Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование управления региональным комплексом высшего профессионального образования на основе информационных технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кроме того, как показывает практика, современное управление отличается высокой значимостью принятия решений. Известно, что процесс разработки и принятия управленческих решений во многом зависит от качества информации. Ненадежность информации, плохая организация коммуникаций затрудняют процесс управления. Очевидно противоречие между сложностью решаемых проблем и неразвитостью имеющихся… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические и организационные основы управления региональной системой высшего профессионального образования
    • 1. 1. Высшее профессиональное образование в системе рыночных отношений
    • 1. 2. Современные тенденции управления высшим профессиональным образованием региона
    • 1. 3. Информатизация управления как инновационное направление развития региональной системы высшего профессионального образования
  • Глава II. Анализ использования информационных технологий управления в учреждениях высшего профессионального образования региона (на примере Нижегородской области)
    • 2. 1. Характеристика и особенности развития высшего профессионального образования Нижегородской области
    • 2. 2. Организация управления системой высшего профессионального образования региона
    • 2. 3. Проблемы использования информационных технологий в учреждениях высшего профессионального образования региона
  • Глава III. Формирование единого информационного пространствавысшего профессионального образования региона
    • 3. 1. Организационные условия и факторы внедрения информационной системы вуза
    • 3. 2. Создание информационной системы вуза
    • 3. 3. Формирование региональных научно-образовательных комплексов как основы создания единого информационного пространства высшего профессионального образования

Совершенствование управления региональным комплексом высшего профессионального образования на основе информационных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последнее время существенно усилилось влияние системы высшего профессионального образования на развитие региональной экономики, что, главным образом, связано с ростом потребностей предприятий в квалифицированных специалистах, наукоемких технологиях и активизацией инвестиционной политики регионов. Вузы адаптируются к условиям региональной экономики и создают различные организационные структуры, превращаясь в крупные научно-образовательные, инновационные комплексы, которые являются одними из главных факторов социально-экономического развития регионов. Такие региональные образовательные комплексы обладают достаточно развитыми информационно-коммуникативными системами, которые помогают оперативно решать вопросы управления и взаимодействия подсистем комплекса. Наличие подобных систем создает предпосылки для дальнейшей интеграции их в единый информационный комплекс региона.

Деятельность вузов как основных элементов региональной системы высшего профессионального образования и как необходимых элементов инфраструктуры регионально-административных образований имеет особое значение для регионов. Регионы, имеющие развитую систему высшего образования, являются более конкурентоспособными, так как обладают возможностями для ускоренного социально-экономического и культурного развития. Сегодня формируется тенденция взаимного влияния элементов системы административно-территориального образования и учреждений высшего профессионального образования. Вузы, ориентируясь на потребности регионов в специалистах и научных разработках, интегрируются в региональные научно-образовательные комплексы.

В условиях повышения роли высшего профессионального образования в развитии региональной экономики актуализируется проблема совершенствования управления вузами.

Кроме того, как показывает практика, современное управление отличается высокой значимостью принятия решений. Известно, что процесс разработки и принятия управленческих решений во многом зависит от качества информации. Ненадежность информации, плохая организация коммуникаций затрудняют процесс управления. Очевидно противоречие между сложностью решаемых проблем и неразвитостью имеющихся в распоряжении руководителей методов и средств управления. Вузы и региональные органы управления высшим образованием нуждаются в совершенствовании процессов разработки, принятия и реализации управленческих решений, в сильной информационной поддержке.

Автор полагает, что инструментом, который позволит оптимизировать процессы обработки информации и принятия управленческих решений, являются информационные технологии. На сегодня сформировалась реальная потребность в информатизации региональной системы высшего профессионального образования.

Обоснование направлений совершенствования системы управления учреждений высшего профессионального образования на основе информационных технологий, разработка рекомендаций по внедрению информационных технологий в организационную структуру вузов определяют актуальность темы исследования, его теоретическую и практическую значимость.

Степень разработанности проблемы. Рассматриваемые в работе вопросы нашли свое отражение в ряде научных трудов отечественных и зарубежных исследователей.

Теоретические и практические аспекты развития и управления региональной экономикой рассмотрены в трудах А. И. Гаврилова, A.JI. Гапоненко, А. Г. Гранберга и др.

Вопросы регионализации учреждений высшего профессионального образования рассматриваются в трудах Н. Ю. Бабанова, А. О. Грудзинского, И. А. Зверевой, T.JI. Клячко, С. В. Наумова, и др. исследователей.

Проблемы экономики профессионального образования и управления учреждениями высшего профессионального образования рассмотрены в работах M. JL Аграновича, Г. Беккера, JI.M. Гохберга, Е. Н. Жильцова, В. М. Зуева, А. П. Панкрухина, А. Н. Тихонова, В. Д. Шадрикова, Т. Шульца, В. П. Щетинина и др.

Теоретические подходы управления организацией рассмотрены в трудах В. Б. Акулова, А. В. Горшковой, И. Н. Мазура, Б. З. Мильнера, М. Н. Рудакова и других авторов.

Вопросы использования информационных технологий в управлении организацией рассмотрены в трудах П. Друкера, К. Гилберта, Д. Хогга, JI. Эпплгейт и др.

Широкий круг проблем, связанных с использованием информационных технологий в управлении учреждениями высшего профессионального образования, нашел отражение в работах Д. А. Беляева, В. Н. Васильева, В. В. Крюкова, Г. А. Титоренко, А. Н. Тихонова, Г. И. Хотинской и других авторов.

Анализ научных источников показал, что труды ученых в большей степени посвящены использованию разнообразных информационных технологий в качестве инструмента повышения эффективности работы отдельных подразделений вуза, развитию информационной инфраструктуры вузов. Вместе с тем, недостаточно внимания уделяется проблемам совершенствования информационных систем всех элементов региональной системы высшего профессионального образования, усиления информационной поддержки управления в вузах.

Необходимость теоретического обоснования процесса совершенствования системы управления высшего профессионального образования региона на основе информационных технологий, разработки моделей информационных систем элементов региональной системы высшего профессионального образования определила выбор темы диссертационного исследования.

Целью исследования является теоретическое обоснование направлений и разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления региональным комплексом высшего профессионального образования на основе информационных технологий.

Реализация цели потребовала решить следующие задачи:

Выявить особенности управления учреждениями высшего профессионального образования региона.

Обосновать предпосылки информатизации высшего профессионального образования региона.

Выявить организационные условия внедрения информационных технологий управления в региональную систему высшего профессионального образования.

Разработать модель информационной системы вуза и рекомендации по ее внедрению.

Разработать модель регионального научно-образовательного пространства.

В качестве объекта исследования выступает региональный комплекс высшего профессионального образования как фактор развития региональной экономики.

Предметом исследования является система организационных отношений, возникающих в процессе внедрения информационных технологий как инструмента совершенствования системы управления в структуру региональной системы высшего профессионального образования.

Теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам развития региональной экономики, повышения эффективности функционирования организации, управления учреждениями высшего профессионального образования, информатизации и регионализации высшего образования.

Методической основой послужили методы сравнительного, статистического анализа, моделирования систем.

Информационную базу исследования составили нормативно-правовые документы правительства РФ, администраций Нижегородской области, Н. Новгорода, а также материалы научно-практических конференций, семинаров, публикаций периодической печати, материалы по исследуемой проблеме, размещенные в сети Интернет.

Научная новизна работы.

1. Обосновано, что информатизация, как одно из направлений совершенствования системы управления региональным высшим образованием, является комплексом мер, способствующих формированию автоматизированной информационной системы управления региональным образованием, четкой организационной структуры, оптимизированной системы документооборота, внутренней системы отчетности и мониторинга. Таким образом, создается информационная основа для принятия обоснованных управленческих решений.

2. Выявлены основные предпосылки информатизации региональной системы высшего профессионального образования (необходимость для органов управления образованием и вузов региона в совершенствовании процессов разработки, принятия и исполнения управленческих решений, в повышении их качества и стандартизациивовлечение всех элементов системы высшего профессионального образования в глобальный процесс информатизации, активное использование информационных технологий в управлении и образовательном процессе, развитие информационных систем вузовусиление конкуренции на региональном рынке услуг образования, необходимость повышения качества подготовки специалистов, появление новых технологий образования и управления), что позволило определить основные направления информатизации.

3. Установлено, что внедрение информационных технологий, как одного из направлений совершенствования системы управления высшим образованием региона, должно проводиться на основе системного подхода (учитываются все подразделения организации и отношения между ними), долгосрочного планирования, поэтапного выполнения работ, что позволит соединить организационные структуры и процессы в единую скоординированную информационную систему, охватить научные исследования, процессы обучения и управления, совершенствовать информационную систему в рамках стратегии развития.

4. Разработана трехуровневая модель информационной системы вуза, основанная на едином хранилище информации. Особенностью модели является гибкая (модульная) структура, что позволяет настроить ее под задачи, выполняемые вузом. Определены информационные технологии, используемые на соответствующих уровнях управления в вузе.

5. Разработана модель регионального научно-образовательного пространства на базе образовательного комплекса, применение которой позволяет интегрировать информационные ресурсы системы высшего профессионального образования региона в единое информационное пространство, осуществлять информационную поддержку и мониторинг всех элементов регионального комплекса образования и науки. Теоретическая и практическая значимость результатов работы.

Теоретическое значение исследования — обоснованы направления и разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления высшего профессионального образования региона на основе информационных технологий.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что сформулированные в исследовании основные положения и полученные результаты могут быть использованы органами управления высшим образованием и вузами для совершенствования системы управления и развития.

Заключение

.

Сегодня происходят процессы интеграции учреждений высшего профессионального образования в крупные региональные научно-образовательные комплексы. Вуз становится региональным центром развития образования, что создает условия для его взаимодействия с социально-экономическими структурами региона. Для современного этапа развития российского высшего образования характерна тенденция регионализации высшего образования.

Учреждения высшего профессионального образования функционируют в рамках рыночной экономики. В рыночной экономике для принятия управленческих решений необходима информация, характеризующая объект управления, процесс управления и среду функционирования. Региональные научно-образовательные комплексы нуждаются в эффективной координации деятельности на основе информационных технологий, оперативном информационном обеспечении, мониторинге и контроле. Внедрение информационных технологий позволяет осуществить координацию управленческой деятельности, информационную поддержку принятия управленческих решений, стандартизацию многих аспектов управления.

В соответствии с поставленными целями и решенными задачами в проведенном научном исследовании получены основные результаты:

1) Региональный комплекс высшего профессионального образования как совокупность структур, связанных для реализации проектов в образовательной и научной деятельности, позволяет оперативно координировать деятельность вузов, способствует достижению нового качества образования, являясь фактором ускоренного развития региональной экономики.

2) Управление в сфере образования остается административным, хотя и приобретает некоторые черты рыночного регулирования и самоуправления.

3) Взаимосвязанные информационные технологии в составе информационной системы способствуют совершенствованию системы управления вузом.

4) Необходимый эффект от внедрения информационных технологий в практическую деятельность вуза может быть достигнут при системном подходе (учитываются и структуры организации, и отношения между ними) к процессу принятия решений на основе единой информационно-аналитической интегрированной системы управления.

5) Внедрение информационных технологий и создание информационной системы предполагает частичное изменение организационной структуры вуза с целью ее оптимизации и автоматизации, сопровождение всех основных организационных процессов средствами информационных технологий.

6) В рамках регионального образовательного комплекса целесообразно сформировать региональное информационно-образовательное пространство, интегрирующее коммуникационные и информационные ресурсы всех элементов региональной системы высшего профессионального образования, обеспечивающее информационную поддержку управленческих структур и учреждений высшего профессионального образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абалкин JL, Мильнер Б., Сорокин Д., Амосов А. Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России.// Вопросы экономики -98. -№ 6.
  2. Г. И, Гохберг JI. М. и др. Образование в РФ: 2007. Статистический ежегодник/ М.: ГУ-ВШЭ 2007.
  3. Агранович М. JL, Бурденкова Е. С. Образование в России 2003: статистический сборник. -2003.
  4. Агранович М. JL, Кожевникова О. Н., Зайцева О. В. Статистический информационно-аналитический сборник «Проблемы и тенденции развития образования в Российской Федерации’ТЦентр мониторинга и статистики образования. -2004.
  5. Агранович М. JL, Озерова Н. Б., Беляков С. А., Клячко Т. JI. Система финансирования образования. Анализ эффективности. Серия «Управление. Финансы. Образование"/Москва: Технопечать, -2003.
  6. В. Б., Рудаков М. Н. Теория организации/ М.: Юнити, -2004.
  7. Н. Ю., Зверева И. А., Червова А. А. Проблемы регионализации высшего профессионального образования Нижегородской области/ Монография. Н. Новгород: ВГИПА, -2003.
  8. Г. С. Человеческое поведение: экономический подход/ М.- ГУ-ВШЭ. -2003.
  9. Д. А. Особенности управления экономическими процессами в вузе.// Менеджмент в России и за рубежом. -2003. -№ 6.
  10. Д. А. Применение информационных систем управления как необходимый элемент стратегического управления экономическими процессами в вузе.// Университетское управление: практика и анализ. -2004. № 5−6(33) с.
  11. П.Васильев В. Н. Концепция «Интегрированная информационно-аналитическая система управления вузом»./ Труды семинара «Информационные системы в управлении вузом». Будапешт 1999.
  12. В. Н. Системное управление вузом на основе информационных технологий. Петрозаводский государственный университет/ Всероссийская научно-практическая конференция
  13. Информационно-коммуникационные технологии в управлении вузом». 02.2003. http://rcnit.karelia.ru
  14. В. Н., Воронин. А. В. Стратегическое планирование развития регионального распределенного университетского комплекса.// Университетское управление. -2002. -№ 2(21).
  15. В. Н., Воронин А. В. Университетский комплекс как центр развития региональной системы непрерывного образования.// Университетское управление. -2001. -№ 3(18).
  16. Н. О. Информационные технологии для руководителей образовательных учреждений. Информационные технологии в образовании http://ito.edu.ni/l 999ЛУЛ V5.html.
  17. А. И. Региональная экономика и управление/-!!. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2002.
  18. А. И. Управление экономикой: создание механизма обновления/Н.-Новгород: Изд-во ВВАГС, 1999.
  19. А. Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город/ М.: Изд-во РАГС, 2001.
  20. А. Л., Алисов А. Н. Стратегия развития города: современные подходы и технологии/ М.: 1999.
  21. А. Л., Полянский В. Г., Развитие региона: цели, закономерности, методы управления/ — М.: Изд-во РАГС, 1999.
  22. К. Мастерство: Менеджмент/ М., -1999.
  23. . А., Сущенко С. П. Концепция автоматизированной системы поддержки типовых управленческих решений вуза/ ТГУ. «Проблемы компьютеризации» -1999.
  24. А. В. Деятельность государства в области информатизации высшего профессионального образования в России/ Материалы конференции «Информационные технологии в образовании 2005.»
  25. Л. М., Ковалева Н. В. Мониторинг экономики образования: цели, задачи, реализация.// Вопросы статистики —2004, -№ 9
  26. А. Г. Основы региональной экономики/ ГУ-ВШЭ 2001.
  27. А. О. Стратегическое управление университетом: от плана к инновационной миссии// Университетское управление: практика и анализ. 2004. — № 1(30).
  28. Е. А. Анализ рынка образовательных услуг в современной России// Экономика образования. М., -2004. — № 5.
  29. Данные официального сайта Нижегородской области. http://www.government.nnov.ru
  30. Данные Федеральной службы государственной статистики, www.gks.ru
  31. П. Следующая информационная революция// Forbes ASAP, August 24, 1998.
  32. Т. Г., Богачев Е. Н., Стерликов Ф. Ф., Петров Ю. Н., Озина А. М. Система непрерывного профессионального образования в условиях смешанной экономики: концепция вуза как элемента системы/ -Н.Новгород: ВИТИ. -1994.
  33. А. П., Мазин A. JL Российский рынок труда в переходной экономике/ Нижний Новгород: НИМБ, -2004.
  34. О. В. Управление информационными потоками промышленных предприятий на основе оптимизации документооборота./Монография. Изд-во НТИ. 2003.
  35. Развитие университетов в условиях рыночной экономики/ Под ред. Жильцова Е. Н., Ломанова П. Н. МГУ. 1994.
  36. А. В. Проблемы и пути формирования региональной информационной культурно-образовательной среды в глобальной сети Интернет.// Университетское управление -№ 4. -2001.
  37. И. А. Региональные научно-образовательные комплексы как новый интеграционный элемент образовательной сферы/ Высшее образование в регионе. ТГУ 2002.
  38. Российская Федерация. Законы. «Об образовании» от 10 июля 1992 № 3266−1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.96 N 12-ФЗ, от 16.11.97 N 144-ФЗ)// Информационная система «Кодекс»
  39. Ю. А., Чурекова Т. М. Непрерывность и преемственность образования в структуре университетского комплекса.// Университетское управление. -2003. -№ 2(25).
  40. И. А. Развитие негосударственного сектора высшего профессионального образования в Нижегородской области// Гуманитарное образование: проблемы и решения. Вып.4. М.: Гуманитарный институт. 2003.
  41. Г. Е., Шуклина Е. А. Профессиональное образование и рынок труда.// Социологические исследования—2003, -№ 4
  42. В. Г., Батурин JL А. Экономика социальной сферы/ — Москва -Ростров-на-Дону: издательский центр «Март», 2005.
  43. М. В. Использование встроенных методик ERP-решений при внедрении системы «Университет».// Университетское управление. -2004. -№ 1(29).
  44. М. С. Корпоративные информационные системы/ Application Development Tool, IDC Filing Information, IDC #8528, vol.1, -1994.
  45. В. Г. Информационные технологии и системы производственных предприятий/ Киев: Изд-во СГУ, 2003.
  46. Концепция информатизации высшего образования Российской Федерации от 28 сентября 1993.
  47. Концепция информатизации сферы образования РФ/ М., «Проблемы информатизации высшей школы», 1998. № 3−4 (13−14).
  48. С. В. Концепция построения комплексных информационных систем. Корпоративный менеджмент: 06.2002 http://www.cfin.ru
  49. С. JI. Экономика народного образования/— М., 1995.
  50. В. В. Развитие информационной инфраструктуры вуза для решения задач управления.// Университетское управление: практика и анализ. -2004. -№ 4(32).
  51. В. В., Шахгельдян К. И. Развитие информационной инфраструктуры вуза для решения задач управления.// Университетское управление. -2004. -№ 4(32).
  52. В. Е. Маркетинг/ Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.
  53. И. И., Шапиро В. Д., Олъдерогге Н. Г. Эффективный менеджмент/ М.: «Высшая школа». -2003
  54. Н. П. Инновационная образовательная деятельность в университетском комплексе.// Университетское управление. -2005. -№ 4(37).
  55. А. Мотивация и личность/ СПб.: Питер. 2003.
  56. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие. Под ред. Егоршина А. П. Никандрова Н. Д./ Н. Новгород: НИМБ, 2004.
  57. . 3. Теория организации. Серия «Высшее образование"/ — М.: ИНФРА-М, 2003.
  58. Г. Н. Внедрение ERP-систем. Основные ошибки.// Директор инфо -2003. -№ 36.
  59. С. В. Методологические основы управления региональной системой образования. Серия Инновации в образовании.// Вестник ННГУ. -2005. -Выпуск 1(6).
  60. П. М., Зуев В. М. Опережающее профессиональное образование: Науч.-практ. пособие/М.: РГАТиЗ, 2000.
  61. А. И. Менеджмент/ М.: Издательство «Изумруд», 2003.
  62. Т. С., Крашенинина В. М., Захаров Ю. А. Региональная университетская сеть структурное подразделение университетского комплекса.//Университетское управление. -2001. -№ 3(18).
  63. А. П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании/ М.: Интерпракс 1995.
  64. А. В. Информационные технологии в структурах государственной службы/М.: Издательство РАГС, 1997.
  65. Постановление Правительства РФ N 676 «Об университетских комплексах» от 17.09.2001.
  66. Н. А. Информационные технологии в планировании учебного процесса высшего образовательного учреждения/ М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.
  67. И. М., Аверин Ю. П. Основы теории социального управления/М.: «Высшая школа», 1990.
  68. Т. В. Вузы на рынке образовательных услуг.// Социологические исследования -2003, -№ 4.
  69. Статистика российского образования http://stat.edu.ru
  70. Р. Г., Швецов В. И. Управление развитием информатизации в ННГУ.// Вестник ННГУ. -2004. -Вып. 1(5).
  71. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 05.04.01 № 246).
  72. Титова Н. JI, Балаева О. Н. Совершенствование процессов разработки и принятия управленческих решений в высших учебных заведениях.// Университетское управление: практика и анализ. -2004. -№ 5, 6(33).
  73. Г. А. Информационные технологии управления/ М.: Юнити — ДАНА, 2004.
  74. А. Н., Абрамешин А. Е., Воронина Т. П., Иванников А. Д., Молчанова О. П. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты/-М.: «Вита-Пресс», 1998.
  75. Федеральная целевая программа «Электронная Россия на 2002−2010 годы». Паспорт федеральной целевой программы «Электронная Россия на 2002—2010 годы» Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации 12 февраля 2001. № 207-р
  76. Финансово-кредитный словарь. М: Финансы и статистика, 1988. Т. 3. С. 266- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/ М.:
  77. Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации: Дело, 1997.
  78. Г. И. Информационные технологии управления/ М.:"Дело и сервис», 2003.
  79. Т. М. Миссия университета в решении региональных проблем.// Университетское управление -2004. -№ 2.
  80. Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами/ Владос 2002.
  81. Шафранов-Куцев Г. Ф. Регионализация высшей школы: проблемы и решения.// Университетское управление. -1997. -№ 3(3).
  82. Шафранов-Куцев Г. Ф. Новая модель классического университета в условиях регионализации высшего образования.// Университетское управление. -2000. -№ 2(13).
  83. Шукшунов В. More scholastico.// Высшее образование в России. 2003. -№ 4.
  84. Ф. В., Зима Н. Н. Эффективность применения современных информационных технологий в управлении. 03.2005. http://prepod2000.kulichki.com/html/005.htm
  85. В. П. Экономика образования/ Российское педагогическое агентство, 1998.
  86. Экономика образования и образование для экономики.// Человек и труд -2005,-№ 8.
  87. Экономика образования в зеркале статистики./ Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования», -№ 6 (14). М., ГУ-ВШЭ, 2005.
  88. L. М., McFarlan F. W., McKenney J. L. Corporate Information Systems Management/ The Issues Facing Senior Executives. Irwin, 1996.
  89. Hogg D. Information technology: The catalyst for change/ London: 1990
  90. Schultz T. Investment in Human Capital/ The American Economic Review. March 1961, № 1 p.13
Заполнить форму текущей работой