Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Сущность понятий метод обучения, приём обучения, средства обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Прежде чем применить то или иное средство обучения, нужно выделить учебный материал, при изучении которого возможно и целесообразно использование этого средства. В конкретной учебной ситуации необходимо установить, способствует ли использование средства обучения усвоению учащимися знаний и умений по учебной теме, достижению учебной цели, воспитанию, активизации мыслительной деятельности. При… Читать ещё >

Сущность понятий метод обучения, приём обучения, средства обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленные на овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие в процессе обучения. Творческая деятельность преподавателя состоит в том, чтобы рационально использовать в учебном процессе методы, обеспечивающие наилучшее достижение поставленной цели.

В педагогике приняты несколько классификаций методов обучения, имеющих разные основания:

  • · по источнику учебной информации:
    • — наглядные,
    • — словесные,
    • — игровые,
    • — практические;
  • · по способам взаимодействия обучающих и обучающихся:
  • — объяснительно-иллюстративный,
  • — частично-поисковый,
  • — проблемный,
  • — исследовательский.

В предлагаемой классификации методы делятся, прежде всего, на две группы:

ь методы, направленные на первичное овладение знаниями, ь методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний и овладению умениями и навыками.

В зависимости от степени активности учащихся в процессе обучения методы первой группы делятся на информационно-развивающие и проблемно-поисковые, второй — на репродуктивные и творчески-воспроизводящие.

Большое место занимают информационно-развивающие методы (лекция, объяснение, рассказ, беседа), в которых преподаватель играет более активную роль, чем студенты.

Для закрепления знаний и совершенствования умений особенно часто используют репродуктивные методы (пересказ — воспроизведение студентами учебного материала, выполнение упражнений по образцу, лабораторных работ по инструкции).

Эти методы более ориентированы на запоминание и воспроизведение учебного материала, менее — на развитие творческого мышления, активизацию самостоятельной познавательной деятельности.

Прием обучения — это часть метода, которая усиливает, повышает его эффективность. Так, в практике обучения широко используются наглядные приемы обучения, сопровождающие лекцию, объяснение, рассказ, беседу: показ изображений на таблицах, плакатах, учебных картах, демонстрация моделей, натуральных объектов, устройств, механизмов.

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение студентом, а на самостоятельное овладение студентом знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности.

Особенности активных методов обучения состоят в побуждении студентов к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление студента к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других студентов.

Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание понять не только усваиваемую учебную информацию, но и способы ее добывания, критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.

Познавательная активность и познавательная самостоятельность — качества, характеризующие интеллектуальные способности человека к учению.

Активные методы обучения могут быть использованы на разных этапах учебного процесса: при первичном овладении знаниями, закреплении и совершенствовании знаний, формировании умений и навыков.

В зависимости от направленности на формирование системы знаний или овладение умениями и навыками активные методы обучения делят на неимитационные и имитационные.

Имитационные предполагают, как правило, обучение профессиональным умениям и навыкам и связаны с моделированием профессиональной деятельности. При их применении имитируются как ситуации профессиональной деятельности, так и сама профессиональная деятельность.

Имитационные методы, в свою очередь, делят на игровые и неигровые в зависимости от принимаемых студентами условий, выполняемых ими ролей, взаимоотношений между ролями, устанавливаемых правил, наличия элементов состязательности при выполнении заданий.

  • · неигровые: анализ конкретных производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, упражнения-действия по инструкции (лабораторные и практические работы по инструкции), выполнение индивидуальных заданий в процессе производственной практики;
  • · игровые: имитация деятельности на тренажере, разыгрывание ролей (элементы деловой игры), деловая игра.

Неимитационные: проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, поисковая лабораторная работа, исследовательский метод, самостоятельная работа с обучающей программой (программированное обучение), самостоятельная работа с книгой.

К информационно-развивающим относятся такие методы, с помощью которых студенты получают учебную информацию в готовом виде: или в изложении преподавателя (лекция, рассказ, объяснение, беседа), или диктора (учебный кинофильм), или путем самостоятельного чтения учебника, учебного пособия, посредством обучающей программы (программированное обучение) (рис. 1).

Информационно-развивающие методы.

Рисунок 1. Информационно-развивающие методы.

Средства обучения

Для повышения качества подготовки специалистов существенное значение имеет уровень развития учебно-материальной базы. Широкое внедрение в учебный процесс современных средств обучения дает возможность организовать учебно-познавательную деятельность студентов на более высоком уровне, повысить интенсивность труда преподавателей и студентов. Умелое применение средств обучения позволяет значительно увеличить долю самостоятельности студентов, расширить возможности организации на уроке их индивидуальной и групповой работы, развивать умственную активность и инициативу при усвоении рабочего материала.

Средства обучения как составная часть материально-технического оснащения учебного заведения представляют собой совокупность предметов, которые заключают в себя учебную информацию или выполняют тренирующие функции и предназначены для формирования у студентов знаний, умений и навыков, управления их познавательной и практической деятельностью, всестороннего развития и воспитания.

Применение средств обучения дает более точную информацию об изучаемом явлении, объекте, процессе и тем самым способствует повышению качества обучения. С их помощью обучение становится более наглядным, что делает доступным самый сложный учебный материал.

Виды средств обучения достаточно разнообразны.

Классификация средств обучения определяется по совокупности двух признаков: поставленной дидактической задаче и способу ее реализации.

Согласно названным признакам выделяют следующие группы средств обучения: учебно-наглядные пособия, вербальные средства обучения, специальное оборудование, технические средства обучения (рис. 2).

Группы средств обучения.

Рисунок 2. Группы средств обучения.

Учебно-наглядные пособия — это совокупность средств обучения, предназначенных для демонстрации студентам и обеспечивающих формирование у них конкретных образов предметов и явлений действительности. Все эти средства могут предъявляться без помощи технических средств.

Учебно-наглядные пособия по способу отображения объекта изучения делятся на натуральные, изобразительные и знаковые (рис. 3).

метод приём обучение право.

Классификация учебно-наглядных пособий.

Рисунок 3. Классификация учебно-наглядных пособий.

Натуральные пособия представляют собой образцы объектов окружающей среды как природного (гербарии, коллекции минералов, чучела животных и др.), так и искусственного (детали, машины, приборы, инструменты) происхождения. Они дают объемное представление о предметах.

Изобразительные пособия дают изображение изучаемого объекта. Они могут быть плоскостными (плакаты, рисунки, фотографии) объемными (статическими: модели, макеты, муляжи и т. д.; динамическими: действующие модели, динамические плакаты, стенды).

Знаковые пособия подразделяют на схематические (чертежи, схемы) и символические (формулы, графики, диаграммы). Знаковые наглядные пособия изображают основные принципиально важные элементы явления, объекта, процесса.

Вся эта группа средств обучения используется для иллюстрации, дополнения, детализации учебного материала, для акцентирования внимания на отдельных положениях учебных вопросов, а также для обобщения и систематизации усвоенной информации.

К вербальным (словесным) средствам обучения относят учебную и учебно-методическую литературу, словари, инструкционные карты, дидактические материалы.

Данную группу средств применяют в учебном процессе для углубления знаний и умений студентов, для самостоятельного изучения ими учебного материала, выполнения практических заданий.

Специальное оборудование охватывает совокупность предметов, ориентирующих студентов на практическую деятельность. К ним относятся орудия и средства труда, применяемые в профессиональной деятельности специалиста и используемые в учебных целях, лингафонные кабинеты, тренажеры, средства для проведения лабораторных и практических работ. Эту группу средств преподаватель использует при объяснении в качестве демонстрационного оборудования для иллюстрации, доказательства теоретических положений. Особые преимущества специальное оборудование имеет для формирования практических профессиональных умений.

Технические средства обучения (ТСО) — технические устройства, с помощью которых дается учебная информация и контролируется ее усвоение.

Сами ТСО не содержат информации, она находится в носителях этой информации в слайдах, кинофильмах, магнитофонных лентах и т. д.

По выполняемым педагогическим функциям ТСО делятся на три группы: технические средства информации (аудиовизуальные); технические средства программированного обучения и контроля знаний (информационно-контролирующие); тренажерные.

Технические средства информации широко используют для формирования новых знаний. Они облегчают передачу учебной информации, помогают управлять вниманием студентов, экономят время.

Использование аудиовизуальных средств содействует повышению научности обучения, позволяет студентам воспринимать самую разнообразную информацию об объектах и явлениях, которую в учебном заведении иным путем усвоить невозможно.

Тренажеры применяются для практического обучения, причем они создаются для формирования умений сравнительно узкого назначения.

С помощью тренажеров решаются вполне определенные задачи, поэтому их использование в учебном процессе наименее гибкое в методическом отношении.

К числу средств, претендующих на коренное преобразование образовательного процесса, следует отнести разнообразную компьютерную и информационную технику и технологии.

В отличие от традиционных образовательных технологий информационная технология имеет предметом и результатом труда информацию, а орудием — компьютер.

Организация информационных процессов в рамках информационных образовательных технологий предполагает выделение таких базовых процессов, как передача, обработка, организация хранения и накопления данных, формализация и автоматизация знаний, и обусловливает появление совершенно новых средств обучения.

Можно выделить такие новые средства:

ь компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы;

ь обучающие системы на базе мультимедиатехнологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;

ь интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях;

ь распределенные базы данных по отраслям знаний;

ь средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т. д.;

ь электронные библиотеки.

Информационно-компьютерные средства могут обеспечить реальную возможность повышения эффективности педагогической деятельности. Они способны не только внести коренные преобразования в само понимание категории «средство» применительно к процессу обучения, но и существенно повлиять на цели, содержание, организационные формы, методы обучения, воспитания и развития обучающихся в учебных заведениях любого уровня и профиля.

Условия эффективного применения средств обучения

Прежде чем применить то или иное средство обучения, нужно выделить учебный материал, при изучении которого возможно и целесообразно использование этого средства. В конкретной учебной ситуации необходимо установить, способствует ли использование средства обучения усвоению учащимися знаний и умений по учебной теме, достижению учебной цели, воспитанию, активизации мыслительной деятельности. При подборе средства обучения решают: нужно ли демонстрировать на учебном занятии фильм или полезнее составить таблицу; отвлекает ли эмоциональное воздействие фильма от его содержания; нет ли в фильме материала, не связанного с учебной темой; помогает ли применение выбранных средств обучения достижению цели урока и решению основных методических задач обучения, способствует ли наглядность воспитанию у студентов положительного отношения к труду, самостоятельности и активности, развитию творческого мышления.

Немаловажно определить момент подачи средства обучения на учебном занятии, наиболее соответствующий логике учебно-познавательного процесса. В максимальной степени следует учитывать последовательность изучения учебного материала: используемое средство должно логично дополнять и иллюстрировать как в начале, по ходу, так и в конце изложения темы.

Необходимо тщательно продумать, как использовать наглядный материал в конкретной учебной работе, как активизировать и направить познавательную деятельность студентов в процессе их подготовки к восприятию наглядных средств.

Чтобы дидактическое средство принесло необходимый эффект при педагогически правильном его применении, оно должно отвечать ряду определенных дидактических требований, прежде всего соответствовать задачам подготовки специалиста. Преподносимая с помощью средств обучения информация должна соответствовать современным научным знаниям и согласовываться с содержанием учебной программы и учебника.

Информация, передаваемая с помощью средств обучения, должна быть доступной. Доступность проявляется не в упрощенном изложении, а в тех или иных особенностях подачи учебной информации, учитывающих опыт, круг интересов и уровень знаний студентов.

При обобщении и закреплении знаний необходимо использовать принципиально другие виды наглядности, чем т. е. которые были применены при актуализации знаний. Как правило, они должны быть более концентрированными и обобщающими, часто охватывающими представленные ранее в отдельности средства наглядности. Эти средства передают ту же информацию, но в более крупных блоках (например, обобщающие схемы).

Количество используемых средств, особенно экранно-звуковых, на одном учебном занятии должно быть достаточно ограниченным. Это объясняется тем, что их чрезмерное использование ведет к переутомлению студентов.

Целесообразно к учебным программам в виде приложения иметь перечень дидактических средств с указанием темы их применения.

При создании комплекса средств обучения необходимо учитывать конкретные задачи обучения и воспитания, характер и объем учебной информации, подлежащей усвоению, уровень развития студентов, их жизненный опыт. Очень важно в рамках этой работы проанализировать содержание учебного материала, выделить в нем логические «порции» и разработать для передачи каждой порции соответствующую методику, определить рациональные способы предъявления учебной информации, способы обобщения, систематизации, повторения, закрепления учебного материала, проверки знаний и умений студентов.

Разработка дидактических средств и включение их в состав комплекса требуют учета большого количества факторов, влияющих на результативность педагогического процесса. Основными факторами являются соответствие компонентов комплекса содержанию изучаемого материала, частным методическим задачам, методам обучения, требованиям рационального использования учебного времени.

Дидактические возможности отдельных видов средств обучения

Учебно-наглядные пособия. Натуральные пособия дают конкретное целостное представление об объектах.

Макеты и технические модели позволяют студентам познакомиться с реальным объектом.

Технический чертеж передает точно, в виде символов, существенные пространственные признаки объекта (размеры, внешний вид и т. д.).

Графики и диаграммы применяют для наглядного показа количественных и временных зависимостей. При помощи графиков можно представить сущность и характер изучаемого явления, в сжатой, конкретной и понятной форме указать абстрактные взаимосвязи (например, функциональные зависимости). Диаграммы используют для сравнения одинакового признака нескольких объектов.

Схемы показывают главное в объекте, внешнее сходство с самим объектом на них отсутствует или сведено к минимуму.

Для схематического изображения того или иного учебного материала служат таблицы. Они дают возможность увидеть в четкой и компактной форме его структуру, легче запомнить и воспроизвести увиденное в памяти.

Особо следует отметить роль классной доски. Ценность ее в том, что записи, чертежи, зарисовки можно делать на ней последовательно в процессе работы преподавателя и студентов, создавать условия для установления внутренних логических связей и зависимостей, ошибки легко устранять, способы решения познавательной задачи варьировать.

Доска используется как для объяснения нового материала, так к для организации самостоятельной работы студентов, оформления индивидуальных ответов при проверке знаний и умений.

Вербальные средства обучения. Среди них особая роль принадлежит учебной литературе для студентов, являющейся важнейшим источником знаний, а вместе с тем и средством, стимулирующим познавательный интерес, самостоятельное познание, активность студентов.

Дидактические материалы — вид средств обучения, которые получили достаточно широкое распространение в последние годы. По своему характеру они очень разнообразны и могут выступать в качестве самостоятельного источника знаний, на основе которых протекает познавательный процесс, а могут служить подспорьем другим средствам обучения (учебнику, дополнительной литературе, учебным кинофильмам, учебному телевидению и др.).

Дидактические материалы дают возможность более рационально использовать время, дифференцировать процесс обучения, осуществлять оперативный контроль знаний и умений, корректировать учебную деятельность студентов.

Наиболее доступным и мобильным дидактическим материалом являются карточки, на которые заносятся вопросы, задачи, упражнения, образцы решения задач, алгоритмичные и неалгоритмичные предписания. Эти задания могут быть представлены как в текстовой форме, так и в виде рисунков, схем, диаграмм и т. д. Часто задания дифференцируются по степени сложности.

Аудиовизуальные средства обучения по характеру предъявления учебной информации делятся на экранные, звуковые, экранно-звуковые.

К экранным средствам относятся учебные диафильмы, серии диапазитов (слайды), транспаранты для графпроектора, не озвученные кинофильмы разных типов, материалы для эпипроекции.

Звуковые средства — учебные радиопередачи, магнитофонные и грамзаписи — имеют широкие возможности для обучения.

По целям и дидактическому назначению передачи учебного радио, звукозаписи можно условно разделить на:

  • · мотивационно — познавательные (создающие определенный эмоциональный настрой, вызывающие интерес к обсуждаемому и побуждающие к самостоятельной деятельности);
  • · проблемные (создающие условия для возникновения проблемной ситуации и активизации познавательной деятельности;
  • · обучающие (выступающие в качестве источника новых знаний;
  • · обобщающе-повторительные (дающие в концентрированной форме и под новым углом зрения наиболее существенное в изучаемом материале);
  • · иллюстративные (поясняющие и дополняющие материал учебника, диапозитивы, рассказ преподавателя, ответы студентов).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой