Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Модернизация процесса формирования налогового потенциала территории

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе комплексного анализа процесса формирования налогового потенциала территории и критической оценки трактовок исследуемого процесса, представленных в экономической литературе, уточнено определение процесса формирования налогового потенциала территории (как последовательности действий его участников, а именно, налогоплательщиков (организаций и физических лиц) в части формирования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические подходы к характеристике сущности и процесса формирования налогового потенциала территории
    • 1. 1. Экономическая сущность, содержание и форма материализации налогового потенциала территории
    • 1. 2. Факторы, влияющие на величину, структурные параметры и процесс формирования налогового потенциала территории
    • 1. 3. Анализ концептуальных подходов и методов оценки налогового потенциала территорий
  • Глава II. Анализ влияния налоговой политики на формирование налогового потенциала территорий
    • 2. 1. Налоговая политика как способ регулирования налогового потенциала Российской Федерации
    • 2. 2. Реализация мероприятий налоговой политики на территории Республики Северная Осетия-Алания
    • 2. 3. Оценка устойчивости налогового потенциала территориальных единиц PCO-Алания
  • Глава III. Направления модернизации процесса формирования налогового потенциала территорий
    • 3. 1. Совершенствование методологических аспектов среднесрочного прогнозирования налоговых доходов субъектов РФ
    • 3. 2. Модернизация системы налогообложения на региональном и местном уровнях

Модернизация процесса формирования налогового потенциала территории (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Достигнутый уровень развития государственного сектора, как известно, напрямую зависит от объема фактически поступивших в бюджетную систему страны сумм налогов. При этом динамика развития данного сектора, и это хочется подчеркнуть особо, лимитируется предельным уровнем налоговых изъятий, который может быть достигнут в условиях проводимой государством социально-экономической политики и безусловного исполнения налогоплательщиками налогового законодательства. Соответственно, данные о прогнозируемых объемах налоговых поступлений являются неотъемлемым элементом информационной базы, используемой органами власти для решения общегосударственных, отраслевых и территориальных задач развития.

Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу, реформирование региональных и муниципальных финансов, продолжение и углубление налоговой реформы направлены на такое развитие налоговых и бюджетных отношений в нашей стране, которое позволяло бы органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления проводить самостоятельную социально-экономическую политику в рамках общегосударственных приоритетов.

Необходимым условием повышения финансовой устойчивости России в условиях угрозы повторения глобальных экономических кризисов и ускорения процесса интеграции российской экономики в международное экономическое пространство является наращивание экономического потенциала регионов. Соответственно, экономическая политика субъектов Российской Федерации должна быть ориентирована на стимулирование саморазвития территорий.

Социально-экономические преобразования в нашей стране, курс на модернизацию и инновационное развитие отечественной экономики предопределяют необходимость дальнейшего совершенствования налоговой системы и процесса формирования налогового потенциала территорий. Принципиально важным в этой связи является не только тот факт, какие объемы доходов бюджета формируются за счет налоговых поступлений, но и какова способность органов государственной власти и органов местного самоуправления влиять на формирование налогового потенциала подведомственных территорий.

Актуальность разработки вышеуказанных вопросов предопределила выбор темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Вопросам развития науки о налогах посвящены работы зарубежных экономистов: Дж. Кейнса, А. Лаффера, Дж. Милля, Э. Селигмана, С. Сисмонди, С. Фишера и др. Значительный вклад в разработку теории налогообложения внесли наши соотечественники: И. Х. Озеров, И. Т. Посошков, В. Н. Твердохлебов, И. И. Янжул.

Вопросы функционирования межбюджетных и налоговых отношений в государстве рассматриваются в трудах Барулина C.B., Брызгалина A.B., Врублевской О. В., Дадашева А. З., Дробозиной Л. А., Игудина А. Г., Ковалева A.M., Коломийца А. Л., Куцури Г. Н., Лаврова A.M., Майбурова И. А., Мельника А. Д., Павловой Л. П., Панскова В. Г., Пепеляева С. Г., Поздняковой Т. А., Романовского М. В., Сабанти Б. М., Тиникашвили Т. Ш., Токаева Н. Х., Черника Д. Г., Юткиной Т. Ф. и других российских экономистов.

Сущности, методике оценки, проблемам формирования и факторам роста налогового потенциала посвящены работы Бакинова П. Д., Богачевой О. В., Вачугова И. В., Горского И. В., Дзагоевой М. Р., Жеребцова А. Б., Климовой Н. И., Коломийца А. Л., Кузнецовой Л. Н., Кусраевой Д. Э., Орловой E.H., Паскачева А. Б., Попенкова Д. Р., Рощупкиной В. В., Улыбиной Л. В., Хурсевича С. Н. и других отечественных исследователей.

Несмотря на широкое использование в экономической науке термина «налоговый потенциал региона», отсутствует однозначное толкование данного понятия. Дискуссионными продолжают оставаться вопросы, касающиеся обоснования факторов формирования налогового потенциала территорий. Совершенствования требует организационно-методическое обеспечение процесса количественной оценки величины субфедерального налогового потенциала. Актуальными являются комплексные исследования процесса формирования налогового потенциала конкретных территорий.

Цели и задачи исследования. Цель исследования заключается в уточнении сущностных характеристик налогового потенциала территории и определении направлений модернизации процесса его формирования в современной России.

Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:

— исследовать экономическую сущность, содержание и формы материализации налогового потенциала территории;

— рассмотреть факторы, влияющие на величину, структурные параметры и процесс формирования налогового потенциала территории;

— изучить концептуальные подходы и методы оценки налогового потенциала территорий;

— проанализировать влияния налоговой политики на формирование налогового потенциала территорий Российской Федерации в целом, и Республики Северная Осетия-Алания в частности;

— оценить устойчивость налогового потенциала территориальных единиц PCOАлания;

— определить направления модернизации процесса формирования налогового потенциала территорий РФ и перспективы роста налоговых доходов региональных и местных бюджетов.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе формирования, изменения и реализации налогового потенциала субъекта Российской Федерации.

Объектом исследования выступает процесс формирования налогового потенциала территорий.

Область исследования по паспорту специальности 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит»: 2.4. Бюджетное и налоговое прогнозирование и планирование в рыночной экономике- 2.9. Концептуальные основы, приоритеты налоговой политики и основные направления реформирования современной российской налоговой системы.

Теоретическую основу диссертационного исследования составили труды отечественных и зарубежных исследователей по проблемам формирования налогового потенциала государства и его отдельных территорий.

Методологическая основа исследования обеспечена использованием диалектико-материалистического и системного подходовобщенаучных методов исследования — метода научных абстракцийметодов функционального, экономического, финансового и статистического анализа и синтезавыборки, сравнения, группировки данных.

Информационной базой исследования послужили официальные статистические материалы Федеральной службы государственной статистики России, данные Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы Россиифинансовых и налоговых органов РСО-Алания, периодических специализированных изданийресурсы сети Интернет.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс формирования налогового потенциала территории не должен отождествляться с механическим определением размера предстоящих налоговых поступлений в бюджет. В ходе этого процесса должны выявляться и мобилизовываться резервы, имеющиеся в экономике соответствующего административно-территориального образования, создаваться информационная основа для разработки и корректировки направлений государственного регулирования воспроизводственных параметров.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Большинство российских ученых характеризуют налоговый потенциал территорий с позиции конкретно-практического подхода, а, соответственно, исследуют лишь формы его реализации на практике. К исследованию налогового потенциала территорий необходимо подходить с позиции диалектико-материалистического подхода, что позволяет раскрыть его сущность, содержание и форму материализации в реальной действительности.

2. Формирование налогового потенциала и фактическая мобилизация налоговых ресурсов разносятся по различным стадиям общественного производства: формирование налогового потенциала территорий происходит на стадии формирования условий и ресурсов общественного производства, а фактическая мобилизация налоговых поступлений — на стадии перераспределения созданной стоимости. На каждой из обозначенных стадий на первый план выходят либо условия формирования налоговой базы, либо условия реализации налоговой базы, что предопределяет соответствующие ресурсные и результативные параметры процессов образования налоговых доходов территориальной экономической системы. Управление процессом формирования налогового потенциала территорий достигается посредством воздействия на факторы его формирования, оказывающие влияние на его величину и ее структурные характеристики, а также на сам процесс формирования.

3. В настоящее время в российской налоговой теории и практике не существует единого подхода к оценке налоговых возможностей бюджетов различного уровня, что обусловлено различным толкованием форм материализации налогового потенциала. Разработка эффективной системы оценки налогового потенциала территорий продолжает оставаться актуальной.

4. В процессе управления налоговым потенциалом территорий в качестве конкретно-расчетного показателя целесообразно использовать максимально возможную сумму налоговых поступлений на конкретной территории за определенный промежуток времени, исчисленную в условиях действующего налогового законодательства. В аналитических целях и в механизме межбюджетного выравнивания данный показатель целесообразно соотносить к численности проживающего на конкретной территории населения. В целях проведения качественного мониторинга и оценки реального налогового потенциала территории целесообразно не только разработать унифицированный паспорт налогоплательщика, но и утвердить на законодательном уровне соответствующее «Положение о «Паспорте налогоплательщика» «.

5. В современных условиях выработка налоговой стратегии РФ, причем не только на общегосударственном уровне, но и на уровне субъектов федерации и муниципальных образований, должна преследовать цель модернизации процесса формирования налогового потенциала территорий. При разработке такой стратегии на общегосударственном уровне необходимо использовать данные о прогнозируемых объемах налогового потенциала территорий. Соответственно, важнейшей составляющей модернизации процесса формирования налогового потенциала территорий должно стать среднесрочное налоговое прогнозирование (на 5, а в перспективе на 10 лет) на уровне субъектов федерации и органов местного самоуправления.

6. Налоговые прогнозы и среднесрочные планы поступления налоговых доходов отдельных территорий должны включать в себя расчет объемов налоговых поступлений исходя из показателей, характеризующих темпы роста экономики, состояние экономического потенциала территории, эффективность использования собственности как по субъекту РФ в целом, так и в разрезе его отдельных административно-территориальных единиц.

Научная новизна исследования определяется тем, что на основе обобщения налоговой теории и практики автором уточнены сущностные характеристики налогового потенциала территорий и даны практические рекомендации по использованию данных о параметрах налогового потенциала субъектов федерации и муниципальных образований в практике государственного и муниципального управления.

Элементы приращения научного знания состоят в следующем:

— на основе использования диалектико-материалистического подхода, метода научной абстракции и имеющихся в экономической науке подходов к исследованию экономического, финансового и налогового потенциала территории проведен системный анализ терминологических характеристик налогового потенциала территории, что позволило раскрыть взаимосвязь между его сущностью, содержанием и формой и предложить авторские трактовки сущности, содержания и формы материализации налогового потенциала территории;

— на основе комплексного анализа процесса формирования налогового потенциала территории и критической оценки трактовок исследуемого процесса, представленных в экономической литературе, уточнено определение процесса формирования налогового потенциала территории (как последовательности действий его участников, а именно, налогоплательщиков (организаций и физических лиц) в части формирования и использования ресурсов, находящихся и поступающих в их распоряжение с целью извлечения доходапредставительных и исполнительных органов власти и органов местного самоуправления в части регламентации принципов и условий хозяйствования и налогообложенияорганов налогового администрирования в части проведения мероприятий налогового контроля), что позволило конкретизировать содержание его основных элементов и ключевых блоков — экономического, налогового и финансовогов целях системной структуризации процесса формирования налогового потенциала территории и модернизации процесса прогнозирования, анализа и оперативного управления территориальными налоговыми доходами обоснована целесообразность использования при разработке и реализации финансово-экономической политики на общегосударственном, региональном и местном уровнях развернутой системы показателей, характеризующих внутреннюю структуру налогового потенциала территории, а также целесообразность проведения пофакторного анализа его параметров в динамике. Это позволило предложить новый методологический подход к прогнозированию и планированию налоговых доходов территорий. В отличие от используемых данный подход отличается своей комплексностью, поскольку расчет объемов налоговых поступлений предлагается проводить, во-первых, на основе структурных показателей территориального налогового потенциала (которые предлагается классифицировать не только по различным видам налогов, способам взимания и временному признаку, но также по стадиям воспроизводственного процесса, сферам деятельности, видам налогоплательщиков и субъектам хозяйствования, по административно-территориальному и отраслевому признакам) — во-вторыхс учетом прогнозируемых темпов изменения не только макроэкономических показателей, но и других внешних и внутренних факторов формирования налогового потенциала территорийв-третьих, не только по субъекту РФ в целом, но и в разрезе его отдельных административно-территориальных образованийна основе классификации направлений налоговой политики Российской Федерации, проводимой в 2009;2011 гг., (по признаку влияния на формирование налогового потенциала) определены мероприятия, которые оказали существенное воздействие на процесс формирования налогового потенциала территорий, а также уточнены основные проблемы разработки и проведения налоговой политики субъектами РФ и муниципальными образованиями, что позволило сформулировать конкретные предложения по модернизации процесса формирования налогового потенциала территорий;

— на основе проведенной комплексной оценки налогового потенциала Республики Северная Осетия-Алания конкретизирована специфика его формирования (заключающаяся, в частности, в том, что предприятия и организации базовых видов экономической деятельности — обрабатывающая промышленность, строительство, транспорт, связь, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, формируют менее половины всех налоговых доходов территории, а также в том, что большая часть муниципальных образований данного субъекта РФ (6 из 11) относятся к территориям со среднеустойчивым — Иристонский и Промышленный МО г. Владикавказа и низкоустойчивым налоговым потенциалом — Пригородный, Алагирский, Ардонский и Дигорский районы) и предложены меры по повышению собираемости налогов, сокращению налоговой задолженности и наращиванию налогового потенциала PCO-Алания.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Теоретическая значимость работы определяется тем, что концептуальные положения и выводы диссертационного исследования позволяют расширить существующие представления о содержании налоговых отношений, функционирующих на региональном и местном уровнях управления государством, способствуют развитию общетеоретических подходов к исследованию процессов формирования и оценки налогового потенциала территорий.

Практическая значимость диссертации состоит в формулировкеконкретных предложений по совершенствованию правового и методологического обеспечения процесса формирования налогового потенциала территорий. Рекомендации по росту налоговых доходов субъектов РФ и муниципальных образований могут использоваться при разработке соответствующих нормативных правовых актов на субфедеральном и местном уровнях. Материалы диссертационного исследования могут найти применение при подготовке учебных курсов «Финансы», «Финансы и кредит», «Региональные и муниципальные финансы», «Теория и история налогообложения», «Налоги и налогообложение», «Прогнозирование и планирование в налогообложении».

Апробация и реализация результатов исследования. По теме диссертации опубликовано 10 работ общим объемом 8,0 п.л. (из них авторских — 5,0 п.л.), в том числе 4 научные статьи в изданиях, рекомендуемых ВАК Министерства образования и науки РФ. Результаты исследования, проведенного автором, докладывались и обсуждались на ежегодных конференциях Северо-Кавказского горно-металлургического института (государственного технологического университета) (г. Владикавказ, 2008;2012 гг.) — на международных и всероссийских научно-практических конференциях («Бухгалтерский учет, аудит и налоги: основы, теория, практика» — г. Пенза, 2008 г.- «Финансы как особая форма экономических отношений. Управление финансами» — г. Пенза, 2009 г.- «Молодежь и наука: реальность и будущее» — г. Невинномысск, 2009 г.) — использовались при чтении курсов «Теория и история налогообложения», «Прогнозирование и планирование в налогообложении» в СевероКавказском горно-металлургическом институте (государственном технологическом университете).

Структура работы определена поставленными целями и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, включающего 244 позиции, трех приложений. Работа содержит 13 таблиц и 13 рисунков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет автору сформулировать основные выводы и предложения, имеющие теоретическую и практическую направленность и заключающиеся в следующем.

Первое. Экономическая сущность налогового потенциала территории заключается в способности территориальной экономической системы к воспроизводству налоговых доходов. Иными словами, налоговый потенциал характеризует способность территории обеспечивать поступление налоговых доходов.

Налоговый потенциал территории обладает следующими характеристиками, определяющими его экономическую сущность:

• отражает величину потенциальных, максимально возможных, но не фактически полученных налоговых доходов;

• рассчитывается в условиях действующего налогового законодательства и в пределах конкретной территории;

• определяется за определенный промежуток времени.

Содержание налогового потенциала территории есть ни что иное как способность базы налогообложения приносить доход в виде налоговых поступлений.

Формой материализации содержания налогового потенциала территории, и одновременно способом проявления его сущности в действии является совокупный объем финансовых ресурсов, который может быть мобилизован через действующую систему налогообложения. Именно форма материализации налогового потенциала позволяет проводить его оценку в реальной действительности.

Многообразие имеющихся в экономической литературе трактовок термина «налоговый потенциал» объясняется, с одной стороны, игнорированием диалектико-материалистического подхода к выявлению сущности, содержания и формы материализации налогового потенциала, а с другой — использованием различных аспектов характеристики самого понятия «потенциал».

Второе. Процесс формирования налогового потенциала территории представляет собой последовательность действий его участников, а именно:

• Действий налогоплательщиков (организаций и физических лиц) в части формирования и использования ресурсов, находящихся и поступающих в их распоряжение с целью извлечения дохода.

• Действий представительных и исполнительных органов власти и органов местного самоуправления в части регламентации принципов и условий хозяйствования и налогообложения.

• Действий органов налогового администрирования в части проведения мероприятий налогового контроля.

В процессе формирования налогового потенциала территорий можно выделить следующие ключевые блоки:

• Экономический блок — на основе положений гражданского законодательства и проводимой экономической политики обеспечивается формирование условий хозяйствования и параметров развития реального сектора экономики, формирующих налоговую базу.

• Налоговый блок — на основе положений налогового законодательства определяются условия формирования налогооблагаемых баз, налоговых ставок, налоговых льгот, налоговой нагрузки.

• Финансово-бюджетный блок — на основе положений бюджетного и налогового законодательства формируются показатели зачисления налогов в разные уровни бюджетной системы.

Непосредственно формирование налогового потенциала и фактическая мобилизация налоговых ресурсов разносятся по различным стадиям общественного производства: непосредственно формирование налогового потенциала территорий происходит на стадии формирования условий и ресурсов общественного производства, а фактическая мобилизация налоговых ресурсов — на стадии перераспределения созданной стоимости.

Третье. Управление процессом формирования налогового потенциала территорий достигается посредством воздействия на факторы его формирования — внешние (географическийприродно-климатическийресурсно-сырьевойисторическийполитика федерального центра), на изменение которых органы власти на местах практически не могут воздействовать, и внутренние (уровень развития территорииструктура и специализация отраслейфинансовое положение предприятийналоговое администрированиеполитика субъектов федерации и муниципалитетов), влияние которых в существенной степени может корректироваться органами власти субъектов федерации и местного самоуправления. Именно поэтому в управлении процессом формирования налогового потенциала территорий очень важными является учет внутренних факторов. В возможностях законодательных и исполнительных структур власти корректировать влияние внутренних факторов на развитие территориальных социально-экономических систем кроется значительный административный ресурс ускорения темпов социально-экономического развития и наращивания налогового потенциала соответствующих территорий.

Объективность определения налоговой базы территории и расчет на этой основе ее налогового потенциала зависит, прежде всего, от качества используемой системы макроэкономических показателей, при формировании которых должно обязательно учитываться воздействие отраслевых и региональных факторов, а также сложившаяся структура финансовых потоков. Существенное влияние на формирование налоговой базы территориальных образований оказывают такие факторы и показатели, как:

• место и роль территории в общей экономической системе государства;

• специализация по отраслям экономики, особенности размещения и функционирования производств;

• численность населения территории, доля городского населения;

• валовой региональный продукт в разрезе основных отраслей хозяйства;

• объем выпуска промышленной продукции в физическом и денежном выражении в разрезе основных отраслей промышленности;

• финансово-экономическое состояние предприятий основных отраслей, количество прибыльных и убыточных предприятий;

• уровень и динамика заработной платы и др.

Их учет в процессе прогнозирования и планирования налоговых поступлений способствует формированию такой информационной базы, которая позволяет обоснованно рассчитывать совокупный доход территориальных образований, их реальный экономический, финансовый и налоговый потенциал.

В целях совершенствования информационной базы, проведения качественного мониторинга и повышения эффективности оценки реального налогового потенциала территории целесообразно разработать унифицированный паспорт налогоплательщика (организацииобособленного подразделения организацииконсолидированной группы налогоплательщиковиндивидуального предпринимателя) и утвердить соответствующего положение об этом документе на законодательном уровне.

Увеличение налогового потенциала территорий можно достичь посредством:

— улучшения финансово-хозяйственной деятельности предприятий и наращивания объемов их производства и продаж;

— сокращения количества убыточных предприятий;

— реализации эффективной промышленной политики;

— улучшения инвестиционного и инновационного климата;

— совершенствования налогового администрирования.

В целом модернизация процесса формирования налогового потенциала территории должна основываться на двуедином, но целостном в своей основе подходе.

Первый аспект такого подхода — стратегический. Он базируется на предположении об оптимальности и целесообразности использования всех экономических ресурсов региона в целях увеличения национального богатства и решает задачи долгосрочного планирования и реформирования налоговой системы.

Второй аспект — тактический, согласно которому необходимо исходить из реальных возможностей действующей налоговой системы аккумулировать имеющиеся ресурсы в бюджетную систему государства. В данной связи налоговый потенциал территории формируется под воздействием совокупности экономико-конъюнктурных и нормативно-правовых условий, которые обеспечивают поступление оптимально возможной величины налоговых доходов в бюджеты всех уровней. Тактический аспект более целесообразен для определения места того или иного региона в экономике государства, межбюджетного выравнивания, оценки деятельности территориальных налоговых органов и краткосрочного планирования объемов поступления налогов в бюджетную систему государства.

Четвертое. Принципиальным для финансовой науки является поиск конкретно-расчетных показателей налогового потенциала территории.

Конкретно-расчетным показателем, который позволяет оценивать налоговый потенциал территорий и который целесообразнее всего использовать в практике работы органов государственной власти и органов местного самоуправления является максимально возможная сумма налоговых поступлений на конкретной территории за определенный период времени, исчисленная в условиях действующего налогового законодательства. В аналитических целях и в механизме межбюджетного выравнивания данный показатель целесообразно соотносить к численности проживающего на конкретной территории населения.

Пятое. Несмотря на то, что налоговый потенциал характеризуется целостностью и целевой направленностью, многогранность формы его материализации на практике обусловливает необходимость структурной детализации налогового потенциала территорий. Для этого конкретнорасчетный показатель налогового потенциала можно классифицировать по целому ряду признаков:

• по основным видам налогоплательщиков (физические лица, юридические лица) и субъектам хозяйствования (индивидуальные предприниматели, организации);

• по различным видам налогов (налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, акцизам, налогам на имущество, платежам за пользование природными ресурсами и прочим налогам);

• по сферам деятельности (материальное и нематериальное производство);

• по отраслям экономики (промышленности, электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроении и металлообработки, пищевой промышленности, транспорту, строительству, сельскому хозяйству, финансово-кредитному сектору);

• по стадиям воспроизводственного процесса (производство, распределение, обмен, потребление);

• по временному признаку (квартал, год, три года и т. д.);

• по способу взимания (прямые налоги, косвенные налоги);

• по административно-территориальному делению (налоговый потенциал Российской Федерации, налоговый потенциал субъекта федерации в целомналоговый потенциал непосредственно субъекта федерации (республики края, областиавтономной областиавтономных округовгг. Москвы и Санкт-Петербурга) — налоговый потенциал муниципального образования (района, городаселапоселка));

• по уровню развития государств;

• по международному признаку.

Показатели, которые рассчитываются на основе представленной классификации конкретных параметров налогового потенциала территории, характеризуют его внутреннюю структуру и детализируют процесс его формирования. Поэтому для эффективного управления процессом формирования и процессом фактической мобилизации налогового потенциала.

135 территорий необходимо использовать не только данные о его совокупной величине, но и данные о его структурных составляющих.

Показатели структурной детализации налогового потенциала территорий целесообразно учитывать как при разработке и реализации экономической, финансовой и налоговой политики на общегосударственном, субфедеральном и местном уровне, так и в ходе прогнозирования, анализа и оперативного управления территориальными налоговыми доходами.

Шестое. Решение проблемы стимулирования территориальных образований к поиску и увеличению собственных доходных источников актуализирует вопрос расчета реальной величины налогового потенциала территорий. Это объясняется тем, что сопоставление фактических налоговых поступлений с размером имеющегося налогового потенциала позволяет обоснованно определять реальные возможности увеличения налоговых доходов субъектов федерации и муниципалитетов.

Методологически расчет величины налогового потенциала территорий, безусловно, является достаточно сложной задачей. Несмотря на многообразие существующих подходов и методик расчета, объективность их результатов до сих пор остается дискуссионной. Не все имеющиеся в настоящее время методики одинаково пригодны для расчета налогового потенциала в разрезе отдельных территорий (стране в целом, регионов и муниципальных образований), что порождает необходимость их комплексного использования. Соответственно, назрела необходимость разработки унифицированной научно обоснованной методики расчета налогового потенциала территорий, позволяющей оценивать реальные доходные возможности органов власти субъектов федерации и муниципальных образований. Использование такой методики, несомненно, будет способствовать решению проблем территориальной дифференциации.

Седьмое. Анализ влияния налоговой политики на формирование налогового потенциала территорий позволяет выделить направления налоговой политики, реализация которых оказывает непосредственное влияния на формирование налогового потенциала территорий. В Российской Федерации такими направлениями являются:

• Стимулирование инновационной деятельности и развитие человеческого капитала.

• Стабилизация и ускорение темпов экономического развитияподдержка и стимулирование развития малого и среднего предпринимательства.

• Укрепление финансового положения страны, регулирование структуры совокупного спроса и совокупного предложения, переориентация части граждан на ведение здорового образа жизни.

• Решение проблем демографической и социальной политикиукрепление доходной базы местных бюджетов.

• Повышение эффективности налогового администрирования. Восьмое. К основным проблемам, с которыми сталкиваются субъекты РФ и муниципальные образования при разработке и проведении налоговой политики на подведомственной территории относятся:

• несовершенство российского налогового законодательства;

• установление исчерпывающего перечня региональных и местных налогов;

• отсутствие регламентации сроков регистрации имущества организаций и физических лиц;

• перераспределение доходов территориальных бюджетов в связи с зачислением налога на доходы физических лиц не по месту жительства физического лица, а по месту получения им дохода;

• снижение поступлений налоговых платежей в результате использования различных схем ухода от налогообложения;

• несоответствие необходимых для исчисления транспортного налога баз данных налоговых органов базам данных ГИБДД;

• недостаточный учет федеральными органами власти взаимосвязи налоговых баз различных налогов при оптимизации межбюджетных отношений.

В настоящее время лишь наиболее развитые регионы могут проводить активную налоговую политику для оживления инвестиционной активности. Для регионов, доходы которых большей частью формируются за счет поступлений из федерального бюджета, аналогичные возможности отсутствуют. Исключение составляет лишь предоставление инвестиционных налоговых кредитов и предоставление льгот по налогу на прибыль. Такое положение дел сдерживает экономический рост в депрессивных регионах и негативно сказывается на процессе формирования налогового потенциала соответствующих территорий.

Так, например, в среднем за период 2005;2011 гг. доля региональных и местных налогов в консолидированном бюджете Республики Северная Осетия-Алания составила 15,4%, из них 7,1% формировалось за счет поступлений налога на имущество, оставшаяся часть (8,3%) приходилась на транспортный и земельный налог. Удельный вес региональных налогов в республиканском бюджете — в среднем примерно 11,3%, местных налогов в доходной части местных бюджетов РСО-Алания около 7%. Несмотря на то, что за последние три года дотационность бюджета территории снизилась на 6%, ее доходы в среднем на 80% формируются за счет безвозмездных перечислений из федерального бюджета. Республика Северная Осетия — Алания относится к субъектам РФ с неудовлетворительным финансовым состоянием консолидированного бюджета и ежегодно нуждается в финансовой помощи из федерального бюджета.

Для снижения уровня дотационности налоговая политика в республике должна быть направлена на максимальную мобилизацию всех собираемых на ее территории налоговых доходов, совершенствование налогового администрирования, развитие и укрепление налогового потенциала. Необходимо существенно повысить эффективность производства, последовательно увеличить удельный вес конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью. В связи с этим, основной задачей развития экономики Республики Северная Осетия-Алания должна стать ускоренная модернизация экономики на основе применения уникальных технологий, интенсивных методов производства, развития информационных технологий и социальной инфраструктуры. Целесообразно привлечение инвестиций в производство строительных материалов, в электронику, в проекты по развитию транспортной инфраструктуры и туризма (строительство гостиниц, развитие услуг и торговли), создание регионального технологического парка, который на льготных условиях помогал бы развитию малого предпринимательства и состоял как из промышленных площадок, так и площадок, разрабатывающих высокие технологии. Необходимо также открытие инновационно-технологического бизнес-центра, который бы активизировал работу малых предприятий в научно-технической сфере, что позволило бы привлечь в экономику дополнительные инвестиционные ресурсы.

Девятое. Важнейшей составляющей процесса формировании налогового потенциала территорий должно стать научно обоснованное среднесрочное налоговое прогнозирование, которое в нашей стране на уровне субъектов федерации и, особенно, муниципалитетов еще не получило должного развития. В методике прогнозирования налоговых доходов в рамках формирования среднесрочных бюджетов территорий расчет прогнозных налоговых поступлений должен проводиться не только с учетом прогнозируемых темпов изменения макроэкономических показателей, но и с учетом влияния других внешних и внутренних факторов формирования налогового потенциала территорий. При этом прогнозные расчеты и анализ территориальных налоговых доходов необходимо проводить в разрезе структурных показателей территориального налогового потенциала, причем не только в целом по субъекту РФ, но и в разрезе его отдельных административно-территориальных образований. Использование на практике такого методологического подхода должно повысить заинтересованность органов власти и местного самоуправления как в максимальном использовании налоговой базы (а соответственно, в отказе от предоставления необоснованных налоговых льгот), так и в сокращении налоговых недоимок (конечно, при условии, что снижение собираемости налогов не компенсируется увеличением объемов финансовой помощи из вышестоящего бюджета). Это позволит обеспечить максимально возможную мобилизацию прогнозируемых платежей в бюджет, что важно для наращивания налогового потенциала территории.

Десятое. Переход к инновационной модели развития российской экономики объективно требует совершенствования действующей системы налогообложения в направлении создания адекватного налогового поля, призванного способствовать развитию инвестиционной и инновационной активности хозяйствующих субъектов. Важнейшими принципами функционирования механизма финансового обеспечения саморазвития территорий Российской Федерации должны быть гибкостьучет специфики развитиядиверсифицированность и стабильность доходной база территориальных бюджетовответственность субфедеральных органов власти и органов местного самоуправления за наращивание налогового потенциала подведомственной территории.

Одиннадцатое. С учетом поставленных целей социально-экономического развития и необходимости обеспечения сбалансированности всех уровней бюджетной системы нашему государству необходимо реализовать целый комплекс мер, направленных на увеличение доходов территориальных бюджетов. Основными источниками роста налоговых поступлений могут быть как повышение налоговых ставок отдельных налогов, изменение правил их исчисления, уплаты, разграничения и пропорционального распределения между бюджетами, так и совершенствование системы налогового администрирования. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала территорий должна быть оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся у плательщиков возможностей для уклонения от налогообложения.

Представляется, что назрела необходимость в формировании российской экономической, финансовой и налоговой политики на долгосрочную перспективу (на 5−10 лет), поскольку именно долгосрочная политика может способствовать обеспечению высоких темпов экономического роста, приданию инновационного характера производству, созданию условий для повышения материального уровня и качества жизни населения, вхождению страны в сферу международных экономических отношений на равноправной основе.

В долгосрочной перспективе необходимо перейти к формированию доходов территориальных бюджетов в основном за счет собственных налогов и наделить региональные и муниципальные образования правом налогового администрирования соответственно региональных и местных налогов, включающего в себя вопросы установления сроков платежа, порядка взимания налога, предоставления отсрочек и преференций.

Также требуется разработать критерии оценки эффективности процесса формирования налогового потенциала территорий и ввести в действие систему мер ответственности государственных органов и органов местного самоуправления за наращивание экономического, финансового и налогового потенциала подведомственных территорий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  3. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 15 апреля 2000 года N 8-РЗ «Об инвестиционной деятельности в Республике Северная Осетия-Алания».
  4. Постановление Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 717 «О Федеральной целевой программе „Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской (2002 2010 годы и до 2015 года)“».
  5. Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».6. «Стратегия социально-экономического развития регионов Российской Федерации"/ Минрегионразвития РФ, 2005.
  6. Основными направлениями антикризисных действий Правительства РФ на 2010.
  7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года/Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
  8. Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 17.04.2009 № 126 «О Республиканской программе мобилизации доходов в консолидированный бюджет Республики Северная Осетия-Алания на 20 092 010 годы».
  9. Монографии, коллективные книги, учебники
  10. М.И. Теория экономического анализа: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. / М. И. Баканов, А. Д. Шеремет. М.: Финансы и статистика, 1994. -288 с.
  11. П.Д. Внешние и внутренние факторы реализации налогового потенциала субъекта Российской Федерации. Волгоград: Изд-во Волгоград, гос. ун-та, 2002. — 20 с.
  12. Н.В. Аспекты бюджета: императивный, экономический, финансовый, налоговый, расходный, социальный / Н. В. Бакша, В. В. Гамукин, А. П. Свинцова. М.: Изд-во ИПО Профиздат, 2001. — 416 с.
  13. Ф.Х. Финансовое планирование и моделирование налогового процесса региона- С.-Петерб. ун-т экономики и финансов. Каф. финансов. -М.: Финансы, 1999. 166 с.
  14. C.B., Макрушин A.B., Тимошенко В. А. Налоговая политика России: Монография. Саратов, Изд-во «Сателлит», 2004.
  15. Э. фон, Хампе Й. Основные указания по рыночной экономике. -М.: Республика, 1993.
  16. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. 2-е изд. доп. и перераб. -М.: Институт новой экономики, 1997.
  17. Г. М. Право и экономика налогообложения. СПб.: СПбГУ, 2000. — 404 с.
  18. Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов: Пер. с англ. М.: ЗАО Олимп-Бизнес, 1997, — 1120 с.
  19. Бюджетная система России: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. спец. / Г. Б. Поляк, A.A. Астахов, JI.A. Вафина и др. М.: ЮНИТИ, 1999.-540 с.
  20. Бюджетная система России: Учебник. / Под ред. Г. Б. Поляка. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 550 с.
  21. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. / О. В. Врублевская и др.: Под ред. О. В Врублевской, М. В. Романовского. 3-е изд., испр. и перераб. -М.: Юрайт-Издат, 2003. 838 с.
  22. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. О. В. Врублевской, М. В. Романовского. 5-е изд., исправл. и перераб. СПб.: Питер, 2007.
  23. Введение в экономико-математические модели налогообложения / Под ред. Д. Г. Черника. М.: Финансы и статистика, 2000. — 255 с.
  24. А.Ю., Узденов Ш. Ш. Финансово-экономический словарь законодательно.определенных терминов. М.: Дело, 2002. — 199 с.
  25. Е.С. Налоговое планирование: учебник для студентов вузов / Е. С. Вылкова, М. В. Романовский и др.: Питер, 2004. 634 с.
  26. В.В. Налоги: теория и практика: Учебник. СПб.: Лань, 2002. — 447 с.
  27. О.В. Эффективное налоговое регулирование социально-экономического развития регионов: автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.10 / Гордеева Оксана Владимировна. Самара, 2009. — 25 с.
  28. И.В. Налоговая политика России: Проблемы и перспективы. М.: 2003.
  29. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие / Н. Б. Ермасова, М. Г. Миронов, Е. А. Ермалова и др.- Под ред. акад. Г. Б. Поляка. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 303 с.
  30. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие / Под ред. Г. Б. Поляка. М.: ЮНИТИ, 2007.
  31. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие / О. В. Малиновская, И. П. Скобелева, A.B. Бровкина. -М.: КНОРУС, 2010.- 432 с.
  32. А.П., Кузин Б. И., Медников М. Д., Соколицын A.C. Региональная экономика. СПб.: Питер, 2003.
  33. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  34. O.A. Сбалансированность бюджета субъекта Российской Федерации и пути повышения его доходов. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2004. — 272 с.
  35. Г. В., Мироедов A.A., Федин C.B. Управление региональной экономикой. -М.: Финансы и статистика, 2001. 176 с.
  36. А.З., Павлова Л. П., Черник Д. Г. Налоги и налогообложение. М.: ИНФРА-М, 2003.
  37. П. Майкл. Экономика налоговой политики. Пер. с англ. М.: Филинъ, 2002. — 328 с.
  38. A.A. Формирование налогового потенциала региона//Вестник Югорского государственного университета, № 6, 2007.
  39. Т.А. Налоговое регулирование экономики России. Орел: Б. и., 2001.- 187 с.
  40. В.В., Сутырин С. Ф., Погерлецкий А. И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике / Под ред. Сутырина С. Ф. СПб.: ПОЛИУС, 1998.-577 с.
  41. Ю.Н. Экономическая статистика. М.: ИНФРА-М, 2002.
  42. В.Г., Бутов В. И. Регионоведение (экономика и управление): Учебное пособие. М.: Тесса, 2000.
  43. Инвестиции: системный анализ и управление / Под ред. К. Б. Балдина. М.: ИТК «Дашков и К». 2006.
  44. Инвестиционная политика: учебное пособие / Ю. Н. Лапыгин, A.A. Балакирев, Е. В. Бобкова и др.- под ред. Ю. Н. Лапигина. М.: КНОРУС, 2005.-320 с.
  45. Я., Князев В. Г. Налоговые системы зарубежных стран. Учебник. -М.: ЮНИТИ, 1997.- 191 с.
  46. О.В., Окороков Р. В. Налоговый потенциал региона: теория и методы оценки. -СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2007. 124 с.
  47. И.В. Налоговая политика России в XX веке М.: ИЭ, 2002.-167 с.
  48. Г. Я., Тимофеева О. Ф. Налоги в рыночной экономике. М.: Финансы и статистика, 1993. — 64 с.
  49. А.П. Налоговая система: накопленный опыт и пути развития. -Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004. 242 с.
  50. В.В., Копылов Н. В. Региональная экономика России: Учебник. -М.: Финансы и статистика. 2005. 578 с.
  51. H.H. Инвестиционный потенциал региона. Екатеринбург: Изд-во ИЭ. 1999.-276 с.
  52. H.H. Михеева H.H. Суспицын С. А. и др. Проект СИРЕНА: влияние государственной политики на региональное развитие. Новосибирск: Изд-во ИЭОПП. 2002.
  53. H.A. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2000. — 240 с.
  54. Ю.А. Региональная финансовая политика и экономика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
  55. Н.И., Алексеев A.A. Финансовое прогнозирование в экономических системах. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  56. С.Б. Бюджетное право России. Ленинград: Финансовое издательство НКФ СССР, 1928. — 160 с.
  57. В.И., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 2000.-368 с.
  58. Л.Н. Налоги и налогообложение в России. М.: БЕК, 2001.
  59. П. О. Современная налоговая политика России в условиях антикризисного управления.// Ученые записки Российской академии предпринимательства. Сборник научных трудов. Выпуск XXIV. М., 2010. -0,6 п.л.
  60. A.M. Теория и практика инвестиционного обеспечения развития экономики депрессивных регионов / A.M. Марголин, З. А. Хутыз. М.: НЦСиМО, 2004.
  61. Н.Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России. -М.: Наука, 1995.-221 с.
  62. Местные бюджеты и система местного налогообложения в странах Запада. Обзор РАН.-М.:ИНИОН, 1993.- 153 с.
  63. K.M. Ресурсный потенциал региона (теоретические и практические аспекты исследования). М.: Наука, 1991. — 94 с.
  64. Г. В. Региональные бюджеты в условиях бюджетного федерализма / Г. В. Морозова, И. М. Соломко. Хабаровск: ХГАЭП, 2002. — 192 с.
  65. Муниципальные финансы: Учебник / Под ред. д.э.н., профессора Б. М. Сабанти. Владикавказ: ВИУ, 2005. — 196 с.
  66. И.Н. Государственные и муниципальные финансы. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2008.
  67. Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д. Г. Черника. 2-е изд., — М.: Финансы и статистика, 1996. — 688 с.
  68. Налоги и налогообложение: Учебник для ВУЗов, по экон. спец. / Под ред. И. А. Майбурова. -М.: ЮНИТИ^ДАНА. 2007. 656 с.
  69. Налоги и налогообложение. 6-е изд. / под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. СПб.: Питер. 2007.
  70. Налоговое планирование: Учебник для ВУЗов / Е. С. Вылкова, М. В. Романовский. М.: СПб- Ростов н/Д: Питер. 2004. — 634 с.
  71. Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков / Д. Тихонов, Ред. Е. Малыгина. М.: Алыгана Бизнес Букс. 2004. — 253 с.
  72. И.Х. Основы финансовой науки. Бюджет. Формы взимания. Местные финансы. Государственный кредит. М.: Московский университет. 2-е Издательство, 1910. — 352 с.
  73. С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. 20-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1989.
  74. Е.С. Налоговый потенциал: методика оценки и направления реформирования Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2008.
  75. В.Г., Князев В. Г. Налоги и налогообложение. М.: МЦФЭР, 2003.
  76. В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации. М.: Изд-во «Финансы и статистика». — 2005.
  77. Г. Б. Территориальные финансы: Учебное пособие. М.: Вузовский учебник. 2006. — 479 с.
  78. Г. Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2003.
  79. A.A. Приоритеты активизации развития ресурсного потенциала на региональном уровне / A.A. Попов. М.: Компания Спутник +, 2003.
  80. Р.Б. Региональный менеджмент: Учеб. пособие. Краснодар: «Сов. Кубань», 2000.-384 с.
  81. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2005.
  82. Региональная экономика: Учебник для вузов / Т. Г. Морозова, (и др.). 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2000. — 472 с.
  83. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза / Рук. авт. колл. и отв. ред. А. Г. Гранберг. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2000. — 435 с.
  84. Резервы экономического роста / Коллектив авторов под научным руководством к.э.н. М. Ф. Сычева и д.э.н. В. А. Ильина. Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2000.
  85. Реформирование межбюджетных отношений / Под ред. A.M. Лаврова. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 216 с.
  86. А.Н., Башкатова Т. А., Поляк Г. Б. Налоги и налогообложение. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2002.
  87. М.В., Белоглазова Г. Н. Финансы и кредит. М.: Юрайт, 2003.
  88. М.В., Белоглазова Г. Н. Финансы и кредит: учебник. 2-е изд. -М.: Высшее образование, 2008.
  89. Россия и проблемы бюджетно-налогового федерализма // Всемирный банк. М., 1993.
  90. В.Н. Анализ оценки налогового потенциала. М.: Финансы и статистика, 2001.
  91. А. Исследование о природе и причинах богатства народов // Аналогия экономической классики: в 2-х томах. Т. 1. М.: МП «Эконов», 1993.
  92. Статистика: учебник / Под ред. проф. И. И. Елисеевой. М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002. — 448 с.
  93. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке / Под ред. А. Г. Гранберга и др. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2002.
  94. Стратегия макрорегионов России. Методологические подходы, приоритеты и пути реализации. Под ред. А. Г. Гранберга. М.: Наука, 2004.
  95. Н.Г., Таксир К. И. Финансово-экономические проблемы муниципальных образований. М.: Финансы и статистика, 2002. — 703с.
  96. Д.Н. Основы налогового планирования. М.: Инфро-граф, 1999. -192 с.
  97. Ф.С. Инвестиционный потенциал региона: теория, проблемы, практика. -М.: Экономика, 1999.
  98. ЮО.Уотшен Т.Дж. Количественные методы в финансовых: пер. с англ. / Т.Дж. Уотшен, К. Паррамоу. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. — 527 с.
  99. Философский словарь: Основан Г. Шмидтом. 22-е, новое, перераб. изд. Под ред. Шишкоффа / Пер. с нем. / Общ. ред. В. А. Малинина. — М.: Республика, 2003.
  100. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М. В. Романовский и др.- Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. М.: Юрайт-издат, 2006. — 543 с.
  101. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / В. К. Сенчагов, А. И. Архипов и др. Под ред. В. К. Сечагова, А. И. Архипова. — М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2004. — 720 с.
  102. Л.В. Основы государственного хозяйства. Курс финансовой науки. С-Петербург- 1913 г. -253 с.
  103. В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами. М.: Дело, 2002. — 607 с.
  104. Центр фискальной политики. Об альтернативной методике расчета налогового потенциала. -М.: 2002.
  105. Д.Г., Починок А. П., Морозов В. П. Основы налоговой системы: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2000.
  106. Экономическая энцеклопедия Институт экономики РАН. / Гл. ред. Л. И. Абалкин.-М.: Экономика, 1999.
  107. Ю.Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2002.
  108. Ш. Юткина Т. Ф. Налоговедение: от реформы к реформе. М.: ИНФРА-М, 1999.-293 с.
  109. М.И. Теория финансов. Трансформация финансов органов власти: Учебное пособие. М.: ТЕИС, 2002. — 239 с.
  110. М.И. Финансы регионов. М.: Финансы и статистика, 2002. — 240 с.
  111. Н.И. Теоретические и практические основы управления бюджетами административно-территориальных образований: монография / Н. И. Яшина, А. Н. Флеров. Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2004. — 202 с.
  112. Диссертации, авторефераты диссертаций
  113. П.Ю. Принципы совершенствования налогообложения для повышения эффективности финансовой системы: Автореферат диссертациина соискание ученой степени канд. экон. наук: спец. 08.00.10. С.-Петерб. гос. техн. ун-т. — Иваново, 2001. — 19 с.
  114. Ю.И. Формирование финансового потенциала инвестиционной деятельности субъекта Российской Федерации: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.10 / Булатова Юлия Эльдаровна. Оренбург, 2011. — 21 с.
  115. И.В. Теоретические основы и пути повышения налогового потенциала региона: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук. Нижний Новгород, 2003. — 24 с.
  116. О.В. Эффективное налоговое регулирование социально-экономического развития регионов: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.10 / Гордеева Оксана Владимировна. Самара, 2009. — 25 с.
  117. М.Р. Институциональные основы формирования налоговой политики субъекта Российской Федерации: Автореферат диссертации на соискание ученой степени докт. экон. наук. Владикавказ. — 2004. — 37 с.
  118. Е.Б. Формирование и оценка налогового потенциала региона (на примере Волгоградской области): Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.05. Волгоград, 2002.
  119. А.Б. Управление формированием и развитием налогового потенциала региона: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук. Москва, 2007. — 27 с.
  120. Н.В. Использование налогового потенциала региона в системе государственного финансового планирования (на примере Амурской области): Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.10. Хабаровск, 2002.
  121. М.М. Ресурсы и инструменты региональной налоговой политики: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук. -Краснодар, 2003. 24 с.
  122. JI.H. Формирование и приоритеты развития налогового потенциала субъекта Российской Федерации: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук. Саратов, 2007. — 19 с.
  123. A.A. Налоговый потенциал нефтедобывающей отрасли региона (на примере Оренбургской области): Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук. Оренбург. 2005. — С. 15.
  124. Д.Э. Эффективность реализации и факторы роста налогового потенциала субъектов Российской Федерации: Диссертация на соискание ученой степени канд. экон. наук. Владикавказ. 2010.
  125. Г. И. Методология и практика реформирования общественных финансов на субфедеральном уровне: Автореферат диссертации на соискание ученой степени докт. экон. наук. СПб., 2006. — 28 с.
  126. Н.В. Развитие бюджетных отношений на субфедеральном уровне: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук.-СПб., 2005.-22 с.
  127. A.A. Совершенствование механизма налогового регулирования экономического развития: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.10 / Морозова Алла Алексеевна. -Ставрополь, 2011. 27 с.
  128. E.H. Формирование налогового потенциала в регионе: Диссертация на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.10. Иркутск, 2006. -278 с.
  129. Л.Л. Формирование доходов муниципального образования в современных условиях: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук. Краснодар, 2004.
  130. О.Н. Совершенствование региональной компоненты налоговой политики Российской Федерации: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.10 / Паценко Ольга Николаевна. -Ставрополь, 2010. 26 с.
  131. Д.Р. Налоговый потенциал субъекта федерации: оценка и прогнозирование по комплексным макроэкономическим показателям: Диссертация на соискание ученой степени канд. экон. наук. Владивосток, 2006.- 154 с.
  132. В.В. Совершенствование методики оценки налогового потенциала региона: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук. Ставрополь, 2007. — 23 с.
  133. МО.Саранова С. Н. Развитие налогового потенциала в системе государственной региональной политики: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук. Волгоград, 2007. — 25 с.
  134. А.Э. Формирование и реализация налоговой политики современной России: Автореферат диссертации на соискание ученой степени докт. экон. наук. СПб., 2006. — 49 с.
  135. Л.В. Формирование налогового потенциала региона и закономерности его развития: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук. Чебоксары, 2006. — 23 с.
  136. Н.В. Региональные факторы и альтернативы принятия бюджетных решений: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.10 / Царева Наталья Валерьевна. Кисловодск, 2010 — 26 с. 1. Периодические издания
  137. И.М. Краткое изложение с комментариями «Основных направлений налоговой политики РФ на 2010 год и плановые периоды до 2012 года» / Нормативные акты для бухгалтера. 2009. № 13, № 14. С. 72−75, С. 106−110.
  138. Актуальные проблемы самодостаточности региона: Мат-лы межрегион, науч.-метод. Конф. 18−19 дек. 2001 г. / Редкол.: В. В. Авилова и др. -Казань: Изд-во Казан, гос. технол. ун-та, 2002. 405 с.
  139. Актуальные проблемы финансов и банковского дела: Сб. науч. тр. / М-во образования Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. инж.-экон. акад.- Под ред. А. И. Михайлушкина и др. СПб.: СПбГИЭА, 2000. — 507 с.
  140. У.И. Усиление роли инвестиционных ресурсов в решении задач экономического развития // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 16(55). С. 83−86.
  141. С.Н. Формирование и регулирование доходной базы региональных бюджетов: опыт зарубежных стран // Налоговая политика и практика. 2004. № 6. С. 14−17.
  142. Г. Ф. Подсистема комплексных сведений о налогоплательщиках в АИС «Налог2Москва» как один из инструментов формирования бюджета // Финансы. 2005. № 2. С. 30−37.
  143. В.А., Гамова Э. М., Гамова Е. Е. Региональные аспекты инвестиционной привлекательности (на примере Республики Марий Эл) // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 14 (53). С. 53−58.
  144. А.Л. Расчет налогового потенциала и распределение дотаций // Финансы. 2005. № 6. С. 13−14.
  145. О.В. Налоговый потенциал и региональные счета // Финансы. 2000. № 2, № 3. С. 29−32, С. 21−23.
  146. Бюджет по осени считают. Интервью председателя Комитета по бюджету СФ Е. В. Бушмина // Налоговая политика и практика. 2006. № 8. С. 5.
  147. А.Г., Назаренко В. О. Задача радикального увеличения валового внутреннего продукта и проблемы экономического роста в региональном аспекте. // Ресурсы регионов России, № 5 (ноябрь), 2004. С. 11−19.
  148. А.Г. О работе органов государственной власти Новгородской области по привлечению инвестиций для экономического развития региона // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 18 (57). С. 50−59.
  149. А.Г., Сатаров И. С. Формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе // Региональная экономика: теория и практика, № 1 (4), 2004. С. 60−68.
  150. А.Г. Экономический потенциал Новгородской области: механизмы и возможности его развития // Ресурсы регионов России, № 2 (апрель), 2003. С. 2−21.
  151. А.Н. Анализ налогового потенциала Белгородской области и пути повышения эффективности его использования // А. Н. Волошина, Т. И. Федорова, A.B. Клименко // Налоговый вестник. 2002. № 7. С. 123−127.
  152. О.В. Анализ налоговых полномочий органов власти Российской Федерации в части установления налоговых ставок и налоговых льгот // Налоги и налогообложение. 2005. № 3.
  153. Н.Г., Исмиханов З. Н., Гаджиев Т. Н. Модели для прогнозирования объемов налоговых поступлений в бюджет (на материалах Республики Дагестан) // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 4 (43). С. 112−116.
  154. Н.Г., Фаталиева З. А. Оценка формирования доходов бюджета субъекта Российской Федерации в свете реформы межбюджетных отношений // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 7 (46). С. 83−87.
  155. .Г. Оценка бюджетно-налогового потенциала региона в условиях реформирования системы межбюджетных отношений // Финансы и кредит. 2009. № 5. С. 33−40.
  156. О.В. Оценка эффективности налоговой политики // Налоги и налогообложение. 2006. № 10. С. 33.
  157. И.В. Налоговый потенциал в механизме межбюджетных отношений // Финансы. 1999. № 6. С. 27−30.
  158. И.В. Сущность налогового потенциала // Финансы. 1999. № 7. С. 27−31.
  159. А., Зайцева Ю. Производство и использование валового регионального продукта: межрегиональные сопоставления // РЭЖ. 2003. № 1.С.41.
  160. В.И. Факторы стабилизации экономического и социального положения в регионах // Финансы. 2001. № 8. С. 3−5.
  161. А.З. О налоговой политике в контексте формирования инновационной модели экономического роста // Финансы и кредит. 2008. № 34. С. 35−38.
  162. В.В., Чилийдоржиева Е. Ц., Карпушев Б. В. Методика оценки налогового потенцмала на примере Республики Бурятия // Финансы и кредит. 2009. № 48. С. 41−49.
  163. М., Маклур Г. Американская налоговая служба: децентрализованная система // Российский экономический журнал. 1997. № 3. С. 60−72.
  164. А.Г., Кузьмина JI.A., Юхименко И. А. Региональные особенности развития малого предпринимательства // Межрегиональная группа ученых -институт проблем новой экономики. 2005. № 1. С. 102−110.
  165. A.B. Практика планирования налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации // Финансы и кредит. 2009. № 48. С. 55−65.
  166. В.Н., Мамыкина H.H. Концепция развития налогового потенциала территории как ключевой момент совершенствования региональной налоговой политики // Финансы и кредит. 2005. № 14. С. 2.
  167. Е.А. Финансовый потенциал региона: пути укрепления // Вестник поволжской академии гос. службы. 2001. № 1. С. 6−8.
  168. В.Г. Проблемы доходной базы бюджетов субъектов Федерации // Финансы. 2005. № 8. С. 17−20.
  169. В.П. Налоговый паспорт региона проходит апробацию // Налоговый вестник. 2000. № 7.
  170. A.M. Некоторые вопросы оптимизации управления бюджетными ресурсами на региональном уровне // Финансы. 2001. № 7. С. 19−21.
  171. Т.Б., Прокопенко P.A. Финансовый потенциал территорий: оценка и принятие управленческих решений // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 11 (50). С. 82−90.
  172. A.B. Применение методик налогового планирования: фатальная неизбежность как следствие несправедливости налогообложения // Налоги и налогообложение. 2005. № 2.
  173. Ф.С., Горобец Ю. С. Определение основных факторов налогового потенциала // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 7 (46). С. 88−91.
  174. А.Ю., Одинокова Т. Д. Региональная налоговая политика: анализ эффективности (на примере Свердловской области) // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 4 (43). С. 117−122.
  175. Н.В. Методика расчетов налогового потенциала // Финансы. 2001. № 12. С. 35−37.
  176. Н.В. Налоговый потенциал в системе бюджетного прогнозирования // Финансы. 2002. № 2.
  177. О.С. Совершенствование бюджетных отношений в контексте реформы местного самоуправления // Финансы и кредит. 2006. № 15. С. 3233.
  178. О.С. Экономический потенциал как база оценки налогового потенциала региона // Финансы и кредит. 2005. № 6 (174). С. 32−37.
  179. Н.В., Сидорина И. Ф. Проблемы и перспективы развития региональных и муниципальных финансов // Финансы и кредит. 2009. № 11. С. 30−35.
  180. A.C. Бюджетный процесс: сущность и совершенствование // Финансы. 2003. № 11. С. 8−11.
  181. A.C. Оценка финансового положения субъектов федерации // Финансы. 2005. № 3. С. 6−11.
  182. A.C. Финансовая политика субъекта Российской Федерации: цели, ресурсы и пути // Финансы. 2001. № 7. С. 3−7.
  183. A.JI. Анализ концептуальных подходов и методов оценки налогового потенциала регионов // Налоговый вестник. 2002. № 2. С. 3−6.
  184. А.Д., Мельник А. Д. О налоговом потенциале региона // Налоги. 2000. Вып. 1.С. 21−26.
  185. А.Д., Мельник А. Д. О понятиях налогового и финансового потенциалов региона// Налоговый вестник. 2000. № 1.
  186. А.Д., Новикова А. И. О соотношении финансового и налогового потенциалов в региональном разрезе // Налоговый вестник. 2000. № 3.
  187. Т.В., Хорохорин М. С. Совершенствование методики формирования доходной базы местных бюджетов // Региональная экономика: теория и практика. 2006. № 1. С. 55.
  188. Ю.А. Условия предоставления межбюджетных трансфертов в свете реализации положений антикризисной программы Правительства РФ // Финансовое право. 2009. № 8. С. 1−10.
  189. В.В., Ефимцев Е. И. Институциональный подход к исследованию налогового потенциала и налогового бремени /Сб. науч. трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». 2005. № 1.
  190. А.И. Бюджетное и налоговое регулирование экономики муниципальных территориальных образований // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 6. С. 124−131.
  191. М.В., Нестеров В. П., Дмитриева B.C. Проблемы оценки социально-экономического потенциала региона // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 4 (23). С. 13−24.
  192. П.О. Формирование налогового потенциала региона: проблемы и перспективы в условиях нестабильной экономики. // Микроэкономика. -2010.-№ 4.
  193. Р.Х., Барлыбаев A.A. Государственная финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства в Республике Башкортостан // Региональная экономика: теория и практика, 2007. № 6 (45). С. 22−26.
  194. А.Д. Налоговый потенциал в зеркале русской истории // Налоговый вестник. 2000. № 3. С. 156−159.
  195. В. Перспективы реформирования российской системы межбюджетных отношений // Вопросы экономики. 2006. № 9. С. 112−127.
  196. М.А. Расширение финансовых возможностей регионального бюджета за счет налоговых источников // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 4 (43). С. 123−129.
  197. Петросянц В.З., C.B. Дохолян. Региональное развитие и факторы экономического роста. // Региональная экономика: теория и практика, № 18 (57), 2007. С. 10−17.
  198. Л.В. Регулирование инвестиционно-инновационной деятельности в регионе // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 6 (45). С. 14−21.
  199. Л.И. Увеличение налогооблагаемой базы субъектов федерации и муниципальных образований // Финансы. 2006. № 3. С. 15.
  200. В.В. Современные концепции формирования регионального налогового потенциала// Вестник Северо-Кавказского технического университета. 2−10. № 3(24).
  201. Р.Ю. Методы оценки бюджетной ассиметрии и усиление государственного воздействия на ее сокращение // Финансы. 2003. № 9. С. 16−19.
  202. Н.М. О понятии финансового потенциала региона и методологии его оценки // Финансы. 2003. № 2. С. 63.
  203. О.В. Финансовая стабильность муниципальных образований как приоритет в развитии бюджетной и налоговой политики на местном уровне // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 11 (50). С. 126−131.
  204. Е.И. Анализ форм и методов оценки налогового потенциала территории //Управленческое консультирование. 2002. № 1. С. 114.
  205. Т.И., Анисимов С. А., Королев А. Ю. Факторный анализ показателей исполнения бюджета и макроэкономических прогнозов // Финансы. 2002. № 6.
  206. З.Толстая О. В. Особенности формирования налогового потенциала региона и основные направления его дальнейшего развития (на примере Республики Бурятия) // Финансы и кредит. 2009. № 34. С. 70−80.
  207. Л.И., Савцова A.B. О налоговых доходах консолидированного бюджета Ставропольского края // Финансы и кредит. 2006. № U.C. 27.
  208. С.Ф. Управление финансовыми ресурсами субъекта Федерации и оценка эффективности их использования // Финансы и кредит. 2005. № 6. С. 37−38.
  209. Н.К. Проблемы формирования доходной части местных бюджетов // Налоговая политика и практика. 2005. № 12. С. 14.
  210. С.Д. Налоги и налоговое администрирование // Финансы. 2005. № 11. С. 3−7.
  211. И.В., Должиков А. Н. Системные проблемы формирования инвестиционной политики на уровне субъекта Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 11 (50). С. 65−69.
  212. С.И. Долю налогов в региональных бюджетах нужно увеличивать // Налоговая политика и практика. 2005. № 12. С. 10.
  213. М.И. Прогнозирование доходов нуждается в усовершенствовании // Финансы. 2001. № 4. С. 12−14.
  214. Н.И., Емельянова О. В. Методика оценки консолидированных бюджетов субъектов РФ на основе определения сводного стандартизированного показателя // Финансы и кредит. 2008. № 40. — С. 22−35.
  215. Н.И., Поющева Е. В. Совершенствование методологии оценки налогового потенциала территории с учетом риска // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 6. С. 132−138.
  216. С.Н., Яшина Н. И. Некоторые аспекты анализа бюджетного потенциала муниципальных образований // Финансы и кредит. 2003. № 5. С. 36−37.1. Интернет-ресурсы
  217. An analysis of alternative measures of fiscal capacity for regions of the Russian Federation //http:isp-aysps.gsu.edu/ispwp9704.htm.
  218. Большая советская энциклопедия // slovari.yandex.ru/search.xml?text.
  219. Бюджетное послание Федеральному собранию РФ 28.06.2012 «О бюджетной политике в 2013 2015 годах» // www.president.kremlin.ru.
  220. Доклад Минфина России «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013−2015 гг.» // www.nalogoved.ru.
  221. П.А., Луговой О. В. Моделирование динамики налоговых поступлений, оценка налогового потенциала территорий //http://www.jet.ru.
  222. П.А., Луговой О. В., Синельников-Мурылев С.Г., Трунин И. В. Оценка налогового потенциала и расходных потребностей субъектов Российской Федерации. М.: 2001// http://www.iet.ru/special/ cepra/otsenka/otsenka.html.
  223. Н.П., Игнатов В. Г., Бутов В. И. Основы региональной 3K0H0MHKH//http://edulib.ru.
  224. В.И. Налоговое администрирование и налоговый паспорт: от региона к предприятию // Российский налоговый курьер. 2001. — № 2// www.rnk.ru.
  225. Н.И. Экономический инструментарий регулирования федеративных отношений: Доклад на семинаре «Экономические факторы федерализации PoccHH"//http://federalmcart.ksu.ru.
  226. C.B. Налоговый потенциал региона в прогнозировании доходной части бюджета- межрайонная инспекция МНС по крупнейшимналогоплательщикам Алтайского края //http://openbudget.karelia.ru/books/tezis2003/t29.htm.
  227. Межотраслевой комитет по корпоративным инновациям. Концепция консолидированного налогоплательщика // www.icci.ru/ 5Шс1у/09/тс1ех.Ыт1?рпп1.
  228. Министерство регионального развития Российской Федерации// www.minregion.ru.
  229. Е.В. Совершенствование формирования доходов региональных бюджетов (на примере Белгородской области) // www.smartcat.
  230. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации// http://www.economy.gov.ru.
  231. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации// http://www.gsk.ru.241 .Справочная система «Гарант»
  232. Справочная система «Консультант-Плюс»
  233. О.В. Налоговое планирование на промышленном предприятии // www/smartcat.ru/pflnance/books/book75/index.shtml.244.http://www.interfax-russia.ru.
Заполнить форму текущей работой