Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Гностическая духовная традиция как культурно-философский феномен

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

И. Яковенко и А. Музыкантского. ситуация времени. — 2000. — № 3−4. — С. 63−74- Дьяков A.B. Гностицизм и русская философия: опыт историко-философского анализа. — М.: Союз, 2003. — 328 е.- Дьяков А. В. Изучение гностицизма // Россия: Духовная сшуация времени. — М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2002. — № 5−6. — С. 45−61- Дьяков А. В. Исторические модели Hipito: гностицизм, буддизм и философия М. Хайдеггера… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Философско-культурологические особенности развития научных представлений о гностицизме
    • 1. 1. Формирование представлений о гностицизме и выявление его культурно-философской специфики
    • 1. 2. Особенности отечественных исследований гностического феномена
    • 1. 3. Экзистенциальный характер гностической онтологии и гносеологии
  • ГЛАВА 2. Место и значение гностицизма в развитии философии и культуры
    • 2. 1. Влияние гностицизма на развитие европейской философии и культуры
    • 2. 2. Гностицизм и отечественная метафизика
    • 2. 3. Актуализация гностического мировоззрения в отечественной культуре

Гностическая духовная традиция как культурно-философский феномен (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется следующими обстоятельствами:

Во-первых, смена научной картины мира всегда сопровождается принципиальными изменениями в истории мировой культуры. Эти периоды принято рассматривать как глобальные научные революции. По мере развития научных представлений произошли, по меньшей мере, три таких переворота — Аристотелевский, Коперниканский и Энштейновский в естественно-научной сфере. Получилось так, что они затрагивают главным образом рационально-логическую сторону бытия. Подобное развитие науки невольно преследует некую технократическую установку в развитии общества. Несмотря на предположение многих ученых о наступлении научной революции в сфере социально-гуманитарного знания, в действительности же этого пока не наблюдается.

Во-вторых, духовный кризис, переживаемый сегодня российским обществом, во многом связан и с кризисом в современной отечественной философии культуры. Наблюдаются потеря внутреннего единства мировоззренческих ориентиров и утрата духовной основы, ведущей к потере основного качества человека — стремления к обретеншо позитивного смысла своего бытия. Надежда на успешное разрешение данного кризиса в немалой степени зависит от осмысления и восстановления традиций отечественного философствования как свободного от идеологических и догматических парадигм исследования и постижения жизни. Всемирное интенсивное развитие социально-гуманитарного знания, наблюдаемое в последние десятилетия, исследования, направленные на постижение внутренней сущности человека, а также развитие современной познавательной и концептуальной культурологии остро нуждаются в повороте в философию культуры антропного принципа и, в том числе, интуитивного уровня и метода постижения действительности. Это именно те принципиальные 3 дополнения, которые необходимы для решения проблем в области духовно-нравственного бытия современного человека.

В-третьих, сегодня российское научное сообщество особенно остро нуждается в обновлениях осмысления отечественной культурно-исторической традиции. Ряд современных исследователей неоднократно отмечает то, что гностическое мироощущение глубоко укоренилось в фундаменте отечественной ментальности. Они полагают, что в гностических основаниях «коренится самая сокровенная, неизреченная и пугающе сакральная формула культурной идентичности: ответ на главный экзистенциальный вопрос исторического бытия народа"1. Активизация гностического мироощущения и его исследования сегодня делают эту тему актуальной.

В-четвертых, с методологической точки зрения развитие отечественной философии культуры получает импульс в сторону применения внутренне-человеческих или экзистенциальных представлений. Ориентация на поиск экзистенциальных оснований культуры в той или иной степени.

2 3 4 осуществляется в работах Е. В. Байдачной, П. П. Гайденко, В. П. Зинченко, И.Т. Касавина5, С. Б. Крымского6, Р.Г. Нугманова7. В частности, не случайно.

Яковенко, И.Г., Музыкантский, А. И. Манихейство и гностицизм: культурные коды русской цивилизации. -М.: Русский путь, 2012. — С.7.

2Байдачная Е. В. Экзистенциальные основания культуры в философии существования: концептуальный анализ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук — Казань: 2005, — 181с.

3Гайденко П. П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. — М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 468 е.- Гайденко П. П. Искушение диалектикой: пантеистические н гностические мотивы Гегеля и Вл. Соловьёва. Вопросы философии. — 1998. — № 4. — С. 75−93. Гацценко П. П. Постметафизическая философия как философия процесса. Вопросы философии. — 2005. — № 3. — С. 128 — 139. Гайденко П. П. Экзистенциализм и проблема культуры. — М.: Высшая школа, 1963. 120 с.

4Зинченко В. П. Таинство творческого озарения // Вопросы психологии. — 2004. -№ 5. — С. 96 — 120.

5Касавнн И. Т. Познание и культура // Вопросы философии. -2003, — № 12. — С. 64 — 71. бКрымский С. Б. Культурноэкзистенциальные измерения познавательного процесса // Вопросы философии. -№ 4. — 1998. -С. 40 — 49.

7Нугманов Р. Г. Культураналнз. Трансперсональный концепт теории культуры. — Казань: Школа, 2007. -164 е.- Нугманов Р. Г. Культурология: курс лекций. — Казань: КГЭУ, 2002. — 68 е.- Нугманов Р. Г. Начала культурологии. — Казань. КГЭУ, 2002. — 151 е.- Нугманов Р. Г. Селективный анализ понятий культуры и выработка экзистенциальной концепции культурологии. Дисс. на соискание уч. степени доктора культурологии. — Казань, 1999. — 274 е.- Нугманов Р. Г. Теория и история культуры. Монография. — Казань: Изд-во КФ МЭИ, 1997. — 220 е.- Нугманов Р. Г. Фнлософия культуры. Теория духовной личности. Школа. Казань. 2006. — 148 с. Нугманов Р. Г. Теория и история культуры. Монография. — Казань: Изд-во КФ МЭИ, 1997.-220 с. феномен «культура» определяется как некий потаенный смысл внутренней сущности человека8.

Для дальнейшего построения экзистенциальной концепции культуры, в целях постижения смысла человеческого бытия, в настоящее время перспективным выглядит систематическое исследование сложного и уникального явления, называемого гностицизмом. На сегодняшний день гностицизм является ярким феноменом времен античности и средневековья, но остается малоизученным, особенно его иррационально-естественная или экзистенциальная сторона.

В-пятых, традиционно принято считать гностицизм религиозно-философским течением 1-П в. н. э., возникшим на основе христианства и выработавшим свою систему ценностей. Основной идеей в гностицизме является идея спасения, которая находит свое осуществление через гнозиснекое, особого рода, трансцендентное знание, отличное от обычного разумения. Гнозис дается как некое откровение, а духовный поиск гностика заключается в постоянном, непрерывном стремлении к постижению истины.

Перспективным представляется изучение влияния гностицизма на последующее развитие культуры и философии. В частности, требуется ответить на вопросы: почему и каким образом гностические идеи и мироощущение находят свою актуализацию в культуре и философии. В научных кругах существует мнение о том, что гностицизм в некоторой степени дал толчок к иррациональному развитию философской мысли и тем самым оказал огромное влияние на формирование общей философской картины мира. Гностическая мировоззренческая концепция оказала значительное влияние на развитие интуитивных методов постижения истины, в частности, в таких сферах философского знания, как мистицизм, метафизика, философия жизни, экзистенциализм, персонализм, которые, в свою очередь, обращают пристальное внимание на духовную сферу бытия.

8Нугманов Р.Г., Хасанов М. Х., Мухаметзянова Г. В. Культура личности — Казань: Дом печати, 2009. — 204 с. 5 человека, на проблемы глубинной трансцендентной сущности человека и на его внутренний мир.

Таким образом, проблемная ситуация обнаруживает следующее противоречие: с одной стороны, исследователи отмечают уникальность гностицизма как культурно-философского явления времен античности и его заметное влияние на развитие философии и культуры, с другой стороны, нет направленного и системно-обусловленного исследования глубинно-экзистенциального характера гностического мировоззрения.

Исходя из сказанного, рабочая гипотеза исследования состоит в том, что гностицизм, его глубинно-экзистенциальный характер, являет собой некий универсальный аспект человеческого разума и потому находит свое отражение в научно-философских, духовно-нравственных и культурно-просветительских системах, значительно отдаленных от гностицизма временем и местом своего возникновения. Значительный новационный интерес представляет изучение гностицизма с позиций современной культурологии.

Степень разработанности проблемы:

Все исследования, посвященные гностической традиции, можно условно разделить на два периода. К первому периоду следует относить работы, возникшие до находки в селении Наг-Хаммади гностической библиотеки, а ко второму периоду относить исследования, проведенные после этого события.

Длительный период времени основную массу информации о гностицизме исследователи находили в писаниях христианских ересиологов", например, у Иренея и Ипполита. Особую роль играли сообщения первых христианских богословов — Оригена, Климента.

Александрийского, Тертуллиана. Церковные писатели утверждали, что гностики учили о спасении исключительно внутренне духовного человека, отмечая его уникальность и избранность. Они подчеркивали связь гностицизма с греческой философией. Также в деле становления истории 6 гностических учений довольно существенную роль сыграли трактаты Плотина, которые направлены против римских гностиков третьего векаАдельфия и Аквелина.9.

С научным подходом изучение гностицизма началось относительно недавно — в XIX веке. Так, первыми западными исследованиями были работы А. Гарнака, Р. Липсиуса и А. Неандера10, эти авторы отмечали в гностицизме некоторое сходство с эллинизмом. В то время как В. Анц настаивал на восточном происхождении гностицизма, он считал, что этот феномен имеет непосредственное отношение к восточным религиям11. 1.

Э. Добшюц, Ж. Маттер, А. Фестюжьер и А. Юлихер исследовали гностицизм в историческом контексте.

Экзистенциальный подход в исследовании гностицизма был применен с" 1 «3.

Р. Бультманом и Г. Ионасом. В своих исследованиях они особо подчеркивали экзистенциальный характер гностического мировоззрения.

В середине XX столетия произошли события, открывшие новый этап в изучении гностицизма, которые повлияли на весь ход дальнейших исследований. Благодаря археологическим находкам знания о гностических учениях значительно расширились. Открытие текстов «Кумранской общины» в 1947 году, названных «свитками Мертвого моря», позволило лучше узнать о состоянии иудаизма в догностический период. Практически все известные специалисты по «Кумрану» в результате проведения независимых.

9 Йонас Г. Гностицизм. — СПб.: Лань, 1998. — 384 с.

10 См.: Гарнак А. История догматов. Т. 2. — М: Фолио, 2001. 656 е.- Гарнак А. Миссионерская проповедь н распространение христианства в первые три века. — М.: Изд-во Олега Обышко, 2007. — 384 е.- Афонасин Е. В. Античный гностицизм и его критики. Собрание античных свидетельств о гносисе и исследование христианского платонизма и гностицизма первых двух веков по Р. Х. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. — СПб.: 2002. — 328 е.- Родин Е. В. Гностический этос и нравственная метафизика Л. П. Карсавина. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук,-Тула: 2006.-155 с. nAnzW. ZurFragenachdemUrsprungdesGnostizismusLeipzig.: 1897.—155s.

12 См.: Дьяков A.B. Гностицизм и русская философия. Опыт историко-философского анализа — М.: Изд-во РГСУ Союз, 2003. — 328 е.- Добшюц Э. Древнейшие христианские общины. Культурно-исторические картины / Пер. Н. Кремлёвой, Л. Добнаш // Раннее христианство. Т. 1. — М.: ACT, 2001. 556 е.- Юлихер А. Религия Иисуса и начала христианства до Ннкейского собора / Пер. И. О. Врасской // Раннее христианство. T. 1. — М.: ACT, 2001. — 556 е.- Фсспожьер А. Личная религия греков / Пер. C.B. ПахомоваСПб.: Алетеия. 2000.-256 с.

13 См.: Бультман Р. Избранное: Вера и понимание. Серия: Книга света. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004 — 752 е.- Йонас Г. Гностнцнзм. — СПб.: Лань, 1998.-384 с. исследований пришли к следующему выводу: рукописи Мертвого моря — это иудаистская библиотека, принадлежащая ессеям14. К дальнейшим разработкам гностической проблематики открыло дорогу открытие знаменитой «гностической библиотеки» в селении Наг-Хаммади в Египте в 1945 году15. Раскопки около египетского селения Наг-Хаммади дали целую «гностическую библиотеку», которая включает в себя 13 кодексов, по преимуществу с гностическими трактатами. Произведения гностической литературы написаны на коптском (древнеегипетском) языке и относятся к различным жанрам. Здесь есть философские рассуждения о происхождении мира, трактаты догматического характера, диалоги, апокалипсисы и евангелия. Евангелие от Фомы стало, в этом ряду, одним из основных аутентичных источников библиотеки.

Гностические тексты Наг-Хаммади повлияли на весь дальнейший ход научных исследований. Ж. Доресс, Ж. Менар, А. Пюэш, М. Тардье16 продолжили научное изучение гностицизма. Первое описание найденных рукописей принадлежит Ж. Дорессуон же впервые перевел Евангелие от Фомы. Ж. Менар собрал прямые высказывания в гностических текстах с требованием познать себя и заключил, что гнозис Наг-Хаммади, прежде всего, это познание самих себя. А. Ш. Пюэш продолжил экзистенциальную трактовку, выделив страх как основу человеческого существования в манихействе и гностицизме. М. Тардье предложил восемь смыслов к пониманию гностицизма.

Р. Валантасис, М. Уильяме и Ф. Уиссе считали, что все тексты Наг-Хаммади объединяет аскетическая этика.

14 Амусин И. Д. Кумранская община. — М: Наука, 1983. — 328 с.

15 Робинсон Дж. М. Раннехристианские рукописи с берегов Нила / «Курьер ЮНЕСКО». — 1971. — № 5. — 34 с.

1бСм.: Дьяков A.B. Гностицизм н русская философия. Опыт историко-философского анализа. -М.: Изд-во РГСУ «Союз», 2003. — 328 е.- Mnard J.E. La Gnose et les textes de Nag-Hammadi // Colloque International sur les textes de Nag-Hainmadi (Quebec, 22−26 aout 1978). -QuebecLouvain., 1981.-P.7. Puech H.- Ch. Le manicheismeSon Fondateur. Sa doctrine. — Paris, 1949. — P. 36. Tardieu M., Dubois J.-D. Introduction a la litterature gnostique. T. I. — Paris: 1986. — P. 21−37.

7 Cm.: Valantasis R. Is the Gospel of Thomas Ascctical? Revisiting an Old Problem with a New Theory. Journal of Early Christian Studies — 1999. P. S5−81.Michael Allen Williams, M. Rethinking «Gnosticism»: An Argument for Dismantling a Dubious Category. Princeton University Press. 1999. — 356 p. Афонасин E.B. Античный гностицизм. — Новосибирск: Издательство НГУ, 2002. -184 с. 8.

В России гностицизм начинают изучать в конце XIX — начале XX века. Именно в этот период появляются работы В. В. Болотова, А. Ф. Лосева, М.Э.

1 S.

Поснова, B.C. Соловьева .

К отечественным исследованиям второго периода молено отнести историко-философские работы Е. Афонасина, А. Еланской, И. Свентицкой, Р. Светлова, Е. Смагиной, М. Трофимовой, Е. Торчинова, А. Хосроева19. М. Трофимова склонна трактовать гностицизм в рамках экзистенциализма. Светлов отмечает, что гнозис есть некая особая сторона человеческой психики, которая реализуется как массовый феномен в отдельные исторические периоды.

К авторам, в той или иной степени изучающим гностические основания русской метафизики, следует отнести И. Евлампиева, А. Дьякова, А.

Козырева. А. Дьяков исследует связь отечественной религиозной.

18 См.: Болотов В. В. Учение Орнгена о Св. Троице. — СПб.: Тип. Ф. Г. Елеонского н К0, 1879 — 452 е.- Лосев А. Ф. История античной эстетики. Собрание сочинений. Т. 8. — М.: Фолио, 2000, — 416 е.- Поснов М. Э. Гностицизм II века и победа христианской церкви над ним. — Брюссель: Жизнь с богом, 1991. -893с.- Поснов М. Э. Мессия и мессианское царство по нзображешно апокрифических и пророческих книг // ТКДА. — 1906. — № 3. — С. 289−447. Соловьёв В. С. Валентин и валентиннане // Христианство. Энциклопедический словарь. В 3-х т. T I. М., 1993. — С. 320. Соловьев В. С. Великий спор и христианская политика. Соч. в 2-х т. Т. 1. -М., 1989. — С. 88−92. Соловьёв В. С. Гностицизм // Христианство. Энциклопедический словарь. Т.1. — М., 1993. — С.415−418. Соловьев B.C. Об упадке средневекового миросозерцания. Собр. соч. в 2-х т. Т. 2. — М: Мысль, 1988. — 314 с. Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве. Соч. в 2-х т. Т. 2. — М.: Мысль, 1989. — 465с.

19 См.: Афонаснн Е. В. Античный гностицизм. Фрагмс1ггы и свидетельства. — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2008. -370 е.- Афонаснн Е. В. Гнозис в зеркале его критиков: античный гностицизм в контексте платонической философии поздней аипршости // Историко-философский ежегодник. — М., 2002. — С. 176 212- Афонаснн Е. В. Гностицизм второго века н. э.: Античные свидетельства. — Новосибирск, 1999. — 44 е.- Афонасии Е. В. Философия Климента Александрийского. — Новосибирск: Издательство НГУ. 1997. — 127 е.- Премудрость Иисуса Христа: Апокрифические беседы Иисуса Христа с учениками / Пер. и комм. А. И. Еланской. — СПб.: Алетейя, 2004. — 416 е.- Свенцнцкая И. С. Запрещенные евангелия. — М.: Пол1гтиздат, 1965. — 143 е.- Свенцнцкая И. С. Тайные писания первых христиан. — М.: Политиздат, 1980. — 196 е.- Светлов Р. В. Античный неоплатонизм и александрийская экзегетика. — СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 1996. -232 е.- Светлов Р. В. Гнозис и экзегетика. — СПб.: РХГИ, — 480 е.- Смапша Е. Б. Библейская экзегеза и истоки гностицизма // Россия и Гнозис. Материалы VII научной конференции. Москва, ВГБИЛ, 10−11 апреля 2001. — М., 2002. — С. 7−9- Трофимова М. К. Гностическая проблема в современной культуре Запада // Культура и искусство античного мира. ГМИИ им. А. С. Пушкина. Материалы научной конференции 1979. Культура и искусство античного мира. — М., 1980. -С. 452−461- Трофимова М. К. Гностицизм. Пути и возможности его изучения // Палестинский сборник — Л., 1978. — Вып. 26(89). Философия и история. — С. 107−123- Трофимова М. К. Историко-философские вопросы гностицизма (Наг-Хаммадн, 11, сочинения 2, 3, 6, 7). — М.: Наука, 1979.-215 е.- Трофимова М.К.

Философия экзистенциализма и проблемы истории раннего христианства // Вестник древней истории. -1967. -№ 2. — С. 283−294- Торчинов Е. А. религии мираюпыт запредельного. Трансперсональные состояния н психотехника. — М.: Азбука — классика, 2007. — 544 е.- Хосроев А. Из истории раннего христианства в Египте (На материале коптской библиотеки из Наг-Хаммадн) — - М, 1997.-313 с.

20 См.: Дьяков A.B. Гностицнзнрование у Л. П. Карсавина // Учёные записки РОСИ. Вып. 11. Проблемы социально-гуманитарных дисциплин. — Курск: Изд-во «РОСИ», 2003. — С. 15−29- Дьяков А. В. Гностические мотивы в религиозно-философской системе В. С. Соловьева. Автореферат дис. тацин канд. филос. наук. -СПб.: 1999. — 22 е.- Дьяков А. В. Гностицизм и каббала: параллели и взаимодействия // Россия. Духовная философии XX века с гностическим феноменом в рамках религиоведческого исследования. Основное направление его работы — это связь философской системы В. Соловьева с гностицизмом. И. Евлампиев в своем систематическом исследовании отечественной метафизики, касаясь вопросов гностических мотивов в русской философии, утверждает, что уникальность русской философской мысли заключена именно в ее отходе от христианского платонизма. В целом же его работа посвящена выявлению особенностей метафизики и идей наиболее ярких представителей русской философской мысли. Монография А. Козырева представляет собой разносторонний анализ творческого наследия В. Соловьева. Первая ее часть посвящена анализу гностических влияний на метафизическую систему В.

Соловьева. К последним исследованиям трансляции гностического опыта в отечественную культуру следует отнести работы М. Бойко, С. Слободшока,.

И. Яковенко и А. Музыкантского. ситуация времени. — 2000. — № 3−4. — С. 63−74- Дьяков A.B. Гностицизм и русская философия: опыт историко-философского анализа. — М.: Союз, 2003. — 328 е.- Дьяков А. В. Изучение гностицизма // Россия: Духовная сшуация времени. — М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2002. — № 5−6. — С. 45−61- Дьяков А. В. Исторические модели Hipito: гностицизм, буддизм и философия М. Хайдеггера // Учёные записки РОСИ. Вып. 10. (Проблемы социально-гуманитарных дисциплин). — Курск: Изд-во «РОСИ», 2002. — С.22−39- Дьяков А. В. Л. Даррел и гностицизм. Несколько мыслен о рациональности и эклектизме // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». — 2010. — № 2 (8). — С. 138−146- Дьяков А. В. Проблема субъекта в постструкгуралнстскон перспективе: онтологический аспект. — М.: Курский нн-т социального образования, 2005.-600 е.- Евлампиев И. И. Антропологическая тема в русской философии // Вестник СПбГУ. Серия 6: философия. — Выпуск 3. — 1998. — С. 24−29- Евлампиев И. И. Гностическая мировоззренческая парадигма и се преломление в русской философии конца XIX — начала XX века // Россия н Гнознс. Материалы конференции. — М.: 2001. — С.97- Евлампиев И. И. Жизненная драма Владимира Соловьева // Вопросы философии. — 2011. — № 2. — С. 127−139- Евлампиев И. И. История русской метафизики в XIX — XX веках. — СПб.: Алстейя, 2000. — 414 е.- Евлампиев И. И. Концепция личности в философии Ф. Ницше (на материале ранних работ) // Вестник СПбГУ. Серия 6: философия. — Выпуск 3. — 2000. — С.78−91- Евлампиев И. И. Религиозность русской философии как проблема // Вопросы философии. — 2012. — № 1. -С. 117−129- Козырев А. П. Гносппеская тема в софиологических спорах 1930;х годов // Россия и Гнозис. Материалы конференции. Москва. ВГИБЛ. 22−23 марта 2000 года. М, «Рудомино», 2001. — С. 100−112- Козырев А. П. Соловьев и гностики. -М.: Савин С. А., 2007. -544 е.- Козырев А. П. Смысл любви в фнлософш! Владимира Соловьева и гностические параллели // Вопросы философии. -1995. -№ 7. — 59−78. 2 См.: Бойко М. Мистерии пространства и времени: о современном гностическом романе // НГ ExLibris. 2007. -№ 36. -С.433.Слободшок СЛ. «Идущие путями зла.». Древний гностицизм и русская литература 1880−1930 гг. М.: Алстейя, 1998.-432 е.- Яковенко И. Г. Манихсо-гностичсскии комплекс русской культуры // Россия как цивилизация: устойчивое и изменчивое. — М., 2007. — С. 73−194- Яковенко И. Г. Механизмы культурной динамики и смена поколении // Поколение в социокультурном контексте XX века. — М.: Наука, 2005. — 43 е.- Яковенко И. Г., Музыка1ггскнй А. И. Манихейство и гностицизм: культурные коды русской цивилизации. -М.: Русский путь, 2012. — 320 е.- Яковенко И. Г. Познание России: цивнлизационный анализ. — М.: Наука-М, 2008. — 12 е.- Яковенко И. Г., Музыкантский А. И. Манихейство и гностицизм: культурные коды русской цивнлнзащш. -М.: Русский путь, 2012 — 320 с.

Объектом исследования является гностицизм как культурно-философское наследие в системе социально-гуманитарного знания.

Предмет исследования — экзистенциальная доминанта гностицизма, представляющая его универсальным феноменом культуры.

Целью диссертационного исследования является культурно-философский анализ экзистенциальной специфики гностицизма, одного из идейных источников мистицизма, иррационализма, философии экзистенциализма, русской метафизики и культуры, а также преломление гностического мировоззрения в современной культуре.

Цель диссертационной работы достигается посредством решения следующих исследовательских задач:

— исследовать онтологию и гносеологию исторического гностицизма и выявить их экзистенциальную спецификуустановить принципиальные соответствия между идеями гностицизма и экзистенциальными основаниями культуры;

— проследить гностическое влияние на отечественную метафизику и культуру;

— выявить мировоззренческие и категориальные соответствия между гностицизмом и взглядами представителей европейской философии и культуры;

— показать культуролого-философскую ценность и универсальность гностического мировоззрения;

— на основе проведенного исследования дать определение гностицизма с точки зрения экзистенциальных оснований культуры.

Положения, выносимые на защиту:

1. Гностицизм — уникальное идейное течение, возникшее в эпоху позднего эллинизма. В нем мы выделяем 3 этапа: ранний, зрелый и поздний.

Предметом нашего исследования являются идеи второго периода (1-П вв. н. э.), который принято называть классическим или историческим гностицизмом, поскольку основные идеи, имеющие культурно-историческую.

11 ценность, сформировались именно в этот период. В связи с этим мы определяем исторический гностицизм как духовно-личностное, философское учение, создавшее уникальную систему представлений о сущности и духовном предназначении человека в материальном, враждебном ему мире. В учениях гностиков заложена глубокая экзистенциальная, персоналистская проблематика о сущности человека, его особенном духовном предназначении.

2. Идеи гностиков, представляя оппозицию христианству по многим аспектам, были объявлены ересями и оттеснены на периферию культуры. Однако в силу своей экзистенциальной специфики эти идеи становятся востребованными в довольно отдаленные по времени культурные эпохи. Они послужили идейным истоком и основой немецкого идеализма Г. Гегеля, И. Фихте, мистической философии Я. Беме, интуитивизма и «философии жизни» А. Бергсона, Ф. Ницше, Ф. Шеллинга, экзистенциализма С. Къеркегора, М. Хайдеггера, психоанализа К. Юнга.

3. Значительное влияние исторического гностицизма прослеживается в отечественной метафизике. Представители отечественной философии достаточно часто, не только терминологически, но и напрямую, заимствуют идеи и сюжеты гностиков при построении своих философских конструкций. В той или иной степени продолжателями гностической традиции в отечественной философии явились: Н. Бердяев, Ф. Достоевский, Л. Толстой, В. Соловьев, Л. Карсавин, И. Ильин, которые внесли огромный вклад в создание новой метафизики человека.

4. Идеи гностиков оказали огромное влияние на литературу как западной Европы, так и России. Гностическое мироощущение проявляется в произведениях немецких романтиков: Ф. Новалиса, Ф. Шлегеля, Ф.

Шлейермахера, О. Шпенглерагностические элементы проявляют себя в произведениях Г. Гессе, Ф. Гете. Представители русской литературы.

Серебряного века, советского и постсоветского периода: А. Белый, А. Блок,.

М. Булгаков, Вяч. Иванов, В. Пелевин, В. Сорокин, А. и Б. Стругацкие.

12 неоднократно обращаются в своем творчестве к гностицизму как к идейному источнику.

5. Особое сходство заключено в мировоззренческих установках гностицизма и современной экзистенциально ориентированной культурологии, основным положением которой является понимание того, что культура есть объективация духовной свободы человека в форме интуитивно-психической реальности, что проявляется в устремленности личности к непрерывному и гуманистическому самосовершенствованию.

6. Указывая на факт влияния идей гностиков на мировую философию и культуру, мы имеем в виду не простое их заимствование. Сходство тех и других заключается в общем мирочувствовании, а также в разделении основополагающего принципа — человеческая личность занимает центральное положение в мире, и от человека зависит судьба мира — гибель или спасение. Эта идея может объединить человечество в поиске позитивного своего существования.

7. Исторический гностицизм, представленный в онтологическом и гносеологическом аспектах, предстает как универсальный феномен культуры и культурно-историческая ценность. Его идеи находят свою актуализацию в «смутные времена», когда кажется, что мир рушится, и только человек может его спасти.

Теоретико-методологические основания работы определяются направленностью и характером исследования. В работе применяются следующие подходы и методы:

• системный подход, позволяющий исследовать исторический гностицизм в неразрывной связи с процессами и явлениями, происходящими в современной культуре;

• исторический метод, позволяющий выявить мировоззренческое содержание гностицизма в контексте исторических реалий;

• метод текстологического и контекстного анализа текстов гностической библиотеки Наг-Хаммади;

• метод категориального анализа, дающий возможность представить парадигму исторического гностицизма в виде ключевых философских категорий;

• текстологический и контекстный анализ философских трудов представителей отечественной метафизики и культуры (А. Белого, Н. Бердяева, А. Блока, М. Булгакова, Ф. Достоевского, Вяч. Иванова, И. Ильина, Л. Карсавина, В. Пелевина, Вл. Соловьева, В. Сорокина, А. и Б. Стругацких, Л. Толстого), европейской философии и культуры (Я. Беме, Ф. Гегеля, Г. Гессе, И. В. Гете, Ф. В. Шеллинга, Ф. Ницше, И. Г. Фихте, А. Бергсона, С. Къеркегора, М. Хайдеггера), позволяющий дать оценку историческому гностицизму, его роли и месту в философских системах данных мыслителей;

• компаративный подход, с помощью которого решаются проблемы соотношения и взаимосвязи гностических категорий с философскими категориями;

• феноменологический подход, с помощью которого осуществляется выявление экзистенциальной сущности гностицизма путем анализа его проявлений.

Новизна исследования заключается в том, что:

1. Эксплицирована идея, заложенная в учениях гностиков, раскрывающая сущность человека, как уникального феномена, отличающегося духовностью и воспроизводящего духовное начало на всех этапах своего существования;

2. выявлено влияние идей гностиков на мировую философию и культуру и, таким образом, показана их универсальность и потенциальная востребованность в современной культуре;

3. показано, что идеи гностиков об особом, центральном, положении человека в мироустройстве могут стать объединяющими в спасении человечества от современных экологических, природных и социальных катастроф;

4. при исследовании гностических текстов были использованы методы гуманитарного познания — эмпатия и интуиция, позволившие выявить экзистенциальную компоненту гностицизма.

Теоретическая и практическая значимость работы определяется тем, что обращение к гностической философской традиции, а также к преломлению гностических взглядов и идей в философских системах мыслителей интуитивистского подхода является необходимым этапом в исследовании экзистенциальных оснований культуры. Результаты представленной работы получены на основе исследования и выявления мировоззренческих и категориальных соответствий между гностицизмом, а также культурно-просветительскими и философскими системами более позднего периода. Это позволяет по-новому взглянуть на проблему роли и значения гностицизма для философии и культуры. В перспективе результаты данного исследования позволят ближе подойти к созданию целостной современной экзистенциальной концепции культуры и культурологии как рационально-научной и учебной дисциплины в сфере гуманитарного знания в целом.

Выводы и положения, изложенные в диссертации, могут быть использованы при разработке общих лекционных курсов и спецкурсов по философии, истории философии, культурологии, философии культуры, этике, в процессе профессиональной подготовки студентов гуманитарных специальностей, в развитии методов гуманитарных технологий. Результаты исследования могут быть полезны для приобретения разносторонней гуманитарной подготовки будущими специалистами различного профиля, а также для повышения квалификации преподавателей вузов. Выводы и положения диссертационной работы могут послужить ориентирами в дальнейших культурологических исследованиях.

В заключение представленной работы обобщим выводы, полученные в ходе проведенного исследования.

В первом параграфе первой главы рассмотрено многообразие зарубежных научных исследований, посвященных гностической системе: даны различные трактовки и выделены специфические черты данного феномена. Здесь же выявлено, что исследователи неоднократно отмечают в своих работах сходство идей гностиков с идеями философов экзистенциальной направленности. И тех, и других сближают мысли об отчужденном существовании человека, о его заброшенности в несовершенный мир.

Во втором параграфе проведен анализ эволюции отечественных представлений о гностицизме. Отечественные исследования отличаются от зарубежных тем, что в них больше внимания акцентируется не на исторических аспектах возникновения и развития гностической традиции, а на постижении внутренней сути феномена. Практически все отмечают яркий персоналистский характер гностической онтологии. Особое место занимает принцип индивидуализма. Центральное место в эсхатологическом противостоянии между добром и злом занимает человеческая личность, бытие которой имеет исключительный характер. Причем ведущее настроение гностицизма — это чувство экзистенциальной разорванности человека, его затерянности в чуждом ему и злом материальном мире, которое преодолевается в гнозисе, дающем окончательное освобождение, и возвращении в плерому божественной жизни.

В третьем параграфе раскрываются особенности гностических взглядов на происхождение бытия как такового, а также представления о проблеме, особенностях и смысле познания в гностической интерпретации.

По сравнению с античностью гностицизм предлагает принципиально новое понимание Абсолюта — персонализм. Вопрос о происхождении материального мира наиболее мифологически красочно и драматично решается у гностика Валентина. В гностицизме материя несовершенна и должна погибнуть. Поэтому в гностической сотериологии главную роль играет знание, а не объективная субстанция человека. Познание (самопознание) гностиков как стремление к совершенству представляется единственно значимым космическим процессом. Обладать гнозисом, говорит ученик Валентина Феодот, означает знать: «Кто мы были? Чем мы стали? Откуда мы вышли? Куда мы заброшены? К какой цели мы движемся? Откуда мы получаем искупление? Что есть порождение? И что есть перерождение?"313. Поиск ответов на эти вопросы является смыслом существования гностика. Это приносит гностику спасение в личностном плане. Еще одной из особенностей гнозиса является то, что постигнуть его могут лишь избранные. Не являющиеся «пневматиками» люди не способны к к постижению тайны гнозиса. Для восхождения к гностическому Абсолюту «пневматикам», т. е. людям «духовным», требуется постижение истинного знания. Это знание представляет собой объективную истину о мироздании и о плероме.

Во второй главе диссертации анализируется влияние гностических идей и представлений на последующее развитие философии и культуры.

В первом параграфе выявляются точки пересечения гностической философии с метафизикой представителей отечественной философской мысли. В своем стремлении выработать совершенно новую метафизическую модель человека, противостоящую классическим узкорационалистическим представлениям, русская философия второй половины XIX — начала XX века.

313ClementcT Alexandrie. Extraitsde Theodote, ed. et trad. Sagnard. — Paris, 1948.

136 часто обращалась к гностической системе. Представители религиозной философии не только терминологически, но и напрямую заимствуют идеи и сюжеты гностиков при построении своих философских конструкций. В той или иной степени гностические идеи реализуются в философских взглядах Л. Толстого, Ф. Достоевского, Н. Бердяева, В. Соловьева, Л. Карсавина, И. Ильина.

Во втором параграфе проведен анализ проникновения и влияния гностических идей на философские системы ведущих мыслителей Европы. Анализу гностических заимствований были подвержены работы мистиков Я. Беме, М. Экхарта, представителей различных направлений немецкой классической философии (Г.Ф. Гегеля, И. Фихте, Ф. Шеллинга), «философии жизни» (Ф. Ницше, А. Бергсона), экзистенциализма (С. Къеркегора, М. Хайдеггера), психоанализа К. Г. Юнга.

К основным выводам по данному анализу можно отнести подтверждение того, что экзистенциальный характер гностицизма позволяет ему находить свою реализацию в более поздних философских системах.

В романтизме Ф. Шлегеля, Ф. Шлейермахера, Новалиса, О. Шпенглера нами также выделены некоторые элементы, сближающие его с гностицизмом. У романтиков, как и у Ницше, мы скорее наблюдаем не теоретический гностицизм, а стихийный, скрытый, созвучным мирочувствованию и умонастроению гностиков.

У А. Бергсона, как и у гностиков, подлинной и первоначальной реальностью является жизнь, которая пребывает в некой целостности и принципиально отличается от материи и духа. Центральное место в его мировоззрении отводится интуиции. Только интуиция является непосредственным переживанием предмета, она проникает в его истинную сущность. Как и в гностицизме, человек у А. Бергсона находится в самом центре творческой эволюции, причём, как и у гностиков, не каждому дана способность осознать всю её внутреннюю мощь и силу. Это, по А. Бергсону, своего рода удел избранных, своеобразный «божественный дар».

В философской системе М. Хайдеггера также отчётливо просматривается существенная близость к философии гностицизма. Это видно по сходству в его онтологической доктрине бытия и пониманию М. Хайдеггером трагизма существования человека как «заброшенности» в бытие.

В третьем параграфе проводится анализ реализации идей гностицизма в отечественной культуре. В результате данного анализа установлено наличие гностических идей и установок в литературных произведениях писателей и поэтов Серебряного века, советского и постсоветского периода (А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова, М. Булгакова, А. и Б. Стругацких, В. Пелевина, В. Сорокина, М. Попова) Это связано с особой экзистенциальной направленностью отечественной литературы, основным лейтмотивом которой является неприятие ущербности и трагизма действительности, а также поиск смысла человеческого бытия в этих условиях. Кроме того, в этом параграфе раскрывается концептуальное сходство идей гностиков с современными культурологическими представлениями. Разработки в направлении поиска экзистенциальных предпосылок и основ культуры в современной философии в той или иной степени осуществляются в работах Р. Нугманова, С. Крымского, И. Касавина, В. Зинченко, Е. Байдачной и других авторов.

При сравнении понятия гнозис с экзистенцией следует отметить некоторое принципиальное сходство данных категорий. По всей видимости, это сходство обусловлено не прямым заимствованием идей гностиков философами экзистенциального направления, а скорее общим мирочувствованием.

В соответствии с экзистенциальными представлениями культура есть «.объективация духовной свободы человека в форме интуитивно-психической реальности, что проявляется в устремленности личности к непрерывному и гуманистическому самосовершенствованию"314. «Культура личности в рационально-философском понимании означает стремление духовной сущности человека к целостности с высшим благом"315.

Если сравнить приведенные экзистенциально-сущностные определения понятия культуры с представлениями гностиков о смысле бытия, о плероме, стремлении к восстановлению целостности бытия, истинном знании (гнозисе), то можно увидеть их непосредственную тождественность друг другу. В теоретических предпосылках, на которых строится фундамент экзистенциальной культурологии, центральное место отводится человеческой личности. Этот же принцип является отличительной чертой гностицизма, где личности дана способность к обретению гнозиса, качественному изменению бытия (восстановлению его целостности).

Подводя итоги исследования, следует сделать следующие выводы:

1. Гностицизм — это идейное течение времен поздней античности, возникшее на основе христианской традиции и выработавшее свою систему духовных ценностей, которые выражены в собственных философских, религиозных, мифологических и символических представлениях. Основная особенность гностицизма заключается в его экзистенциальности.

2. Гностицизм в силу своей экзистенциальной специфики имеет самое непосредственное отношение к развитшо философии. В работе проведен анализ проникновения гностических идей и настроений в философские системы, значительно отдаленные от него по времени и месту своего возникновения. Доказательством этого служит текстологический и контекстный анализ произведений немецкого религиозного мистика Я. Беме, представителей различных направлений немецкой классической философии (Ф. Гегеля, И. Фихте, Ф. Шеллинга), «философии жизни» (Ф.Ницше, А. Бергсона), экзистенциализма (С. Къеркегора, М. Хайдеггера), психоанализа К. Г. Юнга и т. д.

314 Нугманов Р. Г. Культуранализ. Трансперсональнын концепт теории культуры. — Казань, 2007. — С.7.

315 Там же. — С.8.

3. В силу развития антропного принципа и экзистенциальной направленности русской философии значительное влияние исторического гностицизма прослеживается в отечественной метафизике. Представители религиозной философии достаточно часто не только терминологически, но и напрямую заимствуют идеи и сюжеты гностиков при построении своих философских конструкций. В ходе исследования выявлено, что в той или иной степени продолжателями гностической традиции в русской философии явились: Л. Толстой, Ф. Достоевский, Н. Бердяев, В. Соловьев, Л. Карсавин, И. Ильин и т. д., которые внесли огромный вклад в создание новой метафизики человека.

4. В силу исторически сложившихся, духовных традиций России представители отечественной литературы Серебряного века, советского и постсоветского периода (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, М. Булгаков, А. и Б. Стругацкие, В. Пелевин, В. Сорокин, М. Попов) неоднократно обращаются в своем творчестве к античному гностицизму как к идейному источнику.

5. Особое сходство заключено в мировоззренческих установках исторического гностицизма и современной экзистенциальной культурологии. Это выводится из работ Р. Нугманова, Е. Байдачной, С. Крымского, В. Зинченко.

6. Опираясь на данное исследование, можно дать следующее определение историческому гностицизму: «исторический гностицизм есть духовно-личностное, философское учение, создавшее уникальную систему представлений о сущности и духовном предназначении человека в материальном, враждебном ему мире. В учениях гностиков заложена глубокая экзистенциальная, персоналистская проблематика о сущности человека, его особенном духовном предназначении.

7. Культурологическая ценность гностицизма заключается в его экзистенциальности и, как следствие, универсальности его мировоззренческих установок, которые находят свое отражение в различных.

140 культурах и философских системах. Особое место гностицизм занимает в отечественной метафизике и культуре. Это происходит вследствие специфики русской культуры и философии, основным лейтмотивом которых является принцип антропоцентризма и гуманизма, тесная связь с внутренней культурой и общее доминирование иррационализма над рационализмом.

8. Идеи гностиков следует воспринимать в контексте проблемы веры и разума, философии и религии. Гностицизм есть попытка преодоления дихотомизма этих категорий. С одной стороны, гностицизм представляет собой систему знаний, с этой позиции это скорее философия, чем религия. С другой стороны, все гностические доктрины содержат в себе религиозно-этическую проблематику. Категориальный аппарат гностиков опирается на религиозную терминологию (добро, зло, спасение, дух, душа, грех и т. д.). Следовательно, гностицизм следует рассматривать в контексте философии религии.

9. Существует достаточно много работ исторического характера. В данных исследованиях ученые уделяют внимание таким аспектам гностицизма, как определение самого понятия, отделение гностицизма от сходных с ним учений, изучение истории возникновения и развития гностицизма, проблемы типологизации, гностическая этика и т. д. В то же время практически нет ни одного философско-культурологического исследования, посвященного анализу преемственности гностических идей в контексте экзистенциального анализа.

Следует отметить, что данная работа является одной из первых попыток осмысления значения экзистенциальной специфики исторического гностицизма в контексте развития философии и культуры, нами осознаётся, что не все аспекты исторического гностицизма получили своё полное освещение. Предметом нашего дальнейшего исследования может стать изучение исторического гностицизма с точки зрения представлений экзистенциальной психологии и педагогики, а также анализ гностических параллелей с философией суфизма. На наш взгляд, перспективным для.

141 понимания культуры было бы исследование гностического влияния на изобразительное искусство, а также реализация гностических идей в кинематографии. Кроме того, ожидает своего дальнейшего исследования проблема практической реализации гностической культуры в различных сферах культурно обусловленной деятельности, раскрытие которой может послужить делу развития экзистенциальной концепции культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аверинцев С. С. София логос. Словарь /С.С.Аверинцев-Киев: Дух и литера, 2000 — 450 с.
  2. Ф. Е. Онтолого-метафизические проекты современной западноевропейской философии / Ф. Е. Ажимов // Вопросы философии. -2007. -№ 9.- С. 145−153.
  3. Ф.Е., Шушкина А. Г., Щедрина И. О. Культурно-исторический подход в гуманитарных науках: проблемы и перспективы (обзор научной конференции)/Ф.Е. Ажимов, А. Г. Шушкина, И. О. Щедрина // Вопросы философии.-2012.-№ 7.-С. 174−178.
  4. И.Д. Кумранская община / И. Д. Амусин. -М.: Наука, 1983−328с.
  5. Апокрифические евангелия. Серия Личная библиотека Борхеса.-СПб.: Амфора, 2000.-472 с.
  6. Р.Г. Эгоизм. Энциклопедический словарь /Р.Г.Апресян. -М.:Гардарики, 2001.-671 с.
  7. Е.В. Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства /Е.В.Афонасин. СПб.:Издательство Олега Абышко, 2008.-370 с.
  8. Е.В. Гнозис в зеркале его критиков: античный гностицизм в контексте платонической философии поздней античности /Е.В.Афонасин // Историко-философский ежегодник. М.: 2002. — С. 176−212.
  9. Е.В. Гностицизм второго века н. э.: Античные свидетельства /Е.В.Афонасин. Новосибирск: издательство НГУ, 1999. -44 с.
  10. Е.В. Философия Климента Александрийского/ Е. В. Афонасин. Новосибирск: Издательство НГУ. 1997- 127 с.
  11. П.Байдачная Е. В. Экзистенциальные основания культуры в философии существования: концептуальный анализ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук-Казань, 2005 181 с.
  12. К.А. Религиозная мысль и научное познание в художественной системе Ф.М.Достоевского /К.А.Баршт // Вопросы философии. -2011-№ 4. С.128−136.
  13. А. Воспоминания о Блоке / А.Белый.-М.: Геликон, 1923−317с.
  14. А. Введение в метафизику /А.Бергсон. Собр. соч. Т. 5. СПб.: Изд-во М. И. Семенова, 1914 — 206 с.
  15. А. Творческая эволюция /А.Бергсон. -М.: Кучково поле, 2 006 384 с.
  16. H.A. О русских классиках / Н. А. Бердяев. М.: Высшая школа, 1993.-368 с.
  17. H.A. Из этюдов о Я.Бёме. Этюд II. Учение о Софии и андрогине. Я. Бёме и русские софиологические течения /Н.А.Бердяев // Путь. -1930. -№ 21. С. 40.
  18. H.A. Истоки и смысл русского коммунизма /Н.А.Бердяев. М.: Наука, 1990. — 136 с.
  19. H.A. Миросозерцание Достоевского. Философия творчества, культуры и искусства /Н.А.Бердяев. М.: Искусство, 1994. Т.1.- 542 с.
  20. Бердяев Н. А. Новые книги о Беме/Н.А.Бердяев//Путь. 1926, — № 5.-С. 119−122.
  21. H.A. Опыт парадоксальной этики /Н.А.Бердяев. М.: ACT, 2003. — 701 с.
  22. H.A. Самопознание (Опыт философской автобиографии) /Н.А.Бердяев. -М.: Книга, 1991.-446 с.
  23. H.A. Философия свободного духа /Н.А.Бердяев.- М.: Республика, 1994.-480 с.
  24. JI.A. Мистицизм как феномен культуры /Л.А.Бессонова.- М.: МПУ, 1998. 146 с.
  25. Л.А. Мистическое как индивидуальный опыт человека /Л.А.Бессонова // Ученые записки Казанского государственного университета Казань: 2008. Книга 4- С.32−42.
  26. Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении /Я.Беме. М.: Гуманус: Политиздат, 1990. -413 с.
  27. М.И. Гносеологические идеи в религиозном сознании /М.И.Билалов // Вопросы философии 2011 — № 8 — С. 177−181.
  28. М. Мистерии пространства и времени: о современном гностическом романе /М.Бойко // НГ ExLibris. -2007. -№ 36- С. 433.
  29. В.В. Лекции по истории древней Церкви / В. В. Болотов. Т.
  30. История церкви в период до Константина Великого. СПб.: Тип. М. Меркушева, 1910. — 474 с.
  31. В.В. Учение Оригена о Св. Троице / В. В. Болотов. СПб.: Тип. Ф. Г. Елионского и К, 1879. — 452 с.
  32. О.Ф. Философия экзистенциализма: философия существования / О. Ф. Больнов СПб.: Лань, 1999. — 222 с.
  33. Н.К. Андрогин против сверхчеловека / Н. К. Бонецкая // Вопросы философии. -2011 .-№ 7-С.81−96.
  34. Т.Ю. Критика гностицизма у Плотина / Т. Ю. Бородай // Вопросы философии 2000. — № 10, — С.128−139.
  35. М. Проблема человека / М.Бубер. Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993.- 173 с.
  36. М.А. Избранные сочинения в 2-х томах / М. Булгаков. Т.2.-М.: Наташа, 1996-с. 156.
  37. Р. Избранное: Вера и понимание / Р. Бультман. Серия: Книга света. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. -752 с.
  38. A.A. Два года в Абези /А.А.Ванеев // Наше наследие. 1990. — № 3,-С. 61−83.
  39. A.A. Очерк жизни и идей Л. П. Карсавина / A.A. Ванеев // Звезда. 1990. -№ 12. — С.138−151.
  40. A.B. Тусклый свет экзистенции (Dasein-анализ в работах Г. Гегеля и М. Хайдеггера) / А. В. Водолагин // Вопросы философии. -2010. -№ 4.-С. 144−152.
  41. П.П. Владимир Соловьёв и философия Серебряного века / П. П. Гайденко. М.: Прогресс-Традиция, 2001 — 468 с.
  42. ГайденкоП.П. Искушение диалектикой: пантеистические и гностические мотивы Гегеля и Вл. Соловьёва / П. П. Гайденко // Вопросы философии. -1998.- № 4, — С. 75−93.
  43. П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте /П.П. Гайденко. М.: Наука, 1990.- 128 с.
  44. П. П. Постметафизическая философия как философия процесса / П. П. Гайденко //Вопросы философии 2005. — № 3. — С. 128 — 139.
  45. П. П. Экзистенциализм и проблема культуры / П. П. Гайденко. -М.: Высшая школа, 1963. 120 с.
  46. P.A. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х томах/Р.А.Гальцева. -М.: Т.1. Искусство, 1994. 344 с.
  47. Гарнак А. История догматов. Раннее христианство /А.Гарнак. В двух томах. Т.2. -М.:Фолио, 2001. 656 с.
  48. А. Миссионерская проповедь и распространение христианства в первые три века / А. Гарнак. М.: Изд-во Олега Обышко, 2007- 384 с.
  49. Гегель Г. В. Ф. Сочинения /Г.В. Ф. Гегель. М.: Мысль, 1970. — 413 с.
  50. Г. Ф. Феноменология духа. (Вступ. статья и комментарий Ю.Р. Селиванова) / Г. Ф. Гегель. М.: Академический Проект, 2008. — 767 с.
  51. Г. Собрание сочинений: В 4-х т./ Г. Гессе. СПб.: Северо-Запад, 1994. Т.1.-368 с.
  52. В.Д. Исторические типы философии / В. Д. Гордеев. -М.: РГОТУПСД996 24 с.
  53. П.С. Тайна человека. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о жизни, смерти, бессмертии. XIX век / П. С. Гуревич. -М: Республика, 1995.-С. 12−13.
  54. A.A. Античная этика /А.А.Гусейнов. М.: Гардарики, 2003. — С. 270.
  55. A.A. Философия между наукой и религией /А.А.Гуссейнов // Вопросы философии.-2010.-№ 8. -С.4−11.
  56. Э.Ф. Древнейшие христианские общины. Культурно-исторические картины /Пер. Н. Кремлёвой, Л. Добиаш // Раннее христианство. Т. 1. -М.: 2001. -654 с.
  57. A.B. Гностицизирование у Л.П. Карсавина /А.В.Дьяков // Учёные записки РОСИ. Вып. 11. Проблемы социально-гуманитарных дисциплин. -Курск: Изд-во «РОСИ», 2003. С. 15−29.
  58. Дьяков A.B.Гностические мотивы в религиозно-философской системе В. С. Соловьева. Автореферат дис. тации канд. филос. наук. СПб.: 1999. -22 с.
  59. A.B. Гностицизм и каббала: параллели и взаимодействия /А.В.Дьяков // Россия. Духовная ситуация времени. 2000. -№ 3−4. — С. 63−74.
  60. A.B. Гностицизм и русская философия: опыт историко-философского анализа/А.В.Дьяков. -М.: Союз, 2003. 328 с.
  61. A.B. Изучение гностицизма /А.В.Дьяков // Россия: Духовная ситуация времени. -М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2002. № 5−6. — С. 45−61.
  62. A.B. Исторические модели Ничто: гностицизм, буддизм и философия М. Хайдеггера /А.В.Дьяков // Учёные записки РОСИ Вып. 10. (Проблемы социально-гуманитарных дисциплин). -Курск: РОСИ, 2002. — С.22−39.
  63. A.B. К вопросу о познавательной функции души в гностицизме. front.gnostik.ru/diakov3 .htm.
  64. A.B. Л. Даррел и гностицизм. Несколько мыслей о рациональности и эклектизме /А.В.Дьяков // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». 2010. -№ 2 (8). — С. 138−146.
  65. Дьяков А. В. Проблема субъекта в постструктуралистской перспективе: онтологический аспект /А.В.Дьяков. М.: Курский ин-т социального образования, 2005. — 600 с.
  66. Евангелие от Иуды / Пер. с коптского и ред. Р. Кассера и др.- М.: АСТ, 2007.-190 с.
  67. И.И. Антропологическая тема в русской философии /И.И.Евлампиев // Вестник СПбГУ.- Серия 6: философия-Выпуск 3. 1998.-С. 24−29.
  68. И.И. Гностическая мировоззренческая парадигма и ее преломление в русской философии конца XIX начала XX века /И.И.Евлампиев // Россия и Гнозис. Материалы конференции — М.: 2001 -С.97.
  69. И.И. Жизненная драма Владимира Соловьева /И.И.Евлампиев //Вопросы философии-2011. -№ 2. -С. 127−139.
  70. И.И. История русской метафизики в XIX XX веках / И. И. Евлампиев. — СПб.: Алетейя, 2000. -414 с.
  71. И.И. Концепция личности в философии Ф. Ницше (на материале ранних работ) /И.И.Евлампиев // Вестник СПбГУ. Серия 6: философия,-Вып. 3. 2000 С.78−91.
  72. Иванов Вяч. Заветы символизма. Мысли о символизме /Вяч. Иванов Родное и вселенское. М.: Республика, 1994- 428 с.
  73. И.А. О сопротивлении злу силою // Ильин И. А. Собр. соч. в 10-ти т. Т. 5-М.: Русская книга, 1993−1999. -309 с.
  74. И.А. Религиозный смысл философии // Ильин И. А. Собр. соч. в 10-ти т. Т. З.-М.: Русская книга, 1993−1999.-412 с.
  75. И.А. Философия Фихте как религия совести // Вопросы философии и психологии. 1914. Кн. 12 (2). -С.122−124.
  76. Г. Гностицизм /Г.Йонас СПб.: Лань, 1998. -384 с.
  77. H.A. Философский анализ опыта: экзистенциальные аспекты /Н.А.Кашожная//Вопросы философии-2009. -№ 9 -С. 164−171.
  78. Л. П. Восток, Запад и русская идея. Избранное / Л. П. Карсавин // М&bdquo- Республика, 1992. — С. 313- 323.
  79. Л.П. Глубины сатанинские (Офиты и Василид). Малые сочинения / Л. П. Карсавин. СПб.: Алетейя, 1994. — 532 с.
  80. Л.П. Катары // Христианство. Энциклопедический словарь. В 3-х T.T.I.— М., 1993−1995.-С. 701−703.
  81. Л.П. О добре и зле. Малые сочинения / Л. П. Карсавин. СПб.: Алетейя, 1994.- 532 с.
  82. Л.П. О свободе. Малые сочинения / Л. П. Карсавин. СПб.: Алетейя, 1994. — 532 с.
  83. Л.П. Св. отцы и учители Церкви (раскрытие Православия в их творениях) / Л. П. Карсавин. -М.: МГУ, 1994. 176 с.
  84. Карсавин Л. П. София земная и горняя Неизданное гностическое сочинение /Л.П. Карсавин //Вопросы философии. -1991. -№ 9. С. 175−189.
  85. КарсавинЛ.П. Noctes Petropolitanae. Малые сочинения / Л. П. Карсавин -СПб.: Алетейя, 1994. 532 с.
  86. Карсавин Л.П. Saligia. Малые сочинения / Л. П. Карсавин. СПб.: Алетейя, 1994.-532 с.
  87. Л.П. Поэма о смерти / Л. П. Карсавин. Религиозно-философские сочинения. Т. 1. -М.: Ренессанс, 1992. С.235−305.
  88. Касавин И. Т. Познание и культура / И. Т. Касавин // Вопросы философии. -2003.-№ 12.-С. 64−71.
  89. C.JI. Как возможна метафизика: на пути к научной (трансцендентальной) метафизике/С.Л.Катречко //Вопросы философии. -2012. -№ 3. С.3−15.
  90. Г. Г. Краткий философский словарь / Г. Г. Кириленко М: ACT, 2010.- 480 с.
  91. П.З. Социальные основы христианского сектантства II III вв. / П. З. Козик. — Казань: Казанский ун-т, 1966. — 344 с.
  92. П.З. Раннее христианство: вымыслы и действительность /П.З. Козик. Киев, 1987. — 111 с.
  93. П. Философские эпопеи. Об универсальных синтезах метафизики, поэзии и мифологии в гегельянстве, гностицизме и романтизме / Пер. П. П. Гайденко // Вопросы философии. 2000. — № 4. -С. 37−52.
  94. А.П. Смысл любви в философии Владимира Соловьева и гностические параллели / А. П. Козырев // Вопросы философии. 1995. -№ 7. -С.59−78.
  95. А.П. Гностическая тема в софиологических спорах 1930-х годов // Россия и Гнозис. Материалы конференции. Москва. ВГИБЛ. 22−23 марта 2000 года. М., «Рудомино», 2001. — С. 100−112.
  96. А.П. Соловьев и гностики / А. П. Козырев. М.: Изд. Савин С. А., 2007. — 544 с.
  97. Ж. Р. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и русская религиозная философия начала XX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук-Томск, 2001, — 15 с.
  98. М. Голоса гностицизма / М. Коннер. Дублин: Бардик пресс, 2011.-242 с.
  99. А.П. Учение о кенозисе на христианском Востоке в четвёртом шестом веках и его влияние на монофизитское богословие.
  100. Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. -СПб., 2004. -163 с.
  101. С.Б. Культурно-экзистенциальные измерения познавательного процесса /С.Б. Крымский // Вопросы философии. 1998. — № 4. — С. 40−49.
  102. В.П., Яковлев В. П. История философии / В. П. Кохановский, В. П. Яковлев Ростов-на-Дону:Феникс, 2007. — 609 с.
  103. Г. Л., Фролов Э. Д., Фраянов И. Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь / Г. Л. Курбатов, Э. Д .Фролов., И. Я. Фраянов. -Л: Лениздат, 1988. 334 с.
  104. С. Понятие страха // Къеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. — С. 115 — 248.
  105. C.B. Гностицизм в Египте: генезис и эволюция во II—IV вв. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук.-М., 2008.-212 с.
  106. А.Ф. История античной эстетики / А. Ф. Лосев. Собрание сочинений. Т. 8. -М.: Фолио, 2000. 416 с.
  107. Э. 3. Христианский гностицизм и современная концепция культуры / Э. З. Матурова // Культура & общество. Электронный ресурс: Интернет журнал МГУКИ / Моск. Гос. Ун-т культуры и искусств. — 2008. -С. 1−7.
  108. И. Введение в святоотеческое богословие / И. Мейендорф. / Перевод с англ. Ларисы Волохонской. Вильнюс: Весть, 1992. — 360 с.
  109. Е. М. Мифологический словарь / Е. М. Мелетинский. -М., Советская энциклопедия, 1991.-672 с.
  110. Е.Д. Философия непротивления Л.Н. Толстого. Систематическое учение и духовный опыт / Е. Д. Мелешко. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1999. — 269 с.
  111. Г. П. Духовная реальность человека (анализ философско-онтологических основ) / Г. П. Меньчиков. Казань: Грандан, 1999. — 408 с.
  112. Г. П. Культура управления неоклассического типа / Г. П. Меньчиков // Государственное управление в сфере культуры: опыт, проблемы, пути развития. Материалы Республиканской научно-практической конференции. Казань: Карпол. — 2001, С. 72−75.
  113. Г. П. Неосознаваемое как ценность духовной культуры человека / Г. П. Меньчиков. Казань: Таглимат, 2006. — 316 с.
  114. Г. П. Новое мировоззрение и гуманизм: классический, неклассический и неоклассический // Мировоззренческая парадигма в философии: гуманизм от апологетики до фальсификации. — Нижний Новгород.2007. С. 13−22.
  115. Г. П. Основы антропологии: традиции и новации / Г. П. Меньчиков. Казань: Школа, 2006. — 240 с.
  116. А.Г. Экзистенция и бытиё центральные категории немецкого экзистенциализма / А. Г. Мыслевченко // Современный экзистенциализм. -М., 1966. — с. 59.
  117. В.Н. Каждый из нас в глубине своей есть София / В. Н. Назаров //Вопросы философии. 1991. -№ 9. — С. 171−189.
  118. Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Ницше Ф / пер. с нем. К. А. Свасьяна. Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1990.
  119. Ф. Так говорил Заратустра / Пер. с нем. Ю. А. Антоновского. -СПб.: Азбука, 2003. 336 с.
  120. Р.Г. Культуранализ. Трансперсональный концепт теории культуры / Р. Г. Нугманов-Казань: Школа, 2007 164 с.
  121. Р.Г. Культурология / Р. Г. Нугманов. -Казань: КГЭУ, 2002. -68 с.
  122. Р. Г. Матурова Э.З. Гуманитарная стратегия образования /Э.З.Матурова// Актуальные проблемы экономической и социально-экологической безопасности поволжского региона: материалы межвузовской научно-практической конференции. М., 2011. — С. 167 170.
  123. Р.Г. Начала культурологии / Р. Г. Нугманов. Казань: КГЭУ, 2002.-151 с.
  124. Р. Г. Селективный анализ понятий культуры и выработка экзистенциальной концепции культурологии / Р. Г. Нугманов. Дисс. на соискание уч. степени доктора культурологии. Казань, 1999. — 274 с.
  125. Р.Г. Теория и история культуры / Р. Г. Нугманов. Монография. Казань: КФ МЭИ, 2002. — 220 с.
  126. Нугманов Р. Г. Философия культуры. Теория духовной личности / Р. Г. Нугманов-Казань: Школа, 2006. 148 с.
  127. Р. Г. Хасанов М.Х. Мухаметзянова Г. В. Культура личности / Р. Г. Нугманов, М. X. Хасанов, Г. В. Мухаметзянова. Казань: Дом печати, 2009. — 204 с.
  128. Т.И. Философия эпохи ранних буржуазных революций / Т.И. Ойзерман- М.: Наука, 1983 584 с.
  129. А.Д. В поисках «исторического Валентина». URL: http://tower.vlink.ru/study/valentin.shtml.
  130. В. «Т» /В.Пелевин. -М.:ЭКСМО, 2009.- 384с.
  131. Пелевин В. S.N.U.F.F./ В.Пелевин. -М.: ЭКСМО, 2012. 480с.
  132. Л.И. Очерки из истории христианского вероучения патриотического периода / Л. И. Писарев. Т.1.- Казань: Центр. Тип., 1915. -718 с.
  133. Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т.2. / Общ. ред. А. Ф. Лосева. Пер. с древнегреч. / Платон М.: Мысль, 1990. — 860 с.
  134. М. Э. Гностицизм П века и победа христианской церкви над ним / М. Э. Поснов. Брюссель: Жизнь с богом, 1991. — 893 с.
  135. М.Э. Мессия и мессианское царство по изображению апокрифических и пророческих книг / М. Э. Поснов // ТКДА. 1906. — № З.-С. 289−447.
  136. Премудрость Иисуса Христа: Апокрифические беседы Иисуса Христа с учениками / Пер. и комм. А. И. Еланской. СПб.: Алетейя, 2004. — 416 с.
  137. Дж.М. Раннехристианские рукописи с берегов Нила / Дж. М. Робинсон // «Курьер ЮНЕСКО». 1971. — № 5.- 34 с.
  138. Е.В. Гностический этос и нравственная метафизика Л.П. Карсавина. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Тула: 2006. — 155 с.
  139. М.В., Мещерская E.H., Турилов A.A., Агеева Е. А. Апокрифы // Православная энциклопедия. Том III. M.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. — 752 с.
  140. А.Л. Гнозис в русской культуре / А. Л. Рычков // Дельфис. -2011.-№ 66 (2).
  141. И.С. Запрещенные евангелия / И. С. Свентицкая. М.: Политиздат, 1965. — 143 с.
  142. И.С. Тайные писания первых христиан / И. С. Свентицкая. -М.: Политиздат, 1980. 196 с.
  143. И.С. Мифы и действительность / И. С. Свентицкая. М.: Знание, 1975.-63 с.
  144. И.С., Трофимова М. К. Апокрифы древних христиан / И. С. Свентицкая, М. К. Трофимова. -М.: Мысль, 1989. 336 с.
  145. Р.В. Античный неоплатонизм и александрийская экзегетика / Р. В. Светлов. СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 1996. — 232 с.
  146. Р.В. Гнозис и экзегетика / Р. В. Светлов СПб.: РХГИ, — 480 с.
  147. А.П. Апокрифические деяния апостолов. Арабское Евангелие детства Спасителя. Исследования. Переводы. Комментарии / Под ред. И.С.Свенцицкой- Рец. Л. С. Ильинская, А. А. Завейкин. СПб: Алетейя, 2000.-480 с.
  148. A.B. Религиозно-философский анализ гностического мировоззрения. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Тула, 2010. — 123 с.
  149. Е. Б. Библейская экзегеза и истоки гностицизма / Е. Б. Смагина // Россия и Гнозис. Материалы VII научной конференции. Москва, ВГБИЛ, 10−11 апреля 2001.-М., 2002.-С. 7−9.
  150. B.C. Валентин и валентиниане / В. С. Соловьев // Христианство. Энциклопедический словарь. В 3-х т. Т I. М., 1993. -С.320−321.
  151. В. С. Великий спор и христианская политика / Соловьев В. С. // Соч. в 2-х т. Т. 1.- М.: Правда, 1989. С. 88−92.
  152. B.C. Гностицизм // Христианство. Энциклопедический словарь. Т.1. -М., 1993. С.415−418.
  153. B.C. Об упадке средневекового миросозерцания // Соловьев B.C. Собр. соч. в 2-х т. T. 2.-М.: Мысль, 1988.-314 с.
  154. B.C. Чтения о Богочеловечестве // Соловьев В. С. Соч. в 2-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1989. — 465 с.
  155. В. Трилогия / В.Сорокин.-М.: ACT, 2009.-666 с.
  156. В. Г. Собр. соч.: в 3 т./ В. Г. Сорокин. M.: Ad Marginem, 2002.
  157. . Отягощенные злом. М.: ЭКСМО, 1997. — 360 с.
  158. . Комментарий к пройденному: глава восьмая 1987−1991.
  159. URL:http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/fant/st^gatskie/kommentariy/08.html.156
  160. И.Р. История и идеология Кумранской общины / И. Р. Тантлевский. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994. — 368 с.
  161. Л.Н. В чем моя вера?. Собр.соч.в 8 томах. Т.8. М.: Лексика,-768 с.
  162. Л.Н. Круг чтения. В 2-х томах. Т.1./ Л. Н. Толстой.- М.: Политиздат, 1997. 478 с.
  163. Е.А. Изучение буддизма в России (современное состояние) / Е. А. Торчинов // Проблемы Дальнего Востока. 1992. — № 4. — С.75−89.
  164. Е.А. Религии мира: Опыт запредельного. Трансперсональные состояния и психотехника / Е. А. Торчинов. СПб.: Азбука — классика, -2007. — 544 с.
  165. М. К. Историко-философские вопросы гностицизма (Наг-Хаммади, 11, сочинения 2, 3, 6, 7) / М. К. Трофимова. М.: Наука, 1979. -215 с.
  166. М.К. Гностицизм. Пути и возможности его изучения / М. К. Трофимова // Палестинский сборник. Л., 1978. — Вып.26(89). Философия и история. — С. 107−123.
  167. М.К. Гностическая проблема в современной культуре Запада / М. К. Трофимова //Культура и искусство античного мира. ГМИИ им. А. С. Пушкина. Материалы научной конференции 1979. Культура и искусство античного мира. -М., 1980. С. 452−461.
  168. М.К. Философия экзистенциализма и проблемы истории раннего христианства / М. К. Трофимова // Вестник древней истории. -1967.-№ 2.-С. 283−294.
  169. Тульчинский Г. Л.В поисках теории российской цивилизации. Памяти A.C. Ахиезера / Г. Л. Тульчинский // Вопросы философии. 2010. — № 6. -С. 186−188.
  170. Угринович Д. М. Попытки «экзистенциальной» интерпретации религии
  171. Д.М. Угринович // Вопросы философии-1965. № 8. — С. 95−104.157
  172. А. Личная религия греков /А. Фестюжьер. СПб.: Алетейя, 2000. — 256 с.
  173. И.Г. Основные черты современной эпохи / И. Г. Фихте // Пер. с нем. Под ред. Н.Лосского. СПб.: Изд. Д. Е. Жуковского, 1906. — 423 с.
  174. И.Г. Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение / И. Г. Фихте / пер. с нем. Серия Классическая философская мысль. — М.: Аст, 2000. -784 с.
  175. С.Л. Свет во тьме / С. Л. Франк. М.:Факториал, 1998 — 254 с.
  176. И.Т. Философский словарь / И. Т. Фролов. 5-е изд. М.: Политиздат, 1987. — 590 с.
  177. М. Время и бытие / М. Хайдеггер- М.: Республика, 1993.
  178. А. Из истории раннего христианства в Египте (На материале коптской библиотеки из Наг-Хаммади). -М., 1997. 313 с.
  179. Г. В. Сущность человека в философии экзистенциализма: По работам М. Хайдеггера и А. Камю. М.: МАКС Пресс, 2002. — 209 с.
  180. A.C. Сочинения гностиков в Берлинском коптском папирусе 8502. СПб., 2004. — 445 с.
  181. Ф.В. Философия искусства / Ф. В. Шеллинг. М.: Мысль, 1966.-496 с.
  182. Ф.В. Сочинения в 2-х томах / Ф. В. Шеллинг /Пер. с нем. Т. 1. Сост., ред., авт. вступ. ст. А. В. Гулыга- М.: Мысль, 1987- 637 с.
  183. В.К. Памятники древнеиндийского гносиса: Санкхья-йога // Знание за пределами науки. Под ред. И. Т. Касавина. М., 1996. — С. 82−86.
  184. В.К. «Проект» персоналистический антропологии и философия ценностей / В. К. Шохин // Вопросы философии. 2002. — № 6. — с. 112 -118.
  185. А. Религия Иисуса и начала христианства до Никейского собора / Пер. Н. О. Врасской // Раннее христианство. Т. 1. М.: ACT, 2001.-556 с.
  186. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Ответ Иову / К. Г. Юнг. М. Канон+.2006.-351 с.
  187. Юнг К. Г. Эон / К. Г. Юнг. М.: ACT, 2009.- 411 с.
  188. И.Г. Манихео-гностический комплекс русской культуры / И. Г. Яковенко // Россия как цивилизация: устойчивое и изменчивое. М., 2007.-С. 73−194.
  189. И.Г. Механизмы культурной динамики и смена поколений / И. Г. Яковенко // Поколение в социокультурном контексте XX века. М.: Наука, 2005.-43 с.
  190. И.Г., Музыкантский А. И. Манихейство и гностицизм: культурные коды русской цивилизации / И. Г. Яковенко. -М.: Русский путь, 2012.- 320 с.
  191. И.Г. Познание России: цивилизационный анализ / И. Г. Яковенко. М.: Наука-М, 2008. — 12 с.
  192. AnzW. ZurFragenachdemUrsprungdesGnostizismus / W.Anz. Leipzig, 1897.- 155 s.
  193. Churton T. The Gnostics/ T. Churton L., 1987.
  194. Clement d’Alexandrie. Extraits de Theodote, ed. et trad. Sagnard / Clement d’Alexandrie. Paris, 1948.
  195. Dan Merkur. Gnosis: An Esoteric Tradition of Mystical Visions and Unions /Dan Merkur. Albany, New York, 1993.
  196. Doresse J. The Secret Books of the Egyptian Gnostic: An Introduction to the Gnostic Coptic Manuscripts Discovered at Chenoboskion / J. Doresse. -New York, 1960.
  197. Doresse J. L’Evangelie selon Thomas ou les paroles secretes de Jesus / J. Doresse. -Paris, 1959.
  198. Filoramo G. A History of Gnosticism /G. Filoramo. — Oxford and Cambridge, Mass., 1990.
  199. Foerster W. Die Naassener. — Study di Storia religiosa della tarda antichita. -Messina, 1968.4 .:¦"?" (¦ ,
  200. Grant R.M. Gnosticism. A sourse Book of heretical Writings from the Early Christian period. London, 1961.
  201. Hoeller S.A. Jung and the Lost Gospels: Insights into the Dead Sea Scrolls and the Nag Hammadi Library / S.A. Hoeller. Wheaton, IL, 1989.
  202. Holroyd S. The Elements of Gnosticism/ S. Holroyd. Shafitsbury, Dorset, 1994.
  203. Knox. J. Marcion and the New Testament. An Essay in the Early History of the Canon / J. Knox.-Chicago, 1942.
  204. Massuet. Dissertationes praeviae in Irenaei libros. Dissertatio (prior) de haereticis, quos libro primo recenses Irenaeus eorumque actibus, scriptis et doctrina/Massuet-Paris, 1712.
  205. Mnard J.E. La Gnose et les textes de Nag-Hammadi / J.E. Mnard // Colloque International sur les textes de Nag-Hammadi (Quebec, 22−26 aout 1978). Quebec — Louvain., 1981.
  206. Puech H.-Ch. Le manicheisme Son Fondateur. Sa doctrine. -Paris, 1949.
  207. Quispel G. Vallentinian Gnosis and Apocryphon of John // The Rediscovery of Gnosticism. Vol. I. The School of Valentinus. Leiden, 1980.
  208. Singer J. A Gnostic Book of Hours: Keys to Inner Wisdom / J. Singer. San Francisco, 1992.
  209. Tardieu M., Dubois J.-D. Introduction a la litterature gnostique. T. I. Paris,
  210. Valantasis R. Is the Gospel of Thomas Ascetical? Revisiting an Old Problem with a New Theory. Journal of Early Christian Studies. 1999. — P. 55−81.
  211. Williams Michael Allen, M. Rethinking «Gnosticism»: An Argument for Dismantling a Dubious Category. -Princeton University Press. 1999. 356 p.
  212. Wilson R.Mc. The Gnostic Problem. The Study of the Relations between Hellenistic Iudaism and the Gnostic Heresy / R.Mc. Wilson. L., 1958.1986.
Заполнить форму текущей работой