Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Музыкальный стиль в истории европейской культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологические и теоретические основы исследования. Для достижения поставленной цели требуется ориентация на эволюционно-синергетический подход. Методологическая и теоретическая основа исследования связана с концептуальными установками И. Пригожина, Г. Хакена, В. Егорова, С. Курдюмова, Е. Князевой, В. Степина, В. Буданова (синергетика и новое мирови-дение), С. Гусева, Ю. Романовского, С… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Эволюция представлений о музыкальном стиле
    • 1. История и теория музыкального стиля
    • 2. Теоретико-методологические ориентиры осмысления музыкального стиля в современной научной парадигме
  • Глава 2. Музыкальный стиль как самоорганизующаяся целостность
    • 1. Музыкальный стиль в социо-культурном мире
    • 2. Самоорганизация как основа эволюции системы музыкального стиля
  • Глава 3. Динамика музыкального стиля
    • 1. Общие тенденции развития и алгоритмы самоорганизации сложных систем
    • 2. Моделирование нелинейной динамики системы музыкального стиля

Музыкальный стиль в истории европейской культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Несмотря на то, что опыт осмысления феномена музыкального стиля насчитывает несколько столетий, объем и содержание данного понятия, функции обозначаемого им явления, его структурные особенности остаются недостаточно изученными, а потому — дискуссионными. Существует множество публикаций, где с тех или иных позиций исследуются проблемы музыкального стиля. Однако вне поля зрения музыковедов остаются вопросы, касающиеся представлений о нем как о самоорганизующейся системе, объяснения алгоритма и логики стилевого развития в контексте динамики культуры и искусства, осмысления эволюции как нелинейного процесса.

Особенностью современного научного познания является восприятие мира как целостности, что ведет к необходимости исследования отдельных явлений и процессов в глобальном контексте. Эволюционные представления, первоначально получившие обоснование в биологии, астрономии и геологии, теперь переносятся на все сферы действительности и воплощаются в концепции глобального или универсального эволюционизма. С появлением неравновесной термодинамики и введением понятия открытая система становится ясно, что ключ к пониманию эволюции содержится во взаимодействии системы с окружающей средой. Синергетика приобретает статус науки о становящемся бытии и самом становлении.

Внедрение идей синергетики в отдельные сферы научного знания приводит к тому, что проблемы философии, биологии, химии, физики, экологии, педагогики, психологии (Н. Моисеев, Л. Лесков, М. Каган, Ф. Капра, А. Назаретян, Ю. Романовский, Г. Рузавин, Д. Чернавский, Г. Малинецкий, В. Буданов, О. Мелехова), а также культурологии (М. Каган, А. Кармин, Е. Устюгова, О. Астафьева, В.

Егоров, Г. Малинецкий, В. Василькова, В. Бранский, С. Пожарский, А. Дриккер, Г. Голицын, О. Иванова, Г. Котельников, Н. Поддубный, К. Делокаров, А. Урсул, А. Романович, О. Мелехова), искусствознания и музыкознания (В. Копцик, В. Бранский, И. Евин, А. Волошинов, Б. Пойзнер, В. Буданов, А. Кобляков, Д. Чер-навский, Н. Чернавская, И. Ванечкина, Б. Галеев, В. Рыжов, С. Филатов-Бекман, Н. Елинер) начинают рассматриваться под общим углом зрения.

Как показывают проведенные исследования, синергетическая модель оказывается весьма эффективной в изучении открытых систем самого различного происхождения, обладающих сходными процессами самоорганизации. Внимание исследователей фокусируется на изучении различного рода самоорганизующихся систем, адаптирующихся к условиям своего существования. Для их описания используется синергетическая терминология, включающая такие понятия, как неустойчивость, необратимость, открытость, нелинейность, бифуркация, аттрактор, флуктуация, порядок, хаос, заимствованная из философии и естественных наук, позволяющая в иных ракурсах взглянуть на известные явления и процессы культуры и искусства.

В свете эволюционно-синергетической парадигмы можно исследовать и феномен музыкального стиля, осмыслив его как открытую неравновесную нелинейную систему — самоорганизующуюся целостность, в процессе развития которой возникают упорядоченные или хаотические структуры и обнаруживаются эмерджентные свойства.

Проблема музыкального стиля носит междисциплинарный характер и требует выработки нового подхода. Поэтому, в настоящем исследовании осуществляется попытка экстраполяции эволюционно-синергетического подхода к анализу феномена музыкального стиля как открытой неравновесной нелинейной системы, что позволяет обнаружить специфические закономерности и тенденции, свойственные его историческому развитию, и выработать новые теоретико-методологические основания для дальнейшей разработки стилевой концепции. Такой подход поможет, в какой-то мере, устранить противоречия в понимании его сущности, а историю музыкального искусства и музыкального стиля представить синергетическим процессом, основанным на специфическом взаимодействии хаоса и порядка.

Степень разработанности проблемы. Термин музыкальный стиль широко применяется в историческом и теоретическом музыкознании. Однако существует известная диспропорция между частотой его употребления и собственно теоретической разработкой. Несмотря на существование обширной историографии, посвященной стилевой проблематике, мнения исследователей не отличаются единообразием.

Попытки осмысления музыкального стиля предпринимаются в зарубежном музыкознании, начиная с ХУ1-ХУП веков. К середине XVIII столетия складывается определенное понятие о музыкальном стиле как об эстетической и музыковедческой категории, что обозначается соответствующим термином — стиль в музыке.

Со второй половины XIX и на протяжении XX столетия музыкальный стиль становится предметом специальных исследований и изучается в следующих ракурсах: эпохи музыкальной историипроблема эволюции жанров и стилейстилевые взаимодействиясодержание, форма и стилькультура и стиль (А. Экспер, Г. Адлер, X. Риман, Э. Бюккен, Э. Курт, X. Мерсман, П. Миис, В. Фишер, Р. Хаас, М. Букофцер, Р. Крокер, Ф. Блуме, О. Дери, Г. Риз, К. Дальхауз).

Аналогичные процессы протекают в отечественном музыкознании. Сначала формируются собственно научные представления о музыкальном стиле и возникают попытки выработки его дефиниции (Б.Яворский, Б. Асафьев, X. Кушна-рев). Со второй половины XX столетия разворачивается дискуссия об эпохальных (исторических) стилях и принципах периодизации музыкально-исторического процесса (Т. Ливанова, С. Скребков, В. Конен, Ю. Келдыш, М. Михайлов, М. Друскин, М. Лобанова, Л. Кириллина, Е. Назайкинский, А. Демченко), начинают исследоваться авторские стили и особенности музыкальной стилистики (В. Конен, М. Сабинина, Б. Ярустовский, И. Барсова, М. Тараканов, И. Мартынов, В. Брянцева, Н. Горюхина, А. Демченко, С. Савенко, Е. Трембовельский, Н. Власова). С позиций стилевой принадлежности изучаются жанры и формы, принципы формообразования, мелодика, лад, гармония, полифония, ритмика, фактура, оркестровка, исполнительство (В. Протопопов, Л. Мазель, Е. Ручьевская, Ю. Холопов, В. Холопова, В. Девуцкий, Н. Симакова, М. Лобанова, В. Чинаев, Е. Назайкин-ский, Т. Кюрегян, Д. Рабинович, А. Соколов, Ю. Бочаров, А. Епишин, Р. Слонимская). Проблемы национального стиля освещаются С. Скребковым, Ю. Келдышем, М. Михайловым, Н. Горюхиной, Е. Назайкинским, Н. Шахназаровой, Н. Гаврило-вой. Начиная с 1970;х годов, появляются первые фундаментальные исследования о музыкальном стиле (С. Скребков, М. Михайлов, М. Лобанова, Е. Назайкин-ский).

Обзор музыковедческой литературы показывает, что понятие музыкальный стиль допускает множество интерпретаций, так как в рамках единой научной парадигмы могут сосуществовать различные точки зрения, и, соответственно, различные подходы в осмыслении его феномена. Так, в большинстве работ применяется формальный или описательно-оценочный подход, а также культурно-исторический и историко-стилистический подходы. Наряду с ними используются феноменологический, семиотический и системный подходы, позволяющие рассмотреть музыкальный стиль, например, как единство музыкально-интонационной содержательной формы, единство системно организованных элементов музыкального языка и единство системы музыкального мышления (М.Михайлов). Большинство отечественных музыковедов склоняется к такому же мнению, что находит отражение в их концепциях (Л. Мазель, Е. Ручьевская, Е. Царева, Е. Назайкинский).

Однако в осмыслении феномена музыкального стиля существуют определенные трудности. Множество терминов, так или иначе, его характеризующих, способствует возникновению терминологической путаницы. Кроме того, понятия стиль, жанр, творческий метод, направление, стиль направления, течение нередко смешиваются, что дает повод для дискуссий (А. Сохор, Л. Раабен, Е. Царева, М. Михайлов, Е. Назайкинский). Разногласия касаются периодизации музыкально-исторического процесса и типизации художественных явлений.

Учитывая важность существующих публикаций по проблемам музыкального стиля, а также выработанных подходов для диссертационного исследования и основываясь на них, тем не менее, можно констатировать: сегодня требуется новый, соответствующий современной научной парадигме, подход, который поможет устранить существующие разногласия и парадоксы в понимании его сущности.

Объект диссертационного исследования: музыкальный стиль в европейской культуре и искусстве.

Предмет диссертационного исследования: музыкальный стиль как самоорганизующаяся целостность.

Цель диссертационной работы: осмыслить музыкальный стиль с позиций эволюционно-синергетической парадигмы как самоорганизующуюся целостность.

В связи с указанной целью были поставлены следующие задачи исследования:

— рассмотреть эволюцию представлений о музыкальном стиле в соотношении с развитием научного знания как смены типов научной рациональности, определить общие тенденции их развития;

— выявить особенности трактовки понятия музыкальный стиль в исторической ретроспективе и современности, проанализировать существующие подходы к определению этого феномена;

— исследовать музыкальный стиль как самоорганизующуюся систему, а его историческую динамику как синергетический процесс;

— построить универсальную модель развития музыкального стиля как самоорганизующейся целостности;

— определить закономерности формирования и развития музыкального стиля в контексте динамики европейской культуры и искусства.

Методологические и теоретические основы исследования. Для достижения поставленной цели требуется ориентация на эволюционно-синергетический подход. Методологическая и теоретическая основа исследования связана с концептуальными установками И. Пригожина, Г. Хакена, В. Егорова, С. Курдюмова, Е. Князевой, В. Степина, В. Буданова (синергетика и новое мирови-дение), С. Гусева, Ю. Романовского, С. Петухова (самоорганизация в природе и обществе), В. Васильковой, К. Делокарова, О. Козловой, И. Добронравовой, О. Астафьевой, О. Мелеховой (социальная самоорганизация), В. Бранского, С. Пожарского (синергетический историзм), П. Сорокина, Л. Гумилева, М. Кагана, А. Дриккера, Ю. Яковца, Г. Малинецкого, А. Кармина, А. Флиера, В. Копцика (со-цио-культурная динамика), Н. Моисеева, А. Назаретяна, Л. Лескова (глобальный эволюционизм), В. Петрова, Г. Голицына, Д. Чернавского, И. Мелик-Гайзакян (информация).

В соответствии с избранными методологическими основаниями, на которые опирается настоящая работа, определяются методы исследования:

— историко-стилистический, направленный на рассмотрение истории музыки как динамического процесса;

— культурно-исторический, позволяющий осмыслить музыкальный стиль как открытую систему в контексте культуры, которая и придает своеобразие его процессам;

— эволюционно-синергетический, воплощающий принципы самоорганизации и основанной на ней эволюции;

— феноменологический, связанный с возможностью осмысления мира на основе непосредственного восприятия и применяемый в исследовании сущностных проявлений музыкального стиля;

— графического моделирования, с помощью которого выявляются параметры музыкального стиля и устанавливаются аналогии с другими самоорганизующимися системами.

Гипотеза исследования. В качестве научной гипотезы настоящего диссертационного исследования выступает предположение о том, что музыкальный стиль является самоорганизующейся целостностью, а его историческое развитие — синергетическим процессом, что свойственно самоорганизующимся системам различной степени сложности и соответствует логике глобального эволюционизма.

Музыкальный стиль — открытая неравновесная нелинейная система, характеризующаяся целостностью и отличающаяся способностью к самоорганизации, постоянно возобновляющая себя и сохраняющая трехуровневую структуру как основу для новых инвариантных воплощений.

Источниковую базу исследования составляет опубликованная музыковедческая литература, посвященная стилевой проблематике, нотные издания, фонограммы, труды в области теории и истории культуры, искусства, эмпирической эстетики.

Научная новизна диссертации заключается в представлении музыкального стиля самоорганизующейся целостностью в контексте социо-культурной динамики.

1. В отличие от существующих версий, музыкальный стиль исследуется с применением комплекса методов — историко-стилистического, культурно-исторического, эволюционного, системного, синергетического, графического моделирования как открытая неравновесная нелинейная система, которая строится по такому принципу, как и многие другие сложные системы, взаимодействующие со своим окружением (социо-культурный мир — музыкальное искусство — музыкальный стиль).

2. Впервые в истории и теории музыки музыкальный стиль рассматривается как иерархическая система, содержащая системы мега-, макрои микроуровней, между которыми устанавливаются кооперативные взаимодействия.

3. Эволюция системы музыкального стиля осмысливается как нелинейный процесс (наличие бифуркаций, диспропорциональность причины и следствия, обратные связи).

4. Разработанная методология позволяет рассматривать музыкальный стиль как информационную систему, стремящуюся к достижению информационного максимума, и, одновременно, к преодолению этого состояния, что демонстрируют диаметрально противоположные тенденции ее развития (накопление и рассеивание информации).

5. С помощью графического моделирования выявляются отдельные параметры музыкального стиля и особенности стилевой динамики, что отражается в эволюционных моделях: Система музыкального стиля, Музыкально-стилевая система, Система музыкального стиля и музыкально-стилевая система — фракталы, Музыкальный стиль — самоорганизующаяся целостность, Древо музыкального стиля, Эволюция системы музыкального стиля — фазы развития, Система музыкального стиля в контексте культуры.

6. Исследование музыкального стиля в новом ракурсе и с новых позиций позволяет установить аналогии с другими самоорганизующимися системами, выявить общие закономерности их формирования и развития.

Основные научные положения, выносимые на защиту.

1. Музыкальный стиль является открытой неравновесной нелинейной системой — самоорганизующейся целостностью. Целостное множество взаимодействующих между собой и взаимосвязанных единым порядком стилей образует систему музыкального стиля, включающую музыкально-стилевые системы, характеризующиеся определенными временными параметрами-Средневековье, Возрождение, Барокко, Классицизм, Романтизм, Модернизм, Постмодернизм.

2. Система музыкального стиля постоянно воспроизводит и сохраняет свою трехуровневую структуру (мега-, макро-, микро-) — паттерн организации, он претворяется в каждой музыкально-стилевой системе, системные свойства которой обусловлены конфигурацией упорядоченных взаимоотношений.

3. Каждая музыкально-стилевая система включает системы макрои микро уровней: макро-системы (стиль национальный, стиль региональный, стиль жанровый, стиль индивидуальный, направления, школы) и микро-системы (мелодико-интонационная, метроритмическая, ладотональная, гармоническая, тембровая стилистика), взаимосвязанные с мега-системой (эпохальный стиль). Иерархия: мега-система — макро-система — микро-система.

4. Система музыкального стиля подчиняется общим закономерностям культурно-исторического процесса. Она чутко реагирует на происходящее и адаптируется к новым условиям своего существования, изменяясь во времени. С появлением каждого нового стиля система приобретает больший опыт, а благодаря отбору накапливает ценную информацию, необходимую для ее дальнейшего развития и самосохранения.

5. В процессе эволюции в системе музыкального стиля возникают необратимые изменения, обусловленные специфическим взаимодействием внешних (идеология, политика, наука, экономика, техника) и внутренних (содержание, функции, структура стиля) системообразующих факторов. Прежний порядок разрушается и устанавливается новый, чему соответствуют следующие фазы ее развития: порядок (статическая иерархичность) и преобразование устоявшихся нормхаос (динамическая иерархичность) и появление эволюционных альтернативрождение нового порядка. Историческая динамика системы музыкального стиля и есть типично синергетический процесс.

6. С позиций синергетики выявляются историко-стилевые тенденции, основанные на сочетании цикличности и необратимости, и, вместе с тем, характеризующиеся определенной эволюционной направленностью, что демонстрируют эволюционные модели.

Теоретическая значимость диссертации определяется ее новизной, поскольку полученные автором научные выводы могут послужить теоретико-методологическими ориентирами для дальнейшей разработки концепции музыкального стиля, что согласуется с современными представлениями о мире и человеке.

К наиболее значимым результатам настоящего исследования относятся: экспликация идей и методов синергетики в музыкознаниеосмысление музыкального стиля как открытой неравновесной нелинейной системы — самоорганизующейся целостностивыделение семи музыкально-стилевых систем, каждая из которых включает иерархически соподчиненные системы мега-, макрои микроуровнейпредставление эволюции музыкального стиля синергетическим процессом, основанным на чередовании хаоса и порядкасоздание эволюционных моделей.

Практическая значимость исследования. Теоретические положения, изложенные в диссертации, могут использоваться в педагогике (преподавание таких дисциплин, как музыкальная литература, анализ музыкальных произведений, гармония, полифония), а также в научно-практической и исполнительской деятельности музыкантов-профессионалов. Актуальна проблема музыкального стиля для музыкальной критики и для широкого круга специалистов различных областей гуманитарного знания — философов, искусствоведов, культурологов.

Апробация результатов исследования. Практическая проверка основных положений и результатов диссертационной работы нашла отражение в научной и научно-практической деятельности автора:

— разработка учебных программ по дисциплинам «Сольфеджио» и «Анализ музыкальных произведений» для исполнительских отделений средних специальных учебных заведений — музыкальных училищ и колледжей;

— участие в работе конференций и симпозиумов: межвузовская научно-практическая конференция «Вопросы музыкознания и музыкальной педагогики» (Тамбов, январь 2004 года) — научно-практическая конференция «Проектирование профессиональной подготовки учителей творческих специальностей в условиях модернизации педагогического образования» (Воронеж, апрель 2004 года) — научно-практическая конференция «Музыкальное искусство в контексте современной культуры» (Воронеж, октябрь 2004 года) — региональная научно-практическая конференция преподавателей ДМШ «Актуальные проблемы современной музыкальной педагогики» (Воронеж, март 2005 года) — международная научно-практическая конференция «Современное музыкальное образование — 2005» (Санкт-Петербург, октябрь 2005 года) — Всероссийская научно-практическая конференция «Музыкальное искусство в контексте современной культуры: совершенствование концепции образования молодых музыкантов» (Воронеж, сентябрь 2008 года) — Международный научный симпозиум «Гуманизм XXI века. К идеологии самосохранения человечества», посвященный Э. С. Маркаряну в рамках форума «Дни Петербургской философии» (Санкт-Петербург, ноябрь 2009 года) — Симпозиум «Культура как стратегический ресурс России» в рамках форума «Дни Петербургской философии 2010. Будущее России: стратегии философского осмысления. Будущее, настоящее и прошлое российской культуры» (Санкт-Петербург, ноябрь 2010 года).

Структура и объем диссертационной работы. Структура диссертационной работы определяется поставленными целями и задачами исследования. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, списка литературы (350 источников), а также приложений (схемы, нотные примеры).

Заключение

.

Мир — един, следовательно, адекватное представление о нем должно выражаться в единстве научного знания. Не случайно феномен музыкального стиля рассматривается с этих позиций, исходя из современных общенаучных представлений в контексте эволюционно-синергетической парадигмы. В центре вниманиясистема музыкального стиля и семь, входящих в нее, музыкально-стилевых систем — Средневековье, Возрождение, Барокко, Классицизм, Романтизм, Модернизм, Постмодернизм. В результате проведенного исследования установлено: музыкальный стиль является открытой неравновесной нелинейной системой — самоорганизующейся целостностью и находится в динамике культуры и искусства, а его историческое развитие — синергетическим процессом.

Музыкально-стилевая система формируется в контексте социокультурного мира — общества со свойственным ему особым типом культуры. Речь идет об исторических типах западной культуры — сменяющих друг друга эпох в развитии общества, таких, как Средневековая культура, культура Возрождения, культура Нового времени и современная культура, отличающихся внутренним единством и особым духом времени. Из глубин культуры эпохи вырастает искусство — оно испытывает влияние этого духа, что сказывается на доминировании того или другого его вида или стиля — средневекового, ренессансного, барочного, классического, романтического, модернистского или постмодернистского. Стиль имеет свое содержание и свою форму, под которой подразумевается система выразительных средств, принципы формообразования, композиционные приемы.

Однако в контексте культуры и искусства зарождается, формируется и развивается не один стиль, а целая система стилей. В качестве внешнего системообразующего фактора выступает духовная, социальная или технологическая культура — идеология, религия, политика экономика, наука, искусство, а внутреннегосодержание, структура и функции стиля, что обеспечивает его саморазвитие. Целостное множество взаимодействующих между собой и взаимосвязанных единым порядком стилей образует музыкально-стилевую систему, характеризующуюся определенными временными параметрами.

Динамическая сущность стилей проявляется не столько в особенностях их взаимодействия, сколько в закономерностях развития культуры и искусства, детерминирующих этот процесс (социо-культурный мир — музыкальное искусствомузыкальный стиль), и значит, замечает М. Каган: «.стиль диктуется определенным содержанием, но сам является качеством формы, прототипом ее строения».

Изменение содержания и функций стиля, что обусловлено внешними воздействиями, приводит к трансформации системы музыкального стиля — единый порядок нарушается, возникает хаос, а из него зарождается новый порядок, свойственный новой музыкально-стилевой системе.

Каждая музыкально-стилевая система отличается внутренней неоднородностью и иерархичностью. Она является открытой неравновесной нелинейной системой, которая строится по такому же иерархическому принципу, как и многие другие самоорганизующиеся системы, называемые диссипативными. С эпохальным стилем взаимодействует стиль национальный, стиль региональный, стиль жанровый, стиль индивидуальный, стиль направления, стиль школы, которые отражают приметы своего времени и обладают общими признаками.

Вместе с тем, наряду с эпохальным стилем в музыкально-стилевой системе вызревают альтернативные стили, что свидетельствует об увеличении масштабов ее роста и усложнении в эволюционном процессе. Поиск эволюционных альтернатив определяется бифуркацией, то есть разветвлением старого качества на конечное множество новых качеств, что регламентируется самой системой и носит нелинейный характер. Средневековому стилю альтернативен — бытовой, ре.

320 Каган М. С. Эстетика как философская наука. — СПБ.: 1997. — с. 443. нессансному — маньеризм, барочному — рококо, классическому — сентиментализм, романтическому — бидермайер, модернистскому — (соц)реализм, постмодернистскому — новая простота. Включение бифуркационных механизмов происходит в неравновесных условиях и необходимо для выбора нужного пути развития, что определяет цель-аттрактор.

Музыкально-стилевая система строится по такому же иерархическому принципу, как и многие другие открытые неравновесные нелинейные системыона включает целостное множество взаимодействующих между собой и взаимосвязанных единым порядком стилей, образующих системы мега~, макро и микроуровнеймега-систему, макро-систему и микро-систему:

— мега-система — целостное множество стилей, характеризующих конкрет ' ную музыкально-стилевую систему — Средневековье, Возрождение, Барокко, Клас сицизм, Романтизм, Модернизм или Постмодернизм. Каждой из них соответствуег свой эпохальный стиль: средневековый, ренессансный, барочный, классический романтический, модернистский или постмодернистский;

— макро-система — стиль национальный, стиль региональный, стиль жанровый, стиль индивидуальный, стиль направления, стиль школы, свойственные конкретной музыкально-стилевой системе;

— микро-система — мелодико-интонационная, ладотональная, метроритмическая, гармоническая, композиционная, тембровая системы, которые характеризуют конкретную музыкально-стилевую систему.

Специфическое взаимодействие разнородных стилей, содержащихся в музыкально-стилевых системах, превращает их совокупность в организованную целостность — систему музыкального стиля, которая включает системы мега-, макрои микроуровней — Мега-систему, Макро-систему и Микро-систему:

— Мега-системамузыкально-стилевые системы — Средневековье, Возрождение, Барокко, Классицизм, Романтизм, Модернизм, Постмодернизм, образующие организованную целостность;

— Макро-система — стиль национальный, стиль региональный, стиль жанровый, стиль индивидуальный, стиль направления, стиль школы, соответствующие каждой музыкально-стилевой системе, включенной в целостную систему музыкального стиля;

— Микро-система — мелодико-интонационная, ладотональная, метроритмическая, гармоническая, композиционная, тембровая системы, свойственные конкретной музыкально-стилевой системе, включенной в целостную систему музыкального стиля.

Итак, система музыкального стиля включает семь музыкально-стилевых систем, порожденных ею самой и построенных по ее принципу — она постоянно воспроизводит и сохраняет свою трехуровневую структуру, паттерн организации, который претворяется в любой музыкально-стилевой системе, системные свойства, которой обусловлены конфигурацией упорядоченных взаимоотношений, и наоборот. Одним из важнейших свойств ее становится порождение самоподобия, то есть фрактальность. Система музыкального стиля, равно, как и каждая музыкально-стилевая система — Средневековье, Возрождение, Барокко, Классицизм, Романтизм, Модернизм, Постмодернизм — фракталы, со свойственным им паттерном организации.

Можно говорить о фрактальности системы музыкального стиля — эмерд-жентного феномена — неустойчивой, все время изменяющейся, находящейся в состоянии-процессе и включающей три стадии трансформации. Речь идет о фракталах-процессах начальной, средней и конечной стадий развития, что свойственно, ей как целому, так и отдельной части, равно как физической, биологической, со-цио-культурной системам.

В процессе эволюции система музыкального стиля постоянно сохраняет свой паттерн организации, который определяет ее сущностные характеристики в зависимости от контекста, и является основой для новых инвариантных воплощений, и все время стремится к обновлению. Последовательность чередования музыкально-стилевых систем вполне закономерна и регламентируется особенностями развития мышления человека (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое), а также регулируется зависимостью его знаний и представлений от эмоций и прошлого опыта. Вместе с тем, бытие и становление каждой музыкально-стилевой системы стохастично — путь развития полон неожиданностей и таит в себе веер эволюционных возможностей.

Подчиняясь общим закономерностям культурно-исторического процесса, система музыкального стиля чутко реагирует на внешние воздействия и изменяется во времени. С появлением каждого нового стиля она приобретает больший опыт, а благодаря отбору, накапливает ценную информацию, необходимую для ее саморазвития и самосохранения. Система музыкального стиля сама и допускает появление того или иного стиля, необходимого в эволюционном процессе. Точки бифуркаций, образующиеся на ее мега-, макро-, микроуровнях, сигнализируют о наступлении переломного момента, например, о смене одной фазы развитиядругой или о переходе к новой музыкально-стилевой системе или о вероятности наступления какого-либо иного события.

Система музыкального стиля постоянно трансформируется и адаптируется к изменяющимся условиям своего существования. Она находится в контексте динамики культуры и искусства и обладает сходными процессами — такими, как накопление и рассеивание музыкальной информации, ускорение информационного процесса, усложнение и увеличение разнообразия в ней. Система и есть эмерд-жентный феномен, множество взаимодействующих и взаимосвязанных единым порядком стилей, которой, обеспечивают возможность эволюционных изменений на пути ее движения к цели-аттрактору. Стремясь к самосохранению, она постоянно изменяется и перестраивается, поскольку сам принцип существования неорганической и органической природы, социо-культурной системы и системы музыкального стиля един, как едины общие законы их формирования и развития.

В процессе бытия и становления системы музыкального стиля между системами ее мега-, макрои микроуровней устанавливаются определенные кооперативные взаимодействия, помогающие направить эволюцию в нужное русло. Порядок их взаимодействия таков: высший — мега-, низший — микро-, средниймакроуровень. Однако этот процесс постоянно подвергается корректировке, приноравливаясь к обстоятельствам: зарождение нового стиля лишь вероятностно и определяется случайностью.

С течением времени в системе музыкального стиля накапливаются необратимые изменения, разрушается старый порядок и устанавливается новый: сходные процессы проявляется на любых иерархических уровнях. Во всех случаях стадии ее развития таковы: порядок (статическая иерархичность) и преобразование устоявшихся нормхаос (динамическая иерархичность) — рождение нового порядка, что соответствует определенным временным параметрам. Особенности эволюции проявляются в сочетании цикличности, необратимости и ускорения, но, в тоже время определенной направленности. Стилевая динамика, детерминируемая социо-культурными процессами, основывается на сочетании двух противоположных тенденций. Первая — накопление информации, втораяее рассеивание (диссипация), что является следствием поляризованной природы мира — самоорганизующегося универсума.

Можно сделать вывод: эволюция системы музыкального стиля и есть типично синергетический процесс, основанный на взаимодействии хаоса и порядка. Это многостадийный полицикличный нелинейный необратимый процесс, регламентируемый ею самой, обусловленный изменениями в социо-культурном мире, в контексте которого зарождаются, формируются и развиваются различные музы-, кальные стили. Каждый из них достигает своего расцвета, однако трансформируется и вытесняется новым стилем. Чтобы объяснить стилевую динамику, система музыкального стиля рассматривается как самоорганизующаяся целостность, содержащая сосуществующие и накладывающиеся один на другой, прорастающие и взаимодействующие между собой стили. С помощью эволюционно-синергетического подхода выявляются определенные историко-стилевые тенденции — такие, как накопление и рассеивание информации, стремление к достижению информационного максимума и его преодоление, что помогает осмыслению феномена музыкального стиля в новом ракурсе и с новых позиций.

Одной из главных задач теоретического и исторического музыкознания является адекватный стилевой анализ, адекватная интерпретация конкретного музыкального произведения, рожденного музыкальным гением (или дарованием иного уровня) и познание его сущности, что необходимо в педагогической, научно-практической и исполнительской деятельности. Однако, как замечает Е. Устю-гова, ни одна конкретная наука не в состоянии понять и объяснить стилевое своеобразие: «.это задача приложения междисциплинарных усилий. поскольку стиль — прежде всего феномен культуры, а потом уже явление языка, познания, искусства.» .В таком ключе мы попытались рассмотреть проблемы музыкального стиля.

Как показывает проведенное исследование, внедрение в музыкознание новых методологических принципов, сформированных в свете эволюционно-синергетической парадигмы, раскрывает особенности поведения музыкального стиля, как в статике, так и в динамике, закономерности зарождения, формирования и развития различных музыкальных стилей, что, вероятно, поможет устранить существующие разногласия в понимании его сущности. По аналогии с самоорганизующимися системами, система музыкального стиля исследуется как самоорганизующаяся целостность, балансирующая на грани хаоса и порядка, каждый элемент которой информирован о ее состоянии на данный момент и находится в стадии «боевой готовности». Предложенный подход позволяет оценить специфику ее бытия и становления как явления (статическая иерархичность) и процесса (динамическая иерархичность) в их неразрывной целостности, что свойственно любым самоорганизующимся системам. Эти наблюдения подтверждают соответствующие примеры и демонстрируют эволюционные модели.

Расширенное понимание музыкального стиля как явления и процесса в их неразрывной целостности позволит адекватно оценить значение каждого стиля в контексте европейской культуры и искусства, будь то главенствующий или второстепенный стиль, в соответствии с особыми стилистическими приемами, свойственными творческой личности и шире — композиторской школе, художественному направлению, музыкально-стилевой эпохе. Полученные результаты могут послужить теоретико-методологическими ориентирами для дальнейшей разработки концепции музыкального стиля, согласующейся с современными представлениями о мире и человеке.

321 Устюгова E.H. Стиль и культура. — СПб.: Изд. С.-Петерб. ун-та, 2006. — с.242.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. — Системное познание мира. — М.: Политиздат, 1985. — 263с.
  2. JI.O. Музыка XX века. Энциклопедический словарь. М.: Практика, 2010.-855 с.
  3. Л. Г. Сюрреализм. М.: Высшая школа, 1972. — 321 с.
  4. Е. Постмодернизм. СПб.: Азбука-Классика, 2007. — 488 с.
  5. Античность. Средние века. Новое время. М.: Наука, 1977. — 256 с.
  6. .В. Музыкальная форма как процесс. М.: Музыка, 1971. — 376 с.
  7. .В. О музыке XX века. Л.: Музыка, 1982. — 199 с.
  8. .В. Об опере. Л.: Музыка, 1976. — 334 с.
  9. .В. Путеводитель по концертам. М.: Советский композитор, 1978. -200 с.
  10. .В. Русская музыка XIX и начала XX века. Л.: Музыка, 1979. -341 с.
  11. Л.М., Некрасова Л. М., Курчан H.H., Рубинштейн И. Б. Мировая художественная культура. XX век. СПб.: Питер, 2008. — 432 с.
  12. . История истории искусства: от Вазари до наших дней. М.: Прогресс. Культура, 1995. — 524 с.
  13. . Барокко и рококо. М.: Слово, 2001. — 288 с.
  14. Барраль-де-Альте К. История искусства. М.: Астрель: ACT, 2009. — 192 с.
  15. Г. И., Басин М. А. Синергетика. Эволюция и ритмы человечества. -СПб.: Норма, 2003. 260 с.
  16. Л.М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. М.: Росс. ГУ, 1995.-446 с.
  17. И.С. Бах и современность / Сост. H.A. Герасимова-Персидская. Киев: Муз1чна Украша, 1985. — 169 с.
  18. Л. фон. История и статус общей теории систем // Системные исследования. Ежегодник. М.: Наука, 1973. — с.20−36.
  19. П.М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб.: ТОО «Мифрил», 1996.-257 с.
  20. И., Юдин Э. Становление и сущность системного подхода.- М.: Наука, 1973.-270 с.
  21. М. Апология истории, или ремесло историка. -М.: Наука, 1973.-232 с.
  22. Большая серия знаний. Изобразительное искусство. М.: ООО «Изд. мир книги», 2005. — 128 с.
  23. Большая энциклопедия абсолютных и относительных знаний / Автор-сост. А. П. Кондрашев. -М.: Рипол-Классик, 2005. 1088 с.
  24. . Большая энциклопедия музыки. М.: ACT: Астрель, 2008.-413с.
  25. Ю. С. Мастера старинной музыки. М.: Гелеос, 2005. — 352 с.
  26. Ю.С. Увертюра в эпоху Барокко. М.: Издательский дом «Композитор», 2005. — 280 с.
  27. В.П. Искусство и философия. Калининград: Янтарный сказ, 1999. -704 с.
  28. В.Н. Французский клавесинизм. М.: «Дмитрий Буланин», 2000. -380 с.
  29. Ю., Фомин В. Старинная музыка. Словарь-справочник. Л.: Музыка, 1974. — 144 с.
  30. Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М.: Интрада, 2001. -543 с.
  31. Э. Героический стиль в опере. -М.: Музгиз, 1936.- 180 с.
  32. Э. Музыка эпохи рококо и классицизма. М.: ГМИ, 1934. — 270 с.
  33. ВазариД. Жизнеописание наиболее известных живописцев, ваятелей и зодчих. Т. 1.-М.: Терра, 1996. 605 с.
  34. В. Музыкальный неоклассицизм. М.: Музыка, 1988. — 86 с.
  35. H.A. Золотая пропорция. М.-СПб.: Диля, 2006. — 368 с.
  36. Г. Классическое искусство. Введение в изучение итальянского Возрождения. СПб.: Алетейя, 1999. — 316 с.
  37. Г. Основные понятия истории искусств. Проблемы эволюции стиля в новом искусстве. М.: Шевчук, 2002. — 289 с.
  38. Г. Ренессанс и барокко: исследование сущности и становления стиля барокко в Италии. СПб.: Азбука-Классика, 2004 — 288 с.
  39. Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа / под ред. В. Н. Гращенкова. М.: Наука, 1973. — 591 с.
  40. ИИ. Избранные произведения и письма. М.-Л.: Академия, 1935.-683 с
  41. И.И. История искусства древности. Л.: Изогиз, 1933.- 429 с.
  42. . Р. Итальянский Ренессанс XIII—XVI вв.. Т. 1. — М.: Искусство, 1977.-223 с.
  43. . Р. Итальянский Ренессанс XIII—XVI вв.. Т.2. — М.: Искусство, 1977.-243с.
  44. В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 8 томах. СПб.: Лита, 2001.
  45. В.Г. Стили в искусстве. Т.1. СПб.: Лита, 1998. — 672 с.
  46. В.Г., Лукина Н. Ю. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм. -СПб.: Азбука-классика, 2005. 320 с.
  47. Во А. Классическая музыка. Новое восприятие. М.: Ниола-Пресс, 1997. -144 с.
  48. И. Творческие методы и художественные системы. М.: Искусство, 1978.-264 с.
  49. A.B. «Двенадцать» Блока: музыка, фракталы, хаос // Человек. 2007. № 3. — с.145−151.
  50. A.B. «Двенадцать» Блока: музыка, фракталы, хаос // Человек. 2007. № 4. с.148−155.
  51. A.B. Об эстетике фракталов и фрактальности искусства // Сииергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. -М.: Прогресс—Традиция, 2002. с.213−246.
  52. Вопросы теории и эстетики музыки. В. 14. JL: Музыка, 1975. — 224 с.
  53. Вопросы теории и эстетики музыки. В. 15. Л.: Музыка, 1977. — 191 с.
  54. Вопросы теории музыки. В. 3. М.: Музыка, 1975. — 374 с.
  55. Вся история искусства. М.: Астрель: ACT, 2007. — 414 с.
  56. М. Модернизм. Искусство первой половины XX века. СПб.: Азбука-классика, 2005. — 480 с.
  57. Германия. XX век. Модернизм. Авангард. Постмодернизм / ред.-сост. В. Ф. Колязин. М.: РОССПЭН, 2008. — 607 с.
  58. Г. А. Информация, энтропия, свобода справедливость // Информационное мировоззрение и эстетика. Т.: ТРТУ, 1998. — с. 58−64.
  59. Г. А., Петров В. М. Информация поведение — творчество. — М.: Наука, 1991.-221 с.
  60. H.A. Очерки по вопросам музыкального стиля и формы. Киев.: Муз1чна Украша, 1985. — 111 с.
  61. Г. В. Музыкальные формы ХХвека. М.: Гуманит. изд центрВЛАДОС, 2004. — 175 с.
  62. . Комментарии к искусству. М.: Худож. журнал, 2003. — 342 с.
  63. Г. И. К проблеме исследования музыкального стиля // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2009. № 108. — с. 218−222.
  64. Г. И. Музыкальный стиль в контексте эволюционно-синергетической парадигмы // Объединенный научный журнал. Москва, 2010. № 7 (242). — с. 3540.
  65. Г. И. Синергетические аспекты музыкальных стилей. Воронеж: Истоки, 2006. — 90 с.
  66. А.Я. Средневековый мир. Культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990. — 395 с.
  67. С.М. Европейский классицизм. СПб.: Азбука-классика, 2003. — 304 с.
  68. С. Рококо. СПб.: Азбука-классика2007. — 336 с.
  69. М. История искусства как история духа. СПб.: Академический проект, 2001.-336 с.
  70. М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. М.: Искусство, 1978.-395 с.
  71. В.Э. Стилистический курс гармонии. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1994. -363 с.
  72. А.И. Картина мира в музыкальном искусстве России начала XX века. -М.: Композитор, 2006. 264 с.
  73. А.И. Мировая художественная культура как системное целое: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2010. — 525 с.
  74. А.И. О хронологических параметрах эпохи Возрождения // Взаимодействие искусств: Методология, теория, гуманитарное образование:
  75. Материалы Международной науч.-практ. конференции 25−29 августа 1997 /сост. П. С. Волкова. Астрахань, 1997. — с. 72−79.
  76. A.B. Музыка XX века. СПб.: Композитор, 2006. — 112 с.
  77. Динамика культуры: Теоретико-методологические аспекты/ М.: ИФРАН, 1989, — 118 с.
  78. A.C. Принцип информационного ускорения и цикличность в художественной культуре // Информационный подход в эмпирической эстетике. -Т.: ТГРУ, 1998. с.57−65.
  79. A.C. Эволюция культуры: информационный отбор. СПб.: Гуманит. агентство «Академический проект», 2000. — 184 с.
  80. ДрускинМ.С. Зарубежная историография. -М.: Музыка, 1994. 62 с.
  81. М.С. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI—XVIII вв.еков. Т.1. СПб.: Композитор, 2007. — 749 с.
  82. М.С. О западно-европейской музыке XX века. М.: Советский композитор, 1973. -270 с.
  83. Т.Н. Музыка эпохи Возрождения. XVI век. В. 2Б. М.: Музыка, 1996.-412 с.
  84. Т.Н. Полифония: Программа-конспект. М.: Музыка, 2007. -144с.
  85. Т.Н. Эпоха Возрождения и феномен цикличности в истории вокальной музыки // Циклические ритмы в истории, культуре, искусстве. М.: Наука, 2004.-621 с.
  86. Ю.К. История полифонии. В. 1. Многоголосие Средневековья. -М.: Музыка, 1983.-454 с.
  87. Ю.К. Музыка эпохи Возрождения. XV век. В. 2А. М.: Музыка, 1989.
  88. И.А. Искусство и синергетика. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 164 с.
  89. И.А. Синергетика мозга и теория музыки // Языки науки языки искусства. -М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 100−104с.
  90. И.А. Фракталы в искусстве // Вопросы культурологии. 2009. № 6. с. 75−78.
  91. Европейский романтизм. М.: Наука, 1973. — 495 с.
  92. Н.Г. Процессы стилеобразования в пространственных искусствах. -СПб.: ИД «Петрополис», 2005. 129 с.
  93. A.B. Магия музыки барокко: итальянская трио-соната. СПб.: Композитор, 2006. — 148 с.
  94. Д.В., Леонтьева О. Т., Мяло К. Г. Западный музыкальный авангард после второй мировой войны. М.: Музыка, 1989.
  95. Западное искусство: XX век. М.: Наука, 1978. — 367 с.
  96. Зарубежная музыка XX века. М.: Изд-во МГК, 1975. — 255 с.
  97. Н.М. Заметки об эстетике западноевропейского барокко // Советская музыка. 1975. № 3. с. 99−103.
  98. Т.П. Направление, творческий метод и стиль в искусстве. JL: Знание, 1975. — 38 с.
  99. Из истории культуры средних веков / отв. ред. В. А. Карпушин. М.: Наука, 1976.-316 с.
  100. Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1998. — 278 с.
  101. Искусство в контексте информационной культуры. М.: Смысл, 1997. — 205 с.
  102. Искусство в ситуации смены циклов: междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах. М.: Наука, 2002.-468 с.
  103. Искусство Западной Европы и Византии / под ред. В. Н. Гращенкова, А. И. Комеч, М. Я. Либман. М.: «Наука», 1978. — 276 с.
  104. Искусство и культура Италии эпохи Возрождения и Просвещения. М.: Наука, 1997.-265 с.
  105. Искусство и наука. СПб.: ИНАПРЕСС, 1998. — 174 с.
  106. Искусство и НТР. М.: Искусство, 1973. — 463 с.
  107. Искусство и точные науки. М.: Наука, 1979. — 295 с.
  108. Искусство Средних веков и Возрождения. М.: Олма-Пресс, 2001. — 302 с.
  109. Искусство. Романское искусство. Готика. Возрождение. Барокко. М.: Премьера Астрель: Аст., 2001. — 304 с.
  110. Искусство. Современные творческие процессы. М.: Наука, 1993. — 248 с.
  111. Искусствознание Запада об искусствах XX века / ред. А. И. Карягин М.: Наука, 1988. — 171 с.
  112. Исследования по общей теории систем / ред. В. Н. Садовский. М. Прогресс, 1966.-520 с.
  113. История европейского искусствознания. От античности до конца XVIII века. М.: Изд-во АН СССР, 1963. — 436 с.
  114. История европейского искусствознания. Первая половина XIX века. М.: Изд-во АН СССР, 1965. — 426 с.
  115. История европейского искусствознания. Вторая половина XIX века. М.: Изд-во АН СССР, 1966. — 331 с.
  116. История европейского искусствознания. Начало XX века. М.: Изд-во АН СССР, 1969.-472 с.
  117. История зарубежной музыки / отв. ред. H.A. Гаврилова. М.: Музыка, 2007. -576 с.
  118. История искусства стран Западной Европы от Возрождения до XX века. М. Искусство, 1988.-280 с.
  119. История искусства: художники, памятники, стили. М: ACT: Астрель, 2006. -393 с.
  120. История мирового искусства. М.: БММ АО, 2006. — 720 с.
  121. История мировой культуры / под ред. С. Д. Серебряного. М.: РГГУ, 1998. -428 с.
  122. История средних веков / M.JI. Абрамсон, A.A. Кириллова, Н. Ф. Колесницкий. М.: Просвещение, 1980. — 576 с.
  123. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 2 т. М.: Изд-во Акад. худож. СССР, 1962−1964. — 682 с.
  124. М.С. Музыка в мире искусств. СПб.: «UT», 1996. — 232 с.
  125. М.С. Культура философия — искусство. — М.: Знание, 1988. — 68 с.
  126. М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.-383 с.
  127. М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. — 415 с.
  128. КанкеВ.А Философия науки: краткий энциклопедический словарь. М.: Омега-Л, 2008. — 328 с.
  129. Ф. Паутина жизни. Киев.: ИД София, 2003. — 336 с.
  130. Л.В. Классический стиль в музыке XVIII начала XIX веков: Самосознание эпохи и музыкальная практика. — М.: МГК, 1996. — 192 с.
  131. КирнарскаяД. Классическая музыка для всех: Западно-европейская музыка от григорианского хорала до Моцарта. М.: Слово, 1997. — 270 с.
  132. E.H., Курдюмов С. П. Синергетика: начала нелинейного мышления // Общественные науки и современность, 1993, № 2. с. 38−51.
  133. A.A. Синергетика искусства: системно-симметрологический подход // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс-традиция, 2000. — с.305−325.
  134. A.A. Синергетика, язык, творчество. 2011. — (http // spkurdymov. narod. ru /Koblyakov /Sasha 3. htm).
  135. Ц. Техника композиции в музыке XX века. М.: Музыка, 1976. -367 с.
  136. Кон-Винер. История стилей изобразительных искусств. М.: Изогиз, 1936.
  137. В.Д. Клаудио Монтеверди. -М.: Советский композитор, 1971.-323с.
  138. В.Д. Театр и симфония. М.: Музыка, 1975. — 376 с.
  139. В.Д. Этюды о зарубежной музыке. М.: Музыка, 1975. — 479 с.
  140. КощикВ.Я. Синергетика и композиционная симметрия стихотворения Марины Цветаевой // Информационный подход в эмпирической эстетике. -Таганрог: ТГГУ, 1998.-е. 144−153.
  141. А. Избранное: Природа культуры. М.: РОСС ПЭН, 2004. — 1007 с.
  142. Ю.А. Импрессионизм и Дебюсси // Избранные статьи. Л.: Музыка, 1968.-78 с.
  143. Е. Французская музыка эпохи модерна // Музыкальная академия. 2007. № 4.-с. 172−185.
  144. Кризис буржуазной культуры и музыка. В. 2. Л.: Музыка, 1973. — 244 с.
  145. Кризис буржуазной культуры и музыки. В. 5. Л.: Музыка, 1983. — 216 с.
  146. Критика и музыкознание. Л.: Музыка, 1975. — 278 с.
  147. А.Е. Стив Райх и судьбы американского музыкального минимализма. -Дисс. .канд. иск. Н.-Новгород, 2003. — 271 с.
  148. H.H. Наука в ее истории. М.: Наука, 1982. — 127 с.
  149. КС. Экспрессионизм в искусстве. М.: Наука, 1978. — 182 с.
  150. С.П. Синергетика теория самоорганизации: идеи, методы, перспективы. — М.: Знание, 1983. — 64 с.
  151. Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера. М.: Музыка, 1975.-551 с.
  152. Т. С. Форма в музыке XVII—XX вв.еков. М.: Композитор, 2003. -312с.
  153. Л.В. Нелинейная Вселенная М.: Экономика, 2004. — 446 с.
  154. Л.В. Футуросинергетика универсальная теория систем. — М.: Экономика, 2005.
  155. Т.Н. Из истории музыки и музыкознания за рубежом. М.: Музыка, 1981.-238 с.
  156. Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года.Т.1. По ХУШвек. М.: Музыка, 1983. — 696 с.
  157. Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. Т. 2. XVIII век. М.: Музыка, 1982. — 622 с.
  158. Т.Н. Западно-европейская музыка XVII—XVIII вв.еков в ряду искусств,— М.: Музыка, 1977. 528 с.
  159. Т.Н. Теория музыкальных стилей // С. С. Скребков. Статьи и воспоминания. М.: Советский композитор, 1979. — с. 296−308.
  160. С. Искусство. Путеводитель по стилям. -М.: «Кладезь-Букс», 2010. -159 с.
  161. ЛихачевД.С. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре. М.: Рос. Фонд культуры, 2006. — 334 с.
  162. Д.С. Очерки по философии художественного творчества. СПб.: Русско-Балт. информ. Центр «Блиц», 1999. — 192 с.
  163. М.Н. Барокко: связь и разрыв времен // Советская музыка. 1981. № 6.-с. 116−120.
  164. М.Н. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М.: Музыка, 1994. — 320 с. 1.Лобанова М. Н. Музыкальный стиль и жанр. История и современность. М.: Советский композитор, 1990. — 222 с.
  165. А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М.: Мысль, 1995. — 944 с.
  166. А.Ф. Эстетика Возрождения. -М.: Мысль, 1978. 623 с.
  167. Е.П., Сарабьянов Д. В., Борисова Е. А. Фомин H.H. и другие. Мировая художественная культура. XIX век. Изобразительное искусство, музыка и театр. -СПб.: Питер, 2007. 464 с.
  168. Л.А. Исследования о Шопене. -М.: Советский композитор, 1971. -247 с.
  169. Л.А. Проблемы классической гармонии. М.: Музыка, 1972 — 615с.
  170. Малая история искусств. М.: Искусство, 1973. — 317 с.
  171. Малая история искусств. М.: Искусство, 1981. — 382 с.
  172. С. История музыкальной эстетики. Т.1. М.: Музыка, 1968 — 316с.
  173. С. История музыкальной эстетики. Т.2. М.: Музыка, 1968.-687 с.
  174. B.B. Музыкальный стиль как семиотический объект // Советская музыка. 1979. № 3. с. 30−39.
  175. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. — 254 с.
  176. Мелик-Гайзакян И. В. Информационные процессы и реальность. М.: Наука, 1997.-192 с.
  177. Мелик-Гейзакян И. В. Методология моделирования нелинейной динамики сложных систем. М.: Физматлит, 2001. — 272 с.
  178. Мировое искусство. Направления и течения от импрессионизма до наших дней. СПб.: СЗКЭО «Кристалл" — М.: Оникс, 2006. — 192 с.
  179. М. К. Музыкальный стиль в аспекте взаимоотношения содержания и формы // Критика и музыкознание. JI.: Музыка, 1975 — с. 51−76.
  180. М. К. Стиль в музыке. JL: Музыка, 1981. — 261 с.
  181. М. ТСЭтюды о стиле в музыке. JL: Музыка, 1990. — 283 с.
  182. С.Е. О модернизме. М.: Искусство, 1974. -237 с.
  183. H.H. Алгоритмы развития. М.: Наука, 1987. — 297 с.
  184. H.H. Универсальный эволюционизм (позиция и следствия) // Вопросы философии. 1991. № 3. с.3−28.
  185. H.H. Естественнонаучное знание и гуманитарное мышление // Общественные науки и современность. 1993. № 2. с.63−75.
  186. Музыка Австрии и Германии XIX века. К. 1 / ред. Т. Э. Цытович. М.: Музыка, 1975.-511 с.
  187. Музыкальное искусство в контексте современной культуры: совершенствование концепции образования молодых музыкантов (в средних специальных учебных заведениях). Воронеж, 2008. — 353 с.
  188. Музыкальное искусство и наука. В. 1. М.: Музыка, 1970. — 219 с.
  189. Музыкальное искусство и наука. В. 2. М.: Музыка, 1973. — 215 с.
  190. Музыка и современность / сост. Д. В. Фришман. В. 10. М.: Музыка, 1976. -256 с.
  191. Музыкальная энциклопедия. Т. 1−6. -М.: Советская энциклопедия, 19 731 982.
  192. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. -М.: Музыка, 1966. 574 с.
  193. Музыкальная эстетика западной Европы XVII-XVIII Веков. М.: Музыка, 1971.-688 с.
  194. Музыкальная эстетика России XI—XVIII вв.еков. М.: Музыка, 1973. — 245 с.
  195. МЭС: В 4 т. / Репринтное воспроизведение издания Брокгауза-Ефрона. М.: Терра, 1997.
  196. Е.В. Стиль и жанр в музыке. М.: ВЛАДОС, 2003. — 248 с.
  197. А.П. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории: Синергетика, психология и футурология. -М.: Пер СЭ, 2001.-239 с.
  198. Научные революции в динамике культуры. Минск: Университетская, 1987. -383 с.
  199. Ц. Г. Искусство раннего Средневековья. СПб.: Азбука, 2000.-384 с.
  200. И.П. Философия искусства. М.: Омега-JI, 2008. — 560 с.
  201. Новая и новейшая история / Сост. A.M. Цирульников. М.: ООО «Мир книги», 2005. — 128 с.
  202. Новое в синергетике. Новая реальность, новые проблемы, новое поколение / ред. М. М. Малинецкий. М.: Наука, 2007. — 383 с.
  203. Новая иллюстрированная энциклопедия: В 20 томах. М.: Большая российская энциклопедия, 2003.
  204. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. -М.: Искусство, 1991. -586 с.
  205. О современной буржуазной эстетике. В.4. М.: Искусство, 1976. — 160 с.
  206. От эпохи Возрождения к двадцатому веку: Проблемы зарубежного искусства. М.: Изд. Академии наук СССР, 1963. 272 с.
  207. H.JI. Содержание и форма в музыке. Л., 1985. — 111 с.
  208. М.К. Михайлова. СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2005. — 372 с.
  209. Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. М.: Искусство, 1998.-362 с.
  210. Панофский Э. ГОЕА: К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. СПб.: Аксиома, 1999. — 228 с.
  211. В.М. Информационное мировоззрение и парадигма XXI века // Информационное мировоззрение и эстетика. Т.: ТРТУ, 1998.-е. 7−42.
  212. В.М. Количественные методы в искусствознании. -М.: Смысл, 2000. -204 с.
  213. В.М. Периодичность в эволюции искусства: полувековые циклы // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс-Традиция, 2002. — с. 406−428.
  214. В.М., Бояджиева Л. Г. Перспективы развития искусства: Методы прогнозирования. -М.: Русский мир, 1996. 158 с.
  215. C.B. Геометрия живой природы и алгоритмы самоорганизации. М.: Знание, 1988.-47 с.
  216. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой.-М.: Прогресс, 1986. -431 с.
  217. И. Р. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. № 6.-с. 46−52.
  218. Принципы самоорганизации / под ред. А. Я. Лернера. М.: Мир, 1966. — 621 с.
  219. Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. — 336 с.
  220. Проблемы музыкального романтизма. -М.: ЛГИТМИК, 1987. 142 с.
  221. Проблемы музыкального стиля. М.: МГК, 1982. — 157 с.
  222. Проблемы музыкального стиля И. С. Баха, Г. Ф. Генделя. М.: МГК, 1985. -170 с.
  223. Проблемы стиля в народной музыке. М.: МГК, 1986. — 157 с.
  224. Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М.: Советский композитор, 1982. — 232 с.
  225. В.В. История полифонии в ее важнейших явлениях. Западноевропейская классика XVIII—XIX вв.еков. -М.: Музыка, 1985. 615 с.
  226. Ф. Дневник моих песен. Я и мои друзья. М.: Композитор, 2005. -160 с.
  227. Пэрриш К, ОулД. Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха. Л.: Музыка, 1975. — 215 с.
  228. Л.Н. Музыка барокко // Вопросы музыкального стиля. Л.: ЛГК. 1979.-с. 4−10.
  229. Л. Н. Система, стиль, метод // Критика и музыкознание. Л.: Музыка, 1975. — с. 76−93.
  230. Д. А. Исполнитель и стиль. -М.: Классика-ХХ1 века, 2008.-208с.
  231. В.И. Европейское искусство XIX века. Классицизм, романтизм.- СПб.: Азбука-классика, 2005. 368 с.
  232. О. Импрессионисты перед публикой и критикой. -М.: Искусство, 1974. — 300 с.
  233. Ренессанс. Барокко. Классицизм / ред. Б. Р. Виппер, Т. Н. Ливанова. М.: Наука, 1966.-348 с.
  234. К.К. История зарубежной музыки. М.: Музыка, 1973. — 535 с.
  235. Ю.М. Процессы самоорганизации в физике, химии и биологии.- М.: Знание, 1981.-47 с.
  236. Рузавин Г. К Концепции современного естествознания. -М.: ЮНИТИ, 2005. -287 с.
  237. Г. И. Самоорганизация и организация в развитии общества // Вопросы философии. 1995. № 8. с. 63−72.
  238. Е.А. Классическая музыкальная форма. СПб.: Композитор, 1998. -268 с.
  239. Е.А. «Руслан» Глинки, «Тристан» Вагнера и «Снегурочка» Римского-Корсакова. Стиль. Драматургия. Слово и музыка. СПб.: Композитор, 2004.-395 с.
  240. В.П. Информационные аспекты самоорганизации в искусстве // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс-Традиция, 2002. — 183−190.
  241. С.И. Есть ли стиль в музыке поставангарда? // Советская музыка. 1982. № 5.-с. 117−122.
  242. С.И. К вопросу о единстве стиля Стравинского // И. Ф. Стравинский. -М.: Советский композитор, 1973. с. 276−301.
  243. С.И. Мир Стравинского. М.: Композитор, 2001. — 328 с.
  244. СадохинА.П. Мировая культура и искусство. -М.: ЗАО «БММ», 2007. 448 с.
  245. Самоорганизация в природе и обществе / отв. ред. В. Д. Комаров. Л.: Наука, 1988.-200 с.
  246. Самоорганизация в физических, химических и биологических системах. -Кишинев: Штиинца, 1984. 163 с.
  247. Самоорганизующиеся системы. М.: Мир, 1966. — 435 с.
  248. Н.А. Вокальные жанры эпохи Возрождения. М.: Музыка, 1985. -360 с.
  249. H.A. Контрапункт строгого стиля и фуга. -М.: Композитор, 2002. -528 с.
  250. С. А. Архитектоника культуры: проблемы этико-эстетического синтеза. Воронеж: ВГУ, 2008. — 224 с.
  251. Синергетика. -М.: Мир, 1984. 248 с.
  252. Синергетика. Т.2. -М.: Изд. МГУ, 1999. 232 с.
  253. . Т. 4. М.: Изд. МГУ, 2001. — 359 с.
  254. Синергетика в современном мире. Ч. 1. Белгород: БелГТАСМ, 2000. — 216 с.
  255. Синергетика в современном мире. Ч. 2. Белгород: БелГТАСМ, 2000. — 232 с.
  256. Синергетика в современном мире. Ч. 3. Белгород: БелГТАСМ, 2000. — 319 с.
  257. Синергетика и методы науки. СПб.: Наука, 1998. — 438 с.
  258. Синергетика и психология. СПб.: ГУВК, 1997. — 147 с.
  259. Синергетика: исследования и технологии / под ред. Г. Г. Малинецкого. М.: URSS, 2006. — 224 с.
  260. Синергетика и учебный процесс. М.: РАГС, 1999. — 299 с.
  261. Синергетическая парадигма. Когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания. М.: Прогресс-Традиция, 2004. — 560 с.
  262. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 536 с.
  263. Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. -Прогресс-Традиция, 2002. 495 с.
  264. Синергетическая парадигма. Синергетика образования. М.: Прогресс-Традиция, 2007. — 592 с.
  265. Синергетическая парадигма. Социальная синергетика. -М.: Прогресс-Традиция, 2009. 688 с.
  266. Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. М.: Прогресс-Традиция, 2003. — 584 с.
  267. Синергетическая философия истории / под ред. В. П. Бранского и С. Д. Пожарского. Рязань: «Копи-Принт», 2009. — 314 с.
  268. С. С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973.-308 с.
  269. Современные вопросы музыкознания. -М.: Музыка, 1976. 287 с.
  270. Современное буржуазное искусство / Ред. Н. Г. Шахназарова. М.: Советский композитор, 1975. — 389 с.
  271. A.C. Введение в музыкальную композицию XX века. М.: Владос, 2004.-231 с.
  272. А.Н. Стиль, метод, направление // Вопросы социологии и эстетики музыки. Т.2. JL: Советский композитор, 1981. — с.44−57.
  273. С.С. Скребков. Статьи и воспоминания. -М.: Советский композитор, 1979. -309 с.
  274. А. Искусство эпохи Возрождения. Италия XV—XVI вв.ека. СПб.: Азбука-классика, 2005. — 504 с.
  275. B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 744 с.
  276. Стиль жизни стиль искусства: Развитие национально-романтического направления стиля модерн в европейских художественных центрах второй половины XIX — начала XX века. — М.: Гос. Третьяк Галерея, 2000. — 606 с.
  277. Стиль и жанр художественного произведения. Львов: ЛГУ, 1987. — 125 с.
  278. Стиль мышления как выражение единства научного знания. Воронеж: ВГУ, 1981.-189 с.
  279. Стили мышления и поведения в истории мировой культуры. М.: Изд-во МГУ, 1990.- 173 с.
  280. Стиль образ — время. — М.: НИИ теории и истории изобразительного искусства, 1991. — 220 с.
  281. Ю.Н. Философия науки: общие проблемы. Воронеж: ЗАО «Тефа», 2006.-212с.
  282. М. Музыкальный театр Альбана Берга. М.: Советский композитор, 1976. — 559 с.
  283. Типология и периодизация культуры Возрождения. М.: Наука, 1978. — 279 с.
  284. . O.K. Психология мышления. М.: «Академия», 2002. — 288 с.
  285. Традиции музыкального искусства и музыкальная практика современности-Л.: ЛГИТМАК, 1981. 156 с.
  286. Е.Б. В поисках новой концепции // Советская музыка. 1989. № п.-с. 56−62.
  287. Тэн И. Философия искусства. М.: Республика, 1996. — 351 с.
  288. Л. Избранное: эволюция культуры. М.: РОССПЭН, 2004. — 1063 с.
  289. А.Н. Избранные работы по философии. М.: Прогресс, 1990. — 716 с.
  290. E.H. Стиль как эстетический феномен. Автореф. дисс.канд. фил. -Л., 1978.-21 с.
  291. E.H. Стиль и культура: Опыт построения общей теории стиля. -СПб.: Изд. С.-Петерб. ун-та, 2006. 260 с.
  292. E.H. Творческий метод и художественный стиль в искусстве. Л.: Знание, 1984.- 12 с.
  293. Е.Л. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке. М.: Фрязино: Век, 2004. — 288 с.
  294. Ференц Лист и проблема синтеза искусств / сост. Г. И. Ганзбург. Харьков.: «Ра-Каравелла», 2002. — 336 с.
  295. Филатов-Бекман С. А. Синергетика и музыкальное искусство сквозь призму исследований С. С. Скребкова. (http // harmony, musigi-dunya. az/ RUS).
  296. Ф. Мендельсон-Бартольди и традиции музыкального профессионализма. -Харьков, 1995.- 171 с.
  297. Фомина 3. В. Человеческая духовность: бытие и ценности. Саратов: Изд. Саратовского ун-та, 1997. — 190 с.
  298. Форма и стиль. В. 1, 2. Л.: ЛОЛГК, 1990. — 209 с.
  299. В. Очерки социальной истории искусства. М.: Новая Москва, 1923. 216 с.
  300. М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М.: Прогресс, 1977.-488 с.
  301. Г. Синергетика. М.: Мир, 1985. — 404 с.
  302. Ю.Н. Очерки современной гармонии. М.: Музыка, 1974. — 287 с.
  303. В.Н. Музыка как вид искусства. СПб.: Лань, 2000 — 302 с.
  304. В.Н. Теория музыки. СПб: Изд. «Планета музыки- изд. «Лань», 2010.-368 с.
  305. В.Н. Формы музыкальных произведений. Л.: Лань, 1999 — 496с.
  306. Д. Строение и законы Вселенной. -М.: ACT- СПб: Сова, 2006. -254 с.
  307. Д.С. Синергетика и информация. -М.: Знание, 1990.-45 с.
  308. A.JI. В ритме солнца. -М.: Наука, 1969 112 с.
  309. В.П. Исполнительские стили в контексте художественной культуры XVIII XX веков. Дисс. .докт. иск. — М., 1994.
  310. Л.В. Наука и живая этика // Педагогика культуры. 2005. № -с. 5−11.
  311. В.П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века. М.: Музыка, 1975. — 351 с.
  312. Г. М. Статьи о современной зарубежной музыке, очерки, воспоминания. М.: Советский композитор, 1974. — 357 с.
  313. Г. М. Французская музыка XX века. М.: Музыка, 1975. — 480 с.
  314. .С. О некоторых проблемах эволюции и математической биологии // Системность и эволюция. М.: Наука, 1984. — с. 82−91.
  315. О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.1. М. Мысль, 1998.-664 с.
  316. О. Закат Европы. Т. 2. М.: Мысль, 1993. — 607 с.
  317. Э. Что такое жизнь? С точки зрения физика. -М.: Атомиздат, 1972.-88 с.
  318. Р. О музыке и музыкантах. Т.1. М.: Музыка, 1975. — 407 с.
  319. А.К. Новое время. Искусство и культура XVI—XVIII вв.еков. СПб. Азбука-классика, 2004. — 440 с.
  320. Ю.В. Предвидение будущего: парадигма цикличности. М.: Прогнозы и циклы, 1993. — 110 с.
  321. Ю.Я. Циклы. Кризисы. Прогнозы. М.: Наука, 1999. — 448 с. 331 .Яроцинский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм. М.: Прогресс, 1987. — 224 с.
  322. Adler G. Der Still in der Musik. Leipzing, 1911. — 279 с.
  323. Bukofzer M. Music in the Baroque era. N.Y., 1947.
  324. Croker R.L. A history of musical style. N.Y., 1966. — 573 c.
  325. Dahlhaus C. Neues Handbuch der Musikwissenschaft. Wiesbaden, 1980. 1995 c.
  326. Deri O. Exhloring Twentieth-Century Music. -N. Y., 1968. 546 c.
  327. Dickenson G.S. The stady of style as the clue to higner music education // Studies in musical education, history and aesthetics. Pittsburgh, 1944.
  328. Dittman L. Stil. Simbol. Struktur. Stadien zu der kategorien der Kunst geschichte. -Munchen, 1967. -243 c.
  329. Haas R. Die Musik der Barocks II Handbuch der Musikwissenschaft. Potsdam, 1928.
  330. Holmes T. Electronic and Experimental music: Pioneers in Tecnology and Composition. London, 2002.
  331. Hutcheon L. A Poetics of Postmodernism: History, Theory, Fiction. -N.Y., 1988.
  332. Kroeber A. Style and Civilisation. Los Angeles, 1963.
  333. LangB. Style as Instrument and Style as Vision // Aktes deVII Congress International d Asthetique/ Bucharest, 1976.
  334. Munro T. Form and Style in the arts // Introduction to Asthetik Morfology. -Clevelend, London, 1970. 467 c.
  335. Paliska C. V. Barjque Music. Eglewood Cliffs (New Jersey), 1981.
  336. Parry C. Style in musical art. London, 1924. — 439 c.
  337. Rees G. Music in the Renaissance. N.Y., 1959.
  338. Riemann H. Kleines Handbuch der Musikgtchichte. Leipzing, 1908.
  339. Schwarz K. R. Minimalusm. London, 1996.
  340. Stin L. Structure and Style. The stady and analisis of musical forms. Evanston, Illinois, 1962.
Заполнить форму текущей работой