Формирование системы риск-менеджмента в сфере предпринимательства: На примере зернового подкомплекса Ставропольского края
Практическая значимость и реализация результатов исследования состоит в обосновании путей совершенствования организационно-экономического механизма риск-менеджмента в производстве зерновых культур. Предлагаемые модели и методики позволят специалистам сельскохозяйственных и хлебоприемных предприятий, а также потребителям получать оперативную информацию о состоянии рынка зерна, прогнозировать… Читать ещё >
Содержание
- 1. Теоретические основы риск-менеджмента в предпринимательстве
- 1. 1. Сущность и значение предпринимательской деятельности
- 1. 2. Значение риска в предпринимательской деятельности
- 1. 3. Основы управления предпринимательскими рисками
- 2. Анализ состояния предпринимательской деятельности в зерновом производстве регионального АПК
- 2. 1. Анализ производства и использования зерновой продукции в региональном АПК
- 2. 2. Характеристика факторов риска предпринимательской среды в зерновом производстве
- 2. 3. Анализ экспортно-импортных отношений в региональном АПК
- 3. Разработка системы риск-менеджмента в зерновом производстве
- 3. 1. Организация управления предпринимательскими рисками
- 3. 2. Формирование и обоснование комплекса мероприятий по снижению рисков в зерновом подкомплексе
Формирование системы риск-менеджмента в сфере предпринимательства: На примере зернового подкомплекса Ставропольского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современное состояние рыночной экономики в России позволяет сделать вывод о том, что произошел окончательный переход от административной системы хозяйствования к рыночной. В связи с этим особое значение принимает вид деятельности, называемый предпринимательством.
Развитие рыночных отношений в новой постановке ставит задачи регулирования сельскохозяйственного производства. Обеспечение системности необходимо реализовать теперь на принципах, отличающихся от существовавшего ранее централизованного управления и ином организационно-экономическом механизме.
За последнее десятилетие производители сельскохозяйственной продукции в России были поставлены в сложнейшие условия. Если в первые годы перехода экономики страны от плановой к рыночной наблюдался практически полный упадок аграрного производства и засилье экспортных товаров на прилавках магазинов, то в последние годы тенденция изменилась: отечественные товары и продукты питания постепенно занимают все большую часть рынка, при этом заметно расширился ассортимент продукции и улучшились ее качественные характеристики. Изменились и задачи производителей продукции. Если раньше основной их целью было выживание в условиях отечественного рынка и конкуренции с импортными товарами, то теперь необходимо знать, в чем нуждается потребитель, какая цена на определенный товар устроит покупателя, как снизить уровень издержек на производство и реализацию продукции и множество других моментов.
Актуальность исследования Риск в предпринимательской деятельности естественным образом сопряжен с менеджментом, со всеми его функциями — планированием, организацией, оперативным управлением, использованием персонала, экономическим контролем. Каждая из этих функций связана с определенной мерой риска и требует создания адаптивной к нему системы хозяйствования.
То есть, необходим и особый менеджмент риска, или специфическая система (подсистема) управления, основывающаяся на познании экономической сущности риска, разработке и реализации стратегии отношения к нему в предпринимательской деятельности.
Особое внимание следует уделить состоянию предпринимательства в сфере производства зерновой продукции. Производство зерновых культур составляет основу агропромышленного комплекса Ставропольского края. Долгое время производство зерновых культур являлось одним из приоритетных в растениеводческой отрасли Ставрополья, производители были уверены в том, что их продукция будет востребована, поэтому производство зерновых в крае постоянно наращивалось.
Однако в последнее время предприятия края столкнулись с проблемами в процессе реализации произведенной продукции. Особенно эта проблема стала актуальной в 2002 году, когда вследствие высокой урожайности большие объемы продукции в хозяйствах оставались нереализованными, а затем продавались по цене, не превышающей себестоимость производства.
Для производителей зерновой продукции основной круг проблем связан с финансированием, технологией производства и организацией сбыта полученной продукции. И если на первые две проблемы в большей степени оказывают влияние объективные факторы (ценовой диспаритет, инфляция, сезонность производства и т. д.), то механизм реализации продукции предприятие должно отрабатывать самостоятельно.
Решение накопившихся проблем необходимо проводить с использованием новых инструментов предпринимательской деятельности, к числу которых следует отнести мероприятия в области риск-менеджмента и маркетинга.
Хотя в экономической сфере риск присутствует постоянно, изучен он недостаточно. Объясняется это, видимо, тем, что данная категория долгое время не рассматривалась в качестве объекта теоретических исследований, а относилась лишь к практике. В последние десятилетия положение начало меняться: этот предмет стал объектом пристального внимания, а с началом экономических реформ — и объектом наших исследователей. Тем не менее и по сию пору общепринятой трактовки экономического преломления понятия «риск» не выработано. Нет фундаментальных работ, раскрывающих сущность и содержание экономической категории «предпринимательский риск».
Изучение, прогнозирование и управление рыночным спросом для полного удовлетворения потребностей клиентов и достижение при этом определенного коммерческого эффекта составляет основную задачу менеджмента и маркетинга в производстве. Для выполнения этой задачи необходима разработка и применение конкретных методов, которые требуют дифференцированного подхода, учитывающего особенности функционирования предприятий, а также определенные особенности рынка, на котором они осуществляют свою деятельность.
Именно эти моменты стали причиной выбора темы и направлений диссертационного исследования.
Актуальность указанных выше проблем, недостаток теоретических разработок и практического опыта в осуществлении управления рисками предприятий в условиях конкуренции обусловили выбор цели, направление и структуру исследования.
Целью исследования является разработка и обоснование предложений по формированию и развитию организационно-экономического механизма мероприятий по осуществлению риск-менеджмента, который сможет способствовать более рациональной организации производства, реализации, а также достижению других целей, которые ставят перед собой производители зерновой продукции.
Цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач:
• изучение теоретических основ категорий «предпринимательство», «предпринимательские риски», «риск-менеджмент»;
• обоснование необходимости развития риск-менеджмента в аграрном производстве;
• анализ состояния предпринимательской деятельности в сфере производства зерновой продукции в разрезе районов Ставропольского края;
• на основе анализа зернового рынка Ставропольского края разработка мероприятий по формированию сферы управления предпринимательскими рисками в производстве зерна, выявление резервов по интенсификации производства, оптимизации финансового результата, прогнозирование финансовой ситуации в зависимости от объемов производства основных зерновых культур;
• обоснование предложений по совершенствованию маркетинговых отношений, ценообразования планирования и прогнозирования ситуации на рынке зерна в крае и стране.
Теоретической и методологической основой исследования явились фундаментальные положения экономической теории, труды отечественных и зарубежных ученых в сфере риск-менеджмента и маркетинговых отношений, законодательные и нормативные акты по вопросам развития аграрного производства в стране и регионе.
Исследования проводились с применением монографического, абстрактно-логического, расчетно-конструктивного, экономико-математического и других методов.
Объектом исследования являются отдельные сельскохозяйственные предприятия, а также районы Ставропольского края, комплекс мероприятий по управлению предпринимательскими рисками на микрои макро уровне экономики.
Информационной базой исследования являются данные официальной статистической отчетности Краевого комитета по статистике Российской Федерации, годовых отчетов и первичных документов сельскохозяйственных предприятий Ставропольского края, Управления Государственной хлебной инспекции по Ставропольскому краю, материалы Министерства сельского хозяйства Ставропольского края, электронная информация сети Интернет.
Научная новизна исследования заключается в разработке и реализации методологических и методических положений по формированию механизма управления рисками в предпринимательской деятельности и развитию маркетинговой деятельности в зерновом производстве регионального АПК:
• обоснована система риск-менеджмента в зерновом производстве Ставропольского края;
• предложена система показателей мониторинга предпринимательских рисков в системе АПК;
• рассмотрены мероприятия, позволяющие повысить эффективность зернового производства в крае;
• изучены и предложены организационно-правовые формы деятельности предприятий, позволяющие снизить уровень производственных рисков в производстве и реализации зерновой продукции;
• предложена экономико-математическая модель оптимизации производства зерновых культур, позволяющая рассчитать экономический эффект в зависимости от мероприятий в производстве, а также сформировать прогнозные значения основных финансово-экономических показателей в разрезе основных климатических зон Ставропольского края;
• разработаны предложения по созданию системы управления рисками зернового производства в Ставропольском крае в условиях функционирования регионального рынка.
Практическая значимость и реализация результатов исследования состоит в обосновании путей совершенствования организационно-экономического механизма риск-менеджмента в производстве зерновых культур. Предлагаемые модели и методики позволят специалистам сельскохозяйственных и хлебоприемных предприятий, а также потребителям получать оперативную информацию о состоянии рынка зерна, прогнозировать социально-экономические последствия от изменения отдельных его сегментов. Это, в свою очередь, будет способствовать своевременному принятию необходимых управленческих решений, направленных на повышение конкурентоспособности и эффективности функционирования зернопроизводящих хозяйств.
Теоретические выводы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе при совершенствовании программ курсов по экономической теории, предпринимательству и инвестициям, маркетингу и менеджменту.
Апробация результатов исследования.
Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались автором на научно-практических конференциях в Ставрополе. В целом по результатам исследования опубликовано 6 научных работ объемом 0,92 печатных листа.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих 8 параграфов, выводов и предложений, списка использованной литературы, который включает 155 наименований. Работа изложена на 155 страницах машинописного текста и содержит 17 таблиц, 10 рисунков, 7 приложений.
Выводы и предложения.
1. Развитие рыночных отношений в экономике России повлекло за собой определенный разрыв и несоответствие между экономическими, социальными преобразованиями и рыночной инфраструктурой. Кроме того, многие производители в сфере аграрного производства оказались психологически не готовыми к быстрой смене условий хозяйствования. Очевидно, что существовавшие ранее в условиях централизованной системы методы управления производством, распределением и перераспределением материальных благ стали неэффективными. Это еще раз доказывает актуальность и необходимость формирования и развития отношений, которые должны строиться на основе системы риск-менеджмента и маркетинга.
2. Макроэкономический анализ производства зерновых культур в стране показал следующее: производство зерновых и зернобобовых культур в Российской Федерации сосредоточено в основном на юге Приволжского, Южного, Сибирского и Центрального федеральных округов, их удельный вес в общем объеме производства зерна в 2001 г. составил соответственно 29,0, 27,8, 19,4 и 16,4 процента. Территории, производящие в последние годы по 1 млн. тонн зерна и более, число которых колеблется от 20 до 25, обеспечивают ежегодно до 80−85% валового сбора. Крупнейшими производителями зерна являются Краснодарский край, где в отчетном году собрано 8 млн. тонн зерновых, Ростовская область (5,9 млн. тонн), Республика Татарстан (5,3 млн. тонн), Алтайский и Ставропольский края (по 4,8 млн. тонн), Омская область (3,8 млн. тонн).
3. Объем реализации зерновых по всем каналам в рассматриваемом периоде вырос на 48,73%. Наибольшие темпы роста наблюдаются по зернобобовым культурам — 487,93%, ячменю — 423,1% и пшенице — 137,3%. Наименьшие показатели — по кукурузе — 36,56% и просу — 30,45%. Следует обратить внимание на огромный рост объемов продаж по бартерным сделкам. За десять лет объем бартерных сделок по зерновым культурам вырос более чем в 13 раз.
4. Производство зерновой продукции и осуществление предпринимательской деятельности в данной подотрасли характеризуются допустимым уровнем риска (потери предпринимателей и производителей в максимуме могут достигать расчетной прибыли). При этом всю совокупность рисков зернового производства по возможности управления ими подразделяется на две больших группы: недиверсифицируемые (систематические) и диверсифицируемые (несистематические) риски. По характеру проявления к первым можно отнести внешние риски производителей и предпринимателей. Вторую группу составляют в основном внутренние риски. Предприниматели должны учитывать влияние перечисленных групп рисков при осуществлении деятельности.
5. Основными методами управления систематическими рисками в предпринимательской деятельности являются: сбор информации и прогнозирование, передача риска, самострахование, уклонение от риска (сделки). Несистематические риски могут быть снижены путем диверсификации, финансового страхования (хеджирования), рациональной организации взаимоотношений с: контрагентами и контактными аудиториями. Совокупность перечисленных приемов представляет собой систему риск-менеджмента в сере производства зерновой продукции.
6. Проведенные исследования показали, что производители аграрного комплекса при реализации своей продукции на рынке постоянно сталкиваются с такими проблемами, которые требуют знания рыночной конъюнктуры, анализа действия конкурентов, ценообразования, выбора каналов реализации и целого ряда других вопросов. Для их решения необходимы агромаркетинговые исследования. Маркетинговые исследования охватывают все производственно — сбытовые сферы и служат основой для принятия управленческих решений, поэтому роль их чрезвычайно высока. Исследование рынков сбыта сельскохозяйственной продукции (отдельных его сегментов) и анализ хозяйственной деятельности сельскохозяйственного предприятия определяют основные направления выработки стратегии деятельности предприятия на рынке.
7. Государство как крупный оптовый покупатель, уходит с зернового рынка, и товаропроизводители, в условиях отсутствия биржевой торговли вынуждены продавать его многочисленным торгово-посредническим закупочным структурам, обменивать на необходимые промышленные и строительные материалы, рассчитываться им за получаемые товарные кредиты или сервисные услуги.
8. Государство должно стать основным участником зернового рынка и использовать действующую законодательную базу и опыт ряда развитых стран:
• применять гарантированные цены для закупок зерна в федеральный и региональные продовольственные фонды, а также при поставках спецпотребителям зернопродуктов на условиях длительных хозяйственных связей.
• регулировать экспорт-импорта зерна, а также минеральных удобрений посредством оперативного введения тарифных квот или оптимальных пошлин с целью поддержки отечественного аграрного производства.
• концентрировать финансовые ресурсы в регионах, имеющих наибольший агроклиматический и инвестиционный потенциал с целью использования прибавочного продукта для государственных нужд, создание необходимых интервенционных запасов.
• для стабилизации конъюнктуры и цен увеличить государственное влияние в сфере хранения, переработки зерна с использованием так называемых стратегических объектов зерноперерабатывающего комплекса, в которых государству принадлежат блокирующие или контрольные пакеты акций. Таких предприятий более 100 и они примерно охватывают 13% рынка.
9. В данной работе разработана экономико-математическая модель, позволяющая оптимизировать объем производства озимой пшеницы, рассчитать финансовый результат в зависимости от изменения определенных переменных. Кроме того, применение данной модели позволяет определить объем производства озимой пшеницы в каждой из климатических зон Ставропольского края, что поможет производителю ориентироваться в потребностях зернового рыка региона.
Список литературы
- Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Официальный текст,-Ставрополь: Кавказский край, 1996. -48 с.
- Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации. ФЗ от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательств Российской Федерации. 2001. — № 34.
- Российская Федерация. Законы. Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства: ФЗ от 08.12.1995 г. //Рос. газ.- 1995.- 10.12.1995.- С. 3.
- Российская Федерация. Законы. О закупках и поставках сельхозпродукции, сырья и продовольствия для гос. нужд: ФЗ РФ от 2 декабря 1994 г. № 53 -ФЗ //Российский фермер.- 1995 .-№ 1.-3−9 янв.-с.З.
- Российская Федерация. Президент. О мерах по стабилизации экономического положения и развития реформы в агропромышленном комплексе. Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г.№ 565// Российская газета.- 1996.-23 апреля.-с.4.
- Российская Федерация. Президент. О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 06.01.1999 г. № 15//Собр. Зак-ва РФ. -2009.
- Российская Федерация. Правительство. О Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства. Постановление Правительства Российской
- Федерации от 27 ноября 2000 г. № 897//Экономика и жизнь. 2000.- № 12. -с.8.
- Российская Федерация. Правительство. О создании Федеральной продовольственной корпорации и системы оптовых продовольственных рынков. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 1994 г. № 1121//Экономика и жизнь. 1994.- № 43, — с. 8.
- Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства Российской Федерации на 1996−2000 годы.// Российская газета. 1996.-17апреля, — с, 7−8.
- Федеральная целевая программа развития крестьянских /фермерских/ хозяйств и кооперативов на 1996−2000 годы. //Российская газета.- 1997. 4 января, — с. 5.
- Агеев, А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры / А. И. Агеев. М.: Наука, 1991.13 .Агропромышленный комплекс Ставрополья. Статистический сборник / Ставропольский краевой комитет государственной статистики. Ставрополь, 2002.
- Акимов, Т.А., Хаскин, В.В. Экология / Т. А. Акимов, В. В. Хаскин — М.: ЮНИТИ, 1997.
- Альгин, А. П. Грани экономического риска / А. П. Альгин. — М.: Знание, 1991.
- Американская школа управления. Бизнес-план или Как повысить доходность предприятия. — М., 2000.
- Акинин, П.В. Маркетинг: теория и практика, региональные аспекты / П. В. Акинин. Москва — Ставрополь: Издательство Московского открытого Социального университета, 1995. -с. 252.
- Ахметов, Р. Совершенствование структуры управления регионального АПК // АПК: экономика, управление. 2003. — № 2, — с. 12−27.
- Баззел, Р., Кокс, Д., Браун, Р. Информация и риск в маркетинге: Пер. с англ. / Р. Баззел, Д. Кокс, Р. Браун, М.: Финстатинформ, 1993. — с.96.
- Баклаженко, Г. Холдинговые отношения В АПК: теория и практика управления // АПК: экономика, управление. 2001. — № 11, — с.29−35.
- Балабайкин, В. Моделирование равновесного состояния на рынках продукции АПК // АПК: экономика, управление. 2003. — № 5, — с.53−58.
- Балабанов, И. Т. Риск-менеджмент / И. Т. Балабанов.— М.: Финансы и статистика, 2001.
- Белов, П.Г. Теоретические основы системной инженерии безопасности / П. Г. Белов.— Киев, 1997.
- Бланк, И.А. Основы финансового менеджмента. В 2 т / И. А. Бланк. Киев: Ника-центр, 1999.
- Баркан, Д.И. Маркетинг для всех: Беседы для начинающих / Д. И. Баркан. -Л.: редакционно-издательский центр «Культур-информ-пресс» совместно с социально-коммерческой фирмой «Человек» 1991. с. 256.
- Бинатов, Ю. Г. Формирование рыночных структур в региональном АПК.// Ю. Г. Бинатов.- Проблемы совершенствования экономического механизма хозяйствования в АПК. Ставрополь: ГСХА, 1992, — с. 88.
- Бинатов, Ю.Г. Концепция стабилизации и развития АПК Ставропольского края. // Ю. Г. Бинатов.-Совершенствование организационно-экономического механизма управления в сельском хозяйстве. Ставрополь: ГСХА. 1996, -с.127.
- Бирюков, В.В. Об импорте и экспорт продовольствия. // В. В. Бирюков. -Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-1995. -№ 4. -с.11−12.
- Бирюков, В.В. Об импортно-экспортных и внутренних ценах на с.х. продукцию. // В. В. Бирюков. Экономика с.х. и перерабатывающих предприятиях. -1996. — № 8, — с. 10−11.
- Боев, В.Р. Совершенствовать экономический механизм развития АПК. // В. Р. Боев. АПК: экономика, управление. — 1993. — № 3, — с.61−64.
- Боев, В.Р., Романов, А, Е. Формирование рынка сельскохозяйственной продукции, продовольствия и материально-технических ресурсов.// В. Р. Боев, А, Е. Романов. АПК: экономика, управление. — 1997. — № 2, — с.5−15.
- Болт, Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом / Г. Дж. Болт.-М.: Экономика, 1991. с. 264.
- Брылева, В.Ф. Маркетинг: путь к успеху на рынке / В. Ф. Брылева. Ставрополь. Ред. изд. центр «Развитие», 1994.
- Брыскин, В.В. Математические модели маркетинга (отв.ред. В.Л.Береснев- Сиб. Фонд исслед. операции) / Брыскин, В. В. Новосибирск: Наука.Сиб. изд. фирма, 1992.
- Быков, АА., Мурзин Н. В. Проблемы анализа безопасности человека, общества, природы / А. А. Быков, Н. В. Мурзин. — Спб.: Наука, 1997.
- Введение в рыночную экономику./ Под ред.А. Я. Лившица, И. Н. Никулиной. -М.: Высшая школа, 1994. с. 477.
- Вермель, Д. Проблемы российской внешней торговли зерном // Д. Вермель. АПК: экономика, управление. 2003. — № 2 — с. 78.
- Грабовый, П.Г., Петрова, С.Н. Риски в современном бизнесе / Грабовый, П.Г., Петрова, С.Н. — М.: АЛАНС, 1994.
- Гранатуров, А. М. Экономический риск / Гранатуров, А. М. — М.: Дело и сервис, 1999.
- Герчикова, И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело / Герчико-ва, И.Н. М.: Внешторгиздат, 1999. — с.263.
- Гешель, В.П. Развитие экономических отношений в производстве, переработке и реализации животноводческой продукции. // Гешель, В. П. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1995.- № 3. -с.7−10.
- Голубков, Е.П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения. // Е. П. Голубков, Е. И. Голубкова., В. Д. Секерин. М. Экономика, 1993.
- Григорьев, В.В., Федотова, М.А. Оценка предприятия: теория и практика / Григорьев, В.В., Федотова, М.А. М.: Инфра — М, 1997. — с.320.
- Грузинов, В.П., Грибов, В.Д. Экономика предприятий: Учебное пособие / Грузинов, В.П., Грибов, В.Д. М.: Финансы и статистика, 1997. — с.208.
- Гусев, Ю.В. Стратегия развития предприятий: Монография. / Гусев, Ю.В. Санкт-Петербург. Унив. экономики и финансов. -С-Пб., 1992.-е. 160.
- Давыдянц, Д.Е. Показатели и оценка эффективности экономики в условиях рыночных отношений (макро-и микро уровни) / Давыдянц, Д.Е.-Ставрополь: «Кавказский край», 1998. с. 492.
- Дегтярева, О.И., Кандинская, О. А. Биржевое дело / Дегтярева, О.И., Кандинская, О. А. — М.: ЮНИТИ, 1999.
- Демьяненко, В.И. Продовольственный комплекс России: переход к рынку и мировой опыт.// Демьяненко, В. И. Мировая экономика и международные отношения. 1994. -№ 11, — с.19−28.
- Друкер, П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. / Друкер, П.Ф. СПб: Бук Чембер ИНТЕРНЕШНЛ, 1992.
- Джоунс, Г. Торговый бизнес: Как организовать и управлять: Пер. с англ. / Джоунс, Г. М.: ИНФРА-М, 1996. — с.304.
- Ефимова, М.Р., Петрова, Е, В., Румянцев, В. Н. Общая теория статистики / Ефимова, М.Р., Петрова, Е, В., Румянцев, В.Н. -М.: ИМФРА-М, 1996, с. 416.
- Жизнин, С.З. Как стать предпринимателем / Жизнин, С.З. М.: Новости, 1990.
- Жоголева Е.Е. К вопросу о дотации на животноводческую продукцию // Достижения науки и техники АПК. 1993. — № 1. — с. 13−16.
- Жоголева, Е.Е. Государственное регулирование качества продукции агробизнеса и цены / Жоголева, Е. Е. Экономика с.х. и перерабатывающих предприятий.- 1996. № 6.- с. 43.
- Злобин, Е. Рыночные субъекты регионального АПК и их взаимодействие // АПК: экономика, управление. 1996. — № 8, — с.47−53.
- Киперман, Г. Я., Сурганов, Б.С. Популярный экономический словарь / Г. Я. Киперман, Б. С. Сурганов, М.: Экономика, 1993. — с.255.
- Клейнер, Г. Б. и др. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность / Г. Б. Клейнер, B.JI. Тамбовцев, P.M. Качалов- под общ. ред. С. А. Панова. М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1997. — 288 с.
- Клюкач, В.А., Клочко, Л.И. и др. Методические рекомендации по организации маркетинга в агропромышленном производстве.//АПК: экономика, управление. 1993. — № 7, — с.45−55, № 8, — с.35−45.
- Клюкач, В.А. Маркетинг сельскохозяйственной продукции. // Клюкач, В.А. АПК: экономика, управление. 1995. — № 2, — с.41−44.
- Кольз, Р.Л., Уль, Д.М. Маркетинг продовольствия. (Фрагм. из книги амер. ученого «Маркетинг с.х. продуктов).// АПК: экономика, управление. 1992.-№ 4, с. 60−65, № 5, — с.33−37.
- Комаров, В.И. О совершенствовании система хранения и переработки с.х.продукции. //Экономика с.х. и перерабатывающих предприятий. -1995. -№ 3, с.5−7.
- Корбут, JI.C., Панцов, А.Г. Формирование и функционирование рынков с.х. продукции в Е.С.- М.: 1992. с. 44.(серия «Экономика, управление и организация АПК».). Обзор. информация.(ВНИИТЭИ агропром).
- Котлер, Ф. Основы маркетинга /пер.с англ. / Котлер, Ф. СПб. АОЗТ «Литера плюс», 1994.- с. 697.
- Куликов, Л.М. Основы экономических знаний / Л. М. Куликов. М.: Финансы и статистика, 1997. — с.272.
- Курбатов, Ю. Передовой опыт в аграрной экономике переходного периода. // АПК: экономика, управление. 1993. — № 3, — с.61−64.
- Лапуста, М. Г., Шаршукова, Л. Г. Риски в предпринимательской деятельности / М. Г. Лапуста, Л. Г. Шаршукова. — М.: ИНФРА-М, 1996.
- Латыпов, Т.Д. Бизнес-план / Т. Д. Латыпов Маркетинг. — 1993. — № 1, с.32−41.
- Лобачева, Т. Потребление продуктов питания в России // АПК: экономика, управление. 2003. — № 3, — с.51−54.
- Макаров, Н. Основные вопросы себестоимости сельскохозяйственных продуктов // АПК: экономика, управление. 2001. — № 10, — с.76−80.
- Макконнелл, К.Р., Брю, С. Экономика: принципы, проблемы и политика / К. Р. Макконнелл, С. Брю, М.: Республика, 1992. — T. l, Т.2.
- Маркетинг в АПК // Под ред. Г. П. Абрамовой. М.:Юнити, 1987.
- Маркетинг/ вот. ст. А. И. Кредисова. Киев. Украина, 1995. -с.399.
- Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятии в условиях рыночной экономики // Под ред. Э. Е. Облимского.-М.: Международные отношения, 1993.-с. 109.
- Маршалл, В. Основные опасности химических производств / В. Маршалл— М.: Химия, 1980.
- Мескон, М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / М.Х. Мес-кон, М. Альберт, Ф. Хедоури— М.: Дело, 1992.
- Мягков, С.М. География природного риска / С.М. Мягков— М.: МГУ, 1995.
- Медведева, Н. Организационно-экономические основы функционирования оптовых рынков.// АПК: экономика, управление. 1995. № 2, — с.50−54.
- Мельников, А.К., Мельникова JI.A. и др. Методические положения по организации маркетинга на промышленных предприятиях. М.: 1990. — с.57.
- Менкью, Н.Г. Макроэкономика. Пер. с англ / Менкью, Н.Г.- М.: изд-во МГУ, 1994.-c.336.
- Микроэкономика в таблицах и графиках: Учебник для ВУЗов. / Прыкин Б. В. и др. М.: «ЮНИТИ». — 2001. — 503 с.
- Многоукладная экономика АПК России: вопросы теории и практики. Часть 1 и 2. Под. ред. А. А. Шутькова. М.: Информагротех, 1992, — с. 430.
- Моисеева, Н.К., Анискин, Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. Т.1. М.: Внешторгиздат, 1993. — с.221.
- Морис, Р. Маркетинг: ситуации и примеры / Р. Морис М.: 1994.
- Назаренко, Н. Взаимодействие с.х. товаропроизводителей с перерабатывающими предприятиями // Н. Назаренко Экономика с.х.России. 1996.- № 6, -с.20−21.
- Нестеров, П.М., Нестеров, А.П. Экономика природопользования и рынок / П.М. Нестеров, А.П. Нестеров М.: ЮНИТИ, 1997.
- Нечаев, В. И., Рыбалкин, А. П. Резервы увеличения производства зерна и повышение его эффективности / В. И. Нечаев, А. П. Рыбалкин, — М.: Агри-пресс, 2002.
- Основы предпринимательства. Учебное пособие Глущенко Е. В. и др. М.: Вестник, 1996.
- Первозванский, А.Н. Финансовый рынок: расчет и риск / А.Н. Первозван-ский.—М.: ИНФРА-М, 1994.
- Пилдиг, Дж. Путь к покупателю / Дж. Пилдиг. М.: Прогресс, 1991. — с.255.
- Пошкус, Б.Н. Особенности аграрной реформы в России.//АПК: экономика, управление. 1996. — № 2, — с.3−5.
- Посевные площади, валовые сборы и урожайность сельскохозяйственных культур // Ставропольский краевой комитет государственной статистики. Ставрополь, 2002.
- Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Андреев В. К. и др. М.: Бухучет, 1996.
- Предпринимательство и бизнес /Л.П.Дашков, А. И. Данилов, Е. Б. Тютюнина. М.: Информ.-внедренч.центр «Маркетинг», 1995.
- Путятина, Л.М. Маркетинг производителей // Финансы. 1992. -№ 6, -с.24−29.
- Экономика фирма / П. Равентлоу, И. Ворст. М.-.Высшая школа, 1994.
- Райзберг, Б.А. Предпринимательство и риск / Б.А. Райзберг— М.: ИНФРА-М, 1992.
- Райзберг, Б.А., Лозовский, Л.Ш., Стародубцева, Е. Б. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский М.: Инфра-М.1997.-с.496.
- Ричард, Л. Колз, Джозеф, Н. Ул, перевод В. Г. Долгополова. Маркетинг сельскохозяйственной продукции. М.: Колос, 2000.
- Редхэд, К., Хьюс, С. Управление финансовыми рынками / К. Редхэд, С. Хьюс, — М.: ИНФРА-М, 1996.
- Родионов, А. И. и др. Техника защиты окружающей среды / А. И. Родионов — М.: Химия, 1982.
- Рац, В. В. Обоснование приоритетных направлений развития продовольственного комплекса /Рос. А Н., Институт народохоз. прогнозирования.- М.: Наука 1993.
- Рогов, М.А. Риск-менеджмент / М. А. Рогов. М.: Финансы и статистика, 2003. -120 с.
- Роджерс, Ф. /ВМ: взгляд изнутри (человек, фирма, маркетинг) / Ф. Роджерс, М.: Прогресс, 1990. — с.280.
- Руцкой, А.В., Степанов, А.А., Радугин, П.П., Собань, Я. Государственное регулирование с.х. производства в условиях радикальной экономической реформы (Вопросы теории и методологии). Курск, 1998. — с.306.
- Рыночные отношения в АПК России: современное состояние и перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции. М. -Минск: «Армита Маркетинг — Менеджмент», 1997. — с.246.
- Рыночная экономика. Под общ. ред. Г. Я. Кипермана. М.: Республика, 1995.-c.324.
- Самуэльсон, П. Экономика / П. Самуэльсон. М.: НПО «Алгон: ВНИ-ИСП, 1992, — T. I, Т.2., с.-637.
- Санамов, Ю.А., Белявский, И.А. Применение маркетинга в планировании и организации производства на предприятии: Учебное пособие. СПб.: изд. СПбУЭФ, 1994.-c.71.
- Севрук, В.Т. Маркетинг и ценообразование. // В. Т. Севрук. Бух.учет.-1998. № 1, — с.14−17.
- Севрук, В.Т. Система маркетинга. Соц. экон. анализ, компьютеризация / В. Т. Севрук. М.: Изд. МГУ, 1992. с. 197.
- Серова, Е. Предпосылки и сущность современной аграрной реформы в России.// Вопросы экономики. 1995. — № 1, — с.32−46.
- Смирнова, И. Страхование инструмент защиты земель сельскохозяйственного назначения // АПК: экономика, управление. — 2003. — № 3, — с.46−50.
- Спаснов, С.Е. Экономика мясной и молочной промышленности. Учебн. для вузов / С. Е. Спаснов 2-е изд., перераб. и дополн.- М.: Агропром.издат., 1990.- с. 244.
- Современный маркетинг / В. Е. Хруцкий, И. В. Корнеева, Е. Э. Автухова. Под ред. В. Е. Хруцкого. М.: Финансы и статистика, 1991. — с.256.
- Современный финансово-кредитный словарь/Под ред. М. Г. Лапусты, П. С. Никольского. М.: Инфра-М, 1999.
- Современная экономика. //Под ред. О. Ю. Мамедова Ростов на Дону: Фэмикс, 1996. — с.604.
- Соляников, А. В. Проблемы изучения разных групп потребителей при сегментировании рынка и позиционировании товара // Финансово-экономические аспекты развития региона: Сб. науч. тр./ СГСХА. Ставрополь, 2001.
- Соляников, А. В. Проблемы развития зернового рынка // Современное состояние и перспективы развития экономики регионов России: Сб. науч. тр./Ставр. ГАУ: Издательство «АГРУС», 2003.
- Соляников, А. В. Применение методов маркетингового анализа в аграрном производстве // Финансово-экономические аспекты развития региона: Сб. науч. тр./Ставр. ГАУ. Ставрополь, 2003.
- Соляников А. В. Маркетинговый анализ рынка зерновой продукции Ставропольского края // Финансово-экономические аспекты развития региона: Сб. науч. тр./Ставр. ГАУ. Ставрополь, 2003.
- Соснин, Е. Аграрная реформа и состояние продовольственного рынка в России // Экономика с.х. России.- 1995. № 2, — с.3−4.
- Справочник директора предприятия / Под ред. М. Г. Лапусты. Изд. 4-е. М.: Инфра-М, 2000.
- Ставропольский край в цифрах // Ставропольский краевой комитет государственной статистики. Ставрополь, 2001.
- Ставропольский край и его регионы // Ставропольский краевой комитет государственной статистики. Ставрополь, 2002.
- Стефанюк, А.И. Оптимальные размеры перерабатывающих предприятий в условиях рыночных отношений.//Хранение и переработка сельхозсырья. -1994. № 1, — с.3−6.
- Трейси, М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран: введение в теорию, практику и политику. /Пер.с англ. Под ред.А. Г. Слуцкого. СПб.: «Экономическая школа», 1995.-c.431.
- Тяпкин, Н.Т., Кунина, В.А., Осипова Т. И. Прогнозирование затрат на производство с.х. продукции.// Экономика с.х. и перерабатывающих предприятий. 1995. — № 8, «с.38−40.
- Уткин, Э. Л. Риск-менеджмент / Э. Л. Уткин. — М.: ИНФРА-М, 1998.
- Уткин, Э. Л. Финансовый менеджмент / Э. Л. Уткин.— М.: Зерцало, 1998.
- Ушвицкий, Л.И. Агропромышленный комплекс региона (вопросы теории и методологии).- Ставрополь: Кн.изд., 1991, с. 190.
- Фатхудинов, Р.А. Разработка управленческого решения / Р.А. Фатхуди-нов. М.: ЗАО «Бизнес-школа» Интел-синтез», 1997. — с.208.
- Фатхудинов, Р.А. Система обеспечения конкурентоспособности. // Стандарты и качество. 1995. № 1, -с 48−52.
- Ферапонов, А.П. Общий алгоритм проведения маркетинговых исследований конкретного рынка.//Стандарты и качество.-1995.- № 2, с.38−39.
- Феоктистова, Е.М., Красюк И. Н. Маркетинг: теория и практика. М., Высшая школа, 1993. — с.79.
- Френкель, А.А. Экономика России в 1992—1996 гг.: тенденции, анализ, прогноз / А. А. Френкель М.: Финстатинфорт, 1996, — с. 170.
- Хеддервик, К. Финансовый и экономический анализ предприятий./ Международная организация труда / К. Хеддервик М.: Финансы и статистика, 1996.-c.192.
- Хейне, П. Экономический образ мышления / П. Хейне М.: Дело, 1993. -с.704.
- Хизрич, Р., Питере, М. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха. Вып. 1. /Р. Хизрич, М. Питере М.: Прогресс-Универс, 1991.
- Хоскинг, А. Курс предпринимательства / А. Хоскинг.— М.: Юнити, 1993.
- Храмова, Е. Г. Рынки с.х. продукции и продовольствия. //Мировая экономика и международные отношения. 1996. — № 2, — с.139−142.
- Чуба, Ф. Правила предпринимательства // АПК: экономика, управление. -2003. № 1, — с.27−34.
- Чувахина, Л.Г. Организация фермерских хозяйств и возможность их участия во внешнеэкономической деятельности.-М.: «Россия молодая» 1992.
- Шеремет, А.Д., Сайфулин, Р.С. Финансы предприятий. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 1997.
- Шумпетер, И. Теория экономического развития / И. Шумпетер.- М.: Прогресс, 1982.
- Эванс, Дж., Джоэль, Р., Берман, Б, Маркетинг. Сокращ. пер. с англ. (Авт. предисл. и научн. ред. А.А.Горяев).- М.: Экономика, 2000.- с. 335.fr