Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Московское купечество на рубеже XIX-XX веков: социокультурный анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Такие ученые, как A.B. Михалков, С. Д. Мартынов, И. В. Поткина, M.JI. Гавлин исследовали историю московского купечества, В. Б. Перхавко — московских купцов-строителей, Ю. А. Петров собрал документы о личных состояниях крупных московских предпринимателей конца XIX — начала XX ' в., Ю. М. Гончаров изучил быт и образ жизни купеческой семьи второй половины XIX — начала XX в., А. П. Корелин… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Московское купечество в социокультурном пространстве эпохи
    • 1. 1. Субкультура московского купечества в идеологии западников и славянофилов
    • 1. 2. Образ купечества в русской художественной литературе
    • 1. 3. Специфические особенности московского купечества
  • Глава II. Хозяйственная культура в купеческой Москве
    • 2. 1. Москва купеческая как социокультурный организм
    • 2. 2. Социокультурные аспекты предпринимательства
    • 2. 3. Культурно-хозяйственный опыт и традиции предпринимателей: история и современность

Московское купечество на рубеже XIX-XX веков: социокультурный анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. На сегодняшний день ¦ формирование хозяйственной культуры в России тесно связанно с проблемой определения пути экономического развития страны: ориентироваться на западный образец или делать ставку на сохранение национальной специфики. Время показало, что многие страны (Япония, Тайвань, Северная Корея, Гонконг, Сингапур и др.) достигли достаточно высокого экономического статуса, совмещая традиционные культурные ценности с активным освоением западных технологий.

Соответственно, чтобы сохранить собственный социокультурный облик, России не стоит увлекаться заимствованием этических норм и регулятивов предпринимательской культуры из стран Запада. Становление современной хозяйственной культуры невозможно без серьезного и вдумчивого изучения прошлого своей страны, в том числе опыта московского купечества 80-х годов XIX — начала XX века.

Данный период выбран не случайно. Во-первых, это время, когда произошел распад традиционного, аграрно-патриархального устройства страны и началось формирование нового типа индустриального общества, а вместе с ним и особой социокультурной прослойки — русской деловой элиты. Во-вторых, будучи событийно многообразным, рассматриваемый ' период остается, тем не менее, еще малоизученным. Имеется в виду тот факт, согласно которому история купечества — одна из самых поучительных и ярких страниц нашей культуры — долгое время замалчивалась, либо грубо искажалась. В-третьих, с событиями конца XIX — начала XX века перекликаются и проблемы современной России, вследствие чего социокультурный опыт русского купечества, его образ и стиль жизни, ценностные ориентации, традиции, деловые качества, особенности предпринимательской культуры, морально-нравственные устои, быт приобретают особое значение. Наконец, интерес к периоду конца XIX — начала XX века представляется важным с точки зрения сохранения культурной памяти сегодняшних поколений россиян, для которых имена. многих лучших представителей купечества ушедшей эпохи остаются неизвестными.

Актуальность исследования, таким образом, определяется необходимостью изучения хозяйственной культуры московского купечества. как одной из исторических форм культуры зрелого производительного предпринимательства. Современность и своевременность подобного исследования в эпоху глобализма заключаются еще и в том, что от достойного, культурного, цивилизованно функционирующего предпринимательства зависит становление эффективной рыночной системы, способной вывести Россию на путь динамического экономического роста и социального прогресса.

Помимо этого, обращение к социокультурному анализу московского купечества рубежа Х1Х-ХХ веков представляется актуальным и в связи с • необходимостью стабилизации социально-экономического положения в стране, когда особо остро встал вопрос о ценностном, нормативном, мотивационном обосновании экономического развития. Его значимость особенно заметна на фоне реформирования российской экономики, а также существенной модификации социокультурной структуры нашего общества, что привело к резкому росту числа хозяйствующих субъектов, и прежде всего предпринимателей малого, среднего и большого бизнеса. Станут ли они так называемым средним классам — покажет будущее. Но очевидно одно: развитие предпринимательской деятельности требует не только адекватной * финансовой, правовой, экономической инфраструктуры, но и, в первую очередь, соответствующей хозяйственной культуры.

Степень научной разработанности проблемы. Первые работы, посвященные проблеме развития культуры хозяйства и социокультурного формирования предпринимателей, появились еще до революции. ТакЕ.П. -Карнович в книге «Замечательные богатства частных лиц в России» (1874), помимо биографических сведений о богатейших людях страны и об особенностях российского делового мира, приводит статистические наблюдения, связанные с уровнемучастия тех или иных сословий в предпринимательстве. В работах К. А. Пажитнова, А. О. Ерманского,. A.A.. Котлакова подробно рассмотрено становление российского предпринимательства и степень политической организованности буржуазии в конце XIX — начале XX в. Экономическое развитие России с марксистской точки зрения представлено в книге Г. В. Плеханова (Н. Бельтова) «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1895). В 1898 году выходит. книга В. И. Ленина «Развитие капитализма в России», в которой дается подробная характеристика промышленной революции в пореформенной России, показывается значение рынка в формировании капитализма, исследуется создание комплекса отечественных отраслей тяжелой, индустрии, крупномасштабной сети железных дорог, модернизация промышленности в период 90-х гг. XIX века.

Теоретические концепции взаимодействия культуры и хозяйственной деятельности разработали такие отечественные философы, как H.A. Бердяев, С. Н. Булгаков, В. В. Зеньковский, П. А. Флоренский, C. JL Франк, H.H. Алексеев и др. В созданной отечественными мыслителями философии хозяйства первое место в предпринимательской деятельности отводилось духовным потребностям человека, христианской любви, памяти о его высшем предназначении и служению высшим ценностям. Данные положения • нашли свое выражение не только в различных областях культуры, но и в русской экономической науке.

Идею комплексного подхода и системности в изучении социально-экономической проблематики, в том числе и вопросов предпринимательства, выдвигали такие ученые, как И. Т. Посошков, A.B. Суворов, Н.П. Гиляров- • Платонов, М.И. Туган-Барановский, П. А. Берлин, Н. Х. Бунге, Д. И. Менделеев, П. В. Воронцов, П. Б. Струве, И. И. Янжул, Н. Д. Кондратьев, A.B. Чаянов и др.

Социокультурные проблемы предпринимательства рассматривали в своих работах М. Вебер, Д. Рикардо, Э. Дюркгейм, Дж. С. Милль, В. Зомбарт, М. Оссовская, И. Шумпетер, Д. МакКлелланд, А. Смит, Ф. Хайек, Э. Фромм, Р. Мертон и др.

Анализ влияния культуры на экономическое действие осуществляют в своих работах А. Г. Аганбегян, В. И. Бакштановский, В. Н. Сагатовский, Ю. В. Селюнин, Д. Н. Приходько, С. С. Шаталин. При этом понятие «хозяйственная культура» оказывается в центре внимания В. А. Сапрыкина, а также H.H. Зарубиной и В. В. Радаева, которые отождествляют данное понятие с экономической культурой. В частности, H.H. Зарубина рассматривает хозяйственную культуру как «систему ценностей, смыслов, символов, знаний, традиций, обеспечивающих мотивацию и регуляцию хозяйственной (производственной, предпринимательской, финансовой, коммерческой и т. д.) деятельности, определяющих форму ее осуществления, а вместе с тем и восприятия ее обществом» [93, с. 11]. В. В. Радаев под «хозяйственной культурой» понимает совокупность профессиональных знаний и навыков, хозяйственных норм, ценностей и символов, необходимых для самоидентификации и выполнения самых разнообразных хозяйственных ролей [204, с. 80]. По мнению Ю. Н. Попова, «хозяйственная культура той или иной нации представляет собой совокупность ценностей и норм, являющихся регуляторами хозяйственной жизни и ориентирующих еб субъектов на те или иные формы экономической активности. Хозяйственная культура реализуется в менталитете человека, формируя у него определенную „картину мира“ — особый взгляд на мир хозяйства» [195, с. 148]. Аналогичным образом и Р. В. Рывкина справедливо указывает, что экономическая культура — это «проекция» культуры на сферу социально-экономических отношений [206, с. 110].

Подробное рассмотрение экономической культуры в контексте отечественной истории представлено в трудах Т. И. Заславской, А. И. Пригожина и др.

Культуру предпринимательства российские исследователи изучают в нескольких направлениях. Г. Л. Бажев, В. В. Томилов отождествляют ее с корпоративной культуройИ.М. Модель, B.C. Модель акцентируют внимание на профессиональной культуре, для развития которой от предпринимателя требуется знание профессиональной этики. О. Г. Леонова, вслед за М. ' Вебером, указывает на внутренние ограничители предпринимательской активности, религиозные и духовные традиции.

Большой интерес представляют работы A.C. Ахиезера, В. И. Бакштановского, Ю. В. Согомонова, H.H. Зарубиной, A.C. Панарина, К. Х. Замошкина, обобщающие исторический опыт российского предпринимательства и народного хозяйства и анализирующие его значение для решения современных проблем.

Влияние религии на хозяйственную жизнь исследуется в работах Т. Б. Коваль, М. И. Лапицкого, В. В. Керрова, В. П. Лизунова, В. А. Писемского и ' Ю. Н. Калашнова, И. В. Поздеевой, A.C. Проворихина, П. Г. Рындзюнского.

В связи с признанием предпринимательства в качестве важного инструмента социальных преобразований резко возрос интерес к его истории, увеличилось количество публикаций по данной проблематике, в числе которых можно назвать следующие: работы российских ученых, представленные в книге «Менталитет и культура предпринимателей России XVII—XIX вв.еков», изданной в Москве в 1996 г.- сборники статей, подготовленные на основе выступлений на конференциях, организованных факультетом менеджмента НИИМ СПбГУ «История предпринимательства в России: XIX — начало XX века» (2005, 2006, 2007).

Феномен московской благотворительности рассмотрен в работах Н. Г. Думовой, Г. Н. Ульяновой, А. Н. Боханова, С. А. Кабанова, Л. К. Кулевского, H.H. Молевой, И. В. Крылова. A.A. Глаголев в работе «Экономическая философия великих русских меценатов конца XIX — начала XX века» рассматривает религиозные основы русского меценатства и раскрывает особенности экономической философии русского купечества.

Такие ученые, как A.B. Михалков, С. Д. Мартынов, И. В. Поткина, M.JI. Гавлин исследовали историю московского купечества, В. Б. Перхавко — московских купцов-строителей, Ю. А. Петров собрал документы о личных состояниях крупных московских предпринимателей конца XIX — начала XX ' в., Ю. М. Гончаров изучил быт и образ жизни купеческой семьи второй половины XIX — начала XX в., А. П. Корелин сфокусировал внимание на дворянском сословии и торгово-промышленном предпринимательстве в пореформенной России. Работы Т. Н. Ульяновой, С. М. Садкова, М. К. Шацилло знакомят нас с духовным обликом и образом жизни предпринимателя конца XIX — начала XX века. Помимо этого авторы осуществляют философско-культурологический анализ менталитета торгово-промышленного сословия. И. Р. Федоркова провела социокультурный анализ психологических и социально-психологических особенностей дореволюционного купечества как большой социальной группы, а также выявила социально-психологические особенности деятельности Московского Купеческого Общества как субъекта предпринимательской, общественной активности. Г. С. Рыкина обозначила ментальные особенности московского купечества.

Однако, несмотря на значительное число исследований по истории российского предпринимательства, в настоящее время практически отсутствуют работы, посвященные культурологическому анализу московского купечества.

Теоретико-методологические основы исследования.

Методологическую основу данного диссертационного исследования составляют принципы научной объективности, историзма и системности. В i исследовании использовались диахронный, статистический, сравнительный, типологический методы анализа исторической действительности, а также метод последовательного социокультурного анализа в контексте историко-культурного генезиса, социальных взаимодействий, ценностных детерминаций, обусловивший необходимость рассмотрения, предпринимательства с позиций детерминизма и историзма В рамках социокультурного анализа культура хозяйства рассмотрена как специфическая сфера реальности, имеющая первостепенное значение для понимания механизмов хозяйственной деятельности — от воспроизводящей общество и государственность до формирующей повседневность. Исследование купечества как носителя определенной культуры и социальных отношений осуществляется на основе синтетического подхода, который раскрывает социокультурный опыт русского купечества, его образ и стиль жизни, ценностные ориентации, традиции, деловые стратегии, особенности предпринимательской культуры, морально-нравственные устои, быт.

При анализе ценностно-мотивационных аспектов хозяйственной культуры использовались принципы понимающей социологии, а также методы феноменологической социологии в том её ракурсе, где она практически слита с социологией повседневности.

Объектом исследования является московское купечество как социокультурная общность и носитель национально-культурных ценностей. Предметом — хозяйственная культура московского купечества.

Целью настоящей диссертационной работы является социокультурный анализ хозяйственной деятельности московского купечества как представителя российского предпринимательства.

Реализация поставленной цели предопределила последовательность ряда исследовательских задач:

1) рассмотреть субкультуру московского купечества сквозь призму идеологии западников и славянофилов;

2) проследить отображение процессов социальной трансформации купечества в русской художественной литературе;

3) раскрыть основные черты, характеризующие московское купечество;

4) показать купеческую Москву как социокультурный организм;

5) артикулировать социокультурные аспекты предпринимательства московского купечества;

6) изучить вопрос о преемственности современными предпринимателями культуры хозяйства, сформированной московским купечеством на рубеже Х1Х-ХХ веков.

Источниковая база исследования. Определенную часть в источниковой базе диссертации составляют воспоминания представителей крупного московского купечества второй половины XIX века — П. А. Бурышкина, Ю. А. Бахрушина, Н. П. Вишнякова, В. П. Рябушинского, А. П. Боткиной, Вл.И. Немирович-Данченко, а также работы В. А. Гиляровского. При этом наиболее ценными источниками исследования явились такие произведения П. Д. Боборыкина, как роман «Китай-город», «Письма о Москве» и воспоминания. Обращая особое внимание на творчество П. Д. Боборыкина, мы руководствовались положением, согласно которому история общества не существует отдельно от литературы, поскольку последняя — «это не отражение реальности, но сама реальность в тех своих моментах, когда она стала чувственно доступной посредством различного рода коммуникативных стратегий произведения» [193, с. 11].

Научная новизна заключается прежде всего в том, что диссертация представляет собой комплексное исследование, в котором автор осмысливает культурно-хозяйственную специфику московского купечества конца XIX — начала XX века, используя данные таких областей социогуманитарного знания, как история, экономика, философия, социология, филология при главенствующем положении культурологии. К результатам исследования, обладающим признаками новизны, можно отнести следующие положения:

1) в числе факторов, оказавших влияние на формирование отечественной хозяйственной деятельности, выявлены присущие идеологии западников и славянофилов мировоззренческие установки (в их числе: поддержка национальной культуры, подъем русской национальной промышленности, уменьшение роли иностранцев в хозяйственной жизни.

России, исключительность пути развития страныстремление к образованию, изучению зарубежных технологий производства);

2) рассмотрены различные аспекты отношения писателей XIX — начала. XX века к купечеству;

3) установлено, что московское купечество выделяется своей специфической социокультурной средой, обусловленной как его местом и ролью в экономической системе в целом, так и традициями и историческими. обстоятельствами;

4) купеческая Москва представляет собой сложный социокультурный организм, определяющий способ социокультурной идентификации, специфику образа жизни, повседневности: одежду, прически, проведение досуга, средства передвижения и прием пищи;

5) культурная обусловленность предпринимательства связывается нами, во-первых, с этноконфессиональной структурой, во-вторых, с представлениями о рационализме, практицизме, собственности, богатстве, индивидуализме и традициях, в-третьих, с общественно-религиозной • деятельностью.

6) ценностные приоритеты и культурно-этнические традиции купечества могут рассматриваться в качестве ориентира, определяющего перспективы развития хозяйственной культуры в современной России.

Эти элементы новизны конкретизируются в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Несмотря на присутствие в купеческом мировоззрении идей славянофильства и западничества, которые стали отправной точкой в коллекционерской, меценатской и творческой деятельности, ни западники, ' ни славянофилы не сумели понять прогрессивной роли купечества в развитии страны, вследствие чего предпринимательская деятельность не получила в их взглядах должного идеологического оправдания и не воспринималась ими как социально-полезная.

2. Объективное отражение процессов социальной трансформации ' русской буржуазии, ее отход от прежнего патриархализма, переход к новым ¦ формам хозяйствования мы находим в творчестве П. А. Плавилыцикова, Ф. В. Булгарина, И. А. Крылова, В. А. Соллогуба, H.A. Некрасова и, А .Я. Панаевой, А. Н. Островского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, П.И. Мельникова-Печерского, А. П. Чехова, П. Д. Боборыкина, Д.Н. Мамина-Сибиряка, М. Горького, A.B. Амфитеатрова. Независимо от социальной оценки образа нового капиталистического деятеля, они воздали купечеству должное в хозяйственном и политическом плане, признавая в числе достоинств расчетливость, рациональность, деловую предприимчивость, стремление к образованию, проницательность и сметливость, энергичность, работоспособность, профессиональную честность и скромности. Однако положительные образы российского купечества встречаются в русской литературе значительно реже, чем отрицательные. Точно так же благотворительная и меценатская деятельность купеческого сословия практически не нашла отображения в русской литературе.

3. В отличие от петербургского купечества, чьи предприятия были заняты в тяжелой промышленности и транспорте, московское купечество в большинстве своем управляло легкой промышленностью. При этом все дело держалось на династии, сохранившей свое значение вплоть до 1917 г. Вследствие того, что многие представители московского купечества имели старообрядческие корни и поэтому не были привязаны к государству, именно в их среде формируется индивидуальный, независимый от государства дух российского предпринимательства. В московском торгово-промышленном сословии с его религиозной, социальной и культурной спецификой наиболее сильно выразилось стремление к профессионализму, к образованию, к социальной и политической активности. Обладая подлинным, а, не мнимым патриотизмом, в 1905;1917 гг. московское купечество стало основным выразителем политических интересов российского купечества в целом, носителем либеральных идей преобразования России на основе гражданских свобод и развития экономики.

4. В связи со вступлением России конца XIX века в индустриальную эпоху произошла трансформация образа Москвы — «Третьего Рима» э «Москву купеческую» — сложный социокультурный организм со своим историческим опытом, отличительными чертами быта, отдыха, увлечений, деловыми и культурными традициями, образом жизни и менталитетом. Лидерами, формирующими культурно-хозяйственный облик города, модель, жилой предметной среды, приобретающими дорогие потребительские товары, становятся купцы. Все это отражалось на промышленной специализации и организации экономической жизни, сказывалось на особой психологии и менталитете представителей различных сословий, в том числе на деятельности профессионалов-градостроителей. Москва купеческая. выступает средоточием динамичных трансформаций во всех сферах общественного бытия. Этот, развивающийся опережающими темпами даже в сравнении с Петербургом, город — наглядный прообраз будущего, к которому при определенных условиях могли приблизиться как русские города, так и все Российское государство в целом.

5. Основными социокультурными аспектами предпринимательства в дореволюционной Москве были профессионализм и нравственность, которые включали в себя активность, новаторство, смелость, способность к риску, оптимизм, деловитость, честность, образованность, культуру личности, самоконтроль, наличие веры, чувство долга, независимость, индивидуализм, рационализм и практицизм. Несмотря на то, что стремление к выгоде, обогащению, наживе, к материальному благополучию, к демонстрации своего состояния, к обустройству и организации жизненного пространства ¦ было существенным мотивом предпринимательской и хозяйственной деятельности, оно никогда не представляло собой главную ценность в купеческом сословии. Существовала высшая идея, которая выводила утилитарную деятельность за бытовые рамки, придавала ей некий духовный, нравственный смысл — служение обществу, которая основывалась на православной культуре, являющейся ограничителем дестабилизирующих факторов предпринимательской активности.

6. Как для купечества, так и для современных российских предпринимателей признание богатства, доход, социальное уважение выступали и выступают показателями деловых качеств, успешности и престижа в обществе. В то же время хозяйственная культура представителей «делового мира» двух периодов отличается тем, что у последних нередко отсутствуют христианские ценности, идея служения обществу и эмоционально-психологическое переживание причастности как к настоящему своего Отечества, так и к его будущему (эмиграция, экспортирование капиталов, недвижимость за рубежом и т. д.). При этом меценатство и благотворительность редко становятся следствием внутренней потребности.

Научно-практическая значимость диссертации состоит в возможности использования полученных результатов в процессе изучения следующих лекционных курсов: «История русской культуры», «Культура повседневности России», «Теория культуры», «Социология культуры», «Российское предпринимательство: социально-философский анализ», «Социокультурные основы хозяйства» и других.

Апробация работы. Диссертационное исследование обсуждалось на кафедре теории и истории культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств. Основные результаты и выводы работы докладывались на международных, всероссийских, межвузовских и внутривузовских научных, научно-методических и научно-практических конференциях в Краснодаре (2006;2007), в Иванове (2007), в Горячем Ключе (2008). Материалы диссертации опубликованы в учебном пособии «Московское купечество на рубеже Х1Х-ХХ веков: социокультурный анализ» и 14 статьях общим объемом 6,8 п.л. Из них в изданиях, рекомендуемых ВАК Минобрнауки Российской Федерации, 4 работЬ1, объемом 1,0 п.л.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка литературы на русском и иностранных языках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Интерес к изучению московского купечества у социологов, философов, экономистов, историков, культурологов и др. ученных не случаен. Образ жизни московской буржуазии, их деловые стратегии, быт, реальный менеджмент находятся в эпицентре догадок и домыслов. Но это одна сторона проблемы. Другая лее ее сторона заключается в том, что именно конкретные эмпирические исследования дают возможность понять, откуда, куда и как движется российский бизнес и всегда ли массовые представления о прошлом соответствуют реальности.

Рост авторитета купеческой Москвы основывался на укреплении ее значения как крупнейшего торгово-промышленного центра России, продукция которого была ориентирована на обширный внутренний рынок. И не случайно Москву во второй половине XIX века стали называть «мужицко-купеческим» городом. Как видим, мемуаристы и бытописатели этой Москвы закрепляли определение «купеческая» в сознании читателей и показывали лидирующую роль купечества в экономической, общественной и культурной жизни пореформенной России. Значительно возросший культурный и общеобразовательный уровень купеческого сословия сказывался и на культурной жизни Москвы. Именно с московским купечеством связан небывалый экономический подъем страны, возрождение национальной культуры, литературы и искусства, расцвет благотворительности и просвещения, образование новых общественных идей.

Именно купеческая среда, а не среда дворян и помещиков, становится источником формирования русской буржуазии на рубеже XIX—XX вв.еков. Происходит развитие личности предпринимательского типа, вопреки антикапиталистической российской ментальности, о которой категорически заявляли народники и славянофилы.

Можно сказать, что секрет успеха купечества кроется в его старообрядческих корнях: старообрядцы приняли исторический вызов, который заставил их проявить предприимчивость и создать культуру эффективного хозяйствования, не существовавшую до того времени в России. В основе психологии старообрядцев лежали две фундаментальные ценности — труд и вера, в результате у них сформировался тот же тип предпринимательской личности, что и на Западе.

Теперь, когда мы сделали анализ деятельности и достижений московского купечества — яркого представителя российской буржуазии — в пореформенный период, можно сказать, что задерживает развитие личной деловой инициативы в современной России: во-первых, нарушение структурной целостности российской культуры вообщево-вторых, низкий уровень хозяйственной культуры: несоответствие идеологии осуществляемых социально-экономических реформ традиционным ценностям национальной культуры, непонимание или игнорирование своеобразия и уникальности экономического опыта России, поверхностное усвоение российскими предпринимателями профессионально-нравственных норм деятельности, выработанных мировым рынком, и проблемы идентификации и самоидентификации российского общества. Между тем исторический опыт стран с высокой хозяйственной культурой свидетельствует о том, что они все богатство хозяйственных традиций и национального менталитета смогли воспринять и обратить на пользу экономического развития. Сегодня изменяется роль культуры в обществе периода трансформации, приобретают все более приоритетное значение социально-экономические явления через репрезентацию в культуре. Бесспорно, что техногенная цивилизация ищет пути выхода из противостояния радикальных парадигм и концепций экономического развития, и именно культурная детерминанта является той силой, которая поможет найти эти пути.

Нивелирование накопленных веками культурных ценностей, пренебрежение нормами морали, господство «вседозволенности» привело к фрустрации общественного сознания. Мы теряем восторженные идеалы и абсолютизируем богатство, роскошь, что еще более усугубляет печальное положение нашей страны. Утрата государством контроля над сырьевыми ресурсами, производственными фондами, развал производственных связей, инфляция способствовали быстрому обогащению большого количества предприимчивых и решительных людей. Сейчас, когда страна превратилась в общество потребления, когда дух стяжательства проник в среду современных российских предпринимателей, проблема оптимального соотношения и гармонии материального и духовного приобретает особую остроту.

Возникновение этого противоречия предвидел H.A. Бердяев, когда еще в 20-х годах отмечал в своей работе «Философия неравенства»: «Безграничный рост потребностей и рост народонаселения создал индустриально-капиталистическую индустриализацию, которая чревата великими потрясениями и катастрофами и обозначает убыль духа в европейском человечестве. И если народы хотят духовно возродиться, то им придется вступить на путь аскетического самоограничения и одухотворения хозяйственной жизни» [23].

И действительно, сегодня, в этих тяжелых условиях, формирование нового слоя предпринимателей зависит от того места в духовной системе нового общества, которое займут идеи справедливости, духовности и общественного служения, определяющие мотивацию хозяйственной деятельности.

Очевидно, что такие социокультурные феномены, как нравственно-религиозные идеалы народа, его государственные и хозяйственно-экономические формы, склад национального характера и стереотипы правового сознания, приоритет духовных ценностей над материальными взаимообусловлены, связаны воедино тысячами прочных нитей, разрыв которых повлечет за собой гибель всей системы в целом. Нельзя шутить с памятью поколений, с историей, потому что именно их механизмы обеспечивают эволюционную преемственность жизни и способность воспроизводства адекватных реальности форм общественной самоорганизации.

Настала пора понять, что традиционные, проверенные веками культурные связи хозяйственного организма — это та драгоценная инфраструктура, способная лишь одна вынести на себе тяжелое бремя нашей переломной эпохи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Braudel F. Civilisation materielle, economic et capitalisme, XV-XVIII siecle. P., 1979. T. 1−3.
  2. Eisenstadt S. Tradition, Change and Modernity. N.Y., 1973.
  3. Owen Thomas C. Capitalism and politics in Russia: A social history of the Moscow merchants. 1855−1905. Cambridge, 1981.
  4. Phythian-Adams Ch. Desolation of a City: Coventry and the Urban Crisis of the Late Middle Ages. Cambridge, 1979.
  5. Phythian-Adams Ch. Re-thinking English Local History. Leicester, 1987.
  6. Ruckman Jo. Ann. The Moscow business elite: A social and cultural portrait of two generations, 1840−1905. Dekalb (111.), 1984.
  7. А.Г. Социально-экономическое развитие России. М., 2003
  8. Н.Н. Опыт построения философской системы на понятии хозяйства // С. Н. Булгаков: pro et contra. М., 2003. Т. 1. С. 669−697. .
  9. А.В. Девятидесятники. СПб., 1910. Т. 1.
  10. Н.П. Душа Петербурга. Пг., 1922.
  11. Н.П. Пути постижения города как социального организма. Опыт комплексного подхода. Л., 1925.
  12. Н.П., Анциферова, Т.Н. Жизнь города. Л., 1927.
  13. А.С. Россия: критика исторического опыта. В 3 т. Введение. Новосибирск, 1997. Т. 1.
  14. А.С. Предисловие // П. Д. Боборыкин. Китай-город. Краснодар, 1956. С. 3−5.
  15. В.И., Согамонов Ю. В. Честная игра. Нравственная философия и этика предпринимательства. Томск, 1992.
  16. В.И., Согамонов Ю. В. Этика предпринимательства // Вестник Российской Академии наук. 1963. № 11.
  17. С.В. Старая Москва. М., 1947.
  18. Ю.А. Воспоминания. М., 1994.
  19. В.Г. Москва и Петербург // Физиология Петербурга, составленная из трудов русских литераторов под редакциею Н. Некрасова. СПб., 1845. 4.1.
  20. В.Г. Полн. собр. соч.: В 13-ти т. М., 1955. Т. 6.
  21. А.Н. Александр Бенуа размышляет: статьи, письма, высказывания. М., 1968.
  22. H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
  23. H.A. Письмо двенадцатое о хозяйстве // Философия неравенства. URL: http://www.vehi.net/berdyaev/neraven/12.html
  24. H.A. Русская идея // Мыслители русского зарубежья. Бердяев и Федотов. СПб., 1992.
  25. П.А. Русская буржуазия: старое и новое время. М.- Л., 1925.
  26. Благотворительные учреждения России. М., 1912.
  27. А.О. Развитие малого предпринимательства в условиях глобализации. URL: http://lib.socio.msu.ru/l/library
  28. П.Д. Василий Теркин. М., 1895.
  29. П.Д. Вечный город (Итоги пережитого). М., 1903.
  30. П.Д. Воспоминания: В 2-х т. М., 1985. Т. 1.
  31. П.Д. Китай-город. Краснодар, 1956.
  32. П.Д. Письма о Москве // Москва Петербург: pro et contra: Диалог культур в истории национального самосознания. Антология. СПб., 2000.
  33. П.Д. Столицы мира (Тридцать лет воспоминаний). М., 1911.
  34. М.Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление: Опыт системного исследования музыкального искусства. М., 1991.
  35. А.П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. М., 1951.
  36. А.Н. А.И. Гучков // Исторические силуэты. М., 1991.
  37. А.Н. Деловая элита России 1914 г. М., 1994. С. 19.
  38. М.А. Собачье сердце. М., 1994.
  39. С.Н. Народное хозяйство и религиозная личность // С. Н. Булгаков. Сочинения в 2-х т. М., 1993. Т. 2.
  40. С.Н. Православие и хозяйственная жизнь // Православие. М., 1991. С. 345−369.
  41. Ф.В. Сочинения. М., 1990. С. 186.
  42. И.А. Антоновские яблоки. М., 1990.
  43. П.А. Москва купеческая. М., 1991.
  44. В основе бизнеса должны лежать моральные нормы. URL: http: //allmedia.ru/headlineitem.asp?id=378 872
  45. B.B. «Ямщик, не гони лошадей!» // Наука и жизнь. 1986. № 5.
  46. В.В. Философия города // Философия профессии. 2000. № 4. URL: http://rels.obninsk.com/Rels/Limited/Nsub/Um/0004/l-l.htm
  47. М. Предварительные замечания // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
  48. М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
  49. Т. Теория праздного класса. URL: http://friends. pomorsu.ru/Alestyiibrary/veblen/theoryintro.htm
  50. П. Предприниматель (Главы из книги) // Деловой мир. 1991. 2 ноября.
  51. Э. Капитал и власть в России. Политическая деятельность прогрессивных предпринимателей в начале XIX века. М., 2006.
  52. Н.П. Сведения о купеческом роде Вишняковых, собранные Н. Вишняковым. М., Ч. 3. 1911.
  53. П.В. Обитель милосердия. М., 1991.
  54. Всероссийский опрос. ROMIR Monitoring. URL: http://monitoring. ru/press-center/facts/articlel 723 .html
  55. M.JI. Социальный состав московской буржуазии во второй половине XIX в. // Проблемы Отечественной истории. М., 1973.
  56. Н.Б. Петербург и Москва. (Взгляд и нечто) // Москва — Петербург: pro et contra: Диалог культур в истории национального самосознания. Антология. СПб., 2000.
  57. А.И. Москва и Петербург // Сочинения А. И. Герцена. Geneve, Bale, Lyon, 1878. Т. III.
  58. В.A. Москва и москвичи. М., 1979.
  59. A.A. Экономическая философия великих русских меценатов конца XIX — начала XX в. // Вопросы экономики. 1994. № 7. С. 109−121.
  60. Н.В. Мертвые души // Гоголь Н. В. Собр. соч.: В 9-ти т. М., 1994. Т. 5.
  61. Н.В. Мертвые души // Полн. собр. соч.: В 8-ми т. М., 1984. Т.3.
  62. З.Т., Игитханян Е. Д. Российский предприниматель: некоторые аспекты современной жизни // Социологические исследования. 2006. № 11.
  63. И.А. Обрыв. Мн., 1971.
  64. Ю.М. Купеческая семья второй половины XIX начала XX в. М., 1999.
  65. Город и культура: Сб. науч. тр. / Отв. ред. П. А. Подболотов. Науч. ред. С. Н. Иконникова, Г. В. Скотникова. СПб., 1992.
  66. Город как социокультурное явление исторического процесса / РАН. Науч. совет по комплексной проблеме «История мировой культуры». М., 1995.
  67. A.M. Несвоевременные мысли. М., 1990.
  68. A.M. Поли. собр. соч.: В 30 т. М., 1950. Т. 4.
  69. A.M. Фома Гордеев. М., 1974.
  70. Горький A.M. H.A. Бугров // Нижний Новгород. 1998. № 2. С. 530.
  71. А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М., 1999.
  72. Д.А. Историческая память обновляющегося общества // Новый мир. 1990. № 8.
  73. И.М. История в краеведении//Краеведение. 1926. № 4.
  74. И.М. Монументальный город и исторические экскурсии // Экскурсионное дело. 1921. № 1.
  75. A.A. Искусство и нравственность. М., 1986.
  76. A.A. Москва и Петербург: заметки зеваки // Григорьев А. Одиссея последнего романтика: Поэмы. Стихотворения. Драма. Проза. Письма. Воспоминания об Аполлоне Григорьеве. М., 1988.
  77. Н.В. Из прошлого. М., 1914.
  78. М.Г. Проблемы современных городов. М., 1926.
  79. H.A. Собр. соч.: В 3 т. М., 1952. Т. 2.
  80. Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30-ти т. Д., 1980. Т. 24.
  81. Н.Г. Московские меценаты. М., 1992.
  82. А. Крупная буржуазия до 1905 года // Общественное движение в России. СПб., 1909. Т. 1.
  83. Г. В. Благотворительность как инструмент фандрейзинга в социокультурном пространстве современного общества: дис.. канд. культурологии: 24.00.01. Краснодар, 2002.
  84. Н.И. о московских трактирах. URL: http://www.pir .ru/article.asp?ArticleID=209
  85. М.Н. Купеческая свадьба // Москва и москвичи. М., 1988.
  86. H.H. Деньги как социокультурный феномен: пределы функциональности // Социологические исследования. 2005. № 7. С. 13−21.
  87. H.H. Российское предпринимательство: идеи и люди // Вопросы экономики. 1995. № 7. URL: http://rus-lib.ru/book/30/c53/53−3/082−090.html
  88. H.H. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М., 1998.
  89. H.H. Этика предпринимательства в русской культуре // Отечественные записки. 2002. № 4−5. URL: http://www.strana-oz/ru
  90. H.H. Этика служения и этика ответственности в культуре русского предпринимательства: Российская цивилизация // Общественные науки и современность. 2004. № 1. С. 96−105.
  91. В.В. Основы христианской философии. М., 1996.
  92. В.В. Наша эпоха // Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.
  93. В.П. В доме Третьякова. М., 1992.
  94. В. Буржуа. Этюды по нравственной истории современного экономического человека. М., 1994.
  95. Иванова JLB. Издатель и писатель по старой Москве: Николай Александрович Найденов. 1834−1905 // Краеведы Москвы. М., 1995. Вып. 2.
  96. Из переписки П. Д. Боборыкина // Известия Азербайджанского гос. ун-та. Общественные науки. 1926. Т. 6−7. С. 96−140.
  97. Известия АНСССР. Серия лит. и яз. М., 1975. № 6.
  98. История МТПП. URL: http://www.mostpp.ru/pages.php?name=- Kaiita
  99. История предпринимательства в России: XIX XX века: Сб. статей / Под ред. A.JI. Дмитриева, A.A. Семенова. СПб., 2005. Вып. L
  100. История предпринимательства в России: XIX — начало XX века: Сб. статей / Под ред. A.JI. Дмитриева, A.A. Семенова. СПб., 2006. Вып. 2.
  101. История предпринимательства в России: XIX — начало XX века: Сб. статей / Под ред. A.JI. Дмитриева, A.A. Семенова. СПб., 2007. Вып. 3.
  102. История экономических учений. М., 2000.
  103. К.Г. Душа Москвы и гений Петербурга // Петербург как феномен культуры: сборник публикаций о Петербурге. СПб., 1994. С. 47−61.
  104. С.А., Кулевский JI.K. Во благо России. Очерки о предпринимателях и меценатах России. СПб., 1997.
  105. М.С. Град Петров в истории русской культуры. СПб., 1996
  106. М.С. Культура города и пути ее изучения // Город и культура. СПб., 1992. С. 15−34.
  107. М.С. Москва Петербург — провинция: «двустоличность» России — ее историческая судьба и уникальный шанс // Российская провинция. 1993. № 1. с. 16−27.
  108. Н.М. Записка о московских достопамятностях. Писано в 1817 году для некоторой Особы, ехавшей в Москву // Сочинения Карамзина. 3-е изд. М., 1820. Т. 7. С. 280−302.
  109. Е.П. Замечательные богатства частных лиц в России. СПб., 1874.
  110. В.Н. Портреты российских предпринимателей второй половины XIX в. // Традиции и опыт российского предпринимательства: история и современность. Волгоград, 1997.
  111. И.В. В ответ A.C. Хомякову // Русская идея. М., 1992. С. 65−72.
  112. И.В. Духовные основы русской жизни. М., 2007.
  113. Е.И. Архитектурные теории XIX века в России. М., 1986.
  114. Е.И. Морозовы и русская культура // Труды 1-й научно-практической конференции «Морозовы и их роль в истории России (Морозовские чтения)». Богородск, 1996.
  115. Е.И. Москва на рубеже столетий. М., 1977.
  116. H.JI. Предпринимательство и предприниматели в России. Исторический очерк. Самара, 1994.
  117. В.О. Добрые люди Древней Руси. М., 1902.
  118. Т.Б. Православная этика труда // Мир России. 1994. Т. III. С. 54−96.
  119. Л.Б. Есть ли в столице городская политика? URL: http://www.politjoumal.ru/index.php?action=Articles&dirid=57&tek=l 182&issue -32
  120. А.Ф. П.Д. Боборыкин // А. Ф. Кони. Воспоминания о писателях. М., 1989. С. 475−478.
  121. А. Ф. Памяти П.Д. Боборыкина // Кони А. Ф. На жизненном пути. Л., 1929. С. 337−340.
  122. .И. Большой толковый словарь по культурологии. М., 2003.
  123. А.П. Дворянство и торгово-промышленное предпринимательство в пореформенной России (1861−1904 гг.) // Исторические записки. М., 1978. Т. 102.
  124. A.A. Русская буржуазия. М., 1912.
  125. С. А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. М., 2002.
  126. В.П. Журнальные отголоски // Мир божий. 1906. № 3. отд. II.
  127. И.А. Соч.: В 2-х т. М., 1984. Т. 2.
  128. В.И. О русском натурализме и о П.Д. Боборыкине // Кулешов В. И. В поисках точности и истины. М., 1986.
  129. Куприна-Иорданская М. С. Годы молодости. М., 1960.
  130. В.Я. Островский. М., 1976.
  131. М.И. Труд и бизнес в зеркале религий. М., 1998.
  132. В.Н. Москва на рубеже столетий // Знание — сила. 1991. № 2. С. 58−66.
  133. В.И. Полн. собр. соч.: В 55 т. М., 1979. Т. 3. С. 455189.
  134. К.Н. Записки отшельника. М., 1992.
  135. В.В. Бизнес-культура и национальные корни // Международная научно-практическая конференция Российское бизнес-образование: зарождение евразийской концепции. URL: http://www.ctschool.ru/sartcl.php?nart=l
  136. М.И. Российские женщины: немного о традициях, самопожертвовании и гражданственности // Тендерные исследования в России проблемы взаимодействия и перспективы развития. Материалы конференции. 24−25 января 1996 г. / МЦГИ. М., 1996. С. 83−94.
  137. Д.С. Экология культуры // Памятники Отечества. 1980.
  138. Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII-XIX века). СПб., 1994.
  139. Т. Женское предпринимательство: проблемы, перспективы // Бизнес и политика. 1997. № 9.
  140. Мамин-Сибиряк Д. Н. Собр. соч. в 8 томах. М., 1955. Т. 7.
  141. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. Соч., изд 2-е. М., 1974. Т. 42.
  142. Мельников-Печерский П.И. В лесах: В 2-х т. М., 1977. Т. 2.
  143. Д.И. Границ познанию предвидеть невозможно. М., 1991.
  144. Д.И. Проблемы экономического развития России. М., 1960.
  145. Менталитет и культура предпринимателей России в XVII—XIX вв.еках. М., 1996.
  146. Л. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность. М., 1993.
  147. A.B. Очерки из истории московского купечества, чьи предприятия служили Москве после революции. М., 1996.
  148. И.М., Модель Б. С. Предприниматель: культура богатства //Социологические исследования. 1997. № 10. С. 143−150.
  149. H.H. Город для всех. URL: http://www.moskvam.ru /2001/10/moleva.htm
  150. Москва и Петербург в десятке самых дорогих городов мира. URL: http://www.votpusk.ru/news.asp?msg==13 780
  151. Москва. XVII—XX вв. М., 1997. Т. 2.
  152. В.В. Из истории Москвы. 1147−1913. Иллюстрированные очерки. М., 1997.
  153. С.И. Пьесы. СПб., 1907.
  154. H.A. Сочинения. М., 1986.
  155. Немирович-Данченко Вл.И. Из прошлого. М., 1938.
  156. В.М. Метафизика города // Город как социокультурное явление исторического процесса. М., 1995. С. 234—240.
  157. JI. Санкт-Петербург и Москва, вражда столиц. URL: http://www.inosmi.ru/text/stories/02/04/21/3043/140 680.html
  158. Л.И., Сиземская И. Н. Три модели развития России. М., 2000.
  159. Дж., Эбурдин, П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: Год 2000. М., 1992.
  160. С.С. Царствование императора Николая II. СПб., 1991.
  161. ОРРГБ. Ф. 686. Карт. 3. Д. 1. Л. 10, 12.
  162. А.И. «Сердце России»: Очерки культурной жизни Москвы. М., 1902. Вып. 1.
  163. А.Н. Полное собрание сочинений. М., 1953. Т. 14.1. С. 8.
  164. К. Очерк развития буржуазии в России // Образование. СПб., 1907. № 2−3.
  165. Партии российских промышленников и предпринимателей. Документы и материалы 1905−1906 гг. М., 2004.
  166. В.Б. История русского купечества. М., 2008.
  167. В.Б. Московские купцы-строители // Отечественная история. 1997. № 4.
  168. Ю.А. Документы о личных состояниях крупных московских капиталистов конца XIX — начала XX в. // Вопросы историографии и источниковедения дооктябрьского периода. М., 1992.
  169. Ю.А. Коммерческие банки Москвы. Конец XIX в. 1914 г. М., 1998.
  170. Ю.А. Москва купеческая на рубеже XIX—XX вв.еков // Отечественная история / РАН. Ин-т рос. истории. М., 1996. № 2. С. 3−13.
  171. Ю.А. Павел Павлович Рябушинский. Россия на рубеже веков: исторические портреты. М., 1991.
  172. JI.M. Русский очерк 80−90 гг. XIX века. Казань, 1978.
  173. A.A., Яковенко, И.Г. Культура как система // Человек. 1997. № 5−6- 1998. № 1−2.
  174. П. Сиделец, комедия в четырех действиях. СПб., 1807.
  175. O.A. «Русский путь» в экономике // Русский путь в экономике. Сборник статей. М., 1992.
  176. O.A. 1000 лет русского предпринимательства. Из истории купеческих родов. М., 1995. URL: http://lindex.lenin.ru /Lindex4/Text/8120/index.htm
  177. Г. В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю // Избр. филос. произведения: В 5-ти т. М., 1956. Т. 1. С. 507−772.
  178. Т.В. Избранные философские произведения. М., 1956.
  179. И.В. Русское старообрядчество и Москва в начале XX в. //Мир старообрядчества. М., 1995. Вып. 2.
  180. Ю.Н. Современная экономика и социология труда. М., 2003.
  181. И.Т. Книга о скудности и богатении и другие сочинения. СПб., 2004.
  182. Г. Н. «Города Сибири» (1908) // Земля иркутская. 1995.
  183. И.В. Деловая Москва: Очерки по историипредпринимательства. M., 1997.
  184. Православная беседа. 2004. № 2.
  185. Программа «Возрождение духовных и нравственных традиций российского предпринимательства». URL: http://www.ex.ru/academy/state program, shtml
  186. Прогулки по Москве и ее художественным и просветительным учреждениям. М., 1991.
  187. Т.В. О богатении. Материалы к истории Прохоровской Трехгорной мануфактуры. М., 1915 // Экономика русской цивилизации. М., 1995.
  188. A.C. Полн. собр. соч. М., 1950. Т. 5.
  189. В.В. Экономическая социология: курс лекций. М., 1997.
  190. Я.Н. Время и вещи. M., 1990.
  191. Р.В. Экономическая культура: ее сущность и функции // Т. Д. Заславская, Р. В. Рывкина. Социология экономической жизни. М., 1991.
  192. В.П. Старообрядчество и русское религиозное чувство. Русский хозяин. Статьи об иконе. Москва-Иерусалим, 1994:
  193. В.П. Судьбы русского хозяина // Старообрядчество и русское религиозное чувство. М., 1993.
  194. В.Н. Социальная философия: поиски целостности // Социально-политический журнал. 1994. № 3−6.
  195. А.П. Культурология: теория и история культуры. М., 2005.
  196. Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч. М., 1988. Т. 1. С. 247.
  197. Сборник общества «Знание» за 1906 г. М., 1906.
  198. О.Б. Старообрядчество как архетип российского предпринимательства // Международная научно-практическая конференция Российское бизнес-образование: зарождение евразийской концепции. URL: http://www.forleader.ru/konf/Sergeeva.htm
  199. Д. Мандала//Городское управление. 1998. № 9.
  200. A.A. Путешествие во времени и пространстве. СПб., 1999.
  201. А.К. Наука, искусство и социальные реалии минувшего столетия // Отечественная история. 2002. № 1. С. 60−72.
  202. B.C. Сочинения: В 2-х т. М., 1988. Т. 2.
  203. П.А. Система социологии: В 2 т. М., 1993. Т. 1.
  204. Социология в России XIX начала XX века. М., 1997. Вып. 1.
  205. Н.В. Избранное. М., 1982.
  206. В.В. Избр. соч.: В 2 т. М.- Л., 1937. Т. 1.
  207. Ф.А. Бывшие и несбывшиеся // Знание сила. 1991. № 2. С. 46−50.
  208. П. Б. Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России. СПб., 1894. Вып. 1.
  209. П.И. Старый и новый быт // Москва Петербург: pro et contra: Диалог культур в истории национального самосознания. Антология. СПб., 2000.
  210. Сын отечества. 1898. № 48.
  211. .Н. Вступительная статья // Николай I и его время. С. 8. http://gosudarstvo.voskres.ru/tarasov/mcO.htm
  212. Э. Россия в 1914 году // Знание сила. 1991. № 2.
  213. Л.Н. Анна Каренина. М., 1985. С. 177.
  214. . Теория праздного класса. URL: http://friends.pomorsu.ru/Alest/library/veblen/theory7.htm
  215. Дж. Словарь символов. М., 2001.
  216. Туган-Барановский М. И. Избранное. Русская фабрика в прошлом и настоящем. Историческое развитие русской фабрики в XIX веке. М., 1997.
  217. Г. Н. Благотворительность московских предпринимателей: 1860−1914. М., 1999.
  218. Г. Н., Шацилло М. К. Вступительная статья // Бурышкин П. А. Москва купеческая. М., 1991.
  219. Н.Ф. Сочинения. М., 1982.
  220. В.П. Особенности либерализации и модернизации России во второй половине XIX—начале XX в. в контексте европейского развития // Интернет-конференция Россия: варианты институционального развития. URL: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/295 516.html
  221. Д.В. Старое и новое. М., 1912.
  222. П.А. У водораздела мысли // Соч. в 2-х т. М., 1990.1. Т. 2.
  223. C.JI. Духовные основы общества. М., 1997.
  224. С. Столкновение цивилизаций? // Политические исследования. 1994. № 1.
  225. Н.В. Московское купечество на рубеже XIX—XX вв.еков: социокультурный анализ: Уч. пос. Краснодар, 2008.
  226. А.П. Собр. соч.: В 12-ти т. М., 1956. Т. 8. С. 345.
  227. А.П. Соч.: В 18 тт. М., 1985. Т. 9. С. 80.
  228. С.И. Москва и Москвичи в творчестве П.Д. Боборыкина // П. Д. Боборыкин. Китай-город. М., 1988. С. 5−22.
  229. Ф.И. Маска и душа: Мои сорок лет на театрах. М., 1989.
  230. В.В. Идеология и политическая организация российской либеральной буржуазии. 1907−1914 гг. М., 1991.
  231. В. Отношение к труду московских предпринимателей в конце XIX — начале XX вв.: (опыт анализа мемуарных источников) // Межвузовский центр сопоставительных историко-антропологических исследований. М., 2000. Вып. 1. С. 121−126.
  232. О. Закат Европы. Новосибирск, 1993.
  233. В.Г. Город мертвых и город бессмертных // Новый мир. 2000. № 4.
  234. Юнг К. Человек и его символы. СПб., 1996.
  235. И.Г. Город в пространстве диалога культур и диалог города // Социокультурное пространство диалога. М., 1999. С. 90−101.
Заполнить форму текущей работой