Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Аспирантура как научно-образовательная система развития кадрового потенциала высшей школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Системный подход к изучению аспирантуры как исторически сложившегося и продолжающего развиваться образовательного института позволяет констатировать взаимосвязь отдельных ее элементов и их влияние на успешность подготовки аспирантов. Это следующие элементы: кафедра как первичный научно-педагогический коллектив, в котором обучается аспирантнаучный руководитель как важнейший агент профессиональной… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА АСПИРАНТУРЫ КАК НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
    • 1. 1. Аспирантура в контексте проблемы развития кадрового потенциала высшей школы
    • 1. 2. Аспирантура как компонент системы образования взрослых
      • 1. 2. 1. Образование взрослых как психолого-педагогическая проблема
      • 1. 2. 2. Аспирантура как послевузовская система образования взрослых
    • 1. 3. Аспирантура как объект психолого-педагогического знания. ^
    • 1. 4. Аспирантура как педагогическая система
      • 1. 4. 1. Системный подход в педагогике. ^
      • 1. 4. 2. Характеристика аспирантуры как научно-образовательной систе
  • 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ ЛИЦ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В АСПИРАНТУРЕ РЕГИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
    • 2. 1. Схема и методы исследования
    • 2. 2. Динамика личностных черт контингента аспирантов. Основные тенденции
    • 2. 3. Моделирование системы отношений субъекта образовательного процесса в эмпирическом исследовании
    • 2. 4. Эмпирические данные по исследованию структуры отношений
    • 2. 5. Первичный научно-образовательный коллектив (кафедра) как элемент системы подготовки кадров аспирантов
    • 2. 6. Научный руководитель как элемент системы подготовки кадров аспирантов
    • 2. 7. Индивидуальная мотивация аспирантов как элемент системы подготовки кадров аспирантов
    • 2. 8. Специальные способности аспирантов к научной деятельности как элемент системы аспирантуры
    • 2. 9. Факторный анализ структуры отношений аспирантов внутри выделенных групп

Аспирантура как научно-образовательная система развития кадрового потенциала высшей школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Деятельность высшей школы, ее научный и педагогический потенциал всегда во многом определяли социокультурную ситуацию в России. Состояние образовательного процесса и науки в вузах в значительной степени зависит от уровня подготовки научных и педагогических кадров в аспирантуре. В связи с этим возникает потребность комплексного изучения этой педагогической системы, ее назначения, целей обучения в ней, современных проблем ее функционирования в процессе подготовки кадров высшей квалификации.

Проблема эффективной подготовки аспирантов принадлежит к числу актуальных и недостаточно изученных. Социальная значимость этой проблемы еще в 1920;е гг. отмечалась Б. Г. Ананьевым, который обращал внимание на то, что «будущее науки может быть развито и понято из проблемы аспирантуры, не решенной, далеко еще не решенной проблемы». В настоящее время эта проблема не стала менее значимой, ее актуальность приобрела свой контекст.

Одна из особенностей состояния аспирантуры заключается в том, что в эту систему пришло поколение молодых людей, сформировавшихся в новых исторических, социально-экономических и общественно-политических условиях. Это молодежь с иной системой ценностей, с иными жизненными планами, значительно дифференцированная по социокультурным и материальным характеристикам, социальной активности и мотивации научной деятельности.

Основное направление дальнейшего совершенствования аспирантуры как ключевого звена в структуре послевузовского профессионального образования — это прежде всего повышение качества подготовки научных и научно-педагогических кадров. При этом очень важно, чтобы была реализована возможность обновления содержания образования, развивались и укреплялись научные школы, совершенствовались организационные основы аспирантуры.

Совершенствование научного потенциала высшей школы невозможно без исследования продуктивности научной и педагогической деятельности (Г.Б. Скок, З. И. Есарева, Н. В. Кузьмина, В.И. Мареев), без изучения педагогических условий повышения профессионального мастерства преподавателей вуза в процессе перехода к университетскому образованию (И.И. Семенова). Большой вклад в решение проблемы внесли исследования становления и развития квалификационных работ в России (Н.И. Загузов и др.). В контексте совершенствования диссертационных исследований аспирантов разрабатывается методология научного исследования, в частности, педагогического (В.И. Загвя-зинский, В. И. Журавлев, А. И. Кочетов. В. В. Краевский, B.C. Леднев, Л. И. Новикова, В. В. Полонский, Ю. С. Тюников и др.).

Аспирантура постоянно служит объектом социологических исследований (М.В. Соколова и др.). Разрабатываются механизмы формирования научно-кадрового потенциала в условиях переходной экономики (А.Л. Абаев и др.), исследуются факторы успешности обучения аспирантов (И.А. Трофимова, В.Н. Раскин), средства педагогической коммуникации в процессе обучения иностранному языку в аспирантуре (Г.Н. Подъелец).

В науке и практике большое внимание уделяется проблеме поддержки молодых ученых и талантливой молодежи, формированию государственных образовательных стандартов послевузовского профессионального образования, обсуждается вопрос об образовательных программах в аспирантуре, о нормативно-методическом обеспечении управления качеством подготовки кадров высшей квалификации и научно-исследовательской деятельностью аспирантов. Появляется опыт подготовки аспирантов по отдельным отраслям, в частности, психологии, педагогики, менеджмента и предпринимательства. Однако системного анализа деятельности аспирантуры в контексте развития кадрового потенциала высшей школы практически нет. Недостаточно обращено внимания на психолого-педагогические аспекты деятельности аспирантуры, преобладают социально-управленческие работы.

Таким образом, можно отметить противоречие между потребностью в • изучении аспирантуры как системы развития кадрового потенциала высшей школы и отсутствием системных педагогических исследований в этой области, что и определило выбор темы исследования. Исследуя аспирантуру как систему развития кадрового потенциала, мы акцентировали внимание на источниках, возможностях, средствах, запасах, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения задачи подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей школы.

Объект исследованияаспирантура как социально-педагогическая система послевузовского образования.

Предмет исследования — аспирантура в региональном университете как научно-образовательная система развития кадрового потенциала высшей школы.

Цель исследования— систематизировать междисциплинарное знание об аспирантуре, представив ее как научно-образовательную систему в контексте проблемы развития кадрового потенциала высшей школы, изучить взаимосвязи отдельных ее элементов и их влияние на успешность подготовки аспирантов.

Гипотезы исследования:

1. Аспирантуру можно рассматривать как научно-образовательную систему развития кадрового потенциала высшей школы, основой которой является научное образование в сочетании с профессиональным и общим, предполагающее двойной продукт: научное знание, полученное в результате диссертационного исследования, личностное и профессиональное развитие аспиранта, в первую очередь — развитие способностей к научному творчеству в процессе индивидуальной исследовательской деятельности и взаимодействия с научно-образовательной средой вуза.

2. В аспирантуре как социальном институте послевузовского образования меняются существенные характеристики субъекта образовательного процесса — от личностных черт до характера мотивации, что влечет за собой изменение целей, способов деятельности, взаимоотношений между элементами и субъектами этого процесса.

Задачи исследования:

1) систематизировать представления об аспирантуре как системе развития кадрового потенциала высшей школы на основе междисциплинарного знания;

2) выявить теоретические основы анализа аспирантуры как педагогической системы развития кадрового потенциала высшей школы и рассмотреть ее элементы на основе теории и практики ее функционирования;

3) исследовать социально-психологические отношения и личностные черты аспирантов регионального университета как основание совершенствования системы развития кадрового потенциала высшей школы.

Методологическую основу исследования составили системный подход (В.Г. Афанасьев, В. Блауберг, В. П. Кузьмин, И. Б. Новик, Б. В. Плесский, А. И. Уемов, Б. Г. Юдин, У.Р. Эшби), в том числе в педагогике (В.А. Загвязин-ский, B.C. Ильин, Ф. Ф. Королев, Н. В. Кузьмина, B.C. Леднев и др.), динамический принцип изучения личности, учитывающий диалектику внешних и внутренних условий ее развития и саморазвития.

В основе диссертационного исследования лежит субъектный подход, рассматривающий человека в качестве субъекта собственной жизни, субъекта различных видов деятельности (К.А.Абульханова, Б. Г. Ананьев, А.В.Бруш-линский, В. В. Знаков, С. Л. Рубинштейн, З. И. Рябикина и др.), акмеологический подход (А.А. Деркач, Н. В. Кузьмина, А. А. Бодалев, Л.Е. Варфоломеева), теория отношений (В.Н. Мясищев).

Теоретической основой послужили положения теории педагогической (Н.В. Кузьмина) и исследовательской деятельности (В.В. Краевский и др.), научного образования (B.C. Леднев), взаимодействия научной и педагогической деятельности преподавателя высшей школы (З.Н. Есарева, В.И. Мареев), образования взрослых (С.Г. Вершловский, Л. Н. Лесохина, В. В. Кулинченко и др.), психологии и педагогики профессионального образования (В.П. Бедерханова, А. А. Кирсанов, Н. В. Кузьмина, A.M. Зимичев, Л. Ф. Петренко, Ю. П. Поваренков, А. А. Реан, В. И. Тарасов, В. А. Якунин и др.).

Методы исследования. Использовались теоретические методы: анализ литературы, моделирование общей и частных гипотез исследования, системный анализэмпирические: личностные характеристики аспирантов измерялись посредством 16-факторного личностного опросника Р. Кеттелла (форма С) — отношения аспирантов к различным аспектам их обучения в аспирантуре, научной деятельности, взаимодействия с научным руководителем исследовались с помощью опросной процедуры, разработанной автором. При статистическом анализе результатов использовался алгоритм анализа структуры отношений субъекта, разработанный в рамках выполнения проекта РГНФ (совместно с А.Н. Кимбергом). В ходе интервью респондентам предложили ряд вопросов и утверждений, к которым они должны были выразить свое отношение (согласие или несогласие, фиксировавшееся по 7-балльной шкале Лайкерта). Использовался кластерный и факторный анализ полученных результатов.

База и организация исследования. Исследование проводилось на базе Кубанского государственного университета. В исследовании принимали участие аспиранты первого и второго года обучения (152 человека). Основные этапы исследования: первый этап (2000;2001 гг.) — поисковый, в ходе которого изучалось состояние проблемы, определялись методологические и теоретические основы исследованияформулировались цель, задачи, рабочие гипотезывторой этап (2002;2003 гг.) — разработка программы и методики исследования. изучение и анализ опыта деятельности аспирантуры различных вузов в контексте исследуемой проблемытретий этап (2003;2004 гг.) — организация исследования, обработка полученных результатовчетвертый этап (2004;2005 гг.) — анализ полученной информации, соотнесение ее с исследованиями, проводимыми на базе Кубанского госуниверситета в 1986 и 1994 гг., систематизация результатов исследования, теоретическое обобщение и апробация.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что аспирантура представлена как научно-образовательная система развития кадрового потенциала высшей школы с характеристикой ее основных структурных элементов (цели, содержание образования, субъекты образовательного процесса, средства педагогической коммуникации) и подсистем («аспирант — научный руководитель», «аспирант — кафедра»). Исследованы социально-психологические отношения и личностные черты обучающихся в аспирантуре регионального университета как основание совершенствования системы развития кадрового потенциала высшей школы.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что систематизированы представления об аспирантуре на основе междисциплинарного знания, определены методологические основания анализа аспирантуры как научно-образовательной системы, получены данные об определенной динамике личностных черт обучающихся в аспирантуре и о том, что субъект образовательного процесса не представляет собой целостной группы со сходной мотивацией и жизненными проектами, что требует дифференцированного подхода к организации образовательного процесса.

Практическая значимость исследования заключается в следующем: обобщен положительный опыт деятельности аспирантуры как средства развития кадрового потенциала высшей школыпредставлены модели деятельности научного руководителяпроанализирована роль кафедры как первичного научно-исследовательского коллективаразработаны методики исследования социально-психологических отношений и личностных черт обучающихся в аспирантуре, методика самоанализа собственной научной и педагогической деятельности преподавателя высшей школы для аспирантов в процессе педагогической практики.

Достоверность результатов исследования обеспечивается: анализом проблемы на основе междисциплинарного знания при определении исходных теоретико-методологических позицийкомплексом эмпирических и теоретических методов, адекватных цели, задачам и логике исследованиярепрезентативностью экспериментальной выборкиколичественным и качественным анализом экспериментальных данных.

Личный вклад соискателя в проведенное исследование состоит в теоретическом обосновании, разработке программы, методов и организации исследования, анализе и интерпретации его результатов, апробации в практике.

Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация основных положений работы проходила во время участия в III Международной научно-методической конференции «Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах» (Сочи, 2000 г.), Международном семинаре «Альтернативы экономического роста в России» (Краснодар, 2003 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Личность и бытие: Личность и образование» (Краснодар, 2003 г.) IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы профессиональной подготовки кадров для регионов» (Краснодар, 2005 г.).

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Аспирантуру можно рассматривать как научно-образовательную систему развития кадрового потенциала высшей школы, основой которой является научное образование в сочетании с профессиональным и общим, предполагающее двойной продукт: научное знание, полученное в результате диссертационного исследования, личностное и профессиональное развитие аспиранта, в первую очередь — развитие способностей к научному творчеству в процессе индивидуальной исследовательской деятельности и взаимодействия с научно-образовательной средой вуза.

2. Успешное решение проблемы развития кадрового потенциала высшей школы через аспирантуру возможно, если при моделировании, конструировании и реализации научного и профессионального образования учитывать все существенные стороны этого процесса как явления педагогической действительности, а также его своеобразие и специфику, обусловленные целью, содержанием, особенностью организации образовательной деятельности взрослых, характеристиками личности субъектов научно-образовательного процесса (аспирант, научный руководитель) и их взаимодействия.

3. Системный подход к изучению аспирантуры как исторически сложившегося и продолжающего развиваться образовательного института позволяет констатировать взаимосвязь отдельных ее элементов и их влияние на успешность подготовки аспирантов. Это следующие элементы: кафедра как первичный научно-педагогический коллектив, в котором обучается аспирантнаучный руководитель как важнейший агент профессиональной социализации аспиранта и его научного образованияличность аспиранта, отражающая в себе как индивидуально-психологические черты, так и социальные и социально-педагогические условия ситуации образования, и преобразующая их в некоторую субъектную направленность.

4. Факторами успешности научно-педагогического образования аспиранта являются следующие: адаптация аспиранта на этапе вхождения в систему, высокий уровень его самоорганизации;

— включенность в коммуникацию в научно-педагогическом коллективе кафедры, обеспечивающая регулярную адекватную, компетентную и доброжелательную обратную связь, чрезвычайно важную для освоения научной культуры и вхождения в научное сообщество;

— включенность в реальные направления профессиональной деятельности кафедры.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, в который вошло 207 источников. В работу включены 3 рисунка, 5 таблиц, 2 приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Аспирантуру можно рассматривать как научно-образовательную систему развития кадрового потенциала высшей школы, основой которой является научное образование в сочетании с профессиональным и общим, предполагающее двойной продукт: научное знание, полученное в результате диссертационного исследования, личностное и профессиональное развитие аспиранта, и в первую очередь развитие способностей к научному творчеству в процессе индивидуальной исследовательской деятельности и взаимодействия с научно-образовательной средой вуза.

Успешное решение проблемы развития кадрового потенциала высшей школы через аспирантуру возможно, если при моделировании, конструировании и реализации научного и профессионального образования учитываются все существенные стороны этого процесса как явления педагогической действительности, а также его своеобразие и специфика, обусловленные целью, содержанием, особенностью организации образовательной деятельности взрослых, характеристиками личности субъектов научно-образовательного процесса (аспирант, научный руководитель) и их взаимодействия.

• Системный подход к изучению аспирантуры как исторически сложившегося и продолжающего развиваться образовательного института позволяет констатировать взаимосвязь отдельных ее элементов и их влияние на успешность подготовки аспирантов. Это следующие элементы: кафедра как первичный научно-педагогический коллектив, в котором обучается аспирантнаучный руководитель как важнейший агент профессиональной социализации аспиранта и его научного образованияличность аспиранта, отражающая в себе как индивидуально-психологические черты, так и социальные и социально-педагогические условия ситуации образования, и преобразующая их в некоторую субъектную направленность.

Факторами успешности научно-педагогического образования аспиранта являются следующие: адаптация аспиранта на этапе вхождения в систему, высокий уровень его самоорганизациивключенность в коммуникацию в научно-педагогическом коллективе кафедры, обеспечивающая регулярную адекватную, компетентную и доброжелательную обратную связь, чрезвычайно важную для освоения научной культуры и вхождения в научное сообществовключенность в реальные направления профессиональной деятельности кафедры.

В результате эмпирического исследования были сделаны следующие выводы:

1. Аспирантуру следует рассматривать как сложную социокультурно-организационную систему, элементы которой находятся в сложном взаимовлиянии.

2. Близко к лидирующему положению в успешности деятельности этой системы занимают люди с направленностью на научное творчество.

3. Эмпирически выделенные три группы аспирантов с различной направленностью отражают противоречивость современного общества и складывающиеся функции аспирантуры. Возможно, что подготовка людей, обладающих научным мышлением высокого уровня, но предполагающих работать в бизнесе (не в науке и образовании!) и есть одна из новых социальных функций аспирантуры.

4. Для успешной работы аспирантуры необходимы формы работы, соответствующие аспирантам с различной направленностью.

5. Реализация этих форм работы должна бы происходить, прежде всего, в социально-психологическом и организационном контексте кафедр университета и в непосредственном взаимодействии аспиранта и научного руководителя.

6. Возможна постановка вопроса о формах работы с аспирантами, выходящими за пределы научно-отраслевых кафедр, и об организационном субъекте этой работы.

Таким образом, наиболее существенными результатами, полученными лично автором, можно считать следующие:

1. Систематизированы представления об аспирантуре как педагогической системе на основе междисциплинарного знания и определены методологические основания анализа аспирантуры как научно-образовательной системы.

2. Аспирантура впервые представлена как научно-образовательная система развития кадрового потенциала высшей школы с характеристикой ее основных структурных элементов (цели, содержание образования, субъекты образовательного процесса, средства педагогической коммуникации) и подсистем («аспирант — научный руководитель», «аспирант — кафедра»).

3. Исследованы социально-психологические отношения и личностные черты тех, кто обучается в аспирантуре регионального университетаполучены данные об определенной динамики личностных черт всех, обучающихся в аспирантуре (1986, 1994, 2004 гг.).

4. Установлено, что субъект образовательного процесса (аспиранты) не представляет собой целостной группы со сходной мотивацией и жизненными проектами, что требует дифференцированного подхода в организации образовательного процесса.

5. Определены факторы успешности научно-педагогического образования аспиранта (включенность в коммуникацию в научно-педагогическом коллективе кафедры, обеспечивающая регулярную адекватную, компетентную и доброжелательную обратную связьвключенность в реальные направления профессиональной деятельности кафедрыадаптация аспиранта на этапе вхождения в систему, высокий уровень его самоорганизации.

6. Разработаны методика изучения отношения аспирантов к различным аспектам их обучения в аспирантуре, научной деятельности, взаимодействия с научным руководителем и методика самоанализа научной и педагогической деятельности преподавателя высшей школы (совместно с Н.В. Зеленской) для аспирантов в процессе педагогической деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.JI. Механизм формирования научно-кадрового потенциала в высшей школе: Дис. канд. экон. наук. М., 1994.
  2. .Г. О мерах подготовки аспирантуры // Научный работник. 1929. № 5. С.40−44.
  3. М.А. Преподаватель педагог — ученый // Вестник высшей школы. 1980. № 10. С. 47−49.
  4. А.В. Система: философская категория и реальность. М., 1976.
  5. Акмеология: Методические и методологические проблемы /Сост. и ред. Н. В. Кузьмина, А. М Зимичев. СПб., 2004. Вып. 10.
  6. .Г. К постановке проблемы научной организации труда // Научный работник. 1928. № 12.
  7. Н.И., Муравьев А. И. О качестве научной экспертизы диссертационных исследований // Рос. экон. журн. 1955. № 3. С. 109−112.
  8. В.Г. О системном подходе в социальном познании // Вопросы философии. 1973. № 6.
  9. .Д. Не надо жестких мер: О совершенствовании порядка защиты диссертационных работ // Поиск. 1999. № 22. С. 7.
  10. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982.
  11. С.С., Бедный Б. И., Козлов Е. В., Максимов Г. А. Многомерная типология аспирантов // Социологический журнал. 2003. № 3. С. 71−85.
  12. JI.A. Психологические факторы успешности подготовки научных кадров в аспирантуре // Комплексное исследование проблем обучения и коммунистического воспитания специалистов с высшим образованием. Л., 1980.
  13. В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога. Краснодар, 2001.
  14. В.П. Субъектный подход в образовании // Студент как субъект образовательного процесса: Матер, межрегион, науч.-практ. конф. Краснодар, 2005. С. 6−11.
  15. М.А. Личность, самооценка, эталон в профессиональном становлении субъектов обучения: Дис. канд. психол. наук. Краснодар, 1999.
  16. М. У. Роль университетов в подготовке кадров для высшей школы: Доклад на VI генерал, конф. Междунар. ассоциации университетов. Киев, 1975.
  17. С.Т. Роль университетов в подготовке кадров для науки. Новосибирск, 1975.
  18. КВ., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. М., 1969.
  19. КВ., Юдин Э. Г. Становление сущности системного подхода. М., 1973.
  20. И.Ф. Эффективность подготовки молодых ученых // Со-цис: Социол. исслед. 1998. № 9. С. 120−122.
  21. Болотин К Социальные проблемы научно-педагогических кадров // Высшее образование в России. 2002. № 4. С. 9−32.
  22. К.М. Организация труда научных работников. М., 1975.
  23. Васильев Д. К Пути совершенствования аспирантуры // Вестник высшей школы. 1980. № 2. С. 50−53.
  24. Н.К. Генезис научного знания. М., 1973.
  25. Введение в научное исследование по педагогике / Под общ. ред. В. И. Журавлева. М., 1988.
  26. Ю.П., Кграпуло К Подготовка педагога в аспирантуре // Высшее образование в России. 2003. № 4. С. 101−104.
  27. Д.В. Роль гипотезы в обучении // Советская педагогика. 1967. № 6. С. 13−19.
  28. КП. Учим творчеству. М., 1982.
  29. Ю.Г. Послевузовское и дополнительное профессиональное образование в России // Социс: Социол. исслед. 1997. № 9. С. 56−66.
  30. Вопросы организации работы с аспирантами в инженерном вузе: Межвуз. сб. науч.-метод. ст. / Под ред. Б .Я. Похомова. М., 1982.
  31. Г. В. Совершенствование процесса и структуры научного исследования в педагогике // Методологические проблемы развития педагогической науки / Под общ. ред. П. Р. Атутова и др. М., 1985.
  32. Высшая школа. Основные постановления, приказы, инструкции. М., 1965.
  33. Высшее образование в России. 2002. № 2. С. 23.
  34. К.Т. Высшее образование и подготовка научных кадров в СССР: Автореф. дис. д-рапед. наук. М., 1961.
  35. Н.Г. Структура научного исследования (Философский анализ познавательной деятельности в науке). М., 1985.
  36. В.Г. Российско-германский колледж по подготовке аспирантов и докторантов //Высшее образование сегодня. 2002. № 5. С. 44—50.
  37. Я.М. Ученые степени без диссертаций: Вопросы подготовки научных кадров. // Экономика и организация промышленного производства. 1991. № 4. С. 139−141.
  38. Л. М. Кадровый потенциал российской науки // Высшее образование в России. 2002. № 4.
  39. Л.М., Ковалева Н. В., Миндели Л.Э, Некипелова Е. Ф. Квалифицированные кадры в России. М., 1999.
  40. Л.М., Шувалова О. Р. Общественное мнение о науке. М., 1997.
  41. КВ., Розова Б. С. Кадры советской науки. М., 1982.
  42. В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
  43. В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  44. М.А. Некоторые методологические вопросы педагогических исследований // Сов. педагогика. 1965. № 10.
  45. А. А. Акмеологические основы развития профессионала. М., 2004.
  46. Диалектика и логика научного познания / Под общ. ред. В. Ф. Константинова и др. М., 1966.
  47. Диссертационный совет: вопросы оформления документов и аттестации. Екатеринбург, 1998.
  48. Есарева З. И Особенности деятельности преподавателя высшей школы. JL, 1994.
  49. Е.С. Гносеологический смысл постановки проблемы // Вопросы философии. 1964. № 11.
  50. В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. Тюмень, 1995.
  51. Н.И. Аспирантура в системе непрерывного образования преподавателей и руководителей новых типов учебных заведений // Проблемы непрерывного профессионального образования. Самара, 1996.
  52. Н.И. Аспирантура в системе подготовки научных и научно-педагогических кадров // Гуманизация образования. 1995. № 1.
  53. Н.И. Докторские диссертации по педагогике (19 371 994 гг.): Науч.-спр. изд-е. М.- Краснодар, 1995.
  54. Н.И. Подготовка и защита диссертации по педагогике. М., 1998.
  55. НИ. Проблемы подготовки кадров высшей квалификации по психолого-педагогическим наукам // Традиционные и инновационные процессы в современном образовании. Томск, 1996.
  56. Н.И. Становление и развитие квалификационных научных работ по педагогике в России (1934−1997): Дис. д-ра пед. наук. СПб., 1999.
  57. Н.И. Технология научно-исследовательской работы аспиранта: Программа курса для аспирантов и соискателей ученых степеней. М., 1994.
  58. JI.B. О предмете и методах дидактических исследований. М., 1962.
  59. Г. А. Конструирование учебной информации // Учен. зап. Ивановск. пед. ин-та. 1969. Т. 57: Вопросы педагогики высшей и средней школы. С. 21−29.
  60. Ю.А. и др. Об ускорении включения молодых специалистов в активную научную деятельность // Вестник АН СССР. 1977. № 10. С. 61— 72.
  61. М. Вузовский педагог XXI века // Высшее образование в России. 1998. № 3. С. 13−15.
  62. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. М., 1994.
  63. ЗубоваЛ.Г. Ценности и мотивация научного труда. М., 1996.
  64. А.К. К вопросу о статусе аспирантуры // Поиск. 1999. № 47. С. 5.
  65. История присуждения ученых степеней в России 1802−1918 гг. Извлечения из постановления по министерству народного просвещения: Хрестоматия. СПб., 1995.
  66. Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. М., 1964.
  67. Р.А. Проблема повышения эффективности подготовки научных кадров через аспирантуру // Пути и методы повышения эффективности использования трудовых ресурсов в народном хозяйстве. Таллин. 1983. С. 167.
  68. М.С. Мир общения. М., 1988.
  69. М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М., 1974.
  70. Р.А. Кадровый потенциал высшей школы: Состояние и проблемы развития // Содержание, формы и методы обучения в высшей школы: Обзор, информ. М., 1999. Вып. 4.
  71. А. Как готовить ученых в новых условиях: Письмо в редакцию // Общество и экономика. 1998. № 4/5. С. 173−175.
  72. КМ. Понятийно терминологическая система педагогики. М., 1980.
  73. Квалифицированные кадры в России. М., 1999.
  74. .М. Научное открытие и информация о нем // Научное открытие и его восприятие. М., 1971. С. 21−59.
  75. А.Н. Университеты: противоречия развития // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 1.
  76. Т.В. Научно-педагогические кадры высшей школы и совершенствование управления и подготовки через аспирантуру: Автореф. дис.. канд. экон. наук. М., 1977. С. 24.
  77. Н.В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе: Дис. канд. психол. наук. JL, 1983.
  78. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980.
  79. Концептуальные основы функционирования и развития системы послевузовского образования России // Поиск. 1999. № 15. С. 6.
  80. П.В. Гносеологические и логические основы науки. М., 1974.
  81. П.В. Логические основы науки. Киев, 1968.
  82. Ф.Ф. Логическое и историческое в педагогических исследованиях // Сов. педагогика. 1970. № 3.
  83. Ф.Ф. Основные направления методологических исследований в области педагогики // Сов. педагогика. 1969. № 4.
  84. А.В. Исследование факторов мотивации деятельности ученых в научном коллективе: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1989. С. 21.
  85. А.И. Педагогическое исследование. Рязань, 1975.
  86. В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.
  87. В.В., Полонский В. М. Критерии оценки качества и эффективности педагогических исследований / Под общ. ред. М. Н. Скаткина. М., 1987.
  88. Ю.Г., Парастаев А. Ф. Аспирантура // Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. С. 62.
  89. Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. М., 1985.
  90. КВ. Организация средств педагогического воздействия в учебно-познавательной деятельности аспиранта: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1980.
  91. Н.В. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие. М., 2002.
  92. Н.В. Предмет акмеологии. СПб., 1995.
  93. Н.В. Педагогическая деятельность мастера // Дидактика производственного обучения. М., 1973. С. 378−406.
  94. Н.В. Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах. Л., 1970.
  95. Н.В. Формирование педагогических способностей. Л., 1967.
  96. О.Г. Профессия и познание людей. Ростов н/Д, 1981.
  97. В.В. Дополнительное профессиональное образование как компонент региональной системы образования взрослых (на материале Краснодарского края): Дисканд. пед. наук. Краснодар, 1999.
  98. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М., 1970.
  99. А. А. Методы исследований в профессиональной педагогике. Таллин, 1980.
  100. B.C. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. М., 2002.
  101. B.C. Структура педагогической науки и структура академии педагогических наук. М., 1989.
  102. В. С. Структура педагогической науки. М., 1991.
  103. B.C., Краевский В. В., Полонский В. М., Штулъман Э. А. Требования к диссертациям по педагогическим наукам. М., 1990.
  104. И.Я. О построении логики дидактического исследования // Сов. педагогика. 1970. № 5.
  105. P.P., Доброрез А. П. Аспирант овладеет педагогикой // Вестник высшей школы. 1978. № 8. С. 53−56.
  106. А. С. Искусство открытия: методология и логика научного творчества. М., 1993.
  107. М.К. Формы и содержание мышления. М., 1968.
  108. В.И. Теоретические основы исследовательской деятельности преподавателя высшей школы: Дис.. д-рапед. наук. Ростов н/Д, 2001.
  109. М.И. Проблемное обучение. М., 1975.
  110. Э.Д. Организация и планирование учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Л., 1973.
  111. Методологические основы научного познания: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. П. В. Попова. М., 1972.
  112. Методологические проблемы педагогики / Под общ. ред. В. Е. Гмурмана. М., 1977.
  113. Методология диссертационных исследований проблем образования в условиях его модернизации: Сб. науч. ст. Всерос. семинара по методологии педагогики. Волгоград, 2003.
  114. Методы педагогических исследований / Под общ. ред.
  115. A.И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М., 1979.
  116. Методы педагогического исследования / Под общ. ред.1. B.И. Журавлева. М., 1972.
  117. Мирская Е.3. Ученый и современная наука. Ростов н/Д, 1971.
  118. В.И. Проблемы повышения эффективности подготовки и использования научных кадров: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1974.
  119. В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М., 1987.
  120. И.А. Стимулирование творческого труда ученых учреждений академической науки (на материале РАН): Автореф. дис.. канд. экон. наук. СПб., 1996.
  121. В. Возведение в степень (Особенности защиты диссертаций в разных странах) // Власть. 2001. № 29. С. 39—43.
  122. В.И. Личность и неврозы. Л., 1960.
  123. В.И. Психология отношений. М., 1995.
  124. Научные кадры СССР: динамика и структура / Под общ. ред. В. Ж. Келле, С. А. Кугеля. М., 1991.
  125. JI.B. Аспирант в образовательном пространстве вуза // Личность и бытие: Личности и образование: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2003.
  126. Л.В., Зеленская Н. В. Методика самоанализа научно-педагогической деятельности аспиранта и преподавателя высшей школы. Краснодар, 2003.
  127. JI.B. Подготовка научно-педагогический кадров в аспирантуре // Вестник Кубанского регионального отделения академии педагогических и социальных наук. Краснодар- Майкоп, 2002. № 1.
  128. JI.B. Проектирование педагогических технологий подготовки аспирантов //Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах: Материалы III международной научно-методической конференции: В 2 ч. Сочи, 2000. Ч. 1.
  129. JI.B. Развитие кадрового потенциала как основа стабильного экономического роста // Альтернативы экономического роста в России: Матер, междунар. семинара: В 2 кн. Краснодар, 2003. Кн 1.
  130. JI.B. Роль послевузовского экономического образования в развитии экономической науки // Библиотека журнала «Наука Кубани». Краснодар, 2000. Вып. 2.
  131. A.M. Докторская диссертация: Пособие для докторантов и соискателей ученой степени доктора наук. М., 1999.
  132. A.M. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. 2-е изд. М., 1996.
  133. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. 2-е изд. М., 1998.
  134. Л.И., Куракин А. Т. Путь к творчеству. М., 1967.
  135. Об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положение о порядке присуждения ученых степеней: Постановление Правительства РФ от 30.01.02 г., № 74 // Рос. газ. 2002. 6 февр. С. 10.
  136. Об утверждении Положения о диссертационном совете, инструкций и форм документов: Приказ Министерства образования РФ от 29.04.02 г., № 1305. // Рос. газ. 2002. 1 июня. С. 10−11. Прил.: Положения о диссертационном совете.
  137. Образование взрослых: проблемы развития в регионе: Сб. науч. ст. Краснодар, 2003. Вып. 2.
  138. Образование взрослых: Психолого-педагогические аспекты: Матер. межрегион, науч.-практ. конф. Краснодар, 1999.
  139. Образование, которое мы можем потерять: Сб. ст. / Под общ. ред. В. А. Садовничего. М., 2002.
  140. А.С. Управление процессом информации подготовки специалистов в системе высшего и послевузовского профессионального образования: Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 1997.
  141. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. М., 1989.
  142. Л.Ф. Особенности вузовского и послевузовского профессионального образования // Вестн. РАН. 1997. № 8. С. 767−768.
  143. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1984.
  144. Ю.П. Содержание психологической концепции профессионального становления личности // Психология и практика. Ярославль, 1998. Т. 4. Вып. 5. С. 194−198.
  145. Подготовка научных кадров в Российской Федерации. Состояние и перспективы развития: Матер. II Всерос. конф. 19−20 июня 2002 г. Н. Новгород, 2002.
  146. Г. Н. Организация средств педагогической коммуникации в учебно-познавательной деятельности аспирантов: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1980.
  147. Положение об аспирантуре при учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях // Бюл. нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1972. № 4. С. 23.
  148. В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М., 1987.
  149. Предварительный доклад Генерального директора ЮНЕСКО по проекту рекомендаций о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений ЮНЕСКО. М., 1995.
  150. Преподаватель высшей школы в XXI веке: Междунар. науч.-практ. конф. Ростов н/Д, 2003.
  151. Проблемы методологии педагогики и методики исследований / Под общ. ред. М. А. Данилова, Н. И. Болдырева. М., 1971.
  152. Проблемы научного творчества в современной психологии / Ред. М. Г. Ярошевский. М., 1971.
  153. А. О роли магистратуры и аспирантуры в подготовке научно-педагогических кадров // Высшее образование в России. 1999. № 2. С. 23−29.
  154. КГ. Методологические советы аспирантам. JL, 1966.
  155. Рабочая книга председателя диссертационного совета по психолого-педагогическим наукам / Сост. Н. И. Загузов. СПб., 1995.
  156. А.И. Анатомия научного знания. М., 1969.
  157. А.И. Историческое познание: системно-гносеологический подход. М., 1982.
  158. А.И. Принципы научного мышления. М., 1975.
  159. В.И. Психологические факторы успешности учебной и научной работы аспирантов технического вуза: Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 1992.
  160. Е.И. О профессии исследователя в точных науках. М., 1966.
  161. Е.И. Развитие способностей исследователей. М., 1969.
  162. В.А. Эффективная действенная подготовка научно-педагогических кадров в высшей школе. М., 1969.
  163. C.JT. Бытие и сознание. М., 1957.
  164. З.И. Социально-перцептивный эталон личности преподавателя вуза: Дисканд. психол. наук. М., 1983.
  165. Сборник постановлений по Министерству просвещения. СПб., 1884.
  166. Г. От мечты к открытию: как стать ученым: Пер. с англ. М., 1987.
  167. Л. Организация и планирование подготовки научных кадров в СССР: Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 1968.
  168. ИИ. Педагогические условия повышения профессионального мастерства преподавателей вуза в процессе перехода к университетскому образованию: Дис. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2001.
  169. В. Аспирантура как образовательная программа // Высшее образование в России. 2001. № 3. С. 58−66.
  170. М.Н. Беседа с приступающими к работе над диссертацией. М., 1967.
  171. М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). М., 1986.
  172. М.Н. О критериях эффективности и качества завершенных научно-педагогических исследований // Сов. педагогика. 1980. № 5.
  173. Совершенствование подготовки научных и научно-педагогических кадров по психолого-педагогическим специальностям // Сов. педагогика. 1983. № 4.
  174. Совершенствование работы отраслевых аспирантур по подготовке научных кадров: Матер, отраслевого совещания-семинара. М., 1988.
  175. М.В. Аспирантура и докторантура высшей школы как объект исследования экономической социологии: Дис.. канд. социол. наук. М., 1996.
  176. М.В. Аспирантура как объект социологического исследования. М., 1997.
  177. Социологические аспекты анализа профессиональной деятельности преподавателей // Высшая школа в 1994 году. М., 1995. С. 46−56.
  178. Справочник для поступающих в аспирантуру и соискателей ученой степени кандидата наук. М., 1971.
  179. Статистический сборник о работе сферы послевузовского профессионального образования в 2002 году (Аспирантура и докторантура в системе Минобразования России). М., 2003.
  180. Е.В. Для улучшения подготовки аспирантов // Вестник высшей школы. 1983. № 9. С. 54−57.
  181. Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л., 1988.
  182. В.А. Постановка педагогического эксперимента педагогическим коллективом средней школы // Сов. педагогика. 1958. № 5.
  183. Тарасов В. И. Проблемы подготовки специалистов в высшей школе и их функционирование в сфере науки: Дис. социол. наук. М., 1994.
  184. Творчество в научном познании. Минск, 1976.
  185. Теория и практика педагогического эксперимента / Под общ. ред. А. И. Пискунова, Г. И. Воробьева. М., 1979.
  186. .М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
  187. ТосакаДзюн. Теория науки. М., 1983.
  188. Д.А. Аспирантура // Педагогическая энциклопедия. М., 1964. Т. 1.С. 131−132.
  189. И.А. Самоорганизация как фактор успешности деятельности аспирантов: Дис. канд. психол. наук. Л., 1983.
  190. И.А. Совершенствование самоорганизации деятельности аспирантов как резерв повышения эффективности аспирантуры // Совершенствование научно-педагогической работы преподавателей в школах. Казань, 1982. С. 50−51.
  191. ТурсуновА. От мифа к науке. М., 1973.
  192. Ю.С. Классификационная структура педагогической концепции // Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах: Матер. VI Междунар. науч.-метод. конф. Сочи, 2003.
  193. П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
  194. Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М., 1999.
  195. Философия и методология науки: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Под общ. ред. В. И. Купцова. М., 1996.
  196. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  197. .М. Воспроизводство научной элиты // Социол. журн. 1998. № ½. С. 5−14.
  198. Формирование приемов математического мышления / Под общ. ред. Н. Ф. Талызиной. М., 1995.
  199. Фундаментальные и прикладные исследования проблем образования: Матер. Всерос. метод, семинара: В 2 т. / Под науч. ред. Н. В. Бордовской. СПб., 2004.
  200. А.А. Технология исследовательской деятельности: Экспериментальное авторское учебное пособие для аспирантов, научных работников и преподавателей. М.- Краснодар, 2001.
  201. П. Гносеологическая природа гипотезы. Минск, 1974.
  202. М.Г. Интеграция науки. Философский очерк. М., 1975.
  203. В.А. Моделирование и философия. М.- JL, 1966.
  204. В.В. Ступени и формы научного познания // Политическое самообразование. 1966. № 1.С. 105−115.
  205. М.Г. Психология научной деятельности. М., 1969. С. 207−229.134
Заполнить форму текущей работой