Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Маркетинговые исследования рынка труда: регионально — отраслевой аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако, оценивая реальное докризисное состояние российского рынка труда, специалисты констатировали, что он является «квазирынком», которому-присущи многочисленные диспропорции и слабость, а в ряде случаев отсутствие реальных рыночных механизмов1. Рынок труда в России в значительной степени дисбалансирован и степень дисбаланса углубляется под влиянием экономического кризиса. Это относится ко всем… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Маркетинговый подход к исследованию рынка труда
    • 1. 1. Концепция современного маркетинга — основные положения и эволюция маркетинговых исследований рынка труда в России
    • 1. 2. Методические подходы к маркетинговому исследованию рынка труда
    • 1. 3. Индивидуализация трудовых отношений как основной вектор в перспективе развития рынка труда и самомаркетинг как элемент индивидуальной маркетинговой политики на рынке труда
  • ГЛАВА II. Эмпирическое исследование регионально-отраслевых различий в характеристиках рынка труда на основе маркетингового подхода. 83у
    • 2. 1. Региональный аспект развития российского рынка труда — основные тренды с позиции маркетинговой философии
    • 2. 2. Апробация маркетингового подхода к анализу регионально-отраслевых характеристик рынка труда Липецкой области
    • 2. 3. Апробация маркетингового подхода к анализу и разработке основных стратегий развития для трудонедостаточного и трудоизбыточного рынков труда (на примере Пермского и Краснодарского края)
  • ГЛАВА III. Внутрифирменные социально-трудовые отношения в маркетинговом измерении: эмпирическое исследование на машиностроительных предприятиях нефтегазового комплекса

3.1 Анализ состояния внутрифирменных рынков труда и кадровой политики на машиностроительных предприятиях (Краснодарский компрессорный завод, Лебедянский машиностроительный завод, Лысьвенский завод нефтяного машиностроения).

3.2 Социологическое исследование социально-трудовых отношений на предприятиях в контексте необходимости решения задачи преодоления влияния финансового кризиса на основе инновационных преобразований.

3.3 Предложения по построению кадровой политики на предприятии на основе использования маркетинговых стратегий.

Маркетинговые исследования рынка труда: регионально — отраслевой аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Конец 1990;х — начало 2000;х годов ознаменовались в Российской Федерации как положительными, так и проблемными трансформациями в сфере труда и социально — трудовых отношений. Так, отмечались увеличение занятости и потребности в дополнительных работниках со стороны предприятий, уменьшение безработицы по обследованиям и регистрируемой безработицы. Наметились положительные сдвиги в отраслевой и профессионально-квалификационной структуре занятых. Произошло резкое сокращение основных типов видимой неполной занятости — численности лиц, находящихся в вынужденных отпусках или работающих неполное рабочее время по инициативе администрации.

Однако, оценивая реальное докризисное состояние российского рынка труда, специалисты констатировали, что он является «квазирынком», которому-присущи многочисленные диспропорции и слабость, а в ряде случаев отсутствие реальных рыночных механизмов1. Рынок труда в России в значительной степени дисбалансирован и степень дисбаланса углубляется под влиянием экономического кризиса. Это относится ко всем его срезам — региональному, профессиональному, квалификационному,. отраслевому, демографическому. Для рынка труда России характерна глубокая региональная дифференциация по показателям напряженности на рынке труда, безработицы, уровню доходов, заработной плате и другому. Другим важнейшим качеством рынка труда России является глубокая отраслевая дифференциация по уровню доходов работающих, их заработной плате, условиям труда, квалификационному потенциалу работников, рабочих мест и другому. Принципиально*то, что эти две тенденции жестко (тесно) взаимосвязаны между.

1 Достойный труд — высшая цель и жизненная необходимость. Доклады и тезисы докладов Круглого стола «Достойный труд в XXI веке» /Под ред. Проф. Колосовой Р. П. — М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2005, с. 23. собой, а также то, что состояние внутрифирменных рынков труда, трудовое поведение работников и работодателей, их возможность способствовать преодолению последствий финансового кризиса на основе инновационного развития предприятий, определяется одновременным воздействием характеристик как региональных, так и отраслевых рынков труда. Этот сложный комплекс причинно-следственных взаимосвязей в разноуровневых социально-трудовых отношениях достаточно редко исследуется в отечественной научной литературе, при этом признается специалистами одним из самых трудоемких объектов исследования и регулирования.

Переход России к рыночной экономике должен был привнести в процесс регулирования и функционирования рынка труда, а также, в трудовое поведение работников и работодателей, принципы маркетингового подхода. Дело в том, что использование философии маркетинга, и особенно его современной социально — этической концепции, в социально-трудовой сфере позволяет повысить качественные характеристики рынка труда. Поэтому, важнейшей предпосылкой для решения вышеназванного круга проблем, мы. считаем необходимость переосмысления политики на рынке труда на основе углубленного маркетингового подхода, с тем, чтобы инструменты этой политики могли обеспечивать стабильность системы рабочих мест и социально-трудовых отношений в период экономического роста и их гибкость во время кризисов.

Степень разработанности проблемы. В процессе исследования проанализированы и обобщены позиции следующих зарубежных ученых, посвятивших свои работы теоретическим вопросам маркетинговой деятельности: Ф. Котлера, Чарльз Д. Шива, Ж. Ж Ламбена, Дж. Эванса, Т. Осентона, Р. Брауна, и др. Из отечественных ученых, можно выделить: Багиева Г. А., Бичун Ю. А., Голубкова Е. П., Гончарова В. В., Данько Т. П., Кныш М. И., Михайлова Е. А., Мусатова Б. В., Рокицкую Э. Е., Соловьева Б. А., Третьяк O.A., Успенского И. В. и др.

Объектом исследования является Российский рынок труда, изучению которого посвящена большая база теоретической и эмпирической литературы как у нас в стране, так и за рубежом.

В своем исследовании автор также опирался на разработки российских ученых, признанных специалистов по проблемам труда и трудовых отношений: Антосенкова Е. Г., Ананьева А., Базарова Т. Ю., Бобкова В. Н., Бреева Б. Д., Волгина H.A., Гарсиа-Исера М.Х., Гимпельсона В. Е., Калашникова C.B., Капелюшникова Р. И., Кашепова A.B., Колосницыной М. Г., Колосовой Р. П., Костакова В. Г., Костина JI.A., Котляр А. Э., Куликова В. В., Малевой Т. М., Масловой И. С., Мартынова В. Г., Москвиной М. В., Одегова Ю. Г., Павленкова.

B.А., Прокопова Ф. Т., Половинко B.C., Разумовой Т. О., Рофе А. И., Рощина.

C.Ю., Руденко Г. Г., Слезингера Г. Э., Симоновой И. Ф., Смирнова С. Н., Топилина A.B., Федченко А. И., Четверниной Т. Я., Чижовой JI.C. и др. В их работах нашли широкое освещение региональный, отраслевой и внутрифирменный подходы к проблеме развития рынка труда и трудового потенциала.

Среди зарубежных специалистов, внесших значительный вклад в развитие концепции гибкости рынка труда, индивидуализации социально-трудовых отношений и дифференциации управления трудом в экономике персонала, следует отметить работы Г. Друмма, Р. Марра, Г. Шанца (G.Schanz), Э. Улиха (E.Ulich), У. Нинхюзера (W.Nienhuser), К. Пейнельт-Джордана, Г. Вигран, Х. Морика, Д. Томаса (D.A.Thomas), JI.K. Ларки (L.K.Larkey), Ф. Милликена и Л. Мартинса (F.J. Milliken and' L.L.Martins), С. Джексона (SJackson), П. Доринджер (Doeringer Р.В.), М. Пайор (Piore M.J.), Эренберг Р.Дж., Смит P.C. Отдельные положения по разработке этой проблематики содержатся в работах Колосовой Р. П., Половинко B.C., Ламанова А., Овчинниковой Т., Щелоковой С., Романцева А.Н.

Обращение отечественных исследователей к проблематике регулирования рынка труда и социально-трудовых отношений с позиции маркетинга состоялось около пятнадцати лет назад. Особенно активно велись исследования в период 1992;2000 годов. Проведенный нами анализ работ этого времени показывает, что формирование универсальной методики по применению маркетингового подхода к регулированию рынка труда и социально-трудовых отношений не состоялось. Тем не менее, глубина и качество творческой проработки проблемы, в целом, становились все совершеннее. После 2000 года интерес к этой важной научной и прикладной проблеме резко уменьшился — за последнее десятилетие опубликованы единичные работы.

Однако высокие аналитические и управленческие возможности маркетингового подхода к исследованию рынка труда получили дальнейшее развитие. Исследователи стали ориентироваться на те аспекты проблематики рынка труда и занятости, в которых можно было минимизировать влияние ограничивающих факторов. При этом сформировался ряд направлений в маркетинговом подходе к анализу: спрос и предложение на рынке труда (Кибанов А.Я., Галиахметов P.A., Дуракова И. Б., Саруханов Э. Р., Томилов В. В. и др.), фазы воспроизводства рабочей силы, трудоустройство населения (Климова Е.Ю., Попова Т. Ю., Новикова И. Н., Шевченко П.З.), региональные рынки труда (Сотникова С.И., Котырло Е. С. и др.), маркетинг персонала (Вундерер Р., Семеркова JI.H., Егоршин А. П. и др.), маркетинг образовательных услуг (Бобрушева В.В., Молчанов И.Н.), самомаркетинг (Harry В. Christine С., Богданова E. JL, Иваницкий И. И. и др.). Важно отметить, что многие из этих исследователей подчеркивают острую необходимость в разработке многих теоретических и прикладных аспектов, касающихся встроенности маркетинговой философии в кадровую политику, в регионально-отраслевое регулирование рынка труда, в обеспечение инновационного развития предприятий и в антикризисное управление трудом. Все это и определило цель и задачи данного исследования.

Цель диссертационного исследования.

Целью данной работы является исследование рынка труда на основе аналитических возможностей маркетингового подхода и разработка маркетинговых стратегий в сфере труда, направленных на формирование условий для преодоления последствий финансового кризиса на основе инновационных преобразований, применительно к регионально-отраслевым особенностям машиностроительных предприятий.

Для достижения данной цели в работе были решены следующие задачи:

Рассмотрена эволюция основных понятий и маркетинговых исследований рынка труда в России.

Исследованы аналитические возможности маркетингового подхода к сопряженному изучению состояния и взаимосвязи региональных, отраслевых и внутрифирменных рынков труда.

Рассмотрен процесс индивидуализации трудовых отношений как основного вектора развития рынка труда в экономике знаний и выявлена роль самомаркетинга в этом процессе.

Апробирован маркетинговый подход к анализу регионально-отраслевых характеристик рынка труда на примере ряда регионов.

Исследованы на основе принципов маркетингового подхода, основные изменения во внутрифирменных социально-трудовых отношениях на машиностроительных предприятиях, обслуживающих нефтегазовый комплекс (Краснодарский компрессорный завод, Лебедянский машиностроительный завод, Лысьвенский завод нефтяного машиностроения). По результатам исследования предложена система маркетинговых стратегий для применения в сфере труда машиностроительных предприятий, и на этой основе, меры по модификации их кадровой политики и укреплению взаимосвязи корпоративной кадровой политики с социально-экономическим развитием регионов их деятельности.

Объектом исследования являются рынок труда и социально-трудовые отношения, рассмотренные на основе принципов маркетинговой философии.

Предмет исследования — проблема разработки управленческих решений в сфере труда и трудовых отношений.

Теоретической основой исследования послужили научные труды зарубежных и отечественных авторов в области экономики труда, управления персоналом, маркетинга и социологии.

В процессе исследования применялись методы логического и сравнительного анализа, систематизации, научной классификации, теоретического обобщения, а также социологические (анкетирование, -интервью) и статистические методы.

Информационной основой исследования послужили статистические сборники федеральной службы государственной статистики («Труд и Занятость в России», «Регионы России», «Индикаторы образования», «Индикаторы инновационной деятельности», «Индикаторы науки»), результаты исследований отечественных и зарубежных авторов, сборники социально-экономических показателей, областные программы социально-экономического развития, Бюллетень Всемирного банка и Федеральной службы по труду и занятости, электронные источники информации, Атлас регионов независимого института социальной политики, нормативные документы, публикации научной и периодической печати, материалы научно-практических конференций, а также материалы собственного исследования автора.

Опытно-экспериментальная база исследования — результаты анкетирования работников и руководителей ведущих машиностроительных предприятий нефтегазового комплекса (Краснодарский компрессорный завод, Лебедянский машиностроительный завод, Лысьвенский завод нефтяного машиностроения).

Исследование носит прикладной характер и направлено на решение практических задач совершенствования практики управления трудовыми отношениями на региональных и внутрифирменных рынках России.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Выделен ряд положений классического маркетинга, выступающих системообразующими принципами для формирования концепции маркетинга рынка труда. Проведена систематизация и периодизация маркетинговых исследований рынка труда в России. Выявлены перспективные направления в применении маркетингового подхода к регулированию рынка труда и социально-трудовых отношений.

2. На основе детального рассмотрения философии маркетинга и технологий ее использования при исследовании рынка труда в формате их роли, содержания, этапов и уровней реализации предложен универсальный методический подход к маркетинговому исследованию рынка труда и разработке стратегий для подготовки управленческих решений применительно к специфике регионально — отраслевого аспекта.

3. Определена оригинальная, для отечественной экономики труда, проблема характера взаимосвязи между векторами развития теорий сегментации рынка труда, его гибкости, индивидуализации трудовых отношений и теории маркетинга, в части направления «самомаркетинг».

4. На основе эмпирического исследования проведена апробация авторского маркетингового подхода к анализу регионально-отраслевых характеристик рынка труда ряда регионов РФ (Липецкой области, трудонедостаточного Пермского и трудоизбыточного Краснодарского краев) и предложена совокупность маркетинговых стратегий, отвечающих данной специфике.

5. На основе статистического и социологического исследования рынка труда и социально-трудовых отношений на машиностроительных предприятиях разработаны, систематизированы и предложены маркетинговые стратегии, направленные на решение задач по преодолению последствий финансового кризиса на основе инновационных преобразований. На этой основе разработаны методические положения по кадровой политике и программа ее реализации.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в углублении системы представлений науки «Экономика труда» в части, касающейся совершенствования методов исследования и регулирования рынка труда и социально-трудовых отношений на основе маркетингового подхода.

Она также обусловлена возможностью использования предложенных выводов и рекомендаций как в деятельности региональных органов власти, так и на предприятиях при разработке антикризисных программ и стратегий управлении трудом.

Апробация и реализация результатов работы.

Результаты исследования были представлены автором на научных конференциях «Ломоносов 2007», «Ломоносов 2008» (МГУ им. М.В.Ломоносова), «Организационно-экономические аспекты устойчивого развития регионов России» (Кубанский государственный университет 2008 г.), «Проблемы практического маркетинга» (Институт менеджмента, маркетинга и финансов, г. Лебедянь 2007 г.), «Трудовой потенциал как важнейший фактор социально-экономического развития территории» (Воронеж, 2008 г.), «Инновационные преобразования Российской экономики и рынок труда» (МГУ им. М. В. Ломоносова 2008 г.).

Теоретические и практические положения, выводы и рекомендации легли в основу Методического положения по разработке кадровой политики, Программы реализации кадровой политики на 2009;2010 гг. на Лебедянском машиностроительном заводе ООО «Лемаз» и при подготовке «Стратегии социально — экономического развития Липецкой области до 2020» .

Результаты проведенного исследования были использованы при преподавании курса «Экономика труда» бакалаврам и магистрам Экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.

Основные теоретические и практические результаты диссертационного исследования представлены в 6 печатных работах общим объемом 2.2 п.л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложений. Список использованных литературных источников включает 118 наименований. Общий объем работы составляет 264 страницы (без приложений).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Целью данной работы являлись: исследование рынка труда на основе аналитических возможностей маркетингового подхода и разработка маркетинговых стратегий в сфере труда, направленных на формирование условий для преодоления последствий финансового кризиса на основе инновационных преобразований, применительно к регионально-отраслевым особенностям машиностроительных предприятий. В процессе достижения данной цели были решены следующие задачи:

1. Автором проанализирован понятийный аппарат, характеризующий концепцию современного маркетинга, показано, каким образом выстраивалась в историческом контексте логика развития маркетинга и как науки, и как вида практической деятельности, которая привела к формированию его трудового аспекта. Обзор маркетинговых исследований рынка труда показал также оструюнеобходимость в разработке многих теоретических аспектов маркетинга рынка труда а, в частности, проблемы сопряженного влияния на внутрифирменные социально — трудовые отношения (трудовое поведение и работников, и работодателей) и региональных и отраслевых параметров рынка труда, проблемы самомаркетинга.

2. Автором был разработан универсальный методический подход к маркетинговым исследованиям рынка труда (как регионального так и внутрифирменного). Для решения данной задачи автор последовательно реализовал следующую логику: от анализа классических представлений о маркетинговом исследовании к формированию представлений о маркетинговом исследовании регионально-отраслевых различий в рынках труда и, наконец, обращение к проблематике маркетинговых исследований внутрифирменных рынков труда.

Так как основной задачей диссертационного исследования являлось изучение аналитических и управленческих возможностей маркетингового подхода к регулированию внутрифирменного рынка труда ряда машиностроительных предприятий, обслуживающих нефтегазовый комплекс, и разработка на этой основе маркетинговых стратегий, направленных на формирование условий для преодоления финансового кризиса на основе инновационных преобразований. Важнейшей специфической чертой данной задачи являлась необходимость учета особенностей географического расположения данных предприятий на территориях глубоко отличающихся по состоянию рынка труда и социально-трудовой сферы.

3. Далее автором был рассмотрен процесс индивидуализации трудовых отношений и исследована взаимосвязь с понятием «самомаркетинг».

Эффективность управления трудом и трудовыми отношениями обусловлена распространением все более дифференцированного подхода к персоналу, вплоть до его (подхода) индивидуализации.

В диссертации детально охарактеризованы основные методологические положения, характеризующие концепцию гибкости в трудовых отношениях, в частности отмечено, что гибкость в сфере труда проявляется в контексте общего перехода экономического и социального мира к новым принципам существования, оказавшим значительное влияние на весь его облик.

Рассмотрен, также, в работе вопрос и о социальной и экономической эффективности, как одном из наиболее важных аргументов в признании индивидуализированного подхода к персоналу, в сравнении с другими теориями управления трудом и персоналом.

В диссертации доказано, что в качестве одного из инструментов индивидуализированных трудовых отношений может выступать новый, как для отечественной науки, так и для практики, в условиях инновационного развития, элемент маркетинговой политики — самомаркетинг.

4. В практической части работы, маркетинговый подход был апробирован к анализу регионально — отраслевых характеристик рынка труда, показана специфика регионального рынка труда и рынка труда на машиностроительных предприятиях и по результатам исследования был предложен ряд маркетинговых стратегий.

Маркетинговый подход к анализу рынка труда построен на принципах системного анализа, предлагаемых теорией систем. Поэтому он обеспечивает с одной стороны более глубокую детализацию и структуризацию рынков труда на основе его сегментации, а с другой — методическое единство, и на этой основе преодоление ведомственных границ в оценке, понимании и управлении рынками труда. Рожденный условиями функционирования рыночной экономики и для ее целей, маркетинговый подход к исследованию социально-экономических явлений на рынке труда, предусматривающий сочетание* аналитических пространств товара, цены, распределения и коммуникаций, жестче, чем другие методы, характеризует реальную экономическую эффективность. Поэтому его последовательное применение позволяет точнее выявить и определить цели субъекта рынка труда, содержание маркетинговых концепций, и далее разработку маркетинговых стратегий дляпринятия-управленческих решений. Синтезируя результаты исследования^ рынка, труда всех трех регионов, следовало бы заметить, что приоритетной в настоящее время, для всех регионов является «антикризисная» маркетинговая стратегия оперативного реагирования на рынке труда, которая предусматривает активизацию институтов социального партнерства, профессиональной ориентации, систем переподготовки персонала, диверсификации каналов распределения рабочей силы.

5. В* последней части диссертационного исследования автором, на основе статистического и социологического исследования рынка труда и социально-трудовых отношений на машиностроительных предприятиях разработаны, систематизированы и предложены маркетинговые стратегии, направленные на решение задач по преодолению последствий финансового кризиса на основе инновационных преобразований. Автор указал на различия между стандартизированной’кадровой политикой и кадровой политикой, построенной на принципах маркетинга рынка труда. Была предложена гибкая система маркетинговых инструментов, применительно к выбранным стратегиям, выделены основные направления в кадровой политике, структурированные по элементам маркетинговых стратегий, и на их основе предложены Методические положения по разработке кадровой политики для ООО «Лемаз». Проведенный анализ состояния и регионального и внутрифирменных рынков, освещение основных принципов «трудового» маркетинга, авторское эмпирическое исследование позволяет сделать ряд заключений. Полноценная маркетинговая философия пока еще слабо влияет на воззрения работников и работодателей. Безусловно, её влияние проявляется в трудовых отношениях, повышая требования работодателя к нанимаемому работнику и формируя у работников соответствующее требования к рабочему месту. Однако недостаточно развитой остается система сбора и анализа информации, изучение конъюнктуры рынка труда, анализа и оценки инновационного потенциала и работника и коллектива в целом, организация целевой инновационной коммуникации, слабо развитой остается технология так называемого самомаркетинга.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д. А. Стратегическое рыночное управление / Пер. с англ. СПб: «Питер, 2002.
  2. В.В., Ромашов О. В., Сорокина М. Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999. — 407 с. (стр. 379−392).
  3. Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: ОАО Типография новости, 2000.
  4. В.Д. „Маркетинг трудовых ресурсов в системе предпринимательства“ Санкт-Петербург 1990 г. 156стр
  5. Т., Афанасьева Т., Пуденко Т., Сапсай Б. Инновационные процессы в малом предпринимательстве. Вопросы статистики. 1999.-№ 8.-С. 8−42.
  6. М. Практика управления человеческими ресурсами. СПб: Питер, 2004.
  7. М., Бэрон А. Performance Management. Управление эффективностью работы.- М.: ГИППО, 2005
  8. В., Белкина Н. Мотивы и стимулы труда // Социальная защита.2001.-Ж7.-С. 44−47. 9. Беседина, В. Маркетинговые исследования рынка труда // Маркетинг. -М., 1997.-N3.» С. 48−57
  9. Ю.Блинов O.A. Персонал как важнейший стратегический ресурсорганизации // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. М., 2004, № 11, с.43−48.
  10. В. Н., Яковлев Р. А., Смирнов М. А., Меньшикова О. И. Концептуальные подходы к повышению уровня заработной платы в Российской Федерации. // Издание Бюро МОТ. М., 1999.
  11. Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности /Под ред. Д. И. Фельдштейна.-М.: Межд. Пед академия, 1995.
  12. Е. Индивидуальный подход к мотивации сотрудников (По материалам конференции «Управление предприятием: система мотивации персонала»)//Персонал-МИКС.-2002.-№ 2.
  13. А. Этапы формирования стратегического потенциала предприятия // Проблемы теории и практики управления. 2003. — № 6.
  14. Н.П. Эффективное управление фирмой: современная теория и практика. СПБ.: Бизнес-Пресс, 1999. 416 с.
  15. E.JI. Маркетинговая концепция организации персонал-менеджмента и конкурентоспособной рабочей силы. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
  16. В. А. Организация стратегического управления на предприятии. — М.: Центр экономики и маркетинга. 1996 — 160 с.
  17. О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. 2-е изд. Учебник — М.: «Фирма Гардарика», 1 996 416 с.
  18. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. М.: Гардарики, 2004.
  19. , Р. Маркетинг персонала искусство создания благоприятных условий труда // Пробл. теории и практики упр. — М., 1992. — N 5. — С. 111−115
  20. Высшее образование в России. Статистический сборник. М.: ЦИСН, 2002-
  21. Гарри Беквит и Кристиан Беквит «Сам себе Бренд» (You, Inc.) -М. Альпина Бизнес Букс, 2009- 291 с.
  22. Л.Г. Маркетинг кадрового обеспечения: Учебное пособие. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002 — 116 с.
  23. Э., Элтон Ч. Принцип морковки: Новейшая тенденция в системе мотивации сотрудников. М.: ЭКСМО, 2008.
  24. С. Система организации и поощрения труда (опыт методической разработки) // Экономист. 1997. — № 3.
  25. А.Б., «Формирование рейтингов инновационного развития регионов России и выработка рекомендаций по стимулированию инновационной активности субъектов Российской Федерации». — М.
  26. Т., Эпштейн М.Дж., Шелтон Р. Работающая инновация. Как управлять ею, измерять ее и извлекать из нее выгоду. Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2007.
  27. П. Менеджмент: стратегия и тактика: Пер. с англ.- Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб: Питер, 1999.
  28. П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке: Учебное пособие / Пер. с англ. М.: Вильяме, 2001.
  29. П.Ф. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. М: Издательско-торговый дом «ГРАНД»,
  30. Г. Управление персоналом. М.: БИНОМ, 1997 267 с.
  31. B.C. Стратегическое управление в контексте организационного развития // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 1. http://www.cfm.ru.
  32. П.В. Менеджмент персонала. М.: Экзамен, 2006.
  33. П.В. Управление человеческими ресурсами: опыт индустриально-развитых стран. М.: Экзамен, 2005.
  34. Занятость в нефтегазовом комплексе России при структурном реформировании экономики М., ГУП изд-во «Нефть и газ», 2002 г. с. 55.
  35. Индикаторы образования 2007. Статистический сборник.-М.:ГУ-ЗВШЭ, 2007.- 176с-
  36. Индикаторы инновационной деятельности 2007. Статистический сборник.-М. :ГУ-ВШЭ, 2007.-400с.
  37. Индикаторы науки 2007. Статистический сборник .-М.:ГУ- ВШЭ, 2007.-344с
  38. Р.И. Общая и регистрируемая безработица: в чем причины разрыва?: Препринт WP3/2002/03. — М.: ГУ ВШЭ, 2002. — 48 с.
  39. . Р.И., Н.Т. Вишневская. Феномен российской безработицы: динамика, структура, специфика. Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ», № 139. — М.: Московский общественный научный фонд, 2003.
  40. , Е. Мотивация на рынке труда // Вопр. экономики. М., 1997. -N2. — С. 92−101.
  41. , Е.Ю. Маркетинг рабочей силы как инструмент регулирования рынка труда в современных российских условиях :. дис. кандидата наук- Экономические науки: 08.00.07 / Сарат. гос. техн. ун-т. Саратов, 1999. -190 с.
  42. К. 36 стратегий для победы в эпоху конкуренции. -СПб: Питер, 2005.
  43. Л.П. Маркетинг рынка труда. Центр информ. и соц. — эконом, исследования. — Воронеж: Изд-во Воронеж. Ун-та, 1995.
  44. М.И. Стратегическое управление корпорациями — КультИнформПресс 2002.
  45. Кириченко и П. Кудюкин. Правовое регулирование на российском рынке труда // Вопросы экономики, 2003, № 9.
  46. Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1993
  47. Ф. Маркетинг от, А до Я. —СПб.: 2003.
  48. А.И. Основы управления персоналом. М.:ТЕИС, 2000- 88с.
  49. Г., С.О. Доннел. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. М.: Прогресс, 1981, T. I 495 с, T. II — 512 с.
  50. Ламбен Жан-Жак, Менеджмент ориентированный на рынок -СПб.: Питер, 2006.
  51. Ламбен Жан-Жак Стратегический маркетинг: европейская перспектива. — М.: 1996.
  52. ., Леви Ж., Линдон Д. Меркатор.Теория и практика маркетинга. —М.:МЦФЭР, 2006
  53. Л.И., Егорычев Д. Н. Внутрифирменное управление интеллектуальными активами. М.: ООО «Омега-Л», 2004.
  54. Д. и Спика К. «Формула персонального брендинга «Фаир-пресс, 2004. 1925 9. С. Малахов. Трансакционные издержки, экономический рост и предложение труда // Вопросы экономики, 2003, № 9.
  55. А. Мотивация и личность.-СПб.:Евразия, 1999.
  56. В. Трудовые ценности российского населения //Вопросы экономики. -1995. -№ 1.
  57. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. -М.: Дело, 1992. 701 с.
  58. Е.А. Стратегический менеджмент и стратегический маркетинг: проблемы взаимосвязи и взаимопроникновения // Менеджмент в России и за рубежом. — 1999
  59. Наука России в цифрах: 2004: Стат. сб. — М.: ЦИСН, 2004.
  60. Обзор занятости в России. Вып.1 (1991−2000 гг.) -М., ТЕИС, 2002.бб.Одегов Ю. Г., Журавлев П. В. Управление персоналом. М.: Финстатинформ, 1997 258 с.
  61. Патласов О. Ю Маркетинговое управление рынком труда. ОМСК 2003
  62. М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран—М.:1993
  63. Т.О., Рощин С. Ю. Экономический анализ причин вторичной занятости // Вопросы экономики, 2001, № 9-
  64. С.Ю. Предложение труда в России: микроэкономический анализ экономической активности населения: Препринт УРЗ/2003/02. Серия \ФЗ. Проблемы рынка труда. М.: ГУ ВШЭ, 2003.-58 с
  65. Российский рынок труда обзор текущих тенденций, Бюллетень Всемирного банка и Федеральной службы по труду и занятости. Май 2009, с. 13
  66. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. Издательство: Росстат. Федеральная служба государственной статистики, Год: 2005.
  67. Э.Э., Сотникова С. И. Маркетинг рабочей силы: социально-экономический анализ. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
  68. , Э.- Сотникова, С. Маркетинг персонала на предприятии // Пробл. теории и практики упр. М., 1996. — N 1. — С. 88−92
  69. Н.Д., Копейкин Г. К. Управление персоналом: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПБ ГУП, 2004. — 156 с.
  70. М.В., статья «Философия Маркетинга персонала» в сборнике статей по материалам Второй Международной научной конференции. «Инновационное развитие экономики России: Ресурсное обеспечение» Экономический факультет МГУ 2009
  71. М.В., статья «Развитие рынка труда на основе аналитических и управленческих подходов концепции маркетинга» в журнале «Уровеньжизни населения регионов России», 2009 Май, Всероссийский центр уровня жизни с. 65−74
  72. , С.И. Экономико-организационные основы системы управления маркетингом рабочей силы : дис.. доктора наук- Экономические науки: 08.00.30 / М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. СПб., 1999
  73. Соционет. Описатель коллекции: «Госкомстат России. Социально-экономическое положение России»
  74. , В.В.- Семеркова, J1.H. Маркетинг рабочей силы: Учеб. пособие / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. Каф. маркетинга. -СПб.: Изд-во С. -Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 1997. 184 е., схем.
  75. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 1995 -217 с.
  76. Труд и занятость в России, 2005. М, Росстат, 2006.
  77. O.A. Маркетинг: новые ориентиры модели, управления -М: ИНФРА-М 2005
  78. Том Осентон, Новые технологии- в: маркетинге: золотой ключик к лояльности потребителей —М.: Издательский дом «Вильяме», 2004 г.
  79. Том Филтенштейн, Убойный маркетинг. 401 способ увеличить продажи, максимизировать прибыль и победить конкурентов —М.: Издательский Дом Гребенникова, 2006 г.
  80. А.В.Топилин, И. А. Малаха. Сдвиги в занятости и миграция высококвалифицированных научных кадров в России // Социологические исследования. 2004. № 11. С. 132−136.
  81. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. 2-е изд. — М.: ЮНИТИ, 2002. — 560 с. 8 8. У правление персоналом в условиях социальной* рыночной экономики / Под ред. Р. Марра, Г. Шмидта. М.: Изд-во МГУ, 1997 323 с.
  82. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова — 2-е изд. доп. и перераб. М.: ИНФРА — М, 2002, 638 с.
  83. Р.А. Стратегический маркетинг. — СПб.: 2002
  84. Чарльз Д. Шив, Александр Уотсон Хайэм КурсМВА по маркетингу -М.: Альпина Бизнес Букс 2006
  85. JI. Чижова. Развитие трудового потенциала: обоснование стратегии // Человек и труд, 2006, № 1.
  86. JI. Чижова. Реструктуризация экономики усиливает необходимость балансировки спроса и предложения рабочей силы // Человек и труд, 2002, № 9-
  87. Дж., Уилсон Й, Стратегический маркетинг: ситуации, примеры -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  88. Дж. Р., Берман Б. Маркетинг. — М.: 2002.
  89. Farber Н. Mobility and Stability: the Dynamics of Job Change in Labor Markets // Handbook of labor economics. Volumes 3B. Ed. by Ashenfelter O.C., Card. D. North Holland, 1999. Ch. 37.
  90. Edgar Woolard, «Creating a New Company Culture», Fortune- January 15, — 1990
  91. Piercy N.F., Harris L.C., Peters L.D., Lane N. Marketing management, market strategy and strategic management: domain realignment and redefinition. Journal of Strategic Marketing 5, —1997.
  92. Lehman H., Wadsworth J. Tenures that shook the world: worker turnover in Russia, Poland and Britain. DP No. 90, december 1999.
  93. Porter M. E. Competitive Advantage, New York — The Free Press 1982.
  94. Prahalad С. K. and Hamel G. The Core Competence of the Corporation — Harvard Business Review, 1990
  95. Porter M. What is Strategy?, November-December — Harvard Business Review 1996, pp. 61−78.
  96. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова1. На правах рукописи04 20.0 9 1 0 53 1 «1. СИДАШ МИХАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ
  97. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА: РЕГИОНАЛЬНО ОТРАСЛЕВОЙ АСПЕКТ
  98. Специальность 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйствомэкономика труда)
  99. Спрос на труд 1 | 1 1 1 1 1 1 1
  100. Численность и состав населения
  101. Социальны е блага и гарантии1. Рождаемость и смертност ь1. Эмиграция и иммиграц ия1. Условия и характертруда1. Перспективы карьеры
  102. Уровень экономической активности населения
  103. Занятость в домашнем хозяйстве
  104. Уровень образования и квалификации работников1. Нетрудовые доходы
  105. Физическое и нравственное здоровье людей
  106. Функциониров анис рынка труда1. Характер конкурен ции1. Профсоюзная монополи я1. Моноп сония
  107. Уровень трудовой мобильное ти1. Трудовая дискрими нация
  108. Инфрастр уктура рынка труда1. Инвестиции вчеловечески е ресурсы1. Государственное регулиров анис1. Институц иональная среда1. Админис Законода Правоохртрации тельные анительнрегионов органы ыеорганы1. Трудовые инспеши и
  109. Центры занятости населения1. Органы социальног ообеспечени я1. Профсо юзные органы1. Админист Неформальнырации с институтыорганизац (традиции, ий обычаи)
Заполнить форму текущей работой