Системы оперативного и упреждающего управления предприятием
Создание единой информационной базы и обеспечение ее многоцелевого использования для решения задач различных функциональных подсистем явилось основой обобщенного алгоритма функционирования СОУУП, построения информационного, математического, технического обеспечения и системы управления в целом. Разработаны методологические основы информационного обеспечения СОУУП. Обобщен опыт разработок… Читать ещё >
Содержание
- В I главе представлены анализ проблемы, состояние вопроса и методологические аспекты построения СОУУП
- Во II главе освещены вопросы информационного обеспечения СОУУП
- III глава. IIосвящена модельному обеспечению СОУУП
- В IV главе освещены вопросы технического обеспечения СОУУП
- V глава. IIосвящена вопросам развития и социальной инфраструктуры СОУУП
Исследование и разработка СОУУП является коллективной работой, в которой вклад различных авторов и реализация результатов, корректировка и совершенствование моделей в ходе их эксплуатации и т. д. осуществлялось творческими коллективами, в которых автор выступал как руководитель и непосредственный разработчик. Всем им автор выражает глубокую благодарность.
У лава I.
Системы оперативного и упреждающего управления предприятием,
1.1. Ретроспективный анализ и состояние вопроса
Проблемы совершенствования управления предприятиями народного хозяйства тесно увязаны с проблемами информатизации общества. Научные подходы к информатизации нашего общества были разработаны отечественными учеными еще в 60-е годы. Так, создание Общегосударственной автоматизированной системы сбора, хранения, переработки и передачи информации для целей управления и планирования (ОГАС) было признано одной из первоочередных задач научно-технического прогресса.
Однако, застойные годы не позволили реализовать эти (и многие другие) научно-технические программы. В то же время высокоразвитые страны — США, Япония и др. своевременно оценили новую, решающую роль информатизации во всех сферах жизнедеятельности общества, в производстве национального продукта. На основе развития средств коммуникации и информатизации обеспечен значительный рост производительности труда, сформировался и развивается далее новый стиль и уровень жизни людей и в производстве, и в быту. Наше отставание в этом вопросе достигло критического уровня.
Немало этому способствовало отсутствие единства мнений ученых и специалистов по ключевым вопросам информатизации, управления и других предметных областей наук «на стыке». Многие разработчики различных систем управления, сталкиваясь с потоком противоречивых нормативных документов и отсутствием единой научной основы, неизбежно становились «козлами отпущения», будучи вынуждены придерживаться одной из альтернатив. «Хозрасчетно-ориентированная прогрессивность» и отсутствие необходимых научных основ (наряду с ненадежностью ЭВМ) явились одними из причин неудач при создании различных АСУ.
Другими причинами того, что вопрос создания эффективных систем управления предприятиями народного хозяйства в целом по стране не был решен на достаточно высоком научно-техническом уровне были следующие:
1. Наличие противоречивых нормативных и регламентирующих документов (ОРММ — общеотраслевые руководящие методические материалы, ГОСТы по АСУ и т. д.), что, при жесткой административно-командной системе управления, подавляло инициативу и творческий подход, необходимые в каждом конкретном случае.
2. Разработки проводились, как правило, сторонними разработчиками, предлагавшими «классические», «глобальные» системы управления с применением типовых проектных решений (ТПР) и сдачу систем «под ключ», что привело к потоку низкоадаптивных, неспособных работать в реальном масштабе времени, убыточных систем и о vj и нанесло огромный материальный и моральный ущерб.
3. В ходе работ специалисты — представители заказчика как постановщики задач и будущие пользователи зачастую не привлекались- необходимость непременного освоения выделявшихся централизованно средств и жесткие сроки проведения работ позволяли разработчикам неоправданно растягивать сроки первых этапов (исследование объекта, разработка ТЭО и ТЗ, технических, рабочих проектов) и сжимать этап «внедрение», что, в свою очередь, вынуждало заказчиков подписывать акты этапов и ввода «сырых» систем в эксплуатацию без необходимой подготовки объектов к внедрению.
4. Коллективы служб эксплуатации и развития (ВЦ и отделы АСУ) формировались наспех- во главе их ставились не специалисты-системотехники, а, как правило, высвободившиеся в силу различных обстоятельств или назначенные руководящие работники из административно-управленческого персонала. Это привело к тому, что актуальные, но трудные в реализации задачи снимались с эксплуатации, оставлялись традиционные, не дающие необходимого экономического и социального эффекта (расчет зарплаты, поступление и отгрузка материалов, комплектующих и готовой продукции и т. д.). Ввиду некомпетентности руководства, не имевшего возможности, а порой и не желавшего вникнуть в суть проблемы, создавались (на некоторых крупных предприятиях и до сих пор сохраняются) большие коллективы ВЦ и АСУ, работа которых неэффективна и не имеет необходимой идеологии и научной концепции реконструкции и развития. Руководство предприятия побуждалось к приобретению новых поколений вычислительной техники и различных прикладных программ, а затраты не окупались, ибо отсутствовал главный принцип построения комплексов технических средств (КТС) АСУ — оптимальное комплексирование аппаратных и программных средств. Такие «инициативы» маскируют по сути наличие застойных явлений — нежелание переподготовки и неприятие новых идей как в АУП, функциональных отделах, так и в ВЦ и АСУ. Кроме того, это приводит к обострению социальных и морально-психологических ситуаций в то время, когда руководство осознает необходимость перестроек и начинает их осуществлять, руководствуясь стратегическими интересами предприятия.
Значительные резервы повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятий заложены в возможностях совершенствования управления. Эти возможности используются недостаточно, особенно в нижних звеньях нашей экономики.
Создание современных эффективных систем управления предприятием должно опираться на научную понятийную основу, в связи с чем приведем некоторые ключевые понятия и определения.
В рамках развития в нашей стране кибернетики как науки и прикладной отрасли, связанной с разработкой и использованием ЭВМ, вопросы сбора, переработки и использования информации для управления (принятия решений) всегда рассматривались как единое целое. Если же на информатику смотреть как на синоним кибернетики, .то необходимо укрепить единство исследований и разработок во всей этой области теоретических знаний и их прикладных применений.. Информатизация — это комплекс мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности. Информатизация — всеобщий и неизбежный период развития человеческой цивилизации, период освоения информационной картины мира, осознание единства функционирования информации в природе и обществе, практического их применения, создание индустрии производства и обработки информации" — отмечал академик А.П. Ершов- он также указывал, что одной из проблем информатизации является создание необходимых технических средств, включая ЭВМ и их программное обеспечение. Это также и «. грандиозная научная проблема, имеющая неисчислимые социальные последствия, оказывающие влияние на облик цивилизации в целом мире» [1].
Д.ф.-м.н., профессор В. В. Шкурба дает следующее определение информатизации: «. информатизация — качественно новое, этапное, сложное и противоречивое, но, несомненно, неизбежное состояние общества .» [2].
Материальной основой этого процесса является информационная среда, которая включает компьютеры и различные аппаратные средства, телекоммуникационные системы связи и передачи данных, банки данных и базы знаний, различные имитационные модели, программные средства, информационные технологии, контингент специалистов и другие составляющие инфраструктуры информационного обеспечения.
Создание различных систем управления предприятиями является одной из важнейших составных частей информатизации общества в сфере материального производства. В обоих приведенных выше работах [1,2] особо выделяется неизбежность процесса информатизации, что в равной мере касается систем управления предприятиями- осознание неизбежности информатизации в этой сфере — трудный и долгий процесс, успех которого зависит от профессионального и интеллектуального потенциала коллективов и их руководителей.
Компьютеризация составляет техническую, инструментальную основу информатизации.
Информатизация предполагает, прежде всего, высокое качество информационного обеспечения людей и технических средств. Практически постоянно существует необходимость оперирования некоторыми данными — цифрами, буквами, символами, графиками, различными сигналами и т. д., отражающими некоторые события, факты, явления. По своей природе данные объективны. Информация, в отличие от данных, субъективна. Она представляет ценность лишь для пользователя, ориентирована на уровень его знаний и восприятия. Информацией является то, что заставляет «подправлять» знания, что может отождествляться с приращением знаний. Информация (знания) содержится в данных и извлекается из них в процессе обработки. Этот процесс предполагает наличие определенной последовательности операций по сбору, накоплению, преобразованию, отображению, трансляции как самих данных, так и содержащейся в них информации с целью удовлетворения информационных потребностей пользователя. Такие последовательности операций с данными называются информационными технологиями, которые, сливаясь с производственными технологиями, обеспечивают получение нового системного эффекта. При этом информация (знания) становится одним из видов ресурсов предприятия -информационные ресурсы, наряду с материальными и трудовыми ресурсами.
Таким образом, говоря о повышении эффективности СУ, мы говорим о наиболее полном использовании информационных ресурсов, повышении качества информационного обеспечения, особенно — для принятия решений. Решения принимаются людьми или техническими устройствами в соответствии с заложенными в них при конструировании правилами действий — алгоритмами.
Алгоритмы поддержки принимаемых решений ОУ также опираются на исходную информацию. Информационные технологии ОУУП должны обеспечить высокое качество, т. е. высокие достоверность и оперативность информации, ее соответствие рассматриваемому вопросу (существенность, релевантность, низкую энтропию, низкий уровень «информационных шумов», выразительность), доступность (в смысле возможности ее получения, понимания и стоимости) — важными параметрами информационного обеспечения являются также массовость и экономичность.
Отличительными чертами современного этапа развития теории и практики управления являются: значительное изменение и усложнение проблем, которые необходимо решать руководителям различных уровней- повышение требований к качеству принимаемых управленческих решений- необходимость быстрого и эффективного реагирования на различные дестабилизирующие факторы функционирования и развития предприятия и внешней среды, а также обеспечение их упреждения, поэтому в настоящее время возрастает интерес к упреждающим информационно-сигнализирующим системам (УИСС).
В современных условиях перехода к рыночной экономике (обострение конкуренции, повышение сложности и неопределенности условий хозяйственной деятельности, непредсказуемость, увеличение риска, более тяжелые последствия неправильных решений и т. д.), требуются принципиально новые системы управления предприятием, работающие в реальном масштабе времени, системы оперативного управления предприятием и, наконец, системы оперативного и упреждающего управления.
Системы оперативного и упреждающего управления предприятием (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основные результаты по созданию и развитию СОУУП были транслированы предприятиям транспортного строительства и других отраслей, где был также получен положительный эффект.
Заключение
.
1.В диссертации показаны актуальность и сущность проблемы совершенствования управления предприятием на современном этапе. В условиях повышенной динамичности и стохастичности функционирования и развития социально-экономического объекта (предприятия) и внешней среды в качестве наиболее эффективных предлагаются системы оперативного и упреждающего управления предприятием — СОУУП. Проведен ретроспективный анализ и показано современное состояние вопроса создания СОУУП.
2.Сформулированы основные концептуальные положения создания СОУУП с применением системного подхода и имитационного моделирования, реализуемые на базе современных информационных технологий.
3.Исследован ряд имитационных моделей. Разработана концептуальная структурно-информационная модель СОУУП, определяющая иерархическую структуру и информационную технологию СОУУП.
4.Создание единой информационной базы и обеспечение ее многоцелевого использования для решения задач различных функциональных подсистем явилось основой обобщенного алгоритма функционирования СОУУП, построения информационного, математического, технического обеспечения и системы управления в целом. Разработаны методологические основы информационного обеспечения СОУУП.
5.В рамках сформулированной концепции предложен целевой модельный комплекс СОУУП, увязывающий решение основных и сервисных задач системы в едином комплексе целевого управления для улучшения технико-экономических показателей деятельности предприятия. В качестве главной модели комплекса, как один из вариантов, показана модель оперативного управления производством и качеством выпускаемой продукции. Предложенный комплекс моделей в совокупности с алгоритмами расчетов, пакетом прикладных программ и технологией адаптации к конкретным условиям деятельности и техническим средствам обеспечивает повышение эффективности управления предприятием. Адаптивные свойства моделей данного комплекса позволяют использовать их в качестве моделей-тренажеров в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов и непосредственно на предприятиях.
6.Проведен анализ проблем технического обеспечения СОУУПданы методические рекомендации для решения вопросов технического обеспечения СОУУП, главным среди которых является оптимальное комплексирование аппаратных и программных средств.
7.Обобщен опыт разработок, внедрения, эксплуатации и развития СОУУП с учетом социальной инфраструктуры. Сформулированы основные положения концепции развития СОУУП. Разработаны методические рекомендации, способствующие ускорению разработки, внедрения и адаптации таких систем к широкому классу промышленных предприятий.
Список принятых сокращений.
АСУ — автоматизированные системы управления.
АСУТП — автоматизированные системы управления технологическими процессами.
АУП — административно-управленческий персонал.
Б.З. — блоки задержки.
ВЦ — вычислительный центр
ИВЦ — информационно-вычислительный центр
ИТ — информационная технология.
КТС — комплекс технических средств.
ОУ — оперативное управление.
ОУПК — оперативное управление производством и качеством (продукции).
ОУПК"н" - оперативное управление производством и качеством новой продукции.
ОУУП — оперативное и упреждающее управление предприятием САР — система автоматического регулирования СОУП — системы оперативного управления предприятием СОУУП — системы оперативного и упреждающего управления предприятием.
СУ — система управления.
УИСС — упреждающая информационно-сигнализирующая система УУ — упреждающее управление.
УТ ПТК — учебно-тренажерный программно-технический комплекс.
1. Кухтенко А. И. Научный потенциал и проблема информатизации // Управляющие системы и машины (УСиМ). 1989, № 2.
2. Шкурба В. В. Информатика и социотехника. К концепции информатизации советского общества. // Управляющие системы и машины (УСиМ). -1989, № 2.
3. Keichi Ohmae «The Mind of the Strategist. The Art of Japanese Business» Mc GrawHill, Jnc., 1982.
4. Fred R. David «Fundamentals of Strategic Managment» Merrill Publishing Company, 1986.
5. Планкетт JJ., Хеш Г. Выработка и принятие управленческих решений. -М.: Экономика, 1984.
6. Перегудов Ф. И., Тарасенко Ф. П.
Введение
в системный анализ. М.: Высшая школа, 1989.
7. Ехлаков Ю. П., Тарасенко В. Ф. Моделирование организационного регламента с использованием сетей Петри // Кибернетика и ВУЗ. Томск: ТПИ, 1991.
8. Ехлаков Ю. П., Кошкин А. А. Модели оценки и решения проблемных ситуаций. Труды Междунар. науч.-техн. конф. «Информатика и проблемы телекоммуникаций». Новосибирск, 1998.
9. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
10. Маленво Э. Лекции по микроэкономическому анализу. М.: Наука, 1985.11 .Ойхман Е. Г., Попов Э. В. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные технологии. М.: Финансы и статистика, 1997.
11. Hammer М. and Champy J. Reengineering the Corporation: A Manifesto for Business Revolution. NY: HarperCollins, 1993.
12. Винокуров Г. З. Микропроцессорные системы управления в легкой промышленности. М.: Легпромбытиздат, 1989.
13. Винокуров Г. З. Автоматизированная система управления предприятием «Лидер». М.: Легкая индустрия, 1977.
14. Кошкин А. А. Упреждающая информационно-сигнализирующая система оперативного управления производством // Электронная техника. Сер. 7, вып. 2,3. 1993.
15. Кошкин А. А. Некоторые аспекты создания систем оперативного управления предприятием. Труды Второй междунар. науч.-техн. конф. «Актуальные проблемы электронного приборостроения». Новосибирск, 1994.
16. Кошкин А. А. Анализ проблем и методологические аспекты построения систем упреждающего управления. Материалы Междунар. на-уч.-техн. конф. «Информатика и проблемы телекоммуникаций». -Новосибирск, 1997.
17. Тычков Ю. И. Совершенствование управления промышленным предприятием с использованием информационных систем. Новосибирск: Наука, 1988.19Лыиагин М.В., Мироносецкш Н. Б. Моделирование финансовой деятельности предприятия. -Новосибирск: Наука, 1986.
18. Бец А. Х., Дородный В. Д., Казаченок К. И, Курашвили Ю. Г., Кошкин А. А. Основные концептуальные положения и требования к информационному обеспечению СОУП // Электронная техника. Сер. 7, вып. 2,3.
19. Радвик Б. Военное планирование и анализ систем. -М.: Воениздат, 1970.
20. Ехлаков Ю. П., Кошкин А. А. и др. Концептуальное моделирование систем оперативного менеджмента. Труды Междунар. науч.-техн. конф. «Информатика и проблемы телекоммуникаций». Новосибирск, 1998.
21. Садовский В. Н. Проблемы философского обоснования системных исследований // Системные исследования. Методологические проблемы.: Ежегодник. М.: Наука, 1985.
22. Кошкин А. А. К вопросу о концепции построения систем упреждающего управления. // Кожевенно-обувная промышленность, 1998, № 1.
23. Аганбегян А. Г. Управление социалистическими предприятиями. Вопросы теории и практики. М.: Экономика, 1981.21 .Аганбегян А. Г. Управление и эффективность. М.: Экономика, 1981.
24. Трапезников В. А. Управление и научно-технический прогресс. М. 1983.
25. Глушков В. М. О диалоговом методе решения оптимизационных задач// Кибернетика. 1975. -№ 4.
26. Модин А. А. Основы разработки и развития АСУ. М., 1981.31 .Канторович JI.B. Оптимизационные задачи в условиях автоматизированных систем управления. М., 1983.
27. Ъ2. Федоренко И. П. Некоторые вопросы теории и практики планирования и управления. -М., 1979.
28. ЪЪ. Адаптивная АСУ (АСУ «Сигма»). М., 1981.
29. Козлова О. В. Румянцева З.П. Интенсификация управления производством. М., 1984.
30. Управление производством новых изделий / А. Р. Андерсон, Б.А. Гри-ненко, Э. З. Мартынов и др. Новосибирск, 1980.
31. Ъб. Андреев В. Н., Мироносецкий Н. В. Оптимизация управления предприятием (объединением). Новосибирск, 1984.
32. Хозяйственный расчет и эффективность производства. / Под ред. П. Г. Бунича. М., 1978.
33. Котельников Е. А., Мамонтова Е. А., Николаев Д. П. Математическое обеспечение расчетов по модели техпромфинплана. Новосибирск, 1981.
34. Гранберг А. Г. Математические модели социалистической экономики. М., 1989.
35. Карагедов Р. Г. Хозрасчет, эффективность и прибыль. Новосибирск, 1979.41 .Котельников С. А., Николаев Д. П. О разработке информационного и программного обеспечения имитационной модели предприятия. -Новосибирск, 1982.
36. Коробкин АД. Мироносецкий Н. Б. Оптимизация производственного планирования на предприятии. Новосибирск, 1978.
37. Коробкин А. Д., Прилепский Б. В., Кричевский А. И. Интегрированная система управления предприятием непрерывного производства. -Новосибирск, 1983.
38. Мироносецкий Н. Б. Экономико-математические методы в управлении производством. Новосибирск, 1983.
39. Титов В. В. Оптимизация принятия решений в управлении производством. Новосибирск, 1981.
40. Титов В. В., Шейхетов Б. М. Модель функционирования предприятия // Оптимизация. Новосибирск, 1978. — Вып. (20) (37).
41. Тычков Ю. И. Информационные системы управления промышленными предприятиями. Новосибирск, 1982.
42. Васильев Ю. П. Управление внутрифирменной системой информации. М., 1984.51.0'Шоннеси Дж. Принципы организации и управления фирмой. -М., 1979.
43. Титов В. В. Оптимизация принятия решений в управлении производством. Новосибирск, 1981.
44. Португал В. М., Семенов В. И., Кубликов В. К. Организационная структура оперативного управления производством. М., 1986.5А.Титов В. В. Оптимизация в функционировании промышленного предприятия. Новосибирск, 1987.
45. Мироносецкий Н. Б. Моделирование процессов создания и выпуска новой продукции. Новосибирск, 1976.
46. Общеотраслевые руководящие методические материалы по созданию многоуровневых интегрированных автоматизированных систем управления предприятиями. М., 1986.
47. Мейстер Д., РабидоДж. Инженерно-психологическая оценка при разработке систем управления. М., 1970.
48. Аунапу Ф. Ф. Научные методы принятия решений в управлениии производством. М.: Экономика, 1974.
49. Подчасова Т. П., Лагода А. П., Рудницкий В. Ф. Управление в иерархических производственных структурах. Киев: Наук, думка, 1989.
50. Зверев С. М., Заев В. А., Зверева Т. К. Экономико-математические модели в кожевенно-обувном производстве. М.: Легпромбытиздат, 1985.
51. Джон Е., Эттли М. Стратегия внедрения производственных нововведений // Микропроцессоры: социально-экономические аспекты внедрения. М.: Экономика, 1989.
52. Перегудов Ф. И., Тарасенко В. П., Ехлаков Ю. П., Блатт И. Д., Бонда-ренко В.П., Силич В. А. Информационные системы для руководителей. М.: Финансы и статистика, 1989.
53. Завельский М. Г. Оптимальное планирование на предприятии. М.: Экономика. 1970.
54. Винокуров Г. З. Система оперативного управления предприятием (концептуальные основы построения и развития) // Кожевенно-обувная промышленность. 1997 г. — № 3.
55. Бобко И. М. Автоматизированные системы управления и их адаптация. Новосибирск, 1981.
56. Глушков В. М. О системной оптимизации // Кибернетика. -1980. -№ 5.
57. Глушков В. М. Основы безбумажной информатики. М.: Наука, 1982.
58. Месарович М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. М.: Мир, 1973.
59. Поспелов Г. С. Искусственный интеллект. Новая информационная технология // Кибернетика: Становление информатики. М.: Наука, 1986.
60. Гончаров В. Н., Колосов А. Н., Дибнес Г. И. Оперативное управление производством: (Опыт разработки и совершенствования систем). М.: Экономика, 1987.
61. Коробкин АД., Прылепсшй Б. В., Кричевский А. И. Интегрированная система управления предприятиями непрерывного производства. -Новосибирск, Наука, 1983.
62. Джексон Грейсон мл., Карла О’Делл. Американский менеджмент на пороге XXI века. -М.: Экономика, 1991.
63. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. -М.: Гардарика, 1996.1%.Шепель В. М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. -М.: Финансы и статистика, 1992.
64. Файолъ А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление это наука и искусство. -М.: Республика, 1992.
65. Маккей X. Как уцелеть среди акул. -М.: Экономика, 1991.81 .Зазыкин В. Г., Чернышов А. П. Менеджер: психологические секреты профессии. -М., 1992.
66. Багриновский КА. Модели и методы экономической кибернетики. -М.: Экономика, 1973.
67. Винокуров Г. З., Гусейнов Г. Г., Кошкин А. А., Матушкин Б. Г. Анализ модели в виде САР современного предприятия. Труды Третьей междунар. науч.-техн. конф. «Актуальные проблемы электронного приборостроения АПЭП-96». Т11. — Новосибирск, 1996.
68. Гусейнов Г. Г., Кошкин А. А., Любавская Л. И. Новые информационные технологии в СОУП. Там же. Т. 11. — Новосибирск, 1996.
69. Кошкин А. А., Любавская Л. И., Терентъев А. А. Особенности, состав и развитие НИТ в СУРВ. Труды Третьей междунар. науч.-техн. конф. «Актуальные проблемы электронного приборостроения АПЭП-96». -Новосибирск, 1996 г. Т. 11.
70. Кошкин А. А., Любавская Л. И., Матушкин Б. Г. Техническое обеспечение систем оперативного менеджмента. Учебное пособиеНовосибирск: НГТУ, 1998.
71. Винокуров Г. З., Кошкин А. А. Системы оперативного и упреждающего управления предприятием. -Новосибирск: Наука, 1997.
72. Винокуров Г. З., Ехлаков Ю. П., Кошкин А. А. Моделирование информационных технологий управления. Труды Междунар. науч.-техн. конф. «Информатика и проблемы телекоммуникаций». Новосибирск, 1998.
73. Винокуров Г. З., Гусейнов Г. Г., Кошкин А. А., Любавская Л. И. Информационное обеспечение систем оперативного менеджмента. Учебное пособие. -Новосибирск: НГТУ, 1998.
74. Винокуров Г. З., Кошкин А. А., Любавская Л. И. Модельное обеспечение систем оперативного менеджмента. Учебное пособие. -Новосибирск: НГТУ, 1998.
75. Портер М. Международная конкуренция: конкретные преимущества стран. М.: Международные отношения, 1993.
76. Гусейнов Г. Г., Кошкин А. А., Любавская Л. И. НИТ и учебно-тренажерные ПТК в СОУП. Труды Третьей междунар. науч.-техн.конф. «Актуальные проблемы электронного приборостроения АПЭП-96». Т. 11. Новосибирск, 1996.
77. Кошкин А. А., Гусейнов Г. Г. Методические вопросы проведения динамичных преобразований на предприятии. Материалы Междунар. науч.-техн. конф. «Информатика и проблемы телекоммуникаций». -Новосибирск, 1997.
78. Bettis R.A., Hall W.K. Strategic Portfolio Management in the Multibusiness Firm // California Managment Review. 1981. Fall.103 .Buzzell R.D., Wiersema F. Successful Sharbuilding Strategies / Harvard Business Review. 1981. Jan. Feb.
79. Ефремов B.C. Ревизия сущности стратегического планирования // Менеджмент в России и за рубежом. -М.: Финпресс, сентябрь октябрь 1997.
80. Виханский О. С., Наумов А. И., Менеджмент. -М.: Гардарика. 1996.
81. Кошкин А. А., Гусейнов Г. Г., Любавская Л. И. Вопросы социальной инфраструктуры систем оперативного управления предприятием Материалы Междунар. науч.-техн. конф. «Информатика и проблемы телекоммуникаций». Новосибирск, 1997.
82. Carlzon J. Moments of Truth. MA: Ballinger Publishing Company, 1987.
83. Кошкин А. А. Некоторые аспекты реализации упреждающего управления.
84. Гусейнов Г. Г., Кошкин А. А. Человеческий фактор и его роль в решении современных управленческих проблем. Труды Второй междунар. науч.-техн. конф. «Актуальные проблемы электронного приборостроения». Новосибирск, 1994.
85. А. Гусейнов Г. Г., Гуров В. А., Кошкин А. А. Некоторые аспекты социальной инфраструктуры систем управления. // Текстильная промышленность, № 2, 1996.
86. Винокуров Г. З., Кошкин А. А. Основные характеристики управленческого потенциала фирмы. Российская науч.-техн. конф. «Информатика и проблемы телекоммуникаций»: Тез. докл. Т. 1. -Новосибирск, 1995.
87. Иб. Гусейнов Г. Г., Кошкин А. А. Учет факторов внешней среды в системах управления предприятием. // Кожевенно-обувная промышленность, № 1, 1998.
88. Кошкин А. А. Некоторые особенности имитационной модели управления. Труды Второй междунар. науч.-техн. конф. «Актуальные проблемы электронного приборостроения»: Новосибирск, 1994.
89. Кошкин А. А. Социально-психологические аспекты сопротивления нововведениям Российская науч.-техн. конф. «Информатика и проблемы телекоммуникаций»: Тез. докл. Т. 1. — Новосибирск, 1995.
90. Кошкин А. А. 50 лет на рубежах отечественного мостостроения. // Транспортное строительство, № 9, 1995.
91. Рейтинг сибирских предприятий. // Финансы в Сибири. Новосибирск: Аналитический центр, 1997.1. Оглавлениевведение.2глава i. системы оперативного и упреждающего управления предприятием.8.
92. Ретроспективный анализ и состояние вопроса.8.
93. Методологические основы построения систем оперативного и упреждающего управления предприятием.26глава ii. информационное обеспечение систем оперативного и упреждающего управления предприятием.36.
94. Требования к информационному обеспечению СОУУП.3622.моделирование структуры и информационной базы систем управления.43.
95. Моделирование информационных технологий управления.48глава iii. модельное обеспечение систем оперативного и упреждающего управления предприятием.5931 .Требования к моделям СОУУП.59.
96. Моде ль оперативного управления производством и качеством выпускаемой продукции.6833.модель оптимизации планирования потребности в исходных материалах.75.
97. Модель оперативного управления МТО исходными материалами.77.
98. Модель оперативного управления поставками (сбытом) готовой продукции потребителям.80.
99. Мод ель оперативного управления комплектовочным хозяйством.82.
100. Модель автоматической регламентации организационных режимов предприятия и СУ. 85.
101. Модель оперативного управления запасами сырья и материалов.89.
102. Модель оперативного управления производством и качеством новых изделий.90.
103. Типовые модельные конструкции.96глава iv. техническое обеспечение систем оперативного и упреждающего управления предприятием.10 841 .Основной подход и методы построения КТС СОУУП.108.
104. Основные положения концепции развития СОУУП.142.
105. Роль руководителя и развитие концепции общего руководства.149.
106. Факторы успеха и типичные ошибки при построении новых и развитии действующих систем управления.159заключение.167список принятых сокращений.169список литературы.170.