Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Деловая игра как средство экономического образования старшеклассников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение места и роли деловой игры в экономическом образовании старшеклассников осуществлялось по двум основным направлениям: сбор и анализ научно-педагогической информации о преподавании экономикии обобщение собственных наблюдений во время посещения уроков, внеклассных мероприятий и бесед с педагогами и старшеклассниками. Анализ собранной научно-педагогической информации позволил сделать вывод… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Развитие педагогических идей экономического об- ^ разования школьников в процессе деловых игр
    • 1. 1. Отечественная педагогика о значении экономического ^ образования и роли игры в нем
    • 1. 2. Возникновение, развитие деловых игр и их классификация
  • Глава 2. Экономическая игра как средство познания рыночной экономики
    • 2. 1. Принципы построения и проведения деловых
    • 2. 2. Методика проведения деловых экономических игр
    • 2. 3. Педагогическое руководство игрой школьников
  • Глава 3. Использование деловых экономических игр в практике современной школы
    • 3. 1. Опыт организации экономического образования, и использования деловых игр
    • 3. 2. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы

Деловая игра как средство экономического образования старшеклассников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях перехода нашей страны к рыночной экономике повышение экономической культуры личности приобретает особую актуальность, так как при низкой экономической грамотности населения, отсутствии навыков экономической деятельности и чувства ответственности за социально-экономическое развитие страны, все реформы останутся лишь на теоретическом уровне. Острая потребность во всеобщем экономическом образовании в первую очередь относится к молодежи, так как рыночные отношения предъявляют выпускникам школы принципиально новые требования: высокий профессионализм, глубокую правовую и экономическую грамотность, предприимчивость, расчетливость, творческую активность, юговность к профессиональной деятельности в у<-пови-ях конкуренции. Поэтому необходимо теоретическое осмысление проблем экономической культуры старшеклассников, выявлении ее специфики, разработка и реализация специальных программ экономического образования школьников с учетом их возрастных и психологических особенностей. С этой целью в школах России вводятся различные учебные программы по экономике, которая стала одним из самых популярных предметов.

Педагогические аспекты экономического образования нашли отражение в трудах К. Д. Ушинского, П. Л. Блонского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, А. И. Китова, Н. Ф. Мягкова, М. Н. Скаткина, В.В. Че-бышева, С. Т. Шацкого, С. А. Шмакова.

Сущность экономического образования как средства повышения уровня экономической культуры старшеклассников получила освещение в работах экономистов В. А. Медведева, Б. И. Лившица, П. А. Шемякина, Л. Е. Эпштейнаопределенный интерес представляют работы современных ученых по данной проблеме: Е. П. Велихова, И. В. Липсица, А. Л. Любимова, Е. С. Строева.

Психологические аспекты экономического образования рассмотрены в работах Н. Ф. Мягкова, А. И. Китова, С. И. Равикович, В.В. Чебы-шева и др.

Проблемы, отражающие специфику экономического образования в условиях сельской школы, отражены в исследованиях М. И. Ермоленко, Н. Б. Кулаковой, А. С. Нисимчукаэкономическому образованию посвящены работы А. Ф. Аменда, А. Ф. Крючкова, Л. П. Куракова, В. К. Розова, Б. П. Шемякина, А. Т. Шпака, В. Д. Симоненко и др. Игровая деятельность стала предметом исследования многих наук. Психологи выделяют в игре способ реализации творческого потенциала личности ребенка и средство его интенсивного развития (JI.C. Выготский), трактуют игру как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых (Д.Б. Эльконин). Педагоги подчеркивают, что в игре дети пробуют свои силы (К.Д. Ушинский), что воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре (А.С. Макаренко). В наше время активизировался интерес к деловым экономическим играм. Многими авторами подчеркивается, что суть деловой игры заключается в творческой деятельности участников, которым нужно отыскать проблему и способы ее решения (Я.М. Бельчиков). Непредсказуемость деловой игры делает ее специфической формой познавательной деятельности. Теория деловых игр разработана в трудах М. М. Бирштейн, С.Р. Гидро-вич, Р. Ф. Жукова, В. И. Рыбальского, В. Я. Платова, A.M. Смолкина, И. М. Сыроежкина, В. Н. Христенко и др. Методология и методика деловой игры рассмотрены по работам Ю. Д. Красовского, Е. А. Хруцкого, Ю. В. Геронимуса. Педагогические подходы к деловой игре как особому способу взаимодействия учителя с учениками нашли отражение в публикациях А. С. Прутченкова, Б. А. Райзберга, И. В. Липсица, А. П. Казакова, С. Н. Злобиной, В. Г. Соловьева, Е. А. Стрелковой. В последнее время активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе деловой игры посвящено немало работ ученых США (программа «Junior.

Achivement"), Великобритании, Японии, Швеции. Увеличивается выпуск учебных игр на западном педагогическом рынке. Многообразие научно-практических исследований в плане поиска путей активизации учебного процесса в изучении экономики и, в частности, включение игровой деятельности в обучение является свидетельством актуальности проблемы и ее многоаспектности, особенно применительно к новым для школы условиям. Однако использование игровой деятельности в школьном образовании, особенно в старших классах, остается до сих пор мало разработанной. Теоретические аспекты обучения старшеклассников посредством деловых игр недостаточно изучены как отечественными, так и зарубежными специалистами. В психолого-г!едагогической литературе отсутствует достаточно обоснованная классификация и всесторонний анализ игровой деятельности старшеклассников, вследствие чего научное обоснование игровых методик часто страдает очевидной незавершенностью, ре-цептурностью, неразработанностью на уровне государственного стандарта. Не выявлена и специфика, учитывающая возрастные особенности, возможности развития школьников в процессе деловых экономических игр. Варианты разнообразных деловых игр, представленных в специальной литературе, оснащены сложной экономической информацией, требующей определенной квалификации учителей и углубленной подготовки учащихся.

Изучение истории вопроса, научной литературы, практической деятельности школ позволило выявить ряд противоречий:

— между освоением экономических знаний и применением их в практической деятельности;

— между новыми ориентациями школьников, которые стихийно адаптируются к новым социально-экономическим условиям и консервативностью школы;

— между меняющимся содержанием предметов гуманитарного цикла, настоятельной потребностью использовать в школе экономическую тематику и неподготовленностью педагогических кадров к этой работе;

— между необходимостью применения эффективных методов и средств обучения в преподавании экономики и преобладанием в школе традиционных методов;

— между желанием учителей и учащихся использования деловой игры в познании рыночной экономики и слабой материальной базой учебных заведений.

Настоятельная необходимость введения деловых экономических игр в учебно-воспитательный процесс школы и недостаточное исследование этой проблемы делают диссертацию актуальной и определяют выбор темы: «Деловая игра как средство экономического образования старшеклассников^.

Цель научного исследования: на основании изученной литературы, экспериментальной работы и анализа передового опыта выявить оптимальные пути эффективного использования деловых игр как средства экономического образования старшеклассников, разработать методические рекомендации и практические предложения по применению деловых экономических игр в обучении старшеклассников.

Объект исследования — экономическое образование учащихся в целостном учебно-воспитательном процессе современной российской школы.

Предмет исследования — деловая игра как средство и организационная форма активизации экономических знаний учащихся.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить, проанализировать и выявить возможности использования деловых экономических игр, моделирующих конкретные ситуации в современном учебно-воспитательном процессе.

2. Определить содержание, формы и методы, обеспечивающие успешное экономическое образование через игровую деятельность.

3. Разработать и адаптировать деловые игры по экономическому образованию старшеклассников применительно к учебно-воспитательному процессу школ.

4. Рассмотреть перспективные технологии деловой экономической игры в школе.

5. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий для проведения деловых игр в экономическом обучении и воспитании старшеклассников.

6. Разработать научно-обоснованные рекомендации по использованию деловых игр экономического содержания на занятиях по экономике в средней школе.

7. Раскрыть содержание и методику подготовки учителя к проведению деловых экономических игр.

Гипотеза исследования — деловая игра станет эффективным средством экономического образования, если:

— применяется и используется систематически;

— разработано содержание и методика, определены условия проведения деловых игр;

— учитель в своей подготовке и практической работе оценивает специфические возможности игровой деятельности школьников, способен установить целесообразность ее использования на уроке;

— соответствует уровню развития школьников;

— способствует развитию экономически значимых качеств личности, нравственных ценностей и активной жизненной позиции школьников.

Методологической основой исследования явились философские положения о противоречиях как движущей силе развитияо диалектической взаимосвязи процессов и явленийо роли деятельности в формировании общественных отношений и развитии личностио единстве теории и s практикио творческой активности личности. В основе концепции исследования лежит положение о том, что экономическое образование является базовым для современного человека, который должен понимать, что его личное благосостояние и уровень развития общества зависят от состояния экономики и активного участия каждого члена общества в экономических преобразованиях.

Для решения поставленных задач и проверки исходных данных был использован комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга исследовательских методов:

— теоретический анализ экономической, психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме;

— экономическое моделирование;

— диагностические методы (анкетирование, педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся, беседы, интервью, опрос, тестирование, метод самооценки);

— системный анализ материалов, полученных в ходе исследования;

— обсервационные методы (прямое, косвенное, включенное наблюдение);

— экспериментальные методы (констатирующий и формирующий лабораторный эксперимент);

— изучение и обобщение передового педагогического опыта.

Результаты диссертационного исследования проверялись в школах г. Орла и Орловской области: в школе-гимназии № 19, школе-лицее № 40 г. Орла, в школе-лицее № 3 г. Ливны и Барановской средней школе Ли-венского района. Экспериментом было охвачено более 350 учащихся.

Базу исследования составил контингент из 60 студентов пятого курса биологического и художественно-графического факультетов Орловского госуниверситета. Широкая апробация разработанных материалов и их внедрение проводились на базе областного института усовершенствования учителей и Орловской государственной сельхозакадемии.

Исследование проводилось в несколько этапов:

На первом этапе (1994;1995 гг.) анализировалась экономическая, психолого-педагогическая литература. В процессе изучения современного состояния проблемы, ее теоретического осмысления, анализа опыта педагогической работы определялись исходные параметры исследования, его предмет, методы, гипотеза, понятийный аппарат.

На втором этапе (1995;1996 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа, в ходе которой моделировались и реализовы-вались условия, обеспечивающие процесс формирования экономического мышления через деловые игры. Работа сопровождалась проведением контрольных срезов, анализом, обобщением и систематизацией полученного материала.

На третьем этапе (1995;1997гг.) обобщались и систематизировались результаты опытно-экспериментальной работыразрабатывались и внедрялись в практику деловые игры по экономике, оформлялись материалы диссертационного исследования, определялась эффективность разработанной программы и деловых экономических игр.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— единой концептуальной основой объединены положения об игровой деятельности, ее роли в экономическом образовании в философии, педагогике, экономике, психологии;

— уточнены активизирующие возможности деловых игр в процессе обучения учащихся 8−11 классов основам экономики;

— определена специфика социально-экономической подготовки старшеклассников (подготовка будущего работника, способного применять информацию, анализировать и оценивать альтернативные решения);

— отобраны и рекомендованы для включения в содержание учебных занятий деловые игры, формирующие у старшеклассников готовность к жизни в современных условиях;

— разработана программа курса «Основы предпринимательства» с применением деловых игр, которая прошла апробацию в общеобразовательных школах г. Орла;

— подготовлены методические рекомендации, обеспечивающие эффективность использования деловых игр в преподавании экономики;

— разработана организационная структура проведения деловых игр для учащихся старшего звена;

— раскрыты методические аспекты деловой игры применительно к изучению курса экономики;

— выявлены факторы, влияющие на успешное и эффективное проведение деловой игры.

Практическая значимость исследования. Ряд выводов и предложений могут быть использованы в курсе лекций и практических занятий для студентов, а также при повышении квалификации учителей экономики.

В результате проведенного исследования разработаны:

— деловые игры по экономике (около 30, апробированные в практике школ);

— учебная программа для учащихся 11 класса, составной частью которой являет^ деловая игра «Предпринимательство» ;

— научно-обоснованные методические рекомендации по организации и проведению деловых экономических игр (данный материал активно применяется в практике школ г. Орла и области).

Достоверность результатов обеспечена методологической и теоре-тичеекой обоснованностью исходных позицийиспользованием комплекса методов, адекватных природе изучаемого явления и задачам исследо-шшпи, внедрением результатов р. учебный процесс. Достоверность результатов опирается на: а) личную проверку ряда аспектов исследования в школах, на семинарах и конференциях учителей экономикиб) практическое применение преподавателями деловых экономических игрв) изучение игрового опыта учителей П. В. Афанасьевой (лицей № 1 г. Орла), С. Г. Кофанова (школа-лицей № 40 г. Орла), О. В. Севастенковой (школа-лицей № 3 г. Ливны) и др. Результаты этой работы нашли отражение в приложениях, содержащих более 20 деловых игр, прошедших апробацию в школах г. Орла и Орловской области, в областном институте усовершенствования учителей, где были проведены семинары, направленные на выработку практических основ для создания учителями собственных игровых методик.

Апробация и внедрение результатов в практику осуществлялись через опытно-экспериментальную работу, в выступлениях на научно-практических конференциях Орловского государственного университета и областного института усовершенствования учителей, межвузовских районных и областных конференциях учителей, на заседаниях кафедры общей педагогики, в проведении семинаров для учителей и руководителей школ области, через публикации печатных работ.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, зщсрочения, библиографии и приложений.

Общие выводы исследования Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы:

1. Экономическое образование — это объективно необходимое явление современной действительности, оно является неотъемлемой составной частью учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы и дает учащимся целостное представление об экономике. В условиях экономической реформы, совершенствования производственных отношений, экономическое образование подрастающего поколения становится всеобщим и обязательным и способствует решению существующих социально-экономических проблем.

2. Механизмы, средства и способы экономического образования школьников разнообразны. Однако наиболее эффективным средством является игра. Игровая деятельность, особенно деловые игры, помогает ориентироваться в сложных ситуациях сегодняшнего времени и способствует повышению эффективности преподавания экономики, познанию экономических понятий, категорий, процессов и явлений, расширяет возможности школы в формировании духовной основы личности.

3. В диссертации и приложениях определены педагогические основы деловых игр, т. е. рассмотрены цель, задачиразр^бтаны содержание, формы и методы, материально-техническое обеспечение деловых игр, показаны возможности и условия использования деловых игр, позволь к: моделировать конкретные жизненные ситуации, способы адаптации к реальным жизненным условиям.

4. В результате эксперимента разработаны и апробированы в практике разных типов школ деловые игры (около 30) для старшеклассников, способствующие эффективному овладению экономическими знаниями. Выявлена специфика применения деловых игр в практике сельских мало-комплектных школ, где учителям целесообразно использовать индивидуальную игровую методику и определить адекватное потребностям сельской школы, содержание игр. Теоретический анализ деловых игр по активизации учебной деятельности и экспериментальная проверка их в процессе преподавания экономики показали, что учащиеся прочнее усваиы-.- -ч экономические понятия, категории, правильно понимают процессы и и ления.

5. В процессе деловых экономических игр старшеклассник раскрывает себя как личность: обнаруживает свои стремления, интересы, особенности характера, отношение к окружающим, т. е. ученик выступает как формирующаяся личность. Деловые игры обеспечивают воспитание нравственных и деловых качеств, проявляющихся в экономической деятельности: предприимчивости, инициативности, ответственности, стремление к личному успеху. Иными словами, решается одна из важнейших проблем педагогики — личностная направленность обучения.

6. К основным критериям эффективности деловых игр с учащимися мы относим: *.

— усвоение ими основных экономических понятий и идей радикальной экономической реформы в Российской Федерации: -умение подойти с экономическими мерками к вопросам организации труда;

— проявление бережного отношения к индивидуальному и общественному достоянию;

— осознание нравственно-трудового долга и ответственности перед обществом за состояние и развитие экономики страны- -социально-психологическая готовность к постоянному профессиональному росту;

— развитие экономически значимых качеств личности.

7. Успешная организация и руководство деловыми играми зависит от профессиональной подготовки педагогов. С этой целью нам i р работаны варианты игр для разного типа школ (лицеев, гимназий, ооп образовательных, сельских малокомплектных), позволяющих учителю осуществить выбор того или иного набора игр для решения поставленных учебных задачнаписаны методические рекомендации для учителей экономики и программа семинара по овладению методикой проведения деловых игр.

8.Повышению эффективности применения деловой игры в образовательных учреждениях будет способствовать осуществление нескольких направлений деятельности: подготовка будущих учителей к проведению игринформационное, методическое и техническое обеспечение игрнаучное руководство и консультирование педагогов, методическая работ с учителями, использующими деловые игры в учебно-воспитательной деятельностиформирование у учителей готовности к использованию активных методов обучения, в том числе деловых игр. Основное условие успешного использования деловых игр мы видим в профессиональной подготовке педагогов и самостоятельной разработке ими методики с опорой на имеющиеся модели.

9. Использование деловых игр в экономическом образовании помогает педагогам активизировать учебный процесс и позволяет подготовить учащихся к реальной жизни. Дальнейшая разработка арсенала деловых игр будет способствовать совершенствованию процесса эконом! i n ского образования школьников в рыночных условия^: '.

Заключение

.

В современных условиях потребность в экономических знаниях, овладении практическими навыками экономической деятельности возросла настолько", что игнорировать ее просто недопустимо. Гуманитарное образование сегодня немыслимо без знания основ экономики. Основные задачи экономического образования: -сформировать необходимые социально-экономические знания и умения в целях полноценной подготовки школьников к реальной экономической деятельности;

— обеспечить возможность исследовать широкий круг экономических явлений, процессов, закономерностей из области рыночной экономики;

— сформировать умения применять полученные знания на практике, находить и использовать информацию, свои собственные знания для принятия правильных, самостоятельных решений в конкретной жизненной ситуации.

В решении этих задач значительную роль призваны сыграть активные формы обучения и прежде всего деловые экономические игры.

Понщ^я исключительную важность изучения экономики в школах области (85%) преподают экономику в качестве обязательной дисциплины. Экономика — новый курс для средней школы, и поэтому ее преподавание сопряжено с многочисленными проблемами: как провести занятие по той или иной теме, чтобы оно было не только познавательным, но и увлекательнымкак объяснить наиболее сложные положения экономической теории просто, понятно, интереснокакой оригинальный подход выбрать, чтобы изучение непростых экономических понятий сделать своеобразной игрой, в ходе которой школьники получили бы не только знания, но и закрепляли их.

В результате анализа литературы, опыта работ ряда школ Орловской области, собственных исследований мы пришли к следующим выводам:

— масштабность, проводимых в России социально-экономических преобразований, требует соответствующего уровня экономической грамотности выпускников школы, от активности которых в конечном счете зависит успех экономических реформ. Для нашего исследования принципиальным является положение о том, что процесс развития экономической культуры требует педагогического руководства с тем, чтобы ускорить время перехода с одной ступени развития личности на следующую, более высокую. Без серьезной и систематической работы в этом направлении государству не решить ни одной крупной социальной проблемы, стоящей перед страной. Это относится прежде всего к работе с подрастающим поколением, экономическое образование которого следует осуществлять в первую очередь;

— экономическое образование органично включает в себя экономическое воспитание, практическую и социально-психологическую подготовку, оно призвано развивать и поддерживать интерес школьников к экономическим. событиям и потребности в постоянном обновлении знаний, в овладении современным экономическим мышлением. Экономическое обучение современного школьника немыслимо без экономического воспитания, важная задача которого — помочь учащимся на основе знаний о том, что из себя представляют новые экономические отношения, находить дос тойное в них место. Экономическое воспитание выполняет важную функцию — знакомит школьников с экономической действительностью и практически готовит их к более цивилизованной жизни в обществе. Основы экономического мышления формируются на уроках и во внеурочной деятельности в школе. Время потребовало коренных изменений в содержании этой работы. Учитывая это, в школах России вводятся различные учебные программы по экономике, охватывающие все ступени обучения, так как именно школа является важнейшим государственным институтом, дающим детям систематические знания и практическую подготовку к жизни в новых социально экономических условиях;

— социально-психологическая подготовка включает в себя выработку определенных экономически значимых качеств личности, закрепление норм экономического поведения, формирование готовности к постоянному профессиональному росту и способности полагаться на свои силы;

— изучение места и роли деловой игры в экономическом образовании старшеклассников осуществлялось по двум основным направлениям: сбор и анализ научно-педагогической информации о преподавании экономикии обобщение собственных наблюдений во время посещения уроков, внеклассных мероприятий и бесед с педагогами и старшеклассниками. Анализ собранной научно-педагогической информации позволил сделать вывод о том, что активное применение деловой экономической игры помогает выпускникам значительно быстрее адаптироваться к требованиям взрослой жизни, а так же является одним из основных условий постоянного экономического развития страны, совершенствования предпринимательства. Деловые игры повышают интерес учащихся к учебным занятиям в целом, и в^стности к тем экономическим проблемам, которые моделируются в игре. Игра улучшает отношения между учащимися и педагогами, позволяет раскрывать свои личностные качества, лучшие стороны характера. В старших классах игра рассматривается, как возможность учащихся проверить свои силы и готовность к реальной жизни после окончания школы. Именно деловые игры предоставляют для этого прекрасную возможность. Это в полной мере отвечает потребностям старшеклассников «быть взрослыми» .

— Успешность использования деловой игры в обучении во многом зависит от отношения руководителей, преподавателей и учащихся школ к активизации учебного процесса. Только комплексное решение этого вопроса дает заметный эффект. По итогам проведенного анкетирования можно сделать вывод, что более 45% руководителей школ указали на готовность всячески поддерживать новые педагогические технологии в преподавании экономики, но при достаточно высоком уровне их научно методической проработанностиот 50 до 60% преподавателей экономики подчеркнули, что использование деловых игр на уроках и во внеурочной работе дает положительный эффект, но одной из главных трудностей является отсутствие достаточно подробной информации о новых разработках и методики проведения экономических игр.

Исследование позволило выявить возможности, которые открываются перед педагогами, проводящими экономические игры:

— накопление нового методического опыта;

— более объективная оценка своих возможностей, изменение методики преподавания, повышение ее эффективности;

— учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников .

Вместе с тем, в ходе исследования были выявлены трудности, с которыми приходится сталкиваться педагогу, использующему деловые игры в работесложность подготовки и проведения игрыотсутствие критериев проведения игры, которые могут меняться в зависимости от изучаемой темы или состава учебной группы.

В опытно-экспериментальной работе был обобщен имеющийся опыт классификации различных игр и разработана собственная классификация.

Одна из основных идей эксперимента заключалась в том, чтобы сравнить педагогическую эффективность игровой деятельности с традиционными методиками. Результаты опытно экспериментальной работы с использованием деловых игр в преподавании экономики показали высокую эффективность. Опросы школьников и студентов, с которыми проводились экономические игры, показали рост их удовлетворенности в изучении экономики. Основным критерием успешного использования игровой деятельности является достижение поставленных целей, т. е. повышение уровня экономической грамотности школьников. К основным показателям экономической грамотности отнесены:

— системное усвоение экономических знаний;

— уровень сформированности умений и навыков практической экономической деятельности (умение планировать предстоящую деятельность, учитывать выполненную работу, контролировать качество работы, анализировать результаты деятельности);

— развитие экономически значимых качеств личности (предприимчивость, организованность, деловитость, бережливость и др.);

— наличие внутренней убежденности, ценностных ориентаций (готовность к постоянному профессиональному росту, способность полагаться на свои силы).

Исследование, проведенное в условиях городской и сельской школы, на базе полных и малокомплектных классов, в школах с углубленным изучением экономики, позволило выявить прямую зависимость успешности экономического образования школьников от использования деловой экбйЬмической игры. Убедительные результаты опытно-экспериментальной работы получены в тех школах, где в течение нескольких лет на уроках и во внеклассной работе систематически проводятся деловые экономические игры. У учащихся этих школ отмечается повышенный интерес и внутренняя потребность § изучении курса экономики. Анкетирование участников игры показывает их заинтересованность в активных формах обучения (и прежде всего в деловых экономических играх).

В процессе игры школьники учатся вести дискуссию, активно высказывать свое мнение, прислушиваться к замечаниям и советам других, в нужный момент признавать свои ошибки и находить удачные решения. В самой структуре игры заложены развитие тех качеств, которые пригодятся молодым людям в любой области их деятельности.

В результате проведения деловых экономических игр в школах области растет престиж и популярность экономического образования среди старшеклассников.

Опыт убеждает, что оптимальным является такое преподавание экономических дисциплин, когда при изучении каждой темы используется одна или несколько деловых игр, в том числе с применением компьютеров.

Одна из фундаментальных черт российского общества — острый интерес к перспективе, способность думать о будущем, готовность действовать с учетом глобальных явлений, проблем и тенденций. Грядущая эпоха вне всяких сомнений, будет несоизмеримо более сложной, чем все предшествующие исторические периоды. И чем раньше человек приобщится к многогранной «взрослой жизни», тем глубже он познает и научится управлять тончайшими механизмами микроэкономического фундамента государства, тем ярче и интенсивнее будет его личная жизнь, тем больший вклад внесет он в благородное дело цивилизованного развития общества.

Перспективы исследования мы видим в создании целостной системы использования игровой деятельности в преподавании экономики с первого по одиннадцатый класс, изучении специфики применения деловых игр в практике сельских малокомплектных школ, дальнейшей разработке достоверных критериев их эффективности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И. Предпринимательство: Проблема собственности и культуры. -М.: Наука, 1991.-112 с.
  2. Агрессивный маркетинг, или партизанская война в малом бизнесе. -Самара.: Самарский дом печати, 1992. 280 с.
  3. Ю.П. Игра и труд. М.: Знание, 1973.
  4. Ю.П. Искусство воспитывать. М.:. Просвещение, 1985. — 190 с.
  5. А.В. Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей экономистов до Маркса. ~ М.: Политиздат, 1975. 384 с.
  6. М.Ю. Рынок ценных бумаг. -М.: Финансы и статистика, 1992.352 с.
  7. .И. Рынок ценных бумаг: Введение в деловые операции. М.: Финансы, 1991.- 159 с.
  8. Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.
  9. Ю.Базелюк В. В. Педагогические условия подготовки будущего учителя к управлению конфликтом в учебно-воспитательном процессе школы: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1996. — 203 с.
  10. В.И. Основы прикладной экономики и предпринимательского дела: Учебник по курсу «Экономика для всех». Воронеж, 1993.
  11. Бизнес словарь школьника. Селиванова Н. В. — Нижний Новгород, 1992.
  12. Бизнес и менеджер. М.: Азимут -Центр, 1992. — 448 с.
  13. A.M., Осипиович Л. Я. Задания для самостоятельной работы по основам экономических знаний. -М.: Просвещение, 1988.
  14. М.М., Бельчиков Я. М. Деловые игры. Рига, 1989.
  15. М.Н. Советские деловые игры 30-х годов и проблемы | а) тия современной производственной деловой игры // Деловые игры и программное обеспечение. -М., 1976. -С. 18−32.
  16. Блэк Сэм. Паблик рилейшнз. Что это такое? М.: Модино пресс, 1990. -240 с.
  17. Л.И. Проблемы формирования личности: Под ред. Д. И. Фельдштейна /вступительная статья Д. И. Фельдштейна. М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995. — 352 с.
  18. Е.Ф. Основы экономических знаний. М.: Знание, 1993, — 184 с.
  19. Броккер и биржа: Пособие для брокеров и их клдапгов/ К. А. Улыбин, И. С. Андрошина, Н. Л. Харисова. М.: Информбизнес, 1991. — 240 с.
  20. К.Я., Петров Ю. Н., Белиловский В. Д. Педагогический мг-п j мент: (Концепция, опыт работы). М.: Педагогика, 1992. — 268 с.
  21. Введение в бизнес: практическое пособие для предпринимателей. Л.: Северо- Запад, 1991.-303 с.
  22. Введение в бизнес: Реферат книги Джаймса А. Стоунера, Эдвина Г. До-лака. Ижевск: Странник, 1991. — 272 с.
  23. М.А., Огонянц Б. Г. Непрерывное образование и совершенствование педагогического процесса в высшей школе. Липецк: ЛГПИ им. 1. В. И. Ленина, 1990. 206 с.
  24. А.А. Психолого-педагогические особенности деловой игры как формы знаково-контекстного обучения. / В кн. Игровое моделирование: Методология и практика. Новосибирск: Наука, 1987. — 21:
  25. А.В. Деловые игры как метод активного обучения Н Современная высш. школа. 1982. — № 3. — С. 129.
  26. О.Н. Система разработки и применения игр в высшей школе СССР и СЦ1А: сравнительный анализ: Дис. канд. пед. наук. -Алма-Ата, 1989.-169с.
  27. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя -практика/Пер. с англ. А. В. Верникова, А. Ф. Ковалева.-М.: Дело, 1991. -320с.
  28. С.Г., Сыроежин И. М. Игровое имитациооное моделирование экономических процессов (Деловые игры). Мм 1976.
  29. Гражданский кодекс РФ (части I и II). М., 1996.31 .Грейсон Дж. К. мл., О. Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века/ Пер. с англ. И. С. Олейник. М.: Экономика, 1991. — 319 с.
  30. Данилов Данильян В. И. Бегство к рынку. — М.: Дело, 1991. — 112 с.
  31. Дань, подать, налог. М.: Ключ, 1992. — 92 с.
  32. Деловые игры для применения в ИПК: методические разработки. Л., 1982.
  33. Деловые игры и конкретные ситуации, разработанные в ИПК и вузах СССР: методические разработки. Л., 1982.
  34. Деловые игры и практикумы к курсу «Основы экономики и предпринимательства». Под ред. Рейзберга Б. А., М., 1993.
  35. Деловые игры к курсу «Основы экономики и предпринимательства». Учебное^дюсобие для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, колледжей. -Самара, 1994.
  36. М.В. Игра как специфический вид человеческой деятельности // Философ, науки. 1983. — № 2.- С. 54−62.
  37. Деньги, банки и кредитно-финансовые отношения в современной рыночной экономике. М.: Природопользование, 1992. — 256 с.
  38. Д.Е. Совершенствуйте свой бизнес: Пособие практикум. М., 1992.-222 с. 41 .Дойл Д. Как создать предприятие. Руководство для менеджеров. Таллин, 1991. — 102 с.
  39. Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель/ Пер. с англ. В. Лукашевича. Спб., 1992. — 496 с.
  40. ДолланЭ., Кэмпбелл Колин, Кэмпбел Розмари. Деньги, банковское дело и кредитно-денежная политика /Пер. с англ. В. Лукашевича. -Л.:1991.-448 с.
  41. Дон Фуллер Управляй или подчиняйся: Проверенная техника эффективного менеджмента. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1992.-287 с.
  42. Дукер Питер Ф. Рынок: Как выйти в лидеры: Практика и принципы/ Пер. с англ. А. Мкервали. М.: Бук Чембер Интернешэшнл, 1992. — 334с.
  43. С.В., Бурков В. Н. и др. Метод деловых игр. М., 1976.
  44. В.М., Комаров В. Ф. Введение в управленческие имитационные игры. М., 1980.
  45. Р.Ф. Активные методы обучения при повышении квалификации на судостроительных предприятиях. Л., 1980.
  46. Игра, творчество, развитие (материалы межрегиональной педагогической конференции) Обнинск: «Интерколледж», 1994. — 68 с.
  47. Игровое имитационное моделирование XXI века // Вестник высшей школы. 1992. № 2 — с.61−84.
  48. Игровое моделирование: Методология и практика /Под ред. И.С. Ла-денко. -Новосибирск: Наука, 1987, С. 61−77, 78−99.
  49. Игровые занятия в строительном вузе. Методы активного обучения / Под редакцией Литвиненко Е. А., Рыбальского В. И. -Киев, 1985.
  50. А.П. Школьнику о рыночной экономике. Учебное пособие для старшеклассников. М.: Общество «Знание» — ТОО «Интел Тех» -«Менеджер», 1993.- 196 с.
  51. Казаков.-^.П., Прутченков А. С. Школьнику о рынке. М.: РПА, 1992 -48 с.
  52. Ю.С. и др. Бизнес словарь школьника. -Н-Новгород, 1992.
  53. Ю.Н. Творческое мышление и профессиональная деятельность учителей / Вопросы психологии. 1986. -№ 2. — С. 21 — 30.
  54. . Деловая стратегия / Пер* с англ. -М.: Экономика, 1991.-239 с. •
  55. А.Г. Как заработать деньги? Фондовая биржа и финансовые рынки. Л.: Человек, 1991. — 96 с.
  56. А .Я. Искусство заработать деньги: (Маркетинг, теория и практика). Ашхабад: Метбурат, 1990. — 64 с.
  57. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989.-80 с. 71 .Климова Т. Е. Подготовка будущего учителя к профессионально-творческой самообразовательной деятельности: Дис. канд. пед. наук. -Челябинск, 1995.- 185 с.
  58. И.И. Влияние преподавателя на формирование личности студента / в кн.: Личность студента. -Каунас, 1970. 206 с.
  59. Г. А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах Запада /Психологический журнал -1989.-№ 1.
  60. КоменскийЯ.А. Живая типография. Избр. пед. соч. М., 1982. -199 с.
  61. Коммерческий словарь / Под общ. ред. А. Н. Азрилияна М.: Фонд «Правовая культура», 1992. — 320 с.
  62. Н.М. Основы рыночной экономики учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ. -Самара., 1992. -126 с.
  63. Н.М., Подмазенко А. А., Основы рыночной экономики. -Самара, 1992.
  64. Концепция непрерывного профессионально-технического образования. Проект.-М" 1988.-С. 24.
  65. Концепция, программа по педагогике для 1-ой ступени, квалификационная характеристика / Под ред. Д. Н. Гришина. Калуга, 1991. — 60 с.
  66. Е.П. Разработка и использование учебно-ролевых (деловых) игр при подготовке специалистов. М.: МГИАИ, 1988. — 144с.
  67. .Н. Азбука рынка. Курск: Курский обл. ИПК и ПРО, Г994. -267с.
  68. Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. В. Б. Боброва. М.: Прогресс, 1990.-736 с.
  69. Ю.Л., Шанцер А. С. Искусство моделирования и природа игры. М.: Прогресс, 1992. — 104 с.
  70. В.К. Формирование маркетинговой деятельности в вузах: Дис.. канд. экон. наук:-М., 1992. 183 с.
  71. Ю.Д. Мир деловой игры. М.: Экономика, 1989. — 175 с.
  72. Краткий экономический словарь школьника. /Ред. Лошов, М., 1993.
  73. Крнаи Янош. Дефицит. М.: Наука, 1990. — 607 с.
  74. Кроссворды для руководителя /Сост. И. В. Липсиц. М.: Дело, 1992. -191с.
  75. Н.К. Воспитание// Пед. соч., -М.: Просвещение, 1979. т. 6
  76. Н.К. Педагогические сочинения в 10 т. М.: АПН РСФСР, 1958, т.5.91 .Крылова Г. Д., Соколова М. И. Практикум по маркетингу: ситуационные задачи и тест-контроль: Учеб. пособие / Под ред. акад. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. — 240 с.
  77. В.В. Методика разработки педагогических игр: Метод, рекомендации. М.: ВИМ Центр, 1988. — 39 с.
  78. Ю.Н. Психологическая природа деятельности педагога // Творческая направленность деятельности педагога. Л., 1978. — С. 7−10.
  79. Курс эк-О^омической теории: Учеб. Пособие. М., 1993.-471.
  80. А.П. Семейная экономика. Тула: Приокское книжное издательство, 1991.
  81. .В., Соколов О. В. Краткий экономический словарь школьника. М.: Просвещение, 1993. — 78 с.
  82. И.В. Психология и управление. М.: Агропромиздат, 1990. -176 с.
  83. В. Экономическое эссе. М., 1990. — 607 с.
  84. А.Л. Деловые игры в управлении. Л.: Лениздат, 1989 — 172 с. ЮО. Липсиц И. В. Экономика без тайн. Учебник для 9 класса. М.: Витапресс, 1996.
  85. И.В. Экономика. М.: Вита пресс, 1996. — 320 с.
  86. Н. Во что играть будущим учителям // Народное образование. 1991. — № 1-С. 103−109.
  87. А.В. Воспитательные задачи советской школы в книге «О народном образований». М.: АПН РСФСР, 1958, с. 445.
  88. Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. Спб.: ГМП «Формина», 1992. — 384 с.
  89. Ю5.Маанди Н. Соревнуются юные бизнесмены. //Народное образование № 7. 1995. С.74−79.
  90. А.С. Докладная записка члену правительства коммуны им. Ф. Э. Дзержинского. Соч. М., 1958, т. УП, с. 420.
  91. А.С. Лекции о воспитании детей. Соч. в 7 т. — М., 1958. -Т. 4.
  92. А.С. Некоторые вопросы из моего педагогического опыта пед. соч., в 8 т., -М.: Педагогика, 1986. Т. 4.
  93. А.С. Семейное воспитание, Соч. в 7 т., -М., изд. АПН РСФСР, 1957, т.4, с. 385.
  94. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. / Пер. с англ.- М.: Республика, 1992. Т.1 399 е., Т.2- 400с.
  95. З.Малыгин М. А. Юному экономисту. В помощь учебно-производственной бригаде. -М.: Россельхозиздат, 1987.
  96. С.Д. Профессионалы в управлении. Л.: Лениздат, 1991. -144 с.
  97. Л.А., Прутченков А. С. Шанс: Методическая разработка классной деловой игры. М.: РПА, 1992 — 24 с.
  98. М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984. -144 с.
  99. П.Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.-702 с.
  100. Методическая разработка школьной финансово-экономической игры «Бизнес». -М., 1992.
  101. Методические рекомендации по освоению активных методов обучения. -М.: ЦМК ПК. 1991 г. -71 с.
  102. Микро и макроэкономика. Практикум. Под общей редакцией Огиби-на. -С.-Пегербург, 1994.-430 с.
  103. Р. Генри. Менеджмент: Достижение цели: Управление на основе здравого смысла: Планирование личных действий / Пер. с англ. Г. А. Крылова. Спб.: Информ-издат. агенство «Лик», 1992. — 136 с.
  104. С.Д. Игровые методы подготовки кадров: Учеб. пособ./ Под ред. В. В. Давыдова. М.: Высш.шк., 1995. — 207 с.
  105. А.С. Экономическое воспитание в сельской школе. -М.: Просвещение, 1989.
  106. Нисимя^к А. С. Экономическое образование школьников. -М.: Просвещение, 1991.
  107. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес / Под ред. Ю. М. Осипова. М.: МГУ, 1992. — 432 с.
  108. Основы рыночной экономики / Под ред. В. Д. Камаева, Б. И. Дамненко -М., 1992.- 192 с.
  109. Основы успешного предпринимательства: Практическое руководство. Талин — Ленинград, 1991. — 172 с.
  110. А.П., Панкрухина Т. Б. Словарь маркетинга. -М.: Инженер, 199К- 112 с.
  111. А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: Учеб. Пособие для студ. эконом, и пед. вузов и фак. М.: Интерпракс, 1995. — 240 с.
  112. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. -М.: Педагогика, 1980. -240 с.
  113. П.И., Ахметов Н. К., Хайдаров Ж. С. Игра как средство активизации учебного процесса //Сов. педагогика. 1985. — № 3.- С. 2225.
  114. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие в 2-частях. М.: Российское педагогическое агентство, 1996.- 272 с.
  115. Зб.Пилдич Дж. Путь к покупателю / Пер. с англ. В. Б. Боброва. М.: Прогресс, 199^ -256 с.
  116. Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика / Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, Дело, 1992.-510 с.
  117. Л. Дж. Принцип Питера, или Почему дела идут в кривь и вкось/ Пер. с англ. Л. В. Степанова. М.: Прогресс, 1990. — 320 с.
  118. В.Я. Деловая игра как кибернетическая система // Методические разработки и рекомендации по деловым играм. Вып. 3. Материалы 5-й межведомственной школы семинара по активным методам обучения. -М., 1984. С. 41−43.
  119. В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение: Учебник.-М.: Профиздат, 1991. 192с.
  120. А.А. Основы экономики, учебно-методическое пособие для учителей экономики. Самара, 1993. 70 с.
  121. Познавательные процессы и способности обучения: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / В. Д. Шадриков, Н. П. Анисимова, Е.Н. Кор-нееваидр.- Под ред. В. Д. Шадрикова. -М., 1996.
  122. Познай себя и других. (Сборник популярных тестов). Составитель И. Г. Леонов. М., 1993.
  123. Положение об аттестации учебных деловых игр экономического, организаторского и технологического профиля (проект). -Л., 1982.
  124. Пособие по курсу «Граждановедение» основы рыночной экономики- для учащихся 7−9 классов. М., 1992.
  125. Прикладная экономика. Учебное пособие для учащихся старших классов. Под. ред. Д. Ю. Тушунова.- М.: Прин-Ди, 1993.
  126. Прикладная экономика: Учебное пособие для учащихся старших классов/ Пер. С англ. Junior Achievement. А. А. Гавриленко, Е. В. Кубасова. -М.: Просвещение, 1992. 224 с.
  127. И.А. Молодому предпринимателю. М.: Мол. гвардия, 1991.-1^с.
  128. В.А., Ладанов И. Д. Управление персоналом в Японии: Очерки. М.: Наука, 1989. — 207 с.
  129. А.С. Деловая игра в экономической подготовке школьников: Сборник методических разработок. М.: РПА, 1992 — 42 с.
  130. А.С. Деловые игры и экономические практикумы. М., 1993.-С. 82.
  131. А.С. Методическая разработка классной деловой игры. -М.: РПА, 1992, -24с.
  132. А.С. Предпринимательство: Методическая разработка деловой финансово экономической игры/ Под общей редакцией проф. Б .А. Райзберга. — М.: РПА, 1992. — 54 с.
  133. А.С. Школа и рынок. Методическая разработка деловой финансово-экономической игры. -М., 1993.
  134. А.С. Школьная финансовая экономическая игра «Предпринимательство» М.: РПА, 1992 — 50 с.
  135. А.С., Райзберг Б. А. Деловая игра в экономической подготовке школьников: Сборник методических разработок. М.: РПА, 1992. -56 с.
  136. А.С., Райзберг Б. А. Практическая экономика: Методические разработки экономических практикумов и деловых игр к курсуосновы экономики и предпринимательства". М.: Новая школа, 1993. — 79 с
  137. А.С., Райзберг Б. А. Экономика и жизнь: Методические разработки экономических практикумов и деловых игр к курсу «Введение в экономику». М.: Новая школа, 1993. — 63 с.
  138. А.С., Соколов Я. В. Основы рыночной экономики: Пособие по курсу «Граждановедение» для учащихся 7−9 классов, их родителей и учителей. М.: НВЦ «Гражданин», 1992. — 96 с.
  139. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.- Науч-исслед ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1983. — 448с.: ил.
  140. .А. Азбука предпринимательства. М.: Дума, 1991. — 64 с.
  141. .А. Введение в экономику. Кн. I. М: Новая школа, 1993.
  142. .А. Введение в экономику: Учебное пособие для образовательных школ, лицеев, гимназий, колледжей. М.: Новая школа, 1993. -140 с.
  143. .А. Основы бизнеса: Учебное пособие. М., 1996
  144. .А. Основы экономики и предпринимательства. Учебное пособие для школ, гимназий, колледжей. Книга I. М.: МП «Новая школа», 1993, 144с.
  145. .А. Основы экономики и предпринимательства: Учебное пособие для образовательных школ, лицеев, гимназий, колледжей. — М.: Новая школа, 1993. — 195 с.
  146. .А. Предпринимательство и риск. М.: Знание, 1992. — 64 с.
  147. ПО.Райзберг Б. А. Рыночная экономика. -М.: Деловая жизнь, 1993. 182 с.
  148. .А. Твоя экономика. М.: «Ось — 89», 1996. — 208 с.
  149. .А. Тесты и контрольные вопросы для проверки знаний по экономике. М., 1993.
  150. ПЗ.Райзберг Б. А. Экономические учения и великие экономисты. М.: Образовательный Центр-Запад, 1993. — 48 с.
  151. Райзбер?*|?.А., Любимов Л. Н., Липсиц И. В., Антонов Л. В. Экономика, программы. М.: Просвещение, 1993.
  152. .А., Прутченков А. С. Деловые игры и практикумы к курсу «Основы экономики и предпринимательства». Учебное пособие для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, колледжей. -М., 1993.
  153. .А., Прутченков А. С. Учебные программы для общеобразовательных школ по курсам «Введение в экономику», «Основы экономики и предпринимательства», «Основы бизнеса», -М., 1993.
  154. В.К., Шемякин Б. Л. Методика экономического воспитания школьников, М.: Просвещение, 1985.
  155. Дж. Д. Искусство разбогатеть. Мемуары американского миллиардера.- М.: Алфавит, 1992. 96 с.
  156. Роузен Харри У. Стать миллионером: Американский путь / Пер. с англ. Е. В. Вышинского, В. П. Пипейкина. М.: Экономика, 1992. — 95 с.
  157. Рыночная экономика. /Под ред. Солдаткина В. И., Москва, 1992.
  158. Рыночная экономика: 200 терминов / Под общ. ред. Г. Я. Кипермана. -М.: Политиздат, 1991. 224 с.
  159. Рыночная экономика: Учебник: В 3 т. М.: СОМИНТЕК, 1992. 83. Самуэльсон П. Экономика. — М.:МГП «Алгон», 1992. Т.1. -334 е., Т.2.416 с.
  160. Самуэльсон Пол, Нордхаус Вильям. Экономикс. М.:НПП «Экотехсервис», 1992.- 156 с.
  161. Сборник деловых игр по курсу «Граждановедение». /Под ред. Прут-ченкова А.С.-М., 1993.
  162. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач. /Под ред. В. И. Матирко. Методическое пособие. М.: Высш. школа, 1991.-225 с.
  163. Секреты умелого руководителя /Сост. И. В. Липсиц.-М.: Экономика, 1991.-320 с.
  164. Секреты.-успеха: Уроки гениев бизнеса /Пер. с англ.Г. Смирновой. -М.: Интеллект Экспресс, 1992. — 176 с.
  165. . Основные течения современной экономической мысли. -М.: Прогресс, 1968. 600 с.
  166. В.Д. Основы предпринимательства. Учебное пособие для1. Чгучащихся старших классов общеобразовательных учебных заведений. -Брянск: Брянский государственный педагогический университет, 1996. -277 с.
  167. Словарь делового человека / Под науч. ред. О. В. Амуржуева. М.: Экономика, 1992. — 236 с.
  168. Словарь менеджера / Под ред. Г. И. Кравцовой, М. И. Плотницкого. -М.: Высш. школа, 1992. 136 с.
  169. Словарь предпринимателя. М.: Риск, 1991. — 96 с.
  170. Словарь рыночной экономики / Под ред. А. К. Алферова. М., 1991. -48 с.
  171. Словарь терминов рыночной экономики / Под общей ред. А. П. Казакова, М.: Менеджер, 1992, — 118 с.
  172. Словарь терминов рыночной экономики. В 2ч. М.:Менеджер, 1991. -86 с.
  173. А.Д. Рыночная экономика. Учебник для преподавателей. т. З, чЛ, 1992, с.З.
  174. A.M. Методы активного обучения: научно-методические пособие. М.: Высш. шк., 1991, — 176 с.
  175. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1988.- 1600 с.
  176. Советы управляющему / Сост. А. Н. Зотов, Г. А. Ковалева. Свердловск: Сред. — Урал. кн. изд-во, 1991. — 304 с. 201 .Современная западная философия: Словарь /Сост.: Малахов B.C., Филатов В. П. М.: Политиздат, 1991. — 414с.
  177. Современный маркетинг / Под ред. В. Е. Хруцкого. М.: Финансы и статистика, 1991. — 256 с.
  178. Д.Н. Акции и биржа: Как преумножить, не потерять ваши деньги. -М.: Нова-пресс, 1991. 76 с.
  179. В.К. Персонал-технология: Отбор и подготовка менеджеров. -Л.: Машиностроение, 1989. -368 с.
  180. В.А. Экономическое воспитание старшеклассников во взаимодействии школы, семьи и общественности: Дис.. канд. пед. наук. -М.: 1987.- 177 с.
  181. Д.А. По методу «малых групп» //Вестн. высш. шк.-1981.-№ 7, — С. 64−66.
  182. А.В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий. Спецкурс. Пособие для студентов педагогических институтов. 1-ая часть. Челябинск, 1978. С. 67 -68.
  183. В.И. Место и роль игрового феномена в культуре //Философ, науки.- 1980.- № 2.- С. 69−77.
  184. К.Д. Собр. соч. М.-Л., 1950, т.8, с. 22.
  185. К.Д. Человек как предмет воспитания. Собр. соч., т.8, М., Изд. АПЕ РСФСР, 1950, с. 439.211 .Фидман Л .М., Волков К. Н. Психологическая наука учителю. — М.: Просвещение, 1985. — 224 е., ил.
  186. Финансовое искусство предпринимателя: Учебно-Практическое р ла> водство. М.: НКЦ «Перспектива», 1992. — 68с.
  187. З.Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения / Пер. с англ. А. Гореловой. М.: Наука, 1990. — 158 с.
  188. Г. Сегодня и завтра. М.: Финансы и статистика, 1992. — 240 с.
  189. В. Как делать бизнес в Европе. М.: Прогресс, 1990. — 253 с.
  190. Хейне Пол. Экономический образ мышления. М.: Новости, 1991. — 704 с.
  191. Хоккен Пол. Я начинаю свое дело / Пер с анл. В. Бабейко. М.: Текст, 1992.-207 с.
  192. Хрестоматия по социальной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. и вступ. очерки Т. Кутасовой. -М.: Международная педчгсч и ческая академия, 1994.-222 с.
  193. Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб .-метод, пособие для преподавателей сред. спец. заведений. -М.: Высш. шк., 1991.320 с.
  194. С.Т. Пед соч., в 4 т., -М., Педагогиа, 1952, т.1, с. 423.221 .Шведова И. Экономическая азбука для детей и взрослых. -М., 1992.
  195. И.Ф. Азбука для родителей и взрослых. Выпуск № 1. Эконо-мическийю. М.: East-West, 1992. — 64 с.
  196. .П. Экономическое воспитание старших школьников как педагогическая проблема: Дис.. канд. пед. наук: М., 1978. — 271 с.
  197. .П., Шемякин П. А. Методические рекомендации для учителей сельских школ по экономическому воспитанию учащихся. Нижний Тагил, 1984. — 122 с.
  198. И. Лидеры бизнеса XXI в.// Мы. Под ред. Будникова. № 4.- 1991.-.135 с
  199. С.А. Играй дети. М., 1968. с. 62.
  200. Й. Теория экономического развития. М., 1982.
  201. Р.В. Педагогические основы экономической подготовки учащихся к труду в общеобразовательных школах США. Автореферат на соискание ученой степени канд. пед. наук. М., 1997.
  202. К. Эффективная экономика шведская модель: (Экономика для начинающих и не только для них). — М.: Экономика, 1991. — 349 с.
  203. Экономика организация и управление материально-техническим снабженщ^г. (Деловые игры, хозяйственные ситуации) / Под ред. Г. П. Иванова. М.: Экономика. 1991, 285 с.
  204. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1987. — 304 с.
  205. Г. Двенадцать принципов производительности / Пер. с англ. B.C. Кардаш. М.: Экономика, 1992. — 216 с.
  206. Е. Урок игра: 50 игровых Сюжетов в помощь учителю. (Мет. пособие — практикум). — Челябинск: ЧОИУУ, 1992. — 94 с.
Заполнить форму текущей работой