Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогический потенциал вузовской газеты в профессиональном становлении будущих учителей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Средствами вузовской газеты осуществляется знакомство читателей с фактами, событиями, явлениями, оценками и мнениями, переходящее в интериоризацию или, наоборот, приводящее к неприятию, отчуждению информации от читателей. Экстериоризация собственных оценок путем публикации — обратная связь читателей и редакции. Эффективности восприятия информации и эмоций способствует открытие, выражение… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. РОЛЬ ВУЗОВСКОЙ ГАЗЕТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
    • 1. 1. Историко-логический анализ проблемы
    • 1. 2. Функционально-семантическая характеристика вузовских газет
    • 1. 3. Психолого-педагогическая характеристика процесса профессионального становления будущих учителей
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОЛИ ВУЗОВСКОЙ ГАЗЕТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
    • 2. 1. Технология реализации психолого-педагогического потенциала вузовской газеты в профессиональном становлении студентов
    • 2. 2. Удовлетворение потребности личности в самовыражении как доминантная функция вузовской газеты
    • 2. 3. Критерии и факторы эффективности вузовской газеты как средства профессионального воспитания
  • Выводы по второй главе

Педагогический потенциал вузовской газеты в профессиональном становлении будущих учителей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Новая социально-профессио-нальная ситуация в качестве главного требования к вузам предъявляет многофункциональную профессиональную подготовку, личностный рост и самоопределение молодых людей до окончания ALMA MATER. Воспитательная парадигма образовательного процесса, особенно значимая в педагогических вузах, должна быть, следовательно, ориентирована на профессиональное и социальное становление личности. Таким образом, актуальной является проблема активизации и педагогической управляемости процесса социального воспитания студентов в рамках профессионального воспитания. Педагогический аспект решения проблемы на современном уровне — реализация системы оптимальных технологий учебной и внеучебной деятельности. В связи с этим очевидна необходимость актуализации возможностей всех сфер жизнедеятельности вуза в профессиональном воспитании студентов, значительным педагогическим потенциалом которого обладает орган печати высших учебных заведений как элемент целостной педагогической среды.

Вопрос о том, какими средствами содействия профессиональному становлению личности сегодня располагает высшая школа, в полной мере не исследован наукой. Не изученными и не востребованными в полной мере остаются педагогические возможности органов печати вузов.

Воспитывающая роль коммуникативной деятельности, к сфере которой относятся средства массовой информации, значение текстов в структуре массовой коммуникации научно обоснованы в трудах известных ученых (Т.М. Дридзе, Я. Л. Коломинский, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, А. А. Реан, Н. А. Рубакин, С.Л. Рубинштейн). Проблемы эффективности печатных СМИ достаточно глубоко исследованы философами, социологами и филологами: Б. А. Грушиным, Я. Н. Засурским, П. В. Кондрашо-вым, Б. Н. Лозовским, Е. ИПрониным, Л. Г. Свитич и др.

Тем не менее роль и возможности средств массовой информации в образовательно-воспитательном процессе высших учебных заведений не подвергались монографическому изучениюнет исследований конкретно-прикладного характера, подтверждающих значимость вузовских органов печати как элемента целостной педагогической среды. Не изучены методы и формы педагогического воздействия вузовских газет, не определены критерии и факторы их эффективности как канала социальной коммуникации. Опыт работы в вузовском органе печати подтверждает необходимость переосмысления роли вузовских газет на современном этапе развития общества, потребность в оптимизации их участия в профессиональном воспитании студентов, исходя из задач, стоящих перед высшей школой.

Актуальность исследования педагогического потенциала вузовских газет в профессиональном становлении личности вытекает из требований, предъявляемых обществом к воспитательной парадигме высшей школы, и необходимости оптимальной реализации имеющихся средств педагогического воздействия, среди которых особое место занимают средства массовой информации вузов. Требуют разрешения противоречия: во-первых, между потребностью общества в социально зрелой личности молодого специалиста, и особенно будущего учителя, и реальным состоянием образовательно-воспитательного процесса в вузах, не задей-ствующего в оптимальной степени педагогические возможности вузовских СМИво-вторых — между потенциалом органов печати и состоянием изученности этого вопроса, а следовательно, реализацией совокупности воспитывающих возможностей вузовских газет.

Тема нашего исследования «Педагогический потенциал вузовской газеты в профессиональном становлении будущих учителей» обусловлена актуальностью постановки проблемы роли вузовской прессы в образовательно-воспитательном процессе и определена потребностью в изучении технологии взаимовлияния и взаимодействия с читателями, условий оптимизации деятельности вузовских органов печати.

Цель исследования: разработка теоретических и прикладных положений, обеспечивающих реализацию педагогического потенциала вузовских многотиражных газет (ВМтГ) как элемента педагогической среды профессионального становления личности на вузовском этапе социализации.

Объект исследования: деятельность органов печати вузов как элемента педагогической среды профессионального становления студентов педагогических вузов.

Предмет исследования: педагогические возможности вузовских газет в процессе профессионального становления личности студента.

Научная гипотеза. Педагогический потенциал вузовской газеты в профессиональном становлении личности будущих учителей реализуется, если:

• ее деятельность адекватно включена в целостную педагогическую среду вуза;

• формирование профессиональной направленности, гуманистических ценностных ориентаций, конструктивно-критического мировоззрения и опыта социального поведения личности осуществляется методами информирования, убеждения и стимулирования;

• коммуникативно-информативная функция и функция аккумулирования общественного мнения, присущие СМИ, имеют в данном случае мониторинговый характер;

• при оценке ее эффективности применяется система критериев, включающая конкретные логические величины, выведенные опытно-поисковым путем;

• ее деятельность построена с учетом системы психолого-педагогических, организационных, текстовых и композиционно-графических факторов эффективности.

Задачи исследования:

• функциональный анализ органов печати вузов Уральского региона и оценка современного состояния вузовской газеты как канала социальной коммуникации;

• определение технологии реализации педагогического потенциала органа печати в процессе профессионального становления личности студента;

• разработка и апробация модели молодежной редакции при вузовской газете;

• опытно-поисковое определение критериев и факторов эффективного участия ВМТГ в профессиональном становлении будущих учителей.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Изучая педагогический потенциал вузовской газеты, мы придерживаемся теории воспитывающей и пропагандистской сущности печати. Методология изучения СМИ как аккумулятора и средства формирования общественного мнения, которой мы следуем, определена теоретиками отечественной журналистики, социологами Б. А. Грушиным, Я. Н. За-сурским, П. В. Кондрашовым, Е. П. Прохоровым, JI. Г. Свитич, А. А. Ширяевой, венгерским ученым 3. Шумберой и другими исследователями.

Проблема педагогического воздействия и психологии восприятия печатных средств массовой информации относится к областям педагогики, социальной и педагогической психологии. Методологической и теоретической основой нашего исследования стали работы Г. М. Андреевой, Ю. К. Бабанского, В. С. Безруковой, А. С. Белкина, А. А. Леонтьева, А. С. Макаренко, А. В. Мудрика, А. А. Радугина, В. А. Сухомлинско-го, К. Д. Ушинского и др. Основополагающие принципы социальной и педагогической психологии определены в трудах отечественных психологов Б. Г. Ананьева, Г. М. Андреевой, JL С. Выготского, Т. М. Дридзе, Ю. М. Жукова, Я. JI. Коломинского, А. Н. Леонтьева, Л. А. Петровской,.

A. А. Реана, С. Л. Рубинштейна, О. В. Соловьевой, американского ученого Т. Шибутани и др.

Общетеоретический подход к проблемам профессионального становления будущих учителей и целостности воспитывающей среды, которого мы придерживаемся, обоснован в трудах Л. А. Беляевой, Ю. С. Бродского, Е. Высоцкого, Э. А. Гришина, Э. Ф. Зеера, К. М. Левитана, А. А. Леонтьева, А. В. Мудрика, Б. П. Невзорова, Л. Я. Рубиной,.

B. Д. Семенова, Г. Н. Серикова, В. П. Чубукова.

В своем исследовании мы опирались на работы Б. Н. Лозовского, обозначившего факторы интереса молодежи к газетным публикациям, и на опыт кафедры журналистики факультета общественных профессий Иркутского государственного педагогического института.

Методологической основой нашего исследования является новая философия воспитания, воплощенная в идеях нового гуманизма, согласно которым высшей ценностью бытия является человеческая личность, осознавшая ответственность за собственную судьбу, судьбы других людей и судьбу мира в широком значении слова. Новая философия воспитания выдвигает в качестве главной, единой задачи педагогики -" научить человека осмысленному проживанию своего жизненного пути, пониманию противоречий современного человеческого бытия и возможных путей их разрешения" (10, с. 24).

Решающими в развитии человека мы признаем «внутренние движущие силы» (избирательность в усвоении информации, интериоризации, активности и др.). Это признание за человеком права на выбор своего жизненного пути, на ответственность за свой личный выбор, на неприкосновенность внутреннего мира. Воспитательный (педагогический) процесс при этом рассматривается как неравновесная динамическая система с вероятностным результатом (85, с. 5).

Методы исследования. Для систематизации информации об условиях эффективного педагогического взаимодействия органа печати и студенческой аудитории, о психологических факторах адекватного восприятия газетных материалов нами использовался метод теоретического обобщения сведений по теории журналистики, педагогики, психологии и социологии. Взаимосвязь понятий педагогики, психологии и теории журналистики подвергнута ранжированию и схематически интерпретирована. Изучая технологию педагогического взаимодействия ВМтГ и читателей, мы экстраполировали методы воспитания на структурно-функциональную модель газеты.

Функциональная модель вузовской газеты разработана на основе контент-анализа газет вузов Уральского региона. Создавая молодежную редакцию при газете «Народный учитель» Уральского государственного педагогического университета по типу профессиональной, мы применили метод моделирования. Во время психолого-педагогического наблюдения за процессом личностного роста сотрудников молодежной редакции использовались элементы педагогического мониторинга.

Метод интервьюирования преподавателей, сотрудников и студентов использовался на протяжении трех этапов исследования с целью определения динамики рейтинга газеты в целом, рейтинга газетных материалов и авторов. Для обработки данных, полученных в результате анкетирования, и выведения логических величин (критериев эффективности деятельности газеты) были применены методы математической статистики. Эффективность разработанной методики проверена участием в региональных и российских конкурсах вузовских газет, технологию которых можно рассматривать как метод экспертных оценок.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в три этапа. Первый этап — 1996 г. — изучение литературы по теории журналистики, касающейся деятельности многотиражных газет, литературы по проблемам профессионального становления будущих учителей, социального воспитания молодежи. Был проведен контент-анализ газет педагогических вузов Уральского региона. Разработаны функциональная модель вузовской газеты как элемента целостной педагогической среды и категориальный аппарат исследования эффективности вузовской прессы.

Второй этап — 1997 — 1998 гг. На данном этапе были продолжены разработки категориального аппарата в аспекте педагогического взаимодействия газеты и читательской аудитории с помощью методов информирования, убеждения и стимулирования. Определены цель, задачи и направления исследования. Начата опытно-поисковая работа по созданию и апробации модели молодежной редакции, выполняющей функцию эталонной группы в общественно-информационном процессе социального сравнения установок. Выявлены психолого-педагогические факторы освоения роли внештатного корреспондента, проведен педагогический мониторинг личностного роста студентов. Разработана и апробирована методика определения критериев эффективности ВМтГ как элемента среды профессионального становления будущих учителей. Сформирована научная гипотеза исследования.

Третий этап — 1999 — 2000 гг. Предпринят психолого-педагогический анализ результатов индивидуальной работы со студентами, осваивающими новую профессиональную роль. Определены комплекс условий эффективности деятельности газеты в профессиональном становлении будущих учителей, способы его организации. Проведен комплексный анализ педагогического потенциала вузовской газеты.

Научная новизна работы состоит в следующем:

• представлен анализ педагогического потенциала вузовской газеты в формировании профессиональной направленности, гуманистических ценностных ориентаций, конструктивно-критического мировоззрения и опыта социального поведения личности;

• предложена функциональная модель вузовской газеты как элемента целостной педагогической среды — фактора профессионального становления личности;

• изучены факторы и психо лого-педагогические результаты освоения студентами новой социальной роли — журналиста на общественных началах;

• разработана базирующаяся на балльных показателях система оценок эффективности деятельности органа печати как критерий реализации педагогического потенциала в профессиональном становлении будущих учителей.

Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании роли вузовской газеты как элемента целостной педагогической среды профессионального становления будущих учителей и технологии ее педагогического взаимодействия со студенческой аудиторией.

Практическая значимость исследования состоит в создании системы критериев и факторов эффективности органа печати вуза как средства профессионального воспитания будущих учителей.

Научная обоснованность и достоверность результатов опытно-поисковой работы обеспечивается внутренней непротиворечивостью, их соответствием теоретическим положениям базисных наук, а также корректным применением методов статистических исследований, репрезентативностью и удовлетворительной статистической вероятностью полученных данных, воспроизводимостью результатов опытно-поисковой работы.

Апробация результатов исследования осуществлялась в рамках деятельности редакции газеты «Народный учитель» Уральского государственного педагогического университета.

Результаты исследования доложены в апреле 1996 г. на научно-практической конференции УрГПУ «Технология и мониторинг образовательного процесса» (Екатеринбург), в ноябре 1999 г. — на межвузовской конференции «Методика вузовского образования» (Челябинск), в мае 2000 г. — на общероссийской научно-практической конференции «Социально-педагогические проблемы воспитания и образования на рубеже XX — XXI столетий», проходившей в УрГПУ (Екатеринбург).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Доминантной педагогической задачей вузовской газеты является профессиональное воспитание, осуществляемое методами информирования, убеждения и стимулирования формирования профессиональной направленности будущих учителей, гуманистических ценностных ориентации, конструктивно-критического мировоззрения и опыта социального поведения.

2. Эффективность вузовской газеты как элемента целостной педагогической среды обеспечивается системой психолого-педагогических, организационных, текстовых и композиционно-графических факторов, определяющих характер деятельности ВМтГ в соответствии с задачами профессионального воспитания.

3. Критериями эффективности вузовской газеты как средства профессионального воспитания являются читаемость, информативность и действенность, определение уровня которых целесообразно проводить с помощью конкретных логических величин.

Теоретическая интерпретация основных понятий:

• Критерии эффективности деятельности вузовской газеты — признаки, на основании которого производится оценка, высказывается суждение о соответствии результатов деятельности газеты поставленным целям (68, с. 36, 44).

• Лидерские качества — личностные особенности авторитетного члена общности людей, позволяющие ему выполнять определяющую и формирующую роль в конкретных ситуациях и процессах.

• Личность — прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность социально значимых качеств, определяющих образ мышления человека, строй его чувств и поведения, образованных в процессе прямого и косвенного взаимодействия с другими личностями.

В основе личности лежит ее структура — связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотиваций.

• Мотивация — совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности.

• Педагогический потенциал вузовской газеты — совокупность возможностей и способностей газеты педагогически воздействовать на читателей, воплощенных в системе взаимосвязанных и взаимообусловленных специфических для СМИ средствмаксимальная степень готовности оказывать педагогическое влияние на читателей.

•Педагогическая среда — окружающие социально-бытовые, социально-психологические условия, совокупность людей, связанных общностью этих условий, целеполагающая деятельность и воздействие которых носит воспитательный характер.

•Профессиональная направленность — система развивающихся побуждений личности, интегральное качество, которое определяет отношение человека к профессии.

•Профессиональное воспитание — передача опыта осуществления профессиональной деятельности.

•Профессиональное становление — понятие, концентрирующее внимание на позиции объекта в процессе профессионального воспитания и его деятельной роли. Профессиональное становление студентов педагогических вузов подразумевает не только многофункциональную профессиональную подготовку будущих специалистов, т. е. овладение содержанием профессии, профессиональными умениями и навыками, но и процесс их социального становления — достижения определенного уровня социальной зрелости личности.

• Самосознание — наличие у личности собственной концепции своей индивидуальной сущности.

• Самоопределение — выработка личностью определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности.

• Самореализация — удовлетворяющая индивида реализация активности в значимых сферах (формы как социальные, так и асоциальные).

• Самоутверждение — достижение внутренней удовлетворенности процессом самореализации.

•Социализация — внешнее проявление внутренней структуры личности в системе общественных отношений.

• Социально-педагогический мониторинг — понятие, эквивалентное образовательному, или педагогическому, мониторингу, соотнесенное нами со спецификой СМИ.

Суть социально-педагогического мониторинга — не только в отражении состояния социального и образовательного процесса в текущий момент, но и в предположении, предвидении тенденций развития тех или иных педагогических явлений, процессов.

•Социальное воспитание — целенаправленное воспитание обществом и в интересах общества методом встречных усилий индивида и общества.

•Под социальным становлением личности мы понимаем процесс социализации, предполагающий заинтересованное, сознательное, волевое участие самого индивида.

•Социально-информационная потребность — вид познавательной потребности личности в релевантной ей социальной информации, устойчивая привычка к получению и осмыслению информации, предоставляемой СМИ.

•Стимулирование — актуализация побудительных мотивов личности.

•Факторы эффективности деятельности вузовской газеты — причины и условия достижения соответствия результатов деятельности газеты поставленным целям и задачам. Эффективность деятельности газеты — основополагающее понятие теории журналистики, трактуемое в широком значении как соответствие достижений и результатов поставленным редакционным коллективом целям.

Структура и содержание диссертации. Диссертация изложена на 200 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 147 наименований и 3 приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

1. Педагогический потенциал вузовской газеты в профессиональном становлении будущих учителей мы видим в актуализации мотивацион-ной сферы личности. Комплексность педагогического воздействия ВМтГ осуществляется с помощью методов информирования, убеждения и стимулирования. Цель применения методов — стимулирование (воздействие на сознание, подсознание, чувства, поведение) формирования профессиональной направленности личности, приобретения профессиональных знаний, умений и навыков в учебно-образовательном процессе и во вне-учебной деятельности, гуманистических ценностных ориентаций, конструктивно-критического мировоззрения и опыта общественного поведения. Актуализация мотивационной сферы происходит посредством поощрения, порицания, демонстрации положительного и отрицательного опыта.

2. Существенный фактор эффективности педагогической коммуникации посредством ВМтГ — авторитет и привлекательность образов журналистов — постоянных и внештатных сотрудников газеты. Необходимым условием и в то же время продуктивной формой реализации педагогического потенциала газеты мы считаем создание молодежной редакции, выполняющей функцию эталонной группы в общественно-информационном процессе социального сравнения установок. Состав молодежной редакции должен быть варьируемым, с постоянным (сроком не менее одного года) активом, разнообразным по возрасту и интересам. Персонификация образа журналиста — в лице лидеров неформальных групп, известных в студенческой среде творческих личностей, признанных авторитетов в той или иной позитивной деятельности, с развитым чувством юмора — значительно поднимает популярность газеты и оптимизирует ее влияние на студенческую аудиторию, что было отмечено нами в ходе опытно-поисковой работы.

3. Работа студентов в молодежной редакции способствует освоению ими новой роли — внештатного корреспондента, в процессе которого происходит становление профессионально значимых для будущих учителей свойств личности: коммуникативных, лидерских и креативных качеств. В процессе деятельности в качестве сотрудника молодежной редакции реализуется потребность личности в общественном и творческом самовыражении.

4. Разработка научно обоснованной диагностики эффективности педагогического взаимодействия вузовской газеты и студенческой аудитории в процессе профессионального становления будущих учителей не входила на данном этапе в задачи нашего исследования. Для подобной деятельности с целью получения валидных результатов требуется проведение изыскания, основанного на материалах деятельности нескольких высших педагогических учебных заведений примерно одинаковой категории на протяжении ряда лет, как имеющих, так и не имеющих собственный орган печати.

5. Необходимо рассматривать вузовскую газету как элемент целостной педагогической среды, т. е. учитывать взаимовлияние и взаимодействия всех элементов этой среды: профессорско-преподавательского состава, администрации, студенчества, общественных организаций, всех управленческих и обслуживающих жизнедеятельность вуза структур. В связи с этим нам представлялись некорректными прямые оценочные вопросы, адресованные студенческой аудитории и касающиеся воздействия вузовской газеты на процесс профессионального становления личности (вследствие факторов субъективности и отсутствия профессиональной компетентности).

6. Многочисленными экспериментальными исследованиями и практикой подтверждены наличие и роль неосознаваемых факторов в формировании мнения. Поэтому применительно к анализу проблем в сфере СМИ, к которым можно отнести изучение педагогического потенциала вузовских газет, наряду с количественными целесообразно применять качественные методы определения эффективности деятельности вузовской газеты. При этом необходимо отметить необходимость многоуровневого характера интерпретации полученных данных. Однако и качественные методы исследования, по данным ученых-психологов, не в полной мере вскрывают механизмы влияния на индивидуальное сознание, позволяя увидеть лишь некоторые закономерности восприятия социальной информации (14, с. 266−267).

Методика проведения одного из видов качественных методов исследования — фокус-группы, эффективного, с нашей точки зрения, для изучения проблемы эффективности деятельности вузовской газеты, подробно описана Н. Н. Богомоловой, О. Т. Мельниковой, Т. В. Фоломеевой (14, с. 281−384). Данный вид исследования достаточно трудоемкий, но как средство является пригодным к применению в условиях вуза. Целесообразным нам представляется сочетание метода фокус-группы с количественным методом (анкетирование) и другими качественными методами: «завершения рисунка», «завершения предложений», «аналогии» и «направленной мечты», предлагаемыми группой ученых кафедры социальной психологии МГУ им. Ломоносова под руководством О. Т. Мельниковой.

7. Положительные результаты в оптимизации содействия вузовского печатного органа достижимы при условии тесного взаимодействия со студенческим профкомам и администрацией вуза в вопросах защиты прав студентов и выработке единой концепции реализации этих прав.

8. Несомненным фактором повышения эффективности деятельности вузовского печатного органа может стать оценка эффективности деятельности печатного органа небольшим коллективом экспертов, представляющих различные сферы научных знаний: журналиста, социального психолога, социолога и педагога.

9. Для осуществления деятельности молодежной редакции в вузе необходима реализация системы обучения журналистским навыкам ориентированных на практическую журналистику студентов (аналогпрежняя системы факультетов общественных профессий). Программа занятий должна быть профессионально разработана и лицензирована. Представляется возможным (при условии лицензирования программы и учебного плана) по окончании обучения и успешного прохождения практики в вузовской газете выдача свидетельства о получении студентом дополнительной специальности (или специализации).

10. Для обеспечения эффективной деятельности газеты в плане содействия социальному становлению личности студента мы полагаем целесообразным введение обязательных должностных инструкций для журналистов редакции и научно обоснованной системы нормативов и критериев оценки труда сотрудников (96, с. 173), предусматривающей ведение преподавательской работы (курса основ журналистского мастерства).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги теоретического и практического исследования педагогического потенциала ВМтГ в профессиональном становлении студентов педвузов, следует отметить, что носителем воспитательных возможностей печатного органа является само функционально-семантическое поле вузовской газеты, где в специфических, характерных для СМИ формах могут быть оптимально реализованы методы профессионального воспитания будущих учителей. Потенциал вузовской газеты заключается в мотивации успешной учебной и общественной деятельности студентов, стимулировании формирования профессиональной направленности, гуманистических ценностных ориентаций, конструктивно-критического мировоззрения, социального поведения в его непротиворечивости эмоционально-волевой сфере личности и реализуется в трех сферах: через общение — в специфической для СМИ форме, в воздействии на самосознание, подсознание и чувства личности и в деятельности — как пример социального поведения в формах публичных выступлений и газетных акций. Степень педагогического воздействия газеты на профессиональное становление будущих учителей определяется системой критериев эффективности ВМтГ как канала вузовской социальной коммуникации.

Средствами вузовской газеты осуществляется знакомство читателей с фактами, событиями, явлениями, оценками и мнениями, переходящее в интериоризацию или, наоборот, приводящее к неприятию, отчуждению информации от читателей. Экстериоризация собственных оценок путем публикации — обратная связь читателей и редакции. Эффективности восприятия информации и эмоций способствует открытие, выражение и коммуникация личностного смысла действительности в редакционных и авторских публикациях. Одни и те же переживания, связанные с общностью витагенного опыта, обуславливают наличие сегментов согласия субъектов общения: выводы о чужих внутренних переживаниях являются проекцией собственных, не выраженных вовне актов. При этом витагенный опыт читателей, определяющий процессы интериоризации и экстериоризации информации и эмоций, трансформируется в голографических проекциях: мотивах обращения к публикации, отношении к вузовской газете и СМИ в целом, направленности личности (потребности, интересы, мотивы), ее способности реагировать на новые побуждения.

Существенный фактор эффективности педагогической коммуникации посредством ВМтГ — авторитет и привлекательность образов журналистов — постоянных и внештатных сотрудников газеты. Необходимым условием и в то же время продуктивной формой реализации педагогического потенциала газеты мы считаем создание молодежной редакции, выполняющей функцию эталонной группы в общественно-информационном процессе социального сравнения установок. Состав молодежной редакции должен быть варьируемым, с постоянным (сроком не менее одного года) активом, разнообразным по возрасту и интересам.

Одновременно с выбором читателями социального эталона и самоатрибуцией развиваются общественно-информационные потребности, в процессе интериоризации эмоций и информации происходит формирование ценностных ориентаций личности, конструктивно-критического взгляда на действительность, профессиональной направленности личности.

Педагогический потенциал освоения студентами роли внештатного корреспондента объективно заложен 1) в отправном пунктецелеполагания: социально значимых целях, задачах и содержании журналистской работы- 2) в развитии коммуникативных качеств личности- 3) в возможности творческого самовыражения. Коммуникативные качества в рамках журналистской деятельности на общественных началах развиваются в личностно ориентированном, групповом предметно ориентированном общении и в социально значимом общении в специфических для СМИ формах («газетачитатель — газета»). Роль журналиста требует постоянной самооценки «Я-образа» глазами собеседников, мобилизующей функцию самоконтроля и развитие эмпатии. Ориентируясь на конкретные образы собеседников-ровесников, молодой человек, осваивающий новую профессиональную роль, опирается на собственный витагенный опыт в голографических проекциях. Самоанализ и самоатрибуция в каждом конкретном векторе развития способствует формированию конструктивно-критического мировоззрения в целом.

Универсальным воспитательным средством в работе с молодежной редакцией является использование ситуации успеха (по А.С. Белкину), способствующее переориентации с экстернального контроля личности на интернальный, и, как следствие, формированию лидерских качеств, особенно значимых в процессе психолого-педагогической коррекции социального становления студентов категории Б.

Контент-анализ анкет показал, что информативность органа печати и его действенность оценивается выше на тех курсах, где учатся сотрудники молодежной редакции. По сравнению с результатами, полученными при изучении оценки информационно-аналитической деятельности газеты на первом этапе нашего исследования (на физическом факультете), данные, полученные на последующих этапах (на факультетах социальной и коррекционной педагогики), в период развертывания опытно-поисковой работы, более благоприятны. Однако необходимость оптимальной реализации потенциала газеты диктует поиск новых средств завоевания читателя в области семантики ВМтГ, адекватных психологии восприятия студенческой читательской аудитории.

Объективно обусловленные противоречия функционирования вузовской прессы на данном этапе развития общества существенно снижают педагогические возможности ВМтГ:

• психология восприятия СМИ остается наименее изученной областью социальной психологии, что является препятствием комплексному, исчерпывающему исследованию проблемы эффективности ВМтГ;

• социальной значимости СМИ противопоставлен низкий уровень доверия к институтам светской власти и интереса молодежи к печатным СМИ;

• воспитывающий потенциал ВМтГ как массового коммуникационного канала не соответствует условиям их функционирования: редкой периодичности, малому тиражу, невысокой эффективности распространения газеты, условиям труда и оплаты журналистов;

• высоким требованиям к профессиональному уровню журналистов, их педагогической компетенции должна отвечать система повышения квалификации, разработанный и апробированный методический инструментарий.

Противоречия субъективного характера:

• между требованиями к профессионально-личностному уровню будущих учителей и степенью социальной зрелости студентов, конформистской, аполитичной позицией большей части студенческой аудитории;

• между требованиями, предъявляемыми профессией к речевой культуре и стилистическому мастерству, и низким уровнем письменной культуры студентов.

Предпосылкой успешной деятельности газеты как средства профессионального становления будущих специалистов и условиями преодоления указанных противоречий является комплекс организационных и профессиональных факторов:

• организационно закрепленное признание роли ВМтГ в качестве элемента целостной педагогической среды высшего учебного заведения;

• конкретизация профессионально-педагогических задач редакции на основе изучения интересов и потребностей читательской аудитории;

• приоритетное направление деятельности ВМтГ — защита прав студенчества на качественное образование и удовлетворительные бытовые условия;

• сочетание критической направленности материалов с конструктивным подходом (четким указанием адресата критики, причин возникновения негативных явлений и способов их устранения) и освещением результатов критического выступления газеты;

• мониторинговый характер коммуникативно-информационной деятельности газеты;

• привлечение к сотрудничеству с редакцией широкого круга авторов-студентов;

• опора на витагенный опыт и фактор «ситуации успеха» в индивидуальной работе со студентами;

• соответствие стилистики и композиционно-графической модели вузовской газеты особенностям восприятия и вкусам студенческой аудитории: стилевая специфика прессы для молодежи заключается в полифоничности и диалогичности публикаций, принципиальности позиции авторов, доверительной тональности;

• гуманизация материалов, касающихся официальных документов и мероприятий, публикаций, освещающих заседания ученых советов, собрания и конференции;

• адресный характер информации: редакция обязана учитывать степень отдаленности содержания материалов от конкретного жизненного опыта студенческой аудитории, тексты и заголовки должны быть обращены к личности читателя;

• взаимодействие газеты с администрацией и профсоюзными комитетами по вопросам педагогической роли печати и выработке единой концепции реализации прав коллектива штатных и нештатных сотрудников редакции.

• регулярное, планомерное изучение эффективности работы печатного органа с публикацией результатов исследования;

• оптимизация режима работы редакций: периодичность выпуска газеты не реже 1 раза в неделю, увеличение тиража, функционирование системы повышения квалификации и улучшение условий труда журналистов.

Для оптимальной реализации потенциала вузовской газеты в профессиональном становлении будущих учителей целесообразным представляется внедрение системы обучения журналистским навыкам (в формах факультета общественных профессий, курса основ журналистского мастерства, дополнительной специальности или специализации на гуманитарных факультетах). Программа и учебный план занятий должны быть профессионально разработаны и лицензированы.

Для обеспечения эффективности работы органа печати мы полагаем целесообразным введение обязательных должностных инструкций для штатных журналистов и научно обоснованной системы нормативов оценки труда сотрудников, предусматривающей ведение ими преподавательской работы. Анализ деятельности (самоанализ), проводимый редакцией ежегодно по разработанной нами методике, логично сочетать с применением метода экспертных оценок, привлекая коллег из других вузов, журналистов, специализирующихся на психолого-педагогической тематике, ученых-специалистов в области социальной психологии. Следует особо отметить необходимость дальнейшего изучения закономерностей восприятия информации, предоставляемой ВМтГ, возможностей методов определения эффективности. Перспективной представляется разработка методики руководства молодежным коллективом внештатных сотрудников газеты.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Активизация форм и методов развития духовной культуры личности студента: Межвуз. сб. науч. тр. — Вологда: Изд-во Вологодского гос. пед. ун-та, 1991. — 104 с.
  2. Аналитические жанры газеты. Екатеринбург: Изд-во Урал, унта, 1996.- 60 с.
  3. Г. М. Социальная психология: Учебник для высш. уч. завед. М.: Аспект Пресс, 1998. — 376 с.
  4. .Г. Психология педагогической оценки. Л.: Изд-во «Вперед», 1935.- 146 с.
  5. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.- 559 с.
  6. B.C. Педагогика: проективная педагогика. Учебник для уч-ся инд.-пед. техникумов. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. -340 с.
  7. B.C. Словарь нового педагогического мышления. -Екатеринбург, 1996.- 93 с.
  8. А.С. Возрастная педагогика. Екатеринбург, 1999.-271 с.
  9. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1991. 176 с.
  10. Ю.Беляева Л. А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ин-т., 1993. — 125 с.
  11. П.Берлин М. Краткое руководство по проведению журналистского расследования // Журналист. 1995. № 6. — С. 37−41.
  12. Н.Г., Вяземский Б. А. Справочник журналиста. Л.: Лениздат, 1971.-686 с.
  13. P.M. Прагматические аспекты художественной публицистики // Журналистика сегодня: достижения, проблемы, перспективы: Материалы науч.-практ. конф., 17−18 апр. 1998 г. //
  14. Факс. 1997. — № 4. — С. 6−7. — Екатеринбург, Изд-во Уральского гос. ун-та.
  15. Введение в практическую социальную психологию: Уч. пос. для выс-ших уч. завед. / Под. ред. Ю. М. Жукова, JI.A. Петровской, О. В. Соловьевой 2-е изд., перераб. -М.: Смысл, 1996. 373 с.
  16. Внеучебная деятельность в педагогическом вузе: концепция, нормативные и методические материалы / Под ред. Б. И. Лившица, Л. Я. Рубиной, А. А. Шайдурова. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1998. — 53 с.
  17. Вопросы воспитания и обучения в педагогическом институте: Сб. ст. Петрозаводск: Карел, кн. изд., 1968.-231 с.
  18. Вопросы психологии личности и деятельности студентов. -Иркутск: Изд-во Иркутского гос. пед ин-та, 1976. 112 с.
  19. Вопросы формирования личности учителя / Под ред В. П. Чубукова. Рязань: Изд-во Рязанского гос. пед. ин-та — 1978.- 199 с.
  20. Вопросы формирования личности учителя в условиях педагогического института: Сб. научн. тр. кафедр ин-та / Под ред. В. П. Чубукова. Саратов, 1970. — 221 с.
  21. Воспитательные функции средств массовой коммуникации: Сб. науч. тр. -М., 1990. 86 с.
  22. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
  23. В.Н. Молодежная печать: история, теория, практика. -М.: Мысль, 1976.-285 с.
  24. Э.А. Профессионально-этическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. Владимир, 1973. -312с.
  25. .А. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблемы измерения. М.: Знание. — 54 с.
  26. С.А. Незнание в педагогическом сознании и в методологиях педагогических исследований II Пайдея. 1997. № 1. -С. 6−21. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед ун-та.
  27. Т.М. Текстовая деятельность, а структуре социальной коммуникации: Проблемы семиосоциопсихологии. М.: Наука, 1984 г. — 268 с.
  28. Т.М. Организация и методы лингвопсихосоцио-логического исследования массовой коммуникации: Учеб. пособие-практикум по спецкурсу «Введение в лингвосоциопсихологию. М.: Изд. МГУ, 1979.-281 с.
  29. Г. П. Стенная и многотиражная печать. Алма-Ата: Казахское гос. изд., 1957. — 60 с.
  30. ЗО.Зеер Э. Ф., Карпова Г. А. Педагогическая диагностика личности учащегося СПТУ: Учеб. пособие. Свердловск: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1989. — 88 с.
  31. А.Ф. Газета трудового коллектива. JL: Лениздат, 1983.- 135 с.
  32. Из опыта преподавательской работы на факультетах и отделениях журналистики государственных университетов: Сб. ст. -Вып. второй. М.: МГУ, 1983. — 184 с.
  33. Из опыта работы многотиражной печати по коммунистическому воспитанию трудящихся: Сб. ст. Свердловск, 1980. -48 с.
  34. Кадровый потенциал вуза: Программы, концепция, методика, инструментарий исследования. Екатеринбург: Изд. Урал. гос. пед. ун-та, 1995.-116 с.
  35. Г. А. Педагогическая диагностика самосознания учащихся: Метод, рекомендации. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1996. — 37 с.
  36. .Г. Педагогу журналистские навыки. Опыт подготовки журналистов-общественников в педагогическом вузе. -Иркутск: Восточно-Сибирское издательство, 1966. — 179 с.
  37. Комплексное исследование проблемы обучения и коммунистического воспитания специалистов с высшим образованием. JI.: Ленинградский ун-т, — 1980. — 248 с.
  38. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 335 с:
  39. Кон И. С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности: Уч. пос. для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. — 175 с.
  40. П.В. Методики определения эффективности выступлений печати, телевидения, радиовещания. Хабаровск, 1978. — 33 с.
  41. П.В. Система средств массовой информации и пропаганды: научные основы ее функционирования: Уч. пособ. по теории и практике советской журналистике. Хабаровск, 1975. -232 с.
  42. П.В. Формула эффективности прессы. М.: Мысль, 1980.-125с.
  43. П.В., Иванова Р. Ф. О методах изучения действенности печати (Материал к теоретической конференции «Газета и общественное мнение). Новосибирск, 1967. — 54 с.
  44. Е.В. Проблема гуманизации образования в педагогическом процессе // Пайдея. 1997. — № 1. — С. 30−45. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та.
  45. Ю.А. Истина только одна. Алма-Ата: Казахстан, 1988.-216 с.
  46. Ю.А. Подсказано жизнью. М.: Мысль, 1984. -139 с.
  47. Л. Социометрический портрет исторический документ и жанр публицистики // Факс. — 1997. — № 1. — С. 32−34. -Екатеринбург: Изд. Уральского гос. ун-та.
  48. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности.-Л., 1970.-114 с.
  49. Н.В. Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе: Материалы всерос. конф. / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Изд-во Ленинградского гос. ун-та, 1973 — 106 с.
  50. К.М. Основы педагогической деонтологии. М.: Наука, 1994.-192 с.
  51. В.И. С чего начать? // Ленин В. И. С чего начать? Партийная организация и партийная. М.: Политиздат, 1982. — С. 11−13.
  52. А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. 48 с.
  53. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. // Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т. II, с. 94−231.
  54. А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства // Избранные психологические произведения. В 2-х т., т. II, с. 232−239.
  55. А.Н. Психологическое исследование речи // Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т. I, с. 65−75.
  56. .Н. Журналистское воздействие на молодежь: Учеб. пособие. Свердловск: Изд-во Уральского гос. ун-та, 1986. — 88 с.
  57. .Н. Искусство взаимопонимания. Свердловск: Изд. Уральского ун-та, 1991. — 76 с.
  58. А.С. Книга для родителей // Макаренко А. С. Собр. соч. в 4 т.-Т. 4. С.3−354.
  59. Метод изучения аудитории английского радио и телевидения / Под ред. Ф. М. Бурлацкого // Информационный бюллетень. 1969. -№ 26 (41). Сер.: переводы и рефераты. — М., 1969. — 174 с.
  60. Методы исследования средств массовой информации (на примере газеты «Советская Россия», 1978 -1981 г. г.): Методические рекомендации.- М.- 120с.
  61. Методы формирования у студентов педвуза интереса к профессии: Межвуз. Сб. научн. тр. М.: МГОПИ, 1992. 107 с.
  62. С.Ф. Внештатные сотрудники редакции. Свердловск: Свердл. кн. изд., 1961. -59 с.
  63. Многотиражные газеты высших учебных заведений СССР (по состоянию на 1 июня 1970 г.). М.: Изд. МГУ, 1971. — 98 с.
  64. А.В. Введение в социальную педагогику: Учеб. пособие для студентов. -М. Изд-во Института практической психологии, 1997. 365 с.
  65. Оптимизация процесса формирования личности студента: Межвуз. сб. ст. Куйбышев: Изд-во Куйбышевского гос. ун-та, 1980. -138 с.
  66. Основные понятия теории журналистики (новые подходы к проблеме) / Под ред. Я. Н. Засурского. М.: Изд. Московского ун-та, 1993.-205 с.
  67. Планирование работы в редакции: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В. А. Алексеева, Э. Г. Багирова, А. Д. Беды, С. М. Гуревича. М.: Высшая школа, 1979.-248 с.
  68. Право и этика в работе журналиста. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1996.-268 с.
  69. Пресса и общественное мнение. М.: Наука, 1986.-205 с.
  70. Пресса и социальная активность масс. Воронеж: Изд. Воронежского гос. ун-та, 1981. — 187 с.
  71. Проблемы внеучебной работы в высшей школе: опыт, перспективы: Тез. докладов науч.-практич. конф., 14 мая 1999 г. -Екатеринбург, 1999 117 с.
  72. Проблемы эффективности журналистики. М.: МГУ, 1990. -244 с.
  73. Е.И. Текстовые факторы эффективности журналистского воздействия. -М.: МГУ, 1981. -157 с.
  74. Профессионализм и социальное самочувствие педагогических работников Свердловской области: Информационно-аналитический отчет по материалам конкретно-социологического исследований. -Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. ун-та, 1994 г. 104 с.
  75. Е.П. Введение в журналистику. М.: Высшая школа, 1988.-278 с.
  76. В.В. Периодическое издание как структура внутренних взаимосвязей: Методы исследования журналистики. Ростов-на-Дону, 1981.
  77. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., М.: Педагогика-Пресс, 1997. -440 с.
  78. Психология и педагогика / Под ред. А. А. Радугина. М.: Центр, 1997.- 254с.
  79. Российская пресса'96: Аннотированный каталог российских периодических изданий. М, 1996. — 292 с.
  80. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическаяпсихология. СПб.: Питер Ком, 1999.-416 с.
  81. Н.А. Психология читателя и книги. М.: Книга, 1977. -263 с.
  82. C.JI. Бытие и сознание. О месте психологии во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: Изд-во АН СССР, 1957.-328 с.
  83. Л.Г., Ширяева А. А. Профессиональное развитие будущего журналиста: Уч. пособ. для слушателей фак-та повышения квалификации). М.: Изд-во МГУ, 1989. — 223 с.
  84. Л. Г. Эффективность журналистской деятельности (Программа и результаты социологического исследования условий и факторов эффективности местных средств массовой информации) / Под ред. Я. Н. Засурского. -М: МГУ, 1986.-200 с.
  85. В.Д. Педагогика среды: Уч. пособ. Екатеринбург: Изд-ва Уральского гос. ун-та, 1993.-63 с.
  86. Г. Н. Обучение как условие самоподготовки к профессиональной деятельности. Иркутск: Изд-во Иркутского гос. ун-та, 1985.- 137 с.
  87. Система образования Свердловской области: проблемы, тенденции и перспективы: Информационно-аналитический отчет по материалам социологического исследования. Екатеринбург, 1992. -Часть 1. — 260 с.
  88. В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 416 с.
  89. Современная журналистика: Тенденции развития, противоречия: Тезисы докладов научно-практической конференции. Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. ун-та, 1994. — 89 с.
  90. И.Н. Правовая психология: Учебник для юридических вузов. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1998. — 332 с.
  91. Социально-педагогические проблемы формирования личности будущего учителя. Свердловск: Изд-во Свердловского государственного педагогического института, 1981, — с. 89.
  92. Социологические исследования эффективности журналистики / Под ред. Я. Н. Засурского. М.: МГУ, 1986. -178 с.
  93. Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-736 с.
  94. Студент-99: Информационно-аналитический отчет по материалам социологического исследования (май-апрель 1999 года).? Екатеринбург, 1999.-80 с.
  95. Студент-95: социальный портрет: Информационно-аналитический отчет по материалам социологического исследования (Екатеринбург, весна 1995 года). Екатеринбург, 1995. — 52 с.
  96. ЮО.Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. -Минск: Нар. асвета, 1978.-288 с.
  97. В.А. Рождение гражданина.? М.: Молодая гвардия, 1971. -336 с.
  98. Теории личности в западно-европейской и американской психологии: Хрестоматия по психологии личности.? Самара: Издательский Дом"Бахрах», 1996.-480 с.
  99. В. Стабильность и динамика // Факс. 1997. — № 3. -С. 3 — 15. — Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. ун-та.
  100. Просвещение, 1968. С. 233 — 250.
  101. Философский энциклопедичский словарь / Редкол.: Аверинцев С. С., Араб-Оглы Э.А., Ильичев Л. Ф. и др. 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 815 с.
  102. В.Н. Факт и комментарий // Журналистика сегодня: достижения, проблемы, перспективы: Материалы науч.-практ. конф. 17−18 апр. 1998 г. / Уральский гос. ун-т. Екатеринбург, 1989 // Факс. -№ 4.-1997.-С. 5−6.
  103. Формирование и развитие профессионального сознания студентов: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. Г. В. Акопова. Самара: Изд-во СамГПИ, 1991. — 168 с.
  104. Формирование личности студента в процессе профессионально-педагогической подготовки: Сб. научн. трудов. -М., 1988. 132 с.
  105. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособ. 3-е изд. перераб. и доп.-М.: Юрист, 1997.-512 с.
  106. Читатель и газета (Итоги изучения читательской аудитории центральных газет). Вып. I. Читатели «Труда». — М., 1969. — 164 с.
  107. Читатель и газета: проблемы взаимодействия: Сб. научн. тр. -Свердловск, 1980. 118 с.
  108. ПЗ.Чупров В. И., Игитханян Е. Д. Социально-профессиональный статус молодежи России: Молодежь России: социальный статус. -Вып. 1.-М., 1992.-55 с.
  109. Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-544 с.
  110. г. Молодежь и СМИ? Обоюдное равнодушие сторон? // Факс. 1997. — № 1. — С. 22−26. / Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. ун-та.
  111. Пб.Баева З. П. Социальные ценности в формировании культуры студенчества: Дисс.. канд. филос. н. Киев, 1990. -195 с.
  112. А.П. Социально-деятельностный аспект теории формирования всесторонней и гармонически развитой личности: Дисс.. канд. философских наук. Свердловск, 1980. — 186 с.
  113. А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. Екатеринбург, 1997. — 41 с.
  114. Ю.С. Педагогизация среды как социально-педагогический результат воспитательного взаимодействия (организационно-технологический аспект): Дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1993.-212 с.
  115. В.А. Развитие коммуникативных умений студентов педвуза средствами журналистики: Автореф дисс.. канд. пед наук. -Барнаул, 1999. -22 с.
  116. С.Е. Формирование социально-психологического климата студенческой группы как средство становления профессионально-педагогических качеств будущего учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1993. — 15 с.
  117. Н.И. Формирование всесторонне и гармонически развитой личности специалиста в вузе как комплексная социальная проблема зрелого социалистического общества: Дисс.. канд. филос. наук. Саранск, 1982. -178 с.
  118. А.Н. Пути совершенствования коммунистического воспитания студентов (Опыт перспективного планирования воспитательной работы): Дисс. канд. филос. наук. Л., 1980.-214 с.
  119. В.Ф. Социально-мировоззренческая пропаганда в местной печати и пути повышения ее эффективности: Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1991. — 24 с.
  120. В.П. Общественно-политическая деятельность студенческого клуба как фактор коммунистического воспитания будущих специалистов: Дисс. .канд. пед. наук. —Л., 1983. 184 с.
  121. Е. Т. Профессиональная подготовка как фактор социализации личности будущего учителя: Дисс. .канд. пед. наук. -М., 1996.-175 с.
  122. А.И. Мониторинг как средство повышения качества управления образовательным процессом: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. — 17 с.
  123. С.Б. Политическая песня как средство идейно-политического воспитания студенческой молодежи: Дисс.. .канд. пед. наук. Ташкент, 1988. — 150 с.
  124. Г. А. Газета для детей как средство идеологического влияния и коммунистического воспитания подрастающего поколения в современных условиях (1958 1959 годы): Дисс.. канд. пед. наук. -Киев, 1970.-21 с.
  125. .Н. Журналистское влияние на молодежную аудиторию: Автореф. дисс.. канд. ф. наук. -М., 1979 г. 19 с.
  126. С. В. Деятельность партийных организаций Украины по осуществлению комплексного подхода к коммунистическому воспитанию студенческой молодежи (1966 1976 гг.): Дисс.. канд. и. наук. — Львов, 1983.-220 с.
  127. Г. В. Теория и практика управления системой коммунистического воспитания будущих специалистов в советской высшей школе развитого социалистического общества: Дисс.. докт. филос. наук. Тбилиси, 1983. — 415 с.
  128. .К. Деятельность комсомола Киргизии по коммунистическому воспитанию студенческой молодежи вузов (1966 -1970): Дисс.. канд. и. наук. Фрунзе, 1980. — 163 с.
  129. А. Печать и трудовое воспитание молодежи (На опыте молодежной прессы СССР 1961−1970 г. г.): Автореф.. канд. и. наук. -М., 1972. -20 с.
  130. В.В. Деятельность студенческих общественных организаций вузов г. Москвы по коммунистическому воспитанию молодежи: Дисс.. канд. филос. наук. М., 1982. — 152 с.
  131. .П. Профессиональное становление учителя в системе многоуровневого университетского образования в регионе: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1998. — 33 с.
  132. А.А. Условия развития гуманитарной среды педагогического университета (на материале Международного педагогического университета г. Магадана): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1999. -18 с.
  133. .Н. Журналистское воздействие на поведение аудитории (Опыт системного исследования печати, радио, телевидения): Автореф. дисс. к. и. наук. М., 1970.-27 с.
  134. Л.Г. Формирование коммуникативного компонента индивидуального стиля педагогической деятельности будущего учителя: Дисс.. канд. пед. наук. Кострома, 1998. — 190 с.
  135. Л.К. Социологический анализ эффективного воздействия молодежных газет на нравственное воспитание студентов: Дисс.. канд. филос. наук. Улан-Уде, 1981.-205 с.
  136. О.Г. Теоретические аспекты и организационно-педагогические условия развития творческого потенциала личности ввысшем негосударственном образовательном учреждении: Дисс.. канд. пед. наук. -Томск, 1997.-213 с.
  137. В.В. Формирование активной жизненной позиции студентов во внеучебной деятельности (на материале педвузов): Дисс.. канд. пед. наук. Киев, 1988. — 217 с.
  138. В. Роль печати в коммунистическом воспитании трудящихся (На материалах ленинградских газет в период между XXII и XXIII съездами КПСС): Автореф.. канд. и. наук. М., 1969- 18 с.
  139. Ю.Т. Условия становления личностно-профессио-нальной индивидуальности будущих учителей в вузе: Дисс.. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1996. — 193 с.
  140. В.И. Социальная активность советских студентов в условиях развитого социализма: Дисс.. канд. филос. наук. JI., 1975. -207 с.
  141. А.И. Социальная активность советской студенческой молодежи и пути ее повышения: Дисс.. канд. филос. наук. М., 1976.- 170 с. 1. Положениео молодежной редакции газеты «Народный учитель»
  142. Молодежная редакция участвует в обсуждении творческих планов, подготовке газетных материалов, опросов читателей, дизайне газетных полос.
  143. Задачи деятельности молодежной редакции:
  144. Привлечение к творческой деятельности студентов, имеющих нереализованную высокую потребность в самовыражении, их социализация.
  145. Обучение навыкам журналистского мастерства наиболее «продвинутых студентов».
  146. Структура молодежной редакции
  147. Выпускающий редактор молодежной газеты => ответственный секретарь => собственные (от факультетов) и специальные (специализирующиеся на определенной тематике корреспонденты (5−6 человек).
  148. Функциональные обязанности членов молодежной редакции
  149. Редактор (молодежной редакции) дает творческие задания корреспондентам, проверяет их выполнение, редактирует материалы, согласует тематику и характер материалов с редактором газеты «Народный учитель» (главным редактором).
  150. Ответственный секретарь макетирует газетную полосу, подготов-Оленную молодежной редакцией (в соответствии с общим планом каждого номера газеты, согласуя макет с редакторами).
  151. Корреспонденты предлагают тематику газетных материалов, по согласованию с редактором (молодежной редакции) готовят материалы.1. Управление
  152. В соответствии с Законом о средствах массовой информации России предварительная цензура газетных материалов запрещена. Должностные лица обязаны предоставлять сотрудникам редакции интересующую их информацию.
  153. Обсуждение вопросов деятельности молодежной редакции проводится на совете редакции не реже одного раза в месяц (при участии всего коллектива редакции газеты «Народный учитель»).
  154. Выборы выпускающего редактора осуществляются в начале каждого семестра всеми членами молодежной редакции прямым открытым голосованием. Вопрос о распределение функциональных обязанностей сотрудников молодежной редакции решается на редакционном совете.
  155. Вопросы, связанные с материальным обеспечением, материальным поощрением, решаются при участии первого проректора или проректора по СВиВР по представлению главного редактора газеты.
  156. Уважаемые коллеги! Наше исследование посвящено проблеме оптимизации деятельности вузовской газеты «Народный учитель». Предлагаем Вам принять участие в опросе.
  157. Какие газеты Вы читаете регулярно
  158. Вы (или Ваша семья) их • выписываете? • покупаете? • берете в библиотеке? • берете у знакомых? • Ваш вариант ответа?
  159. С каких разделов вы начинаете чтение газеты?
  160. Ваше отношение к газете «Народный учитель»? • не знаю о ее существовании • не знаю, где ее взять • нет времени читать эту газету • не интересует газета * газета нравится • получаю информацию из других источников
  161. Вы читаете нашу газету: • полностью и регулярно • читаю, когда попадает в руки • читаю только те материалы, которые меня заинтересовали • только просматриваю иногда • • читал один раз
  162. Каким образом к Вам попадает наша газета? • беру на вахте • в деканате • у однокурсников • у приятелей • ее приносят • покупаю • Ваш вариант
  163. Вы читаете газету: • на занятиях • во время перемен • дома (в общежитии) • в транспорте.
  164. С какой целью Вы обращаетесь к нашей газете? • помогает в работе или учебе • чтобы быть в курсе событий • газета ставит острые вопросы • интересно узнать, что делается в университете • по традиции • по другим причинам каким?
  165. Какими другими источниками информации о жизни в педуниверситете Вы пользуетесь? • «из уст в уста «* официальные документы и сообщения * объявления • собрания и конференции • через профком. а еще?
  166. Ю.Устраивает ли Вас, как освещаются в газете:
  167. Помогла ли Вам газета своими материалами в решении учебных, общественных, житейских вопросов? да • в известной степени • нет • не знаю
  168. Заходит ли у вас в группе, на курсе, в общежитии, на рабочем месте, дома разговор о только что прочитанных в нашей газете материалах? * часто • изредка • никогда
  169. У вас, вероятно, были случаи несогласия с освещением газетой отдельных фактов и событий? • часто * изредка • почти не было * не помню • не было
  170. Каких проблем это касалось? * политических • учебных • организационных • освещения ученых советов, • собраний • спорта • культуры • досуга • каких еще?
  171. Какие изменения, по-вашему, произошли с газетой за год ?• стала интереснее • не изменилась • стала менее интересной • не знаю
  172. Назовите, пожалуйста, две-три понравившиеся и непонравившиеся статьи из последних номеров газетыпонравились: не понравились:
  173. Какие дискуссии в газете за последние годы привлекли ваше внимание?
  174. Освещение каких вопросов в той или иной мере газета должна улучшить? Касающихся:• образовательного процесса • быта студентов • официальных документов и решений • спортивных событий • экономики и финансов • досуга.• каких еще?
  175. Кого бы вы хотели видеть авторами газетных материалов?
  176. Чьё интервью Вам бы хотелось прочитать? (должность или Ф.И.О.)
  177. Какие важные события, с вашей точки зрения, не нашли отражения в газете за последние полгода?
  178. СПАСИБО! Заранее благодарим за сотрудничество. Редакция газеты «Н.У.»
  179. АНКЕТА № 2 (для сотрудников молодежной редакции) Журналистика и мы
  180. Эта анкета адресована тем, кто сотрудничает с вузовской газетой и уже имеет навыки журналистской работы.
  181. Нам очень важно знать, какую роль вы отводите газете в вашей жизни- что вам дает работа в редакции- помогает ли она развитию личности.
  182. Студенческая жизнь, по-вашему, это. (веселье, знания, дружба, профессиональная подготовка, творческая деятельность, бытовые проблемы, личная жизнь. что еще?). Расположите по мере значимости.1. 2.
Заполнить форму текущей работой