Между логикой и парадоксом: композитор Фарадж Караев
Феномен индивидуального стиля композитора возникает на пересечении разных языков и знаковых систем искусства, в свободе сопряжения разнообразных композиционных техник, индивидуализации форм и амбивалентности смыслов, изысканной и прихотливой смене музыкального дискурса, концептуальной неоднозначности и множественности культурноисторических контекстов сочинений. Идея глобального синтеза, столь… Читать ещё >
Содержание
- 1. Вторая соната и «Cancion de сипа»: к поэзии серийности
- 2. «Ist es genug?.»: автоколлаж как автопортрет
- 3. «.a crumb of music for George Crumb"'. между хаосом и космосом
- 4. „Journey to love“: поэтическая структура как композиционный инвариант
- 5. „Klange einer traurigen Nacht“: четыре вариации на жанр постлюдии
- 6. » Vingt ans apres — nostalgie.": ещё раз о единстве интонационной драматургии
- Вместо заключения: Концерт для оркестра и скрипки соло
Между логикой и парадоксом: композитор Фарадж Караев (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Исследователь, апеллирующий к современной художественной культуре в поисках обобщений и попытке построения иерархической системы закономерностей, претендует на невозможное и преследует недостижимое. Отсутствие необходимого для объективного анализа ситуации условия — исторического и хронологического зазора — усугублено специфическими сложностями, продиктованными самим объектом исследования, ибо, как и весь XX век, его последняя треть в значительно большей степени продуцирует гипотезы и бесконечные вопросы, нежели точные формулировки и однозначные выводы. Реалии современной культуры с её мозаичностью художественных практик, неясностью приоритетов, параллелизмом и симультанностыо событий, тенденций и точек зрения, скорее, препятствуют созданию целостного, законченного образа эпохи, порождая неопределённость оценок самой динамики искусства: что это — регресс, исход, бесконечный кризис с кратковременными ремиссиями в виде программных эстетических лозунгов и концептуальных проектов или, напротив, обновление, некая трансгрессия, прорыв в новое пространство искусства? Однако каков бы ни был приговор, выносимый современному художественному творчеству вообще и музыкальному — в частности, мы принимаем эту реальность, оставляя за ней право представлять в истории цивилизации наше время как многовекторную, парадоксальным образом структурированную культурную целостность, сформированную на основе логики дихотомии, оппозиции, взаимоисключающих и вместе с тем взаимообусловленных категорий и характеристик — таких, как многоцентровость и децентрированность художественного космоса, индивидуализация творческого процесса и декларация его имперсональности, взыскание традиции и отрицание канонов, вплоть до выхода за пределы самого искусства.
В ситуации, когда отсутствует общий стилевой знаменатель и размыты эстетические критерии, едва ли не единственным ценностным ориентиром становится деятельность творца, а наиболее актуальной методикой приобщения к духу и проблематике времени — хотя бы частичное проникновение в суть того, что составляет феномен художественной персоналии: индивидуальный стиль и специфику творческого метода.
В области отечественного музыкознания плодотворность этого подхода подтверждают исследования последних лет — монографии и диссертации, посвященные творчеству П. Булеза, Дж. Кейджа, X. Лахенманна, А. Пярта, А. Шнитке, Э. Денисова, С. Губайдулиной, Р. Щедрина, Г. Канчели, С. Слонимского, В. Сильвестрова, Н. Каретникова, Н. Сидельникова, Н. Корндорфа, В. Екимовского1.
История художественной культуры — это, прежде всего, собрание событий и явлений, а значит, история творческих личностей и результатов их деятельности, запёчатлённых в формах нового видения и слышания мира. Как и на протяжении многовековой эволюции искусства, культурную парадигму нашей эпохи во многом определяют фигуры творцов, не только не вписывающихся в стереотипные рамки и схемы, но и разрушающих целостные представления об отдельных тенденциях и направлениях. В.
1 См., в частности: Цепова В. Числовые тайны Софии Губайдулиной. — М.: Моск. гос. консерватория имени П. И. Чайковского, 2000; Холопова В. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин. — М.: Композитор, 2000; Петрусёва Н. Пьер Булез. Эстетика и техника музыкальной композиции. — М.-Пермь: Реал, 2002; Тиба Д. Симфоническое творчество Альфреда Шнитке: опыт интертекстуального анализа. — М.: Композитор, 2002; Колико Н. Композиция Хельмута Лахенманна: эстетическая технология: дис.. канд. иск. — М.: РАМ имени Гнесиных, 2002; Шульгин Д., Шевченко Т. Творчество — жизнь Виктора Екимовского. Монографические беседы. — М.: ГМПИ имени M. М. Ипполитова-Иванова, 2003; Девятова О. Художественный универсум композитора Сергея Слонимского: Опыт культурологического исследования. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2003; Синельникова О. Монтаж как принцип музыкального мышления Родиона Щедрина: дис.. канд. иск. — М.: Моск. гос. консерватория имени П. И. Чайковского, 2004; Пантелеева Ю. Поэтика стиля Николая Корндорфа: дис.. канд. иск. — М.: РАМ имени Гнесиных, 2004; Переверзева М. Джон Кейдж: жизнь, творчество, эстетика. — М.: Русаки, 2006; Токун Е. Арво Пярт. Tintinnabuli: техника и стиль: дис.. канд. иск. — М.: Моск. гос. консерватория имени П. И. Чайковского, 2010. ушедшем XX веке, возможно, как ни в одном из предшествующих столетий, значительна и значима роль художников-одиночек.
Интерес к проблематике, не разработанной сегодня сколько-нибудь целостно и связанной с выявлением особенностей современного художественного мышления, специфики мировидения и типологии художественных задач творческой индивидуальности, обусловливает актуальность настоящего монографического исследования.
Объектом исследования является феномен индивидуального стиля.
Фараджа Караева — одного из ведущих и наиболее самобытных композиторов постсоветского художественного пространства, наследника идей европейского музыкального авангарда, обладателя ярко выраженной авторской позиции и индивидуального композиторского почерка. Не принадлежа какому-либо определённому цеху или стилевой традиции, не изобретая новых технологий и не выступая с манифестными заявлениями,.
Караев создал собственную композиционную систему, образованную тесной взаимосвязью составляющих её компонентов. Концепцию звукового мира композитора определяют основополагающие свойства его художественного мышления — метафоризм, адетерминированностъ, парадоксальность, — реализованные в совокупности художественных принципов и композиционных методов. В караевской музыкальной поэтике эти особенности авторского мышления фундируют все стадии творческого процесса — от замысла до его звукового и сценического воплощения.
Феномен индивидуального стиля композитора возникает на пересечении разных языков и знаковых систем искусства, в свободе сопряжения разнообразных композиционных техник, индивидуализации форм и амбивалентности смыслов, изысканной и прихотливой смене музыкального дискурса, концептуальной неоднозначности и множественности культурноисторических контекстов сочинений. Идея глобального синтеза, столь естественная в условиях постисторического художественного пространства, решается Караевым с позиции неконфликтной адаптации в авторский стиль 6 жанровых, композиционных и интонационных знаков культуры, обретающих в этом новом метаисторическом контексте дополнительные смысловые коннотации. Творческий метод композитора преобразует изобразительное в антимиметическое, выразительное — в абстрактно-концептуальное, уводит от очевидности значения к его потенциальной возможности, подменяет принцип линейности слоением драматургии, образа, смысла. Парадоксальность мышления и мировосприятия в её проекции на караевское творчество обнаруживает себя не в эпатаже альянса несовместимого, но на более тонком, глубинном уровне — в нестандартности жанровых решений, интригующей провокационности титров, в тонко и сложно организованной многоуровневой содержательной структуре произведений — той иллюзорной нематериальной вселенной, где актуальны законы обратимости времени и непредсказуемы смены смысловых перспектив, где отказано причинно-следственной зависимости и традиционной референции знака, где абсурдное поведение персонажей замещает обыденную логику, а драматургией управляет не конфликт образов, но их причудливая метаморфоза. На месте итогового резюме у Караева почти всегда — вопрос и многоточие, звуковые конструкции его сочинений разомкнуты, знаковые структуры потенциально открыты множеству интерпретаций и прочтений, продуцирование смысла подчинено действию принципа множественного кода, согласно которому, семантически нагруженным оказывается не наличествующее, а отсутствующее, — множество возможностей, обозначенных местами неполной определённости, по Р. Ингардену. Даже там, где музыке сопутствует визуальный ряд, композитор прибегает к мистификации, последовательно дискредитируя созерцаемое разного рода приёмами и жестами — цитированием некоего текста, уводящего от конкретики.
2 Иными словами, лотреамоновской красоте нечаянной встречи зонтика и швейной машинки композитор предпочитает менее очевидный аспект алогического, внесистемного, маргинального в музыкальном языке и образной структуре сочинений — опечатку, которая, по словам В. Хлебникова, так обогащает поэзию. однозначной трактовки, авторским комментарием в жанре reduction ad л absurdum, подчёркнутым несоответствием видимого изображаемому, автономностью и противонаправленностью музыкальной драматургии. Вместе с тем алогизм условного действия, хаос ветвящихся смыслов и перспектива бесконечной игры в возможное всегда уравновешены рациональной аналитической выверенностью структуры целого, строгой и стройной системой закономерностей, организующих внешнюю и внутреннюю форму сочинений — их конструкцию и драматургию.
Предметом исследования выступает музыкальная композиция Фараджа Караева, рассмотренная в аспекте взаимодействия логики и парадокса и представленная в широком контексте современной культуры, образованной симбиозом различных эстетик и технологий.
Цель этого первого обобщающего монографического исследования творчества Фараджа Караева — дать системное представление о поэтике авторского стиля, трактуемого с позиции целостности и внутреннего единства.
Реализация целевых установок определила главные задачи работы: рассмотреть творчество Караева в контексте общекультурных процессов и современных системно-культурологических представленийобосновать вопросы художественной генеалогии и эстетики композитораопределить константы и универсалии индивидуального стиля Караева, языковые закономерности и принципы его композиторской техникивыявить преемственность и общую динамику эволюции различных компонентов авторского стиляпроанализировать и дать необходимые сведения о наиболее значимых сочинениях Караева, большая часть которых всё ещё остаётся малоизвестной отечественным исследователям и музыкантам.
3 Сведение к абсурду (лат.).
Научная новизна работы связана с системным изучением творческого наследия Фараджа Караева, впервые рассмотренного как целостное художественное явление, сквозь призму органического единства и взаимообусловленности логики и парадокса — ведущих категорий мышления композитора, pro et contra его художественного стиля. Новизну обусловливает методология исследования, которая базируется на комплексном подходе, объединяющем методики музыковедческого и культурологического научного знания. Предлагаемый метод анализа широко использует понятийный аппарат постструктурализма и нонклассики — концептуальных источников постмодернизма, пересматривающих категориальные и аксиологические основы традиционной эстетики и выдвигающих на первый план ряд понятий (паракатегорий), ранее находившихся за пределами эстетического или занимавших в классической эстетике маргинальные позиции: абсурд, хаос, лабиринт, гипертекст, метаязык, палимпсест, трансгрессия и др.
Новизна используемой автором методики раскрывается в аналитических разделах — на её основе предлагается рассмотрение типологии интертекстуальных взаимодействий в музыке Караева, как в исторической проекции, так и в аспекте внутренней герменевтики, что существенно обогащает базу современной теории интертекста.
О Фарадже Караеве написано не так много. В основном, это небольшие по объёму музыковедческие работы обзорного плана, посвящённые творчеству 60-х — начала 90-х годов, — статьи Л. Карагачевой, Р. Фархадовой, А. Ивашкина, А. Амраховой4. Из исследований, намечающих эскиз портрета композитора, отметим статьи О. Фельзера / А. Бретаницкой, В. Барского, а также серию ярких и глубоких полижанровых текстов Р. Фархадова, раскрывающих специфику и суть караевского.
4 Названия и выходные данные работ музыковедов и композиторов, писавших и высказывавшихся о творчестве Фараджа Караева и упомянутых в дальнейшем, см. в Списке литературы о Ф. Караеве (II). художественного метода. Ряд интересных наблюдений, касающихся творческой личности композитора, содержится в его интервью, в высказываниях коллег и друзей — Э. Денисова, Р. Леденёва, В. Тарнопольского, В. Екимовского, А. Вустина и других. К обобщающим работам по данной теме относится докторская диссертация А. Амраховой «Когнитивные аспекты интерпретации современной музыки (на примере творчества азербайджанских композиторов)» [1] — автор анализирует взаимозависимость художественного стиля от смыслообразующих моделей и рассматривает музыку Караева в контексте традиций и современной ситуации азербайджанской композиторской школы. В последние годы написаны дипломные работы С. Ефименко, А. Попцовой и О. Романюк, темой и предметом анализа которых также стали отдельные содержательные и структурные аспекты творчества Караева.
При рассмотрении механизма караевской интертекстуальной коммуникации, автор опирается на ряд зарубежных исследований и отечественных работ, обобщивших опыт зарубежной и отечественной лингвистики, семиотики и литературоведения5 и применивших теорию интертекстуальности к анализу произведений музыки, литературы и кинематографа, — статьи и монографии Р. Барта, Ю. Кристевой, М. Риффатера, Ш. Гривеля, К. Корсина, Ю. Лотмана, И. Смирнова, И. Ильина, Б. Гаспарова, А. Шнитке, М. Арановского, А. Жолковского, М. Ямпольского, Л. Дьячковой, Д. Тиба, М. Раку [4, 7, 8, 9, 10, 32, 46, 48, 51, 52, 53, (74−78), 102, 112, 113, 124, 125, 143, 144, 150, 162, (173−181), (188 192)].
Творчество Фараджа Караева в контексте проблематики постмодернизма потребовало изучения современной постмодернистской теории и практики — методологической базой здесь выступил целый спектр
5 В частности, научные разработки Р. Барта, М. Бахтина, X. Блума, Л. Ельмслева, 10. Кристевой, М. Риффатера, Ф. де Соссюра, И. Стояновой, Й. Н. Страуса, Р. Якобсона, М. Э. Бондса, Р. Тарускина, Ж.-Ж. Натьс, Л. Женни, Ж. Женетта, Дж. Б. Конте. научных и художественных источников, представляющих культуру второй половины XX века: тексты теоретиков постструктурализма — Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотара и М. Фуко [41, 42, 43, 68, 69, 132, 133, 134, 155], труды по философии, эстетике и истории явления — Ж. Делёза, И. Хассана, Ю. Хабермаса, 10. Кристевой, Р. Аппиньянези / К. Гэрретта, И. Ильина, Н. Маньковской, В. Бычкова, В. Руднева [3, 19, 20, 21, 36, 37, 38, 39, 79, 80, 86, 111, 136, 163, 164, 187, 194, 198, 199], книги и статьи, рассматривающие постмодернизм в его проекции на различные виды и жанры искусства — архитектуру, живопись, литературу, театр, кинематограф, — Ч. Дженкса, У. Эко, Д. В. Фоккема, Е. Андреевой, В. Курицына, М. Эпштейна, В. Иванова и других исследователей [2, 44, 64, 90, 145, 148, 160, 170, 186], художественные тексты У. Эко, М. Павича, М. Кундеры, А. Терца (А. Синявского), В. Пелевина, Вен. Ерофеева, Е. Зиника, В. Сорокина, С. Соколова, Е. Попова, В. Пьецуха, JI. Рубинштейна, Д. Пригова, И. Ахметьева [62, 63, 93, 95, 123, 146, 196, 200] и, наконец, статьи и разделы в сборниках и монографиях, в той или иной степени затрагивающие аспекты и хронологию музыкального постмодернизма, — Г. Данузера, Е. Клемма, Ф. Шнайдера, Дж. Д. Крамера, Дж. Тилльмана, Т. Д. Тэйлора, П. Аттинелло, А. Соколова, С. Савенко, В. Тарнопольского, В. Мартынова [35, 108, 115, 116, 121, 122, 154, 171, 185, 193].
В аналитических музыкальных исследованиях в качестве отправных положений использованы некоторые авторские идеи, во многом предопределившие направленность развития современной эстетической мысли, — в частности, установка Р. Барта на парадоксальность всякого текста, понятого как стереофоническая и стереографическая множественность означающих, методологическое поле для различного рода языковых комбинаций', мысль Ж. Деррида об открытости знака и «переписывании» (деконструкции) текстаразмышления А. В. Михайлова о том, что в музыке и об имманентности музыкальной логики в соответствии с презумпцией органической целостности художественного произведения.
1. Амрахова А. Когнитивные аспекты интерпретации современной музыки (на примере творчества азербайджанских композиторов). — Баку: Элм, 2004. — 308 с.
2. Андреева Е. Постмодернизм: Искусство второй половины XX — начала XXI века. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 488 с.
3. Аппинъянези Р., Гэрретт К. Постмодернизм. — СПб.: Академический проект, 2004. — 173с.
4. Арановский М. Музыкальный текст. Структура и свойства. — М.: Композитор, 1998. — 342 с.
5. Арто А. Театр жестокости (первый манифест) // Как всегда — об авангарде: Антология французского театрального авангарда. — М.: ТПФ Союзтеатр, 1992. — С. 68−77.
6. Барт Р. S/Z. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 232 с.
7. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / ред.-сост. Г. Косиков. — М.: Прогресс, Универс. — 1994. — 616 с.
8. Бахтин М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1986. — С. 250−296.
9. Бахтин М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках // там же. — С. 297−325.
10. Беккет С. В ожидании Годо / пер. с фр. С. Исаева. — М.: ГИТИС, 1998.— 284 с.
11. Беккет С. Никчёмные тексты. — СПб.: Наука, 2001. — 338 с.
12. Беккет С. Три диалога // Как всегда — об авангарде: Антология французского театрального авангарда. — М.: ТПФ Союзтеатр, 1992. — С.120−127.
13. Берио Л. Фрагменты из интервью и статей // XX век. Зарубежная музыка: Очерки и документы. Вып. 2 / ред. М. Арановский, А. Баева. — М.: Музыка, 1995. — С. 110−123.
14. Борхес X. Л. Проза разных лет / сост. и предисл. И. Тертерян. — М.: Радуга, 1989. —320 с.
15. Булез П. Идея, реализация, ремесло // Homo musicus: Альманах музыкальной психологии / ред.-сост. М. Старчеус. — М.: Моск. гос. консерватория имени П. И. Чайковского, 1994. — С. 91−136.
16. Булез П. Между порядком и хаосом / пер. с фр. Р. Куницкой // Советская музыка. — 1991. — № 7. — С. 23−28- № 9. — С. 70−75.
17. Булез П. Ориентиры I. Избранные статьи. — М.: Logos-altena, 2004. — 199 с.
18. Бычков В. Музей современного искусства. Тексты из Книги ПОСТ-адекваций «Художественный Апокалипсис Культуры» // КорневиЩе 2000: Книга неклассической эстетики. — М.: ИФ РАН, 2000. — С. 74−182.
19. Бычков В. После «КорневиЩа». Пролегомены к постнеклассической эстетике // Эстетика на переломе культурных традиций / отв. ред. Н. Маньковская. — М: ИФ РАН, 2002. — С. 25−59.
20. Бычков В. Эстетика: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2006. — 573 с.
21. Бютор М. Музыка — реалистическое искусство // Тиба Д. Симфоническое творчество Альфреда Шнитке: опыт интертекстуального анализа. — М.: Композитор, 2004. — С. 151−163.
22. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат (с параллельным философско-семиотическим комментарием В. Руднева) / Логос. — 1999. —№ 1 (11). —С. 9−130.
23. Витгеншшейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. — М.: Гнозис, 1994. — С. 75−319.
24. Высоцкая М. «Сверхисторическое» пространство постмодернизма и художественный опус // Musiqi Бипуазь — 2000. — № 3−4/5. — С. 174−180.
25. Высоцкая М. Постмодернизм — новая стадия самосознания искусства // Введение в культурологию: Материалы по теории и истории художественной культуры. Вып. 1 / отв. ред. В. Яйленко. — М: МГГУ, 1997. —С. 43−56.
26. Гадамер X. Г. О круге понимания // Гадамер X. Г. Актуальность прекрасного. — М.: Искусство, 1991. — С. 72−82.
27. ГадамерX. Г. Эстетика и герменевтика // там же. С. 256−265.
28. Гаджибеков У. Основы азербайджанской народной музыки. — Баку: Азербайджанское государственное музыкальное издательство, 1957. — 115 с.
29. Гаспаров Б. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. — М.: Новое литературное обозрение, 1996. — 352 с.
30. Герман М. Модернизм: Искусство первой половины XX века. — СПб.: Азбука-классика, 2005. — 480 с.
31. Григорьева Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века. — М.: Советский композитор, 1989. — 206 с.
32. ДелёзЖ. Логика смысла. — М.: Academia, 1995. — 297 с. Ъ1 .Делёз Ж. Опустошённый / пер. с фр. С. Исаева // Беккет С. В ожидании Годо / сост. С. Исаев. — М.: ГИТИС, 1998. — С. 251−282.
33. Делёз Ж. Платон и симулякр // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. — Томск: Водолей, 1998. — С. 225−240.
34. Деррида Ж. Эссе об имени. — М.: Институт экспериментальной социологииСПб.: Алетейя, 1998. — 190 с.
35. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. — М.: Стройиздат, 1985. — 136 с.
36. Дубинец Е. Знаки звуков. О современной музыкальной нотации. — Киев: Гамаюн, 1999. — 314 с.
37. Дьячкова Л. Проблемы интертекста в художественной системе музыкального произведения // Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры: Сборник трудов. Вып. 129 / сост. и ред. Л. Дьячкова. — М.: РАМ им. Гнесиных, 1994. — С. 17−40.
38. Екимовский В. Автомонография. — М.: Композитор, 1997. — 430 с.
39. Жолковский А. Блуждающие сны и другие работы. — М.: Наука, 1994. — 428 с.
40. Иванов В. Об анаграммах Ф. де Соссюра // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. — М.: Прогресс, 1977. — С. 635−638.
41. Иванов В. Фильм в фильме // Текст в тексте / Труды по знаковым системамXIV. Вып. 567. — Тарту: ТГУ, 1981. — С. 19−32.
42. Ильин И. Интертекстуальность // Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины: Энциклопедический справочник / науч. ред. и сост. И. Ильин, Е. Цурганова. — М.: Интрада-ИНИОН, 1996. — С. 215−221.
43. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. — М.: Интрада, 1998. — 256 с.
44. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. — М.: Интрада, 1996. — 255 с.
45. Ионеско Э. Как всегда — об авангарде // Как всегда — об авангарде: Антология французского театрального авангарда. — М.: ТПФ Союзтеатр, 1992. — С. 128−139.
46. Исаев С. Длинные вещи жизни // В ожидании Го до / сост. С. Исаев. — М.: ГИТИС, 1998. — С. 5−24.
47. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Камю А. Бунтующий человек. — М.: Политиздат, 1990. — С. 23−92.
48. Караев Ф. Яауие1а. — Рукопись.
49. Колико Н. Композиция Хельмута Лахенманна: эстетическая технология: Автореферат дис.. канд. иск.: 17.00.02. — М.: РАМ имени Гнесиных, 2002. — 24 с.
50. Коробова А., Шумкова А. Музыкальные коды тишины // Приношение музыке XX века: Сборник статей / сост. и ред. А. Коробова, М. Городилова. — Екатеринбург: Уральская гос. консерватория имени М. П. Мусоргского, 2003. — С. 34−56.
51. Кундера М. Книга смеха и забвения: Роман / пер. с чеш. Н. Шульгиной.СПб.: Азбука-классика, 2010. — 336 с.
52. Кундера М. Нарушенные завещания: Эссе / пер. с фр. М. Таймановой.СПб.: Азбука-классика, 2009. — 288 с.
53. Курицын В. Русский литературный постмодернизм. — М.: ОГИ, 2001.288 с.
54. Кюрегян Т. Формы в музыке XX века (Часть III) // Кюрегян Т. Форма в музыке ХУП-ХХ веков. — М.: Композитор, 2003. — С. 172−206.
55. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / общ. ред. В. Бычкова. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2003. — 607 с.
56. Лигети Д. Форма в новой музыке / пер. Ю. Крейниной // Дьёрдь Лигети. Личность и творчество: Сборник статей / сост. Ю. Крейнина.М.: Рос. институт искусствознания, 1993. — С. 190−207.
57. Лиотар Ж.-Ф. Заметка о смыслах «пост» // Иностранная литература.1994. — № 1, —С. 56−59.
58. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. — М: Институт экспериментальной социологииСПб.: Алетейя, 1998. — 160 с.
59. Лосев А. Вещь и имя // Лосев А. Бытие — имя — космос / сост. и ред. А. Тахо-Годи. — М.: Мысль, 1993. — С. 802−880.
60. Лосев А. Философия имени. — М.: МГУ, 1990. — 269 с.
61. Лотман 10. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфераистория. — М.: Языки русской культуры, 1999. — 447 с.
62. Лотман Ю. Культура и взрыв. — М.: ГнозисПрогресс, 1992. — 272 с.
63. Лотман Ю. Об искусстве. — СПб.: Искусство, 1998. — 702 с.
64. Лотман Ю. Статьи по семиотике культуры и искусства. — СПб.: Академический проект, 2002. — 542 с.
65. Лотман Ю. Феномен культуры // Лотман Ю. Избранные статьи в 3-х томах. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. — Таллинн: Александра, 1992. — С. 34−45.
66. Маньковская Н. «Париж со змеями» (Введение в эстетику постмодернизма). — М.: ИФ РАН, 1995. — 220 с.
67. Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. — СПб.: Алетейя, 2000. — 347 с.
68. Мартынов В. Зона opus posth, или Рождение новой реальности. — М.: Классика-ХХ1, 2005. — 288 с.
69. Мартынов В. Конец времени композиторов. — М.: Русский путь, 2002. — 296 с.
70. Михайлов А. Отказ и отступление. Пространство молчания в произведениях Антона Веберна // Михайлов А. Музыка в истории культуры: Избранные статьи / ред. Е Чигарёва. — М.: Моск. гос. консерватория имени П. И. Чайковского, 1998. — С. 111−127.
71. Назайкинский Е. Звуковой мир музыки. — М.: Музыка, 1988. — 254 с.
72. Найман Е. «Сцена письма» и «метаморфоза истины»: (Ж. Деррида — Ж. Делёз) // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. — Томск: Водолей, 1998. — С. 205−217.
73. Неизвестный Денисов: Из Записных книжек (1980 / 1981;1986, 1995) / публ., сост. и комм. В. Ценовой. — М.: Композитор, 1997. — 160 с.
74. Некрасова И. Поэтика тишины в отечественной музыке 70-х — 90-х г. г. XX века: Автореферат дис.. канд. иск.: 17.00.02. — М.: Моск. гос. консерватория имени П. И. Чайковского, 2005. — 21 с.
75. Ноэль Б. Магритт. — М.: Слово, 1995. — 95 с.
76. Обидная С. Постмодернизм и современный театр // Постмодернизм и культура: Сборник статей / отв. ред. Е. Шапинская. — М.: ИФ РАН, 1991. —С. 33−41.
77. Отрывки из тетрадей Ф. де Соссюра, содержащих записи об анаграммах / пер. с фр. В. Иванова // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. — М.: Прогресс, 1977. — С. 639−647.
78. Пави П. Игра театрального авангарда и семиологии // Как всегда — об авангарде: Антология французского театрального авангарда. — М.: ТПФ Союзтеатр, 1992. — С. 227−243.
79. Павич М. Хазарский словарь: Роман-лексикон в 100 ООО слов: Женская версия. — СПб.: Азбука, 2000. — 382 с.
80. Пантелеева Ю. Поэтика стиля Николая Корндорфа: Автореферат дис.. канд. иск.: 17.00.02. — М.: РАМ имени Гнесиных, 2004. — 24 с.
81. Пелевин В. Чапаев и Пустота: Роман. — М.: Вагриус, 2001. — 348 с.
82. Петруеёва Н. Пьер Булез. Эстетика и техника музыкальной композиции: Исследование. — М. -Пермь: Реал, 2002. — 352 с.
83. Попцова А. Поэтика музыкальной композиции Фараджа Караева: Дипломная работа / научный руководитель И. СнитковаРАМ имени Гнесиных. —М., 2006. — Рукопись.
84. Постмодернисты о посткультуре: Интервью с современными писателями и критиками / сост. и ред. С. Ролл. — М.: Р. Элинин, 1996.213 с.
85. Программа-буклет к исполнению «Страстей по Матфею 2000». М., 2000.
86. Проскурникова Т. «Театр абсурда»: превратности судьбы // Театр абсурда: Сборник статей / сост. Т. Проскурникова. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. — С. 11−30.
87. Просняков М. Карлхайнц Штокхаузен. Легенда и миф новейшей музыки // Трибуна современной музыки. — 2005. — № 2. — С. 10−11.
88. Раку М. «Пиковая дама» братьев Чайковских: Опыт интертекстуального анализа // Музыкальная академия. — 1999. — № 2.С. 9−21.
89. Ревзина О., Ревзин И. Семиотический эксперимент на сцене (Нарушение постулатов нормального общения как драматургический приём) // Учёные записки ТГУ. Вып. 284. — Тарту, 1971. — С. 232 254.
90. Роб-Грийе А. Проект революции в Нью-Йорке. — М.: Ad Marginem, 1996. — С. 27−194.
91. Руднев В. Витгенштейн как личность // Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель / сост. и закл. ст. В. Руднева. — М.: Прогресс-Культура, 1993. — С. 332−349.
92. Ряполова В. Беккет: ретроспективный взгляд // Театр абсурда: Сборник статей / сост. Т. Проскурникова. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. —С. 97−118.
93. Сабанеев Л. Воспоминания о Скрябине. — М.: Музыкальный сектор Государственного издательства, 1925. — 318 с.
94. Савенко С. В ракурсе постмодерна // История отечественной музыки второй половины XX века: Учебное пособие / отв. ред. Т. Левая. — СПб.: Композитор, 2005. — С. 541−554.
95. Савенко С. Мир Стравинского. — М.: Композитор, 2001. — 328 с.
96. Сартр Ж.-П. Миф и реальность театра // Как всегда — об авангарде: Антология французского театрального авангарда. — М.: ТПФ Союзтеатр, 1992. — С. 94−111.
97. Силичев Д. Структурализм и постструктурализм в эстетике // Эстетика на переломе культурных традиций / отв. ред. Н. Маньковская. — М.: ИФ РАН, 2002. — С. 60−78.
98. Смирнов И. Порождение интертекста (элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б. Л. Пастернака). — Wien: Wiener Slawistischer Almanach, 1985. — Sonderband 17. — 205 s.
99. Смирнов И. Тематическое единство литературного контекста // Смирнов И. Диахронические трансформации литературных жанров и мотивов.— Wien: Wiener Slawistischer Almanach, 1981.— Sonderband 4.— S. 141−175.
100. Соколов А.
Введение
в музыкальную композицию XX века: Учебное пособие по курсу «Анализ музыкальных произведений». — М.: ВЛАДОС, 2004. — 231 с.
101. Соколов А. Музыкальная композиция XX века: Диалектика творчества. — М.: Музыка, 1992. — 230 с.
102. Соссюр Ф. де. О различии языков / пер. с фр. А. Холодовича // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. — М.: Прогресс, 1977. — С. 226−228.
103. Соссюр Ф. де. Отрывки из тетрадей Ф. де Соссюра, содержащих записи об анаграммах / пер. с фр. В. Иванова // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. — М.: Прогресс, 1977. — С. 639−647.
104. Стравинский И. Диалоги. Воспоминания, размышления, комментарии / пер. с англ. В. Линник / общ. ред. М. Друскина. — Л.: Музыка, 1971. — 414 с.
105. Сюрреализм: Иллюстрированная энциклопедия / сост. И. Мосин. — СПб.: СЗКЭО «Кристалл», 2005. — 320 с.
106. Тарпопольский В. Когда время выходит из берегов // Музыкальная академия. — 2000. — № 2. — С. 14−17.
107. Теория современной композиции: Учебное пособие / отв. ред. В. Ценова. — М.: Музыка, 2005. — 624 с.
108. Терц Абрам (Синявский А.). Прогулки с Пушкиным. — СПб.: Всемирное слово, 1993. — 159 с.
109. Тиба Д.
Введение
в интертекстуальный анализ музыки. — М.: Моск. гос. консерватория имени П. И. Чайковского, 2002. — 44 с.
110. Тиба Д. Симфоническое творчество Альфреда Шнитке: опыт интертекстуального анализа.— М.: Композитор, 2004.— 160 с.
111. Токарев Д. «Воображение мертво воображайте»: «французская» проза С. Беккета // Беккет С. Никчёмные тексты. — СПб.: Наука, 2001. —С. 257−315.
112. Токарев Д. Курс на худшее: Абсурд как категория текста у Даниила Хармса и Сэмюеля Беккета. — М.: Новое литературное обозрение, 2002. — 336 с.
113. Тынянов Ю. Достоевский и Гоголь (к теории пародии) // Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. — М.: Наука, 1977. — С. 198−226.
114. Фархадов Р. Линии непересечения // Музыкальная академия. — 2004. —№ 1. —С. 21−23.
115. Фрейденберг О. Миф и театр: Лекции по курсу «Теория драмы» для студентов театральных вузов. — М.: Гос. институт театрального искусства имени А. В. Луначарского, 1988. — 131 с.
116. Фриш М. Назову себя Гантенбайн: Роман / пер. с нем. С. Апта. — М.: Терра-Книжный клуб, 2001. — 592 с.
117. Фуко М. Расстояние, вид, исток // Роб-Грийе А. Проект революции в Нью-Йорке. — М.: Ad Marginem, 1996. — С. 207−220.
118. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / пер. с фр. В. Визгина, Н. Автономовой. — СПб.: A-cad, 1994. — 406 с.
119. Фуко М. Это не трубка // Фуко М. Это не трубка / пер с фр. И. Кулик. — М.: Художественный журнал, 1999. — С. 7−81.
120. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. — 1990. — № 3. —С. 134−148.
121. Хабермас Ю. Вступление в постмодерн: Ницше как новая точка отсчёта // Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. — М.: Весь мир, 2003. —С. 93−115.
122. Холопов Ю. Новые парадигмы музыкальной эстетики XX века // Эстетика на переломе культурных традиций. — М: ИФ РАН, 2002. — С. 132−147.
123. Homo Sonorus. Международная антология саунд-поэзии / сост. и общ. ред. Д. Булатова. — Калининград: Гос. центр современного искусства, 2001. — 437 с.
124. Чередниченко Т. Послесловие // Мартынов В. Конец времени композиторов. — М.: Русский путь, 2002. — С. 275−294.
125. Чигарёва Е. Миф у Моцарта. Миф о Моцарте // Миф. Музыка. Обряд: Сборник статей / ред.-сост. М. Катунян. — М.: Композитор, 2007. —С. 139−150.
126. Шнитке А. Парадоксальность как черта музыкальной логики Стравинского // Шнитке А. Статьи о музыке / ред.-сост. А. Ивашкин. — М.: Композитор, 2004. — С. 124−146.
127. Шнитке А. Полистилистические тенденции современной музыки //там же. С. 97−101.
128. Шнитке А. Третья часть Симфонии JI. Берио // там же. С. 88−91.
129. Эко У. Заметки на полях «Имени розы» // Эко У. Имя розы. — М.: Книжная палата, 1989. — С. 427−466.
130. Эко У. Маятник Фуко: Роман / пер. с итал. Е. Костюкович. — СПб.: Симпозиум, 1998. — 764 с.
131. Элиот Т. С. Традиция и индивидуальный талант / пер. с англ. Н. Пальцева // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX—XX вв.еков: Трактаты, статьи, эссе / сост. и ред. Г. Косиков. — М.: МГУ, 1987. —С. 169−176.
132. Эпштейн М. Постмодерн в русской литературе. — М.: Высшая школа, 2005. — 495 с.
133. Юберсфельд А. Из книги «Школа зрителя (Читать театр 2)» // Как всегда — об авангарде: Антология французского театрального авангарда. — М.: ТПФ Союзтеатр, 1992. — С. 196−201.
134. Ямполъский М. Память Тиресия. Интертекстуалыюсть и кинематограф. — М: РИК «Культура», 1993. — 456 с.
135. Austin J. L. Quand dire, c’est faire. — Paris, 1970. — 72 p.
136. Beckett S. En attendant Godot. Piece en deux actes. — Paris: Les Editions de Minuit, 1952. — 163 p.
137. BernoldA. L’amitie de Beckett. 1979;1989. — Paris: Hermann, editeurs des sciences et des arts, 1992. — 111 p.
138. Danuser H. Zur Kritik der musikalische Postmoderne // Neue Zeitschrift fur Musik. — 1998. — Jg.149. — H. 12. — S. 4−9.
139. Derrida J. Positions. — London: Athlone press, 1981. — 114 p.
140. Duckworth С. Beckett’s New Godot // Beckett’s Later Fiction and Drama: Texts for Company. — London: Macmillan press, 1987. — P. 175−192.
141. En attendant Godot. La profondeur de l’attente // Lorenzaccio de Musset, En attendant Godot de Beckett. Deux mises en scene d’Otomar Krejca. Cahiers theatre Louvain, 41. — Louvain-la-Neuve: Atelier theatral de Louvain-la-Neuve, 1980. — P. 219−272.
142. Esslin M. The Theatre of the Absurd. — G.B.: Penguin Books, 1980. — 480 p.
143. Esslin M. Towards the Zero of Language // Beckett’s Later Fiction and Drama: Texts for Company. — London: Macmillan press, 1987. — P. 35−49.
144. Fokkema D. W. The semantic and syntactic organisation of postmodernist texts // Approaching postmodernism / ed. by Fokkema D.W., Bertens H. — AmsterdamPhiladelphia, 1986. — P. 81−98.
145. Frisch M. Mein Name sei Gantenbein: Roman. — Frankfurt am Main: Suhrkamp Taschenbuch Verlag, 1986. — 304 s.
146. Grievel Ch. Theses preparatoires sur les intertextes // Dialogizitat. Theorie und Geschichte der Literatur und der schonen Kunste / hrsg. von R. Lachmann. — Munchen: Wilhelm Fink Verlag, 1982. — S. 237−248.
147. Hassan I. Interlude: From Existentialism to Aliterature // The Dismemberment of Orpheus / Towards a postmodern literature. — N.-Y.: Urbana, 1971. —P. 139−176.
148. Hassan I. The literature of silence: Henry Miller and Samuel Beckett. — N.-Y.: Alfred A. Knopf, 1967. — 225 p.
149. Henze H. W. Musica impura — Musik als Sprache II Henze H. W. Schriften und Gesprache 1955;1979. Berlin, 1981. S. 173−181.
150. Ianco P. Sum, pour orchestre, ou l'"hyper-composition". FestivalrPresences 2007 // Journal des Editions du Chant du Monde. — № 3. — Mars 2007. — P. 5−6.
151. Jandl E. Das Offnen und Schlie? en des Mundes. — Berlin: Verlag Volk und Welt, 1987. — 126 s.
152. Jandl E. Lechts und rinks. Gedichte — Statements — Peppermints. — Munchen: Deutscher Taschenbuch Velag, 1997. — 134 s.
153. Janvier L. Pour Samuel Beckett. — Paris: Les Editions de Minuit, 1966.— 285 p.
154. Jencks Ch. What is postmodernism? — London, 1986. — 123 p.
155. Klemm E. Nichts Neues unter der Sonne: Postmoderne // Musik und Gesellschaft. — 1987. — Jg. 37. — H. 8. — S. 400103.
156. Korsyn K. Towards a New Poetics of Musical Influence II Music Analysis. — 1991. — Vol. 10. — P. 3−72.
157. Kristeva J. La semiotique // Kristeva J. Le langage, cet inconnu. Une initiation a la linguistique. — Paris: Editions du Seuil, 1981. — P. 291−327.
158. Kristeva J. La semiotique science critique et / ou critique de la science II Kristeva J. Er|fieiamxn. Recherches pour une semanalyse. — Paris: Editions du Seuil, 1969. — P. 27−42.
159. Kristeva J. Le texte clos // ibid. P. 113−142.
160. Kristeva J. Le texte du roman. Approaches to semiotics. — Hague: Mouton, 1979.— 209 p.
161. Kristeva J. Le texte et sa science II Kristeva J. Er||iei (OTiKf|.rRecherches pour une semanalyse. — Paris: Editions du Seuil, 1969. — P. 7−26.
162. Kristeva J. Postmodernism? // Bucknell Review. — 1980. — Vol. 25. — № 2.— P. 136−141.
163. Kristeva J. Pour une semiologie des paragrammes H Kristeva J. Sri|a, 8icoTiKii. Recherches pour une semanalyse. — Paris: Editions du Seuil, 1969, —P. 174−207.
164. Kristeva J. The Novel as Polylogue // Desire in language. A Semiotic Approach to Literature and Art by Julia Kristeva / ed. by L. S. Roudiez. — N.-Y.: Columbia University Press, 1980. — P. 159−209.
165. Kristeva J. Word, Dialogue, and Novel // ibid. P. 64−91.
166. Ligeti in Conversation with Peter Varnai, Josef Hausler, Claude Samuel and himself. — London: Eulenburg Books, 1983. — 175 p.
167. Lubbock P. The craft of fiction. — N.-Y.: Viking press, 1957. — 274 p.
168. Melese P. Samuel Beckett. — Paris: Editions Seghers, 1966. — 190 p.
169. Postmodern Music / Postmodern Thought. Studies in Contemporary Music and Culture. Vol. 4 / ed. by J. Lochhead and J. Auner. — N.-Y-London: Routledge, 2002. — 372 p.
170. Postmodernism: An international anthology / ed. by W.-D. Kim. — Seoul: Hanshin, 1991. — 700 p.
171. Postmodernity and the question of the other: Human studies. Vol. 16. № 1−2 / ed. by H. Y. Jung. — Kluwer, 1993. — 238 p.
172. Riffaterre M. Fonction du cliche dans la prose litteraire // Riffaterre M. Essais de stylistique structurale. — Paris: Flammarion, 1971. — P. 161−181.
173. Riffaterre M. Le formalism francais // ibid. P. 261−285.
174. Riffaterre M. Les Antimemoires d’Andre Malraux // ibid. P. 286−306.
175. Riffaterre M. Paragramme et signifiance // Riffaterre M. La production du texte. — Paris: Editions du Seuil, 1979. — P. 75−88.
176. Riffaterre M. Semiosis intertextuelle: Du Bellay, «Songe», VII // ibid.P. 113−126.
177. Schneider F. Postmoderne neuste Musik — und wir? // Musik und Gesellschaft. — 1987. — Jg. 37. — H. 8. — S. 394−400.Интернет-ресурсы.
178. Ильин И. Постмодернизм. Словарь терминов. — Янко Слава — Библиотека «Fort/Da»: сайт. URL: http://yanko.lib.ru/books/philosoph/ilyin-book.htm.
179. Караев Ф. Лекция об Инструментальном театре, прочитанная в МГК. Композитор Фарадж Караев: сайт. URL: http://www.karaev.net/tlectioninstrumtheaterr.html.
180. Нилин М. Концептуальная поэзия Ивана Ахметьева. — Александр Левин: сайт. URL: http://www.levin.rinet.rU/FRIENDS/AHMETYEV/index.html#a.
181. Перформансы и акции. — Сайт Андрея Рубцова: сайт. URL: rubtsov.penza.com.ru/chitar/8/perform.htm.
182. Постмодернизм: Энциклопедия / сост. А. Грицанов, М. Можейко.1.folio. Электронная библиотека: сайт. URL: http://www.infoliolib.info/philos/postmod/index.html.
183. Руднев В. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. — Вологодская областная универсальная научная библиотека: сайт. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/slo/var/cul/tur/rud/nev/rudnevv/index.htm.
184. Самиздат века / сост. А. Стреляный, Г. Сапгир, В. Бахтин, Н. Ордынский. — Русская виртуальная библиотека: сайт. URL: http://www.rvb.ru/np/publication/01text/38/03ahmetev.htm.
185. Фриш М. Афоризмы, мысли, фразы. — Aphorism.ru: сайт. URL: http://www.aphorism.ru/author/a983.shtml.
186. Коран. — Фалак. Тафсир и переводы Корана: сайт. URL: http://falaq.narod.ru.
187. Эмили Дикинсон в русских переводах. — Lib.Ru: Библиотека Максима Мошкова: сайт. URL: http://lib.ru/POEZIQ/DIKINSON/stihi.txtНаталья Лайдинен: сайт. URL: http://www.laidinen.ru/women.php?part=36&-letter=Д&-code=-l866.