Организация обслуживания клиентов на основе маркетинга взаимодействия: на примере рынка информационных продуктов и услуг
Вместе с тем, значительная сложность информационных систем данного рода, и их малая доступность для отечественных организаций малого бизнеса затрудняет широкое практическое использование ИС CRM. По данным ряда исследований (ВЦИОМ, IDC, Gartner) за 2004;2005 г. г. только примерно 15% руководителей малых и средних предприятий сообщили о наличии в компании специализированной ИС CRM, но потребность… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 1. 1. Основные тенденции развития рынка информационных технологий
- 1. 2. Особенности развития малого и среднего бизнеса в информационной сфере
- 1. 3. Маркетинг взаимодействия как основа повышения конкурентоспособности организации в ИТ-сфере
- 1. 4. Свободно-распространяемые информационные системы управления взаимоотношениями с клиентами и проблемы их внедрения в малом бизнесе
- Выводы по главе 1
- ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С КЛИЕНТАМИ НА БАЗЕ ИНТЕГРАЦИИ МАРКЕТИНГА И ЛОГИСТИКИ
- 2. 1. Концептуальные основы интеграции маркетинга взаимодействия с логистическими принципами в сфере создания и распространения информационных технологий
- 2. 2. Формирование модели покупательского поведения организации при выборе информационной системы управления взаимоотношениями с клиентами
- 2. 3. Методика организации функционального цикла поставки информационных продуктов и услуг в соответствии с разработанной концепцией
- Выводы по главе 2
- ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВНЕДРЕНИЯ МОДИФИЦИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ
- 3. 1. Организационные особенности реализации предлагаемой концепции организации обслуживания клиентов
- 3. 2. Отработка предложенной концепции в организации малого бизнеса ИТ-сферы
- 3. 3. Основные направления эффекта от внедрения модифицированной системы обслуживания
- Выводы по главе 3
Организация обслуживания клиентов на основе маркетинга взаимодействия: на примере рынка информационных продуктов и услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В последнее десятилетие в мировой экономике всё заметней становится глобальная тенденция к переходу от индустриальной к постиндустриальной (сервисной) модели. В отличие от индустриального типа, в сервисной модели, на первый план выходит не производство продуктов, а комплексное удовлетворение нужд потребителя, для которого наряду с продуктом все более значимыми становится сервис, который он получает, приобретая этот продукт.
Постоянно растущая конкуренция, усложняющиеся рыночные отношения, требуют от производителей все большей точности и оперативности в решении маркетинговых задач. Возникает необходимость непрерывного поиска способов удержания старых и привлечения новых клиентов, с целью стабилизации и роста эффективности деятельности компании, повышения прибыльности бизнеса. Как следствие — происходит увеличение научного и практического интереса к проблемам обеспечения эффективности взаимодействия с клиентами, использование прогрессивных маркетинговых информационных систем, хорошо зарекомендовавших себя в нашей стране и за рубежом.
Между тем, постоянно растущий поток деловой информации, появление новых видов коммуникаций, ужесточение требований к сокращению времени реакции производителей — крупных компаний и организаций малого и среднего бизнеса — на изменение запросов потребителей, способствуют более активному развитию и широкому использованию информационных технологий управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management — CRM), которые позволяют автоматизировать и оптимизировать бизнес-процессы организации при взаимодействии с клиентами, поставщиками и партнерами.
Вместе с тем, значительная сложность информационных систем данного рода, и их малая доступность для отечественных организаций малого бизнеса затрудняет широкое практическое использование ИС CRM. По данным ряда исследований (ВЦИОМ, IDC, Gartner) за 2004;2005 г. г. только примерно 15% руководителей малых и средних предприятий сообщили о наличии в компании специализированной ИС CRM, но потребность в ней отметило большинство респондентов. Основная проблема в популяризации информационных систем подобного типа — это высокая стоимость лицензии на использование традиционных коммерческих продуктов. Поэтому особую актуальность приобретают исследования возможностей практического использования информационных систем управления взаимоотношениями с клиентами, а также разработка методов и средств решения маркетинговых задач при минимизации затрат на внедрение и использование таких систем.
Цели и задачи диссертационного исследования. Целью настоящего исследования является разработка методических основ и практического инструментария по организации системы клиентоориентированного маркетинга малых и средних организаций информационной сферы бизнеса, для формирования долгосрочных персонифицированных отношений с клиентами в процессе их обслуживания.
Основные задачи исследования:
• выявление тенденций развития малых и средних организаций сферы информационно-компьютерных технологий в РФ и сопровождающей их эволюции маркетинговых стратегий организаций;
• систематизация проблем выбора и использования информационных систем управления взаимоотношением с клиентами в сфере малого бизнеса;
• анализ логистических процессов, сопровождающих реализацию концепции маркетинга взаимодействия в компании;
• исследование возможностей использования принципов интегрированной логистики в совокупности с инструментами маркетинга, для повышения эффективности производства и распределения информационных продуктов и услуг;
• формирование модифицированной модели покупательского поведения организации при выборе информационной системы на основе комплекса критериев;
• разработка методики выбора поставщика свободно-распространяемой информационной системы и рекомендаций по адаптации её к условиям малого предприятия;
• разработка организационных форм внедрения концепции маркетинговой логистики для повышения эффективности обслуживания клиентов в информационной сфере бизнеса.
Объект диссертационного исследования — функции и процессы взаимодействия производителей и потребителей на рынке информационных продуктов и услуг.
Предмет диссертационного исследования — возможности использования и развития концепции маркетинга взаимодействия и его инструментов в деятельности организаций малого и среднего бизнеса по производству информационных продуктов и услуг.
Теоретическая и методологическая база — труды российских и зарубежных ученых-экономистов и специалистов по управлению, современные разработки в области промышленного и информационного маркетинга, маркетинга отношений, логистики и теории управления. При подготовке исследования были использованы труды специалистов в области менеджмента и маркетинга в т. ч.: современных методов маркетингового взаимодействия — Азоева Г. Д., Гордона И., Ковалева А. И., Кофи П., Ламбена Ж.-Ж., Платоновой Н. А., Соловьева Б. А., и др.- организации партнерских отношений и управлении клиентской базой — Анискина Ю. П., Багиева Г. Д., Моисеевой Н. К., Перекалиной Н. С., Стентона У. Дж., Шнайдера Д., Юлдашева О. У., и др.- построении логистических систем — Гаджинского А. М., Дыбской В. В., Родкиной Т. А., Сергеева В. И. и др.
Базой исследования послужили данные специализированных научных изданий, информация, опубликованная в отечественной и зарубежной научной литературе и периодической печати, материалы научно-практических конференций, информация, размещенная на сайтах глобальной информационной сети интернет, а также первичная информация, собранная автором на малых предприятиях информационной сферы деятельности.
Научная новизна результатов диссертационного исследования, выносимых на защиту и полученных лично автором, состоит в следующем:
1. Теоретически обоснована возможность построения функционального цикла обслуживания на основе интеграции маркетингового и логистического подходов, в рамках предложенной концепции организации системы информационного обеспечения клиентов.
2. Доказана необходимость перехода к новой модели покупательского поведения организаций для рынка свободно-распространяемых ИС, исходя из маркетингово-логистической концепции построения системы управления взаимоотношениями с клиентами.
3. Выявлены критерии и предложен алгоритм выбора свободно-распространяемой ИС, на основе комплексного маркетингового исследования.
4. Разработана методика и процедуры адаптации, необходимые для внедрения ИС CRM на малых и средних предприятиях.
5. Определены организационные условия применения модифицированной системы обслуживания клиентов, обеспечивающей соответствие принципам гармонизации производства и сбыта программных продуктов и услуг.
Практическая значимость диссертационного исследования. Результаты диссертационного исследования доведены до уровня методик и практических процедур, пригодных для непосредственного применения в сфере малого и среднего бизнеса. Практическая значимость определяется тем, что для сегмента малых и средних компаний отрасли информационных технологий обосновывается доступность и условия внедрения высокофункциональных ИС, способствующих повышению эффективности деятельности организации.
Результаты исследования позволяют определить условия применимости маркетингово-логистической концепции построения системы управления взаимоотношениями с клиентами и адаптировать её к требованиям уже имеющихся бизнес-процессов организации, путем оптимизации взаимодействия с клиентами.
Апробация и реализация результатов исследования. Теоретические и практические результаты исследования докладывались автором на ряде российских научно-практических конференций: «Высокие технологии 2004», ИЖГТУ- «Микроэлектроника и информатика 2005/2006», МИЭТ- «Теория, методы проектирования, программно-техническая платформа корпоративных информационных систем», Новочеркасски др.
Результаты работы были применены в российских компаниях малого бизнеса информационной сферы деятельности, в том числе компаниях-разработчиках программных продуктов и услуг: «Интеллектуальные системы управления бизнесом» и др.
Публикации. По результатам диссертационного исследования опубликовано 8 научных работ общим объемом 2 п. л., в том числе лично автором — 1,8 п. л.
Структура и объем диссертации
Структура работы определена целью исследования и её основными задачами. Текст диссертации состоит из введения, трех глав, списка использованной литературы и приложения. Объем диссертации составляет 170 стр., в том числе 13 таблиц, 39 рисунков. Объем приложения — 18 стр.
Список литературы
содержит 124 наименования.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.
1. Исследование состояния и тенденций развития организаций в современных условиях показало повсеместное смещение фокуса маркетинговых стратегий с «продукт-ориентированных» на «клиент-ориентированные». Как условие реализации данной стратегии в компании наиболее эффективна методология персонифицированных отношений с клиентом, способствующая повышению прибыльности компании и увеличению её конкурентоспособности.
2. Рост сферы информационно-компьютерных технологий в последние годы и расширение доли малых и средних компаний в её структуре, а также системные сложности в реализации клиентоориентированной стратегии маркетинга, требуют пересмотра традиционной схемы взаимодействия партнеров при организации управления взаимоотношениями с клиентами, с ориентацией на маркетингово-логистические принципы.
3. Предложенная автором концепция организации системы управления взаимоотношениями с клиентами в сфере ИТ на базе интеграции маркетинга и логистики, начиная с первых этапов создания таких систем, позволяет реорганизовать процесс поставки ИС CRM для компаний малого и среднего бизнеса с учетом их специфики и тенденций развития рынка.
4. Разработанные инструменты реализации предложенной концепции, в виде моделей и методик, дают возможность учесть особенности покупательского поведения организации, произвести многокритериальную оценку при выборе технологической среды ИС, а также реорганизовать функциональный цикл поставки ИС CRM для повышения эффективности их использования.
5. Оценку эффекта, достигаемого использованием авторской концепции и её методического обеспечения предлагается производить на основе учета синергетического эффекта и эффекта изменения связанности партнеров. Использование разработанной концепции в условиях развития информационных технологий (в частности — с появлением нового класса ПО — свободно-распространяемых ИС CRM), позволяет повысить доступность современных средств автоматизации для управления малым бизнесом. При росте лояльности потребителей, способствует увеличению эффекта взаимовыгодному взаимодействию бизнес-партнеров при уменьшении эффекта зависимости компании-потребителя от компании-поставщика.
6. Апробация разработок и рекомендаций автора, на примере их внедрения в малой организации информационной сферы, подтвердила экономическую эффективность их использования, а также возможность укрепления рыночных позиций компании в условиях конкуренции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В рамках данной диссертационной работы был выполнен многоаспектный анализ работ отечественных и зарубежных специалистов в области современных методов взаимодействия с клиентами, по проблемам эффективности взаимодействия организации с партнерами и клиентами, а также по проблемам разработки эффективных логистических систем. Автором предложена концепция реализации клиентоориентированной стратегии маркетинга в организациях-разработчиках программных продуктов и услуг с учетом их специфики и тенденций развития рынка.
Автором были теоретически обоснованы возможности построения функционального цикла обслуживания клиентов на основе интеграции маркетингового и логистического подходов, а также обоснована необходимость перехода к новой модели покупательского поведения организаций для рынка свободно-распространяемых информационных систем, исходя из маркетинг-логистической концепции построения системы управления взаимоотношениями с клиентами.
На основе анализа информационных источников и научных работ по теме организации систем обслуживания клиентов, автором были выявлены критерии, и предложен алгоритм выбора свободно-распространяемой информационной системы, на основе комплексного маркетингового исследования. Кроме этого, была разработана методология и процедуры адаптации, необходимые для внедрения ИС CRM на малых и средних предприятиях. Были определены границы и организационные условия их применения. Разработаны рекомендации по совершенствованию системы обслуживания клиентов позволяющие обеспечить соответствие принципам гармонизации производства и сбыта программных продуктов и услуг и тем самым способствуют повышению эффективности всех составляющих интегрированной цепочки ценности.
Результаты диссертационного исследования подтвердили доступность использования высокофункциональных ИС для повышения эффективности деятельности организации и пригодность их для сегмента малых и средних компаний отрасли информационных технологий.
Теоретические и практические результаты исследования докладывались автором на ряде российских научно-практических конференций. Результаты работы были применены в российской компании малого бизнеса информационной сферы деятельности и подтвердили эффективность разработок автора в условиях реально действующего предприятия. Кроме того, в нескольких малых компаниях-разработчиках программных продуктов и услуг, была проведена работа по подготовке к расширенному применению результатов исследования, способствующих повышению скорости и качества обслуживания, возможности управления категориями клиентов.
Список литературы
- Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». 14.06.95 № 88-ФЗ
- Проект концепции развития ИТ-отрасли. Министерство связи и информационных технологий РФ, 2005 г.
- Краткий статистический сборник. Госкомстат РФ. 2003 г.
- Агурбаш Н. Система государственной поддержки малого предпринимательства. // Финансовый бизнес, № 11−12, 2000, М.
- Акимова И. М. Промышленный маркетинг. М. Знания, 2001
- Амблер Т. Практический маркетинг. СПб, Питер, 1999 г.
- Аникин Б. А. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций. М. Инфра-М, 2003
- Анискин Ю. П. Организация и управление малым бизнесом. М., Финансы и статистика, 2001
- Багиев Г. Л., Тарасевич В. М., Анн X., Маркетинг. Учебник. М. Экономика, 2001
- Ю.Барановская Т. П., Лойко В. И. и др. Информационные системы и технологии в экономике. Учебник. М., Финансы и статистика, 2003 П. Бауеэрсокс Д., Клосс Д. Логистика: интегрированная цепь поставок. — М. Олимп, 2000 г.
- Беквит Г. Четыре ключа к маркетингу услуг. М. Альпина Бизнес Букс, 2005
- Бревнов А. А. Маркетинг малого предприятия. М. ВИРА-Р, 1998 Н. Буренина Т. А. Маркетинг на базе Интернет-технологий. Благовест-В, 2005
- Бурков В. Н., Новиков Д. А. Введение в теорию активных систем. М., Институт проблем управления РАИ, 1996
- Бутчер С. Программы лояльности и клубы постоянных клиентов. -Вильяме, 2004
- Вансович A. CRM ключ нового маркетинга. // Рекламные технологии. — 2002, — № 8 (45). —С. 15−17.
- Власова Т., Принципы логистики в управлении снабжением // Служба снабжения, Апрель 2005
- Вендров А. М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. М. Финансы и статистика, 2003
- Гембл П., Стоун М., Вудкок Н. Маркетинг взаимоотношений с потребителями. Фаир-Пресс, 200 221. Гордон Ян X. Маркетинг партнерских отношений. СПб, Питер, 2001
- Дик В. В. Методология формирования решений в экономических системах и инструментальные средства их поддержки. М., Финансы и статистика, 2001
- Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость. СПб., Питер, 2001
- Калянов Г. Н. Теория и практика реорганизации бизнес-процессов. М., Синтег, 2000
- Картышев С. В., Кульчитская И. Н., Поташников Н. М. Управление комплексом маркетинга на предприятии на основе CRM-технологии. // Маркетинг в России и за рубежом. № 2, 2002
- Клевлин А. П., Моисеева Н. К. Организация гармоничного производства (теория и практика). М., Омега-JI, 2003
- Ковалев А. И. Промышленный маркетинг. Часть 2. М. Благовест-В, 2002
- Костина Г. Д., Михайлов А. Г., Мухин А. и др. Исследования информационного рынка для малых предприятий. // Маркетинг, 1996 № 2
- Костров А.В. Основы информационного менеджмента. М., Финансы и статистика, 2004
- Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. СПб, Питер, 2003
- Костров А. В., Александров Д. В. Уроки информационного менеджмента Практикум: Учебное пособие. -М. Финансы и статистика, 2005
- Кристофен Мартин, Пэк Хелен Маркетинговая логистика. М., ИД Технологии, 2005
- Кук С. Как поместить интересы клиента в центр внимания вашей организации. М., Баланс клуб, 2004.
- Кулибанова В. В. Маркетинг: сервисная деятельность. СПб., Питер, 2000
- Лавлок К. Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия. Вильяме, 2005
- Ламбен Ж. Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг. СПб., Питер, 2005 г.
- Ламбен Ж. Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. М., Наука, 1996 г.
- Лысенко О. В. Применение методики оценки синергетического эффекта.
- Малхотра Н. К. Маркетинговые исследования Практическое руководство, третье издание. М. Вильяме 2002.
- Минет С. В2В-маркетинг: разные подходы к разным типам клиентов. -Вильяме, 2004
- Миротин Л. Б. Эффективность логистического управления: Учебник для вузов. -М., Экзамен, 2004
- Миротин Л. Б., Ташбаев Ы. Э. Системный анализ в логистике: Учебник. -М., Экзамен, 2004
- Миротин Л. Б., Чубуков А. Б., Ташбаев Ы. Э. Логистическое администрирование: Учебное пособие. -М., Экзамен, 2003
- Моисеева Н. К. Маркетинговые технологии в обеспечении деловой организации. // Проблемы теории и практики управления, 2002, № 6
- Моисеева Н. К., Анискин Ю. П., Мольбрантдт Г. Устойчивое развитие малого бизнеса: проблемы и решения. Мн., ВУЗ-ЮНИТИ, 2004
- Моисеева Н. К., Кальницкий А. А. Функциональные циклы как основа анализа и регулирования логистических издержек. // Контроллинг, 2004, № 3(11), 14(12).
- Моисеева Н. К., Клевлин А. И., Быков И. А. Управление продажами в условиях конкуренции: От маркетинга к логистике. М., Омега-JI, 2006 г.
- Моисеева Н. К. Конышева М. В. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии. М. Финансы и статистика, 2002
- Моисеева Н. К., Костина Г. Д., Конышева М. В. Информационный маркетинг. М. МИЭТ, 2001 г.
- Молино П. Технологии CRM: Экпресс-курс. М., Фаир пресс, 2004.
- Мхитарян С. В. Маркетинговая информационная система. М. Эксмо, 2006.
- Ньюэлл Ф. Почему не работают системы управления отношениями с клиентами. Добрая книга 2004.56.0йхман А. В., Попов Э. В. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные технологии. М. Финансы и статистика, 1997
- Паттен Д. Успешный маркетинг для малого бизнеса. Фаир-Пресс, 2003
- Попов В. М., Ляпунов Р. А. и др. Глобальный бизнес и информационные технологии. М., Финансы и статистика, 2001
- Портер М. Конкуренция. М., Вильяме, 2001
- Проскуряков А. В. Технико-экономические основы нормализации и унификации приспособлений. М. МАШГИЗ, 1963.
- Разроев Э. Инфокоммуникационный бизнес: управление, технологии, маркетинг. Профессия, 2003
- Разумов И. М., Белова Л. Д., Ипатов М. И., Проскуряков А. В. Сетевые графики в планировании. М. Высшая школа 1981 г.
- Рамзаев М. CRM — управление отношениями с клиентами.
- Робсон М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов / Пер. с англ. под ред. Н. Д. Эриашвили М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997
- Родкина Т. А. Информационная логистика. М. Экзамен, 2001 г.
- Семенов В., Володина Е. Эффективность логистических систем. // Маркетинг, 2000 № 2
- Сергеев В. И. Логистика в бизнесе. М., Инфра-М, 2001
- Стерлигова А. Н. Терминологическая структура логистики.
- Стоун М., Бонд Э., Блейк Э. Прямой и интерактивный маркетинг. -Баланс Бизнес Букс, 2005
- Стоун М., Вудкок Н., Мечтингер Л. Маркетинг, ориентированный на потребителя. -М., Фаир пресс, 2003.
- Титоренко Г. А., Макарова Г. Л. и др. Информационные технологии в маркетинге. Юнити-Дана, 2001
- Титюхин Н. Ф. Управление логистическими процессами через CRM-систему. // Логинфо, 2002 № 3
- Тулиев Д. А. Логистические информационных системы
- Успенский И. Интернет как инструмент маркетинга. BHV-Санкт-Петербург, 1999
- Уэбстер Ф. Основы промышленного маркетинга. ИД Гребенникова, 2005
- Хардинг Г. Маркетинг промышленных товаров. Сирин, 2002
- Хэнсон У. Internet-маркетинг. Юнити-Дана, 2001
- Черчилль Г., Якобуччи Д. Маркетинговые исследования. Нева, 2004
- Шаламова Н. Г., Ненахова А. А. Роль команды в процессе управления изменениями.
- Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг. Стратегический подход. СПб., Питер, 2002
- Шнайдер Д. Технологический маркетинг. М., Янус-К, 2003 г.
- Шульц Г. Оценка эффективности логистических цепей. // Логистика, 2002 № 3
- Шульц Д., Танненбаум С., Лаутерборн Р. Новая парадигма маркетинга. Интегрируемые маркетинговые коммуникации. Инфра-М, 2004
- Bonoma Т. V. Major sales: Who really does the Buying? // Harvard Business Review, Jg.60, May-June, 1982.
- Davenport T. N. Business Innovation, Reengineering Work through Information Technology. Boston: Harvard Business School Press 1993
- DeMaio B. Harry B2B and Beyond. John Wiley & Sons, Inc, 2001
- Kotler Ph., Bliemel, F. Marketing-Management: Analyse, Planung, Umsetzung und Steuerung. Stuttgart, 1995
- Kotler Ph., Hayes Т., Bloom P. Marketing Professional Services. Prentice Hall Press, 2002
- Lee D. New Data Leaves No Doubt about Why CRM Results Disappoint
- Nelson Scott CRM: From «Nice to Have» to Necessity. Gartner Group, 2002 91. Schroeck J. Michael Customer Analytics Making the Difference in CRM:
- Customer Analytics Amplify the Value of Integrated CRM Solutions.
- Wayland R. E., Cole P. M. Customer Connections, new strategies for growth. -HBS Press, 1997
- Концепция организации управления взаимоотношениями с клиентами (для компаний малого бизнеса ИТ-сферы)
- Принципы построения системы управления взаимоотношениями с клиентами
- Маркетинговые принципы Логистические принципы