Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Введение. 
Особенности речевого поведения учителя как представителя профессии с повышенной речевой ответственностью

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость дипломной работы заключается в возможности применения ее теоретического материала, а также результатов и выводов практической составляющей в курсах теоретической, практической фонетики, социофонетики. Результаты исследования могут быть полезны для формирования риторической, коммуникативной и профессиональной компетенций будущих учителей. Цель данной работы состояла… Читать ещё >

Введение. Особенности речевого поведения учителя как представителя профессии с повышенной речевой ответственностью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из важнейших составляющих социального статуса человека является его профессиональная принадлежность. Известно, что род профессиональной деятельности оказывает влияние на речь человека, в том числе на фонетическое оформление его речи.

В центре данной работы — фонетические особенности профессиональной речи учителя как представителя группы профессий с повышенной речевой ответственностью.

Актуальность данного исследования объясняется повышенным вниманием современной лингвистической науки к исследованию социального аспекта речевой коммуникации и речевого взаимодействия, в особенности — к вопросу социально-статусной речевой маркированности на фонетическом уровне.

Объектом исследования являются образцы звучащей речи учителей, преподавателей высших учебных заведений, а также лекторов различных образовательных организаций как представителей профессии с повышенной речевой ответственностью.

Предметом исследования являются фонетические характеристики речи, исследуемые как маркеры профессиональной принадлежности говорящего.

Цель данной работы состояла в выявлении и описании фонетических особенностей речи учителей и преподавателей различных учебных организаций как представителей профессий с повышенной речевой ответственностью, относящихся к образовательной сфере деятельности, а также в составлении собственной системы упражнений для развития просодических характеристик речи.

Для достижения поставленной цели мы ставили перед собой следующие задачи:

  • — рассмотреть понятия «социальный статус» и «социальная стратификация», их категориальный аппарат;
  • — определить место профессии среди других социальных факторов, влияющих на речевое поведение человека;
  • — рассмотреть проблему прямой зависимости качеств оформления речи на просодическом уровне от профессионального положения и статуса говорящего;
  • — рассмотреть просодические особенности речи учителя как представителя профессии с повышенной речевой ответственностью в рамках профессиональной коммуникации;
  • — предложить рекомендации по формированию качеств голоса.

Теоретической базой данного исследования послужили работы отечественных и зарубежных лингвистов: В. И. Карасика, Т. И. Шевченко, М. Я. Блоха, Е. Л. Фрейдиной, R. Linton, Поля Л. Сопера, A. Maley и других выдающихся ученых.

В работе использовался комплексный метод исследования, включающий лексико-грамматический и фонетический (аудиторский) виды анализа.

Исследование включало в себя следующие этапы:

  • 1) Расшифровка звучащих текстов и составление транскриптов;
  • 2) Выявление лексико-грамматических характеристик звучащей речи;
  • 3) Выявление фонетических маркеров профессиональной принадлежности:
    • — артикуляционные особенности;
    • — качество голоса;
    • — темпо-ритмические характеристики;
    • — паузация и акцентирование.

Материалом исследования послужили аудиои видеозаписи публичных выступлений.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что она позволяет уточнить и обобщить научные представления о фонетических особенностях речи в сфере повышенной речевой ответственности.

Практическая значимость дипломной работы заключается в возможности применения ее теоретического материала, а также результатов и выводов практической составляющей в курсах теоретической, практической фонетики, социофонетики. Результаты исследования могут быть полезны для формирования риторической, коммуникативной и профессиональной компетенций будущих учителей.

Ключевая цель и основополагающие задачи данного исследования определили основную структуру дипломной работы. Данная работа состоит из введения, трех глав основной части и заключения. В конце работы приводится список использованной литературы (библиография).

Во введении аргументируется выбор темы, ее актуальность, определяется основная цель и конкретные задачи, выбираются методы исследования, формулируется теоретическая значимость и практическая ценность исследования, а также устанавливается структура дипломной работы.

В первой главе освещаются теоретические предпосылки исследования. В данной главе дается краткий обзор, раскрывающий, как разные социологи и лингвисты подходили в разное время к вопросам социального статуса и социальных ролей. Приводятся различные классификации понятий «социальный статус», «социальная роль» и других. Кроме того, рассматриваются подходы к изучению и анализу социального статуса.

Во второй главе рассматриваются такие ключевые понятия как речевая деятельность и речевой поступок педагога. Определяется роль риторики в профессиональной деятельности преподавателя.

В третьей главе представлены результаты исследования. Анализируются отрывки звучащей речи британских ораторов, принадлежащих к образовательной сфере. Рассматриваются и интерпретируются данные, полученные в ходе риторического, аудиторского анализа и опроса информантов-носителей языка. Предложены некоторые виды упражнений по развитию просодических характеристик речи.

В заключении подводятся основные итоги выполненного нами исследования.

В библиографии приводится список использованной научной литературы по вопросам, рассматриваемым в дипломной работе.

Содержание работы изложено на 70 страницах.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой