Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Стратегия непрямых действий в обеспечении конкурентоспособности промышленных предприятий среднего бизнеса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подобный подход используется человечеством уже несколько тысячелетий и успешно применяется наиболее талантливыми полководцами с древних времен до наших дней. Названный английским военным историком Базилом Лиддел-Гартом «стратегией непрямых действий» метод, впервые описанный китайским военачальником Сунь Цзы, получил в настоящее время широкой распространение как в военном искусстве, так… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ
    • 1. 1. Теория военного искусства как основа формирования стратегии промышленных предприятий
    • 1. 2 Современные проблемы формирования эффективных стратегии развития бизнес организаций на основе военной теории
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ И ПРИМЕНЕНИЮ СТРАТЕГИИ НЕПРЯМЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ДЕЙСТВУЮЩИМИ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНТНОГО РЫНКА
    • 2. 1 роль и место среднего бизнеса в экономике россии
    • 2. 2 Методика разработки и применения стратегии непрямых действий в деятельности промышленных предприятий Информационное обеспечение разработки стратегии непрямых действий
    • 3. Методика разработки стратегии на основе отраслевого анализа и оценки конкурентных преимуществ предприятия
  • ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАКТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ СТРАТЕГИИ НЕПРЯМЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
    • 3. 1 Оценка эффективности использования тактических элементов стратегии непрямых действии в практической деятельности промышленных предприятии
    • 3. 2 Особенности использования стратегии непрямых действий в деятельности промышленных и коммерческих предприятии, но примере многопрофильного предприятия «СБ»
      • 3. 2. 1. Использование интересов федеральных поставщиков для получения конкурентных преимуществ на региональном рынке
      • 3. 2. 2. Стратегия горизонтальной интеграции как вариант реализации бизнес-стратегии непрямых действий
      • 3. 2. 3. Система директ-костинг как способ формирования устойчивых конкурентных преимуществ
      • 3. 2. 4. Реинжиниринг бизнес-процессов как вариант бизнес-стратегии непрямых действий

Стратегия непрямых действий в обеспечении конкурентоспособности промышленных предприятий среднего бизнеса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования. Обострение конкурентной борьбы в современных условиях, связанное, прежде всего, с усилением влияния процесса глобализации на российскую экономику, ставит во главу угла необходимость максимально эффективного использования всех ресурсов, находящихся в распоряжении предприятий для достижения ими экономических целей своей деятельности. Повышение уровня технологичности производственного бизнеса постепенно уничтожает локальные преимущества, связанные с природными условиями и стоимостью персонала. Информационные ресурсы становятся год от года все более и более доступными [3, 30, 31, 50, 70, 130,161].

Вышеуказанные факторы часто смещают сферу проблематики предприятий, действующих в сфере производства товаров повседневного спроса, с очевидных вопросов, связанных с доступностью ресурсов, технологичностью производственных процессов и квалификацией производственного персонала, в сторону сбытовой политики, маркетинговых исследований, построения системы независимой дистрибьюции и воспитания лояльного потребителя.

В связи с широким развитием подобных явлений на российском рынке в период его бурного развития и глобализации, особую значимость приобретает способность руководителей адекватно оценивать окружающую обстановку, вырабатывать и успешно реализовывать стратегические мероприятия, направленные на достижение заданного уровня развития предприятий [50, 99, 112,124].

Теория военного искусства, развивающаяся на протяжении нескольких тысячелетий, позволяет получить обширный теоретический и практический материал, который можно интерпретировать в рамках экономических сущностей и использовать для достижения стратегических целей хозяйствующих субъектов. При этом особое значение приобретают стратегические и тактические принципы военного искусства, направленные на достижение запланированных результатов опосредованными методами [154, 186].

Впервые сформулированные почти три тысячи лет назад китайским полководцем Сунь-Цзы принципы, названные впоследствии английским военным историком Базилом Лиддел-Гартом стратегией непрямых действий, завоевывают все большую популярность управленцев всего мира [64, 80, 148, 158].

Стратегия непрямых действий успешно используется во всех областях человеческой деятельности, начиная с бытовых взаимоотношений и заканчивая геополитикой. Апофеозом практического использования стратегии непрямых действий в современном мире стала разработанная и успешно претворенная в жизнь концепция 3. Бжезинского по разрушению социалистического лагеря [84, 189].

Актуальность исследования обусловлена усилением конкурентной борьбы, низкой результативностью стандартных подходов к стратегическому планированию (на стандартный ход можно получить столь же стандартный ответ). Результат — «окопная война» или прямое столкновение, когда основная цель формулируется как уничтожение (разорение) противника. При этом результаты могут быть абсолютно плачевны и для победителя. Стратегия предприятия, основанная на непрямых действиях, позволяет избежать прямых необдуманных столкновений, добиться преимущества в результате многоходовых последовательных комбинаций, опирающихся на использование достижений военного искусства. В российской экономике тематику диссертации популяризируют и развивают Д. Степанов, В. Малявин, А. Воеводин, В. Тарасов [64,145,151,152,180].

Теоретическая значимость исследования определяется необходимостью уточнить состав и характеристики факторов, определяющих процесс формирования и реализации стратегии непрямых действий предприятиями, действующими в условиях конкурентного рынка.

Предметом исследования является механизм формирования стратегии и тактики производственных и коммерческих предприятий, действующих в условиях конкурентного рынка на основе стратегии непрямых действий.

Объектом исследования являются производственные и коммерческие предприятия, осуществляющие свою деятельность в конкурентных условиях.

Цель диссертационного исследования заключается в разработке методического инструментария формирования стратегии устойчивого развития российских промышленных предприятий среднего бизнеса в конкурентной среде.

Для реализации данной цели в работе необходимо решить следующие задачи: провести сравнительный анализ методов и подходов к разработке стратегии развития предприятиявыявить закономерности использования различных подходов к ведению конкурентной борьбы промышленными предприятиями среднего бизнесаопределить условия применения стратегии развития предприятиями, не являющимися лидерами на рынкеобосновать рекомендации по реализации стратегии развития промышленных предприятий среднего бизнеса в условиях усиления конкуренции.

Научная новизна диссертационного исследования. В диссертации сформулированы и обоснованы следующие результаты, обладающие научной новизной и являющиеся предметом защиты:

1. Разработана авторская классификация стратегий, дополняющая существующие введением нового признака «по характеру взаимодействия с контрагентами», позволяющая выделить новый вид стратегии «бизнес-стратегии непрямых действий» как сквозной стратегии всех уровней стратегического планирования (п. 15.13 паспорта специальности ВАК).

2. Предложена методика разработки стратегии непрямых действий, включающая новый этап перекрестного анализа жизненного цикла отрасли и предприятия, позволяющая обеспечить конкурентные преимущества промышленным предприятиям среднего бизнеса (15.15).

3. Обоснована система тактических мероприятий при реализации стратегии непрямых действий, направленная на минимизацию затрат при достижении заданной цели (п. 15.13, п. 15.15).

Наиболее существенные результаты, полученные лично автором: проведена аналогия между военными и конкурентными стратегиями и разработана авторская классификация стратегий развития с выделением стратегии непрямых действийразработан методический подход к формированию стратегии развития производственных предприятий на основе применения стратегии непрямых действийопределены условия применения бизнес-стратегии непрямых действий в зависимости от выбранного метода ее реализациипредложен подход перекрестного анализа стадий жизненного цикла отрасли и предприятия для уточнения потенциально достижимых текущих целей и формирования стратегии предприятияобъединены и структурированы источники потенциально доступной информации для формирования единой информационной системы с целью разработки бизнес-стратегии предприятий среднего бизнесапроизведена апробация практического использования бизнес-стратегии непрямых действий в деятельности предприятий.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования. Практическое использование диссертационного исследования представляется возможным в следующих направлениях:

Разработка оптимальной стратегии предприятия в условиях существенного дефицита ресурсов;

Анализ конкурентной ситуации на рынке и прогнозирование действий конкурентов;

Оптимизация получения информации о конкурирующих организациях;

Построение оптимальной организационной структуры предприятия, действующего в условиях конкурентного рынка;

Оценка влияния инновационных изменений на реализацию основной стратегии предприятия;

Учет взаимного соответствия стадий жизненного цикла отрасли и предприятия для формирования стратегии.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили труды военных стратегов и философов Сунь Цзы, Чжуан Цзы, К. фон Клаузевица, Наполеона Б., Суворова А. В., Макиавелли Н., Б. Лидцел-Гарта, зарубежных менеджеров и Альстренда Б., Гейтса Б., Гроува Э., Друкера П., Зингера X., Левинсона Дж, Лэмпелла Д., Нордстрема К., Прохалада К. К., Риддерстрале Й., Минцберга Г., Траута Д., Хамела Г., российских экономистов Балабанова И. Т., Виханского О. С., Гительмана Л. Д., Доронина А. И., Ершовой И. В., Ефремова B.C., Клейнера Л. Б., Ковалева В. В., Кузнецовой Е. Ю., Лобова В. Н., Литвак Б. Г, Львова Д. С., Малявина В. В., Тарасова В. К. Автор также опирался на положения ранее опубликованных научных работ, в том числе выполненных в составе авторского коллектива. В работе использовались открытые материалы Института экономического анализа, Института экономических стратегий, Всемирной компьютерной сети Интернет. Недостаточная определенность системы организации стратегического планирования на уровне предприятий среднего бизнеса, ведущих свою деятельность в условиях конкурентного рынка, определила выбор темы исследования и его общую направленность.

Апробация диссертационной работы. Практическое использование полученных в ходе проведения исследования методик осуществлялось автором при разработке стратегии производственно-коммерческого предприятия «СБ». Полученные результаты изложены в третьей главе настоящей диссертации. Алгоритмы и методики могут быть рекомендованы для практического использования производственным и коммерческим предприятиям среднего бизнеса, действующим в условиях конкурентного рынка. Основные положения диссертации докладывались на научно-практических конференциях.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 8 печатных работ.

Структура диссертации. Текст диссертации объемом в 147 страниц состоит из введения, 3-х глав, заключения, библиографии и приложений. В тексте содержится 22 таблицы, 41 рисунок, 5 приложений. Библиографический список насчитывает в общей сложности 194 наименования.

Выводы:

1. Система директ-костинг позволяет обеспечить ускоренное развитие предприятия за счет внедрения технологий, обеспечивающий высокий уровень сервиса для всех категорий потребителей.

2. Внедрение системы требует более высокого технологического уровня предприятия, чем в среднем по отрасли.

3. Использование системы повышает системный риск в деятельности предприятия, так как изменение структуры сбыта предприятия может внести дополнительные неконтролируемые расходы.

4. Распределенная система управления товарными запасами по методу директ-костинг может быть реализована только в районах с достаточно высокой плотностью населения.

3.2.4. Реинжиниринг бизнес-процессов как вариант бизнес-стратегии непрямых действий.

Цель использования метода заключается в получении дополнительных конкурентных преимуществ путем повышения качества основных производственных процессов, снижения транзакционных издержек и уровня квалификации персонала.

Причины применения — ценовая война на рынке, необходимость повышения рентабельности бизнеса.

Способ реализации — описание, моделирование и оптимизация основных бизнес процессов.

Ограничивающие факторы:

1. Уровень подготовки менеджмента предприятия.

2. Характер основных производственных процессов. Наиболее высокие результаты могут быть достигнуты при конвейерном типе производства.

3. Стиль руководства. Кардинальные изменения возможны только при деспотичном стиле, хотя бы на время проведения изменений. По словам У. Черчилля любое эффективное правление на поверку оказывается диктатурой [171].

4. Синергетика целей сотрудников и предприятия. Необходимое условие на период преобразований.

5. Допустимый период временной «нетрудоспособности» предприятия при изменении основных бизнес-процессов.

6. Возможность возврата в предыдущее устойчивое состояние при обнаружении непредвиденных проблем в ходе изменений. Реализация данного проекта в рамках ООО «СБ» было связано с накопленным объемом проблем дистрибьюторского подразделения компании. Таковыми являлись:

1 Неоптимальная система приемки товара, которая выразилась в отсутствии жесткой формализации процесса приемки и неформализованных критериях приемки товара по качеству.

2 Отсутствие плановых сроков оприходования и размещения продукции.

3 Организация сборки заявок и последующего контроля, не обеспечивающая должного уровня качества.

4 Отсутствие единой системы диспетчеризации деятельности водителей-экспедиторов, ведущая к неэффективному использованию их рабочего времени, неоптимальному графику движения, срыву плановых сроков доставки.

Использование реинжиниринга, как разновидности бизнес-стратегии непрямых действий позволяет отойти от бытующих стереотипов. Реинжиниринг в этом случае можно рассматривать как ассиметричный ответ на действия противоборствующей стороны. Вступая в борьбу, противник ожидает потенциально возможной, с его точки зрения, реакции. Если ответ находится вне допустимой зоны, искажает привычную картину мира, противник или конкурент вынужден принимать ошибочные, часто неэффективные решения.

Реинжиниринг является высокорисковым мероприятием. Даже его последовательные защитники вынуждены признавать, что на одну успешную инновацию приходится десяток провальных.

В ходе проведенной на протяжении четырех месяцев работы по оценке и оптимизации основных бизнес-процессов, были осуществлены следующие преобразования:

1. Определены уровни взаимодействия компании с внешней средой. Проведена подробная сегментация потребителей и поставщиков. Создана многомерная продуктовая матрица, определяющая зависимость поставляемого потребителям ассортимента от типа торговой точки, ее географического расположения, носителей поставляемой продукции, принадлежности к сети.

2. Проведен анализ и классификация конкурентов, противодействующих предприятию в различных географических и продуктовых сегментах. Подтверждены предположения о том, что предприятие действует на высококонкурентном рынке, стремящемся к рынку свободной конкуренции. В 94% случаях предприятие осуществляет поставки, испытывая противодействие со стороны конкурирующих организации. В 6% случаем наша компания является единственным поставщиком предоставляемых групп товарной продукции.

3. Определена система взаимодействия основных бизнес-процессов компании, представленная на рисунке 3.21:

4. Выделен основной бизнес-процесс компании — материальные потоки. Рис. 3.22.

Рис. 3.21. Взаимодействие основных бизнес-процессов дистрибьюторского отдела СБ.

КонтролёрьТ^^.

Контроль сборки, упаковка.

Хранение груза.

Получение товара.

Отгрузка товара поставщику.

Работа с товаром.

Сборка п.

Доставка Возврат товара получателю груза.

Товароведы.

Рис. 3.22. Основной бизнес-процесс предприятия — материальные потоки.

5. Тщательно проработаны и оптимизированы все основные бизнес-процессы.

6. Бизнес-процесс контроля и диспетчирования выведен из сферы деятельности начальника склада и подчинен региональному менеджеру по продажам.

7. Внедрена система адресного хранения товарной продукции.

8. Для процессов приемки введен временной оценочный критерий, характеризующийся временем от момента поступления товара на склад до момента приемки товара в информационной системе.

Результаты проведенных преобразований:

1. Скорость приемки товара на центральный склад возросла в 2,7 раза.

2. Время сборки средней заявки снижено в 1,8 раза.

3. Количество подтвержденных ошибок сокращено в 8 раз.

4. Доставка заявок до потребителей ускорилась на 30%.

5. Выработка на одного сотрудника увеличилась более чем в 2 раза.

6. Предполагается, что проведенные изменения должны не менее, чем в три раза сократить время нахождения товара на складе при приемке, в два раза ускорить сборку заявки одним кладовщиком-сборщиком, не менее чем в десять раз сократить количество ошибочно собранных накладных и на 30% ускорить время доставки заявки до потребителя.

Описанный метод позволяет на практике воплотить широко афишируемый принцип: цель любой деятельности находится за пределами этой деятельности. Проводимые мероприятия по улучшению качества основных бизнес-процессов позволяют, не вступая в ценовые войны, получить признание потребителей в связи с сокращением их издержек, связанных с оптимизацией и обработкой товарно-материальных ценностей.

Работа над улучшением качественных параметров сродни атаке предприятием самого себя, причем даже в том случае, когда оно не является лидером.

Стратагемы, использованные при реализации данного метода:

— вытаскивать угли из чужого очага,.

— сманить тигра с горы,.

— развесить цветы на сухом дереве,.

— нанесение себе увечий. Выводы:

1. Реинжиниринг бизнес-процессов является опасным, но чрезвычайно эффективным средством повышения конкурентоспособности предприятия.

2. Повышение параметров внутренних норм качества позволяет выходить за пределы исключительно ценовой конкуренции. Характерный пример — промышленность Японии.

3. Формализация и оптимизация бизнес-прцессов создают конкурентные преимущества высокого порядка, копирование которых представляется затруднительным для основных конкурентов. Приступая к написанию диссертации, автор ставил целью создание удобного алгоритма разработки стратегии предприятия с использованием элементов бизнес-стратегии непрямых действий. По мере работы над ней, цели постоянно корректировались и трансформировались, переходя от конкретного алгоритма к потенциально возможной последовательности действий. Завершая работу, автор может на своем опыте констатировать тот факт, что стратегическая панацея не может быть создана, так, как разработка стратегии в условиях многофакторного воздействия неопределенностей не может быть отнесена ни к общедоступной, ни к эзотерической области знаний.

Физики любят приводить пример: невозможно создать математическую модель взаимодействия трех тел, движущихся по независимым траекториям в трехмерном пространстве. Всей мощи вычислительной техники земного шара не хватит для решения этой задачи. На деятельность предприятия воздействуют не три, а гораздо больше значащих факторов.

Следовательно, разработка стратегии есть творческий процесс, основанный на знаниях, опыте и интуиции конкретного индивидуума, действующего в конкретной ситуации. Высокий уровень теоретический подготовки, знание исторического материала, системный подход к оценке деятельности предприятия помогают стратегу выделиться из общей массы и принимать большее количество правильных решений, нежели это делают соперники. Но ни один человек не сможет на протяжении всей своей жизни принимать только правильные и перспективные решения, учитывающие все потенциально возможные допущения и изменения.

Самурай каждый день должен думать о смерти. Не для того, чтобы в страхе встречать каждый новый день, а для того, чтобы, помня о неминуемом завершении своего пути, успеть как можно больше.

Ученик школы самураев мог годами не видеть меча, помогая рабочим по кухне, убирая пол, ухаживая за деревьями. Это длилось до тех пор, пока однажды, в самый неподходящий момент, во время сна или во время медитации ничего не подозревающий мальчик получал сильнейший удар палкой по спине. Это означало, что он встал на путь воина, путь самурая, и отныне нигде и никогда он не может чувствовать себя в безопасности. Потому что следующий удар может настигнуть его в любом месте и в любое время. И вовсе необязательно этот удар будет нанесен игрушечным деревянным мечом.

Многие руководители за последние годы выучили фразу: «Бизнесэто война». Многие умиротворенно и заученно повторяют ее, покачиваясь в мягких уютных креслах, размышляя о тенденциях «бархатной конкуренции», характерных для современного состояния экономики, забывая о том, что на войне не бывает двух победителей, что война — это путь обмана, а проповедь подхода «выиграл-выиграл» нужна лишь для того, чтобы усыпить внимание соперника.

Самурай каждый день должен думать о смерти, а не тешить себя надеждами на то, что сегодняшний день пройдет столь же спокойно и благостно, как предыдущий. Воин, идущий к победе, должен быть готов к поражению.

Потому что бизнес — это война. А путь воина не похож на путь землепашца. Выводы:

1. Практическая реализация стратегии непрямых действий должна основываться на использовании и учете психологических, технологических и организационных качеств и параметров предприятий и менеджеров, участвующих в процессе реализации.

2. Основная цель реализации бизнес-стратегии непрямых действий состоит в получении существенных конкурентных преимуществ перед соперником в конкретном временном интервале на локальной территории.

3. При реализации бизнес-стратегии непрямых действий целесообразно использовать динамические стереотипы поведения менеджмента конкурирующих организаций и инерционность их деятельности.

4. Последовательная реализация тактических мероприятий бизнес-стратегии непрямых действий в рамках реализации базовой стратегии развития позволило ООО «СБ» на протяжении 4 лет более чем в 10 раз увеличить объем реализации (при этом 30% роста было обеспечено поглощением аналогичной компании, базирующейся в другом регионе страны).

5. Стратегия непрямых действий является действенным и практичным способом ведения конкурентной борьбы и может быть рекомендована для более полного изучения менеджерам производственных и коммерческих предприятий и студентам экономических вузов.

Заключение

.

Проведенные исследования показали, что эффективное управление предприятием на конкурентном рынке требует от руководителя навыков стратегического мышления, умения разрабатывать нестандартные, непредсказуемые и труднореализуемые с точки конкурента варианты развития событий.

Подобный подход используется человечеством уже несколько тысячелетий и успешно применяется наиболее талантливыми полководцами с древних времен до наших дней. Названный английским военным историком Базилом Лиддел-Гартом «стратегией непрямых действий» метод, впервые описанный китайским военачальником Сунь Цзы, получил в настоящее время широкой распространение как в военном искусстве, так и в разработке экономических стратегий. Наиболее известными и успешными примерами использования стратегии непрямых действий в новейшей истории можно считать антисоветскую доктрину 3. Бжезинского, партизанскую войну во Вьетнаме, стратегию выхода японских предприятий на мировой рынок и создание на территории Китая производственных центров с самым низким в мире уровнем себестоимости продукции.

В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы: 1. Процесс разработки и реализации стратегии предприятия носит вероятностный характер, так как учет значений и степени влияния всего многообразия факторов, влияющих на конечные результаты, не может быть выполнен с использованием обычных математических моделей. Следовательно, разработка и реализация любой стратегии должна иметь несколько потенциально допустимых вариантов развития и измеряемые контрольные параметры, на основании которых можно судить о достижении поставленных целей или принимать решение о возврате к исходному состоянию.

2. Бизнес-стратегия непрямых действий должна быть направлена на незаметное для противника развитие основных конкурентных преимуществ предприятия, что можно охарактеризовать как удар из пустоты, либо на атаку слабых сторон конкурента, что являет собой пример удара в пустоту. Основная цель применения стратегии непрямых действий — достижение заданных результатов деятельности при уходе от чрезвычайно затратного фронтального сражения с конкурентом, что особенно актуально для предприятий малого и среднего бизнеса.

3. Наиболее значимым теоретическим источником для формирования вариантов бизнес-стратегии непрямых действий является история военного искусства. Целесообразность использования военных методов в экономике была провозглашена знаменитым японским предпринимателем Коносуке Мацушита. Военные максимы заложили основу школы позиционирования Майкла Портера. Стратегия непрямых действий, являющаяся частным случаем реализации общей военной теории основана на наследии известного китайского полководца Сунь Цзы, трактата «36 стратагем», учении Б. Лиддел-Гарта. На основе указанных материалов в ходе работы над диссертацией в классификацию видов стратегий был введен новый классификационный признак — «по характеру взаимодействия с конкурентами», отражающий необходимость учета поведенческих аспектов в процессе стратегического планирования.

По результатам проведенной работы можно сделать следующие практические рекомендации:

1. Применение бизнес-стратегии непрямых действий всегда должно носить адресный характер, то есть направляться против конкретного конкурента, даже в том случае, если делается акцент на увеличение конкурентоспособности путем оптимизации собственных внутренних процедур.

2. При разработке и реализации бизнес-стратегии непрямых действий чрезвычайно важно выявить все взаимосвязи в экономической системе, в том числе скрытые, основополагающие факторы ее функционирования, степень влияния каждого из факторов на работоспособность всей системы и деятельность предприятия-конкурента, как элемента этой системы. Активные действия должны быть направлены на наиболее незащищенные стороны объекта, осуществляющего прямое или косвенное управление предприятием-конкурентом.

3. Результатом применения бизнес-стратегии непрямых действий должно стать увеличение конкурентоспособности предприятия на конкретном географическом или товарном рынке на заданный промежуток времени. Высшая цель использования стратегии непрямых действий — получение «временной монополии» на деятельность на определенном рынке в связи с неготовностью остальных участников рынка действовать в соответствии с изменившимися условиями или правилами.

4. Стратегия непрямых действий может быть успешно реализована только в случае адекватного прогнозирования реакции конкурентов на проводимые мероприятия. В связи с этим изучению деятельности конкурентов необходимо придавать особое значение. Следует помнить о том, что максимальный объем конфиденциальной информации можно получить из открытых источников, используя методы анализа и синтеза полученных данных, а также проводя аналогии с деятельностью широко известных предприятий.

5. При разработке стратегии непрямых действий, равно как и любой другой стратегии, целесообразно проводить первоначальный экспресс-анализ конкурентной обстановки путем учета взаимного соответствия стадий жизненного цикла отрасли и предприятия.

Предложенный способ неоднократно и успешно был опробован автором диссертации.

6. Инновационные преобразования являются одной из форм стратегии непрямых действий. Их использование позволяет получить устойчивое конкурентное преимущество до момента внедрения аналогичных процедур другими компаниями.

7. В ходе реализации стратегии непрямых действий следует учитывать тот факт, что ее использование существенно повышает риски в деятельности предприятия, так как разгаданная конкурентом тактическая уловка может быть легко повернута против атакующей стороны. Поэтому нельзя допускать разглашения конфиденциальных сведений о конкурирующих организациях, но необходимо учитывать полученную информацию для определения направлений главных ударов.

Практическая реализация основных положений и рекомендаций диссертации, апробация которых проводилась во время работы над диссертацией, по мнению автора, может оказать положительное влияние на развитие конкурентоспособности российских промышленных предприятий в ходе интеграции России в мировое экономическое сообщество, особенно при вступлении в ВТО.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Лекции по менеджменту: Решение. Предвидение. Риск. СПб.: Союз, 1999.-336 с.
  2. В.А. Экономико- математические методы: элементарная математика и логика. Методы исследования операций. СПб.: Союз, 1999. — 320 с.
  3. Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: ОАО «Типография «Новости», 2000. 256 с.
  4. . Как выигрываются войны. Пер. с нагл. В. Беленького. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. — 604 с.
  5. А. Бизнес-самурай. М.: НТ Пресс, 2005. 152 с.
  6. И.Г. Практика бизнеса. Записки консультанта. М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2003. 432 с.
  7. И.Г., Городнов А. Г. Диалектика бизнеса. Ситуации, суждения, парадоксы. Н. Новгород: Издательство «Деком», 2002. 304 с.
  8. И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб: Издательство «Питер», 1999. — 416 с.
  9. Афоризмы старого Китая. Составление, перевод, вступительная статья и комментарии В. Малявина. М.: Издательство «Астрель»: «Издательство ACT», 2003.-413 с.
  10. И.Т. Риск-менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1996. — 192 с.
  11. Н.И. Технологии безопасности бизнеса: введение в конкурентную разведку. Учебно-практическое пособие. М.: Юристь, 2002. — 320 с.
  12. С. Слухи, которые работают на вас. СПб.: Питер, 2003. — 192 с.
  13. Э. Лидер и группа. Екатеринбург: Издательство «Литур», 2002. — 320 с.
  14. Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация: Пер. с англ./Научн. ред. Перевода чл.-корр. РАН И. И. Елисеева.М.: Финансы и статистика, 1996. 624 с.
  15. В.В., Забелин П. В., Федцов В. Г. Предпринимательские риски и хеджирование в отечественной и зарубежной экономике. М.: Издательство «Приор», 2000. 128 с.
  16. А. С., Михайлов В. И. Современный менеджмент: теория и практика. СПб: Питер, 2002. 416 с.
  17. К. Основы стратегического менеджмента/ Пер. с англ. под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 175 с.
  18. К. Искусство словесной атаки/ Пер. с нем. М.: Альпина Бизнес Букс,-2005.-190 с.
  19. Брокгауз ЕА, Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Современная версия. М.: Эксмо, 2003. 253 с.
  20. Р. Враг внутри. СПб.: Питер, 2003. -384 с.
  21. О. С. Стратегическое управление: Учебник. М.: Гардарики, 2002. — 296 с.
  22. Д.Н. Современные бизнес-технологии в торговле. М.: Ось-89,2002.-208 с.
  23. Военная мысль античности: сочинения древнегреческих и византийских авторов /Сост. К. Королева. М: Изадтельство «ACT», 2002. 665 с.
  24. Война и мир в терминах и определениях. Справочник под редакцией Д. Рогозина. М.: ПоРог, 2004. — 775 с.
  25. А. Стратегии войны, бизнеса, манипуляции, обмана. М.: Ид Эт сетера паблишинг, 2004.-445 с.
  26. A.B. Методы обоснования инвестиционных проектов в условиях определенности. СПб.: Специальный экономический факультет СпбГУ, 1995.-56 с.
  27. Восхождение к Дао/ Сост. и перевод с Китайского В. В. Малявина. М.: Изадтельство «Астрель», 2003. — 428 с.
  28. Г. Искусство войны и искусство управления. СПб.: Издательский дом «Нева», 2002. — 160 с.
  29. P.C., Набоков В. И. Менеджмент. Пермь: Издательство Пермского государственного технического университета, 2000. — 204 с.
  30. . Бизнес со скоростью мысли. М.: Издательство «Эксмо», 2002. -480 с.
  31. Л.Д. Преобразующий менеджмент. Курс методологии для лидеров реорганизации и консультантов о управлению. Екатеринбург: УрО РАН, 1998.-517 с.
  32. В.В. Прогнозирование. М.: Вузовская книга, 2000. 208 с.
  33. Глобальные тенденции развития человечества до 2015 года/ Пер. с англ. М. Леоновича под ред. К.Жвакина. Екатеринбург: У-Фактория, 2002. 120 с.
  34. С.А. Русский маркетинг. М.: Издательство «Ось-89», 2004 -144 с.
  35. С.А. Русский маркетинг. М.: Издательство «Ось — 89», 2004. -144 с.
  36. В.А. Алгоритмы преобразований в бизнесе. М.: Дело, 2001. 296 с.
  37. Ю.Н. Ведение переговоров с инофирмами. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. — 112 с.
  38. Э. Выживают только параноики. Как использовать кризисные периоды, с которыми сталкивается любая компания/ Пер. с англ. -М.:Альпина Паблишер, 2003. 200 с.
  39. С.Б. Полный курс шахмат. М.: ООО «Издательство «АСТ», 2002. — 538 с.
  40. А., Мартиросян М. Китайский прорыв и уроки для России. М.: Вече, 2002.-400 с.
  41. А. Партизанская война с работодателем. СПб.: Питер, 2004. -192 с.
  42. А. Коммерческая разведка. СПб.: Питер, 2005. -208 с.
  43. Де Ковни Ш., Такки К. Стратегии хеджирования. Пер. с англ. — М.: ИНФРА- М, 1996.-208 с.
  44. П., Хасси Д. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей.: Перс англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2003. — 368 с.
  45. Добротворский И. J1. Искусство войны в бизнесе: Стратегия и тактика. -М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003. 336 с.
  46. А. И. Бизнес-разведка. М.: Издастельство «Ось-89», 2003. 384 с.
  47. П. Ф. Практика менеджмента. Пер. с англ. М: Издательский дом «Вильяме», 2001.-398 с.
  48. П.Ф. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / Пер. с англ. М. Котельниковой. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.-288 с.
  49. A.M. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе. -М.: Финансы и статистика, 2000. 176 с.
  50. О. Н., Кузнецова Е. Ю. Стратегический менеджмент. Екатеринбург, 2000.-220 с.
  51. О.Н., Исмагилова Ф. С. Организационное поведение: проблемное видение: Учебное пособие. Екатеринбург: изд. ИПК, 1999. 111 с.
  52. В. С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. М: Финпресс, 1998.- 192 с.
  53. И.В. Конкурентные стратегии технологически ориентированных предприятий. Екатеринубрг: Издательство УГТУ-УПИ, 1999. -151 с.
  54. X. фон. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. В 2 томах. М.: изд-во Эксмо, 2004. — 1518 с.
  55. Зуб А. Т. Стратегический менджмент: Теория и практика. М.: Аспект-Пресс, 2002.-415 с.
  56. Интеллектуальные информационные технологии в управленческой деятельности. III международный научно-практический семинар: Сборник материалов/ Под ред. С, Л. Гольдштейна. Екатеринубрг: ИПК У ПИ, 2001. -368 с.
  57. Искусство войны. Антология военной мысли. Древний мир. / Под ред. Р. Светлова. СПб: Амфора, 2000. — 397 с.
  58. Искусство войны. Антология военной мысли. Новое время. / Под ред. Р. Светлова. СПб: Амфора, 2000.-493 с.
  59. Г. Как свести конкурентов с ума. Пер. с англ. М. Басовой. М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2004. — 317 с.
  60. Как стать эффективным руководителем (Серия классика Harvard Business Review)/ Пер. с англ. М. Альпина Бизнес Букс, 2005. — 160 с.
  61. Р., Мессен А. Маркетинг/Пер. с нем. М.: Финансы и статистика, 2002.-160 с.
  62. Д. Типичные ошибки малого бизнеса. СПб.: Питер, 1998. — 224 с.
  63. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. — М.: Прогресс, 1982. 297 с.
  64. Китайская военная стратегия / Сост., пер., вступ. Ст. и коммент. В. В. Малявина. М.: Издательство «Астрель», 2002. — 432 с.
  65. К. О войне. В двух томах. М: Издательство «ACT», 2002. 1132 с.
  66. В. И. Основы искусства управления: Учеб. Пособие. М.: Дело, 2003.-328 с.
  67. В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. М.: Финансы и статистика, 1998. — 144 с.
  68. С.Н., Холин Ю. Е. Боевой дзен. Ростов на Дону: Феникс, 2004. -288 с.
  69. М. Стратегия кайзен для успешных перемен: Пер. с англ. М.: Инфра-М, 2002. -175 с.
  70. Дж. От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет. Пер. с англ. СПб.: Стокгольмская школа экономики в СПб, 2005.-303 с.
  71. Р.А. Общая теория организации. Учебник для вузов. М.: Юнити-дана, 2003. — 286 с.
  72. Д. Эффективное управление проектами. М.: ОЛМА- Пресс Инвест: Институт экономических стратегий, 2003. — 128 с.
  73. Ю. Л. Управленческое консультирование в России. Ростов на Дону: «Феникс», 2004. 352 с.
  74. Коггер Джон П. Лидерство Мацуситы: уроки выдающегося предпринимателя XX века. Пер. с англ.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. -256 с.
  75. К. 36 стратегий для победы в эпоху конкуренции. Пер. с англ. СПб.: Питер, 2005. — 256 с.
  76. А. Бизнес от первого лица. СПб.: Питер, 2004. — 192 с.
  77. Д. Сначала скажите «нет»: секреты профессионального переговорщика. М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2003. — 272 с.
  78. Д., Стоунхаус Дж., Хьюстон Б. Стратегический менджмент/ Пер с англ. Н. И. Алмазовой. М.: Издательство «Проспект», 2003. — 336 с.
  79. Л.Г., Бабешко Л. О. Теория массового обслуживания в экономической сфере. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 319 с.
  80. Дж. Маркетинг по-партизански. Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 128 с.
  81. Лидцел-Гарт Б. Энциклопедия военного искусства. Стратегия непрямых действий. СПб, АСТ, 1999.
  82. .Г. Великие управленцы. Практические занятия по управлению. -М.: ЗАО «Изадетельство «Экономика», 2003. 527 с.
  83. .Г. Разработка управленческого решения. М.: Дело, 2001. — 392 с.
  84. В.Н. Военная хитрость. М.: Московское военно-историческое общество, 2001.-472 с.
  85. М.В. Системный подход в менеджменте. М.: Генезис, 2000. -288 с.
  86. Д.С., Гранберг А. Г., Егоршин А. П. Стратегическое управление: регион, город, предприятие. М.: Экономика, 2004. -603 с.
  87. А.В., Пониделко А. В. Черный PR как способ овладения властью, или борьба для имиджмейкера. СПб.: Бизнес-пресса, 2002. — 176 с.
  88. Н. Государь. Пер. с итал. СПб.: Азбука-классика, 2004. 288 с.
  89. Макнилли Марк Р. Сунь-Цзы и исскусство бизнеса. Шесть стратегических принципов менеджмента / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002. -304 с.
  90. А.Н. Стратегия, тактика и практика маркетинга. М.: Юрист, 2002. — 378 с.
  91. В.Е. Системное корпоративное управление. М.: Сирин, 2003. -251 с.
  92. М. Бизнес это психология: Психологические координаты жизни современного делового человека. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 329 с.
  93. К., Пилиган К. Офисный шпионаж. Ростов на Дону: Феникс, 2005. -184 с.
  94. Менеджер мафии. Пер. с англ. М.: «Эт сетера пабалишинг», 2003. — 176 с.
  95. Менеджмент / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1999. — 704 с.
  96. Р., Агеев А. И., Большаков З. А. Новая матрица, или Логика стратегического превосходства. М.: ОЛМА — ПРЕСС- Институт экономических стратегий, 2003. — 239 с.
  97. Р. Миф о доле рынка. М.: Издательство «Добрая книга», 2003. -176 с.
  98. Г., Альстренд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. СПб, Питер, 2001. -688 с.
  99. Минцберг.Г, Куинн Дж. Гошал С. Стратегический процесс. Концепции, проблемы, решения. СПб, Питер, 2001.
  100. Е.А. Основы бенчмаркинга. М.: Юристъ, 2002. 110 с.
  101. Д. Сунь-цзы и «Искусство войны» для менеджеров: 50 стратегических правил наступления и обороны в бизнесе. Пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 192 с.
  102. Миямото Масаи. Книга пяти колец. Ростов: «Феникс», 2004.192 с.
  103. Ю. Бизнес. Пособие для гениев. СПб.: Издательство «Ясный свет», 2002.- 128 с.
  104. Ю. Ваше кредо вечно второй? Истина в тезисах. — Ростов н/Д: «Феникс», — 2004. — 320 с.
  105. Ю. На пути к метабизнесу. Школа своего дела: http'//www.moroz onego ru, 2003. -750 с.
  106. Ю. Поиск сильного решения в бизнесе. Ростов н/Д: «Феникс», 2004.-192 с.
  107. В.И. Основы теории управления. М.: Экзамен, 2002. 256 с.
  108. В.И. Менеджмент: словарь справочник. — Екатеринбург. Губернский издательский дом «Ведомости», 2001. — 227 с.
  109. К., Ридцерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге. 2003 279 с.
  110. В.И. Десять путей к успеху в управлении. Советы и притчи по управлению. Калининград: Янтарный сказ, 2003. 191 с.
  111. Е.Г., Попов Э. В. Реинжиниринг бизнеса: Реинжиниринг организаций и информационные технологии. М.: Финансы и статистика, 1997.-336 с.
  112. Ольве Н.-Горан, Рой Ж., Ветгер М. Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей. Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2003. -304 с.
  113. Оценка бизнеса: Учебник/ Под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. М.: Финансы и статистика, 1998. — 512 с.
  114. А.П. Почему Россия не Америка. Книга для тех, кто остается здесь. -М.: Форум, 2002.-411 с.
  115. У. Как сдвинуть гору Фудзи. Подходы ведущих мировых компаний к поиску талантов. Пер. с англ, М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. -266 с.
  116. В.Ю., Пашкус H.A., Савельева З. А. Современные теории управления: теории менеджмента на пороге XXI века. СПб.:Издательский дом «Сентябрь», 2003. — 272 с.
  117. Р. Корпоративное айкидо. Философия современного искусства и современный менеджмент. СПб, Питер, 2001. 238 с.
  118. ., Томас Н. Магистр делового администрирования. Краткий курс. Пер. с англ. М.: Издательский дом «Альпина», 2001.-218 с.
  119. C.B., Оладов H.A., Исаев Д. В. Точно вовремя для России. М.: Альпина паблишер, 2003. — 368 с.
  120. ПоварнинС.И. О теории и практике спора.- М.: Флинта, 2002. 120 с.
  121. Полиэн. Стратагемы. Пер. с греч. под общ. ред. А. К. Нефедкина. СПб.: Евразия, 2002. — 608 с.
  122. Е. В. Продвижение товаров и услуг. М.: Финансы и статистика, 1999. -320 с.
  123. М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость/ Пер. с англ. M.: Альпина Бизнес Букс, 2005.- 715 с.
  124. М. Конкурентная стратегия/ Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.-454 с.
  125. Э., Траут Дж. Маркетинговые войны. СПб: Питер, 2003. 256 с.
  126. Расиел Итан М. Метод McKinsey: Использование техник ведущих стратегических консультантов для решения ваших личных задач и задач вашего бизнеса /Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 194 с.
  127. О., Уэстбрук А. Тайны древних цивилизаций. Самураи. М.: Издательство «Эксмо», 2003. — 640 с.
  128. В.Б. Разарботка управленческого решения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 140 с.
  129. М., Уллах Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов: Практическое руководство/ Пер с англ. под ред. Н. Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2003.-222 с.
  130. В.Н., Федоркова Н. В., Чекменев А. Н. Стратегический менеджмент. М.: Инфра- М, 2002. — 91 с.
  131. Сад камней. Мудрость Китая и Японии/ Пер. с кит. И. Э. Циперович, пер. с яп. A.M. Кабанова. СПб.: «Паритет», 2000. — 320 с.
  132. А. А. Эволюция военного искусства. М. Академический проект, 2002. 864 с.
  133. Секрет фирмы. Специальный выпуск. 04 апреля 2005 г. 100 лучших статей за 100 номеров. -М.: «Секрет фирмы», 2005. 480 с.
  134. Секст Юлий Фронтин. Стратагемы. Военные хитрости/ Пер. с латинского Рановича А. Б. М.: Белые альвы, 2003. — 160 с.
  135. А.И. Предпринимательская логистика. СПб.: Политехника, 1997.-349 с.
  136. Семь нот менеджмента. М.: ЗАО «Журнал «Эксперт», 1998. — 424 с.
  137. В. Практикум манипулятора. Выбор слабых мест. Спб.: Питер, 2002.-256 с.
  138. В.Я. Китай: страницы прошлого. Смоленск: Русич, 2000. -464 с.
  139. Н. Бизнес COMBAT. М.: Издательство «Эксмо», 2004. — 352 с.
  140. М.Ю. Универсальные слагаемые эффективного менеджмента и маркетинга. М.: Экономический факультет МГУ, 2003. — 111 с.
  141. Э.А. Разработка управленческих решений. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-271 с.
  142. Дж. Мыльный пузырь американского превосходства. На что следует направить американскую мощь. Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.-192 с.
  143. Э.Е. Выдающиеся руководители. М.: Книжный мир, 2002. -120 с.
  144. Д. Использование принципов классической китайской стратегии в современном бизнесе. СПб.: Издательство «Крылов», 2002. — 192 с.
  145. Сто великих битв. М.: Вече, 2002. — 640 с.
  146. Стратегии бизнеса: аналитический справочник/ Под ред. Г. Б. Клейнера. -М.: КОНСЭКО, 1998−328 с.
  147. Сунь-Цзы. Трактаты о военном искусстве / Пер. с кит., предисловие и комментарии Н, И. Конрада, М: Издательство «ACT», 2002. 558 с.
  148. JI.H. Антикризисное управление: Учебное пособие. Екатеринбург: Издательство Урал. Гос. Экон. университета, 2002. -111 с.
  149. В.К. Внутрифирменные отношения в вопросах и ответах. М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2004. — 208 с.
  150. B.K. Искусство управленческой борьбы. Технологии перехвата и удержания управления. М.: Издательство «Добрая книга», 2003.-480 с.
  151. В. К. Технология жизни: книга для героев. Таллинн, 1992. -112 с.
  152. К. Подстрелите обезьянку. Секреты нового мышления в бизнесе/ Пер. с англ. П. Молодчика. К.: София, 2003. — 272 с.
  153. A.A., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии/ Пер. с англ. под ред. Л. Г. Зайцева. М.: Банки и биржи, 1998. — 576 с.
  154. А.П. Мировая история войн: Энциклопедия. М.: Издаетльство «Эксмо», 2003. — 928 с.
  155. Дж. Волшебная лампа бизнесмена. СПб.: Питер, 2003. — 176 с.
  156. Дж. Сила простоты: руководство по успешным бизнес-стратегиям. Пер. с англ. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001. 224 с.
  157. Дж. Траут о стратегии. Пер. с агл. СПб.: Питер, 2004. -192 с.
  158. Тиа фон Гикзи, Болко фон Отингер, Кристофер Бассфорд Стратегия управления по Клаузевицу / пер. с англ. М: Альпина Паблишер, 2002. -218 с.
  159. В.Ф. Теория управления: Учебник/ В. Ф. Уколов, A.M. Масс, И. К. Быстряков. М.: Экономика, 2003. — 576 с.
  160. К. Ключевые показатели менеджмента: Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании: Пер. с англ. М.: Дело, 2001. -360 с.
  161. М. 50 методик менеджмента. Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 2003.-200 с.
  162. Управление в условиях кризиса (серия «Классика с Harvard Business Review»)/ пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 256 с.
  163. Управленческий консалтинг. Составитель П. Шура. — М.: Альпина Паблишер, 2002. — 262 с.
  164. Э.А. Бизнес-реинжиниринг. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», 1998. 224 с.
  165. У-цзин. Семь военных канонов древнего Китая. Пер. с англ. Котенко Р.В.-СПб.: Издательская группа «Евразия», 2001. 448 с.
  166. Р. Менеджмент абсурда. Парадоксы лидерства. Перевод с англ. А. Левитский. К.: «София», 2002. 240 с.
  167. Р. А. Управление конкурентоспособностью организации. Учебное пособие. М.: Издательство Эксмо, 2004. — 544 с.
  168. P.A. Управленческие решения. М.: Инфра- М. — 2001. — 283 с.
  169. Фегеле 3. Директ-маркетинг. Пер. с нем. М.: АО «Интерэкспорт», 1998. -256 с.
  170. Г. Черчилль. Рузвельт. Сталин. Война, которую они вели, и мир, которого они добились/ Пер. с англ. JI.A. Игоревского. М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 590 с.
  171. Я.А. Диагностика кризисного состояния предприятия: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 349 с.
  172. Фу Ч. Т. Воспоминания древнего стратега. Мышление Сунь- Цзы/ Пер. с англ. М.: НИРРО, 2004. 556.
  173. Г., Прохалад К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. М.: Олимп-бизнес, 2002. — 288 с.
  174. Ф., Лок Э., Рис П. Макиавели, маркетинг и менеджмент. СПб.: Питер, 2004. — 272 с.
  175. Ф., Голдсмит М., Сомервил А. Лидерство без границ. М.: Альпина Паблишер, 2001. 315 с.
  176. А., Берглар П. Выдающиеся политики. Отто фон Бисмарк. -Ростов на Дону, 1998. 320 с.
  177. Г., Прахалад К., Томас Г., О’Нил Д. Стратегическая гибкость / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2005. — 384 с.
  178. Г. В. Практика управления рисками на уровне предприятия. СПб.: Питер, 2000. — 176 с.
  179. Чжуан-Цзы. Даосские каноны / Пер. с кит. В. В. Малявина. М.: Издательство «Астрель», 2002. — 432 с.
  180. Е. В. Действуют ли менеджеры в инетересах акционеров? Корпоративные финансы в усовиях неопределенности. М.: ЗАО «Олимп -бизнес», 1999.-208 с.
  181. Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации/ Пер. с англ. под ред. В. А. Спивакова. СПб.: Питер, 2001. — 352 с.
  182. Е.В., Чхарташвили А. Г. Математические методы и модели в управлении. М.: Дело, 2000. 440 с.
  183. Д. 47 принципов древних самураев, или Кодекс руководителя. Пер. с англ. Иванченко Ю. Я. М.: Рипол классик, 2003. -160 с.
  184. Ю.И., Глушков А. В., Мамагулашвили Д. И. Организационное поведение. -М.: ПЕР СЭ, 2000. 128 с.
  185. Й. История экономического анализа. В 3-х томах. М.: Экономическая школа. — 2004. — 1520 с.
  186. Энциклопедия военной мысли. Под ред. Тоураса. М., Эксмо, 2002. -665 с.
  187. Л., Новак У. Карьера менеджера. Мн.: ООО «Попурри», 2002. -416 с.
  188. В. Военные методы в бизнесе. Тактика. Спб.: Издательство «Крылов», 2003. — 192 с.
  189. В.И. Система безопасности фирмы. М.: Ось-89,2003. — 352 с.
  190. Cahaner L. Competitive Intelligence. Simon&Shuster, New York, 1996.
  191. How competitors learn your company’s secrets. Washington Reserchers ltd, 1997.
  192. Philippe J. Velue at risk: the new benchmark for managing financial risk. New York: McGrow Hill, 1999.
  193. Quotations from chairman Mao Tse-Tung. Beijing, 2004.
Заполнить форму текущей работой