Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Моделирование воспитательной системы городской общеобразовательной школы с учетом национально-региональных особенностей: Организационно-педагогический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ целей и задач системы воспитания, определение сущностных и структурных особенностей реально существующих моделей воспитательных систем позволили выявить организационно-педагогические условия моделирования эффективно воспитательной системы городской общеобразовательной школы. Воспитательная система городской общеобразовательной школы будет эффективна, если при ее моделировании будет… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Моделирование воспитательной системы городской общеобразовательной школы как организационно-педагогическая проблема
    • 1. 1. Теория и практика моделирования воспитательных систем в городских общеобразовательных школах традиционного типа
    • 1. 2. Структурно-функциональный анализ проблемы моделирования эффективной воспитательной системы городской общеобразовательной школы
    • 1. 3. Факторы моделирования эффективной воспитательной системы городской общеобразовательной школы
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Организационно-педагогические условия моделирования эффективной воспитательной системы городской общеобразовательной школы
    • 2. 1. Создание единой городской воспитательной системы как стратегическое условие моделирования эффективной воспитательной системы городской общеобразовательной школы
    • 2. 2. Совершенствование социально-функциональной структуры воспитательной системы городской общеобразовательной школы
    • 2. 3. Программно-целевое планирование воспитательной работы городской общеобразовательной школы на основе диагностики потребностей и интересов учащихся
    • 2. 4. Опытно-экспериментальная проверка действенности организационно-педагогических условий моделирования эффективной воспитательной системы городской общеобразовательной школы
  • Выводы по второй главе

Моделирование воспитательной системы городской общеобразовательной школы с учетом национально-региональных особенностей: Организационно-педагогический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Реформирование социально-экономической и политической систем Российского общества обусловливает необходимость изменения воспитательной системы. Корректировка целей воспитания, определение соответствующих этим целям ценностей и ценностных ориентиров вызывают необходимость создания адекватных воспитательных технологий, воплощенных в некоторых моделях воспитательной системы.

Основными направлениями государственной деятельности современного Российского общества провозглашаются создание достойных человека условий жизни и наиболее полное развитие его личностного потенциала, что определяет соответствующие ориентиры системы воспитания. Вместе с тем воспитательная работа системы образования в настоящее время осложнена целым рядом негативных процессов, имеющих место в обществе: углубляющимся распадом семьи, криминализацией жизни, разрушением и коммерциализацией досуговой инфраструктуры и некоторыми другими. Также деструктивно сказываются проблемы, становящиеся традиционными для окружающей подростков и молодежь социальной среды: качественное изменение нравственных идеалов, упрочение потребительских ориентаций, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, проституции, преступности и других негативных явлений.

Растлевающее влияние на детей, по оценкам экспертов, оказывают и некоторые программы средств массовой информации. Исподволь или напрямую насаждается культ насилия через детские игрушки и товары. Наблюдается отчуждение значительной части семей от школы (что зачастую связано и с объективными материальными затруднениями родителей, влекущими за собой увеличение их рабочего времени).

Сложившаяся ситуация создает существенные препятствия для практической реализации обновляющихся целей воспитания, решения задач формирования нового поколения новой России.

Анализ педагогической, социологической и социолого-педагогической литературы, результатов воспитательной деятельности педагогических коллективов школ, собственный опыт педагогической деятельности позволяют предположить, что недостаточная эффективность системы воспитания связана, в частности, с тем, что в процессе моделирования системы воспитания не учитываются некоторые организационно-педагогические условия, обеспечивающие адекватность моделируемой системы воспитания современному обществу, национально-региональным особенностям социального окружения. Отсутствие адекватных обществу систем воспитания, в свою очередь, вызывает некоторый «педагогический вакуум», проявляющийся в практике воспитательной деятельности и объясняемый потерей качества целостности традиционной для нашего общества советской системы воспитания и одновременным отсутствием новой, более эффективной системы.

Современная система воспитательной работы должна строиться на основе: принципов гуманизма и абсолютной ценности личностиформирования правового и гражданского самосознанияэтнопеда-гогических и этнопсихологических принциповпатриотических, экологических и художественно-эстетических ценностей и т. п. В соответствии с Концепцией общего среднего образования, принятой съездом работников народного образования в 1989 году, законами РФ и РТ «Об образовании» стратегия воспитательной работы должна базироваться на:

— региональном подходе к воспитанию;

— межведомственном взаимодействии;

— реализации целевых проектов программ;

— сотрудничестве со средствами массовой информации и широкой общественностью.

Все это способно обеспечить, в потенциале, новый уровень духовной коммуникации детей и взрослых.

Проблемы реформирования системы воспитания наиболее ярко проявляются в отношении к деятельности крупных городских образовательных систем. Именно в городских школах из-за большого контингента обучающихся, вызывающего необходимость работы в две или даже в три смены, снижается эффективность воспитательной системы, построенной на основе традиционных институтов воспитательной работы, классических технологий управления. В то же время в городе имеются многочисленные учреждения различных ведомств, которые разобщены, но могут при определенных условиях быть дополнительной воспитывающей силой.

Общегородская система воспитания как целостное социальное образование оставалась длительное время за пределами внимания теоретиков педагогики. Хотя процессы её функционирования и развития имеют немало общего с воспитательной системой села, в то же время они имеют своеобразные особенности. Общее связано с едиными признаками, присущими всякой социально-педагогической системе, а своеобразное — со спецификой городов, составляющих подавляющую часть общего числа населенных пунктов России, в каждом из которых формируется особая система обучения, воспитания и управления образованием. Соответственно и существующие модели воспитательных систем городской общеобразовательной школы зачастую не учитывали необходимость включения школы в общегородскую инфраструктуру воспитания.

Современной наукой к настоящему времени разработаны основы моделирования систем различной природы (В.М.Глушков, В. М. Ефимов, Л. Н. Иваненко, Ю. С. Иванов, Д. Н. Кавтарадзе, М. В. Лычагин, А. А. Ляпунов, В. И. Михеев, И. В. Новик, Г. Л. Пельман, Л. Т. Турбович, А. И. Уемов, В. А. Чахоян, Р. Ф. Шайхелисламов и др.) управления социальными системами (В.Г.Афанасьев, И. В. Блауберг, А. Н. Берг, A.M.Омаров, Г. Х. Попов и др.)" большое значение имеют теоретические исследования Ю. К. Бабанского, С. Я. Батышева, Е. С. Березняка, Г. Г. Габдуллина, Г. И. Горской, Ю. А. Конаржевского, М. И. Кондакова, П. Г. Медковицкого, А. А. Орлова, В. С. Пикельной, И. П. Раченко, К. М. Ушакова, П. В. Худоминского, Р. Х. Шакурова, Т. И. Шамовой, Н. А. Шубина, и др., в которых управление системой образования и воспитания рассматривается в широком социально-педагогическом плане. В их работах раскрываются не только система факторов, влияющих на формирование государственной образовательной политики, теоретические проблемы организации и управления педагогическими системами, осуществления реформы в образовательной и воспитательной сфере, но и их влияние на решение образовательно-воспитательных задач в городе. Этими и другими авторами обоснована тесная связь эффективности педагогического труда с повышением уровня управления системой образования и воспитания, необходимость обеспечения квалифицированного анализа учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения, совершенствования информационно-методической службы, повышения квалификации руководящих и педагогических кадров для развития системы образования и воспитания. Всё это имеет важное методологическое значение для разработки моделей эффективных территориальных систем образования и воспитания с учетом национально-региональных особенностей, определения организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность модели воспитательной системы городской общеобразовательной школы.

В работах Р. А. Валеевой, Д. В. Вилькеева, Б. С. Гершунского, Г. С. Закирова, В. А. Караковского, В. М. Коротова, Х. Й. Лиймест, Т. Н. Мальковской, И. С. Марьенко, А. В. Мудрика, З. Г. Нигматова, Л. И. Новиковой, В. Д. Семенова, Л. Ю. Сироткина, Я. И. Ханбикова,.

A.Н.Хузиахметова, Н. Е. Щурковой и других исследователей дана общая характеристика понятия «воспитательная система», показана взаимосвязь воспитательной системы учебного заведения с другими общественными системами, вскрыты исторические и теоретические основы воспитательной работы, организационно-психологические основы воспитания, сформулированы педагогические концепции становления воспитательной системы школы, концепции гуманистического воспитания молодежи, показана роль экономических, социо-культурных и этнокультурных факторов в становлении и развитии воспитательных систем школы, сформулированы критерии оценки воспитанности учащихся и эффективности воспитательной работы.

Исследования А. А. Анохина, Л. Г. Борисова, В. И. Зверевой,.

B.С.Лазарева, О. Е. Лебедева, М. М. Поташника, В. Н. Скворцова, П. И. Третьякова, Е. А. Ямбурга и других ученых педагогов показывают, что развитие системы образования и воспитания должно включаться в социально-экономический контекст данной административной территории с присущими ей культурно-историческими, этнографическими и другими особенностями, что и обеспечивает полноту и непрерывность образования и воспитания. В их работах, образование и воспитание выступают как средство развития города, становятся приоритетной сферой жизнедеятельности местного обществапоказывается, что такая организация воспитательной деятельности возможна за счет органической включенности сферы образования и воспитания в другие сферы жизнедеятельности города.

Однако, несмотря на достаточно глубокую теоретическую проработку методологических и методических аспектов моделирования воспитательной системы городской общеобразовательной школы, различных аспектов ее функционирования, практический уровень воспитательной работы во многих городских общеобразовательных учреждениях оказывается не на должной высоте. Последнее связано, в частности, с недостаточной разработанностью собственно организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность используемых моделей воспитательных систем.

Ограничиваясь рамками нашего исследования, можно констатировать, что имеет место противоречие между объективной потребностью создания педагогически эффективных моделей воспитательной системы городской общеобразовательной школы, возможностями использования в этих целях достижений кибернетики, педагогики, психологии, социальной психологии, социологии, других наук и недостаточной разработанностью собственно организационно-педагогических условий, обеспечивающих моделирование воспитательных систем, эффективных в ситуации национально-региональной специфики социального окружения.

Отсюда вытекает проблема исследования — каков комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность моделируемой воспитательной системы городской общеобразовательной школы с учетом национально-региональных особенностей?

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально апробировать организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность моделируемой воспитательной системы городской общеобразовательной школы с учетом национально-региональных особенностей.

Объект исследования: воспитательная система городских общеобразовательных школ.

Предмет исследования: состав и особенности организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность моделей воспитательной системы городской общеобразовательной школы с учетом национально-региональных особенностей.

Гипотеза исследования: моделирование и реализация воспитательной системы городской общеобразовательной школы с учетом национально-региональных особенностей могут быть эффективными при выполнении следующих организационно-педагогических условий:

— соответствие целей, задач, содержания, методов, форм организации и средств воспитательной системы новым личностным и общественным потребностям и национально-региональным особенностям;

— интегрированность школы в единую городскую воспитательную систему, обеспечивающую максимальное включение в нее всех воспитательных подразделений инфраструктуры города;

— грамотное использование методов программно — целевого планирования и организации воспитательной системы на основе диагностики интересов и потребностей учащихсяиспользование матричной структуры управления воспитательной работой, сочетающей вертикальные и горизонтальные связи в учебно-воспитательной работе;

— специальная психолого-педагогическая подготовка педагогического коллектива, родителей и общественности города в области воспитания подрастающего поколения;

— введение новых общественных институтов воспитательной работы и обновление функциональных характеристик педагогических работников школы в соответствии с динамическими особенностями окружающей социальной среды.

Предмет, цель и выдвинутая гипотеза исследования позволили определить задачи исследования:

— провести теоретический анализ проблемы моделирования эффективных воспитательных систем в городских общеобразовательных школах;

— выявить совокупность факторов моделирования эффективной воспитательной системы городской общеобразовательной школы с учетом национально-региональных особенностей;

— определить и обосновать организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность моделируемой воспитательной системы городской общеобразовательной школы с учетом национально-региональных особенностей и показать их комплексный характер;

— экспериментально апробировать действенность организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность моделирования воспитательной системы городской общеобразовательной школы с учетом национально-региональных особенностей.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: учение о личности, системный подход к моделированию и исследованию социальных систем, положения теории социального управления, современные философские и педагогические концепции в оби ласти организации деятельности социальных образовательных систем.

Такой подход к исследованию и решению проблемы моделирования эффективной воспитательной системы городской общеобразовательной школы определил выбор методов исследования: теоретический анализ философской, педагогической, психологической, социологической литературы по исследуемой проблеме, обобщение опыта инновационных педагогических процессов, моделирование и проектирование воспитательной деятельности, наблюдение, анкетирование, групповой опрос, экспертная оценка, самооценка руководителей и педагогических работников, изучение школьной документации, статистической отчетности, анализ качества результатов воспитательной работы школьных коллективов, педагогический эксперимент с использованием методов математической обработки данных.

Этапы исследования: Первый этап (1992;1993 г. г.) — сбор, анализ, систематизация эмпирического и теоретического материала по исследуемой проблемеосмысление и анализ понятийного аппаратаизучение и обобщение состояния воспитательной работы (констатирующий эксперимент) в школах г. Наб. Челны, а также в школах некоторых городов Татарстана и Российской Федерацииразработка программы опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (1993;1999 г. г.) — преобразующий (формирующий) эксперимент в школах г. г. Набережные Челны и Елабуги: реализация организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность моделируемой воспитательной системы городской общеобразовательной школы с учетом национально-региональных особенностейпроверка действенности предлагаемых диссертантом рекомендаций, положений и идей, направленных на решение поставленной проблемыобработка результатов экспериментальной работы.

Третий этап (1999;2000 г. г.) — подведение итогов опытно-экспериментальной работы, обобщение материалов исследования и оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем выявлен и обоснован комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность моделируемой воспитательной системы городской общеобразовательной школы с учетом национально-региональных особенностей:

— соответствие целей, задач, содержания, методов, форм организации и средств воспитательной системы новым личностным и общественным потребностям и национально-региональным особенностям;

— интегрированность школы в единую городскую воспитательную систему, обеспечивающую максимальное включение в нее всех воспитательных подразделений инфраструктуры города;

— грамотное использование методов программно — целевого планирования и организации воспитательной системы на основе диагностики интересов и потребностей учащихсяиспользование матричной структуры управления воспитательной работой, сочетающей вертикальные и горизонтальные связи в учебно-воспитательной работе;

— специальная психолого-педагогическая подготовка педагогического коллектива, родителей и общественности города в области воспитания подрастающего поколения;

— введение новых общественных институтов воспитательной работы и обновление функциональных характеристик педагогических работников школы в соответствии с динамическими особенностями окружающей социальной среды.

Обоснована целесообразность интегрирования городской общеобразовательной школы в единую городскую воспитательную систему как стратегического условия моделирования эффективной воспитательной системы школы с учетом национально-региональных особенностей.

Практическая значимость исследования определяется тем, что на его материалах разработаны, апробированы и внедрены в практику работы школ Республики Татарстан научно-обоснованные методические рекомендации: по обеспечению эффективности используемых моделей воспитательной системы с учетом национально-региональных особенностейпо системе планирования и организации воспитательной деятельности педагогического коллективапо работе с родителями и общественностью. Материалы исследования по воспитательной системе городской общеобразовательной школы включены в содержание учебных программ и занятий педагогических вузов и педагогических училищ Республики Татарстан.

Апробация и внедрение результатов исследования проходили на базе общеобразовательных учреждений г. г. Набережные Челны, Елабуга, а также других городов Республики Татарстан и Российской Федерации. Экспериментальной базой исследования явились средние школы: №№ 3,4,6,10,27,32,36,37,38,49,52,54 г. Набережные Челны, №№ 1,5,8,9,10 г. Елабуга и другие.

Результаты исследования обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции «Непрерывное педагогическое образование: опыт, проблемы, перспективы» (г.Набережные Челны, 1995), республиканских конференциях (1996 — 1999 гг.), а также на рабочих семинарах и совещаниях, региональных и городских конференциях учителей. Основные положения диссертации отражены в 10 публикациях диссертанта.

Достоверность результатов исследования обеспечена последовательной реализацией диалектического метода при разработке исходных теоретических положений и категориально-понятийного аппарата исследованияадекватностью логики и методов исследования объекту, предмету, целям и задачам исследованиядлительностью как исследования в целом, так и опытно-экспериментальной работы, непосредственным участием автора в разработке исходной концепции, программы исследования, исследовательских материалов и диагностических методик.

На защиту выносятся:

— комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность моделируемой воспитательной системы городской общеобразовательной школы с учетом национально-региональных особенностей;

— доказательство того, что реализация предложенного комплекса организационно-педагогических условий существенно повышает эффективность воспитательной деятельности педагогического коллектива и уровень воспитанности учащихся городской общеобразовательной школы и тем самым снижает остроту выявленного противоречия.

Структура и основное содержание диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Результаты исследования в основном подтвердили правомерность выдвинутой гипотезы. В результате внедрения в практику общеобразовательной школы предложенного диссертантом комплекса организационно-педагогических условий эффективности воспитательной системы повышается уровень обученности, воспитанности и общего развития учащихся. Так, с 1994 по 1999 г. г. в экспериментальных школах:

— успеваемость учащихся возросла с 96% до 99%, в том числе возросло количество учащихся, обучающихся на «4» и «5» («качество») с 66,5% до 85%;

— сократилось количество школ, учащиеся которых совершили преступления;

— количество призеров республиканских и городских предметных олимпиад увеличилось с 22-х до 35-ти человек.

Данное исследование не претендует на решение всех вопросов, связанных с моделированием эффективной воспитательной системы городской общеобразовательной школы. В последующем целесообразно вести научный поиск, направленный на выявление особенностей воспитательной системы городской школы различного типа и вида, более активного использования в воспитательной работе компьютерных средств и т. п.

Заключение

.

Проведенный теоретический анализ проблемы моделирования эффективной воспитательной системы общеобразовательной школы, опытно-экспериментальная деятельность в системе воспитательной работы городских общеобразовательных школ полностью подтвердили правомерность гипотезы исследования и позволили сделать следующие выводы, свидетельствующие о правомерности гипотезы и системы ее доказательств.

Моделирование эффективной воспитательной системы представляет собой целенаправленное формирование социально-функциональной структуры воспитательной системы школы, адекватной, во-первых, социальной системе общества и, во-вторых, биопсихосоциальным особенностям учащихся.

Анализ целей и задач системы воспитания, определение сущностных и структурных особенностей реально существующих моделей воспитательных систем позволили выявить организационно-педагогические условия моделирования эффективно воспитательной системы городской общеобразовательной школы. Воспитательная система городской общеобразовательной школы будет эффективна, если при ее моделировании будет учитываться комплекс организационно-педагогических условий, включающий: соответствие целей, задач, содержания, методов, форм организации и средств воспитательной системы новым личностным и общественным потребностям и национально-региональным особенностяминтегрированность школы в единую городскую воспитательную систему, обеспечивающую максимальное включение в нее всех воспитательных подразделений инфраструктуры городаграмотное использование методов программно — целевого планирования и организации воспитательной системы на основе диагностики интересов и потребностей учащихсяиспользование матричной структуры управления воспитательной работой, сочетающей вертикальные и горизонтальные связи в учебно-воспитательной работеспециальная психолого-педагогическая подготовка педагогического коллектива, родителей и общественности города в области воспитания подрастающих поколенийвведение новых общественных институтов воспитательной работы и обновление функциональных характеристик педагогических работников школы в соответствии с динамическими особенностями окружающей социальной среды.

Важна максимальная продуманность интеграции систем воспитания в единую сферу общения, способствующую формированию здорового образа жизни, семейно-личностных отношений, так как любое изменение специфических функций, присущих той или иной системе города, быстро ощущается городским сообществом.

Необходимость решения задач исследования обусловило необходимость определения основных понятий исследования. Сущность этих понятий характеризуется следующим образом:

— система воспитания города — это сеть учреждений обеспечения и управления, а также совокупность взаимосвязанных воспитательных программ, осуществление которых на основе использования педагогического потенциала систем обеспечивает реализацию социальных функций;

— социальные функции системы воспитания города есть выражение потребностей городского сообщества в решении определенных проблем через развитие, воспитание и воздействие на этой основе на образ жизни воспитуемых. Социальные функции городской системы воспитания заключаются в подготовке учащихся к освоению нового для них содержания форм жизнедеятельности, развитии духовных потребностей учащихся, формировании у них высокого уровня самосознания, самостоятельности, самодисциплины.

Система воспитания города направлена на: а) адаптацию нового содержания воспитания и новых педагогических технологий к социокультурным традициям и сложившимся особенностям системы воспитания городаб) проведение модернизации педагогического арсенала в соответствии с мировыми тенденциямив) сохранение в меняющихся социально-педагогических условиях всего ценного и положительного, что накоплено предшествующим опытом жизнедеятельностиг) развитие внутрисистемных связей в воспитании (школа-УДО, досуговые центры и др.), обновление содержания воспитания, подготовка кадров и др.- д) налаживание межсистемных связей в интересах развития воспитания (программы «Занятость», «Здоровье», «Развитие» и др) — е) выход на воспитание как социокультурный процесс, решающий актуальные проблемы других сфер, отраслей, различных социальных слоев и групп, семей, отдельных людей в городеж) управление процессами перевода инноваций в культурные образцы педагогической деятельности.

С учетом всех условий и должна формироваться вариативная модель воспитательной системы города. Она проектируется на основе:

— образовательной политики, определенной путем достигнутого между социальными группами согласия по формированию целей воспитания;

— базовых отношений собственности и социокультурных интересах личности, социальных групп города, региона, федерации;

— учебно-воспитательных, научно-методических, кадровых, информационных, управленческих, материально-технических, финансовых потенциалов системы воспитания города, внешних и внутренних условий ее деятельности, опыта и традиций предшествующего развития системыразвития системы воспитания как части социально-экономических преобразований в городе.

Критериями эффективности воспитательной системы городских школ являются:

— полнота выявления и удовлетворения образовательных запросов личности, семьи, социальных групп, проживающих в городе;

— разнообразие воспитательных программ и педагогических технологий, увеличение сферы воспитательных услуг в каждом учебном заведении;

— повышение профессиональной компетентности педагогов и управленцев;

— наличие в городе системы диагностики, отражающей этапы и уровни развития каждого ребенка по основным направлениям воспитания (здоровая, интеллектуальная, этическая, нравственная, эстетическая подготовка);

— системность, технологичность, личностная направленность управленческих воздействий с учетом внешних и внутренних условий и потенциалов развития системы воспитания;

— усиление демократического характера управления системой воспитания, обеспечивающего равенство воспитательных возможностей граждан, вовлечение общественных сил и различных социальных групп в формировании и реализации воспитательной политики в городе.

Жизнь, учеба, досуговая деятельность, а вместе с тем и качество подготовки детей к жизни зависят от содержательности и эффективности широкой воспитательной системы, охватывающей ведущие сферы их деятельности: учебной, трудовой, спортивной, досу-говой и др. Лишь глубоко продуманная система образовательных и воспитательных мер в состоянии обеспечить реализацию жизненных планов, профессиональных намерений, способностей и интересов детей. Создание и реализация такой системы связана с решением сложных многоуровневых задач.

Многие учащиеся, особенно в подростковый период, в силу психофизиологических особенностей своего развития резко снижают темп обучения. Отставание в учебе сопровождается комплексом негативных факторов, потерей интереса к учебе, конфликтом с учителями и родителями, обособлением в группы как средство социальной защиты и самоутверждения, разрушением первоначальных идеалов и созданием новой модели поведения, нередко противоречащей общепринятым нормам.

Требуется существенно расширить сеть учебных заведений и учреждений дополнительного образования, учитывающих специфику и возрастные особенности детей: досуговые и технические центры, специализированные лингвистические школы, технические лицеи и др. Это направление работы тесно связано с первым и предполагает создание организационных условий для реализации разнообразных типов содержания образования и систем воспитательной работы с различными категориями учащихся.

Разнообразие типов и видов учебных заведений и систем воспитания предполагает вариативность классных воспитателей: от классных руководителей до освобожденных классных воспитателей, гувернеров, кураторов класса, организаторов параллели классов и др.

Комплекс воспитательных мер не будет целостным без создания условий для трудовой деятельности подростков. Возможность заработать реальные деньги для семьи, покупки одежды или на карманные расходы могут не только снизить количество правонарушений и преступлений, связанных с вымогательством, детским рэкетом, квартирными кражами и др., но и привлечь большинство подростков к созидательной деятельности, труду в общественном производстве.

Проектируемая система воспитательной работы нуждается в научно-педагогическом обеспечении. Особое значение приобретают вопросы:

— ранней диагностики поведения детей, находящихся в «зоне риска»;

— методики предупреждения негативного поведения детей из неблагополучных семей;

— содержания и методов психолого-педагогического образования родителей;

— разработки системы деятельности освобожденных классных воспитателей — социальных педагогов;

— содержание форм и методов организации кружковой деятельности подростков (объединений по интересам и др.).

Система воспитательной работы нуждается в кадрах профессиональных воспитателей, освобожденных классных воспитателей, гувернеров, руководителей различных кружков, тренеров, преподавателей музыкальных и художественных школ, психологов, социальных педагогов и др. Это наиболее проблематичное направление предполагает разработку самостоятельной программы, в которой должны быть предусмотрены создание новых специализаций в педагогических учебных заведениях по подготовке таких кадров, разработки для этих отделений научно-обоснованных, практико-ориентированных учебных планов и учебных программ, а также новых интенсивных технологий обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.П. Педагогика любви и свободы. — М.: Фирма «Топикал», 1994.-607с.
  2. Ю.П. Радость учить и учиться. М.: Политиздат, 1989. — 335с.
  3. Ш. А. Личностно-гуманистическая основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990.-560с.
  4. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой
  5. В.Г., Урсул Д. Об эффективности социального управле-ния./Вопросы философии, 1982, № 7.- С.57−69.
  6. Е.Л. Преодоление авторитаризма и утверждение идей демократизации и гуманизации школьного воспитания в советской педагогике в 20-е гг.:Дис.канд.пед.наук.- Минск, 1992.-173с.
  7. А.И., Черняк Ю. И. Информация и управление. М., 1966. 275с.
  8. А.С. Диагноз в педагогике./ Народное образование.
  9. .С. Руководство современной школой. М.: Просвещение. 1983.-207с.
  10. Ю.Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192с.
  11. П.Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. М.: Знание, 1990.-62с.
  12. Бим-Бад Б. М. Воспитание человека обществом и общества человеком./ Педагогика.-1996.-№ 5.-С.З-9.
  13. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1979.-Т.1.-304с.- Т.2.-400с.
  14. М.В. Синергетика и педагогика./ Магистр.-1995.- № 2.- С.89−95.
  15. М.В., Корнетов Г. Б. О педагогических парадигмахЛ Магистр.-1992.-Май.-С.25−30.
  16. М.В., Корнетов Г. Б. Педагогические парадигмы : история и современность./ Магистр.- 1992.-Сентябрь.- С.28−33.
  17. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания./ Педагогика.-1995.-№ 4.-С.29−36.
  18. Л.В. Проблема профессионального мастерства учителя в истории отечественной и зарубежной педагогики: Автореф.дис.канд.пед.наук.-СПб, 1994.-16с.
  19. Н.Ф. Становление и развитие гуманистических основ воспитания в советской школе (1917−1941 гг.): Автореф.дис.канд.пед.наук.-Минск, 1982.-16с.
  20. М.С. Понятия и функции методологии педагогики ./Советская педагогика.- 1990.- № 10.- С.74−77.
  21. П.П. Развитие теории и практики обучения о воспитания школьников в творческом наследии французского педагога С.Френе (18 961 966): Дис. .канд.пед.наук.-Киев, 1991 .-222с.
  22. Р. А. Воспитательная система видного польского педагога-гуманиста Януша Корчака (1878−1942): Дис.кан.пед.наук.-Казань, 1982.213 с.
  23. Р.А. Гуманистическое воспитание: идеи, пережившие века./ Принцип гуманизма основа народной педагогики. — Казань, 1996.
  24. Р.А. Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике (первая половина XX века).-Казань: КГПУ, 1997.- 172с.
  25. Ю.В. Новые подходы в теории управления школой./ Советская педагогика. 1989, № 8. С.57−63.
  26. Е.В. Теоретическая и практическая подготовка студентов к воспитанию у учащихся гуманности в сфере межнациональных отношений: Авто-реф.дис.докт.пед.наук.- Казань, 1996.-50с.
  27. З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности: Автореф.дис. .докт.пед.наук.-Jl., 1973.-42с.
  28. Н.В. Теория и практика «нового воспитания» до Первой мировой войны: Дис. .канд.пед.наук.-М., 1969.-234с.
  29. .З. Семь парадоксов воспитания.-М:Новая школа, 1994.
  30. Воспитательная система учебного заведения, как объект педагогического управления./ Материалы Всесоюзной конференции, Рига, 1989.
  31. Ф.В. Психология обучения и воспитания.-Казань, КГПУ, 1994.-141с.
  32. Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций./ Под.ред.Н.В.Горбуновой/.:Новая школа, 1995. 109с.
  33. Г. Г. перестройка школы: проблемы управления. Казань, 1990. -206с.
  34. Г. Г. Программно-целевой подход к управлению общеобразовательной школой. Алма Ата, ИУУ.1988. 147с.
  35. Г. Г., Нигматов З. Г., Хузиахметов А. Н. Педагогика школы. -Казань: Магариф, 1993.- 479 с.
  36. Ю.А. Социально-педагогическая концепция воспитания.- Киев, 1990.-159с.
  37. Ге Ф. История образования и воспитания.-М.:Тихомиров К. А., 1912.-УШ-657с.
  38. .С. Стратегические приоритеты развития образования в России.- М.: Педагогика, 1996.-С.46−54.
  39. .С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России.-М.: ИТПИМИО, 1993.-160с.
  40. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.-М.: Школа-Пресс, 1995.-448с.
  41. Главные моменты развития западно-европейской школы.-М.: Польза, 1912.-216с.
  42. Л.Ф. Формирование профессиональной готовности студентов факультета начальных классов к реализации принципов гуманной педагогики: Автореф.дис. .канд.пед.наук.-Екатеринбург, 1994, — 16с.
  43. В.В. Межсубъектные отношения в педагогическом процессе. Дис.докт.пед.наук. С.-П., 1992.-406л.
  44. Н.А. Принцип гуманизации и его осуществление в воспитательном процессе современной школы: Дис. .канд.пед.наук.-М., 1994.-226 л.
  45. С.С. Новая школа в Англии и России.-СПб, 1901.-35с.
  46. А.А. Феномен Фрейда и человека./ Педагогика.-1996.-№ 2.-С. 114 119.
  47. Г. И., Чуракова Р. Г. Организация учебно-воспитательного процесса в школе. М.: Просвещение, 1986.-208с.
  48. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -М.: Педагогика, 1986.-240с.
  49. А. Искусство и творчество в воспитании.-М., 1991.-200с.
  50. Э. Новое воспитание. Школа де Рош.-М.: Типо-лит. А. В. Васильева, 1900.-260с.
  51. А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития.-М.:Просвещение, 1993.-192с.
  52. А.Н. Школа Франции XX столетия. М: Прометей, 1989.-127с.
  53. И.В. Педагогическая диагностика в процессе формирования группо-вания у детей . Автореферат диссертации кандидата педагогических на-ук.Минск, 1996. 16 с.
  54. Закон Российской Федерации об образовании .М:Новая школа, 1996 57с.
  55. Э.Д. проблемы образования в контексте общего процесса модернизации России/Педагогика.-1996.-№ 5.-С.З 9−46.
  56. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль.- М: Республика, 1994.-3 84с.
  57. Ив.В.Мария Монтессори, ее предшественники и критики./ Вестник воспитания.-^ 5.-№ 4.-С. 103−133- № 5.-С.96−138.
  58. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы.М:Новая школа, 1992.-114с.
  59. Г. И. Формы организации обучения в педагогике и шко-ле.Самара, 1994. 227с.
  60. К. Педагогическая диагностика. Пер. с нем.М.: Педагогика, 1991. 238с.
  61. Квалиметрия человека и образования. Методология и практика /Под. ред. А. И. Субетто, Н. А. Селезневой, Книга 2. -МД993. 219с.
  62. Г. С. Система дошкольного воспитания М.Монтессори и советская педагогика.-Л, :Госиздат, 1926.- 105с.
  63. Изучение личности школьника учителем /Под ред. З. И. Васильевой, Т. В. Ахаян и др.-М,-.Педагогика, 1991.-136с.
  64. Историко-педагогические основания стратегии развития отечественного образования /Под ред. З. И. Равкина.-М:ИТПИМИО, 1994.-88с.
  65. В.А. Воспитай гражданина. — М.: Московский рабочий. 1987.-144с.
  66. В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт реформирования.- М: НМО «Творческая педагогика». 1991.-153с.
  67. Г. Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине XX века.- Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. Пед. ун-та, 1994.-278с.
  68. Ф. Современные опытные школы в Германии.- Л: Госиздат, 1924.-217с.
  69. Н.В. Развитие идеи свободного воспитания в России (Л.Н.ТолстойДС.Н.Вентцель): Дис.канд.пед.наук.-СПб, 1995.-192с.
  70. О.В. Проблема педагога в гуманистической концепции С.Т.Шацкого: Дис. .канд.пед.наук.-М., 1992.-218с.
  71. Г. Б. Развитие историко-педагогического процесса в контексте ци-вилизационного подхода: Дис. В форме науч.докл.на соиск.учен.степ.д-ра пед.наук.-М., 1994.-64с.
  72. С.В. Личностно ориентированное воспитание: концепция, содержание, реализация: Дис. д-ра пед. наук в форме науч.докл.- Ростов н/Д, 1995.-43с.
  73. Е.В. Современная концепция эстетического воспитания учащихся в общеобразовательной школе / Опыт разработки концепции воспитания.- Ростов-на-Дону, 1993.-Ч.2.-С.53−73.
  74. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой.М:Педагогика, 1986. —143с.
  75. Ю.А. Что надо знать директору школы о системах и системном подходе. Учебное пособие. Челябинский ГПИ, Челябинск, 1986.-133с.
  76. М.И. Теоретические основы школоведения. М: Педагогика, 1982.-191с.
  77. В.В. Методология педагогического исследования. Самара: Издательство Сам. 1994,164с.
  78. Краткий словарь по социологии. М, 1988. С. 458.
  79. В.И. Место системного подхода в современном научном познании и марксистской методологии. Вопросы философии. 1980. № 1. — С.55−73.
  80. Концепция воспитания учащейся молодежи. М., 1993. 20с.
  81. Концепция воспитания учащейся молодежи РТ-Казань, 1993.
  82. Ф.Ф. Логическое и историческое в педагогических исследованиях// Советская педагогика.-1970.-№ 3,-С.83−94.
  83. КорчакЯ. Избранные педагогические произведения. М: Педагогика, 1979,-ХХП. — 474с.
  84. Я. Януш Корчак. -М: Просвещение, 1991.- 190с.
  85. Э.М. Свободное Вальдорфские школы. М: Моск. Центр валь-дорфской педагогики, 1992.- 32с.
  86. В.Б. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы. Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1988.- 191с.
  87. В.В., Виноградова Н. Д. Принцип природосообразности и возрождение школы// Педагогика.- 1995.- № 2.- С. 14−20.
  88. М.Г. Взаимосвязь развития коллектива и нравственного формирования личности: Автореф. Дис.док.пед.наук.-Л., 1983.-37с.
  89. В.А. Система воспитательной работы с коллективом учащихся средней общеобразовательной школы (Опыт монографического исследования): Автореф., дис.канд.пед.наук.- М., 1977.-21с.
  90. Н.В. Идеи С.Т.Шацкого о педагогическом образовании и их развитие в современных условиях: Автореф.дис.канд.пед.наук.-М., 1994.-16с.
  91. Т.Е. Роль коллектива в формировании личности школьника: Ав-тореф.дис. .докт.пед.наук.-Л., 1970.-57с.
  92. .А. Проблема социализации подрастающих поколений в зарубежной педагогике: Автореф.дис. канд.пед.наук.-М., 1992.-18с.
  93. Н.В., Беспалько В. П. Методы системного педагогического исследования. Л, 1980. С. 21.
  94. В.А. Внеурочная деятельность школьников. М: Просвещение, 1983.-224с.
  95. С.М., Личинина Л. И., Моисеева О. М., Инспектирование в системе образования. М: Д995. 79с.
  96. О.Е. Теоретические основы педагогического целеполагания в системе образования: Автореф: дис.докт.пед.наук.-СПб, 1992.-39с.
  97. Л. Френе и современность// Перспективы.-1985.-№ 1.-С.136−144.
  98. А.Н. Избранные психологические произведения.-М. :Педагогика, 1983 .-320с.
  99. .Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания// Педагогика.- 1995.-№ 1 .-С .40−45.
  100. Е. Общественно-психологические основы воспита-ния//Вестник воспитания.-1900.-№ 3.-С. 1 -31.
  101. Е. Попытки коренной реформы воспитания на Запа-де//Вестник воспитания. 1904.-№ 3.-С.91−118- № 4.-С.31−56.
  102. Н.Д. Фребель и Монтессори. (Их системы воспитания детей).-Киев, 1915.-138с.
  103. Э.И. Основы педагогических знаний.-М.:Педагогика, 1986.-186с.
  104. М. Дом ребенка. Метод научной педагогики.-М.:ЗадругаД 913 .-339с.
  105. А.В. бщение как фактор воспитания школьников.-М.- Педагогика, 1984.-111с.
  106. Ф.Ф. Формирование системы воспитательной работы в школе.-Казань, 1999 г.
  107. З.Г. Социалистический гуманизм: педагогика и школа.-Казань:Таткнигоиздат, 1988.-271 с.
  108. З.Г., Габдуллин Г. Г., Хузиахметов А. Н. Курс лекций по истории педагогики.-Казань:Таткнигоиздат, 1995.-156с.
  109. З.Г., Хузиахметов А. Н. Теория и методика воспитания.-Казань.-Таткнигоиздат, 1996.-182с.
  110. З.Г. Принцип гуманизма и его развитие в истории советской школы (1946−1989гг.):Дис.докт.пед.наук.-Казань, 1990.-397л.
  111. Л.П. Воспитание гуманистических отношений у младших школьников в условиях школы-интерната:Дис.канд.пед.наук.-М., 1978.-212с.
  112. Л.И. Коллектив и личность как педагогическая проблема: Ав-тореф.дис. .докт.пед.наук.-Л., 1977.-48с.
  113. Л.И. Педагогика детского коллектива (Вопросы теории).-М. :Педагогика, 1978.-144с.
  114. Г. Ю. Взаимосвязь творческих идей и опыта С.Т.Шацкого с концепциями и практикой зарубежной педагогики: Дис.канд.пед.наук.-М., 1991.-209с.
  115. А.С. Лекция о воспитании детей// Соч.: В 7 т.- М: 1957, Т.4.-С.341−428.
  116. А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта// Соч. В 7 т.- М: 1958.- Т.5.- С.227−322.
  117. А.С. О моем опыте// Соч. В 7 т.- М, 1958.- Т.5, С.251−277.
  118. А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Соч. В. 7 т. -М, 1958.- Т.5.- С.103−224.
  119. Т.Н. Смена парадигм воспитания как социально-педагогическая проблема// Научные достижения и передовой опыт в области педагогики и народного образования: Информ. Сб. Выпуск *.- М: 1990.-С.1−17.
  120. Т.И. Воспитание социальной активности старших школьников: Автореф.дис. .докт.пед.наук.-Л., 1974.-42с.
  121. М.И. Организация проблемного обучения в школе. МЮ: Просвещение, 1977.- 240с.
  122. М.И. Современный урок.- М: Педагогика, 1985.- 184с.
  123. В.М. Исходные категории педагогики и понятие всестороннего развития личности.-Курск: КГПИ.-272с.
  124. Менеджмент в управлении школой: учебное пособие для слушателей системы подготовки и повышения квалификации организаторов образования. М: ИЧН. Издательство Магистр, 1995.223с.
  125. М.А. Гуманизация организационных форм обучения в современной общеобразовательной школе:Автореф.дис.докт.пед.наук.-Луганск, 1993 .-40с.
  126. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М: Педагогика, 1984.- 111с.
  127. Е.А. Теоретические основы педагогической диагностики. Диссертация. доктора педагогических наук. Бухара, 1991.- С. 120−121.
  128. Новое качество высшего образования в современной России. Концептуально-программный подход/ Под ред. Н. А. Селезневой, А. И. Субетто. М: 1995.- 199 с.
  129. Нововведения на муниципальном уровне управления образованием./ Под ред. Н. Д. Малахова. М: 1995, 149с.
  130. Г. И. Нововведения в управлении образованием. Педагогика, 1993, № 5, С.23−28.
  131. О.Н. Управление педагогическими системами на основе целевых программ// Советская педагогика, 1990. № 7, С. 50−53.
  132. А. Свободное воспитание и дисциплина // Вестник воспитания.-1909.- № 6.- С. 1−32, С.20−81.
  133. А.А. Управление учебно-воспитательной работой в общеобразовательной школе общества развитого социализма Диссертация. доктора педагогических наук. Тула, 1984. 364с.
  134. А.А. Управление учебно-воспитательной работой в школе. М.: Прометей, 1991. 181с.
  135. А.А. Вопросы информационного обеспечения внутри-школьного управления.// Вопросы теории и практики внутришкольного управления. М: 1984. С.5−11.
  136. Т.В. Историко-педагогический анализ идей развития личности ребенка в коллективе (1960−1980-е гг.): Автореф. дис. канд.пед.наук.-М., 1994, .-16с.
  137. JI.B. Содержание и формы воспитательной работы в «Свободной школьной общине Виккерсдорф» (1906−1933) (из истории экспериментальных школ в Германии): Дисс.канд.пед.наук.-М., 1977.-185с.
  138. А.Е. Развитие экспериментальных методов в дидактике конца XIX- началаXX века:Дис.канд.пед.наук.-М, 1992.-230с.
  139. Попов Е. Б Социально-педагогические аспекты гуманизации школьного образования: Дис. .канд.пед.наук.-СПб, 1995.-201с.
  140. Г. Н. Теоретические основы определения цели воспитания в педагогике: Дис.докт.пед.наук.-М., 1992.-352с.
  141. В. Самообразование учителей в контексте гуманистической парадигмы развития человека: Дис.канд.пед.наук.- СПб, 1996.-204с.
  142. В.Г. Становление и развитие концепции педагогического стимулирования в теории советской педагогики 1917−1980-е гг.: Дис. .док.пед.наук.-М., 1992.-434с.
  143. С.Г. Тенденции развития гуманистически ориентированных педагогических технологий в теории и практике отечественной школы (1960−80-е гг.):Автореф.дис. .канд.пед.наук.-М., 1994.-16с.
  144. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Практико-ориентированная монография. Москва-Тюмень, 1994. 279с.
  145. B.C. Теоретические основы управления. Школоведческий аспект. М: Высшая школа, 1990. 175с.
  146. М.А. Эффективность педагогической деятельности как предмет анализа учителя. 1995.Сиб.
  147. Г. Х. Эффективное управление. М: 1985, С. 6.
  148. М.Л., Худоминский П. В., Качественный анализ деятельности школы// Народное образование, 1976, № 11. С. 114−125.
  149. Погашник М. М, Лазарев B.C. Управление развитием школы. М, — Новая школа, 1995, 462с.
  150. Педагогика Марии Монтессори: Курс лекций.- МЮ: РОУ, 1992.- 69с.
  151. И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т.- М: Педагогика, 1981.- 336сю-416с.
  152. В.А. личность в психологии: парадигма субъектности.-Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996.- 512с.
  153. . Избранные психологические труды. Пер. с англ. И фр.- М: МПА, 1994.- 680с.
  154. А.И. Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике ХУШ начала XX в. — М: Педагогика, 1976, — 296с.
  155. А.В. Педагогическая теория и практика М. Монтессори //Дошкольное воспитание.- 1989.- № 10.- С. 66−70.
  156. Понятийный аппарат педагогики и образования.- Екатеринбург.-Урал.госпед. ун-т, 1995.- 222с.
  157. Проблемы образования на рубеже XXI века: международный диалог. В 2-х ч.- М.: Магистр, 1996.- Ч.1.- 158с.- 4.2. 134с.
  158. Прогнозирование в образовании: теория и практика /Под ред. Б. С. Гершунскоо. М: ИТПИМИО, 1993.- 209с.
  159. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т.- М.: Большая Российская энциклопедия, Т.1.- 1993.- 608с.
  160. Н.Б. Гуманистические идеи русской педагогики середины XIX — начала XX вв. и их реализация в современной школе: Дис.канд.пед.наук.-Ставрополь, 1993.- 190л.
  161. Равкин З. И. Основные проблемы развития теории и практики общеобразовательной школы РСФСР (1917−1931 гг.): Автореф.дис.докт.пед.наук.-М., 1966.-45с.
  162. Рувинский .И. психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М: Пеагогика, 1981.- 128с.
  163. .Ж. Педагогические сочинения. В 2-х т. М: Педагогика, 1981, Т.1−2.
  164. В.Д. Социальная педагогика : история и современность.- Екатеринбург: ИРРО, 1995.- 126с.
  165. В.В. Личностно ориентированное образование// Педагогика.-1994, № 5, С.16−21.
  166. Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости.- Казань КГУ, 1992.- 176с.
  167. Л.Ю. Школьник, его развитие и воспитание.- Самара: СГТШ, 191.- 243с.
  168. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. -М: Просвещение, 1980, 144с.
  169. М.К. Взаимосвязь инспекторского и внутришкольного контроля как средство повышения эффективности управления школой. Автореферат диссертации. кандидата педагогических наук.- 1981.- 21с.
  170. Т., Воутилайнен Э, Поренне П, Ниссинен Й.Х. Управление по результатам. /Пер. с финского/. МЮ: Прогресс, 1993. 319 с.
  171. В.П. Педагогический менеджмент. М, 1995. 226с.
  172. Ю.П. Системный подход к воспитанию школьников.- М: МГПИ им. В. И. Ленина, 1990.- 90с.
  173. В.Г. Индивидуальный подход к трудным школьникам.- М: МПУ, 1995.- 320с.
  174. Стратегия развития образовательных систем: Понятийно-терминолог. Слов/ Ред. И сост. В. М. Полонский.- М: ИТПИМИО, 1993.- 109с.
  175. В.А. Как воспитать настоящего человека: Советы воспитателям.- Минск: Народная асвета, 1978.- 288с.
  176. В.А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учебн.-воспит. Работы в сельской средней школе. М: Просвещение, 1979.-396с.
  177. А.В. Воспитание гуманных отношений в коллективе подростков: Дис. канд.пед.наук.-Псков, 1971 .-276с.
  178. Н.Д. Социально-педагогические основы гуманизации воспитания младших школьников- Дис.докт.пед.наук.-М., 1993.-368с.
  179. Л.Ю. Формирование социалистической гуманности у педагогически запущенных подростков в процессе перевоспитания: Авто-реф.дис. .канд.пед.наук.-Казань, 1982.-16с.
  180. Справочник менеджера образования. Т. 1 .М.:Новая школа, 1995.400с.
  181. Справочник менеджера образования. Т.2.М. :Новая школа, 1995.400с.
  182. В.П. Руководство учебным процессом в школе. М.:Просвещение, 1972.271с.
  183. А.И. Введение в квалиметрию высшей школы. Книга 2. Концепция квалиметрии. Система категорий. Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов. М., 1991.121с.
  184. Н.С. Управление общеобразовательной школой: вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1982.С.145.
  185. Н.М. Введение в неопедагогику: пособие для педагогов-новаторов.- М: АПН СССР, 1991.- 183с.
  186. Теория и практика воспитательных систем. В 2-х кн./ Под ред.Л. И. Новиковой.- М: ИТПИМИО, 1994.- кн.1.- 143с. кн.2. — 206с.
  187. Традиции образования и воспитания в Европе /Под ред. Н. В. Ревякиной,-Иваново: Иван гос. ун-т, 1995, 204с.
  188. И.И. Управление общеобразовательной школой в крупном городе. М: Педагогика, 1991, 187с.
  189. И.И. Управление школой по результатам. М: Новая школа, 1997, 284с.
  190. И.Н. Теория и методика изучения развития детей и условий их воспитания в отечественной педологии 20−30-е гг.: Дис.канд.пед.наук.-М., 1993 .-185с.
  191. М.Н. Реализация гуманистических идей Л.Н.Толстого в современной педагогике: Дис.канд.пед.наук.-Екатеринбург, 1993.-185с.
  192. Управление учебным процессом в условиях развивающейся школы. М.: Новая школа, 1995. 62с.
  193. Файоль А, Эмерсон Г., Тейлор Ф. Управление — это наука и искусство. М., 1992.349с.
  194. П.Т. Системный подход в управлении педагогическим процессом в школе. Воронеж, 1984.217с.
  195. Файзуллина Г. Я. Гуманизм педагогического наследия
  196. B.А.Сухомлинского: Автореф.дис. .канд.пед.наук.-Казань, 1986.-17с.
  197. Г. Н. Состояние социума и воспитание// Педагогика.- 1995.- № 6,1. C.26−31.
  198. Фрейд 3. Избранное. В 2-х кн. М: Московский рабочий, 1990.- Кн.1−160с.-кн.2.-176с.
  199. Фрейд 3. О клиническом психоанализе. Избр.соч.- М: Медицина, 1991, 288с.
  200. С. Избранные педагогические сочинения. М: Прогресс, 1990,-304с.
  201. С. новая техника в школьной работе// новые системы образовательной работы в школах Западной Европы и Северной Америки.- М: Работник просвещения, 1930, — С.66−69.
  202. Я.И. История педагогики татарского народа, — Казань: КГПИ, 1975.- 162с.
  203. Я.И. Народные традиции и воспитание // Вопросы нравственного воспитания учащихся.- Казань, 1974.- С.3−27.
  204. И.Ф. Педагогика: Учебное пособие.-М: Высшая школа, 1990, 576с.
  205. Т.В. Обреченные на успех. Авторские школы гуманистического типа.- Курск. КГПУ, 1995.- 132с.
  206. Р.Ф. Диагностическая программа изучения основных показателей работы учебного заведения. Набережные Челны 1994,44с.
  207. И.К. Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом общеобразовательной школы. Учебное пособие. Барнаул-Москва, 1987, 135с.
  208. Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М: Просвещение, 1990.-206с.
  209. Т.И. Внутришкольное управление: вопросы теории и практи-ки.М: Педагогика, 1991, 191с.
  210. Т.И., Тюлю Г. М., Литвиненко Э. В. Оценка управленческой деятельности руководителем школы. Методическое псобие. Вологда, 1995. 75с.
  211. Т.И., Чекмарева Т. К. Совершенствование системы внутришко-льной педагогической информации как важнейшее условие реализации школьной реформы. Методические рекомендации. М: МГПИ, 1985,68с.
  212. Т.И. Профессиограмма директора общеобразовательной школв. М: МГПИ, 1988,66с.
  213. В. Возвращение к ребенку. Заметки о кризисе школы и философии образования// Учительская газета.- 1990.- № 22.- С. 8.
  214. К.А., Коновалова Л. В., Крутова О. Н., Воспитание: новые подходы к вечной теме: Философия и этика воспитания. -М: Луч, 1993,300с.
  215. Л.И., Заплатников Л. Т., И.Г. Песталоцци: внутренний покой и внешний порядок//Педагогика 1996,-№ 3.- С.68−71.
  216. Г. И. Социально-п5едагогические приоритеты современности// Советская педагогика.- 1991.- № 1, — С.50−54.
  217. JI.И. Детское самоуправление в теории и практике советской школы 1917−1931 гг.: Дис.канд.пед.наук.-Пятигорск, 1994.-226с.
  218. Н.М. Отношения ответственной зависимости как фактор воспитания гуманности у подростков: Дис.канд.пед.наук.-М., 1978.-170с.
  219. В.А. Социально-педагогические условия реализация прав ребенка в школе: Дис.канд.пед.наук.- Ека-бург, 1993.-207с.
  220. А.А. Диалог как средство формирования межличностных отношений учителя и учащихся: Дис.канд.пед.наук. М., 1994.-197с.
  221. Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования : Дис.докт.пед.наук.-М., 1991.-400с.
  222. Экспериментальные учебно-воспитательные учреждения Западной Европы и США. М: Прометей, 1989, 91с.
  223. Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М: МПА, 1995.- 224с.
  224. С.М. Договор как средство гуманизации отношений в процессе педагогической поддержки ребенка: Автореф.дис. канд.пед.наук.-М., 1996,.-16с.
  225. Н.П. Течение свободного воспитания в отечественной гуманистической педагогике начала XX века: Диссертация. кандидата пед. наук.-Хабаровск, 1995.- 169л.
  226. Пламен Радев. Лекции по истории на педагогиката. Пловдивско универ-ситетско издательство, 1992.
  227. Adler A. Coperation Between the Sexes. W.W.Norton & Company, Inc. New York-London, 1982/
  228. Connel W.F. A History of Education in the 20-th Century World/- Canberra: Curriculum Development Centre, 1980.
  229. Ein Osterreicher names Alfred Abler. Seine Individualpsychology Ruck-schau und Ausblick. Osterreicher Bundesverlag fur Unterricht, Wissenschaft und Kunst, Wien, 1977.
  230. Время проведения и участники конкурса:
  231. В конкурсе участвуют все общеобразовательные, а также аккредитованные при мэрии учебные заведения.
  232. Конкурс проводится с 1 сентября по 1 июня каждого учебного года.
  233. Условия и порядок проведения конкурса:
  234. Конкурс на лучшую организацию работы освобожденных классных руководителей (классных воспитателей) проводится в два этапа:
  235. На втором этапе руководители и педагоги школы обеспечивают практическую реализацию принятых планов.
  236. Эффективность работы освобожденного классного руководителя (воспитателя) определяется на основе следующих показателей:
  237. Организация учебной деятельности:
  238. Отсутствие пропусков учебных занятий без уважительной причины и отсева.
  239. Организация индивидуальной работы по преодолению пробелов в знаниях (индивидуальные консультации, педконсилиумы, малые педсоветы).
  240. Психолого-педагогическое изучение личности учащихся, его возможностей, способностей. Наличие диагностического материала.
  241. Повышение качества знаний учащихся.1. Организация внеклассной досуговой деятельности:
  242. Вовлечение не менее 80% учащихся класса в кружковую работу.
  243. Организация индивидуального трудоустройства не менее 20% учащихся в возрасте 13−17 лет во внеурочное время.
  244. Сохранение и укрепление здоровья детей, снижение уровня заболеваемости среди учащихся класса.
  245. Организация правового воспитания, предупреждение правонарушений, отсутствие преступлений.
  246. Использование воспитательных возможностей внешкольных учреждений и организации в развитии способностей детей (городские программы, массовые мероприятия, сотрудничество с культурно-спортивными, медицинскими и правоохранительными учреждениями).
  247. Использование в работе с детьми и родителями активных форм организации досуга.
  248. I. Организация семейного воспитания:
  249. Изучение родительского коллектива, наличие диагностического материала.
  250. Качество проведения родительского всеобуча.
  251. Вовлечение родителей в организацию внеклассной работы.1. Личностные качества воспитателя:
  252. Коммуникативность, культура общения, умение разрешать конфликтные ситуации.
  253. Организаторские способности, творческий подход к решению воспитательных задач.1. Подведение итогов:
  254. С целью объективной оценки работы освобожденных классных руководителей Управлением народного образования создана конкурсная комиссия в составе 7 человек.
  255. Члены конкурсной комиссии оценивают деятельность школ по организации работы освобожденных классных руководителей (воспитателей) на основе предложенных выше показателей I и II этапа по 5-ти балльной шкале.
  256. Первое место присуждается учебному заведению, набравшему наибольшее количество баллов.
  257. Время проведения и участники конкурса.
  258. Конкурс проводится с 1 июня по 31 августа. Участвуют в конкурсе все учебные заведения, профессионально-технические училища, а также аккредитованные при мэрии учебные заведения.
  259. Условия и порядок проведения конкурса.
  260. В конкурсе участвуют все образовательные учреждения, открывшие пришкольные лагеря.
  261. Итоги конкурса подводятся комиссией, созданной при управлении образования города Набережные Челны по данным проверок и сведений из учреждений дополнительного образования, культурно-спортивных центров, санэпидемстанции, ОППН УВД.
  262. Оценка работы пришкольного оздоровительного лагеря производится по следующим показателям:
  263. Выполнение плана охвата учащихся пришкольными оздоровительными лагерями, в том числе детей из неблагополучный семей, детей-инвалидов, сирот, находящихся под опекой и попечительством.
  264. Создание системы оздоровления детей: организация полноценного питания, установление медицинского контроля за состоянием здоровья детей, организация целенаправленной спортивно-оздоровительной работы.
  265. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и техники безопасности.
  266. Благоустройство пришкольного оздоровительного лагеря: оформление пришкольной территории, игровых площадок и комнат, здания, столовой и комнат отдыха- состояние школьного учебно-опытнического участка, газонов, цветников и кустарников.
  267. Организация производительного труда учащихся в школе и на закрепленной территории.
  268. Активность школы в городских культурно-досуговых, спортивно-оздоровительных смотрах и конкурсах.
  269. Условия конкурса по направлению «Привлечение учащихся к производительному труду».32.1. Конкурс на лучшую организацию трудоустройства учащихся проводится в два этапа.
  270. На втором этапе руководители и педагоги школ обеспечивают практическую реализацию принятых планов.32.2. Эффективность работы школы по трудоустройству учащихся в летнее время определяется на основе следующих показателей:
  271. Охват трудовой деятельностью учащихся, состоящих на учете в ОППН, внутришкольном учете, из неблагополучных, социально незащищенных семей, детей, состоящих на учете в отделе опеки.
  272. Выполнение плана трудоустройства учащихся на основе договоров с предприятиями города.
  273. Индивидуальное трудоустройство учащихся с помощью родителей.
  274. Организация общественно-полезного труда учащихся в образовательном учреждении по благоустройству, подготовке учебного заведения к началу учебного года, ремонту школьной мебели и оборудования.
  275. Трудоустройство по месту жительства. Связь школ с коммунальными службами и префектурами.
  276. Качественное выполнение учащимися плана производственных работ.
  277. Соблюдение техники безопасности, отсутствие производственного травматизма, строгое соблюдение правовых мер и нормативов, регламентирующих труд подростков.
  278. Условия конкурса по направлению «Воспитательная работа в микрорайоне».33.1. Конкурс на лучшую организацию воспитательной работы в микрорайоне проводится в два этапа.
  279. Оформление досуговой площадки на двух государственных языках Республики Татарстан.
  280. Наличие спортинвентаря, игрового снаряжения.
  281. Разнообразие форм воспитательной работы в микрорайоне с учетом возраста и интересов детей.
  282. Участие в городских массовых мероприятиях.
  283. Осуществление администрацией учебного заведения систематического контроля за работой досуговых площадок в микрорайоне, наличие аналитической информации.
  284. Выполнение постановления мэра № 1101 от 26.10.93 г. «Об укреплении общественного порядка в городе и мерах по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних».
  285. Наличие спортивного инвентаря и игрового снаряжения.
  286. Разнообразие форм спортивной деятельности с учетом возраста и интересов детей.
  287. Участие в городских спортивных мероприятиях.
  288. Выполнение постановления № 1101 от 26.10.93 г. «Об укреплении общественного порядка в городе и мерах по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних».
  289. Условия премирования по итогам конкурса.
  290. Время проведения и участники конкурса.
  291. В конкурсе участвуют все общеобразовательные учебные заведения, профессионально-технические училища.
  292. Условия и порядок проведения смотра конкурса.
Заполнить форму текущей работой