Социально-философская проза Генри Торо
Не всврыта эволюция взглядов писателя. 5дет освещения эволюция «пассивного сопротивления» от эссе «Гражданское неновинове нив» до «Рабства в Массачусетсе» и «В защиту капитана Джона Брау на» — Важен вопрос о времени создания произведений писателем^ Topo сначала читал лекцию, затем на ее основе писал эссе, эссе были объединены в книги и увидели свет после смерти автора. Никто не занимался… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Жизнь и мировоззренческие позиции
- Генри Д. Topo
- 1. Биографический очерк
- 2. Трансцендентализм и Topo,
- 3. Topo и Эмерсон
- ГЛАВА II. «Уолден, или Жизнь б лесув — вершина творчества Topo
- 1. Два года на Уолдене
- 2. «Уолден0 как романтическая утопия
- 3. Поэтика «Уолдена»
- ГЛАВА III. Публицистика Генри Topo
- I. Эволюция «пассивного сопротив- 148 ленияи#
- 2. » Публицистическая проза
- 3. Topo и Ганди
- ЗАКЛЮЧЕНШ
Социально-философская проза Генри Торо (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Стивенсон признавался: «Меня этот чистый, точный и радостт Page, H.A.Thorea-u:His bife and Axms.L.
Ibid., p.54.
Sie Works of Eobert Luis Stevenson.vols.lo.Ж.Т,, 19(c)6,.
3) vol.1o.p.11o. q Ibid., p.115.
Ibid., p.7... ный отшельник Topo очаровал®-,^ утверждал, что уход к Уолдену об яснялея желанием «служить человечеству в высшем смысле11, что.
В 1890 году писатель и критик Генри Солт выпустил биографию «Жизнь Г. Д.Торо», которая, и ныне является лучшей биографией художника" Переписка с друзьями и современниками писателя (а позднее он установил связь с его последователем Махатмой Ганди), позволила понять и по-новому осветить личность и творчество Topo" Солт не боялся показать слабости писателя, объективно оценивая его мировоззрение и произведения, полемизировал с Энерсоноз и Лоуэллом, отвергал их несправедливые оценки. «Мы видим в Topo удивительное создание удивительной эпохи».^привлекаадвв внимаши своей оригинальностью, смелостью и независимостью" ^ Биограф вскрыл сущность уолденского эксперимента: «Уолден был в действительности для Topo тем же, чем был Брук-#арм для других трансцея* денталистов***» 5).
Б Англии XX века Topo интересовались члены фабианского общее ва, а лейбористская партия назвала его своим «духовным» отцом.
В России книга американского мыслителя и художника Генри Тостала известна к концу ИХ века* В 188? году ж? рвал «Новое время8 печатал сокращенный перевод «Уолдена» под названием «В лесу». От дельным изданием, тоже сокращенным, книга вышла в 1900 году под названием «Опыт упрощения жизни» (у Вальденского озера в Америке) Сюда были включены отрывки из самых значительных глав: «Экономия» «Как я жил и для чего я жил», «Выеме законы» и «Заключение» ®
Книга открывалась предисловием, где давались сведения* Следуя традиции американских биографов, оно подчеркивало эксцентричность характера, мечтательность и склонность Topo к.
I) 1Ш.Р.И" т р) Salt, Henry. The -" if© of Henry David Tiioreaii.1 $ 9©, p.197. 3) rbia*, p"65″ созерцанию? В соответствии о традиционной трактовкой английских критиков писатель представлен «одним из борцов за освобождение негров в Америке» *^) Автор предисловия писал о любви Topo к природе" И если во многих своих суждениях о художнике он шел за ане риканокими критиками, то следует помнить, что по вопросу об отно шении Topo к природе было высказано иное%еждение: американский писатель не был натуралистом, изучение природы для Topo — средст во «проникнуть во внутренний, высший мир явлений» *^.
Содержание предисловия убеждало, что не было у автора, а вместе с ним и у читателей, понимания всей сложности и противоре чивости мировоззрения выдающегося мыслителя Америки: «Б 1845 году он даже поселяется в лесу, в «культурном^единении, чтобы вполне насладиться картинами горячо любимой природы» «^) О социальных мотивах эксперимента Topo не упоминалось, но это не помешало предсказать, что в IX веке к «Уолдену» придет мировая известность» Его будут ценить за «знание, добродетель и красоту» !5 «tó-интеллигентных читателей» издательство «Посредник» выпустило в 1903 г§- «философию естественной жизни. Избранные мысли ГД. Торо», сборник из 213 отрывков из произведений и дневников писателя (перевод Ильи Нэкашидзе). Предисловия к книге не было! Очевидно, имелось в виду, что имя писателя читателям было уже знакомо* Сборник, включавший изречения по вопросам эстетики, морали, политики, позволял составить представление о мировоззрении художникам Можно предположить, что и это издание быстро рааошлосэ если уже в 1910 г. возникла необходимость в полном издании книги «Вальден, или Жизнь в лесах» (перевод Буланже)• Теперь русские читатели имели возможность познакомиться с лучшими произведениями Topo, понять философскую и социальную значимость его эксперимента.
I) Todo Генри ДэвидОпыт упрощения жизни* (У Вальденского озера k в Америке) — М*, 1900, стр. 5t.
2) Там же, стр. 9.
3) Там же*' хорошей жизни11, а эссе Р. Зиерсона, помещенное вместо предисло* вин, позволяло представить внутренний мир и оригинальность его как мыслителя и художника" В эти же годы в русской периодике по* являются рецензия и критические статьи о книге TopoСпециальны] исследований нет, небольшие предисловия ставят целью дать представление об авторе" Журнал «Русское богатство.» (1900) поместил рецензию на только что изданный «Опыт упрощения жизни9, в которой подчеркивалось, что книга вызывает интерес не лозунгом опрощения и его практическим применением (это не было новым), а личностью автора» его протестом против эксплуатации" несправедливое той общественного уклада, глубоким знанием шра природы. Рецензент отмечал интерес, который художник проявлял к общественной жизни своей страны. Но читателю неверно рисовали принципы, во имя которых Г. Д. Торо выступал защитником справедливости: *во hmi того же шндивидуализма он боролся против общественного насилия и неправды, он был один из самых ревностных сторонников освобождения негров" .1) И слишком ограниченной толковались причины уел донского опыта: «он удалился в лес не в виде протеста против человеческой неправды, не как проповедник новой истины, просто кав человек, ищущий общения i природой, а, главное, как человек, не-желавший жить «как все» ^.
Несомненно, ваточные комментарии не могли помещать мыслящему читателю осознать значение книги, но данная рецензия отражала распространенное непонимание мировоззрения и произведения художника.
Очерк о Topo был напечатан и в энциклопедии жизнеописаний знаменитых людей «Плутарх XII века» (1902)• «Уолден» выступает здесь под названием «Лесай§В очерке грубо искажены духовные запросы писателя (вел жизнь дикаря, требовал ограничения потребное тей). Но ценность его произведения определена правильно: «не.
1) «Русское богатство», 1., 1900,* 2, стр. 68.
2) Там же, стр. 67. только превосходные описания природы*,* но «животрепещущие вопросы современной жизни» .1) Очерк носил информационный характер, в нем подчеркивалась любовь писателя к природе"'.
Спустя год в журнале «Беседа» появилась статья И. Чуноеева «Враги прогресса». Автор отмечал родство взглядов Г. Topo и Л®Толстого и обнаружил свою враждебность к их убеидеяидо* Оба признаны «такими сильными и почти гениальными врагами цивилизации и современного прогресса» !^) Облик писателя был искажен (этому способствовали фактические неточности),* одна из важнейших глав «Уол-дена» названа шутливым изложением идеального бюджета. Чуносов отбросил социальные мотивы, которые явились основой осуждения худоз ником буржуазной цивилизации, и позволил себе объявить Topo предшественником всемирного реакционного движения против прогресса человечества!
Л.Н.Толстой и А. П. Чехов откликнулись на выход «Уолдена», отметили значительность тематики,* но сдержанно приняли своеобразие его жанра и стиля.
Итак, русская критика не была последовательной и единодушной в оценке Генри Topo, отмечала его свободолюбие, протест против со циальной несправедливости и повторяла традиционные суждения амери канских биографов, совершенно не раскрыв мировоззрение писателя и проблематику его произведения!
Новый ааг в изучении произведения был сделан советским литературоведением* В работах А#Й.Старцева, Н. И. Самохвалова, А. Н. Нико люкина, Б. Гйлэнсона указываются социальные мотивы эксперимента у озера, отмечается мастерство Торо-художника;
Первым советским исследователем наследия Topo был А. й*Стар-цев.3) Он знакомил с биографическими фактами, мировоззрением писа тературы. тЯ, АЙ СССР, М-Л., 1947, стр.194−23 $.Генри Topo и его «Уолден» в кн: Генри Лэвид Topo, Уолден, или Жизнь в лесу" .АН СССР, Ы•, 1962, стр.213−230• «От Уитмена до Хемингуэя. М., 1972 теля, отмечал его сложность и противоречивость, подчеркивал критическую направленность творчества и романтический характер его протеста, видел в нем предтечу американского романа^Х/ ^.
Н"И"Самохвалов, изучая место художника в развитии реалистической литературы США, отвергал концепцию крайнего индивидуализма писателя, отмечал эволюцию его взглядов. «Topo шел от идеи переделки человека в рамках существующего строя к идее переделки самого общества»бедительно подчеркивал интерес Topo к общественной борьбе: «Величие Topo в том, что он никогда не был кабинетным ученым* Конечный смысл науки, философии он видел в том. чтобы служить людям практически, помогать им с? р§ ить новую жизнь А. Н. Николюкин в монографии «Американский романтизм и современность» освещает живые связи нашего времени с лучшим наследием американских романтиков* Автор останавливается на вопросах художественного своеобразия «Уолдена», полемизирует с «новыми клейка ми11 и отмечает актуальное звучание произведения!^).
К широким кругам читателей обращена статья Н*?*Гудзия «Лев Толстой и Topo» ,^рассматривающая влияние идей американского писателя на мировоззрение корифея русской литературы*.
Критик А. А. Лебедев рассматривает историческую обусловленность взглядов писателя и обосновывает их своеобразие условиями американской действительности: «Его индивидуализм исторически правомерен как форма разрыва с частнособственническим извращением человеческой сущности личности, как форма разрыва с буржуазна торгашеским ее истолкованием» *^).
Вышеназванные работы показывают, что советское литературове.
1) Самохвалов Н.й. «Трансцендентализм» в кн: История амернканеко литературы, в 2-х ч*, ред*Н*й.Самохвалов, М*, 1971, чД, етрД76.
2) Самохвалов Н*И. Американская литература ХИв. «Высшая школа» ! v М*, 1964;, стр. 62*.
3) Николюкин А. Б* «Уолденский мечтатель» в его кн-АмериканскиЙ ро — манризм и современность* «Наука», М., 1968, стр?, г356−382.
4) Гудзий Н*КЛев Толстой и Topo* в кн: Русско-европейские лите — ратурные связи." Наука", М-Л., 1966, стр* 63−68*.
5) ||^едев А*А* Чтобы быть человеком. М*," Сов. писатель", 1969, стр дение отнеслось е вниманием к наследию Topo*1) В работе советских исследователей даны объективные и глубокие оценки отдельны! сторонам творчества Topo. Однако в целом проблема недостаточно изучена* У нас нет ни одного крупного исследования" специально посвященного проблемам наследия Topo" бет значительных марксисте ких исследований и за рубежом*.
У.Хардинг признавался: «У нас нет еще по-настоящему удевлез верительной биографии Topo» .2) Недостаток воспоминаний о Topo se трудняет освещение личности писателя, не сделать это необходимо! Широта интересов Topo осложняет работу исследователя*' Езнби справедливо писал: «Истина такова, что есть полудюжина всевозмоя ных биографий, зависящих. от той точки зрения, которую биограф из бирает для своей темы» .3) Нет компетентного исследования о развитии мировоззрения Topo* Советский литературовед Б*Гняенсон поставил задачу перед исследователями: рассматривать его взгляды «не изолированно, а исходя из общей направленности его идейных исканий, в широком историческом аспекте**1').
I) Следует отметить, что в статьях американских литературоведов, освещающих зарубежное тороведение (в, Adama.(c)ш Day (c)iorean Didn’t DieHarding. TUoreauSFameA^Me уПОМИНЭВТСЯ рабОТЫ СО-ВвТСКИХ исследователей* В связи в этим особый интерес вызывав статья Дж*Кржижановски «Topo в России», в которой из советски работ о писателе названо послесловие А. И. Старцева к изданию «Уолдена» 1962 г., все остальные игнорируютсяПринимая упрек в недостаточном изучении наследия художника, все же приведем цитату, которая проливает свет на факт замалчивания уже имеющихся исследований: не устраивает марксистская методология- «Широкий интерес лишь к социальным проблемам позволил русским осознать только один из многих аспектов наследия Topo, тот, на который они наклеили ярлык «прогрессивный? в его узком смысле социальной пригодности, и они почти совершенно пренебр
ЯТЬСЯ! но связаны с одиноким обитателем’Уолдена однажды откроет настоящего Topo, &ersy К. Krzyzano^sfcL^Thoreau in Russia" .ins Tkoreau Abroad, ed*Eugene 3?.fimpe.Hamden, Conn", 197%:pH4(c)).
2) Harding, Walter. A Thoreau Handbook.p.29.
3)Canby, Henry Seidel. i&oreau.p*:nri*.
SpilllSS3Fa^Slgl°Co?p.f?-epal5pa Ш — «ачЛХвв, Выпуск, I.
Не всврыта эволюция взглядов писателя. 5дет освещения эволюция «пассивного сопротивления» от эссе «Гражданское неновинове нив» до «Рабства в Массачусетсе» и «В защиту капитана Джона Брау на» — Важен вопрос о времени создания произведений писателем^ Topo сначала читал лекцию, затем на ее основе писал эссе, эссе были объединены в книги и увидели свет после смерти автора. Никто не занимался изучением эссе гарвардского периода, а они многое дают для понимания взглядов Topo? Необходимо изучение таких прос лем: своеобразие личности Topo, характер взаимоотношений Topo и Эмерсона, их взаимное влияние, проблематика «Уолдена», его связ! с романтической традицией и просветительским реализмом, традиции Topo в литературе XI века. Ждут исследования и тавие произведения Topo вав «Неделя на ревах Конкорде и Мерримаве», «Мейнские леса», «Мыс Код®-, „Янви в Канаде“, а тавяе эссе Topo „Рабство в Массачусетсе“ ,^ЁРЗащит^ капитана Джона Брауна», «Последние дни Джона Брауна», «Жизнь без принципа», воторые представляют значительный ввлад в публицистику.
Необходимость диссертации дивтуется не тольво малой изученностью творчества Topo в советсвом литературоведении! Исследование о его наследии позволит яснее представить его духовные искания, определить его место в америвансвой литературе" Советскому литературоведению необходимо знание лучших традиций америвансво! вритичесвой литературыВ.И.Ленин в беседе с К. Цеткин сказал: «Истинно преврасное в творческом опыте прошлого, то есть искусст во демократическое, подлинно народное, имеющее общечеловечесвое содержание — это образец: „исходный нунвт“ для дальнейшего развития» .^.
Общество, строящее коммунизм, глубоко заинтересовано в расцвете литературы и искусства, всех фор художественного творчест.
I) В"й.Ленин* 0 литературе и искусствен Гослитиздат, 1957, стр®sa и изучении литературы одной из ведущих стран капитализма§В условиях обостряющейся идеологической борьбы современное буржуаз ное литературоведение играет необычайно важную роль в «неутихающей идеологической войне, которую ведет против нашей. страны, про тив мира социализма империалистическая пропаганда» !^ В этих условиях наша партия призывает критику активнее бороться «с различ ного рода немарксистскими взглядами на литературу и искусство, с ревизионистскими эстетическими концепциями» .2).
В связи с целями, намеченными партией, особое значение приобретают идеологические задачи изучения творчества писателя, неразрывно связанные с задачами эстетическими, и потому особенно акту альным становится изучение творчества Topo, мыслителя и художника, чья деятельность и творчество обличали буржуазную демократию США" Задача советского литературоведения — правильная оценка и критическое усвоение всего ценного, что содержится в произведениях американского художника, использование литературного наследия в интересах укрепления связей двух великих народе?, советского и американского. Эта благородная цель приобретает особый сммса после успешного визита Л.0,Брежнева в США.
Осознавая многогранность и глубину проблем, стоящих перед исследователем творчества Topo, автор данной работы не претендует на их всесторонний охват. В диссертации ставится цель: проследить духовные и эстетические искания Topo, обусловленные возросшим вниманием к нравственной жизни общества, повышением активности авторской позиции, вызванной критическим отношением к жизни, и связанные с этим поиски приемов и стилевых возможностей, свидетельствующих о многообразии художественных средств писателя*.
I) Л. И. Брежнев. Отчвтный доклад Центрального Комитета КПСС ХХ1У съезду Коммунистической партии Советского Союза" «Материалы. ХХ1У съезда КПСС», М", 1971, стр. 90.
Z) Постановление ЦК КПСС «О литвватурно-художественной критике», «Литературная газета», fe 4f 26 января 1971 г".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Как близок к истине был Р. У. Эмерсон, сказав, провожая Topo в последний путь: «Страна не знает еще, или знаер мало, какого великого сына она потеряла» .^ XIX век не смог, но достоинству оценить мыслителя и прозаика, способствовавшего развитию общественной и культурной мысли США.
В наше время многогранная, разносторонняя личность Fei ри Topo вызывает все больший интерес. С 1941 года существует Общество Topo. Оно объединило людей самых различных профессий разных стран. Одних художник привлек как естествоиспытатель, других интересовали его политические воззрения, третьих — стиль его прозы. Ежегодно в Конкорде, на родине писателя, проходит съезд членов Общества, которое выпускаем ежеквартальные бюллетени и ежегодные буклежы с произведешь ми Topo и. статьями о нем.
Признавая историческую ограниченность идеалистическогс мировоззрения и утопический характер его деятельности, еле дует видеть в них проявление слабостей социального и идеологического движения американского общества I половины .ИХ века. Жизнь «поправила» многие взгляды художника, что проявилось в понимании им вопросов искусства и творческого про цесса, в активизации его участия в аболиционизме.
Слова Генри Topo о том, что свжет подлинного произведе ния искусства «будет всегда в известном смысле нов: автор такой книги, проникая в смысл жизни, проникает не только в то, что было, но и то, что будет» ,^ - вполне применимы и.
1) Emerson, E.W.Ihorearn.ФЬе Atlantic Monthly, X, August, p8^.
2) Topo Генри Дэвид. Избранные мысли. Философия естественножизни, стр. 45. к его лучшим произведениям, они остаются неиссякаемыми источниками духовного развития человека. Писатель отразил ос' новные тенденций общественного развития США, и его произведения остаются актуальными и для нынешней Америки, раздираемой противоречиями. Эссе, посвященные Джону Брауну звучат как набат, как и в те дни, когда он сам сзывал сограждан звоном колокола на митинг. Негритянское население США использует наследие Topo как одно из важнейших орудий в ожесточенной*! борьбе за свои права.
Анализ произведения «Уолден^ или Жизнь в лесу» и эссе позволяет выделить характерные особенности прозы писателя. Он всегда откликался на события общественной жизни, писал о том, что глубоко волновало и беспокоило его самого. И его проза, пронизанная чувством заботы о человеке и мире, в котором он живет, отличалась гражданскими мотивами, необыкновенной страстностью и горячностью. Генри Topo сумел отразит самые насущные вопросы американский действительности I поло вины XIX века: наступление буржуазных отношений, их торжест' во и оскудение духовной жизни, унижение простого «маленького» человека, — и его творчество стало свидетельством Бремени, «документом» своей эпохи;
Произведения Генри Topo были глубоко народными по духу, так как отразили настроение демократических слоев и защищали интересы народных масс, неудовлетворенных характером общественных отношений США.
Художник писал о самом сокровенном, затрагивал мысли и чувства целого поколения, и его иниги будили сознание, вызывали отклик не только у современников, но встречают понимание и у потомков. В одинаковой мере Topo дорог как социальный художник и как поэт, глубоко и искренне любящий Природу и умеющий раскрыть ее тайны непосвященным.
Оказалось, что отдаление во времени не стало помехой интересу, проявляемому читателями к книгам американского писателя, В стремительный, бурный IX век его призыв к неторопливому раздумью над сущностью и содержанием жизни звуниз своевременно и современно,.
Генри Topo, проницательный и чуткий художник, искусный стилист, явился создателем образной поэтической прозы, так богатой мыслью и образом, что читателем середины XX века она воспринимается как последнее достижение искусства слова Произведения Topo — значительное явление в литературе США XIX века. Творчество художника открывало новую страницу в отечественной литературе, способствовало развитию литературы критического реализма.
Во влиянии Topo на общественное сознание и культуру er? потомков можно выделить две стороны: во-первых, влияние его политических убеждений и принципа «пассивного сопротивления5 Среди его последователей (к ним причисляли себя английские лейбористы, фабианцы) следует выделить Махатму Ганди и Мартина Лютера Кинга. Этика Л. Толстого и его «непротивление» связанб/с учением Topo. Во-вторых^влияние его эстетических воззрений и манеры письма, которое прослеживается в произведениях поэтов и прозаиков от Уитмена до Фроста, Хемингуэя и Фолкнера.
Американская действительность Д половины XIX ш XX веков вызвала специфическую проблематику, реалистический метод ее изображения и новые художественные средства, проявившиеся в произведениях писателей этого времени* Однако истоки их уходят в наследие лучших романтиков, в том числе и Topo.
Не вызывает сомнений близость Topo и Уитмена. Выше уже говорилось о родстве тематики и лирического героя поэтов.
Прозаические картины природы сборника «Памятные дни Уитменг перекликаются с «Уолденом». «Ночной перелет птиц», «Летние картины?, «Краски». Контрасты» ~ эти записи, близкие к дне] никовым, раскрывают поэтическое проникновение в живой мир природы, умение чуткого и наблюдательного художника отмечать его изменения. А запись б апреля о наступлении весны! Она могла бы принадлежать и перу Topo: «Мои товарищи — два зимородка — плавно скользят, вьются, носятся взад и вперед, ныряют, порой разлучаясь своенравно, потом — снова вместе. Поминутно мне слышится их гортанное щебетаниеиной раз крс ме этого странного звука не слышно ничего. К полудню оживают другие птицы. Резкие нотки малиновки-музыкальный пассаж в два голоса: один из них — восхитительное отчетливое журчание, тут участвуют какие-то другие птицы, которых я не могу определить. К этому время от времени присоединяется (вот как раз слышу) тихое мурлыканье чем-то встревоженных древесных лягушек у пруда» .*).
Изображение звуков и красок мира природы поэтом близко Topo. Их картины лишены красочности, нарядности, но они эмоциональны и лиричны, согреты горячим чувством любви.
Уолден? эссе Topo развенчивали буржуазную Америку накануне Гражданской войны. Критические, обличительные традиции писателя развивал Уитмен в «Демократических далях» (1871 раскрывая в новой послевоенной действительности социальное, нравственное и культурное банкротство США.
Реалистические романы Марка Твена «Приключения Тома Сойера» (1876) и «Приключения Гекльберри Финна» (1884) созвучны в равной мере и «Неделе» и «Уолдену» Topo поэтичес.
I) Уолт Уитмен. Памятные дни. в кн: Уолт Уитмен, Листья травы. Госиздат, 1955, стр. 302. кой идеализацией мира природы и осуждением буржуазной Аме-ркиК одной и той же действительности 50-х годов XII века обращены произведения писателей, Миссисипи, как и Уолден, стала символом героического самоутверждения и свободолюбш разрыва с ханжеской моралью и порочностью американской жизни. Плот отважного бунтаря Гека, выхваченный ищ привычных жизненных связей, противостоит социальному хищничеству, гос подотвовавмему на берегах реки, вдоль которых он идет, как по кругам американского ада, и формирует и" нов*ые* гуманные отношения белого и черного.
Традиции Topo — обличителя буржуазного общества просле живаются в социально-утопических романах Гоуэллса «Путешест венник из Альтрурии» (1894) и «Сквозь игольное ушко» (1907) глубоко вскрывающих социальные контрасты и изнанку американ ского образа жизни. Неприятие действительности Гоуэллсом рождает появление Альтрурии — (то^пии писателя. Гомос, как и лирический герой «Уолдена» является рупором идей автора, в той же мере схематичен и условен. Публицистичность, декларативность роднит утопии Topo и Гоуэллса.
Роман Д. Лондона «Морской волк» (1904) разрушал индивидуалистические тенденции буржуазного сознания, но переклика} ся с утопией Topo робинзонадой Бан-Вейдена и Мод Брюстер, нашедших счастье на необитаемом острове вдали от общества. Автор осознавал беспочвенность этой идиллии, и если герой Topo был «временным жителем цивилизованного мира», герои Д, Лондона покидали остров навсегда.
ЦиЛЦС.
Увлечение социальными экспериментами, продолжовш^ поиски трансценденталистов, пережил Элтон Синклер, возродивший их мечту в Геликонской колонии. Его" социализм чувств", далекий от сознательной борьбы рабочего класса, как отвечал В. И^.
Ленин,*) Доказал невозможность осуществления утопии, которая своими тенденциями сближалась с уолденским экспериментом и с Брук-Фарм.
Разными были эстетические задачи Ф. Норриса и его великого предшественника, но оба вскрывали враждебность капиталистического начала человеку и разрушительную силу буржуазной цивилизации. В их произведениях можно обнаружить близость художественных средств: гиперболизм, масштабность^ образм^Рфантастический и сказочный характер символики. Железный конь-исполин, взрывавший тишину у Уолдена и «мчащееся чудовище из стали и пара с его единственным, к$к у цикло на, огненным глазом, пронизывающим ночную тьму» .^) поражают родством образности.
Тема духовного оскудения и стандартизации образа жизни американцев, развитая в «Уолдене», прозвучала с новой остро той в романах «Главная улица» (1920) и «Бзббит» Синклера Льюиса. Художник заклеймил йреднего американца? типичного обывателя, подчеркнув пустоту и убожество души, растленной долларом.
РоберТФрост, крупнейший поэт-реалист XX Бека, был глубоким и искренним почитателем таланта Topo. Поэту были близ* ки и дороги демократические, гуманистические мотивы произве* дений его великого предшественника, учившего любить человека и творить для него.
Уделом Р. Фроста в течение многих лет, предшествовавших литературному творчеству, был труд на ферме. Работая, он собирал со своего тощего поля не только скудную жатву, но i семена будущих поэтических урожаев". (A Topo, страдавший от.
1) В. Й. Лениа.Полн.собр.соч, т.26, стр. 270−271.
2) Норрис, Ф. Спрут. М., 1950, стр. 35. прозаизма своих сограждан, в «Уолдене» убеждал, что с земельного участка можно собрать самый богатый-поэтический — урожай). Опыт художника, близость к земле и простым людям наделили Фроста даром проникновения в жизнь человека и природы и особым правом писать о том, что было дорого, что было пережито. Обыденная жизнь, будничные радости простого человека стали содержанием его творчества.
Традиции поэтической, пронизанной лиризмом, прозы Ген ри Topo: отчетливо прослеживаются в «поэзии земли» Фроста «Уолден» был особенно близок тем, что он воспевал природу Новой Англии, так же дорогой сердцу Фроста. В его лирике поэтически воссозданы и снежная зима и ликующее вееенне? по' ловодье и летний зной. Его стихи «Снежная пыль», «Березы», «Пастбище» и многие другие стали признанием поэта в любви к земле и человеку:
Земля — вот место для моек любви, -Не знаю, где бы мне любилось лучше.*) Картины природы фроста, простодушные и лишенные красивости, согретые искренним чувством, обращают к прозе Topo не только характером описания, но и тем, что поэт всегда природы связывает с человеком, обществом. «Подтекст» в ' его стихах «Не дышит», «Занон», «Смерть батрака» осуждает частно-собственническую мораль, которая ведет к социальному неблагополучию. Философско-медитативная лирика Фроста всегда от картины природы идет к рассуждению, размышлению о жизни:
За мотыльком следя, заметил я, Пучок цветов пунцовых у ручья:
I) Фроет, РоберТ Из девяти книг. I., I963, стр. 55. Редакции и перевод М.А.Зенкевича5.
Как будто пламя вспыхнуло в цветах Их пощадил косы смертельный взмах И я к ручью пошел издалека, Чтобы узнать название цветкам.
Пучок цветов и звон «оон наводят героя на мысль о близости людей труда: «И порознь мы всегда работаем для общего труда» .1).
У лучших писателей прошлого Фрост учился чувствовать высокую ответственность перед обществом за поэтическое твор чество. Призыв Генри Topo соотносить жизнь писателя с произ ведениями, им созданными, нашел отклик в лирике поэта XX ве ка;
И находили лучшие слова Для выраженья лучших в жизни мыслей.^) Если мы обратимся к эстетике и творчеству крупного художника современности Хемингуэя, мы ощутим родство с Topo. Вспомним несколько высказываний реалиста XX века: «Пусть те кто хочет, спасают мир, — самое важное работать и науииться этому», долге художника: «Задача писателя неизменна.. Она всегда в том, чтобы писать правдиво и, поняв, в чем пра: да, выразить ее так, чтобы она вошла в сознание читателя ча< тью его собственного опыта?^) «Нет на свете дела труднее, чем писать простую честную прозу о человеке-. Сначала надо изучить то, о чем пишешь, затем нужно научиться писать, на то и другое уходит вся жизнь» ^) — все они звучат идентично высказываниям Topo.
1) Там же, стр. 13−14.
2) Там же, стр. 67.
3) Хемингуэй, Эрнест. Избранные произведения в 2-х т., М., 1959, Т.2, стр. 194.
4) Там же, стр. 552.
5) Там же, стр. 644.
В «Беленых холмах Африки11 (1835), содержавшей оценку американской литературы, Хемингуэй называет Topo «одним из писателей, который считается по-настоящему хорошим» ,*) но уклоняется от комментирования и толкования его творчества Кэто понятно, так как он беседует с Кандисским, умничающим снобом, который раздражает его), он осознает свою близость к Topo и не желает говорить походя о том, что по-настоящему дорого ему и даже вызывающе говорит, что не читал его произведений. Однако, с полным правом можно не верить этому заявлению. В фельетоне «Старый газетчик» он писал о чувстве удовлетворения от хорошего произведения, его слова говорят о знании им Topo: «. это будет похоже на приятное подвыва ние койотов, когда они рыщут по снегу, а ты сидишь в своей хижине, выстроенной твоими руками или купленной на деньги, которые ты получил за свою работу» «^).
Как и Topo, Хемингуэя от индивидуалистической позиции заставили отказаться события общественной жизни: война в Испании, борьба против фашизма.
В их произведениях необычайно сильно отражалась их собственные личности и индивидуальности, характеры их героев неотделимы от облика их создателей, И Хемингуэй, и Topo писали о том, что видели, пережили, Личный опыт автора всегда воплощался в его книге, он составлял сильную сторону его творчества, Оба писателя были убеждены в том, что произведение является «отпечатком» личности, писали о взаимодействии жизни художника и его произведения, и последовательно старались привести свои жизни в соответствие с убеждениями.
Каждому из них присуще стремление философского-осмысле.
I) Там же, стр. 247.
Z) Там же, стр. 645. ния действительности, которая всегда подавалась в сугубо индивидуальном субъективном преломлении* Это вызывало лиризм, эмоциональность и наличие «подтекста11 в их прозе. Ра, ственное обоим горькое трагическое сознание одиночества, душевного неблагополучия человека определило появление общего «подтекста» настроения, выявляющего неприятие писателем мира Зла. i природа, которая так щедро дарила успокоение Нику Адамсу? Она так близка восприятию Topo.
Необычайно близка произведениям Topo проза индейским писателя Вэши Куоннезина (Серой Совы). Жизнь его, в духе и традициях древнего индейского народа, протекает на лоне прь роды, у озера Ажауан, в общении с окружающим миром животныз который становится его лучшим другом. Постоянные наблюдения над жизнью леса и озера дают ему богатейший материал для книг. Советский читатель мог познакомиться с его «Рассказами опустевшей хижины». Они созвучны «Уолдену» Генри Topo чувством глубокой любви и единения с Природой, беспокойством за судьбу человека и мира, сталкивающегося с «хищничест вон коммерсантов» .
Повествование Вэши Куоннезина, простое, непритязательное, льющееся так же естественно, sm года ручейка, в озеро лишено стилистических хитросплетений: «Ажауан — маленькое глубокое озеро — сверкает и переливается, словно ртуть, в своих юлмистых, покрытых лесом берегах. Лес поднимается на холмы и опять опускается вниззелеными сонными волнами он простирается все дальше и дальше на север, до самых берегов Ледовитого океана.
На берегу озера, у самой воды, стоит бревенчатая хижиш мой «Бобровый дом» .*).
1) Вэши Куоннезин. Большие и маленькие обитатели леса." Наукр и жизнь" te ?, 1968, стр. 114. .
Неизвестно, читал ли автор «Рассказов опустевшей хижины» произведения Topo, знает ли о нем, но вот слышишь его историю о придуманном им будильнике — шумливых сойках, долбящих мороженое мясо, и так это напоминает рассказ Topo о житье на Уолдене? что кажется, не мог не читать, не мог не знать: «Как только начинало светать, сойки принимались долбить мороженое мясо, поднимая такой треск и шум, что мертвый проснулся бы. Мне кажется, что никому, кроме меня, не пришло в голову такое изображение. А она имело еще и преимущество перед обыкновенным будильником, потому что во время плохой погоды мой будильник молчал — птицы не прилетали, зато во время большого снегопада звук был приглушенный, и я знал, что мне не надо рано вставать» .*).
Среди учителей этих писателей был один общий — Природа.
— и безмерна их любовь и почитание своего наставника Муд9 рости. Перекликаются их протесты против потребительного отношения к Природе, способной облагородить человека и его жизнь. «Есть на свете много людей, которые ходят по лесу, как слепые. Они смотрят на величественные деревья несравненной красоты и высчитывают, сколько квадратных фуtoe досок получится из них или же сколько долларов выручить с каждой бобровой хатки» .
Так же как, а «Уолден» великого американского писателя, «Рассказы» Вэши Куоннезина не хроникальная запись наблюдени! жизни Природы. Это размышления о жизни, раздумья, в которых появление трагической ноты объясняется неприятием хищничества буржуазного мира и его цивилизации: «Размышляя обо всем этом в глуши леса, я пришел к заключению, что есть настоя.
1) Там же, стр. 115.
2) Там же, стр. 120. тельная необходимость б наш цивилизованный вея издать закон, запрещающий эксплуатацию детского труда в промышленно! ти. Подумать только, в течение одного года в наши дни тысячи подростков были ранены и немало человек убито во время работы, в то время как предприниматели — спекулянты богатели, собирая большие доходы на дешевом труде. Слишком грустно сознавать, что даже дети становятся добычей хищнического инстинкта коммерсантови, когда я впервые узнал об тэтом, я с трудом мог представить себе, что это правда." .
Традиции Topo, проявляющиеся в произведениях современных мастеров слова свидетельствуют о гуманистическом харак* тере творчества Topo, о важности проблем, поднятых им и не утративших своего значения до настоящего времени, о богатсо ве его образов, которые помогают лучше понимать современну! жизнь и современную литературу. И сама проза Topo оказываез ся тесно связанной с жизнью нашил, современников.
Мировая литература признала Генри Д. Торо писателемклассиком. «Уолден, или Жизнь в лесу» как призыв к оптимизму («настоящий день еще впереди») способствует развенчанию антиутопических тенденций буржуазной эстетики,^ рисующих Будущее в черных красках. Книга Topo, выражающая веру в торжество прекрасного мира, который будет создан совершенным человеком, созвучна коммунистическим идеалам советских людей и способствует усилению социальной борьбы трудящихся в странах капитала.
1) Там же, стр. 121.
2) См. Э. Араб-Оглы. «В утопическом антимире». Литературная газета", 1972, №>8, 23 февраля.
Список литературы
- ГОТОРН НАТАНИЭЛЬ. Собрание сочинений в 2-х т. Е*, 1912. m. КУ0ННЕЗИН ВЭША. Большие и маленькие обитатели леса-
- Наука и жизнь". № 2, 1968. 112. ЛЬЮИС СИНКЛЕР. Собрание сочиненид в 9-томах. М., 1965.
- УИТМЕН УОЛТ. Листья травы. М., 1955- 114. фрост Р. Из девяти книг. М., 1963. 15″ ХЕМИНГУЭЙ. Избранные произведения в 2-х т., Е., 1959. 116. ЭМЕРСОН Р. У. Нравственная философия, т.1−2, СПБ, 1868-
- ЭМЕРСОН Р. У. Сочинения Эмерсона'- т.1, Спб., 1901. 118* ЭМЕРСОН Р. У. Сочинения Эмерсона т.1−2, Спб, 1901−1902.9. ЭМЕРСОН Р. У. Высшая душа. М., 1902.
- ЭМЕРСОН Р. У. Великие люди. Спб, 1904.
- ЭМЕРСОН Р.У. О доверии к себе. М., 1904.
- ЭМЕРСОН Р. У. Генри Topo «Вальден, или жизнь лесах». «Посредние», М., 1910.
- ЭМЕРСОН Р. У. Избранники человечества. М., 1912.
- Brown М .Н.Memoirs of Concord. Boston .19o2.
- The Complete Works of Ealph Waldo Emerson. Boston, I908.
- Journals of Ealph Waldo Emerson. With Annotations.vols iv, 19o 1910.
- Hawthorne J.Memoirs.N.X., 1938*
- Hawthorne й. The American Notebooks. New Haven.1932.
- Cortical Works of J.E.Lowell.Boston-K.Y., 189o.
- Eicketson A. and W. Eicketson and His Friends. Boston-Й.Т., 19o2
- The Works ®fE.L.Stevenson.vols, x, N.Y.$i 19o6.
- БОГОСЛОВСКИЙ В.Н. К истории реализма в США. М. Д963.
- БРУКС В. В. Писатель и американская жизнь, т.1−2, М., 1967−71.
- ЗАСУРСК1Й H.H. 2ицнь и творчество Уолта Уитмена. М., 1955- 14?. ЕРМОЛАЕВА В. Н. Социальный роман Бичер-Стоу (генезис критического реализма). Диссертация. М., 1969.
- КОВАЛЕВ Ю. Герман Мелвилл и американский романтизм. Л., 1972.
- ЛЕБЕДЕВ A.A. Мудрость чудака. В кн.: Чтобы быть человеком. Mi, 1969.1 $ 2. МЕНДЕЛЬСОН М. Уолт Уитмен. М., 1954.1 $ 3. МЕНДЕЛЬСОН М. О. Жизнь и творчество Уитмена. М., 1965.
- НИКОЛЮКИН A.H. Американский романтизм и современность. M., 1968.
- СТАРЦЕВ А. От Уитмена до Хемингуэя. M., 1972.
- ТРЕН^.П", 1862 и ЭРСКИН Д, 1879. Великие американские писатели. Спб., 1914-
- УСТЕНКО Г. А. Аболиционистские романы БИЧЕР-СТОУ, Ддесса, 196Г-
- ЧУКОВСКИЙ К. Мой Уитмен. М., 1969.
- BGd@ American Luceum.N.T., 1956.
- Bode C. The Anatomy of American Popular Culture.184o-1861. Berkerly and Los-Angeles, 1959*
- Bode C.ed.fhe Great Experiment in American Literature.H.Y., 1961.
- Bode C. iEhe Half -World of American Culture. Carbondale, 1965,
- Bourne R.^he History of Literary Eadical and Other Papers. В N.T., 1962.
- Branch E.D.The Sentimental Tears, 1836−1860.N.X., 1934.
- Branch E.D.The Literary Apprenticeship^ Hark Twain, Urbana, l962.
- Brooks V. WjAmerica^ Comfemg of Age.N.X., 1924.177* Brooks V.W. The Flowering of Hew England.H.Y., 1952.
- Brooks V.W.Hew England. Indian Summer.1865−1915*
- Brooks Y.W.The Times of Mellville and Whitman.IT.X., 1947.
- Brooks V.W. and Bettmann 0.1″. A Pictorial History of American Literature.L., 1956.
- Trent B. jSherman V.D.Others.The Cambridge History of American Literature.vols.3,N.X., 1917−1921,1927,1933*
- Canby H.S.Classic Americans.iUT., 1959.
- Canby H.S.Definitions Essays in Cintrmporary Criticism, vols.2,H.T., 1967.
- Christy A. The Orient in American Transcendental! sm.N.X., 1963.
- Clark H.H.Transitions in American Literary Hi story. Durbam 1953.
- Benny G.ed.The American Writer and the European Tradition l.Y., 1964.187. -Sigkt American Authors ed Stovall P.". X., 1963″
- Feidelson C.ed.Interpretation of American Literature N.T.1959^
- Feidelson C. Simbolism and American Literature. Chicago, 195^
- Foerster H. Hature in American Literature.K.X., 1923″
- Gohdes C. American Literature in HineteeBlshGenture England, H.X., 1944.
- A Literary History of the American People. v&ls.2,H.Y.,$"l1931* oo. Literary History of the United States. ed.R.Spiller.W.M.Thorp?
- T.Johnson, H.S.Ganby.NjY., 1948. o1* The Literature of the United States.ed.W.Blair, T. Hornberger, R. S tewart, Chi cago-Atlanta-Dallas-N.T., 1946.
- Moulton’s Library of Literary Criticism, vols.4,N.X., 1966−1967″
- Macy J. The Spirit of American Literature.N.Y., 1913* q4. Matthiessen I.O.American Renaissance.L., N.Y., 1941.
- Miller P. Life of the Kind in America.L., 1966. 96. Miller P. The American Puritans. Their Prose and Poetiy.li.r., 1956″
- Miller P. The Golden Age of American Literature.N. Y., 1959•
- Miller P. Nature' Nation. Cambridge, Mass., 1967*d9. More P.E.Shelbume Essays on American Literature.N.Y., 1963*
- Mumford B. The Golden Day. Boston, 1957*
- Noble D.m.The Eternal Adam and the Hew World Garden, N.Y., 1968.
- Parrington Y.L.Main Currents in American Thought, vols. 3, N.Y., 19 313″ Pochmann H.A.German Culture in America. Madison, 1957″
- Smith B. Forces in American Criticism.^ 3 °F., 1939*
- Spiller R. The Cycle of American Li terature. BT.Y., 1956.
- Stegner ed. The America®. Hovel. Erom J-I.Cooper to W.Faulkner.I.Y. L., 1965.
- Stovall F. The Development of American Literary Criticism.1955*
- Taylor W.F.A Histoiy of American Letters. Chicago, 1956.
- Van Doren C. The American Hovel.1789−1939,N.Y., 1945. >0. Warren A. The Few England Conscience. Ann Arbor, 1966. 221. Whiting W. Boston Days.L., 19o2.
- БЕЛИНСКИЙ В.Г. бобрание сочинений в 3-х т. М., 1948.
- ВАНСЛОВ В. В. Эстетика романтизма. М", 19бб.
- ГЕГЕЛЬ Г. В. Ф. Эстетика. т.1-П, М., 1969.
- ГОРЬКИЙ А. М. Полное собрание сочинений в 30 т., М., 1953.
- ДАУГЕ А. Г. Томас Карлейль. М?, 19Щ:
- ДОБРОЛЮБОВ Н. А. Полное собрание сочинений в б т., М., 1935. 23(c)• ЕГОРОВ А.О. О реакционной сущности современной буржуазнойэстетики. М., 1961.
- ЕЖСТРАТОВА А. А. Наследие английского романтизма и современность. М., 1960.
- КАРЛЕЙЛЬ Т. Герои и героическое в истории. Спб, С-П., 1891.
- КАРЛЕЙЛЬ Т. Этика жизни. Спб, 1906.
- КАРЛЕЙЛЬ Т. Теперь и прежде. М., 1906.
- КАРЕЕВ Н.й. Тома Карлейль. Спб, Петербург, 1923.
- КИРХЕНГЕЙМ А. Вечная утопия. Спб., 1902.
- СВЕНТОХОВСКИЙ А. История утопий. М., 1910.
- ТОЛСТОЙ Л. Н. Полное собрание сочинений.
- ФИНКЕЛСТАЙН СИДНЕЙ. Реализм я искусстве. М, 1956.253. iOKC РАЛЬФ. Р~ман и народ. М., I960.
- ЦВЕЙГ. Србрание сочинений в 7 томах, М., 1963*
- ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Н. Г. Полное собрание сочинений. М., 1948.
- ЧЕХОВ А. П. Полное собрание сочинений. М., 1948.
- ЧИЧЕРИН А. В. Идеи и стиль. М., 1965.
- Bondurant J.T.Conqiaest of Violence. Berberly-Los-Angeles. 1965
- Catlin J. In the Path of Mahatma Gandi.L., 1948.
- Diwakar R.B. Gandhi i’s Basic Ideals and Some Modern Problems Bombey, 1963.
- Dhavan G. fhe Political Philosophy of Mahatma Gandhi. Ahmedabad, 1951.
- Doke J.M.K Gandhi. An Indian Patriot in Sauth Africa. Delhi, 19&7.
- Gandhi M.K.Poeket Gandhi Series.vols.4., Bombey, 1957*
- GandM M.K.betters to Manibahen Patel. Ahmedabad, 1963.
- Gandhian Concept of State. Calcutta, 1957. 26?.Gangal S. fhe Gandian Way to World Peace, Bombey, 196o. 268.1iintal Kumar. Selections from Gandhi. Ahmedabad, 1957*1. ДРУГИЕ РАБОТЫ.
- ГАНДИ МАХАНДАС КАРАМЧАНД. Моя жизнь. М., 1969. 2? о. ДАТТА, ДХ1РЕНДРАМ0Х0Н. Философия Махатмы Ганди. М., 1959* 294. НАМБУДИРИПАД* Махатма Ганди и Гандизм. М., 1960* 2Щ. НЕРУ ДЖАВАХВРЛАЛ. Открытие Индии. Мм 1955* 273РОЛЛАН РОМЭН. Махатма Ганди. Л., 1924.