Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Культурно-образовательный потенциал городского пространства: теоретико-культурологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мегаполис и индустриальный город являются особыми типами социокультурной организации поселений. Культурно-образовательный потенциал мегаполиса и индустриального города реализуется как много уровневая система. Потенциал макроуровня раскрывается через регионально-культурную идентичность. Факторами и мотивами формирования региональной идентичности Екатеринбурга и Нижнего Тагила являются: общность… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Город как социокультурный феномен
    • 1. 1. Теоретико-методологический анализ категории «городское пространство»: социокультурный аспект
    • 1. 2. Культурно-образовательное пространство города
  • Глава II. Социокультурное пространство мегаполиса и индустриального города (на примере Екатеринбурга и Нижнего Тагила)
    • 2. 1. Мегаполис и индустриальный центр как два типа городских поселений: социокультурный аспект
    • 2. 2. Культурно-образовательный потенциал мегаполиса и индустриального города (на примере Екатеринбурга и Нижнего Тагила)

Культурно-образовательный потенциал городского пространства: теоретико-культурологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена следующими обстоятельствами.

Городское пространство является ведущей организационной формой поселений. Познание города позволяет изучить генезис, сущность и общие закономерности развития и функционирования социокультурной системы и ее элементов. Изменения (социальные, культурные, политические, экономические), с одной стороны, находят свое отражение в городе — не только в его физическом облике (планировке, застройке), но также нематериальных составляющих (геокультурный образ, ментальность). С другой — сам город и его жители являются активной силой, которая инициирует данные изменения. Город является локусом пересечения субъективных и объективных структур жизнедеятельности человека. Многие термины современной социально-гуманитарной парадигмы в той или иной степени коррелируют с дефиницией «городское пространство». Город — это репрезентативный локус человеческого бытия.

Человек предпринимает всевозможные шаги, чтобы понять то место, в котором он проживает свою жизнь. Таким образом, город является пространством и одним из факторов социализации и инкультурации, местом развития интеллектуальных, ментальных, духовных способностей.

Нас, прежде всего, интересует город в его социокультурной интерпретации, транслирующий и генерирующий новые смыслы, ценности, социокультурный опыт, реализующий человеческий потенциал.

Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что культурно-образовательный и эвристический потенциал городского пространства не учитывается или вовсе не берется во внимание в большинстве исследований. Культурный и цивилизационный «багаж», накопленный человечеством, «хранится» и транслируется городом. Уникальность города заключается в том, что он является амбивалентным образованием по отношению к человеку. Город — это и субъект, и объект — одновременно. В одно и то же время он создается, обустраивается людьми в соответствии с их требованиями, а также сам влияет на человека — обуславливает его поведение, оказывает воздействие на ментальном уровне.

Сложность поставленной проблематики подразумевает комплексный и междисциплинарный подход. Действительно, город является объектом изучения многих наук: географии, социологии, истории, психологии и др.

Итак, автор рассматривает город как культурно-образовательное пространство, центральная функция которого — воздействие на человека.

Степень изученности проблемы. Рассмотрение культурно-образовательного потенциала городского пространства дает возможность исследователю анализировать и систематизировать уже имеющиеся в научном арсенале знания.

В рамках исторической парадигмы городское пространство рассматривается: Ж. Jle Гоффом и «школой Анналов», О. Тьерри, Ф. Гизо, Г. Маурер, С. Костов, JI. Мамфордом — в западной исторической традиции. В отечественной исторической науке — JI.H. Гумилевым, А. А. Сванидзе, С. М. Стамом.

Социологическая парадигма разрабатывалась в трудах П. Бурдье, П. Бергера, М. Вебера, Э. Дюргейма, Т. Лукмана, Г. Зиммеля, В. Зомбарта, представителей Чикагской школы социологии (Э. Берджесс, Л. Вирт, Р. Маккензи, Р.Э. Парк).

Феномен индустриальной культуры и города исследован в работах X. Ортега-и-Гассета, О. Шпенглера, Б. Вышеславцева, Э. Тоффлера, Дж. Брадфорд Де Лонга, А. Шлейфера. Мегаполис как проблемное поле рассматривают Р. Сеннет, Д. Белл, Ф. Фукуяма, С. Милграм.

Категориям «пространство» и «социокультурное пространство» уделено внимание в трудах М. Бахтина, Д. Замятина, В. Каганского, К. Линча, Ю. Лотмана, П. Сорокина, М. Элиаде.

Локальным (региональным) формам социокультурной организации городского пространства посвящены работы Ю. Лотмана, В. Рубцова, Ю. Шабалина, В. Глазычева, Ч. Лэндри.

Проблема культурно-образовательного пространства исследована в работах И. Мурзиной, Н. Гладченковой, И. Ничипуренко, Н. Усатой.

Культурно-образовательный потенциал и креативные практики исследованы в разработаны в трудах П. Торренса, Р. Флорида, О. Карловой.

Объектом нашего изучения является город как специфическое социокультурное пространство.

Предметом исследования — культурно-образовательный потенциал городской среды, обусловливающий социализацию и инкультурацию человека.

Цель исследования состоит в анализе культурно-образовательного потенциала городской среды, обусловливающем социализацию и инкультурацию человека и представляющем возможности для реализации его природных способностей.

В данной трактовке цель предполагает наличие трех аспектов: проанализировать социокультурную традицию в изучении городского пространства {теоретико-методологический аспект), исследовать специфические воплощения городской пространственности iсоциокультурный аспект), выявить культурно-образовательные факторы городского пространства (культурно-антропологический аспект).

В этой связи представляется актуальным решить следующие исследовательские задачи:

— проанализировать основные исследовательские позиции, позволяющие определить специфику городского пространства;

— феноменологически описать городское пространство;

— проанализировать основные проекции («измерения») города и их реализацию в городском пространстве;

— охарактеризовать современные типы городской пространственности в их социокультурной и культурно-антропологической интерпретации;

— выявить и описать элементы культурно-образовательного пространства индустриального города (Нижний Тагил) и мегаполиса (Екатеринбурга), обусловливающие социализацию и инкультурацию человека.

Методология работы обусловлена представленными задачами, спецификой объекта и предмета исследования. Исследование привлекло к использованию набора методов, включающих анализ специализированной литературы: исторической, социологической, психологической Требования современного культурологического анализа предполагают использование системного подхода. Автор обращается к сравнительно-историческому и структурно-функциональному методам, методу локально-исторических типов. Метод аксиологического подхода используется при анализе ценностного пространства города, его культурно-образовательного потенциала.

Эвристический потенциал, полученный за счет объединения с другими науками (географией, историей, социологией, философией, психологией, педагогикой), позволяет на качественно новом исследовательском уровне взглянуть на природу исследуемого явления. Феноменология стремится описать события и действия повседневной жизни такими, какими они являются, не лишенном догматики взгляде в его плюралистическом варианте.

Историческая антропология, история ментальности — объединила классическую историю с культурологическим дискурсом.

Научная новизна работы состоит в следующем:

— уточнено содержание понятия «городское пространство» как социокультурной категории;

— предложена методика культурологического анализа городского пространства;

— выявлены факторы и элементы городского пространства, позволяющие формировать культурно-образовательное пространство современного города;

— проанализировано, как культурно-образовательный потенциал города влияет на социализацию и инкультурацию человека в условиях мегаполиса и индустриального центра.

Положения, выносимые на защиту.

1. Современная интерпретация дефиниции «город» представляет собой рассмотрение совокупности географической, исторической, социологической составляющих исследуемого феномена, актуализируемых в рамках социокультурной парадигмы, которая, в свою очередь, представляет собой совокупность нормативных, ментальных, гносеологических, бытийных установок, которыми руководствуются жители городов в своих повседневных практиках.

2. Городское пространство представляет собой совокупность нескольких измерений: физического, символического, ментального, социального. Измерения социокультурного пространства города обладают культурно-образовательным потенциалом.

3. Под культурно-образовательным потенциалом города понимают специфические особенности и функции городского пространства, которые используются субъектами образовательного процесса для трансляции и освоения культурно значимых ценностей.

4. Мегаполис и индустриальный город являются особыми типами социокультурной организации поселений. Культурно-образовательный потенциал мегаполиса и индустриального города реализуется как многоуровневая система. Потенциал микроуровня раскрывается через регионально-культурную идентичность. Потенциал мезоуровня актуализируется за счет специфики архитектоники мегаполиса и индустриального города. Микроуровень раскрывает культурнообразовательный потенциал за счет индивидуальных, личностныхкреативных — практик горожан.

Апробация полученных результатов.

Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры культурологии Уральского государственного педагогического университета. Отдельные аспекты диссертационного исследования получили разработку в статьях, тезисах докладов, в частности: Научно-практический и методологический журнал «Вопросы культурологии» (Москва, 2008), конференции «III Колосницынские чтения» (Екатеринбург, 2006), «Человек в мире культуры» (Екатеринбург, 2006), научно-практической конференция «Гуманитарное образование в современном российском вузе» (Екатеринбург, 2006), «Актуальные проблемы развития гуманитарных наук» (Екатеринбург, 2006). Результаты исследования использовались в работе по проекту № 5886 «Разработка учебно-методического обеспечения подготовки бакалавров культурологии на базе педагогических образовательных учреждений профессионального образования на основе компетентностного подхода» в рамках Федеральной целевой программы «Развитие потенциала высшей школы» (2009).

Результаты исследования использованы автором в чтении курсов «Культурология», «Социальная и культурная антропология», «Культура современного города».

Практическая значимость работы. Материалы диссертационного исследования могут использоваться при разработке лекций, семинаров и практических занятий в процессе профессиональной подготовки студентов-культурологов по базовой дисциплине «Социальная и культурная антропология», в специальных курсах «Культура современного города» и «Культура Урала», а также в разработке программ, реализующих культурную политику региона в целом, и отдельных городов, в частности.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Библиография включает 119 наименований. Объем работы составляет 160 страниц.

Заключение

.

В результате диссертационного исследования мы показали, что культурно-образовательное пространство обладает большим потенциалом. Культурно-образовательный потенциал городского пространства может быть изучен в рамках социокультурной исследовательской парадигмы, придерживающейся междисциплинарного подхода. Под культурно-образовательным пространством мы понимаем динамически развивающуюся целостность, структурные элементы которой используются субъектами социокультурного процесса для трансляции и освоения актуального комплекса ценностей и смыслов.

В качестве актуальных примеров городской пространственности нами выбраны мегаполис и индустриальный городской центр — на примере Екатеринбурга и Нижнего Тагила.

В нашей работе мы пришли к следующим выводам:

1. Современная интерпретация дефиниции «город» представляет собой рассмотрение совокупности географической, исторической, социологической составляющих исследуемого феномена, актуализируемых в рамках социокультурной парадигмы, которая, в свою очередь, представляет собой совокупность нормативных, ментальных, гносеологических, бытийных установок, которыми руководствуются жители городов в своих ежедневных практиках. Междисциплинарный статус культурологии дает возможность обратиться к анализу дефиниции «городское пространство», привлекая понятийный и категориальный аппарат других парадигм (географической, исторической, социологической, психологической). Рассматривая городское пространство как культурологическую категорию, определяется комплекс факторов, мотивов, механизмов, влияющих на субъект-объектные отношения между человеком и окружающим пространством. Городское пространство рассматривается как практическая реализация ценностного отношения к пространству. Физическое пространство, на котором расположен город, наделяется уникальным культурным смыслом.

2. Городское пространство представляет собой совокупность нескольких измерений: физического, символического, ментального, социального. Вхождение в образовательный мир — образовательное пространство — происходит через постижение феноменов культуры, культурных «измерений». Измерения социокультурного пространства города обладают культурно-образовательным потенциалом. Под физическим образовательным пространством понимается конкретное образовательное учреждение или существующая сеть образовательных учреждений, объединенных в систему образования. Символическое пространство представлено «культурными текстами», которые человек прочитывает на протяжении свей своей жизни. Ментальное пространство образования — комплекс представлений «о том, чему и как мы учим». Интеллектуальное пространство является синонимичным ментальному пространству, так как представляет собой локализацию imago mundi, образов реальности. Образование является социальным пространством, т.к. является одновременно социальным институтом и генератором общественных отношений и связей, норм и ценностей.

3. Под культурно-образовательным потенциалом города понимают специфические особенности и функции городского пространства, которые используются субъектами образовательного процесса для трансляции и освоения культурно значимых ценностей. Выделены критерии, в соответствии с которыми можно судить о культурно-образовательном потенциале пространственного явления — городе. Во-первых, это система учреждений, которая гарантирует содержательное погружение в культурный мир. Как правило, это происходит через приобщение к региональной культуре. Это помогает преодолевать фрагментарность культурного пространства современного города, снимает противоречия первичной социализации. Метафорически, само пространство (социум) «готовит» личность, которая будет жить в нем, закладывая с детства те качества, которые будут потом в нем востребованы. Во-вторых, гуманизация методов образовательного процесса. Применение практик, которые отвечают требованиям дифференциации, поливариантности образовательного процесса. Классические методы обучения и воспитания (репродуктивные, словесные, поисковые и др.) обретают потенциал в зависимости от позиции субъекта образовательного процесса. В-третьих, специфика пространства, заключающаяся в его открытости, биологичности. Обращение к разным — в пространственном и временном отношении — точка зрениям на проблемы бытия формирует многоуровневую «картину мира».

4. Мегаполис и индустриальный город являются особыми типами социокультурной организации поселений. Культурно-образовательный потенциал мегаполиса и индустриального города реализуется как много уровневая система. Потенциал макроуровня раскрывается через регионально-культурную идентичность. Факторами и мотивами формирования региональной идентичности Екатеринбурга и Нижнего Тагила являются: общность исторически судеб, общий тип материальной и духовной культуры, единство территории и хозяйственной деятельности, совместная активность в региональных организациях. Региональная идентичность Екатеринбурга и Нижнего Тагила представляет собой набор постоянных образов, символов, механизмов и образуется на основании тождества «Я — член территориальной общности». Наиболее важным являются те границы, с которыми себя отождествляет человек. Это стержень, который позволяет ориентироваться территориям в переходную эпоху, воспитывать личность с важными для данной территории качествами. Потенциал мезоуровня актуализируется за счет специфики архитектоники мегаполиса и индустриального города. Архитектоника представлена как интерференция нескольких измерений: физического, ментального, символического, социального. Потенциал физического измерения городов представлен сетью образовательных и культурных учреждений. Физическое пространство становиться эвристическим, если оно представлено институциональным аспектом, представляющим возможность разнообразных форм активности. Культурно-образовательный потенциал ментального измерения актуализируется через ценностно-ориентированную деятельность. Локомотивом может стать «краеведческий» фактор, через которые индивид входит в культуру, выстраивает свою «картину мира». Культурно-образовательный потенциал символического измерения раскрывается через феномен локального (регионального мифа). Локальный миф, нарратив которого мощнее материального источника, продуцирует регионально значимые смыслы, т. е. поддерживает городскую и региональную систему изнутри. Культурно-образовательный потенциал социального пространства городов формируется, в частности, за счет педагогического взаимодействия. Эффективность педагогического взаимодействия может достигаться как опосредованно через взаимодействие инициативных групп (родителей, общественных ассоциаций) и образовательных учреждений, так и через выполнение «социального заказа». Микроуровень раскрывает культурно-образовательный потенциал за счет индивидуальных, личностных — креативных — практик горожан. Потенциал данного уровня раскрывают креативные практики, через которые преображается город, «присваивается» мир. Управление культурно-образовательным пространством возможно, если горожане представляют собой «креативный класс» — горожане, которые участвуют в творческом решении задач. Это общественный ресурс, который определяет рост и процветание городов. Анализ критериев формирования креативного пространства Екатеринбурга и Нижнего Тагила показывает, что оно находится в процессе становления, однако с большими перспективами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации Текст.: Федер. закон РФ от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. — № 26.-С. 6577−6610.
  2. , А. И. Кризис урбанизации: формирование нового образа жизни Текст. / А. И. Алексеев, Н. В. Зубаревич // Проблемы прогнозирования. 2000. — № 4. — С. 138−146.
  3. , Н. П. Душа Петербурга Текст. / Н. П. Анциферов. СПб.: Лира, 1991.-249 с.
  4. , Ю. Д. Дейксис в лексике и грамматике и наивная модель мира Текст. / Ю. Д. Апресян // Избр. тр.: в. 2 т. / Ю. Д. Апресян. М., 1995. — Т. 2. — С. 625−650.
  5. , Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика Текст.: пер. с фр. / Р. Барт. -М.: Прогресс: Универс, 1994. 616 с.
  6. , А. А. Брюхо Петербурга Текст.: очерки столич. жизни / А. А. Бахтиаров. СПб.: Ферт, 1995.-221 с.
  7. М. М. Бахтин как философ Текст.: сб. ст. / отв. ред. Л. А. Гоготишвили, П. С. Гуревич. М.: Наука, 1992. — 251 с.
  8. , А. М. Свобода человека в социальном пространстве Текст. / А. М. Бекарев — Нижегород. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского. Н. Новгород: Изд-во Нижегород. ун-та, 1992. — 389 с.
  9. , П. Социальное конструирование реальности Текст.: трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. М.: Медиум, 1995. — 323 с.
  10. , В. С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика и культура Текст. / B.C. Библер. М.: Прогресс: Гнозис, 1991. — 169 с.
  11. , А. Аккультурация Текст. / А. Билз // Антология исследований культуры / отв. ред. А. А. Мостова. СПб., 1997. — Т. 1: Интерпретация культуры. — С. 348−370.
  12. Брод ель, Ф. Средиземноморье и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II Текст.: в 3 ч. / Ф. Бродель — пер. с фр. М. А. Юсима. М.: Яз. славян, культуры, 2002−2004.
  13. , Ф. А. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Текст.: соврем, версия: в 82 т. / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. М.: Терра, 2000−2004.
  14. , П. Социальное пространство и генезис «классов» Текст. / П. Бурдье // Вопросы социологии. 1992. — Т. 1. — № 1. — С. 17−26.
  15. , П. Гений места Текст. / П. Вайль. М.: КоЛибри, 2008. — 484 с.
  16. , М. Избранные произведения Текст.: пер. с нем. / М. Вебер: сост. Ю. Н. Давыдов. М.: Прогресс, 1990. — 804 с.
  17. , М. Город Текст. / М. Вебер // Вебер М. История хозяйства. Город: пер. с нем. / М. Вебер. М., 2001. — С. 333−488.
  18. , Т. Теория праздного класса Текст.: пер. с англ. / Т. Веблен. — М.: Прогресс, 1984. 367 с.
  19. , Ю. А. Проблемы формирования культурного ландшафта и его изучения Текст. / Ю. А. Веденин // Известия АН СССР. Сер. Географическая. 1990. — № 1. — С. 5−17.
  20. , Б. П. Сочинения Текст. / Б. П. Вышеславцев. М.: Раритет, 1995.-325 с.
  21. , Б. П. Кризис индустриальной культуры Текст.: избр. соч. / Б. П. Вышеславцев. М.: Астрель, 2006. — 1037 с.
  22. Гак, В. Г. Языковые преобразования Текст. / В. Г. Гак. М.: Яз. рус. культуры, 1998.-763 с.
  23. , И. Максимы и рефлексии Текст.: об искусстве / И. Гете // Собр. соч.: в 10 т. / И. Гете. М., 1980. — Т. 10. — С. 423−432.
  24. , В. А. Собрание сочинений Текст.: в 4 т. / В. А. Гиляровский. М.: Правда, 1989. — Т. 4. — 448 с.
  25. , В. Л. Урбанистика Текст. / В. Л. Глазычев. М.: Европа, 2008.-219 с.
  26. , М. В. Образ пространства и пространственные образы в названиях старого Екатеринбурга Текст. / М. В. Голомидова // Известия Уральского государственного университета. — 2001. № 20. -С. 56−69.
  27. , И. М. История в краеведении Текст. / И. М. Граве // Краеведение. 1996. — № 4. — С. 23−31.
  28. , И. А. Западная социология Текст.: учеб. пособие / И. А. Громов, И. А. Мацкевич, В. А. Семенов. СПб.: ДНК, 2003. — 560 с.
  29. , Л. Н. Этносфера: история людей и история природы Текст. / Л. Н. Гумилев. СПб.: Кристалл, 2002. — 576 с.
  30. , А. Я. Изучение ментальностей: социальная история и психология исторического синтеза Текст. / А. Я. Гуревич // Советская этнография. 1988. — № 6. — С. 16−25.
  31. , А. Я. Исторический синтез и школа Анналов Текст. / А. Я. Гуревич. -М.: Индрик, 1993. 328 с.
  32. , Э. Феноменология Текст. / Э. Гуссерль // Логос. 1991. — № ' 1.-С. 12−21.
  33. , Ж. Письмо и различие Текст. / Ж. Деррида — пер. с фр. Д. Ю. Кралечкина. СПб.: Акад. проект, 2000. — 494 с.
  34. , В. Собрание сочинений Текст.: в 6 т. / В. Дильтей — под ред. А. В. Михайлова, Н. С. Плотникова — пер. с нем. В. С. Малахова. М.: Дом интеллектуал, кн., 2000. — Т. 1: Введение в науки о духе. — 456 с.
  35. , Э. Метод социологии Текст. / Э. Дюркгейм // Западноевропейская социология XIX начала XX веков: учеб. пособие для студентов вузов / под общ. ред. В. И. Добренькова. — М., 1996. — С. 256−309.
  36. , Н. В. Информационные технологии: индивидуализм и тотальность Текст.: (социал.-психол. аспект)/Н. В. Заковоротная // Человек и город: в 2 т. / гл. ред. Н. Н. Моисеев. М., 2000. — Т. 1. — С. 238−240.
  37. , Д. Н. Метагеография: пространство образов и образы пространства Текст. / Д. Н. Замятин. М.: Аграф, 2004. — 512 с.
  38. , Д. В. К пониманию современности: критический вызов Текст. / Д. В. Иванов // Проблемы теоретической социологии: сб. ст. / С.-Петерб. гос. ун-т им. А .А. Жданова — под ред. А. О. Баранова. СПб., 1996. — Вып. 2. — С. 86−95.
  39. В.Л. Основные зоны и типы культурного ландшафта Текст. // Каганский В. Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. -М.: НЛО, 2001. 576 с.
  40. , И. Критика чистого разума Текст. / И. Кант — пер. с нем. Н. Лосского. М.: Эксмо, 2006. — 736 с.
  41. . Э. Философия символических форм Текст.: в 3 т. / Э. Кассирер — пер. с нем. С. А. Ромашина. М.: Унив. кн. — СПб.: Унив. кн., 2001.-Т. 1: Язык.-306 с.
  42. Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический проект, 2005.
  43. , Н. Г. Словарь иностранных слов Текст. / Н. Г. Комлев. М.: Эксмо, 1999. — 672 с.
  44. Креативная лаборатория: диалог творческих практик Текст. / ред.-сост. О. А. Карлова. М.: Акад. Проект, 2009. — 476 с.
  45. Ле Корбюзье, Ш. Э. Архитектура XX века Текст.: пер. с фр. / Ш. Э. Ле Корбюзье. М.: Прогресс, 1977. 303 с.
  46. , К. Образ города Текст. / К. Линч — пер. с англ. В. Л. Глазычева — сост. А. В. Иконников. М.: Стройиздат, 1982. — 328 с.
  47. , А. Ф. Двенадцать тезисов об античной культуре Текст. / А. Ф. Лосев // Лосев А. Ф. История Античной эстетики: итоги тысячелетнего развития: в 2 кн. / А. Ф. Лосев. -М., 1992. Кн. 1. — С. 314−322.
  48. , Ю. М. Избранные статьи Текст.: в 3 т. / Ю. М. Лотман. -Таллинн: Александра, 1993. Т. 1: Статьи по семантике и филологии культуры. — 479 с.
  49. , Ю. М. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах Текст. / Ю. М. Лотман // Избр. ст.: в 3 т. / Ю. М. Лотман. Таллинн, 1993. — Т.1. — С. 407−412.
  50. , Л. Миф машины: техника и развитие человечества Текст. / Л. Мамфорд. М.: Логос, 2001. — 404 с.
  51. , Д. Б. Политология: методы исследования Текст.: пер. с англ. / Д. Б. Мангейм, Р. К. Рич. М.: Весь Мир, 1997. — 542 с.
  52. , Э. С. Об исходных методологических предпосылках исследования этнических культур Текст. / Э. С. Маркарян // Методологические проблемы этнических культур: материалы симп. -Ереван, 1978.-С. 8−9.
  53. , Н. М. Основные направления региональной политики Российской Федерации Текст.: учеб. пособие / Н. М. Межевич — С.-Петерб. гос. ун-т телекоммуникаций им. М. А. Бонч-Бруевича. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т телекоммуникаций, 2005. — 345 с.
  54. , Р. К. Социальная структура и аномия Текст. / Р. К. Мертон // Социс. 1992. -№ 3. — С. 104−114.
  55. , С. Эксперимент в социальной психологии Текст. / С. Милграм — пер. с англ. Н. Бахтина. СПб.: Питер, 2000. — 336 с.
  56. , И. Я. Культура Урала: очерки становления и развития региональной культуры Текст.: учеб. пособие для вузов: в 2 ч. / И. Я. Мурзина, А. Э. Мурзин — Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: [б. и.], 2006.
  57. , И. Я. Региональное образовательное пространство: к вопросу об одной педагогической категории Текст. / И. Я. Мурзина // Образование и наука. 2008. — № 5. — С. 51−59.
  58. Население России за 100 лет (1897−1997) Текст.: сб. ст. / под ред. Ю.
  59. A. Юркова. М.: Моск. изд. дом, 1998. — 222 с.
  60. Общество и книга: от Гуттенберга до Интернета Текст. / общ. ред. А .П. Королевой. М.: Традиция, 2000. — 279 с.
  61. , Э. А. Культурная (социальная) антропология Текст.: учеб. пособие для вузов / Э. А. Орлов. М.: Акад. Проект, 2004. — 480 с.
  62. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс Текст.: пер. с исп. / X. Ортега-и-Гассет. М.: ACT: Ермак, 2005. — 299 с.
  63. , А. Одни на Запад, другие — на Восток: миграционные процессы на Урале Текст. / А. Оруджиева // Родина. — 2001. — № 11.-С. 8185.
  64. , С. В. Социология города Текст.: программа дисциплины / С.
  65. B. Пирогов — Томск, гос. ун-т им. В. В. Куйбышева. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 2003.-31 с.
  66. , С. Ф. Полный курс лекций по русской истории Текст. / С. Ф. Платонов. СПб.: Литера, 2000. — 800 с.
  67. , К. Миф концептуального каркаса Текст. / К. Поппер // Поппер К. Логика и рост научного знания: избр. работы / К. Поппер. М., 1983. — С. 445−467.
  68. , Ю. Г. Разнообразие ландшафта и методы его измерения Текст. / Ю. Г. Пузаченко, К. Н. Дьяконов, Г. М. Алещенко // География имониторинг биоразнообразия / Н. В. Лебедева и др. М., 2002. — Разд. 2. -С. 145−302.
  69. , Б. А. Современный экономический словарь Текст. / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. 5-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2007. — 480 с.
  70. , Ф. Земля и жизнь: сравнительное землеведение Текст.: в 2 т. / Ф. Ратцель. СПб.: Просвещение, 1905.
  71. Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993.
  72. , В. П. Словарь культуры XX века Текст. / В. П. Руднев. М.: Аграф, 1997.-384 с.
  73. , Э. В. Древнейший город. Природа и генезис. Ближний Восток. IV-II тыс. до н. э. Текст. / Э. В. Сайко. М.: Наука, 1996. — 207 с.
  74. , Р. Падение публичного человека Текст. / Р. Сеннет — пер. с англ. О. Исаевой [и др.]. М.: Логос, 2002. — 423 с.
  75. , П. А. Историческое обозрение Сибири Текст. / П. А. Словцов. -М.: Вен-Мер, 1995. 246 с.
  76. , П. А. Человек. Цивилизация. Общество Текст. / П. А. Сорокин. М.: Политиздат, 1992. — 534 с.
  77. Социальная психология Текст.: словарь / под ред. М. Ю. Кондратьева // Психологический лексикон: энцикл. словарь: в 6 т. / под общ. ред. А. В. Петровского. М.: ПЕР СЭ — СПб.: Речь, 2006. — 175 с.
  78. Социология Текст.: энциклопедия / сост. А. А. Грицанов [и др.]. -Минск: Кн. Дом, 2003. 1312 с.
  79. , В. А. Методика воспитания коллектива Текст. / В. А. Сухомлинский. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
  80. , В. А. Культурный смысл пространства Текст. / В. А. Тишков // Этножурнал. 2003. — № 8. — С. 32−41.
  81. , А. Д. Постижение истории Текст. / А. Д. Тойнби — пер. с англ. Е. Д. Жаркова. -М.: Прогресс: Культура, 1996. 640 с.
  82. , Э. Третья волна Текст.: пер. с англ. / Э. Тоффлер. — М.: ACT, 1999.-784 с.
  83. , JI. Е. Интерпретация визуальных текстов городского пространства Текст. / Л. Е. Трушина // Этическое и эстетическое: 40 лет спустя: материалы науч. конф., 26−27 сент. 2000 г.: тез. докл. и выступлений.- СПб., 2000. С. 155−157.
  84. , Л. Е. Культурология города как самостоятельная дисциплина Текст. / Л. Е. Трушина // Формирование дисциплинарного пространства культурологии: материалы науч.-метод. конф., 16 янв. 2001 г., г. Санкт-Петербург. СПб., 2001. — С. 209−210.
  85. , К. X. Основные биологические концепции Текст. / К. X. Уоддингтон // На пути к теоретичес-жой биологии / под ред. Б. Л. Астурова.- М., 1970. Т. 1: Пролегомены. — С. 11−38.
  86. , П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях Текст. / П. А. Флоренский. -М.: Прогресс, 1993. 324 с.
  87. , Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее Текст. / Р. Флорида — пер. с англ. А. Константинова. М.: Прогресс, 2007. — 421 с.
  88. , Ю. Философский дискурс о модерне Текст.: сб. лекций / Ю. Хабермас — пер. с нем. М. М. Беляева [и др.]. М.: Весь Мир, 2003. — 414 с.
  89. , Н. И. Социальная психология в образовании Текст.: учеб. пособие / Н. И. Шевандрин. М.: Владос, 1995. — Ч. 1: Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. — 544 с.
  90. , Н. А. Территориальная идентичность как предмет социологического исследования Текст. / Н. А. Шматко, Ю. Л. Качанов // Социс. 1998. -№ 4. — С. 94−98.
  91. , О. Закат Европы очерки морфологии мировой истории Текст.: в 2 т. / О. Шпенглер — пер. с нем. И. И. Маханькова. М.: Мысль, 1998. — Т. 2: Всемирно-исторические перспективы. — 624 с.
  92. Beck, U. Risk Society Текст. / U. Beck. Thousand Oaks: Sage, 1992. -125 p.
  93. Bell, D. Notes on the Post-Industrial Society Текст. / D. Bell // The Publik Interest. 1967. -№ 7. — P. 95−107.
  94. Berelson, B. Content Analysis in Communication Research Текст. / В. Berelson. Glencoe: Free press, 1952. — 220 p.
  95. De Long, B. J. Princes and Merchants: European City Growth Текст. / B.J. De Long, A. Shleifer. New York: Delacorte press, 1991. — 167 p.
  96. Fukuyama, F. The End of History and the Last Man Текст. / F. Fukuyama. -New York: Quill, 1992. 367 p.
  97. Giddens, A. The constitution of society Текст. / A. Giddens. Oxford: Polity Press, 1997. — 267 p.
  98. Kaes, R. Images de la culture chez les ouvriers francais Текст. / R. Kaes. -Paris: Dunod, 1968. 215 p.
  99. Landry C. The creative city: A Toolkit for Urban Innovations Текст. / С. Landry. London: Demos, 1995. — 344 p.
  100. Moscovici, S. La psychoanalyse, son image et son public Текст. / S. Moscovici. Paris: Centurion, 1976. — 506 p.
  101. Moscovici, S. Les representation sociales Текст. / S. Moscovici // Communication presente au colloque sur les representations socialts. Paris, 1979. -P. 34−41.
  102. Mumford, L. The City in history: Its origins, its transformations and its prospects Текст. / L. Mumford. London: Penguin Books, 1966. — 223 p.• 105. Saint Augustine. The City of God Текст. / Saint Augustine. London: Penguin books, 1972. — 780 p.
  103. Trowbridge, G. On fundamental methods of orientation and «Imaginary maps' Текст. / G. Trowbridge // Science. Vol. 88. — 1913. — P. 45−56.
  104. , А. С. Субструктури i шформащя Текст. / А. С. Газарян // Фшософська i сощолопчна думка. 1990. — № 5. — С. 59−65.
  105. , Т. Р. Проблема реабилитации промышленных предприятий в структуре г. Екатеринбурга Электронный ресурс. / Т. Р. Вахитов. Режим доступа: http://archvuz.ru/magazine/Numbers/200 502/templatearticle?ar=K01• 20/kl4
  106. , В. JI. Представление о городе и технологии управления средовым развитием. Типология городов Электронный ресурс. / В. JI. Глазычев. — Режим доступа: http://www.glazychev.ru/courses/1998−10−3 0predstavlenieogorode. htm
  107. , Ю. В. Перформанс как явление современного отечественного искусства Электронный ресурс. / Ю. В. Гниренко. Режим доступа: http://www.gif.ru
  108. , С. П. Образ города в культуре: метафизические и мистические• аспекты Электронный ресурс. / С. П. Турин. Режим доступа: http://www.comk.ru/HTML/gurindoc.htm
  109. , В. Где в России можно жить Электронный ресурс. / В. Дятликович, Д. Виноградов, Л. Наздрачева. Режим доступа: http://www.rusrep.iTi/2009/16/reytinggorodov/
  110. Официальный городской информационный сервер. Екатеринбург. Автоматизированная информационная система «Муниципальный регистр населения города Екатеринбурга» Электронный ресурс. Режим доступа: http://pasport66.ru/mrn/numb.php
  111. Официальный городской информационный сервер. Нижний Тагил Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ntagil.ru
  112. , А. Построение программы психологического исследования личности в контексте русской традиционной культуры Электронный ресурс. / А. Обухов. Режим доступа: http://rl-online.ru/articles/l-02/32.html.
  113. Оценка инициатив исполнительной власти Нижнего Тагила Электронный ресурс.: спецпроект. Режим доступа: http://fedpress.ru/federal/ratings/vlasteffect/idl 39 123 .html
  114. Столицы и столичные функции. Опрос населения Электронный ресурс. Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/cat/spb/dd020328
  115. , А. Ю. Малое предпринимательство в России Электронный ресурс. / А. Ю. Чепуренко. Режим доступа: //http://www.hse.ru/journals/wrldross/volO l4/Chepurencol .htm
  116. Before the Industrial Revolution Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.j-bradford-delong.net/pdffiles/Princes.pdf.
Заполнить форму текущей работой