Государственно-правовое регулирование научной деятельности в условиях становления рыночной экономики в России
Проведен сравнительный анализ изменения законодательства в научной сфере. Внесены предложения по совершенствованию правового регулирования, в частности, касающегося подготовки научных кадров, трудовых, договорных (гражданско-правовых) и иных правоотношений, с целью укрепления правового статуса научного работника и его разработки в соответствии с требованиями развития рыночных отношений, повышения… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Научная деятельность как объект государственно- правового регулирования
- 1. Юридические понятия. Особенности объекта управления правового регулирования)
- 2. Исторический аспект государственного управления научной деятельностью
- Глава 2. Проблемы реформирования научной сферы на
- Ф современном этапе
- 1. Основные направления реформирования научной сферы
- Влияние экономического фактора
- 2. Кадровое обеспечение сферы науки
- 3. Правовое регулирование трудовых отношений
- 4. Развитие договорных (гражданско-правовых) отношений, изменение положения научного работника
- Глава 3. Правовой статус научного работника
- 1. Понятие и элементы правового статуса, его правовые основы
- 2. Основные права и обязанности научного работника
- 3. Разработка правового статуса научного работника, адекватного новым экономическим условиям
Государственно-правовое регулирование научной деятельности в условиях становления рыночной экономики в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
.
С 1991 года Россия вступила в полосу реформирования политической системы, экономических отношений, социальной сферы, что привело к необходимости полной замены действовавшего законодательства. Наука как наиболее чувствительная к политической и экономической нестабильности отрасль деятельности оказалась неприспособленной к новым условиям хозяйствования — рыночным отношениям, а дефицит бюджетного финансирования науки вызвал деструктивные процессы, падение престижа научного труда, потерю значительной части имевшегося научного потенциала, другие негативные явления.
Организационные мероприятия, осуществляемые в этот период органами государственной власти, а также принятие ряда важных для научной сферы законов и иных нормативных правовых актов, программных документов, таких как: Доктрина российской науки (1996 г.), Концепция реформирования российской науки на период 1998 — 2000 годы (1998 г.), Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (2002 г.), не привели к радикальным изменениям в состоянии науки.
Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» (1996 г.) наука признана социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства. Закон закрепил основные права и обязанности научных работников, утвердил принципы государственного регулирования научной деятельности, другие важные положения. Однако осталось еще немало нерешенных проблем, спорных вопросов, устаревших правовых норм и пробелов в законодательстве, регулирующем отношения в научной сфере.
Очевидно, что для адаптации научной сферы к новым социально-экономическим условиям ее реформирование должно опираться на научно обоснованные решения органов государственной власти, в том числе связанные с реструктуризацией организационной системы науки и повышением ее эффективности, учитывать необходимость создания благоприятного климата в экономике страны для привлечения инвесторов как в сферу науки, так и в сферу производства, потребляющего научные достижения. От позитивного решения назревших здесь проблем в значительной степени зависит не только будущее науки, но и эффективность функционирования Российского государства, благосостояние всего общества. В то же время мероприятия по реализации положений Концепции участия Российской Федерации в управлении имущественными комплексами государственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере науки, (2004 г.) пока трудно еще оценить.
В связи с этим исследование правовых проблем организации и функционирования научной сферы в условиях становления рыночной экономики является весьма актуальным. Вместе с тем актуальность диссертационного исследования обусловлена необходимостью выработки конкретных предложений по совершенствованию законодательства в сфере науки, потребностью в проведении анализа накопленного теоретического и практического материала по вопросам государственного управления научной деятельностью как советского, так и современного ее периода.
Осуществляемые ныне реформы в научной сфере не содержат, по мнению автора, комплексных решений. Недостаток бюджетного финансирования научных организаций государство пытается восполнить организационными мероприятиями, связанными с реорганизацией и ликвидацией значительного числа научных организаций. При этом остается без должного внимания основной субъект научной деятельности — научный работник, правовое положение которого подвергается сейчас изменениям не в лучшую сторону. у Степень научной разработанности темы исследования.
В отечественной юридической литературе имеется немало работ, посвященных отдельным проблемам организации и управления научной деятельностью советского периода, в частности, проблемам планирования и финансирования научных исследований, внедрения научных результатов в производство, переводу научных организаций на хозрасчет, правовому регулированию трудовых отношений и кадровым вопросам. В связи с необходимостью адаптации научной сферы к рыночным отношениям в печати активно обсуждались проблемы финансирования науки, «утечки умов», совершенствования государственной научно-технической политики, g организационной перестройки в сфере науки и другие. В то же время нет комплексных исследований, предлагающих конкретные решения по назревшим проблемам. Остро стоит проблема правового обеспечения реформирования научной сферы. Применяемое здесь законодательство недостаточно учитывает специфику научной деятельности и возможности ее адаптации к требованиям рыночных отношений. Кроме того, оно содержит устаревшие правовые нормы, пробелы, декларации, повторы, другие недостатки, в том числе в установлении правового статуса субъектов научной деятельности. Необходимо уточнить основные юридические понятия, применяемые в сфере науки. • Проблема правового положения научных работников впервые была поднята И. Н. Анановым еще в 1928 году. В последующем в работе Г. И. Федькина (1958 г.) было предложено принять специальный нормативный акт, в котором определялось бы правовое положение научного работника. Однако в этой связи специального исследования так и не было проведено. В юридической литературе имеются отдельные публикации, в основном советского периода, о правовом регулировании трудовых отношений, правах и обязанностях научных работников.
К настоящему времени разработаны теоретические основы правового статуса личности (человека и гражданина). В то же время работ, посвященных проблемам регулирования правового статуса научного работника и его специфике, которая должна учитываться в условиях функционирования в рыночной экономике, не имеется.
Отсутствие в юридической литературе работ, посвященных комплексному изучению проблем правового регулирования научной деятельности в условиях реформирования и изменения государственного управления (регулирования) научной сферой, несовершенство действующего законодательства предопределили выбор темы диссертационного исследования. При этом акцентировано внимание на основном субъекте научной деятельности — научном работнике.
Цель и задачи исследования
.
Целью диссертационной работы являлось изучение проблем государственно-правового регулирования научной деятельности в условиях становления рыночной экономики. Это определило постановку следующих задач:
• анализ основных юридических понятий в сфере науки;
• обзор состояния изученности темы диссертационного исследования;
• исследование организационных и правовых основ государственного управления научной деятельностью, начиная с советского периода России по настоящее время, с целью сопоставления методов управления, выявления общих закономерностей и различий в реализации государственной научной политики;
• изучение проблем реформирования научной сферы на современном ее этапе;
• анализ проблем сохранения кадрового потенциала науки в условиях реформирования научной сферы;
• изучение законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере научной деятельности, а также международные документы, относящиеся к данной сфере;
• выявление пробелов, противоречий и других недостатков в правовом регулировании научной деятельности;
• исследование правового статуса научных работников, в том числе в связи с административно-правовыми, трудовыми и другими правоотношениями в сфере научной деятельности;
• систематизация правовых норм, регулирующих правовой статус научного работника;
• разработка предложений по совершенствованию законодательства РФ. Предмет и объект диссертационного исследования.
Предмет диссертационного исследования — механизмы государственного управления научной деятельностью, законодательство в сфере науки советского и постсоветского периодов, а также международные документы, содержащие основные принципы разработки правового статуса научного работника.
Объектом диссертационного исследования явились общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением научной деятельности (в частности, административно-правовые, трудовые и договорные (гражданско-правовые) отношения) и ее государственно-правовым регулированием. Методология.
При разработке темы диссертации применялся системный подход, основанный на использовании историко-правового, структурно-функционального методов, сравнительно-правового анализа, периодизации и других методов научного познания, широко применяемых в юридической науке и апробированных практикой.
В связи с многоплановостью выбранной темы диссертационного исследования автор применил комплексный подход, однако при этом сделал ряд необходимых ограничений, то есть проанализировал отдельные исторические периоды и важные для понимания современных проблем законы и иные нормативные правовые акты того времени, а также действующее законодательство в сопоставлении. Основное внимание автор сконцентрировал на проблемах, касающихся правового статуса научных работников. Это позволило сделать ряд теоретических обобщений, сформулировать выводы и дать конкретные практические рекомендации по исследованным проблемам.
Теоретические основы и нормативная правовая база исследования.
При написании диссертации были изучены нормативные правовые акты советского и постсоветского периодов, международные документы, социологические исследования, научные труды и публикации юристов-науковедов, а также статистические данные.
В своем исследовании автор опирался на теоретические разработки известных ученых-юристов, специалистов в области конституционного, административного, финансового, гражданского, трудового права.
Теоретической основой диссертации стали работы по проблемам государственного управления (регулирования) научной деятельностью и правового положения ее субъектов. Это работы таких юристов, как: А. С. Автономов, С. И. Айвазян, Ю. А. Веденеев, Н. А. Гордеева, Л. И. Лазор, К. А. Ланге, В. В. Лапаева, М. И. Пискотин, В. П. Рассохин, В. А. Рассудовский, М. П. Ринг, В. Г. Сойфер, О. А. Супатаева, А. Я. Петров, Г. И. Федькин, М. М. Филь, Н. Ю. Хаманева, а также работы ученых экономистов, социологов и других специалистов, в частности, В. А. Воронцова, С. Ю. Глазьева, Л. М. Гохберга, С. Егерева, С. А. Кугеля, Г. А. Лахтина, Н. С. Лялюшко.
При разработке правового статуса научного работника были изучены общетеоретические основы правового регулирования статуса личности в Российской Федерации, труды известных ученых-правоведов: Н. В. Витрука, Л. Д. Воеводина, С. Н. Кожевникова, В. А. Кучинского, Е. А. Лукашевой.
Проанализированы Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Декларация прав научного работника (1968 г.), Рекомендация о статусе научных работников (1974 г.) и другие международные документы. В целях осуществления сравнительного анализа правового регулирования и отражения в законодательстве специфики научного труда были изучены принятые в разное время ведомственные положения и инструкции.
Положения и выводы диссертации основаны на изучении норм Конституций СССР и РСФСР, Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, постановлений Конституционного Суда РФ. Проведен анализ нормативных правовых актов министерств и ведомств.
Научная новизна работы.
Диссертационная работа представляет собой попытку комплексного, всестороннего исследования проблем государственно-правового регулирования научной деятельности в условиях становления рыночной экономики в России и разработки механизмов адаптации сферы науки к рыночным отношениям.
Показана необходимость разработки и уточнения основных юридических понятий сферы научной деятельности в целях их единообразного применения в законотворчестве. Сформулировано определение юридического понятия «научный работник», определены основные элементы правового статуса научного работника, введены понятия «должностной рост» и «научная карьера».
Рассмотрены советский и постсоветский периоды развития научной деятельности и государственного управления ею. При этом сопоставлены основные методы государственного управления и эффективность их применения, сделан ряд обобщений и выводов. Показано, что на современном этапе реформирование сферы науки осуществляется, как и раньше, без всестороннего изучения имеющихся проблем, при этом необоснованно применяются прежние подходы и методы. Нуждается в оптимизации государственное управление научными организациями и вузами, находящимися в ведении различных министерств.
Проведен сравнительный анализ изменения законодательства в научной сфере. Внесены предложения по совершенствованию правового регулирования, в частности, касающегося подготовки научных кадров, трудовых, договорных (гражданско-правовых) и иных правоотношений, с целью укрепления правового статуса научного работника и его разработки в соответствии с требованиями развития рыночных отношений, повышения заинтересованности научных работников в достижении значимых научных результатов и престижа научного труда. Дана систематизация правовых норм, обеспечивающих регулирование правового статуса научного работника. Предложены структура и основные положения, которые могут быть использованы при разработке проекта нормативного правового актаПоложения о правовом статусе научного работника.
Основные положения, выносимые на защиту.
На защиту вынесены следующие основные выводы и предложения, содержащие элементы новизны, обоснованные и сформулированные в диссертационной работе.
1. Для законодательства в сфере научной деятельности важно единообразное применение основных юридических понятий, разработка и уточнение которых в настоящее время являются весьма актуальными. В частности, применяемое в настоящее время понятие «научный работник» нуждается в уточнении и соответствующих теоретических исследованиях. Определение данного понятия должно распространяться на лица, которые занимаются на профессиональной основе в основном научной деятельностью, в том числе в системе высшего образования.
2. Современный этап реформирования научной сферы, направленный на оптимизацию структуры и состава государственного сектора науки, не учитывает исторического опыта (в новых условиях необоснованно используются подходы и методы, применяемые в советский период), не подкреплен всесторонним анализом проблем, в том числе в сфере науки. Мероприятия по реформированию научной сферы нуждаются в критической оценке и научному обоснованию. Необходимо совершенствование организации государственного управления деятельностью государственных научных организаций и вузов, не находящихся в непосредственном ведении Министерства образования и науки РФ. Правовой статус субъектов научной деятельности нуждается в корректировке в соответствии с требованиями, диктуемыми рыночными отношениями.
3. С переходом России к рыночной экономике правовое регулирование организации системы подготовки научных кадров почти не изменилось. Не изменился объем прав (гарантий) научных работников, повышающих свою квалификацию и профессиональный уровень. В целях сохранения кадрового потенциала науки целесообразно предоставление им дополнительных прав (гарантий), а также внесение изменений в законодательство, направленных на повышение престижа научной деятельности, например, через пенсионное обеспечение научных работников.
4. Правовое регулирование трудовых отношений научных работников не учитывает особенностей научной деятельности, имеются пробелы, противоречия и устаревшие правовые нормы.
Введение
конкурсного переизбрания на должности научных сотрудников, профессорско-преподавательские должности не является обоснованным.
5. В условиях рыночной экономики роль договорных отношений в научной сфере возрастает, в том числе между научными организациями, вузами и органами государственного управления. При этом изменилось положение научного работника. Некоторые отношения, в которые он вступает в связи с выполнением научных работ, недостаточно урегулированы нормами права.
6. Необходимо совершенствование правового регулирования статуса научного работника с учетом новых экономических условий, принятие нормативного правового акта, которым вносилось бы единообразие в понятийный аппарат, закреплялись основные права, свободы и обязанности научных работников, гарантии государства, ответственность должностных лиц.
Теоретическая и практическая значимость.
Теоретическое значение проведенного диссертационного исследования заключается в сформулированных научных выводах и обобщениях.
Изучение механизмов государственного управления научной деятельностью в историко-правовом аспекте позволило сделать выводы, которые могут быть учтены при разработке программных документов, выработке новых методов государственного управления научной сферой, включены в лекционный материал и учебные пособия. Результаты диссертационного исследования состояния правового регулирования подготовки научных кадров, трудовых и договорных (гражданско-правовых) отношений и внесенные автором предложения могут быть применены при разработке механизмов адаптации научной сферы к условиям рынка.
Внесен определенный вклад в разработку юридических понятий, решение ряда проблем правового регулирования трудовых отношений, реализации научным работником права на повышение научной квалификации и связанных с ними проблем повышения престижа научного труда. Показано развитие договорных отношений в сфере науки.
Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что внесен ряд предложений по совершенствованию действующего законодательства РФ в научной сфере. Кроме того, имеет теоретическое и практическое значение проведенная автором систематизация правовых норм, определяющих правовой статус научного работника. Предложены структура и отдельные положения к проекту нормативного правового акта — Положения о правовом статусе научного работника, которые могут быть использованы в законотворческой работе.
Диссертация может представлять интерес для специалистов-науковедов, юристов, работников научных организаций и вузов, работников государственных органов, осуществляющих функцию управления научно-технической сферой.
Апробация результатов исследования.
Положения и выводы, содержащиеся в диссертации, отражены в пяти опубликованных научных работах1. Материалы исследований прошли апробацию на теоретических конференциях аспирантов и соискателей, обсуждались на заседаниях сектора административного права Института государства и права РАН, а также на мероприятиях, посвященных проблемам состояния вузовской науки.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, библиографического списка и приложения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Государственно-правовое регулирование научной деятельности, научно обоснованное и адекватное новым социально-экономическим условиям в России, является необходимым базисом ее будущего развития.
В диссертационной работе проанализировано в историко-правовом аспекте развитие научной деятельности и ее государственного управления, а также законодательство в сфере науки в период ее реформирования, поставлены на обсуждение проблемы правового обеспечения в условиях становления рыночной экономики, акцентировав внимание на правовом статусе научного работника как основном субъекте научной деятельности.
На основании проведенных исследований сделан ряд обобщений и выводов, внесены предложения по совершенствованию законодательства в сфере научной деятельности, представлены структура и основные положения, которые могут быть использованы в разработке проекта Положения о правовом статусе научного работника. I. Выводы:
1. За советский период истории России государственное управление научной деятельностью претерпевало неоднократные изменения и, соответственно этому, реформировалась сфера науки. К началу перехода к рыночной экономике государственное управление ею основывалось преимущественно на экономических методах (хозрасчете, программно-целевом распределении бюджетных средств с целью концентрации научных сил, материальных и финансовых ресурсов на отдельных научных направлениях). Однако их использование в сфере науки столкнулось с рядом проблем, которые так и не были решены.
2. Современный этап реформирования научной сферы, направленного на оптимизацию структуры и состава государственного сектора науки, не учитывает исторического опыта (необоснованно используются прежние подходы и методы) и проводится без всестороннего анализа проблем, нуждается в критической оценке, специальных исследованиях. Установилась неопределенность в осуществлении государственного управления (регулировании, координации, контролировании) деятельности государственных научных организаций и вузов, не находящихся в ведении Министерства образования и науки РФ.
3. С переходом России к рыночной экономике правовое регулирование организации системы подготовки, переподготовки и государственной аттестации научных кадров, а также объем прав (гарантий) научных работников, повышающих свою квалификацию и профессиональный уровень, почти не изменились. При этом расширилась практика использования договорных отношений в подготовке научных кадров.
4. Законодатель выделил труд научного работника посредством конкурсного замещения должностей научных сотрудников и профессорско-преподавательских должностей и заключения трудовых договоров на определенный срок, введением дополнительных оснований прекращения трудовых отношений по инициативе работодателя, аттестации для подтверждения права работника на занятие должности, изменения уровня оплаты его труда в соответствии с квалификационными требованиями к должностям.
При переизбрании работника конкурс объявляется фактически на занятую должность, так как проводится до истечения срока его трудового договора.
Правовое регулирование трудовых отношений научных работников нуждается в обновлении с учетом особенностей научной деятельности, в устранении имеющихся пробелов, противоречий и устаревших правовых норм.
5. Договорные отношения все больше внедряются в сферу научной деятельности, затрагивая различные ее уровни организации и области исследований. Сейчас договорные отношения могут устанавливаться между научными организациями и государственными органами управления, в ведении которых они находятся. Научными организациями и вузами практикуется использование гражданско-правовых договоров, заключаемых с научными работниками на выполнение научных работ, наряду с трудовыми договорами.
Правовой статус научного работника в связи с выполнением научно-исследовательских работ по гражданско-правовым договорам с научными организациями и вузами нуждается в исследовании с учетом требований развития рыночных отношений.
6. Необходима разработка правового статуса научного работника, адекватного новым экономическим условиям в России. II. Предложения по определениям юридических понятий:
1. Сформулировано определение понятия «научный работник»: «Научный работник — это работник, имеющий необходимую квалификацию и повышающий свой профессиональный и квалификационный уровень, в том числе через аспирантуру, докторантуру, соискательство, и профессионально занимающийся научной деятельностью, включая научное руководство (подготовку научных кадров)».
2. Предложены поправки в абзац 1 пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике»:
1) заменить слово «гражданин» на «работник»;
2) либо дополнить словами «научной организации», изложив предложение абзаца в такой редакции: «Научным работником (исследователем) научной организации является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью».
3. Введены понятия «правовой статус научного работника», «должностной рост» и «научная карьера» научного работника.
III. Основные предложения по совершенствованию законодательства в сфере научной деятельности:
1. В связи с реализацией права на образование (повышение квалификации) правовой статус научного работника в административно-правовых отношениях дополнить следующим: а) предусмотреть право на продление срока пребывания на должностях научных сотрудников для подготовки докторских диссертаций и в творческом отпуске, а также срока соискательства по уважительным причинам, включив отдельный пункт в Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации (1998 г.) — б) внести поправку в пункт 13 статьи 19 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Изложить предложение: «За соискателями, переведенными на должности научных работников, сохраняются получаемые ими должностные оклады и право на возвращение на прежние места работы» в следующей редакции: «За соискателями, переведенными на должности научных сотрудников, сохраняются получаемая ими заработная плата и право на возвращение на свою должность на прежнем месте работы" — в) предусмотреть право научного работника на возвращение по окончании аспирантуры, работы за рубежом на прежнее место работы, например, в Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
2. Правовое регулирование трудовых отношений научных работников может быть изменено с учетом того, что: а) трудовые отношения научных работников, то есть работников, занимающих профессорско-преподавательские должности и должности научных сотрудников (научные должности), могут быть после избрания на вакантные должности оформлены на неопределенный срок, а конкурсное их переизбрание заменено, например, аттестациейб) свобода научного творчества может быть поддержана законодателем через установление гибкого (особого) режима рабочего времени, предоставление права научному работнику определять начало и окончание рабочего дня, оплату информационных (библиотечных) дней, оплату дополнительного рабочего времени, затраченного на выполнение научной работы после рабочего дняв) предоставить право ученому совету научной организации, высшего учебного заведения участвовать в принятии решений о расторжении трудовых договоров научных работников по пункту 2 и подпункту «б» пункта 3 статьи 81 ТК РФ, закрепив его, например, в статье 82 ТК РФг) дополнить статью 336 ТК РФ нормами, конкретизирующими понятия «грубые нарушения устава» и «недопустимые методы воспитания», как дополнительными основаниями прекращения трудового договора работникад) внести в главу 13 ТК РФ «Прекращение трудового договора» статью о приостановлении действия актов (приказов) работодателя о расторжении трудового договора научного работника в случае их оспаривания в судебном порядкее) внести пункт в статью 30 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» о размере процентов отчислений от внебюджетных средств, направляемых на выплаты (доплаты) работникам, а также порядок и условия оплаты научного труда работников, занимающих профессорско-преподавательские должностиж) дополнить главу 52 «Особенности регулирования труда педагогических работников» или включить отдельную главу в ТК РФ о регулировании труда научных работников, занимающих должности научных сотрудников (научные должности) — з) предоставить право научному работнику на отказ от участия в научных работах, предусмотренных трудовым договором, если в процессе их выполнения станет очевидным, что они представляют угрозу его жизни и здоровью, а также жизни и здоровью человека, окружающей природной среде, включив, например, поправку в статью 379 ТК РФ.
3. Для усиления правового статуса научного работника в договорных (гражданско-правовых) отношениях разработать Положение о научном руководителе научных программ (разработок, проектов), где предусмотреть его права, обязанности, ответственность, функции по управлению научным персоналом, право на участие в определении цены в договорах, заключаемых научной организацией (вузом) с заказчиками научной продукции, и другие.
4. Правовой статус научного работника рассматривается как совокупность прав, обязанностей и ответственности. Выделены общие и специальные права и обязанности научного работника. Правовой статус систематизирован по правоотношениям, возникающим в связи с осуществлением научной деятельности научных работников. Вместе с тем, предлагается: а) закрепить право научного работника на предоставление в отчетной документации информации только о тех научных результатах, которые не требуют дополнительной экспериментальной проверкив) закрепить нормами права (например, Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании») перечень специальных обязанностей научного работника, таких как: а) проявлять научную добросовестность и объективность при проведении научных исследований, б) осуществлять подготовку научных кадров, обеспечивая преемственность научных знаний и опыта.
5. Для повышения престижа научного труда предлагается:
1) внести изменения в пенсионное законодательство: а) предусмотреть право научного работника на пенсию за выслугу летб) включить в расчет страхового стажа время обучения в высшем учебном заведении, в аспирантуре, докторантурев) ввести индивидуальный коэффициент индексации трудовой пенсии.
2) ввести в перечень научных должностей должность научного консультанта для подготовки научных кадров с зачислением на них научных работников, имеющих право на пенсию по возрасту.
6. Представлены основные положения и структура, которые могут быть использованы при разработке проекта Положения о правовом статусе научного работника.
Список литературы
- Нормативно-правовые акты, акты судебных органов, иные официальные документы
- Хартия свободы печати 1987 г.
- Рекомендация о статусе научных работников 1974 г.
- Декларация прав научного работника 1968 г.
- Всеобщая декларация прав человека 1948 г. 5. Конституция РФ 1993 г.
- Конституция (Основной закон) РСФСР 1978 г. 7. Конституция РСФСР 1964 г.
- Бюджетный кодекс РФ 1998 г.
- Гражданский кодекс РФ (часть II) 1995 г.
- Гражданский кодекс РФ (часть I) 1994 г.
- Жилищный кодекс РФ 2004 г.
- Жилищный кодекс РСФСР 1983 г.
- Кодекс законов о труде РФ 1971 г.
- Налоговый кодекс РФ (часть П) 2000 г.
- Трудовой кодекс РФ 2001 г.
- Основы законодательства Российской Федерации от 22.07.93 г. № 5487−1 «Об охране здоровья граждан» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. — 19 августа.
- Основы законодательства Российской Федерации об охране труда от 06.08.93 г. № 5600−1 // Российская газета. 1993. — 1 сентября.
- Основы гражданского законодательства Союза СССР и союзных республик 1991 г.
- Федеральный закон от 22.10.04 г. № 125 — ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» // Российская газета. 2004. — 27 октября.
- Федеральный закон от 27.07.04 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. 2004. -27 июля.
- Федеральный закон от 23.12.03. № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 г.» // Парламентская газета. 2004. — 6 января.
- Федеральный закон от 25.06.02 г. № 71- ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Российская газета. 2002. — 25 июня.
- Федеральный закон от 30.12.01 г. № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» // Российская газета. 2001. — 31 декабря.
- Федеральный закон от 17.12.01 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Российская газета. 2001. — 20 декабря.
- Федеральный закон от 15.12.01 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Российская газета. -2001.-20 декабря.
- Федеральный закон от 15.12.01 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Российская газета. -2001.-20 декабря.
- Федеральный закон от 06.10.99 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ.- 1999. № 24. — Ст. 5005.
- Федеральный закон от 17.07.99 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» // Российская газета. 1999. — 24 июля.
- Федеральный закон от 06.05.99 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» // Российская газета. 1999. — 13 мая.
- Федеральный закон от 23.08.96 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // СЗ. 1996. — № 35. -Ст. 4137.
- Федеральный закон от 22.08.96 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Российская газета. 1996.- 29 августа.
- Федеральный закон от 04.07.96 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» // СЗ РФ. 1996. — № 28. -Ст. 3347.
- Федеральный закон от 01.04.96 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // Российская газета. 1996. — 10 апреля.
- Федеральный закон от 14.06.95 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» // Российская газета. 1995. — 20 июня.
- Федеральный закон от 20.02.95 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // Российская газета. 1995. -22 февраля.
- Федеральный закон от 13.12.94 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» // СЗ РФ. 1994. — № 35. — Ст. 3540.
- Закон Российской Федерации от 06.08.93 г. № 5605−1 «О селекционных достижениях» // Российская газета. 1993. — 3 сентября.
- Федеральный закон от 21.07.93 г. № 5485−1 «О государственной тайне» // Российская газета. 1993. — 21 сентября.
- Закон Российской Федерации от 09.06.93 г. № 5351−1 «Об авторском праве и смежных правах» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. -№ 32.-Ст. 1241.
- Патентный закон Российской Федерации от 23.09.92 г. № 3517−1 // Российская газета. 1992. — 22 октября.
- Федеральный закон от 10.07.92 г. № 3266−1 «Об образовании» // Российская газета. 1996. — 23 января.
- Федеральный Закон от 26.06.92 г. № 3132−1 «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета. 1992. — 29 июля.
- Закон Российской Федерации от 11.03.92 г. № 2490−1 «О коллективных договорах и соглашениях» // Российская газета. — 1992. 28 апреля.
- Закон Нижегородской области от 09.08.99 г. № 63−3 «О государственной поддержке руководящего кадрового потенциала сельскохозяйственных предприятий Нижегородской области» // Нижегородские новости. 1999. — 18 августа.
- Указ Президента РФ от 21.06.04 г. № 785 «О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры» // Российская газета. 2004. — 23 июня.
- Указ Президента РФ от 20.05.04 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. — 2004. — 22 мая.
- Указ Президента РФ от 09.03.04 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 2004. -11−12 марта.
- Указ Президента РФ от 23.07.03 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 — 2004 годах» // Российская газета. 2003. -15 марта.
- Указ Президента РФ от 13.03.02 г. № 267 «О некоторых мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук и их научных руководителей» // Российская газета. 2002. -14 марта.
- Указ Президента РФ от 17.05.00 г. № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации» // Российская газета. 2000. — 20 мая.
- Указ Президента РФ от 08.04.97 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» // Российская газета. 1997. — 15 апреля.
- Указ Президента РФ от 17.03.97 г. № 249 «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 1997. — 19 марта.
- Указ Президента РФ от 06.03.97 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» // Российская газета. -1997. 14 марта.
- Указ Президента РФ от 14.08.96 г. № 1176 «О системе федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 1996. — 19 августа.
- Указ Президента РФ от 13.06.96 г. № 884 «О Доктрине развития российской науки» // Российская газета. 2000. — № 28.
- Указ Президента РФ от 15.04.96 г. № 558 «О мерах по развитию фундаментальной науки в Российской Федерации и статусе Российской академии наук» // Российская газета. 1996. — 24 апреля.
- Указ Президента РФ от 25.01.96 г. № 93 «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу отдельным представителям талантливой молодежи» // Российская газета. 1996. — 30 января.
- Указ Президента РФ от 30.11.95 г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» // СЗ РФ. 1995. -№ 49. — Ст. 4775.
- Указ Президента РФ от 14.06.95 г. № 593 «Об установлении размеров государственных стипендий для выдающихся ученых и талантливых молодых ученых России» // Российская газета. 1995. -20 июня.
- Указ Президента РФ от 16.09.93 г. № 1372 «О мерах по материальной поддержке ученых России» // Российская газета. 1993. -3 ноября.
- Указ Президента РФ от 22.06.93 г. № 939 «О государственных научных центрах РФ» // САПП РФ. 1993. — № 26. — Ст. 2420.
- Указ Президента РФ от 01.07.92 г. № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» // САПП РФ. 1992. — № 1. — Ст. 3.
- Указ Президента РФ от 27.04.92 г. № 426 «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала РФ» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. — № 18. — Ст. 1028.
- Указ Президента РФ от 21.11.91 г. № 228 «Об организации Российской академии наук» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. — № 47. -Ст. 1640.
- Постановление Правительства РФ от 09.02.05 г. № 63 «О временном возложении на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки осуществления государственной аккредитации научных организаций» // Российская газета. 2005. — 16 февраля.
- Постановление Правительства РФ от 15.12.04 г. № 793 «О премиях Правительства РФ в области науки и техники для молодых ученых» // Российская газета. 2004. — 23 декабря.
- Постановление Правительства РФ от 28.06.04 г. № 315 «Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» // Российская газета. 2004. — 6 июля.
- Постановление Правительства РФ от 17.06.04 г. № 300 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки» // Российская газета. 2004. — 24 июня.
- Постановление Правительства РФ от 17.06.04 г. № 288 «О Федеральном агентстве по образованию» // Российская газета. 2004. -22 июня.
- Постановление Правительства РФ от 16.06.04 г. № 281 «О Федеральном агентстве по науке и инновациям» // Российская газета. -2004. 22 июня.
- Постановление Правительства РФ от 15.06.04 г. № 280 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации» // Российская газета. 2004. — 22 июня.
- Постановление Правительства РФ от 07.04.04 г. № 181 «Вопросы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации» // Российская газета. 2004. — 13 апреля.
- Постановление Правительства РФ от 06.04.04 г. № 158 «Вопросы Министерства образования и науки РФ» // Российская газета. 2004. — 13 апреля.
- Постановление Правительства РФ от 03.04.03 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» // Российская газета. 2003. — 8 апреля.
- Постановление Правительства РФ от 08.01.03 г. № 4 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.94 г. № 807» // Российская газета. 2003. — 14 января.
- Постановление Правительства РФ от 03.12.02 г. № 859 «Об обязательном экземпляре изданий» // Российская газета. 2002. — 11 декабря.
- Постановление Правительства РФ от 01.10.02 г. № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений» // Российская газета. 2002. — 5 октября.
- Постановление Правительства РФ от 24.07.02 г. № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» // Российская газета. 2002. — 31 июля.
- Постановление Правительства РФ от 29.03.02 г. № 194 «Об утверждении Положения о порядке присвоения ученых званий» // Российская газета. 2002. — 10 апреля.
- Постановление Правительства РФ от 30.01.02 г. № 74 «Об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней» // Российская газета. -2002. 6 февраля.
- Постановление Правительства РФ от 07.05.01 г. № 347 «Об утверждении Устава Российского гуманитарного научного фонда» // Российская газета. 2001. — 16 мая.
- Постановление Правительства РФ от 05.04.01 г. № 264 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшего учебного заведения) Российской Федерации» // Российская газета. 2001. — 25 апреля.
- Постановление Правительства РФ от 29.11.00 г. № 901 «Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. — № 49. — Ст. 4824.
- Постановление Правительства РФ от 18.06.99 г. № 651 «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий» // Российская газета. 1999. — 5 июля.
- Постановление Правительства РФ от 17.06.98 г. № 600 «Об утверждении Программы экономии государственных расходов» // Российская газета. 1998. — 11 июля.
- Постановление Правительства РФ от 18.05.98 г. № 453 «О Концепции реформирования российской науки на период 1998 — 2000 годы» // Российская газета. 1998. — 3 июня.
- Постановление Правительства РФ от 31.03.98 г. № 374 «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу» // Российская газета. 1998. — 8 апреля.
- Постановление Правительства РФ от 21.02.98 г. № 240 «Об упорядочении условий оплаты труда членов президиума и работников аппарата президиума Российской академии наук» // СЗ РФ. 1998. — 2 марта.
- Постановление Правительства РФ от 11.10.97 г. № 1291 «О государственной аккредитации научных организаций» // Российская газета. 1997. — 24 октября.
- Постановление Правительства РФ от 24.07.97 г. № 950 «Об утверждении Положения о государственной системе научно-технической информации» // Российская газета. 1997. — 9 августа.
- Постановление Правительства РФ от 07.05.97 г. № 543 «О неотложных мерах по усилению государственной поддержки науки в Российской Федерации» // Российская газета. 1997. — 5 июня.
- Постановление Правительства РФ от 31.03.97 г. № 360 «Об утверждении программы Правительства Российской Федерации
- Структурная перестройка и экономический рост в 1997—2000 годы» // СЗ РФ. 1997.-№ 19.-Ст. 2230.
- Постановление Правительства РФ от 11.06.96 г. № 695 «Об утверждении Положения о статусе ректора государственного высшего учебного заведения Российской Федерации федерального подчинения» // Российская газета. 1996. — 5 сентября.
- Постановление Правительства РФ от 09.10.95 г. № 983 «О федеральных научно-производственных центрах» // Российская газета. -1995.- 18 октября.
- Постановление Правительства РФ от 04.09.95 г. № 870 «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» // Российская газета. 1995. -14 сентября
- Постановление Правительства РФ от 26.08.95 г. № 827 «О Федеральном фонде производственных инноваций» // СЗ РФ. 1995. -№ 36. — Ст. 3540.
- Постановление Правительства РФ от 26.06.95 г. № 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» // Российская газета. 1995. — 21 июля.
- Постановление Правительства РФ от 28.04.95 г. № 439 «Реформирование и развитие российской экономики в 1995 1997 годы» // СЗ РФ. — 1995. — № 21. — Ст. 1966.
- Постановление Правительства РФ от 17.04.95 г. № 360 «О государственной поддержке развития научных и научно-технических разработок» // Российская газета. 1995. — 26 апреля.
- Постановление Правительства РФ от 17.11.94 г. № 1261 «О межведомственной программе мер по регулированию миграции научных и научно-технических кадров» // СЗ РФ. 1994. — № 31. — Ст. 3279.
- Постановление Правительства РФ от 24.10.94 г. № 1185 «Об утверждении Положения о порядке присуждения научным и научнопедагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий» // СЗ РФ. 1994. — № 27. — Ст. 2898.
- Постановление Правительства РФ от 09.09.94 г. № 1042 «О материальной поддержке профессорско-преподавательского персонала образовательных учреждений высшего профессионального образования» // СЗ РФ. 1994. — № 21. — Ст. 2392.
- Постановление Правительства РФ от 08.09.94 г. № 1023 «О Российском гуманитарном научном фонде» // СЗ РФ. 1994. — № 21. -Ст. 2386.
- Постановление Правительства РФ от 12.08.94 г. № 949 «О ежегодных отпусках научных работников, имеющих ученую степень» // СЗ РФ. 1994. — № 17. — Ст. 2002.
- Постановление Правительства РФ от 26.07.94 г. № 870 «Об утверждении Положения о приватизации объектов научно-технической сферы» // СЗ РФ. 1994. — № 15. — Ст. 1783.
- Постановление Правительства РФ от 03.02.94 г. № 65 «О Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» // Российская газета. 1994. — 9 февраля.
- Постановление Правительства РФ от 14.12.92 г. № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» // САПП РФ. 1992. — № 16. — Ст. 1253.
- Постановление Правительства РФ от 08.11.92 г. № 855 «О повышении уровня оплаты труда работникам учреждений, организаций и предприятий бюджетной сферы» // САПП РФ. 1992. — 16 ноября.
- Постановление Правительства РФ от 03.08.92 г. № 538 «О мерах по поддержке и развитию Российской академии наук» // САПП РФ. 1992. -№ 6.
- Постановление Правительства РФ от 22.05.92 г. «О введении новых условий оплаты труда работников науки Российской Федерации» // Консультант +
- Постановление ВС РСФСР от 22.11.91 г. № 1920−1 «О Декларации прав человека и гражданина» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. — № 52. — Ст. 1865.
- Постановление СМ СССР от 10.08.90 г. № 800 «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства СССР по вопросам совместительства» // СП СССР. 1990. — № 213.
- Распоряжение Правительства РФ от 15.08.03 г. № 1163-р «Об утверждении Программы экономического развития на среднесрочную перспективу (2003 2005 годы)» // Российская газета. — 2003. — 2 сентября.
- Распоряжение Правительства РФ от 11.12.02 г. № 1764-р «Об Основных направлениях государственной инновационной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий» // СЗ РФ. 2002. -23 декабря.
- Распоряжение Правительства РФ от 15.02.02 г. № 201-Р «Об утверждении состава Высшей аттестационной комиссии Министерства образования РФ» // Российская газета. 2002. — 27 февраля.
- Распоряжение Правительства РФ от 10.07.01 г. № 910-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 2004 годы)» // СЗ РФ. — 2001. -№ 31.-Ст. 3295.
- Распоряжение Правительства РФ от 25.01.01 г. № 105-р «О проекте федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002 2006 годы» // СЗ РФ. — 2001. — № 5. — Ст. 450.
- Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Утв. Президентом РФ от 30.03.02 г. № Пр-576 // Консультант +
- Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации. Утв. Президентом РФ 30.03.02 г. № Пр-577 // Консультант +
- Перечень критических технологий Российской Федерации. Утв. Президентом РФ 30.03.02 г. Пр-578 // Консультант +
- Постановление Госкомстата РФ от 05.01.04 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» // Бюллетень Минтруда РФ. 2004. — № 5.
- Постановление Госстандарта РФ от 30.09.03. № 276-ст. Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 92 003. М.: ИПК: Изд-во стандартов, 2003.
- Постановление Минтруда РФ от 21.08.98 г. № 37 «Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих» // Бюллетень Минтруда России. 1998. — № 12.
- Постановление Госстандарта РФ от 26.12.94 г. № 368. Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации. ОК 017−94. М.: ИПК: Изд-во стандартов, 1996.
- Постановление Госстандарта РФ от 26.12.94 г. № 367 Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР). М.: ИПК: Изд-во стандартов, 1995.
- Постановление Госстандарта РФ от 30.12.93 г. № 298. Общероссийский классификатор занятий ОК 010−93. М.: ИПК: Изд-во стандартов, 1995.
- Постановление Госкомвуза РФ от 10.08.93 г. № 42 «Об утверждении Положения о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации» // Российские вести. 1993. — 26 августа.
- Постановление Министерства труда РФ от 04.12.92 г. № 48 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных требований по должностям работников науки и научного обслуживания Российской Федерации» // Консультант +
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.01.05 г. «Об утверждении Перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионально образования» // Консультант +.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.04 г. № 84 «О знаках отличия в сфере образования и науки» // ОВД. Межведомственный информационный бюллетень. 2004. — № 33.
- Приказ Госстроя РФ от 16.04.04 г. № 123 «Об отмене приказа Госстроя России от 29.09.03 г. № 370» // Нормирование в строительстве и ЖКХ. 2004. — № 3.
- Приказ Министерства образования РФ от 26.11.02 г. № 4114 «Об утверждении Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации» // Российская газета. 2003. — 18 января.
- Приказ Минпромнауки РФ от 04.10.02 г. № 265 «Об утверждении Порядка проведения конкурса на получение грантов Президента Российской Федерации для поддержки молодых российских ученых кандидатов наук и их научных руководителей» // Консультант +
- Приказ Министерства образования РФ от 14.06.02 г. № 2235 «Об утверждении Инструкции по применению Положения о порядке присвоения ученых званий (профессора по кафедре и доцента по кафедре)» // Российская газета. 2002. — 8 августа.
- Приказ Министерства образования РФ от 15.05.02 г. № 1756 «Об утверждении Инструкции по применению Положения о порядке присвоения ученых званий (профессора по специальности и доцента по специальности)» // Российская газета. 2002. — 8 августа.
- Приказ Министерства образования РФ от 11.04.02 г. № 1356 «Об утверждении Положения о Высшей аттестационной комиссии Министерства образования РФ» // Российская газета. 2002. — 1 июня.
- Приказ Министерства образования РФ от 11.04.02 г. № 1355 «Об утверждении Положения об экспертном совете Высшей аттестационной комиссии Министерства образования РФ» // Официальные документы в образовании. 2002. — № 33.
- Приказ Министерства образования РФ от 09.04.02 г. № 1305 «Об утверждении Положения о диссертационном совете, инструкций и форм документов» // Российская газета. 2002. — 1 июня.
- Приказ ГТК РФ от 21.09.01 г. № 924 «Об утверждении Положения об оплате труда профессорско-преподавательского состава Российской таможенной академии и ее филиалов» // Консультант +
- Приказ ГТК РФ от 18.05.01 г. № 464 «Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в таможенных органах Российской Федерации» // Консультант +
- Приказ Министерства промышленности, науки и технологий от 31.01.01 г. № 47 «Об утверждении Номенклатуры специальностей научных работников» // Консультант +
- Приказ Минпромнауки РФ от 26.12.00 г. № 165 «Об организации в Минпромнауки России работ по проведению государственной аккредитации научных организаций» // Консультант +.
- Приказ Министерства образования РФ от 06.06.00 г. № 1705 «О Концепции научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования РФ на 2001−2005 годы» // Бюллетень Минобразования РФ.- 2000. -№ п.
- Приказ Министерства образования РФ от 01.11.99 г. № 735 «Об утверждении Положения об организации конкурсов на соискание грантов и научно-исследовательских работ по грантам» // Бюллетень Минобразования РФ. 2000. -№ 1.
- Приказ Миннауки РФ от 15.12.98 г. № 242 «Об утверждении Положения и регламента Российского фонда технологического развития» // Российская газета. 1998.
- Приказ Госархива от 06.07.98 г. № 51 «Об утверждении Правил работы пользователей в читальных залах государственных архивов Российской Федерации» // Российская газета. — 1998. 29 декабря.
- Приказ Миннауки РФ от 17.11.97 г. № 125 «Об утверждении Положения о государственной регистрации и учете открытых НИОКР» // Российские вести. 1998. — 12 марта.
- Приказ Министерства образования России от 04.09.97 г. № 1831 «О совершенствовании деятельности образовательных учреждений повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ» // Бюллетень Минобразования РФ. 1997. — № 12.
- Приказ Госкомвуза РФ от 31.05.95 г. № 3 «Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в Российской Федерации» // Российские вести. 1995. — 17 августа.
- Приказ Миннауки РФ от 02.12.94 г. № 160 «Об утверждении Примерной формы контракта на основе договора подряда» // Консультант +
- Приказ Госкомвуза РФ от 22.06.94 г. № 614 «Об утверждении Положения о научной деятельности высших учебных заведений Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию» // Бюллетень Госкомвуза РФ. 1994. — № 10.
- Приказ Госкомвуза России от 15.09.93 г. № 207 «Об утверждении Положения о порядке замещения должностей преподавательского состава государственных высших учебных заведений Российской Федерации» // Российские вести. 1993. — 30 сентября.
- Приказ Госкомитета РСФСР по делам науки и высшей школы от 28.12.90 г. № 294 «О работе научных учреждений в условиях перехода к рыночной экономике» // Консультант +
- Постановление Общего собрания РАН от 07.04.92 г. № 3 «Об Основных принципах организации и деятельности научного института Российской академии наук» // Вестник РАН. 1996. — Т. 66. — № 3
- Письмо Министерства образования РФ от 17.07.00 г. № 24−52 206/10 «О лицензировании высших учебных заведений по программам магистерской подготовки» // Бюллетень Минобразования РФ. 2001. — № 1.
- Письмо ПФР от 27.05.99 г. № ЕВ-16−26/4987 «О применении Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 95-ФЗ» // Консультант
- Закон РСФСР от 15.12.90 г. № 423−1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основной закон) РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. — Ст. 395.
- Указ Президента СССР от 23.08.90 г. № 627 «О статусе Академии наук СССР» // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. — № 35. — Ст. 681.
- Указ Президиума ВС СССР от 20.05.74 г. «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения трудовых споров» // СЗ СССР. 1990. -Т. 2. — Ст. 450.
- Постановление СНД РСФСР от 07.12.90 г. «О мерах по стабилизации экономики и переходу к рыночным отношениям в РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. — № 21. — Ст. 371.
- Постановление СМ РСФСР от 22.05.91 г. № 271 «О введении новых условий оплаты труда работников науки Российской Федерации» // Консультант +.
- Постановление СМ СССР от 25.07.88 г. № 889 «Об утверждении Временного положения о порядке формирования государственных заказов» //
- Финансовая система СССР: Финансирование подготовки кадров: Сб. нормативных документов. М.: Финансы и статистика, 1992. — Т. 7. — Ч. 2.
- Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 06.02.88 г. № 166 «О перестройке системы повышения квалификации и переподготовке руководящих работников и специалистов народного хозяйства» // СП СССР. 1988.-№ 8.-Ст. 27.
- Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 30.09.87 г. № 1102 «О переводе научных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование» // СП СССР. 1987. — № 48. — Ст. 158.
- Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 13.03.87 г. № 327 «О мерах по улучшению подготовки и использованию научно-педагогических и научных кадров» // СП СССР. 1987. — № 24. — Ст. 86.
- Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 13.03.87 г. № 325 «О мерах по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве» // СП СССР. -1987.-№ 23.-Ст. 83.
- Постановление СМ СССР от 09.03.87 г. № 287 «Об организации конкурсного проектирования машиностроительной продукции, объектов строительства и товаров народного потребления» // СП СССР. 1987. — № 21.- Ст. 79.
- Постановление ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от 22.05.85 г. № 462 «О совершенствовании оплаты труда научных работников, конструкторов и технологов промышленности» // СП СССР. 1985. — № 21. -Ст. 104.
- Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 06.04.78 г. № 271 «О повышении эффективности научно-исследовательских работ в высших учебных заведениях» // СП СССР. 1978. — № 10. — Ст. 66.
- Постановление СМ СССР от 21.08.73 г. № 584 «Об утверждении Положения об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях» // СП СССР. 1973. — № 19. — Ст. 109.
- Постановление СМ СССР от 13.04.73 г. № 252 «Об утверждении правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию» // Консультант +
- Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 02.03.73 г. № 139 «О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью» // СП СССР. 1973. — № 7. — Ст. 31.
- Постановление СМ СССР от 19.09.69 г. № 758 «О распределении лиц, оканчивающих аспирантуру с отрывом от производства» // СП СССР. -1969.-№ 22.-Ст. 129.
- Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 24.09.68 г. № 760 «О мероприятиях по повышению эффективности работы научныхорганизаций и ускорению использования в народном хозяйстве достижений науки и техники» // СП СССР. 1968. — № 18. — Ст. 122.
- Постановление СМ СССР от 22.03.67 г. № 237 «Об изменении порядка планирования затрат на научно-исследовательские работы и о расширении прав руководителей научно-исследовательских учреждений» // СП СССР. 1967. — № 9. — Ст. 50.
- Постановление СМ СССР от 01.10.66 г. № 797 «Об утверждении Положения о Государственном комитете СССР по науке и технике» // СП СССР. 1966. — № 21. — Ст. 193.
- Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 03.09.66 г. № 729 «О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране» // СП СССР. 1966. — № 20. — Ст. 176.
- Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 20.02.64 г. № 163 «О дальнейшем развитии научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях» // СП СССР. 1964. — № 3. — Ст. 15.
- Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 11.01.63 г. № 48 «О повышении роли государственных комитетов и их ответственности за развитие отраслей промышленности» // СП СССР. 1963. — № 1. — Ст. 3.
- Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 12.05.62 г. № 441 «О мерах по дальнейшему улучшению подбора и подготовки научных кадров» // СП СССР. 1962. — № 7. — Ст. 57.
- Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 13.06.61 г. № 536 «О мерах по улучшению подготовки научных и научно-педагогических кадров» // СП СССР. 1961. — № 10. — Ст. 79.
- Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 03.04.61 г. № 299 «О мерах по улучшению координации научно-исследовательских работ в стране и деятельности Академии наук СССР» // СП СССР. 1961. — № 7. -Ст. 50.
- Постановление СМ СССР от 01.04.61 г. № 282 «О переводе отраслевых научно-исследовательских и конструкторских организаций на хозяйственный расчет» // СП СССР. 1961. — № 7. — Ст. 54.
- Постановление СМ СССР от 21.03.61 г. № 251 «Об утверждении Положения о высших учебных заведениях СССР» // Высшая школа. Сб. основных постановлений, приказов и инструкций. М., 1965.
- Постановление СМ СССР от 09.06.60 г. № 594 «О дополнении постановления СМ СССР от 10.12.59 г. № 1367 «Об ограничении совместительства по службе» // СП СССР. 1960. — 12. — Ст. 88.
- Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 28.01.60 г. № 127 «О мерах улучшения качества диссертационных работ и порядка присуждения ученых степеней и званий» // Высшая школа: Сб. основных постановлений, приказов и инструкций. М.: Высшая школа, 1965. — Т. 1.
- Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 20.08.56 г. № 1174 «О мерах по улучшению подготовки и аттестации научных и педагогических кадров» // СЗ СССР. 1990. — Т. 3. — С. 604.
- Постановление СМ СССР от 15.08.56 г. № 1123 «О проведении конкурсов и аттестации научных сотрудников научно-исследовательскихинститутов и лабораторий» // Высшая школа. Сб. основных постановлений, приказов и инструкций. М.: Высшая школа, 1978. — Т. 2.
- Постановления СМ СССР от 12.04.56 г. № 456 «О мерах улучшения научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях» // Финансирование просвещения, науки и культуры: Сб. законодательных и инструктивных материалов. М.: Финансы, 1965.
- Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 30.08.54 г. № 1863 «О финансировании хоздоговорных научно-исследовательских работ» // Высшая школа: Сб. основных постановлений, приказов и инструкций. М.: Высшая школа, 1965. — Т. 1.
- Постановление СМ СССР от 28.09.49 г. № 4140 «Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении работников науки» // СЗ СССР. -1990.-Т. 2.-С. 658.
- Постановление СМ СССР от 21.04.49 г. № 1577 «Об отпусках работникам научно-исследовательских, учебных и культурно-просветительных учреждений» // СЗ СССР. 1990. — Т. 2. — Ст. 252.
- Постановление СНК СССР от 29.03.45 г. № 627 «Об установлении академических званий» // СЗ СССР. 1990. — Т. 3. — С. 572.
- Постановление СНК СССР от 24.05.44 г. № 603 «Об установлении премий и стипендий имени академика С.В. Лебедева» // СП СССР. 1944. -№ 7. — Ст. 105.
- Постановление СНК СССР от 31.03.39 г. № 415 «Об утверждении Положения об аспирантуре при высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах» // СП СССР. 1939. — № 23. — Ст. 140.
- Постановление СНК СССР от 11.11.37 г. № 200 «О введении штатных должностей и должностных окладов для профессорскопреподавательского состава в вузах» // Финансирование просвещения, науки и культуры. М.: Финансы, 1965. — С. 148.
- Постановление СНК СССР от 20.03.37 г. № 464 «Об ученых степенях и званиях» // СЗ СССР. 1937. — № 21. — Ст. 83.
- Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 23.06.36 г. «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой» // СЗ СССР. -1936.-№ 34.-Ст. 308.
- Постановление СНК СССР от 13.01.34 г. № 79 «Об ученых степенях и званиях» // СЗ СССР. 1934. — № 3. — Ст. 30.
- Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 20.08.33 г. «О жилищных правах научных работников» // СУ РСФСР. 1933. — № 47. — Ст. 198.
- Постановление ЦИК СССР от 19.09.32 г. «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах» // СЗ СССР. 1932. — № 68. -Ст. 409.
- Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 28.02.30 г. «О праве пользования дополнительной жилой площадью» // СУ РСФСР. 1930. — № 14.
- Декрет СНК РСФСР от 21.01.24 г. «Положение о научных работниках вузов» // СУ РСФСР. 1924. — № 7. — Ст. 44.
- Декрет СНК РСФСР от 03.07.22 г. «Положение о высших учебных заведениях» // СУ РСФСР. 1922. — № 43. Ст. 518.
- Декрет СНК от 02.09.21 г. «Положение о высшем учебном заведении» // СУ РСФСР. 1921. — № 65. — Ст. 486.
- Постановление ГКНТ СССР от 19.11.87. № 435 «Об утверждении Положения о договорах на создание (передачу) научно-технической продукции» // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1988.-№ 5.
- Постановление Госкомтруда СССР и секретариата ВЦСПС от 27.03.86 г. № 102/6−142 «Об утверждении Общеотраслевых квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих» // Бюллетень Госкомтруда СССР. 1986. — № 6.
- Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30.05.85 г. № 162/12−55 «Об утверждении Рекомендаций по применению режима гибкого рабочего времени в организациях отраслей народного хозяйства» // Консультант +
- Постановление Госкомтруда СССР от 20.07.84 г. «Об утверждении Типовых правил внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций» // Бюллетень Госкомтруда СССР. 1984. -№ 11.
- Постановление Президиума АН СССР и ГКНТ СССР от 21.08.72 г. «О разработке комплексной программы научно-технического прогресса и ее социально-экономических последствий на 1976 1990 годы» // Вестник АН СССР. — 1973.-№ 5.-С. 7.
- Постановление ГКНТ СССР от 13.11.70 г. № 427 «Об утверждении Общего положения о научно-исследовательских, конструкторских, проектно-конструкторских и технологических организациях» // Экономика и жизнь. -1970.-№ 52.
- Постановление ГКНТ СССР от 20.02.70 г. № 41 «Об утверждении Положения о распределении лиц, оканчивающих аспирантуру с отрывом от производства» // Высшая школа: Сб. постановлений, приказов и инструкций. М.: Высшая школа. — 1978. — Т. 2.
- Постановление ГКНТ СССР от 18.08.69 г. № 370 «Об утверждении Общего положения о порядке приемки и оценки законченных научно-технических разработок» // Законодательство о капитальном строительстве. -М.: Юрид. лит-ра, 1970. Вып. 1.
- Постановление ГКНТ СССР от 03.06.68 г. № 180 «Об утверждении Положения о соискателях ученых степеней, работающих над диссертацией вне аспирантуры» // Бюллетень Министерства высшего и среднего специального образования СССР. 1968. — № 10.
- Постановление Госкомтруда СССР от 09.09.67 г. № 443 «Об утверждении Единой номенклатуры должностей служащих» // Бюллетень Госкомтруда СССР. 1967. -№ 11.
- Приказ Госкомитета РСФСР по делам науки и высшей школы от 28.12.90 г. № 294 «О работе научных учреждений в условиях перехода к рыночной экономике» // Консультант +
- Приказ Госкомобразования СССР от 04.04.90 г. № 220 «Об утверждении Временного положения о научной и научно-производственной деятельности вузов» // Бюллетень Госкомобразования СССР. 1990. — № 11.
- Приказ Министерства высшего и среднего специального образования СССР. 31.12.76 г. № 1040 «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников высших и средних специальных учебных заведений» // Консультант +
- Приказ Министра высшего и среднего специального образования СССР от 14.03.73 г. № 207 «Об утверждении Положения о стажерах-преподавателях в высших учебных заведениях» // Бюллетень Минвуза СССР. 1973.-№ 5.
- Приказ Министра высшего образования СССР от 30.08.56 г. № 692 «О мерах по улучшению подготовки и аттестации научных и педагогическихкадров» // Высшая школа: Сб. основных постановлений, приказов и инструкций. М.: Высшая школа, 1965. — Т. 1.
- Разъяснение ВК ВШ «Об установлении наличия ученой степени кандидата наук» от 27.09.39 г. № УС-52−1 // Высшая школа. Сб. основных постановлений, приказов и инструкций. М.: Высшая школа, 1965. Т. 1
- Инструктивные и иные документы, книги, монографии, диссертационные исследования, учебные пособия, статьи в периодических изданиях
- Инструкция о порядке учета научных учреждений и научных работников. М., 1985.
- Инструкция о порядке присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий. Утв. Высшей аттестационной комиссией от 09.04.60 г.-М., 1960.
- Концепция участия Российской Федерации в управлении имущественными комплексами государственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере науки // Поиск. 2004. — № 43. -22 октября.
- Концепция участия Российской Федерации в управлении имущественными комплексами государственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования // Поиск. 2004. — № 44. — 29 октября.
- Материалы XXVII съезда КПСС. М., 1986.
- Основные направления перестройки высшего и специального образования. — М.: Высшая школа, 1987.
- Проект Концепции участия Российской Федерации в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере науки // Поиск. 2004. — № 38. — 17 сентября.
- Айвазян, С.И. Правовые вопросы управления научными исследованиями / С. И. Айвазян, Ю. А. Веденеев, О. А. Супатаева. М.: Наука, 1980.
- Ананов, И.Н. Правовое положение научных работников. М., 1928.
- Вегер, JI. J1. Экономический эффект и управление НИОКР. М.: Наука, 1985.
- Витрук, Н.В. Основы правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979.
- Воеводин, Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: Моск. ун-т, 1997.
- Войленко, Е.И. Трудовые права преподавателей высших и средних специальных учебных заведений / Е. И. Войленко, B. J1. Гейхман, О. М. Крапивина. -М., 1974.
- Волков, Г. Н. Истоки и горизонты прогресса. М., 1976.
- Гвишиани, О.М. Организация и управление. М.: Наука, 1972.
- Гейхман, B.JI., Высшая школа: правовые вопросы / Под ред. В. А. Северцева / B.JI. Гейхман, Г. П. Митиль. Киев: Лыбидь, 1990.
- Гохберг, JI.M. Финансирование науки в странах с переходной экономикой. Сопоставительный анализ. М.: ЦИСН, 1998.
- Дмитриева, И.К. Трудовой договор научно-педагогических работников вузов. М.: Моск. ун-т, 1991.
- Егерев, С. Болевые точки науки. М., 1998.
- Кожевников, С.Н. Правовая активность граждан. Н. Новгород, 1994.
- Кугель, С.А. Профессиональная мобильность в науке. М.: Мысль, 1983.
- Кучинский, В.А. Личность. Свобода. Право. М., 1978.
- Ланге, К.А. Организация управления научными исследованиями. -М.: Наука, 1971.
- Лахтин, Г. А. Организация советской науки: история и современность. М.: Наука, 1990.
- Лебин, Б.Д. Подбор, подготовка и аттестация научных кадров в СССР. М.-Л.: Наука, 1966.
- Лебин, Б.Д. Научный работник. Права и обязанности / Б. Д. Лебин, В. А. Рассудовский, Г. А. Цыпкин. Л.: Наука. Ленинг. отд., 1982.
- Леге, Ж.М. Кого страшит развитие науки? Научные работники, политика и общество. М.: Знание, 1988.
- Медянцева, М.П. Ответственность ученого как социально-этическая проблема. Казань: Казан, ун-т, 1973.
- Наука в России в цифрах: Статистический сб. М., 2003.
- Организационно-правовые вопросы руководства наукой в СССР. -М.: Наука, 1973.
- Программно-целевое управление и хозяйственный расчет в науке. -М., 1991.
- Пучков, И.С. Социально-демографическая характеристика научных кадров / И. С. Пучков, Г. А. Попов. М.: Статистика, 1976.
- Рассудовский, В.А. Государственная организация науки в СССР (правовые вопросы). М.: Юрид. лит-ра, 1971.
- Сойфер, В.Г. Труд работников науки: правовые вопросы. М.: Юрид. лит-ра, 1981.
- Темганова, Т.А. Фонд времени научных работников проблемы экономики науки. — Ереван, 1977.
- Федькин, Г. И. Правовые вопросы организации научной работы в СССР. М.: Госюриздат, 1958.
- Юзуфович, Г. К. Наука при социализме: политико-экономические проблемы. Л.: Ленинг. ун-т, 1980.
- Аганбегян, А.Г. Выступление // Наука и актуальные проблемы развития народного хозяйства. Сессия общего собрания АН СССР 13−14 декабря 1979 г. М.: Наука, — 1980.
- Бабкин, В.И. Политика исполнительной власти по реформированию научно-технического комплекса // Законодательство о науке. М.: Норма, 2004.
- Воронцов, В.А. Научно-техническая сфера России в период разработки концепции ее реформирования / В. А. Воронцов, Н. С. Лялюшко // Науковедение. 1999. — № 3.
- Глазьев, С.Ю. Влияние экономической реформы на науку // Наука на пороге рынка. М., 1992.
- Гордеева, Н.А. Правовые основы управления научными и техническими организациями отраслевого профиля // Право и управление научными организациями. М.: Наука, 1980.
- Гордеева, Н.А. Статус научного работника // Вестник РАН. -1998.- № 7.
- Гордеева, Н.А. Комментарий к Федеральному закону «О науке и государственной научно-технической политике» / Н. А. Гордеева, М. М. Филь. -М.: Юрист, 1997.
- Гохберг, JI.M. Кадровый потенциал науки. Проблемы развития и оценки // Подготовка и использование кадров науки. М., 1989.
- Гохберг, JI.M. Основные показатели ресурсов науки в СССР / JI.M. Гохберг, Л. Э. Миндель // Подготовка и использование кадров науки. -М., 1989.
- Гохберг, Л.М. Основные показатели ресурсов науки в СССР / Л. М. Гохберг, Л. Э. Миндели // Наука на пороге рынка. М., 1992.
- Гришаев, Е. Некоторые вопросы финансирования научных исследований // Управление, планирование и организация научных и технических исследований. М., 1970. — Т. 4.
- Келли, В.Ж. Функции государства в научно-технической сфере: Россия и мировой опыт // Науковедение. 1999. — № 3.
- Лапаева, В.В. Государственная научно-техническая политика: актуальные проблемы правового обеспечения // Законодательство о науке. Современное состояние и перспективы развития. М.: Норма, 2004.
- Ленчук, Е.Б. Научно-технический потенциал России: состояние и основные проблемы развития науки / Е. Б. Ленчук, М. П. Стрепетова // Науковедение. 1999. — № 3.
- Ломанов, П.Н. К вопросу о квалификационном движении научных кадров в отраслевых НИИ // Социальные и экономические аспекты повышения эффективности науки в свете решений XXVI съезда КПСС: Тезисы научно-практического симпозиума. М., 1981.
- Мишин, М.И. К вопросу о субъекте научной деятельности // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. М.-Л., 1977. -Вып. VI.
- Пискотин, М.И., Введение // Организационно-правовые вопросы руководства наукой в СССР / М. И. Пискотин, В. А. Рассудовский, М. П. Ринг. М.: Наука, 1973.
- Прудинский, A.M. О трудовом договоре (контракте) преподавателей вузов // Правоведение. 1994. — № 2.
- Рассудовский, В.А. Введение / В. А. Рассудовский, В. П. Рассохин // Право и управление научными организациями. М.: Наука, 1980.
- Ринг, М.П. Право в управлении наукой // Организационно-правовые вопросы руководства наукой в СССР. М.: Наука, 1973.
- Салтыков, Б. Реформирование российской науки: анализ и перспективы // Отечественные записки. 2002. — № 7.
- Сойфер, В.Г. Трудовая функция научного работника // Сб. науч. трудов. М., 1977. — Вып. 55.
- Васильева, Ю.В. Пенсии работникам творческих профессий в России: автореф. дис. канд. юрид. наук. Пермь, 1998.
- Воропаев, И.Г. Порядок присуждения ученых степеней в России и СССР (1902 1995 гг.): автореф. дис. канд. юрид. наук. — М., 1995.
- Журкин, Г. А. Труд научных работников в современной системе общественного разделения труда: автореф. дис. канд. экон. наук. М., 1973.
- Лазор, Л.И. Правовые проблемы конкурсного подбора, аттестации кадров и рабочих мест на современном этапе: автореф. дис. док. юрид. наук. М., 1991.
- Петров, А.Я. Рациональное использование трудовых ресурсов: проблемы теории и практики правового регулирования: автореф. дис. док. юрид. наук. М., 1992.
- Административное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. Н. Ю. Хаманевой. М.: Юристь, 2004.