Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия социальной адаптации безработной сельской молодежи к рынку труда

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дана характеристика социальной адаптации как сложного общественного, социально-психологического и педагогического явления. Показано, что социальная адаптация молодежи к рынку труда Как общественное явление представляет собой разновидность адаптации и является эффективным средством для самоутверждения и самореализации личности молодого человека. Как социально-психологическое явление — один… Читать ещё >

Содержание

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ БЕЗРАБОТНЫХ К РЫНКУ ТРУДА. 12 $ 1. Современная социально-экономическая ситуация в стране и проблемы адаптации молодежи к рынку труда. 12 $ 2. Социальная адаптация как психологопедагогическая проблема (признаки, критерии, уровни сФормированности). Зб

ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ К РЫНКУ ТРУДА. $ 1. Исследование особенностей социальной адаптации сельской молодежи к рынку труда. $ 2. Педагогические технологии социальной адаптации сельской молодежи к рынку труда.

Педагогические условия социальной адаптации безработной сельской молодежи к рынку труда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

сложившаяся в стране социально-экономическая ситуация, кризисные явления, спад производства оказывают негативное влияние на рынок труда.

Усилился рост безработицы, в том числе среди молодежи. За последние годы значительно возросло число молодых людей. которые нигде не учатся и не работают.

На конец 1996 года было зарегистрировано 2 506 018 безработных граждан по России, из них 835 000 — молодежи.

Численность безработной молодежи в Псковской области за последний год увеличилась на 15Х (с 8200 до 9400 человек). В целом по области 30'/. от количества безработных граждан составляет молодежь, а в некоторых районах — 60/. и более.

В перспективе ежегодно в области в трудоспособный возраст будет вступать не менее 5−6 тысяч молодых людей, которым предстоит решать целый комплекс проблем профессиональной подготовки и трудоустройства.

Проблема молодежной безработицы осложняется психологической и практической неготовностью юношей и девушек активно включиться в новые хозяйственные отношения, сориентироваться на рынке труда. получить соответствующую своим индивидуальным качествам профессиональную подготовку и квалификацию, начать трудовую деятельность.

Молодые люди не выдерживают конкуренции со стороны более старших по возрасту претендентов на место работы, так как работодателю нужны специалисты с опытом работы и высокой квалификацией, которых молодежь не имеет. Учитывая, что в среднем по области на одну вакансию претендуют 119 незанятых граждан, шансы молодых людей получить работу невелики.

В особенно трудном положении оказывается молодой безработный в сельской местности. В отличии от городской, сельская молодежь имеет меньше возможностей и для обучения профессии, и для получения работы. Кроме того, на селе молодые люди, как правило. не могут попробовать свои силы в различных видах деятельности.

Помочь молодым людям адаптироваться к новым экономическим условиям жизни — одна из важнейших Функций учреждений и организаций, работающих с молодежью, которая еще слабо реализуется. Воспитание конкурентоспособной личности пока только провозглашается как цель общеобразовательных учреждений, но на практике в массовой школе почти не осуществляется. Опора на достижения совеременной науки создает возможность облегчить решение этой сложной проблемы. философские аспекты социализации молодежи исследованы в работах Н. В. Андреенковой, В. Г. Афанасьева, М. С. Комарова, И. С. Кона, В. В. Москаленко. А. В. Петровского и др.

Значительный вклад в разработку психологического аспекта социализации внесли Л. С. Выготский, Ю. Н. Кулюткин, А. Н. Леонтьев, Б. ф. Ломов, Б. Д. Парыгин и др.. рассматривавшие проблемы социализации, соотношение об" ективного и суб" ек-тивного «пространств» личности. q.

Педагогический ракурс социальнойадаптации разрабаты.

——- (вают В. г. Бочарова, с. г. Вершловский. Б. 3. ВульФов, а. В. Иудрик, И. И. Рожков и др.

Находясь на стыке обучения и воспитания, проблема Формирования социальной адаптации молодежи к рынку труда обусловлена рядом противоречий:

— между возможностью" разработки системного подхода в организации профессиональной ориентации учащихся с учетом экономической ситуации и нежеланием, низкой готовностью педагогов к проведению проФориентационной работы со школьниками;

— между потребностью старшеклассников в приобретении более широкого спектра трудовых знаний, умений, навыков и ограниченными возможностями, которые существуют в условиях села;

— между об" ективно возрастающими требованиями общества к учреждениям и организациям, работающим с молодежью не только по организации досуговой и другой деятельности и их неготовностью в оказании помощи по социальной адаптации молодых людей к местному рынку труда.

Сегодня, в связи с переходом к новым рыночным отношениям, молодежь, и особенно сельская, нуждается в создании условий для решения проблем индивидуальной занятости.

Все вышесказанное обусловило выбор проблемы нашего исследования: при каких педагогических условиях социальная адаптация безработной сельской молодежи к рынку труда будет эффективной.

Особую важность в данных экономических условиях имеет исследование социальной адаптации безработной сельской молодежи, так как она является одной из наиболее незащищенных категорий на рынке труда.

Все вышеизложенное и определило выбор темы нашего исследования: «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ БЕЗРАБОТНОЙ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ К РЫНКУ ТРУДА» .

Об" е к т о м исследования является процесс социальной адаптации сельской молодежи к рынку труда, а предметомпроцесс оптимизации социальной адаптации безработной сельской молодежи к рынку труда.

Цель исследования: выявить комплекс педагогических условий социальной адаптации сельской молодежи, направленных на повышение конкурентоспособности безработных молодых людей на рынке труда.

Гипотеза исследованияуспешная социальная адаптация сельской молодежи к рынку труда будет эффективной, если: осуществляется разработка областной стратегии по профессиональной ориентации молодежи с учетом местного рынка трудаорганизовывается взаимодействие между учреждениями и организациями, работающими с молодежью, направленное на развитие всех участников педагогического процессареализовывается социальная мобильность молодежи, ориентированная на самозанятость и предпринимательство .

Задачи исследования :

— изучить специфику социальной адаптации безработной сельской молодежи к рынку труда ;

— определить критерии, показатели и уровни сформированное-ти социальной адаптации сельской молодежи к рынку труда;

— выявить пути и средства социальной адаптации безработной сельской молодежи в возрасте 16−17 лет к рынку труда.

Методологической основой исследования являются разработанные Г. М. Андреевой, м. Аргайлом. А. А. Вайсбургом. А. Гремом. Б. Д. Парыгиным, А. в. Петровским, И. И. Рожковым, А. Фернемом. М. Форвергом, Г. Хибшем, П. И. Шихиревым, А. Юровским и другими учеными положения о структуре социализации молодежи. В исследовании учитывались концепции социализации учащихся (Б. 3. ВульФов, р. г. Гурова, И. С. Кон, М. И. Рожков и др.), концепцию воспитания учащейся молодежи в современном обществе (А. А. Бодалев, 3. А. Малькова, Л. И. Новикова и др.).

Выводы и результаты научных исследований И. Л. Вайнштей-на, В. И. Загвязинского, и. Б. Первина. Т. мибутани, Е. К. созиной, а. И. Шипиловой и других служили опорой в изучении психолого-педагогических аспектов проблемы.

При выявлении специфических особенностей социальной адаптации молодежи к рынку труда значительный интерес представляли работы Л. В. Байбородовой. Т. П. Вернигоровой, П. Н. Осииова. В. А. Полякова. В. В. Рогачева, м. И. Рожкова, М. С. Савиной. Т. И. Трегубовой. А. Л. Уманского, В. П. Хлопико-ва, С. Н. Чистяковой и других ученых.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования. При выборе методов учитывались задачи каждого этапа научного поиска и актуальные потребности трудоустройства молодежи в сельской местности. на первом этапе (1994;1995 ггл автором в качестве главного специалиста отдела профориентации псковского областного Центра занятости населения, решались задачи методического обеспечения профориентаиионной работы психологов и проФконсультантов области. Были предприняты шаги. направленные на поиск содержания и форм организации проФориен-тационной работы с молодежью, учитывающих своебразие социальных и психолого-педагогических условий сельской местности. В этот период основными методами исследования стали изучение зарубежного и передового опыта. беседа. педагогическое наблюдение. социологический опрос (анкетирование. интервью). тестирование. теоретический анализ педагогической. психологической и социологической литературы.

На втором этапе<1995;199б гг.)автор. работая начальником отдела профориентации Псковского областного Центра занятости населения. начала проведение опытно-психолого-педагогической работы по созданию системы профессиональной ориентации в области.

На третьем этапе (1996;1997 гг.) автор. будучи соискателем Российского учебного Ценп^. выделила стержневую проблему поиска и приступила к более глубокому изучению сущности явления «социальная адаптация» и процесса ее Формирования. На данном этапе продолжены теоретический анализ научной литературы. опытно-психелого-педагогическая работа. наблюдение. изучение передового опыта. социологический опрос (анкетирование. интервью). психологическое тестирование. статистическая обработка полученных результатов.

Базой исследования стали 10 районных Центров заня-нятости населения Департамента Федеральной Государственной службы занятости населения по Псковской областиосновной базойпроФориентационный кабинет ЦЗН Усвятского района Псковской области.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций, адекватностью комплекса методов цели, задачам, предмету исследования, целенаправленным анализом и обобщением результатов опытно-экспериментальной работы, проводившейся в течение нескольких летвзаимодополнением и взаимопроверкой данных, получаемых с помощью разных методик, репрезентативностью используемой выборки.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: определены сущность адаптации как общественного, социально-психологического и педагогического явления, которая является взаимодействием личности и социальной среды, приводящим к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы, и предполагающим следующие суб" ективные свойства: активная жизненная позиция личности, достаточный уровень социальных умений и коммуникативных способностей, конкурентоспособность на рын ке трудавыявлены социально-психологические, педагогические пути и средства совершенствования и реализации процесса Формирования социальной адаптации безработной сельской молодежи к рынку труда: об" единение на местах усилий учреждений и организаций, работающих с молодежью по профессиональной ориентации, — подготовка и повышение квалификации специалистов-проФконсультантов, психологов, педагогов: использование комплекса активизирующих средств.

Научная новизна исследования состоит в том, что: разработаны и обоснованы критерии, показатели и уровни сФормированности социальной адаптации молодежи к рынку труда — определены педагогические условия повышения эффективности процесса Формирования социальной адаптации безработной сельской молодежи к рынку труда, направленные на преодоление спонтанности механизма социализации молодежи посредством совершенствования психолого-педагогического обеспечения работы по профессиональной ориентации молодежи.

Практическое значение исследования определяется тем. что разработана и экспериментально проверена целевая программа, способствующая эффективности процесса социальной адаптации безработной сельской молодежи к рынку трудасоздана и внедрена в практическую деятельность психолого-проФориентационной службы технология совершенствования процесса Формирования успешной социальной адаптации безработной сельской молодежи к рынку труда.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись следующим образом: участие в научной конференции РАО по проблемам теории и практики воспитательных систем / 1994 /- сессиях ВНЙКОВ «Сельская малокомплектная школа», «Профессиональная ориентация в службе занятости» / 1993;1997 /- международных, российских, региональных, областных семинарах и научно-практических конференциях специалистов службы занятости, психологических и педагогических работников / Братислава (Словакия), Вена (Австрия), Хельсинки (Финляндия), Зеленогорск. Санкт-Петербург, Челябинск, Москва, Псков, Великие Луки, Невель / 1993;1997 / опубликование статей и тезисов в сборниках научных трудов" на страницах периодической печати.

На защиту выносятся следующие положения :

— изменение педагогического влияния на сельскую молодежь с целью ее профессионального самоопределения в новой системе рыночных отношений;

— представление об адаптации как взаимодействии усилий службы занятости, учреждений" организаций, работающих с молодежью и безработных молодых людей, направленное на развитие всех участников педагогического процесса;

— средства Формирования социальной адаптации безработной сельской молодежи к рынку труда, включающие систему работы по профессиональной ориентации для Решения данной проблемы. диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Результаты исследования данной проблемы группой ученых / В. Д. Семенов. в. и" Загвязинский. о" Н. Боровикова г. а. Вахромова. Б. 3. ВульФов, В. и, Петришев., к. и. Плоткин, л. и. Шипилова. Г. А" Гусев. xx С. Бродский * к. л. Вайнштейн. В. в. Дроздов > н. и. дудина. й> Б^первин. е. к. созина / под руководством Б4 Н^Апмазова подтверждают,.:

— роль социальных Факторов в ситуации воспитания как силы., трансформирующей индивидуальные свойства, человека. т.к. чем значительнее, бьши, отклонения личностного развит тия, тем серьезнее, происходило нарушение средовой адаптации ;

-.на повестку дня. выдвинулась проблема.средовой адаптации молодежи. как одно. из ведущих, условий успешности. его. воспитания. ;

— постановка вопроса>о средовой-адаптации как./одной, из условий восприимчивости к воспитанию .-.

— организация жизнедеятельности среди, себе подобных, снимает многие проблем"хредовой адаптации несовершеннолетних. (213. с. бб.

Группа ученых. / А. Н. Евдокимов. , Л Н. Лесохина. Т. Э. Петрова. Е. Э, Смирнова / в анализе проблемы, успеат ной социальной, адаптации, молодежи к. рынкутруда, отмечает, что должны., произойти. изменения в системе образования связанные напрямую, с содиальнымзаказом и социальными потребностями.: «особую актуальность приобретают поиск точек отсчетадля. самоутверждения *¦,. ориентиров для адаптации и самосохранения» ,.. (216. с. 139,)", Л. Г. Татарникова-приводя в. своей, монографии концептуальные^ подходы кпостроениюэксдериментальной модели шко-. лы здоровья и индивидуалького развития г в основных, направ лениях работы такой^ школа.". выделяет три наиболее, значимых с точки зрения ориентации на конечный результат :

— широкая социализациянаприндипах валеологизации.. процесса развития. детей, гуманистической общечеловеческой направленности ;

— гарантирование, профессионального минимума, в процессе, социализации. воспитание. личности, способной к адаптации-и «выживанию» в-новых социальных условиях.;

— комплексная подготовка конкурентоспособных граждан создание предпосылок, для трудовойдеятельности в конкретном регионе. (218. с. 183).

Мы, разделяем мысли & Г. Татарниковой о том > что для,. более успешной социальной адаптации молодежи к. рынку труда послешкольное образование должно выполнять три вза-г имоувязанных функции :

— компенсаторную (ликвидация пробелов в. базовом обг разовании -).: .

— адаптивную (оперативная, подготовка и переподготов-. ка человекак динамично меняющимся условиям-) ;

-. креативную. обеспечивающую творческий рост личности и удовлетворение ее многообразных духовных запросов.. (218. с, 109 К.

А. и. Зотова. и< И. К. Кряжева в анализе данной проблемы делают упор насоциальное воспитание • отмечая традиционный узкий, подход. к педагогической. деятельности «. основным, критерием которой было количество выпускников» поступивших, в вуз. На наш взгляд, это. в сво">, очередь, обусловило разрыв между школой и жизнью. между школьным.обучением. в ходе которого молодой человек овладевает некой суммой знаний иприобретением опытасоциальной и культурной. деятельности, происходящим преимущественнов социальной среде, с 59. с. .74).

Мы разделяем, точку зрения В. Л Чепляева о том. что разводя понятия адаптивной и адаптирующей, Функции «где. адаптивную Функцию реализует сам суб» ект. социальных процессов, а адаптирующую различные социальные институты. приходитсяконстатировать преимущественную ориентацию. исследователей на. изучение первой функции^. (242. с. 8).

Адаптация (лат. adaptareприспособлять) — приспособление органа организма. личности. или группы,.к, измененным. внешним условиям". Различают, адаптацию :.

— Физиологическую .

— анализаторов как. изменение, их чувствительности ¦

— социально-психологическую, при включении. в новую. группу. ,.

— профессиональную при включении, в новые условия труда. 94. с. 202).

Адаптивность — способность к адаптации. (94. с. 185).

Наиболее полезными для нас: являются следующиевыводы. группы, ученых / М. И. Петросяна > П.Е. Кряжева-, С. С. Батенина, л. В. Сохань. * ЕкС. Кузьмина. л. А* лахиной, в. И. Квача-хии / под руководством. Б. Д. Парыгина. о-том :

1). «что есть-основание .для того, чтобы говорить о. социальной обусловленности индивида-в. определенном, смысле и как. о социальной адаптации человека,. ибо основная, закономерность. определяющая природу и место индивида, в обществе «состоит в том.. что. он. является продуктом. специфически, человеческих Форм деятельности г, прежде. всего труда. и социального общения» ;

2). «социальная адаптация — это взаимодействие личности и социальной средшдутем приспособления. личности к из т. мененным внешним условиям» ;

3). «процесс социальной адаптации. — это. знание, человек ка о самом себе. о взаимоотношениях с другими людьми, ус воение. социальных, ценностей. знаний оструктуре, общества., ироди. отдельных социальных, инс титутов ¦: овладение определенными навыками практической.деятельности. интернализа-ция определенных норн ., позиций и ролей — выработка на. основе полученных знаний. системы, ценностных — ориентация установок Ит. п». (145. с. 112−130).

Заканчивая анализ психолого, — педагогической, литературы по проблеме. мы пришли, к следующим. выводам :

• 1). социальная адаптация. -. это взаимодействие личности и. социальной среды. которое. приводит к. оптимальному соотношению,. целей и ценностей, личности ,. и. группы.

2). В ходе социальной,.адаптации реализуются потребности.. интересы и стремления личности, раскрывается, иразвивается ее индивидуальность. личностьвходит в новое со'-циальное окружение. становится полноправным членом коллек тива." самоутверждается" .

3). Социальная адаптация предполагает активную позицию личности. осознание своего социального, статуса н связанного с ним ролевого. поведения как Формы, реализации индивидуальных возможностей личности в процессе решения ею общегрупповых задач.

4). Результатом социальной адаптации личности, является сФормированность социальных и профессиональных качеств общения.> поведения и деятельности, принятых в обществе с помощью которых личность может реализовать, свои стремления «, потребности > интересы и склонности. т. е. проявить. себя в коллективе и обществе «самоопределиться.

5). социальная, адаптация предполагает активное принятие и усвоение личностью норм. ценностей и. традиций производственного коллектива.".¦• включение личности, в него как. равноправного члена, с 94. с 54.).

При переходе к. новым рыночным отношениям личность, пос-тоянно. сталкивается, с новыми условиями деятельности и общения. которые требуют не столько." приспособления ", сколько развития., обогащения личности в соответствии*с тенденциями социально-экономического — развития, общества.

Чтобы полнее охарактеризовать сущность. явления, «социальная адаптация следует раскрыть* его основные признаки. На основании изучения рассматриваемого явления, а теориии практике мы пришли к заключению, что только тасоциальная адаптацияличности к рынку, труда может считаться успешной, которая достигла высшей стадии своего становления и обладает следующими признаками: I.

— активная, жизненная позиция личности ;

— достаточный. уровень социальных умений и коммуникативных, способностей :

— конкурентоспособность.

Выделяя только эти. три признака успешности, социальной адаптации, молодежи, к., рынку труда,-" мы отчетливо осознаем > что их значительна больше. Однако на. наш. взгляд .имен* но эти. признаки являются конституирующими-л, заключают-в. себе сущностные .черт изучаемого, явления .

Поэтому перейдем к. подробной.их.характеристике. первый признак, успешной, социальной адаптации молодежи, к рынку труда, — активная жизненная позиция личности.,.

При определении данного, признака мы исходили. из работ М. И. Рожкова «В. Г-Бочаровой, Н. смелзера, Т. И. Трегут бовой, А. л-. УманскогоВ.Л. Полякова. М. С. Савиной «в. п. хлопикова., С. Н». Чистяковой Т. В. Бедовой. т. В. Васильевой, Т. В* Королевой «. Н. ф. Родичева. В. А. Соядевой, А. И. Тесли, Л^Г. Татарниковойч м. и. Рожков в качестве одной из центральных педагогических задач выдвигает задачу воспитания человека дейст—вия. «При этом наиболее значимыми чертами такого человека становится, предприимчивость, инициатива, живой характер. умение общаться с людьми». (169. с. 13). А. И. Тесля видит. задачу педагогики как целенаправленную, подготовку, молодого поколения к выполнению основных, социальных функций.-,. к активному, творческому участию в социальном. развитии. (224».-е. 126.).

Процесс достижения целей социальной адаптации молодежи к рынку труда, по мнению В. Г. Бочаровой «должен быть направлен на выработку такого. практического действия, поведе ния., деятельности. индивида —. в которых проявляется социальная активность личности: „смысл.личностного совершенст вования >. профессионального самоопределения, требующего. повышенного внимания. к себе самому. своим навыкам и умени ям как к суб“ екту. рыночных отношений». (19. с.75т77).".

Мы разделяем точку зрения Н. Смелзера, что, на Формирование личности молодого человека оказывают, следующие. Факторы :.

— целенаправленноевоздействие обществана. личность,., т. е. воспитаннее широком смысле слова. .

— социальная, среда. в которой человек постоянно находится., воспитывается и. Формируется ;

— активность самой, личности. ее самостоятельность в отборе и усвоении.знаний., и их осмыслении ;

— умение. сопоставлять* различные точки зрения. крити-, чески их оценивать,;

— активное участие в. практической преобразовательной деятельности. (210″ с. 652).

В работах Т. И. Трегубовой и А. Л. Уманского выделяются три важных, критерия., эффективности. процесса адаптации, мололо дежик рынку труда — социальная грамотность > деловая направленность и профессиональная. активность молодых, людей. (. 214* С. 24т261* .

Авторский коллектив ученых под. руководством В. А, Подя-кова и Савиной как, результат., изучения данной пробле-, мы видят «непрестанное, совершенствование, личности, в про-, Фессиональной деятельности. проявление предпринимательской активности „самореализацию в различных видах обпест-т венных работ. выполняя Фукоии свободного носителя“ социг альных услуг». (226. с. 20).

Как условие успешной социальной адаптации к рыночным отношениям группа ученых, под руководством В" Т. Лисовского выдвигает, «активнуб позишао. личности «осознание своего социального статуса и. связанного с ним ролевого — поведения как фор"ш, реализадии индивидуальных, возможностей личности» (216. с. 179,). .

Ретроспективный анализ собственного опыта работы и изу чение научной литературы. позволили нам, прийти. к. выводу, о., необходимости выделения, ряда признаков, для успешной сопи-. альной адаптации к рынку труда.: один, из них, — активная, жизненная позиция личности.

ВТОРОЙ ПРИЗНАК успешной-социальной адаптации, молодежи к рынку труда, гдостаточный уровень социальных умений, и коммуникативных, .способностей".

В теоретических разработках-и на-практике, основное внимание обращается, на изучение личностных качеств молодых людей," выявление, уровня развития их. склонностей и способностей —, психофизических. особенностей и свойств. .,. которые являютсяважными для. овладения той или иной профессией. .

Мировой .опыт показывает.. что. цивилизованный, рынок, требует образованных людей. С. Г. Вершловский. и А. Л. Лих-тарников в ходе проведенных, социологических исследований для выстраивания социального, портрета,.вьшускника школы., отмечают. что только четвертая, часть, опрошенных, выпускников донимает жизненную,"ценность, образования.,. которое.. рассматривается, молодыми людьмикак необходимое условие, профессиональной карьеры • достижения жизненного успеха ,. готовность, ради, достижения., высоких стандартов, попробовать себя, в разных, видах!! деятельности., (95. с" 67−85). коллективученых ,/ Ю-К-Шорохов. В. в. Спасенников. А. л. Мережанный.н.Никольская., о. с~РаФаева. В. А. Бод-. ров-.,. И.Р.Батишева^/ под руководством — К. с. Пряжникова исследуя, умение, молодежи, анализировать .и сопоставлять, свой опыт и рынок труда г отмечают-влияние социальныхустановок на, выбор профессии-.- строя свои жизненные планы. около 30 процентов молодых, людей независимо от условий. желают работать там, где им больше платят — более половины опрошенных — хотели бы стать высококвалифицированными специалистами своего дела, ради этого овладеть несколькими профессиями — около 15 процентов юношей и девушей при оценке сво их профессиональных планов выбрали позицию работать там, где интересно. (222. с. 10−11).

В исследовании данного критерия для нас наиболее ценными были работы Е. А. Климова. который выделяет систему профессионально важных качеств личности для успешности и скорости овладения профессиональной деятельностью. состоящую из пяти слагаемых: г — гражданские качества — о — отношение к труду, профессии, интересы и склонности к данной области деятельности ;

Д — дееспособность обшая ;

Е — единичные, частные, специальные способности — н — навыки, выучка, знания, опыт. (70. с. 68−69).

В исследованиях Н. м. Боенко, Т. К. Гороховой важными Фак торами профессиональной успешности молодежи называются помимо творческой активности и инициативы, сособность прини мать решения и владение несколькими смежными специальностями. (219. с. 198−199).

ТРЕТИЙ ПРИЗНАК успешной социальной адаптации молодежи к рынку труда — конкурентоспособность.

Группа ученых / Л. В. Байбородова, П. Н. Осипов «Т. И.

Трегубова, А. л. Уманский, В. В. Рогачев, Т. П. Берниго? ова «.

М. И. Рожков / считают конкурентоспособность личности неотъемлемым атрибутом социальной адаптации. При разработке модели конкурентоспособной личности М. И. Рожков пришел к выводу. что конкурентоспособность — это результат и одновременно условие успешной социальной адаптации молодежи к рынку труда. «Для нормального участия в конкурентной борьбе на рынке труда человек должен постоянно ощущать необходимость самосовершенствования с целью повышения уровня своей конкурентоспособности.» (214. с. 13).

По нашему мнению вопрос конкурентоспособности становится все более актуальной проблемой во всех сферах социальной деятельности, переход к рыночным отношениям путем существенных преобразований в политической. экономической сферах и сфере нравственных отношений привел и к изменению основы социально-экономических отношений, одной из характерологических черт отношений в условиях рынка и главной движущей силой развития является конкуренция. Особое значение для Формирования конкурентоспосбной личности имеют основные требования выдвигаемые рынком труда.

Как один из путей решения И. И. Рожков выделяет социальную грамотность молодежи, которая влияет на социальное становление подрастающего поколения и решить ее призвана не только школа, но и другие социальные институты.

На наш взгляд, важной составляющей конкурентоспособной личности является задача самореализации личности, сформулированная А. Маслоу в его теории мотивации. Рассматривая иерархи" потребностей. он, выделяет — в качестве, высших — потребности, в самоутверждении ^ самореализации личности. отмечая.". что эти потребности присутствуют. только у людей «достигших высокого уровня личностного развития., основную роль, в мотивации, доведения, человека., играют по А. Маслоу. потребности высшего уровня.- «однако-, они могут быть, актуальными, лишь. тогда» когда более или менее полно удовлетворены, потребности «. расположенные на нижележащих уровнях. < 104. с. 110) .

Важнейшимсреством .профессионального самоопределения молодежи вышеуказанная группа, ученых считает. профессиональную ориентацию молодежи. «т. е. целенаправленную par боту, предполагающую-оказание помоши молодым людям, в сознательном, выборе, профессии в, соответствии, со своими способ ностями и. интересами». (.214. с. 16).

Л. Г. татарникова в основныхнаправлениях, работы школы. «-выделяет как одну, из наиболее • значимых. (с точки зрения.. ориентации на конечный результат) задачу, комплексной под-, готовки, конкурентоспособных, граждан, и создание предпосылок для трудовой. деятельности в конкретном регионе.. (216. с. 163.-К I.

Группа ученых— - / • Я.и.Гилинский «а. н. Евдокимов «r. С, Слепцов, Л Г. Титаренко. / под руководством, В. Т. Лисовского. анализируя-особенности, модели поведения., соответствующей. «рыночному» человеку «оценивают как. адекватный тот-тип ценностной ориентации*на работу. который, сочетает ценность высокого заработках, такими средствами его обеспечения, как. напряженный труд, и готовность, идти, на риск. (216. с. 179).

Эти теоретические положения помогли нам осмыслить. проблемы повышение конкурентоспособности молодежи, на рынке труда" врезультате мыпришли, к следующим выводам.. .

Во-первых «необходим, комплекс мер для. обеспечения < необходимого уровня социальной адаптации и повышения, конкурентоспособности молодежи. на рынке труда., с привле-г чением учреждений и. организаций, работающих с молодежью. в решении данных.проблем.

Во-вторых. .новая, модель использования человеческих ресурсов может., быть. эффективной только в том случае, если она опирается на гибкий, механизм трудовой. мотивации, которыйбудет учитывать, изменившийся характер, ценностных^ ориентации молодежи.,", включающий в себя материальные и моральные стимулы, индивидуальные и.коллективные. Формы", в-третьих. «изменения в социально-экономической струю-. туре общества требуют инициативного, высококвалифицирован ного работника ,. глубоко вовлеченного в процесс принятия решений. С другой стороны,., эта вовлеченность, способству ет мобилизации творческого потенциала участников трудовой деятельности. *<

Таким образом Формирование конкурентоспособной личности является. важнейшей. педагогической задачей,. решение которой включает комплекс, элементов,.&bdquo-. каждый из. которых обес печивает Формирование готовности, человека к системе соци-. альных отношений в, условиях рынка.

Таковы" конституирующие, признаки. социальной адаптации молодежи к рынку труда. Их выявление и осмысление позволили нам перейти к изучению такого важного аспекта исследуемой проблемы, как определение уровней критериев и. показателей сФормированноети данного явления*.

Поскольку, социальная адаптация молодежи к. рынку труда, рассматривается нами, как взаимодействие личности и социальной среды. г и предполагает, активную, жизненную, позицию. молодого, человека, достаточный уровень социальных, умений .ь. и коммуникативных способностей. > конкурентоспособность-, то ее Формирование можно представить как процесс приобретения индивидом перечисленных субъектных, свойств-признаков под. влиянием окружающей, среды, и, воспитательной деятельности взрослых ., а ее сФормированность — как результат этого процесса. .

Однако, следует отметить «• что процесс Формирования не. является одиомоменяжым. актом, и. протекает в течение опреде.-. ленного промежуткавремени. «,. часто достаточно-длительного,. Поэтому., важно иметь представление, не только — о, конечном * но и о промежуточныхпоэтапных,/.результатах этого процесса. По нашему мнению^. целесообразно определение, уровней с Формированное&tradeсоциальной .адаптации молодежи к. рынку труда. Мы выделяем три уровня сФормированности: высокий ., средний «низкий.

Для изучения сФорыированности социальной адаптации, молодежи к рынку труда необходимо выявление, критериев и показателей. На наш взгляд,. критериями сФормированности социальной адаптации. могут служить, ее конституируюше. признаки. данное утверждение основывается на тон, что, а существовании любого явления необходимо судить по устойчивому.,. проявлению. его основных признаков.

Основой для определения показателей критериев сформированное&tradeсоциальной адаптации молодежи к рынку труда стали для нас содержательные характеристики ее признаков. Опираясь на них мы выявили следующие показатели / табл. 1 /. Величина каждого из перечисленных показателей позволяет судить о степени проявления основных признаков социальной адаптации, -что в свою очередь помогает определить уровень ее сФормированности. Высокому уровню сФормированности социальной адаптации молодежи к рынку труда соответствует полное, заметное и устойчивое проявление ее основных признаков — среднему уровню — недостаточно полное, заметное и устойчивое — низкому уровню — неполное, неявное и неустойчивое.

Опираясь на работы В. А. Полякова, М. С. Савиной, В. П. Хлопикова. С. Н. Чистяковой, Л. В. Байбородовой, П. н. Оси-пова, т. и. трегубовой. А. лУманского, В. в. Рогачева, Т. П. Вернигоровой, и. И. Рожкова, мы дали подробную характеристику уровней сФормированности социальной адаптации молодежи к рынку труда /табл. 2 /.

Критерии и показатели успешности социальной адаптации молодежи к рынку труда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ и обобщение полученных данных подтвердили правомерность гипотезы исследования и обоснованность выдвинутых на защиту положений.

В результате исследования :

1. Дана характеристика социальной адаптации как сложного общественного, социально-психологического и педагогического явления. Показано, что социальная адаптация молодежи к рынку труда Как общественное явление представляет собой разновидность адаптации и является эффективным средством для самоутверждения и самореализации личности молодого человека. Как социально-психологическое явление — один из механизмов социализации личности, которая в свою очередь представляет собой многостороннее развитие личности под влиянием многообразных социальных и природных Факторов. Как педагогическое явление — представляет собой цель воспитательной деятельности педагогов и психологов. Фактор и средство, влияющие на Формирование личности молодого человека. н.

2. на основе изучения сущности явления «социальная адаптация безработной молодежи к рынку труда» сделано следующее заключение, что только та социальная адаптация личности к рынку труда может считаться успешной, которая достигла высшей стадии своего развития и обладает конституирующими признаками как активная жизненная позиция личности, наличие социальных умений и коммуникативных способностей, конкурентоспособность. Перечисленные признаки социальной ч адаптации являются критериями ее сФормированности. Выявлены показатели и уровни сФормированности социальной адаптации безработной молодежи к рынку труда, подготовлена и использована методика изучения процесса Формирования социальной адаптации сельской безработной молодежи.

3. Установлено. что реальное состояние социальной адаптации безработной сельской молодежи к рынку труда характеризуется: проявлением предпосылок к осознанию своего социального статуса — недостаточным реагированием на изменения в новых условиях деятельности — наличием мотивов социальной деятельности и отсутствием действий — недостаточной социальной грамотностью и информированностью о рынке труданаличием попыток к принятию решения о получении профессии или трудоустройстве: отсутствием притязаний и потребности продолжать образование — недостаточной ролью собственного интереса как мотива трудовой деятельности.

4. выявлено, что сельская безработная молодежь 16−17 лет, как правило, после окончания школы не достигает высокого чуровня сФормированности социальной адаптации к местному рынку труда по причинам социального и педагогического характера: отсутствие в сельской местности условий для всестоеМ? «—роннего и гармоничного развития личности ребенка — слабое педагогическое обеспечение работы по профессиональной ориентации учащихся — равнодушие и разобщенность государственных учреждений, колхозно-кооперативных и общественных организаций в решении проблем профессионального самоопределения молодежи.

5. Определены пути и педагогические условия повышения эффективности процесса формирования социальной адаптации безработной сельской молодежи к рынку труда. Основными путями являются: наличие концепции системы работы по профессиональной ориентации в службе занятости, учитывающей региональные особенности рынка труда и состояние производственно-экономической сферы — объединение на местах усилий учреждений и организаций, работающих с молодежью по профессиональной ориентации — подготовка и повышение квалификации специалистов данного направления — профконсультан-тов. психологов, педагогов — использование активизирующих нетрадиционных средств для повышения конкурентоспособности сельской молодежи. Педагогические условия направлены на повышение эффективности социальной адаптации безработной сельской молодежи к рынку труда и заключаются в преодолении спонтанности данного механизма социализации личности посредством совершенствования цсихолого-педагогическо-го обеспечения работы по профессиональной ориентации молодежи. Изложена система мер по практической реализации педагогических условий. п.

Проведенное исследование не претендует на полное и все-сторонее изучение процесса социальной адаптации сельской безработной молодежи к рынку труда ввиду сложности и много-аспектности данной проблемы, поэтому в диссертации исследованы отдельные аспекты ее Формирования: сущность и специфика социальной адаптации молодежи к рынку труда. состояние сФормированности данного явления «пути и условия ее Формирования. Дальнейшая разработка проблемы может включать детальное изучение компонентов процесса Формирования социальной адаптации молодежи к рынку труда, рассмотрение социально-педагогических аспектов развития личности сельского молодого человека в условиях перестройки экономического и социально-политического укладов жизни современной деревни.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980. -335 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. -М., 1991. с. 170.
  3. Ю. П. Ориентация школьной молодежи на рабочие профессии // Педагогика. -1990. N 2. с. 25−30.
  4. г. Г. Профориентация подростков. // Шк. и пр-во.- 1992. N 2. с. 82−83.
  5. Адаптация человека / Под ред. Барбашовой 3. И.. Л.: Наука, 1972, с. 21.
  6. А. В. Специфика деятельности сельской малокомплектной школы. Кострома, 1983. — 30 с.
  7. Г. М. Социальная психология : Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. -М.: Изд-во МГУ, 1988. -432 с.
  8. В. г. Общество: системность, познание и управление. М., Политиздат, 1981, с. 196−198.
  9. э. Игры в которые играют люди, люди которые играют в игры. Л.: Прогресс, 1992. — 416 с.
  10. Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. с. 156−182.
  11. А. А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983.- 272 с.
  12. В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Институт психологии РАН, 1995. 128 с.
  13. В. П. Выбор профессии. М., 1989. — 128 с,
  14. Е. М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия.- м.: Знание, 1991. 80 с.
  15. Е. м. Психологический практикум по профориентации // Школа и производство. 1989. — N 9. с. 73−74.
  16. В. Г. Педагогика социальной работы, -м.: Аргус, 1994. с. 69−89. **
  17. А. В. Проблемы психологии с уб"екта. -И.: Институт психологии РАН, 1994. 109 с.
  18. с. С. Психологические аспекты профессиональной консультации // Психологический журнал. 1990. — т. 11, N 1. с. 67−72.
  19. Л. П. Человек: деятельность и общение. И.: Мысль, 1978. — 216 с.
  20. Ю. Е.. Мошнига В. П. занятость и безработица населения в условиях рыночной экономики: международный опыт. м., 1995, с. 93.
  21. А. А. Организация проФориентадионной работы школы, ПТУ, предприятия, -м.: Просвещение, 1986. 127 с.
  22. Л. П., Бердыклычева Н. м. Выбор профессии: планы и реальность. // Педагогика. 1990. — N 6. с. 82−87.
  23. В. К. Психологические механизмы мотивации человека.- М.: Изд-ВО МГУ, 1990. 288 с.
  24. Возрастные особенности ориентации в социально-профессиональной сфере / Собкин В. С. и др. // Вопросы психологии.- 1990. Н 1 с. 23.
  25. И. П. Социальная психология малых групп и коллективов / опыт экспериментального и прикладного исследования контактных групп /: Дис.. .. д-ра психол. наук. -л., 1978.- 336 с.
  26. Вопросы теории и методики индивидуальной проФконсультацииучашихся: (Науч. тр./ВНИИпроФтехобразования) Л., 1976. -Вып. 32. с. 5−25.
  27. Г. Г. Жкола будущего начинается сегодня. М.. 1991.- 239 с. **
  28. Воспитательная система сельской школы: Учебно-методическое пособие. / Под ред. Степанова Е. Н. Псков, 1997. с, 46−65.
  29. Воспитательная система школы: аспект моделирования: Учебн. -метод, пособие / Авт. -сост. Степанов Е. Н., Байбо-родова Л. В., Паладьев С. Л. Псков: ПОИПКРО, 1994. с. 2428, 48.
  30. ВульФов Б. з. Семь парадоксов воспитания. М., 1994. 208 с.
  31. л. с. Собрание сочинений в шести томах, -м.: Педагогика, 1981−1984.
  32. Выбор профессии: Мотивы и их реализация / Сост. Кузнецова C.B. М.: Знание, 1966. 61 с.
  33. Выпускник перед выбором пути: Социально-нравственный облик / Бабосов Е. М. Минск: Нар. асвета, 1988. — 239 с.
  34. Гарсия-Исер M. X., Голодец О. ю., Смирнов С. н. Критические явления на региональных рынках труда. м,: «Янус», 1996, с. 15, 36.
  35. Н. Ф. Теория и практика профессиональной консультации. М.: Ориентир, 1991. 91 с.
  36. А. М., Сергеев М. И. Профориентация школьников, ж-л СОДИУС N 8, 1996. с. 66.
  37. В. Е., Магун B.C. Уволенные на рынке труда: новая работа и социальная мобильность // Социологический журнал. 1994. — N 1. с. 134−149.
  38. М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. — N 3. с. 43−52.43. гнатюк Н. Выбирая профессию // Воспитание школьников. 1994. N 2. с. 37−39.ч
  39. Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988. с. 12, 15−23.
  40. А. Е. Методика изучения учащихся в целях профориентации // Шк. и пр-во. 1994. — N 2. с. 86−88.
  41. Государственный стандарт профессионального образования Российской федерации. Модель учебного плана для учреждений начального профессионального образования. М: ИПО МО РФ, 1993. 40 с.
  42. Л. П. Общение с собой. Начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991. — 317 с.
  43. Н. Т. Педагогические основы образования взрослых, М., Изд-во МСХА. 1993. 164 с.
  44. Р. Г. Социологические проблемы воспитания. -М.: Педагогика, 1981. 176 с.
  45. В. К. Мотивы выбора профессий школьниками / Советская педегогика. 1989. N 6. с. 26−30.51. дневник профессионального самоопределения школьника // Школа и производство. 1993. — N 6. с. 71−76.
  46. О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности: Практическая психология. -Псков, 1994. -453 с.
  47. Е. С., Крушельницкий Е. л. Для тебя и о тебе: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
  48. В. И. Социально-экономическая ситуация и социальная политика в России. -М.: Союз, 1994. с. 29.
  49. Закон «О занятости населения в Российской Федерации» «Российская газета», 06.05.1996.
  50. Занятость в мире в 1995 году (ФСЗ России), м., 1995. 20 с.
  51. л. И. Личностные особенности, стили поведения и типы проФессиональйЪй самоидентификации у студентов педагогического вуза // Вопросы психологии. 1991. — N 2.с. 60−66.
  52. Н. В., Баженова Е. С. Некоторые демографические аспекты региональных рынков труда в России. М., 1995, с. 26.
  53. А. И., Кряжева И. К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности. //Методология и методы социальной психологии. М.. 1977, с. 74.
  54. В. Ценностные установки молодежи. Что их определяет. // Человек и труд. 1994. — N б. — с. 75−77.
  55. И. П. Методика коммунарского воспитания . М.: Просвещение. 1990. — 144 с.
  56. И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. -М.: Педагогика, 1989. 208 с.
  57. Е. М. Технология психологической оценки профессионала // Вопросы психологии. 1991. — N 4. — с. 35−42.
  58. Инженерная психология: (Пособие для студентов. Под ред. Середы Г. К.) Киев: Изд. об"единение «Виша школа», с. 177 188.
  59. л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. М., 1983. 129 с.
  60. М. С. Мир общения : Проблема межсуб"ектных отношений. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
  61. В. А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт Формирования. М., 1991. с. 108−109.
  62. А. В. Психологические основы принятия решения в проФ-ориентационной работе: Учебное пособие. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1986. — 91 с.
  63. Е. А. Введений в психологию труда М., 1988. с. 130 136.
  64. Е. А. Как выбирать профессию? М.. 1990. с. 68−69.
  65. Е. А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск.: изд-во «Принтер», 1993. — 56 с.
  66. Е. А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М.. 1986. с. 116.
  67. Е. А. Развиваюшийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993. с. 50. ч
  68. Клуб ищущих работу. Организация и деятельность. И.. 1993.- 97 с.
  69. В. И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988, с. 128−141.
  70. Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск: Изд-во БГУ, 1976. -352 с.
  71. я. Л., Березовин Н. А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. М.: Знание, 1977. — 64 с.
  72. Л. А. Профессиональная ориентация учащихся и трудовые семейные династии. Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та, 1992. — 136 с.
  73. Л. А. Учебно-воспитательный проФориентационный комплекс. // Педагогика. 1992. — N 7−8. с. 122−123.80. коментарий к Кодексу законов о труде РФ с (измен.) и до-полн. на 25 сентября 1992 г. М.: «Вердикт», 1994. -350 с.
  74. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1989. с. 193−204.
  75. ю. А. Внутришкольный менеджмент. М., 1993.- 134 с.
  76. Л. А. ««ПроФориентационная работа и профессиональная консультация // Химия в школе. 1990. — N 4.с. 75−77.
  77. Т. В. Организационно-педагогические условия подготовки профессиональных консультантов для региональной службы занятости. АвтореФ.. .. канд. пед. наук. М., 1994. -18с.
  78. Л. Б. Динамика ценностных ориентаций: анализ результатов эмпирического исследования // Социологические исследования 1994. — N 2. с. 114−118.ч
  79. Ф. Основы маркетинга. М.. 1990. 608 с.
  80. Критическая зона рынка труда (Мониторинг социально-экономической ситуации и состояния рынка труда)., С-Петербург, 1996. 23 С.
  81. В. Л. Искусство быть собой. М.: Знание, 1991. — 254 с.
  82. В. Л., Рутенбург Э. С. Профессиональная ориентация и врачебная консультация старшеклассников. Л., 1977.
  83. Г. И. Цель и способы воспитания. М.: Педагогика, 1990, — 136 с.
  84. А. Н., Ермоленко В. А., Жарова Т. В., Сумарокова Л. Н. Вариативно-модульная структура учебно-программной документации (на макроуровне), И.: ИПО МО РФ, 1992. 32 с.
  85. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. -2-е изд. М.: Политиздат, 1977. с. 71.
  86. Личность, семья, школа (проблемы социализации учашихся) / Под ред. Вершловского С. Г.. СПб., 1996, с. 67−85.
  87. Личность. Труд. Занятость: словарь социально-психологических терминов., Челябинск, 1995. с. 54, 178, 185, 202.
  88. Л. М. Лекции по теории воспитания., Псков, 1995.•sс. 79.
  89. н. п. Молодежь и труд: проблемы производственной адаптации.' Харьков: «Виша шк. 1987. — 184 с.
  90. a. н. Как вести за собой : Старшеклассникам об основах организаторской работы. -3-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1986. 208 с.
  91. А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. -М.: Педагогика, 1988. 128 с.
  92. Л.Н. Работа с проФориентационной картой учащегося // Школа и производство. 1989. — N 1. с. 66−68.
  93. н. В. Психофизиологические функции человека и операторский труд. Киев: Наука думка. 1991. — 216 с.
  94. т. н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 1986. 144 с.
  95. А. Самоактуализация. // Психология личности: Тексты. М.. 1962. с. 110.
  96. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Рувинского Л. И. М.: Просвещение, 1989. — 335 с.
  97. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студентов пед. училищ / Под ред. Коротова В. М. М.: Просвещение, 1990. — 175 с.
  98. Методические рекомендации по проведению групповой профессиональной консультации старшеклассников. Астрахань, 1994.- 24 с.
  99. Методы педагогических исследований / Под ред. Пискунова А. И., Воробьева Г. В. М.: Педагогика, 1979. — 255 с.
  100. h.a. Воспитание ответственностью : Учеб. пособие.- М.: ВЫСШ. шк., 1990. 144 С.
  101. Мир профессий: Человек-знаковая система / Сост. Левиева С. Н.- М.: Мол. гвардия, 1968. 351 с. 112. мир профессий: Человек-природа: (Энцикл. изд. / Сост. Леви-ева С. Н. / М.: Мол. гвардия, 1985. — 383 с.
  102. Мир профессий: Человек-человек: (Эндик. изд. / Сост. Каверина Р. Д.). М.: Мол. гвардия, 1986. — 300 с.
  103. Мир профессий: Человек-техника / сост. Гаврилов В. Е. М.: Мол. гвардия. 1987. — 350 с.
  104. Мир профессий: Человек-техника / Сост. Каверина Р. Д. М.: Мол. гвардия, 1988. — 335 с. 116. мир профессий: Человек-художественный образ / Сост. Смирнов А. м.: Мол. гвардия, 1987. — 387 с.
  105. г. м., Чирикова А. Е. Мир профессий в ценностных представлениях старшеклассников // Школа и производство. 1989.- N б. с. 16−19.н
  106. И., Шувалов И. Выбор профессии и профессиональный отбор // Народное образование. 1993. — N 9−10. с. 77−81.
  107. a.B. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие. Часть 1. Пенза, 1994. с. 96.
  108. А. В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  109. a.b. Общение как Фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1981. — 112 с.
  110. А. В зеркале цифр (Проблемы адаптации молодых специалистов на производстве) // Проф. -тех. образование.1989. Nil. с. 37−38.
  111. Начинающему предпринимателю (Методическое пособие), Иваново. 1995. 61 с.
  112. P.c. Социально-психологический анализ эффективной деятельноости коллектива. М.: Педагогика, 1984. 200 с.
  113. Р. с. Психология: Учеб. пособие. -М.: Просвещение, 1990. 301 с.
  114. л. И. Самоуправление в школьном коллективе. -М.: Знание, 1988. 80 с.
  115. Новый старт. Пособие для преподавателей курсов. м.: ФСЗ, 1994. — 111 с.
  116. Об утверждении положений по вопросам профессиональной ориентации населения: Приказ ФСЗ России от 17. 02. 1993. N 22.
  117. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. Петровского А. В. -3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. — 464 с.
  118. Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования / Под ред. Бодалев^ А. А., Столина В. В. М.: Изд-во Московского ун-та, 1987. — 304 с.
  119. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Андреевой Г. М., Яноушека Я. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. — 302 с. 132. овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М., 1993. 225 С.
  120. М. М., Рогозин М. В. МиФы психотерапии и их функ
  121. ЦИИ // ВОПРОСЫ психологии, 1991, N4, с. 11.134. о положении в области труда, занятости и социальной зашиты населения в 1996 году и перспективах на 1997 год., М., 1997.- 30 с.
  122. Организация и проведение занятий в группе психологической поддержки безработных / Методич. рекомендации. М.. 1994.- 44 с.
  123. Организация, содержание и методика проФориентациооной работы в службе занятости. Сборник инструктивно-методических материалов / Сост. Голицина О. В. М., РУЦ, 1994. 111с.
  124. А. К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учашихся // Вопросы психол. 1992. — N 1−2. с. 52−60.
  125. Основы маркетинга / Программа курса. Сост. Тарасевич В. м., Санкт-Петербург, «Экономическая юкола», 1994. 40 с.
  126. Отбор профессионально ориентированной молодежи в педагогический ВУЗ. / Матросов В. Л. // Педагогика. 1992. — N 3−4. с. 63−66.
  127. Оценка эффективности профессиональной ориентации школьников. Метод, пособие / Под ред. Вершинина с. И., Савиной М. С., М., АПН СССР, 1991. 9Ъ с.
  128. В. А. Рынок труда. М., 1995. с. 18, 85.
  129. Е. М. Кем быть? Киев, 1989. — 196 с.
  130. Е. м. Управление профессиональной ориентацией в образовательной школе. Владивосток: Изд-во Дальне-вост. ун-та, 1990. — 176 с.
  131. Г. В. педагогическая профориентация в школе. // педагогика. 1990. — N 1. с. 89−93.
  132. . д. Основы социально-психологической теории.. И., «МЫСЛЬ», 1971. с. 29, 45, 47, 112−130.
  133. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Бабанского -2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1987. с. 30.
  134. Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу // Психол. журн. 1992. т. 13. N 1. с. 126−130.
  135. В. П. Психологические проблемы профессиональной переориентации взрослых //Психологический журнал. 1993.- N 3. с. 79−69.
  136. Л. А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. -М.: Изд-во МГУ, 1992, с. 136.
  137. А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  138. A.B., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1976. — 176 с.
  139. ю. П. Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. — 184 С.
  140. Подготовка женщин к предпринимательской деятельности
  141. Опытная"программа РУЦ. Авторы-составители: Савина М. с., Слотшшева Т. В., М., 1996. 10 с.
  142. В. А. Формирование занятости населения Россиив переходный период становления рыночных отношений. М., 1993. с. 18.
  143. В. И., Федотов Е. О. Техника репертуарных решетокв экспериментальной психологии личности // Вопросы психол. 1984, N 3, С. 151−157. 155. Предотвращение критических ситуаций на рынке труда (ФСЗ России), М., 1995. с. 13.
  144. Проблема социализации личности // Социальные исследования, Вып. 3. 1971. с. 45.
  145. Проблемы занятости и рынка труда в России (под ред. проф. Похвошева В. А.), М., 1995. с. 26−29.
  146. Программа и методика прейодавания курса «Человек-труд-проФессия», Ярославль, 1993. 46 с.
  147. B.C. Азбука предпринимательства. -И.: Паллада, 1993, с. 7−9.
  148. ПроФадаптация молодых рабочих. (В кн. Служба социального развития предприятия: Практ. пособие/ Ин-т социол. АН СССР, Ин-т психол. АН СССР. М.: Наука, 1989. с. 162−163.
  149. Профессиональная ориентация молодежи / Сазонов А. Д., Калугин Н. И., Меншиков А. П. и др. -. М.: Высшая школа, 1989, — 272 с.
  150. Профессиональная ориентация незанятого населения в России и Швеции: Учеб.-метод, пособие. М.: РУЦ, 1996. -118с
  151. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка населения (теория и практика работы). Выпуск 4. Планирование жизненного пути и карьеры для молодых девушек., Мурманск, Облцезаниздат, 1995. 47 с.
  152. Профессиональное самоопределение молодежи: /Концепция// По ляков В. А. и др. // Педагогика. 1993. -N 5. с. 33−37.
  153. E.H. Выбирайте профессию, М., Просвещение, 1991.- 150 с.
  154. E.H. Открытые врата в мир // Школа и производство. 1994. — N 4. с. 11−17.
  155. Н. С. Деловая игра как средство активизации учащихся в профессиональном самоопределении // Вопросы психологии, 1987, N 4, С. 92−99.
  156. Н. С. проФориентационные игры, проблемные ситуации, задачи, карточные методики. М.. 1991. 87 с.
  157. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование / Под ред. Давыдова В. В. М.: Педагогика. 1990. — 160 с.
  158. Психологическая теория коллектива / Под ред. Петровского A.B.- м.: Педагогика, 1979. 240 с.
  159. Психологические основы трудового воспитания школьников / Под ред. Фарапоновой Э. А. М.: Педагогика. 1988. — 164 с.
  160. Психологические средства выявления особенностей личностного развития подростков и юношества: (Сб. науч. трудов / Под ред. Фельдштейна Д. И. и др.) М. i Изд-во АПН СССР, 1990.- 166 с.
  161. Психологические Факторы профессиональной адаптации. (В кн. Психологическое обеспечение профессиональной деятельностич
  162. Под ред Никифорова Г. С. и др. СПб.: Изд-во С. — Петербург, ун-та. 1991. с. 43−61.
  163. Психологическое самообразование: Читая зарубежные учебники / Под ред. Матюшкина A.M. М.: Школа-пресс, 1992, с. 73.
  164. Психология подготовки специалистов для современного производства / Под ред. Подольского А. И. М.: Изд-во МГУ, 1991.- 187 с.
  165. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности
  166. Под ред. Никифорова Г. С. -С.-Пб.: йзд-во Спбу, 1991. -193 с.
  167. Психология подготовки специалистов для современного производства / Под ред. Подольского А. И. И.: Изд-во ИГУ, 1991.- 167 с.
  168. Психология. Словарь / Иод ред. Петровского А. В., Ярошевского И. Г. -2-е изд.. испр. и доп. -М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  169. Психология современного подростка / Под ред. Фельдштейна Д. И.- И.: Педагогика, 1987. 240 с.
  170. Психология труда / Перевод со словацкого Матвеевой-Муниповой Г. В., Общая редакция Платонова К. К. / М.: ПроФиздат, 1979.- 216 с. 182. «Псковская правда» N 22 от 5 Февраля 1997 г.
  171. Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. Дубровиной И. В.- м.: Просвещение, 1991. -303 с.
  172. В. П. Коллектив как социальная общность. -М.: Изд-во МГУ, 1978. 218 с.
  173. Регионы с напряженной ситуацией на рынке труда: Комплексный социально-экономический анализ (ФСЗ России), М., 1996.- 25 с.
  174. Дж. это в"ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом., м. Изд. группа «Прогресс», 1993. 240с.
  175. Решетова 3, А. Психологические основы профессионального обучения. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 178 с.
  176. М. А., тильман Ф. Применение практической психологии в школе / Хрестоматия по социальной психологии. М.: Междунар. педаг. академия, 1994, с. 216−217.
  177. М. и. Теоретические основы педагогики. Учебное пособие. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1994. с. 13, 47−50.
  178. А. Г. Формирование профессиональной пригодности. Минск: Вышейша школа, 1984. — 176 с.
  179. Руководство для инструкторов по профориентации и профподготовке / Пер. с англ. Клыкова Ю. В. М., ЦЕЗАН, 1993. -112с.
  180. А. г. Социальная ориентация выпускников средней школы // Социологические исследования, 1994, с. 53−59.
  181. Р. В. Образ жизни сельского населения. Новосибирск: Знание, 1979. — 352 с.
  182. Рынок труда в странах СНГ (ФСЗ России), М., 1995. с. 16.
  183. А. Д. Профессиональная ориентация молодежи. М., 1989. 272 с.
  184. А. Д., Симоненко В. Д. Профориентация и методика профессиональной ориентации., М., 1990. с. 15.
  185. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. / Под ред. Ядова В. А. л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979, С. 224.
  186. Н. В. Активизация школьников в профессиональном самоопределении // Вопросы психологии. 1990. -N 1. с. 69−77.
  187. Н. В. Игры Ъ школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа, 1993. — 137 с.
  188. Сборник нормативных и учебно-методических документов по профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных граждан и незанатого населения. М.: ФСЗ России, 1995. Иб с.
  189. Сборник психодиагностических методик для проведения про
  190. Фессиональной консультации. И.. 1991. 217 с. 202. сейтешев А. П. Профессиональная направленность личности:
  191. Теория и практика воспитания) Алма- Ата: Наука, 1990.- 336 с.
  192. В. Д. Взаимодействие школы и социальной среды. М.: Педагогика, 1986, с. 35.
  193. Семья и семейная политика в Псковской области / Под ред Васильевой Н. В., Архангельского В. Н., Псков, 1994. 545с.
  194. Система разработки вариативно-модульной учебно-программной документации / Учебно-методическое пособие. РУЦ, П., 1995.- юз с.
  195. Системный подход в инженерной психологии и психологии труда / Под ред. Бодрова В. А., Венды В. Ф. М.: Наука, 1992.- 232 с.
  196. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук /I. Ф., Морозов С. М.. Киев: Наумова думка, 1989. -200 с.
  197. Служба занятости в 1996 году: основные программы деятельности и щ реализация. М., 1997. 25 с.
  198. Служба социального развития предприятия: Практ. пособиеин-т социологии АН СССР, йн-т психологии АН СССР. М.: Наука, 1989, с. 162−163.
  199. Н. Социология. Пер. с англ. м., 1994, с. 652.
  200. Смирнов /1.М. Анализ опыта разработки экспериментальных методов изучения ценностей. // Психологический журнал, 1996, том 17, N 1, с. 157−168.
  201. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, Феникс, 1996. 511 с.
  202. Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. -Свердловск: Из-во Урал, ун-та. 1969. с. 66.
  203. Социальное становление учащихся. Из курса «Педагогика личности» / Пол ред. Рожкова м. И. Ярославль: ЯГПУ, 1995, с. 13−32.
  204. Социальные аспекты интенсификации труда, подготовка и адаптация инженеров. / М-во высш. и средн. спец. образования РСФСР- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та. 1989. с. 116−125.
  205. Социология молодежи: Учебник / Под ред. проф. Лисовского В. Т.-СПб: Изд-ВО СПбГУ. С. 139. 179, 313.
  206. В. В. Анализ и проектирование групповой деятельности в прикладных психологических исследованиях. м.: Институт психологии РАН, 1992. с. 178.
  207. Л. Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденция развития. Санкт-Петербург, изд. «Петроградский и К», 1995. с. 183.
  208. Теория и методика социальной работы. М., 1994. т. 1−2. т. 1., с. 198−199.
  209. Теория и практика профориентации и проФконсультирования. Вып. 1 Психодиагностические методики в проФориентационной работе / Под ред. Спасенникова В. В. Калуга: Калужскийчгоспедуниверситет, 1994. 104 с.
  210. Теория и практика профориентации и проФконсультирования. Вып. 2. Профессиональная диагностика. Составление психограмм деятельности специалистов. / Под ред. Спасенникова В. В.- М.: Институт психологии РАН, 1995. с. 178.
  211. Теория и практика профориентации и проФконсультирования. Вып. 3. Профессиональная ориентация молодежи. / Под ред. Спасенникова В. В. Калуга, 1996. с. 10−11.
  212. . М. Проблемы индивидуальных различий. М.. 1962.с. 55.2Е4. Тесля А. И. Повышение творческой активности как условие социализации личности. Минск, 1994, с. 126.
  213. Технология повышения психологической компетентности специалистов службы занятости. М., РУЦ, 1996. loo с.
  214. Технологии профессионального консультирвания молодежи в службе занятости. / Под ред. Полякова В. А., Чистяковой С. Н., Савиной М. С. М., РУД, 1995. с. 9−25.
  215. М. X. Выбор профессии как социальная проблема. М.: Мысль, 1985. — 104 с. 228. толстых Н. Н. Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы психологии, 1964, N з, с 83−64.
  216. Ю. В. Диагностика сознательности выбора профессии у японских школьников. Вопросы психологии, 1990, N 5.с. 150 157.
  217. Ю. В. Разработка психологических проблем профориентации в США. Вопросы психологии, 1971, N 1. с. 37.
  218. Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980. — 160 с.
  219. Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред. Аракелова Г. Г. -М. :^Высшая школа, 1990. 304 с.
  220. Д. И. Психологические основы обшественно полезной деятельности подростков. -М.: Педагогика, 1982. 224с.
  221. М. В. Введение в специальность и основы профессиональной этики социального работника. М.: Изд-во Междунар. педаг. академии, 1993, с. 73−75.
  222. Вятское книжное изд-во, 1989. 160 с.
  223. Л. м. Изучение личности учащегося в ученических коллективах. М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
  224. Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения.- м.: Физкультура и спорт, 1988. 158 с.
  225. Человек и занятость. N 4, Февраль 1997 г.
  226. В. Л. Социальные аспекты развития системы профессиональной ориентации: АвтореФ. дис. канд. соц. наук. -Саратов, 1996. с. 8.
  227. Н., Глазкова С. Самочувствие безработных на рынке труда: (По данным социол. исслед.) Человек и труд. 1993.- N 12. с. 27−30.
  228. С. Н. Профессиональная ориентация: организация и управление. М. Г Педагогика, 1987. — 158 с.
  229. П. А. Психология профессионального самоопределния в ранней юности. М.: Педагогика. 1991 — 96 с.
  230. Н. Н. Формирование социальной активности сельских школьников в процессе их деятельности в микрорайоне : Дис.. .. канд. пед. наук. -М., 1986, -287 с.
  231. А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992, с. 69.
  232. П. Н. Современная социальная психология в Западной Европе., И., «Наука», 1985. с. 56.
  233. П. Н. Современная социальная психология США., М.. «Наука», 1979. 150 с.
  234. Школа и выбор профессии. / Под ред. Полякова В. А. И.: педагогика, 1987. — 17б*с. (Б-ка учителя и воспитателя).
  235. ю. И., Ромасловский т. И. Свойства предприятий в про странстве психологических Факторов. // Межвузовский психологический сборник. / С-ПбГУ, С.-Пб., 1995, с. 99−111.
  236. Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. -Мн.: ТПД «Полифакт», 1992, с. 126.
  237. ШтоФФ В. А. Моделирование и философия. М. , — Л., 1966. с. 19.
  238. Е. В. Исследование явления реФерентности в системе межличностных отношений : Дис... канд. психол. наук. М., 1978. — 132 С. 256. «Экономика и жизнь» N 10, 1996 .
  239. Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978, с. 63.
  240. Энциклопедический справочник (2000 профессий, специальное тей, должностей). Минск. 1986. — 586 с.
  241. Юнг К. Аналитическая психология // История зарубежной психологии: Тексты / Под ред. Гальперина П. Я., Ждан А. Н. М.
  242. Изд-ВО МГУ, 1986, С. 18−26.
  243. В. С. Особенности развития познавательной потребности и саморегуляции у старших подростков // Психологиче ские проблемы повышения качества обучения и воспитания. м.: Просвещение, 1984, с. 86−97.
Заполнить форму текущей работой