Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Культурологический анализ национальных моделей массовой культуры США и России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Феномен? массовой, — культуры впервые и наиболее ярко проявилсяна почве нарождающейся американской культурной? традиции, так как именно здесь нашли самое широкое применение наиболее эффективные политические и социальные технологии, современные средства связи, и сообщения, развились массовое производство и массовое потребление. Модель массовой культуры США является демократическим образцом… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 1. 1. Проблема определения массовой культуры: основные подходы к исследованию феномена
    • 1. 2. Исторические и идеологические предпосылки становления массовой культуры в современном социокультурном пространстве
    • 1. 3. Структурно-функциональная характеристика массовой культуры
  • ГЛАВА II. НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 2. 1. Критерии дифференциации национальных моделей массовой культуры
    • 2. 2. Национальная модель массовой культуры США
    • 2. 3. Национальная модель массовой культуры России

Культурологический анализ национальных моделей массовой культуры США и России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. С момента возникновения и до настоящего времени феномен массовой культуры попал в поле чрезвычайно интенсивной философской и культурологической рефлексии. Бурное развитие техники, автоматизация, усиление процессов глобализации и универсализации, резкие повороты и кризисные ситуации исторической событийности в XX в. актуализировали необходимость планомерного исследования состояния мировой культурной ситуации, выявления места, которое занимает в ней массовая культура как особая форма развития человеческой цивилизации.

В современном отечественном исследовательском пространстве категория массовой культуры также является одним из основных аспектов теоретического осмысления. Несмотря на столь очевидную научную востребованность, его смысловое значение варьируется от чисто качественных к разного рода количественным характеристикам, что, в известной степени, обусловлено размытостью онтологических, феноменологических и морфологических границ и, что немаловажно, четкой негативной и критической окраской, во многом связанной с идеологической направленностью первых разработок проблемы массового общества и буржуазной культуры в отечественной науке.

Таким образом, и в отечественной, и' в зарубежной литературе чаще всего под массовой культурой понимают некачественную художественную продукцию, распространяемую с коммерческими целями, или развлекательную индустрию в целом. В нашем представлении, термин «массовая» должен фиксировать внимание исследователя не на эстетической и (или) моральной оценке отдельных произведений, но, прежде всего, на том способе которым производятся, тиражируются, потребляются духовными и материальными ценностями.

По уже сложившейся традиции о массовой культуре принято говорить как о некой универсальной модели, не просто подходящей абсолютно каждой национальной культуре, а подчиняющей ее своим интересам и правилам, стандартизирующей, замещающей все внутрикультурные отношения и процессы. Однако рассмотрение массовой культуры в конкретно-историческом контексте произрастания на той или иной национально-самобытной почве имеет не менее важное значение, чем выявление универсальных черт данного феномена, так как космополитичность массовой культуры не в состоянии отменить ни ее национального колорита, ни ее национальной специфики.

Несмотря на то что культурный прогресс сближает народы и выравнивает условия их существования, исторический путь, пройденный этносом, откладывается в его социальной памяти и формирует базисные установки, властвующие над ним, воспроизводящие особый уклад (образ) жизни и способы осмысления реальности.

От громкого газетного слова до виртуальной реальности — так можно вкратце охарактеризовать путь, проделанный каждой национальной моделью массовой культуры, однако каждый из этих этапов очерчен весьма внушительными содержательными и событийными характеристиками, впитавшими в себя неповторимый колорит исконно национальной индивидуальности и идентичности.

Конечно, невозможно упустить из виду тот факт, что опасность универсализации национальных культур, соитие их в одно единственное целое глобальное мировое сообщество, вполне реальна и, скорее всего, это будущая стезя дальнейшего развития человечества. Однако, по нашему мнению, в настоящее время идеи национального в современной культуре еще чрезвычайно актуальны, а поэтому изучение так называемого «национального колорита» в самой универсальной форме культуротворчества может стать не только своего рода лебединой песнью цветущему разнообразию, но и интересным в культурологическом плане исследованием прошлого, настоящего и, отчасти будущего, культурного развития многих современных стран.

Таким образом, динамичные изменения в жизни любого этноса переплетаются с социально-экономическими и политическими процессами, происходящими в мире. Их сочетание и взаимодействие обусловливает своеобразие исторических судеб народов и стран. Поэтому дифференциальное рассмотрение национальных моделей возникновения и развития массовой культуры можно считать не только правомерным, но и чрезвычайно актуальным для развития современного культурологического знания. Отсюда, данная диссертационная работа посвящена не простому исследованию одного из самых актуальных на сегодняшний день культурного феномена, а выявлению национальных особенностей возникновения и развития массовой культуры.

Для наибольшей эффективности и результативности, мы считаем необходимым избрать в качестве предмета исследования массовую культуру Соединенных Штатов Америки и культуру России, так как США одновременно является и «родиной» массовой культуры, и ее «классическим» (демократическим) образцом, а российская традиция, исторически заключающая в себе бытие сразу нескольких типов массовой культуры (так называемый «тоталитарный», «социал-демократический» и собственно «демократический»), является чрезвычайно богатой базой для изучения и интерпретации.

Степень научной разработанности проблемы. Первые попытки теоретического осмысления проблемы исследования можно обнаружить уже с конца XIX столетия. Они связываются с именами Э. Канетти, Г. Лебона, У. Мак-Дуггала, 3. Фрейда, Э. Фромма, О. Шпенглера, К. Ясперса и других ученых, которые рассматривали массовую культуру как основу нарождающегося массового общества. В концепциях данных авторов преобладали довольно критические научные взгляды и трактовки.

В начале XX в. феномен массовой культуры привлек внимание и отечественных ученых, в частности Н. А. Бердяева, который считал ее детищем цивилизации и принципиально отделял от фундаментального понятия «культура».

С середины 30-х гг. массовая культура становится предметом анализа в работах X. Ортеги-и-Гассета «Восстание масс» и «Дегуманизация искусства». В них автор излагает собственную концепцию возникновения и развития феномена: массовая культура, согласно X. Ортеге-и-Гассету, представляет собой культуру массового человека, который в полной мере уверен в своих возможностях и социальных правах, рассматривая свои индивидуальные предпочтения и нравственные идеалы в качестве абсолютов.

В 40-е гг. массовая культура также является объектом жарких научных дискуссий. В ряде стран создаются центры по изучению данного феномена. В связи с этим показательныисследования представителей Франкфуртской школы — Т. Адорно, В. Беньямина, Г. Маркузе и М. Хоркхаймера. Под массовой культурой ими подразумевается такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах (стандартизированное по-точно-конвеерное производство). Она порождает одномерность и отчужденность личности от самой себя, своего труда и творчества, общества, в котором она существует.

Начиная с 50−60-х гг., в связи с глобальными культурными переменами, изменяется и исследовательская позиция по отношению к данной проблеме. Работы Д. Белла и Э. Тоффлера отличаются утверждением новой роли массовой культуры в обществе — просветительской, поскольку ценности, некогда присущие элите, постепенно начинают транслироваться в массы. Вместе с тем меняется и сама массовая культура, которая все больше сближается с народной и элитарной культурой.

Дальнейшее исследование массовой культуры в позитивном ключе обнаруживается в трудах таких ученых, как 3. Бжезинский, Г. Канн, Д. Макдо-нальд, М. Маклюэн, Ж. Фурастье. В них раскрываются предпосылки возникновения и механизмы развития массовой культуры, обосновываются теоретические концепты существования массового искусства, обнаруживается проблема взаимосвязи массовой культуры и средств массовой коммуникации. Культурологическая же теория' массовой коммуникации как особой1 информационной технологии представлена в работах М. Маклюэна и А. Моля, где массовая культура отождествляется с «мозаичной культурой».

В 70−90-е гг. феномен массовой культуры привлекает внимание и постмодернистов. Р. Барт, Ж. Бодрийяр, Ж. Деррида, М. Фуко, У. Эко в своих трудах обличают повсеместную экспансию массовой культуры, точнее ее визуально-зрелищных пластов.

Следует отметить, что в отечественной традиции, массовая культура становится предметом систематического научного изучения с конца 70-х гг. XX столетия. В работах Г. К. Ашина, Э. А. Баллера, З. И. Гершковича, B.JI. Глазычева, А. В. Кукаркина, Е. Н. Карцевой, А. П. Мидлера, Г. С. Оганова, Е. П. Смольской, О. Э. Тугановой и В. П. Шестакова массовая культура рассматривается, прежде всего, с позиций критики капиталистического буржуазного общества, выделяются такие черты и характеристики феномена, как эскапизм, гедонизм, потребительская психология, сексизм и т. п. Особое внимание советские исследователи обращали на манипулятивные возможности массовой культуры, механизмы ее воздействия на массовое сознание.

Несмотря на довольно критический подход первых отечественных теоретиков, их работы отражают перспективные направления исследования проблем «массового», успешно реализуемые сегодня С. Р. Аблеевым, К. З. Акопяном, В. Е. Васильевой, А. В. Захаровым, Н. М. Зоркой, С.Я. Кагар-лицкой, Н. И. Киященко, А. В. Костиной, М. И. Найдорфом, Э. А. Орловой, К. Э. Разлоговым, В. И. Самохваловой, Е. Г. Соколовым и Б. Г. Соколовым, Е. В. Улыбиной, А. Я. Флиером, Е. Н. Шапинской. Научные воззрения обозначенных ученых отличаются исследовательским плюрализмом, признанием факта многообразия культуры, а также позволяют глубже понять историю и феноменологию массовой культуры в России и США.

Идеи влияния средств массовой информации на развитие массовой культуры и массового сознания наиболее основательно разработаны В. Ю. Боревым, А. А. Грабельниковым, Б. А. Грушиным, С.Г. Кара-Мурзой, В. И. Коробейниковым, Е. И. Лариной, А. П. Логуновым, Г. Г. Почепцовым.

Вопросы национального в культуре достаточно комплексно освещены Г. О. Брицким, Н. И. Ворониной, Г. Д. Гачевым, И. В. Малыгиной, Ю. П. Платоновым, JI.Г. Почебут, Ш. Б. Саматовым, Л. Г. Сиротиной, Ю. В. Чернявской, Е. Б. Шестопалом.

Между тем, многие из актуальных проблем, напрямую связанных с обозначенным феноменом, до сих пор остаются неразработанными. В должной степени не определено содержание понятия «массовая культура», не выработана ее четкая системно-структурная характеристика, не проясненным остается вопрос о времени (этапах) ее возникновения и формах национального проявления, что свидетельствует об «исследовательской открытости» дискурса массовой культуры, которая вот уже столетие находится в центре внимания зарубежных и отечественных ученых.

Гипотеза исследования. В каждой культуре присутствуют как универсальные, так и уникальные черты. Массовая форма культуры здесь не исключение, поскольку ее развитие на определенной национальной почве сопровождается органической трансформацией исторического опыта. Для достижения наибольшей распространенности в определенном социуме,.она часто использует стереотипические структуры, имитирует образы, сюжеты, и смысловые конструкции, закрепленные за конкретной этнической общностью. На основе вычленения этих уникальных черт в контексте национального бытия массовой культуры, их анализа и сравнения с другими аспектами культуротворчества возможно осуществить дифференциацию национальных моделей массовой культуры.

Таким образом, объектом настоящего диссертационного исследования’является массовая культура как феномен современного социокультурного пространства в гносеологическом, онтологическом, феноменологическом и морфологическом аспектахпредметом — социокультурные особенности национальных моделей массовой культуры США и России.

Цель исследования заключается в проведении культурологического анализа процессов становления и развития национальных моделей массовой культуры США и России.

Основные задачи исследования:

— обосновать методологические подходы к определению феномена;

— выявить исторические и идеологические предпосылки становления массовой культуры в современном социокультурном пространстве;

— дать четкую системно-структурную характеристику массовой культуры;

— выработать и обосновать критерии дифференциации национальных моделей массовой культуры;

— проанализировать модель массовой-культуры США;

— проанализировать модель массовой' культуры России.

Методологические основания исследования. Данное исследование осуществлялось на стыке культурологии и философии с привлечением данных из области социологии, истории и психологии. В основе диссертации лежит метод комплексного культурологического анализа, позволяющий описать и интерпретировать национальные модели массовой культуры США и России в ее реальных формах и. проявлениях. Так же в диссертационной работе использованы:

— феноменологический метод, в рамках которого массовая культура рассматривается как особое социально-историческое явление;

— структурно-функциональный метод, характеризующий объект исследования с точки зрения организации и устойчивости, фиксируя внимание на функциональном взаимодействии ее элементов;

— аксиологический метод, обосновывающий ценностные ориентации национальных моделей массовой культуры;

— интегративный метод, позволяющий применить знания, полученные различными науками при решении задач, поставленных в настоящем исследовании.

Большое влияние на общий стиль диссертационной работы, оказали труды как зарубежных авторов: Д. Белла, Ж. Бодрийяра, М. Маюпоэна, X. Ортеги-и-Гассета, Э. Тоффлера, — так и отечественных исследователей:

Б.А. Грушина, А. В. Захарова, А. В. Кукаркина, Е. Г. Соколова, Е.Н. Шапин-ской, В. П. Шестакова.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые на основе многоаспектного культурологического анализа исследуется весь комплекс проявлений массовой культуры в США и России, дается четкая системно-структурная характеристика объекта исследования, вводится и определяется понятие «неоэлитарная культура», раскрывается сущность теоретического осмысления и практического выражения феномена в современном социуме.

Основные источники исследования. Диссертация выполнена на базе разнообразных отечественных и англоязычных источников: печатных справочных, учебных и научных изданий, результатов социологических исследований, широкого спектра электронных ресурсов, кинои музыкальных материалов, литературных текстов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Массовая культура — это особая технология культурного производства и потребления одновременно, соответствующая определенному уровню развития экономики, социальных отношений, коммуникации, образования, духовным и материальным запросам большинства населения, включающая в себя все многообразие предшествующих культурных форм, их практический и теоретический опыт, ориентированный не на вкусы некоего пассивного большинства, а на усредненный стандарт внутрикультурной модели мышления и поведения.

2. Среди основных предпосылок становления феномена в современном социокультурном пространстве необходимо выделить: трансформацию информационной и коммуникативной среды, усиление процессов институциа-лизации и универсализации, демократизацию всех социальных и политических институтов, вхождение принципов предпринимательства в область духовной культуры, утверждение идеологии конформизма.

3. Массовая культура, ориентируясь на стандартизированные представления членов конкретного социума, характеризует, прежде всего, специфику производства, распространения и потребления продуктов культуры и включает в себя все общественно значимые сферы жизнедеятельности индивида, располагающиеся на разных структурных уровнях (китч-культура, популярная культура, неоэлитарная культура), что позволяет ей претендовать на первенство в мировой культурной системе.

4. Развиваясь на определенной национальной почве, массовая культура изначально впитывает все ключевые этнические особенности, закрепленные за этой общностью. На основе вычленения данных уникальных черт в контексте национального бытиямассовой^, культуры, их анализа и сравнения можно осуществить дифференциацию национальных моделей массовой культуры согласно следующим критериям: условия возникновения, система организации культуры, мифологические системы и основные семиотические коды, построение стереотипического пространства.

5: Феномен? массовой, — культуры впервые и наиболее ярко проявилсяна почве нарождающейся американской культурной? традиции, так как именно здесь нашли самое широкое применение наиболее эффективные политические и социальные технологии, современные средства связи, и сообщения, развились массовое производство и массовое потребление. Модель массовой культуры США является демократическим образцом, комплексной базой для исследования с присущими ей устоявшимися ценностными ориентациями, сложившимися популярными жанрами массового искусства («жесткие» детективный роман, триллерфантастика, фильмы ужасов, мюзикл, хип-хоп и R’n’B^ музыка), сформированной социальной и политической мифологией («американская мечта», «супергерой» и др.), семиотической и стереотипической структурами:

6. Модель массовой культуры России имеет значительные особенности, опосредованные этапами ее формирования. В настоящее время в российском обществе можно выделить уже не два, а три исторических слоя — традиционная, массовая индустриальная и массовая постиндустриальная культуры. Это в большей степени свидетельствует о том, что в современной России сложилась переходная модель массовой культуры, которая, тем не менее, наиболее ярко выражает специфические черты, характерные для отечественной народной культуры, стилизует и трансформирует технику народных промыслов, лубка, фольклорно-культурного наследия.

Теоретическая значимость исследования. Диссертация вносит вклад в развитие отечественной традиции исследования массовой культуры, что выражается в следующем: рассмотрена проблема определения массовой культурывыделены основные подходы ее истолкованиявыявлены исторические и идеологические предпосылки становления массовой культуры в качестве доминирующей формы культуры современной цивилизацииразработана системно-структурная характеристика феноменаописаны и проанализированы социокультурные особенности национальных моделей массовой культуры США и России.

Практическая? значимость исследования. Материалы диссертации активно используются автором в образовательной деятельности высшего учебного заведения: на основе диссертации разработан авторский учебный курс «Массовая культура США и России: прошлое, настоящее, будущее», читаемый как дисциплина по выбору для студентов отделения культурологии факультета русской филологии и национальной культуры Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. Основные положения и выводы проведенного исследования могут использоваться в научной и преподавательской деятельности, при чтении базовых лекционных курсов «История культуры», «Философия культуры», «Социология культуры», «Социальная и культурная антропология», а также спецкурсов соответствующей тематики.

Апробация исследования. Основные положения диссертации излагались автором в статьях и выступлениях на научных конференциях (Волгоград, 2006; Коломна, 2006; Рязань, 2006), международных научно-практических конференциях (Тула, 2004;2005), международных философ-ско-культурологических симпозиумах (Рязань, 2006;2008), представлены публикацией в ведущем рецензируемом научном журнале («Вестник Поморского университета», Архангельск, 2007).

Структура диссертации. Поставленные цели и задачи определили структуру диссертации. Ее содержание изложено на 185 страницах. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 260 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты диссертационного исследования показали, что массовая культура сегодня представляет собой принципиально более высокую социокультурную категорию, новую форму социализации и инкультурации индивида, ориентации его в постоянно меняющихся условиях быта и труда, новую систему манипулированияего сознанием, потребностями, интересами, продовольственным спросом, а также ценностными ориентирами и поведенческими стереотипами.

Массовая культура порождается объективными процессами социальной модернизации сообществ, когда социализирующая и инкультурирующая функции традиционной обыденной культуры, аккумулирующей социальный опыт городской жизни в доиндустриальную эпоху, утрачивают свою эффективность и практическую актуальность. Она фактически принимает на себя функцию инструмента обеспечения первичной социализации личности в условиях национального общества со стертымисословно-классовыми границами.

В то же время на современном этапе внутри массовой’культуры возникают и тенденции демассификации с учетом индивидуальных запросов потребителей, в том числе творчески активных и интеллектуально развитых, что в значительной степени усложняет механизм ее функционирования. Она, в значительной степени, является лишь эмбриональным предшественником, какой-то новой, еще только нарождающейся обыденной культуры, отражающей социальный опыт жизни уже на постиндустриальном (национальном) и информационном (во многом уже транснациональном) этапах развития, и в процессах селекции ее пока еще весьма неоднородных по своим характеристикам форм может вырасти новый социокультурный феномен, параметры которого еще не ясны.

В соответствии с целью работы автором были построены и проанализированы национальные модели массовой культуры с учетом онтологических и морфологических границ феномена. При этом в диссертации был последовательно решен ряд задач, обусловивших достижение поставленной цели.

В рамках решения первой задачи был рассмотрен комплекс: философ-ско-культурологических проблем, связанных с пониманием объекта исследования и обоснованием методологических, подходов к его определениюпредложено авторское уточнение определения5 феномена, согласно которому массовая культура мыслится как особая технология культурного производства, и потребления* одновременно, соответствующая: определенному уровню развития-экономикисоциальных.отношений, коммуникации, образования-, духовным и материальным запросам большинства населения и включающая в себя всё: многообразие предшествующих культурных форм, их практический и теоретический опыт, — ориентированный не на вкусы некоего пассивного большинства, а на усредненный стандарт внутрикультурной модели мышления и поведения.

При решении второй задачи были выделены, следующие исторические щидеологические предпосылки становления, массовой культуры, в современном социокультурном пространстве: трансформацию информационной: и коммуникативной среды, бурное развитие средств" сообщения^ устремление населения: в город, кризис гуманизма, усиление, процессов, институциализа-ции и универсализации, демократизация всех социальных и политических институтов, синкретичность художественного пространства, вхождение принципов предпринимательства в область духовной культуры, утверждение идеологии конформизма. Согласно третьей задаче: на основе структурно-функционального метода была разработана четкая системно-структурная: характеристика массовой культуры, включающая в. себя, сферы проявления? (область, социальной организации и регуляцииобласть научного и эстетического познания и рефлексии мира, человека и межличностных отношенийобласть социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информацииобласть физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека), базовые компоненты (результативный, процессуальный и институциональный) — уровни распространения (китч-культура, популярная культура, неоэлитарная культура) и социальные функции (интегративнаяадаптивнаярубрикацион-наякоммуникативная и компенсаторная).

Четвертой задаче исследования соответствует выработанный в диссертации критериальный аппарат для дифференциации национальных моделей массовой* культуры. Предложенный модельный подход позволяет, прежде всего, описать модели с процедурой интерпретации современной: социальной действительности, охватывающий такие сферы, как мировоззрение, ценностные ориентиры,. производство и потребление — культурных благ, мифологическиесемиотические и стереотипические системы. В качестве базисного инструментария в ходе исследования были: выработаны^ следующие критерии: условия возникновениястроение: системы организации культуры (структур-, ные компоненты, модели) — мифологические системы и основные: семиотические коды—стереотипическое пространство массовой культуры^.

Решение пятой и шестойвзаимосвязанных задач обусловлено предметом данного* диссертационного исследованиям и заключаетсяв описании и комплексном культурологическом анализе национальных моделей, массовой культуры США и России.

В начале исследования было выдвинуто положение о том, что, несмотря на универсальность массовойкультуры" в содержательном ее аспекте все: жегможно и нужно говорить о национальном своеобразии, которое отражается и закрепляется в различных: способах и формах культуротворчества, что и было практически, показано на основе многоаспектного анализа по четырем, наиболее отражающим сущность феномена параметрам:

Врамках диссертационногоисследования было установленочто в отличие от США, российской культурной традиции приходитсярешать двойную задачу. Первостепенная из них — проблема экономики. Вторая — поиск творчески активной «духовной массы». Одним из. средств в региональных рамках может являться национальная идея, которая практически полностью отсутствует в современной России. Поставив лишь блок материальных вопросов, в отечественной культуре непременно сложится ситуация схожая с американской.

Поэтому только национальная самобытность, не только поддерживаемая, но и развиваемая, способна противопоставить материальному значительную духовную компоненту. Без баланса духовного и материального в обществе в результате всегда получается лишь упадок из-за роста преступности, наркомании, аморальности межличностных отношений.

Показательно и то, что уже сегодня отечественная массовая культура может предложить своей аудитории добротные и качественные продукты, а национальные формы развлекательной составляющей массовой культуры успешно могут конкурировать в молодежной среде с аналогичной западной продукцией. Это в свою очередь способствует реальному сохранению, менталитета, системы ценностей нации. Часто через такие формы массовой культуры идет приобщение к национальным формам’культуры: религии, фольклору, искусству.

В заключение отметим, что, по всей видимости, массовая форма культуры прочно укрепилась в современном обществе, и ожидать ее спонтанного исчезновения, по крайней мере, в ближайший исторический период, не приходится. Очевидно, что если она продолжит свое существование в настоящем виде, то общий культурный потенциал цивилизации не только не возрастет, но может понести и существенный ущерб. Поэтому необходима идейная трансформация массовой культуры через наполнение его более возвышенными идеями, социально значимыми сюжетами и эстетически совершенными образами. Решающую роль в такой позитивной трансформации массовой культуры может и должна сыграть мировая духовная культура во всем многообразии своих видов и форм, которая может существенно дополнить национальный колорит ее моделей новыми идеями и смыслами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аблеев, С. Р: Массовая культура современного общества: теоретический анализ и практические выводы Электронный ресурс. / С. Р. Аблеев, С. И. Кузьминская. — Режим доступа: http://aipe.roerich.com/russian /maskult.htm. -Загл. с экрана. Проверено 05.03.2008.
  2. , Т.В. Философия новой музыки Текст. / Т. В. Адорно. М.: Логос, 2001.-352 с.
  3. Алякринский, 0: А. «Американская мечта» в российском массовом сознании Текст., / О. А. Алякринский // США: Экономика. Политика. Идеология. 1996. -№ 4. — С. 21−29.
  4. , О.А. Роман в «мозаичной культуре» (заметкикультурной истории США XX века) Текст. / О. А. Алякринский // США: Экономика. Политика. Идеология. 1993. — № 3. — С. 13−18.
  5. Американская цивилизация как исторический феномен: Восприятие США в американской, западноевропейской и русской общественной мысли Текст. / Н. Н. Болховитинов, С. И. Жук, Е. Б. Шашина и др. М.: Наука, 2001.-495 с.
  6. , А. Л1. Искусство, культура, сверхкультура: Философия искусства Н. А. Бердяева Текст. / А. Л. Андреев. М: Знание, 1991. — 64 с.
  7. , Г. З. Эстетика и художественная культура социализма Текст. / Г. З. Апресян. -М.: МГУ, 1984. 327 с.
  8. , Я.У. Экономика любви: формирование тендерных стереотипов Текст. / Я. У. Астафьев // СОЦИС. 2002. — № 11. — С. 127−134.
  9. П.Ашин, Г. К. Буржуазная массовая культура Текст. / Г. К. Ашин. М.: «Знание» РСФСР, 1988. — 39 с.
  10. , Г. К. В тисках духовного гнета Текст. / Г. К. Ашин, А. П. Мидлер. -М.: Мысль, 1986.-253 с.
  11. , Г. К. Вторжение без оружия: Идеологическая борьба в современном мире и буржуазная «массовая культура» Текст. / Г. К. Ашин. М.: Сов. Россия, 1985.- 160 с.
  12. , Г. К. Доктрина массового общества Текст. / Г. К. Ашин. М.: Политиздат, 1971.-191с. г&bdquo-
  13. , Э.А. Культура социалистическая и культура буржуазная Текст. / Э. А. Баллер. -М.: Знание, 1961. 40 с.
  14. , Р. Мифологии Текст. / Р. Барт. М.: Изд. им. Сабашниковых, 2004.-314 с.
  15. , А.С. Блатная песня: terra incognita Текст. / А. С. Башарин // Массовая культура на рубеже веков: Сб. статей / Под ред. Е. В. Дукова, Л. И. Левина. СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. — С. 176−193.
  16. , Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования Текст. / Д.Белл. М.: Академия, 1999. — 783 с.
  17. , В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости Текст.: Избранные эссе / В. Беньямин. М.: Медиум, 1996. -239 с.
  18. , Н.А. Философия свободы Текст. / Н. А. Бердяев. Харьков: Фолио- М.: «Издательство ACT», 2002. — 736 с.
  19. , Н. А. Философия свободного духа Текст. / Н. А. Бердяев. М.: Республика, 1994. — 480 с.
  20. Бжезинский, 3. Великая шахматная доска: Господство Америки и его гео-| стратегические императивы Текст. / 3. Бжезинский. М.: Междунар. отношения, 1998. — 254 с.
  21. , А.И. Влияние информационного империализма США на массовую культуру Западной Европы Текст.: автореферат дис. кандидата философских наук: 09.00.02 / А. И. Биров. М.: МГУ, 1991 — 24 с.
  22. , А.С. Буржуазная философия США XX века Текст. / А. С. Богомолов. -М.: Мысль, 1974. 345 с.
  23. , Ж. Америка Текст. / Ж. Бодрийар. СПб.: Владимир Даль, 2000.-203 с.
  24. Большая советская энциклопедия Электронный ресурс. — Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/92/55900.htm. Загл. с экрана. Проверено 05.03.2008.
  25. , Ю.Б. Эстетика Текст. / Ю. Б. Борев. М.: Русь-Олимп: ACT: Аст-рель, 2005. — 829 с.
  26. , Д. Код да Винчи Текст. / Д. Браун. М.: ACT, 2005. — 542 с. '".
  27. , Р.Д. Избранные сочинения Текст.: В 3-х томах: Т. 1.: Марсианские хроники- 451 градус по Фаренгейту / Р. Д. Бредбери. М.: Олимп, 1992.-320 с.
  28. , Д. Американцы: национальный опыт Текст. / Д. Бурстин. М.: Прогресс, 1993.-624 с.
  29. , А.А. Элементы массовой культуры в традиционной духовной культуре этноса Текст. / А. А. Бурыкин // Российская массовая культураконца XX века: Материалы круглого стола / Отв. ред.: Б. Г. Соколов. —
  30. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.15−26.
  31. , П.А. Москва купеческая Текст. / П. А. Бурышкин. М.: Захаров, 2002. — 300 с.
  32. Быховская, И.М. Homo somaticos: аксиология человеческого тела Текст. / И. М. Быховская. — М.: Эдиториал, 2000. 208 с.
  33. , А. Избранное: Кризис европейской культуры Текст. / А. Вебер. -СПб.: Знание, 1999.-565 с. г.
  34. , М. Избранное. Образ общества Текст. / М. Вебер. М.: Юрист, 1994.-704″ с.
  35. , Л.Н. Мифология* и< культура Текст. / Л. Н. Воеводина. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. — 384 с.
  36. , Н.И. Теоретическая культурология. В 2-х ч. Часть I. Текст. / Н. И. Воронина. изд. 2-е, перераб. и доп. — Саранск: «Красный Октябрь», 2006. — 228 с.
  37. , Б.Н. Феномен массовой культуры: этико-философский анализ Текст. / Б. Н. Воронцов. Рыбинск: РГАТА, 2002. — 54 с.
  38. , Р.И. Западное телевидение и массовая культура Текст. / Р. И. Галушко. М.: МГУ, 1991. — 23 8 с.
  39. , Г. Д. Национальные образы мира Текст. / Г. Д. Гачев. М.: Академия, 1998.-432 с.45: Гачев, Г. Д. Национальный эрос и культура. В 2-х т. Том I. Текст. / Г. Д. Гачев. М.: Ладомир, 2002. — 562 с.
  40. , И.А. Американская мозаика Текст. / И. А. Геевский, Н. К. Сетунский. М.: Политиздат, 1991. — 445 с.
  41. Геллер, Ml Машина и винтики. История формирования советского человека Текст. / М. Геллер. М.: Изд-во «МИК», 1994. — 336 с.
  42. , А. Вавилонская башня: искусство настоящего времени Текст. /
  43. A. Генис. М: Независимая газета, 1997. — 251 с.
  44. , Т.С. Русская культура: история и современность Текст.' / Т. С. Георгиева. М!: Юрай, 1999: — 576 с.50: Гершкович, З.И. «Массовая культура"-и фальсификация мирового художественного наследия Текст. / З. И. Гершкович. — М.: Знание, 1986. — 64 с.
  45. , И.В. Массовая культура: теория и современность Текст. /. И. В. Гибелев. Белгород: БГТУ, 2005. — 110 с.
  46. , В.Л. Проблема „массовой культуры“ Электронный- ресурс. /
  47. B.Л. Глазычев. — Режим доступа: http://www.glazychev.ru-/publications/articles/1970problema masscult.htm. Загл. с экрана. Проверено 05.03.2008.
  48. , Д. Е. Кризис культуры. Массовая культура и личность (на материале реалити-шоу) Текст. / Д. Е. Григорьева // Искусство и образование. 2007. — № 4. — С. 53−62.
  49. , Б.А. Масса как субъект исторического и социального действия Текст. / Б. А. Грушин // Рабочий класс и современный мир, 1984. № 5.1. C. 28−45.
  50. , Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования Текст. / Б. А. Грушин. М.: Политиздат, 1987. — 367 с.
  51. , А.Я. Ментальность Текст. / А. Я. Гуревич // 50/50. Опыт словаря нового мышления / Ред. сост. Г. Козлова- под общ. ред. Ю. Афанасьева, М. Ферро. — М.: Прогресс [Париж]: Пайо, 1989. — 557 с.
  52. , П.С. Культурология Текст. / П. С. Гуревич. М.: Гардарики, 2003.-336 с.
  53. , П.С. Социальная мифология Текст. / П. С. Гуревич. М.: Мысль, 1983.-175 с.
  54. , Ю.А. Буржуазная „массовая культура“ орудие антикоммунизма Текст. / Ю. А. Гусев. — Минск: „Знание“ БССР, 1981. — 19 с.
  55. , А. Реклама: этнокультурный перекресток Электронный ресурс./ А. Данилова, JI. Матвеева. Режим доступа: http://www.advesti. ru/publish/psiholog/20 0405etno. — Загл. с экрана. Проверено 05.03.2008.
  56. , Е. Российская^ производственная культура в параметрах Г. Хофштеда Текст. / Е. Данилова, М. Тарарухина // Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения, 2003. № 3. — С. 53−64.
  57. Дар или проклятье? Мозаика массовой культуры Текст. / Ред.-сост. К. Э. Разлогов. М.: РЖ, 1994. — 116 с.
  58. , Ж. Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип Текст. / Ж. Делез, Ф. Гватари. М.: ИНИОН, 1990. — 107 с.
  59. , А. Психология толп-Текст. / А. Дерябин. — М.: Институт психологии РАН, издательство „КСП+“, 1998. 416 с.
  60. Десять лет российских реформ глазами россиян. Аналитический доклад Института комплексных социальных исследований РАН Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.ispr.ru/SOCOPROS/socopros 214.html. Загл. с экрана. Проверено 05.03.2008.
  61. Динамика культуры: теоретико-методологические аспекты Текст.: Сб. ст. / Отв. ред. Э. А. Орлова, А. И. Арнольдов. М.: ИФАН, 1989. — 118 с.
  62. , А.Г. Поп-культура и знаки времени Текст. / А. Г. Дугин. СПб.: Амфора, 2005.-494 с.
  63. , Д.И. Постмодернистская мода Текст. / Д. И. Дубровский // Вопросы философии. 200 Г. — № 8. — С. 42−45.
  64. , A.M. Массовая культура советского общества (20−30-е годы) Текст. / A.M. Евстратов. Кострома: КГТУ, 2001. — 91 с.
  65. , А.В. Возможен ли симбиоз традиционной и массовой культуры? Текст. / А. В. Захаров // Массовая культура на рубеже веков: Сб. статей/ Под ред- Е.В. Дукова- Я. И. Левина. СПбг: Дмитрий Буланин, 2005- — С. 7−26.
  66. Захаров- А. В. Массовое общество в России Текст. / А. В. Захаров // Массовая^ культура / К. З. Акопян, А. В. Захаров, С. Я. Кагарлицкая и др. — М-: Альфа-М- ИНФРА-М, 2004. С. 47−94. L
  67. , Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии: информационного общества Текст.: Толковый словарь терминов и концепций /
  68. Л:М--Землянова.- М.: Изд-во Моск. ун-та,. 1999-- 301 с.
  69. , А.А. На пути к сверхобществу Текст. / А-.А. Зиновьев- — М.: Нева, 2004. 608 с.
  70. , В. П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии Текст. /В:П- Зинченко- М-: ТРИВОЛА, 19 941−304 с.
  71. , Н.М. Зрелищные формы художественной культуры Текст. / Н. М. Зоркая. М.: Знание, 1981. — 48 с.
  72. Зоркая, Н. М- Уникальное и тиражированное. Средства массовой информации и репродуцируемое искусство Текст. / Н. М. Зоркая. М.: Искусство, 1981. — 167 с.
  73. , Н.М. Феномен Эраста Фандорина Текст. / Н. М. Зоркая // Массовая культура на рубеже веков: Сб. статей / Под ред. Е. В. Дукова, Л. И. Левина. СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. — С. 105−115.
  74. , Н.М. Фольклор. Лубок. Экран Текст. / Н. М. Зоркая. М.: Искусство, 1994.-238 с.
  75. , Д. Интернет против телеэкрана Электронный ресурс. / Д. Зыкин. — Режим доступа: http://cultire.pravda.ru. Загл. с экрана. Проверено 05.03.2008.
  76. , Н. Сюжет упрощения Текст. / Н. Иванова // Знамя. 2007. -№ 6.-С. 185−194.
  77. , Т.Г. „Массовая культура“ в системе современной буржуазной идеологии Текст.: автореферат дис. кандидата философских наук: 09.00.01 / Т. Г. Иванцева. М.: МГУ, 1988. — 24 с.
  78. , Э.А. История США Текст. / Э. А. Иванян. М.: Дрофа, 2004. -576 с.
  79. Имшинецкая-Фишбейн, И. С авторитетом по соседству. Психологические установки в рекламе Электронный ресурс. / И. Имшинецкая-Фишбейн. — Режим доступа: //http://www.btlregion.ru/stat/dmail/418/index.htm. Загл. с экрана. Проверено 05.03.2008.
  80. История русской культуры IX—XX вв.еков Текст. / Под ред. Л. В. Кошман. 4-е изд. — М.: Изд-во „КДУ“, 2006. — 490 с.
  81. , А. Миф о Сизифе- Бунтарь Текст. / А. Камю. Мн.: „Попурри“, 2000. — 544 с.
  82. , Э. Масса и власть Текст. / Э. Канетти. М.: Ad Marginem, 1997.-527 с.
  83. Кара-Мурза, С. Краткий курс манипуляции сознанием Текст. / С. Кара-Мурза. М.: Алгоритм, 2003. — 285 с.
  84. , Е.Н. Идейно-эстетические основы буржуазной „массовой культуры“ Текст. / Е. Н. Карцева. М.: Знание, 1976. — 112 с.
  85. , Е.Н. Кич или Торжество пошлости Текст. / Е. Н. Карцева. М.: Искусство, 1977. — 159 с.
  86. , Е.Н. „Массовая культура“ в США и проблема личности Текст. / Е. Н. Карцева. -М.: Наука, 1974. 190 с.
  87. , М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура Текст. / М. Кастельс. М.: Высш. шк. экономики, 2000. — 606 с.
  88. , Е. Массовая культура. Японское прочтение Текст., / Е. Катасонова // Азия и Африка сегодня. 2007. — № 7. — С. 93−100.
  89. , С.А. Война в четвертом измерении Текст. / С. А. Кичигин. -Киев: Молодь, 1989. 301с.
  90. , В.В. Герои и толпа Текст.: Избр. труды по социологии / В. В. Козловский, Н. К. Михайловский. СПб.: Алетейя, 1998. — 362 с.
  91. , Е.А. Грех: Книга Китча (Преступления. Кровосмешение. Страсть. Любовь. Смерть. Смех) Текст. А Е. А. Козловский. М.: ABF, 1993.-333 с.
  92. , Н.В. Культура в современном обществе: теория и практика этнополитических процессов Текст. / Н. В. Кокшаров. СПб.: Синтез-Полиграф, 2003. -247с.
  93. Кон, И. С. Сексуальная культура России: клубничка на березке Текст. / И. С. Кон. -М.: ИЭиА РАН, 1997. 459 с.
  94. , Б.И. Большой толковый, словарь по культурологии Текст. / Б. И. Кононенко. М.: Вече, 2003. — 509 с.
  95. , В. Идолы века. Средства массовой информации и капитализм Текст. / В. Коробейников. М.: Молодая гвардия, 1972. — 271 с.
  96. , А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества Текст. / А. В. Костина. М.: Моск. гуманит.-соц. академия, 2003.-404 с.
  97. , А.И. Культурология Текст.: Словарь / А. И. Кравченко. -2-е изд. М: Академический Проект, 2001. — 672 с.
  98. , Г. Н. Символы массовой культуры Текст. / Г. Н. Крупнин» // Массовая культура России конца XX века (фрагменты к .). В 2-х ч. Часть I. / Под ред. Б. Г. Соколова и Е. Г. Соколова. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. — С. 140−147.
  99. , Д.В. О проницаемости границ между элитарным и массовым искусством Текст. / Д. В. Крюков // Массовая культура на рубеже веков: Сб. статей/ Под ред. Е. В. Дукова, Л. И. Левина. СПб.: Дмитрий Буланин, 2005.-С. 42−51.
  100. , Г. И. Буржуазная «массовая культура» как явление государственно-монополистического капитализма Текст. / Г. И. Кужелева. Ростов н/Д.:РГУ, 1981. — 127 с.
  101. , А.В. Буржуазная массовая культура: Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. Техника. Бизнес Текст. / А. В. Кукаркин. 2-е изд., доработ. и доп. — М.: Полиздат, 1985. — 399 с.
  102. , А.В. По ту сторону расцвета. Буржуазное общество: культура и идеология Текст. / А. В. Кукаркин. М.: Полиздат, 1974. — 557 с.
  103. Культура: теории и проблемы Текст. / Т. Ф. Кузнецова, В. М. Межуев, И. О. Шайтанов и др. М.: Наука, 1995. — 279 с.
  104. Культура и ее виды Текст. / Ю. В. Ларин, Н. О. Вилков, Г. К. Рожков и др. Тюмень: Вектор бук, 2002. — 189 с.
  105. Культурология XX век Текст.: Антология / Ред. И. Л. Галинская. М.: Б. и., 1994.-203 с.
  106. Культурология XX век: в 2 т. Текст.: Энциклопедия / Гл. ред. С. Я. Левит. -СПб.: Универ. Книга, 1998. Т. 1. -446 е.- Т.2.-446 с.
  107. , В.А. Разум против человека Текст. / В. А. Кутырев. М.: Че-Ро, 1999.-289 с.
  108. , П.А. Буржуазная «массовая культура» и мораль Текст. / П. А. Ландесман, Ю. В. Согомонов. М.: Знание, 1978. — 64 с.
  109. , В.Г. Судьбы массовой культуры России. Вторая половина XIX—первая треть XX века Текст. / В. Г. Лебедева. СПб.: Санкт-Петербургский университет, 2007. — 355 с.
  110. , Г. Психология народов и масс Текст. / Г. Лебон. СПб.: Макет, 1995.-542 с.
  111. , А.Ф. Философия, мифология, культура Текст. / А. Ф. Лосев. -М.: Политиздат, 1991. 524 с.
  112. , Ю.М. Избранные статьи. В 3-х т. Том 3 Текст. / Ю. М. Лотман. Таллинн, 1993. — 584 с.
  113. , А.А. Массовая культура: Россия-Запад Текст. / А. А. Луговой // Российская массовая культура конца XX века: Материалы круглого стола / Отв. ред.: Б. Г. Соколов. СПб.: Санкт — Петербургское философское общество, 2001. — С. 114.
  114. , И.В. Национальная культура и национальное самосознание Текст. / И. В. Малыгина. М.: МГУК, 1998. — 41 с.
  115. , О.Т. Несогласная аудитория Текст. / О. Т. Манаев // СОЦИС. -1990.-№ 6.-С. 26−37.
  116. Мак-Дуггал, У. Основные проблемы социальной психологии Текст. / У. Мак-Дуггал. М.: Космос, 1916. — 282 с.
  117. , Ф. Города. Горожане и цивилизация Текст. / Ф. Макдо-нальд. -М.: Росмен, 1994. 47 с.
  118. , М. Галактика Гуттенберга. Становление человека печатающего Текст. / М. Маклюэн. — М.: Фонд «Мир" — Академический проект, 2005.-496 с.
  119. , Л. Миф машины. Техника и развитие человечества Текст. / Л. Мамфорд. М.: Логос, 2001. — 404 с.
  120. Маниковская, М: А. Техническое воспроизведеие художественных творений: философско-антропологические смыслы Текст. / М. А. Маниковская // Философия и общество. 2007. — № 1. — С. 158−173.
  121. , К. Избранное: Социология. культуры Текст. / К. Манхейм. — М.- СПб.: Университетская книга, 2000. 501 с.
  122. , Э.С. Культура, как способ деятельности-Текст. / Э.С. Мар-карян //Вопросы философии. 1977. -№ 11. — С. 126−144.
  123. Маркузе, — Г. Эрос и цивилизация: Философское исследование учения Фрейда Текст. / Г. Маркузе. Киев:.Гос. б-ка, Украины для юношества, 1995. -314 с.
  124. Массовая культура: современные западные исследования Текст. / Отв. ред. и предисл. В. В. Зверевой, послесл. В. А. Подороги. М.: Фонд научных исследований „Прагматика культуры“, 2005. — 339 с.
  125. Массовая культура Текст. / А. Ю. Лебезятникова, О. О. Савельева, Е. В. Ерохина и др. М.: Русское слово, 2005. — 255 с.
  126. Массовая культура- и массовое искусство: „за“ и< „против“ Текст. / К. З. Акопян, А. В. Захаров, С. Я. Кагарлицкая и др. М.: Гуманитарий, 2003.-510 с.
  127. Массовое сознание и массовая культура в России: история и современность Текст.: Сб. статей / Отв. ред. А. П. Логунов. — М.: РГГУ, 2004. — 304 с.
  128. , Л.В. Психология телевизионной * коммуникации Текст. / Л. В. Матвеева, Т. Я. Аникеева, Ю. В. Мочалова. М.: Психология, 2000. -361 с.
  129. Между обществом и властью: массовые жанры от 20-х к 80-м годам XX века Текст.: Сб. статей / Ред. Е. В. Дуков. — М.: Индрик, 2002. 326 с.
  130. Мировосприятие и образ-жизни Текст. / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, С. В: Тарасова. СПб.: Образование-культура, 1999. — 100 с.
  131. Модели успеха: развлекательность, популярность, массовость как явления культуры Текст.: Сб. материалов XI Ежегод. с междунар. участием конф: Рос. ассоц. преподавателей англ. лит. / Подфед. Н. П. Михальской. — Тамбов: Изд-во ТГУ, 2001. 171 с.
  132. , В.В. Массовая мистификация: поп-культура и суеверие Текст. / В. В. Молчанов. — Л.: Лениздат, 1987. 111 с.
  133. , Т. Индивидуализм и соборность: Русско-американский диалог Текст. / Т. Морозова, С. Лаперуз. Москва, 1996. — 143 с.
  134. , С. Век толп Текст. / С. Московичи. — М.: Центр психологии и психотерапии, 1996. 478 с.
  135. , С. Машина, творящая богов Текст. / С. Московичи. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998'. — 559 с.
  136. , Н.Б. Буржуазная „массовая“ культура: новые времена, старые проблемы Текст.: Очерки / Н. Б. Мусиенко. Киев: Мыстецтво, 1988.-204 с.
  137. , М. И. Об особенностях музыкальной культуры массового media-пространства Текст. / М. И. Найдорф // Вопросы культурологии. -2007.-№ 6.-С. 70−72.
  138. , М. И. Толпа, масса и массовая культура Текст. / М. И. Найдорф // Вопросы культурологии. 2007. — № 4. — С. 27−32.
  139. , А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII начала XX века Текст. / А. Ф. Некрылова. — М.: Азбука-классика, 2004. — 272 с.
  140. Никандров- Н. Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности Текст. / Н. Д. Никандров // Педагогика. 2007. — № 1. — С. 3−14.
  141. Никитина, Н: Н. Философия культуры русского позитивизма начала века Текст. / HiH. Никитина. М.: Аспект Пресс, 1994. — 127 с.
  142. , Ф. О пользе и вреде истории для жизни- Сумерки кумиров- Утренняя заря Текст.: Сборник / Ф. Ницше. Мн.: Попурри, 1999. — 512 с.
  143. , М. М. Творчество В. Набокова 1920−30-х годов и массовая культура Европы и США: образы и влияние Текст.: автореферат дис.. кандидата филологических наук: 10.01.05 / М. М. Носкович. М.: Рос. гу-манит. ун-т, 1999. — 22 с.
  144. , А.А. Теория культуры Текст. / А. А. Оганов, И.Г. Хангельдие-ва. М.: Фаир-Пресс- Гранд, 2001. — 384 с.
  145. , Г. С. Как гримируется Серый Волк Текст. / Г. С. Оганов. М.: Политиздат, 1980.-244 с.
  146. , А.Н. Массовая музыка в России Текст. / А. Н. Огарков // Массовая культура России конца XX века (фрагменты к .). В 2-х ч. Часть II. /
  147. Под ред. В. Е. Васильева, Е. Г. Соколова. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С. 195−219.
  148. , С.И. Толковый словарь русского языка: 80 ООО слов и фразеологических выражений Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — 4-е изд., доп. -М.: Азбуковник, 1998. 944 с.
  149. , Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию-Текст. / Э. А. Орлова. М.: Изд-во МГИК: Рос. ин-т культурологии, 1994.-214 с.
  150. Ортега-и-Гассет, X. Эстетика. Философия культуры Текст. / X. Орте-га-и-Гассет. -М.: Искусство, 1991. — 587 с.
  151. , А. Массовая культура и современное сознание Электронный ресурс. / А. Осмоловский. Режим доступа: http://www.zverevcenter.ru/projects/PAOsmor.html. Загл. с экрана. Проверено 05.03.2008.
  152. От массовой культуры* к культуре индивидуальных миров: новая парадигма цивилизации Текст.: Сб. статей / Отв. ред. Е. В. Дуков, Н. И. Кузнецов. — М.: Гос. ун-т искусствознания, 1998. — 399 с,
  153. , М. Американская идентичность или американское самосознание Электронный ресурс. / М. Пактер. Режим доступа: http://usinfo.state. gov/journals/itsv/1204/ijsr/pachter.htm. — Загл. с экрана. Проверено 05.03.2008.
  154. Петров-Водкин, К. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия Текст. / К. Петров-Водкин. -М.: Дет. лит., 1991.-238 с.
  155. , Ю.П. Этническая социальная психология Текст. / Ю. П. Платонов, Л. Г. Почебут. СПб.: СПб госуниверситет, 1993. — 167 с.
  156. Плахов, В: Д. Общество: социетологический и культурологический подходы Электронный- ресурс. / ВгД. Плахов. Режим доступа: //http://brennoe-i-vechnoe.narod.ru/85.html. — Загл. с экрана. Проверено 05.03.2008.
  157. , В.В. „Массовое искусство“ искусство против масс Текст. / В. В. Позняков. — М.: Знание, 1987. — 64 с.
  158. , В.И. Автомобильная цивилизация Текст. / В. И. Пузанов // США — ЭПИ. 1997. — № 8. — С.32−33.
  159. , А.А. Культурология Текст. / А. А. Радугин, И. Т. Пархоменко и др. М.: Центр, 1997.-304 с.
  160. , Б. Массовая культура Текст. / Б. Райнов. М.: Прогресс, 1979.-487 с.
  161. Реклама и менталитет Электронный ресурс. / Е. Синицына. — Режим доступа: //http://www.brandpro.ru/world/articles/a04.htm. Загл. с экрана. Проверено 05.03.2008.
  162. , В. Массовая культура как важнейшее экологическое бедствие Электронный ресурс. / В. Репин. Режим доступа: http://www.uic.nnov.ru/ pustyn/lib/repin/repinl.ru.html. — Загл. с экрана. Проверено 05.03.2008.
  163. Ритм-энд-блюз Электронный ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipe dia. org/wiki/R%27n%27b. — Загл. с экрана. Проверено 05.03.2008.
  164. , В.П. Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты Текст. / В. П. Руднев. -М.: Аграф, 1997. 384 с.
  165. , В.И. Массовый человек и мифы масскульта Текст. /
  166. B.И: СамохваловаИ Массовая культура / К.З. Акопян- А. В. Захаров,
  167. C.Я. Кагарлицкая и др. -М.: Альфа-М- ИНФРА-М, 2004.-С. 96−139.
  168. , М.Ю. Мифология и религия в российском сознании Текст. / М: Ю. Смирнов- СПб.: Летний сад, 2000- - 129 с.
  169. , II.С. Россия и Запад в отечественной публицистике XIX века Текст.: Хрестоматия / Н. С. Смолкина. М.: Радикс, 1995. — 350 с. 1931 Смольская, Е.П. „Массовая- культура“: — развлечение или политика?
  170. , В.А. Советская массовая культура: у истоков- (1917−1927 г.) Текст. / В .А. Соскин. Новосибирск: HFY, 2001. — 149 с.
  171. , Д.К. Америка: народ и страна Текст. / Д. К. Стивенсон. -М-:ППП, 1993.- 191 с.
  172. , Н.Н. Теоретические истоки и эволюция концепций массового общества Текст. / Н. Н. Стрельцов // „Вопросы философии“. — 1970.-№ 12.-С. 21−29.
  173. , В.М. Культура и политические ценности. Античность. Запад. Россия: Проблемы формирования Открытого общества в России Текст. / В. М. Строгецкий. М.: Магистр, 1997. — 48 с.
  174. , А.Н. Очень современная повесть. Феминистка как стрепти-зерша: культурологический анализ Текст. / А. Н. Тарасов. М.: Норма, 1999.-73 с.206: Теория культуры Текст. / Сост. JT.H. Маркелов. — Стерлитамак: СГПИ, 2003.- 101 с.
  175. , К.Т. Все для всех: Массовая культура и современный человек Текст. / К. Т. Теплиц. М.: ИНИОН, 1996. — 124 с.
  176. Теоретическая культурология Текст. / А. В. Ахутин, В. П. Визгин и др. -М.: Акад. Проект, 2005. 622 с.
  177. Теория культуры: Отечественные исследования Текст.: Хрестоматия / Сост. А. Б. Каплан, И. В. Случевский. М.: ИНИОН, 1996. — 199 с.
  178. , Н.Д. Основные аспекты политической культуры и социализации американцев Текст. / Н. Д. Тотьмянин // США ЭПИ. — 1995. -№ 1.-С. 38−42.
  179. , Э. Шок будущего Текст. / Э. Тоффлер. М.: ACT, 2003. -557 с.
  180. , О.Э. Современная культура США: Структура. Мировоззренческий аспект. Художественное творчество Текст. / О. Э. Туганова. М.: Наука, 1989.-167 с.
  181. , В.В. Реклама» и? массовая- культура. Служанка или- госпожа?: Текст. / В-В: Ученова. -М^:Юнити, 2008: 248^с.'
  182. , А.Я. Культурология- для культурологов Текст. / А. Я. Флиер. -М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 20 021 492 с.
  183. , Э. Анатомия человеческой деструктивности Текст. / Э. Фромм. М.: Республика, 1994. — 447 с.
  184. , Э. Искусство любить Текст. / Э. Фромм. СПб.: Азбука-классика, 2007. — 221 с.
  185. , Э. Психоанализ и этика Текст. / Э. Фромм: М.: Республика, 1993.-414 с.
  186. , Т. А. Постмодернизм в поле массовой культуры Текст. / Т. А. Хагуров // Социологические исследования. 2007. — № 9. — С. 125— 130.
  187. , М.А. Толпа, массы, политика Текст.: историко-философский очерк / М. А. Хевеши. М.: РАН ин-т филос., 2001. — 222 с.
  188. , Г. Мотивация, лидерство, и организация: применимы ли американские теории в других странах? Текст. / Г. Хофштеде // Вестник Санкт-Петербургского университета: Сер. Менеджмент. — 2006. № 4. — С.134−162.
  189. , Н.А. Социальная психология искусства: Переходная эпоха Текст. / Н. А. Хренов. М.: Альфа — М, 2005. — 624 с.
  190. , Э. Как делаются сенсации Текст. / Э. Чепоров. М.: «Советская Россия», 1983. — 110 с. I
  191. , Е. Что такое китч? Текст. / Е. Чернецова // Юный/художник. 2004. — № 6. — С. 24−26.
  192. , Г. Ю. Социально-массовые явления: исследовательские подходы Текст. / Г. Ю. Чернов. Дубна: Феникс+, 2002. — 205 с.
  193. , Е.Н. Массовая культура в зеркале концепций Текст. / Е. Н. Шапинская. М.: Прометей, 1992. — 357 с.
  194. , Е.Н. Массовая культура в теоретических исследованиях Текст. / Е. Н. Шапинская // Массовая культура / К. З. Акопян, А. В. Захаров, С .Я. Кагарлицкая и др. М.: Альфа-М- ИНФРА-М, 2004. — С. 18−46.
  195. , В.А. Массмедиа на пороге XXI века: теории, проблемы, подходы // «Полигнозис», 1998. № 4. — С. 13−18.
  196. , А. Культура и этика Текст. / А. Швейцер. М.: Прогресс, 1973.-344 с.
  197. , А.И. Теория культуры Текст. / А. И: Шендрик. М.: Юнити, 2002.-519 с.
  198. , В.П. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры» Текст. / В. П. Шестаков. — М: Искусство, 1988.-224 с.
  199. , Е.Б. Этнические стереотипы русских Текст. / Е.Б.,.Шесто-пал, Г. О. Брицкий, М. В. Денисенко // СОЦИС. 1999: — № 4. — С. 63−67.
  200. , О. Закат Европы Текст. / О. Шпенглер. М.: Искусство, 1993.-298 с.
  201. Шугуров, М-В. Масскультурный лик России-Текст. / М. В. Шугуров // Российская массовая культура конца XX века: Материалы круглогр стола/ Отв. ред.: Б. Г. Соколов. СПб.: Санкт — Петербургское философское общество, 2001. — С. 216−220.
  202. Эволюция культурной деятельности в новом столетии: В 3 т. Т. 1: Очерки культурной жизни России на рубеже веков Текст. / Под ред. А. Я. Рубинштейна, Б. Ю. Сорочкина. СПб.: Алетейя, 2005. — 399 с.
  203. , Р. Враг в твоем доме Электронный ресурс. / Р. Эйснер. Режим доступа: http://www.evrey.com/sitep/medical/r227.htm. — Загл. с экрана. Проверено 05.03.2008.
  204. , И.И. Основы информациологии Текст. / И. И. Юзишвин. -М.: «Высшая школа», 2001. 600 с.
  205. Юнг, К.Г. О современных мифах Текст.: Сб. трудов / К. Г. Юнг. М.: Практика, 1994.-251 с.
  206. , Э. Рабочий. Господство и гештальт. Тотальная мобилизация- О боли Текст. / Э: Юнгер. СПб.: Наука, 2000. — 537 с.
  207. Cullen, J-. Popular Culture in American History Текст. / J. Cullen. UK. Blackwel] Publishers, 2000. — 328 p.
  208. Rismen, D. The Lonely Crowd Электронный ресурс. / D. Rismen. — Режим доступа: http://www.cultinfo.rU/fulltext/l/001/008/074/216.htm. Загл. с экрана. Проверено 05.03.2008.
  209. Strinati, D. An Introduction to Theories of Popular Culture Текст. / D. Stri-nati. Routledge, an imprint of Taylor & Francis Books Ltd, 2002. — 336 p.
  210. The Journal of Popular Culture Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.blackwellpublishing.com/journal.asp?ref=0022−3840. — Загл. с экрана. Проверено 05.03.2008.
Заполнить форму текущей работой