Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия формирования рефлексивных умений будущих учителей начальных классов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявленный в ходе исследования комплекс педагогических условий общего, частного и специфического характера способствует эффективному формированию рефлексивных умений педагогов. Общие условия: системность, непрерывность процесса формирования рефлексивных умений студентов, контролируемость результатов на разных этапах обучения, внутренние условия учреждений (образовательная среда, учебный процесс… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы формирования педагогической рефлексии будущих учителей начальных классов
    • 1. 1. Сущность и особенности педагогической рефлексии
    • 1. 2. Процесс формирования рефлексивных умений в отечественной и зарубежной теории и практике
    • 1. 3. Особенности формирования рефлексивных умений будущих учителей начальных классов
  • Выводы по 1 главе
  • Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию рефлексивных умений будущих учителей начальных классов
    • 2. 1. Характеристика экспериментальной работы по формированию рефлексивных умений будущих учителей начальных классов
    • 2. 2. Структура, содержание и педагогические условия формирования рефлексивных умений будущих учителей начальных классов
    • 2. 3. Динамика сформированности рефлексивных умений будущих учителей начальных классов
  • Выводы по 2 главе

Педагогические условия формирования рефлексивных умений будущих учителей начальных классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В системе российского образования в настоящее время происходят процессы модернизации, которые обусловлены интеграцией страны в мировое образовательное пространство на основе идей Лиссабонской конвенции (1997г.) и Болонской декларации (1999г.). Согласно национальной доктрине образования Российской Федерации (2000г.) и концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, предъявляются особые требования к профессиональной подготовке педагогов.

Изменения социально-политических и экономических ориентиров современного общества привели к выдвижению новых требований, предъявляемых обществом к учителю начальных классов, к уровню его подготовленности.

Динамизм социально-экономического, научно-технического, образовательного и духовного развития общества необычайно актуализировал потребность в специалисте нового типа, способном профессионально действовать в условиях реформации системы образования Российской Федерации. Рыночная экономика с жесткой конкуренцией требует специалистов, способных к творческому труду, высоко профессиональных, мобильных, готовых к поиску и реализации новых, эффективных подходов к организации своей деятельности.

Изменения образовательных парадигм предполагает переход к новым технологиям образования, ориентированным на вариативность, субъектность, творческую индивидуальность, профессиональное мастерство, педагогическую зоркость и культуру педагогического общения, личностный потенциал учителя начальных классов. Происходящие преобразования определяют необходимость изменения имеющихся систем профессиональной подготовки учителя начальных классов, который должен выступать носителем перемен в воспитательно-образовательном процессе.

В соответствии с законом РФ «Об образовании», Федеральной программой развития образования в России целью современного образования становится воспитание личности, способной к самоопределению, самообразованию, саморазвитию, а содержание образования ориентируется на создание условий для самосовершенствования, самореализации личности, осознание себя как субъекта образовательного процесса. Это требует расстановки приоритетов в проблеме подготовки будущего учителя начальных классов, выдвижение в качестве ведущей цели — формирование личности, обладающей высоким уровнем профессионализма, что предполагает овладение не только системой знаний, но и системой умений, обеспечивающих способность эффективно выполнять профессиональные функции.

В виду этого выступает необходимость формирования у будущих учителей начальных классов рефлексивных умений, выражающихся в способности формировать представление о себе, о своей деятельности, прогнозировать и планировать деятельность, а также выяснять и анализировать мнения других людей о своей деятельности и о себе.

Рефлексивные умения не даются человеку от рождения, они совершенствуются с возрастом, образованием, ростом интеллектуального уровня, социально-экономического статуса человека. Формирование рефлексивных умений процесс сложный и длительный, поэтому начинать его следует с начальных курсов профессионального обучения будущих учителей начальных классов.

В целом вопросы профессионального становления специалиста на этапе вузовской подготовки раскрыты в исследованиях (А.Ф. Аминова, P.M. Асадуллина, Ю. В. Варданян, P.A. Литвака, Л. И. Мищенко, А. П. Огаркова, Е. В. Романова, А. Н. Сергеева, З. М. Уметбаева и др.).

В теории проблема рефлексии рассматривается в различных научных областях: философии, психологии, педагогике и др. Спектр смыслов, которые имеют место при использовании понятия рефлексии, достаточно широк: самопознание, самооценка, самоанализ, самосознание, размышление, обдумывание своих действий и т. д.

В философской литературе термин «рефлексия» трактуется как, форма теоретической деятельности общественно-развитого человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов, деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека.

В психологических исследованиях «рефлексия» понимается, как фундаментальная способность сознательного существа быть в отношении к собственному сознанию, мышлению, условиям и способам осуществления жизнедеятельности (С.Л. Рубинштейн, Б.Д. Эльконин) (142).

В педагогических исследованиях «рефлексия» — это не только знание и понимание человеком самого себя, но и выяснение того, как другие понимают и воспринимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления (134).

Педагогическая рефлексия — это деятельностная способность интеллекта объектировать собственные психические процессы, воспринимать и анализировать свою деятельность. Являясь механизмом самоанализа, педагогическая рефлексия становится инструментом самоконтроля, осмысления, ответственного поведения, дает возможность проследить причинно-следственные отношения в собственном мире. Эти особенности составляют сущностное значение педагогической рефлексии.

Увеличение числа работ, посвященных вопросам формирования рефлексивных умений у специалистов различных сфер деятельности, свидетельствует о пристальном внимании ученых к данному вопросу. Однако, несмотря на наличие определенных успехов в решении теоретических и практических аспектов рассматриваемой проблемы, эффективность формирования рефлексивных умений будущих учителей начальных классов не соответствует возросшим требованиям времени.

В современных условиях можно зафиксировать объективно существующие противоречия:

• между потребностью современного общества в высококвалифицированном учителе начальных классов, обладающем рефлексивными умениями, и недостаточным уровнем профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов вуза к осуществлению рефлексивных умений;

• между необходимостью совершенствования рефлексивных умений будущих учителей начальных классов и отсутствием модели их формирования в профессиональной сфере «Педагогика и методика начального образования».

• между необходимостью повышения качества формирования рефлексивных умений будущих учителей начальных классов и отсутствием критериев, показателей и уровней его эффективности.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена, с одной стороны, потребностью практики в формировании рефлексивных умений будущих учителей начальных классов, а с другой неразработанностью данной проблемы в системе профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов.

Выделенные противоречия позволили сформулировать тему исследования: «Формирование рефлексивных умений будущих учителей начальных классов». Научная проблема, которая сформулирована следующим образом: каковы основные направления и педагогические условия формирования рефлексивных умений будущих учителей начальных классов?

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия эффективности формирования рефлексивных умений будущих учителей начальных классов. Объект исследования — процесс формирования рефлексивных умений будущих учителей начальных классов.

Предмет исследования — педагогические условия по формированию рефлексивных умений будущего учителя начальных классов.

В исследовании выдвигается следующая гипотеза: формирование рефлексивных умений будущих учителей начальных классов будет более эффективным, если: а) на основе теоретического анализа проблемы исследования будет дана сущностно-содержательная и структурно-функциональная характеристика рефлексивных умений будущих учителей начальных классовб) построена модель формирования рефлексивных умений будущих учителей начальных классовв) определены критерии, показатели, уровни успешного формирования рефлексивных умений будущих учителей начальных классовг) формирование рефлексивных умений будет связано с особым, свойственным учителям начальных классов, латеральным мышлениемд) разработано научно-методическое обеспечение процесса формирования рефлексивных умений будущих учителей начальных классов.

Проблема, объект, предмет и цель исследования обозначили следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы формирования рефлексивных умений будущих учителей начальных классов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике.

2. Определить особенности, роль и место процесса формирования рефлексивных умений в подготовке будущих учителей начальных классов.

3. Разработать систему формирования рефлексивных умений будущих учителей начальных классов.

4. Определить критерии, показатели и уровни сформированности рефлексивных умений будущих учителей начальных классов.

5. Теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, способствующих эффективному формированию рефлексивных умений будущих учителей начальных классов.

Теоретико-методологическую основу нашего исследования составляют:

Методологические подходы:

— акмеологический (Б.Г. Ананьев, И. Д. Багаева, A.A. Бодалев, A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, Л. И. Катаева, Н. В. Кузьмина и др.);

— системно-целостный (В.В. Краевский, В. А. Сластенин, E.H. Шиянов, Э. Г. Юдин и др.);

— личностно — деятельностный (А.Н. Леонтьев, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.), модульный (Г.К. Селевко, П. И. Третьяков, Н. Б. Шмелева и др.);

— педагогической антропологии (В.И. Слободчиков);

— индивидуально — творческий (А.Г. Асмолов, И. А. Козырева, В. А. Петровский, Е. Л. Яковлева и др.).

Теоретико — методологические подходы: а) положение гуманистической философии о человеке как субъекте отношений, способном к саморазвитию и самоорганизации (А. Маслоу, К. Роджерс, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн и др. б) теория личности, ее индивидуальности и персонализации в деятельности (Л.И. Божович, B.C. Мерлин, С. Л. Рубинштейн и др.) — в) теория деятельности (П.Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина и др.) — г) теория профессионального образования и личностного развития в профессиональном становлении специалиста (А.П. Беляева, В. П. Беспалько, A.A. Бодалев, A.A. Вербицкий, A.A. Деркач, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, Т. И. Шамова, Н. Б. Шмелева, В. А. Якунин и др.).

Основополагающими являются исследования, где раскрываются общие закономерности педагогического процесса в высшей школе, технологиях обучения и воспитания студентов (A.C. Гаязов, A.A. Вербицкий, В.И.

Загвязинский, A.C. Казаринов, А. И. Мищенко и др.).

Значительный вклад в теорию и практику профессиональной подготовки внесли труды A.C. Белкина, JI. И. Гурье, Г. М. Романцева, Р. З. Тагариева, Г. С. Трофимова, Э. Ш. Хамитова, В. А. Черкасова.

Определяющий интерес в русле нашего исследования вызывают работы A.A. Баранова, В. И. Бенина, С. И. Вострокнутова, В. Г. Рындак, JI.C. Саяховой, B.C. Хазиева, В. Ю. Хотинец об особенностях формирования творческой личности.

Вопросы профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности рассматриваются P.M. Асадуллиным, A.A. Барановым, Г. А. Ушакович, Г. С. Захаровым, H.H. Тулькибаевой, А. Н. Утехиной.

Для решения поставленных задач, проверки выдвинутой гипотезы нами использовались разнообразные теоретические и эмпирические методы исследования: анализ, синтез, дедукция, индукция, моделирование, обобщение философской и психолого-педагогической литературы, беседа, анкетирование, опрос, прямое и косвенное наблюдение, рефлексивный анализ наблюдаемых явлений, моделирование, педагогический эксперимент, изучение и обобщение передового педагогического опыта.

База исследования: опытно — экспериментальная работа проводилась на базе Стерлитамакской педагогической академии, Башкирского государственного педагогического университета, Восточного института экономики, гуманитарных наук, управления и права. Исследованием охвачено 350 студентов I — V курсов, обучающихся по специальности: «Педагогика и методика начального образования».

На первом этапе (2000;2001 г. г.) осуществлялся анализ философской, психологической и педагогической литературы. В эти же сроки был разработан понятийный аппарат, построена рабочая гипотеза и проведен констатирующий эксперимент, осуществлен первичный сбор и анализ эмпирического материала.

На втором этапе (2002;2004 г. г.) проводились основные направления формирующего экспериментаопределялись педагогические условия его проведенияразрабатывался и внедрялся в практику работы высшей школы спецпрактикум «Рефлексивные умения учителя начальных классов».

На третьем, заключительном этапе (2004;2005 г. г.) осуществлялись контрольный и прогностический эксперименты. Проведена проверка результативности разработанных педагогических условий по формированию рефлексивных умений будущих учителей начальных классовподтверждены теоретико-экспериментальные выводы и обобщениясистематизированы и описаны полученные результатырезультаты исследования внедрены в практику подготовки будущего учителя начальных классов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— уточнена сущность и особенности рефлексивных умений будущих учителей начальных классов;

— разработана система педагогических средств, необходимых для формирования рефлексивных умений и знаний будущих учителей начальных классовобоснована и экспериментально доказана взаимосвязь между сформированностью рефлексивных умений и повышением уровня эмпатии, коммуникативных и организаторских способностей будущих учителей начальных классоввыявлены критерии, показатели и уровни сформированности рефлексивных умений будущих учителей начальных классов. Предложен ряд способов диагностики формируемых умений;

— определен комплекс педагогических условий общего, частного и специфического характера, способствующих успешному формированию рефлексивных умений будущих учителей начальных классов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определены роль и место процесса формирования рефлексивных умений в профессиональной подготовке будущих учителей начальных классовразработаны содержание и способы формирования рефлексивных умений будущих учителей начальных классовопределены педагогические условия формирования рефлексивных умений будущих учителей начальных классов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны программа формирования рефлексивных умений будущих учителей начальных классов, спецпрактикум «Рефлексивные умения учителя начальных классов», методические рекомендации по формированию рефлексивных умений будущих учителей начальных классов.

Накопленный в ходе исследования эмпирический материал и результаты исследования могут быть использованы в практике подготовке будущих учителей начальных классов в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, педагогического профиля.

Достоверность научных результатов обеспечивается непротиворечивостью методологических позиций исследования, соответствующей поставленной проблеме, применением широкого круга теоретических, эмпирических методов, адекватных предмету исследованиявзаимодополняющим качественным и количественным анализом опытно — экспериментальной работы.

Основные положения, выносимые на защиту:

• формирование рефлексивных умений будущих учителей начальных классов обеспечивается применением специально организованного образовательного процесса, специфики обучения по специальности «Педагогика и методика начального образования», состава формируемых умений, уровня их изначальной сформированности;

• разработана система формирования рефлексивных умений будущих учителей начальных классов, состоящая из взаимосвязанных структурных компонентов: целевого, содержательного, деятельностного и результативного;

• комплекс педагогических условий {общих — системность процесса формирования рефлексивных уменийчастных — разработка модели формирования рефлексивных умений, адекватной реальной ситуации современному уровню развития научного знания и специфических — доведение до студентов актуальности и значения формирования рефлексивных умений) обеспечивает эффективность формирования рефлексивных умений будущих учителей начальных классов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в форме участия в научно-практических конференциях международного, зонального, республиканского, межвузовского уровней в г. Уфе, г. Стерлитамаке, г. Казани, г. Москве в 2002 — 2005 г.

Основные положения и научно-практические выводы диссертационного исследования получили отражение в методических рекомендациях и программе спецпрактикума «Рефлексивные умения учителя начальных классов».

Структура диссертации: Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, выводы по главам, заключения, 2 диаграмм, 1 рисунка, библиографического списка, включающего 184 наименования и приложения, 19 таблиц.

Выводы по главе 2:

1. Анализ состояния проблемы формирования рефлексивных умений будущих учителей начальных классов показал, что недостаточная подготовленность педагогов в данном направлении связана с неразработанностью методики обучения рефлексии и рефлексивного умения.

2. Выявленный в ходе исследования комплекс педагогических условий общего, частного и специфического характера способствует эффективному формированию рефлексивных умений педагогов. Общие условия: системность, непрерывность процесса формирования рефлексивных умений студентов, контролируемость результатов на разных этапах обучения, внутренние условия учреждений (образовательная среда, учебный процесс). Частные условия: ориентация будущих учителей начальных классов на специфику процесса формирования рефлексивных умений, разработка модели формирования рефлексивных умений, адекватной реальной ситуации и современному уровню развития научного знания, обогащение учебных программ, дисциплин знаниями о рефлексии. Специфические условия: доведение до студентов актуальности и значимости формирования рефлексивных умений, осознанный выбор студентами специальности «Педагогика и методика начального образования», формирование устойчивых знаний о рефлексии, методическое обеспечение процесса формирования рефлексивных умений.

3. Разработанные в процессе опытно-экспериментальной работы критерии, показатели и уровни сформированности рефлексивных умений будущих учителей начальных классов в вузе могут лечь в основу мониторинга их качества и оценки процесса их формирования.

4. Разработанные и внедренные в ходе исследования, методические рекомендации «Рефлексивные умения педагога», создают предпосылки для успешного формирования рефлексивных умений студентов в современных условиях.

5. Результаты анализа проведенного эксперимента обобщены в виде, таблиц, графиков, которые показывают динамику формирования рефлексивных умений:

— высокий уровень с 4% до 20%— средний уровень с 30% до 49%;

— низкий уровень с 69% до 30% (уменьшился).

6. При анализе массива данных, полученных на этапе завершения формирующего эксперимента, обнаружена определенная тенденция к повышению уровня эмпатии и коммуникативных и организаторских способностей студентов в зависимости от повышения у них уровня сформированности рефлексивных умений.

Заключение

.

Проведенное экспериментальное исследование, а также анализ изученной литературы по проблеме исследования дают основание сделать вывод, что формирование рефлексивных умений будущих учителей начальных классов становится сегодня важным источником их профессионально-личностного развития.

Увеличение числа работ, посвященных проблеме формирования рефлексии, свидетельствует о пристальном внимании ученых к данному вопросу. Однако, несмотря на наличие определенных успехов в решении теоретических и практических аспектов рассматриваемой проблемы, эффективность формирования рефлексивных умении будущих учителей начальных классов не соответствует изменившейся социокультурной обстановке в России.

Актуальность формирования рефлексивных умений будущих учителей начальных классов обусловлена потребностью практики в формировании рефлексивных умений и неразработанностью данной проблемы в системе профессиональной подготовки будущих учителей начальных классовнеобходимостью комплексного подхода, обобщающего и систематизирующего имеющийся теоретический и практический потенциал профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов.

Процесс формирования рефлексивных умений будущих педагогов рассмотрен как система в единстве ее основных компонентов: целевого, содержательного, деятельностного и результативного. На основе системы, данной в исследовании сущностно — содержательной и структурно-функциональной характеристики рефлексивных умений будущих учителей начальных классов, выявлены и определены особенности и основные направления их формирования в процессе профессиональной подготовки студентов вуза.

Частные условия: ориентация на специфику процесса формирования рефлексивных уменийразработка модели формирования рефлексивных умений, адекватной реальной ситуации и современному уровню развития научного знаниясоздание новой образовательной средыобогащение учебных программ дисциплин знаниями о рефлексии.

Специфические условия: доведение до студентов актуальности и значимости формирования рефлексивных уменийосознанный выбор студентами специальности «Педагогика и методика начального образования" — формирование устойчивых знаний о рефлексииметодическое обеспечение процесса формирования рефлексивных умений.

Разработанные в процессе опытно — экспериментальной работы критерии, показатели и уровни сформированности рефлексивных умений будущих учителей начальных классов в вузе являются основой для мониторинга качества и оценки процесса их формирования.

Разработанный и внедренный в ходе исследования спецпрактикум «Рефлексивные умения педагога», методические рекомендации создают предпосылки для успешного формирования рефлексивных умений студентов в современных условиях.

Цель, этапы эксперимента, основные задачи, содержание, методы исследования вошли в структуру технологической карты эксперимента. Результаты среза констатирующего эксперимент показали необходимость специальных условий для формирования рефлексивных умений будущих учителей начальных классов.

Технология формирования рефлексивных умений внесла изменения в педагогические дисциплины, применение рефлексивно богатых форм и методов обучения будущих учителей начальных классов.

На первом курсе дисциплины «Введение в педагогическую деятельность» и «Основы педагогического мастерства» наиболее оправдывают себя как форма рефлексивной деятельности студентов, «педагогический дневник» — ведение рефлексивных заметок на каждый день.

В результате формирующего эксперимента нами получены данные, показывающие эффективность выбранных нами путей и способов формировании рефлексивных умений будущих учителей начальных классов, доказывающие справедливость выдвинутой нами гипотезы. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что поставленные задачи решены, цель достигнута.

Дан теоретический анализ проблемы формирования рефлексивных умений будущих учителей начальных классов. Рассмотрена сущностносодержательная и структурно — функциональная характеристика рефлексивных умений будущих педагогов. Построена модель формирования рефлексивных умений будущих учителей начальных классов. Определены критерии, показатели, уровни успешного формирования рефлексивных умений. Представлено формирование рефлексивных умений, связанное с особым, свойственным учителям начальных классов, латеральным мышлением.

Данное исследование не исчерпывает всех направлений обозначенной проблемы, так как упор здесь делается на формирование рефлексивных умений будущих учителей начальных классов. Но предложенные методы их формирования могут быть взяты за основу создания новых программ при профессиональной подготовке студентов ВУЗов различных специальностей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 19 990. — 141с.
  2. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973. — 288с.
  3. С.И. Дидактические условия организации педагогической практики студентов педвузов: Автореф. дис.. канд. пед. наук / С. И. Аверьянова. Магнитогорск, 1999. — 23с.
  4. Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя. — 2-е изд. М.: Просвещение, 1985. — 448с.
  5. Н.Г. Познавательная деятельность при формировании осознанного решения задач: Автореф. дис.канд. психол. наук. М., 1975. — 27с.
  6. Н.Г., Юдин Э. Г. О методах психологического изучения творчества // Проблемы научного творчества в современной психологии. -М., 1971.-С. 151−203.
  7. Л.Н. Рефлексивные формы развития понимания/ Л. Н. Алексеева // Методические и теоретические проблемы современной психологии. М.: АПН СССР, 1988. — С.6−14.
  8. .Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001. — 263с.
  9. В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс: Кн.1. Учеб. для вузов. — Казань, 1996. — 566с.
  10. В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого самовыражения. 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. -608с.
  11. О.С. Акмеологические основы рефлексивной самоорганизации педагога: Творчество и культура мышления: Автореф. дис. ., д-ра, психол. наук. -М., 1994. -210с.
  12. О.С. и др. Психология педагогической деятельности и мышления. — Самарканд, 1986. — 191с.
  13. О.С. Исследования по педагогической инноватике и культуре педагогического мышления. — М., 1991. — 123с.
  14. О.С. Основы методологического мышления. — М., 1989.-410с.
  15. О.С. Педагогическое мышление как средство управления и развития педагогической деятельности. — Самарканд, 1986. — 43с.
  16. М.Н. Образовательная рефлексия как форма нравственной деятельности: Педагогика нравственного поступка: Этико-философский компонент // Педагог: Наука, технологии, практика. — Барнаул, 1997. -№ 1−2.-С.17.
  17. Э.Г. Основы культуры и этики учителя. М.: Просвещение, 1997.-231с.
  18. P.M. Теория и практика совершенствования подготовки педагогических кадров // Учитель Башкирии. 1991. — № 6. — С.36−39.
  19. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. — М.: МГУ, 1990. — 36с.
  20. К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения. Уфа: Баш. гос. пед. ин-т, 1996. — 242с.
  21. К.Ш., Правдин Ю. П. Формирование познавательной активности студентов в процессе обучения: Учеб. пособие для вузов. — Уфа: Баш. гос. пед. ин-т, 1988. 79с.
  22. З.Я. Формирование проектировочных умений студентов университета в процессе педагогической практики: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ижевск, 1997. — 17с.
  23. И.В. Психологические условия развития профессионального самосознания учителя (На материале спец. тренинговых групп): Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1995. — 19с.
  24. H.A., Коломенский Я. Л. Учитель и детский коллектив. -Минск, 1975
  25. М.Н. Теоретические основы интеграции образования. М.: «Совершенство», 1998. — 174с.
  26. A.A. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя: Дис.. канд. психол. наук. СПб., 1993. — 186с.
  27. Бим Бад Б. М. Антропологическое основание теории и практики современного образования: Очерк проблем и методов их решения. — М.: Из
  28. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Психол. исслед. -М.: Просвещение, 1968. —464с.
  29. Большая Советская Энциклопедия: В 30 т. 3-е изд. — т.22. — М.: Сов. энциклопедия, 1975. — 627с.
  30. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−17.
  31. Э. Латеральное мышление. — СПб., 1997
  32. Н.С. Внутренний диалог в структуре самосознания и его динамика в процессе психотерапии: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1966.-23с.
  33. К.Я., Петров Ю. Н., В.Д. Белиловский. Рефлексивное пространство // Педагогический менеджмент. — М., 1991. — С. 16−24.
  34. В.П., Степанов С. Ю. Рефлексивная диагностика в системе образования // Вопросы психологии. — 1997. № 5. — С.28−44.
  35. A.A. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. М.: Высш. шк., 1991. — 207с.
  36. Возрастная и педагогическая психология: Тесты. Сост. и коммент. М.О. Шуаре- Вступ. ст. В. В. Давыдова, М. О. Шуаре. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 268с.
  37. Г. Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. — Чебоксары, 1993. 85с.
  38. Г. Н. Этнопедагогическая концепция современного национального образования и воспитания // Вестник ун-та РАО, 1999. № 1. -С. 13−34.
  39. М.В. Взаимосвязь рефлексии и уровня притязаний в решении мыслительных задач: Дис.. канд. психол. наук. М., 1989. — 184 с.
  40. С.И. Формирование рефлексивных умений у студентов университета в процессе подготовки к воспитательной деятельности: Дис.. канд. психол. наук. Ижевск. 1999. — 162с.
  41. .З. Профессиональная рефлексия в непрерывном образовании // Гуманизация образования. — 1994. № 2. — С.31−34
  42. .З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. Взгляд на профессиональную подготовку учителя. М.: Магистр, 1995. — 111с.
  43. JI.C. Развитие высших психических функций. — М.: Изд-во АПН, 1960. 500с.
  44. JI.C. Собрание сочинений. М., 1982. — Т. 1. — 481 е.- 1982. — Т. 2. — 417с.- 1983. — Т. 3. — 368с.
  45. P.A. Творческое развитие личности в художественно-педагогической деятельности: Монография. Магнитогорск: МаГУ, 2000. -221с.
  46. В.Е. Уточнение и систематизация понятий и терминов в педагогике // Интегративные процессы в педагогической науке и практике коммунистического воспитания и образования. М.: АПН СССР, 1983. -С.21−29.
  47. Л.Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест. — М.: Изд-во Роспедагентство, 1995. с. 94.
  48. Г. А. Рефлексия как средство развития // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Новосибирск, 1987. — С.55.
  49. Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: Дис.. канд. психол. наук. -М., 1983. 176с.
  50. A.B. Формирование профессиональной позиции у студентов педагогического вуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Волгоград, 1996. 24с.
  51. В.В. Контрольно-оценочная деятельность // Формирование учебной деятельности школьников. — М., 1982. — С.10−20.
  52. В.В. О понятии развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544с.
  53. В.В., Зак А.З. Уровень планирования как условие рефлексии // Проблемы рефлексии в игровом обучении руководителей // Вопросы психологии. 1999. — № 3. — С.76−84.
  54. В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. 3-е. изд. — Т. 1. — М.: Рус. яз., 1989. — 699с.
  55. Е.К. Развитие субъектной позиции будущих учителей педагогического вуза как гуманистическая основа их профессионального обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Хабаровск, 1999. — 20с.
  56. Н.С. Педагогический коллектив школы // Новое в жизни, науке, технике. Сер. Педагогика и психология. — М.: Знание, 1984. — № 11.-80с.
  57. М.Н. Рефлексия внешних действий как интегральный показатель психологической готовности детей к обучению в школе: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1994. — 20с.
  58. Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. М.: Совершенство, 1997. — 203с.
  59. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. (Особенности деятельности студентов-преподавателей). — Минск: Из-во БГУ им. В. И. Ленина, 1978. 319с.
  60. Г. Г. Педагогические условия развития профессиональной рефлексии педагога: Дис.. канд. пед. наук. — Оренбург, 1999. 156с.
  61. В.И. Педагогическое творчество учителя. — М.: Педагогика, 1987. 160с.
  62. Закон Республики Башкортостан об образовании. — Уфа, 1993. —56 с.
  63. Закон Российской Федерации об образовании. М.: Новая шк., 1992.-55с.
  64. И.А. Педагогическая психология: Учебн. пособие для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. -477с.
  65. В.П. и др. Функциональная структура зрительной памяти. -М.: Изд-во МГУ, 1980. 175с.
  66. В.П. Мифы сознания и структуры сознания // Вопросы психологии, 1991. № 3.
  67. В.П. Образование. Мышление. Культура // Новое педагогическое мышление / Под ред. A.B. Петровского. — М., 1989. — С.90−102.
  68. Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения. — М., 1972. — 16с.
  69. И.Ф. Теоретические основы формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1993. — 328с.
  70. История философии в кратком изложении. Пер. с чеш. П. Вошаниева и др. -М.: Мысль, 1998. -591с.
  71. М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. — 328с.
  72. В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учеб. для вузов. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Логос, 1998. — 351с.
  73. И. Критика чистого разума. — М.: Мысль, 1994. — С.442−513.
  74. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: (Зарубежный опыт). М.: Знание, 1989. — 75с.
  75. Н.Б. Развитие и организация рефлексивных методов современном решении творческих задач: Автореф. дис.. канд. психол. наук. 1994. — 19с.
  76. И.А. Как приблизить подготовку учителей к потребностям школы // Педагогика. 1983. — № 5−6. — С.71−78.
  77. Н.А. Теоретические и методические основы подготовки специалиста эвритмии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997.-21с.
  78. Концепция комплексного исследования по теме: «Новые принципы технологии подготовки учителя в условиях перехода к непрерывному образованию». — М., 19 990. — 58с.
  79. В.В. Педагогика между философией и психологией // Педагогика. —1994. № 6. — С.24−31.
  80. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л.: Из-во ЛГУ, 1970. — 144с.
  81. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л.: Знание 1985. 32с.
  82. Н.В., Гинецианский В. И. Актуальные проблемы профессиональной педагогической подготовки // Советская педагогика. — 1982. № з. 66с.
  83. Е.А. Моральная рефлексия как феномен культуры: Дис.. канд. филос. наук. — Саранск, 1996. 16с.
  84. Г. Теория познания // Хрестоматия по философии: Учеб. для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С.217−226.
  85. А.Н. Анализ деятельности // Вестник МГУ. Сер. 14: Психология. — 1983. — № 2. — С.19−25.
  86. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977.-304с.
  87. Ю.И. Исследование влияния особенностей рефлексивного механизма на успешность профессиональной подготовки современного специалиста: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — СПб., 1998.-20с.
  88. Л.Е. Статус и функции метода логической рефлексии в структуре социально-исторического познания: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Белгород, 1994. — 16с.
  89. Д. О воспитании разума // Пед. соч. М.: Учпедгиз, 1939. —319с.
  90. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984. 444с.
  91. Н.В. Подготовка будущего учителя к разработке и внедрению гибких технологий как фактор повышения профессионально-творческой деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1998.-23с.
  92. И.Ю. Рефлексивный и коммуникативный компоненты личностного понимания: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1996.
  93. М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. — № 10. — С.73−79.
  94. В.Г. Психология педагогического воздействия воспитателя с детьми: Монография. — М.: Из-во «Прометей» Mill У им. В. И. Ленина, 1992. 80с.
  95. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993−80с.
  96. Н.Ф. Стиль руководства учителя как способ социально-психологического воздействия // Руководство и лидерство. — Л., 1973.
  97. Н.В. Методологические аспекты исследования проблемы педагогического образования в педагогическом вузе // Вестник ун-та РАО -№ 1. С .26.
  98. Е.Л. Психологическая модель подготовки учителя к работе с одаренными школьниками: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1998.-23с.
  99. Н., Морева Н. Готовим педагога иноватора // Народное образование. — 1996. — № 4−5. С.56−58.
  100. В. А. Рефлексия и её роль в преодолении профессиональных затруднений педагога: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Екатеринбург, 1996. 21с.
  101. Н.И. О моделях педагогической подготовки // Педагогическое образование XXI века: Материалы междунар. науч. — практ. конф. 13−16 апреля 1994. С.84−93.
  102. В.Б. Век образования // Человечество на рубеже XXI в. -М., — 1990.-96с.
  103. JI.M. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С.58−64.
  104. Е.С. Коммуникативный и рефлексивный компоненты и соотношение в структуре педагогических способностей. — JL, 1990. — 27с.
  105. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения эффективности общепедагогической подготовки учителя. Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1991, — 120с.
  106. В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности // Психология личности. Тексты. — М., 1982.
  107. А.Я. Инновации в образовании. Челябинск, 1995. — 288с.
  108. H.H. Современная образовательная ситуация в России: Тенденции развития // Вестник ун-та РАО. 1999. — № 7. — С.13.
  109. Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Советская педагогика. 1990. — С.41−47.
  110. С.И. Словарь русского языка. М., 1978. — 381с.
  111. Организация экспериментальной работы в образовательных учреждениях инновационного типа // Сост. А. Я. Найн, A.A. Найн. -Магнитогорск: ПГПИ, 1988. 151с.
  112. A.A. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика. 1995. — № 6. С.63−68.
  113. Основы педагогического мастерства: Учебн. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений. Под ред. И. А. Зязюна. — М.: Просвещение, 1989.- 302с.
  114. E.H. Знаки. Символы. Языки. — 2-е изд., доп. М.: Знание.- 247с.
  115. Педагогика и логика / Г. Щедровицкий, В. Розин, Н. Алексеев. — М.: Касталь, 1993.- 112с.
  116. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студентов высш. и сред. учеб. заведений / Под ред. С. А. Смирнова. — Издат. центр «Академия», 1999. 512с.
  117. Педагогика: Учебн. пособие для студентов педагогических вызов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 637с.
  118. Педагогика: Уч. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512с.
  119. Педагогическая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1964. Т. 1- 1965.-Т.2.
  120. Педагогические ситуации в воспитании школьников / Науч. ред. С. М. Годник. Воронеж, 1985.
  121. Педагогический словарь: В 2 т. — Т.2. — М.: АПН РСФСР, 1960.776с.
  122. В.Е. Формирование профессионально-личностной устойчивости в процессе обучения в вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Белгород, 1997. 17с.
  123. К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. — 216с.
  124. И.П. Педагогика: Учеб. для вузов. М.: Просвещение, 1996.-630с.
  125. O.A. Развитие рефлексивной компетентности кадров государственной службы: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1995. -25с.
  126. Я.А. Психология творческого мышления. — М., 1960. 352с.
  127. Я.А., Семенов Н. И., Степанов С. Ю. Рефлексия в развитии творческого мышления // Психологический журнал. 1986. — Т. 7. -№ 6. — С.7−23.
  128. М.М., Лазарев B.C. Функционирование и развитие школы // Управление развитием школы. М., 1995. — С.92−100.
  129. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других / Под ред. И. Ермакова. М.: ACT ПРЕСС, 1998. — 376с.
  130. Проблемы рефлексии в научном познании. Куйбышев: Куйбышевский гос. ун-т, 1983. — 160с.
  131. Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования. Под ред. И. С. Ляденко. Новосибирск, 1978. — 342с.
  132. Психолого-педагогический словарь: Для учителей и руководителей образовательных учреждений. Авт. — сост. В. А. Мижериков. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 540с.
  133. А.Г. Развитие эмпатии и рефлексии у студентов в процессе лингвистического анализа текста художественного произведения // Непрерывное педагогическое образование. 1994. — № 7, — С.63−69.
  134. A.B. Роль рефлексии в динамике имплицитных представлений о групповом решении творческих задач: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1998. — 25с. t
  135. П.В. Моделирование в группах активного социально-психологического обучения // В кн: Введение в практическую социальную психологию. М., 1994. — 254с.
  136. A.A. Рефлексивно перцептивный анализ в деятельности педагогов // Вопросы психологии. — 1990. — № 2. — С.77−81.
  137. Рефлексивная психология и педагогика на рынке услуг / Под общ. ред. Г. Ф. Похмелкиной. Винница, 1991. — 293с.
  138. C.JI. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1985. — 114с.
  139. C.JI. Основы общей психологии: В 2 т.-м: Педагогика, 1989. Т.1. — 488с.
  140. В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя: Монография. М.: Пед. вестн., 1997. — 244с.
  141. В.Г. Формирование организаторских умений будущих учителей в процессе непрерывной подготовки педагогической практики: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1988. 202с.
  142. Н.Я. Рефлексивное управление процессом профессионального становления будущего учителя. Монография. — Москва — Магнитогорск, 2002.
  143. И.Н. Типы взаимодействия наук и методологические ориентации в психологии творчества и рефлексии // Наука о человеке. М., 1989. — С.18−34.
  144. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография / ВГПУ. Волгоград: Перемена, 1994. — 150с.
  145. Т.Э. Формирование мотива в рефлексивных процессах: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Новосибирск, 1996. — 25с.
  146. В. Мозг и творчество // Вопросы философии. 1992. -№ 11.-С.З-24.
  147. В.А. Педагогика: Уч. пособие для студентов пед. учеб. заведений. -М.: Школа-Пресс, 1998. 512с.
  148. В.А. Профессиональное самосознание учителя. -1995. № 3. — С.52−59.
  149. В.А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки. — М.: Просвещение, 1976. — 160с.
  150. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: Инновационная деятельность. -М.: изд-во «Магистр», 1997. -224с.
  151. В.И., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Уч. пособие для вузов. М.: Школа — Пресс, 1995.-383с.
  152. О.В. О повышении качества практической подготовки будущего учителя // Новые исследования в педагогических науках. Вып. 1. — 1991. — С.35−38.
  153. С.Ю., Семенов И. Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач // Вопросы психологии. — 1982. № 1. — С.9−104.
  154. Л.Д. Основы психологии: Уч. пособие для вузов. — 2-е изд. перераб. и доп. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 733с.
  155. Л. А. Ориентация студентов на инновационную деятельность в развивающейся школе: При изучении педагогических дисциплин в педагогическом вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — СПб., 1995. 19с.
  156. И.П. Формирование учебной этической деятельности будущих педагогов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Калининград. — 18с.
  157. Н.М. Воспитание — синергетическая система ориентированного человековедения. — Казань: Дом печати, 1998. 135с.
  158. И .Г. Становление педмастерства будущего учителя в процессе развития его рефлексивной позиции: Автореф. дис.. канд. пед. наук. 1989. -23с.
  159. Ф.Ш. Формирующая биосоциальная педагогика. -Уфа.-385с.
  160. А.И. Дидактическая подготовка будущего учителя: Технологический подход. Орел, 1993. — 123с.
  161. A.B. Формирование у учащихся учебных умений. — М.: Знание, 1987. 80с.
  162. А.Ф. Ясность, беспокойство и рефлексия: К социологической характеристике современности // Вопросы философии. -1998. -№ 8.-58с.
  163. Философская энциклопедия: В 5 т. — Т.5 / Гл. ред. Ф. В. Константинов. М., 1970. 740с.
  164. Э.Ш. Основы педагогической профориентации. М., Уфа. — 173с.
  165. О.Г. Организационно-педагогические условия повышения эффективности начальной профессиональной подготовки учащихся на основе дифференциации образовательного процесса: Дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 164с.
  166. A.B. Эвристическое обучение: Теория, методология. -М.: Изд-во Международной педагогической академии, 1998. 171с.
  167. В.М. Формирование готовности будущего учителя к педагогическому анализу: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1990. -19с.
  168. Т.Н. Формирование опыта творческой педагогической деятельности студентов педвуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Саратов. -24с.
  169. О.Ю. Формирование педагогической рефлексии в подготовке будущего учителя: Автореф. дис.. канд. наук. — У., 2000. — 21с.
  170. Е.Н. Гуманизация профессионального становления педагогов // Педагогика. 1991. — № 9. — С.80−84.
  171. И.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1991. -33с.
  172. Ю.А. Человеческая рефлексия // Вопросы философии. -1990. № 7. — С.32−42.
  173. Г. П. Организационно деятельностная игра как форма организации и метод развития мыследеятельности: нововведения в организацию. — М., 1993. — 301с.
  174. Г. П. Проблемы методологии системного исследования. М.: Знание, 1964. — 489с.
  175. Г. П. Система педагогических исследований // Педагогика и логика. М., 1993. — 421с.
  176. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителей. М.: Просвещение, 1986. — 144с.
  177. Энциклопедический словарь. Гл. ред. А. М. Прохорова. — 2-е изд. -M.: Сов. Энцикл., 1983. 160с.
  178. Е.А. Демократическая педагогика перемен // Советская педагогика. 1990. — № 10. — С.6−14.
  179. Kohut H. Introspection, empathy and the semi-circle of mental health. International Journal of Psychoanalysis, 1982. — P.395−407.
  180. Piaget J. Recherches sur abstraction reflechissantes. Paris, PUF, 1977.-Vol. 1,2.-326p.
Заполнить форму текущей работой