Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогическая эффективность экранных средств в сочетании с химическим экспериментом в курсе органической химии средней школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Советская педагогическая наука уделяет большое внимание методике совершенствования химического эксперимента и использования экранных наглядных пособий в процессе изучения химии в средней школе, поскольку эти средства способствуют активизации процесса теоретической и практической подготовки учащихся. Это позволяет организоватьумственнугацеятельность учащихся, разнообразие учебных приемов… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ. Ц
  • ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИЗУЧЕНИЯ ОПЫТА РАБОТЫ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ
    • 1. 1. Анализ учебно-методической литературы, имеющей отношение к теме исследования
    • 1. 2. Использование средств наглядности и химического эксперимента в школах
  • Вьетнама
    • 1. 3. Анализ программ по химии
  • ГЛАВА II. ОТБОР ЭКРАННЫХ СРЕДСТВ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В СОЧЕТАНИИ С ХИМИЧЕСКИМ ЭКСПЕРИМЕНТОМ В КУРСЕ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
  • ПЛ. Теоретическое обоснование применения диапозитивов и транспарантов на уроках химии
  • П. 2. Демонстрационный химический эксперимент и его использование в сочетании с экранными пособиями
  • Выводы
  • ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭКРАННЫХ СРЕДСТВ В СОЧЕТАНИИ С ХИМИЧЕСКИМ ЭКСПЕРИМЕНТОМ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА Ш. 1. Предельные углеводороды
  • Ш. 2, Непредельные углеводороды
  • Ш. З. Ароматические углеводороды
  • ШЛ. Спирты и фенолы
  • Ш. 5. Альдегиды, карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры. ИЗ
  • Ш. 6. Угледовы
  • Ш. 7. Азотсодержащие соединения
  • Выводы

Педагогическая эффективность экранных средств в сочетании с химическим экспериментом в курсе органической химии средней школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Научно-технический прогресс и задачи строительства коммунистического общества требуют дальнейшего совершенствования учебного процесса. В наш век научная информация возрастает настолько интенсивно, что оказывает определенное влияние на со-дерясание теоретических основ курса химии и методы их изучения в школе".

Советская педагогическая наука уделяет большое внимание методике совершенствования химического эксперимента и использования экранных наглядных пособий в процессе изучения химии в средней школе, поскольку эти средства способствуют активизации процесса теоретической и практической подготовки учащихся. Это позволяет организоватьумственнугацеятельность учащихся, разнообразие учебных приемов, переключение учащихся с одного вида учебной деятельности на другой. Богатый опыт Советской педагогической науки и школы в направлении методики использования средств наглядности необходимо внедрять в практику работы школ Вьетнама, тем более, что эти вопросы слабо исследуются в СРВ, а экранные средства наглядности практически не используются при обучении химии.

Урок с использованием экранных средств наглядности стал обычным явлением в современной Советской школе, так как он дает возможность динамического показа изучаемого объекта или процесса, усиливает восприятие, что повышает качество обучения и развивает интерес к изучаемому предмету.

Педагогическая эффективность экранных пособий в учебном процессе во многом зависит от вариативности использования их на уроке. Актуальность вопросов методики использования экранных пособий обусловлена тем, что их решение способствует оптимизации учебного процесса в целом.

В настоящее время в учебно-методической литературе использованию экранных пособий в процессе обучения химии уделяется большое внимание, но в практике средней Вьетнамской школы они занимают неоправданно скромное место.

Исследования многих авторов показывают, что отсутствие достаточных и эффективных средств наглядности снижает процесс обучения, восприятия, осмысления, зацепления и практического применения знаний.

В трудах советских педагогов Н. М. Шахмаева, В. В. Фельдта, Л. С. Зазнобиной, А. А. Грабецкого, Т. С. Назаровой, Т. М. Дризовской, Н. Е. Кузнецовой, И. С. Солдатенкова, Е. Е. Соловьевой (37,38,56,58, 66,67,87,133,135,142,152,155,157) показана необходимость использования экранных пособий, их влияние на качество учебного процесса, на усвоение знаний учащимися.

Использование экрана в учебно-воспитательной работе, как известно, является одним из видов наглядности, имеющей огромное значение в борьбе за высокое качество обучения нашей молодежи.

Другим эффективным средством обучения химии является химический эксперимент. Всесторонне значение и роль химического эксперимента в процессе обучения химии исследованы в трудах советских ученых В. Н. Верховского, Д. М. Кирюшкина, В. С. Полосина, К. Я. Парменова, Л. А. Цветкова и др. (18,20,74,75,76,107,108,109, 116,117,143,144).

В.С.Полосин, отмечая роль химического эксперимента, указывает, что знания становятся более осмысленными только в случае приобретения конкретных представлений на основе чувственных восприятий. По его определению, химический эксперимент является самоизменяющимся динамическим средством наглядности (117).

Химический эксперимент и средства наглядности взаимно дополняют друг друга. Вопрос в том, в какой последовательности и как сочетать химический эксперимент и комплексы экранных средств наглядности, чтобы получить оптимальный педагогический эффект.

В Советской школе разработана методика постановки демонстрационных и лабораторных опытов в курсе органической химии Л. А. Цветковым, И. Н. Чертковым и др. Основательно изучена роль химического эксперимента с межпредметным содержанием Д.П.Еры-гиным.

Но разработка вопросов методики эффективного использования экранных пособий в курсе органической химии средней школы в сочетании с химическим экспериментом остается далеко не решенной, это особенно относится к Вьетнамской школе.

Кроме этого, использование Э1фанных средств обучения в курсе органической химии является тем более необходимым, поскольку изучение ряда понятий об электронном строении вещества, зависимости химических свойств вещества от структуры, а также пространственные представления являются трудными и абстрактными для восприятия.

Во Вьетнаме, как и в Советском Союзе, методам обучения молодого поколения уделяется большое внимание для того, чтобы в ближайшее время добиться значительного повышения качества знаний учащихся и заложить основы глубокой теоретической и практической подготовки. Но изучение опыта работы вьетнамских школ показывает, что учителя химии пользуются главным образом словесными методами без использования средств наглядности и химического эксперимента, уроки проводят по однообразной схеме. Отсутствие эффективных средств наглядности делает обучение учащихся схоластическим, не способствует развитию их мыслительной деятельности, Эффективность использования экранных средств обучения в курсе органической химии средней школы Вьетнама почти не исследована и отсутствуют методические рекомендации по использованию химического эксперимента и экранных средств наглядности".

Столь большое познавательное и воспитательное значение экранных средств и химического эксперимента в процессе изучения химии и недостаточное их использование в курсе органической химии и послужило основой для выбора темы исследования: «Педагогическая эффективность использования экранных средств обучения в сочетании с химическим экспериментом в курсе органической химии средней школы» «.

Объект исследования: изучение процесса обучения химии на основе применения вариантов сочетания экранных средств и химического эксперимента.

Цель исследования: разработка оптимальной методической системы использования экранных средств наглядности в сочетании с химическим экспериментом в курсе органической химии во Вьетнамской школе на основе опыта работы Советской школы".

Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы на основе анализа литературных источников и опыта работы учителей Советской и Вьетнамской школ".

2. Определить и разработать наиболее эффективные экранные средства наглядности в конкретных темах курса органической химии для средней вьетнамской школы.

3. Отобрать наиболее эффективный химический эксперимент по органической химии применительно к школам Вьетнама и провести его проверку на предмет внедрения в процесс обучения во вьетнамской школе.

Определить оптимальные варианты сочетания экранных средств, химического эксперимента и словесных методов на уроках органической химии и разработать методику их использования на всех этапах обучения.

5. Осуществить проверку педагогической эффективности отобранных средств обучения и приемов их примененияна основе данных эксперимента подготовить научно обоснованные методические рекомендации для школ Вьетнама.

Новизна работы: впервые для Вьетнамской школы всесторонне рассматриваются вопросы выбора результативных вариантов сочетания химического эксперимента и экранных пособий. В этой связи предусматривается методика использования средств наглядности в Советской и, особенно, во Вьетнамской средней школе.

Практическая ценность: изучение достижений Советской педагогической науки и опыта школ СССР в области использования экранных средств отдельно и в сочетании с химическим экспериментом и максимальное внедрение этого опыта в процесс обучения и воспитания учащихся Вьетнамской школы при изучении органической химии.

Для решения поставленных задач нами использованы следующие методы педагогического исследования:

1. Историко-литературный анализ современного состояния проблемы использования экранных средств обучения и химического эксперимента в курсе органической химии в средней школе и обобщение опыта работы учителей средних школ.

2. Изучение постановлений ЦК КПСС и ЦК КПВ, имеющих отношение к обучению и воспитанию учащихся на уроках химии.

3. Изучение материалов по реформе народного образования в СРВ и в СССР.

4. Отбор экранных средств для курса органической химии (слайды и транспаранты) и разработка методики их использования при условии сочетания с химическим экспериментом.

5. Прямое и косвенное изучение учебного процесса в школах с целью проверки эффективности предложенной методики реализации сочетания экранных средств обучения и химического эксперимента в курсе органической химии.

Для проверки результатов эксперимента использовались следующие методы: устный и письменный опросы учащихся, контрольные работы, анкетированиекачественная и количественная оценка знаний учащихся, определение процента успеваемости и качества знанийсравнение и сопоставление полученных данных для выбора наиболее оптимальных вариантов методики со чения экранных средств обучения и химического эксперимента.

Организация исследования.

Первый этап. Проведение констатирующего эксперимента. Работа с литературными источниками, изучение опыта работы учителей школ по использованию технических средств и химического эксперимента в курсе органической химии. Ознакомление с оборудованием химического кабинета школ. Определение принципов отбора экранных средств обучения в курсе органической химии. Отбор и подготовка слайдов и транспарантов по темам в курсе органической химии. Отбор химического эксперимента для его постановки на уроках химии в школах Вьетнама. Анализ программ.

Второй этап. Поисковый эксперимент. Осуществлялось активное наблюдение за процессом обучения учащихся при использовании экранных средств обучения (слайды, транспаранты), которые отобраны нами, и других средств наглядности. Осуществлялась проверка педагогической эффективности отобранных экранных средств и химического эксперимента. Разрабатывалась методика использования экранных средств обучения в сочетании со словесными методами и химическим экспериментом.

Третий этап. Обучающий эксперимент. Проверялась эффективность предложенной методики на предмет ее использования для учителей Вьетнамской школы. Отбирались наиболее эффективные методы и средства наглядности, варианты их сочетания при изучении органической химии в средней Советской школе для использования этих методов в средней школе Вьетнама.

Педагогический эксперимент проводился в течение I98I-I984 учебных годов в школах № 50, 69, 625 и 739 г. Москвы. В эксперименте участвовали учителя средних школ и студенты 4−5 курсов биолого-химического факультета Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина в период прохождения педагогической практики.

В течение трех лет педагогическим экспериментом было охвачено более 250 учащихся, проанализировано более 1500 контрольных работ, устных ответов и анкет.

Результаты исследования апробировались в школах г. Москвы и докладывались на методических семинарах при МГПИ имени В. И. Ленина и на заседаниях кафедры биологическойиорганической химии МГПИ имени В. И. Ленина.

Диссертация состоит из введения, трех глав с выводами, заключения, библиографии, состоящей из 467- наименований, приложения.

Выводы.

1. Использование кодотранспарантов на уроках органической химии эффективно и доступно. Они заменяют таблицы и диапозитивы, позволяют показать в динамике механизмы образования связей, распределение электронной плотности в молекуле, экономят время при объяснении материала.

2. Сочетание кодотранспарантов с химическим экспериментом и демонстрация некоторых опытов через кодоскоп дает высокий результат. Транспаранты позволяют детализировать этапы некоторых реакций и усиливают наглядность демонстрационного эксперимента. Использование полумикрометода в лабораторной работе дает положительный результат.

3. Использование диапозитивов эффективно в сочетании с таблицами, так как запись при затемненном классе невозможна. Особенно хорошо диапозитивы сочетаются с таблицами, если они демонстрируются на этапе закрепления знаний.

Использование самостоятельных заданий, сравнительных таблиц, экспериментальных задач в сочетании с экранными пособиями и химическим экспериментом способствует лучшему усвоению материала и повышению качества знаний учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В курс химии средней школы введен комплекс сложных, абстрактных, но нужных в познавательном отношении понятий об электронном строении органических соединений. Практика показывает, что формирование этих понятий требует активизации процесса обучения, использования наиболее эффективных методов и средств. К числу таких средств относятся экранные пособия, использование которых в сочетании с другими средствами наглядности и в том числе химическим экспериментом оказывает положительное влияние на изучение наиболее сложных и важных в познавательном отношении разделов химии. К сожалению, до сих пор методике применения экранных средств в сочетании с химическим экспериментом в школах Советского Союза и, особенно, в школах Вьетнама не уделяется должного вниманиянапример, мало используются при изучении химии кодотранспаранты, слайды, способствующие пониманию динамики химических реакций и выяснению зависимости свойств функции органических соединений. В этой связи учителя школ, особенно Вьетнамских, не распалагают добротными методическими рекомендациями и пособиями, а потому встречаются трудности в формировании понятий об электронном строении органических соединений и понимании на этой основе химических свойств веществ, их получении и применении.

Учитывая недостаточное исследование вопросов техники и методики использования экранных средств отдельно и в сочетании, в том числе с химическим экспериментом, мы сделали попытку изучить эту проблему более детально и разработать систему методических рекомендаций в направлении результативного использования экранных средств в сочетании с химическим экспериментом при изучении курса органической химии в средней школе.

Результаты нашего исследования особенно важны для активизации процесса обучения химии в средней Вьетнамской школе с учетом опыта работы Советской школы и достижений научных исследований,.

В итоге проведенного педагогического эксперимента в школах г. Москвы по избранной проблеме получены следующие результаты:

1, Установлено, что общие вопросы использования экранных средств в преподавании химии и других предметов в Советской школе основательно разработаны и принципиально реализованы. Используются также экранные средства наглядности в курсе химии. Однако вопросы методики сочетания экранных средств при изучении органической химии в Советской школе изучены далеко недостаточно, а во Вьетнамской школе эти вопросы не исследованы,.

2, На основе анализа научно-методической литературы, изучения опыта Советской школы по использованию средств наглядности в обучении химии отобраны, изготовлены и методически обоснованы наиболее результативные экранные средства на предмет их применения в сочетании с химическим экспериментом на всех стадиях формирования знаний о составе, строении, свойствах и применении органических соединений,.

3, Доказана наибольшая доступность и эффективность в обучении органической химии, особенно во Вьетнамской школе, кодотранспа рантов, диапозитивов отдельно и в сочетании с химическим экспериментом, поскольку они способствуют конкретизации восприятия изучаемых объектов, образному представлению и осмысленному пониманию сущности объекта, Кодотранспаранты и диапозитивы доступны в изготовлении в условиях Вьетнамской школы. Педагогический эксперимент позволил установить минимум и максимум применения экранных средств на уроках химии в сочетании с химическим экспериментом и отдельно.

Определены варианты методики использования экранных средств обучения в сочетании с химическим экспериментом и другими наглядными пособиями при изучении органической химии средней школы. Выделены оптимальные варианты для каждой конкретной темы, разработаны рекомендации для учителей, включающие задания, вопросы и последовательность использования различных средств обучения.

5. Изготовлено 12 серий диапозитивов (35 кадров) и 23 серии кодотранспарантов (94 кадра) по курсу органической химии, а также разработана техника их изготовления, что может быть использовано учителями в их практической работе, а студентами педагогических институтов для их методической подготовки.

6. Определены теш курса органической химии, в которых возможно применение экранных пособий отдельно и в сочетании с химическим экспериментом и другими наглядными средствами. Доказано, что при изучении строения органических веществ эффективнее использовать кодотранспаранты в сочетании с моделями и сравнительными таблицами, потому что это позволяет активизировать процесс восприятия абстрактных понятий и успешно формировать понятия о строении и свойствах органических соединений.:

А при изучении механизма реакций эффективнее использовать транспаранты в сочетании с химическим экспериментом, поскольку это способствует пониманию сущности природы химических реакций в зависимости от электронного строения реагентов.

Следовательно, в процессе постановки длительного планового педагогического эксперимента изучена проблема использования экранных средств при изучении химии, определено содержание экранных средств и их место в курсе органической химии, разработана методика систематического применения кодотранспарантов, слайдов, диапозитивов отдельно и в сочетании с химическим экспериментом, что позволило улучшить процесс формирования знаний учащихся по наиболее сложным и важным в познавательном отношении вопросам курса органической химии средней школы и тем самым решить задачи исследования избранной нами проблемы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф. Диалектика природы.-М.: Политиздат, 1969. -с.264.
  2. В.И. Философские тетради. Поли.собр.соч. изд.5.-М.: Политиздат, 1963. т.29, с. 153.
  3. ХХУ1 съезд КПСС и развитие народного образования в СССР. Под ред. М. Н. Колмаковой, Н. П. Кузина.-М.: Педагогика, 1982. 256 с.
  4. В.Н. Определение структуры формулы этилового спирта. Химия в школе, 1968, № 3, с. 73.
  5. Д.А. Сравнительная педагогическая эффективность различных средств обучения при выполнении химического эксперимента в школе. Автореф.дис.. канд.пед.наук.-М.- 1980,-14 с.
  6. .Г. Психология чувственного познания.-М.: Изд. АПН РСФСР, I960. 486 с.
  7. С.Г. О создании и применении ТСО. Метод, разработка.-Киев, 1966,-27 с.
  8. В.И. Использование ТСО при изучении периодического закона. Химия в школе, 1983, № 5, с.54−57.
  9. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе.-М.: Изд. АПН РСФСР, 1959. 347 с.
  10. К.Г. Использование химического экспериментаи наглядных пособий. Автореф.дис.. канд.пед.наук.-М.- 1964,-21 с.
  11. К.Г., Афонькин Е. В. О проведении опытов по органической химии полумикрометодом. Химия в школе, 1982, № 2, с.56−57.
  12. Л.Н. Использование кодоскопа и ФОС на уроках химии. Химия в школе, 1973, № 2, с.44−47.
  13. Н.А. Философские вопросы химии.-М.: Высшая школа, 1970. с.76−98.
  14. Н.И. Повышение эффективности демонстрационного эксперимента по химии путем проецирования на экран. Автореф. дис.. канд.пед.наук.-М.- 1971,-18 с.
  15. Ю.В. Психологический аспект проблемы межпредметных связей.-М.- 1969
  16. Н.Х. Из опыта использования кодоскопа для проверки знаний учащихся. Химия в школе, 1978, й I, с.75−76.
  17. Н.Х. Использование технических и наглядных средств на уроках химии при изучении раздела «Металлы» в общеобразовательной школе. Автореф.дис.. канд.пед.наук.-М., 1981, 16 с.
  18. В.Н. Техника и методика химического эксперимента. -М.: Учпедгиз, 1959, изд.5, т.1, I960, изд.5, т.2.
  19. В.Н., Гольдфарб Н. Л., Сморгонский JI.M. Методика преподавания химии в средней школе. 2-е изд.-М., Л.: Учпедгиз, 1936. 372 с.
  20. В.Н., Смирнов А. Д. Техника химического эксперимента в школе.-М.: Просвещение, 1973. изд.7, т.1,-368 с, 1975, изд.6, т.2,-384 с.
  21. В.Н. Об использовании кодоскопа на уроках химии. Химия в школе, 1972, № I, с.50−51.
  22. Г. А. Познавательное значение химического эксперимента при изучении теш «Жиры» в курсе органической химии средней школы. Сб. Химия в школе.-Л., 1976, вып.1.
  23. Г. А. Педагогическая эффективность эксперимента при изучении жиров, углеводородов, белков в курсе органической химии. Автореф.дис.. канд.пед.наук.-М., 1977,-15 с.
  24. Е.К. Понятие.-М.: Изд. МГУ, 1967. 286 с.
  25. А.К. Использование проекционного аппарата на уроках химии. Химия в школе, 1975, № 5, с.76−77.
  26. Н.И., Рабичев А. Ф., Сладкевич Б.Г, Методика применения диапособий.-Л., 1973.
  27. Гапоненко И.М.-Содержание и методы изучения вопросов биохимии в курсах химии и биологии средней школы. Автореф.дис.. канд.пед.наук.-М., 1968,-20 с.
  28. В.П. О методике изучения спиртов в курсе органической химии. Химия в школе, 1961, Jfe I, с.
  29. В.П. Совершенствование методов обучения химии в средней школе.-Л.: Изд. ЛГПИ, 1974. 136 с.
  30. Гаркунов В. П, Методические основы изучения теоретического материала в курсе химии средней школы. Автореф.дис.. д-ра пед.наук.-М., 1978,-48 с.
  31. В.П., Волкова А. Т. Проблемный подход к изучению сложных эфиров и жиров. В кн.: Совершенствование содержания и методов обучения химии в средних школах.-Л., Х980, с.54−60.
  32. П.А., Клещева Е. П., Коробейников А.А, Савич Т. З. Методика преподавания химии в восьмилетней школе.-М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. 200 с.
  33. Е.А., Лаврентьева А. В., Цветков Л. А. Вопросы теории строения вещества при изучении углеводородов. Химия в школе, 1968, Р. 3, с. 38.
  34. А.А., Зазнобина Л. С., Дробоцкий А. С. Методические рекомендации о комплексном использовании учебно-наглядных пособий и технических средств обучения на уроках химии.-М., 1970.
  35. А.А., Зазнобина Л. С. Использование диафильмов и диапозитивов при изучении химии. Химия в школе, 1973,3, с.62−67.
  36. А.А., Зазнобина Л. С. О методике использования ТСО. Химия в школе, 1978, N2 I, с.72−73.
  37. А.А., Зазнобина Л. С., Маурина И. Я., Назарова Т. С. Использование учебного оборудования на уроках химии.-М.: Просвещение, 1979. 141 с.
  38. А.А., Назарова Т. С. Кабинет химии.-М.: Просвещение, 1980. 2-е изд.,-176 с.
  39. А.К., Власенко Т. Д., Черевань Л. П. Из опыта создания транспарантов по химии. Химия в школе, 1978, № 6,с. 78−79.
  40. А.П. Диафильмы и кино на уроках математики.-М.: Учпедгиз, 1961. 96 с.
  41. А.П. Применение диафильмов и кино на уроках математики в средней школе. Автореф.дис.. канд.пед.наук.-М., 1958,-12 с.
  42. Г. И., Дрижун И. Л. Графопроектор средство повышения эффективности уроков химии. Химия в школе, 1980,2, с.71−73.
  43. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики. Под ред. М. Н. Скаткипа, 2-е изд.-М.: Просвещение, 1982. 319 с.
  44. Дидактические проблемы применения экранных и звуковых пособий в учебном процессе. Сб.стат.,-М., 1969,-109 с.
  45. Е.Л. Сочетание эксперимента и экранных средств наглядности на уроках природоведения и химии в школе, Автореф. дис.. канд.пед.наук.-Ташкент, 1969,-22 с.
  46. А.С. Строение органических веществ.-М.: Просвещение, 1972. Учебное пособие.
  47. А.С. Комплексное использование средств обучения при изучении темы «Металлургия». Химия в школе, 1982, fi- 2, с.48−51.
  48. Д.Я. Из опыта использования экранных пособий при изучении производства серной кислоты. Химия в школе, 1981, № 2, с.53−54.
  49. Д.П. Методика изучения строения и свойств белков. Химия в школе, 1970, № 2, с.50−58.
  50. Д.П. Ознакомление учащихся средней школы с некоторыми свойствами белков. В сб.: Уч. записки каф.орг. и биол. химии.-М., 1970, вып. ХП, с. 195.
  51. Д.П. Изучение некоторых разделов биохимии в средней школе. В сб.: Уч. записки МГЗПИ.-М., 1971, вып.29, с. 231.
  52. Д.П. Некоторые вопросы взаимосвязи школьных курсов химии и биологии. Химия в школе, 1977, № I, с.26−31.
  53. Д.П., Гапоненко И. М. Из опыта изучения темы «Строение белков» в средней школе. Химия в школе, 1967, № 3, с.48−51.
  54. .П. Основы дидактики.-М.: Просвещение, 1967.
  55. Л.С. Комплексы средств обучения и условия их эффективного использования на уроках химии в общеобразовательных школах. Автореф.дис.. канд.пед.наук.-М., 1969,-20 с.
  56. Л.С. и др. Некоторые методические подходы к разработке комплексов средств обучения. Сб.тр.НИИ ШОТСО: Вопросы создания и использования учебного оборудования.-М., 1974, т. З, с. 35.
  57. Л.С. Диафильм «Углерод и его соединения».-М., 1978.
  58. Л.С. Экранные пособия на уроках химии.-М.: Просвещение, 1981. 2-е изд.,-176 с.
  59. Л.В. Сочетание слова учителя и средств наглядности в обучении.-М.: Изд. АПН РСФСР, 1958. 380 с.
  60. JI.Б. Наглядность и активизация учащихся в обучении.-М.: Учпедгиз, I960. 311 с.
  61. Л.И. Об использовании кинофильмов и диапозитивов. Физика в школе, 1959, № 6, с.81−83.
  62. Э.Г. и др. Изготовление диафильма и диапозитивов. Химия в школе, 1978, № 4, с.71−76.
  63. Зыонг Тат Тон. Химический эксперимент в Советской школе. Автореф.дис.. канд.пед.наук.-М., 1971,-29 с.
  64. П.П. Использование кинофильмов на уроке химии. Химия в школе, 1959, № 4, с.
  65. Р.Г., Черкасова A.M. Изучение химии в 7−8 классах.-М.: Просвещение, 1976. 223 с.
  66. Н.П. Технические средства обучения (уч.по-соб.для заоч.отд.пед.).-М., 1963, ч.1,-168 с.
  67. Н.П. Технические средства обучения.-М.: Просвещение, 1971. 216 с.
  68. Использование диафильмов в учебном процессе. Методические разработки.-Л., 1972. 86 е.- 1973. — 35 с.
  69. Использование кино и диапозитивов на уроках и во внеклассной работе в У-Х классах школы. Сб.стат. под общ. ред.
  70. Г. Я.Арнаутова.-М.: Учпедгиз, 1952. 448 с.
  71. Кабанова-Меллер Е. Н. Психология усвоения знаний и навыков у школьников.-М.: Изд. АПН РСФСР, 1962. 376 с.
  72. Г. А. Некоторые технические приемы выполнения педагогической эффективности школьного демонстрационного эксперимента. Автореф.дис.. канд.пед.наук.-М., 1968,-26 с.
  73. Г. В., Кейлина Р. Д., Романин В. А. Применение экранных пособий в начальной школе.-М.: Учпедгиз, 1962. 200 с.
  74. Г. В., Романин В. А. Технические средства обучения.-М.: Просвещение, 1979. 271 с.
  75. Д.М. Методика преподавания химии в средней школе. Пособие для учителей.-М.: Учпедгиз, 1958. 611 с.
  76. Д.М. О некоторых вопросах совершенствования методики демонстрации на уроках химии.-М.: Изд. АПН РСФСР, 1958.
  77. Д.М., Полосин B.C. Методика обучения химии.-М.: Просвещение, 1970. 495 с.
  78. Г. В. Динамические и комбинированные модели в курсе органической химии средней общеобразовательной школы. Автореф.дис.. канд.пед.наук.-М., 1975,-24 с.
  79. М.М. Обобщения как функция мозга.-Л.: Наука, 1967, 182 с.
  80. Я.А. Великая дидактика. Пер. с лат. проф. Д. Н. Королькова.-М.: Учпедгиз, 1939. 320 с.
  81. Комплексы учебного оборудования по математике. Под ред. В. Г. Болтянского.-М.: Педагогика, 1971. 278 с.
  82. М.Н. Методика использования эксперимента и средств наглядности при изучении некоторых теорий курса неорганической химии средней школы. Автореф.дис.. канд.пед.наук.-М., 1964, 16 с.
  83. П.В. Диалектика как логика.-Киев: Изд. Киевского Ун-та, 1961, с.269−274.
  84. В.В. Педагогическая эффективность химического эксперимента и средств наглядности при закреплении и совершенствовании знаний учащихся в средней школе. Автореф.дис.. канд.пед.наук.-М., 1965,-21 с.
  85. В.А., Лукин Н. С. Очерки психологии старшего школьника.-М.: Учпедгиз, 1963. 198 с.
  86. Н.Н. Использование учебного эксперимента и некоторых средств наглядности при изучении химических производств вкурсе химии средней школы. Автореф.дис.. канд.пед.наук.-М., 1965,-14 с.
  87. В.И. Диалектика развития химии.-М.: Наука, 1973. 203 с.
  88. Д.В. Дидактические условия повышения эффективности учебного эксперимента по физике и химии. Автореф.дис.. канд.пед.наук.-М., 1974,-26 с.
  89. В.В., Ерыгин Д. П. Из опыта изучения ионного механизма реакции присоединения. Химия в школе, 1971, № 4,с.58−60,
  90. Г. Ф. Повышение эффективности уроков с помощью комплексного использования ТОО и других средств обучения. Химия в школе, 1978, № 6, с. 74.
  91. Л.С. Использование диапроектора для проведения некоторых опытов. Химия в школе, 1979, Ш I, с. 68.
  92. Л.М. Диафильмы на уроках физики. Физика в школе, 1966, № 6, с.83−84.
  93. Л.М. Использование технических средств наглядности на уроках географии.-Минск: Народная асвета, 1977. 46 с.
  94. Р.Ф., Абдулкадыров С. Г. и др. Совершенствование обучения с применением технических средств и программирования .-Махачкала, 1973. 245 с.
  95. Ф.Е. Природа ароматичности. Химия в школе, 1963, № 3, с.15−24.
  96. И.Я. К методике применения графопроектора. Химия в школе, 1977, № 6, с.80−83.
  97. И.Я. Динамическое пособие для изучения теш «Важнейшие классы неорганических соединений». Химия в школе, 1974, .й с.76−77.
  98. И.Я. Изготовление самодельных транспарантов. Химия в школе, 1978, № 3, с.77−78.
  99. Н.А. Психологические проблемы активности личности в обучении.-М.: Изд. АПН СССР, 1971. II с.
  100. Методические разработки по методике обучения химии в средней и высшей школе. Подгот. Д. П. Ерыгиным и др.-М.: Изд. МГПИ, 1981. 82 с.
  101. O. Напримернова Г. Ю., Сладкевич Б. Г. Инженерно-психологические требования к учебным диафильмам. В кн.: TCO.-JI., 1974, с.94−100.
  102. Нгуен Кыонг. Повышение познавательного значения химического эксперимента в обучении химии в средней школе. Автореф. дис.. канд.пед.наук.-Л., 1970,-21 с.
  103. Р.А. ТСО.-Казань: Изд.Казан.ун-та, 1970. 64 с.
  104. О возможности использования кодоскопа как динамического средства наглядности. В сб.: Методика обучения химии в средней и высшей школе.-М., 1979, с.65−68.
  105. Общая психология. Учебное пособие для педагогических институтов. Под ред. В. В. Богословского и др.-М.: Просвещение, 1981. 3-е изд.,-383 с.
  106. Общие методические рекомендации по созданию и использованию в учебном процессе комплексного кинодиапособия. Сост. А. Н. Ващук, Г. И. Хозяинов.-М.: MB и ССО РСФСР, 1970. 12 с.
  107. Л.Т. Психологические основы урока.-М.: Просвещение, 1977. 96 с.
  108. К.Я. Демонстрационный химический эксперимент (общие вопросы методики).-М.: Учпедгиз, 1957. 2-е изд.,-128 с.
  109. К.Я. Химический эксперимент в средней школе.-М.: Изд. АПН РСФСР, 1959. 360 с,
  110. К.Я. Химия как учебный предмет в дореволюционной и Советской школе.-М.: Изд. АПН РСФСР, 1963. с.43−44,263.
  111. НО, Педагогика школы (Под ред. чл.-корр. АПН СССР Г. И.Шу-киной).-М.: Просвещение, 1977. 383 с.
  112. Р.А. Методика реализации межпредметных связей в курсах органической химии и общей биологии средней школы. Автореф.дис.. канд.пед.наук.-М., 1979,-16 с.
  113. ИЗ. Петросова Р. А., Зунг Н. М. Использование кодоскопа на уроках органической химии при изучении углеводородов. В сб.: Методические рекомендации по совершенствованию методов преподавания химии в средней и высшей школе.-М.: Изд. МПГИ, 1984, с.49−54,
  114. Т. Электронные свойства ароматических и гетероциклических соединений.-М.: Мир, 1969.
  115. B.C. Над чем следует работать по школьному химическому эксперименту. Химия в школе, 1964, № I, с.56−61.
  116. B.C. Некоторые проблемы исследования в методике обучения химии. Химия в школе, 1967, № 3, с.24−31.
  117. B.C. Экспериментальные методы обучения химии в средней общеобразовательной школе. Автореф.дис.. д-ра пед. наук.-М., 1967,-45 с.
  118. B.C. О трех сторонах демонстрации опытов по химии. Химия в школе, 1980, 1й 6, с.48−51.
  119. B.C., Куанг Н. Н. К методике использования эксперимента при изучении химических производств. Химия в школе, 1967, № I, с.65−70.
  120. В.И., Тихомирова К. М. Проблемный диафильм на уроке истории, В кн.: Дидактические проблемы примененияэкранных и звуковых пособий в учебном процессе.-М., 1969, с. 109.
  121. В.М. Реакции углеводородов. Химия в школе, 1969, 112 6, с.6−15.
  122. В.М., Чертков И.Н, Диафильм «Строение и свойства органических веществ». Студия диафильм, 1978.
  123. В.М., Чертков И. Н. Строение и свойства органических веществ. Пособие для учащихся 10 класса.-М.: Просвещение, 1980. 3-е изд.,-176 с. р
  124. Преподавание химии по новой программе в средней школе. Сб.стат. Сост. А. Х. Гусаков.-М.: Просвещение, 1974. 280 с.
  125. Л.П. Как планировать применение технических средств.-М.: Народное образование, 1968, 1й 8, с.86−90.
  126. Применение наглядных и экранных пособий при изучении химии в средних профтехучилищах. Методические рекомендации.-М.: Высшая школа, 1976. 22 с.
  127. Программы средней школы. Химия.-М.: Просвещение, 1981.
  128. А.Ф. Особенности дидактических диафильмов по физике. В кн.: Диафильмы в учебном процессе. Методические рекомендации. -Л., 1971, -40 с.
  129. Г. А. Из опыта использования кодоскопа на уроках химии. Химия в школе, 1979, 2, с.68−69.
  130. П. Механизм реакций в органической химии. Пер. с англ. под ред. Я. М. Варшавского.-М.: Химия, 1971. 280 с.
  131. .Г. Психолого-педагогические возможности применения диафильмов. В кн.: Диафильмы в учебном процессе.-Л., 1971,-40 с.
  132. А.Д., Негинский С. Эксперимент это важно. Учительская газета, 1970, 7 апреля.
  133. И.С. Использование традиционных и технических средств ш уроках химии.-Минск: Народная асвета, 1973.-96 с
  134. Е.Е. Психология восприятия учебного кино и телевидения. Биол. в школе, 1966, Ш 3, с.
  135. Е.Е. Экранные пособия на уроках биологии.-Ы.: Просвещение, 1971. 135 с.
  136. Технические средства обучения в преподавании химии. Сост. Б. Г. Сладкерич.-Л., 1979,-73 с.
  137. Технические средства обучения в средней школе. Под ред. Л. П. Прессинга.-М.: Педагогика, 19 303 с.
  138. К.М. Условия эффективного использования диафильмов и диапозитивов з учебном процессе общеобразовательных школ. Автореф.дис.. канд.пед.наук. ,-М., J.970,-26 с.
  139. Т.Ф. Сравнительная педагогическая эффективность использования средств наглядности и химического эксперимента при изучении скорости химических реакций и химического равновесия в средней школе. Автореф.дис.. канд.пед.наук.-М., 1977,-13 с.
  140. К.Д. Вопросы активизации умственной деятельности учащихся.-М., 1972.
  141. Л.А., Сотникова В. И., Болдаленко Л. П. О применении средств обучения на уроках химии. Химия в школе, 1976, 1й 5, с.51−53.
  142. В.В. Руководство по использованию экрана на уроках химии. Пособие для учителей.-М.: Учпедгиз, I960. НО с.
  143. Л.А. Эксперимент по органической химии в средней школе. Методика и техника.-М.: Просвещение, 1973. -5-е изд.,-288 с.
  144. Л.А. Преподавание органической химии в 10 классе.-М.: Просвещение, 1973. 2-е изд.,-287 с.
  145. Л.А., Иванов Р. Г., Полосин B.C. и др. Общаяметодика обучения химии.-М.: Просвещение, 1981. 224 с.
  146. В.Т. Демонстрация электрохимических опытов с помощью кодоскопа. Химия в школе, 1976, to 6, с.71−72.
  147. И.Н. Изучение строения и свойств органических веществ.-М.: Просвещение, 1972. 190 с.
  148. И.Н. Методика формирования у учащихся основных понятий органической химии. Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1979. 208 с.
  149. С.Г. Методика обучения химии в восьмилетней и средней школе.-М.: Учпедгиз, 1963. 668 с.
  150. Шаповаленко С. Г, Основные направления в создании и использовании учебно-наглядных пособий и школьного оборудования в ближайшие 10−15 лет.-М., 1969,-40 с.
  151. С.Г. Вопросы теории методов обучения в средней школе.-М., 1967,-17 с.
  152. Н.М. Некоторые проблемы, связанные с использованием новых технических средств в обучении. В кн.: Тр. ин-та общ. и политех.образов.-М.: Изд. АПН РСФСР, 1963, вып.128,с.
  153. Н.М. Дидактические основы применения технических средств в педагогике, (докл.на 5 Всерос.конф.по прим. тех. сред. и прогр.обуч.).-М., 1969. 16 с.
  154. Н.М. Дидактические проблемы применения ТСО в средней школе.-М.: Педагогика, 1973. 268 с.
  155. Н.М. и др. Технические средства обученияФ-М.: Знание, 1975. 63 с.
  156. Школьный химический эксперимент и его сочетание с различными средствами наглядности. В сб.: Методика обучения химии в средней и высшей школе.-М., 1979, с.65−68.
  157. Экранные и звуковые пособия в школе. Под ред. Н. М. Шахмаева.-М.: Просвещение, 1966. 296 с.
  158. Н.Н. Применение кодоскопа на уроках русского языка. В кн.: Вопросы создания и использования учебного оборудования. Сб.тр.-М.: НИИ ШОТСО, 1973, т.1, с.25−26.1. На Вьетнамском языке
  159. Основные документы 1У съезда КПВ.-Ханой: Изд. ЦК КПВ, 1977. 366 с.
  160. У съезд КПВ.-Ханой: Изд. ЦК КПВ, 1982. 199 с.
  161. Н.Н., Кыонг Н., Чинь Д. С. Дидактические основы преподавания химии.-Ханой: Просвещение, 1977. 2-е изд., т.1,-348 с.
  162. Программы по химии.-Ханой: Просвещение, 1979. 21 с.
  163. Проект программы по химии в реформе образования СРВ.-Ханой, 1979,-30 с.
  164. Д.С., Кыонг Н. и др. Химический эксперимент в средней школе.-Ханой: Просвещение, 1965. т.1,-132 с.
  165. Д.С., Кыонг Н., Фунг Л. В., Куанг Н. Н. и др. Химический эксперимент в средней школе.-Ханой: Просвещение, 1966. т.2,-183 с.
  166. Л.С., Кань Н. В. Методика преподавания химии в 10 классе.-Ханой: Просвещение, 1968. 265 с.
  167. Химия в 10 классе. Учебник.-Ханой: Просвещение, 1973. т.2,-162 с.
Заполнить форму текущей работой