Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Использование информационных технологий при изучении семейной экономики в процессе технологической подготовки учащихся основной школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Технологическое образование способствует формированию элементов экономической культуры за счёт включения экономических знаний в систему технологической подготовки учащихся общеобразовательной школы. При этом многие современные компьютерные средства обучения не находят широкого применения, а возможности использования программных средств по семейной экономике в технологической подготовке школьников… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические вопросы использования информационных технологий при изучении семейной экономики в технологической подготовке учащихся основной школы
    • 1. 1. Роль экономических знаний в технологической подготовке учащихся основной школы
    • 1. 2. Проблема использования информационных технологий в технологической подготовке учащихся основной школы
  • Глава II. Методика использования современных информационных технологий при изучении семейной экономики в процессе технологической подготовки учащихся основной школы
    • 2. 1. Методический анализ программных средств по семейной экономике
    • 2. 2. Методика использования современных информационных технологий при изучении семейной экономики в процессе технологической подготовки учащихся основной школы
  • Глава III. Практика использования современных информационных технологий при изучении семейной экономики в процессе технологической подготовки учащихся основной школы

3.1. Основы опытно-экспериментальной проверки методики использования современных информационных технологий при изучении семейной экономики в процессе технологической подготовки учащихся основной школы.

3.2. Результаты опытно-экспериментальной проверки методики использования современных информационных технологий. при изучении семейной экономики в процессе технологической подготовки учащихся основной школы.

Использование информационных технологий при изучении семейной экономики в процессе технологической подготовки учащихся основной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время в условиях информатизации системы общего среднего образования и становления информационного технологического способа производства, большое внимание уделяется поиску рациональных подходов к использованию средств информационных технологий в школе. Анализ различных концепций применения информационных технологий в обучении (Н. В. Апатова, В. М. Монахов, С. В. Панкжова, Е. С. Полат, Е. А. Ракитина, И. В. Роберт, А. В. Смирнов) показывает, что повышение эффективности обучения зависит не столько от технических характеристик компьютерной техники, сколько от степени разработанности дидактического сопровождения компьютерных программ и методик его использования.

Дидактические проблемы применения современных информационных технологий в обучении школьников рассматриваются в исследованиях отечественных ученых Н. В. Апатовой, Е. С. Полат, И. В. Роберт, Г. В. Рубина, В. Д. Симоненко, А. В. Смирнова, Ю. Л. Хотунцева и других. Положения о возможности информационных технологий в целях интенсификации и активизации обучения: А. Н. Богатырёва, Ю. А. Воронина, С. Г. Григорьева, П. И. Образцова, И. В. Роберт имеют существенное значение. Исследования о соотношении компьютерной и традиционной технологий обучения выполняли Н. В. Апатова, Г. Н. Некрасова, И. В. Роберт, Г. К. Селевко и другие.

Перед современной системой образования стоит задача воспитать и подготовить выпускника школы, специалиста, владеющего новыми способами обработки информации. Хорошие условия для решения поставленной задачи создаются в процессе технологической подготовки с использованием информационных технологий. В связи с этим проблему разработки методики использования информационных технологий в технологической подготовке школьников, рассматриваемую в работах А. Н. Богатырёва, Ю. С. Иванова, Г. Н. Некрасовой, Г. В. Рубиной, Н. Г. Тарасовой, Л. Г. Четвериковой, Н. П. Шипицына, следует признать весьма актуальной.

Технологическое образование способствует формированию элементов экономической культуры за счёт включения экономических знаний в систему технологической подготовки учащихся общеобразовательной школы. При этом многие современные компьютерные средства обучения не находят широкого применения, а возможности использования программных средств по семейной экономике в технологической подготовке школьников в методических исследованиях до настоящего времени не изучались. В то же время в контексте усиления внимания государства к проблемам семьи очевидна значимость обучения семейной экономике. Социально-педагогические предпосылки необходимости обучения рациональному ведению домашнего хозяйства рассматриваются в работах Е. И. Дукановой, И. А. Сасовой, Т. С. Терюковой, JI. Р. Третьяковой. В работах этих авторов показано, что семейная^ экономика является социально значимой составляющей технологической подготовки школьников. Вопросы теории и методики технологической и экономической подготовки школьников частично освещены в работах А. Ф. Аменда, П. Н. Андрианова, П. Р. Атутова, С. Я. Батышева, Ю. К. Васильева, В. А. Полякова, И. А. Сасовой, В. Д. Симо-ненко. Анализ теоретических исследований по проблеме методики использования средств информационных технологий в технологической подготовке школьников и опыта работы учителей технологии с средствами новых информационных технологий позволил выявить ряд противоречий: между высокой социальной значимостью знаний по семейной экономике для учащихся VII-IX классов и мало уделяемым вниманием к вопросам семейной экономики в процессе обучения технологиимежду объективной необходимостью опоры на средства новых информационных технологий в технологической подготовке учащихся VII-IX классов при изучении семейной экономики, с одной стороны, и недостаточным их использованием в обучении школьников — с другоймежду потребностью учителей технологии' в обоснованной методике использованиясредств современных информационных технологий в технологической подготовке учащихся основной школы и слабой её разработанностью.

Указанные противоречия позволяют сформулировать проблему, каким образом возможно использовать средства информационных технологий при изучении семейной экономики в целях повышения эффективности технологической подготовки учащихся УН-1Х классов.

Осмысление противоречия и постановка проблемы позволили сформулировать тему исследования «Использование информационных технологий при изучении семейной экономики в процессе технологической подготовки учащихся основной школы».

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке методики использования современных информационных технологий при изучении семейной экономики в процессе технологической подготовки учащихся основной школы.

Объект исследования — технологическая подготовка учащихся основной школы.

Предмет исследования— методика использования современных информационных технологий при изучении семейной экономики в процессе технологической подготовки учащихся УН-1Х классов.

Гипотеза исследования: современные информационные технологии, используемые при изучении семейной экономики, могут повысить эффективность технологической подготовки учащихся основной школы, если: на основе теоретического анализа выбрать соответствующие содержанию технологической подготовки программные средства по семейной экономикеобосновать и разработать методику использования современных информационных технологий на базе программы факультативного курса «Основы семейной экономики" — обеспечить различные возможности реализации методики использования современных информационных технологии при изучении семейной экономики.

Задачи исследования:

1) Охарактеризовать роль экономических знаний в технологической подготовке учащихся основной школы.

2) Проанализировать теоретические аспекты использования информационных технологий в технологической подготовке учащихся УП-1Х классов при изучении семейной экономики.

3) Типологизировать программные средства для изучения факультативного курса «Основы семейной экономики», определить их дидактический потенциал.

4) Теоретически обосновать и разработать методику использования современных информационных технологий при изучении семейной экономики в процессе технологической подготовки учащихся основной школы.

5) Провести опытно-экспериментальную проверку предлагаемой методики.

Теоретико-методологической основой исследования стали теории личности, деятельности и общения: личностно-деятельностный подход (Н. В. Котря-хов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. А. Сластёнин, Б. М. Теплов) — концептуальные основы педагогического процесса и активизации учебно-познавательной деятельности школьников (Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, П. И. Пидкасистый, В. А. Сластёнин) — положения, определяющие роль и место информационных технологий среди других средств обучения (Н. В. Апатова, А. Н. Богатырёв, Б. С. Гершунский, К. К. Колин, А. Ю. Кравцов, В. С. Леднев, Е. И. Машбиц, И. В. Роберт, Н. Д. Угринович, Е. К. Хеннер) — положения о значимости новых информационных технологий в обучении (С. А. Бешенков, Я. А. Ваграменко, Б. Г. Гершунский, С. Г. Григорьев, А. А. Кузнецов, М. П. Лапчик, С. В. Панюко-ва, Е. С. Полат, И. В. Роберт) — теория экономической подготовки школьников (А. Ф. Аменд, В. К. Розов, И. А. Сасова, В. П. Шемякин).

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследованияизучение нормативных документов (учебные планы и программы, государственные образовательные стандарты) — анализ опыта работы учителей технологии школ, межшкольных учебных комбинатов, педагогов дополнительного образованияпедагогическое наблюдение, анкетирование, моделирование, тестирование учащихся, учителей технологииметод экспертных оценокпедагогический эксперимент и статистические методы обработки его результатов.

Базой экспериментального исследования явились: средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 28 им. Октябрьской революции г. Кировасредняя общеобразовательная школа № 37 г. Зуевки Кировской областимуниципальное общеобразовательное учреждение Центр детского творчества с изучением прикладной экономики г. Кировагосударственное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом ст. Старо-корсунской Краснодарского края.

Основные этапы исследования. Исследование проходило в три этапа с 2002 по 2008 г.

На первом этапе (2002;2004 гг.) были? определены объект, предмет, 1 цель, задачи исследованиявыявлялись проблемы использования средств, информационных технологий в технологической подготовке учащихся^ основной школыизучались теоретические вопросы использования современных информационных технологий при изучении семейной экономики.

На втором этапе (2004—2006 гг.) разрабатывалась и совершенствовалась методика использования средств современных информационных технологий в технологической подготовке учащихся основной школы.

На третьем этапе (2006;2008 гг.) осуществлялись: экспериментальная проверка эффективности предлагаемой методикистатистическая обработка полученных данных и проверка их достоверностиобобщение и анализ опытно-экспериментальной работыбыли сделаны выводы и оформлено диссертационное исследование.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— выявлена и охарактеризована роль экономических знаний в технологической подготовке учащихсяюсновной школытеоретически обоснована необходимость и целесообразность использования современных информационных технологий: программных средств по семейной экономике, средств Интернет, демонстрационных файлов при изучении семейной экономики в процессе обучения школьниковвыявлены программные средства по семейной экономике, обладающие наибольшим дидактическим потенциалом для использования при изучении факультативного курса «Основы семейной экономики» в технологической подготовке учащихся УН-1Х классовобоснована, разработана и экспериментально проверена методика использования современных информационных технологий при изучении семейной экономики в процессе технологической подготовки учащихся основной школы, подтверждена её эффективность.

Теоретическая значимость исследования: сделан вклад в развитие теории и методики использования информационных технологий, заключающийся в обосновании необходимости и целесообразности использования современных информационных технологий (программных средств по семейной экономике, ресурсов Интернет, демонстрационных файлов) при изучении семейной экономики в процессе технологической подготовки учащихся основной школытеоретически обоснована, разработана и апробирована модель, позволяющая обеспечить коррекцию содержания обучения в соответствии с условиями технологической подготовки.

Практическая значимость исследования состоит в следующем: выявлены программные средства, целесообразные для использования при изучении факультативного курса «Основы семейной экономики» в процессе технологической подготовки учащихся основной школы, и произведена их типологизация, включающая специализированные и неспециализированные программные средства четырёх типов: моделирующие, информационные, игровые, универсальные, подразделяющиеся на восемь групп: домашние бухгалтерии, кредитные калькуляторы, счётчики, экономической направленности, обучающие, профессиональные, статистические программные средства, справочно-правовые системы и базы данныхразработана методика использования современных информационных технологий при изучении семейной экономики в процессе технологической подготовки учащихся VII—IX классов, общеобразовательной школы, основанная на базе программы факультативного курса «Основы семейной экономики», включающая в себя специально отобранные средства информационных технологий (6 программных средств), ресурсы Интернет, демонстрационные файлы (11шт.), конспекты занятий (8 планов-конспектов), дидактические материалы и методические рекомендацииподтверждена эффективность использования средств современных информационных технологий при изучении семейной экономикиразработаны и апробированы в школьной практике методические рекомендации по использованию современных информационных технологий при изучении факультативного курса «Основы семейной экономики» с учащимися УН-1Х классов общеобразовательной школы, опубликовано^ учебно-методическое пособие для учителей"технологии.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Экономические знания в технологической подготовке учащихся основной школы способствуют развитию интереса к технологии и экономике, формированию целостного мировоззрения, позволяют каждому школьнику осмыслить собственный технологический потенциал и более эффективно формировать умения в различных видах деятельности.

2. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований позволяет установить, что средства информационных технологий, используемые в технологической подготовке учащихся основной* школы, выполняют функции инструментов деятельности для решения прикладных задач семейной экономики: ведения учёта, анализа, доходов и расходов семьи, определениястоимости кредита-, поиска информации в Инг тернет, а также как дидактические и методические средства обучения на этапе формирования новых знаний, практической работы и позволяют обеспечить повышение эффективности обучения, личностное становление учащихся.

3. Программные средства по семейной экономике могут быть подразделены на специализированные и неспециализированные. К специализированным относятся программные средства моделирующего типа, которые включают три группы: домашние бухгалтерии, кредитные калькуляторы, счётчики. К неспециализированным относятся программные средства следующих типов: информационно-справочные, игровые, универсальные. В свою очередь, они могут быть дифференцированы на средства экономической направленности, обучающие, профессиональные, статистические программные средства, спра-вочно-правовые системы и базы данных. При этом наибольшим дидактическим потенциалом для использования при изучении факультативного курса «Основы семейной экономики» в процессе технологической подготовки учащихся VII-IX классов из моделирующих программ группы «Домашние бухгалтерии» обладает программа «Асе Money» (разработчик М. В. Парфёнов), среди программ группы «Кредитные калькуляторы» — программа «Кредитный калькулятор» (разработчик А. В. Гусев), из программ группы «Счётчики» -программа «Электросчётчик» (разработчик М. В. Парфёнов). Из игровых программных средств наиболее пригодна для использования на уроках программа «The Sims» (разработчик компания «Maxis»), из информационно-справочных программ «Обучающие программные средства» — электронный учебник «Школьный курс экономики» (издательство «Седьмой волк мультимедиа»), из программ «Справочно-правовые системы» — подборка правовых документов «КонсультантПлюс:СредняяШкола» (издательство «Консультант Плюс»).

4. Методика использования современных информационных технологий при изучении семейной экономики в процессе технологической подготовки учащихся основной школы, созданная на базе программы факультативного курса «Основы семейной экономики», включает: специально отобранные программные средства по семейной экономике, информационные ресурсы Интернет, демонстрационные файлы, систему дидактических материалов: задания, карточки-задания, инструкционно-технологические карты. Дидактической основой методики является индивидуальная и групповая работа учащихся, которая осуществляется в различных условиях технологической подготовки (школа, дополнительное образование, межшкольный учебный комбинат).

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены целесообразным выбором исходных теоретических положений, методов исследования, адекватных поставленным задачам, целенаправленной опытно-экспериментальной работой в разных образовательных учреждениях по предлагаемой методике в течение 2 лет и объективным анализом-её результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования проверялись в ходе опытно-экспериментальной работы. Основные идеи, положения исследования обсуждались и получили одобрение на следующих конференциях и научных сессиях:

Международной, научно-практической конференции «Совершенствование подготовки учителей технологии в условиях реформирования» образования" (г. Москва, февраль 2001 г.);

Всероссийской научно-практической конференции «Социально-антропологические проблемы информационного общества» (г. Киров, декабрь 2005 г.);

Межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы учебно-воспитательной деятельности учреждений образования» (г. Киров, январь 2007 г.) — ежегодных научных сессиях ВГГУ (2001—2005 гг.).

Предлагаемая методика и результаты исследования внедрены в процесс технологической подготовки учащихся средней общеобразовательной школы № 28 г. Кирова, средней общеобразовательной школы № 37 г. Зуевки Кировской области, Центра детского творчества с изучением прикладной экономики г. Кирова, средней общеобразовательной школыд. Чуваши Кирово-Че-пецкого района Кировской области.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Общий объём работы составляет 184 страницы, 8 приложений объёмом 43 страницы. Библиографический список содержит 152 наименования.

Выводы по третьей главе.

Подготовка эксперимента в несколько этапов (изучение и выбор программных средств по семейной экономикеопределение дидактического потенциала выбранных программных средств в ходе экспертной оценки, лабораторного эксперимента и методического анализаразработка программы факультативного курса и учебно-методических материалов их апробацияэкспертная оценка содержания программы факультативакорректировка программы И' материалов с учетом замечаний экспертов) позволили провести эксперимент на соответствующем научно-методическом уровне.

Опытно экспериментальная проверка методики показала, что современные ИТ, могут существенно повысить эффективность технологической подготовки учащихся за счёт активного характера деятельности учащихся, организованного посредством* взаимодействия традиционных и современных средств обучения.

Результаты, полученные в ходе эксперимента (коэффициенты усвоения знаний и, освоения умений), свидетельствуют о том, что положение гипотезы исследования: методика использования современных ИТ на базе программы факультативного курса «Основы семейной экономики» является эффективным средством технологической подготовки школьников, можно считать доказанным.

За экспериментальный период обучения школьниками подготовлены и защищены на положительные оценки творческие проекты с использованием программных средств по семейной экономике. ИТ, используемые при изучении факультативного курса «Основы семейной экономики», могут быть рекомендованы для использования в школах на уроках технологии при изучении раздела «Технологии ведения дома», в технологической подготовке учащихся в учебно-производственных комбинатах и учреждениях дополнительного образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подведем итоги нашего исследования и наметим перспективы развития изучаемого нами направления. В результате проведённого исследования установлено, что экономическая составляющая является неотъемлемой частью технологической подготовки, проявляется в трудовой, предпринимательской, семейной технологической деятельности, способствует повышению эффективности технологической подготовки посредством включения экономических знаний, умений, навыков в содержание обучения. Социально значимой составляющей технологической подготовки является семейная экономика. Её изучение направлено на формирование целостного представления учащихся об экономических вопросах семейной жизни.

ИТ при изучении семейной экономики в технологической подготовке учащихся основной школы целесообразно использовать не только как средства обучения ориентированные на передачу знаний, но и как средства решения прикладных задач семейной экономики, а также как новые средства, способствующие совершенствованию технологической подготовки. Оптимальными вариантами использования современных ИТ являются: решение прикладных задач (ведение учёта денежных средств, анализ, планирование бюджета) при помощи программных средств по семейной экономике, организация проведения исследовательских работ, связанных с поиском информации в Интернет, применение в процессе самостоятельной работы учащихся демонстрационных файлов, способствующих реализации принципов индивидуализации и дифференциации обучения.

Программные средства для изучения факультативного курса «Основы семейной экономики», в соответствии с предложенной типологией, делятся на специализированные и неспециализированные, подразделяющиеся на типы и группы. Из них наибольшим дидактическим потенциалом обладают программные средства: «Асе Money, «Кредитный калькулятор», «Электросчётчик», «The Sims», «Консультант плюс: средняя школа» и «Школьный курс экономики».

Научно-методическими основаниями предлагаемой методики использования современных ИТ при изучении семейной экономики являются лич-ностно-деятельностный подход, концепция технологического образования, теоретические основы использования ИТ в образовательном процессе, теория экономической подготовки. Ведущей методической идеей является интеграция технологической и информационной подготовки. Личностно-деятель-ностный подход реализуется в процессе формирования личностно значимых технологических знаний, умений по семейной экономике, развитии качеств личности обучаемых (экономности, рациональности, бережливости, трудолюбия, аккуратности). Предлагаемая методика, основанная на сочетании традиционных средств, форм и методов обучения с современными средствами ИТ, позволяет развивать творческие способности школьников и решать задачи экономического воспитания.

Развитие современных ИТ, появление новых программных средств по семейной экономике, подключение школ к Интернет, растущий интерес учителей к указанной проблеме сохраняет актуальность данного направления. В качестве перспективы исследования мы видим более глубокую, разработку частных вопросов методики использования средств современных ИТ в технологической подготовке учащихся основной школы, выявление новых программных средств и их адаптацию к потребностям общего среднего образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А. Ф. Пути совершенствования экономического воспитания учащихся в общеобразовательной школе Текст.: дис.. канд. пед. наук / А. Ф. Аменд. Челябинск, 1983. — 145 с.
  2. , А. А. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях Текст. — автореф. дис.. д-ра пед. наук / А. А. Андреев. М., 1999. — 36 с.
  3. , П. Н. Развитие технического творчества учащихся в трудовом обучении учащихся общеобразовательных школ Текст.: дис.. д-ра пед. наук / П. Н. Андрианов. М., 1985. — 520 с.
  4. , Е. В. Формирование экономической культуры школьников в образовательной области «Технология» Электронный ресурс. / Е. В. Анкудинова. — Режим доступа: //www.uni.kgpu.ru. — Загл. с экрана.
  5. , А. И. Судьба семьи в России XXI века Текст. / А. И. Антонов, С. А. Сорокин. М.: Изд. дом «Грааль», 2000. — 411 с.
  6. , Н. В. Информационные технологии в школьном образовании Текст. / Н. В. Апатова- Ин-т общеобраз. школы РАО. М., 1994. — 228 с.
  7. , П. Р. Политехническое образование школьников Текст. / П. Р. Атутов. М.: Педагогика, 1986. — 175 с.
  8. , П. Р. Связь трудового обучения с основами наук Текст.: книга для учителя / П. Р. Атутов, Н. И. Баблин, Ю. К. Васильев. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
  9. , Ю. К. Избранные педагогические труды Текст.: сост. М. Ю. Бабанский / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  10. , С. Я. Профессиональная педагогика Текст. / С. Я. Ба-тышев. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М., 1999. — 903 с.
  11. , Н. Н. Дидактические условия применения автоматизированных учебных курсов в процессе изучения старшеклассниками естественнонаучных дисциплин Текст.: дис.. канд. пед. наук / Н. Н. Белоус. М., 1999. — 182 с.
  12. , А. М. Дистанционное образование на базе новых информационных технологий Текст.: учеб. пособие / Пенз. гос. техн. ун-т —
  13. A. М. Бершадский, И. Г. Кревский. Пенза: Изд-во ПГТУ, 1997. — 54 с.
  14. , В. П. Слагаемые педагогической технологии Текст. /
  15. B. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  16. , А. М. Ресурсы международных экономических организаций в ИНТЕРНЕТ как источник информации при подготовке курса новейшей истории Электронный ресурс. / А. М. Бетмакаев. — Режим доступа: http://www.unilib.neva.ru/dl/327/Theme 1 Загл. с экрана.
  17. , А. К. Технология. Методика обучения технологии 5— 9 кл. Текст.: метод, пособие / А. К. Бешенков, А. В. Бычков, В. М. Казакевич, С. Э. Маркуцкая. М.: Дрофа, 2003. — 224 е.: ил.
  18. C.-Петерб. ун-та, 2002. С. 165−166 // http://ims 2002.nw.ru/02−3fl 1. html — Загл. с экрана.
  19. , А. Н. Учителю технологии (трудового обучения) о современных информационных технологиях Текст.: учебное пособие / А. Н. Богатырёв, А. В. Коптелов, Г. Н. Некрасова. Киров: Изд-во Bill У, 1998. — 124 с.
  20. , А. В. Развитие теории и практики дистанционного образования в России и за рубежом в 80-е годы XX начала XXI века Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. В. Бухарова. — Саратов, 2002. — 27 с.
  21. , Ю. К. Экономическое образование и воспитание учащихся Текст. / Ю. К. Васильев. М.: Педагогика, 1983. — 96 с.
  22. , А. А. Обучение студентов педвузов технологии решения информационно-поисковых задач Текст. / А. А. Витухновская // Информатика и образование. 2003. — № 7. — С. 96−101.
  23. , Ю. С. Информационно-коммуникационные технологии и новая образовательная среда Электронный ресурс. / Ю. С. Воронков, С. В. Кувшинов. Режим доступа: http://ito.edu.ru/ — Загл. с экрана.
  24. , Т. В. Информационные системы в экономике Текст.: учебное пособие: метод, рекомендации для студ. заочного и дистанционного обучения / Ю. С. Воропаева. М., 2001. — 115 с.
  25. , Т. Разработка психологически обоснованной технологии компьютерного обучения Текст. / Т. Гергей, Е. И. Машбиц // Вопросы психологии. 1985.-№ 3. — С. 37−40.
  26. , Б. С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы Текст. / Б. С. Гершунский. -М.: Педагогика, 1987. — 150 с.
  27. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях Текст.: санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. — М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2003.-51 с.
  28. , А. В. Концептуально-методологические основания развития дистанционного образования в системе среднего профессионального образования Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. В. Густырь. — М., 2001.-26 с.
  29. , П. Дети и деньги. Уроки финансового благополучия (для детей и их родителей) Текст. / П. Джейн: пер. с англ. М.: «Олимп — Бизнес», 2003.-288 е.: ил.
  30. Дистанционное обучение Текст.: учеб. пособие / под ред. Е. С. Полат. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 192 с.
  31. , С. Р. Педагогические основы новых информационных технологий в образовании Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Рост, гос. пед. ун-т / С. Р. Доманова. Ростов н/Д, 1995. — 39 с. — Библиогр.: с. 37−39.
  32. , Е. И. Содержание формы и методы обучения учащихся основам семейной экономики Текст.: дис.. канд. пед. наук / Е. И. Дуканова. -Брянск, 1999. 197 с.
  33. , В. И. Методология и методы психолого- педагогического исследования Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. — 2-е изд., стер. — М.: Изд. центр «Академия», 2005.-208 с.
  34. Закон Российской Федерации «О дополнительном образовании» Электронный ресурс. — Режим доступа: // www.edu.ru — Загл. с экрана.
  35. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». Текст. -М.: Омега-Л, 2003. 40 с.
  36. , Ю. С. Индивидуализация обучения школьников в процессе использования электронного учебника Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ю. С. Иванов. Тула, 2004. — 20 с.
  37. , Н. Ю. Технологическая подготовка учащихся по основам предпринимательства в учреждениях дополнительного образования Текст.: дис.. канд. пед. наук / Н. Ю. Ивкина. Киров, 2004. — 192 с.
  38. Интернет в гуманитарном образовании Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / под ред. Е. С. Полат. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-272 с.
  39. Информационное письмо Министерства образования № 03−51−157/13−03. Профильное обучение. Нормативно-методические материалы. Электронный ресурс. — Режим доступа: // http://mon.gov.ru/ э^^Б/Гао/ Загл. с экрана.
  40. Информационные технологии в образовании Текст. / Рос. АН, ИНИОН- [Редкол.: В. А. Виноградов и др.]. — М.: ИНИОН РАН, 1996.135, 1. с. (Информация, наука, общество).
  41. Как защитить диссертацию. Нормативно-правовые аспекты Текст. М:: Компания Спутник+, 2006. — 136 с:
  42. , А. А. Актуальные проблемы технологического образования российских школьников Текст. / А. А. Карачев // Школа и производство.-2003.-№ 2.-С. 2−5.
  43. , К. Н. Педагогические основы производительного труда Текст. / К. Н. Катханов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1987. — 359 с.
  44. Китайгородская- Г. И. Индивидуализация самостоятельной работы студентов индустриально-педагогических факультетов по общей физике Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. И. Китайгородская. М., 1997. -16 с.
  45. , Г. А. Разработка тестов достижений в учебных заведениях профессионального образования Текст. / Г. А. Клюева. — Пермь, 200 Г. — 43 с.
  46. , Г. М. ТСО и методика их использования Текст.: учеб. пособие для- студ. высш. пед. учеб. завед. / Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров: — М.: Изд. центр «Академия», 2002. 256 с.
  47. , Г. А. Педагогические условия экономической подготовки школьников в образовательной области «Технология» Текст.: дис.канд. пед. наук/ Г. А. Кожухова.- М-, 2000--—189 С:
  48. , А. В. Учителю технологии о сети Интернет и её использовании в информационно-технологической подготовке учащихся Текст. / А. В. Копетелов // Школа и производство- 2000. — № 2. — С., 16−23.
  49. , В. Ф. Организационно-педагогические условия реализации : дистанционного *обучения, в среднем специальном учебном заведении Текст.-: автореф: дис. канд. пед. наук / В. Ф Косинова. — Барнаул^ 2001. — 20 с.
  50. Костромцова, В- В. Экономическая подготовка школьников* с исг пользованием компьютеров Текст.: дис.. канд. пед. наук / В. В. Костромцова. Челябинск, 2000. — 190 с.
  51. Котряхов- Н. В. Деятельностный подход к педагогическому процессу в общеобразовательной школе Текст. / Н. В. Котряхов // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2004. — № 10. — С. 88—93.
  52. , Н. В. Теория и практика трудовой школы в.России (1917 1932 гг.) Текст. / Н. В. Котряхов- Л. Е. Холмс- - Киров: Изд-во Киров, пед. ин-та, 1993. — 95 с.
  53. , Т. М. Формирование: психологической готовности учащихся к продуктивному использованию компьютера.Текст.: дис. канд. психол. наук / Т. М. Краснянская. Ставрополь, 1998. — 161 с.
  54. , В. А. Дифференцированное обучение в условиях информатизации технологической подготовки учащихся сельских школ Текст.: автореф. канд.. пед. наук / ВГТУ- В. А. Крысова. — Киров, 2008. -19 с.
  55. , Ф. А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты Текст.: практическое пособие для аспирантов и соискателей учёной степени / Ф. А. Кузин. — 2-е изд. — М.: «Ось-89», 1998.-208 с.
  56. , Л. П. Экономическое образование и воспитание школьников Текст. / Л. П. Кураков. -М.: Просвещение, 1987. 112 с.
  57. , С. А. Технологическая подготовка как средство социальной защиты старшеклассника Текст.: дис.. канд. пед. наук / С. А. Кушниров. М., 2005. — 170 с.
  58. , А. В. Методика обучения школьников основам предпринимательства на уроках технологии Текст.: учебно-метод. пособие / А. В. Леонтьев. Казань: Изд-во «Абак», 1999. — 84 с.
  59. , А. В. Технология предпринимательства. 9 кл. Текст.: учеб. для общеобразоват. учеб заведений / А. В. Леонтьев.— М.: Дрофа, 2000.- 192 с.
  60. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. Изд. 2-е. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  61. , И. Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 186 с.
  62. , Б. Ф. Человек и техника. Очерки инженерной психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. М.: Сов. радио, 1966. — 184 с.
  63. , Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения Текст. / Е. И. Машбиц. М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  64. Методическое письмо «Об использовании метода проектов в образовательной области „Технология“ Электронный ресурс. — Режим доступа: // http: som.fio.ru- Загл. с экрана.
  65. , С. Ю. Экономическая*подготовка молодёжи в системе до-' полнительного образования Текст.: дис.. канд. пед. наук / С. Ю. Михин. -Екатеринбург, 1993. — 185 с.
  66. , А. В. Информатика Текст.: учеб. пособ. для студ. пед. вузов / под ред. Е. К. Хеннера — А. В. Могилев и др. — М.: Изд. центр „Академия“, 2000.-816 с.
  67. , В. А. Психолого-педагогические проблемы обеспечения компьютерной грамотности учащихся Текст. В. А. Монахов // Вопр. психологии. 1986. -№ 3. — С. 22.
  68. , Г. Н. Методические основы разработки и проведения спецкурса „Современные информационные технологии в обучении“ в системе технологической подготовки студентов педвузов Текст.: дис. .канд. пед. наук / Г. Н. Некрасова. М., 1997. — 179 с.
  69. , Г. Н. Подготовка учителя технологии к использованию средств информационных технологий в профессиональной деятельности Текст.: монография / Г. Н. Некрасова. М.: Изд-во „Школа будущего“, 2004. — 255 с.
  70. , Г. Н. Деловые игры на уроках технологии Текст.: учеб.-метод. пособие для студ. высш. учеб. завед., обучающихся по спец. 30 600 — технология и предпринимательство / Г. Н. Некрасова, Н. Ю. Ивки-на. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2002. — 91 с.
  71. , Г. Н. Применение игровых программных средств в технолого-экономической подготовке школьников Текст.: учеб. пособие / Г. Н. Некрасова, JI. Г. Четверикова: Киров: Изд-во ВГГУ, 2002. — 72 с.
  72. , А. М. Как работать над диссертацией Текст.: пособие в помощь начинающему педагогу-исследователю / А. М. Новиков. — М.: Педагогический поиск, 1994. 146 с.
  73. , Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) Текст. / Д. А. Новиков. М.: МЗ-Пресс, 2004. — 67 с.
  74. , Н. В. Педагогический эксперимент при изучении общетехнических дисциплин в педвузе Текст.: метод, пособие / под ред.
  75. A. Н. Богатырева. М., 2000. — 44 с.
  76. , С. В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении Текст. / С. В. Панюкова. — М.: Изд-во ИОСОО РАО, 1998. 225 с.
  77. , Л. К. Дидактика образовательной области технология Текст. / Л. К. Патрушева. Киров: Изд-во ВГГУ, 2006. — 216 с.
  78. , Л. К. Интерьер жилого дома. Уроки технологии с применением Альбома заданий с печатной основой Текст. / Л. К. Патрушева, И. Г. Чибакова, О. В. Бакина. Киров: Изд-во ВятГПУ, 2001. — 72 с.
  79. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед. /
  80. B. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997.-512 с.
  81. Педагогика Текст.: учеб. для студ. пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Пед. о-во России, 2002. 608 с.
  82. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996.-311 с.
  83. Педагогические основы производительного труда Текст.-3-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1987. — 359 с.
  84. , И. В. Экономическое воспитание учащихся основной школы на.уроках технологии Текст.: дис.. канд. пед. наук / И. В. Петрикова.-М., 2002.- 175 с.
  85. , В. А. Экономическая подготовка школьников Текст. / В: А. Поляков, И. А. Сасова// Школа и производство. — 1994. — № 6. — С. 5−8:
  86. Примерная программа основного общего образования по направлению „ТЕХНОЛОГИЯ. ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД“ Электронный ресурс-Режим доступа ://http: som.fio.ra—Загл. с экрана.
  87. Программные средства в учебном процессе и научных исследованиях Текст.7 Сарат. гос. техн. ун-т. — Саратов: Изд-во Сарат. гос. техн. ун-та, 1995.-69, [3] с. •
  88. Психология Текст.: учеб. / под ред. А. А. Крылова. М.: ПБОЮЛ Ml А. Захаров, 2001.-566 с. ,
  89. , В. К. Методика экономического воспитания школьников Текст. / В. К. Розов, Б. П. Шемякин, П. А. Шемякин. — М.: Просвещение, 1985. 160 с.
  90. Роль повышения финансовой грамотности населения в реализации Национального проекта „Образование“ Электронный ресурс. Режим доступа: // http://www.minfin.ru/ru/p — Загл. с экрана.
  91. , А. В. Методика подготовки и проведения тестового контроля в учебном процессе Текст. / А. В. Романов. — Чебоксары: „Клио“, 1998. — 47 с.
  92. Российская педагогическая энциклопедия (Текст.: в 2 т. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 672 е.: ил. — Т. 2. — М — Я.
  93. Сайт методической поддержки учителей Электронный ресурс.— Режим доступа: //http://school.iot.ru/index. php? option=comcontent&task= view&id=38&Itemid=123] Загл. с экрана.
  94. , И., А. Социально-экономическое образование и воспитание учащихся Текст. / И. А. Сасова // Народное образование. 2001. — № 10. — С. 165−170.
  95. , И. А. Экономические критерии оценки эффективности производительного труда школьников» Текст.: метод, рекомендации / И. А. Сасова. М.: РАО, 1993. — 27 с.
  96. , И. А. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки Текст. / И. А. Сасова, А. Ф. Аменд — под ред. В. К. Розова-М.: Просвещение, 1988. 192 с.
  97. , Е. Б. Организационно-педагогические модели дистанционного обучения в^высшей школе Текст.: автореф: дис.. канд. пед. наук / Е. Б. Сергиенко. Казань, 2001. — 23 с.
  98. , JI. Н. Содержание, формы, и методы обучения основам предпринимательства^ в-процессе технологической подготовки школьников Текст.: дис.. канд. пед. наук / JI. Н.'Серебренников. М., 1994.— 206 с.
  99. , В. Д. Основы домашней экономики Текст. / В1 Д< Си-моненко. Брянск: Изд-во БГПУ, 1996. — 113 с.
  100. , В. Д. Технологическая культура и образование Текст. / В. Д. Симоненко. Брянск: Изд-во БГУ, 2001. — 214 с.
  101. , В. Д. Технология. Трудовое обучение Текст.: учеб. для учащихся 8 кл. общеобразоват. школы / В. Д. Симоненко, Н. JI: Бронников, П. С. Самородский, Н. В. Синица. -М.: «Вентана — Граф», 1999. 240 с.
  102. , В. Д. Технологическое образование в-школе: сущность, основные черты и пути развития Текст. / В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых // Школа и производство. — 1999. — № 5. С. 2−5.
  103. , В. Д. Семейная экономика Текст.: учеб. пособие для 7—8 кл. общеобразоват. учрежд. Образовательная область «Технология». — 2-е изд., испр. и доп. / В. Д. Симоненко, О. И. Шелепина. М.: Вита — Пресс, 2002.- 192 с.: ил.
  104. , Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность Текст.: учеб. пособие для преподавателей / Г. Б. Скок — отв. ред. Ю. А. Кудрявцев. -М.: Пед. о-во России, 2000. 102 с.
  105. , В. А. Субъектно-деятельностный подход в общем и профильном образовании Текст. / В. А. Сластёнин // Сибирский педагогический журнал. 2001. — № 5. — С. 17−30.
  106. , А. В. Средства новых информационных технологий в обучении физике Текст. / А. В. Смирнов. -М.: Прометей, 1996. 184 с.
  107. Состояние и направления развития экономического образования Текст. // Экономика в школе. — 2002. — № 1. — С. 3—9.
  108. , Н. В. Программно-методические средства в учебном процессе общеобразовательной школы Текст. / Н. В. Софронова. М.: ИИОРАО, 1998. — 178 с.
  109. , Н. В. Типология современных методов применения средств ИКТ в системе общего образования Электронный ресурс. — Режим доступа: Интернет-журнал «Эйдос». 2005.— 21 мая. http://www.eidos.ru7 journal/2005/052l.htm. — Загл. с экрана.
  110. Стандарт среднего (полного) общего образования по Технологии Электронный ресурс. — Режим доступа: // www. teacher — edu.ru Загл. с экрана.
  111. Страна- одна, жизнь разная Текст. // Аргументы и факты.— 2005.-№ 50.
  112. Страховая газета Текст. // Болезни роста. 2006. — № 4 (90). — 8 с.
  113. , Р. С. Обучение основам предпринимательства в процессе технологической подготовки школьников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Р. С. Стулов. Шуя, 2005. — 18 с.
  114. , Н. Ф. Внедрению компьютеров в учебный процесс научную основу Текст. / Н. Ф. Талызина // Советская педагогика.— 1985.— № 12.-С. 45−48.
  115. , Н. Г. Технологическая подготовка младших школьников с использованием средств информационных технологий Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 /Н. Г. Тарасова. Киров, 2003. — 189 с.
  116. , Т. С. Изучение домашней экономики — основа экономического образования в школе Текст. / Т. С. Терюкова// Школа и производство. 1995. -№ 6: — С. 83.
  117. Технологическое образование в школе и вузе в условиях модернизации образования Текст.: материалы междунар. науч.-практ. конф. МПГУ 4−5 февраля 2003 г. М.: Изд-во «Эслан», 2003. — 432 с.
  118. Технологическое образование школьников: состояние, проблемы, перспективы Текст.: материалы межрегион, науч.-практ. конф. 27−28 марта 2002 г. / под ред. В. Д. Симоненко. Брянск: Изд-во БГУ, 2002. — 204 с.
  119. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей Текст. // Народное образование. — 2001. № 10. — С. 265−269.
  120. , И. Н. Информационные технологии на уроках технологии в средней школе Текст.: учеб.-метод. пособие / И. Н. Титов, Н. Е. Чикишева, Н. П. Шипицын. Киров: Изд-во ВГПУ, 2000. — 51 с.
  121. , JI. Р. Педагогические условия подготовки учащихся 5— 10 классов к рациональному ведению домашнего хозяйства Текст.: дис.. .канд. пед. наук / Л. Р. Третьякова. — М., 1994. — 184 с.
  122. , А. Ю. Информатизация школы и Интернет Текст. / А. Ю. Уваров // Информатика и образование. — 2002. № 1. — С. 265−269.
  123. Федерация Интернет-образования Электронный ресурс. — Режим доступа: // http://www.fio.ru — Загл. с экрана.
  124. , А. Н. Экономическое воспитание в школе и дома Текст. / А. Н. Фёдоров. Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1990. — 127 с.
  125. , А. Б. Дети и деньги: особенности экономической социализации Текст. / А. Б. Фенько // Вопр. психологии. — 2000. № 2. — С. 94−102.
  126. , Л. П. Хорошие девочки не-становятся богатыми: 75 финансовых ошибок, которые обычно совершают женщины Текст.: пер. с англ: / Лоис П. Франкел. — М.: ООО «И. Д. Вильяме», 2007. ил. — 255 с.
  127. , А. А. Интегративный подход в экономическом.образовании старшеклассниковТекст.: дис.. канд. пед. наук / А. А. Харунжев. -Киров, 2000. 200 с.
  128. , Е. В. О’некоторых социальных проблемах информационного общества Текст. // Социально-антропологические проблемы информационного общества: материалы всерос. науч.-практ. конф. / Е. В. Харунжева. Киров. 2005. — 198 с.
  129. , Н. Методика обучения орфографии с применением новых информационных технологий в общеобразовательных учебных заведениях Электронный ресурс. Режим доступа: / http://www.ug.ru/ugpril/ ol/97/06/t3l.htm. — Загл. с экрана.
  130. , Т. В. Содержание и методика обучения учащихся 8— 9 классов образовательной области Технология (на примере раздела «Домашний мастер) Текст.: дис.. канд. пед. наук / Т. В. Хохлова. Брянск, 2002.- 175 с.
  131. , А. В. Интернет в деятельности российских школ на современном этапе Электронный ресурс. — Режим доступа: // Интернет-журнал «Эйдос». 2000.- 31 января, http://www.eidos.ru/ioumal/2000/ 0131 .htm. — Загл. с экрана.
  132. , И. А. Применение новых информационных технологий при изучении общетехнических дисциплин Текст.: дис.*. канд. пед. наук / И. А. Цвёлая. — Брянск, 2000. 323 с.
  133. , В. С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях Текст. / В. С. Черепанов. М.: Педагогика, 1898. — 152 с.
  134. , JI. Г. Игровые программные средства в информационно-технологической и методической подготовке учителя технологии Текст.: дис.. канд. пед. наук / JI. Г. Четверикова. Киров, 2003. — 190 с.
  135. , JI. Г. Игровые программные средства в информационно-технологической и методической подготовке учителя технологии Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. Г. Четверикова. -Киров, 2003. — 21 с.
  136. , Н. Н. Теоретико-методические основы технологической подготовки школьников Текст. / Н. Н. Шамрай. М.: ИОСО РАО, 1999.— 95 с.
  137. , Б. П. Экономическое воспитание школьников: вопросы теории и методики Текст. / Б. П. Шемякин. М.: Педагогика, 1986. — 96 с.
  138. , В. А. Использование Интернет в школьном образовании Электронный ресурс. / В. А. Шкаберин. Режим доступа: //http://rsi.spb.fio.ru/db/doc/ Загл. с экрана.
  139. , С. М. Методические основы организации и проведения проектной деятельности учащихся старших классов в условиях межшкольных учебных комбинатов Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. М. Шустов. Киров, 2000. — 18 с.142
Заполнить форму текущей работой