Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Маркетинговые исследования рынка услуг в сфере высшего профессионального образования: По материалам Калининградской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве информационной базы исследования были использованы материалы по развитию ОЭЗ в Калининградской области, государственные нормативные акты по реформированию экономики, данные Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Калининградской области, Управления общего, профессионального образования и науки Администрации Калининградской области, Муниципального… Читать ещё >

Содержание

  • Маркетинговые исследования рынка услуг в сфере высшего профессионального образования (по материалам Калининградской области)
  • Глава 1. Специфика развития системы образования Российской Федерации в 8 трансформационный период
    • 1. 1. Проблемы профессионального образования Российской Федерации в 8 переходном периоде
    • 1. 2. Особенности развития рынка образовательных услуг в эксклавном регионе 20 (на примере Калининградской области)
    • 1. 3. Рынок образовательных услуг как объект маркетингового исследования
  • Глава 2. Методы маркетинговых исследований рынка образовательных услуг
    • 2. 1. Выбор методов маркетингового исследования рынка образовательных услуг
    • 2. 2. Сегментация рынка по параметрам образовательных услуг
    • 2. 3. Исследование факторов, формирующих спрос на услуги в сфере 83 профессионального образования Калининградской области
  • Глава 3. Маркетинговое исследование субъектов рынка образовательных услуг
    • 3. 1. Оценка эффективности внебюджетной деятельности субъектов рынка 100 образовательных услуг
    • 3. 2. Маркетинговые исследования конкурентных преимуществ субъектов рынка 110 образовательных услуг Калининградской области
    • 3. 3. Рекомендации по использованию маркетинговых исследований субъектов 130 рынка образовательных услуг для формирования региональной программы развития образования

Маркетинговые исследования рынка услуг в сфере высшего профессионального образования: По материалам Калининградской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Образование в системе ценностей человека играет важную роль, что во многом объясняет повышенный спрос на услуги образовательных учреждений. Рост спроса на образовательные услуги, в том числе платные, даже в период кризиса, говорит о том, что рынок образовательных услуг является одним из важнейших и востребованных типов рынка.

По определению, принятому 20-й сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО, под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста. Сочетание «процесс и результат» свидетельствует о правомерности выбора образовательных услуг в качестве объекта маркетинга.

Рынок часто формирует прагматичный спрос на те или иные образовательные услуги. Практика стран Запада выработала инструмент противостояния образовательных ценностей господствующей рыночной среде. Этим инструментом является социально-ориентированный маркетинг образовательных услуг, который предполагает, что главная задача учебного заведения — определять нужды, потребности и интересы их клиентов, приспосабливать организацию к тому, чтобы удовлетворять их.

Использование мирового опыта российскими образовательными учреждениями помогает вхождению в рыночные отношения и мировое образовательное пространство. В условиях ограниченности финансовых ресурсов, выделяемых на цели образования, становится актуальным повышение эффективности использования средств, изучение потребностей различных групп населения, прочих потребителей образовательных услуг, исследование рынка, что является сферой применения маркетинга. Несмотря на те трудности, которые присущи в настоящее время образованию в РФ, спрос на него имеет значительные перспективы развития. С учетом длительности цикла образовательных услуг, образовательные учреждения должны принимать эффективные маркетинговые решения для формирования спроса, в том числе с учетом ' региональных особенностей рынка, что еще раз подчеркивает необходимость применения методов маркетинга в сфере образования, в частности маркетинговых исследований.

Потенциал маркетинга способен обеспечить некоммерческий успех у потребителя, создать благоприятный имидж образовательного учреждения в целом, что приведет в свою очередь к росту государственной поддержки и к собственным коммерческим успехам учреждёния. В условиях складывающегося рынка недопустимы ошибки в прогнозе спроса, в выборе предлагаемых образовательных услуг.

Большое значение имеют маркетинговые исследования для формирования оптимальных целей, стратегии и миссии образовательного учреждения, т. е. планирования деятельности организации. Планированию маркетинга предшествует выявление и исследование связанных с маркетингом проблем, стоящих перед учебным заведением (анализ рынков, макросреды, внутренних ситуаций, общественности, конкурентов и т. д.), что является одним из важнейших этапов в маркетинговой деятельности.

Экономический кризис привел не только с к спаду производства, сокращению доходов государства, финансирования государственных учреждений, но и к необхо-. димости трансформации административно — командной системы управления народным хозяйством в систему социально ориентируемой рыночной экономики.

В настоящее время в связи со структурной и общей перестройкой экономики наряду с положительными перспективами развития системы образования существует ряд негативных явлений, которые складываются в проблемы профессионального образования.

Сокращение финансирования государственных учреждений вследствие недостаточности доходной части бюджета отрицательно сказывается на деятельности образовательных учреждений, в том числе высших учебных заведений.

С другой стороны учреждения образования получили большую свободу в своих действиях, для них открываются новые возможности самостоятельно изыскивать средства на финансирование деятельности путем реализации программ платного обучения, оказания платных дополнительных и иных образовательных услуг. Сегодня учебные заведения могут осуществлять производственную, коммерческую и другую деятельность. Поиск и реализация этих возможностей занимает одно из первых мест в маркетинговой деятельности образовательного учреждения в сложившихся условиях.

Новые социально — политические и экономические условия, и новые отношения образования с потребителями образовательных услуг ставят проблемы не только в области содержания образования и образовательных технологий, но и в системе управ. ления образовательными процессами. Вместе с тем несовершенство концепции управления образовательными процессами в условиях развития рыночных отношений в региональных программах и возросшая актуальность решения проблемы совершенствования управления системой образования на всех ее уровнях обусловили выбор темы диссертационного исследования.

Целью диссертационной работы является проведение маркетингового исследования рынка образовательных услуг, выявления на его основе факторов, влияющих на состояние спроса по образовательным услугам, оценки состояния спроса.

Для достижения поставленной цели в диссертационной работе были определены и решались следующие задачи.

1. Изучить характер изменений, произошедших в федеральной программе развития системы образования,.

2. Выявить специфику и тенденции развития рынка образовательных услуг в Калининградской области как эксклавной территории, определить потенциал рынка.

3. Усовершенствовать методику выявления конкурентных преимуществ субъектов рынка образовательных услуг.

4. Разработать методические рекомендации по совершенствованию системы управления сферой образования на региональном уровне.

Объектом исследования являются рынок образовательных услуг и система • управления образовательными процессами.

Предмет диссертационного исследования — маркетинговые методы, применяемые при изучении рынка образовательных услуг.

Методологической и теоретической основой исследования послужили работы и публикации российских и зарубежных ученых: Абрамишвили Г. Г., Баканова М. И., Герчиковой И. Н., Голубкова Е. П., Завьялова П. С., Ковалева В. В.,. Моисеевой Н. К., Панкрухина А. П., Романова А. Н., — Анзоффа И., Котлера Ф., Леонтьева В. В., Ламбена Ж.-Ж., Портера М., Эванса Д.

В разработку актуальных проблем регионального развития образовательной сферы существенный вклад внесли Калининградские ученые: Бильчак B.C., Ивченко В. В., Маточкин Ю.С.

В качестве информационной базы исследования были использованы материалы по развитию ОЭЗ в Калининградской области, государственные нормативные акты по реформированию экономики, данные Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Калининградской области, Управления общего, профессионального образования и науки Администрации Калининградской области, Муниципального предприятия «Социальная служба молодежи», официальные материалы Областного комитета государственной статистики и Госкомстата России, материалы научно — практических семинаров и конференций, а так же авторских статистических наблюдений.

При решении поставленных задач применялись методы экспертных оценок, сравнения, корреляционно — регрессионного анализа, группировок, методы экономико — математического моделирования, маркетинговые (М. Портера, кластерный анализ) и другие.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в настоящей работе исследованы наиболее важные аспекты организации и проведения маркетингового исследования рынка образовательных услуг и его оценки, на основе которых впервые осуществлен комплекс маркетинговых исследований регионального рынка образовательных услуг. При этом: исследована специфика рынка образовательных услуг в условиях формирования рыночных отношений в эксклавном регионепредложена концепция формирования рынка образовательных услуг в регионе, предложена модель управления региональным рынком образовательных услугпроведены и классифицированы методы маркетинговых исследований, применяемые при изучении рынка. уточнена структурная классификация факторов, влияющих на формирование спроса, применительно к объекту исследования. проведено моделирование рыночной конкуренции в сфере ОУ матрицами М. Портера с использованием кластерного анализана основании которого в сфере ОУ получена картина конкуренции на рынке услуг высшего образования.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы при разработке и совершенствовании региональной системы управления, программ социально — экономического развития региона, стратегии развития образовательных учреждений.

Основные положения диссертационной работы могут быть использованы при создании и функционировании служб маркетинга в субъектах рынка образовательных услуг.

^ Маркетинговые исследования — это систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед образовательным учреждением маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах, они помогают грамотно сформули ровать оптимальные цели, стратегию и миссию образовательного учреждения, т. е.обеспечить планирование деятельности организации. Реализация стоящих перед учебным заведением задач (анализ рынков, внутренних ситуаций, конкурентов и т. д.), является одним из важнейших этапов в маркетинговой деятельности. Проведенными маркетинговыми исследованиями выявлена специфика рынка образовательных услуг в регионе, которая заключается в высокой доле негосударст венных вузов в общей системе образования. Опережающие темпы роста в секторе не государственных образовательных учреждений на рынке образовательных услуг, объ ясняются изолированностью территории области от метрополии. Так в целом по Рос сии в 1998 году доля высших негосударственных образовательных учреждений соста вила 36%. В Калининградской области в настоящее время этот показатель составляет.

62%. Кроме того на рынке образовательных услуг действует 38 негосударственных образовательных учреждений, предоставляющих краткосрочные образовательные ус ' Луги в сфере курсовой подготовки. Существующая тенденция роста числа негосударственных вузов в регионе, а также близость границ с европейским образовательным пространством способствует проникновению в образовательное пространство региона иностранных образователь ных учреждений, что приводит к достаточно высокой конкуренции на рынке ОУ. С учетом специфики образовательного пространства региона предложены в дополнение к Концепции развития системы образования следующие основные положения:

1. Выход на международный рынок образовательных услуг,.

2. Усиление регионализации высшей школы,.

3. Совершенствование управления образованием на региональном уровне.^ Одной из причин возникновения диспропорций является отсутствие в органах регионального управления действенных механизмов регулирования процессом фор мирования рынка ОУ и его инфраструктурой. В результате изучения регионального рынка ОУ исследована действующей инфраструктура рынка образовательных услуг в сфере профессионального образования. С учетом сложившейся рыночной конкуренции и в целях совершенствования управ ления в сфере единого регионального образовательного пространства внесены изме нения в действующую схему инфраструктуры рынка образовательных услуг и пред ложена модель формирования регионального рынка образовательных услуг. Особую значимость для субъектов рынка образовательных услуг приобретает работа по определению потребности региона в различных специалистах, по оптими зации числа государственных учебных заведений и однотипных факультетов, по оценке качества выпускников. Решить эту проблему возможно путем введения в структуру Управления обшего, профессионального образования и науки подразделе ния в виде отдела маркетинга и стратегического планирования, который мог бы осу ществлять контроль со стороны местного и регионального уровней власти за образо вательными учреждениями на основе лицензирования их деятельности. Также перспективно проведение тендеров местными и региональными органа ми власти среди вузов региона на подготовку кадров по остро необходимым специ альностям. С другой стороны, актуально в соответствии с концепцией развития ре гиона прогнозировать те специальности, которые необходимо закрыть или ограничить приём на них. Важным элементом во взаимодействии региональных, муниципальных орга нов власти и образовательных учреждений является финансирования деятельности учебных заведений. Более активную роль в руководстве профессиональным образованием должны играть органы власти и управления субъектов федерации, а также местного само управления. На этой основе необходимо установить рациональный порядок определе ния и реализации государственного заказа на подготовку специалистов. Для решения данной проблемы предлагается модель формирования рынка образовательных услуг. Действующей системой формирования контрольных цифр подготовки специалистов нарушается основополагающий принцип управления, иерархичность и рациональ ность в распределении финансовых средств на реализацию госзаказа по подготовке специалистов. В предложенной модели средства из федерального бюджета поступают непосредственно в Управление общего, профессионального образования и науки, ко торое должно обеспечить установление рационального распределения и реализации государственного заказа на подготовку специалистов, с учетом перспективных планов развития региона, потребности в кадрах и структурной перестройки образования. Рас пределение бюджетных средств на подготовку специалистов должно учитывать каче ство ведения образовательного процесса в субъектах рынка образовательных услуг. Предлагаемая модель поможет решить одну из проблем профессионального об разования, обострившуюся в условиях развития рыночных отношений, и вошедшую в концепцию реформирования системы образования как «регионализация» образова ния. Возможность реализации госзаказа и регионального заказа из единого центра (Управления общего, профессионального образования и науки) будет способствовать установлению прочных связей между уровнем развития образования и развитием тер риториальных систем производства, что приобретает в настоящее время, в условиях изолированности области особую важность и практическую значимость. По результатам маркетинговых исследований ситуаций, сложившихся на рынке. образовательных услуг Калининградской области (на примере высшего образования), изучены и классифицированы основные методы маркетинговых исследований в сфере образования в зависимости от целей и задач. Наиболее распространенными методами установлены методы моделирования и линейного программирования. Так как сфера образования является сложно формализуемой средой с постоянно меняющимся набо ром и степенью влияния значимых факторов, то наиболее эффективными признаны методы экспертных оценок, опросов и анкетирования. Маркетинговые службы будут отвечать за коммерческие успехи и имидж обра зовательного учреждения, осуществлять исследования и прогнозирование конъюнк туры рынка ОУ. В работе выявлены и классифицированы факторы, формирующие спрос на ОУ. Дана оценка влияния факторов на востребованность ОУ, выявлены предпосылки рос та спроса на ОУ в Калининградской области. Наиболее значимыми из них являются структурные сдвиги в экономике КО, в результате которых создаются предприятия и организации, входящие в систему новых и формирующихся территориальных систем производства. Структурные сдвиги в экономике заключаются и в регионализации ее развития, что повлекло за собой внедрение на рынок ОУ новых специальностей и специализаций. В результате анализа выявлены тенденции и закономерности не ха рактерные в целом для страны. Демографические изменения в Калининградской области также являются одним из важных факторов, формирующих спрос на ОУ. Для Калининградской области характерен рост численности населения, под влиянием мощных миграционных процессов. При изучении состава населения по возрастным группам, выявлен рост численности молодежи и трудоспособного населения, не ха рактерный для других регионов РФ, что обуславливает рост спроса на ОУ. Среди внутренних факторов выделены затраты на развитие рынка, которые рассмотрены на примере расходов образовательных учреждений на рекламу. Разработана модель рыночной конкуренции в сфере ОУ с использованием кла стерного анализа, на основе которой получена картина конкуренции на рынке услуг высшего экономического образования в регионе. Изучение деятельности конкурентов ведется по нескольким ключевым направ лениям: 1) характеристика используемых образовательных технологий- 2) стоимость платных услуг- 3) ассортимент и качество предлагаемых ОУ. Проведение целенаправленных маркетинговых исследований рынка ОУ, спо собствуют комплексному развитию всех составляющих деятельности учебного заве дения, обуславливают его выживаемость в современных жестких рыночных условиях. В связи с этим рекомендуется создание маркетинговой службы в вузах региона, в том числе БГА РФ. Главной целью службы при этом должно стать выявление и эффектив ное удовлетворение потребностей, разрешение целевых групп потребителей. В ее функции вошли бы: 1) разработка стратегии, адекватных ей планов и программ дейст вий в отношении качества, ассортимента и сервиса продукции, ценообразования, рек ламы и других форм коммуникаций на рынке ОУ, продвижение и продаж продукции;

2) прогнозирование конъюнктуры спроса и предложения;

3) анализ конкурентной ситуации, конкурентоспособности продукции и самого учебного учреждения;

4) сегментация рынка, определение емкости потенциального и обслуживаемого рынка. Данные аспекты аналитической деятельности вуза носят стратегический харак тер. Особенно это касается Калининградского региона, где динамика демографиче ских показателей значительна, а предложение образовательных услуг растет опере жающими темпами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Использовать интеллектуальный и экономический потенциал для будущего России. Юкономист. — 1999. — № 8 — с. 3−9.
  2. Г. Г., Война В. А., Трусов Ю. Ф. Операция «Маркетинг». -М.: Международные отношения, 1976- 247 с.
  3. Г. Л. Анализ деятельности конкурентов: учеб. Пособие.-.: ГАУ, 1995.-128 с.. 4. Алексеев А. А. Методика сегментирования потребителей. //Маркетинг и маркетинговые исследования в России. — 1999. — № 1. — с. 30 — 37.
  4. А.А. Определение удовлетворенности потребителей свойствами товара при выведении нового товара на рынок или модернизации старых. \ Маркетинг и маркетинговые исследования в России. — 1997. — № 3. — с. 22.
  5. М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. — М., Финансы и статистика, 1997. — 248 с.
  6. Г. Л., Тарасевич В. М., Анн X. Маркетинг. Уч-к-М.: Экономика, 1999−703с.
  7. И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. — М.: Финансы и статистика, 1994.- 79 с.
  8. Г. В. Местное самоуправление.-М., Изд-во МГУ, 1996.- 352 с.
  9. А.Я. Обучение топ — менеджеров: опыт Российско — Шведской программы «Развивай свою фирму».\ Бизнес — образование, — 1998, № 1, с. 17−20.
  10. B.C. Региональное развитие в условиях становления рыночных структур. /С-Петербургский университет экономики и финансов/. — СПб., 1993. — 163 с.
  11. Ю. Кулагина Н. Управление профессиональным составом экономически активного населения в период до 2000 г. // «Проблемы теории и практики управления», 1997 г., № 4, стр. 75−80.
  12. Бухгалтерский отчёт БГА РФ за 1993 г.-1998гг • 14. Вентцель Е. Теория вероятностей. М.: Наука, 1986.- 214 с.
  13. Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. Учебник. — М.: изд-во МГУ, 1996.- 268 с.
  14. А. И. Основные экономические показатели, использующиеся в США для прогнозных оценок тенденций развития высшего образования. М.: НИИВО, 1994.
  15. Л.И. Стратегия хозяйственной деятельности новых структур в производстве. Рига: Зинатне, 1992. -131 с.
  16. А. П. Формирование и развитие инфраструктуры рынка средств производства в России: механизм управления и государственного регулирования 08.00.05, Рос. эк акад. Им. Г. В Плеханова, дис. совет Д. 063.62.03 -М. 1996-Збс.
  17. И. Н. Международное коммерческое дело. — М.: «Банки и биржи», 1996. — 493 с.
  18. Е. П. Измерения в маркетинговых исследованиях. \ Маркетинг в России и за рубежом, 1998 г. — № 2 — с. 37 — 56
  19. Е. П. Маркетинг : стратегии, планы, структуры.- М.: Дело, 1995.- 192 с.
  20. Е.П. Определение методов сбора маркетинговых данных \ Маркетинг в России и за рубежом, 1998 -№ 2 — с. 3 — 27
  21. А.А., Сорокин В. В. Направление маркетинговой деятельности // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. — 1996. — № 4. — с.34−36.
  22. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I: Утв. Федеральным законом РФ 30.11. и введ. в действие с 01.01.95.- Обнинск: Титул, 1995.- 160 с.
  23. А. Маркетинг. Изучение рынка. Академия рынка. М., Экономика.1993. 18.
  24. Деловое планирование (Методы. Организация. Современная практика). Учеб. Пособие / Под ред. В. М. Попова. — М., Финансы и статистика, 1997. — 268 с: ил.
  25. Г. Управление персоналом. М. Бином. 1997. 430.
  26. Джалалов С, Боков В. В. Прогнозирование развития системы высшего образования Российской Федерации в условиях структурной перестройки экономики. М. 1995. Экономика высшей школы, сборник НИИВО выпуск 1.
  27. Т.А., Кухтевич СИ. «Молодежь России — 97″ // Альма матер. — 1997, № 8, 4.
  28. А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. М.: НПЖ, Финансы, учет, аудит, 1997. — с. 122
  29. Н., Оделл П. Кластерный анализ. М. Статистика, 1977.- 128 с
  30. В.Г. Основы логистики и маркетинга. — Ростов Н/Д: Экспертное бюро, М.: Гардарика, 1996. — 67.
  31. И.И. Статистические методы измерения связей.- Ленинград, изд-во ЛГУ, 1982,146 с.
  32. И.И., Юзбашев Н. М. Общая теория статистики, М.: Финансы и статистика, 1996, 368 с.
  33. В. И. Справочник по математике для экономистов, М.: „Высшая школа“, 1987,336 с.
  34. Л.Г. Управление социально — экономическим развитием высшей школы республик — субъектов Российской Федерации: (08.00.05): Автореф. Дис. канд. экон. наук.- -Петербург. Ун-т экономики и финансов, 1995.- 18 с.
  35. Жих Е. М., Панкрухин А. П., Соловьев В. А. Маркетинг как завоевать рынок? — Л.: Наука, 1991.-87 с.
  36. П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления. М.: Информационно — внедренческий центр „Маркетинг“, 1997. — 195 с.
  37. П.С. Маркетинг в малом и среднем бизнесе, М.: — 1992.- 186 с.
  38. О. О., Толстопятенко А. В., Черемных Ю. Н. „Математические методы в экономике“: Учебник .- М.: МГУ, Издательство „ДИС“, 1997. — 368 с.
  39. В.М., Воронин А. А., Джалалов С, Пусев В.И. Организационно- экономический механизм региональных систем высшего образования. — М.: НИИВО. 1995., с. 5−16.
  40. В.В. Научно — технический потенциал особой экономической зоны России: Проблемы стабилизации и развития. / Калининградский университет. — Калининград, 1998. — 58 с.
  41. Л.Г., Литвинский Ю. Л. Синергетический подход к управлению промышленным предприятием. Рига: ЛатНИИНТИ, 1989.- 40 с.
  42. Ильенкова Н. Д Спрос: анализ и управление. М.: „Финансы и статистика“, 1997.- 160с.
  43. А. Самые карьерные профессии года: от $ 1000 и больше. //"Образование и карьера», № 20, с. 46.
  44. В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 1997.-512с.
  45. Исследование операций, том 2, Модели и применения, под ред. Дж Моудера, Элмаграби. М., Мир, 1981. — 620 с.
  46. Калининградская молодежь — 99. Сборник социологические обследования. Калининград, 1999.- 78.
  47. В.Г. Выбор целевого рынка // Маркетинг. — 1994. — № 3. — с.62−65.
  48. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Наука, 1978. — 180 с.
  49. М. Дж., Стюарт А. Многомерный статистический анализ и временные ряды М.: Наука, 1976. — 736 с.
  50. Дж. Распределение богатства. М. — Л., 1934.- 220 с.
  51. Н.В., Князевский B.C. Принятие рискованных решений в экономике и бизнесе. — М.: «Контур», 1998. — 160 с.
  52. А.И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — с. 94−103.
  53. Кодекс законов о труде Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 15 августа 1997 г. — М.: Издательская группа ИНФРА М — НОРМА, 1997. — с.22.
  54. Количественные методы финансового анализа. Под ред. Дж. Брауна, М. П. Крицмена: Пер. с англ. — М.: ИНФРА — М, 1996 -336с.
  55. Н. В. Выбор конкретных методов маркетинговых исследований : соотношение качественных и количественных подходов. \ Маркетинг в России и за рубежом, 1998 г. № 2 — с. 75 — 81
  56. Конституция Российской Федерации .М.: Мир.- 1993.-72 с.
  57. Конъюнктура мировых товарных рынков и конкурентоспособность товаров.// Терминологический словарь.- 1986.
  58. Ф. Основы маркетинга. — СПб, 1994. — 734 с.
  59. Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга. Второе европейское издание. М.- -П., Киев, Вильяме, 1999 — 1056с.
  60. Ф., Боуен Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство, туризм. Учеб- ник.М.:ЮНИТИ.-1998−787с.
  61. О. К., Кащеев В. Д., Смирнова Е. Э. Новые формы образования как рынок образовательных услуг. — М.: НИИВО, выпуск 4, 1993. • 67. Крылов И. В. Теория и практика рекламы в России. — М.: ЦЕНТР, 1996. — 320 с.
  62. Кульман А."Экономические механизмы". Пер. с англ. М. Прогресс. Универс. 1993.-469 с.
  63. Ж. — Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского. СПб.: Наука, 1996.- 589 с.
  64. О. Оптимальные решения. — М.: «Прогресс», 1967. — 286 с.
  65. М.С. Процессы планирования в экономике : информационный аспект. М. ЦЭМИ АН СССР, 1986. — 386 с.
  66. К. Р., Брю Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. Т. 1.- 399 с, Т.2. — 400 с.
  67. И. Д. Кластерный-анализ. М. Финансы и статистика, 1988.- 176 с.
  68. Маркетинг образовательных услуг / Под редакцией Литвиновой Н. П., Шеремето- вой В. В., Пилипенко В. И., Андреева В. И. — СПб.: Серия: Введение в эдукологию, 1997, с. 12−18.
  69. Дж. Технологическое прогнозирование, М. Прогресс. 1977. — 136 с.
  70. Е. А. Особенности образовательных услуг как товара. Региональные проблемы управления, экономики и финансов. /Сб. научных трудов. Вып. 29. — Калининград: БГА РФ, 1999. — 155 с.
  71. Е.А. Субмодели маркетинга : Уч.пособ. — Калининград: БГА РФ, 1996. — .32 с.
  72. Е.А. Цели маркетингового исследования рынка образовательных услуг. XXX науч. конференция профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов: Тезисы док-в: В 7ч. 1 Калининград ун-т. — Калининград, 1999. — 4.2. — 61с.
  73. Ю.С. Зона деловой активности Концепция ЗСП в Калининграде. //Калининградский курьер. — 1991. — № 2 — с 4.
  74. Ю.С. От выживания к развитию. //Международная жизнь — 1995. — № 6. — с 11−17.
  75. Р. Маркетинг для малого предприятия.- СПб.: Питер Паблишинг, 1998.- 398с.
  76. И.И. «Бюджет удушения образования и науки» \Вопросы высшей школы. — 1997, № 8, с. 4.
  77. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ.- М.: Дело, 1996.-704 с.
  78. .Г. Группировки в социально-экономических исследованиях. М.: Финансы и статистика, 1985.-224 с.
  79. Л.П. Менеджмент: Учебное пособие.- Калининград: БГА РФ, 1996.- с. 19.
  80. Муд А. Анализ системы образования. Пер. с англ. М. Прогресс. Универс.1993- 455 с. • 89. Население Калининградской области в 1996 г. Статистический сборник./ Калининградский областной комитет гос. статистики -Калининград, 1997.-122с.
  81. О коренной перестройке управления экономикой: Сб. документов.- М.: Политиздат, 1987. 91 .0 структурной перестройке в отраслях и регионах до 2000 года: Программа Минэкономики Российской Федерации — М., 1993.
  82. О федеральной программе развития экспорта. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 1996 г. № 123, г. Москва.
  83. Основные направления среднесрочной программы на 1997−2000 годы «Структурная перестройка и экономический рост»: Программа Правительства Российской Федерации. — М., 1997.
  84. Отчет о деятельности Департамента ФГСЗН по Калининградской области за 1998 г., 1993 -1997Г.Г.
  85. Г. И. «Сколько стоит специалист:?» \ Маркетинг, №. 6, -1998, — с. 64 — 72
  86. А. П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. — М.: Интерпракс, 1995.- 147 с.
  87. А. П. Образовательные услуги: точка зрения маркетолога // Alma Mater, М., 1997.- № 3. — с.27−32.
  88. А. П. Философские аспекты маркетингового подхода к образованию // Alma Mater, М., 1997. — № 1. — с. 25−30.
  89. А. П. Цена образования // Alma Mater, М., 1997. — № 5. — с. 24- 29.
  90. А.П. Маркетинг образовательных услуг: (08.00.05): Автореф. Дис. Док.эк.наук. / Рос. Акад. Гос. службы при Президенте Рос. Федерации.- М., 1995.-43с.
  91. Письмо Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию от 2 апреля 1996 г. №−31−32−38ин/03 «О дополнительных образовательных услугах».
  92. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 21 июля 1995 г. • №−52-М «Об организации платных дополнительных образовательных услуг».
  93. В. Сравнительный многомерный анализ в экономических исследованиях: методы таксономии и факторного анализа. М. Статистика, 1980.- 151 с.
  94. Т.П., Лагода А. П., Рудницкий В. Ф. Управление в иерархических производственных структурах. — Киев: Наукова думка, 1989. — 184 с.
  95. Положение «О составе затрат».- М.: Финансы и статистика, 1992- 42 с.
  96. М. Международная конкуренция. — М.: Международные отношения, 1993 -896 с.
  97. Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 г. № 597 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации».
  98. Проблемы зарубежной высшей школы. ОИ. — Вып. 3. — М. НИИВО, 1995. — с.10−16
  99. Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Соч. Т. 1. М.: 1955.-770 с. ИЗ. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.: Экономика. 1986.- 253 с.
  100. А.И. Маркетинг. М. Банки и биржи. 1996.- 558 с.
  101. А. Я., Зуев В. М., Галаган А. И., Джалалов С, Иоселевич В.А. Методика прогнозирования и оценки состояния системы высшего и среднего профессионального образования. Научный отчет. — М.: НИИВО, 1997, с.11−18.
  102. А.Я., Зуев В. М. Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. N 1256 М., НИИВО, Сб.№−8, 1997, 5 -8.
  103. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия:2-е изд., пере- раб. и доп.- Мн.: ИП «Экоперспектива», 1997.- 498 с.
  104. А. В. Экономическое прогнозирование. Учебное пособие. Калининград, БГА РФ, 1999.-67 с.
  105. А.В. Проблемы отбора значимых факторов в экономическом анализе. \ Региональные проблемы управления, экономики и финансов. Сб. научных трудов. Выпуск 19. — Калининград: БГА РФ, 1997. — с. 4 — 9.
  106. Л.И. Повышение эффективности гражданской авиации. М. :Транспорт, 1990.-200 с.
  107. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1931. Т. 2. 279 — 280.
  108. А.В. Потребности, рынок, спрос. М. Экономика, 1982, 3.6 — 37.
  109. Социально-экономическое положение Калининградской области в 1997 г./ Калининградский областной комитет гос. стат.- Калининград, 1998.-310с.
  110. Статистические данные Управления общего и профессионального образования и науки при Администрации Калининградской области. 1998 г.
  111. Статистический бюллетень областного комитета госстатистики за 1998 г. г. Калининград.
  112. Е. Финансы маркетинга. — М.: Перспектива, 1994. — 88 с.
  113. В.Г. Парламентские слушания «О концепции реформирования системы образования Российской Федерации» (20 января 1998 г.),\ ВВШ, АМ № 1−2,1998, 3.
  114. Н. В. Молодо-зелено : рейтинг негосударственных вузов. // Карьера, (информационно-издательская группа «Профиль») № 8−9, 1999, с. 58- 65.
  115. Типовая инструкция «Об организации и проведении конкурсного отбора образовательных учреждений для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения» от 17.06.98. 2−7.
  116. Ю.Н., Макаров А. А. Анализ данных на компьютере, под редакцией Фи- • гурнова В.Э. — М.: Финансы и статистика, ИНФРА. М, 1995.- 384 с.
  117. А. П. Сегментирование рынка по экономико — географическому принципу. \ Маркетинг и маркетинговые исследования в России. — 1998. — № 3. — с. 16.
  118. Федеральная программа развития образования. Правительство Российской Федерации, Министерство общего и профессионального образования РФ. Приложение к федеральному закону «О федеральной программе развития образования». Москва 1999.
  119. Федеральный Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании от 22 августа 1996 г. №−125-ФЗ. 120. Федоров Г. М., Зверев Ю. М. Корнеевец B.C. Российский эксклав на Балтике. Калининград. 1997.- 312 с.
  120. В. М. Платные образовательные услуги \ БиНО : бюджетные учреждения.- 1999.-№ 3.- с. 10- 11.
  121. Финансовое планирование деятельности малых предприятий США.: Крокус Интернешнл, 1991. — 162с.
  122. Г. Синергетика : пер. с англ. — М.: Мир, 1980. — 404 с.
  123. А.П. Маркетинг услуг: продукт //Маркетинг, М., 1997. — № 6. — с. 115- 121.
  124. Эванс Дж, Б. Берман. Маркетинг. М. Экономика. 1990.- 325 с.
  125. М., Стэнсфилд Р. «Методы принятия решений». — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. — 590с.
  126. Юнь О. М. Интенсификация экономики: теория и практика планирования. М. Экономика. 1986.- 376 с.
  127. В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Издательство «Самарский университет», 1995.- 330 с.
  128. Ю.И. Социальная цена экономических преобразований \ Общество и экономика № 9, 1998. с. 11.
  129. Янтарный остров России. Калининградский областной комитет государственной статистики. Калининград. 1996. 50.
  130. АМА Board Approves New Definition, Marketing News. March 1. 1985 P. 1.
  131. A.H. «Motivation and Personality». N.Y., «Нафег & Row», 1954, p. 346.
Заполнить форму текущей работой