Введение.
Особенности речевого поведения учителя как представителя профессии с повышенной речевой ответственностью
![Реферат: Введение. Особенности речевого поведения учителя как представителя профессии с повышенной речевой ответственностью](https://niscu.ru/work/8782609/cover.png)
Практическая значимость дипломной работы заключается в возможности применения ее теоретического материала, а также результатов и выводов практической составляющей в курсах теоретической, практической фонетики, социофонетики. Результаты исследования могут быть полезны для формирования риторической, коммуникативной и профессиональной компетенций будущих учителей. Цель данной работы состояла… Читать ещё >
Введение. Особенности речевого поведения учителя как представителя профессии с повышенной речевой ответственностью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одной из важнейших составляющих социального статуса человека является его профессиональная принадлежность. Известно, что род профессиональной деятельности оказывает влияние на речь человека, в том числе на фонетическое оформление его речи.
В центре данной работы — фонетические особенности профессиональной речи учителя как представителя группы профессий с повышенной речевой ответственностью.
Актуальность данного исследования объясняется повышенным вниманием современной лингвистической науки к исследованию социального аспекта речевой коммуникации и речевого взаимодействия, в особенности — к вопросу социально-статусной речевой маркированности на фонетическом уровне.
Объектом исследования являются образцы звучащей речи учителей, преподавателей высших учебных заведений, а также лекторов различных образовательных организаций как представителей профессии с повышенной речевой ответственностью.
Предметом исследования являются фонетические характеристики речи, исследуемые как маркеры профессиональной принадлежности говорящего.
Цель данной работы состояла в выявлении и описании фонетических особенностей речи учителей и преподавателей различных учебных организаций как представителей профессий с повышенной речевой ответственностью, относящихся к образовательной сфере деятельности, а также в составлении собственной системы упражнений для развития просодических характеристик речи.
Для достижения поставленной цели мы ставили перед собой следующие задачи:
- — рассмотреть понятия «социальный статус» и «социальная стратификация», их категориальный аппарат;
- — определить место профессии среди других социальных факторов, влияющих на речевое поведение человека;
- — рассмотреть проблему прямой зависимости качеств оформления речи на просодическом уровне от профессионального положения и статуса говорящего;
- — рассмотреть просодические особенности речи учителя как представителя профессии с повышенной речевой ответственностью в рамках профессиональной коммуникации;
- — предложить рекомендации по формированию качеств голоса.
Теоретической базой данного исследования послужили работы отечественных и зарубежных лингвистов: В. И. Карасика, Т. И. Шевченко, М. Я. Блоха, Е. Л. Фрейдиной, R. Linton, Поля Л. Сопера, A. Maley и других выдающихся ученых.
В работе использовался комплексный метод исследования, включающий лексико-грамматический и фонетический (аудиторский) виды анализа.
Исследование включало в себя следующие этапы:
- 1) Расшифровка звучащих текстов и составление транскриптов;
- 2) Выявление лексико-грамматических характеристик звучащей речи;
- 3) Выявление фонетических маркеров профессиональной принадлежности:
- — артикуляционные особенности;
- — качество голоса;
- — темпо-ритмические характеристики;
- — паузация и акцентирование.
Материалом исследования послужили аудиои видеозаписи публичных выступлений.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что она позволяет уточнить и обобщить научные представления о фонетических особенностях речи в сфере повышенной речевой ответственности.
Практическая значимость дипломной работы заключается в возможности применения ее теоретического материала, а также результатов и выводов практической составляющей в курсах теоретической, практической фонетики, социофонетики. Результаты исследования могут быть полезны для формирования риторической, коммуникативной и профессиональной компетенций будущих учителей.
Ключевая цель и основополагающие задачи данного исследования определили основную структуру дипломной работы. Данная работа состоит из введения, трех глав основной части и заключения. В конце работы приводится список использованной литературы (библиография).
Во введении аргументируется выбор темы, ее актуальность, определяется основная цель и конкретные задачи, выбираются методы исследования, формулируется теоретическая значимость и практическая ценность исследования, а также устанавливается структура дипломной работы.
В первой главе освещаются теоретические предпосылки исследования. В данной главе дается краткий обзор, раскрывающий, как разные социологи и лингвисты подходили в разное время к вопросам социального статуса и социальных ролей. Приводятся различные классификации понятий «социальный статус», «социальная роль» и других. Кроме того, рассматриваются подходы к изучению и анализу социального статуса.
Во второй главе рассматриваются такие ключевые понятия как речевая деятельность и речевой поступок педагога. Определяется роль риторики в профессиональной деятельности преподавателя.
В третьей главе представлены результаты исследования. Анализируются отрывки звучащей речи британских ораторов, принадлежащих к образовательной сфере. Рассматриваются и интерпретируются данные, полученные в ходе риторического, аудиторского анализа и опроса информантов-носителей языка. Предложены некоторые виды упражнений по развитию просодических характеристик речи.
В заключении подводятся основные итоги выполненного нами исследования.
В библиографии приводится список использованной научной литературы по вопросам, рассматриваемым в дипломной работе.
Содержание работы изложено на 70 страницах.