Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Квартетное творчество Д.Д. Шостаковича

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем в" отечественном музыкознании анализ квартетной музыки Шостаковича по преимуществу изложен в разрозненных статьях, опубликованных в различных сборниках и периодических изданиях. Одни из них посвящены конкретным произведениям и, как правило, являются непосредственным откликом на исполнение новых опусов композитора. Это: «Шестой квартет Д. Шостаковича» Д. А. Рабиновича, «Шестой квартет… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Вопросы периодизации квартетного творчества Д. Д. Шостаковича
  • Глава II. Формирование концепции жанра в ранних квартетах
  • Глава III. Новые принципы художественного мышления в зрелых квартетах
  • Глава IV. Итог эволюции квартетного жанра в поздних опусах

Квартетное творчество Д.Д. Шостаковича (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Д. Д. Шостакович относится к числу величайших, знаковых фигур XX века. Художник универсального" дарования, он сказал свое слово практически во всех областях музыкального искусства, запечатлев при этом* через призму собственного миропонимания сложный, противоречивый, насыщенный драматическими конфликтами и трагическими событиями образ современной реальности. Неслучайно Е. А. Мравинский назвал композитора «истинным летописцем нашего времени"1. Сочинения мастера неразрывно связаны с социальными и нравственными проблемами эпохи.

Специфика шостаковичевского мироощущения, присущее ему обостренное восприятие окружающей действительности в сочетании с интроспек-тивностью лирико-философского по своей природе мышления объясняют тяготение художника к вопросам этического порядка. Творчество Шостаковича обращает музыкальную культуру к общечеловеческим" ценностям и идеалам. Композитор поднимает извечные темы о смысле бытия, жизни и смерти, истинной свободе духа, высшей гармонии, приобретающие в его интерпретации философско-трагедийную окрашенность. Сквозное развитие данной проблематики объясняет эволюцию композиторского стиля, а также обусловливает переосмысление традиционной трактовки жанров.

Квартет выступает одной из ведущих областей творчества Шостаковича. Композитор возрождает традиции жанра и выводит струнный ансамбль на качественно новую ступень.

В этой< связи представляется важным и своевременным обращение к квартетным опусам художника. На современном этапе музыковедческой науки исследование процесса формирования и развития концепции жанра в ис.

1 Мравинский Е. А. О Дмитрии Дмитриевиче Шостаковиче // Дмитрий Шостакович. Статьи и материалы / сост. и ред. Г. М. Шнеерсон. М., 1976. С. 39. кусстве Шостаковича, на наш взгляд, чрезвычайно актуально. Необходимо создание целостнойкартины квартетного творчества, которая бы отражала специфику трактовки композитором струнного ансамбля.

Степень изученности< проблемы. Интерес к, личности и, творчеству Шостаковича с годами, не1 угасает. Лишь, совсем недавно дана объективная историческая оценка той эпохе, в которую суждено-было жить и творить, великому мастеру. Благодаря этому стало возможным рассмотрение его произведений в широком-социокультурном контексте.

Среди огромного количества работ о композиторе отметим:

— монографические труды Л. О. Акопяна, В: И. Бобровского, Л. В. Да-нилевича, А. Н. Дмитриева, А. Н. Должанского, Л. А. Мазеля, И. И. Мартынова, Г. А. Орлова, М. ДСабининой, С. М. Хентовой и др:;

— сборники статей о* Шостаковиче под редакциями М. В: Ардова, Л. Г. Бергер, Е. Б. ДолинскойЛ. Г. Ковнацкой, Г. Ш. Орджоникидзе, М. П. Рахмановой, Л. В. Саввиной, Г. М. Шнеерсона, М. А. Якубова и др.;

— статьи в периодических изданиях — журналах «Музыкальная академия» (два номера целиком-посвящены Шостаковичу — № 4 за 1997 г. и № 3 за 2006 г.), «Музыкальная-жизнь» (полностью № 17 за-1976 г.), «Советская-музыка» и др.

В них с позиций современного музыкознания подробно и многогранно представлены^ биографические сведения, дана целостная, характеристика творчества, обозначены черты стиля композитора, выявлены, особенности интерпретации отдельных жанров, их место в творчестве художника и значение в развитии музыкальной культуры.

Вместе с тем в" отечественном музыкознании анализ квартетной музыки Шостаковича по преимуществу изложен в разрозненных статьях, опубликованных в различных сборниках и периодических изданиях. Одни из них посвящены конкретным произведениям и, как правило, являются непосредственным откликом на исполнение новых опусов композитора. Это: «Шестой квартет Д. Шостаковича» Д. А. Рабиновича, «Шестой квартет Д. Шостаковича. Пояснение» А. Г. Юсфина, «Седьмой квартет Д. Шостаковича» В. П. Бобровского- «Автобиографический квартет» Ю. В. Келдыша о Восьмом, «В осьмош квартет для двух скрипок, альта и-виолончели» М. В: Сокольского, «Поэтические: страницы» И. И. Мартынова о Девятом и Десятом,. «Новыйструнный квартет» Д. Д. Благого об Одиннадцатом, квартете, «Победа человеческого духа» В. 11. Бобровского о Двенадцатом, «Новыйквартет Шостаковича» А. Медведева с Двенадцатом, «О благородстве человеческого духа» С. М. Слонимского о Тринадцатом, «Заметки о новом сочинении» МЕ. Тараканова о Тринадцатом, «Размышления о 142-м и 143-м опусах» Б. И. Ти-щенко о Тринадцатом и Четырнадцатом, «Пятнадцатый квартет Шостаковича» А. С. Вартанова, «И правда, как звезда в ночи открылась» А. Л. Кнайфеля о Пятнадцатом, «Новый квартет Шостаковича» И. Н. Попова о Пятнадцатом1.

В ряде статей затрагиваются? отдельные, аспекты квартетного творчестг ва композитора: «Одиннадцать квартетов — Шостаковича», «© двух методах тематического развития в симфониях и квартетах Шостаковича», «О некоторых принципах темои формообразования в. симфонической и камерно-инструментальной. музыке Шостаковича» В. П. Бобровского- «Тональные планы и тональное родство в 1−6- квартетах Д. Д* Шостаковича» О. А. Бочка-ревой- «Квартеты Шостаковича: к проблеме семантики жанра» С. Волошко- «Образы. Вечности и Времени1 в поздних квартетах Д. Шостаковича» О.

1 Благой Д. Д. Новый струнный квартет // Советская музыка. 1966; С. 27−32 — Бобровский В. П. Седьмой квартет Д. Шостаковича // Советская музыка, i960- № 8- С. 63−69 — Его же. Победа человеческого духа // Советская музыка. 1968: № 9. С. 31—38 — Вартанов А. С. Пятнадцатый квартет Шостаковича// Музыкальная жизнь. 1975. № 19. С. 10 — Келдыш, Ю. В: Автобиографический квартет // Советская музыка. 1960. № 12. С. 19—23 — Кнайфель А. А. И правда, как звезда в ночи открылась // Советская музыка. 1975. № 11. С. 78−81 — Мартынов И. И. Поэтические страницы // Советская музыка. 1965; № 4. С. 24−27 — Медведев А. Новый квартет Шостаковича// Музыкальная жизнь. 1968. № 21. С. 2−3 — Попов И. Н. Новый квартет Шостаковича// Музыкальная жизнь. 1974. № 1. С. 3 — Рабинович Д. А. Шестой квартет Д. Шостаковича// Советская музыка. 1957. № 3. С. 14—21 — Слонимский С. М. О благородстве человеческого духа // Советская музыка. 1971. № 7. С. 35−39 — Сокольский М. В. Восьмой квартет для двух скрипок, альта и виолончели // Советская музыка. 1976. № 10. С. 11−12. Тараканов M. Е. Заметки о новом сочинении// Советская музыка. 1971. № 7. С. 31−35 — Тищенко Б. И. Размышления о 142-м и 143-м опусах // Советская музыка. 1974. № 9. С. 4046 — Юсфин А. Г. Шестой квартет Д. Шостаковича. Пояснение. М., 1960.

Кармановой- «О квартетном творчестве Шостаковича» Н. И. Кузьминой- «Претворение музыки массовых действ в струнных квартетах Д. Д. Шостаковича 40-х — 50-х годов» О. А. Осипенко, «Образный мир последних камерно-инструментальных сочинений Шостаковича» Л. Н. Раабена- «Звуковой материал поздних камерных инструментальных сочинений Д: Шостаковича».

A. В1. Свиридовой- «Седьмой квартет Д. Шостаковича: к вопросу о связи структуры лада и тематизма» А. Т. Тевосяна- «Икон. Индекс. Символ».

B. Н. Холоповой1.

Квартетные опусы Шостаковича рассматриваются! и в других работах, посвященных композитору: «О некоторых чертах стиля Шостаковича шестидесятых годов», «Претворение жанра пассакалии в сонатно-симфонических.

1 Бобровский В. П. Одиннадцать квартетов Шостаковича// Советская музыка. 1968. № 2. С. 95−97 — Его же. О двух методах тематического развития В1 симфониях и квартетах Шостаковича// Бобровский В. П. Статьи, исследования. М., 1990. С. 205−234 — О некоторых принципах темои формообразования в симфонической и камерно-инструментальной музыке Шостаковича // Бобровский В'. П. Статьи, исследования. С. 159−205 — Бочкарева О. А. Тональные планы и тональное родство в 1−6 квартетах Д. Д. Шостаковича // Научно-методические записки., Вып. 5. Новосибирск, 1970. С. 244−262 — Волошко С. Квартеты Шостаковича: к проблеме семантики жанра // Д. Д. Шостаковичу посвящается. Сборник статей к 100-летию композитора / ред.-сост. Е. Б. Долинская. М., 2007. С. 342−355 — Кар-манова О. Образы Вечности и Времени в поздних квартетах Д. Шостаковича // Музыка и время. 2008. № 7. С. 31−36 — Кузьмина Н. И. О квартетном творчестве Шостаковича // Анализ, концепции, критика: статьи молодых музыковедов*/ отв. ред. Л. Г. Данько. Л., 1977. С. 5−19 — Осипенко О. А. Претворение музыки массовых действ в струнных квартетах Д. Д. Шостаковича 40-х — 50-х годов // Творчество Д. Д. Шостаковича в контексте мирового художественного пространства: сборник статей по материалам Международной научной конференции 1—2 марта 2007 года / гл. ред. Л. В. Саввина, ред.-сост. В. О. Петров. -Астрахань, 2007. С. 219—223 — Раабен Л. Н. Образный мир последних камерно-инструментальных сочинений Шостаковича // Вопросы теории и эстетики музыки / под ред.: М. Г. Арановского, А. И. Климовицкого, Л. Н. Раабена, А. Н. Сохора. Вып. 15. Л., 1977. С. 44—54 — Свиридова А. В. Звуковой материал поздних камерных инструментальных сочинении Д. Шостаковича // Творчество Д. Д. Шостаковича в контексте мирового художественного пространства. С. 324—331 — Тевосян А. Т. Седьмой квартет Д. Шостаковича: к вопросу о связи структуры лада и тематизма // Вопросы анализа: сборник трудов. Вып. 28. М., 1976. С. 167−190 — Холопова В. Н. Икон. Индекс. Символ // Музыкальная академия. 1997. № 4. С. 159−162. циклах Д. Шостаковича" В. П. Бобровского- «Особенности тематизма и формы в сочинениях Шостаковича 60-х годов» Г. В. Григорьевой1.

В отечественной науке, вплоть до недавнего времени, единственным фундаментальным исследованием квартетной музыки художника была изданная в 1961 году монография В. П. Бобровского «Камерные инструментальные ансамбли Д. Шостаковича». Однако исследователь охватил только ранние произведения, до Восьмого квартета включительно. Что касается поздних сочинений, то ученые, как правило, отмечают общие тенденции последних лет с отсылкой на конкретные произведения (ранее упомянутые статьи В. П. Бобровского, Г. В. Григорьевой, Л. Н. Раабена).

Важным событием стало появление в 2008 году книги А. Н. Дмитриева «Струнные квартеты Д. Д. Шостаковича. Комментарии». В ней впервые изложен детальный анализ всех струнных ансамблей композитора, собранный и составленный Л. Г. Данько и А. В. Денисовым на основе аналитических очерков и комментариев А. Н. Дмитриева к созданным им переложениям квартетов Шостаковича для фортепиано в четыре руки4.

К 2009 году относится диссертационное исследование Е. В. Дехтяренко «Квартеты Д. Д. Шостаковича. Стиль и исполнительские принципы"5, в котором поднимаются проблемы, связанные с исполнительскими традициями струнного квартета как особой области камерно-инструментальной музыки и.

1 Бобровский В. П. О некоторых чертах стиля Шостаковича шестидесятых годов // Музыка и современность. М., 1974. Вып. 8. С. 161−201 — М., 1975. Вып. 9. С. 39−77 — Его же. Претворение жанра пассакалии в сонатно-симфонических циклах Д. Шостаковича // Бобровский В. П. Статьи, исследования. С. 234−255 — Григорьева Г. В. Особенности тематизма и формы в сочинениях Шостаковича 60-х годов // О музыке. Проблемы анализа / сост.: В. П. Бобровский, Г. Л. Головинский. М., 1974. С. 246−271.

2 Бобровский В. П. Камерные инструментальные ансамбли Д. Шостаковича. М.,.

1961.

Дмитриев А. Н. Струнные квартеты Д. Д. Шостаковича. Комментарии / ред.-сост. А. В. Денисов — общ. ред. Л. Г. Данько. СПб., 2008.

4 Дмитриев А. Н. Д. Шостакович. Квартеты для двух скрипок, альта и виолончели: Переложение для фортепиано в 4 руки А. Н. Дмитриева: в 4 т. М.- Л., 1965;1976 — Его же. Д. Шостакович. Квартет № 15 для двух скрипок, альта и виолончели: Переложение для фортепиано в 4 руки А. Н. Дмитриева. Л., 1979.

5 Дехтяренко Е. В. Квартеты Д. Д. Шостаковича. Стиль и исполнительские принципы: автореф. дисс.. канд. искусствоведения. Магнитогорск, 2009. интерпретацией квартетных опусов Шостаковича. При этом сочинения композитора рассматриваются в художественно-эстетическом контексте эпохи и в связи со спецификой жанра.

Среди зарубежных работ о квартетном творчестве художниканеобходимо отметить следующие монографии: «Последние квартеты Дмитрия Шостаковича: стилистический анализ» Е. Лорел Фэй, «Шостакович в диалоге: форма, образность и идеи в 1—7 квартетах» И. Куна, «Создание современного сюжета: четыре струнных квартета Дмитрия Шостаковича» С. Й. Ри-чардта, «Идеология, стиль, содержание и тематический процесс в симфониях, виолончельных концертах и струнных квартетах Шостаковича» Э. Роуз-берри, «Структура, стиль и тематический процесс как инновационные элементы в их единстве на примере струнных квартетов Дмитрия Шостаковича» Аи-Сзе Тан, «Драматургия смычковых квартетов6 Дмитрия Шостаковича» Р. Д. Гольянека, «Последние произведения Дмитрия Шостаковича: музыкальная эстетика смерти, 1969;1975» Г. Тоссера1. Зарубежных музыковедов, в первую очередь, интересуют проблемы контекста, драматургии’и образности.

Несмотря^ на достаточно высокую степень изученности камерно-инструментального творчества Шостаковича, остается огромное количество нерешенных вопросов, касающихся в том числе его квартетной музыки. Ни в отечественной, ни в зарубежной науке до сих пор не существует фундаментального исследования, охватывающего все квартетные опусы композитора с точки зрения становления и развития концепции жанра. В настоящем диссертационном исследовании этой теме уделяется особое внимание. Проблема.

1 Fay L. E. The last quartets of Dmitrii Shostakovich: a stylistic investigation: thesis/dissertation. Ann Arbor, 1978 — Kuhn J. Shostakovich in dialogue: form, imagery, and ideas in quartets 1−7. Burlington — VT, 2009 — Reichardt S. J. Composing the modern subject: four string quartets by Dmitri Shostakovich. Burlington — VT, 2008 — Roseberry E. Ideology, style, content, and thematic process in the symphonies, cello concertos, and string quartets of Shostakovich. New York, 1989 — Tan Ai-Sze. Structure, style and thematic process as innovative elements within an overall unity in selected string quartets of Dmitri Shostakovich: thesis/dissertation. Queensland, 2000 — Golianek R. D. Dramaturgia kwartetow smyczkowych Dymitra Szostakowicza. Poznan, 1995 — Tosser G. Les dernieres oeuvres de Dimitri Chostakovitch: une esthetique musicale de la mort, 1969;1975. Paris, 2000. заключается в определении степени и характера влияния этической проблематики на особенности шостаковичевской интерпретации квартета.

Объект исследования — квартетная музыка-Д. Д. Шостаковича.

Предмет исследования — процесс формирования и развития концепции жанра в искусстве композитора.

Цель исследования — проследить эволюцию жанра квартета в творчестве Шостаковича.

Задачи исследования:

1) выявить факторы, обусловившие интерес композитора к струнному квартету;

2) определить статус жанра в творчестве музыканта;

3) рассмотреть предпосылки квартетного стиля Шостаковича;

4) раскрыть семантику жанра. в искусстве художника;

5) обосновать периодизацию квартетов композитора;

6) охарактеризовать принципы квартетного мышления Шостаковича.

Теоретико-методологическую основу диссертации составили разработанная в, отечественном музыкознании концепция комплексного исследования музыкально-творческого процесса, а также фундаментальные труды по истории1 и теории музыкального искусства XX века. Для характеристики музыкального материала применена методология, разработанная Л: О. Акопя-ном, М. Г. Арановским, Г. В. ГригорьевойЛ. В. Данилевичем, А. Н. Должан-ским, Л. А. Мазелем, Г. А. Орловым, М. Д. Сабининой, С. М. Хентовой. Особое значение для настоящей работы приобрели теоретические исследования В. П. Бобровского, А. Н. Дмитриева, Н. И. Кузьминой и Л1 Н. Раабена, эпистолярное наследие Д: Д. Шостаковича — письма И. Г. Гликману, А. Н. Дмитриеву, Б. И. Тищенко, И. И. Соллертинскому, статьи и опубликованные в периодических изданиях интервью музыканта.

Анализ произведен по изданиям: Шостакович Д. Д. Собрание сочинений: в 42-х т. М., 1980. Т. 35: Квартеты № 1−8- Т. 36: Квартеты № 9−15- Его же. Неоконченный квартет для двух скрипок, альта и виолончели. М., 2005.

Методы исследования. В процессе работы над диссертацией были использованы следующие методы:

— метод исторической реконструкции, позволивший обозначить те принципы квартетного мышления, которые леглив основу камерно-инструментального стиляШостаковича;

— биографический метод, направленный на выявление причин повышенного интереса художникам струнному ансамблю;

— метод сравнительного анализа, предоставивший' возможность сопоставить квартеты с другими сферами творчества композиторав первую очередь — симфониями;

— метод проблемного анализа, нацеленный на раскрытие специфики квартетов каждого из. выделенных нами-периодов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Квартетная музыка является для Шостаковича одним из приоритетных направлений^ композиторского творчества. Обращение к данной сфере обусловленовыразительными возможностями струнного ансамбля, позволившими художнику во всей полноте реализовать свое миропониманием.

2. Предпосылки квартетного стиля Шостаковича заложены в>творчестве В! А. Моцарта, ЛБетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф: Мендельсона, Й. Брамса, Э. Грига, в русской музыке А. Г. Рубинштейна, П. И. Чайковского, А. П. Бородина, С. И. Танеева.

3. Квартеты Шостаковича — самостоятельная и самодостаточная область симфонизма. Традиционной трактовки струнного ансамблякак камерного аналога симфонии, композитор придерживается лишь в ранних сочинениях. В" дальнейшем-пути развития квартетного-и симфонического жанров расходятся. Квартет обособляется от симфонии, а в поздние годы даже начинает оказывать на нее определенное воздействие.

4. Семантика жанра в творчестве Шостаковича заключается в реализации идеи движения времени. Время понимается композитором как экзистенциальная категория, преломленная через призму человеческого восприятия, а потому эмоционально окрашенная. Художник мыслит антиномиями Добра и Зла, Жизни и Смерти, Смерти и Бессмертия, Бытия и Небытия, Конечности и Бесконечности, Времени и Безвременьявоплощенных посредством образа круга — одного из древнейших в истории человечества' символа целостности, непрерывности, завершенности, цикличности, возвратности, вечности.

5. Периодизация квартетного творчества композитора обусловлена сквозным развитием этической проблематики, которая эволюционирует от принятия объективной данности в ранних сочинениях к трагическому осознанию конечности жизненных процессов в зрелых и безысходности в поздних.

6: Квартетное мышление Шостаковича базируется на принципах, которые эволюционируют по мере развития этической проблематики. Образ круга, в ранних опусах понимаемый как средство обобщения бурного потока жизни, в зрелых является олицетворением быстротечного человеческого времени, в поздних — воплощением времени Вечности. Конфликтный тип" драматургического развития постепенно перерождается в специфически шостаковичевскую драматургию антитез — драматургию психологических контрастов. В соответствии* с этим формируется’особый вид тематизма, основанный на сопоставлении диатоники и хроматики. Традиционная^ цикличность вытесняется симметричными, замкнутыми, непрерывными контрастно-составными структурами. Результатом постепенной дифференциации музыкальной ткани становятся монологизация и диалогизация фактуры. «Оркестральность» квартетного письма Шостаковича расширяет границы и диапазон ансамблевого звучания.

Научная новизна заключается в том, что:

— впервые проведено целостное и развернутое исследование квартетного творчества Шостаковича в аспекте формирования и развития, концепции жанра;

— установлены причины обращения музыканта к струнному ансамблю;

— раскрыты предпосылки квартетного стиля композитора;

— охарактеризованы принципы квартетного мышления Шостаковича;

— определено место жанра в искусстве художника;

— периодизация квартетной музыки композитора обоснована с учетом развития столь привлекающей внимание художника этической проблематики;

— выявлены специфика трактовки струнного ансамбля мастером.

Теоретическая значимость. Данное исследование является теоретической базой для последующего изучения творчества Шостаковича и квартетной музыки в. целом. Выводы, полученные в ходе работы, позволили сформировать целостную и всестороннюю картину становления > и развития, концепции жанра в искусствехудожника, а также определить специфику его трактовки композитором.

Практическая значимость. Основные положения диссертации могут использоваться в музыковедческой науке и в> педагогической' практике — лекционных курсах анализа музыкальных форм, гармонии, истории^ музыки1, семинарских занятиях, в инструментальных классах при изучении камерно-инструментальных ансамблей Шостаковича.

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Возможно применение материалов исследования и опубликованных по его теме статей в качестве методического пособия для-студентов средних специальных и высших профессиональных музыкально-образовательных учреждений, а также включение их в различные учебные курсы и программы для дальнейшего изучения творчества Шостаковича и жанра’квартета в целом.

Апробация результатов исследования, проводилась на заседаниях кафедры музыкального воспитанияи образования факультета музыки РГПУ им. А. И. Герцена. Отдельные положения работы нашли отражение в докладах на научно-практических конференциях и опубликованы в, виде статей. Материалы диссертации были использованы при проведении лекционных и практических занятий со студентами факультета музыки РГПУ им. А. И. Герцена.

Структура и, объем работы. Исследование состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы. Содержание диссертации изложено на 166 страницах машинописного текста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Многогранное проблемное исследование квартетовШостаковича: позволило проследить^ эволюциюжанра втворчестве композитора, выявить факторы, обусловившие интерес композитора к струнному ансамблю-, рассмотреть, предпосылки? квартетного — стиля" художника, раскрыть семантику жанра в искусстве Шостаковичаобосновать периодизацию" квартетной? музыки композитора, определить статус жанра в творчестве музыканта.

Сформулируем выводы исследования:.

Квартет — один из ведущих жанров? в творчестве ШостаковичаИнтерес композитора к струнному ансамблювозникающийв зрелые, годы, вызванвы-разительнымишозможностямикамерногомузыки, в? наибольшего степени отвечающего философско-трагедийной направленности^ музыкального мышления и мироощущения художника:

Шостакович возрождает жанродновременно воссоздавая откристалли-зовавшиесяш процессе историческогофазвитиягпринципыквартетного-мышления.

Семантика шостаковичевского квартета связана с антиномическими категориями^ Добра-и Зла, Жизни и Смерти, Смерти и БессмертияКонечности и Бесконечности, Бытия и Небытия, объединенными идеей движения Времени.

Сквозное развитие данной проблематики обусловливает, эволюцию? квартетного жанра в искусстве художника, которая протекает в три этапа: формирование концепции жанра — ранние квартеты с Первого по Седьмой, новые принципы художественного мышления- - зрелые опусыс г Восьмогопо— Одиннадцатый, итог — поздние сочинения с Двенадцатого по Пятнадцатый. Каждый из обозначенных периодов знаменует качественно новый, по сравнению с предыдущимуровень осмысления проблемы. Принятие многообразных проявлений жизни как объективной данности способствует лирико-философской окрашенности ранних квартетов. Осознание конечности жизни определяет фплософско-трагедийную направленность зрелых опусов. Философское постижение смерти приводит к тому, что траурность поздних ансамблей в конечном счете сменяется катарсисом, который означает приобщение к высшим ценностям, обретение истинной’Свободы и Гармонии. Как видим, на всех этапах квартетного творчества Шостакович' предстает, прежде всего, как художник-философ — в силу специфики мировосприятия наблюдающий, многое замечающий, остро реагирующий, анализирующий, обобщающий.

Эволюция шостаковичевского квартета идет по пути драматизации жанрасопровождающейся обновлением системы выразительных средств и «строительных» элементов. Сущность этого процесса заключается в следующем.

1. Выражением идеи движения, Времени" становится образ круга, трактовка которого меняется по мере развития этической проблематики. Соответственно, в ранних опусах он выступает способом обобщения бурного потока жизни, в зрелых — олицетворением * быстротечного! времени человеческого существования, в поздних — воплощением «застывшего» времени вечности.

2. Одним из. важнейших слагаемых квартетного стиля Шостаковича является драматургия цикла. В ранних опусах определяются два типа развития: неконфликтный, предполагающий отображение различных граней одного — лирического — образа (Первый, Четвертый, Шестой, Седьмой), и конфликтный, подразумевающий ярко драматичное противопоставление субъективного и объективного начал (Второй, Третий, Пятый). В’зрелых и поздних сочинениях на смену конфликтной драматургии приходит специфически шоста-ковичевская драматургия антитез, основывающаяся на психологических контрастах. Роль «сил действия» в ней сведена до минимума.

3. Музыкальный язык квартетов представляет собой уникальный образец «немногословности», заключающей в себе глубокий внутренний смысл. С годами он становится' все более лаконичным. Особую выразительность привносят жанровые прообразы тематизма: речитатив, используемый для выражения личностного, человеческого, а в поздних сочинениях «живого» началамарш, в самом общем смысле понимаемый как символ движения- (времени, приближающейся* смерти) — народная песня, содержащая? элемент объективности. В ранних опусах для воплощения светлых, жизнеутверждающих образов^ композитор обращается к танцевальным первоисточникам — польке, вальсу. Однако трагическое осознание необратимости бытия влечет за собой' постепенный отказ от таких тем.

4. В квартетном жанре со всей полнотой раскрывается^ своеобразие ла-догармонического языка композитора. Специфически шостаковичевские минорные лады с пониженными ступенями, ладовая переменность, тональная полифония, как правило, возникают в моменты драматизации образа. Антиномическое мышление художника постепенно рождает новый вид тематизма, основанный/На"сопоставлении диатоники и хроматики. Кроме того, в последних ансамблях с целью заострить и подчеркнуть контрастное «злое» начало мастер вводит двенадцатитоновые ряды, которые противопоставляются главной тональности.

6. Фактура квартетов линеарна, причем линеарность направлена на реализацию все той же идеи движения времени. Именно логика линий обусловливает тенденции к диалогизации и монологизации, в. зрелых ансамблях понимаемых как средство драматизации звучания, в поздних^ произведениях становящихся способами «озвучивания» философских раздумий и как следствие — основными*фактурными принципами.

7. В трактовке ансамбля композитор выступает приверженцем «орке-стрального» письма, идущего от Моцарта, Бетховена, Чайковского, Танеева. При этом Шостакович, мастерски оперируя тембрами струнных инструментов, открывает максимальный потенциал каждого. Композитор значительно обогащает выразительность камерной музыки внедрением в поздних квартетах новых приемов: предельно высоких регистров, долгих флажолетов, имитаций ударных.

8. В' ходе эволюции шостаковичевского квартетного стиля изменяются и композиционные региения. Художник отталкивается от традиционной симфонической цикличности, но уже в зрелых опусах его внимание переключается на симметричные, замкнутые, непрерывные контрастно-составные структуры с тенденцией к одночастности, которые, однако, укладываются в классические схемы. Следует отметить переосмысление трактовки традиционно используемых жанров — скерцо, речитатив, этюд, юмореска, элегия, серенада, интермеццо, ноктюрн попадают в сферу трагедийной образности.

Шостакович вывел струнный квартет на качественно новый уровень, значительно обогатив выразительность камерной музыки. Квартеты композитора стали вершиной многовековой истории развития жанра и одновременно источником для последующих поколений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. В. Пассакалия в отечественной инструментальной музыке второй половины XX века : автореф. дисс.. канд. искусствоведения / Г. В. Абдуллина — РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2005. — 20 с.
  2. , Л. О. Д. Шостакович: опыт феноменологии творчества / Л. О. Акопян. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. — 474 с.
  3. , М. Г. Симфонические искания / М. Г. Арановский. — Л.: Советский композитор, 1979. — 287 с.
  4. , Б. В. О симфонической и камерной музыке : Пояснения и приложения к программам симфонических и камерных концертов / Б. В. Асафьев. Л.: Музыка, 1981. — 216 с.
  5. , Б. В. Русская музыка. XIX и начало XX века / Б. В. Асафьев. Л.: Музыка, 1979. — 341 с.
  6. , С. Н. Черты стиля инструментальной мелодики Д. Д. Шостаковича: автореф. дис.. канд. искусствоведения / С. Н. Белова — Ле-нингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. — Л., 1979. 22 с.
  7. , Д. Д. Новый струнный квартет / Д. Д. Благой // Советская музыка. 1966. — С. 27−32.
  8. , В. П. Камерные инструментальные ансамбли Д. Шостаковича / В. П. Бобровский. — М.: Советский композитор, 1961. 258 с.
  9. , В. П. Одиннадцать квартетов Шостаковича / В. П. Бобровский // Советская музыка. 1968. — № 2. — С. 95−97.
  10. , В. П. О некоторых чертах стиля Шостаковича шестидесятых годов / В. П. Бобровский // Музыка и современность. М.: Музыка. -Вып. 8. — 1974. — С. 161−201 — Вып. 9. — 1975. — С. 39−77.
  11. , В. П. О двух методах тематического развития в симфониях и квартетах Шостаковича / В. П. Бобровский // Бобровский В. П: Статьи, исследования / В. П. Бобровский. — М.: Советский композитор, 1990.-С. 205−234.
  12. , В. П. Победа человеческого духа / В. П. Бобровский // Советская музыка. 1968. — № 9. — С. 31−38.
  13. , В. П: Функциональные основы музыкальной формы. Исследование / В." П. Бобровский. М.: Музыка, 1978. — 332 с.
  14. , О. А. Тональные планы и тональное родство в 1 6 квартетах Д. Д. Шостаковича / О. А. Бочкарева // Научно-методические записки. — Вып. 5-. — Новосибирск: Западносибирское книжное издательство, 1970. — С. 244−262.
  15. , В. Б. Сюжет Голгофы в творчестве Шостаковича / В'. Б. Валькова // Шостакович: между мгновением и вечностью. Документы, материалы, статьи / Д. Д. Шостакович — под ред. Л. Г. Ковнац-кой. СПб.: Композитор, 2000. — С. 679−716.
  16. , В. В. Творчество Шостаковича. К 60-летию со дня рождения / В: В. Ванелов, — М.: Знание- 1966. 32 с.21=. Вартанов, А. С. Пятнадцатый" квартет Шостаковича / А. С. Вартанов // Музьпсальная? жизнь. 1975: — №Т91 — С. 10.
  17. Великая душа?: воспоминания- о Дмитрии" Шостаковиче / сост. М. В, Ардов. М:: Б. С. Е. — Пресс, 20 081 -253^с.
  18. , Е. Шостакович в зеркале дискуссий 1936 года / Е. Власова // Д. Д. Шостаковичу посвящается. Сборник статей к 100-летиюкомпози-тора / ред.-сост. Е. Б. Долинская. М.: Композитор, 20 071 С. 78−95.
  19. , С. Квартеты Шостаковича : к проблеме семантики жанра / С. Волошко // Д. Д. Шостаковичу посвящается- Сборник статей! к 100-летию композитора / ред.-сост. Е. Б. Долинская: — М.: Композитор, 2007.-С. 342−355.
  20. Голос Шостаковича // Музыкальная академия: 2006. — № 31 — С. 1−4.26- Григорьева, Г. В. Особенности тематизма и формы в сочинениях.
  21. Шостаковича 60-х годов / Г. В: Григорьева // О музыке. Проблемы анализа / сост.: В. И- Бобровский- Г. Л1 Головинский:. — М1: Советский! композитор, 19 741 — С. 246−271.
  22. Грум-Гржимайло-, Т- Н!, О. Шостаковиче / Т. Н: ГрумгГржимайло: — М.: Знание, 1990.- 55 с.
  23. , Р. Р. Квартетное искусство / Р1 Р. Давидян. М.: Музыка, 1984.-270 с.
  24. , Л. В. Д. Д: Шостакович / Л. В. Данилевич. М.: Советский композитор- 1958: 194 с.
  25. , Л. В- Дмитрий Шостакович- : жизнь и творчество / Л. В. Данилевич: М.: Советский композитор, 1980. —302 с.
  26. , Л. В. Книга о советской музыке / Л. В. Данилевич. — М1 : — Советский композитор- 1962. — 360 с.
  27. Данилевич, Л- В. Наш современник. Творчество Шостаковича / Л. В. Данилевич. М.: Музыка, 1965 .-330с.
  28. Е. В. Квартеты Д. Д. Шостаковича. Стиль и исполнительские принципы: автореф. дис.. канд. искусствоведения / Е. В. Дехтяренко. — Магнитогорск, 2009. — 21 с.
  29. , А., Н. Полифония как фактор формообразования / А. Н. Дмитриев. JI.: Музгиз, 1962. — 488 с.
  30. , А. Н. Струнные квартеты Д. Д. Шостаковича. Комментарии / А. Н. Дмитриев — ред.-сост. А. В. Денисов — общ. ред. JI. Г. Данько. -СПб.: СПбГК, 2008. 129 с.
  31. Дмитрий Шостакович: исследования и материалы / ред.-сост.: JI. F. Ковнацкая, М. А. Якубов. Вып. Г. — M.: DSCH, 2005. — 208 с.
  32. , П. Н. Смычковые квартеты Бетховена / П. Н. Долгов. — М.: Музыка, 1980: 197 с.
  33. Дмитрий Шостакович. Статьи и материалы*/ ред.-сост. Г. М. Шне-ерсон. М.: Советскийкомпозитор, 1976. — 336 с.
  34. Щ. Шостакович. О времени и о себе / Д. Д. Шостакович — сост. М. Яковлев. М.: Советский композитор, 1980. — 376 с.40: Д. Д. Шостаковичу посвящается. Сборник статей к 100-летию композитора / ред.-сост. Е. Б. Долинская. М.: Композитор, 2007. — 486 с.
  35. , А. Н: Избранные статьи / А. II. Должанский. JI.: Музыка, 1973.-214 с.
  36. , А. Н. Камерные инструментальные произведения Д. Шостаковича / А. Н. Должанский. — М.: Музыка, 1965. — 56 с.
  37. Жизнь музыки. К 100-летию со дня рождения Виктора! Петровича Бобровского. М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2009. — 272 с.
  38. , В. П. Полифония в инструментальных произведениях Д. Шостаковича / В. П. Задерацкий. М.: Музыка, 1969. — 272 с.
  39. , Е. Б. Эстетические взгляды Д. Д. Шостаковича: автореф. дис. .канд. фил. наук / Е. Б. Зыкина — МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1989.-24 с.
  40. , К. А. Несколько мыслей о трагическом в музыке / К. А. Караев // Советская музыка. 1957. — № 4. — С. 62−65.
  41. , О. Образы Вечности и Времени в поздних квартетах Д. Шостаковича / О. Карманова // Музыка и время. 2008. — № 7. — С. 31−36.
  42. , Ю. В. Автобиографический квартет / Ю. В. Келдыш // Советская музыка. 1960. — № 12. — С. 19−23.
  43. , А. А. И* правда, как звезда в ночи открылась / А. А. Кнай-фель // Советская музыка. — 1975. — № 11. С. 78−81.
  44. , Г. В. Особенности гармонического стиля Д. Д. Шостаковича / Г. В. Кочарова // Советская музыка. 1977. — № 9. — С. 112−116.
  45. , Н. И. О квартетном творчестве Шостаковича / Н. И. Кузьмина // Анализ, концепции, критика: статьи молодых музыковедов / отв. ред. Л. Г. Данько. Л.: Музыка, 1977. — С. 5−19.
  46. , Н. Приглашение к молодой музыке. Рассказывает Дмитрий Дмитриевич Шостакович / Н. Лагина // Юность. 1968. — № 5. — С. 83— 87.
  47. , Т. Е. Музыкальные жанры, их значение в симфоническом творчестве Д. Д. Шостаковича: автореф. дис. .канд. искусствоведения / Т. Е. Лейе — Ин-т истории искусств. — М, 1971. 16 с.
  48. , М. Н. Западноевропейское музыкальное барокко : проблемы эстетики и поэтики / М. Н. Лобанова. М.: Музыка, 1994. — 320 с.
  49. , Н. В. Д. Д. Шостакович / Н. В. Лукьянова. М.: Музыка, 1980.- 176 с.
  50. , Л. А. Вопросы анализа музыки / Л. А. Мазель. — М.: Советский композитор, 1987. 376 с.
  51. , Л. А. Симфонии Д. Д. Шостаковича. Путеводитель / Л. А. Ма-зель. — М.: Советский композитор, 1960. — 151 с.
  52. , Л. А. О некоторых чертах творчества и личности Д. Д. Шостаковича / Л. А. Мазель // Советская музыка. 1977. — № 9. — С. 104−105.
  53. , Л. А. О стиле Шостаковича / Л. А. Мазель // Мазель Л. А. Статьи по теории и анализу музыки / Л. А. Мазель. — М.: Советский композитор, 1982. С. 221−244.
  54. , Л. А. Раздумья об историческом месте творчества Шостаковича / Л. А. Мазель // Советская музыка. 1975. — № 9. — С. 8−15.
  55. , Л. А. Этюды о Шостаковиче : статьи и заметки о творчестве / Л. А. Мазель. — М.: Советский композитор, 1986. 174 с.
  56. , И. И. Д. Шостакович. Творческий портрет / И. И. Мартынов. М.: Советская Россия, 1962. — 88 с.
  57. , И. И. Новые камерные произведения Д. Шостаковича / И. И. Мартынов // Мартынов И. И. О музыке и ее творцах. — М.: Советский композитор, 1980. — С. 36−44.
  58. , И. И. Поэтические страницы / И. И. Мартынов // Мартынов И. И. О музыке и ее творцах. М.: Советский композитор, 1980. — С. 36−44.
  59. , И. И. Поэтические страницы / И. И. Мартынов // Советская музыка. 1965. — № 4. — С. 24−27.
  60. , А. Новый квартет Шостаковича / А. Медведев // Музыкальная жизнь. 1968. — № 21. — С. 2−3.
  61. , К. Шостакович : жизнь, творчество, время / К. Мейер — пер. Е. Гуляевой. СПб.: Композитор, 1998. — 559 с.
  62. , Л. В. Жизнь Д. Шостаковича / Л. В. Михеева. М.: Терра, 1997.-366 с. .
  63. , И. В. Путь исканий (Об эволюции творчества Д. Шостаковича) / И. В. Нестьев // Советская музыка. 1956. — № 11. — С. 3—15.
  64. , JI. Д. Советская музыка и современность / Л. Д. Никитина. М-.: Музыка, 1991.-277 с.
  65. , Г. А. Д. Д. Шостакович. Краткий очерк жизни и творчества / Г. А. Орлов. Л.: Музыка, 1966. — 120 с.
  66. , Г. А. Симфонии Шостаковича / Г. А. Орлов. Л.: Музгиз, 1961.-325 с.
  67. , Г. А. Симфонизм Шостаковича на переломе / Г. А. Орлов // Вопросы теории и эстетики музыки / отв. ред. Л. Н. Раабен. Л.: Музыка, 1971.-С. 3−32.
  68. B. О. Петров. Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО АИПКП, 2007.1. C. 219−223.
  69. , И. Н. Новый квартет Шостаковича / И. Н. Попов // Музыкальная жизнь. 1974. — № 1. — С. 3.
  70. , Л. Н. Вопросы квартетного исполнительства / Л. Н. Раабен. -М.: Музгиз, 1960.- 108 с.
  71. , Л. Н. Инструментальный ансамбль в русской музыке / Л. Н. Раабен. М.: Музгиз, 1961.-476 с.
  72. , Л. Н. Камерно-инструментальные ансамбли Д. Д. Шостаковича / Л. Н. Раабен // Ученые записки / Гос. науч.-исслед. институт театра, музыки и кинематографии. — Т. 2. 1958. — С. 71—107.
  73. , Л. Н. Камерно-инструментальная музыка первой половины XX века : страны Европы и Америки / Л. Н. Раабен. Л.: Советский композитор, 1986. — 197 с.
  74. , Л. Н. Мастера советского камерно-инструментального ансамбля / Л. Н. Раабен. Л.: Музыка, 1964. — 180 с.
  75. , Л. Н. О духовном ренессансе в-русской музыке 1960−80-х годов / Л. Н. Раабен. СПб.: Бланка — Бояныч, 1998. — 351 с.
  76. Раабен, Л: Н. Советская камерно-инструментальная музыка / Л. Н. Раабен. Л.: Музгиз, 1963. — 340 с.
  77. , Д. А. Шестой квартет Д. Шостаковича / Д. А. Рабинович // Советская музыка. -1957. — № 3. — С. 14—21.
  78. Рацкая, Ц'. С. Советская камерная музыка / Ц. С. Рацкая. М.: Знание, 1965.-80 с.
  79. Роллан, Ромен. Последние квартеты Бетховена / Ромен Роллан — пер. с франц. Л.: Музыка, 1976. — 240 с.
  80. , Э. Шостакович / Э. Роузберри — пер. с англ. С. М. Комова. -Челябинск: Урал 1ЛТ>, 1999. 199 с.
  81. , М. Д. Дмитрий Шостакович / М. Д: Сабинина. М.: Знание, 1959.-32 с.
  82. , М. Д. Симфонизм Шостаковича. Путь к зрелости / М. Д. Сабинина. -М.: Наука, 1965. 175 с.
  83. , М. Д. Шостакович-симфонист. Драматургия, эстетика, стиль / М. Д. Сабинина. М.: Музыка, 1976. — 477 с.
  84. , А. Валентин Берлинский : в верности квартету мы расписались кровью / А. Славуцкий // Труд. 2005. — № 007. — 19 января. -С. 8.
  85. , С. М. О благородстве человеческого духа / С. М. Слонимский // Советская музыка. — 1971. — № 7. С. 35−39:
  86. , Д. Н. Мой Шостакович / Д. Н. Смирнов II Музыкальная академия. 2006. -№ 3. — С. 30−35.
  87. , Е. М. Гармония в сочинениях Шостаковича позднего периода творчества, теоретические проблемы и методы анализа : автореф. дис. .канд. искусствоведения./ Е. М. Соколова — Моск. гос. консерватория им. П. № Чайковского. М., 1981. — 28 с.
  88. , М. В. Восьмой квартет для двух скрипок, альта и виолончели / М. В. Сокольский // Советская музыка. — 1976. — №" 10. — С. 11−12.
  89. , И. В. Вступая в век второй : споры продолжаются. / И. В. Степанова. М.: Фортуна, 2007. — 314 с.
  90. , В. К. Категория времени в музыкальной культуре / В. К. Суханцева. Киев: Лыбидь, 1990. — 184 с.
  91. , М. Е. Заметки о новом сочинении / М. Е. Тараканов // Советская музыка. 1971. — № 7. — С. 31—35.
  92. , Р. Шостакович и мы / Р. Тарускин // Шостакович: между мгновением и вечностью. Документы, материалы, статьи / Д. Д. Шостакович — под ред. Л. Г. Ковнацкой. СПб.: Композитор, 2000. -С. 789−828.
  93. , А. Т. Седьмой квартет Д. Шостаковича: к вопросу о связи структуры лада и тематизма / А. Т. Тевосян // Вопросы анализа: сборник трудов. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1976. — Вып. 28. — С. 167−190.
  94. , Б. И. Размышления о 142-м и 143-м опусах / Б. И. Тищенко // Советская музыка. 1974'. — № 9. — С. 40−46.
  95. , Л. С. Д. Шостакович / Л: С. Третьякова. М.: Советская Россия, 1976. — 240 с.
  96. , Э. П. Диатонические лады в творчестве Д. Шостаковича / Э. П. Федосова. -М.: Советский композитор, 1980. — 191 с.
  97. , И. А. К вопросу о тональности в опере Шостаковича «Нос» / И. Хархута // Проблемы музыкальной науки. Вып. 7. — М.: Советский композитор, 1989.-С. 158−174.
  98. , С. М. В мире Шостаковича / С. М. Хентова. М.: Композитор, 1996.-366 с.
  99. , С. М. Д. Д. Шостакович в годы Великой Отечественной войны / С. М. Хентова. Л.: Музыка, 1979. — 280 с.
  100. , С. М. Молодые годы Шостаковича / С. М. Хентова. Л.: Советский композитор, 1975. — 333 с.
  101. , С. М. Музыканты о своем искусстве / С. М. Хентова. М.: Советская Россия, 1967. — 127 с.
  102. , С. М. О музыке и музыкантах наших дней / С. М. Хентова. -Л.- М.: Советский композитор, 1976. — 359 с.
  103. , С. М. Подвиг, воплощенный в музыке / С. М. Хентова. -Волгоград: Ниж.-Волж. книжное издательство, 1984. — 80 с.
  104. , С. М. Рассказы о Шостаковиче / С. М. Хентова. М.: Советская Россия, 1976. — 103 с.
  105. , С. М. Слышание времени / С. М. Хентова // Наш современник. 1966. — № 9. — С. 86−90.
  106. , С. М. Удивительный Шостакович / С. М. Хентова. СПб.: Вариант, 1993.-269 с.
  107. , С. М. Д. Шостакович. Жизнь и творчество: в 2-х т. / С. М. Хентова. JI.: Советский композитор, 1985−1986. Т. 1. — 1985. — 544 с. -Т. 2.-1986.-624 с.
  108. , С. М. Шостакович. Тридцатилетие, 1945−1975 / С. М. Хентова. JI.: Советский композитор, 1982. — 413 с.
  109. , С. М. Шостакович в Москве / С. М. Хентова. М.: Московский рабочий, 1986. — 205 с.
  110. , С. М. Шостакович в Петрограде Ленинграде / С. М. Хентова. — Л.: Лениздат, 1981. — 304 с.
  111. , С. М. Шостакович и Сибирь / С. М. Хентова. Новосибирск: Книжное издательство, 1990. — 171 с.
  112. , С. М. Шостакович на Украине / С. М. Хентова. — Киев: Музыкальная Украина, 1986. — 179 с.
  113. , С. М. Шостакович : этика добра / С. М. Хентова // Аврора. — 1976.-№ 9. -С. 49−51.
  114. , В. Н. Икон. Индекс. Символ / В. Н. Холопова // Музыкальная академия. 1997. — № 4. — С. 159−162.
  115. , И. О. Поздние квартеты Бетховена / И. О. Цахер. — М.: Музыка, 1997. -144 с.
  116. Черты стиля Шостаковича. Сборник статей / ред.-сост. Л. Бергер. —ч
  117. М.: Советский композитор, 1962. — 385 с.
  118. , М. С. О Шостаковиче / М. С. Шагинян. М.: Музыка, 1979. -45 с.
  119. , В. И. О стилистической семантике инструментальной музыки Шостаковича / В. И. Широкова // Анализ, концепции, критика: статьи молодых музыковедов / отв. ред. Л. Г. Данько. — Л.: Музыка, 1977. С. 19−30.
  120. , Д. Д. Квартет № 15 для двух скрипок, альта и виолончели / Д. Д. Шостакович — переложение для фортепиано в 4 руки А. Н. Дмитриева. Л.: Музыка, 1979. — 43 с.
  121. Шостакович: между мгновением и вечностью. Документы, материалы, статьи / под ред. Л. Г. Ковнацкой. — СПб.: Композитор, 2000. -920 с.
  122. , Д. Д. Неоконченный квартет для двух скрипок, альта и виолончели / Д. Д. Шостакович. Партитура. — М.: ШСЯ, 2005. — 30 с.
  123. , Д. Д: О подлинной и мнимой программности / Д. Д. Шостакович // Советская музыка. 1951. — № 5. — С. 76−78.
  124. , Д. Д. Письма Дмитрия Дмитриевича Шостаковича Борису Тищенко. С комментариями и воспоминаниями адресата / Д. Д. Шостакович. — СПб.: Композитор, 1997. — 52 с.
  125. Советский композитор, 1967. — 536 с. 143: Шостакович, Д. Д. Собрание сочинений: в 42-х т. / Д. Д. Шостакович.- Партитура: М:: Музыка: Т. 35: Квартеты № 1−8: — 1980: — 266 с. — Т. 36: Квартеты.№ 9−15. — 1980: — 276 с.
  126. , М. А. Искусство, власть, политика. Казус- Шостаковича- / М. А. Якубов // Д. Д. Шостаковичу посвящается: Сборник статей к 100-летию композитора / ред.-сост. Е. Б. Долинская: — М1.: Композитор, 2007: — С. 13−32:
  127. Янов-Яновский, Д. Ф. Вариации на тему / Д. Ф. Яновский // Музыкальная академия. 2006. — № 3. С. 35−42.
  128. Abraham- G. Eight Soviet composers / G. Abraham. London etc. .' Oxford University Press,, 1943. — 102 p:
  129. Bartlett, R. Shostakovich in context / R. Bartlett. Oxford: Oxford University Press, 2000. — 224 p.
  130. Braun, M. H. A Shostakovich casebook / M. H. Braun. Bloomington: Indiana University Press, 2004. — 408 p.
  131. Fay, L. E. Shostakovich: a life / L. E. Fay. Oxford: Oxford University Press, 2000. — 458 p.
  132. Fay, L. E. Shostakovich and his world / L. E. Fay. Princeton — NJ: Princeton University Press, 2004. — 405 p.
  133. Fay, L. E. The last quartets of Dmitrii Shostakovich: a stylistic investigation: thesis/dissertation / L. E. Fay — University Microfilms International. Ann Arbor, 1978. — 52 p.
  134. Kay, N. Shostakovich / N. Kay. London: Oxford University Press, 1971. -80 p.
  135. Kerman, J. The Beethoven Quartets / J. Kerman. — New York: Alfred A. Knopf, 1967.-386 p.
  136. Kuhn, J. Shostakovich in dialogue: form, imagery, and ideas in quartets 17 / J. Kuhn. Burlington — VT: Ashgate, 2009. — 250 p.
  137. MacDonald, I. The new Shostakovich / I. MacDonald. London: Fourth Estate, 1990.-339 p.
  138. Reichardt, S. J. Composing the modern subject: four string quartets by Dmitri Shostakovich / S.J. Reichardt. Burlington — VT: Ashgate, 2008. -129 p.
  139. Roseberry, E. Ideology, style, content, and thematic process in the symphonies, cello concertos, and string quartets of Shostakovich / E. Rose-berry. New York: Garland Pub., 1989. — 568 p.
  140. Roseberry, E. Shostakovich. His life and times / E. Roseberry. New York: Hippocrene Books, 1982. — 191 p.
  141. Schwarz, B. Music and musical Life in Soviet Russia / B. Schwarz. -Bloomington: Indiana University Press, 1983. — 722 p.
  142. Shostakovich reconsidered / written and edited by Allan B. Ho and Dmitry Feofanov. London: Toccata Press, 1998. — 787 p.
  143. Shostakovich studies / edited by D. Fanning. Cambridge: Cambridge University Press, 1995. — 280 p.
  144. Shostakovich: the Man and his Music / edited by Ch. Norris. Boston — London: M. Boyars, 1982. — 233 p.
  145. Tan, Ai-Sze. Structure, style and thematic process as innovative elements within an overall unity in selected string quartets of Dmitri Shostakovich: thesis/dissertation / Ai-Sze Tan — Queensland Conservatorium, Griffith University. 2000. — 45 p.
  146. Taruskin, R. Defining Russia musically: historical and hermeneutical essays / R. Taruskin. — Princeton — NJ: Princeton University Press 1997. — 561 p.
  147. Volkov, S. Testimony: the memoirs of Dmitri Shostakovich / S. Volkov. -London: Faber, 1981.-289 p.
  148. Wilson, E. Shostakovich: a life remembered / E. Wilson. Princeton: Princeton University Press, 1994. — 550 p.
  149. Tosser, G. Les dernieres oeuvres de Dimitri Chostakovitch: une esthetique musicale de la mort, 1969−1975 / G. Tosser. — Paris: Harmattan, 2000. — 255 p.
  150. Gojovvy, D. Dimitri Shostakovich / D. Gojowy. Hamburg, 1986. — 158 s.
  151. Golianek, R. D. Dramaturgia kwartetow smyczkowych Dymitra Szostakowicza / R. D. Golianek. Poznan: Wydawn. Poznanskiego Tow. Przyjacioi Nauk, 1995. — 187 p.
  152. Vucinic, Vesna. Sostakovic, ideologija i djelo / Vesna Vucinic. Beograd : — -Foto Futura, 2002. — 180 s.
Заполнить форму текущей работой