Формирование организационно-экономических основ инвестиционной политики Российской Федерации
Экономическая и социальная нестабильность, кризисное состояние инвестиционных отраслей промышленности, высокий уровень криминализации экономики, ограниченные возможности внутренних накоплений, обусловленные низким уровнем жизни (доходов) населения и недостатками в развитии банковской системы, значительная рискованность вложений и ориентация бюджета на покрытие текущих расходов — все это и многое… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Анализ состояния инвестиционного климата в Российской Федерации
- 1. 1. Теоретические основы инвестиционного процесса в РФ
- 1. 2. Инвестиционная политика России: история и современное состояние
- 1. 3. Мировой опыт регулирования и привлечения инвестиций в контексте российских проблем
- Глава 2. Направления формирования инвестиционной политики в Российской Федерации
- 2. 1. Система экономических мер по оживлению инвестиционного процесса
- 2. 2. Оптимизация организационной структуры инвестиционной деятельности в России
- 2. 3. Обеспечение правовой базы функционирования отечественных и иностранных инвесторов
- 2. 4. Предупреждение и пресечение криминальных явлений в инвестиционной сфере России
Формирование организационно-экономических основ инвестиционной политики Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Наиболее актуальными проблемами развития современной российской экономики являются оживление инвестиционного процесса, достижение устойчивого экономического роста, способного обеспечить высокий уровень жизни населения, реальное и равноправное участие России в мировом экономическом сообществе. В числе факторов, оказывающих непосредственное воздействие на динамику экономического развития, решающая роль принадлежит инвестиционной политике государства.
Беспрецедентный спад производства, бюджетный дефицит, острый платежный кризис 1990;х годов в значительной мере предопределили постоянный недостаток инвестиционных ресурсов, необходимых для успешного развития экономики. В качестве предпосылки и главного условия преодоления экономического кризиса в России можно рассматривать активизацию инвестиционного процесса.
В связи с этим тема настоящего исследования является весьма актуальной.
Актуальность темы
заключается в следующем:
1. Экономическая и социальная нестабильность, кризисное состояние инвестиционных отраслей промышленности, высокий уровень криминализации экономики, ограниченные возможности внутренних накоплений, обусловленные низким уровнем жизни (доходов) населения и недостатками в развитии банковской системы, значительная рискованность вложений и ориентация бюджета на покрытие текущих расходов — все это и многое другое в совокупности обусловливает крайне низкую мотивацию к вложению средств в воспроизводство основного капитала в средств в воспроизводство основного капитала в России, лишает импульса экономического роста, откладывает решение острых социальных проблем. Пренебрежение российских реформаторов инвестиционными возможностями индивидуального клиента банка, доверием отечественных и иностранных инвесторов особенно наглядно выразилось в финансовых потрясениях середины августа 1998 г.
2. Российский опыт последнего десятилетия свидетельствует о том, что роль государства в переходной экономике в целом и, в частности, в ее инвестиционной политике, остается крайне незначительной, не соответствующей существующим реалиям. Экономика, в течение длительного времени пребывающая в условиях кризиса, при любом уровне развития рыночных отношений не имеет автоматических регуляторов инвестиционной активности и концентрации необходимых ресурсов для преодоления его негативных последствий.
Задачами инвестиционной политики при участии государства должны стать:
• принятие на основе и во исполнение отвечающей долгосрочным национальным интересам государственной инвестиционной политики полноценной непротиворечивой системы законодательства;
• оказание поддержки «жизнеобеспечивающих» производств, объектов инфраструктуры и социальной сферы;
• наличие государственных органов, прежде всего на федеральном уровне, с четко определенными полномочиями и обязанностями по формированию, координации и обеспечению инвестиционной политики, т. е. — эффективная институциональная среда для инвестиционной деятельности;
• увеличение доходности инвестиций в реальном секторе экономики и её снижение на рынке ценных бумаг;
• создание налогового режима, стимулирующего инвестиционную деятельность;
• усиление контроля со стороны государства за целевым использованием государственных инвестиций;
• поощрение частных инвесторов, вкладывающих свои средства в приоритетные сферы производства, используя государственные гарантии и страхование инвестиций от политических и других некоммерческих рисков;
• активизация привлечения иностранного капитала, проводимой с учётом национальной и экономической безопасности страны.
Принятые до настоящего времени государством меры были и остаются недостаточными для изменения к лучшему в целом пока еще неблагоприятного инвестиционного климата в стране.
3. В условиях ограниченных инвестиционных ресурсов государство все еще не придерживается принципа приоритетности в инвестиционной политике. Речь идет о приоритетных направлениях развития экономики, обеспечивающих национальную, продовольственную, экологическую безопасность страны, о государственной стратегии селективного и целенаправленного инвестирования, реализация которой требует вложений, не всегда быстро-окупаемых, но дает большой социально-экономический эффект в перспективе, инициирует последующие, в том числе частные, инвестиции.
4. Недостаточно четкая и стабильная законодательная база, не способная обеспечивать защиту интересов участников инвестиционного процесса — одна из основных причин, сдерживающих приток капиталов в экономику России. Необходимо разработать ¦ также меры по повышению роли страхования инвестиций от политических и других некоммерческих рисков.
5. В современных условиях проблема внешней задолженности — одна из наиболее актуальных и сложных, стоящих перед Россией. От ее решения непосредственно зависят финансово-экономическая стабильность и инвестиционный климат в стране. По нашему мнению, необходимо совершенствовать систему управления государственным долгом, которая должна строиться на основе единых четких принципов и методов управления и обслуживания, а также усиления контроля за эффективностью привлечения и расходования средств в рамках общей стратегии развития страны.
6. Для улучшения инвестиционной политики и повышения инвестиционной привлекательности, как регионов, так и России в целом, не созданы адекватные современному уровню научно-технического прогресса изменения в технологическом, промышленном и трудовом потенциалах России, параметрах экономического роста и конкурентоспособности предприятий.
7. Высокий уровень криминализации инвестиционной политики Ф России является результатом деформаций экономических отношений в целом. При этом необходимо помнить, что инвестиционный процесс — основа не только экономического развития, но и социальной стабильности общества. Декриминализация экономики России — весьма сложная задача не только для правоохранительных органов, но и для государства в целом, решение которой не может быть отложено на отдаленное время.
Именно этими обстоятельствами обусловлена актуальность избранной диссертантом темы.
Настоящее исследование имеет своей целью восполнить недостаточную степень научной разработанности проблемы и на этой основе предложить определенные практические рекомендации, в том числе правоохранительным органам Российской Федерации.
Степень разработанности темы исследования.
В процессе исследования автором использовалось богатейшее наследие в области теории инвестиций и инвестиционной политики, содержащееся в трудах классиков экономической науки А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, Дж. Ст. Милля, Е. Бем-Баверка, Дж. М. Кейнса, М. Фридмана, К.Р.Макконне^, Й. Шумпетера1 и других ученых, которые внесли весомый вклад в разработку теории и практики инвестирования.
В последние годы исследования в области инвестиционной политики заметно активизировались. Монографии и статьи А. В. Воронцовского, Е. М. Ильинской, Ю. С. Новикова, Я.А. Реки-тара, А. И. Стешина, Д. В. Шопенко и других авторов внесли весомую лепту в разработку вопросов инвестиционной деятельности в условиях становления рыночных отношений.
Вместе с тем, следует констатировать тот факт, что в настоящее время работа по исследованию проблемы формирования.
Бем-Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственных благ //Австрийская школа в политической экономии. М.: Экономика, 1992 г.
Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. — М.: Экономика, 1993 г. Милль Дж. Ст. Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к философии. В 3-х т. М.: Прогресс, 1980;1981гг. Р., Брю С. JI. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. — М.: Республи.
Маркс К. Капитал. В 3-х т.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Риккардо Д. Сочинения. Т. 1. М.: Госполитиздат, 1955 г.
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Книга первая. — М.: «Ось-89», 1997 г.
Фридман М. Количественная теория денег. М.: Эльф-Пресс, 1996 г. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982 г. социальной.
Макконех организационно-экономических основ инвестиционной политики в нашей стране находится в стадии своего становления и еще далека от завершения. Автор диссертации предпринял попытку в определенной мере восполнить указанный пробел. В работе впервые комплексно исследуются проблемы формирования организационно-экономических основ инвестиционной политики Российской Федерации на современном этапе.
Цель исследования Цель состоит в комплексном анализе организационно-экономических основ инвестиционной политики России и выработке положений по ее формированию в процессе осуществления экономических преобразований.
Задачи исследования Реализация поставленной цели исследования предполагает последовательное решение следующих задач:
1. уточнить содержание и значение понятия «инвестиции»;
2. выявить характерные черты и особенности инвестиционного климата современной России;
3. определить экономические шаги по формированию организационно-экономических основ инвестиционной политики государства;
4. проанализировать организационную структуру инвестиционной политики, выявить недостатки и предложить рекомендации по ее оптимизации;
5. рассмотреть пробелы правового регулирования деятельности отечественных и иностранных инвесторов в Российской Федерации и разработать рекомендации по его улучшению;
6. исследовать сущность и состав криминальных явлений в инвестиционной политике России, определить направления по борьбе с ними.
Объект и предмет исследования Объектом настоящего исследования является совокупность. экономических отношений, характеризующая инвестиционную политику государства, а его предметом — инвестиционная деятельность в Российской Федерации.
Теоретическая и методологическая основы исследования Теоретической и методологической основами исследования являются положения и выводы современной науки о всеобщей связи явлений реального мира, общие принципы экономической теории, системного и экономико-статистического анализа, нормативно-правовые документы и законодательные акты, которые позволили всесторонне и полно разработать данную тему.
В качестве источниковедческой литературы были использованы работы Абрамова С. И., Аньшина A.M., Бочарова В. В., Быль-цова С.Ф., Вознесенской Н. Н., Игошина Н. В., Кирина А. В., Мел-кумова Я.С. и других1.
1 Абрамов С. И. Инвестирование. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. — 440 с. Аныиин А. М. Инвестиционный анализ: Учеб.-практ. пособие. — М.: Дело, 2000. — 280 с. Бочаров В. В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий. — М.: Финансы и статистика, 1998. — 160 с.
Быльцов С. Ф. Настольная книга российского инвестора: Учеб.-практ. пособие. — СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2000. — 512 с.
Вознесенская Н. Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт (сравнительно-правовой комментарий) — М.: Юридическая фирма «Контракт», «Инфра-М», 2001. — 220 с. Игошин Н. В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 542 с.
Кирин А. В. Правовые основы отношений государства и инвесторов. — М.: Инфра-М, 1998. — 268 с.
Мелкумов Я. С. Организация и финансирование инвестиций: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2000.-248 с.
Научная новизна диссертационного исследования.
Научная новизна заключается в том, что автором были разработаны концептуальные основы формирования инвестиционной политики России с учетом ее современного состояния.
К числу наиболее значимых результатов, определяющих научную новизну исследования, относятся следующие:
1. Уточненное содержание экономической категории «инвестиции»;
2. Результаты анализа современного состояния инвестиционного климата России;
3. Меры по развитию экономического механизма инвестиционной политики;
4. Рекомендации по оптимизации организационной структуры инвестиционной политики государства;
5. Предложения по преобразованию правового обеспечения инвестиционной политики РФ и рекомендации;
6. Результаты комплексного анализа криминальных явлений в сфере инвестиционной политики и направления по их нейтрализации и предупреждению.
Положения, выносимые на защиту.
На защиту выносятся следующие положения диссертации.
1. Уточненное определение категории «инвестиции», которые представляют собой финансовые и материальные средства, трудовые и интеллектуальные ресурсы государства, юридических и физических лиц, направляемые на создание новых, а также на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, иную деятельность с целью получения выгодных в будущем результатов.
2.Результаты анализа особенностей инвестиционного климата современной России. Мы считаем, что целесообразно передать функции оперативного управления государственным долгом в ведение независимого государственного агентства, которое возможно создать на базе Внешэкономбанка, имеющего опыт работы в данной сфере и располагающего достаточной профессиональной и информационно-технической базой (ВЭБ официально является агентом правительства РФ по обслуживанию внешнего долга и управлению активами бывшего СССР и агентом правительства по обслуживанию государственного внутреннего валютного займа).
3.Предложения по активизации принятия экономических решений в инвестиционной политике государства (в частности, использование новых форм финансирования инвестиционной деятельности: лизинг, франчайзинг, форфейтинг, ипотечное кредитование, соглашения о разделе продукции, свободные экономические зоны).
4.Рекомендации по оптимизации организационной структуры инвестиционной политики государства. Соискателем проанализированы недостатки институционального обеспечения деятельности отечественных и иностранных инвесторов в Российской Федерации, в связи с чем предложено создание Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в Российской Федерации. Считаем, что для формирования благоприятного регионального инвестиционного режима необходимо разрабатывать региональную инвестиционную программу (РИП), которую рекомендуется условно разделить на три части: социальную, инновационную и коммерческую. РИП необходимо формировать в соответствии с основными направлениями социально — экономической политики территории. Для ее реализации предлагается создать региональный инвестиционный фонд администрации (РИФА), основной функцией которого следует сделать проведение предварительного диагностирования промышленных предприятий и выявление потенциальных кандидатов для реабилитации.
5.Мероприятия по совершенствованию правового обеспечения деятельности отечественных и иностранных инвесторов.
6.Результаты анализа криминальных явлений в инвестиционной политике России и направления по борьбе с ними: во-первых, установление строжайшего контроля над распределением инвестиционных ресурсов, их целевым использованием, восстановление управляемости инвестиционного процессаво-вторых, повышение эффективности расследования преступлений в инвестиционной сфере при наличии целостной системы информационного обеспечения контролирующих и правоохранительных органов.
Практическая значимость исследования Практическая значимость обобщений, выводов и предложений, сделанных в диссертационном исследовании, состоит в:
1. Разработке теоретических основ инвестиционной политики России;
2. Выявлении характерных черт и особенностей, присущих инвестиционному процессу в России в прошлом и в настоящем, с учетом опыта ряда зарубежных стран;
3. Предложении конкретных экономических шагов по развитию организационно-экономических основ инвестиционной политики государства;
4. Анализе институциональной среды, обеспечивающую организацию инвестиционного процесса, выявлении недостатков и предложении рекомендаций по ее улучшению;
5. Выявлении недостатков правового регулирования деятельности отечественных и иностранных инвесторов в Российской Федерации и разработке рекомендаций по его совершенствованию;
6. Исследовании сущности и состава криминальных явлений в сфере инвестиционной политики, определении направлений по борьбе с ними.
Практическая значимость исследования связана с возможностью и целесообразностью использования содержащихся в нем материала и выводов специалистами, а также государственными органами при разработке мероприятий в области инвестиционной политики.
Полученные результаты могут быть использованы в качестве основы для более глубокой и развернутой теоретико-методологической разработки темы и применимы в учебном процессе в высших учебных заведениях при изучении экономических дисциплин.
Апробация результатов исследования.
Основные положения исследования обсуждались на заседаниях кафедры экономики Московской академии МВД России, излагались в выступлениях на научно-практических межвузовских конференциях, использовались в процессе преподавания курса экономической теории в Московской академии МВД России и более полно представлены в публикациях автора.
Практические рекомендации.
Результаты проведенного исследования позволили нам выработать комплекс следующих рекомендаций.
• В целях достижения стабильного экономического роста в стране, необходима разработка отвечающей долгосрочным национальным интересам новой государственной инвестиционной политики, задача которой заключается в том, чтобы адаптировать современную модель инвестиционного процесса к конкретным условиям переживаемого Россией переходного периода.
• От решения проблемы внешней задолженности России непосредственно зависят финансово-экономическая стабильность и инвестиционный климат в стране. Первостепенное значение здесь имеют переговоры с международными финансовыми организациями, главным образом с Парижским клубом, относительно реструктуризации долгов бывшего Советского Союза. Мы считаем, в этих условиях необходимо совершенствовать систему управления государственным долгом, которая должна строиться на основе единых четких принципов и методов управления и обслуживания, а также усиления контроля за эффективностью привлечения и расходования средств в рамках общей стратегии развития страны.
• Определены рекомендации по активизации принятия экономических решений в инвестиционной политике государства в частности, использование новых форм финансирования инвестиционной деятельности: лизинг, франчайзинг, форфейтинг, ипотечное кредитование, соглашения о разделе продукции, свободные экономические зоны, др.).
Для обеспечения эффективной инвестиционной политики необходима система государственных органов на федеральном и региональных уровнях с четко определенными полномочиями и обязанностями. Проанализированы недостатки институционального обеспечения деятельности отечественных и иностранных инвесторов в Российской Федерации, в связи с чем предложено создание Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в Российской Федерации. Активизация инвестиционной политики в значительной степени зависит от дальнейшего формирования и совершенствования ее нормативно-правовых основ. Здесь совершенно необходимо усиление контроля со стороны государства (в том числе правоохранительных органов Российской Федерации — МВД, ФСБ) в целях предупреждения и пресечения криминализации инвестиционных процессов.
Анализ сущности криминальных явлений в инвестиционной сфере определил направления по борьбе с ними: во-первых, установление строжайшего контроля над распределением инвестиционных ресурсов, их целевым использованием, восстановление управляемости инвестиционного процессаво-вторых, повышение эффективности расследования преступлений в инвестиционной сфере при наличии целостной системы информационного обеспечения контролирующих и правоохранительных органов.
Список литературы
- Нормативно правовые акты
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Полный текст (часть первая и часть вторая) М.: Изд-во «АКАЛИС», 1996 г. — 448 с.
- Закон РСФСР от 26.06.91 № 1488−1 (с изменениями на 19.07.95) «Об инвестиционной деятельности в РСФСР».
- Федеральный закон Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. № 39-Ф3.
- Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемых в форме капитальных вложений» от 2.01.2000г. № 22-ФЗ.
- Федеральный закон Российской Федерации «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 5.03.1999г. № 46-ФЗ.
- Федеральный закон Российской Федерации «Об иностранных инвестициях» от 9.07.1999г. № 160-ФЗ.
- Федеральный закон Российской Федерации «О лизинге» от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ.
- Федеральный закон Российской Федерации «Об ипотеке (залоге) недвижимости» от 16.07.1998 г. № 102-ФЗ.
- Федеральный закон Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25.09.1998 г. № 158-ФЗ.
- Федеральный закон Российской Федерации «О бюджете развития Российской Федерации» от 26.11.1998 г. № 181-ФЗ.
- Указ президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства Российской Федерации» от 25.01.1995 г. № 73.
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом президента Российской Федерации от 17.12.1997 г. № 1300.
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об упорядочении в Российской Федерации строительства объектов, осуществляемых за счет государственных валютных средств и государственных иностранных инвестиционных кредитов» от 8.06.1993г. № 531.
- Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе» от 22.06.1994 г.
- Самуэльсон П. «Экономика», 1 т., М., 1992 г.
- Бизнес-план. Методические материалы. 3-е изд., доп. и перераб. /Под ред. Н. А. Колесниковой. М.: Финансы и статистика, 2000 г.
- Абрамов С.И. Инвестирование. М.: Центр экономики и маркетинга, 2000 г.
- Аньшин А. М. Инвестиционный анализ: Учеб.-практ. пособие. М.: Дело, 2000 г.
- Артемова Л.В., Бор М.З., Денисов А. Ю., Пятенко В. Г., Резникова А. С., Хижняк А. В. Инвестиции и инновации: Словарь справочник от, А до Я/ Под ред. Бора М. З., Денисова А. Ю. — М.: «Дис», 1998 г.
- Бланк Н. А. Инвестиционный менеджмент. Киев, МП «ИТЕМ» ЛТД «Юнайтед Лондон Трейд Лимитед», 1995 г.
- Бочаров В. В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий. М.: Финансы и статистика, 1998 г.
- Быльцов С. Ф. Настольная книга российского инвестора: Учеб.-практ. пособие. СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2000 г.
- Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт (сравнительно-правовой комментарий) — М.: Юридическая фирма «Контракт», «Инфра-М», 2001 г.
- Гитман Л. Дж., Джонк М. Д. Основы инвестирования. / Пер. с англ.- М.: Дело, 1997 г.
- Гусева К. Н. Источники финансирования капиталовложений в регионах // Финансы, № 9, 1997 г.
- Доронина Н.Г. Комментарий к Закону об иностранных инвестициях. М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2000 г.
- Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами. М.: Финансы и статистика, 1996 г.
- Жданов В.П. Организация и финансирование инвестиций. Калининград: «Янтарный сказ», 2000 г.
- Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2001. — 542 с.
- Идрисов А. Б. Планирование и анализ эффективности инвестиций. М, 1994 г.
- Инвестиционное проектирование: практическое руководство по экономическому обоснованию инвестиционных проектов, М., 1995 г.
- Кирин А.В. Правовые основы отношений государства и инвесторов. -М.: Инфра-М, 1998 г.
- Ковалев В. В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 1996 г.
- Костюнина Г. М., Ливенцев Н. Н. Международная практика регулирования иностранных инвестиций. Учеб. пособие М.: Анкил, 2001 г.
- Лимитовский М. А. Методы оценки коммерческих идей, предложений, проектов. М.: Изд.-во «Дело ЛТД», 1995 г.
- Лимитовский М. А. Основы оценки инвестиционных и финансовых решений. М.: Дека, 1997 г.
- Лялин В.А., Воробьев П. В. Ценные бумаги и фондовая биржа. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Рилант, 2000 г.
- Макконел Кэмпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономика: Принципы, проблемы и политика. Т. 2. М.: Республика, 1992 г.
- Маренков Н.Л., Маренков Н. Н. Управление инвестициями российского предпринимательства. М.: Эдиториал1. УРСС, 2001 г.
- Мелкумов Я.С. Организация и финансирование инвестиций: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2000 г.
- Мелкумов Я. С. Экономическая оценка эффективности инвестиций и финансирование инвестиционных проектов. М.: ИКЦ «Дис», 1997 г.
- Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. М., 1994 г.
- Миловидов В.Д. Инвестор в России: что делать? М.: ММВБ, 2000 г.
- Основы бизнеса на рынке недвижимости. /Ассоциация риэлтеров и домостроителей Санкт-Петербурга. Спб., 1997 г.
- Паланкоев A.M. Инвестиционные ресурсы фондового рынка. М.: Издательский Центр «Акционер», 2001 г.
- Практикум по финансовому менеджменту. Учебно-деловые ситуации, задачи и решения. /Под ред. Е. С. Стояновой. — М.: Изд-во «Перспектива», 1995 г.
- Роберт Н. Холт, Сет Б. Бернес. Планирование инвестиций. М.: Изд-во «Дело ЛТД», 1994 г.
- Россия и страны мира: Стат. сб. / Госкомстат России. -М., 2000 г.
- Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России. М.: Логос, 2000 г.
- Рынок ценных бумаг: Учебник. /Под ред. В. А. Галанова, А. И. Басова. М.: Финансы и статистика, 1996 г.
- Сергеев И. В., Веретенникова И. И. Организация и финансирование инвестиций: Учеб. пособие. М.: Финансыи статистика, 2000 г.
- Сергеев И. В. Экономика предприятия.: Учеб. пособие. Изд. 2-е, доп. М.: Финансы и статистика, 1999 г.
- Социально-экономическое положение России. Январь 1998 г., Государственный комитет РФ по статистике. -М., 1998 г.
- Социально-экономическое положение России. 1997 год. Государственный комитет РФ по статистике — М., 1998 г.
- Стуков С., Стуков JI. Инвестиции в ценные бумаги // Финансовая газета, № 27. 1998 г.
- Турбина Н. Е. Инвестиционный процесс и страхование инвестиций от политических рисков. М., 1995 г.
- Фролов А. В. Инвестиционная политика фирмы. Экономика и бизнес. М.: Изд-во МГТУ, 1993 г.
- Хелферт Э. Техника финансового анализа. / Пер. с англ.- Под ред. Л. П. Белых. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996 г.
- Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Финансы предприятий. -М.: Инфра-М., 1998 г.
- Экономика строительства. /Под ред. И. С. Степанова. -М.: Юрайт, 1999 г.