Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Технологии управления социально-экономическим развитием муниципального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование и дальнейшее развитие муниципальных образований является одним из новых средств становления мощного механизма самоуправления в регионах. Развитие системы муниципальных образований происходит в условиях действия исключительно сложного, малоизученного и противоречивого факторов, определяющих уровень, масштабы и динамику социально-экономических процессов в регионах и в обществе… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. РОЛЬ И МЕСТО ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Становление современной системы местного самоуправления в Российской Федерации
    • 1. 2. Технология финансового обеспечения земского самоуправления
    • 1. 3. Необходимость использования финансовых технологий управления в социально-экономическом развитии территории
    • 1. 4. Содержание и сущность технологий социально-экономического роста
  • ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Бюджетный потенциал муниципального образования и технология его оценки
    • 2. 2. Анализ бюджетного потенциала хозяйствующих субъектов
      • 2. 2. 1. Анализ бюджетного потенциала предприятий Центрального района Санкт-Петербурга
      • 2. 2. 2. Сравнительный анализ бюджетного потенциала Центрального и Московского районов Санкт-Петербурга
      • 2. 2. 3. Сравнительный анализ бюджетного потенциала муниципальных образований «Икрянинский район» Астраханской области и «Заводоуковский район» Тюменской области
    • 2. 3. Технология формирования инвестиционного паспорта муниципального образования
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения

Технологии управления социально-экономическим развитием муниципального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эффективность преодоления экономического кризиса, а также стабилизация и сбалансированность народного хозяйства во многом зависят от того, в каком направлении пойдет дальнейшее развитие экономических реформ. В этой связи большое значение имеет правильное определение целей и задач экономических реформ, уточнение их содержания, выбора наилучшего варианта с учетом отечественного и зарубежного опыта реформирования, состояния национальной экономики и особенностей России.

Совершенствование управления социально-экономическими процессами на территории в период перехода к рыночным отношениям становится одним из важнейших факторов успешного осуществления начатых преобразований. В настоящее время требуется качественно иной уровень организации местного, в том числе муниципального управления, адекватный новым политическим и экономическим условиям.

Развитие любых территориальных образований невозможно без управления социально-экономической деятельностью населения, образующего местное сообщество. По мере демократизации российского общества центр тяжести в управлении все больше смещается в сторону местного управления. Наиболее демократичной формой местного управления является местное самоуправление, которое представляет собой многостороннюю деятельность местного сообщества по решению собственных и других стоящих перед ним задач, в рамках вопросов, касающихся компетенции органов местного самоуправления, на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории и увеличения его вклада в развитие всего общества. Местное самоуправление — это не самоцель, а лишь средство, прежде всего улучшения качества жизни местного сообщества.

Формирование и дальнейшее развитие муниципальных образований является одним из новых средств становления мощного механизма самоуправления в регионах. Развитие системы муниципальных образований происходит в условиях действия исключительно сложного, малоизученного и противоречивого факторов, определяющих уровень, масштабы и динамику социально-экономических процессов в регионах и в обществе. В регионах, где социально-экономическая ситуация в настоящее время сложилась крайне сложно, проис-^ ходит истощение экономического потенциала. Сегодня муниципальные образования подвержены действию общих проблем регионов, которые находятся под колоссальным давлением таких проблем, как невыплата заработной платы, массовое закрытие производств, ряда целых отраслей и т. д. Без решения выхода из сложившейся ситуации нельзя рассчитывать на успешное развитие отдельного муниципального образования. ^ Наиболее актуальными являются проблемы реализации стратегии местного самоуправления и ее финансового обеспечения. Сложившаяся практика дефицитности бюджетов тормозит развитие территории, в крайне сложной обстановке муниципальные образования вынуждены рассчитывать на свои собственные силы и средства.

Приходится признать, что на сегодняшний день муниципальные образо-^ вания не имеют концепции своего развития, научно-методического инструментария управления, подготовленных кадров, и тем самым неизбежно обречены на усиление хаотичности процессов социального развития, формирования еще большего количества проблем, прямой потере государственных средств. Поэтому ставится задача развития новой социальной структуры на научной основе, обеспечения всем необходимым комплексом научно-методического инструментария в методах управления.

Разработка новых методов и технологий финансового управления социально-экономическим развитием и внедрения их в муниципальные образования призвана задействовать экономический потенциал территории.

Основы разработки технологий управления, как известно, были заложе-^ ны в трудах экономистов советского периода в 60−70-е годы, в последующий период, в особенности в период реформ 1991;1999гг. исследования технологий построения системы управления не проводились.

В своей работе автор опирался на труды известных ученых-экономистов, таких как Л. И. Абалкин, P.A. Белоусов, A.B. Бузгалин, C.B. Валдайцев, В. Я. Ельмеев, Ю. В. Кузнецов, А. И. Колганов, А. Е. Когут, В. К. Потемкин, В. Г. Родионов, A.A. Румянцев, И. И. Сигов и другие.

Данная работа явилась исследованием, отвечающим потребностям муниципальных образований в решении накопившихся проблем по выходу из кризисной ситуации. Начало муниципальной реформы потребовало разработки теории местного самоуправления, обобщения практического опыта. Этому посвящены работы А. Г. Воронина, Ю. Н. Гузова, В. Н. Ивановой, А. Н. Широкова, В. Е. Рохчина, С. Н. Юрковой. Автор использовал результаты их исследований. Однако доведение новых подходов и методов управления до формирования технологии принятия и реализации управленческого решения не осуществлялось. Это обусловило необходимость дальнейших исследований рассматриваемой проблемы.

Объектом исследования явились муниципальные образования РФ. Предметом исследования выступает система управления социально-экономическим развитием муниципального образования, рассматриваемая, как важнейший способ преодоления кризиса.

Целью исследования явилась разработка методических основ для построения технологий управления социально-экономическим развитием муниципальных образований. Достижение указанной цели потребовало решения следующих задач:

• анализ становления и развития системы местного самоуправления в России;

• выявление общих закономерностей и тенденций в формировании финансово-экономических и управленческо-технологических основ деятельности муниципальных образований в современных условиях РФ;

• разработка комплекса технологий, реализующих функцию целепологания в процессе управления социально-экономическим развитием муниципального образования;

• обоснование технологического обеспечения процесса стимулирования, координации и организации деятельности хозяйствующих субъектов в территориальном образовании.

Научная новизна работы заключается в следующем:

1. Введено в научный оборот понятие «технология управления социально-экономическим развитием муниципального образования», которое представляет комплекс научно-методического инструментария, позволяющего выработать, принять и выполнить управленческие решения для обеспечения реализации основных функций менеджмента в деятельности субъекта местного самоуправления.

2. На основе исследования современного экономического состояния муниципальных образований обоснована необходимость разработки и внедрения, антикризисных технологий управления социально-экономическим развитием муниципальных образований.

3. Обосновано, что антикризисные технологии управления развитием муниципального образования имеют своим основным содержанием наращивание доходной базы местного бюджета, которое предполагает реализацию экономического потенциала территории, обусловленного деятельностью хозяйствующих субъектов.

4. Для определения возможностей выполнения программы социально-экономического развития муниципального образования, как способа реализации функции целеполагания, предложены технологии прогнозирования на основе выявления, оценки и реализации бюджетного потенциала муниципального образования, суть которых заключается в анализе налогооблагаемой базы, и определении путей ее увеличения.

5. Обоснованы организационно-экономические технологии реализации бюджетного потенциала территории, предусматривающие формирование инвестиционного паспорта муниципального образования, которые представляют собой комплекс мер и действий по оценке инвестиционной привлекательности территории, инициированию бизнес предложений и разработке инвестиционных проектов предприятий, расположенных на территории муниципального образования, анализу и отбору бизнес — планов инвестиционных проектов, своду инвестиционных проектов муниципального образования, а также формированию основных мероприятий стимулирования инвесторов для реализации на территории муниципального образования инвестиционных проектов.

Проведенное исследование позволяет сформировать методические рекомендации и технологическое обеспечение для построения стратегии управления развитием территории и ее ресурсного обеспечения в системе местного самоуправления.

Эти рекомендации были использованы при определении бюджетного потенциала в муниципальных образованиях: «Бологовский район Тверской области», «Икрянинский район Астраханской области», «Заводоуковский район Тюменской области».

Теоретические положения и выводы диссертации апробированы на международных семинарах и научно-практических конференциях в Санкт-Петербургском государственном университете в 1996, 1997, 1998, 1999гг.

Основные теоретические положения работы изложены автором в брошюре и восьми статьях по теме диссертации.

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка литературы. Работа изложена на 155 страницах машинописного текста.

Заключение

.

Современный этап научно-технического и социально-экономического развития Российской Федерации ставит в разряд первоочередных задач проблему развития местного самоуправления, которое невозможно без развития территории (муниципальных образований).

Возможность быстрого преодоления кризиса, скорейшей стабилизации экономики, возможность быстрого развития территории, достижения высоких социально-экономических показателей предполагают задействование и реализацию экономического потенциала территории. Решение этой задачи в период становления и дальнейшего развития местного самоуправления в нашей стране является актуальным, особенно тогда, когда ставится вопрос не только развития, но и выживания территории. В последнее время уменьшается поток федеральных поступлений, сокращаются дотации и трансферты из Федерального бюджета. Естественно, ставится вопрос о задействовании внутренних резервов. Для этого очень важно выделить экономический потенциал территории, поскольку это первый шаг к привлечению и дальнейшему использованию ресурсов территории.

Рассмотренная тема позволяет сделать вывод о том, что это возможно при внедрении новых методов и технологий в управлении социально-экономическими процессами, постановкой их на научную основу.

В результате выполненного исследования диссертант сделал следующие выводы:

1. Местное самоуправление приобретает в современных условиях особую актуальность, обусловленную стремлением к демократизации общества, повышению активности населения в решении своих жизненно важных проблем и преодолении отрицательных последствий экономического кризиса. С принятием Закона о местном самоуправлении (1995г.) с особой остротой встает проблема определения первичного (основного) звена местного самоуправления.

Оно должно быть выделено на основе критерия, в соответствии с которым территория, выступающая муниципальным образованием, должна обладать необходимыми условиями для обеспечения жизнедеятельности и воспроизводства населения. Этому критерию, на взгляд диссертанта, отвечает административно-территориальный район или район крупного города, а поселок, сельский населенный пункт или микрорайон выступают как структурные элементы муниципального образования.

2. При проведенном анализе бюджетных отношений регионов России с Федеральным бюджетом и отношений Субъектов Федерации с муниципальными образованиями автор установил:

•Доля собранных на территории регионов и фактически перечисленных в Федеральный бюджет за 1996;1998гг. налогов и других обязательных платежей в их общем объеме неуклонно возрастала. В основном это происходило на основе увеличения поступлений в Федеральный бюджет акцизов, НДС, подоходного налога, налога на прибыль и платежей за недра и природные ресурсы, т. е. главным образом за счет федеральных налогов. Одновременно происходило сокращение централизованных расходов на оказание финансовой поддержки Субъектам Федерации. Таким образом, в стране усиливалась концентрация налоговых поступлений в Федеральном бюджете для финансирования государственных расходов, непосредственно не связанных с интересами Субъектов Федерации.

•Санкт-Петербург является одним из передовых Субъектов Федерации по отчислениям в Федеральный бюджет, но, несмотря на это городской бюджет испытывал определенные трудности. В последние годы отмечался рост доли текущих расходов и уменьшение доли расходов на освоение бюджета развития. До 1998 г. наблюдался рост дефицита городского бюджета. В этой ситуации город вынужден был идти на жесткую централизацию финансовых ресурсов. Районам — донорам приходилось перечислять в городской бюджет около 70% от объема созданных на их территории средств. Органы управления были поставлены в сложную ситуацию. Для эффективного ведения хозяйства необходимо было искать дополнительные источники финансирования.

•В условиях экономического кризиса финансовое положение большинства муниципальных образований можно охарактеризовать как критическое. В данной ситуации необходимо осуществлять управление и координацию бюджетами муниципальных образований. Нужны новые методы и подходы к управлению бюджетными ресурсами, важно задействовать всевозможные варианты получения доходных источников, использовать все средства экономии статей расходов, использовать внутренний потенциал территории, назрела необходимость разработки и использования новых финансовых технологий управления развитием территории.

3. В структуре экономического потенциала территории важной составляющей является бюджетный потенциал. Основная часть доходов муниципального образования формируется в результате производственной деятельности хозяйствующих субъектов территории. Отсюда следует, что бюджетный и экономический потенциал имеют общее основание, общую базу — производственный потенциал территории. При росте производственного потенциала возрастает бюджетный и экономический потенциал в целом, следовательно, необходимо поддерживать и развивать этот показатель.

4. Важной, в структуре бюджетного потенциала является его инвестиционная часть. Органам управления муниципального образования необходимо это учитывать.

5 На основе исследования современного экономического состояния муниципальных образований обоснована необходимость разработки и внедрения, антикризисных технологий управления социально-экономическим развитием муниципальных образований.

6. Антикризисные технологии управления развитием муниципального образования имеют своим основным содержанием наращивание доходной базы местного бюджета, которое предполагает реализацию экономического потенциала территории, обусловленного деятельностью хозяйствующих субъектов.

7. Для определения возможностей выполнения программы социально-экономического развития муниципального образования, как способа реализации функции целеполагания, предложены технологии прогнозирования на основе выявления, оценки и реализации бюджетного потенциала муниципального образования, суть которых заключается в анализе налогооблагаемой базы, и определении путей ее увеличения.

Новые методы и технологии управления социально-экономическим развитием муниципального образования прошли апробацию в некоторых регионах Российской Федерации, а именно в муниципальных образованиях: «Бологов-ский район Тверской области», «Икрянинский район Астраханской области», «Заводоуковский район Тюменской области». Ранее проводились исследования в Московском районе г. Санкт-Петербурга. В расчете и анализе бюджетного потенциала хозяйствующих субъектов муниципальных образований, а также разработке инвестиционного паспорта автор принимал непосредственное участие. В результате внедрения данных технологий в Бологовском районе Тверской области прирост налогооблагаемой базы по данным 1998 г. составил 25−30%, в Заводоуковском районе Тюменской области — 17−18%. Данные методы доказали свою эффективность и могут быть рекомендованы к внедрению в другие муниципальные образования Российской Федерации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РСФСР. М., 1991. 80 с. То же // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1991. N 29. С.1166−1218.
  2. О некоторых мерах по оказанию государственной поддержки местного самоуправления. Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 1991 г. N 1616 //Российская газета. 1993. 12 октября. С. 4.
  3. О финансовых основах местного самоуправления". Федеральный закон. М., 25 сентября 1997 № 126 ФЗ// Российская газета от 30 сентября 1997 г. С.4
  4. О мерах по обеспечению реформы местного самоуправления: Указ Президента Российской Федерации от 21 марта 1994 г. // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. N 13. Ст. 985.
  5. Гралсданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. М.: Изд-во БЕК, 1995. С. 240.
  6. Европейская хартия местного самоуправления. Страсбург, 15.10.1985 г.
  7. Конституция Российской Федерации. М.: Обозреватель, 1994. С. 195.
  8. Основные положения о выборах в органы местного самоуправления. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 1993 гЛЧ 1779 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. М., 1993. N 44. Ст. 4197. С. 4671−4689.
  9. А.Г. Взгляд в будущее. М.: Экономика, 1988. 254 с.
  10. А.Г. и др. Интенсификация и эффективность социалистического производства. М.: Экономика, 1988. С. 261.
  11. А.Г. Радикальная реформа хозяйственного управления. Уч. пособие для руковод. кадров. М.: Экономика. 1987. 232 с.
  12. Анализ состояния и основных тенденций развития доходных и расходных полномочий уровней бюджетной системы в Российской Федерации. Доклад Министерства национальной и региональной политики РФ в Правительство РФ
  13. Ю.Н., Ходачек В. М. Предприятие и район в территориальной системе планирования. Д.: Лениздат, 1988. 127 с.
  14. Р. Экономический потенциал территории. Ж-л Экономист 1997 г. № 11 С. 4
  15. .В. Самоуправление будущее человечества или новая утопия? М.: Интер-Версо, 1992. 159 с.
  16. А.К. Управление и самоуправление. Социалистическое управление: сущность и перспектива развития. Л.: Наука, 1972. 209 с.
  17. B.C. Региональное развитие в условиях становления рыночных структур. СПб: Изд-во СПбУЭФ, 1993. 164 с.
  18. B.C. Становление рыночных структур в больших городах России. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1991. 147 с.
  19. .Я. Организация управления народным хозяйством в регионе. Киев: Наукова думка, 1989. 300 с.
  20. Большой экономический словарь /Под редакцией Азрилияна А.Н./ М., Институт новой экономики, 1997 г.
  21. A.B. Переходная экономика: Курс лекций по политической экономии. М.: Таурус Просперус, 1994. 472 с.
  22. A.B. Противоречия самоуправления, централизма и самостоятельности в плановом хозяйстве. М.: Изд-во МГУ, 1988. 127 с.
  23. A.B., Колганов А. И. Трагедия социализма М.: Эконом, демократия, 1992. С. 312.
  24. М.К. «Национальная экономика», АНХ при правительстве РФ, М., Дело, 1997 г С23
  25. C.B. Стратегии инвесторов предприятия и агентская проблема (учебное пособие). Санкт-Петербург. Международный банковский институт, 1994. 136 с.
  26. С.Т. Территориальное управление в новых хозяйст-венных условиях. М.: Экономика, 1990. 191 с.
  27. Вестник Администрации СПБ № 4, 1997 г. С87.
  28. Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга № 11−1997г.
  29. Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга № 7−8-1994г.
  30. Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга № 9 -1995г.
  31. Взаимодействие экономики, политики и управления (P.A. Белоусов, В. И. Павлюченко и др.) М.: Мысль, 1985. 294 с.
  32. А., Мурашко А., Троенко В., Шипов В. «Как наполнить пересохшее русло бюджетных рек» Муниципальная власть 1997г., № 1,
  33. А.Г., Лапин В. А., Широков А. Н. «Основы управления муниципальным хозяйством» Москва, Московский общественный научный фонд. 1997 г. 135 с.
  34. А.Г., Иванова В. Н. Местное самоуправление : технологии социально-экономического роста. СПб, Издательство СПбГУ, 1999 г.
  35. В.А. Научные основы реформирования экономики регионов: альтернативная концепция. СПб.: Петрополис, 1994. 43 с.
  36. В.А. Предмет региональной экономики. СПб.: Петрополис, 1994. 78 с.
  37. В.А. Согласования отраслевого и территориального принципов хозяйствования на различных уровнях экономики. СПб.: Петрополис, 1994. 48 с.
  38. Е.Г. Самоуправление трудовых коллективов в условиях рыночных отношений (Рос.Академия управления). М.: Луч, 1991. 191 с.
  39. Данные экономического отдела Адмиралтейского района за 1998 г.
  40. В.Н. Оценка эффективности инвестиционных проектов М., Экспертное бюро М, 1997 г. 124 с.
  41. Еженедельник «Обзор российской экономики» 21 января 1997 г.
  42. Елъмеев В, Я., Овсянников В. Г. Прикладная социология. СПб: Изд-во СПб ун-та, 1994. 198 с.
  43. Ж-л «Новое в законодательстве Санкт-Петербурга» № 1 за 1998 г.
  44. Закон РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». // Российская газета. 1995. 26 июня.
  45. A.B. Самоуправление как способ преодоления кризиса. Н. Новгород: Изд-во Нижегород. ун-та, 1994. 55 с.
  46. В.Н. Местное самоуправление: проблемы теории и практики Санкт-Петербург, СПбГУ 1996 г. С45.
  47. В.Н. Социально-экономическое программирование развития района, Санкт-Петербург, СПбГУ 1994г.С6.
  48. В.Н. Иванова, В. П. Скрябин Планирование социально-экономического развития малых городов Российской Федерации в условиях местного самоуправления, Санкт-Петербург, СПбГУ, 1998 г. С. 134
  49. Н.Г., Руденко В. П. «Природно-ресурсный потенциал территории: Географический анализ и синтез.» Львов, Изд-во Львовского гос. уни-вер-та. 1986 г.
  50. А.Е. Система местного самоуправления. СПб ИСЭП РАН, 1995. С. 62.
  51. А.Е., Литовка О. П., Рохчин В. Е., РумянцевА.А. Экономика крупного города: проблемы структурной перестройки СПб: ИСЭП РАН, 1994. С. 186 .
  52. А. Е., Рохчин В. Е. Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга. СПб: ИСЭП РАН 1995. 143 с.
  53. А.Е., Рохчин В. Е. Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга. СПб: ИСЭП РАН 1995. С. 143 .
  54. К. В., Иванов С. А. Технически прогрессивная промышленная политика в административно-территориальном районе. СПб: СПбГУ 1999 г.
  55. Кристофер Пасс, Брайеи Лоуз, Лелсли Дэвис. Словарь по экономике. Эко-номич. школа СПГУЭиФ, Высшая школа экономики СПб 1998г
  56. А.Е., Рохчин В. Е., Знаменская H.H. Управление административным районом в условиях экономических реформ. СПб: ИСЭП РАН, 1992. 165 с.
  57. К. В. Методы реализации технически прогрессивной промышленной политики в административно-территориальном районе, СПб, Издательство СПбГУ, 1999г. С. 8.
  58. Ю.В., Подлесных В. И. Основы менеджмента Изд-во «ОЛБИС», 1998г., СПб. 200 с.
  59. Ю.В. Проблемы теории и практики менеджмента. Спб Изд-во1. СПбГУ 1994 г.
  60. В.И. Полн. собр. соч. ТТ.1−55. М.: Политиздат, 1983.
  61. А.Г., Миско K.M. Производство и потребление в регионе М., Наука, 1986г
  62. В., Швецов А. Незаметная реформа" передача социальных объектов предприятий в муниципальную собственность Ж-л «Экономист» № 1за 1998г. С.37
  63. В. И. Стратегические программы в системе государственного регулирования экономики города СПб: СПбГУ 1999 г.
  64. П.А., Стерликов Ф. Ф. Законы экономической жизни. М.: Мысль, 1991. 272 с.
  65. К., Энгельс Ф. Собр. соч. М.: Политиздат,!973-.
  66. Материалы Министерства по делам национальностей и федеративным отношениям (Аналитическая записка)
  67. Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы: Мат. науч.-практич. конф., 25 января 1994 г. М.: Изд. МГУ, 1994. 168 с.
  68. H.A., Попов М. В. Управление социалистиче-ской экономикой (политико-экономический аспект). Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981. 184 с.
  69. Т.Г., Муниципальный менеджмент. Москва, ЮНИТИ 1997 г.350 с.
  70. Отчет Института региональной экономики и управления СГТбГУ по теме НИР: Разработка новых методов и технологии финансового управления социально-экономическим развитием муниципального образования, СПбГУ, Санкт-Петербург, 1998 г., С62.
  71. В.Ф. Планирование территориального развития. М.: Экономика, 1984. 265 с.
  72. Пансков В., Специфика и задачи совершенствования межбюджетных отношений Российский экономический журнал 1996 г., № 4 С. 25,
  73. Переходная экономика: закономерности, модели, перспективы /Под ред. A.B. Бузгалина. М.: Эконом, демократия, 1995. 224 с.
  74. Политико-экономические вопросы руководства хозяйством / Под ред. Н. А. Моисеенко. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. 175 с.
  75. Политическая экономия. Учебник для высших учебных заведений /. Абалкин Л. И, Медведев В. А. и др. М.: Политиздат, 1988. 735 с.
Заполнить форму текущей работой