Подготовка преподавателей к педагогической диагностике как средство повышения качества учебно-воспитательного процесса: На примере экономического лицея
Основные теоретические положения и полученные практические результаты были изложены автором в докладах и выступлениях на научно-практических конференциях по проблемам повышения качества образования в лицеях, в выступлениях па Ученых советах и Ректоратах Самарского государственного педагогического университета, Самарского экономического института, заседаниях лабораторий Института общего… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические предпосылки исследовании
- 1. Проблема диагностики учебно-воспитательного процесса в условиях обеспечения качества подготовки специалиста
- 2. Требования к осуществлению диагностической функции в учебно-воспитательном процессе профессионального учебного заведения
- 3. Педагогическая диагностика в профессиональной школе: особенности и направления реализации
- Выводы
- Глава II. Основные направления диагностической подготовки преподавателей лицея в процессе повышения качества образовательного процесса
- 1. Диагностика сформированности профессионально — важных качеств личности специалиста
- 2. Диагностика профессиональных знаний и умений выпускника
- 3. Подготовка преподавателя профессиональной школы к осуществлению педагогической диагностики
- Выводы
Подготовка преподавателей к педагогической диагностике как средство повышения качества учебно-воспитательного процесса: На примере экономического лицея (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Важнейшим направлением реформирования системы образования в процессе социально-экономических изменений в жични страны является внедрение технологии, имеющих цель повышения качества подготовки специалиста.
Проведенный нами анализ покачал, что передовые технологии часто не становятся популярными в массовом использовании, преподавателями нередко игнорируется передовой опыт коллег, работающих в лом же учебном заведении. Такое отношение связано с рядом социально-экономических и психологических факторов, в том числе и неподготовленностью преподавателей к анализу внедряемых технолотн, адаптации их к своей педагогической деятельности. Сложность, особенно для начинающих преподавателей, представляет диагностика педагогического процесса, определение состояния параметров, которые характеризуют успешность протекания учебпо-воспитательиого процесса. Владение умениями педагогической диагностики в современных условиях становится не только средством профессионального роста преподавателя, по и важным фактором повышения качества подготовки выпускника и развития всей образовательной системы в целом.
В педагогической пауке по проблеме подготовки преподавателя профессиональной школы имеется большое число исследований, раскрывающих важнейшие аспекты его деятельности. Общетеоретические основы содержания и технологии подготовки учителя разработаны в работах О. А. Абдуллиной, Н. В. Александрова, С. И. Архангельского, Ю. К. Васильева, В. С. Ильина, В. С. Кузина, Ю. I I. Кулюткина, И. И. Легостаева, II.
B. Кузьминой, И. Т. Огородникова, А. И. Пискунова, В. А. Сластенина,.
C.Н.Чистяковой и других.
Проблема методов анализа учебно-воспитатслыюго процесса была рассмотрена в работах С. И. Архангельского, А. И. Ьсрга, И. II. Беспалько, Т. А. Ильиной, Л. В. Ительсона, В. П. Симонова, I I. Ф. Талызиной и других. Среди зарубежных исследователей, рассматривающих применение методов диагностики и тестирования в педаг огической деятельности, следует отметить П. Блума, К. Брауна, К. Ингеикамп, Г. Мейера, Б. Спирмена и Других.
Большое внимание к проблеме качества подготовки специалиста было уделено отечественными учеными, А Л. Денисовой, Л. А. Крамарепко, Ю. А. Кудрявцевым, С. В. Линовским, Т. А. Миропшиковой, Л. Я. Савельевым, Н. А. Селезневой, Л. И. Субетто, В. Л. Тихомировым, С. Л. Шикуновым, С. Н. Широбоковым, и др.
Как показал анализ данных работ, в условиях усиления внимания к проблеме качества подготовки специалиста в условиях профессиональных учебных заведений роль диагностической подготовки становится чрезвычайно высокой.
Проведенный нами анализ основных подходов, посвященных формированию личности современного специалиста в системе профессионального образования, позволяет сделать вывод о том, что проблема обеспечения качества подготовки специалиста средствами педагогической диагностики остается не разработанной и требует глубокого анализа с &bdquo-.позиций теоретического обоснования и практической востребованности.
Противоречие, возникающее между потребностью практики в обеспечении необходимого качества подготовки современного выпускника профессионального учебного заведения, и не разработанностью путей ее осуществления в учебно-воспитательном процессе, определило проблему исследования: какие организационно-педагогические условия необходимо создать для обеспечения качества подготовки специалиста современного учебного заведения начальной профессиональной подготовки?
Решение этой проблемы определило цель исследовании: разработать организационно-педагогические условия обеспечения качества подготовки специалиста в системе профессиональной подготовки средствами педагогической диагностики.
Объект исследовании: процесс подготовки специалиста в учрежден ми начального профессионального образования.
Предмет исследовании: содержание и формы подготовки преподавателей лицея к педагогической диагностике.
Гипотеза исследовании: мы исходим из предположения о том, чго обеспечение^ качественной подготовки специалистов в условиях экономического лицея возможно, если:
— будут теоретически обоснованы основные направления обеспечения качества подготовки специалиста и роль педагогической диагностики в этом процессе;
— изучены, проанализированы теоретические основы педагогической диагностики и выявлены се возможности в обеспечении качества подготовки специалистабудет осуществлена подготовка преподавателей лицея по осуществлению педагогической диагностики в учебно-воспитательном процессе;
— в учебно-воспитательном процессе будет осуществляться диагностика формирования профессионально-важных качеств личности будущего специалиста и диагностика самооценки личности;
IV'<
— осуществляется диагностика уровня ' сформированное&tradeпрофессионально-важных знаний и умений будущего специалиста.
Цель и положения гипотезы определили постановку необходимых исследовательских задач:
1. Определить роль педагогической диагностики в обеспечении качества подготовки специалистов в условиях лицея.
2. Теоретически и экспериментально обосновать основные направления осуществления педагогической диагностики в обеспечении качества подготовки специалиста в учебно-воспитательном процессе и содержание подготовки преподавателей лицея.
3. Осуществить экспериментальную проверку разработанных содержания и форм подготовки преподавателей fio применению методов педагогической диагностики в практике работы современного учреждения начальной профессиональной подготовки.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
— теоретические методы: изучение и анализ специальной литературы и исследований rio проблеме качества образования, создания средств педагогической диагностики учебно-воспитательного процесса в профессиональной школеклассификация, сравнение, обобщениеретроспективный анализ собственного опыта, анализ инструктивно-методических документов по вопросам качества образования;
— эмпирические методы: педагогическое наблюдение, анкетирование, изучение и обобщение передового педагогического опыта, концептуальные обоснования и анализ педагогической практики;
— педагогический эксперимент: работа по разработанным методическим рекомендациям для преподавателей.
Тсоретшсо-мстодологической основой исследования явились: теория о деятельностной сущности человека и творческой активности, теория систем, теория управленияпринципы системного, личностного и деятельностного подходов к формированию личностиконцепция непрерывного образования, концепция повышения качества образования. Существенное влияние на логику проведенного исследования оказали фундаментальные работы в области теории развития личности, деятельности и общения (Л.С.Выготский, Л. М. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, СЛ. Рубинштейн,.
A.В. Петровский, В. Д. Шадриков и др.) — дидактики общего и профессионального образования, (П.Р.Атутов, П. 11.Андрианов, 11.11.Бабкин, С. Я. Батышев, М. А. Жиделев, А. М. Новиков, В. А. Поляков, И. А. Сасова,.
B.Д.Симоненко, И. П. Смирнов, С. И. Чистякова, Г. А. Шайдеико, В.В.IПанкин и ДР).
Теоретическим фундаментом исследования являлись jiihiiioci по-деятельностный и личностно-ориентированный подходы (А.Н.Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. М. Матюшкпн, А. В. Петровский, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.).
Важное значение имели положения о сущности педагогического процесса (В.В.Краевский, T. I МПамова, Г. И. Щукина и др.) — об активизации познавательной деятельности посредством реализации форм и методов обучения, творческого развития личности (С.И.Архангельский, И. Я. Лернер, Ю. В. Шаронин и др.) — о педагогических и психологических аспектах системного анализа (М.Н.Алексеев, Ю. К. Бабанский, С. Я. Батышев, Л. В. Занков, М. Н. Скаткин и др.).
Исследование осуществлялась в три этапа:
Первый этап (1997 — 1998гг.) — подготовительно — поисковый, в процессе которого изучались теоретические источники по проблеме исследования, нормативно — правовые акты, программно — методические материалы и отчеты. социологических исследований по проблемам качества подготовки специалистовизучался опыт деятельности учреждений профессионального образования по построению системы контроля качества. Уточнялись предмет и объект исследования, разрабатывались исходные положения гипотезы.
Второй этап (1999 — 2000гг) — адаптивно — практический или процесс опытно — поисковой работы в результате которого выявлено состояние проблемы качества деятельности лицея, проведен анализ и уточнены основные направления деятельности по внедрению педагогической диагностики.
Третий этап (2001 — 2002гг) — обобщение и систематизации полученных результатов исследования, рекомендации по построению работы лицея по обеспечению качества подготовки специалистов в соответствии с определенными организационно — педагогическими условиями. Оформление результатов исследования.
Научная шжнзна II тсоретпчеекая значимость исследования заключается в следующем:
1. Определена роль педагогической диагностики в обеспечении качества подготовки специалистов, которая в свете изменения требований современной социально-экономической ситуации к подготовке специалиста в лицее выступает в качестве важного средства достижения поставленных не только учебных задач, но и задач формирования личности будущего специалиста;
2. Определены организационно-педагогические условия обеспечения качества подготовки специалиста в лицее (определена роль педагогической диагностики в этом процессевыявлены ее возможности в обеспечении качества подготовки специалиставыявлены основные направления осуществления диагностики формирования профессионально-важных качеств личности будущего специалиста и диагностика самооценки личности, а также осуществления диагностики уровня сформированности профессионально-важных знаний и умений будущего специалиста).
3. Теоретически обоснованы и экспериментально проверены структура и содержание подготовки преподавателей лицея по осуществлению педагогической диагностики в учебно-воспитательном процессе.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработаны методические материалы и рекомендации по обеспечению качества подготовки специалистов в лицее, которые могут быть реализованы в образовательном процессе других учреждений начального и среднего профессиональпого образования.
11а защиту выноси геи:
1. Роль педагогической диагностики в обеспечении качества подготовки специалистов, которая в свете изменения требовании современной социально-экономической ситуации к подготовке специалиста лицея выступает в качестве важного средства достижения поставленных не только учебных задач, но и задач формирования личности будущего специалиста.
2. Разработанная структура и содержание педагогической диагностики подготовки студентов, предполагающая сочетание: особых форм взаимодействия педагога и учащегося, связанных со спецификой педагогической диагностики и управления учебно-воспитательным процессомсоздания педагогических условий активной деятельности учащихся по формированию знаний, умений, отношения и опыта их практического использования в решении профессиональных задач.
3. Разработано содержание подготовки педагогов учреждения начального профессионального образования к решению задач повышения качества подготовки специалистов на основе владения методами педагогической диагностики.
Апробация и внедрение результатов исследовании.
Основные теоретические положения и полученные практические результаты были изложены автором в докладах и выступлениях на научно-практических конференциях по проблемам повышения качества образования в лицеях, в выступлениях па Ученых советах и Ректоратах Самарского государственного педагогического университета, Самарского экономического института, заседаниях лабораторий Института общего образования, семинарах и курсах повышения квалификации преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования.
Апробация результатов исследования проводилась через практическую деятельность автора, при использовании разработанных материалов педагогами различных регионов.
Выводы.
Процесс педагогической диагностики личности будущего специалиста должен рассматриваться с позиции личностного подхода. Между диагностикой и теорией личности существует тесная внутренняя взаимосвязь. На эту взаимосвязь часто не обращали достаточною внимания. В диагностике это приводило к практицизму в разных его вариантах. Для теории же личности характерно абстрактное рассуждение, введение большого числа новых терминов, касающихся структуры личности и ее свойств, в то время как вопрос!,!, связанные с изменением систем переменных, как правило, не рассматриваются. В ходе подготовки к диагностике важно рассмотреть два вопроса: какие концепции диагностирования выводятся из различных теорий личности и какие теории личности лежат в основе существующих концепций диагностирования.
Диагностика качества обучения учащихся в широком смысле выражаются п се оценке. Оценить значит установить уровень, степень или качество чего-нибудь. Применительно к учебно-познавательной деятельности учащихся оценка означает установление степени выполнения задач, поставленных перед ними в процессе обучения, уровня их подготовки и развития, качества приобретенных знаний, сформированных умений и навыков. В современных условиях оценка качества обучения должна быть напрямую связана с требованиями государственных стандартов.
Поскольку оценка тесно связана с контролем и является его следствием, к ней в полной мере относятся педагогические требования, предъявляемые к контролю: объективность, систематичность, индивидуальный подход. По сравнению с традиционными методами, тестовые технологии оценки позволяют поставить диагностику качества обучения на новый уровень, так как именно педагогические тесты отвечают всем предъявляемым к контролю требованиям. Основываясь на результатах тестирования, преподаватель может учитывать результативность всех видов учебно-познавательной деятельности студента (с учетом требований ГОС), характеризовать полноту и качество усвоения знаний, сознательность их усвоения, наличие общеучебных и специфических для данного предмета умений и навыков.