Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Типология культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Художественная культура человека является с одной стороны одной из оригинальных видов эстетической культуры, а с другой стороны представляет собой особый признак этой культуры, поскольку искусство играет существенную роль в жизни общества и человека. Уровень художественной культуры определяется степенью художественной образованности, охватом интересов в сфере искусства, глубиной его понимания… Читать ещё >

Типология культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • Введение
  • 1. Типология культуры
    • 1.1 Экономическая культура
    • 1.2 Политическая культура
    • 1.3 Правовая культура
    • 1.4 Экологическая культура
    • 1.5 Эстетическая культура
  • Заключение
  • Список используемой литературы

В жизни человека, в развитии общества важное значение имеет культура, она занимает как материальную, так и духовную деятельности человека. Поэтому существует оба этих вида культуры. Но что же это такое и как они связаны?

Для начала давайте разберемся в самих определениях.

Материальная и духовная культуры — два основных вида культуры, находящиеся в процессе постоянного взаимодействия, взаимоопосредования и взаимоперехода.

Материальная культура — это культура, включающая предметы, явления, процессы, которые выполняют сразу и социально-производственную, и социально-бытовую, и потребительскую (в узком смысле слова) и информационную, и знаково-символическую, и эстетическую, и ментальную функции.

Духовная культура — это культура, включающая предметы, явления, процессы, которые направлены на выполнение сугубо информационной, знаково-символической, эстетической и ментальной функции.

В материальную культуру входят материально-техническая, экономическая (и предпринимательская), материально-бытовая и физическая культуры. Духовная культура содержит правовую, нравственную, религиозную, интеллектуальную (научную и философскую) культуры.

Материальная и духовная культура взаимосвязаны. Из материальной вытекает основа духовной. В связи с этим эти культуры объединены в одну, имеющую название материально-духовной культуры. Для того, чтобы в полной мере понять эту культуру, рассмотрим основные ее типы, которыми являются экономическая, политическая, правовая, экологическая и эстетическая культуры. Далее будут рассмотрены подробно эти типы.

1. Типология культуры

1.1 Экономическая культура Под экономической культурой общества понимается система ценностей и мотивов хоздеятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание устоев и норм, стабилизирующих экономические отношения и поведение.

В понятии экономической культуры личности объединяются как сознание, так и практическая деятельность. Этот вид культуры человека задает творческую направленность его экономической деятельности в процессе производства, распределения и потребления. Экономическая культура личности может не только соответствовать экономической культуре всего общества, но и отставать от нее, тем самым затрудняя ее формирование.

Наиболее важными элементами экономической культуры являются: знания и практические умения, экономическая направленность, способы организации деятельности, нормы, регулирующие отношения и поведение человека в ней.

Сознание есть основа экономической культуры личности, важнейшим же компонентом экономической культуры являются экономические знания. В эти знания входят все экономические представления о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества. В современном обществе для нормального функционирования экономических отношений от работников требуется обширный и непрерывно совершенствующийся багаж знаний. На экономических знаниях строятся необходимые суждения об экономических взаимосвязях в мире и понимания обоснованностей развития экономической жизни общества. На их основе формируются экономическое мышление и практические умения экономически грамотного, нравственно обоснованного поведения, значимые в современных условиях экономические качества личности.

Важный элемент экономической культуры личности — экономическое мышление, которое помогает личности понять экономические явления и процессы, использовать все изученные ею экономические термины и проводить анализ экономических ситуаций. Познание современной экономической действительности представляет собой анализ экономических законов (например, действие законов спроса и предложения), сущности различных экономических явлений (например, причин и последствий инфляции, безработицы и т. п.), экономических отношений (например, работодателя и наемного работника, кредитора и заемщика), связей экономической жизни с другими сферами жизни общества.

Предпочтение стандартов поведения в экономике, результативность выполнения экономических задач во многом зависят от социально-психологических качеств участников экономической деятельности. Среди таких качеств требуется определить такой немаловажный элемент экономической культуры, как экономическая направленность личности, составляющими которой выступают потребности, интересы и аргументы деятельности индивида в экономической среде.

Направленность личности включает социальную установку и социально значимые ценности. Так, в реформируемом российском обществе формируются социальные установки на изучение современной экономической теории (этого требует переход на новые, рыночные условия хозяйствования), на деятельное участие в управлении делами производства (этому содействует предоставление экономической свободы хозяйствующим субъектам и появление предприятий, основанных на частной форме собственности), на участие в решении разнообразных экономических задач. Получила свое развитие и система ценностных ориентации личности, включающая экономическую свободу, соперничество, учтивое отношение к любой форме собственности, коммерческому успеху как большому общественному достижению.

В формировании экономической культуры личности важное значение занимают общественные устремленности. Человек, у которого сформирована, к примеру, установка на творческий результат, участвует в деятельности с наибольшей заинтересованностью, поддерживает смелые планы, внедряет технические достижения и т. д. Таких результатов не даст сформированная установка на формальное отношение к труду. В случае, если у человека сформирована общественная установка на большее потребление по сравнению с производительностью, то он и свою деятельность подвергает лишь накопительству, приобретательству и т. п.

По личностным качествам человека можно определить его экономическую культуру. К таким качествам можно отнести трудолюбие, ответственность, расчетливость, умение рационально организовать свой труд, предприимчивость, новаторство и др.

Экономические качества личности и нормы поведения могут быть как положительные (бережливость, дисциплинированность), так и отрицательные (расточительство, бесхозяйственность, рвачество, мошенничество).

По совокупности экономических качеств можно оценивать уровень экономической культуры личности.

Классификация экономической культуры включает: обыденную экономическую культуру, содержащую культуру ведения подсобного хозяйства, культуру производства потребительских стоимостей для применения внутри настоящей экономической единицы, культуру повседневного участия индивида в экономических отношениях; специализированную экономическую культуру, рассматриваемую как культуру экономической работы со стороны субъектов хозяйствования как практиков (управленцы, предприниматели и т. д.), так и теоретиков (экономисты, ученые, педагоги и т. д.); институциональную экономическую культуру, оформленную и юридически закрепленную государством культуру хозяйствования на конкретном этапе общественно-исторического развития.

1.2 Политическая культура Понятие политической культуры становится сегодня одним из самых популярных и актуальных не только в политической науке, но и в повседневной лексике. Его употребляют и профессиональные политики, и журналисты, и люди от политики далекие. Данное понятие стало своего рода интегральной характеристикой политического сознания и политического поведения отдельных наций, народов, общества в целом.

На сегодняшний день в политологии не сформировано единое толкование политической культуры. Об этом заверяют десятки определений этого явления. Термин «политическая культура» внедрил в научный оборот немецкий философ-просветитель И. Гердер. В политическую науку он был введен американским политологом Г. Алмондом, его концепция политической культуры является на сегодняшний день базовой, основополагающей. В статье «Сравнительные политические системы», вышедшей в 1956 г., Г. Алмонд называет политической культурой «определенный образец ориентации на политические действия», в который входит всякая политическая система. Позднее в книге «Гражданская культура» (в соавторстве с С. Вербой) Г. Алмонд уточняет свои представления о политической культуре и рассматривает ее как совокупность ценностей, мнений, обычаев и традиций. Классическое определение политической культуры, сформулированное Г. Алмондом и Г. Пауэллом, звучит следующим образом: «Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение». Указанные индивидуальные ориентации, по мнению американских ученых, включают в себя несколько элементов:

познавательную ориентацию — истинное или ложное знание о политических объектах и идеях;

аффективную ориентацию — чувство связи, ангажированности, противодействия и т. д. в отношении политических объектов;

оценочную ориентацию — суждения и мнения о политических объектах, которые обычно предполагают использование применительно к политическим объектам и событиям неких оценочных критериев.

В данном определении выделяются две характерные особенности. Первая заключается в том, что политическая культура понимается как совокупность ориентаций на политическую деятельность. Это еще не сама деятельность, а лишь субъективная установка на нее. А вторая рассматривает политическую культуру как структуру ориентации, в которую включены: знания о политической системе, ее функциях, решениях и действиях; чувства относительно политической системы и политических деятелей (эмоциональные ориентации); суждения, мнения и представления о политической системе (оценочные ориентации).

Эта теория политической культуры объясняет тот факт, что сходные по форме политические системы и их институты в разных странах функционируют различно. Так же, благодаря данному подходу возможно сравнение политического поведения в разных странах на основе общих показателей.

Получается, что политическая культура представляет собой исторически обусловленную совокупность общепринятых способов политического взаимодействия и регулирующих их правил и норм. Она отражает общественный опыт, обычаи и интересы социальных субъектов в виде системы фундаментальных политических ценностей, установок и форм поведения.

Политическую культуру можно отследить по поведению людей, основанном на опыте прошлых поколений. Следовательно, политическая культура в качестве своих структурных элементов включает в свой состав культуру политического сознания, культуру политического поведения, а также культуру функционирования политических институтов. В политическую культуру включаются также политический опыт, стереотипы, политические мифы, идеология, политические символы, политическая социализация.

Характерные черты политической культуры состоят в том, что она:

фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи, отношения между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта;

является продуктом естественно-исторического развития общества;

имеет тотальный характер: политические отношения пронизаны, пропитаны политической культурой;

характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения.

Политическая культура выполняет в обществе определенные функции:

идентификации, реализуя потребность человека в принадлежности к сообществу, группе;

ориентации, объясняя смысл политических явлений;

адаптации и социализации — через приобщение к навыкам политического поведения;

интеграции, направленной на сохранение ценностей и объединение вокруг них различных групп;

коммуникации, осуществляя взаимодействие субъектов и институтов на основе стереотипов, мифов и символов.

В зависимости от специфики ориентации и степени участия в политической жизни Г. Алмонд и С. Вербой выделили три основных типа:

1. «Патриархальная политическая культура». Особенностью этой культуры является отсутствие политических ролей и политической системы в целом. Политическая ориентация совпадает с религиозными, социально-экономическими ориентациями.

2. «Подданническая политическая культура». особенностью данной культуры можно считать присутствие специальных политических институтов, на которые равняются члены общества с проявлением неоднозначных чувств: отвращения, гордости, воспринимая их как законные и незаконные объекты. Бездейственный характер имеет отношение к политической системе. Отсутствует желание принимать какие-либо политические решения, влиять на них. Преобладает в данной культуре низкая политическая активность субъектов.

3. «Активистская политическая культура» («политическая культура участия»). Данная культура особенна тем, что субъекты этой системы лично основывают требования политического характера, кроме того они являются активными участниками политической системы общественности.

Американские авторы замечают, что в реальной политической жизни эти типы в чистом виде отсутствуют. Взаимодействуя между собой, они создадут смешанные формы с преобладанием того или иного компонента. Наравне с выделенными чистыми типами были предложены три типа смешанных политических культур: патриархально-подданическая, подданически-активистская, патриархально-активистская.

Патриархально-подданическая — большая часть населения не затронута политикой, а относительно «продвинутое» меньшинство, располагая некоторыми знаниями о политической системе, не допускает ни малейших колебаний в авторитете государства и остается бездеятельным в плане стремлений повлиять на политические решения. Такой тип политической культуры характерен, к примеру, для средневековой Европы.

Подданически-активистская политическая культура предполагает, что подавляющее большинство населения в большей или меньшей степени оповещено о политических институтах и процессах и о тех запретах, правилах, нормах поведения, которые накладываются на политическое поведение. Одновременно с этим, одна часть населения ориентирована преимущественно на пассивное восприятие происходящего, а другая воспринимает существующую политическую систему не как нечто раз и навсегда заданное и от них не зависимое и стремится оказать влияние на принятие политических решений и протекание политических процессов.

Патриархально-активистская — смешанный тип политической культуры появляется там, где в рамках одного общества уживаются традиционно-патриархальные группы с их выключенностью из политического процесса и политически активные группы элит с высоким политическим сознанием. Подобный тип культуры характерен для развивающихся стран.

Существует и другая известная классификация политической культуры, данная Д.Каванахом. В ее основе-разделение по политическим ориентациям. Выделяются:

гомогенная (однородная) — в данной политической культуре присутствует единство общества по главным нравственным ценностям и толерантности. К такому виду культуры относятся англо-американские демократии, в них согласие наблюдается по поводу основных принципов сосуществования в политическом сообществе, т. е. согласие в отношении политического режима и политических ценностей, низкий уровень конфликтности, преобладание юридически-правовых способов разрешения политических противоречий, лояльность граждан по отношению к своей политической системе;

фрагментарная политическая — культура, в которая ярко выделяется конфликт оппозиционных субкультур. Она характерна для таких стран как России, Франции, Италии, где жители имеют различные взгляды, это мнение проявляется в отношении к различным вопросам политической жизни и политического устройства. Все эти различия изменяются в зависимости от принадлежности к различным социальным группам.

По уровню общности выделяют:

общую политическую культуру — наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения;

субкультуры, каждая из которых есть совокупность политических ориентаций и моделей политического поведения, характерна для определенных социальных групп и регионов и отличается от доминирующей в обществе (социально-классовые, национально-этнические, религиозные, региональные и т. д.).

1.3 Правовая культура Правовая культура — многозначная характеристика одной из важнейших сторон жизни общества. В нее входят как духовные характеристики (система воззрений, представлений, идей, знаний, ценностей), так и различные институты права и поведенческие отношения (юридические учреждения, их организация, взаимодействие; роль в обществе судебной, нотариальной, арбитражной и иных систем, стиль, культура их работы, отношения с гражданами, защита их законных интересов; соотношение правовой культуры с другими системами общей культуры — политической, научной, художественной; работа законодательных органов и тому подобное).

Следовательно, правовая культура — это достигнутый уровень развития в правовой организации жизни людей, предопределенный социальным, духовным, политическим и экономическим строем, выражающийся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и правового развития человека, а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека. Структура правовой культуры определяется из особых частей и элементов: уровня развития правового сознания населения, уровня развития правовой деятельности, уровня развития всей системы юридических актов.

1. Уровень развития правового сознания населения. Правовая культура находится в зависимости от уровня развития правового сознания населения, то есть от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов; насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и другие группы, каково эмоциональное соучастие населения к закону, суду, разным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на выполнение законных предписаний и тому подобное.

2. Уровень развития правовой деятельности.

Правовая деятельность состоит из теоретической — деятельности ученых— юристов, образовательной — деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов, практической — правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной деятельности.

Правовая культура общества во многом зависит от уровня развития и качества правотворческой деятельности по созданию законодательной основы жизни общества.

Существенно влияет на правовую культуру и правоприменение, властная деятельность государственных органов, осуществляющих регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации.

3. Уровень развития всей системы юридических актов.

Наиболее значительной для оценки правовой культуры общества является система законодательства, основой которого является конституция страны. Важен в целом и уровень развития всей системы нормативно— правовых актов, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти и кончая актами местных органов власти и управления. Любой юридический акт должен быть правовым, то есть отвечать господствующим в общественном сознании представлениям о справедливости, равенстве, свободе. Закон должен являться совершенным и с точки зрения его формы, то есть быть непротиворечивым, по возможности кратким, ясным и понятным для населения, быть опубликованным в доступном для населения источнике.

При определении качества правовой культуры общества должно учитываться и состояние индивидуальных правовых актов — правоприменительных документов (решения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров, документы в административно— управленческой сфере и т. д.) и правореализационных документов (договоры в хозяйственном обороте и т. д.).

Все элементы правовой культуры очень сильно связаны друг с другом: без развития правовых взглядов, без глубоко осознанных и освоенных правовых познаний, правовых установок и устремлений невозможны и соответствующие развитые формы реального права, государства, правового общения. Реальное культурно— правовое содержание и функциональное значение государственно— правовых форм в конечном счете, определяются правовой зрелостью общества и его членов, их пониманием смысла и ценностей этих форм, их осознанной потребностью, готовностью и способностью жить в культурно— правовой среде.

Важнейшей частью правовой культуры является правосознание общества. Правосознание представляет собой совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям общественной жизни.

В структурном отношении правосознание представлено в двух формах:

в форме правовой идеологии;

в форме правовой психологии.

Правовая идеология (система официальных представлений о праве) — совокупность представлений, убеждений, взглядов, идей человека, в которых выражается его отношение к действующему законодательству, существующему политическому режиму, государственной власти.

Правовая идеология включает в себя понятия и представления о праве и правовых явлениях в обществе. Уровень и качественные показатели таких представлений могут быть различными: от примитивных, поверхностных до научно— теоретических. Роль правовой идеологии в правовом регулировании достаточно очевидна: на основе правовых воззрений, теорий, доктрин осуществляется правотворчество; важны рациональные компоненты и в процессе реализации права.

Важную роль в правовой идеологии играет юридическая наука. Научная теория определяет стратегию развития правовой жизни общества, осуществляет всесторонний анализ современной правовой ситуации.

Правовая психология (система неофициальных представлений о праве) — совокупность чувств, эмоций, настроений, иллюзий, мотивов, связанных с правовыми явлениями в обществе. Правовая психология определяет те переживания, чувства, мысли людей, которые возникают из-за издания норм права, состояния действующего законодательства и практического осуществления его требований. Эмоции органически включены в структуру сознания, и человек не может руководствоваться в сфере правового регулирования только рациональным мышлением. Эмоциональная окраска существенно влияет на характер и направленность правового поведения.

В правосознании тесно сочетаются и взаимодействуют три компонента: познавательный, оценочный и регулятивный. В соответствии с этим можно выделить три основные функции правосознания:

Познавательная функция правосознания состоит в осознании того, что есть право, и осуществляется в различных формах (чувственных, образных, логико— понятийных) обнаружения, выражения и осмысления отдельных правовых явлений и права в целом.

Оценочная функция правосознания состоит в формировании определенных ценностных представлений и идей о праве, исходя из которых субъект правосознания позитивно или негативно оценивает действующее право и реальную правовую действительность.

Регулятивная функция правосознания состоит в осознании, определении и реализации субъектом в конкретных действиях правомерного или неправомерного характера своей поведенческой позиции по отношению к требованиям действующего права.

Влияние правосознания на организацию общественной жизни достаточно велико, ощутимо. Этим объясняется включение правосознания в механизм правового регулирования как одного из средств воздействия на общественные отношения. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. Так же оно есть и во всех элементах правового регулирования — нормах права, правоотношениях, актах реализации права.

На стадии реализации права правосознание имеет наибольшее значение. Жизнь человека ясно демонстрирует, что сознание, мысль, образ, волевое усилие действительно управляют поведением людей, инициируют и регулируют их действия и поступки во всех сферах жизнедеятельности, в том числе правовой. От уровня, качества, характера, содержания правосознания в значительной степени зависит то, каким будет поведение человека в обществе — правомерным, социально полезным или неправомерным, социально вредным и опасным.

Государство и право в современном мире находятся в сложном и неоднозначном взаимодействии с общечеловеческой культурой. В самом общем виде культура есть все то, что создано человеком, имеет основу в духе человека, является результатом его творчества. Прогресс в развитии человеческой культуры определяется духовными и материальными достижениями людей, их успехами в улучшении своей жизни, в совершенствовании форм своего существования.

В этом общекультурном процессе к сфере правовой культуры относятся успехи и достижения в развитии права и государства, в совершенствовании правовой и государственно-правовой организации жизни свободных людей. Высокий уровень правовой культуры является одним из признаков правового государства.

1.4 Экологическая культура Термин «экологическая культура» впервые появился в XX веке, когда уровень негативного воздействия на окружающую среду достиг таких вершин, что человечество, наконец-то опомнилось и начало задумываться о том, как жить дальше и что оно оставит после себя потомкам, в какие экологические условия они придут. Люди начали осознавать последствия иррационального природопользования. Возникает понимание того, что без всеобщих масштабных изменения основ восприятия личности, своего места и роли в природном равновесии, невозможно избежать экологической катастрофы. Так повсеместно и заговорили об экологической культуре, а воспитание экологически культурного члена общества стало задачей номер один.

Экологическая культура — это способ согласования природного и социального развития, при котором обеспечивается сохранение окружающей природной среды.

Экологическая культура — это способ соединения человека с природой на основе более глубокого ее познания и понимания. Важными признаками экологической культуры на производстве и в быту являются ресурсосбережение и использования возобновляемых источников энергии (гидравлической, ветровой, солнечной и т. д.).

Для того, чтобы приобщиться к экологической культуре, необходимо изменить свои взгляды на жизнь, переосмыслить ценности, отойти от потребительского подхода к природе и научиться соизмерять свои потребности с возможностями природы. Нужно так же отречение от господствующего ранее антропоцентризма, который характеризовался направленностью культуры только на потребности человека. Он возник в период античности в классическую эпоху. Являлся главной особенностью европейской культуры в эпоху Возрождения. Центром всего по этому принципу выступал человек. Прославлялось великолепие природы человека, его фигура, тело, движения. Антропоцентризм сыграл важную роль в развитии культуры, предпринимательства и деловой активности. Благодаря ему произошло раскрытие творческих способностей человека.

Однако, в настоящее время антропоцентризм отходит на второй план, так как он затмевает решение экологических проблем, особо обостренных на данный момент. Сегодня человек уже не может сосредотачивать внимание только на самом себе и своих потребностях, поскольку кардинально изменились роль и место человека в мире. Человек стал глобальным фактором, определяющим масштабы и динамику происходящих на Земле изменений. От его действий зависит, быть ли жизни на Земле или нет. Человек обязан сделать все, чтобы сохранить биосферу и все форм жизни на нашей планете. Осознание того, что человек должен выполнять важную биосферную функцию, роль регулятора жизни на планете составляет основу экологического мировоззрения и экологической культуры.

Формирование экологической культуры, под которой принято понимать отношение к природе, необходимо рассматривать в первую очередь как особую духовно-эстетическую ценность. Человек, способный воспринимать, тонко чувствовать красоту мира природы, испытывает при общении с ней эстетические чувства, уровень экологического сознания будет значительно выше, чем у человека, далекого и равнодушного к этой красоте. Но стоит заметить, что у большинства преобладает утилитарное отношение к природе, к сожалению это становится весомой причиной, по которой эстетическая ценность теряет свою значимость и отодвигается на задний план.

Экологическая этика служит одним из важных элементов экологической культуры. Проблемами экологической этики занимался один из крупнейших гуманистов XX века А. Швейцер (1875 — 1965). Швейцер известен нам как исследователь творчества И. С. Баха, органист. Ко всему этому, он был доктором философии и теологии. Добившись немалых высот, Швейцер решает уехать в качестве врача в одну из африканских колоний. В 1965 году он строит больницу на свои средства и пожертвования друзей. В этой больнице Швейцер проработает до конца своей жизни. Одним из важных элементов экологической культуры является экологическая этика. Проблемами экологической этики занимался один из крупнейших гуманистов XX века А. Швейцер (1875 — 1965). Швейцер был известен как исследователь творчества И. С. Баха и органист. Кроме того, он стал доктором философии и теологии. Добившись так многого в жизни, Швейцер принимает решение уехать в качестве врача в одну из африканских колоний. Там он на свои средства и пожертвования друзей строит больницу, в которой работает до конца своей жизни, до 1965 года.

Швейцер предложил нетривиальный подход к эволюции и положению этики в современном мире. Он полагал, что традиционная этика изучает отношения индивида к индивиду и к обществу. Именно в этом заключался ее важнейший недостаток. Новая этика должна иметь своим предметом отношения человека ко всему истинному, к миру в целом. В фундаменте новой этики должен быть заложен принцип преклонения перед жизнью, в произвольном ее природном качестве. Швейцер полагал, что нельзя обусловливать, какая из форм жизни наиболее ценная, отдавать предпочтения какой-то из них. Все формы жизни равнозначны. Уважение к жизни является основой морали и мерилом морального выбора. Добро это то, что предназначается сохранению и развитию жизни, зло — то, что искореняет жизнь или усложняет её. Человек существует посредством других жизней. Это вынужденная надобность. Но если он причиняет вред другой жизни, то он должен четко осмысливать, насколько это вынужденно и применять зло минимумом.

Главным критерием формирования культуры является степень гуманизма, достигнутая средой. Швейцер выдвигает новое, более разработанное понимание гуманизма, которое учитывает отношение индивида с природой, признает ценность не единственно человеческой личности, но и природы, произвольного проявления жизни на планете Земля. Вариант этики Швейцера именуют неантропоцентристской, универсальной этикой.

Другие деятели так же занимались проблемой природной этики. Так, к примеру, американский философ Э. Ласло считает, что новая этика обязана базироваться на требованиях привыкания населения Земли к окружающей естественной среде. Такая этика может быть создана на базе совершенства поклонения натуральным природным системам. Одним из требований природной этики является внимание к природным условиям жизни последующих поколений. Недопустимо для интересов ныне живущих поколений, для мимолетных экономических и житейских выгод приносить вред интересам будущих поколений. Обращенность в грядущее отличает экологическую этику от традиционной.

В 1968 году была создана международная организация Римский клуб, которая занимается проблемами экологической культуры и экологической этики. Она объединила авторитетных ученых, политических деятелей, представителей бизнеса многих стран мира. Среди них — Дж. Форрестер, Д. Медоуз, М. Месарович. Первым президентом клуба стал итальянский ученый А. Печчеи (1908 — 1984).

Эта организация занималась всесторонним осмыслением глобальных проблем, поиском путей их практического решения и формированием соответствующего общественного мнения. По инициативе клуба был осуществлен ряд крупных исследовательских программ, опубликованных в форме теоретических докладов. Например, «Пределы роста» (1972), «Человечество у поворотного пункта» (1974), «Революция босоногих» (1985) и др. Так же Римский клуб затрагивал вопросы прекращения гонки ядерных вооружений, напряженной экологической ситуации на планете, социального расслоения в мире.

А. Печчеи в своей книге «Человеческие качества» заявляет, что трансформация к «новому гуманизму» важна и необходима. Он формируется на трех важных требованиях, а именно: -на чувстве глобальности

— на любви к справедливости

— на отказе от насилия.

Главная мысль, которую хочет донести А. Печчеи — это то, что индивид развивается, формирует свой духовный мир, постоянно совершенствует его, изменяя себя самого.

Также А. Печчеи оценивает глобальный экологический кризис и считает, что основной его причиной является несовершенство психологии, ценностей человека, его отрицательные качества, такие как: жадность, алчность, эгоизм и пр. Человек загоняет себя в угол тем, что научившись производить и потреблять, его требования к своему окружению, к своим потребностям становятся бесконечными.

Так, А. Печчеи делает вывод о том, что для решения экологической проблемы, человек должен быть переориентирован, изменен, начиная с его мышления, заканчивая характером и потребностями. Важность в отказе от «культа богатства» в сторону нравственных ценностей и уважительного отношения к природе — высока. Он заявляет, что если человек не меняется, то он должен исчезнуть с лица Земли.

Термин экология происходит от греческого слова «oikos» — дом, родина. Человек является на планете единственным живым существом, у которого два дома, две «родины» — породившая его природа и порожденный им самим огромный мир духовных, культурных ценностей. Поэтому в последние годы термин «экология» был распространен и на эту сферу, вызвав к жизни такое понятие, как «экология культуры» .

Впервые его исследовал Д. С. Лихачев (1906 — 2000). Он предложил различать традиционную биологическую экологию и экологию культуры. Биологическая экология занимается охраной и восстановлением природной среды, а культурная — задачами сохранения культурной среды, памятников культуры. Обе эти задачи важны. Природа необходима человеку для его биологической жизни, культурная среда — необходима для его духовной, нравственной жизни. Биологическая и культурная экология тесно взаимосвязаны. По мнению Д. С. Лихачева, важно не только сохранить памятник культуры, но сохранить его в той среде, где он был создан. Хранить памятник и ландшафт нужно вместе, а не раздельно. Д. С. Лихачев обращает внимание на то, что утраты памятников культуры невосстановимы. Они всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой, мастерами. Можно создать макеты разрушенных зданий, но нельзя восстановить здание как «документ», как «свидетеля» эпохи. Всякий заново отстроенный памятник старины будет лишен этой документальности.

1.5 Эстетическая культура правовой экологический этетический культура Эстетическая культура общества в полной мере проявляется в эстетической культуре отдельного человека. Она представляет собой совокупность и меру развитости эстетического сознания и мировоззрения, эстетического вкуса, полноту и очередность их проявления в поведении, общении и деятельности личности.

Получается, эстетическая культура личности представляет целостность эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. Оригинальную качественно-количественную совокупность этих составляющих в духовной структуре личности выражает меру освоения ею эстетической культуры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи.

В структуру эстетической культуры личности входят:

а) развитость эстетического сознания (знания о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом);

б) развитость эстетического мировоззрения (эстетические идеалы, нормы и принципы, эстетические направленности и интересы, убеждения и верования); в) степень безупречности эстетического вкуса;

г) последовательное олицетворение эстетических ценностей в соответствии с эстетическим идеалом.

По содержанию эстетическая культура личности во многом соответствует эстетической культуре общества или группы. Хотя у нее есть возможность различаться с ними субъективностью осмысления и формулирования, преобладанием тех или иных эстетических ценностей, направленностью.

Художественная культура — это вид культуры общества, состоящий в образно-творческом воссоздании природы, общества и жизнедеятельности людей посредством народной художественной культуры и профессионального искусства.

Она включает функционирование специализированного художественного творчества — искусства; народно-художественную культуру; массовую культуру — профессиональное и коммерциализированное художественное творчество для больших масс людей и потребление его продукта на основе спроса-предложения; элитарную художественную культуру; художественные субкультуры регионов, профессиональных объединений, молодежи и т. п.; художественно-эстетические стороны экономической, политической, правовой и других видов деятельности.

Отражаясь глубоко в сознании людей, художественная культура формирует эстетическое восприятие и его культурные формы. Рост и формирование эстетической культуры человеческой личности — процесс очень долгий и трудоемкий, проходящий при взаимодействии демографических, социальных и социально-психологических и др. факторов. В нем задействованы стихийные и сознательные мотивы характера, определяемые в целом разнообразной средой общения и условиями деятельности различных индивидов, их эстетическими параметрами.

Приближение человека к высшей степени эстетической культуры возможно при целенаправленном влиянии на него с помощью эстетического воспитания.

Проявления эстетической культуры можно встретить и в бытовой, и в общественно-политической сферах, в сфере развлечений и многих других. Она является неотъемлемой частью жизнедеятельности как социума в целом, так и отдельного человека в частности.

Ее внутренним пусковым механизмом служит работа эстетического сознания личности, устремленность которого выражается в системе эстетических отношений к разнообразным объектам окружающего мира через механизм восприятия, волнения, оценки, вкуса, идеала, взгляда, воззрения.

Эстетическая культура показывает понимание человеком системы эстетических и художественных ценностей. Эстетическое понимание характеризуется тем, что образное мышление и способность оценивать эстетические и художественные ценности, их место в обществе, учитывая их постоянное развитие, достаточно развиты.

Эстетическая позиция человека зависит от:

· Изощренности образного мышления;

· Зрелости навыков, необходимых для анализа эстетических и художественных картин.

Объем как раз этих навыков, умений и желаний человека к активному проявлению и определенному поведению говорит о его эстетической культуре.

Особенно ярко она проявляется в общении людей на высокие темы и в участии людей в различных видах творческой деятельности.

Художественная культура человека является с одной стороны одной из оригинальных видов эстетической культуры, а с другой стороны представляет собой особый признак этой культуры, поскольку искусство играет существенную роль в жизни общества и человека. Уровень художественной культуры определяется степенью художественной образованности, охватом интересов в сфере искусства, глубиной его понимания и развитой способности адекватной оценки художественных преимуществ произведений. Вышеперечисленные характеристики составляют понятие художественного вкуса — эстетически весомого свойства личности, формирующееся и развивающееся при взаимодействии человека с искусством. Художественный вкус в своем сформированном субъективно уникальном проявлении не выявляется только в возможности эстетического суждения и оценки творений искусства. Наиболее широко и естественно он реализуется в эмоционально-чувственном переживании воспринимаемого творческого объекта, в зарождающемся состоянии эстетического обладания им.

Благодаря этому состоянию совершается введение духовного богатства подлинных произведений искусства во внутреннее духовное строение индивида, существенно обогащая ее, увеличивая горизонт чувствования и восприятия явлений окружающей реальности, содействуя более глубокому пониманию смысла своего существования и неповторимости бытия.

Все же нельзя сказать, что художественная культура сводится только лишь к сфере искусства, к тому, как человек понимает его, сопереживает и оценивает. Отголоски художественной культуры активно проявляются в материальном производстве, в быту, реализуясь в форме красоты и образной выразительности создаваемых человеком предметов и вещей практически-утилитарного назначения. Обоснование этому можно найти в позиции великого русского историка искусств В. В. Стасова, который говорил: «Настоящее, цельное, здоровое в самом деле искусство существует уже лишь там, где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности простерлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих жизнь. Народилось настоящее, не призрачное, народное искусство лишь там, где и лестница моя изящна, и комната, и стакан, и ложка, и чашка, и стол, и шкаф, и печка, и шандал, и так до последнего предмета: там, наверное, будет значительна и интересна, по мысли и форме, и архитектура, и вслед за нею и живопись, и скульптура».

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что художественная культура личности является значимым фактором в организации и ведении материально-трудовой деятельности. Она направлена на творчество, на увеличение художественно-образной ценности создаваемых предметов, на искусность и мастерство. Все это позволяло лучшим ремесленникам того времени создавать поражающие воображение шедевры, которые по своим художественным достоинствам не уступали тем же произведениям высокого искусства.

Эти культурные тенденции массового производства и специализации при разделении труда существует до сих пор.

Мастерство, художественное чутье, сноровка и вдохновение позволяют обычным труженикам нашего поколения достигать отличных результатов, дающих основания оценивать их труд как неординарную деятельность по законам прекрасного.

Все сказанное выше об эстетической и художественной культуре личности показывает, насколько важно формировать ее в людях, насколько необходимо эстетическое воспитание в обществе.

Заключение

Рассмотрев все приведенные в реферате типы культуры, можно сделать вывод о том, что все они являются неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, «на каждом шагу» мы сталкивается с той или иной культурой. Однако, данные типы не могут существовать обособленно, нельзя иметь экономическую культуру, не зная правовой, все они взаимосвязаны и вытекают друг из друга.

Культура — такое понятие, которое охватывает все области человеческой деятельности, которая включает в свою очередь и материальную и духовную стороны. Именно поэтому, каждый человек, который хочет гордо называть себя культурной личностью, должен иметь представления обо всех видах культуры и следовать их основным правилам и установкам при взаимодействии с обществом и природой. Поэтому необходимо, чтобы культурное воспитание человека происходило с ранних лет его жизни. И именно тогда наше общество будет высокоразвитым, гуманным и культурным.

Список используемой литературы

1. Боенко Н. И. Экономическая культура: проблемы и тенденции развития. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2005;

2. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. — М.: Мысль, 1978;

3. Гирусов Э. В. Система общество — природа: проблемы социальной экологии. М.: изд-во Моек. ун-та, 1976;

4. Давидович В. Е. Сущность культуры / Давидович В. Е., Жданов Ю. И. — Ростов н/Д., 1973;

5. Дил Т., Кеннеди А. Корпоративные клики: определение культур. // В кн.: Эффективный менеджер: взгляды и иллюстрации / Под общ.ред. Д. Биллсберри. — М., МИМЛинк, 1999;

6. Драч Г. В., Матяш Т. П. Культурология. Краткий тематический словарь — М.: «Феникс», 2001;

7. Злобин Н. С. Культура. Творчество. Человек. — МгМол. гвардия, 1970;

8. Иванников И. А. Концепции правовой культуры // Правоведение. 1998. № 3.

9. Кравченко И. И. Экологическая проблема в современных теориях общественного развития. — М.: Наука, 1982;

10. Крылов А. А., Псиихология, 2005;

11. Лось В. А. Взаимоотношения между человеком и природой как глобальная проблема. — Вопросы философии, 1982;

12. Рыбаков О. Ю. Человек в политике: путь самореализации. Саратов, 1995;

13. Уразгалиев В. Ш. Политико-экономические проблемы экономической культуры переходного периода. СПб: 1999;

14. Швейцер, А. Культура и этика/ А. Швейцер; пер. с нем. Н. А. Захарченко, Г. В. Колшанский; ред., авт. предисл. В. А. Карпушин. — М.: Прогресс, 1973;

15. Ширшов И. Е. Культурология — теория и история культуры: учебное пособие / Ширшов И. Е. — Мн.: Эперспектива 2010;

16. Щегорцев В. А. Политическая культура: модели и реальность. — М., 1990;

17. http://eco-boom.com;

18. http://kulturoznanie.ru;

19. http://vestnik.osu.ru/20117/18.pdf.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой