Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Гонги в музыкальной культуре

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, в данной работе была предпринята попытка раскрыть все грани искусства игры на гонгах со времени их возникновения до наших дней. Широта заявленной темы, с одной стороны, а с другой — необычайное «долголетие» этих инструментов вызвали определенные трудности, потребовавшие детального рассмотрения индивидуальных особенностей гонгов в рамках каждой из многочисленных восточно-азиатских… Читать ещё >

Содержание

  • ЧАСТЬ I. ГОНГ — РЕЛИКТОВЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ НАРОДОВ АЗИИ
  • Глава 1. Из истории гонгов и распространения гонговой музыки в странах
  • Азии
    • 1. 0. происхождении гонгов
    • 2. Особенности изготовления и звучания гонгов
    • 3. Роль гонгов и гонговой культуры в религиозной, государственной и общественной жизни азиатских народов
  • Глава 2. Опыт классификации гонгов
    • 1. Дифференциация видов гонгов по конструктивным признакам
    • 2. Различия тесситуры гонгов и способов звукообразования как классификационные факторы
  • ЧАСТЬ II. ГОНГИ В РАЗЛИЧНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ КУЛЬТУРАХ
  • Глава 1. Гонги в ансамблях народов Азии
  • Глава 2. Место и роль там-тамов и гонгов в европейском оперносимфоническом оркестре
    • 1. К истории использования там-тама в европейском оркестре
    • 2. О соотношении терминов «там-там» и «гонг»
      • 3. 0. специфике использования там-тамов и гонгов в оркестре
  • Глава 3. Художественные функции там-тама и гонга в оперной и симфонической музыке

Гонги в музыкальной культуре (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях глобальной интеграции национальных, культурных, художественных, музыкальных традиций в единой мировой культуре возрастает значение исследования отечественной наукой — музыкознанием, этнографией, культурологией тех явлений, которые, довольно давно проникнув в европейский музыкально-художественный обиход, до настоящего времени остаются мало изученными.

Среди таких явлений одно из наименее исследованных — гонг и игра на гонгах, широко распространенное в культуре народов Юго-Восточной Азии и еще с конца XVIII века вошедшее в оркестровую практику исполнения сочинений композиторов многих стран, в том числе и отечественных авторов.

Гонг, как известно, представляет собой изготовленный из бронзы и имеющий форму круглого диска ударный инструмент, который ныне прочно вошел в состав группы ударных инструментов современного симфонического оркестра и используется в качестве особого семантического средства для звукового выражения или изображения каких-либо исключительных образно-художественных коллизий. Эти особенные функциональные возможности гонга среди других колористических оркестровых средств нуждаются в глубоком исследовании, затрагивающем, прежде всего, вопросы его происхождения, исторического развития и роли в национальных культурах обширного восточно-азиатского региона.

Гонги, принадлежащие к одним из самых древних, наиболее значимых и почитаемых музыкальных инструментов народов Азии, составляют основу их музыкальной инструментальной традиции. Они сформировались в результате длительной эволюции, начавшейся еще в каменном веке, и с того времени считаются сакральными инструментами, в огромной мере воздействующими на мировоззрение людей. Способствуя возвышению священного окружающего пространства бытия, они, в сущности, принадлежат к фундаментальным основам восточно-азиатской культуры.

Традиция использования гонгов исторически распространилась на обширной территории от Индонезии до Японии, где в течение многих столетий они видоизменялись согласно представлениям о звуке каждого из многочисленных народов этого региона. В результате гонги составили обширное семейство, отличающееся исключительным многообразием форм и звуковых качеств. Вместе с тем, в основе всех многочисленных конфигураций гонгов лежит бронзовый диск — форма, выбранная людьми как символ бесконечности и совершенства божественной сущности [171, 268].

Будучи для западной цивилизации неким звуковым символом Юго-Восточной Азии, гонги постепенно заняли определенное место и в европейском музыкальном искусстве — не только в симфонической, оперной, камерной музыке, но также в джазе и даже в роке. Обладая колоссальными колористическими возможностями, гонг, прозвучав порой всего лишь один раз на протяжении целого произведения, может создать в музыке завораживающую мистическую атмосферу. Эта уникальная способность делает его одним из самых впечатляющих звуковых средств оркестра. Изучение природы его выразительных возможностей представляет большой интерес для современной музыкальной науки, а также ряда смежных с ней научных областей — истории культуры, этнографии, лингвистики культурологи и др.

Актуальность темы

исследования. В настоящее время как в современном отечественном, так и в зарубежном музыкознании отсутствуют труды, всесторонне раскрывающие историю, теорию и практику исполнительства на гонгах. Имеется немало других, не изученных еще вопросов, касающихся истории гонгов и практики их использования. В частности, нет ясности в отношении терминологии, связанной с этим инструментом и его разновидностями.

Так, название «гонг» в профессиональном лексиконе часто обозначает целое семейство инструментов самых разнообразных форм, размеров и характеристик звучания, которые подразделяются на две группы — гонги и там-тамы. Используя в партитуре один из этих инструментов, композиторы обозначают его либо как «гонг», либо как «там-там». Однако эти, довольно общие, определения не позволяют определить, какой именно инструмент нужен в том или ином случае, поскольку число их разновидностей чрезвычайно велико. Композиторы же, недостаточно хорошо зная отличительные особенности гонгов и там-тамов, как правило, не указывают в партитурах их параметры, в результате чего во время исполнения порой возникает совершенно иное звучание сравнительно с тем, которое предполагалось автором в процессе создания характерного интонационного образа в музыкальном произведении. Следовательно, очевидна необходимость достаточно конкретного описания всех разновидностей гонгов, присущих им характеристик звучания и способов игры.

Имеются и другие неясности в терминологии, касающейся гонгов. Часто среди иностранных музыкальных терминов, употребляемых для обозначения гонгов, можно встретить такие определения как «gong yavanese» (ит.) или «gong jav.» — (англ.). По-видимому, это связано с тем, что традиционная гонговая музыка, с которой впервые познакомились европейцы, была именно яванского происхождения. В 1889 году на Парижской Международной выставке был представлен ансамбль гамелан с острова Ява. Поэтому долгое время термины гонг и яванский гонг отождествлялись. Однако впоследствии термин «гонг» в Западной Европе стал обозначать любые инструменты этого типа.

С несовершенством понятийного аппарата очевидно связана и скудость сведений о гонгах в отечественной и зарубежной специальной литературе, что, прежде всего, затрудняет изучение их семантики. Между тем, термины и определения, употребляемые в отечественном и зарубежном музыкознании неидентичны восточно-азиатским музыкально-теоретическим понятиям, в результате чего не может быть адекватно понят их смысл. Специальная же терминология для описания различных модификаций гонгов и обозначения особенностей их звучания в европейском музыкознании не разработана. Даже для наиболее употребительного в оперном и симфоническом исполнительстве гонга с г^ентралънъш куполом нет общепринятого названия. Так, искусствовед и культуролог Е. Васильченко называет центральный купол «круглой выпуклостью посередине» [32, 144], а композитор Г. Дмитриев считает яванский гонг «гонгом с бугром» [61, 68]. Естественно, устранение такой неопределенности представляет собой задачу первостепенной важности.

Не решены также вопросы классификации гонгов по всем присущим им признакам и, главное, не раскрыты характеристики звучания разновидностей этих инструментов. В свою очередь недостаток информации об исполнительских приемах игры на гонге и, соответственно, их влиянии на звучание инструмента является причиной часто встречающейся некорректной нотации гонгов в оркестровых партитурах. Например, неясен вопрос исполнения на гонге ряда мелких длительностей, технологии «затухающего» тремоло либо нередко вообще отсутствуют указания о способах звукоизвлечения. В итоге исполнители в поисках необходимого звучания вынуждены самостоятельно искать нужные приемы игры, пытаясь преодолеть несовершенство нотной записи.

Весьма актуальны исследование и классификация художественных функций гонга и там-тама в оперной и симфонической музыке. Принято считать, что там-там применяется лишь в драматических эпизодах музыкальных произведений, однако, этот инструмент, обладая намного большими выразительными возможностями, способен усиливать отражение в музыке самых различных состояний, в том числе раскрывать необычные черты персонажей, имитировать неординарные явления действительности, природные катаклизмы и многое другое. Иначе говоря, функциональные признаки звучания различных видов там-тама и гонга нуждаются в детальном анализе, который может быть положен в основу их видовой классификации.

Кроме того, вырисовывается и другой, историко-культурный круг проблем: из какого языка пришло название «гонг" — что можно считать его исторической родинойкаковы его размеры, форма и объективные параметры звуковысотностикультовый это инструмент или светскийкаков ареал его использованиякаковы приемы исполнения на гонге и чем все же он отличается от там-тама. Аналогичные проблемы касаются и там-тамов. Возникает множество вопросов, например: если там-тамы с древнейших времен использовались как ритуальные инструменты Китая и Дальнего Востока, каким образом сам термин «там-там» был заимствован из языков Индиипочему гонги и там-тамы изготавливаются из одного и того же материала, а их звуковые свойства кардинально различаются. Например, у гонгов звуки имеют определенную высоту, а у там-тамов звуковысотной определенности нет. Не ясно, от чего это зависит.

Таким образом, назрело исследование гонгов и их многочисленных разновидностей в самых различных аспектах, что позволит решить многие неясные вопросы инструментоведения и современной оркестровой практики, связанные с инструментами данного типа. Этим и определяется актуальность настоящего диссертационного исследования.

Степень изученности проблемы. Гонги и гонговая музыка как особый феномен музыкальной культуры еще не были объектом специального изучения, поскольку ни в отечественном, ни в западном музыкознании не существует работ, в которых были бы рассмотрены исторический, теоретический и практический аспекты исследования этих инструментов и дана их исчерпывающая характеристика. Имеются лишь три диссертационные работы, где в различной мере рассматриваются некоторые вопросы, относящиеся к гонговой культуре народов Юго-Восточной Азии. Так, в культурологической диссертации Е. В. Васильченко [35] (1997 г.) «Культура звука в традиционных восточных цивилизациях (Ближний и Средний Восток, Южная Азия, Дальний Восток, Юго-Восточная Азия)» исследовалась лишь одна — важнейшая — сторона проблемы — феномен магии звучания гонгов в сравнении со звуковыми феноменами других восточных культур. Содержащиеся в данной работе материалы способствовали выяснению природы этого феномена и причин его проникновения в европейское музыкальное искусство.

В диссертации А. Г. Алябьевой [6] (1999 г.), посвященной исследованию традиционных индонезийских ансамблей гамелан, были заострены вопросы семантического значения звуковысотной составляющей их звучания. А в диссертационной работе Лэу Тхи Ким Тханя [150] (1996 г.) рассматривались только гонговые ансамбли Вьетнама. Таким образом, в отечественном музыкознании еще не было исследования, полностью посвященного разностороннему изучению гонгов и искусства игры на них.

Некоторые сведения по интересующим нас вопросам мы нашли в трех отечественных монографиях, посвященных общей проблематике современного состояния ударных музыкальных инструментов и особенностям их использования в современном оркестре (Г.Дмитриев [61], 1973 г.- А. Панаиотов [119], 1973 г.- Э. Денисов [59], 1982 г.). Однако имеющиеся в этих работах статьи о гонге и там-таме содержат лишь самую общую информацию об этих инструментах и не касаются вышеуказанных проблем, нуждающихся в специальном исследовании.

Краткие и разрозненные сведения о гонгах даются также в учебниках по инструментоведению, оркестровке, энциклопедических и справочных изданиях, небольших брошюрах и статьях, посвященных различным явлениям культуры Юго-Восточной Азии. Однако эти сведения часто носят субъективный характер и нередко противоречат друг другу. Так, в статье «Гонг», помещенной в «Музыкальной энциклопедии» (т. 1, кол. 1056), помимо ряда неверных сведений о происхождении и распространении инструмента, ничего не сказано об уникальной специфике его тембра и роли в восточных культурах. С развитием компьютерных технологий некоторая информация о гонгах стала появляться в сети Интернет, что позволило использовать ее в данной работе в качестве необходимого фактологического материала.

Первые упоминания о гонгах в зарубежном музыкознании связаны с именем французского композитора Г. Берлиоза, посвятившего особенностям их звучания небольшой абзац «Тамтам» в «Большом трактате о современной инструментовке и оркестровке» [20] (1844 г.). Столь же краткая информация о гонгах дана в иностранных пособиях по инструментоведению Ш. Видора и Ф. Геварта. Из отечественных авторов внимание там-таму первым уделил Н. Римский-Корсаков, который в «Основах оркестровки» описал его в главе «Ударные и звенящие без определенного звука». Композитор определил этот инструмент, как «неспособный к участию в мелодии или гармонии», применимый «только лишь ритмически», причислив его к разряду «украшающих инструментов» [126]. Общие и лаконичные высказывания о гонге и там-таме имеются в аналогичных руководствах советского периода (Д. Рогаль-Левицкий, М. Чулаки).

Подобная краткость имеющихся сведений о гонгах обусловлена неадекватностью восприятия восточно-азиатского искусства европейским человеком, что неоднократно отмечалось в специальной литературе. Объясняется это не только огромной разницей цивилизаций, которая, проявляясь во всех сферах жизни, прежде всего, связана с религиозностью и многоконфессио-нальностью населения, устной формой передачи музыкальных традиций и особыми взглядами на творчество. Ибо в отличие от европоцентристской секуляризированной установки художественное мышление народов Юго-Восточной Азии во всех слоях общества до сих пор, как и в далеком прошлом, основано на мифологии, религии и обрядовости.

Цель диссертационной работы — комплексное изучение гонгов, их места и роли в восточных культурах, использования в европейской оркестровой музыке в историческом, теоретическом и практическом ракурсах.

Объект исследования — бытование гонгов в традиционной культуре стран Востока и их использование в европейской профессиональной музыке.

Предмет исследования — происхождение, историческая эволюция, особенности изготовления и бытования различных видов гонгов (там-тамов) в национальных культурах стран Юго-Восточной Азии, функции и специфика их использования в европейской профессиональной музыке — оперной и симфонической.

Цель, объект и предмет диссертации выдвигают следующие исследовательские задачи:

1) изучить происхождение, эволюцию, процесс распространения, место и значение гонгов в культурной и общественной жизни народов Юго-Восточной Азии;

2) классифицировать различные виды гонгов в определенной системе функциональных признакови.

3) проанализировать и сравнить способы звукоизвлечения на гонгах различной модификации;

4) рассмотреть художественно-образные функции звучания гонгов в оперной и симфонической музыке;

5) упорядочить терминологический аппарат, обозначающий различные виды гонгов и там-тамов, а также уточнить названия их конструктивных элементов.

В диссертации использованы следующие методы исследования:

1) анализ и обобщение литературных данных о происхождении гонгов, распространении и роли гонгов в восточных культурах, специфике изготовления и звучания различных видов гонгов;

2) сравнение и систематизация терминологии, относящейся к разновидностям гонгов и там-тамов, их использованию в восточных культурах и профессиональной музыке;

3) анализ оркестровых партитур и обобщение практического опыта использования там-тамов и гонгов в сочинениях зарубежных и отечественных композиторов XIX—XX вв.еков;

4) классификация художественных функций там-тамов и гонгов в современной оперной и симфонической музыке, других видах музыкального исполнительства.

География изучения гонгов в настоящем исследовании охватывает обширную территорию, простирающуюся от Индонезии до Японии. Это — Индия, Китай, Монголия, Корея, страны Юго-Восточной Азии. В данном регионе общим является отношение к инструментам семейства гонгов как к свя-гценньш предметам, наделенным сверхъестественными свойствами и потому в большой степени определяющим здоровье и благополучие владельца инструмента и, в конечном счете, всего общества. Поэтому гонг рассматривается как доминирующий предмет в обрядах и религиозной жизни, а также считается главным инструментом в национальной музыкальной культуре. В связи с рассмотрением гонговой культуры в широком историческом плане в пространство ее исследования попадают также Персия и Месопотамия, поскольку именно в этих древних странах был изобретен бронзовый сплав — материал, из которого изготавливаются гонги.

Методологической основой диссертации является комплексный подход к изучению гонгов, места и роли их бытования в культуре стран Востока и европейском музыкальном искусстве. Среди основных источников диссертации — фундаментальные исследования отечественных и зарубежных музыковедов — Б. Асафьева, И. Барсовой, JI. Мазеля, В. Медушевского, Е. Назайкинского, Ю. Рагса, А. Соколова, В. Цуккермана и др.

Ценными источниками явились работы, в которых авторы в той или иной мере затрагивали вопросы истории возникновения и развития гонгов, анализа гонговой музыки. Это труды А. Алябьевой, Д. Блэйдса, Е. Васильченко, В. Голубева, М. Есиповой, В. Мальма, Дж. Михайлова,.

A. Мухлинова, М. Тензера, JI. Т. К. Тханя, М. Худа, Я. Чеснова и др. Также были использованы важные данные, содержащиеся в практических руководствах и учебниках по инструментоведению и инструментовке Г. Берлиоза, С. Василенко, А. Веприка, Ф. Геварта, Э. Гиро, К. Закса, А. Карса, Д. Клебанова, Н. Римского-Корсакова, Д. Рогаль-Левицкого, М. Чулаки и др.

Комплексный подход к изучению гонгов и гонговой музыки потребовал расширения источников — обращения к смежным с музыкознанием областям науки, таким как искусствоведение, культурология, история культуры, востоковедение, этнография, а также философия, лингвистика и др. (труды П. Гринцера, И. Еоляна, Г. Матюшина, С. Токарева, Н. Чебоксарова,.

B. Штайна и др.).

Важная информация была почерпнута из монографии голландского исследователя Я. Кюнста «Музыка на Яве», посвященной изучению богатейшего музыкального наследия, в частности, гонгового искусства — значительнейшей части яванской культуры.

Научная новизна работы состоит в том, что она является первым в отечественном музыкознании опытом комплексного исследования гонгов и их бытования в восточной и западной музыкальных культурах. Здесь впервые обобщены различные сведения по истории гонгов и там-тамов, даны их описания и характеристики звучания, рассмотрены приемы игры, разработана классификация гонгов по конструктивным особенностям и звуковым характеристикам. В работе впервые раскрыты и систематизированы художественные функции там-тамов и гонгов в профессиональной оркестровой музыке зарубежных и отечественных композиторов.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть использованы в различных областях музыкальной науки: истории русской и зарубежной музыки, истории музыки стран Азии, в инструменто-ведении и теории оркестровки, музыкальной акустике, теории музыки, в музыкальной этнографии и фольклористике, а также в соответствующих учебных курсах высших и средних музыкальных учебных заведений. Материалы работы могут служить ценным источником информации о гонгах и там-тамах для музыковедов, композиторов, дирижеров и исполнителей на ударных инструментах, а также при разработке методики игры на инструментах данного типа.

Апробация работы. Основные положения диссертации были апробированы на региональной научно-творческой конференции аспирантов и студентов «Проблемы культуры и искусства в мировоззрении современной молодежи: преемственность и новаторство» (17.04.2003, г. Саратов) — на посвященных Б. Л. Яворскому научных чтениях «Проблемы художественного творчества» (25−26.11.2003, г. Саратов) — на Международной научно-практической конференции «Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития» (16−17.11.2006, г. Астрахань). По материалам диссертации имеется семь публикаций, в том числе авторская брошюра «Гонги: история и современность» и две статьи, помещенные в реферируемых научных изданиях.

Диссертация неоднократно обсуждалась на кафедре истории и теории исполнительского искусства, музыкальной педагогики Магнитогорской государственной консерватории (академии) имени М. И. Глинки и была рекомендована к защите.

Структура диссертации. Работа состоит из Введения, двух частей, включающих пять глав, содержащих восемь параграфов, Заключения и списка литературы, а также Приложения, в котором содержатся иллюстрации и нотные примеры. Общий объем диссертации составляет 249 страниц.

ВЫВОДЫ.

1. Ансамбли гонгов у различных восточно-азиатских народов поражают огромным разнообразием, как в развитии национальных традиций, так и в своей художественной направленности. Несмотря на разнообразие инструментария, гонги и барабаны являются основой всех составов музыкальных ансамблей этих народов.

Наибольшего развития гонговая музыка достигла на островах Индонезии — Ява и Бали. Многочисленные виды ансамблей можно разделить на четыре основные типологические группы по их составу и характеру звучания.

2. В западноевропейском музыкознании и инструментоведении различие терминов «гонг» и «там-там» отражает особенности формы рабочей поверхности этих инструментов, а также высотность их звучания и тембра. С момента появления в европейской музыке там-там сразу же приобрел репутацию инструмента, вызывающего ужас, и сохраняет ее до сих пор. Данное представление о роли там-тама в симфонической, оперной и балетной музыке является, на наш взгляд, довольно поверхностным и нуждается в пересмотре, поскольку идет вразрез «.с весьма глубинной спецификой европейской музыки нового времени» [68].

В действительности там-там — незаменимый инструмент оркестра, способный решать разноплановые художественные задачи. Его использование открывает безграничные возможности решения образных ассоциаций, которые были осознаны композиторами далеко не сразу. Долгое время в науке об инструментовке господствовало предложенное Берлиозом положение об исключительно трагедийном предназначении там-тама. Однако многогранный звук этого инструмента не мог бесконечно использоваться в столь узких рамках, из которых он все-таки вырвался и расцвел на почве все возрастающего интереса к оркестровым тембрам.

3. Уникальной особенностью там-тама является его способность органично вписываться в музыкальную ткань произведений, совершенно различных по содержанию, а также стилю, оркестровке, фактуре и другим выразительным средствам, не изменяя при этом своих звуковых качеств. Подобная универсальность звучания там-тама предопределила необходимость изучения его влияния на восприятие художественного текста музыкальных произведений. В итоге на основе анализа наиболее известных случаев применения этого инструмента в оперной и симфонической музыке постепенно удалось выделить девять художественных функций там-тама и гонга. Приведенное в главе подробное описание их характеристик поможет композиторам грамотно применять эти инструменты в своих сочинениях, создавать яркие образы и настроения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование прояснило историческое происхождение и значение игры на гонгах в культуре народов Азии, причины и факторы их проникновения в европейское музыкальное искусство. Показана теснейшая связь гонгов с ритуально-магическими обрядами восточно-азиатских народов, обусловившая их широкое распространение в качестве сакрального носителя древнейшей культурной информации. Доказано, что подобная роль гонгов была обусловлена органическим соответствием существовавшей у азиатских народов пантеистической картине мира реального и, одновременно, религиозным представлениям людей той эпохи о мире потустороннем.

Подробно описанные технология и ритуал изготовления гонгов представлены как органический компонент азиатской гонговой культуры, неотделимой от трактовки гонга и композиций для него как одушевленных существ, что может расцениваться в качестве объяснения его особой функциональной роли среди средств интонационной выразительности европейского оркестра.

Тому же послужило и постепенное формирование в массовом сознании азиатских народов отношения к гонгу как своего рода посреднику между человеком и божеством, а также его утверждение в ритуале придворного музицирования. Прослежено, как эти процессы в развитии гонга и гонговой культуры постепенно переходили из любительских и обрядовых форм музицирования в разряд профессионального искусства.

Осуществленный в исследовании разносторонний анализ обширного семейства гонгов по внешним признакам (форме, комплектности и расположению в пространстве) и звуковым характеристикам (наличие либо отсутствие звуковысотной определенности, громкостно-динамический потенциал, феномен тембрового многообразия и др.) позволил осмыслить факторы, обусловившие широкое применение искусства игры на гонгах не только в историческом прошлом и настоящем азиатской культуры, но и в европейской оркестровой музыке. При этом подчеркнута роль совершенного владения техникой игры, а также творческого подбора средств звукоизвлечения на гонге.

Важным открытием в настоящем исследовании стало отличие средств и способов звукоизвлечения на гонгах в азиатской и европейской музыкальной практике. Если в странах Азии наибольшее развитие получила традиционная техника игры на горизонтальных гонгах с определенной звуковысотой, то в европейской музыке, напротив, более востребованным оказался там-там, разновидность гонга с неопределенной высотой звучания. В игре на там-таме со временем применялись все более изощренные способы звукоизвлечения, что объясняется стремлением композиторов второй половины XX века достичь феноменальных звуковых красок и, в целом, их общей устремленностью к сонорным эффектам.

В работе осуществлен обзор современного бытования гонгов и развития гонговой культуры в различных странах Азии, дан обстоятельный анализ национальных ансамблей с участием гонгов, поражающих, особенно на индонезийских островах Ява и Бали, своим огромным разнообразием и богатством художественным возможностей.

В диссертации раскрыт процесс постепенного преодоления односторонней — трагедийной — трактовки художественных возможностей там-тама в европейской музыке. Обосновано, что на почве возрастающего в европейской музыкальной культуре интереса к обогащению оркестровых тембров там-там ныне утвердился как независимый инструмент оркестра, способный решать многоплановые художественные задачи.

В результате анализа различных примеров использования гонгов и тамтамов в оперной и симфонической музыке выделены девять основных художественно-образных функций этих инструментов, которые могут образовывать и более сложные, составные комплексы. Среди них есть и такие, которые недостижимы при помощи сочетания других инструментов оркестра. Речь, в частности, идет об особо выделенной в работе программносимволической сверхфункции, при помощи которой можно выразить такие явления, как бездна, бесконечность пространства и времени и им подобные. Поэтому уместно считать, что гонги, благодаря своему уникальному тембру, способны существенно расширить пространство выразительных возможностей музыки.

Таким образом, в данной работе была предпринята попытка раскрыть все грани искусства игры на гонгах со времени их возникновения до наших дней. Широта заявленной темы, с одной стороны, а с другой — необычайное «долголетие» этих инструментов вызвали определенные трудности, потребовавшие детального рассмотрения индивидуальных особенностей гонгов в рамках каждой из многочисленных восточно-азиатских традиций. В результате гонги предстали инструментами, аккумулирующими культурные дости- < жения различных народов Юго-Восточной Азии и формирующими вокруг себя особое «культурное пространство», включая религию, философию, со- -циальные отношения, искусство, а также различные технические достижения. Такое взаимодействие центростремительной и центробежной направленности настоящего исследования — от музыкально-культурных явлений к инструментам и обратно от особенностей разновидностей гонгов к их применению в социально-культурной практике позволило, в конечном счете, представить гонги и искусство игры на них в качестве уникального феномена мировой музыкальной культуры.

В то же время некоторые насущные вопросы в данной работе были лишь частично затронуты. Будущим исследователям предстоит уделить внимание проблеме гармонического сочетания звуковых особенностей там-тама с общим оркестровым звучанием. Первостепенной задачей также представляется унификация существующих в настоящее время терминологических обозначений гонгов и элементов гонговой культуры. Проблема терминологии гонгов, с нашей точки зрения, правомерно вынесена за пределы данной работы. Однако предложенные здесь варианты терминов могут способствовать заполнению существующих пробелов. Поэтому хотелось бы надеяться, что намеченный понятийный ряд приживется в отечественном музыковедении и оркестровой практике. В ходе исследования также возникли вопросы о целесообразности применения к гонговому искусству таких музыкальных терминов, как «период», «полифония», «тема» и даже «концерт». Совершенствование специальной терминологии в области искусства игры на гонгах должно ответить и на эти вопросы, что позволит в дальнейшем корректно проводить анализ любого музыкального текста восточно-азиатского происхождения.

Поскольку устойчивой тенденцией развития музыкального мышления в XXI веке стали сакральные представления о звуках, их особом воздействии на все живое, прослеживается определенная интеграция западноевропейского искусства и восточных традиций. Так, гонги сегодня используются по всему миру с целью медитации, достижения состояния просветления духа и сознания, погружения в другое пространство и время.

Иными словами, в русле указанного сближения культур Востока и Запада гонгам возвращается их изначальный мистический статус. В этой связи ученым разных специальностей еще предстоит выяснить, по какой необъяснимой причине звук гонга создает ощущение единства со всей Вселенной, почему его хочется слушать бесконечно.

Возможно, что в будущем, в результате научного прогресса, состав сплава и технология производства гонгов будут изменены. Вероятно, появятся и новые, оригинальные инструменты этого типа, которые будут звучать по-иному. Но те гонги, которые когда-то звучали в древних храмах, ныне завоевали прочное место в современном симфоническом оркестре. Поэтому каждый раз, обращаясь к ним, важно помнить о колоссальной «культурной энергетике» этих инструментов, которые старше египетских пирамид. Их могучий тембр, словно рожденный в недрах Земли или в космических далях, живет в подсознании каждого из нас с глубокой древности. И он всегда, как и много столетий назад, будет покорять людей своим величием.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н. И. Симфоническая партитура: Вопросы практической оркестровки / Н. И. Агафонников. — 2-е изд. — Л.: Музыка, 1981. — 196 с.
  2. , И. Музыкальная акустика : учебник / И. Алдошина, Р. Притгс. — СПб.: Композитор, 2006. — 720 с. ISBN 5−7379−0298−6.
  3. , И. 3. Музыкальные инструменты Индии / ИЗ. Алендер. — М.: Наука, 1979. —54 с.
  4. , А. Г. Проблемы звуковысотности и семантики в традиционной индонезийской музыке (гамелан и тембанг мачапат): дис.. канд. искусствоведения: 17.00.02 / Алябьева Анна Геннадиевна. — Новосибирск, 1999. — 194 с.
  5. , Б. И. Практическое пособие по инструментовке / Б. И. Анисимов. — 2-е изд. — Л.: Музыка, 1979. — 272 с.
  6. Антология традиционной вьетнамской мысли, X — начало XIII вв. :
  7. Перевод. / Рос. акад. наук. Ин-т философии. — М.: ИФРАН, 1996. — 288 с. — ISBN 5−201−1 886−6.
  8. Археология зарубежной Азии / Г. М. Бонгард-Левин, Д. В. Деопик, А. П. Деревянко и др. — М.: Высш. шк., 1986. — 359 с.
  9. , Б. В. Книга о Стравинском / Б. В. Асафьев. — Л.: Музыка, 1977. —280 с.
  10. , Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. — М.: Музыка, 1971. — 376 с.
  11. , Б. В. О балете / Б. В. Асафьев. — М.: Музыка, 1974. — 296 с.
  12. , Б. В. О музыке XX века / Б. В. Асафьев. — Л., 1982. — 200 с.
  13. , Б. В. О симфонической и камерной музыке / Б. В. Асафьев. — Л.: Музыка, 1981. — 216 с.
  14. , Б. В. Русская музыка: XIX век и начало XX века / Б. В. Асафьев. — 2-е изд. — Л.: Музыка, 1979. — 344 с.
  15. , Г. Г. Балийская мифология / Г. Г. Бандиленко // Мифы народов мира: энциклопедия / гл. ред. С. А. Токарев. — М.: Сов. Энциклопедия, 1987. — Т. 1. — С. 151—152.
  16. , И. А. Книга об оркестре / И. А. Барсова. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1978. —208 с.
  17. , И. Симфонии Густава Малера / И. Барсова. — М.: Сов. композитор, 1975. — 495 с.
  18. , П. Покорение человеком Тихого океана / П. Беллвуд — пер. с англ: В. Петрухина, М. Полонской, В. Шнирельмана. — М.: Наука, 1986. —523 с.
  19. , Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке / Г. Берлиоз. — М.: Музыка, 1972. — Ч. 2. — 529 с.
  20. Бетховен. Мейербер. Глинка. Даргомыжский. Серов: Биогр. повествования / сост., общ. ред. Н. Ф. Болдырева. — Челябинск: Урал LTD, 1998. — 520 с. — ISBN 5−88 294−082−6.
  21. , Г. И. История симфонического оркестра / Г. И. Благодатов. — JI.: Музыка, 1969. — 312 с.
  22. , М. Ш. Анализ музыкальных произведений: структуры тональной музыки: учеб. пособие для студ. вузов / М. Ш. Бонфельд. — М. :ВЛАДС>С, 2003. — Ч. 1.— 256 е. —ISBN 5−691−1 039−5.
  23. , Н. В. Календарь / Н. В. Брагинская // Мифы народов мира: энциклопедия / гл. ред. В. Г. Панов. — М.: Сов. Энциклопедия, 1991. — Т. 1. — С. 612—615.
  24. , Ю. С. Краткий музыкальный словарь для учащихся / Ю. С. Булучевский, В. С. Фомин. — 1-е изд. — JI.: Музыка, 1984. — 216 с.
  25. , С. Н. Инструментовка для симфонического оркестра / С. Н. Василенко. — М.: Госмузиздат, 1959. — Т. 2. — 124 с.
  26. , JI. С. История Востока : в 2 т. / JI. С. Васильев. — М.: Высшая школа, 2005. — Т. 1: Учебник для студентов вузов. — 512 с. — ISBN 5−06−4 593−5.
  27. , Н. В. Мифическое и мифологическое пространство — время в контексте синергетики / Н. В. Васильева // Синергия культуры: Труды Всероссийской конференции / под. ред. А. В. Волошинова. — Саратов: Изд-во СГТУ, 2002. — С. 155—159.
  28. , Н. В. Сакральное пространство — время в музыке / Н. В. Васильева // Культура и человек в современной картине мира: межвуз. науч. сб. по материалам Всероссийских Аскинских чтений. — Саратов: Юл, 2001. —С. 109—111.
  29. , Е. В. Вьетнама музыка / Е. В. Васильченко // Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1991. — С. 118—119. — ISBN 5−58 270−033−9.
  30. , Е. В. Вьетнамский театр / Е. В. Васильченко // Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1980. — Т. 5. — Стб. 500—501.
  31. , Е. В. Гонг / ЕВ. Васильченко // Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1991. — С. 144. — ISBN 5−58 270−033−9.
  32. , Е. В. Китая музыка / Е. В. Васильченко // Музыкально—энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1991. — С. 250—251. — ISBN 5−58 270−033−9.
  33. , Е. В. Кореи музыка / Е. В. Васильченко // Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1991. — С. 289. — ISBN 5−58 270−033−9.
  34. , Е. В. Таиланда музыка / Е. В. Васильченко, Дж. Михайлов // Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю. В. Келдыш.
  35. М.: Советская энциклопедия, 1980. — Т. 5. — Стб. 383—386
  36. , Е. В. Тибета музыка / Е. В. Васильченко // Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1991. — С. 544. — ISBN 5−58 270−033−9.
  37. , Е. В. Шри Ланки музыка / Е. В. Васильченко, Дж. Михайлов // Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю. В. Келдыш.
  38. М.: Советская энциклопедия, 1980. — Т. 5. — Стб. 406—408.
  39. , Е. В. Юго-Восточной Азии музыка / Е. В. Васильченко // Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1991.— С. 661—662. — ISBN 5−58 270 033−9.
  40. , А. Трактовка инструментов оркестра / А. Веприк. — М.: Госмузиздат, 1961. — 297 с.
  41. , А. М. Очерки по вопросам оркестровых стилей / А. М. Веприк. — 2-е изд. — М.: Сов. композитор, 1978. — 125 с.
  42. , А. М. Трактовка инструментов оркестра / А. М. Веприк. — 2-е изд. — М.: Музгиз, 1961. — 300 с.
  43. , Ш. М. Техника современного оркестра / Ш. М. Видор. — М.: Музгиз, 1938. —487 с.
  44. , Н. Искусство Дальнего Востока / Н. Виноградова, Н. Николаева. —М.: Прогресс, 1979. — 148 с.
  45. , Ф. Е. Очерки по искусству оркестровки XIX века / Ф. Е. Витачек. — М.: Музыка, 1978. — 151 с.
  46. , С. В мире музыкальных инструментов / С. Газарян. — М.: Просвещение, 1989. — 192 с.
  47. , Р. Б. Гонг / Р. Б. Галайская // Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю. В. Келдыш. — М.: Сов. Энциклопедия, 1981. — Т. 1. — Стб. 1056.
  48. , Ф. Новый курс инструментовки / Ф. Геварт — пер. Н. Арса. — М.: Лейпциг, 1913. — 465 с.
  49. , А. Оперный словарь / А. Гозенпуд. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Композитор, 2005. — 632 с. — ISBN 5−7379−0235−8.
  50. , А. Миф и символ / А. Голан. — М.: Русслит, 1994. — 375 с.
  51. , Л. Джакомо Пуччини / Л. Данилевич. — М.: Музыка, 1969. —455 с.
  52. , Г. Книга о музыке / Г. Дарваш — пер. с венг. — М.: Музыка, 1983. —446 с.
  53. , Л. М. Остров Бали / Л. М. Демин. — М.: Наука, 1964. — 304 с.
  54. , Э. Ударные инструменты в современном оркестре / Э. Денисов. — М.: Музыка, 1982. — 256 с.
  55. , Л. Сунь-цзы: искусство войны / Л. Джайлс — пер. с англ. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 288 с. — ISBN 5−222−2 896−8.
  56. , Г. П. Ударные инструменты: трактовка и современное состояние / Г. П. Дмитриев. — М.: Музыка, 1973. — 136 с.
  57. , В. Оливье Мессиан / В. Екимовский. — М.: Сов. композитор, 1987. —304 с.
  58. , И. Р. Традиционная музыка Арабского Востока : исследование / И. Р. Еолян. — М.: Музыка, 1990. — 240 с.
  59. , М. Об общих принципах развертывания композиции в японской музыке высокой традиции / М. Есипова // Внеевропейские музыкальные культуры: вопросы изучения традиций. — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1988. — С. 85—102.
  60. , М. В. Колокола Восточной Азии — их функции и семантика / М. В. Есипова // Колокола: история и современность / сост. Ю. В. Пухначев. — М.: Наука, 1993. — 288 с. — ISBN 5−02−12 745−0.
  61. , В. В. Путь к новым звуковым мирам / В. В. Задерацкий // Музыкальная культура сегодня: Фестиваль Федеративной республики Германия. — Мюнхен, 1989. — С. 25—36.
  62. , К. Современные оркестровые музыкальные инструменты / К. Закс. — М.: Госмузиздат, 1932. — 124 с.
  63. , Н. Н. Общий курс инструментоведения / Н. Н. Зряковский. — М.: Музыка, 1976. — 479 с.
  64. Индонезия, Малайзия, Филиппины: сб. материалов по культуре Ну-сантары. 1994/95 акад. год. — СПб.: Прогресс, 1995. — 76 с.
  65. История Вьетнама / под ред. С. А. Мхитаряна. — М.: Наука, 1983. — 343 с.
  66. История зарубежной музыки. XX век: учеб. пособие / сост. и общ. ред. Н. А. Гавриловой. — М.: Музыка, 2005. — 576 с. — ISBN 5−71 400 311-Х.
  67. История отечественной музыки второй половины XX века: учебник / отв. ред. Т. Н. Левая. — Спб.: Композитор, 2005. — 556 с. — ISBN 57 379−0277−3.
  68. Итс, Р. Ф. Этническая история Юго-Восточной Азии / Р. Ф. Итс. — Л., 1972. —331 с.
  69. , JI. П. Содержание музыкального произведения в контексте художественной культуры : учеб. пособие / Л. П. Казанцева. — Астрахань: ГПАО ИПК «Волга», 2005. — 112 с.
  70. Календарные обычаи и обряды народов Юго-Восточной Азии: Годовой цикл / А. Н. Лескинец и др. — отв. ред.: Р. Ш. Джарылгасинова, М. В. Крюков — Рос. акад. наук. Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — М.: Наука, 1993. — 364 с.
  71. , А. История оркестровки / А. Каре — пер. с англ. — М.: Музыка, 1989. — 304 с. — ISBN 5−7140−0125−7.
  72. , Д. JI. Искусство инструментовки / Д. Л. Клебанов. — Киев: Муз1чна Украша, 1972.
  73. Книга о музыке / ред.-сост.: Г. Головинский, М. Ройтерштейн. — М.: Сов. композитор, 1975. — 333 с.
  74. , В. Значение внеевропейских культур для музыки XX века / В. Конен // Музыкальный современник. — М., 1973. — Вып. 1. — 188 с.
  75. , В. Д. Очерки по истории зарубежной музыки / В. Д. Конен. — М.: Музыка, 1997. — 640 с. — ISBN 5−7140−0648−8.
  76. , В. Д. Театр и симфония (роль оперы в формировании классической симфонии) / В. Д. Конен. — Изд. 2-е. — М.: Музыка, 1974. — 376 с.
  77. , Н. Запад и Восток : статьи / Н. Конрад. — 2-е изд. — М.: Наука, 1972. — 197 с.
  78. , Ю. А. Выразительность и изобразительность музыки / Ю. А. Кремлев. — М.: Госмузиздат, 1962. — 52 с.
  79. , Ю. А. Очерки по эстетике музыки / Ю. А. Кремлев. — 2-е изд. — М.: Сов. композитор, 1972. — 272 с.
  80. , С. С. У истоков индонезийской культуры: яванская культурная традиция XVIII — XX веков / С. С. Кузнецова. — М.: Наука, 1989. — 198 с.
  81. Культура народов Океании и Юго-Восточной Азии / отв. ред. Мыльников А. С. — СПб., 1995. — 237 с.
  82. , К. М. Школа игры на ударных инструментах / К. М. Купинский. — М.: Музыка, 2000. — 206 с. — ISBN 5−7140−9 185.
  83. , Б. В. Рихард Вагнер / Б. В. Левик. — М.: Музыка, 1978. — 447 с.
  84. , Д. Фэн-Шуй и энергетика вашего дома / Д. Линн. — М.: Аст, 2001. — 320 с. — ISBN 5−17−7 240−6.
  85. , Л. А. Вопросы анализа музыки / Л. А. Мазель. — М.: Музыка, 1978. —351 с.
  86. , Л. А. Статьи по теории и анализу музыки / Л. А. Мазель. — М.: Сов. композитор, 1982. — 327 с.
  87. , Л. И. Таблицы по инструментоведению / Л. И. Мальтер. — М.: Музыка, 1966. — 96 с.
  88. , В. М. Первые цивилизации / В. М. Массон. — Л.: Наука, 1989. — 275 с. — ISBN 5−02−2 724 344.
  89. , Г. Н. Смена культур цивилизации и экологический кризис / Г. Н. Матюшин. — М.: Наука, 1994. — 304 с.
  90. , В. В. Интонационная форма музыки : исследование / В. В. Медушевский. — М.: Композитор, 1993. — 268 с. — ISBN 585 285−075−6.
  91. , К. Дмитрий Шостакович: Жизнь, творчество, время / К. Мейер — пер. Е. Гуляевой. — СПб.: Композитор, 1998. — 559 с. — ISBN 5−7379−0043−6.
  92. Мелик-Пашаева, К. Л. Творчество О. Мессиана / К. Л. Мелик-Пашаева. — М.: Музыка, 1987. — 208 с.
  93. Музыкальный словарь Гроува / ред.: Е. Д. Богданова, М. А. Осипов. — 2-е изд., исп. и доп. Пер. с англ. — М.: Практика, 2007. — 1103 с. — ISBN 5−89 816−064−7.
  94. , А. Музыкальные инструменты / А. Модр. — М.: Госмузиздат, 1959. —240 с.
  95. Музыкальная эстетика стран Востока / под ред. В. Шестакова. — М., 1967. —263 с.
  96. Музыкальные инструменты мира / пер. с англ. Т. В. Лихач. — Минск: Попурри, 2001. — 320 с. — ISBN 985−438−554-Х.
  97. , Дж. Размышления об универсальной терминологии в музыке / Дж. Михайлов // Проблемы терминологии в музыкальных культурах Азии, Африки и Америки. — М., 1990. — 276 с.
  98. , И. Ф. Искусство Индонезии с древнейших времен до конца XV века / И. Ф. Муриан. — М.: Искусство, 1981. — 260 с.
  99. , А. И. Происхождение и ранние этапы этнической истории вьетнамского народа / А. И. Мухлинов. — М.: Наука, 1977. — 229 с.
  100. , Е. В. Звуковой мир музыки / Е. В. Назайкинский. — М.: Музыка, 1988. — 254 с. — ISBN 5−7140−1202-Х.
  101. , Е. В. Логика музыкальной композиции / Е. В. Назайкинский. — М.: Музыка. 1982, — 319 с.
  102. , Е. В. О динамических возможностях современного симфонического оркестра / Е. В. Назайкинский // Применение акустических методов исследования в музыкознании. — М.: Музыка, 1964.1. С. 101—130.
  103. , Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. — М.: Музыка, 1972. — 381 с.
  104. , Е. В. Понятия и термины теории музыки // Методологические проблемы музыкознания / Е. В. Назайкинский. — М., 1987.1. С. 151—177.
  105. , Е. В. Стиль и жанр в музыке : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Назайкинский. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 248 с. — ISBN 5−691−1 045-Х.
  106. , И. Пути взаимодействия (о взаимообогащении музыкальных национальных культур) / И. Нестьев // Советская музыка на современном этапе: статьи и интервью / сост. Н. Шахназарова, Г. Головинский. — М.: Сов. композитор, 1981. — С. 8—41.
  107. , Н. И. Вьето-Мыонгская мифология / Н. И. Никулин // Мифы народов мира: энциклопедия / гл. ред. С. А. Токарев. — М.: Сов. Энциклопедия, 1987. — Т. 1. — С. 254—256.
  108. , Кв. Исполнитель в изменяющемся обществе / Кв. Нкетия // Музыка народов Азии и Африки. — М.: Сов. композитор, 1984.— Вып. 4. —С. 275—283.
  109. , Е. С. Шаманская мифология / Е. С. Новак // Мифы народов мира: энциклопедия / гл. ред. С. А. Токарев. — М.: Сов. Энциклопедия, 1987. — Т. 2. — С. 638.
  110. , А. Л. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации / А. Л. Оппенхейм. — 2-е изд. — пер. с англ: М. Н. Ботвинника. — М.: Наука, 1990. — 319 с. — ISBN 5−02−16 582−4.
  111. Оркестр. Сборник статей и материалов в честь Инны Алексеевны Барсовой / редкол.: Г. И. Лыжов, Д. Р. Петров, С. И. Савенко. — М.: Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2002. — 427 с. — ISBN 5−89 598−113−5.
  112. , Т. Рождение музыкальных инструментов (Из истории Ленинградского производственного объединения по изготовлению музыкальных инструментов): очерки / Т. Отюгова, А. Галембо, И. Гурков. — Л.: Музыка, 1986. — 192 с.
  113. , А. Н. Ударные инструменты в современном оркестре /
  114. A. Н. Панаиотов. — М.: Сов. композитор, 1973. — 182 с.
  115. , У. Оркестровка : учеб. пособие / У. Пистон — пер. с англ. К. Иванова. — М.: Сов. композитор. 1990. — 464 с. — ISBN 5−85 285 014−4.
  116. Проблемы терминологии в музыкальных культурах Азии, Африки и Америки. — М.: МГК, 1990. — 224 с.
  117. , А. Новая история музыки / А. Прюньер. — М.: Госмузиз-дат, 1931. —Ч. 1. —386 с.
  118. , Ю. Н. Рациональный и иррациональный подходы в изучении музыки / Ю. Н. Pare // Сакральное, иррациональное и мифологическое: сб. материалов конференции / отв. ред.: М. С. Скребкова-Филатова,
  119. B. Е. Еремеев, И. Д. Григорьева. — М.: АСМ, 2005. — С. 31—36.
  120. , Ю. Н. Эстетика снизу и эстетика сверху — квантитативные пути сближения : исследование / Ю. Н. Pare. — М.: Научный мир, 1999. — 248 с. — ISBN 5−89 176−072-Х.
  121. , Р. М. Стихи. Истории о Господе Боге / Р. М. Рильке- пер. с нем. — Томск: Водолей, 1994. — 192 с.
  122. Римский-Корсаков, Н. А. Основы оркестровки: в 2 т. / под ред. М. Штейнберга / Н. А. Римский-Корсаков. -— Л.: Госмузиздат, 1946. — Т. 1. — 121 с.
  123. Рогаль-Левицкий, Д. Р. Современный оркестр: в 4 т. / Д. Р. Рогаль-Левицкий. — М.: Госмузиздат, 1953. — Т. 3.
  124. , К. История зарубежной музыки / К. Розеншильд. — 4-е изд. — М.: Музыка, 1978. — Вып. 1. — 544 с.
  125. , Е. Функции музыкальной темы / Е. Ручьевская. — Л.: Музыка, 1977. — 160 с.
  126. , М. Д. Шостакович—симфонист. Драматургия, эстетика, стиль. Исследование / М. Д. Сабинина. — М.: Музыка, 1976. — 477 с.
  127. Савенко, С. XX век. Зарубежная музыка: очерки и документы / С. Савенко, Г. Пантиелев, О. Лосева — под ред. М. Арановского и А. Баевой. — М.: Музыка, 1995. — Вып. 1. — 158 с.
  128. , М. А. Русские дневники и мемуары Р. Вагнера, Л. Шпора, Р. Шумана / М. А. Сапонов. — М.: Дека-ВС, 2004. — 344 с. — ISBN 5 901 951−12−3.
  129. , Э. Малер / Э. Секкерсон — пер. с англ. — Челябинск: Урал LTD, 2000. — 198 с. — ISBN 5−8029−0107−1.
  130. , Н. Интонационная природа традиционной музыки Вьетнама / Н. Синь // Внеевропейские музыкальные культуры: вопросы изучения традиций. — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1988. — С. 64—84.
  131. , В. Гагаку — музыка древней Японии (характеристика форм и жанров) / В. Сисаури // Музыка народов Азии и Африки. — М.: Сов. композитор, 1984. — Вып. 4. — С. 194—212.
  132. , В. Японская инструментальная музыка гагаку (генетические связи и процесс становления) / В. Сисаури // Вопросы теории и эстетики музыки. — Л.: Музыка, 1975. — 242 с.
  133. , С. С. Диаграммы громкостей инструментов симфонического оркестра / С. С. Скребков // Проблемы физиологической акустики. — Л.: Изд. АН СССР, 1950. — Т. 2. — С. 170—175.
  134. , С. С. Художественные принципы музыкальных стилей / С. С. Скребков. — М.: Музыка, 1973. — 446 с.
  135. Скребкова-Филатова, М. С. Фактура в музыке: Художественные возможности. Структура. Функции / М. С. Скребкова-Филатова. — М.: Музыка, 1985. —285 с.
  136. , Г. Спящая красавица / Г. Скудина // Музыкальные жанры / сост. Т. В. Попова. — М.: Музыка, 1968. — С. 308—315.
  137. , С. Свободный диссонанс : очерки о русской музыке / С. Слонимский. — СПб.: Композитор, 2004. — 144 с. — ISBN 5−73 790 250−1.
  138. , А. С. Музыка вокруг нас / А. С. Соколов. — М.: ИДФ, 1996. —210 с.
  139. , А. С. Музыкальная композиция XX века: Диалектика творчества / А. С. Соколов. — М.: Музыка, 1992. — 230 с. «
  140. Страны и народы Востока: География. Этнография. История. Культура/ под общ. ред. М. Н. Боголюбова. — СПб., 1994. — Вып. 28.— 326 с.
  141. , Г. Г. Народные верования населения Индокитая / Г. Г. Стратанович. — М.: Наука, 1978. — 233 с.
  142. , М. Симфония и инструментальный концерт в русской советской музыке (60-е — 70-е годы). Пути развития: очерки / М. Тараканов. — М.: Сов. композитор, 1988. — 271 с. — ISBN 585 285−019−5.
  143. Теория современной композиции: учеб. пособие / отв. ред. В. Ценова. — М.: Музыка, 2005. — 624 с.
  144. , С. А. Духи / С. А. Токарев // Мифы народов мира: энциклопедия / гл. ред. С. А. Токарев. — М.: Сов. Энциклопедия, 1987. — Т. 1. — С. 413—414.
  145. , Л. Т. К. Гонговые ансамбли во Вьетнаме (Мыонг и Север Тэй Нгуен): автореф. дис.. канд. искусствоведения / Лэу Тхи Ким Тхань — Гос. ин-т искусствознания. — М. 1996. — 21 с.
  146. , Л. Т. К. Гонговые ансамбли во Вьетнаме (Мыонг и Север Тэй Нгуен): дис.. канд. искусствоведения / Лэу Тхи Ким Тхань — Гос. инт искусствознания.—М. 1996.
  147. , В. Музыкальная культура Франции в годы Великой французской буржуазной революции / В. Ферман // История новой западноевропейской музыки. — М.: Госмузиздат, 1940. — Т. 1.
  148. , И. В. Некоторые проблемы оркестровки. Напряженность оркестрового тембра и оркестровая динамика / И. В. Финкелынтейн. — М.: Музыка, 1964. — 40 с.
  149. , Д. Энциклопедия знаков и символов / Д. Фоли. — М.: ВЕЧЕ-АСТ, 1997. —430 с. — ISBN 5−88 196−746−1.
  150. , Ю. А. Музыкальная энциклопедия / Ю. А. Фортунатов.
  151. М.: Советская энциклопеция, 1981. — Т. 5. — С. 406—407.
  152. , В. Интерпретация: судьбоносный вопрос музыки / В. Фуртвенглер — пер. с нем. // АудиоМузыка. — 2004. — № 2. — С. 119
  153. , Ю. Эдисон Денисов / Ю. Холопов, В. Ценова. — М.: Композитор, 1993. — 312 с. — ISBN 5−85 285−468−9.
  154. , В. Н. Композитор Альфред Шнитке / В. Н. Холопова. — Челябинск.: Аркаим, 2003. — 256 с. — ISBN 5−8029−0269−8.
  155. , В. Н. Музыка как вид искусства : учеб. пособие / В. Н. Холопова. — СПб.: Лань, 2000. — 320 с. — ISBN 5−8114−0334−8.
  156. , А. Берлиоз /А. Хохловкина. — М.: Госмузиздат, 1960.548 с.
  157. , В. Садко / В. Цуккерман // Оперы Н. А. Римского-Корсакова: путеводитель / сост. В. Цендровский. — М.: Музыка, 1975.1. С. 145—219.
  158. , В. Фонизм оркестровой вертикали Дебюсси / В. Цытович // Дебюсси и музыка XX века: сб. статей / сост. В. С. Буренко. — Л.: Музыка, 1983. —С. 65.
  159. , Н. Н. Традиционные культуры народов мира / Н. Н. Чебоксаров // Страны и народы. — М.: Наука, 1978. — Т. 1. — 337 с.
  160. Черных, Е. Философия металла / Е. Черных // В мире науки. — 2006. — № 7. — С. 62—69.
  161. , Я. В. Историческая этнография стран Индокитая / В. Чеснов. — М.: Наука, 1976. — 365 с.
  162. , М. И. Инструменты симфонического оркестра / М. И. Чулаки. — М.: Госмузиздат, 1962. — 182 с.
  163. , Н. Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкального профессионализма: исследование / Н. Шахназарова. — М.: Сов. композитор, 1983. — 152 с.
  164. , Ф. В. Й. Философия искусства / Ф. В. Й. Шеллинг — под ред. М. Ф. Овсянникова. — М.: Мысль, 1999. — 608 с. — ISBN 5−24 400 906−0.
  165. , В. Хронология мировой цивилизации / В. Штайн — отв. ред. Е. Лакирева. — М.: Слово/Slovo, 2003. — Т. 1. — 1104 с. — ISBN: 585 050−646−2.
  166. , М. Священное и мирское / М. Элиаде — пер. с фр., предисл. и коммент. Н. К. Гарбовского. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — 144 с. — ISBN 5−211−3 160−1.
  167. Энциклопедия. Символы, знаки, эмблемы / сост. В. Андреева,
  168. B. Куклев, А. Ровнер. — М.: Астрель: ACT, 2006. — 556 с. — ISBN 517−21 672−6.
  169. , А. С. Колокольные звоны России: история, стилистика, функциональность в синтезе храмовых искусств / А. С. Ярешко. — Саратов: Сарат. гос. консерватория им. JL В. Собинова, 2005. — 284 с. — ISBN 5−94 841−028−5.
  170. HOMO MUSICUS: Альманах музыкальной психологии '95 / ред,-сост. М. С. Старчеус. — М.: Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 1995. — 176 с.
  171. ИСТОЧНИКИ НА ИНСТРАННОМ ЯЗЫКЕ
  172. Basset, С. Musiques de Bali a Java Cite de la Musique/ Actes Sud, Aries, 1995. — 178 p. — ISBN 2−7427−0502−3.
  173. Becker, H. Geschichte der Instrumentation / H. Becker. — Ко In, 1964. — (Serie «Das Musicwerk» — H. 24).
  174. Blades, J. Percussion instruments and their history / J. Blades. — London — Boston: Faber & Faber, 1984. — 511 p. — ISBN 9 780 571 180 813.
  175. Higham, C. Bronze Age of Southeast Asia / C. Higham. — London: Cambridge University Press, 1996. — 400 p. — ISBN-13: 9 780 521 565 059- ISBN-10: 521 565 057.
  176. Hood, M. The Effect of Medieval Technology on Musical Style in the Orient, Selected Reports. — 1970. — Vol. 1, no. 3. — 245 p.
  177. Hood, M. The Evolution of Javanese Gamelan / M. Hood. — New York —
  178. C. F. Peters Corporation, 1980. — Book 1. — 220 p. — ISBN 3−7959−2 800.
  179. Howard, K. Bands, songs and shamanistic rituals: Folk music in Korean soc. / K. Howard. — 2 ed. — Seoul, 1990. — 295 p.
  180. Huyen, P. M. Archaeologists of the Vietnamese Institute of Archaeology, Dong Son Drums in Vietnam, published by Prof. Pham Huy Thong, The Vietnam Social Science Publishing House / P. M. Huyen, N. V. Hao, L. Toi.1. Japan, 1990. —271 p.
  181. Kunst, J. Music in Java / J. Kunst. — The Hugue, 1949. — Vol. 1. — 277 p.
  182. Malm, W. P. Japanese music and musical instruments / W. P. Malm. — Tokyo: Charles E. Tuttle Company, 1959. — 299 p.
  183. McPhee, C. The Five Toned Gamelan Music of Bali, Musical Quarterly, 35, 1949. —281 p.
  184. Skog, I. North Borneo gongs and the Javanese Gamelan / I. Skog. — Stockholm, 1993, —211 p.— ISBN 91−972 063−1-8.
  185. Taylor, E. Musical Instruments of South-East Asia. Oxford University Press Pte., Singapour, 1989. — 110 p. — ISBN 0−19−588 894−4. '
  186. Интернет-энциклопедия Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.en.wikipedia.org. — Загл. с экрана.
  187. Интернет-энциклопедия «Британика» Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.britannica.com. — Загл. с экрана.
  188. Интернет-энциклопедия «Энкарта» Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.encarta.com. — Загл. с экрана.
  189. Официальный сайт фирмы-производителя гонгов «Paiste» Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.paiste.com. — Загл. с экрана.
  190. Achanzar, Н. L. Iron Artwork in Southeast Asia: Its Socio-Cultural Context Электронный ресурс. / H. L. Achanzar. — Режим доступа: http://www.bagumbayan.upm.edu.pli/julaugl999/12ethnic.html. — Загл. с экрана.
  191. Baes, J. Asiatic Musical Traditions in the Philippines Электронный ресурс. / J. Baes // National Commission for Culture and the Arts. — Режим доступа: http://www.ncca.gov.ph/culture&-arts/cularts/arts/music/music-asiatic.htm.1. Загл. с экрана.
  192. Bells of the Orient Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.msu.edu/~carillon/batmbook/. — Загл. с экрана.
  193. Bronze Age Электронный ресурс. // Интернет-энциклопедия. — Режим доступа: http://www.tutorgig.com/encyclopedia/getdefii.jsp?keywords=BronzeAge.1. Загл. с экрана.
  194. Gongs Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.alek.zipzap.ch/gamelan/pen4eng.htm. — Загл. с экрана.
  195. Kim, Н. J. Kkwaenggwari Электронный ресурс. / Н. J. Kim // Virtual instrument museum. — Режим доступа: http://www.learningobjects.wesleyan.edu/vim/cgibin/instrument.cgi?id=103. — Загл. с экрана.
  196. , L. Е. Jr. Indonesian Music Электронный ресурс. / L. Е. Jr. Peterman, J. Logan. — Режим доступа: http://www.trumpet.sdsu.edu/M345/IndonesianMusicl.html. — Загл. с экрана.
  197. Sac Bua gong-orchestra of Muong minority Электронный ресурс. // Интернет-сайт Вьетнамского института музыковедения. — Режим доступа: http://www.vnstyle.vdc.com.vn/vim/english/musicinstument/idiophoneCh iengHonh.html. — Загл. с экрана.
  198. Susilo, Н. Toward an appreciation of javanese gamelan Электронный ресурс. / H. Susilo // University of Hawai’i at Manoa. — Режим доступа: http://www.cba.hawaii.edu/remus/gamelan/uyonuyo2.htm. — Загл. с экрана.
  199. , Z. Е. Filipino Folk Arts and Culture Электронный ресурс. / Z. E. Velasco. — Режим доступа: http://www.members.aol.com/TaraCelest/kulintanginstruments.html. — Загл. с экрана.168
Заполнить форму текущей работой