Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Роль периодических изданий в развитии чувашской литературы: 1900-1930 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выход номера литературного, политического, научного журнала «Сунтал» явилась знаменательной вехой в истории чувашской литературы. На ее страницах разворачиваются циклы стихотворений, поэмы и повести. Есть место разным мнениям по дискутируемой проблеме. В нем многообразно представлена литературная жизнь Чувашии и СССР. Именно на страницах этого журнала печатались лучшие образцы чувашской… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Первая чувашская газета «Хыпар» и литературное движение начала XX века
  • Глава II. Становление чувашской массовой печати и развитие литературы (1917 — 1923 гг.)
  • Глава III. Роль журнальной периодики в развитии чувашской литературы (1924 — 1930 гг.)

Роль периодических изданий в развитии чувашской литературы: 1900-1930 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В развитии чувашской литературы первых десятилетий XX века большую роль сыграли газеты и журналы. Благодаря им происходит расширение, углубление идеи и тематики содержания литературных произведений, а также формирование жанровых форм и стилей. По их страницам можно проследить важные вехи и динамику историко-литературного процесса.

Актуальность темы

В изучении художественных процессов любой национальной литературы одна из важнейших ролей принадлежит публицистике. Особая роль отводится периодической печати: газетам и журналам, в которых произведение публиковалось в первый раз. Поэтому изучение факта первой публикации, уяснение роли газет и журналов в процессах формирования литературно-художественного сознания нации, эстетических процессов той или иной национальной литературы есть актуальная задача современного литературоведения. Тесно переплетаются история литературы и периодической печати. В данной работе развитие чувашской литературы рассматривается в контексте становления чувашской журналистики, формирования массовой печати и литературно-художественных изданий. В этой связи особое внимание уделено первой чувашской газете «Хыпар» («Вести»), ее преемнице — газете «Канаш» («Совет») и органу Союза чувашских писателей «Канаш» журналу «Сунтал» («Наковальня»). В «Хыпаре» на протяжении долгих десятилетий целенаправленно концентрировалась определенная группа чувашских писателей и публицистов.

В рассказах, очерках, памфлетах и фельетонах, опубликованных в первых газетах, проявляется ориентированность писателей на прямые высказывания по теме, широкое использование риторических приемов и способов повествования. Но уже явственно заметно художественное восприятие мира, изображение характеров, событий и обстоятельств, обращение к обиходной, непринужденной речи. А в журнальных публикациях 20-х годов проза и поэзия выявляют многообразие жанров и стилей: медитативной и гражданской лирики, эпической и лиро-эпической поэмы, героико-революционной повести и психологического рассказа, социально-бытовой драмы и др. Представляется важным выявить индивидуальное и национальное своеобразие, а также понять противоречивые оценки их современников.

Место и роль газеты «Хыпар», других периодических изданий в национальном историко-литературном процессе, их значение в формировании системы эстетических и художественных принципов, влияние публицистики на развитие словесного искусства, специфическая природа публицистичности художественных произведений, вопросы писательской публицистики и сегодня не утратили своего значения. Они звучат актуально и злободневно, неся в себе огромную проблематику для дальнейшего развития чувашской литературы. Поэтому данная исследовательская работа имеет целью восполнить весьма заметные пробелы в исследованиях других ученых по данной тематике.

Цель диссертации. Диссертация имеет целью выявить специфические особенности параллельного развития публицистики и художественной литературой. При этом необходимо опираться на функциональный подход, который позволяет раскрыть причины востребованности публицистики в начале XX века, а также объясняет многие явления и факты, выступающие как органический сплав образной художественности и публицистичностипоясняет то, что их объединяет, и то, что отличает по целям и средствам отображения действительности. В этой связи также ставится целью исследование жанровых форм и видов журнальной литературы: научно-популярной, публицистической и художественной. Писателям и публицистам газет «Хыпар» и «Канаш» присущи поиски форм и способов в освещении движения эпохи, тематическая злободневность, активная гражданская позиция и тенденциозность. Эти особенности присущи и публикациям в издаваемых в эти годы журналах: «Сунтал», «Капкан» и др. В диссертации изыскиваются пути исследования этих явлений.

Теоретическая и методологическая основа выработана на основе изучения трудов крупнейших российских ученых разных лет. В трудах А. Н. Веселовского, А. И. Белецкого, М. М. Бахтина, И. Н. Розанова, М. Б. Храпченко определены пути изучения литературы в меняющемся социально-культурном контексте, мотивов одобрения или неприятия творчества писателя его современниками, а также их сегодняшнее бытование.

В качестве методологической основы диссертант опирался и на труды литературоведов Поволжья и Приуралья М. Х. Гайнуллина, В. М. Ванюшева и др.

Большую помощь оказали содержательные работы чувашских ученых-публицистов К. К. Петрова, И. Я. Тенюшева, А. П. Леонтьева, Г. Ф. ЮмартЛи других. Литературоведы в свою очередь внесли большой вклад в осмысление художественных процессов, творчества писателей. Это — труды М. Я. Сироткина, Е. В. Владимирова, Ю. М. Артемьева, В. Г. Родионова, Г. И. Федорова и др. В диссертации сделана попытка объединить их результаты в выявлении органического единства художественной литературы и публицистики. В этой связи представляется плодотворным обращение к историко-функциональному изучению литературы.

Материалом исследования, научного анализа послужили произведения чувашских писателей и публицистов 1900;1930;х годов (статьи, фельетоны, очерки, стихотворения, поэмы, рассказы, повести, произведения других жанров), опубликованные в газете «Хыпар» (1906;1907;ых годов), журналах и газетах 1917;1930;ых годов. Для более детального представления об особенностях художественно-публицистических концепций мастеров слова этого периода диссертантом рассмотрены и неопубликованные произведения, хранящиеся в архиве Чувашского государственного института гуманитарных наук, рукописные материалы отдела литературы этого же института и Центрального государственного архива Чувашской Республики.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем на основе анализа различных периодических изданий впервые выявлен особый корпус художественно-публицистических и художественных жанров. Новым в диссертации является и то, что впервые в чувашской литературе уделено внимание стилевому развитию публицистики. В работе на основе уточнения, дополнения и развития имеющихся в трудах литературоведов обобщений и наблюдений разрабатываются новые концептуальные видения роли и значения периодической печати в развитии литературно-художественного сознания чувашского народа в рассматриваемый период.

Художественная проза в чувашских газетах и журналах исследуется в аспекте выявления идейно-тематических и жанрово-стилевых обращений к историко-функциональному изучению темы. Это открывает новые пути освоения важного этапа в развитии литературы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может внести определенный вклад в разработку проблем теории и истории чувашской литературы и публицистики. Результаты данного исследования могут использоваться при создании теоретической основы для новых исследований. Материалы также являются значимыми в плане разработки истории национальной словесностиподготовке учебников и методических рекомендаций для вузов, педагогических училищ и школпри чтении спецкурсов в учебных заведенияхнаписании студентами курсовых и дипломных работ. Работа позволит углубить курс истории чувашской литературы новыми теоретическими положениями и выводами.

Апробация работы. По теме диссертации напечатано более 10 статей в республиканских газетах и журналах, научных сборниках.

Многие выводы работы озвучены на научно-практических конференциях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Структура работы предопределена поставленной в ней целью. Основное внимание уделено проблематике и динамике историко-литературного процесса, хронологии исследуемого материала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обращение к истории журналистики, периодической печати представляет благодатную возможность для уяснения путей и перепутий литературного развития. Рассмотрение обстоятельств первых публикаций на страницах периодической печати и отношения к ним современников приближает исследователей к правильному пониманию, обоснованному истолкованию литературного процесса в исторической перспективе.

В XX веке не только значительные, но и просто более или менее заметные изменения в характере образного творчества в гораздо большей степени связаны с коллективными усилиями писателей. Но это, разумеется, вовсе не означает, что роль первоклассных художников слова в творческом обогащении литературы стала малозначительной. Характерной особенностью является и то, что в нем значительное место заняли художественные течения, традиции, начало которым положено в XIX веке.", — писал в свое время академик М. Храпченко [101. С.50−51]. Такое положение вещей характерно и для чувашской литературы.

Изложенное в главах диссертационной работы дает возможность сделать определенные выводы. Первый этап развития чувашской литературы характерен тем, что это была литература одиночек с небольшим творческим наследием, без достаточного опыта и традиций. Развитие творческих традиций шло при поддержке русской литературы. «Литературная деятельность первых чувашских писателей и поэтов вдохновлялась лучшими демократическими представителями русской общественной мысли» [91. С.41]. Своей периодической печати пока не было. В 1899 году И. Н. Юркин ходатайствует перед Министерством внутренних дел о разрешении издавать газету на чувашском языке («Пулхар»), но до 1906 года такой возможности не представится.

Развиваясь в тяжелых условиях жестоких цензурных преследований, дореволюционная чувашская литература затрагивала больше всего круг бытовых проблем. Второй этап развития демократической чувашской литературы приходится на годы первой русской революции, когда развертывалась и борьба за свою литературу и национальную печать. Возникновение первой чувашской газеты «Хыпар» вызвано как политическими и культурными потребностями, так и эстетическими и художественными потребностями чувашского народа. Ее немногочисленные номера являются неотъемлемой частью истории литературы. Как было отмечено, на страницах газеты выступали корреспонденты с мест, писатели, призывавшие в своих статьях и художественных произведениях к борьбе с системой угнетения чувашского народа. Среди его сотрудников особенно выделяются Т. Семенов, а среди корреспондентов — М. Акимов, А. Васильева, Н. Шелеби, Г. Комиссаров, Ф. Николаев, Г. Кореньков, С. Сорокин, Т. Абрамов, Д. Демидов и др. Их рассказы, очерки, памфлеты, политическая и пейзажная лирика стали значительным вкладом в становление национального и жанрово-стилевого своеобразия чувашской литературы. Следовательно, в чувашской литературе периода первой русской революции возникли новые формы и жанры: публицистический очерк, фельетон, памфлет, произведения гражданской лирики, поэмы, драма. Программа и практика газеты охватывала большой круг общественно-политических проблем, что способствовало развитию публицистики, многообразию ее жанров. Специфика газетных публикаций оказывает влияние на особенности художественных произведений, основная из которых — злободневность, прямые высказывания автора. Это свидетельствует о том, что несмотря на некоторую непоследовательность взглядов и сравнительно невысокий уровень мастерства писателей, авторов, сотрудничающих с первой чувашской газетой, их произведения были исполнены, как отмечает М. Я. Сироткин, «большой эмоциональной силы, ненависти к старому и жажды нового. В них изображалась реальная народная жизнь, отражались думы и чувства трудящихся.» [92. С.39−40].

В общности художественных средств в публицистике и литературе находят проявление черты эпохи, характер газетных публикаций. Главной задачей газеты «Хыпар», по мнению ее первого редактора, было писать для родного народа, писать умно и красиво, что, как покажет начальный этап XX века, и было выполнено.

Будучи народной трибуной, газета выступила и пропагандистом литературных форм языка, распространителем новых речевых средств, активным сторонником расширения функций чувашского языка в общественной жизни народа. Как отмечает языковед Н. П. Петров в своей статье, именно появлением «в годы буржуазно-демократической революции газеты „Хыпар“ обусловлено зарождение в чувашском литературном языке газетно-публицистического стиля. Газета обогатила чувашский язык новыми речевыми средствами, расширила семантические границы общеупотребительных слов и ускорила, таким образом, темпы развития языка и литературы.» [19. С.363].

Все это приводит к мысли, что возрождение издания чувашских газет после Февральской и Октябрьской революций также имело благоприятное влияние на развитие литературы. В разных городахКазани, Симбирске, Уфе, Чебоксарах — появляются газеты различных политических и культурных ориентаций. Среди них выделяются чувашская крестьянская газета «Хыпар», беспартийная «Новая жизнь», орган политотдела 5-й армии «Голос пролетариата» и орган левосоциалистического комитета, позже — наркома газета «Канаш». В Чебоксарах издается «Крестьянская речь», в Казани — «Чувашская коммуна», «Товарищ», «Молодой коммунист». В числе их авторовпредставители старой и новой интеллигенции, поэты и прозаики, публицисты и начинающие критики. Благодаря газетам читатель узнает о новых произведениях многих мастеров слова. Вышеизложенное также позволяет сделать вывод, что печатное слово и книга на родном языке сыграли огромную роль в ускорении развития и роста национального самосознания народа, в повышении грамотности и культуры. Формируется творчество Н. Шубоссинни, Ф. Павлова, И. Тхти С. Эльгера, С. Фомина, М. Трубиной, И. Агаха, Н. Вазянки и других впоследствии известных писателей. Зарождение массового литературного движения, усиленное пополнение языкового фонда разными политическими, научными понятиями, развитие периодической печати напрямую повлияли на создание новых литературных форм, упорядочения орфографии и терминологии. Становление чувашского литературного языка, начавшееся еще в дореволюционный период, приобретает общенациональную форму. Обретают знаковость имена Константина Иванова и Михаила Сеспеля. «Новая жизнь» настойчиво публикует статьи о поэме «Нарспи» и ее авторе и проводит мысль о том, что поэма является классическим образцом чувашской литературы. «Канаш» акцентирует внимание на творчестве М. Сеспеля. Ее редактор Н. Золотов убеждает, что новая литература должна основываться на реформе чувашского стихосложения, предпринятого поэтом в теории и на практике.

В газетной критике в целом верно ставилась и решалась проблема традиции и новаторства, национальной самобытности чувашской литературы. Но уже давала о себе знать установка на партийность, классовость, идеологическую целесообразность искусства. Уже в начале 20-х годов крестьянская литература начала противопоставляться пролетарской, К. Иванов — М. Сеспелю, а вскоре подобная практика получит теоретическое обоснование у рапповцев и их последователей чапповцев.

Как отмечается в работе, художественная литература периода становления массовой газетной печати имеет тесную связь с публицистикой. Газетчики шли в литературу, писатели выступали с публицистическими статьями. В рассматриваемый период проза представлена малыми формами (очерк, рассказ, зарисовка), в которых эмоционально выражена авторская позиция. В поэзии преобладала общественная проблематика, и она большей частью была представлена гражданской лирикой, сатирическими жанрами.

В 1919 году в Казани начал выходить первый общественно-политический, научный и литературно-художественный журнал на чувашском языке «Шурампу?» («Заря»), на страницах которой печатались произведения чувашских писателей, переводы из русской литературы, образцы народного творчества. Наряду с художественно полноценными в журнале появлялись слабые стихи и рассказы некоторых авторов. Публиковались материалы религиозно-мифического характера, которые в тот период принимались за недостаток.

Выход номера литературного, политического, научного журнала «Сунтал» явилась знаменательной вехой в истории чувашской литературы. На ее страницах разворачиваются циклы стихотворений, поэмы и повести. Есть место разным мнениям по дискутируемой проблеме. В нем многообразно представлена литературная жизнь Чувашии и СССР. Именно на страницах этого журнала печатались лучшие образцы чувашской литературы и публицистики. Его изданию предшествовали, сопутствовали и другие журналы: подготовленный литературным кружком при Симбирском институте народного образования журнал «Волжская песня» (издано всего два номера), в Казани выходили научно-популярные сельскохозяйственные журналы «Ана» («Нива»), «£ёр ёдлекен» («Хлебороб»), которые также в какой-то степени сыграли определенную роль в развитии чувашской литературы и публицистики. Но по целям и возможностям они не могли делать то, что брало на себя литературно-художественное издание.

Изучение чувашской литературы в контексте истории журнала Союза чувашских писателей «Канаш» привлекательно возможностью использования историко-функционального использования историко-функционального метода, «цель которого состоит в исследовании активной жизни литературных феноменов в самых различных духовных сферах и формах эпох и поколений» [56. С.87].

Следовательно, в журнале литература предстает не только как художественный, но и общественный феномен. То есть при оценке произведения журналист-критик может выходить из эстетической сферы — в социальную, политическую, нравственную. И в тех случаях, когда не учитывалась специфика художественного творчества, появились различные суждения и оценки вульгарно-социологического толка. К ним можно отнести статьи И. Кузнецова, А. Золотова, Г. Кузнецова-Кели и др. Этому способствовало то обстоятельство, что союз «Канаш» и редакция журнала «Сунтал» организационно и идейно были привязаны к РАПП. И все же в журнале публиковались не только свои пролетарские писатели, но и «попутчики»: С. Эльгер,.

П. Хузангай, В. Митта и др.

Итоги исследования подтверждают, что ни «попутчики», ни рапповцы не смогли разобраться, кто является «союзником» или «врагом» в литературном движении. Самым весомым аргументом в этом оказался художественный опыт С. Эльгера. П. Хузангая, С. Фомина, Д. Исаева, М. Трубиной, И. Мучи и других маститых и молодых писателей, постоянных авторов журнала. И к концу 20-х годов чувашские литераторы начали осознавать, что надуманные схемы и догмы не соответствуют реализациям литературного процесса, что разговор о литературе должен быть предметным, с учетом творческой индивидуальности автора, художественных особенностей произведения. Так, творчество К. Иванова и М. Сеспеля — пока с некоторыми оговорками — становятся классикой национальной литературы.

Но следует отметить, что хотя литература начала века широко и многообразно отражала социальный мир и своими средствами способствовала совершенствованию общественных отношений, «писатели и критики активно выступали против проявлений самоуверенности и самодовольства в нашей жизни и литературе, болезни, которую называли «благополучизмом.» [66. С. З]. Эта мысль прослеживается в третьей главе работы.

В центре внимания критики 20-х годов были произведения М. Трубиной, С. Фомина, Д. Исаева, Л. Агакова, А. Талвира, С. Ялавина, С. Шыпчыка. «В книгах, наравне с известными писателями, печатались рассказы В. Токсина, П. Львова, Г. Алендея, И. Викторова, И. Павлова-Пинера, И. Филиппова-Пачуры» [70. С.19]. Многие, опубликовав в газетах и журналах несколько произведений, исчезали с литературного горизонта.

В конце 20-х годов появляется много имен и названий, которые указывают на размах литературного движения и публицистики. Следует отметить, что в этот же период появляются новые имена рецензентов и критиков, их статьи, рецензии, исследования литературоведческого характера. Критика настойчиво требовала от мастеров слова перехода к более крупным жанрам. Серьезное внимание уделялось опыту, творчеству, мастерству.

Авторов первого советского десятилетия захватывали темы обновления мира после революции, культурного строительства, развития народного хозяйства, борьбы за общие интересы и т. д. В силу возможности периодические издания публиковали на своих страницах творения писателей, поэтов и публицистов.

Вышеизложенное сводится к следующему: чувашская литература 1900;1930;х годов развивалась в тесной связи с периодической печатью. Лучшие традиции чувашской литературы начала XX века стали основой для развития литературы в советский период. В силу этого итоги были плодотворными. Благодаря первой газете «Канаш» в литературное творчество вовлекается большое число авторов стихотворений, памфлетов, рассказов и очерков. В начале 20-х годов литературные ряды пополняются молодыми писателями, умеющими вести прямой и открытий разговор с читателем. Отличительная черта их произведений — публицистичность, фотографичность, злободневность.

Журнальная литература — прежде всего в «Сунтале» представлена зрелыми и начинающими писателями. Идейно-тематическое и жанрово-стилевое многообразие их произведений находится под пристальным вниманием критики. Тем самым публицистика и художественная словесность упрочивают свои идейные и эстетические позиции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.А. Поэтика Константина Иванова. Вопросы метода, жанра, стиля. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1990. — С. 192.
  2. А .Я. Казань в глухие годы (1906−1909 гг.) // Путь революции. Казань. — 1922. — № 1.
  3. Ю.М. Пурнад чанлахёпе сёнарсен илемёшён: Критика статйисемпе рецензисем. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1984. — 128 с.
  4. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.-445 с.
  5. Г. А. Закономерности стилевого развития прозы 20-ых гг. -М.: Наука, 1977.-255 с.
  6. В.Г. Собр. соч.: В 3 т. / ГИХЛ. М., 1948. — Т. 3. -805 с.
  7. H.A. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. М.: Искусство, 1994. — Т. 2. — 510 с.
  8. Н.Б. Справочник журналиста. 2-е изд., перераб. и расшир. — Л.: Лениздат, 1965. — 123 с.
  9. Большевистская печать накануне и в период первой русской революции 1905−1907 гг. М.: Знание, 1957. — 264 с.
  10. .И. Реализм всегда и сегодня. Л.: Лениздат, 1967. -312с.
  11. В.М. Расцвет и сближение. Ижевск, 1980. — 251 с.
  12. Bacca Ahhcch. Ёмёт cHTpe: Асаилу, caBaceM.- Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1972. 56 с.
  13. Bacca Ahhcch. CyTa canTap хйпарчё.- Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1966. 44 с.
  14. А.Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк., 1989. -406 с.
  15. Е.В. В русле времени. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1979.-232 с.
  16. Вопросы поэтики Константина Иванова. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1991.- 166 с.
  17. Газетные жанры: Сб. ст. Свердловск, 1962.
  18. М. О печати. М.: Госполитиздат, 1962. 408 с.
  19. А.П. Асчах-писатель, паллй педагог-тёпчев?ё / Чёваш ун-чё. Шупашкар, 1999. — 259 с.
  20. П.В. Хыпардасем. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1961. — 272 с.
  21. Жанры советской газеты. М.: Изд-во МГУ, 1959. — С. 45−49.
  22. Д.О. На рубежах публицистики // Сов. печать. 1959. — № 6.
  23. Д.О. Развивать публицистику // Сов. печать. 1959. -№ 11.
  24. Н.И. Заметки по ознакомлению с чувашским наречием. Казань: Центральная типография, 1871. — 16 с.
  25. Н.И. Сб. ст. Казань: Центральная типография, 1916.- 146 с.
  26. В.Я. От фольклора к письменности. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1971. — 126 с.
  27. Классик чувашской поэзии. Сб. ст. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1966. — 223 с.
  28. Н.В. Жанры советской периодической печати. М.: Мысль, 1964. — 36 с.
  29. М. Писатель в газете. М.: Сов. писатель, 1962. -139 с.
  30. Г. И. О чувашах / Чуваш, ун-т. Чебоксары, 2003. -С.404.
  31. И.Д. Очерки по истории чувашского крестьянства. -Чебоксары: Чувашгосиздат, 1957. 343 с.
  32. И.Д. Очерки по истории чувашского народа (на чув. яз.). Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1962. — 380 с.
  33. А.И. Художественная проза С. Эльгера. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1961.- С. 15.
  34. Г. К. О старшем брате своем. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1973. — 97 с.
  35. Культурное строительство в Чувашской АССР: Сб. док. Кн. 1. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1962. — 147 с.
  36. А.П. Возвращение профессора. Чебоксары, 2003. — 95с.
  37. Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопр. лит. 1968. — № 8.
  38. Г. И. Ленинизм и судьбы национальных культур. М.: Современник, 1982. — С. 288.
  39. Ю.М. В школе поэтического слова. М.: Просвещение, 1988.-352 с.
  40. А. Статьи о Горьком. ГИХЛ. М.: Знание, 1957. -С.58.
  41. В.Н., Юлдашбаев Б. Х. Ленин и самоопределение наций (на примере народов Среднего Поволжья и Приуралья). Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1967. — 239 с.
  42. A.A. Советская журналистика 20-х годов: Краткий очерк журнальной периодики. Л.: Изд-во ЛГУ, 1964. — 152 с.
  43. В.П. Чувашский рассказ: Учеб. пособие. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1985. — 128 с.
  44. И.Н. Чувашская революционно-демократическая печать в период народной революции в России (1905−1907 гг.). М.: Изд-во МГУ, 1968. — 17 с.
  45. П.Н. Чувашия в годы первой русской революции 19 051 907 гг. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1955. — 215 с.
  46. Н.В. Конспект по истории христианского просвещения чуваш (на правах рукописи). Казань: Центральная типография, 1909. — 72 с.
  47. Н.В. Народное образование у чуваш. Казань: Центральная типография, 1906. 86 с.
  48. Очерки истории культуры дореволюционной Чувашии. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1986. 304 с.
  49. Н.С. Проблема конфликта в чувашской драматургии: Крат. ист. обзор. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1966. — 108 с.
  50. К.К. Возникновение чувашской журналистики / Чуваш, ун-т. Чебоксары, 1987.- 72 с.
  51. К.К. Жанры в чувашской журналистике / Чуваш, ун-т. -Чебоксары, 1990.- 76 с.
  52. К.К. Основатель «Хыпара». Изд-во редакции «Хыпара». -Чебоксары, 1996. 24 с.
  53. М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. — М.: Сов. писатель, 1986. 480 с.
  54. Проблемы газетных жанров: Сб. ст. Л.: Изд-во ЛГУ, 1962. -187с.
  55. Революцичченхи чаваш писателёсен произведенийёсем. -Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1962. 184 с.
  56. В.Г. Чувашский стих: Проблемы становления и развития. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1992. — 294 с.
  57. И.Ю. Художник в поисках истины. М.: Современник, 1989. — 384 с.
  58. Ю.А. Введение в общую филологию. М.: Высш. школа, 1979. — 224 с.
  59. Сеспель Михаил. Собрание сочинений. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1959. — 355 с.
  60. И.Я. Чавашсен малтанхи публицисчёсем. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1989. 68 с.
  61. . О стиле. Л.: Прибой, 1929. — 328 с.
  62. А.Т. Народное просвещение Чувашской АССР за 15 лет. Чебоксары: Чувашгиз, 1935. — С. 36.
  63. Г. И. Санарла самах шыравё. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1996. — 224 с.
  64. Г. И. Художественный мир чувашской прозы / ЧГИГН. -Чебоксары, 1996. 304 с.
  65. М.Б. Горизонты художественного образа. М.: Худож. лит., 1982. — 234 с.
  66. М.Б. Собр. соч.: В 4 т. Т.4. М.: Худож. лит., 1981. -431 с.
  67. Чуваши в первой русской революции: Сб. ст. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1956, — 210 с.
  68. Чувашская книга до 1917 года (на правах рукописи). -Чебоксары, 1950. 32 с.
  69. Шупу99ынни Н. В. Суйласа илнисем. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1958. — 175−210 с.
  70. B.C. Путь к роману. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1976.-96 с.
  71. Ш. Юрьев М. Чувашские писатели: Библиограф, сб. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1964.- 326 с.
  72. И. Публицистика определяет уровень газеты // Сов. печать. 1956.- № 12.
  73. Вопросы экономики и истории ЧАССР // Учен. зап. ЧНИИ. -Чебоксары. Вып. 13. — 123 с.
  74. П. К биографии Тайра Тимкки // Сов. Чувашия. 1956. -13 мая.
  75. П.Г. Роль Казанского университета в развитии культуры чувашского народа//Учен. зап. ЧНИИ. 1957. — Вып. 15.
  76. П.В. Первая чувашская газета // Сов. Чувашия. 1956. — 25. апр.
  77. М., Дисков А. Звезда Васся Анисси // Сов. Россия. 1997.
  78. Н. К.В. Иванов и Тайр Тимкки в Симбирской чувашской школе //Ялав. 1959. — № 12.
  79. М. (^амрак писательсемпе комсомол // Сунтал. -1927. 2 №.
  80. В.Я. Развитие дореволюционной культуры чувашского народа и ее взаимосвязи с русской культурой // Учен. зап. ЧНИИ. 1956. -Вып. 15.
  81. И.Д. Первая чувашская газета «Хыпар» // Учен. зап. ЧНИИ. 1957. — Вып. 15. — С.210−220.
  82. И.Н. К вопросу о возникновении чувашской революционной печати (1906−1907гг.) // Учен. зап. ЧНИИ. 1966. — Вып. 31.- С. 139.
  83. Н.С. М.Ф. Акимов родоначальник чувашской художественной публицистики // Учен. зап. ЧНИИ. -Чебоксары, 1964. -Вып. 27.
  84. Н.П. Наблюдение над лексикой первой чувашской газеты «Хыбар» // Учен. зап. ЧНИИ. 1973. — Вып.2. — С.330−363.
  85. Печать Чувашской АССР. К 40-летию Великой Октябрьской революции: Стат. материалы. Чебоксары, 1957.
  86. К.К. Особенности возникновения чувашской журналистики в Казани //Казанская пресса. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1974. С. 73.
  87. В.Г. Энергия, воплощенная в слове // Сеспель М. Собр. соч. Изд. втор., доп. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1983. — С. 30.
  88. В.Г. К вопросу о национальном самосознании чувашей в конце XIX начале XX века // Вопросы традиционной духовной культуры чувашей: Сб. ст. — Чебоксары, 1989.- С. 63−74.
  89. Г. Я. Художественное мастерство К.В. Иванова в поэме «Нарспи» // Классик чувашской поэзии: Сб. ст. Чебоксары, 1966.
  90. Шупу^дынни Н. Несколько слов об отце и наставнике чувашских литераторов // Канаш. 1922. — № 168 (918).
  91. Юркки Иване. 1905-мёшпе ун хы^данхи дулсем. Асаилусем. Сунтал. 1931. 2№. 19−20 е., 3−4 №. 38−40 с.
Заполнить форму текущей работой