Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Духовно-экологическое содержание и формы народных игр как средство развития младших подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Широко рассматривается экологическая проблематика в работах зарубежных учёных (П.Тейяр де Шарден, Ж. Дорст, Д. Ж. Маркович, Ю. Одум, А. Печчеи, К. Уайт), которые раскрывают диалектику противоречий между человеком и природной средой в процессе развёртывания научно-технического прогресса. Трудно не согласиться с Аурелио Печчеи, который в своей книге «Человеческие качества» отмечает: «Просто… Читать ещё >

Содержание

  • 13. 00. 01 — общая педагогика
  • Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук
  • Научный руководитель: действительный член РАО, доктор педагогических наук, профессор Лихачёв Б. Т
  • Москва
  • СОДЕРЖАНИЕ Стр
  • Введение
  • Глава I. Проблема экологического воспитания подростков в современной педагогической науке и практике
    • 1. 1. Педагогическая наука и практика о содержании экологического воспитания подростков
    • 1. 2. Народные игры в контексте актуальных проблем экологического воспитания личности
    • 1. 3. Потенциальные возможности содержания и форм народных игр для развития младших подростков
  • Выводы по I Главе
  • Глава II. Методика использования народных игр в экологическом воспитании младших подростков
    • 2. 1. Типология народных игр духовно — экологического содержания и её использование в работе с детьми 10−12 лет
    • 2. 2. Опытно — экспериментальное изучение влияния духовно-экологического содержания и форм народной игры на развитие младших подростков
    • 2. 3. Условия эффективного включения народных игр в экологическое воспитание подростков
  • Выводы по II Главе
  • Духовно-экологическое содержание и формы народных игр как средство развития младших подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    Духовное возрождение России, возвращение к здравому смыслу формирования личности, воспитание как приоритетное направление становления внутреннего мира человека — взаимосвязанные и логически предопределяющие друг друга явления современности. В самые сложные и противоречивые периоды в любой из цивилизованных стран оздоровление общества начиналось с образовательной политики, так как социальная аксиома «дети — наше настоящее и будущее» принимается в таких государствах априори. Сложен путь духовного обновления России: сознание перестраивается медленнее и труднее всего. Не спешит и современная школа с осознанием того, что не культура является частью образования, а образование есть та часть культуры, которая ответственна за передачу опыта.

    Проблема становления духовного мира человека, той неповторимой сущности, вокруг которой формируется личность, на пороге III тысячелетия тесно связана с проблемой выживания человечества. Не случайно реалиями современности стали явления одного порядка: потребительское отношение к природе и рост жестокости, агрессивности внутри самого общества. Стремительное развитие науки, техники, производства оказало отрицательное воздействие не только на атмосферу, воду, ресурсы, но и привело к гибели памятников природы и культуры, отчуждению людей друг от друга, от самих себя.

    Глобальные проблемы и противоречия складываются из региональных, а те во многом коренятся в человеческой личности, формирование которой сегодня немыслимо без осознания того, что Природа образует отправную точку целостного и нормального развития каждого индивида, а единство развитого экологического сознания, духовно-нравственного и деятельного отношения к реальному миру выступает основополагающим фактором воспитания подлинно интеллигентной и цивилизованной личности. Культура общества, при участии которой складывается личность, — немаловажный аспект, ориентирующий подрастающее поколение в отношениях с природой.

    Проблема человека, его отношения к природе, к другому человеку и самому себе во все времена являлась актуальной. Это есть то главное, что объединяет фундаментальные теории философской мысли (Платон, Демокрит, Аристотель, И. Кант, В. С. Соловьёв, В.И.Вернадский). Значение природы как воспитательного фактора раскрывали в своих трудах и педагоги-классики Я. А. Коменский, Ж-Ж.Руссо, И. Г. Песталоцци, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, подчёркивая возможность гармоничного развития личности в условиях максимального приближения к природе.

    На современном этапе развития общества, когда экологически неблагополучными оказались многие территории России, а для разных стран мира вопросы кардинального изменения в системе «человек — природа» стали «Повесткой дня на XXI век», всё большее число исследователей приходит к выводу, что экологический кризис — это во многом мировоззренческий кризис. С этой точки зрения решение экологических проблем невозможно без изменения преобладающего в обществе антропоцентрического экологического сознания, а значит, и без преобразований в сфере воспитания.

    В настоящее время исследование экологических проблем осуществляется в различных научных отраслях. Социально-философские подходы к сущности экологического воспитания представлены в работах Э. В. Гирусова, Д. С. Лихачёва, Н. М. Мамедова, Н. Н. Моисеева, А. Д. Урсул, К. И. Шилинапсихологические аспекты рассматривают Н. Н. Вересов, С. Д. Дерябо, В. А. Ясвинразработке принципов экологического образования в средней школе, идее его интегрированного содержания, взаимосвязи глобального, национального и краеведческого раскрытия проблем в учебном процессе посвящены исследования А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Б. Г. Иоганзена,.

    А.П.Сидельковского, И. Т. Суравегинойвзаимодействие экологического, эстетического и нравственного воспитания в целостном учебно-воспитательном процессе достаточно полно раскрыто в работах Б. Т. Лихачёва, Б. П. Юсова, Л. П. Печкосуществующие технологии экологического воспитания представлены программными моделями «Экология и культура» (Н.С.Дежникова, И.В.Цветкова), «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасова), системой начального естественно-научного и экологического образования (A.A. Плешаков).

    Широко рассматривается экологическая проблематика в работах зарубежных учёных (П.Тейяр де Шарден, Ж. Дорст, Д. Ж. Маркович, Ю. Одум, А. Печчеи, К. Уайт), которые раскрывают диалектику противоречий между человеком и природной средой в процессе развёртывания научно-технического прогресса. Трудно не согласиться с Аурелио Печчеи, который в своей книге «Человеческие качества» отмечает: «Просто поразительно, сколько культурного богатства и разнообразия вложил человек за стовековую, а возможно, и ещё более длительную историю в свой язык, традиции устного творчества, письменность, обычаи, музыку, танцы, искусство подражания, памятники, изобразительное искусство. К несчастью, не менее поразительной. была и его печальная способность уничтожать, сглаживать, осквернять и забывать это бесценное наследие» (131- 43). А. Печчеи убеждён, что через совершенствование самого человека, в том числе на основе культурного наследия, возможно «обуздание технической революции» и достойное будущее человечества.

    Бесспорно, научно-познавательный аспект экологического образования, преобладающий в исследованиях, важен, но экологическое воспитание личности требует единства научного знания и чувственного, эмоционально-ценностного восприятия природных и социальных явлений. Следовательно, процесс экологического воспитания не сводим к усвоению определённых знанийтесно соприкасаясь с нравственным, он оказывает влияние на состояние духа человека, его отношение к природе и всему живому, на сознательную организацию деятельности, в основе которой ответственность перед природой, обществом, другими людьми и самим собой.

    Обращение педагогов к традиционной культуре воспитания, той её части, которая позволяет осваивать красоту и мудрость экологического опыта народа наиболее эффективно, — игре, открывает большие возможности для расширения всей системы экологического воспитания. В социально-педагогической практике многих поколений использование игры связывали с духовным и физическим здоровьем человека. Выступая как особый вид человеческой деятельности, игра придаёт развитию личности экологически здоровый, чистый характер, формирует специфические системы ценностей, позволяет задействовать в процессе экологического воспитания те позитивные внутренние ресурсы, которые заложены в природе ребёнка.

    Известные исследователи игры Е. А. Покровский, Г. С. Виноградов, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. Г. Яковлев, В. М. Григорьев, С. А. Шмаков отмечают ведущее значение игры в эмоциональном развитии детей, её способность стимулировать высокий уровень мотивации и эмоциональной включённости, выступать средством всестороннего развития личности. Отражённые в народной игре представления, взгляды, идеи, навыки и приёмы освоения отношений человека с миром природы находят у сегодняшних детей глубокий эмоциональный отклик. А по качеству воздействия на ребёнка непреходящих ценностей, заложенных в игре, со средствами традиционной культуры воспитания не сможет соперничать ни одна инновационная система или методика. Не случайно принцип народности в общественном воспитании, открытый и разработанный К. Д. Ушинским, на современном этапе развития школы получает новое звучание и актуальность.

    Естественной основой процесса экологического воспитания являются складывающиеся в различные возрастные периоды отношения ребёнка с окружающей его природной и социальной средой. Каждый возраст в поступательном движении формирования экологической культуры личности как процесса освоения опыта и определённого результата воспитания важен по-своему. Но именно подростковый период занимает особое место, так как подростки начинают осознавать не только себя, свою личность и субъективность, но и природу, социокультурную среду. В этом возрасте создаются условия для возникновения и развития сознательного взаимоотношения с природой и людьми, освоения культуры как области человеческого бытия, «.где следует искать ответы на экологические проблемы, поскольку в её основании лежат смысложизненные ценности, которые, в свою очередь, покоятся на фундаменте „абсолютных“, „вечных“ или, как сейчас чаще говорят, общечеловеческих ценностей» (31- 4).

    Актуально развитие эмоционально-ценностного восприятия подростками мира природы и культуры ещё и потому, что «.экологию нельзя ограничить только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда так же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его „духовной оседлости“, для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности» (101- 50).

    По мнению Г. Н. Волкова, национальные традиции воспитания являются не только главным условием духовного становления личности, но и той основой, на которой происходит взаимообогащение культур. Традиционные народные игры, составляющие неотъемлемую часть культуры любого народауниверсальный путь проявления вечных духовных ценностей, способ миростановления ребёнка, условие его нормального развитиянародная игра незаменима как фактор гуманизации отношений в мире детей и взрослых, основа знакомства и приобщения подростков к национальным традициям, путь обретения индивидуальной, семейно-родовой, общенародной памяти. Несмотря на чрезвычайно большие воспитательные возможности, заложенные в игре, в практике воспитания, в том числе экологического, она используется крайне редко.

    Всё вышесказанное обусловило выбор темы исследования: «Духовно-экологическое содержание и формы народных игр как средство развития младших подростков», проблема которого определена следующим образом: каковы практические возможности содержания и форм народной игры в экологическом воспитании младших подростков?

    Объект исследования — развитие младших подростков как результат взаимодействия внутренних сущностных сил ребенка и педагогических усилий.

    Предмет исследования — механизм влияния духовно-экологического содержания и форм народной игры на развитие детей 10−12 лет.

    Цель исследования заключается в теоретико-практическом обосновании возможностей содержания и форм народной игры для развития младших подростков и раскрытии педагогических условий, позволяющих использовать её духовный потенциал.

    Рабочая гипотеза.

    1. Содержание и формы народных игр могут являться эффективным средством развития детей 10−12 лет, если несут в себе потенциал духовности и направляют сущностные силы подростка (физические, нравственные, интеллектуальные) на развитие и саморазвитие.

    2. Духовно-экологическая направленность народных игр позволяет использовать их в экологическом воспитании младших подростков на основе специальных игровых комплексов, ориентированных на возрастные потребности детей и возможности разнообразного освоения содержания и форм народной игры подростками.

    3. Результативность включения народных игр в экологическое воспитание подростков обеспечивается рядом условий: профессиональной подготовленностью педагога к трансляции духовно-экологического потенциала народных игр, постепенным усложнением и обогащением игровых форм, целесообразным сочетанием активного отдыха подростков на основе народных игр и природоохранной деятельности детей и др.

    В соответствии с данными предположениями и целью были определены задачи исследования:

    • выявить потенциальные возможности содержания и форм народной игры для развития младших подростков;

    • разработать типологию народных игр духовно-экологического содержания и направления её использования в экологическом воспитании детей 10−12 лет;

    • провести опытно-экспериментальное изучение практических возможностей развития младших подростков средствами содержания и форм народной игры;

    • обосновать педагогические условия, обеспечивающие результативное использование народных игр в экологическом воспитании подростков.

    Методологическую основу исследования составляют важнейшие философско-педагогические положения о сущности личности, её неразрывной взаимосвязи с природой и социальной средой, целеустремлённом и творческом характере развитияидеи психологов и педагогов о единстве развития, формирования и воспитания личности. В исследовании мы опирались на концептуальные идеи о роли игры как средстве развития личности, представленные в работах Е. А. Покровского, В. М. Григорьева, С. А. Шмакова, Д. Б. Эльконина, В. Г. Яковлевана концепцию учёных лаборатории экологической культуры личности ИРЛ РАО (Б.Т.Лихачёв, Н. С. Дежникова и другие).

    Для решения поставленных в исследовании задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы: теоретические (анализ, синтез, аналогия, абстрагирование, моделирование, конкретизация) и эмпирические (наблюдение, опрос, анкетирование, интервьюирование, беседа, метод экспертных оценок, изучение и обобщение передового педагогического опыта, изучение продуктов творческой деятельности детей и педагогов, опытно-экспериментальная работа).

    В исследовании использовался 20-летний опыт творческой деятельности диссертанта в народном театре г. Соликамска Пермской области.

    Организация и база исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе образовательных учреждений г. г. Соликамска, Красновишерска, Березники, Александровска, Кизела Пермской области, в летних оздоровительных центрах Соликамско-Березниковского района Пермской области, в Соликамском государственном педагогическом институте.

    Исследование проводилось в несколько этапов:

    I этап: 1992;1993 гг. — изучение состояния вопроса в педагогической науке и практике, анализ теоретических основ экологического воспитания подростков, систематизация опытного материала.

    II этап: 1994;1995 гг. — определение целей, задач, общей стратегии исследования, изучение практического опыта включения народных игр в работу с подростками, разработка методических материалов для педагогов школ и внешкольных учреждений.

    III этап: 1995;1998 гг. — опытно-экспериментальная работа с целью проверки теоретических положений исследования, обработка и анализ полученных данных, оформление результатов работы.

    Научная новизна и теоретическое значение исследования заключается в раскрытии потенциала содержания и форм народных игр для развития младших подростков, в разработке методики использования комплекса народных игр, ориентированных на возрастные потребности детей 10−12 лет и возможности разнообразного включения народных игр в экологическое воспитание, в выявлении совокупности педагогических условий, обеспечивающих результативное использование народных игр в экологическом воспитании подростков.

    Практическая значимость исследования состоит в разработке методических материалов, которые прошли апробацию в школьной практике, вузовской и послевузовской педагогической подготовкетеоретические выводы и методические рекомендации, содержащиеся в исследовании, могут быть включены в разработку программ воспитания детей в различных типах образовательных учрежденийв работу проблемных групп студентов по изучению и обобщению передового педагогического опыта.

    Достоверность и обоснованность результатов обеспечены совокупностью исходных методологических и теоретических положений, взятых в основу исследования, длительным характером изучения передовой педагогической практики, организацией опытно-экспериментальной работы в различных воспитательных учреждениях, применением методов, адекватных объекту, цели, задачам исследования, внедрением в практику методических материалов и их положительной оценкой педагогами, а также опорой на личный опыт работы диссертанта в школе и педвузе.

    Апробация результатов исследования. Основные теоретические и практические положения диссертации, результаты опытно-экспериментальной работы обсуждались на внутривузовских научно-практических конференциях преподавателей и студентов Соликамского государственного педагогического института (1994;1998г.г.), региональной научно-практической конференции «Проблемы образования на современном этапе» (Соликамск, 1995), IV научно-практической конференции молодых учёных «Актуальные проблемы воспитания и развития личности: теория и практика» (Москва, 1996), межвузовской научно-практической конференции «Экологические проблемы и способы их решения» (Соликамск, 1996), международной научной конференции «Российская наука в конце XX столетия» (Соликамск, 1996), всероссийской научно-практической конференции «Социально-экологические принципы гармонизации и активизации созидательной деятельности людей в промышленных центрах» (Березники, 1997), заседаниях лаборатории экологической культуры личности Института развития личности РАО (1994;1998).

    Материалы исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс Соликамского государственного педагогического института, использовались в практике работы школ и внешкольных учреждений Пермской области, на теоретических и методических семинарах директоров школ, организаторов народного образования, учителей, в работе школьно-вузовского объединения педагогов г. Соликамска — кафедры игровых технологий, отражены в 11 публикациях. Отдельные материалы исследования были представлены на Всероссийский конкурс проектов по фундаментальным исследованиям в области гуманитарных наук (1997), который проводился Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

    На защиту выносятся следующие положения:

    1. Содержание и формы народных игр являются эффективным средством развития детей 10−12 лет, так как обладают потенциальными возможностями раскрывать сущностные силы младшего подростка, обогащать его мировосприятие, направлять активность подростка на духовно-нравственные устремления.

    2. Практическая реализация потенциала народных игр в экологическом воспитании младших подростков обеспечивается специальными игровыми комплексами, ориентированными на возрастные потребности детей и возможности разнообразного освоения подростками содержания и форм народной игры.

    3. Педагогические условия результативного использования народных игр в экологическом воспитании подростков включают подготовленность педагога к трансляции духовно-экологического потенциала народных игрсоздание культурной среды, позволяющей воспитанникам ориентироваться на общение, творчество, созидательную активность, расширение сферы взаимодействия детей и родителей.

    Структура диссертации:

    Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

    ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ.

    1. Выявление потенциальных возможностей содержания и форм народной игры потребовало практического включения игры в работу с детьми 10−12 лет. Разработанная и предложенная в практической части диссертационного исследования типология народных игр позволила определить и содержательно разработать направления включения народных игр в контекст воспитательной работы с подростками (активный отдых и оздоровление детей, интегрированные уроки на основе стержневой идеи «Мы — часть природы и мира культуры», факультативные занятия, органично сочетающие экологическую информацию и материалы традиционный народной культуры, экологически ориентированные серии коллективных творческих дел, проведение народных игр и праздников на природе и др.).

    2. Разнообразие направлений включения народных игр в экологическое воспитание подростка позволило в опытно-экспериментальной работе варьировать пути использования игр, находить наиболее целесообразные варианты, сочетать уже имеющийся опыт педагогов с разработанными подходами. В каждом конкретном случае мы стремились проследить эффективность использования отдельных игровых комплексов, направлений включения игры, реализации методики в целом.

    3. Опытно-экспериментальное изучение возможностей развития младших подростков средствами содержания и форм народной игры потребовало практического воплощения ряда идей, ведущей из которых является создание условий для формированию у подростка адекватного образа «Я», осознание своей индивидуальности, самоценности в соотнесении с жизнью других людей, окружающего мира. Анализ педагогического опыта использования народных игр в работе с подростками позволяет говорить о том, что игра как средство, метод и форма организации жизнедеятельности подростков обеспечивает поиск детьми и взрослыми различных направлений творческой активности. Расширяя и обогащая индивидуальный опыт, народная игра органично входит в практику развития и воспитания подростков, раскрывает лучшие человеческие качества.

    4. Опытная работа показала, что включение народных игр в работу с подростками оказывает действенное воспитательное значение как для детей 10−12 лет, так и для педагогов, родителей. Духовно-экологическое содержание народных игр обеспечивает результативность включения их в досуг, обучение, творческую деятельность, экологически созидательные направления воспитания младших подростков. Вовлечённость в игру создаёт в подростковых коллективах атмосферу мажора, взаимопонимания, творчества, поощрения личной инициативы, дружелюбия. В тех коллективах, где народная игра использовалась в течение длительного времени, её влияние проявилось особенно ярко (стремление младших подростков к нравственному самосовершенствованию, способность детей к передаче своих чувств в творческих видах деятельности, устойчивый интерес к познанию природы и народной культуры, созидательная активность).

    5. Обращение к народной игре как действенному средству экологического воспитания предполагает понимание педагогом развивающих и воспитательных возможностей игры для младших подростков, отбор соответствующего игрового репертуара, выбор направлений целенаправленного включения игры в учебно-воспитательный процесс. Эффективность использования народных игр в экологическом воспитании младших подростков определяется и таким условием, как создание культурной среды, позволяющей воспитанникам осознавать свои возможности и способности, понимать самоценность коллектива, ориентироваться на общение и творчество. Системное включение народных игр в экологическое воспитание подростков предполагает совершенствование игровой культуры педагога, подготовленности учителя к открытому диалогу, взаимодействию, трансляции национально-культурных традиций.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    .

    Современный этап развития общества актуализирует задачу экологического воспитания. Комплексное, интегративное познание мира ребёнка и создание условий для развития растущего человека как духовно богатой, социально ответственной и активной личности предполагает воплощение экологического воспитания в целенаправленном воздействии на духовное развитие детей и подростков, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимодействия с окружающей средой.

    Анализ философско-педагогической литературы показал, что экологическое сознание, представляющее собой смыслои системообразующий компонент экологической культуры личности, формируется в процессе экологического воспитания. Взаимосвязь и обусловленность разнообразных видов деятельности, направленной на накопление экологических знаний детей, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение эстетических чувств и приобретение нравственных личностных качеств, представляет собой систему экологического воспитания.

    Теоретический анализ состояния экологического воспитания подростков в современной педагогической науке и практике позволил сделать вывод, что ряд исследователей всё более прочно связывают развитие экологического сознания подростков, формирование их экологической культуры и готовности к природоохранной деятельности с необходимостью обращения педагогов к потенциалу гуманитарных знаний, актуальностью возрождения в новом качестве идеи природосообразности в воспитании, необходимостью накопления практического опыта духовно-нравственного развития подростков на основе приобщения подрастающего поколения к культуре.

    Дальнейший анализ позволил установить, что развитие экологического сознания подростков практически невозможно осуществлять без опоры на эмоционально-чувственные впечатления личности, которые способствуют обогащению духовно-нравственного опыта детей, наряду с другими регулятивами закладывают в виде поисковой модели ценностные предпочтения подростков. Своевременным и необходимым является расширение системы экологического воспитания за счёт введения в оборот активного средства развития младших подростков — народной игры, представляющей обобщение и воспроизводство культурного опыта народа.

    В исследовании при рассмотрении взаимосвязей природы, культуры и воспитания для нас были ценны аспекты, сопряжённые с традицией, фольклором, искусством. Анализ философской, педагогической и специальной литературы показал, что сложившиеся представления народов о мире и месте в нём человека наиболее полно отражены в традиционной народной культуре. Народные игры, существующие как образ культуры и присутствующие во многих её явлениях, в том числе в воспитании, выступают как особый вид человеческой деятельности, выражающий гармонию человека и природы или стремление к ней.

    Как показало исследование, народные игры, разнообразные по своему содержанию (подвижные, музыкальные, ритуально-обрядовые, ритмические, хороводные, этнографические и др.) и формам (игры-пляски, танцы, соревнования, состязания, потехи, конкурсы, развлечения, театрализованные действа, игровые праздники, карнавалы и т. д.), возникли и развивались в конкретных географических, социальных, хозяйственно-культурных условиях, характеризуются регионально-этническим своеобразием, отражают в качестве центрального характерного момента многогранные взаимосвязи человека и природы. Народные игры воссоздают в условной игровой форме трудовые процессы, содержат сведения о природе, сопровождаются элементами театрализации, танцевальными импровизациями, драматическими диалогами, предполагают развитие игрового действия на природе. В народных играх нашло отражение содействие быстрейшему пробуждению и расцвету природы, эстетическое восприятие времён года у разных народов, почитание Цветов,.

    Птиц, Животных, их чествование не только в конкретном, но и в сакральном смысле.

    На основании представленного в диссертации анализа литературы сделан вывод, что экологичность народной игры заключается не только в её тесной связи с природой, но и в том, что игра придаёт развитию личности экологически здоровый, чистый характер, формирует специфические системы ценностей, позволяет задействовать в процессе воспитания позитивные внутренние ресурсы, заложенные в природе ребёнка.

    Рассмотрение развивающих и воспитательных возможностей духовно-экологического содержания и форм народных игр для младших подростков показало, что игра объективно удовлетворяет физическим и духовным потребностям детей 10−12 лет. Через освоение содержания игры и её динамичные формы подростки получают возможность дать выход накопленной энергии, увеличить физические потенции растущего организма, продемонстрировать радость движения, ловкость, сноровку, приобрести значимые личностные качества: выдержку, организованность, взаимовыручку, контактность, уважение к окружающим, умение считаться с другими.

    Особенностям подросткового возраста соответствует эмоциональная окрашенность, динамичность, напряжённое притяжение, импровизация, непредсказуемость результатов, заложенные в народной игре. Освоение духовно-экологического потенциала народной игры подростками позволяет создать условия для самовыражения детей, проявления индивидуальности, самоутверждения, практического осмысления таких ценностей, как физическое здоровье, активная деятельная жизнь, творчество, общение, приобщение к культуре своего народа, нравственное самосовершенствование.

    Изучение практики использования народных игр в экологическом воспитании подростков показало, что недостаточная востребованность развивающего потенциала традиционного наследия может быть частично преодолена с помощью создания специальной методики, для разработки которой было предпринято изучение игровых предпочтений младших подростков, отбор из обширного традиционного наследия народных игр и их типология, определение основных подходов к включению народных игр в контекст воспитательного взаимодействия с подростками. Исходя из возрастных потребностей младших подростков и возможностей разнообразного освоения содержания и форм народных игр детьми 10−12 лет, были составлены игровые комплексы, разработаны направления включения народных игр в экологическое воспитание подростков. В процессе исследования были выделены конкретные условия эффективного использования каждого из разработанных направлений: активный отдых и оздоровление детей, интегрированные уроки на основе стержневой идеи «Мы — часть природы и мира культуры», факультативные занятия, органично сочетающие экологическую информацию и материалы традиционной народной культуры, организация народных игр и праздников на природе, проведение коллективных творческих дел экологической направленности, сочетание активного отдыха подростков на основе народных игр и участия детей в природоохранной деятельности.

    Разработка типологии народных игр и направлений её использования в экологическом воспитании детей 10−12 лет позволили провести опытно-экспериментальное изучение влияния духовно-экологического содержания и форм народной игры на развитие младших подростков. Основная идея опытной работы заключалась в практической реализации потенциала народной игры через организацию культурного пространства для личностного развития младших подростков и их выхода на новый уровень качества жизни. Педагогическое воздействие их развитие средствами народной игры заключалось в создании личностно утверждающих ситуаций для эмоционально-ценностного обогащения отношений детей 10−12 лет к себе, другим, природе и культуре.

    Одна из особенностей проведённого исследования состояла в том, что включение народных игр в экологическое воспитание подростков рассматривалось не изолированно от всего учебно-воспитательного процесса, а в его контексте, в тесной связи с досугом, обучением, творческой деятельностью детей, их участием в общественной жизни. Организуя опытную работу по использованию отдельных игровых комплексов, разработанных направлений включения народных игр в экологическое воспитание подростков, внедрения методики в целом, мы стремились в каждом конкретном случае проследить эффективность реализации развивающего и воспитательного потенциала народной игры.

    Фактический материал, полученный в ходе опытной работы, убеждает в том, что духовно-экологическое содержание и формы народных игр являются эффективным средством развития младших подростков. Народная игра эмоционально насыщенна и, в силу этого, обладает комплексным воздействием на чувства подростка, обогащает его восприятие себя, других, природы и культуры. Практическое исследование показало, что экологичность содержания народной игры позволяет направить духовные силы подростка на эмоциональное переживание мировоззренческого целого традиционного наследия через доступные и близкие природе подростка формы: соревнования, состязания, конкурсы, игровой фольклор, театрализованные действа, игровые пантомимы и импровизации, игровые праздники и др.

    Как показало исследование, вариативное освоение младшими подростками содержания и форм народной игры оказывает влияние на укрепление жизнеспособности организма подростка, ценностное отношение ребёнка к себе, изменяет взаимоотношения с окружающими в направлении проявления терпимости, доброты, внимания, стремления к сопереживанию и взаимопониманию. В тех подростковых коллективах, где народная игра использовалась в течение длительного времени, её влияние проявилось в стремлении младших подростков к нравственному самосовершенствованию, способности детей к передаче своих чувств в творческих видах деятельности, в устойчивом интересе к познанию природы и народной культуры.

    Исследование позволило определить ряд условий эффективного использования народных игр в экологическом воспитании подростков. Прежде всего они связаны с подготовленностью педагога к изменению педагогических аспектов в работе с детьми, в частности, с переориентацией педагогического общения в направлении диалога, творчества, наполнения жизнедеятельности детей игрой, образами природы, литературы, искусства. В данном исследовании мы определили конкретные подходы по совершенствованию игровой культуры взрослых.

    Результативное использование народных игр в экологическом воспитании подростков требует соблюдения определённых принципов организации учебно-воспитательного процесса, учёта таких условий, как создание культурной среды, позволяющей воспитанникам ориентироваться на общение и творчество, органичное включение народных игр в контекст всей воспитательной работы школы, знание педагогом игрового репертуара и умение отобрать из обширного традиционного наследия народные игры, отвечающие возрастным потребностям младших подростков, возможностям разнообразного освоения содержания и форм игры детьми, целесообразное сочетание традиционных и инновационных подходов к использованию народных игр в практике работы с детьми, овладение педагогом методикой организации народных игр и праздников на природе, привлечение родителей к совместному с младшими подростками организованному досугу. Важным условием использования потенциала народных игр в практике воспитания является интеграция усилий специалистов, заинтересованных в развитии игрового опыта.

    Проведённое теоретическое и опытно-экспериментальное исследование не претендует на окончательное решение проблемы, а доказывает, что потенциал традиционных народных игр в развитии и воспитании подростков далеко не исчерпан. В качестве направления дальнейшего исследования может быть определено следующее: разработка конкретных подходов к использованию народных игр в экологическом воспитании детей разных возрастов и обеспечение на этой основе преемственности в воспитании.

    Показать весь текст

    Список литературы

    1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — 299с.
    2. А.Д. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе. M.-JL: Искусство, 1959. — 266с.
    3. Н.С., Слепцова И. С., Морозов И. А. Народные игры для детей: организация, методика, репертуар. М.: Гос. респ. центр рус. фольклора, 1995.- 174с.
    4. .Ш. Преемственность в формировании экологической культуры у детей шести-восьми лет: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1993. — 17с.
    5. Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. -143с.
    6. В.П. Русский фольклор: / Учеб. пособие для филол. спец. вузов. М.: Высшая школа, 1987. — 285с.
    7. А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифологическими сказаниями других родственных народов: В 3 т. М.: Современный писатель, 1995. — Т.З. — 416с.
    8. А.Н. Происхождение мира. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии. / Сост., подготовка текста, статья, комментарии А. Л. Топоркова. -М.: Изд-во «Индрик», 1996. 640с.
    9. С.П., Коморин C.B., Тимонин А. И. Что делать с детьми в загородном лагере. М.: Новая школа, 1994. — 224с.
    10. М.Я. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1975.- 429с.
    11. М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990. — 541с.
    12. В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. М.: Молодая гвардия, 1989. -ф 420с.
    13. Т.А. Молодёжь в обрядовой жизни русской общины XIX начала XX в.: половозрастной аспект традиционной культуры / АН СССР, Ин-т этнографии им. H.H.Миклухо-Маклая /. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1988. -С. 166−172.
    14. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979.
    15. Н.Ш. Народные знания адыгов (черкесов) о природе и их использование в формировании экологической культуры младших школьников: Дис.. канд. пед. наук. Казань, 1992. — 225с.
    16. Л.И. Особенности самосознания у подростков // Вопросы психологии.- 1995. -№ 1. -С.98−107.
    17. A.A. Педагогическая характеристика подвижных игр как средства формирования личности подростка // Физическая культура и спорт. Ф.-М.:1. Фис, 1980. 172с.
    18. Ф.И. Народная поэзия: Ист. очерки. Ордин. акад. Ф. И. Буслаева. Спб.: Тип. Акад. Наук, 1887. — 501с.
    19. Л.В. Подвижные игры. / Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры. -М.: Физкультура и спорт, 1974. 208с.
    20. З.П. Мудрые заповеди народной педагогики (Заметки журналиста).- М.: Педагогика, 1988. 160с.
    21. H.H. Психологический анализ условий формирования основ экологического сознания / на материале экспериментальной учебной программы по основам экологии для детей 6-ти лет /: Дис.. канд. психол. наук. М., 1991. — 181с.
    22. В.И. Философские мысли натуралиста: / Сб.: К 125-летию со дня рождения. // Предисловие А. Л. Яншина и др., примечания И. И. Мочалова, К.П.Флоренского/: АН СССР. М.: Наука, 1988. — 519с.
    23. А.Н. Историческая поэтика / Вступ. ст. И.К.Горского- Коммент. В. В. Мочаловой. М.: Высшая школа, 1989. — 404с.
    24. Г. С. Народная педагогика. Иркутск: Изд. Вост. Сиб. Отд. Рус. Географ, общ-ва, 1926. — 30с.
    25. JI.H. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян: генезис и типология колядования. М.: Наука, 1982. — 256с.
    26. O.E. Формирование у младших школьников ценностного отношения к природе средствами народных традиций: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Якутск, 1996. — 18с.
    27. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. М.: Просвещение, 1967. — 360с.
    28. Г. Н. Этнопедагогика / Под ред. чл.-кор. АПН СССР, проф. И. Т. Огородникова. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1974. — 376с.
    29. Г. Н. Мы обозначены единым словом «человек» // Народное образование. 1997. — № 5. — С.78−82.ф 30. Воспитание экологической культуры школьников. Пособие для учителя / Под ред. Б. Т. Лихачёва, Н. С. Дежниковой. М.: Тобол, 1997. — 96с.
    30. Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема (Опыт теоретико-прикладного исследования). -Сборник научных статей / Под ред. Б. Т. Лихачёва, Н. С. Дежниковой. М.: Ариант, 1997. — 64с.
    31. Всеволодский-Гернгросс В. Н. Игры народов СССР. Сборник материалов / Сост. В.Н.Всеволодский-Гернгросс, В. С. Ковалёва, Е. И. Степанова. М.-Л., 1933. — 563с.
    32. Л.С. Психология искусства: Анализ эстет, реакции. 5-е изд., свер. с ориг., испр. и доп. — М.: Лабиринт, 1997. — 413с.
    33. О.С. Роль игры в формировании личности школьника // Советская педагогика. 1982. — № 9. — С.60−64.
    34. Д.А., Сорокина Т. Г. Час экологической игры: Методические рекомендации / Санкт-Петербург. Дворец творчества юных. Спб.: Б.И., 1992. -32с.
    35. Э.В., Никитин Е. Д. Проблема творчества и биосфера // Педагогика. -1998. № 2. — С.28−32.
    36. Э.В., Ширкова И. Ю. Экология и культура. М.: Знание, 1989. — 64с.
    37. С.Н. Размышление над учебной книгой по экологии // Биология в школе. 1997. — № 3. — С. 86−91.
    38. A.A. Человек гармония — природа /АН СССР. — М.: Наука, 1990. -186с.
    39. В.М. Народная педагогика игры / Вопросы методологии и теории: В II ч. М.: ОДИ — International, 1996. ф 42. Григорьев В. М. Педагогическое руководство игровой деятельностью подростков: Дис.. канд. пед. наук. М., 1984. — 251с.
    40. C.B. Самовыражение и развитие личности в игре (на материале традиционных народных игр): Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1991. -19с.
    41. М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. / Отв. ред. В. А. Александров, В.К.Соколова- АН СССР, Ин-т этнографии им. H.H.Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1986. — 274с.
    42. Гумилёв J1.H. Этногенез и биосфера Земли / Под ред. В.С.Жекулина- Предисл. Р.Ф.Итса- ЛГУ. 2-е изд., испр. и доп. — J1.: Изд-во ЛГУ, 1989. — 495с.
    43. П.С. Философия культуры: Пособие для студентов гуманит. вузов. -М.: АО «Аспект Пресс», 1994. 317с.
    44. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Русский язык, 1978−1979. — Т. 2. — С.7.
    45. Г. Л. Русская народная игрушка. М.: Лёгкая и пищевая ф промышленность, 1981. — 192с.
    46. В.П. Народная культура средневековья: светская праздничная жизнь в искусстве IX XVI вв. — М.: Наука, 1988. — 344с.
    47. Н.С. Учитель как человек экологический // Педагогика. 1994. -№ 5. — С.37−40.
    48. Н.С., Цветкова И. В. Экология и культура. Методика воспитания младших школьников. М., 1995. — 46с.
    49. С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. — 480с.
    50. Детские народные подвижные игры: Книга для воспитателей детского сада и родителей / Сост. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина 2-е изд. доработ. — М.: Просвещение- Владос, 1995. — 224с.
    51. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. -374с.ф 55. Дора-Дора, Помидора!: Детский фольклор Прикамья / Перм. обл. творч. центр,
    52. Перм. гос. ун-т, об-ние «Провинция" — Сост.: К. Э. Шумов, Е. С. Преженцева. -Пермь: Тип. № 1, 1997. 99с.
    53. . До того как умрёт природа. М.: Прогресс, 1968. — 415с.
    54. Т.В. О некоторых психологических особенностях подростка // Вопросы психологии личности школьника. М.: ИПН РСФСР, 1961. — 407с.
    55. Древний Новгород. Прикладное искусство и археология / Сост. Б. А. Колчин, В. Л. Янин, С. В. Ямщикова. М.: Искусство, 1985. — С. 102−123.
    56. Духовность, художественное творчество, нравственность (Материалы круглого стола) // Вопросы философии. 1996. — № 2. — С.30−40.
    57. Л.Г. Формирование нравственных качеств у подростков в процессе игровой деятельности во внеурочное время: Дис.. канд. пед. наук. Киев, 1991. — 175с.
    58. Живи и знай. Белая книга детства и образования в России / Сост. • В. Б. Новичков. М.: МИРОС, 1995. — 80с.
    59. М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия, собранные М.Забылиным. Репринтное воспроизведение издания 1880 г. М.: СП Книга Принтшоп, 1990. — 616с.
    60. Т.Д. Экологическое воспитание учащихся младших классов на традициях народной педагогики бурят: Дис.. канд. пед. наук. М., 1993. -188с.
    61. A.B. Избранные психологические труды: В 2 т. / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1986.
    62. А.Н. Школа и проблема охраны природы (Содержание природоохранительного образования). М.: Педагогика, 1981. — 184с.
    63. И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. М.: Знание, 1980. — 96с.
    64. Л.М. Ряженье в русской традиционной культуре / Рос. АН, Рос. ин-т истории искусств. Петербург: Б.И., 1994. — 235с.
    65. Н.В. Народная игра как средство педагогической коррекции поведения младших подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1996. -19с.
    66. Игра // Педагогическая энциклопедия.: В 4 т. / Гл. ред. И. А. Каиров, Ф. Н. Петров. М.: Советская энциклопедия, 1965. — Т.2. — С. 138−143.
    67. Игра в педагогическом процессе: Межвузовский сборник научных трудов / Общ. ред. Н. П. Аникеевой. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1989. — 123с.
    68. Игры народов СССР / Сост. Л. В. Былеева, В. М. Григорьев М.: Физкультура и спорт, 1985. — 269с.
    69. Итс Р. Ф. Введение в этнографию: Учеб. пособие для гуманит. спец. вузов / ЛГУ. 2-е изд. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. — 168с.
    70. Итс Р. Ф. Шёпот Земли и молчание Неба: Этногр. этюды о традиц. нар. верованиях. М.: Политиздат, 1990. — 317с.
    71. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. XIX начало ХХв. Зимние праздники. — М.: Наука, 1973. — 351с.
    72. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы, конец XIX -начало ХХв.: Весенние праздники. М.: Наука, 1977. — 357с.
    73. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы, конец XIX -начало ХХв.: Лет.-осен. праздники. М.: Наука, 1978. — 295с.
    74. Г. А., Братина Т. А. Педагогическая диагностика личности ребёнка в детском оздоровительном лагере: Метод, рекомендации / Урал, ин-т молодёжи. Екатеринбург, 1996. 42с.
    75. Г. А. Педагогическая диагностика эмоционального самочувствия школьника. Метод, рекомендации / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997. -35с.
    76. Т.Я., Гелазония П. И. Большая книга игр и развлечений для детей и родителей. М.: Просвещение, 1985. — 192с.
    77. ДР. Этнопедагогическое наследие как фактор экологического воспитания младших школьников Дагестана: Дис.. канд. пед. наук. М., 1995. — 191с.
    78. З.Д. Эстетическое воспитание в башкирской народной педагогике и использование его традиций в современной школьной практике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 1980. — 19с.
    79. Д.А. Детские игры. Их психологическое и педагогическое значение. -М.: Московское книгоиздательство, 1909. 597с.
    80. Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. А. И. Пискунова (отв. ред.) и др. М.: Педагогика, 1982.
    81. Кон И. С. Ребёнок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М.: Наука, 1988. — 270с.
    82. Конвенция о правах детей. Положение детей в мире ЮНИСЕФ. Нью-Йорк, 1991.
    83. A.A. Театрализованные праздники и обряды в СССР. М.: Высшая школа, 1990. — 208с.
    84. И.М. Подвижные игры детей. М.: Сов. Россия, 1987. — 154с.
    85. В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса: / Учеб. пособие для слушателей ФПК, директоров шк. и студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1983. — 223с.
    86. Я. Избранные педагогические произведения. М.: Педагогика, 1979. -473с.
    87. А.П. Трудный возраст (О психологических особенностях младших подростков и путях решения «проблемы пятых классов»), М.: Просвещение, 1966. — 160с.
    88. Краткая философская энциклопедия. М.: «Прогресс» — «Энциклопедия», 1994. — 576с.
    89. Критерии, методы и методики изучения и формирования отношений школьников к природе: Методические рекомендации и разработки / Пятигорск, гос. пед. инст. ин. яз. / Авт.-сост. А. П. Сидельковский. Ставрополь, Пятигорск: ПГПИИЯ, 1988. — 200с.
    90. Круглый год: Русский земледельческий календарь / Сост., вступ. ст. и примечания в тексте А. Ф. Некрыловой. М.: Правда, 1991. — 496с.
    91. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1972. — С.472−485.
    92. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. / Сост. проф. Г. Г. Шахвердов. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1952.
    93. Ю. Происхождение вещей. Из истории культуры человечества. / Ред. и предисл. проф. С. А. Токарева. М.: Изд. иностр. лит., 1954. — 488с.
    94. М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Л. В. Руссковой. М.: Просвещение, 1986. -79с.
    95. .Т. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992. — 528с.
    96. .Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-тов. М. Просвещение, 1985. — 175с.
    97. .Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Прометей, 1995. — С.241−261.
    98. Д.С. Прошлое будущему: Ст. и очерки. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1985. — 575с.
    99. А. Игры детей мира / Пер. с венг. Л. Васильевой, Е.Тумаркиной. М.: Молодая гвардия, 1977. — 159с.
    100. ЮЗ.Лутошкии А. Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. М.: Знание, 1978.-48с.
    101. А.И. Праздник как социально-художественное явление: Опыт историко-теоретического исследования. М.: Наука, 1978. — 392с.
    102. А. Откуда никель в волосах? // Соликамские вести. 1998. — 28 январь (№ 16).
    103. Юб.Малик Л. С. Народные игры Русского Севера как средство социализации младших подростков: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 1994. — 152с.
    104. Н.М. Введение в социальную экологию. Учебное пособие. В 2ч. 4.1. М.: «Луч», 1993. — 236 с. 4.2. — М.: «Луч», 1994. — 255с.
    105. С.Б., Молодякова Э. В. Праздники в Японии: Обычаи, обряды, социальные функции. М.: Наука, 1990. — С. 127−154.
    106. Д.Ж. Социальная экология: Кн. для учителя: Пер. с серб.-хорв. М.: Просвещение, 1991. — 176с.
    107. ПО.Мафедзев С. Х. Обряды и обрядовые игры адыгов в XIX начале XX века. -Нальчик: Эльбрус, 1979. — 203с.
    108. Е.С. Творческая игра и её роль в воспитании пионеров. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. — 78с.
    109. Е.М. Поэтика мифа. М.: Изд. фирма «Восточ. лит.» РАН- школа «Языки рус. культуры», 1995. — 408с.
    110. A.C. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников сельских школ на традициях русской народной культуры: Дис.. канд. пед. наук. М., 1996. — 198с.
    111. Методика собирания и изучения народных игр: (В помощь учителю, руководителю кружка, участникам этногр. и фольклор, экспедиций) / М-вообразования Рос. Федерации, Центр дет- юнош. туризма- Авт.-сост.
    112. B.М.Григорьев. М.: Рекл. -информ. бюро «Турист», 1992. — 85с.
    113. Я.В. Место и роль культуры во взаимодействии общества иприроды // Философия и культура. М., 1987. — С.216−235. Пб. Минскин Е. М. Игры и развлечения в группе продлённого дня: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1985. — 192с.
    114. Мир детства и традиционная культура: Сб. науч. тр. и материалов / Сост.
    115. C.Г.Айвазян. М.: Гос. респ. центр рус. фольклора, 1995. — 192с.
    116. Моисеева J1.B. Региональное экологическое образование: теория и практика: Автореф. дис.. доктора пед. наук. Екатеринбург, 1997. — 47с.
    117. Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Пособие для воспитателей и учителей. Минск: Асар, 1995. — 127с.
    118. Н.В. Традиционная духовная экологическая культура народов Нижегородского Поволжья: Автореф. дис.. доктора истор. наук М., 1998. -44с.
    119. B.C. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 432с.
    120. Г. Н. Игра как средство развития творческой активности подростков: Дис.. канд. пед. наук. М., 1994. — 225с.
    121. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Вып. 4. М.: Наука, 1991. -168с.
    122. Народные праздники и семейные традиции в России. Часть 1. Учебное экспериментальное пособие для учащихся VI-VII классов средней школы / Сост. Н. Д. Гуткина. Нижний Новгород, 1994. — 76с.
    123. М.Ю. Человек и природа в народной культуре. Методические рекомендации к занятиям 1-го года обучения по программе факультатива «Введение в народоведение». М.: Издание центра Планетариум, 1994. — 28с.
    124. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская АН- Российский фонд культуры. 3-е изд., стереотипное. М.: АЗЪ, 1995. — 928с.
    125. Педагогика и психология игры: Межвузовский сборник научных трудов. -Новосибирск: Изд. НГПИ, 1985. 128с.
    126. Природосообразности принцип // Педагогическая энциклопедия.: В 4 т. / Гл. ред. И. А. Каиров, Ф. Н. Петров. М.: Советская энциклопедия, 1966. — Т.З. -С.507−508.
    127. Педагогическое руководство игровой деятельностью детей и подростков / Сост. О. С. Кель. М.: Пед. об-во РСФСР, 1979. — 118с.
    128. Д. Горный город Дедюхин и окольные местности. Спб.: Тип. В. Безобразова и компании, 1864. — 218с.
    129. А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1985. — 312с.
    130. Е.А. Детские игры, преимущественно русские (в связи с историей, этнографией, педагогией и гигиеной). Репринтное воспроизведение. Спб.: Ланс, 1994. — 390с.
    131. В.Д. Введение в игровую технологию учебно-воспитательной деятельности современной школы: Учебно-методическое пособие / Департамент образования Администрации Кемер. обл., Кемер. обл. ин-т усоверш. учителей. Кемерово, 1997. — 109с.
    132. Пределы роста: Докл. по проекту рим. клуба «Слож. положения человечества»: Пер. с англ. / Донелла Х. Медоуз, Денис Л. Медоуз, Йорген Рендерс, Вильям В. Беренс III- / Науч. ред. Д. Н. Кавтарадзе /. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 205с.
    133. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания / Авторский коллектив. И. А. Колесникова, Л. С. Нагавкина, Е. Н. Барышников. -Спб.: Тип. ГУПМ, 1994. 56с.
    134. В.Я. Русские аграрные праздники (Опыт истор.-этногр. исследования). Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1963. — 143с.
    135. В.К. Общество и живая природа: Крат, очерк истории взаимодействия / Отв. ред. С.В.Зонн- АН СССР, Ин-т истории естествознания и техники. М.: Наука, 1989. — 213с.
    136. С.Л. Бытие и сознание: о месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957. — 328с.
    137. .А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987. — 784с.
    138. И.У. Тувинские народные игры: Историко-этнографический очерк. -Кызыл: Тув. кн. изд-во, 1978. 137с.
    139. И.П. Сказания русского народа, собранные И.П.Сахаровым: В 2 т. -Спб.: Изд-во А. С. Суворина, 1885. -2т.
    140. С. Экоигры в школе и вне школы. Владивосток, 1996. — 46с.
    141. Г. Н. Общественные функции киргизских народных развлечений в конце XIX начале XX в.: Ист.-этногр. очерки. — JL: Наука. Ленингр. отд-ние, 1984. — 229с.
    142. В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов, XIX нач. ХХв. — М.: Наука, 1979. — 287с.
    143. В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. М.: Новая школа, 1994. — 288с.
    144. Страницы истории земли Пермской. Часть вторая: Прикамье в XVIII ХХвв. / Под ред. А. М. Белавина. — Пермь: Книжный мир, 1997. — 336с.
    145. Е.А. Педагогические основы использования игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1993. — 19с.
    146. Н.В. Весёлый отдых. М.: Искусство, 1956. — 208с.
    147. И.Т., Сенкевич В. М. Экология и мир: Метод, пособие для учителя. М.: Новая школа, 1994. — 125с.
    148. O.A. Празднества цветов у равнинных таджиков (конец XIX начало XX в.) // Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии. Истор,-этногр. очерки. АН СССР. — М.: Наука, 1986. — С.31−46.
    149. В.А. Избранные педагогические сочинения: ВЗ т. Т.1 / Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. М.: Педагогика, 1979. — 560с.
    150. А.И. Игра как средство формирования творческой индивидуальности младшего подростка: Дис.. канд. пед. наук. М., 1977. -194с.
    151. К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1−2 / Сост. С. Ф. Егоров. -М.: Педагогика, 1988.
    152. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 368с.
    153. Философские проблемы глобальной экологии: / Сб. ст. / АН СССР, Ин-т философии- / Ред. колл.: Е. Т. Фадеев (отв. ред.) и др. М.: Наука, 1983. — 352с.
    154. С.И. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики мари в экологическом воспитании младших школьников: Дис.. канд. пед. наук. М., 1990. — 303с.
    155. Хёйзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл. / Общ. ред. и послесл. Г. М. Тавризян. М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. — 464с.
    156. И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997. -192с.ф 159. Чагин Г. Н. Мировоззрение и традиционная обрядность русских крестьян
    157. Среднего Урала в середине XIX начале XX века: Учеб. пособие по спецкурсу. — Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1993. — 182с.
    158. В.И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI—XIX вв.еков. (Очерки по истории народных верований). М.: Изд-во АН СССР, 1957. -236с.
    159. С.А. Игра учащихся как педагогический феномен культуры: Автореф. дис.. доктора пед. наук. М., 1997. — 32с.
    160. С.А. Игры учащихся феномен культуры. — М.: Новая школа, 1994. -240с.
    161. С.А. Нетрадиционные праздники в школе. М.: Новая школа, 1997. -336с.
    162. Экологические проблемы современности: научные и педагогические аспекты. -М.: Онега, 1995. С. 152.
    163. Экологическое и эстетическое воспитание школьников / И. Д. Зверев,
    164. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. -560с.
    165. Этнография детства: Традиц. формы воспитания детей и подростков у народов ф Юж. и Юго-Вост. Азии / АН СССР, Ин-т этнографии им. Н.Н.Миклухо
    166. Маклая- / Отв. ред.: И. С. Кон, А. М. Решетов. М.: Наука, 1988. — 188с.
    167. Т.П. Игра в нравственно-экологическом воспитании младших школьников: Учебное пособие (Уральский пед. ин-т). Екатеринбург, 1993. -52с.
    168. .П. Проблема художественного воспитания и развития школьников: Автореф. дис.. доктора пед. наук. М., 1984. — 32с.
    169. П.М. Эмоциональная жизнь школьника: Психол. очерк / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т психологии. М.: Просвещение, 1966. — 291с.
    170. В.Г. Подвижные игры в теории и практике физического воспитания детей школьного возраста: Дис.. доктора пед. наук. М., 1953. — 1502с. Ф
    Заполнить форму текущей работой