Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Воспроизводство человеческих ресурсов региона в условиях модернизации экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эффективное решение существующих проблем воспроизводства человеческих ресурсов требует формирования комплексной социально-экономической политики в данной сфере. В условиях роста конкуренции на внутреннем, на международном рынке, потребности модернизации экономики страны необходимо выстраивать социально-экономическую политику, направленную на повышение конкурентоспособности экономики регионов… Читать ещё >

Содержание

Таким образом, человеческие ресурсы по своему содержанию значительно шире таких понятий как «трудовые ресурсы» и «экономически активное население». Поэтому для эффективного управления экономикой необходимо использовать такое более емкое и современное понятие как человеческие ресурсы". Мы считаем, что понятие «человеческие ресурсы», будучи экономической категорией, позволяет наиболее полно отразить основной объект управления социально-экономического развития территорий, регионов и страны в целом. Своеобразие человеческих ресурсов, являющихся одним из основных ресурсов экономики, заключается в том, что они являются одновременно и ресурсами для развития экономики и потребителями материальных благ и услуг.

Человеческие ресурсы" рассматривают как понятие, характеризующее с качественной, содержательной стороны кадровый состав или весь персонал предприятия (фирмы, учреждения, организации). По мнению автора, рабочая сила или трудовые ресурсы отрасли, территории, региона, страны в целом являются лишь частью человеческих ресурсов, которые объединяют в себе не только занятое, но и неработающее в данный момент времени население, способное при вовлечении в трудовой процесс обеспечивать социально-экономический эффект. При этом, если возрастные когорты младше трудоспособного возраста максимальный экономический эффект от реализации своего человеческого потенциала могут дать в будущем, то неработающие представители трудоспособных возрастов при включении в трудовую деятельность сразу обеспечат экономический эффект. Категория «человеческие ресурсы» не только тесно связана с такими понятиями как «кадровый потенциал», «трудовой потенциал», «человеческий капитал», но и объединяя их, представляет собой интегральное целое, определяющее стоимость и влияние человеческого фактора. Наряду с традиционными признаками, которые присущи таким понятиям как «кадры», «персонал», «рабочая сила», «трудовые ресурсы», понятие «человеческие ресурсы» включает в себя и такие качественные признаки, как способность к творчеству и потенциальные возможности всестороннего развития, общую культуру и нравственные ценности, способность к самоорганизации, синергетический эффект коллективной работы как результат «командного духа», мотивацию, предприимчивость и другие. Если строгое содержание понятий «кадры», «персонал», «рабочая сила», «трудовые ресурсы» отражает функциональный, технократический подход к работнику и соответствует концепции «экономического человека», то термин «человеческие ресурсы» является выражением личностного подхода и соответствует концепции «человека социально-экономического».

Являясь ресурсами трудовой и вообще социальной активности людей, человеческие ресурсы, могут быть плодотворно использованы в социально-экономическом развитии региона, создавая для этого полезный эффект. Реализация проводимой экономической стратегии региона будет тем более успешной, чем большую активность проявит каждый участник хозяйственной деятельности. Концепция человеческих ресурсов является, прежде всего, практической концепцией, появившейся в ответ на изменения условий хозяйственной деятельности корпораций в производственной, технической, социально-экономической сферах. Проявлением этих изменений явилось повышение роли рабочей силы в производстве. Практическая реализация современной концепции управления человеческими ресурсами во многом способствовала разрешению проявившегося в конце XX в. противоречия между возросшим потенциалом технологической системы производства и низкой степенью реализации трудового и творческого потенциала.

Формирование современной концепции управления человеческими ресурсами обусловлено действием целого ряда объективных факторов, среди многообразия которых, необходимо выделить основные: изменение социально-экономических и политических условий, структуры производства, расширение сфер, связанных с научно-техническим и сервисным обслуживанием, становление смешанной экономики, расширение негосударственного сектора хозяйства, развитие новых организаций, поощрение предпринимательской деятельности и др.

По мере дальнейшего ускорения научно — технического прогресса, развития компьютерных информационных систем, интеллектуализации бизнеса изменяется содержание трудовой деятельности. Повышаются требования, предъявляемые к работникам — в области концептуальных знаний, высокопрофессионального мастерства, навыков коллективного взаимодействия, творческих и предпринимательских способностей. Сегодня корпорации стремятся полностью обеспечить потребности собственного производства рабочей силой высокого качества, и за счет этого добиться важных преимуществ в конкуренции. Эта стратегия предполагает дополнительные вложения не только в подготовку и развитие рабочей силы, но и в создание необходимых условий для более полного ее использования, что, в свою очередь, создает заинтересованность фирм в сокращении текучести, закреплении работников за фирмой. Отмеченные изменения в содержании труда просматриваются на всех уровнях управления.

Подход к работникам как к ресурсу означает осознание ограниченности источников отдельных категорий квалифицированных специалистов, управляющих, рабочих по сравнению с потребностями производства, что приводит к конкуренции за обладание наиболее важными и дефицитными ее категориями.

Концепция человеческих ресурсов предполагает рассмотрение наемных работников как ключевого ресурса любого вида экономической деятельности и отказ от представлений о рабочей силе как безусловном факторе производства, освоение которого не требует денежных средств и организационных усилий со стороны собственника-работодателя. Человеческие ресурсы в таком случае как бы «уравниваются в правах» с финансовым и основным капиталом. Важным моментом теории человеческих ресурсов является посылка различий в «ценности» человеческих ресурсов, отражающих способность работника приносить большую или меньшую прибавочную стоимость. Различия в ценности определяются характером должности и индивидуальными различиями в компетенции работников, занимающих одинаковую должность.

Одним из постулатов теории «человеческих ресурсов» является применимость ценностных категорий и оценок к использованию рабочей силы. С одной стороны, применение человеческих ресурсов характеризуется определенными затратами работодателя, помимо выплачиваемой заработной платы. К ним можно отнести затраты на отбор персонала, его обучение, социальное страхование и т. п. С другой стороны, человеческие ресурсы характеризуются способностью создавать доход, поступающий в распоряжение собственника. Именно эта способность определяет «ценностной» аспект использования человеческих ресурсов. Величина дохода зависит от индивидуальной производительности труда, его продолжительности и эффективности.

В современных экономических условиях усиливается разрыв между быстро изменяющимися потребностями производства и общим уровнем и характером профессиональной подготовки работников. Непрерывно изменяющийся спрос усиливает потребность в более высоком уровне общего и профессионального образования, непрерывном обучении работников, развитии у них способности к творчеству и постоянному обновлению.

Общеизвестно, что объем производства определяется величиной капитала, используемого труда и уровнем развития технологий. Отсюда следует, что человеческие ресурсы представляют собой такой же капитал, как и производственная техника. В странах, где больше инвестируют средства на образование, воспитание, здравоохранение, отдых, строительство жилья, происходит увеличение человеческого капитала и наблюдается тенденция устойчивого экономического роста за счет повышения производительности труда, увеличения объемов производств и ВВП. Обоснованием данного положения может служить новая теория роста, разработанная нобелевским лауреатом Р. Лукасом, который рост производительности тесно связывает с инвестициями именно в человеческий, а не в физический капитал. Лукас доказывает, что инвестиции в конкретного человека повышают производительность не только его труда, но и других людей, работающих с ним. Это происходит в результате обмена знаниями и опытом, создания более высоких образовательных и культурных стандартов. Создаются сетевые положительные внешние эффекты.

Для того чтобы определить количественные и качественные характеристики человеческих ресурсов, необходимо иметь сведения об общей численности, образовательной, профессионально-квалификационной, семейно-брачной, половозрастной структуре населения региона, его здоровья, средней продолжительности жизни, национального состава и соотношения городского и сельского населения. Еще одной весьма важной характеристикой человеческих ресурсов является уровень их экономической активности, которая отражает способ существования и самовыражения человека и проявляется в той или иной степени затрачиваемых усилий в экономической сфере для получения конкретных результатов. Вместе с тем следует учитывать, что та или иная экономическая активность, ее степень зависит как от конкретного человека, так и от организационно-средовых факторов.

На региональном уровне управление воспроизводством человеческих ресурсов может реализоваться, в частности:

1) в программах развития духовной культуры и системы общего образования-

2) в пропаганде семейного образа жизни, популяризации ответственного материнства и родительства в целом-

3) в создании условий для самореализации молодежи, повышения в массовом сознании ценности жизни и здоровья-

4) в совершенствовании профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации кадров-

3) в изменении содержания труда, форм его организации и мотивации-

4) рационализации форм и методов кадровой политики в регионе, на предприятиях.

Таким образом, современный этап развития характеризуется возросшей потребностью экономики страны, регионов в образованных, здоровых, высококультурных, профессионально подготовленных человеческих ресурсах, способных успешно реализовать свой потенциал в сложных социально-экономических условиях. Происходит увеличение роли человеческого фактора в экономике, признание экономической полезности и социальной ценности человеческих ресурсов, освоение и развитие которых нуждается в инвестиционных вложениях подобно другим видам экономических ресурсов. Особую значимость этому придает то обстоятельство, что модернизация российской экономики, являющаяся жизненно важной в условиях перехода к шестому технологическому укладу, возможна лишь при качественно новом подходе государства, экономических субъектов к человеку, населению, предполагающем акцент внимания на совершенствовании институтов, которые через нормы, правила осуществляют тот порядок, качество результативность воспроизводства человеческого капитала, определяющие в совокупности перспективы социально-экономического развития страны.

1.2 Основные теоретические подходы к изучению воспроизводства человеческого капитала и человеческих ресурсов

Современная эпоха характеризуется качественно новым изменением структуры спроса на людей в рамках динамической и развивающейся системы. По мере инновационного развития экономики изменяются требования к количественным и качественным характеристикам населения страны и ее регионов. Развитие народонаселения и формирование инновационной экономики взаимообусловлены и каждый из этих процессов является важным компонентом другого.

Повышаются требования к качественному уровню населения, включающего развитие интеллекта, образовательный ценз, спрос на представителей новых и все более высоких квалификаций. В этом и состоит одна из закономерностей развития народонаселения. Развитие народонаселения отражает современные трансформации, обусловленные прогрессивным изменением характера труда в процессе современного производства. Данные закономерности проявляются в демографическом поведении населения и в растущем стремлении к повышению социального и психофизического качества вступающих в жизнь поколений, как необходимого условия их адаптации и социальной мобильности.

Общая теория народонаселения, введенная в научный оборот А. Сови, раскрывающая взаимосвязь и взаимовлияние динамики народонаселения и социально-экономического развития в целом, достаточно распространена. Данная теория используется для разработки концепции качества населения. Исходной категорией общей теории народонаселения является народонаселение. На основе общей теории народонаселения строится и развивается система демографических наук, рассматривающая народонаселение с демографических позиций. Разнообразие проявлений населения требует как дифференциации, так и интеграции наук, занимающихся изучением человека в массовом его проявлении. Основным предметом изучения общей теории народонаселения является воспроизводство населения «несводимое к одному лишь естественному движению» [173, 10]. Общая теория народонаселения предполагает, что народонаселение отвечает критериям, позволяющим рассматривать его какстему, т. е. «обладает определенной, в зависимости от контекста анализаруктурой (половозрастной, брачной, образовательной и т. д.). Особенности ееществования определяются внешнейедой. Состояние народонаселения в каждый момент времени и тенденции ее изменения могут быть описанывокупностью показателей (рождаемости, ертности, заболеваемости и т. д.). Состояние народонаселения изменяется во времени, и эти изменения происходят под воздействием, так называемых, учайных факторов (данные о которых могут быть получены в результатеораатистической информации)» [32,13].

Общая теория народонаселения предполагает изучение таких проблем, как «выяснение влияния законов общественного развития на развитие народонаселения- место и роль развития народонаселения встеме исторически определенных производственных отношений- взаимосвязь развития народонаселения ициально-экономического развития- законы и закономерности развития народонаселения- биологическое ициальное в развитии народонаселения, а также дальнейшая разработка методологии комплексного изучения народонаселения» [180, 13]. По мнению А. Саградова, данная теория представляетбой «логически выстроеннуюстему общетеоретических и общеметодологических положений, объясняющихщность, движущиелы и механизм развития (позитивных изменений в процессах жизнедеятельности) народонаселения» [173, 14].

Вместе с тем данная теория требует дальнейшего развития, проработки ее концептуальных основ. Воспроизводство населения, представляющего собой систему, взаимосвязанную с другими социальными и природными системами, можно рассматривать как наличие и трансформацию этих взаимосвязей, отношений и его способностей к самовоспроизводству.

Характер взаимосвязей населениядругимистемами постоянно изменяется влу изменения его половозрастной, брачно-семейнойруктуры. В этомысле конструктивным выглядит подход известного чешского демографа З. Павлика, рассматривавшего демографические процессы как «результат комбинированного взаимодействияциальных, экономических, демографических и экологических отношений, т. е. жизнедеятельности людей в ее наиболее общем виде» [146,64].

По мнению А. Смита, регулятором размножения в человеческом обществе являетсярос: «Таким образом, рос на людей, как ирос на всякий товар, необходимо регулирует производство людей — ускоряет его, когда оно идетишком медленно, задерживает, если оно происходитишком быстро» [181,74]. Экономическийрос на то или иное количество людей для успешного функционирования конкретныхстем есть такой качественный барьер, который отделяет размножение людей от размножения особей остального биологического мира.

Еще одной теорией, изучающей закономерности развития человеческой составляющей в экономике, предполагающей экономическое измерение человека и народонаселения, выступает теория человеческого капитала, являясь, вместе с тем, одним из современных и актуальных направлений развития неоклассической теории. Одним из основных ее положений является то, что главным движущим фактором процесса производства выступает рабочая сила, а общественное воспроизводство в широком макроэкономическом аспекте предполагает возобновление производства товаров и самой рабочей силы.

По мнению А. Смита, основной капитал включает механизмы, средства и предметы труда, производственные здания, землю, а также трудовые способности членов общества. Согласно точке зрения К. Маркса «производство человека — потребительное производство — как второй вид общественного производства. В процессе потребительного производства рабочая сила не только воспроизводится, но и совершенствуется, развивается. Происходитоего рода „накопление“ производительнойлы труда, зидательныхособностей человека, причем в большейепени именно умственныхособностей. Результатом производства физических и умственныхособностей к труду является развитая рабочаяла, особнаяздавать большуюоимость в течение рабочего времени, чем простая, но вместетем она имеет и большуюоимость воспроизводства, т.к. на ее производство расходуется большее количество общественного труда» [114,376].

Процессы накопления и использования качественных характеристик людских ресурсов изучается в рамках теории человеческого капитала, которая была выдвинута в работах американских экономистов (Т.Шульц, Г. Беккер, Б. Вейсброд и др.). В теории человеческого капитала центральным положением выступает проведение аналогии между процессами формирования капитала и рабочей силы. Под человеческим капиталом понимается совокупность знаний, навыков, способностей и мотиваций человека, имеющих экономическую ценность. Они составляют капитал, так как могут служить источником будущих доходов и выгод (как денежных, так и психологических). Данный капитал имеет особенности, так как он является достоянием индивида и неотделим от него. Размер человеческого капитала может уменьшаться под воздействием износа (физического и морального) и увеличиваться в результате инвестирования. Согласно имеющимся оценкам, объем накопленного человеческого капитала сравним с объемом физического капитала. К основным типам вложений в человека относятся образование, производственная подготовка, обеспечение здоровья, миграция, поиск информации, рождение и воспитание детей. Совокупный человеческий капитал страны является составной частью национального богатства, представляя собой материализованные в людях общие и специальные знания, психофизическое здоровье населения, способность его экономически активной части к производительному труду. К нематериальным формам богатства Дж. Кендрик, как и многие американские экономисты, относит накопленные научные знания, которые материализуются в новой технологии [86,8].

Величину условного заработка, косвенно характеризующую стоимость человеческого капитала индивида, по мнению В. Петти, можно определить путём вывода личного дохода из национального дохода. Согласно предложенному подходу У. Фарра, стоимость будущих чистых заработков индивида следует исчислять с вычетом личных затрат на жизнь с поправками, учитывающими возможность смерти работника, используя в расчетах коэффициенты смертности населения.

Интересна точка зрения Эрнста Энгеля, согласно которой материальные затраты родителей, связанные с рождением, воспитанием и развитием детей, могут быть рассчитаны и выступать в качестве определенной денежной стоимости детей для общества. Вместе с тем, не существует простой прямой зависимости между затратами на воспроизводство человеческих ресурсов и их экономической ценностью, стоимость производства которых не предусмотрена непосредственно только с точки зрения экономической цели. Также не очень корректен метод цены производства для оценивания работников как таковых, тем не менее, модифицированный подход Э. Энгеля может использоваться в оценивании компонентов человеческого капитала, таких как капитализированные услуги здравоохранения, образования, культуры. По мнению Т. Витстейна, развивавшего теорию человеческого капитала, занимавшегося проблемами страхования жизни и разрабатывающего методики расчета денежной компенсации смерти застрахованного работника, величина совокупного заработка индивида равна сумме затрат на его содержание и на образование.

Формирование психофизических качеств, включающих способности к труду, развитие индивидуального профессионализма требуют значительных затрат живого и овеществленного труда. Этот специфический вид накопления, овеществленного в человеке труда, остается еще сравнительно мало исследованным. Физическое и интеллектуальное развитие людей, состояние их здоровья, профессиональная подготовка зависят от объема и структуры питания, рациональности одежды, от объема и структуры потребления бытовых услуг, услуг здравоохранения, просвещения, культуры, профессионального образования.

Изучение закономерностей воспроизводства человеческих ресурсов региона требует комплексного и научно обоснованного определения самого понятия, подробного анализа имеющихся в научной литературе смежных понятий, отражающих экономические характеристики населения. Интеграция достижений научных дисциплин, всесторонне изучающих феномен человека, позволит развивать методологические направления в области регулирования воспроизводства человеческих ресурсов и оптимизировать социальное управление в целом.

Одним из фундаментальных понятий является категория «человеческий капитал», характеризующаявокупность знаний, навыков иособностей человека, которыеставляют его производительную активность и имеютоимостное выражение. «Он есть форма капитала, потому что он является источником будущих заработков, или будущих удовлетворений, или того и другого вместе. Он человеческий, потому что являетсяставной частью человека» [207,97]. Согласно другому определению, «под человеческим капиталом понимаются инвестиции в развитие знаний, навыков иособностей человека, повышающих эффективность его труда. Инвестиции в человеческий капитал временем компенсируются увеличением доходов» [201,54]. Еще одна трактовка данной категории звучитедующим образом. «Под человеческим капиталом понимаются финансовыеедства (в том числе инвестиционные), вложенные (затраченные) на удовлетворение и развитие основных личностных и профессиональных потребностей (ресурсов жизнеобеспечения) человека: пища, здоровье, образование, профессия, кров, отдых, коммуникации, циальные практики и т. п., в целях: 1) повышения эффективности межличностных, общественных, производственных и конкурентных отношений- 2) снижения риска проявления факторов, угрожающих безопасности жизнедеятельности человека и его ресурсов жизнеобеспечения» [68,с.27].

Человеческий капитал является экономическим ресурсом, который увеличивается по мере поступления в него инвестиций. Человеческий капитал растет по мере вложений в повышение образовательного уровня работников, разработки и реализации программ обучения экономически активного населения. В ходе развития данной теории специалистами предлагались различные количественные методы анализа эффективности вложений в образование, медицинское обслуживание, подготовку на производстве, миграцию, рождение и уход за детьми, их денежной отдачи для общества, семьи. Вместе с тем недостаточно уделялось внимания социальной стратификации, семейной структуре населения, и влиянию этих факторов на формирование качественных характеристик человеческих ресурсов, развитие которых закладывается в основном в семье, далее в системе образования, трудовой сфере. При этом практически не учитывалось социальное происхождение, которое выступает одним из факторов воспроизводства человеческих ресурсов.

Проблема учета человеческих ресурсов, которые причисляют к активам, состоит в том, что все эти измерения страдают субъективностью, неопределенностью и неточностью. По этой же причине бухгалтеры и финансовые аналитики пока не рассматривают человеческие ресурсы в стоимостном выражении в качестве основных активов. При этом возникает некоторое противоречие. С одной стороны людей недопустимо с моральной точки зрения рассматривать в качестве финансовых активов, т.к. компании не владеют людьми. С другой стороны работники создают добавленную стоимость, что само по себе является основанием для определения ее размеров, отражающих фактическую ценность человеческих ресурсов. Это предполагает оценку стоимости или вклада человеческих ресурсов в результаты экономической деятельности, а не просто определение цены человеческого капитала. К тому же ценность работника определяется не абстрактными категориями, а может иметь конкретное стоимостное выражение.

По мнению С. Валентей, «человеческий капитал представляетбой особый вид капиталовложений, вокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочейлы. Воспроизводство человека („человеческого капитала“)ало поглощать все большую часть ресурсов жизнедеятельности общества, приобретяратегическое государственное значение» [41,90].

Человеческий капитал является долговременным экономическим ресурсом, воспроизводственный оборот которого в несколько раз превышает средние сроки оборота основного капитала. Его эксплуатационные качества в отличие от материальных активов с течением времени не только не ухудшаются, но даже становятся лучше — производственная ценность работника в силу накопления им опыта, оттачивания навыков возрастает. Но вместе с тем с увеличением возраста снижается количественный аспект человеческого капитала в силу уменьшения величины жизненного потенциала, определяемого количеством лет предстоящей жизни при средней ожидаемой ее продолжительности.

Среди основных определений преобладают такие характеристики человеческого капитала, которые отражают в основном знания, навыки, качества. В частности, человеческий капитал расценивается как «совокупность всех производительных качеств работника, т. е. включает приобретенные знания, навыки и энергию, которая используется для производства экономических благ» [135,с.137]. Другими исследователями человеческий капитал трактуется как «совокупность или запас (фонд) определенных качеств человека, еди которых чаще всего называют знания и производительныеособности» [9621].

По мнению А. Добрынина, С. Дятлова, человеческий капитал характеризуетсяедующими компонентами. «Во-первых, это накопленный запас навыков, знаний, особностей- во-вторых, — запас навыков, знаний, особностей, который целесообразно использовать человеком в той или инойере общественного воспроизводства иособствует росту производительности труда и производства- в-третьих, такое целесообразное использование данного запаса в виде высокопроизводительной деятельности, которая закономерно приводит к росту заработков (доходов) работника. В-четвертых, такое увеличение доходовимулирует, заинтересовывает человека путем вложений, которые могут касаться здоровья, образования и позволяет увеличить новый запас навыков, знаний, мотиваций, чтобы в дальнейшем его вновь эффективно применить» [65,46].

Расширенная концепция национального богатства включает в себя и вложения в здоровье человека. Человеческий капитал состоит из имеющегося у человека запаса знаний, здоровья, навыков, опыта, которые используются индивидом для получения дохода. Нужно отметить, что это не просто механическая сумма знаний, способностей, которыми обладает человек.

Понятие «человеческий капитал» включает следующие положения:

1) приобретенный запас знаний, умений, навыков, который целесообразно использовать в той или иной сфере общественной деятельности, что способствует росту производительности труда и производства-

3) его использование приводит к росту заработков (доходов) данного работника в будущем путём отказа от части текущего потребления-

4) увеличение доходов способствует повышению заинтересованности работника, что, в свою очередь, приводит к дальнейшему инвестированию в человеческий капитал-

5) человеческие способности, дарования, знания и т. д. являются неотъемлемой частью каждого человека-

6) мотивация является необходимым инструментом процесса воспроизводства (формирование, накопление, использование) человеческого капитала, обеспечивающим ему завершенный характер.

Для экономики эффектстоит в том, что развитие человеческого капитала обеспечивает дополнительный прирост продукции. Беккер воей работе «Человеческий капитал» вводит понятие «специального человеческого капитала», то есть под этим понимаются только те навыки, которые представляют интерес для какой-либо одной фирмы, какого-либо одного вида деятельности. О. Тоффлер вводит понятие «символического капитала — знания», который в отличие от традиционных форм капитала неисчерпаемо и одновременно доступно бесконечному числу пользователей без ограничений [83,48]. Человеческий капитал, являясь частьювокупного капитала представляетбой накопленные затраты на общее образование, ециальную подготовку, здравоохранение, перемещение рабочейлы. Виды «человеческого капитала» экономисты классифицируют по видам затрат, инвестиций в «человеческий капитал». И. Ильинский выделяет вследствие этогоедующиеставляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры. Капитал здоровья представляетбой «инвестиции в человека, осуществляемыецелью формирования, поддержания ивершенствования его здоровья и работоспособности. Капитал здоровья населения является национальным достоянием и, поти, основой для человеческого капитала вообще» [77,30,163].

Инвестиции в здоровье, его охрана, способствующие сокращению заболеваний и смертности, продлевают трудоспособную жизнь человека, следовательно, и величину человеческого капитала индивида. Состояние здоровья человека — это его естественный капитал, часть которого является наследственной. Другая часть является приобретённой в результате затрат самого человека и общества. В течение жизни происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс. Не всякие инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в человеческий капитал, а лишь те, которые общественно целесообразны и экономически необходимы.

По мнению С. Рощина и Т. Разумовой, человеческий капиталладывается из природныхособностей отдельного человека. Ониитают, что «человеческий капитал может быть увеличен в процессе образования, профессиональной подготовки, приобретения опыта работы. Инвестиции в человеческий капитал — затраты времени и денежныхедств, необходимые для получения образования и профессиональной подготовки. Если инвестиции приносят отдачу, окупаются, т. е. приносят более высокий доход, то только в этомучае они являются рентабельными» [171,400].

Для характеристики качества человеческого капитала (уровня, качества, количества) используется система показателей. Это показатели -интегральные, частные, социальные (натуральные) и экономические (стоимостные). Стоимость человеческого капитала определяется на различных уровнях. На микроэкономическом уровне — это стоимость затрат фирмы по восстановлению человеческого капитала, предполагающего такие мероприятия, как повышение квалификации уже принятых работников- медицинское обследование- оплата больничных листов нетрудоспособности- затраты по охране труда- добровольное медицинское страхование, оплаченное фирмой- оплата медицинских и других социальных услуг за работника фирмы- благотворительная помощь социальным институтам и т. п. Экономическая целесообразность инвестиций в человеческий капитал обусловлена тем, что получаемый в результате доход будет выше, чем произведенные затраты. На макроуровне рассматриваются социальные трансферты, оказываемые населению, как в натуральной, так и в денежной форме, а так же льготное налогообложение, которое является целевыми затратами государства. К таким затратам относятся и затраты домашних хозяйств на воспроизводство и развитие человеческого капитала (рождение, воспитание и образование детей, поддержание здоровья и трудоспособности членов семьи).

Накопление человеческого капитала состоит из определенных затрат человека (семьи, корпорации, государства), направленных на поддержание здоровья- на получение образования- на поиск работы- на профессиональную подготовку и переподготовку на производстве- на территориальную мобильность, связанную с трудоустройством- на рождение и воспитание детей- на сбор информации о ценах и заработках и т. п. Общеизвестно, что для расчета экономической эффективности вложений средств в человеческий капитал необходимо учитывать макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическую ситуацию в стране или отдельном регионе. Таким показателем выступает валовой внутренний продукт страны (ВВП) и валовой региональный продукт (ВРП) на региональном уровне.

Уделяя внимание анализу производства человеческого капитала, Л. Туроу считал, что у каждого индивида имеются свои особенные возможности производства своего интеллектуального капитала, и производительность имеющегося человеческого капитала может в большей степени зависеть от экономической способности индивида. Рассматривая экономическую основу формирования человеческого капитала, следует отметить, что человек, не владеющий правом на средства производства, может продать только свой труд, производительные (физические, интеллектуальные) способности как принадлежащий ему капитал. Предприниматель покупает их, как покупал бы и другой актив, необходимый для успешной работы своего предприятия. Для работника его индивидуальные способности выступают как товар, а для работодателя — это капитализированная величина авансированной стоимости капитала, затраченной на найм работника (прибыль).

Человеческий капитал территории, страны можно оценить количественно: общая численность населения, численность экономически активного населения, трудоспособного населения, количество студентов, специалистов с высшим образованием, научных работников и т. д. Качественные характеристики: уровень профессионального мастерства, образование, уровень развития культуры, морально-психологические способности, качество жизни, уровень заболеваемости, конфликтности, агрессивности и криминогенности влияют на социальное самочувствие и, следовательно, работоспособность каждого человека, работающего населения территории, влияя на уровень производительности труда. Осуществление инвестиций является важным процессом в воспроизводстве человеческого капитала, в котором он выступает либо объектом, либо субъектом, либо результатом воздействия. При этом важную роль в создании человеческого капитала играют затраты усилий и труда по саморазвитию, самосовершенствованию индивидов. Произведенные затраты неизбежно включаются в общественные затраты во всем воспроизводственном процессе.

Воспроизводство человеческих ресурсов региона в условиях модернизации экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы:

1. Эффективное решение существующих проблем воспроизводства человеческих ресурсов требует формирования комплексной социально-экономической политики в данной сфере. В условиях роста конкуренции на внутреннем, на международном рынке, потребности модернизации экономики страны необходимо выстраивать социально-экономическую политику, направленную на повышение конкурентоспособности экономики регионов, человеческих ресурсов, проживающих на их территориях, что требует развития социально-ориентированной экономики, преодоление демографического спада, создание благоприятной среды для жизнедеятельности населения.

В интересах такого развития региональная политика воспроизводства человеческих ресурсов должна стать системообразующим направлением всей социально-экономической политики, проводимой государственными региональными, муниципальными органами управления. В отличие от существующих подходов, разграничивающих различные направления социальной политики, осложняющих скоординированные действия различных государственных министерств и ведомств по регулированию сфер социального развития, необходимо создать систему воспроизводства человеческих ресурсов, предполагающую формирование единого центра межведомственной координации, работающего на основе организационного механизма, обеспечивающего формирование, распределение, использование и восстановление экономически и социально активного населения, позволяющего оптимизировать демографические и социально-экономические процессы на всех стадиях общественного воспроизводства.

2. Концептуальная модель политики воспроизводства человеческих ресурсов необходима для обоснования расширенного подхода к воспроизводству населения, с одной стороны, как к воспроизводству экономического ресурса, а с другой — как самой цели всего общественного развития, построении и обосновании взаимосвязи данной политики с другими основными направлениями региональной социально-экономической политики. Это позволит, определяя формы, методы и пути решения проблем воспроизводства человеческих ресурсов, эффективно решать задачи общей стратегии социально-экономического развития региона.

3. Методологической основой политики воспроизводства человеческих ресурсов выступает необходимость формирования принципов и сущности организационно-экономического механизма ее реализации, включая системный анализ предпосылок, факторов, определяющих закономерности динамики народонаселения, развития социальной, трудовой сфер с учетом специфики взаимосвязанных экономических интересов субъектов политики воспроизводства человеческих ресурсов. Системообразующим принципом взаимодействия субъектов политики воспроизводства человеческих ресурсов в настоящее время является социальная ориентированность экономики.

4. Направление и возможности развития региональной системы воспроизводства человеческих ресурсов как интегрального социально-экономического феномена определяются комплексом элементов: социально-демографической, миграционной ситуацией в регионехарактером исторически сложившейся социально-территориальной общностиэкономической специализацией региона и уровнем его социально-экономического развития. В связи с этим проблема оценки политики воспроизводства человеческих ресурсов региона, измерение ее результативности требует учета особенностей, уровня социально-экономического развития региона, что требует использования в качестве методологической основы основных принципов развития народонаселения и рационального его расселения по территориям. Предлагаемая система индикаторов, включающая универсальные макроэкономические, социально-демографические показатели (ВРП, валовое накопление капитала, фактическое конечное потребление домохозяйств, коэффициент жизненности, жизненный, трудовой потенциал условного поколения), синтетические показатели (коэффициент полезного использования, среднегодовая условная стоимость человеческих ресурсов, экономическая эффективность (рентабельность) условного поколения) и интегральный индекс воспроизводства человеческих ресурсов представляет универсальный инструментарий для оценки эффективности воспроизводства человеческих ресурсов региона. Данная методика позволит проводить сравнительную характеристику эффективности регионального управления на различных территориях, выявляя при этом наиболее проблемные зоны и сферы механизма государственного управления. На основании этого возможно проведение рейтинговой оценки субъектов Федерации по социально-экономической результативности региональной политики воспроизводства человеческих ресурсов, учитывающей три уровня ее реализации: семейно-институциональный, территориальный и межрегиональный.

5. Совершенствование программно-целевых методов реализации политики воспроизводства человеческих ресурсов региона требует как модернизации существующих подходов к формированию социально-экономической политики и использования организационного алгоритма многоуровневой комплексной разработки программы развития системы воспроизводства человеческих ресурсов, так и применения современных маркетинговых методов управления. Основными признаками данной политики являются: системообразующая роль в общей стратегии регионального социально-экономического развитияэтапность реализациирешение комплекса взаимозависимых и увязанных задач на основе межведомственной координации принимаемых управленческих решенийсогласование интересов и отлаженное взаимодействие субъектов политики воспроизводства человеческих ресурсовориентация в разработке программ на социально значимые результаты, приводящие к обеспечению сбалансированного развития экономики и населения. Предложенные подходы к обеспечению результативности государственного регулирования воспроизводства человеческих ресурсов региона обосновывают необходимость применения механизма комплексного регулирования демографических и социально-трудовых процессов на уровне субъектов Российской Федерации в целях ускорения их социально-экономического развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93 г.//Российская газета. 25.12.1993.

2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12. 1995 годаИ 223-Ф3.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.01 г. № 197 ФЗ. //Российская газета. 31.12.2001.

4. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан 22 июля 1993 годаМ 5487−1.

5. Закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года, N1032−1 (с последующими дополнениями и изменениями) //Российская газета. 2007. 24 октября.

6. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 (ред. от 10.06.2008). «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) //Российская газета. 2008. -18 июня.

7. Федеральный закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» от 27.12.2005 г. № 199-ФЗ//Российская газета. 2006. 31 декабря.

8. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 годаМ 178-ФЗ.

9. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 годаИ 81-ФЗ.

10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года» № 1760-р

11. Указ Губернатора Свердловской области от 6 мая 1996 года № 166 «Об утверждении Положения об областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений"// Областная газета. 2002. 28 августа.

12. Абалкин Л. И. Доклад, посвященный 70-летию Института экономики РАН Текст. Л. И. Абалкин //Вопросы экономики. 2001.№ 2.

13. Абалкин Л. И. Хозяйственный механизм развитого социалистического общества Текст./ Л. И. Абалкин. М.: Мысль, 1973. 327с.

14. Аверьянов А. Н. Системное познание мира Текст./ А. Н. Аверьянов М.: Политиздат, 1985. 263 с.

15. Аганбегян А. Г. Социально-экономическое развитие России Текст./ А. Г. Аганбегян. 2-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2004. 272 с.

16. Адамчук В. В., Экономика и социология труда: Учебник для вузовТекст. / В. В. Адамчук, О. В. Ромашов, М. Е. Сорокина. М.: ЮНИТИ, 1999. 407с.

17. Акоф Р. А. Системы, организации и междисциплинарные исследования.— В кн.: Исследования по общей теории системТекст./ Р. А. Акоф. М., 1969. 164 с.

18. Алаев Э. Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь Текст. / Э. Б. Алаев. М.: Мысль, 1983. 350с.

19. Антонов А. И. Социология рождаемости Текст./ А. И. Антонов М.: Статистика, 1980. 272с.

20. Антонов А. И., Динамика населения России в XXI веке и приоритеты демографической политики Текст. / А. И. Антонов, В. А. Борисов. М.: Ключ-С 2006. 192 с.

21. Антонов А. И., Демографические процессы в России XXI века Текст./ А. И. Антонов, В. М. Медков, В. Н. Архангельский. М.: Грааль, 2002. 168с.

22. Аперьян В. Е. Воспроизводство и трудовые ресурсы в социалистических странах Текст./ В. Е. Аперьян. М.: Статистика, 1976. 359с.

23. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е изд./ Пер. с англ. Под ред. С. К. Мордовина. СПб.: «Питер», 2007. 832 с.

24. Артоболевский С. С. и др. Региональная политика, направленная на сокращение социально экономической и правовой асимметрии Текст./ С. С. Артоболевский. Новосибирск: Экор, Сибирское соглашение, 2000. 546 с.

25. Аршинов В. И., Синергетика эволюционный аспект Текст. / В. И. Аршинов, В.Г.Буданов// Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М.: ИФ РАН, 1994. — С. 229−243.

26. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. Курс лекций. М.: Изд-во «Юридическая литература», 1997. 400с.

27. Ахинов Г. А., Социальная политика. Теория и практика Текст./ Г. А. Ахинов, C.B. Калашников. М.:Экономика", 2011. 272с.

28. Бакаев A.A., Имитационные модели в экономике Текст./ А. А. Бакаев, Н. И. Костина, Н. В. Яровицкий. Киев: Наукова Думка 1978. 304 с.

29. Беккер Гэри Экономика семьи и макроповедение Текст. // США: экономика, политика, идеология. 1993. N 2−3.

30. Большой экономический словарь Текст. / под ред. А.Н. Азрилияна-4-e изд., доп. и перераб.М., Институт новой экономики, 1999. 1248с.

31. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. Текст./ Под ред. A.M. Прохорова. Изд-во Советская энциклопедия, 1991. 1456 с.

32. Борисов В. А. Демография Текст./ В. А. Борисов.М.: Nota Bene, 2003; 339 с.

33. Бузгалин A.B., Глобальный капитал Текст./ A.B. Бузгалин, А. И. Колганов. М.: Едиториал УРСС, 2004. 512с.

34. Бунич П. Г. Хозяйственный механизм развитого социализма. Сущность, структура, проблемы и перспективы Текст./ П. Г. Бунич. М.: Наука, 1980. 351 с.

35. Бушмарин И. В. Современный капитализм и развитие трудовых ресурсов творческого типа Текст./ И. В. Бушмарин. // Мировая экономика и международные отношения. 1990. N 2. С.41−50.

36. Бьюкенен Джеймс. Сочинения. Пер. с англ. Серия: «Нобелевские лауреаты по экономике» Т.1 Текст. / Дж. Бьюкенен// Фонд экономической инициативыгл.ред.кол.- Нуреев P.M. и др. М., «Таурус Альфа», 1997.

37. Валентей С. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры. Текст/ С. Валентей, Л.Нестеров.// Вопросы экономики, № 2, 1999. С. 96.

38. Венецкий И. Г. Математические методы в демографии Текст./ И. Г. Венецкий. М.: Статистика, 1971. 296с.

39. Вишневский А. Г. Демографическая революция Текст./А.Г.Вишневский. М.: Статистика, 1976. 240 с.

40. Вишневский А. Г. Воспроизводство населения и общество. М.: Финансы и статистика, 1982. 285 с.

41. Вишневский А. Г. Демографическая революция Текст. / А. Г. Вишневский // Избранные демографические труды: В 2 т. М.: Наука, 2005. 368с.

42. Воробьева О. Д. Миграция населения Текст. / О. Д. Воробьева Миграционная политика // Приложение к журналу «Миграция в России». М., 2001. Вып. 6. С.6−7.

43. Воспроизводство населения и трудовых ресурсов в условиях развитого социализма Текст. / под ред. Стешенко B.C. Изд. «Наукова думка» Киев. 1985 г. Т.1.-318 с.

44. Гаврилов А. И. Региональная экономика и управление: Учеб. пособие для вузов Текст. / А. И. Гаврилов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 239с.

45. Гаузнер Н. К. Инновационная экономика и человеческие ресурсы Текст. / Н. К. Гаузнер, Н. И. Иванов // Мировая экономика и международные отношения. 1994. N3. с. 16−29.

46. Гаузнер Н. Стратегия развития человеческих ресурсов в условиях перехода к рынку Текст. / Н. Гаузнер Н. Иванов, М. Михина // Мировая экономика и международные отношения. 1992. N 9. С.30−46.

47. Генкин Б. М. Экономика и социология труда Текст. / Б. М. Генкин. М.: НОРМА-ИНФРАМ, 2001. 784 с.

48. Гимпельсон В., Нестандартная занятость и российский рынок труда Текст. / В. Гимпельсон Р. Капелюшников //Вопросы экономики.2006. № 1, С.122−144.

49. Глазьев С. Ю. Длинные волны НТП и социально-экономическое развитие Текст. / С. Ю. Глазьев. М.:Владар, 1993. 180 с.

50. Глазырин М. В. Инновационный социально-производственный комплекс на уровне муниципального образования Текст. / М. В. Глазырин. ЦЭМИ РАН. М.: Наука, 2007. -307 с.

51. Гневно В. А. Федеральная региональная социально-экономическая политика как инструмент преодоления ассимметрии в развитии регионов Текст. / В. А. Гневно.//Экономика и управление. 2006.№ 2 (23). С.23−25.

52. Гойло B.C. Современные западные теории воспроизводства рабочей силы Текст. / В. С. Гойло. М.: Наука, 1975. 184 с.

53. Голод С. И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России Текст. /С.И.Голод. СПб.: Алетейя, 1996. 87с.

54. Гонтмахер Е. Ш. Хорошая репутация фактор, повышающий капитализацию компании Текст. / Е. Ш. Гонтмахер //Человек и труд. 2004.№З.С. 12−16.

55. Гранберг А. Г. Региональная политика в программах экономических реформ Текст. / А. Г. Гранберг // Федерализм и региональная политика: проблемы России и зарубежный опыт. № 1 Новосибирск, 1995.С.7−52.

56. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики Текст. / А. Г. Гранберг. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. 495с.

57. Гранберг А. Г. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации Текст. / А. Г. Гранберг. // Вопросы экономики. 2001. № 9. С. 15−27.

58. Дарский JI.E. Формирование семьи Текст. / Л. Е. Дарский. М.: Норма, 1992. -208с.

59. Дарский Л. Е. Рождаемость и репродуктивная функция семьи Текст. / Л. Е. Дарский. // Демографическое развитие семьи. М.: «Статистика», 1978. С. 36.

60. Демографический энциклопедический словарь Текст. / Под ред. Д. И. Валентей. М. Изд-во «Советская энциклопедия», 1985. 608с.

61. Добрынин А. И., Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования Текст. / А. И. Добрынин. С. А. Дятлов М.: Изд-во «Наука», 1999. 308с.

62. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке Текст. / П.Друкер. М.: Изд. дом «Вильяме», 2004. 398 с.

63. Дударь А. П. Методологические аспекты управления человеческими ресурсами в общественном производстве Текст. // Культура народов Причерноморья. Симферополь, 2001. № 26. С.251−257.

64. Евсеев В. О. Человеческие ресурсы: оценка факторов конкурентоспособности Текст. / В. О. Евсеев. М. Изд. Гардарики, 2007. 270с.

65. Евсеев В. О. Конкурентоспособность человеческих ресурсов в новой системе социально-трудовых отношений Текст.: автореферат дисс. на соискание уч. ст. доктора экон. наук./В.О.Евсеев. Москва 48с.

66. Заславская Т. Н. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации: учебное пособие Текст. / Т. Н. Заславская. М.: Дело, 2004. 400 с.

67. Заславская Т. Н. Социальная экономика и экономическая социология Текст. / Т. Н. Заславская. // Избранное. Т. 1. М.: Экономика, 2007. 735 с.

68. Заславская Т. Н. Трансформационный процесс в России: в поиске новой методологии Текст. / Т. Н. Избранное. Т.2. М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2007. 591с.

69. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы Текст. / Под ред. JI.C. Чижовой. М.: Наука, 1998. 250с.

70. Зверева Н. В. Семья и воспроизводство человеческого капитала // Вестник МГУ. 1998. Сер. 6. Экономика. № 5.

71. Иванов С. А. Социальное партнерство как феномен цивилизации Текст. // Журнал социологии и социальной антропологии, 2005. Т. VIII, № 3. С.79−99.

72. Иноземцев В. JI. Современное постиндустриальное общество природа, противоречия, перспективы М.: Логос, 2000. — 204с.

73. Ильинский И. В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве Текст./ Ильинский И. В. СПб.: Изд. СПбУЭФ, 1996. 164 с.

74. Исаев М. Скандинавская модель взаимодействия государства, бизнеса и гражданского общества Текст./ М.Исаев. //Бизнес и политика. 1995.№ 2. С.50−52.

75. Калабихина И. Е. Некоторые аспекты теоретического анализа домохозяйства Текст. / И. Е. Калабихина // Вестник МГУ.1995.Сер. 6. Экономика. № 5.С.56−57.

76. Калабихина И. Е. Тендерный фактор воспроизводства человеческого капитала Текст./И.Е. Калабихина//Вестник МГУ. 1998.Сер.6.Экономика.№ 5.С.65.

77. Калашникова И. Регулирование занятости с точки зрения теории Текст./ И. Калашникова, Ю.Аверьянов.//Человек и труд. 2005. № 5. С.45−49.

78. Калькова B. J1. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века Текст. / В. Л. Калькова, О.Тоффлер. М.: ИНИОН АН СССР, 1991.-48с.

79. Капелюшников Р. Экономический подход Гэри Беккера к человеческому поведению Текст./ Р.Капелюшников. США: ЭПИ, № 4, 1993. С. 17−32.

80. Кашин В. Н. Хозяйственный механизм и эффективность промышленного производства Текст. /В.Н.Кашин, В. Я. Ионов. М.: Наука, 1997. 367с.

81. Кендрик Дж. Совокупный капитал США и его формирование Текст./ под ред. член-корр. АН СССР А. И. Анчишкина. М.: Прогресс, 1978. 275с.

82. Клищ H.H. Методы повышения эффективности управления в органах государственной власти Текст./ Н. Н. Клищ // Состояние и механизмы модернизации государственного управления в РФ. М.: Институт проблем гос. и муниц. управления, 2004. 234с.

83. Когут А. Е., Экономика крупного города: Проблемы структурной перестройки. Текст./ А. Е. Когут, О. П. Литовка, В. Е. Рохчин, A.A. Румянцев. СПб: ИСЭП РАН, 1994. 306 с.

84. Козлова O.A. Занятость населения индустриального региона: проблемы теории и практики регулирования Текст./ О. А. Козлова. Институт экономики УрО РАН, 2008. 224с.

85. Журнал «Коммерсант». 2006. 16.11.2006 .

86. Коростелев Г. М. Рост народонаселения и общественный прогресс Текст./ Г. М. Коростелев. Свердловск: Средне-уральское кн.изд. 1968. 143 с.

87. Коростелев Г. М. Буржуазные концепции народонаселения: критический анализ Текст./Г.М.Коростелев, B.C. Краев.М.:Финансы и статистика, 1981.-160 с.

88. Котляр А. Э. О субъектах и объектах рынка труда Текст./ А. Э. Котляр. // Человек и труд, 2003.№ 5. С.30−32.

89. Краткий психологический словарь Текст. / Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевскогоред.-сост. Л. А. Карпенко. 2-е изд., расшир., испр. и доп. Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998. — 512 с.

90. Котляр Ф., Маркетинг мест Текст./ Ф. Котляр, К. Асплунд, И. Рейн, Д. Хайдер. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге. СПб. 2005. -382с.

91. Критский М. М. Человеческий капитал: понятие, методология, субстанция. Текст. / М. М. Критский // Экономика образования, 2000. № 2. С. 21.

92. Кузнецова О. В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования Текст./ О. В. Кузнецова. Изд.4-е.М., 2007. 304 с.

93. Кузьмин А. И. Демографическая ситуация на Среднем Урале: применима ли модель третьего демографического перехода к Свердловской области? Текст./ Доклад на ученом Совете ИЭ УрО РАН 12.09.11. Изд-во ИЭ* УрО РАН, Екатеринбург, 2011. 37с.

94. Кязимов К. Г. Рынок труда и занятость населения Текст./ К. Г. Кязимов. М.: Перспектива, 2005. 217с.

95. Ларина Н. И. Мировой опыт региональной экономики Текст./ Н. И. Ларина. Новосибирск, 1996. 70 с.

96. Лармин О. В. Методологические проблемы изучения народонаселения Текст./ О. В. Лармин. М.: Статистика, 1974. 240с.

97. Леви Л. Народонаселение, окружающая среда и качество жизни Текст./ Л. Леви, Андерсон. М.: Наука, 1979. 144с.

98. Либман Г. «Шведская модель» социальной политики Текст./ Г. Либман, Л.Преснякова. //РЭЖ. 1993. № 8. С.12−23.

99. Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 1. Текст. / М. :Политиздат, 1976. 569с.

100. Леонтьев В. Распределение работы и дохода Текст. / В.Леонтьев.// Проблемы теории и практики управления. 1990. № 1. С. 3−10.

101. Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки Текст./Л.И.Лопатников. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «Дело», 2003. 520с.

102. Лукьянова Г. И. Регулирование рынка труда в промышленно развитых странах/ Г. И. Лукьянова, Г. Л. Цисина // Труд за рубежом. 1997. -№ 1(33). С.26−35.

103. Магун В. Трудовые ценности российского населения Текст. /В.Магун // Вопросы экономики, 1995. С. 8−13.

104. Малинецкий Г. Г., Потапов А. Б. Современные проблемы нелинейной динамики. М.: Изд-во Эдиториал УРСС, 2000. 335с.

105. Малков С. Ю. Применение методов синергетики к анализу социальных систем // Стратегическая стабильность, 1997. № 1. С. 51.

106. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -2-е изд. Т. З Текст.

107. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -2-е изд. Т.23Текст.

108. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -2-е изд. Т. З5Текст.

109. Маркс К. Капитал. Т. 2. Перевод И. И. Степанова-Скворцова. Л.: 2-я типография «Печатный двор», 1952.

110. Марцинкевич В. И., Экономика человека / В. И. Марцинкевич, И. В. Соболева. М.: Аспект-Пресс, 1995. 286с.

111. Маршалл А. Принципы экономической науки. В 3-х т. пер. с англ. Текст./ А.Маршалл. М.: Изд-во «Прогресс», 1993. 1077с.

112. Матрусов Н. Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России Текст./Н.Д.Матрусов. М.: Наука, 1995. 221с.

113. Махотаева М. Формирование экономической политики на региональном уровне Текст./ М. Махотаева, М. Николаев //Вопросы экономики. 1999. № 9. С.80−89.

114. Медведев В. А. Политическая экономия Текст./ В. А. Медведев. М.: «Политиздат», 1990. 559с.

115. Медков В. М. Демография: учебник Текст./ В. М. Медков. М.: ИНФРАМ, 2002. 544с.

116. Место демографии в системе наук Текст. / под ред. Д. И. Валентей М.: Наука, 1975. 324с.

117. Милюков А. И., Шведская модель: третий путь развития Текст./А.И.Милюков, В. К. Семчагов. // ЭКО. 1990. № 2. С.80−87.

118. Мировая экономика: социально ориентированный подход Текст. / Э. А. Лутохина, В. В. Козловский // под ред. д.э.н., профессора Э. А. Лутохиной. М.:ИВЦ Минфина, 2007. 400с.

119. Модернизация России: условия, предпосылки, шансы Текст./. Сборник статей и материалов. Вып.2 // под ред. В. Л. Иноземцева. Москва, Центр исследований постиндустриального общества, 2009. 240с.

120. Народонаселение. Энциклопедический словарь Текст. / под ред. Г. Г. Меликьяна. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. 640 с.

121. Никитенко В. В. Демографический анализ поколений Текст./.

122. B.В.Никитенко. М.: Изд-во «Статистика», 1979. 151с.

123. Николаева Л. А. Экономическая теория. Учебное пособие Текст./ Л. А. Николаева, И. П. Черная. М.: Изд-во «Кнорус» 2005.

124. Николис Г., Пригожин И. Р. Самоорганизация в неравновесных системах. М.: Изд. Мир. 1984.

125. Никольская Г. К. Государство и регулирование рынка труда: опыт США// Труд за рубежом. 1997. -№ 2 (34). — С.38−45.

126. Нижегородцев Р. Рынок труда: иллюзии равновесия и проблемы переходной экономики // Проблемы теории и практики управления. -2004. № 4.1. C. 89−95.

127. Новожилова О. В. Инвалид на рынке труда /Социологические исследования. 2001. № 2. С. 130−134.

128. Ногин В. Д. Использование количественной информации об относительной важности критериев в принятии решений// Научно-технические ведомости СПбГТУ. 2000. -№ 2. С. 89−93.

129. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики Текст./ Д.Норт. М.: Начала, 1997. 112с.

130. Нуреев P.M. Экономика развития: модели становления рыночной экономики Текст./ Р. М. Нуреев. М.: ИНФРА-М, 2001. 214с.

131. Обследование населения по проблемам занятости. Росстат, в 2011 г Электронный ресурс. Режим доступа http://www.gks.ru/bgd/regl/bl 130/Main.htm.

132. Обучение рынку Текст./ под ред. С. Ю. Глазьева. М.: Экономика, 2004.639 с.

133. Одегов Ю., Внутренний рынок труда в системе социально-трудовых отношений Текст./ Ю. Одегов, Г. Руденко // Вопросы экономики. 2004. № 3. С.105−114.

134. Ойкен В. Основные принципы экономической политики Текст./ В.Ойкен. М.: Прогресс, 1995. 340с.

135. Ойкен В. Основы национальной экономики Текст./ В.Ойкен. М.: Прогресс, 1995. 368 с.

136. Олейник А. В поисках институциональной теории переходного общества Текст./ А. В. Олейник //Вопросы экономики. 1997. -№ 10. С.58−68.

137. Олейник А. Н. Институциональная экономика: учебное пособие Текст./ А. Н. Олейник. М.: ИНФРА, 2000. 416с.

138. Основы теории народонаселения Текст. /под ред. Д. И. Валентея. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1986. 402с.

139. Остапенко Ю. М. Экономика труда. Учебное пособие Текст./ Ю. М. Остапенко. М.: Изд-во ИНФРА-М., 2007. -272с.

140. Павлик 3. Общая теория развития демографических систем Текст./ Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. Прага, 1983.

141. Поздняков А. Философия политики Текст./ А.Поздняков. М.: Наука, 1994. 276с.

142. Политическая экономия Текст./под ред. В. А. Медведева.М: Политиздат, 1990. 559с.

143. Поллак Р. Трансакционный подход к изучению семьи и домашнего хозяйства Текст. / THESIS. 1994. Вып. 6.-416с.

144. Предположительная численность населения России/ Росстат 2010 г.// Электронный ресурс. Режим доступа http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/ rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticJournals/docl 140 095 525 812.

145. Прикладное прогнозирование национальной экономики: учебное пособие Текст./ под ред. В. В. Ивантера, И. А. Буданова, А. Г. Коровкина, В. С. Сутягина. М.: Экономика, 2007. 896с.

146. Приоритеты социально-экономического развития регионов: вопросы теории, методологии, практики Текст./ Под ред, чл.-корр. РАН А. И. Татаркина. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2000. 640 с.

147. Программа (концепция) долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPIanning/concept.

148. Программно-целевое управление социалистическим производством. Вопросы теории и практики Текст. / Под ред. А. Г. Аганбегяна М.: Экономика, 1980. -206 с.

149. Пчелинцев О. С Проблемы социально-экономического обоснования региональной политики Текст. / Проблемы прогнозирования //Институт народнохозяйственного прогнозирования. 2000.№ 6. С.3−15.

150. Пчелинцев О. С. Региональная экономика в системе устойчивого развития Текст./ О. С. Пчелинцев. М.: Наука, 2004. 258с.

151. Развитие населения и его трудового потенциал а/под ред. B.C. Стешенко Киев: Наукова думка, 1985.-320с.

152. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь Текст./ Б. А. Райзберг, JI. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. 349с.

153. Райзберг Б. А., Системный подход в перспективном планировании Текст. / Б. А. Райзберг, Е. П. Голубков, Л. С. Пекарский. М.: Экономика, 1975.-271с.

154. Региональная стратегия экономического роста 2015 Текст. /под ред. В.А.ИльинаВологодский научно-коорд. центр ЦЭМИ РАН.М.-.Наука, 2007. 224с.

155. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2010: РосстатЭлектронный ресурс. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/ rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticCollections/docl 13 8 623 506 156.

156. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2011: Росстат/электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/ rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticCollections/docl 138 623 506 156.

157. Рой О. М. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2004. 364с.167 «Российская газета» Текст./Федеральный выпуск № 4585, 9.02 2008г.

158. Российский рынок труда: путь от кризиса к восстановлению Текст./ Пер. с англ. М.: Весь Мир, 2003. 320с.

159. Российский статистический ежегодник 2011. Росстат/электронный ресурс. Режим доступа http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/ catalog/statisticCollections/doc113 5 087 342 078.

160. Россия XXI века: образ желаемого завтра Текст./ М.: Экон-Информ, 2010. 66с.

161. Рощин С. Ю., Экономика труда: экономическая теория труда: Учебное пособие Текст./ С. Ю. Рощин, Т. О. Разумова. М.: ИНФРА-М, 2000. 400с.

162. Рынок труда: учебник Текст. / под ред. B.C. Булакова, Н. А. Волгина, М.: Экзамен, 2000. 447 с.

163. Саградов А. А. Теория и методы изучения качества населения Текст./ А. А. Саградов. М.: Гуманитарный фонд, 1995. 240с.

164. Самуэльсон П. Экономикс.М.: МГП «Алгон», ВНИИСИ, 1992.Т.1.-ЗЗЗс.

165. Сахарова Л. Региональная экономика Текст./Л.Сахарова. Владивосток, 2004. 144 с.

166. Святодух Е. А. Воспроизводство человеческого капитала и повышение его эффективности в российской экономике Текст.// Автореф. на соиск. уч. степ, канд. экон.наук. ВГУ, Воронеж, 2008. 24с.

167. Семашко Л. М. Сферный подход: философия, демократия, рынок, человек Текст./ Л. М. Семашко. СПб.: Nota Bene, 1992. 368с.

168. Семигин Г. Ю. Социальное партнерство в современном мире Текст./ Г. Ю. Семигин. М.: Мысль, 1996. -208с.

169. Система моделей народнохозяйственного планирования Текст./ под ред. Н. П. Федоренко, Э. Ф. Баранова. М.: Наука, 1982. 375с.

170. Система знаний о народонаселении: Учебное пособие Текст./ под ред. Д. И. Валентей. М.: Наука, 1991. 255с.

171. Смитт А. Исследование о богатстве народов Текст. /А.Смитт. М.: Соцэкгиз, 1962.-255с.

172. Соболева И. В. Воспроизводство человеческого потенциала: теория, методология, приоритетные направления. Автореферат диссертации на соискание ученой степени док. экон. наук, 2006.

173. Соболева И. В. Социальная защищенность работников на российском рынке труда Текст. // Общество и экономика. 2004. № 7−8. С. 82−94.

174. Советский энциклопедический словарьТекст./под ред.A.M. Прохорова. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1985. -1600с.

175. Сови А. Общая теория народонаселения Текст. / А.Сови. М.:Прогресс, 1977.-503 с.

176. Современная экономика Текст. / под ред. О. Ю. Мамедова. Ростов-наДону: Феникс,.2001.-544с.

177. Солодуха П. В. Институциональные основы воспроизводства человеческого капитала. Монография Текст./ П. В. Солодуха. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2004. 260с.

178. Сонин М. Я. Развитие народонаселения. Экономический аспект Текст./М.Я. Сонин. М.: Статистика, 1980. 351с.

179. Социология в России. Текст. / Под ред. В. А. Ядова. М.: Институт социологии РАН, 1998. 584с.

180. Стукалин A.B. Влияние демографического фактора на уровень жиэни населения Тамбовской области. Анализ и пути решения.2012 № 8 Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.vcug.ru/juzhnrrlast.html.

181. Тихомиров Н. П. Демография: методы анализа и прогнозирования Текст./Н.П.Тихомиров. М.: «Экзамен», 2005. 256с.

182. Третьяк В. П. Роль результативности в гарвардской парадигме //Современная экономическая теорияпроблемы разработки и преподавания Текст. М.: «МАКС Пресс», 2001. 468с.

183. Тургель И. Д. Курс лекций «Региональная экономика и управление» Текст./ И. Д. Тургель. М.: Изд-во РУДН, 2009. -302с.

184. Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации. Электронный ресурс./ Режим доступа: http://www.szrf.ru/.

185. Управление человеческими ресурсами Текст. / Под ред. М. Пула, М. Уорнена. СПб.: Питер, 2002. -1200с.

186. Урланис Б. Ц. Проблемы динамики населения СССР Текст./ Б. Ц. Урланис. М.:Наука, 1974. -335с.

187. Уткин Э. А., Государственное и региональное управление. Учебное пособие Текст./Э.А.Уткин, А. Ф. Денисов М.: «ИКФ «ЭКМОС», 2002. -320с.

188. Хакен Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. Текст./ Г. Хакен. М.: Мир, 1985. 293 с.

189. Храпунов В. В. Региональные аспекты экономической реформы в Казахстане. Алматы: Изд-во «Бшм», 1999. 272с.

190. Чибриков Г. Г., Экономическая теория: учебник для вузов Текст./Г.Г.Чибриков, М. А. Сажина. М.: Норма-Инфра, 2004. 456с.202Шерер Ф., Структура отраслевых рынков Текст./ Ф. Шерер, Д. Росс. М.: ИНФРА-М, 1997.-698с.

191. Штульберг Б. М., Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации Текст./ Б. М. Штульберг, В. Г. Введенский. М.: Гелиос АРВ, 2000. 208с.

192. Шульц Т. Ценность детей // THESIS. 1994. Вып. 6.

193. Экономика народонаселения: Учебник Текст. / под ред. В. А. Ионцева. М.: ИНФРА-М, 2007. 668 с.

194. Экономика труда и социально-трудовые отношения Текст. / под ред. Г. Г. Меликьяна, Р. П. Колосовой. М.: Изд-во МГУ, 1996. 623с.

195. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия: в 4-х т. Текст./ Под ред. Румянцева A.M. М.: Экономика, 1989. 2425с.

196. Якушев A.B. Социальная защита. Социальная работа. М.: Изд-во «А-Приор», 2007. -224с.

197. Aries Ph. Centuries of childhood. A Social history of family life. N.Y., 1962.

198. Becker G. An Economic of Fertility. In: Demografic and Change in Developed Countries. Princeton. 1960.

199. Becker G. and Tomes N. Human Capital and the Rise and Fall of Families. Journal of Labor Economics. 1986, v.4, No 1.

200. Becker G., Lewis G.H. Interaction between quantity and quality of children // T. W. Shultz (ed)/ Economics of the family: marriage, children and human capital. Chicago, 1973. P. 81−90.

201. Caldwell J.C. Toward a restatemant of demographic transition theory // Population and Development Review, 1976. Vol. 2, № 3−4.

202. Cleland J. The Effect of improved survival on fertility: A reassessment, in: Global fertility transition / Ed. By R.A.Bulatao, J.B.Casterline. Population and development review. 2001. № 27 (Sapplement). P. 60−92.

203. Easterlin R. The Fertility Revolution: A Supply-Demand Analysis. Chicago, 1986.

204. Economic theories of fertility. Pergamon Press. New York, 1982. P. 17−3 5.

205. Penrose, Edith. Theory of the growth of the firm.3 ed. Oxford: Oxford University Press. 1995. P. 12.

206. Rumelt, Richard P. «Towards a strategic theory of the firm,» Competitive strategic management. Robert B Lamb ed. New Jersey: Prentice Hall, 1984. P. l 1.

207. Schuller, T Social and human capital: the search for appropriate technomethodology, Polisy Studies, 21. 2000.

208. Schultz T. Human Capital, Family Planning, and Theier Effekts on Population Growth. American Economic Reviev, Papers and Prceedings. May 1994.

209. Smith A. Wealth of Nations. E. Canaan (ed). M. Library Edition. New York, 1856. P.58.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой