Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Административно-правовое регулирование и организация лицензионной деятельности в сфере пожарной безопасности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведение в Российской Федерации глубоких преобразований во всех сферах жизнедеятельности государства и общества неразрывно связано с необходимостью активизации работы по обеспечению правопорядка, безопасности личности, надежной охране конституционных прав, свобод и законных интересов граждан. Процессы реформирования, интеграции России в мировое сообщество поставили перед многими… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Понятие лицензионной деятельности Государственной противопожарной службы и ее правовое регулирование
    • 1. Понятие лицензионной деятельности Государственной противопожарной службы и основания, обуславливающие введение лицензионного режима
    • 2. Административно-правовое регулирование лицензионной деятельности Государственной противопожарной службы
  • ГЛАВА 2. Организация и осуществление лицензионной деятельности Государственной противопожарной службы
    • 1. Организация лицензионной деятельности Государственной противопожарной службы
    • 2. Осуществление лицензионной деятельности Государственной противопожарной службой

Административно-правовое регулирование и организация лицензионной деятельности в сфере пожарной безопасности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Проведение в Российской Федерации глубоких преобразований во всех сферах жизнедеятельности государства и общества неразрывно связано с необходимостью активизации работы по обеспечению правопорядка, безопасности личности, надежной охране конституционных прав, свобод и законных интересов граждан. Процессы реформирования, интеграции России в мировое сообщество поставили перед многими государственными структурами ранее не присущие им задачи, предопределяющие новые для них направления деятельности. Так, в недалеком прошлом лицензионную деятельность в силовых структурах осуществляли только подразделения по лицензионно-разрешительной работе органов внутренних дел (структурно входящие в состав милиции общественной безопасности). Они решали вопросы, связанные с оборотом оружия, боеприпасов к нему, функционирования организаций, на которые распространяются требования лицензионно-разрешительной системы и многие другие. В настоящее же время функция лицензирования наряду с МВД Российской Федерации возложена и на иные силовые ведомства. В частности лицензионную деятельность целого ряда работ и услуг в сфере пожарной безопасности осуществляет Государственная противопожарная служба, которая в настоящее время находится в стадии преобразования в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Опасность пожаров всегда была и остается весьма высокой, а проблема защиты от них — одной из самых актуальных.

Пожары, отмечают специалисты, — это такой же мощный фактор, негативно влияющий на состояние экономики страны, как и экономичеекая преступность. Материальный ущерб от них сопоставим с последствием экономических правонарушений. Причем урон от пожаров не только невосполним, но и требует еще больших затрат на восстановление уничтоженных материальных ценностей.

Необходимо отметить, что проблемы пожарной безопасности в России, взаимозависимы, особенно в части экономических, социальных, техногенных и экологических аспектов."1

Статистика свидетельствует: ежегодно в России происходит более 264 тыс. пожаров, в результате которых гибнет более 14 тыс. человек. Это означает, что ежедневно происходит более 700 пожаров, от которых уничтожается более 200 строений различного назначения, десятки единиц ав-томототранспорта и т. д. 2 При этом относительный уровень потерь от пожаров почти в пять раз превышает аналогичные показатели развитых стран мира, а число погибших на 1 тыс. человек населения почти в 18 раз больше чем в Японии и в 4 раза — чем в США.

Только в 2000 г. в Российской Федерации произошло около 246 тыс. пожаров, прямой ущерб от которых составил более 1,8 млрд. рублей. На пожарах погибло 16 298 человек и 14 034 получили тяжкие увечья. Огнем было уничтожено более 61 тыс. строений жилого, производственного, научного, медицинского, образовательного, культурно-зрелищного, торгового и иного назначения. Сгорело более 6 тыс. единиц различных автомото-транспортных средств и иной самоходной техники. Погибло в огне около 16 тыс. голов крупного рогатого скота.

За период 2001 г. обстановка с пожарами остается напряженной.

Анализ обстоятельств возникновения происшедших пожаров свиде

1 Серебрянников Е. А. Пожарная безопасность как составная часть национальной безопасности России. // Пожарная безопасность: Специализированный каталог. М., 2000. С. 6−11.

См. Пожары и пожарная безопасность в 1999 году: Статистический сборник. М., 2000. С. 4−5. тельствует: причиной большинства из них стало нарушение требований норм и правил эксплуатации пожароопасных агрегатов, проведения пожароопасных работ, а также неисправности оборудования и неосторожное обращение с огнем.

Осуществление лицензируемых видов деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности различными субъектами предусматривает, как реализацию установленных общих требований обеспечения пожарной безопасности, так и организацию своевременного предупреждения и успешного тушения пожаров. Поэтому проблематика лицензионной деятельности Государственной противопожарной службы носит многоаспектный характер и связана с различными отраслями российского права.

В отличие от ряда развитых стран мира в Российской Федерации правовые основы обеспечения пожарной безопасности находятся в стадии реформирования. Существующие сегодня в этой сфере нормативные акты разрознены. Нередко их положения не соответствуют содержанию Федерального Закона от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности», а по ряду позиций противоречат друг другу. Кроме того, они закрепляют устаревший механизм правового регулирования в сфере обеспечения пожарной безопасности, особенно в части упорядочения взаимоотношений Государственной противопожарной службы с органами государственной власти, местного самоуправления, организациями-собственниками и индивидуальными предпринимателями в новых условиях жизнедеятельности общества и государства.

Практическая деятельность подразделений Государственной противопожарной службы органически взаимосвязана с осуществлением ими ряда административных функций, и в правовом ее регулировании превалируют нормы административного права. Следовательно, административно-правовой аспект лицензионной деятельности подразделений указанной службы является одним из важнейших.

Отдельные вопросы правового (в том числе и административно-правового) регулирования деятельности Государственной противопожарной службы нашли освещение в трудах: А. Б. Гольцова, Р. И. Денисова, А. Г. Елагина, Б. Э. Касымова, Ю. Н. Коряковцева, Е. Г. Макаровой, А.К. Микее-ва, И. А. Попова, А. П. Рыжакова, В. Г. Татаряна, В. М. Черенкова и других ученых.

Вместе с тем, фактически большинство этих исследований относятся к периоду начала проведения в Российской Федерации социально-экономических и правовых реформ, т. е. до становления широкой лицензионной деятельности в системе органов внутренних дел. Вопросы же административно-правового регулирования лицензионной деятельности Государственной противопожарной службы за весь период выполнения ею соответствующих задач и функционирования в ее структуре подразделений по осуществлению лицензирования комплексно не изучались.

Например, практически являются неисследованными вопросы, касающиеся требований, предъявляемых к соискателям и обладателям лицензий (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензии на осуществление тех или иных видов работ, услуг), их прав и обязанностей в сфере пожарной безопасности, а также компетенции должностных лиц, лицензирующих органов Государственной противопожарной службы. Не подвергались исследованию и вопросы правового регулирования порядка приостановления и аннулирования лицензий по рассматриваемой проблематике.

Важным с научной и практической точек зрения является исследование механизма привлечения к ответственности должностных лиц и граждан, осуществляющих виды деятельности, подлежащие обязательному лицензированию, без получения соответствующих лицензий либо их имеющих, но допускающих нарушения лицензионных требований и условий.

Федеральным законом «О пожарной безопасности» нормативно закреплены подлежащие лицензированию виды работ и услуг в области пожарной безопасности, а также деятельность, относящаяся к этим работам и услугам. Кроме того, определен лицензионный (разрешительный) порядок их осуществления. Вместе с тем нормы действующего Кодекса РСФСР об административных правонарушениях не охватывают должным образом отношения ответственности, связанной с нарушением лицензионных требований в сфере деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности.

Следует учесть, что большинство исследований проблемных вопросов, касающихся правового регулирования деятельности Государственной противопожарной службы, проводились до принятия таких важных законодательных и нормативно-правовых актов, как Федеральный закон «О пожарной безопасности"1, Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановление Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 г. «Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организации Государственной противопожарной службы МВД Российской Федерации"3, Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности"4, Постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2000 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности"5 и ряда других.

Указанные акты существенно расширили сферу деятельности Госу

1 См. Собрание законодательства Российской Федерации 1994 г. № 35 ст. 3649- 3503- 1996 г. № 17 ст. 1911; 1998 г. № 4 ст. 430

См. Собрание законодательства Российской Федерации 2001 г. № 33 ст. 3430

3 См. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации 1993 г. № 37 ст. 2587

4 См. Собрание законодательства Российской Федерации 1995 г. № 1 ст. 69

5 См. Собрание законодательства Российской Федерации 2000 г. № 16 ст. 1716 дарственной противопожарной службы. При этом они нормативно закрепили ее функцию по осуществлению лицензирования, предоставили определенные полномочия и возложили дополнительные обязанности, касающиеся сферы осуществления подобной деятельности в области пожарной безопасности.

Данные обстоятельства и недостаточная решенность вопросов практики осуществления лицензионной деятельности подразделениями Государственной противопожарной службы обусловили целесообразность дальнейшего теоретического исследования выбранной проблематики.

Научная и практическая значимость решения данной проблемы, по сути предопределили выбор темы настоящего диссертационного исследования.

Цели и задачи исследования.

Основная цель работы — комплексное исследование лицензионной деятельности Государственной противопожарной службы (ГПС), раскрытие обстоятельств, обусловливающих необходимость ее осуществления, и разработка предложений и рекомендаций, направленных на совершенствование этой деятельности.

В соответствии с поставленной целью определены следующие основные задачи: раскрытие содержания понятия лицензионной деятельности ГПС;

— анализ действующего законодательства, регулирующего лицензионную деятельность ГПС;

— изучение практики лицензирования, контроля и надзора за осуществлением подлежащих лицензированию видов деятельности в рассматриваемой сфере;

— разработка предложений по совершенствованию правового регулирования лицензионной деятельности ГПСопределение путей совершенствования деятельности подразделений ГПС, осуществляющих лицензирование.

Научная новизна диссертационного исследования.

Настоящая диссертационная работа представляет собой исследование теоретико-прикладного характера, посвященное комплексному анализу правовых и организационных основ лицензионной деятельности Государственной противопожарной службы.

Новыми, наиболее важными положениями, содержащимися в диссертационном исследовании и выносимыми на защиту являются :

— понятие лицензионной деятельности, осуществляемой ГПСпредложения по совершенствованию законодательства, регулирующего лицензионную деятельность ГПС;

— предложения, касающиеся установления административной ответственности за нарушения в сфере осуществления видов деятельности в области пожарной безопасности, подлежащих лицензированиюпредложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения соискателей лицензий, лицензиатов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензии) и должностных лиц, лицензирующих структур ГПС;

— предложения по совершенствованию правового регулирования порядка получения, приостановления и аннулирования лицензий, выдаваемых ГПС.

Методическая основа и эмпирическая база научного исследования.

Исследование избранной темы базируется на общенаучных методах познания. В работе использовались формально-логический метод, анализ, рассматриваемые вопросы темы освещаются с учетом достижений таких наук как конституционное право, административное право, уголовное право, гражданское право, теория управления и иных отраслей права. Кроме того, использовались работы ученых-юристов. Для исследования ряда аспектов темы применялись также методы, как то: сравнительно-правовой, анкетирование и интервьюирование должностных лиц подразделений ГПС, осуществляющих функции как Государственного пожарного надзора в целом, так и лицензирования в частности, граждан, являющихся соискателями лицензий, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся лицензиатами (имеющих лицензии).

В диссертации анализируются нормы действующего законодательства, ведомственные нормативные акты (в том числе нормативные акты МВД России).

Эмпирическую основу исследования составили: статистические данные и иные материалы Главного управления Государственной противопожарной службы, Всероссийского научно-исследовательского института противопожарной обороныматериалы по осуществлению лицензионной деятельности, а также применению административно-юрисдикционных полномочий Управлений Государственной противопожарной службы г. Москвы и Московской областирезультаты анкетирования и интервьюирования сотрудников ГПС, осуществляющих функции Государственного пожарного надзораматериалы периодической печати, относящиеся к проблеме исследования.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что ее результаты в определенной мере развивают и дополняют организационно-правовой механизм государственного управления внутренними делами, позволяют более глубоко вникнуть в содержание лицензионной деятельности ГПС.

Практическая ценность работы определяется тем, что ее результаты могут быть использованы для совершенствования лицензионной деятельности ГПС. Это должно привести к консолидации усилий, направленных на повышение качественного уровня предупреждения пожаров, а также максимально быстрое и квалифицированное их тушение в случае возникновения.

Материалы диссертации могут быть полезны в научно-исследовательской деятельности. Вместе с тем они могут представлять определенный интерес для преподавателей отраслевых юридических дисциплин, докторантов, адъюнктов, аспирантов, соискателей ученых степеней, а также для студентов юридических высших учебных заведений и слушателей образовательных учреждений МВД России при изучении курсов «Административное право», «Административная деятельность органов внутренних дел» и других.

Апробация результатов исследования.

Основанные на результатах проведенного исследования выводы, предложения и рекомендации использовались при подготовке научных статей и сообщений, которые опубликованы в межвузовском сборнике научных трудов адъюнктов и соискателей МА МВД России:

К вопросу об административно-правовом регулировании лицензионной деятельности в сфере пожарной безопасности" (1998г.);

— «Актуальные проблемы совершенствования административно-правового регулирования лицензионной деятельности Государственной противопожарной службы МВД России» (1999г.);

— «Некоторые вопросы правового и организационного регулирования лицензионной деятельности в области пожарной безопасности» (2001 г.).

По этой проблематике диссертант выступал с докладом на научно-практических конференциях Московской академии МВД России (19 972 001г.). Результаты исследования внедрены в учебный процесс при проведении занятий с курсантами МА МВД России по дисциплинам «Введение в специальность», «Административная деятельность органов внутренних дел».

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения, библиографии, приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы и предложения:

I. Лицензионная деятельность Государственной противопожарной службы является одним из видов административной деятельности. Это комплекс предпринимаемых ее компетентными специализированными структурами действий (мероприятий): по предоставлению физическим и юридическим лицам правомочий разрешительного характера на осуществление предусмотренных законом и подлежащих лицензированию видов деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасностипо надзору за соблюдением этими субъектами установленных норм, правил и стандартовпо выявлению, предупреждению, пресечению нарушений таковых и привлечению виновных к юридической ответственности.

II. Лицензионная деятельность органов Государственной противопожарной службы основана на положениях Конституции РФ, но регулируется прежде всего нормами административного, а также гражданского, уголовного, финансового и иных отраслей права.

III. Важное значение лицензионной деятельности органов ГПС заключается в том, что она направлена на обеспечение пожарной безопасности — одной из составляющих общественной безопасности, на осуществление мероприятий, обеспечивающих предупреждение возникновения пожаров, ограничение их распространения в случае возникновения, своевременную эвакуацию людей и ценностей из зоны огня, максимально быструю ликвидацию очагов горения.

IV. Непосредственными субъектами осуществления лицензионной деятельности являются специализированные подразделения (сотрудники, группы, отделения, отделы) Государственной противопожарной службы. Их деятельность самым непосредственным образом соприкасается с деятельностью всех подразделений ГПС, осуществляющих функции Государственного пожарного надзора, а также подразделений милиции общественной безопасности, аппаратов органов внутренних дел по борьбе с экономическими правонарушениями, иными правоохранительными органами, структурами выполняющими контрольно-надзорные функции, общественными объединениями, принимающими участие в обеспечении общественной безопасности.

V. Разнообразие видов нормативных актов, регулирующих деятельность ГПС (в том числе лицензионную) создает предпосылки для их классификации. Действующие здесь нормативные акты можно классифицировать по следующим основаниям: 1) нормы, определяющие организацию Государственной противопожарной службы, осуществления ее подразделениями Государственного пожарного надзора, пожаротушения, лицензирования и иных функций, а также создание, реорганизацию и ликвидацию подразделений ГПС- 2) нормы, регулирующие прохождение службы, трудовые отношения, осуществление научно-исследовательской деятельности. 3) нормы, регулирующие взаимоотношения ГПС с другими министерствами, ведомственными, международными организациями и иными структурами.

Классификация позволяет уяснить юридическую природу, понять назначение и роль различных нормативных актов в решении задач возложенных на органы ГПС, определить пути совершенствования их нормотворческой и правоприменительной деятельности.

VI. Как показывают результаты исследования практики осуществления лицензирования деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности, органами Государственной противопожарной службы, ее правовое регулирование нуждается в совершенствовании.

Несовершенство действующего правового регулирования состоит в наличии пробелов, противоречий в законодательных и подзаконных нормативных актах, что создает препятствия в осуществлении должного лицензирования, выполнении надзорных полномочий, применении юрисдикционных прав.

VII. Основываясь на аргументах, представленных в содержании настоящего исследования, можно сформулировать следующие предложения по совершенствованию правового регулирования лицензионной деятельности Государственной противопожарной службы:

1. Дополнить Федеральный закон «О пожарной безопасности» статьями, в которых целесообразно нормативно закрепить права и обязанности как сотрудников лицензирующих органов ГПС, так и соискателей лицензий и лицензиатов (индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, имеющих лицензии), осуществляющих деятельность (работы, услуги) в области пожарной безопасности.

2. Статью 169 «Нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности», входящую в состав главы 14 «Административные правонарушения, посягающие на установленный порядок управления» Кодекса РСФСР об административных правонарушениях целесообразно было бы включить в отдельную самостоятельную главу Особенной части КоАП РСФСР — «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность».

3. Сформировав самостоятельную главу «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность», включить в нее соответствующие составы административных проступков, среди которых установить следующие:

Статья «Осуществление подлежащей лицензированию деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности без специального разрешения».

Осуществление подлежащей обязательному лицензированию деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности без специального разрешения (лицензии), — влечет наложение штрафа на граждан до пяти минимальных размеров оплаты труда и на должностных лиц — до десяти минимальных размеров оплаты труда.

Те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, — влекут наложение штрафа на граждан до десяти минимальных размеров оплаты труда и на должностных лиц — до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Статья «Нарушение лицензионных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности».

Нарушение требований и условий, установленных к виду деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности, на осуществление которого выдана соответствующая лицензия (разрешение) — влечет наложение штрафа на граждан в размере до трех минимальных размеров оплаты труда и на должностных лиц — до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, — влекут наложение штрафа на граждан до пяти минимальных размеров оплаты труда и на должностных лиц — до восьми минимальных размеров оплаты труда.

Статья «Невыполнение законных требований и предписаний при осуществлении лицензируемых видов деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности».

Невыполнение в установленный срок законных распоряжений, предписаний и постановлений должностных лиц Государственной противопожарной службы при исполнении ими должностных полномочий — лицами, осуществляющими деятельность (работы, услуги) в области пожарной безопасности (в соответствии с выданными им в установленном законом порядке, лицензиями (разрешениями)), — влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере до четырех минимальных размеров оплаты труда и предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц — до восьми минимальных размеров оплаты труда. Те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, — влекут наложение штрафа на граждан в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда и на должностных лиц — до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Статья «Осуществление деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности ненадлежащего качества». Осуществление видов деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности по полученным в соответствии с действующим законодательством, лицензиям, ненадлежащего качества, либо не отвечающим установленным требованиям и стандартам, -влечет наложение штрафа на граждан до трех минимальных размеров оплаты труда и на должностных лиц — до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, — влекут наложение штрафа на граждан до пяти минимальных размеров оплаты труда и на должностных лиц — до восьми минимальных размеров оплаты труда.

Статья «Выпуск и реализация продукции, не соответствующей требованиям пожарной безопасности».

Выпуск или реализация продукции, не соответствующей требованиям пожарной безопасности, — влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере до четырех минимальных размеров оплаты труда и предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц — до восьми минимальных размеров оплаты труда.

Те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, — влекут наложение штрафа на граждан в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда и на должностных лиц — до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Статья «Воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов, осуществляющих Государственный пожарный надзор».

Воспрепятствование деятельности должностных лиц органов, осуществляющих функции Государственного пожарного надзора, при выполнении возложенных на них обязанностей по контролю за обеспечением пожарной безопасности, — влечет наложение штрафа на граждан в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда и на должностных лиц — до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Невыполнение постановления органов Государственного пожарного надзора о приостановлении работы или о запрещении эксплуатации объекта, не отвечающего требованиям пожарной безопасности, — влечет наложение штрафа на граждан в размере до пяти минимальных размеров оплаты труда и на должностных лицдо десяти минимальных размеров оплаты труда. Действия, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, — влекут наложение штрафа на граждан в размере до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда и на должностных лиц — до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

4. С целью оперативного принятия решений по делам об административных правонарушениях в ряде обстоятельств, видится возможным внести предложение о дополнении Кодекса РСФСР об административных правонарушениях правовым механизмом упрощенного административного производства («штраф на месте») по ряду дел о нарушении правил пожарной безопасности, где не требуются дополнительная проверка и сбор доказательств. Реализовать данную норму можно путем оформления штрафного талона на месте выявления проступка без составления протокола об административном правонарушении.

5. Законодательно закрепить в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях взыскание за административные правонарушения в области пожарной безопасности в виде лишения специального права (аннулирования лицензии), предоставленного участникам данного круга общественных отношений, действия, нарушающие условия и порядок осуществления подлежащей лицензированию деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности.

VIII. Внести соответствующие изменения в ведомственные нормативные акты, регламентирующие административно-юрисдикционные полномочия сотрудников Государственной противопожарной службы в зависимости от занимаемой должности, посредством которых устранить зависимость размера налагаемого штрафа от уровня должностного лица, его должностного положения в системе органов Государственной противопожарной службы, рассматривающего дело об административном правонарушении.

IX. Действующее в настоящее время «Положение о лицензировании Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации работ и услуг в области пожарной безопасности», введенное в действие Приказом МВД России № 916 от 30 августа 2000 г. несвободно от существенных недостатков и требует определенной доработки, в связи с чем видится возможным внести следующие предложения:

1. Необходимо четко определить, кто выдает заключение органа ГПС о соблюдении на объектах соискателя лицензии, используемых при осуществлении деятельности (работ, услуг) — требований пожарной безопасности (одно из условий выдачи лицензии), в связи с чем, предлагается следующая редакция:

— «заключение органа управления (подразделения) ГПС о соблюдении требований пожарной безопасности на объектах, расположенных на территории, где данный орган управления (подразделение) ГПС осуществляет функции Государственного пожарного надзора, и эти объекты заявлены соискателем как объекты для осуществления лицензируемых видов деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности».

2. Одним из условий выдачи лицензии является представление соискателем лицензии документов, которые подтверждают наличие у соискателя лицензии актуализированного фонда официально изданных нормативных документов по пожарной безопасности или автоматизированной информационно-справочной системы нормативных документов по пожарной безопасности, регламентирующих заявленные им работы (услуги) в области пожарной безопасности.

Данное условие необходимо исключить как необоснованное и носящее дублирующий характер в виду того, что при рассмотрении заявления и прилагаемых к нему документов в лицензирующем органе ГПС проверяется соответствие специалистов (в том числе временно привлекаемых по договорам и соглашениям) квалификационным требованиям, предъявляемым к ним ГПС, а также оформляется специальная справка о квалификации специалистов, в которой указываются все исчерпывающие данные.

3. Также условием выдачи лицензии является представление заключения, аккредитованного ГУГПС, центра обеспечения лицензионной деятельности в области пожарной безопасности о соответствии документов, материальной базы и персонала соискателя лицензии требованиям действующего законодательства. Указанное условие следует исключить в связи с тем, что центр обеспечения лицензионной деятельности в области пожарной безопасности является лицензиатом федерального органа лицензирования и его наличие, а также функционирование не является бесспорным, то есть возможны обстоятельства, когда получение заключения данного центра соискателем лицензии будет невозможным в виду физического отсутствия данного центра.

4. Порядок рассмотрения материалов о выдаче лицензии предлагается изменить и изложить в следующей редакции:

Документы соискателя лицензии рассматриваются на заседании экспертной комиссии (группы), только в его (или его законного представителя) присутствии.

Информация о дате и времени их рассмотрения представляется соискателю лицензии в обязательном порядке заблаговременно (за 10 дней).

В отсутствии соискателя лицензии или его законного представителя на заседании экспертной комиссии (группы), документы без его участия не рассматриваются".

5. С целью предупреждения фактов уклонения лицензиатов от обязательной регистрации лицензии видится необходимым обязать лицензиатов представлять в 10-дневный срок в федеральный орган лицензирования соответствующие справки о регистрации, полученных в федеральном органе лицензирования лицензий в иных органах лицензирования, на территории которых предполагается осуществление разрешенных видов деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности, для чего внести соответствующие изменения в действующие нормативно-правовые акты.

6. Необходимо разграничить и четко определить основания аннулирования лицензий.

X. Имеет место необходимость дальнейшего комплексного исследования всей проблематики лицензионной деятельности Государственной противопожарной службы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативные и другие официальные документы
  2. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  3. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1984. № 27. Ст. 909.
  4. Закон РСФСР от 19.12.91 г. «Об охране окружающей природной среды». Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 10. Ст. 457.
  5. Закон Российской Федерации от 05.03.92 г. «О безопасности». // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 15. Ст. 769- 1993. № 2. Ст. 77- Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 52. Ст. 5086.
  6. Закон Российской Федерации от 14.07.92 г. «О порядке перерасчетов размеров штрафов, предусмотренных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 34. Ст. 1970.
  7. Федеральный закон от 27.11.92 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст. 4.
  8. Закон Российской Федерации «О страховании». // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 2. Ст. 56.
  9. Федеральный закон от 21.12.94 г. «О пожарной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 35. Ст. 3649- 1995. № 35. Ст. 3503- 1996. № 17. Ст. 1911- 1998. № 4. Ст. 430.
  10. Федеральный закон от 21.12.94 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». //
  11. Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 35. Ст. 3684.
  12. Федеральный закон от 10.01.96 г. «О радиационной безопасности населения». // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 143.
  13. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
  14. Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 1997.
  15. Федеральный закон от 31.03.99 г. «О милиции». // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 15. Ст. 1866.
  16. Федеральный закон от 08.08.01 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности». // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 33. Ст. 3430.
  17. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.01 г. № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности». // Российская газета о 14.11.01 г.
  18. Положение о Межведомственной комиссии по пожарной безопасности в РФ Утв. постановлением Правительства РФ от 17 ноября 1994 г. № 849 // Собрание законодательства Российской Федерации. № 31. Ст. 3287.
  19. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.94 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности». // Финансовое дело № 1 (035) 1995 г.
  20. Федерации"" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997 г. № 48. Ст. 5529.
  21. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2000 г. № 326. «О лицензировании отдельных видов деятельности». // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 16. Ст. 1716.
  22. Типовой устав фонда пожарной безопасности. Утверждён постановлением Правительства Российской Федерации № 789 от 12.07.96 г. // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1996. № 30. Ст. 3653.
  23. ГОСТ 12.1.033 81. Пожарная безопасность. Термины и определения. М., 1981.
  24. ГОСТ 12.2.047 86. «Система стандартов безопасности труда. Пожарная техника. Термины и определения». М., 1990.
  25. СТ СЭВ 383 -87, Пожарная безопасность в строительстве. Термины и определения. М., 1988.
  26. ГОСТ 12.1.004 91 «Система стандартов безопасности труда, пожарная безопасность. Общие требования». Утв. постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам 14.06.91 г. М., 1996.
  27. ГОСТ 12.1.004 91. Пожарная безопасность. Общие требования. М., 1996.
  28. НПБ-01−93 / МВД России «Порядок разработки и утверждения нормативных документов Государственной противопожарной службы МВД России». // Сборник руководящих документов Государственной противопожарной службы. М., 1995. Ч. 1.
  29. Соглашение «О порядке взаимодействия Федерального управления специального строительства при Правительстве Российской Федерациии МВД Российской Федерации при предупреждении и ликвидации пожаров» от 18.04.94 г.
  30. Постановление Правительства г. Москвы от 15 августа 1995 года № 699 «О совершенствовании системы лицензирования деятельности на территории города Москвы».
  31. Закон города Москвы от 18.12.98 г. «О пожарной безопасности». // Пожарная безопасность, информатика и техника. 1997. № 1.
  32. Приказ МВД РФ № 536−1993 г. «О введении в действие Правил пожарной безопасности в Российской Федерации».
  33. Приказ МВД РФ № 257−1995 «Об утверждении нормативных правовых актов в области организации деятельности Государственной противопожарной службы»
  34. Приказ МВД РФ № 81−1995 г. «О мерах по реализации Федерального закона „О пожарной безопасности“.
  35. Приказ МВД РФ № 252−1997 г. „Об утверждении инструкции о порядке организации и проведения инспектирования, контрольных проверок деятельности органов и учреждений внутренних дел“.
  36. Приказ МВД РФ № 769−1998 г. „Об утверждении Правил разработки и введения в действие нормативных документов по пожарной безопасности“.
  37. Положение о лицензировании Государственной службой МВД Российской Федерации работ (услуг) в области пожарной безопасности. Введено в действие приказом МВД РФ № 916−2000 г. //
  38. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. М., 2000. № 41. С. 3.
  39. Приказ Главного управления Государственной противопожарной службы МВД России № 10−1995 г. „Об утверждении Наставления по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации“.
  40. Инструкция „О порядке организации контроля за лицензируемой деятельностью в области пожарной безопасности“. Утв. распоряжением начальника Управления государственной противопожарной службы ГУВД г. Москвы.
  41. С.С. Общая теория права. М. 1981. Т. 1.
  42. С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989.
  43. А.П., Козлов Ю. М. Административное право. М. 1995.
  44. А.П., Кармолицкий A.A., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 1997.
  45. А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность России: оценки, проблемы, способы обеспечения. М., 1997.
  46. Д.Н. Административное право. М., 1994.
  47. Бестужев-Лада И. В. Рабочая книга по прогнозированию. М., 1982.
  48. Ф.А., Филянович Л. П., Лазаренков. Пожарная безопасность: Учебно-методическое пособие. Минск, 1994.
  49. В.П. Уголовно-процессуальные правоотношения. М., 1975.
  50. В.Я. Система субъектов советского государственного права. Уфа. 1972.
  51. А. Г. Запреты в советском праве. Саратов. 1979.
  52. И.И. Правовые основы стандартизации и качества. М., 1991.
  53. H.H. Системный анализ и проблемы пожарной безопасности народного хозяйства. М., 1988.
  54. В.К., Чепульский Ю. П. Основы пожарной безопасности. М., 1999.
  55. И.И. Механизм Административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка. М., 1981.
  56. Н.В. Правовой статус личности в СССР. М. 1985.
  57. В. М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1972.
  58. Ю.И. Проблемы теории правового отношения. Л., 1981.
  59. И. Я. Применение норм советского права. М. 1973.
  60. И.Я. Право и управление. М. 1981.
  61. М.И., Попов Л. Л. Административно-правовая охрана общественного порядка. Л., 1973.
  62. А.Н., Слепцов И. В. Пожары и нарушения правил пожарной безопасности (Уголовно-правовой и криминологический аспект). М., 1994.
  63. О.С. Правоотношение по советскому гражданскому праву. JL, 1949.
  64. .Э. Организация управления пожарной охраной. (Административно-правовые вопросы). М., 1982.
  65. .Э. Организационные и правовые основы пожарной безопасности. Ташкент. 1990.
  66. В.Р. Административное правонарушение (понятие, состав, классификация). М., 1991.
  67. Ю.М. Административные правоотношения. М., 1976.
  68. Ю.М. Советское административное право. М., 1985.
  69. Ю.М. Соотношение государственного и общественного управления. М., 1986.
  70. А.Ф. Труды и задачи Петербургского юридического общества. М, 1967.
  71. А.П. Нормы административного права и их применение. М., 1978.
  72. А.П. Административное право. Общая и особенная части: учебник. М., 1986.
  73. А.П. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая. М., 1996.
  74. А.П. Административное право России: Учебник. Часть I. М., 2001.
  75. A.M., Мантатов В. В. Диалектика социального познания. М., 1988.
  76. В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М. 1982.
  77. .М. Компетенция органов управления. М., 1972
  78. А.Е. Административная ответственность за правонарушение. M., 1970.
  79. В.М., Адушкин Ю. С., Багишаев З. А. Российское административное право: Учебник. М., 1996.
  80. М.И. Профессиография основных видов деятельности сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России. М., 1998.
  81. Н.И. Право в системе социальных норм.//Общая теория права: Курс лекций. Н. Новгород. 1993.
  82. Н.И., Малько A.B. Теория государства и права. Саратов.1995.
  83. А.К. Добровольная пожарная охрана. М., 1987.
  84. B.C. Право и закон. Из истории правовых учений. М. 1983.
  85. В.И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. Саратов. 1976.
  86. В. И. Правовое положение граждан в отраслях государственного управления. Саратов, 1977.
  87. Г. И. Советские административно-правовые отношения. Л., 1972.
  88. B.C., Явич Л. С. Общая теория государства и права. Т.2. Л., 1974.
  89. C.B. Теоретические проблемы системы советского законодательства. М., 1979.
  90. И.А., Прохоров A.C. Уголовно-процессуальная деятельность Государственной противопожарной службы: Учебное пособие. М., 1996.
  91. .И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М., 1984.
  92. А.П. О государственном пожарном надзоре (правовые вопросы). М. 1992.
  93. С.Н. Основные группы правоотношений, возникающих в деятельности органов внутренних дел. Караганда. 1985.
  94. П.С. Государственный пожарный надзор в СССР. М. 1986.
  95. В.Д. Административно-процессуальные отношения. Л., 1968.
  96. Е. Правовые формы административной деятельности. М., 1959.
  97. Н.С. Проблемы общей теории права. // Избр. тр. Т.1. М., 1990.
  98. P.O. Общее учение о правоотношениях. М., 1974.
  99. В.Н. Теория государства и права. М. 1993.
  100. C.B. Административные правонарушения и их особенности в сфере охраны общественного порядка. М., 1987.
  101. H.A. Гражданские процессуальные отношения. Д., 1962.
  102. А.Ф. Форма советского права. М., 1968.
  103. А.П. Административные взыскания и их применение органами внутренних дел. М., 1974.
  104. М.Г. Основы пожарного дела. М., 1983.
  105. Явич JL С. Общая теория права. JL, 1976.3. Статьи
  106. К.П. Стремимся развивать систему. // Пожарное дело. М., 2000. № 2.
  107. И.А. Понятие пожара. Правоотношения пожарной охраны как особый вид правоотношений // Проблемы административного права и совершенствования административной деятельности ОВД. Киев, 1981.
  108. С.И. Лицензирование: организационно-правовые основы и пути их совершенствования. // Пожарное дело. 1998 г. № 8.
  109. М.П. Проблемы оптимизации управляющего воздействия на преступность // Актуальные проблемы правовой науки. Межвуз. сборник научных трудов. Омск, 1995 г.
  110. В.Ф. Лицензирование и сертификация в области пожарной безопасности. // Специализированный каталог „Пожарная безопасность“. 2000 г.
  111. Л.А. Лицензирование противопожарных работ мощный рычаг влияния на обстановку с пожарами. // Правительство — город — люди. М., 1999. № 12(115).
  112. М.А. Гомеостатические процессы и теория безопасности//Безопасность. Информационный сборник Фонда национальной и международной безопасности. 1994. № 4.
  113. В.И. По единым правилам: опыт лицензирования. // Пожарное дело. М., 1999. № 2.
  114. А.Ф. Статус предпринимателя // Хозяйство и право. 1994. № 1.
  115. С.И. Проблемы деятельности правоохранительных органов и противопожарной службы. // Материалы международного научно-практического семинара ИВШ МВД РФ. Иркутск, 1996.
  116. О.О. » Правовые основы лицензирования хозяйственной деятельности // «Закон». Саратов. 1994. № 6.
  117. В., Соколов В. Технологическая безопасность России и проблемы экспортного контроля. // Вопросы экономики. 1994. № 12.
  118. Проект Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Юридический вестник. 1997. № 10.
  119. В.П., Степашин C.B. Что угрожает нашей безопасности//Защита и безопасность. 1997. № 1.
  120. Е.А. Российская противопожарная служба (проблемы, требующие решения). // Системы безопасности, связи и телекоммуникаций. М., 1999. № 26.
  121. Е.А. Пожарная безопасность как составная часть национальной безопасности России. // Пожарная безопасность: Специализированный каталог. М., 2000.
  122. А.Ф. Роль квалификационных характеристик в формировании способностей рабочих и служащих. // Сов. гос. и право. 1985. № 2.
  123. .Ф. Состояние пожарной безопасности в России (тенденции и прогноз изменения обстановки с пожарами). // Пожарная безопасность, информация и техника. М., 1997. № 2.
  124. Большая советская энциклопедия. М., 1975. Т. 20.
  125. Большой Экономический Словарь // М., 1994.
  126. В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1−4- Т, 2: И-О. М., 1994.
  127. Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях. / Под ред. И. И. Веремеенко, Н. Г. Салищевой, М. С. Студеникиной. М., 1997.
  128. Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации. / Под редакцией С. И. Никулина. М., 2000.
  129. Ю.М. Словарь. Термины и определения по пожарной безопасности, пожарной технике и строительству. М., 1993.
  130. Лицензионная деятельность органов управления ГПС в 1994 1997 гг. // Пожарная безопасность, информатика и техника. М., 1998. № 1 (23).
  131. С.И. Словарь русского языка. М., 1987.
  132. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992.
  133. Пожарная безопасность. М., 2001. № 1.
  134. Пожары и пожарная безопасность в 1999 году: Статистический сборник. М., 2000.
  135. Реестр лицензирования ГУГПС МВД Российской Федерации. // Пожарная безопасность. М., 1999. № 1.
  136. Сборник нормативных документов по организации и осуществлению государственного противопожарного надзора. М., 1995.
  137. Сборник руководящих документов по лицензированию видов деятельности в области пожарной безопасности. ГУГПС МВД РФ. М. 1995.
  138. Словарь польского языка. Варшава, 1979.
  139. Л.В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия / Под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 1998.
  140. Философская энциклопедия. Т.5. М., 1970.
  141. Философский словарь. Под ред. И. Т. Фролова М., 1987.
  142. Авторефераты и диссертации
  143. A.A. Административный договор и его использование в деятельности органов внутренних дел: Дис. канд. юрид. наук. М., 1997.
  144. С.Г. Становление и развитие государственной противопожарной службы в России XV—XVII вв.еках. Историко-правовые аспекты: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1996.
  145. С.Б. Проблемы и перспективы административной юрисдикции органов внутренних дел Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. М., 1996.
  146. A.B. Административно-правовое регулирование пожарной безопасности на объектах атомной энергетики: Дис. канд. юрид. наук. М., 1997.
  147. А.Ф. Административная юрисдикция органов внутренних дел: Дис. канд. юрид. наук. М., 1996.
  148. В.Б. Гражданско-правовые проблемы в деятельности подразделений пожарной охраны: Автореф. дис. канд. юрид. наук. СПб., 1996.
  149. A.B. Административные договоры: Дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1996.
  150. А.Т. Правовые и организационные проблемы административного надзора органов внутренних дел: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1998.
  151. В.Б. Исследование вопросов расширения функций Государственной противопожарной службы: Дис. канд. техн. наук. М., 1995.
  152. Ю.Н. Обеспечение пожарной безопасности: административно-правовое регулирование: Дис. канд. юрид. наук. СПб., 1999.
  153. Е.Г. Административно-юрисдикционная деятельность Государственной противопожарной службы МВД России: Дис. канд. юрид. наук. Омск, 2000.
  154. Ю.Н. Лицензирование как административно-правовой институт: Дис. канд. юрид. наук. Саратов, 1999.
  155. Д.В. Разрешительная система в Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1995.
  156. О.Ю. Организационно-правовые аспекты участия органов внутренних дел Российской Федерации в договорных обязательствах: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1997.
  157. В.Г. Административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности: Дис. канд. юрид. наук. М., 1986.
  158. H.A. Технико-юридические акты в системе государственного управления: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1984.
  159. В.М. Административно-правовые меры обеспечения общественной безопасности: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1990.
  160. В.М. Административно-правовое обеспечение пожарной безопасности в Российской Федерации: Автореф. дис. докт. юрид. наук. М., 1998.170
Заполнить форму текущей работой