будущих дирижеров хора в вузе, в качестве которых рассмотрены: диалогический «обмен» личностно-присвоенными художественными ценностями в ходе освоения профессии музыкантаисполнителя, субъект-субъектное взаимодействие будущего дирижера хора с автором музыкального произведения, понимаемое как художественный диалог, возникающий на основе перехода от «языка» дирижерского' жеста как средства невербальной коммуникации к освоению музыкальной «речи» в индивидуально-коллективном интонировании, исполнительском общении-диалоге. Дополнено научное знание о специфике реализации диалога в практике вузовского обучения специальным дисциплинам будущих дирижеров хора. Конкретизированы этапы процесса реализации диалога в практике вузовского обучения специальным дисциплинам будущих дирижеров хора в соотнесении с основными компонентами и уровнями творческого осуществления профессиональной музыкальной деятельности. Разработана типология ситуаций художественного диалога, которые дифференцируются по степени представленности в них диалогической-тенденции и соотносятся с основными этапами процессареализации диалога в практике вузовского обучения будущих дирижеров хора специальным дисциплинам, что обеспечивает комплексность их воздействия на личность и деятельность будущего дирижера хора, а также художественно-творческую направленность на всех этапах обучения.

Теоретическая значимость результатов исследования определяется тем, что в нем выявлены процессуальные и содержательные характеристики реализации диалога в процессе профессиональной подготовки будущих дирижеров хора в вузе, что дополняет современные представления о сущности, содержании и механизмах профессионального становления личности. Разработана уровневая модель реализации диалога в процессе профессиональной подготовки будущих дирижеров хора в* вузе, что можно рассматривать как конкретизацию фундаментального положения целостного подхода о стадийном характере учебно-воспитательного процесса. Обоснованные в исследовании подходы к конструированию содержания специальных дисциплин как основы реализации диалога, в практике вузовского обучения будущих дирижеров хора дополняют научное знание о построении содержания профессионального музыкального образования в контексте проблематики его гуманитаризации. Уточнение логики педагогической деятельности по применению ситуаций художественного диалога в ходе освоения будущими дирижерами хора специальных дисциплин вносит вклад в теорию организации целостного учебно-воспитательного процесса в вузе. Полученные результаты могут служить теоретической базой для дальнейших исследований в области теории и методики профессионального музыкального образования.

Достоверность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению проблемы исследованияметодологической непротиворечивостью исходных теоретических положений исследованияиспользованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, цели и задачам исследованиямноголетней опытно-экспериментальной работойустойчивой повторяемостью основных результатов исследованияоптимальной количественной базой формирующего экспериментарепрезентативностью объема выборкисочетанием количественного и качественного анализа результатов исследования.

Практическая ценность результатов исследования определяется возможностью их использования преподавателями музыкальных учебных заведений при разработке методического обеспечения процесса профессионального и личностного становления музыканта-исполнителя, как в период обучения, так и в дальнейшей профессиональной деятельности. Разработанные и апробированные в ходе исследования педагогические средства в виде типологии ситуаций художественного диалога, а также комплексные методики оценки эффективности реализации диалога в практике вузовского обучения специальным дисциплинам будущих дирижеров хора могут быть использованы в системе повышения квалификации музыкально-педагогических кадров, в музыкально-образовательной практике педагогов сферы искусств и культуры в качестве основы реализации личностнотворческих, ценностномотивационных аспектов профессионального музыкального образования.

Апробация результатов исследования осуществлялась, через участие в III и IV Международных конгрессах «Наука, искусство, образование в III тысячелетии» (Волгоград, 2004, 2008), в международных научно-практических конференциях «-Культура. Искусство. Образование: проблемы, перспективы развития» (Смоленск, 2004, 2005), в межрегиональной" научно-практической конференции «Серебряковские чтения» (Волгоград, 2004), в семинаре аспирантов кафедры, педагогики Волгоградского государственного педагогического университета. Материалы исследования отражены в 10 публикациях.

Внедрение результатов исследования в практику вузовского обучения специальным дисциплинам будущих дирижеров хора осуществлялось, на факультете искусств Волгоградского государственного института искусств и культуры. В связи с этим автором были разработаны, программы таких дисциплин как «Музыкальное исполнительство* и* педагогика», «Практика преподавания специальных дисциплин», введены новые элементы в содержание специальных дисциплин в структуре профессиональной подготовки будущих дирижеров .хора в вузах искусств, а также инновационные методические приемы и формы организации обучения будущих дирижеров хора специальным дисциплинам.

Объем и структура диссертации.,.

Диссертация (204 с.) состоит из введения (15 е.), трех глав (гл 1- 49 е.,.

Выводы к главе 3.

В ходе опытно-экспериментальной работы были сделаны следующие выводы:

1.В процессе диагностического исследования определен ряд факторов традиционно обучения, препятствующих эффективности реализация диалога в практике вузовского обучения специальным дисциплинам будущих дирижеров хора, а именно:

— реализация диалога не является приоритетной целью процесса профессиональной подготовки будущих дирижеров хора в вузе;

— субъектность будущего дирижера хора не рассматривается как условие творческого осуществления им профессиональной музыкальной деятельности;

— в учебно-методических комплексах специальных дисциплин отсутствуют механизмы, обеспечивающие реализацию диалога в практике вузовского обучения будущих дирижеров хора.

2. Решение задач информационного этапа процесса реализации диалога в практике вузовского обучения специальным дисциплинам будущих дирижеров хора (целью которого является преодоление монологического уровня осуществления профессиональной музыкальной деятельности) обусловлено моделированием ситуации художественного диалога первого типа — «диалог по поводу искусства" — конкретизируемой с учетом музыкально-образовательной специфики в виде ситуации «педагог-студент». На данном этапе значимостью обладает субъектность педагога, тогда как студент является реципиентом музыкальной информации.

Решение задач мотивационно-рефлексивном этапа процесса реализации диалога в практике вузовского обучения специальным дисциплинам будущих дирижеров хора (целью которого является достижение студентами преддилогического уровня осуществления профессиональной музыкальной деятельности) обусловлено моделированием ситуации художественного диалога второго типа — «диалог через искусство» — конкретизируемой с учетом музыкально-образовательной специфики в виде ситуации «педагогмузыкальное произведение-студент». На данном этапе происходят значительные преобразования в профессиональной музыкальной деятельности будущих дирижеров хора: их когнитивная деятельность обусловлена стремлением найти новое решение профессиональной проблемы, что стимулирует возникновение субъектной активности обучающихся.

Решение задач синтезирующего этапа процесса реализация диалога в практике вузовского обучения специальным дисциплинам будущих дирижеров хора (целью которого являлось достижение студентами диалогического уровня осуществления профессиональной музыкальной деятельности) обусловлено моделированием ситуации художественного диалога третьего типа — «диалог с искусством», конкретизируемой с учетом музыкально-образовательной специфики в виде ситуации «музыкальное произведение — студент». На данном этапе происходит рождение новой музыкальной информации, нового музыкального смысла.

3. Анализ полученных в ходе эксперимента значимых данных о достижении диалогического (высокого) — 67% (8,75% на начало опытно-экспериментальной работы), преддиалогического (среднего) — 26% (15% на начало опытно-экспериментальной работы) уровней студентами экспериментальной группы, а также уменьшение числа студентов, имеющих монологический (низкий) — 7% (76,25% на начало опытно-экспериментальной работы) уровень, выявил положительную динамику в изменении уровневых проявлений творческого осуществления будущими дирижерами хора профессиональной музыкальной деятельности в ходе формирующего эксперимента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Гипотетические предположения в основном подтвердились в ходе теоретического обоснования и экспериментальной апробации условий реализации диалога в практике вузовского обучения специальным дисциплинам будущих дирижеров хора.

Первой задачей исследования было выявление сущностных характеристик диалога применительно к системе профессиональной подготовки будущих дирижеров хора в вузе. Проведенное исследование показало, что такими характеристиками являются: диалогический «обмен» личностно-присвоенными художественными ценностями в ходе освоения профессии музыканта-исполнителя, субъект-субъектное взаимодействие будущего дирижера хора с автором музыкального произведения, понимаемое как художественный диалог, возникающий на основе перехода от «языка» дирижерского жеста как средства невербальной коммуникации к освоению музыкальной «речи» в индивидуально-коллективном интонировании, исполнительском общении-диалоге.

Реализация диалога в практике профессиональной подготовки музыканта-исполнителя в вузе имеет уровневую природу, динамика которой связана с осуществлением последовательного перехода от монологического к преддиалогическому и диалогическому уровням общения.

Логика становления личности в профессии в контексте «Я-концепции» профессионала позволила вывести содержательное наполнение каждого из уровней реализации диалога в практике профессиональной подготовки музыканта-исполнителя из содержания уровней творческого осуществления профессиональной музыкальной деятельности.

Понимание профессиональной деятельности музыканта-исполнителя как развивающейся целостности, а также логика реализация диалога в практике профессиональной музыкальной подготовки в вузе, обусловленная уровневыми проявлениями творческого осуществления профессиональной музыкальной деятельности как деятельности субъекта, стали основой для разработки «Модели личностного комплекса музыканта-исполнителя», в которой профессиональная музыкальной деятельность представлена в единстве музыкально-художественной и музыкально-исполнительской деятельности и составляющих ее компонентов (познавательного, ценностно-ориентационного, коммуникативного и преобразовательного).

Вторая задача исследования состояла в раскрытии специфики реализации диалога в практике вузовского обучения специальным дисциплинам будущих дирижеров хора. В диссертации доказано, что специфика реализации диалога в практике вузовского обучения специальным дисциплинам будущих дирижеров хора заключается в приобретении опыта интерпретации как диалогического общения личности автора, исполнителя и слушателя в музыкально-творческом процессе, что позволяет выстроить собственную исполнительскую концепцию произведения, наделить всех участников процесса музыкального общения необходимыми чертами субъектности. Приобретение опыта интерпретации в ходе обучения специальным дисциплинам позволяет будущим дирижерам хора стать равноправными творческими личностями в условиях межсубъектного диалогического взаимодействия.

Третьей задачей исследования стала разработка теоретической модели процесса реализации диалога в практике вузовского обучения специальным дисциплинам будущих дирижеров хора. Логика построения модели процесса реализации диалога в практике вузовского обучения специальным дисциплинам будущих дирижеров хора, обоснованная в диссертации, обусловлена диалектическим единством двух аспектов данного процесса: музыкально-художественного и музыкально-исполнительского. Музыкально-художественный аспект отвечает за понимание будущими дирижерами хора диалогической природы художественной образности, специфики музыкальной коммуникации. Музыкально-исполнительский аспект актуализирует наличный уровень освоения студентами приемов интерпретации музыкальных произведений.

Процесс реализации диалога в практике вузовского обучения специальным дисциплинам будущих дирижеров хора включает три этапаинформационный, мотивационно-рефлексивный и синтезирующий, на каждом из которых происходит последовательное изменение уровневых проявлений творческого осуществления профессиональной музыкальной деятельности (соответственно монологическому, преддиалогическому и диалогическому уровням) в единстве составляющих ее структурных компонентов.

Содержательное наполнение познавательного, ценностно-ориентационного, коммуникативного и преобразовательного компонентов профессиональной музыкальной деятельности обусловлено спецификой содержательных проявлений музыкально-художественного и музыкально-исполнительского аспектов процесса реализации диалога в практике вузовского обучения будущих дирижеров хора специальным дисциплинам.

В качестве психологической ' основы процесса диалогизации профессионального музыкального образования будущих дирижеров хора выступает взаимосвязь развития мотивационно-потребностной и инструментальной (способности) сфер личности, обеспечивающая повышение уровневых проявлений творческого осуществления профессиональной музыкальной деятельности.

Четвертая задача исследования заключалась в разработке и апробации системы педагогических средств реализации диалога в практике вузовского обучения специальным дисциплинам будущих дирижеров хора.

В исследовании было доказано, что диалог в практике вузовского обучения специальным дисциплинам будущих дирижеров хора наиболее эффективно реализуется через моделирование ситуаций художественного диалога, которые дифференцируются по степени представленности в них диалогической тенденции и комплексно воздействуют на личность и деятельность будущего музыканта-исполнителя. На информационном этапе наиболее эффективна ситуация художественного диалога первого типа -«диалог по поводу искусства» — конкретизируемая с учетом музыкально-образовательной специфики в виде ситуации «педагог-студент». Ведущими дидактическими средствами ее создания выступили: педагогический показ, а также гносеологический и лингвистический виды анализа хорового произведения, включающие выявление специфики художественного образа, особенностей «композиторского» и «исполнительского» музыкального языка.

На мотивационнорефлексивном этапе наиболее эффективна ситуация художественного диалога второго типа — «диалог через искусство» — конкретизируемая с учетом музыкально-образовательной специфики в виде ситуации «педагог — музыкальное произведение-студент». Ведущими дидактическими средствами ее создания выступили: «провокационный» показ, показ по сходству и контрасту, исторический анализ хорового произведения.

На синтезирующем этапе наиболее эффективна ситуация художественного диалога третьего типа — «диалог с искусством», конкретизируемая с учетом музыкально-образовательной специфики в виде ситуации «музыкальное произведение — студент». Ведущими дидактическими средствами ее создания выступили: конструктивное педагогическое взаимодействие и различные виды «полилогических» технологий (диалог-противоречие, диалог-синтез), позволяющие будущим дирижерам хора выявить диалогические связи различного уровня в процессе общения с хоровым произведением.

В ходе опытно-экспериментальной работы были получены значимые данные, свидетельствующие о положительной динамике в изменении уровневых проявлений творческого осуществления будущими дирижерами хора профессиональной музыкальной деятельности.

Проведенное исследование открывает перспективы для дальнейшей разработки системы педагогических средств, направленных на реализацию диалога не только в практике вузовского обучения будущих дирижеров хора, но и в практике обучения студентов других музыкально-исполнительских специальностей вузов искусств. Предметом дальнейших исследований может стать разработка условий использования ситуаций художественного диалога разного типа в ходе музыкально-исполнительской подготовки студентов педагогических вузов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Э. Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования / Э. Б. Абдуллин. М., 1990 — 186с.
  2. , Э. Б. Теория музыкального образования / Э. Б. Абдулин. -М.- Академия, 2003. 336 с.
  3. , О. Г. Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся : автореф. дис.. кандидата педагогических наук / Абрамкина Ольга Геннадьевна. Белгород, 2003. — 24 с.
  4. , Л.М. Методика преподавания хорового дирижирования / Л. М. Андреева. -М.: Музыка, 1969. 120 с.
  5. . Н. Николай Семенович Голованов / Н. Аносов // Советская музыка.- 1951.-№ 5.-С. 35 -39.
  6. , И. В. Теория и методика эстетического развития будущего педагога-музыканта в современной системе высшего образования: уч. пособие / И. В. Арановская. Волгоград: Перемена, 2002. — 127 с.
  7. , И. В. Эстетическое развитие личности и его роль в современном музыкально-педагогическом образовании (методологические основы): монография /И. В. Арановская. Волгоград: Перемена, 2002. -257 с.
  8. , М. Г. Мышление, язык, семантика / М. Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления. М., 1974.- С. 90−123.
  9. , М. Г. О психологических предпосылках предметно-пространсвенных представлений / М. Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления / под ред. М. Г. Арановского. — М.: Музыка, 1974. С. 260 — 261.
  10. , М. Г. Сознательное и бессознательное в творческом процессе композитора / М. Г. Арановский // Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. — 1995. — Вып 1: Философия, эстетика, культурология. С. 77 — 88 .
  11. , Л. Г. Профессия учитель музыки: книга для учителя / Л. Г. Арчажникова. — М.: Просвещение, 1984. -111 с.
  12. , Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. — М., 1975.-375 с.
  13. , Б.В. Избранные статьи о музыкальном образовании / Б. В. Асафьев. Л., 1973. — 259 с.
  14. , Б.В. О хоровом искусстве / Б. В. Асафьев. — Л.: Музыка, 1980.-215 с.
  15. , А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. -М.- МГУ, 1990. 367 с.
  16. , Д.Ф. Теоретические аспекты и организационно-педагогические условия формирования готовности к педагогическому общению студентов педагогического колледжа:: автореф. дис.канд.пед. наук / Ахмерова Динара Фирзановна. Томск, 2007 — 23 с.
  17. , М. М. Дирижерская техника рук / М. М. Багриновский. М.: Музгиз, 1947. — 103 с.
  18. , Л. А. Об основных тенденциях музыкальной педагогики XX века / Л. А. Баренбойм // Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., 1974. — 516 с.
  19. , С. П. Русская православная музыка как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов : монография / С. П. Барковская. Магнитогорск: МаГУ, 2004. — 124 с.
  20. , Г. С. Введение в диалектику творчества / Г. С. Батищев. СПб.:1. Изд-во РХГТ, 1997. 464 с.
  21. , М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1986.-444 с.
  22. Л. А. Дирижирование : учебное пособие / Л. А. Безбородова. М.: Просвещение, 1990. -159 с.
  23. , С. В. Текстуально-диалогический принцип в проектировании гуманитарного образования : автореф. дис.. д-ра пед. наук / Белова Светлана Владимировна. Волгоград, 2006 — 43 с.
  24. , С. В. Функции учебного диалога в усвоении старшеклассниками ценностно-смыслового содержания гуманитарных предметов : автореф. дис. канд. пед. наук / Белова Светлана Владимировна. -Волгоград, 1995. 18 с.
  25. , C.B. Учебный диалог в системе личностно-ориентированного изучения гуманитарных предметов / C.B. Белова // Школа-гимназия № 67: тезисы докладов VII Международной конференции по педагогике ненасилия. СПб, 1994. -4.1. — С.20 — 22.
  26. Н. А. О построении движений / H.A. Бенштейн. М.: Музгиз, 1947. — 255 с.
  27. , Н. Б. Специфика искусства (психологический аспект) / Н. Б. Берхин. М.: Знание, 1984. — 64 с.
  28. , B.C. Мышление и творчество. Введение в логику науки мыслительного диалога /B.C. Библер. М., 1975. — 390 с.
  29. , B.C. От науконаучения к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. — М.- Политиздат, 1990. — 413 с.
  30. , И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  31. , Ю.С. Метод как система регулятивов обучения гуманитарно-художественным предметам в школе : автореф. дис. .канд. пед. наук / Богачинская Юлия Сергеевна. — Волгоград, 1994 — 23 с.
  32. , Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. М.: Академия, 2002. — 320 с.
  33. , JI. И. Избранные психологические труды / Л. И. Божович. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 209с.
  34. , Е.В. Гуманитаризация образования / Е. В. Бондаревская. Ростов-на-Дону: Изд. РГПУ, 2000. — 352 с.
  35. , Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов-на-Дону: Изд. РГПУ, 2000. — 352 с.
  36. , И. М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / Н. М. Борытко — науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2001.-181 с.
  37. , Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А.М. Байбаков- под ред. Н. М. Борытко.— М.: Издательский центр «Академия», 2007. -496 с.
  38. , Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев. М.- Изд. Институт психологии РАИ, 1997. — 352 с.
  39. , М. Я и Ты / М. Бубер. М.: Высш. ж, 1993. — 175 с.
  40. , В. А. Очерки о дирижерско-хоровом образовании: преемственность традиций и тенденции развития. Л.: Музыка, 1991. — 118 с.
  41. , А.Ю. Тетралогия «Кольцо нибелунга» в контексте русской вагнерианы. Диалог интерпретаций начала XX начала XXI веков: автореф. дис.. канд. искусствоведения / Волощенко Анна Юрьевна — Нижний Новгород, 2006 — 22 с.
  42. , Б. Фрагменты автобиографии / Б. Вальтер // Советская музыка- 1958, — № 10.-С. 96−101.
  43. Вуд, Г. О дирижировании / Г. Вуд. М.: Музгиз, 1958. — 104 с.
  44. , Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. М.: 1956. — 524 с.
  45. , Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. -М.: Смысл, 2003.-136 с.
  46. , Л.С. Психология искусства /Л.С. Выготский.- М.: Искусство, 1986. 573 с.
  47. , П. Я. К учению об интериоризации / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. — 1966. № 6. — С. 18 — 22.• ¦: 19г
  48. Гаспарович Е, О. Личностно-ориентированный- диалог как средство формирования субъект-субъектных отношений младших подростков на уроках музыки :. автореф. дис.. канд. пед. наук / Гаспарович Елена Олеговна- -Екатеринбург, 2002 24 с. " ,
  49. Гинзбург Л: М. Избранное. Дирижеры и оркестры: вопросы- теории и практики дирижирования / Л: М: Гинзбург. '.—Mi: Сов. композитор- 1981. 299 с.
  50. , И. Ю. Педагогические условия становления- оценочных суждений учителя* музыки" в процессе хормейстерской подготовки: автореф. дис. канд. пед. наук / Горская Ирина Юрьевна Екатеринбург, 1997. — 23 с.
  51. , Ю.В. Выгогскианство за рамками концепции Л. С. Выготского / ТО. В. Громыко. М.: Пайдея, 1996. — 237 с.
  52. , Е. Г. Исполнительское искусство (Методологические проблемы): учеб: пособие / Е. Г. Гуренко- Новосибирск- Изд. НТК, 1985 — 88 с
  53. , К. П. Анализ хоровых произведений: учеб: пособие / К. П. Дмитриевская. М.: Советская Россия, 1965. — 172 с.
  54. , Л., Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования / Л. Я. Дорфман. -М.: Смысл, 1997. 424 с.
  55. Дружинин, В'. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин.^— СПб.: Питер Ком, 1999. 368 с.
  56. , А. А. Теория и практика работы с хором / A. A. Егоров. Л.: Музгиз, 1967.-238 с. .
  57. , Г. Л. Психология дирижирования: некоторые вопросыисполнительства и творческого взаимодействия дирижера с музыкальным коллективом / Г. Л. Ержемский. -М.: Музыка, 1988. 80 с.
  58. В. Л. Исполнительский анализ хорового произведения: вопросы истории, теории, методики / В. Л. Живов. М.: Музыка, 1987. — 95 с.
  59. , В.Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика: учеб. пособ. для высших учебных заведений / В. Л. Живов / Гуманитарный, изд. центр. М.: ВЛАДОС, 2003. — 272 с.
  60. , И.И. О природе фольклора в свете исполнительского общения // Искусство и общение / сб. статей под ред. Д. С. Лихачева, М. С. Кагана-Л., 1984. С. 142−150.
  61. , В.В. Проблема психической причинности / В. В. Зеньковский. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1993. — 224 с.
  62. , В.П. Человек развивающийся: Очерки российской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. М.: Тривола, 1994. — 303 с.
  63. , А. Я. Философское мышление и художественное творчество / А. Я. Зись. М.- Искусство, 1987. — 255 с.
  64. Иванов-Радкевич, А. П. О воспитании дирижера / А. П. Иванов-Радкевич. -М.: Музыка, 1973. 78 с.
  65. , В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс) / В. С. Ильин. М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  66. , М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988 г. — 319 с.
  67. , М. С. Музыка в мире искусств / М. С. Каган. Санкт-Петербург: Изд-во «1Л», 1996. — 232 с.
  68. , М. С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1996.— 416 с.
  69. , М. С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) /М. С. Каган. -М.: Политиздат, 1974. 328 с.
  70. , М. С. Общение как ценность и как творчество / М. С. Каган, А. М. Эткинд // Вопросы психологии, 1988. № 4. — С. 25 — 34.
  71. , М. С. Искусство и общение / М. С. Каган // Искусство иобщение / сб. статей / под ред. Д. С. Лихачева, М. С. Кагана. Л., 1984. — с. 15−28.
  72. , Л. П. Содержание музыкального произведения в аспекте музыкальной жизни / Л. П. Казанцева. — Астрахань: Изд. АГК, 2004. -218с.
  73. , Л. П. Представления слушателя о композиторе: мифологизация или информатизация? / Л. П. Казанцева // Искусство в контексте информационной культуры / научные редакторы: Ю. H. Рагс, В. М. Петров, 1997. Вып. 4.— С. 77 — 88.
  74. С. А. Дирижерский аппарат и его постановка / С.А. Казачков- М.: Музыка, 1967. 109 с.
  75. С. А. От урока к концерту / С. А. Казачков Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1990. — 343 с.
  76. , А. Л. Общение и коммуникация в искусстве / А. Л. Казин // Искусство и общение / сб. статей / под ред. Д. С. Лихачева, М. С. Кагана Л., 1984.-С. 29−36.
  77. , М. В. Педагогический диалог в деятельности современного учителя / М. В. Каминская. М.: Смысл, 2003. — 284 с.
  78. , M. М. Вопросы дирижирования / M. М. Канерштейн. -М.: Музыка, 1965.— 221 с.
  79. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении: книга для учителя / В. А. Кан-Калик. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  80. , Ю. В. Массовые средства распространения музыки и некоторые проблемы современного исполнительства / Ю. В. Капустин // Вопросы теории и эстетики музыки. — М.: Музыка, 1969. Вып. 9. — 248 с.
  81. , Д. К. Психология специальных способностей : Музыкальные способности / Д. К. Кирнарская. — М.: Таланты XXI век, 2004. -496 с.
  82. , Д.К. Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной одаренности / Д. К. Кирнарская // Вопросы психологии. — 1989. —- № 2. С. 47−57.
  83. , К. Г1. Мир- дирижера / К: П. Коидрашин. М.: Музыка, 1976.-192 с.
  84. Корнилова, Т. В. Диагностика личностных факторов принятия- решений //Вопросы психологии. -1994. № 6.,~ С. 99^-1091 '
  85. , А. Д. Метод эвристического? диалога в технологии творческой самореализации учащихся / А. Д- Король // Ученик в обновляющейся школе: сборник, научных трудов / под, ред. Ю. Ш Дика, А. В: Хуторского.— М1: ИОСО РАО, 2002. -С. 173 181.
  86. , В. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах / В. В. Краевский, А. В- Хуторской // Педагогика. 2003. — № 3. — С.Зю.. .. ¦. V
  87. , В. В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский. -Москва -Волгоград: Перемена, 2002.- 163 с.
  88. , В. В. Методология педагогического исследования: пособие для: педагога-исследователя / В': В! Краевский. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. — 165 с.96-. Краснощеков, В. И. Вопросы хороведения / В. И. Краснощеков. М.: Музыка, 1969:-300 с.
  89. , А. Ф- Формирование у студентов . музыкально-педагогических факультетов умений диагностики, хорового: пения Текст.: автореф. дис- .канд. пед.-наук / Кречковскиш Анатолий Федорович.* Киев, 1982. -20 с.
  90. Кудашов, В .И.. Диалогичность как форма бытия сознания: философские очерки / В. И. Кудашов. Красноярск: Красноярская высшая школа МВД РФ, 1998. — 163 с.
  91. , JI. А. Исполнительская эстетика Б. Л. Яворского как образец комплексного подхода к формированию творческой личности / Л. А. Куземина // Современная высшая школа. — 1988. № 2. — С. 52 — 60.
  92. , Н. В. Методы исследования педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 114 с.
  93. , Г. М. Диалог и мышление / Г. М. Кучинский. Минск: Изд. БГУ им. В. И. Ленина, 1983.- 190 с.
  94. , П. П. Исполнительский анализ и интерпретация хорового произведения / П. П. Левандо // Работа дирижера над хоровой партитурой: сб.-статей.-М., 1985.
  95. , П. П. Проблемы хороведения / П. П. Левандо. М.: Музыка, 1974. — 80 с.
  96. , П. П. Работа дирижёра над хоровой партитурой / П: П. Левандо. -М.: Сов. Россия, 1985. 96 с.
  97. , А. А. Деятельность.и общение / А. А. Леонтьев // Вопросы философии.- 1979.- № 1.- С. 121 132.
  98. , А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. Тарту: Ротапринт ТГУ, 1974. — 220 с.
  99. , Д. С. Об актуальности проблемы общения в современном искусствознании / Д. С. Лихачев // Искусство и общение: сб. статей / под ред. Д. С. Лихачева, М. С. Кагана Л., 1984. — С. 5 — 14.
  100. , Ю. М. Культура и взрыв : научное издание / Ю. М. Лотман. -М.: Гнозис: Прогресс, 1992. 270 с.
  101. , A.B. Диалогизация историко-методического компонента в профессиональной подготовке учителя начальных классов: автореферат дис.. кандидата педагогических наук / Лыфенко Анастасия Вячеславовна. Калуга, 2002. — 22 с.
  102. , Н. А. Основы техники дирижирования / Н. А. Малько. М.-Л.: Музыка, 1965.-219 с.
  103. , М.К. Сознание как философская проблема// Вопросыфилософии. 1990. № 10. с.3−49.
  104. , А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: МГФ Знание, 1996.— 258 с.
  105. , К. П. Дирижерская подготовка к уроку музыки : учеб. пособие / К. П. Матвеева. Свердловск: СГПИ, 1990. — 65 с.
  106. , Я. Г. Методика преподавания дирижерско-хоровых дисциплин / Я. Г. Медынь. -М.: Музыка, 1977. 135 с.
  107. Мелик-Пашаев, А. А. Об источнике способности человека к художественному творчеству / А. А. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии. — 1998.- № 1.-С.76−82.
  108. Мелик-Пашаев, А. А. Психологические основы художественного творчества / А. А. Мелик-Пашаев // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. — С. 349 — 360.
  109. Методы системных педагогических исследований: сбор. Научн. трудов / под ред. Н. В. Кузьминой. JI.: Изд. ЛГУ, 1980. — 172 с.
  110. , И. А. Техника дирижирования / И. А. Мусин Л.: Музыка, 1967.-352 с.
  111. , И. А. Язык дирижерского жеста / И. А. Мусин. М.: Музыка, 2006. — 232 с.
  112. , Н. М. Духовный кризис личности как социокультурный феномен :: автореферат дис.. кандидата культурологии: 24.00.01 / Ин-т молодежи Москва, 1997 20 с.
  113. , Б. В. Логика музыкальной композиции / Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1982 — 320 с.
  114. , A.M. Постиндустриальное: образование / А. М. Новиков. — М.: Издательство «Эгвес», 2008. 136 с.
  115. , A.M. Российское образование в новой: эпохе: Парадоксы наследия, векторы развития / A.M. Новиков: М: — Эгвес, 200: — 272 с.
  116. Новикова, Л. И- Антиномия личности и общества: (Антропософский опыт Н. Бердяева) / Л. И. Новикова, И- Н. Сиземская // Общественные науки и современность. 1997. — № 1.- С. 153−159.
  117. Носков, М- В: Исследование- психологических' механизмовдиалогизации педагогического общения: автореферат дис.. кандидата-психологических наук / Носков Михаил Владимирович — Нижний Новгород, 1999.
  118. Общая- и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: в 2 т. Кн.1 / под ред. В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых. Брянск- Изд-во Брянскогогосударственного университета, 2003. 174 с.
  119. , К. А. Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровых дирижеров / К. А. Ольхов. JT.: Музыка, 1979. — 200 с.
  120. , К. А. О дирижерском жесте и его элементах / К. А. Ольхов // Хоровое искусство. JI.: Музыка, 1967. — Вып. 1. — С. 42 — 75.
  121. , К. А. Теоретические основы дирижерской техники / К. А. Ольхов. Изд. 2. — Л.: Музыка, 1984. — 160 с.
  122. , Т.А. Формирование готовности студентов музыкально-педагогических факультетов к работе с хором : автореф. дис. .канд. пед. наук / Первушина Татьяна Андреевна. М., 1985. — 16 с.
  123. , Ю. В. Возможности и специфика социологического анализа художественного общения / Ю. В. Перов // Искусство и общение / сб. статей / под ред. Д. С. Лихачева, М. С. Кагана Л., 1984. — С. 37 — 47.
  124. , В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / А. В. Петровский. Ростов н / Д: Феникс, 1996. — 512 с.
  125. , H.A. Учебный диалог как средство развития речевой деятельности младших школьников : автореферат дис.. кандидата педагогических наук / Песняева Наталья Александровна. Москва, 2004. — 24 с.
  126. , Е. А. Становление личности дирижера-хормейстера в рамках акмеологического подхода / Е .А. Петелина // Образование и общество.- 2009 Вып. 3. — С. 125 — 130.
  127. , К. К. Руководство хором / К. К. Пигров. М.: Музыка, 1964. — 220 с.
  128. , Ю. В. Психология профессионального становления личности: (основы психологической концепции профессионализации) / Ю. В. Поваренков. Курск: Изд-во КГПИ, 1991. — 131 с.
  129. , Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев.- М.: Наука, 1976.-304 с.
  130. Разбегаева!Людмила Павловна- -Волгоград^2001.—4Г с.
  131. , С. X. Понятие: о- художественном* произведении. Художественный образ и его особенности в музыке / С X. Раппопорт // Книга по эстетике для музыкантов. М. .- Музыка, 1983.- С. 121 — 135.
  132. , С. X. Искусство и эмоции / С. X.'Раппопорт. М:: Музыка, 1968.- 160 с.
  133. БелГу- БелЮИ МВД России, 2002. 151 с.
  134. П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / П. Рикёр — пер. с фр. и вступит, ст. И. Вдовиной. М.: КАНОН-пресс-Ц — Кучково поле, 2002. — 624 с.
  135. , В. М. Философия образования : предмет, концепция, основные темы и направления изучении / В. М. Розин // Философия образования для XXI века: сб. — Исслед. Центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов. М., 1992.- С.31−49
  136. , Н. С. Философия гуманитарного образования: (Ценностные основания базового гуманитарного образования в высшей школе) / Н. С. Розов. -М.: Исслед. Центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 1993. 194 с.
  137. , С. Л. Основы общей психологии: в 2х т. / С. Л. Рубинштейн. М.: 1989. — 412 с.
  138. , Е. А. Мелодия сквозь призму жанра / Е. А. Ручьевская // Критика и музыкознание: сб. статей / сост. О. П. Коловский. — Л.: Музыка, 1980. Вып. 3.- С. 35−53.
  139. , С. И. Работа над музыкальным произведением / С. И. Савшинский. М. — Л.: Музыка, 1964. — 187 с.
  140. , В.А. Хороведение и хоровая аранжировка: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.-352 с.
  141. , О. Г. Развитие коммуникативной культуры студентов музыкального колледжа в процессе хормейстерской подготовки: автореф. дис.. канд. пед. наук / Сафронова Ольга Геннадьевна. — Челябинск, 2005. 22 с.
  142. , Г. А. Учебный диалог как способ формирования профессиональной позиции будущего учителя : автореферат дис.. кандидата педагогических наук / Семенова Галина Александровна. Нижний Новгород, 2005 — 24 с.
  143. , Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования : курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Ю. В.
  144. Сенько. М.: Академия, 2000.- 240 с.
  145. , Ю.В. Педагогика понимания / Ю. В. Сенько, М. Н. Фроловская. М.: Дрофа, 2007 — 192 с.
  146. , В. В. Образование и личность : теория и практика проектироавния образовательных систем / В. В. Сериков. М.: Издат. корпорация «Логос», 1999.— 272 с.
  147. , В.А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов- под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
  148. , Б.Ф. Дирижерское искусство как художественный и социокультурный феномен : автореф. дис.. доктора искусствоведения / Смирнов Борис Федорович. Санкт-Петербург, 2004 — 28 с.
  149. , Б.Ф. К проблеме типологии слушателей симфонических концертов / Б. Ф. Смирнов // Социологические исследования. 2004. — № 10. — С. 86−88.
  150. , Б.Ф. Социально-психологические проблемы дирижерского искусства / Б. Ф. Смирнов // Музыковедение. 2004. — № 1. — С. 6 — 9.
  151. , В.Н. Педагогическая эвристика : Введение в теорию и методику эвристической деятельности: уч. пособие для студентов высших учебных заведений / В. Н. Соколов. М.: Аспект Пресс, 1995. — 255 с.
  152. , Н. В. Формирование познавательного интереса студента средствами вокально-хорового репертуара: автореф. дис.. докт. пед. наук / Соколова Нина Владимировна. Н. Новгород, 1999. — 41 с.
  153. Сэт, Э. К. Развитие творческой активности студентов в классе дирижирования музыкально-педагогического факультета педагогического института: автореф. дис. канд. пед. наук / Сэт Элеонора Константиновна. -М., 1973.- 16 с.
  154. , В. И. Формирование целостного восприятия музыкальных произведений (в процессе обучения дирижированию): автореф. дис.. канд.пед.наук / Темкин Владимир Иванович. М., 1986. — 16 с.
  155. , Е. Ю. Диалогизация образовательного процесса как средство активизации познавательной деятельности учащихся / Е. Ю. Тепишкина // Начальная школа. 2003. — N 2. — С. 45 — 48.
  156. , Н. Р. Региональный компонент музыкального и музыкально-педагогического образования: методология, теория и практика: монография / Н. Р. Туравец. Краснодар, 1998. — 319 с.
  157. . Т. А. Диалог в практической психологии: наука о душе / Т. А. Флоренская М.: ВЛАДОС, 2001. — 208 с.
  158. , А. Р. Психология становления личности профессионала : учеб. пособ. / А. Р. Фонарев. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. 240 с.
  159. , Э. Душа человека / Э. Фромм — перевод И. Калининой. М.: Республика, 1992. — 430 с.
  160. , Ю. Н. К проблеме музыкального анализа / Ю. Н. Холопов // Проблемы музыкальной науки. М.: Сов. композитор, 1985. — Вып. 6. — С. 130 151.
  161. , А. В. Дидактическая эвристика: теория и технология креативного обучения / А. В. Хуторской. М.: Издательство МГУ, 2003. — 162 с.
  162. , Б. М. Интонация как феномен культуры и творчества / Б. М. Целковников // Материалы Международной научно-практической конференции «Наука, творчество, инновации, успех» 27−28 сентября 2007 г. -Краснодар: КГАУ. 2007. — С. 22−28.
  163. , Б.М. Мир музыки и человеческой души : учебное пособие и хрестоматия по музыкальной психотерапии / Б. М. Целковников. -Краснодар: Эоловы струны. 2005. — 146 с.
  164. , Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: теория и практика / Г. М. Цыпин. СПб.: Алетейя, 2001. — 320 с.
  165. Чесноков, П: Г. Хор и управление им: пособие для хоровых дирижеров / П. Г. Чесноков. -М.: Музгиз, 1952. 224 с.
  166. , В. Д. Способности человека / В. Д. Шадриков. Москва-Воронеж, 1997.-288 с.
  167. , А. А. Диалог как средство формирования межличностных отношений учителя и учащихся :: автореферат дис.. кандидата педагогических наук / А. А. Шибаева. Москва, 1994 — 19 с.
  168. , О. Г. Формирование профессионально-значимых качеств учителя музыки (на материале дирижерско-хоровых отделений педагогических вузов): автореф. дисс.канд. пед. наук / Щекалина Ольга Геннадьевна М., 2002. — 24с.
  169. , A.A. Восприятие музыкального произведения как форма общения // Искусство и общение: сб. статей / под ред. Д. С. Лихачева, М. С. Кагана Л., 1984. — С. 127 — 135.
  170. , Б. Д. Психология развития: учеб. пособие / Б. Д. Эльконин. -М.: Академия, 2001. 144с.
  171. , Т.А. Реализация навыков, полученных в классе дирижиирования, в практической работе с хором: автореф. дис. .канд. пед. наук / Т. А. Эстрина. М., 1981. — 16 с.
  172. , Б. JI. Строение музыкальной речи: в 3 т. / Б. Л. Яворский. -М., 1908.-132 с.
  173. , И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Педагогика, 1996. — 96 с.
  174. , И.С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
  175. Gordon, Е. Iowa Tests of Musical Literacy. / E. Gordon. — Iowa City: Bureau of Educational Research and Service, 1970. 250 p.
  176. Sloboda, J. A. Musical excellence-how does it develop? / J. A. Sloboda // In M.J.A.: howe (ed) — Encouraging the Development of Exceptional Skills and Talents. Leicester: British Psychological Society, 1990.
  177. Sosniak, L.A. The tortoise, the hare and development of talent / L.A. Sosniak// In M.J.A.: howe (ed) — Encouraging the Development of Exceptional Skills and Talents. Leicester: British Psychological Society, 1990.
  178. Stafford, R.E. Estimation of the interactions between heredity and environment for musical aptitude in twins / R.E. Stafford // Human Heredity, 1970.— b. 20. p. 356−368.
  179. Williams, E. Experimental comparison of face-to-face and mediated communication a review / E. Williams // Psychol, bull.: vol. 84. Wash., 1977. — № 5. — p. 963−976.1. Методика «Классификация»
  180. Белорусская народная песня «Рэганька» (обр. Свешникова) Бетховен Л. «Походная песня» (пер Шохина)
  181. Даргомыжский А. «На севере диком»
  182. Ипполитов-Иванов М. «Сосна"1. Кюи Ц. „Задремали волны"1. Гроза“
  183. Весеннее утро», «Всюду снег»
  184. Латышская народная песня «На горе, за речкой» (обр. Медыня)
  185. Колыбельная" (обр. Мейгайлиса) «Передать бы мне словами» (обр. Цимзе) «Лисичка» (обр. Шимкуса) Лядов А. «Ты река ль моя реченька» Анцев М. «Колокольчики мои»
  186. А. «Зимняя дорога» (пер. Луканина)
  187. Аренский А, «Расскажи, мотылек»
  188. Белорусская народная песня «А у поли вярба» (обр. Полонского)
  189. Дудочка-дуда" (обр. Полонского) «Горные вершины» (пер. Луканина) «Белеет парус одинокий» (пер. Луканина) «Песня охотника» «Эй, ухнем» «Жаворонок» (дуэт) «Воет ветер в чистом поле»
  190. Хор «Ах ты, свет Людмила» из оп. «Руслан и Людмила» Хор «Не проснётся птичка утром» из оп. «Руслан и Людмила»
  191. Не пой, красавица, при мне" «Колыбельная» «Пришла весна» «Радуга» «Подснежник» «Черёмуха"1. Время выполнения 15 мин.
  192. Обработка результатов. Подсчитывается количество групп, 1 балл за классификацию. Выводы делаются на основании большего количественного значения сравнений со средними значениями.1. Варламов А.
  193. К. Глазунов А. Глинка М.1. Гречанинов А.
Заполнить форму текущей работой