Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономическая безопасность и противодействие теневым процессам в банковской системе России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявлены факторы, создающие условия для функционирования теневых процессов в кредитно-финансовой сфере, включая несовершенство законодательных актов, регулирующих экономические отношения в банковской системе, слабый контроль со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков, непринятие мер воздействия к банкам, допустившим нарушения кредитно-финансовой дисциплины, отсутствие специалистов… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава I. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ: ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТЕНЕВЫХ ПРОЦЕССОВ В ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Состояние банковскойстемы России и национальные экономические интересы
    • 1. 2. Преступления в банковскойере: причины и последствия
    • 1. 3. Факторы, влияющие на развитие теневых процессов в деятельности банков.33−41″
  • Глава II. ТЕНЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ КАК УГРОЗА ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    • 2. 1. Влияние теневой экономики на деятельность банков и характеристика угроз экономической безопасности
    • 2. 2. Теневые процессы в деятельности банков
    • 2. 3. Основные направления обеспечения экономической безопасности банковскойстемы России
  • Глава III. НАПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВЫМ ПРОЦЕССАМ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
    • 3. 1. Реформирование банковскойстемы России как основное направление устранения теневых процессов
    • 3. 2. ользование финаво-аналитичих методов по предупреждению и выявлению теневых процов в банкоой деятельни
    • 3. 3. Механизмы противодействия теневым процессам в деятельности банков

Экономическая безопасность и противодействие теневым процессам в банковской системе России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное экономическое развитие страны, при отсутствии научно обоснованной концепции реформ, национальной идеи и инерции мышления, предъявляет целый ряд проблем, обострение которых выдвигает на передний план задачу обеспечения экономической безопасности страны. В этих условиях значение и роль банковской системы постоянно возрастает, поскольку она является основой развития современной российской экономики, она накапливает и перераспределяет возрастающие с каждым годом денежные капиталы, обеспечивает кредитование, расчеты и платежи между всеми субъектами экономики. Выполнение банками отдельных операций и услуг, связанных с теневой экономикой, приводит к ослаблению финансовой системы страны, замедлению темпов экономического роста, процветанию коррупции и усилению криминогенной обстановки в обществе.

Становление и развитие банковской системы проходит в неблагоприятных экономических и социальных условиях, при усилении влияния мировой финансовой глобализации, конкуренции в банковской среде при участии иностранных банков с дешевыми денежными ресурсами. В России финансовые рынки ещё недостаточно развиты, что связано с несовершенством законодательства, информационного обеспечения и слабой защитой информационных ресурсов банков.

Следует отметить, что банковская система России формировалась в течение 15 лет, в то время как в развитых странах такие системы функционируют более сотни лет. «Становление российских коммерческих банков проходило за короткий период при практически полном отсутствии нормативной"1 и законодательной базы, преимущественно путем проб и ошибок, что предопределило факторы неустойчивости банковской системы, криминализации банковских операций и размещения в них доходов, полученным незаконным, а иногда и преступным путем. Вместе с тем в.

1 Молчанов A.B. Коммерческий банк в современной России: теория и практика. — М.: Финансы и статистика, 1996. с. 6. настоящее время появились положительные тенденции в политике государственного регулирования банковской деятельности.

Однако все эти меры, как правило, недостаточны, не отражают потребности банков в их защите, в то время как банковская деятельность всегда была объектом повышенного интереса теневой экономики и организованной преступности, о чем свидетельствует рост экономических преступлений, в том числе в кредитно-финансовой сфере. Ущерб государству, причиненный экономическими преступлениями в кредитно-финансовой сфере, по данным МВД РФ в 2004 г. составил около 52 млрд. рублей, а в 2005 г. только сумма возмещенного ущерба по оконченным уголовным делам подразделениями по налоговым преступлениям достигла 515 млрд руб. Необходимо отметить, что многие экономические преступления совершаются скрытно, не фиксируются и не регистрируются правоохранительными органами. Большинство из них и относится к той сфере банковской деятельности, которую можно квалифицировать как теневые процессы в банковской системе, которые представляют собой отдельные операции и услуги в деятельности банков, которые прямо или косвенно связаны с функционированием теневой экономики и деятельностью криминальных структур. Если рассматривать каждую из этих операций или услуг в отдельности, то, как правило, они осуществляются в рамках действующего законодательства или нормативных документов, а в совокупности с рядом других последовательных действий представляют собой экономические преступления. К ним относятся уход от налогов, обналичивание денег и отмывание средств, полученных преступным путем, «утечка» капиталов за рубеж, преднамеренные банкротства и захват собственности, финансирование терроризма и другие.

Устранение теневых процессов в банковской деятельности обеспечит позитивное развитие событий, для чего необходим комплекс управляющих, регулирующих и стимулирующих мер, реализация которых позволит повысить эффективность работы и безопасность банковской системы в новых условиях хозяйствования.

Таким образом, сложившая к настоящему времени банковская система страны еще слаба, неустойчива, она остро нуждается в реорганизации и в создании действенного механизма противодействия теневым процессам и обеспечения экономической безопасности страны.

Актуальность и недостаточная разработанность указанных проблем предопределили необходимость в научной и практической разработке темы диссертационной работы.

Состояние разработанности проблемы. В научных работах, посвященных проблемам обеспечения экономической безопасности в различных отраслях и сферах деятельности, уделялось много внимания. Этому посвящены труды многих известных ученых: Л. И. Абалкина, В. Ф. Гапоненко, А. Е. Городецкого, И. Д. Иванова, М. Я. Корнилова, В. М. Крашенинникова, В. Д. Ларичева, В. В. Наумова, Е. А. Олейникова, И. Н. Петренко, A.A. Прохожева, В. К. Сенчагова, C.B. Степашина, A.B. Шестакова, В. Д. Щетинина.

Вместе с тем, вопросы безопасности банковской системы, связанные с проблемами теневой экономики и различными аспектами ее проявления, в частности, теневых процессов, хотя и затрагиваются рядом ученых, но не отражают в полной мере управленческие, технические и информационные стороны обеспечения безопасности. Отдельные аспекты этих проблем содержатся в работах В. И. Авдийского, В. А. Гамзы, С. И. Зельгина, A.B. Крысина, К. В. Сомик, A.M. Тавасиева, И. Б. Ткачук, А. Г. Шаваева, В. И. Ярочкина.

Исследование проблем обеспечения экономической безопасности с использованием комплексного методологического подхода при разработке управленческих и правоохранительных механизмов противодействия экономической преступности проводятся в Академии экономической безопасности под руководством В. Н. Анищенко, А. Е. Городецкого, В. А. Зайцева, Р. В. Илюхиной, Н. П. Купрещенко, A.B. Молчанова и др.

Вместе с тем, вопросы влияния теневых процессов на деятельность банков, на функционирование легальной экономики, экономическую безопасность самой банковской системы и национальную безопасность страны еще не достаточно исследованы, не определены критерии новых опасностей и угроз, не разработаны механизмы противодействия криминальным явлениям в деятельности банков.

Все это представляет большой интерес, как с теоретической, так и с практической точек зрения, поскольку, для обеспечения экономической стабильности и безопасности необходимо укрепление и развитие финансовой системы страны, в которой банковская система сегодня является главной составляющей.

Цель и задачи исследования

состояла в разработке основных направлений реформирования банковской системы, способов применения финансово-аналитических методов по противодействию теневым процессам в банковской деятельности и механизмов обеспечения экономической безопасности банковской системы Российской Федерации.

Выполнение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

— уточнить сущность теневых процессов и экономической безопасности банковской системы.

— проанализировать состояние банковской системы России и определить национальное интересы в банковской сфере, раскрыть причины и последствия преступлений в банковской сфере, а также факторы, влияющие на развитие теневых процессов ее деятельности.

— провести анализ теневых процессов в банковской системе России, дать характеристику угроз её экономической безопасности, определить роль банков в решении задач по противодействию в легализации незаконно полученных средств, оценить последствия влияния теневых процессов на развитие банковской системы России.

— обосновать направления и механизмы противодействия теневым процессам и обеспечения экономической безопасности в банковской системе.

Предметом исследования являются банковская система России как механизм развития и обеспечения экономической безопасности страны.

Объектом исследования являются стратегии, инструменты и механизмы обеспечения экономической безопасности банковской системы Российской Федерации.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам экономической безопасности, теневой экономики и банковского дела.

Методология исследования основана на принципах диалектической логики. В ходе изучения механизмов противодействия теневым процессам применялись методы системного анализа теоретических основ и практического материала, общенаучные методы и приемы (научная абстракция, анализ и синтез, группировки, сравнения, обобщения), фундаментальные положения теории управления, экономической безопасности и банковского дела, материалы о деятельности банков.

В работе использованы законодательные акты Российской Федерации, нормативно-правовые документы в области экономической безопасности и банковской деятельности. Информационной базой исследования стали: статистические данные, аналитические материалы Банка России, Федеральной службы налоговой полиции России, материалы международных организаций, отечественных и зарубежных банков, ФАТФ, Базельского комитета по банковскому надзору.

В процессе исследования использовались также практические материалы, собранные и обобщенные автором в период практической работы в Федеральной службе налоговой полиции и подразделениях управления по экономическим преступлениям МВД России.

Научная новизна результатов исследования заключается в усовершенствовании теоретико-методологических основ исследования методов противодействия теневым процессам в банковской системе России и механизмов обеспечения экономической безопасности банковской деятельности в современных условиях. Обоснованы направления и разработаны рекомендации по формированию механизмов выявления и противодействия теневым процессам в банковской системе, а также обеспечения экономической безопасности банковской деятельности в современных условиях.

Наиболее существенные научные результаты исследования, полученные лично автором и выносимые на защиту:

— уточнено понятие экономической безопасности банковской деятельности и предложена модель обеспечения в банке безопасности информации, основных фондов, денежных средств, ценных бумаг и других ценностей, персонала, в которой раскрыты объекты безопасности, источники угроз, объекты угрозы, виды угроз, а также механизм защиты, включая перечень объектов защиты, методы выявления угроз, защиты, а также способы защиты, направления и средства защиты;

— предложено определение сущности теневых процессов в банковской системе, основными из которых являются легализация доходов, полученных преступным путем, перевод денег из безналичных в наличные и наоборот, применение различных схем по уходу от налогов, финансирование терроризма, создание условий для «утечки» денег за рубеж и т. п.

— выявлены факторы, создающие условия для функционирования теневых процессов в кредитно-финансовой сфере, включая несовершенство законодательных актов, регулирующих экономические отношения в банковской системе, слабый контроль со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков, непринятие мер воздействия к банкам, допустившим нарушения кредитно-финансовой дисциплины, отсутствие специалистов в правоохранительных органах по выявлении преступлений в банковской сфереобоснована необходимость реформирования банковской системы России в направлении совершенствования управления и обеспечения экономической безопасности банковской деятельности, устранения теневых процессов, универсализации крупных и крупнейших кредитных организаций с углублением специализации мелких и средних банков, повышения уровня информационного обеспечения, взаимодействия банковских структур с правоохранительными органами- - разработан механизм противодействия теневым процессам, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, с несанкционированным вывозом капиталаданы предложения по повышению ответственности Центрального банка за деятельность коммерческих банков, а также усилению функций Росфинмониторинга в области выявления, предупреждения и пресечения преступлений, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма.

Практическая значимость исследования. Выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертационном исследовании, расширяют сферу научного познания о сущности и содержании экономической безопасности России в части, касающейся теневых процессов в банковской сфере. Выработка и практическая реализация обоснованной в исследовании банковской стратегии, а также принятие мер по повышению конкурентоспособности национальной экономики позволят целенаправленно сориентировать экономическую политику, инструментарий государственного регулирования банковской деятельности на решение задач обеспечения экономической безопасности страны.

В целом практическая значимость работы определяется совокупностью обоснованных автором самостоятельных выводов, предложений и рекомендаций по оценке состояния банковской системы, выявлению национальных экономических интересов в банковской сфере и угроз им, определению задач обеспечения экономической безопасности банковской системы путем выработки направлений и механизмов противодействия теневым процессам. Представляется, что наработанные подходы могут быть использованы специалистами правоохранительных и контролирующих органов, министерств, банков, в научно-исследовательской деятельности, а также в учебном процессе.

Результаты исследования используются государственными органами в работе по предотвращению легализации незаконно полученных средств, «утечки» денежного капитала за рубеж, пресечения финансовых источников терроризма, а также формирования политики России по включению ее экономики в мировое хозяйство, для построения экономических отношений государства с другими странами.

Пределами исследования является экономическая безопасность банковской системы страны в период рыночных реформ, совпадающая и вытекающая из требований безопасности личности, общества и государства.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации апробированы путем их использования в управлении по экономическим преступлениям МВД России по Кемеровской области (справка о внедрении № 23/1444 от 26 мая 2006 г.).

Выводы и предложения автора опубликованы в научных трудах кафедры «Управления банковской деятельностью» Государственного Университета Управления и кафедры «Финансы, денежное обращение и кредит» Академии экономической безопасности МВД России, а также докладывались на научных конференциях. и.

Результаты работы могут быть использованы для повышения управляемости процессом противодействия теневому сектору экономики, его оптимизации и повышению эффективности противодействия теневым процессам в банках, посредством реформирования банковской системы, своевременного выявления финансово-аналитическими методами теневого оборота и принятия действенного механизма противодействия мер по нормализации этих процессов. Положения диссертации могут быть использованы в процессе преподавания дисциплин, связанных с изучением банковского дела и проблем борьбы с теневой экономикой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Становление и развитие банковской системы проходит в неблагоприятных экономических и социальных условиях, при усилении влияния мировой финансовой глобализации, конкуренции в банковской среде при участии иностранных банков с дешевыми денежными ресурсами. В России финансовые рынки ещё недостаточно развиты, что связано с несовершенством законодательства, информационного обеспечения и слабой защитой информационных ресурсов банков.

Вместе с тем в настоящее время появились положительные тенденции в политике государственного регулирования банковской деятельности.

Однако все эти меры, как правило, недостаточны, не отражают потребности банков в их защите, в то время как банковская деятельность всегда была объектом повышенного интереса теневой экономики и организованной преступности, о чем свидетельствует рост экономических преступлений, в том числе в кредитно-финансовой сфере. Ущерб государству, причиненный экономическими преступлениями в кредитно-финансовой сфере, по данным МВД РФ в 2004 г. составил около 52 млрд. рублей, а в 2005 г. только сумма возмещенного ущерба по оконченным уголовным делам подразделениями по налоговым преступлениям достигла 515 млрд руб. Необходимо отметить, что многие экономические преступления совершаются скрытно, не фиксируются и не регистрируются правоохранительными органами. Большинство из них и относится к той сфере банковской деятельности, которую можно квалифицировать, как теневые процессы в банковской системе, которые представляют собой отдельные операции и услуги в деятельности банков, которые прямо или косвенно связаны с функционированием теневой экономики и деятельностью криминальных структур. Если рассматривать каждую из этих операций или услуг в отдельности, то, как правило, они осуществляются в рамках действующего законодательства или нормативных документов, а в совокупности с рядом других последовательных действий представляют собой экономические преступления. К ним относятся уход от налогов, обналичивание денег и отмывание средств, полученных преступным путем, «утечка» капиталов за рубеж, преднамеренные банкротства и захват собственности, финансирование терроризма и другие.

Устранение теневых процессов в банковской деятельности обеспечит позитивное развитие событий, для чего необходим комплекс управляющих, регулирующих и стимулирующих мер, реализация которых позволит повысить эффективность работы и безопасность банковской системы в новых условиях хозяйствования.

Банковская система России является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики, в ней сосредоточены основные финансовые ресурсы страны, в том числе бюджетные средства государства и граждан. Стабильность функционирования банковской системы тесно связана с развитием экономики, социальной сферы, с финансовым состоянием государства, является основным фактором национальной безопасности.

В современных условиях приоритетами развития экономики России являются: научно-техническое развитиетехнологическое перевооружение базовых отраслейосуществление национальных региональных инвестиционных программповышение качества жизни населения. Решение этих задач требует новой инновационной политики, усиления роли национальной банковской системы и ее переориентации в направлении приоритетного финансирования базовых отраслей промышленности.

Однако банковская система России находится в стадии реформирования, цель которого заключается в приведении банковской деятельности в соответствие международным требованиям о современном банковском бизнесе (ориентация на удовлетворение потребностей клиентов в качественных банковских услугах, соответствие современным и будущим целям экономического развития России) в сложных условиях глобальной конкуренции.

Банковская система России является еще слабым звеном экономики страны. Если совокупные активы банковской системы США составляют 1900 миллиардов долларов, в Англии — 5300 миллиарда, в Германии — 2700 миллиарда, то активы банковской системы РФ в 2005 г. составили около 7 трлн. рублей (свыше 200 млрд. долларов США). В большинстве развитых стран банки кредитуют экономику, как минимум, в объеме ВВП. Еще высоки риски кредитования, сохраняется острый дефицит средне и долгосрочных пассивов, заметно усилилась конкуренция с иностранными банками, недостаточна правовая база и прочее.

Исходя из мировой и российской практики, можно констатировать, что важное место среди национальных экономических интересов в банковской сфере занимает защита банковской системы от негативного влияния финансовой глобализации западных стран, а также подрывных организаций и спецслужб. Их цель контролировать ресурсы, финансовые и информационные потоки других стран, чем заниматься прямым военным вмешательством. Намерение западных стран поставить ход экономических реформ (в том числе в банковской сфере) в России под свой контроль и сформировать топливно-сырьевую ориентацию развития российской экономики с одновременным противодействием выходу российских хозяйствующих субъектов на мировые рынки.

Национальные интересы России в долгосрочной перспективе должны опираться на положительный опыт развитых стран и главным средством реализации интересов нации в будущем должна быть не военная мощь, а экономическая сила. Поэтому предлагается в целях преодоления сложившихся негативных явлений в банковской системе и экономике страны внутреннюю и внешнюю политику России формировать исходя из текущих приоритетов общества и государства, национальных интересов в целом и на этой основе формировать планы и программы социально-экономического развития страны.

В работе обоснованы основные факторы, способствующие развитию теневых процессов в кредитно-финансовой сфере, которыми являются:

— несовершенство законодательной базы, регулирующей правовые отношения и экономическую ответственность в данной сфере, в т. ч. уголовные наказанияотсутствие долгосрочной стратегии по сокращению количества наличных денег в обращении, которые поддерживают «теневую» экономику, и, соответственно, осуществлению мер по широкому применению финансовых инструментов в безналичных расчетах;

— слабый контроль со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков и Росфинмониторинга за подозрительными сделками;

— непринятие мер воздействия к банкам, допустившим нарушения кредитно-финансовой дисциплины;

— отсутствие специалистов в правоохранительных органах по выявлению преступлений в банковской деятельности.

Проанализированы масштабы теневой экономики. По данным МВД России в 1990;1991 гг. в теневой экономике производилось 10−11% ВВП. В 1993 г. доля теневой экономики по отношению к ВВП составила 27%, в 1994 г. — 39%, в 1995 г. — 45%, в 1996 г.- 46%, в настоящее время — примерно половина всего ВВП. По тем же данным, с теневой экономикой так или иначе связаны примерно 58—60 млн. человек, что ставит Россию по уровню теневой экономики развивающихся стран, примерно в 2 раза превосходит другие страны с переходной экономикой.

По данным Росстата, в 1992;1994 гг. доля теневой экономики в ВВП составила примерно 9−10%, в 1995 г. — 20%, в 1996 г. — 23%, в 1999 г. — 2225%, в 2002 г.- 25%, 2003 г. — 25,5%, 2004 г.- 26,5%, 2005 г.- 26,9%. Различия в оценке теневой экономики объясняются тем, что МВД России суммирует объемы теневого производства, отраженного службой статистики, и объемы собственной оценки подпольного производства, финансового мошенничества и других незаконных перераспределительных операций, которые не учитываются Федеральной службой государственной статистики РФ.

По нашему мнению оценки уровня теневой экономики носят вероятностный характер поскольку, Росстат явно занижает, а МВД России хотя и дает более реальную оценку объемов теневой экономики, но не учитывает, что перераспределительные операции не имеют прямого отношения к самому производству ВВП.

По данным информационных источников правоохранительными органами в 2004 г. в России хотя было выявлено более 400 тыс. преступлений экономической направленности. Из них самый высокий удельный вес, как и в предыдущие годы, в финансово-кредитной сфере — 68,8 тыс. преступлений. Ущерб от всех экономических преступлений составил более 80 млрд руб. В 2005 г. материальный ущерб от преступлений экономической направленности составил (на момент возбуждения уголовного дела) 1 трлн. 399,6 млрд руб., что в 5,1 раза (+408,1%) больше аналогичного показателя 2004 г. (275,4 млрд руб.).

В связи с резким увеличением количества экономической преступности возникает необходимость определения «допустимых» размеров теневого сектора экономики в стране, при котором он не несет опасности национальной экономике. Считается, что такой «допустимой» величиной является 5−10%.

В диссертационной работе изложены основные схемы отмывания денег, поскольку особое место в чрезмерной теневой активности занимает отмывание доходов от незаконной деятельности (теневые процессы) через банки, обменные пункты, небанковские финансовые институты, казино, компании по операциям с недвижимостью и т. п. Наиболее распространенным методом отмывания капиталов в России является открытие отдельными лицами счетов в финансовых институтах, использование фальшивых счетов, ведение двойной бухгалтерии и мошенничество с контрактами.

Кроме этого, проблема еще больше усложняется в связи с тем, что огромная часть хозяйственного оборота в России обслуживается наличными деньгами. По некоторым оценкам, «нал» обеспечивает до 60 процентов хозяйственного оборота. Наличный оборот не дает возможности введения эффективной отчетности финансовых и иных учреждений (казино, салонов по продаже дорогих автомобилей и т. п.) по сделкам с определенным «потолком» осложняет работу правоохранительных органов по выявлению экономических и налоговых преступлений. Наличные деньги являются основой, питательной средой или «кровеносной системой» теневой экономики.

Рассмотренные в диссертации схемы выступают как теневые процессы в разветвленных и многозвенных цепочках движения «грязных» денег в процессе их отмывания, встречаются различные сочетания тех или иных методов, способов, отдельных приемов на фоне «запутывания следов». Масштабы криминальной деятельности банков огромны. Так, например, в 2005 г. 14 банков были лишены лицензии за нарушение закона о легализации преступных доходов. Только через шесть мелких банков за год было обналичено 334 млрд руб. Например АКА-банк за полгода обналичил 150 млрд руб., а Нацкомбанк, по данным ЦБ РФ, выдал наличными 55 млрд руб. в основном на закупку сельхозпродукции.

В работе разработаны направления и механизмы противодействия теневым процессам в банковской системе России. Практика обеспечения экономической безопасности банковской системы страны показывает, что даже самая высокая самоорганизация коммерческой системы безопасности, не позволяет достаточно обеспечить выявление и устранение угроз банковской системе без эффективного взаимодействия государственных органов, правоохранительных структур и коммерческих организаций.

Поэтому в исследовании делается вывод, что реформирование кредитной системы является важнейшей составной частью проводимых в России социально-экономических преобразований. Основное звено этой системы — банковская система должна быть надежно защищена в сложных условиях переходной экономики и мировой финансовой глобализации. Объективная необходимость ее качественного изменения очевидна. Это, прежде всего, законодательное формирование совершенно новых отношений между государством и кредитными организациями, между налогоплательщиками, вкладчиками, клиентами и банками, обновление организационной структуры, переориентация банковской системы на ускоренные темпы роста долгосрочное кредитование реального сектора страны.

Основной целью реформирования российской банковской системы является существенное повышение ее роли в экономике. Через пять лет в России соотношение банковских активов к ВВП должно составить 56−60% (в настоящее время — около 43%), капитала к ВВП — 7−8% (сейчас 5,6%), кредитов — 26−28% (против 17%). Вместе с тем, по нашему мнению, более реальные показатели были предложены в «Стратегии повышения конкурентоспособности национальной банковской системы» Ассоциацией российских банков, где прогнозируются к концу 2008 года следующие совокупные показатели банковской системы: активы к ВВП — 80%- капитал к ВВП — 9,2%- кредитов к ВВП — 30%.

Совершенствование банковской системы не должно вестись путем закрытия малых банков, поскольку сегодня они занимают по обслуживанию клиентуры такую нишу, которая не интересует крупные банки. Большинство малых и средних банков действуют в регионах страны, где кроме них и Сбербанка РФ (активно сокращающего число нерентабельных отделений) часто нет других кредитных организаций. Поэтому их ликвидация оставит без банковского обслуживания достаточно значительные группы клиентов и/или территории, что означает перевод их в сферу теневой экономики.

Реформирование же банковской системы России, в целях совершенствования управления и устранения в ее деятельности теневых процессов для обеспечения ее экономической безопасности, следует проводить в направлении универсализации крупных и крупнейших кредитных организаций с развитием специализации мелких и средних банков с необходимым условием наличия информационного обеспечения для реализации аналитических процедур по выявлению теневых процессов.

В этой связи в работе разработаны организационные принципы процесса выявления теневой экономической активности хозяйствующих субъектов финансово-аналитическими методами, что позволяет своевременно выявлять банки, использующие теневые процессы в своей деятельности. Изложена методика получения необходимой для анализа информации, критерии ее допустимости и достоверности — качественные, количественные, ценностные. Поэтому представляется особенно важным разработка и использование механизма противодействия таким теневым процессам, как использование банков как инструмента легализации денег добытых незаконным путем, а также вывоз денежного капитала за рубеж. В работе приводится схема противодействия отмыванию преступных доходов в России, в которой отражена роль банковской системы в противодействии отмыванию преступных доходов.

В работе предлагается установить дифференцированный подход к пониманию проблем, что представляют собой те или иные финансовые преступления, каковы их критерии в условиях действующего правового поля, указаний и инструкций. Результаты функционирования этих механизмов не будут качественно эффективными, если она не будет экономически выгодной для самих банков и банковских работников. При этом банки обязаны выполнять самые простые требования. Клиенты с высоким уровнем риска должны подвергаться мониторингу, периодически проверяться.

Важным элементом в механизмах противодействия теневым процессам в банках является объективная необходимость поручать выявление и оценку признаков преступления, содержащихся в «необычных» сделках, правоохранительным органам, обладающим профессиональными навыками и располагающим полномочиями для ведения оперативно-розыскной и следственной деятельности, например, департамент экономической безопасности МВД РФ. При этом ведущим, координирующим субъектом указанной деятельности может быть Росфинмониторинг. В число законодательно установленных задач предлагается включить «выявление, предупреждение и пресечение преступлений, направленных на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма, и правонарушений в сфере осуществления противодействия совершению указанных преступлений» .

Изложенные в работе положения могут быть использованы в различных областях, служить основой для дальнейших научных исследований, расширяя и дополняя теоретическое содержание понятия «теневых процессов в банковской деятельности». Реализация изложенных принципов системного подхода к проблеме противодействия теневым процессам на общегосударственном уровне позволит осуществлять оперативные меры по сокращению масштабов теневой экономики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законы и нормативные акты.
  2. Конституция (Основной закон) Российской Федерации: офиц. текст. М.: Элит, 2003.-31 с.
  3. Гражданский кодекс РФ. Федеральный закон № 51-ФЗ от 30.11.1994 г. // Консультант Плюс.1
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая). Федеральный закон № 117-ФЗ от 05.08.2000 г. // Консультант Плюс.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая). Федеральный закон № 146-ФЗ от 31.07.1998 г. // Консультант Плюс.
  6. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Федеральный закон № 174 ФЗ от 18 декабря 2001 г. // Консультант Плюс.
  7. Закон «О безопасности». 5 марта 1992 г. № 2446−1 // Ведомости СНД и ВС РФ, 9 апреля 1992 г., № 13, стат. 769.
  8. Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности» (в редакции от 21.03. 2002 № 31-ФЗ). М.: Ось-89, 2002. -15 с.
  9. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности». № 395−1. 2.12.1990. (в редакции от 8.07.99. № 136 ФЗ). — М.: Ось-89, 2002. — 15с.
  10. Федеральный закон «О кредитных историях». № 218-ФЗ. 30.12.2004. -М.: Ось-89, 2004.- 19 с.
  11. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. № 115-ФЗ. 7.08.2001. СПб.: Питер, 2003. — 16 с.
  12. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». № 394−1. 2.12.1990 (в редакции 6.08.2001 № 110 ФЗ). -М.: Ось-89, 2003.- 18с.
  13. Все нормативные документы приведены с последними изменениями и дополнениями.
  14. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации». № 24-ФЗ. 20.02. 1995 М.: Ось-89, 2001. — Юс.
  15. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». № 26. 20.03.2001. 3-е издание. -М.: Ось-89,2002. 32 с.
  16. Федеральный закон Российской Федерации «О коммерческой тайне». № 98. 29.07.2004. М.: Ось-89,2004. — 7 с.
  17. О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации. Указ Президента РФ от 25 июля 1996 года № 1095 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 45.
  18. Указ Президента Российской Федерации. Об образовании Совета Безопасности Российской Федерации. № 547. 03.06.1992. / Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 92. Ст. 1323.
  19. Указ Президента РФ. Концепция национальной безопасности РФ. № 24. 10.01.2000. М.: Ось — 89. 2002. — 16 с.
  20. Указ Президента РФ. О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях). № 608. 29.04.96.
  21. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. М.: Ось-89. 2004.
  22. Другие официальные материалы
  23. Годовой отчет Банка России за 2003 год
  24. Итоги развития банковского сектора и банковского надзора за 2002−2004 годы
  25. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу (одобрена приказом министра финансов РФ № 180 от 1.07.2004 г.)
  26. Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2008 года
  27. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2004 год
  28. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 год
  29. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год
  30. Отчет Центрального банка РФ о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2003 году
  31. Отчет Центрального банка РФ о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2004 году
  32. Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003−2005 годы)
  33. Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006−2008 годы)
  34. Стратегия повышения конкурентоспособности национальной банковской системы РФ (утверждена XVI съездом АРБ 5.04.2005 г.)
  35. Стратегия развития банковского сектора РФ (подписана 30.12.2001 г.)
  36. Стратегия развития банковского сектора РФ на период до 2008 года (подписана 5.04.2005 г.)
  37. Научные монографии, доклады и сборники.
  38. Л.И. К цели через кризис. Спустя год. / М.: Библиотей. РАН. 2001.-582 с.
  39. Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение /М.: РАН. 2001.-732 с.
  40. В.И., Курмашов Ш. Р. Прогнозирование и анализ рисков в деятельности хозяйствующих субъектов: научные и практические основы. Монография / Под общ. Ред. М. А. Эскиндарова, М.: ФА, 2003. -392 с.
  41. Д.И., Ревин В. П. Преступность в кредитно-банковской сфере в вопросах и ответах. М., 1997.
  42. Арсланбеков-Федоров A.A. Система внутреннего контроля коммерческого банка. М.: ЮНИТИ, 2004.
  43. Банковская система России: Настольная книга банкира в 3-х томах под ред. Грязновой А. Г., Молчанова A.B., Тавасиева A.M. и др. М.: ТОО Инжинирингово-консалтинговая компания «ДеКА». 1995.
  44. Банковский контроль и аудит / Сибирский институт финансов и банковского дела: учеб. пособие под общ. ред. Н. В. Фадейкиной. М.: Финансы и статистика, 2002. — 496 с.
  45. Банковское дело. / под ред. Лаврушина О. И. М.: Финансы и статистика, 2001.-672с.
  46. Банковское дело: управление и технологии: Учебное пособие для вузов. / под редакцией A.M. Тавасиева. M.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 863 с.
  47. Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка, изд. 2-е, перераб. и доп.: Учебник для вузов. М.: Логос, 2005. -368 с.
  48. Н.И. Технологии безопасности бизнеса: введение в конкурентную разведку: Учебно-практическое пособие / Н. И. Баяндин. -М.: Юристъ, 2002. -320с.
  49. Л.В. Выявление и расследование экономических преступлений: Учебно-практическое издание / Л. В. Бертовский, В. А. Образцов. М.: Экзамен, 2003. — 256 с.
  50. Ю.Ю. О бочках меда и ложках дегтя / Ю. Ю. Болдырев. М.: Крымский мост-9Д, 2003. — 429 с.
  51. А.Б. Большой экономический словарь / А. Б. Борисов. М.: Книжный мир, 2002. — 895 с.
  52. В.П. Управление рисками (рискология). / В. П Буянов, К. А. Кирсанов, JI.A. Михайлов М.: Экзамен, 2002. — 384 с.
  53. В.А. Безопасность коммерческого банка: Учебно-практическое пособие/ В. А. Гамза, И. Б. Ткачук М.: Издатель Шумилова И. И, 2000. -216 с.
  54. Н.М. Теневая экономика и легализация преступных доходов/ Н. М. Голованов, В. Е. Перекислов, В.А. Фадеев-СПб.: Питер, 2003.- 303с.
  55. Грунин О. А Экономическая безопасность организации / О. А Грунин, С. О. Грунин СПб.: Питер, 2002. — 160 с.
  56. X. Анализ банковских рисков. Система оценки корпоративного управления и управления финансовым риском / X. Грюнинг, С. Братанович М.: ВЕСЬ МИР, 2003. — 123 с.
  57. М. Финансовые потоки и их влияние на экономическую безопасность России: Автореф. дис. канд. экон. наук.-М.:РАГС, 1998.-31с.
  58. Деятельность коммерческих банков: Учеб. пособие под ред. A.B. Калтырина. изд. 2-е, перераб. и доп. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 400 с.
  59. М.И. Основы обеспечения безопасности России: Учебное пособие / М. И. Дзлиев, А. Д Урсул М.: Экономика, 2003. — 423с.
  60. И.Ю. Коррупция в России: наследие советского режима и экономические реформы (сводный реферат) // Экономическая теория преступлений и наказаний. 2002. Выпуск 4/1.
  61. М.Г. Хозяйственное развитие и теневая экономика // Экономическая наука современной России. 2004. № 2.
  62. .Д. Обычное мошенничество и мошенничество в сфере высоких технологий: Практическое пособие / М.: ПРИОР, 2002. 32 с.
  63. К.Н. Способы сокрытия доходов от налогообложения и методы их обнаружения // Актуальные проблемы правоохранительной деятельности на современном этапе. Н. Новгород: НВШМ МВД России, 2002
  64. А. Криминальная матрица. Экономическая преступность на современном этапе. СПб.: Нева- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002
  65. С.М. Устойчивость банковской системы: механизмы управления, региональные особенности: Учебное пособие / М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-255 с.
  66. Информационная безопасность государства: Учебно-методическое пособие. / Под общей редакцией В. М. Герасимова, A.A. Прохожева, Б. П. Елисеева. М.: Мысль. 2003. — 237 с.
  67. В. «Теневые» параметры реформируемой экономики и антикризисный потенциал среднего класса // РЭЖ. 2003. № 1.
  68. Д., Цичи У. Теневая экономика и экономическая политика на Востоке и на Западе: сравнительный и системный анализ // Экономическая теория преступлений и наказаний. 2002. Выпуск 4/1. Теневая экономика в советском и постсоветском обществах.
  69. A.C. Роль банков в устранении кризисных явлений в российском обществе. Банковская деятельность в системе социально-экономической информации. М.: Дело, 1999. — 96 с.
  70. В.П. Основы банковского аудита: Учебник. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.- 192 с.
  71. И.М., Тимофеев JI.M. Теневая Россия. Экономико-социологическое исследование. М., 2000.
  72. , М.Я. Экономическая безопасность России: основы теории и методологии исследования. Учебное пособие / М.: РАГС, 2005. 154 с.
  73. М.В. Симфония черно-зеленого нала (выплата дохода гражданам: от криминала до налоговых льгот). М.: Книгописная палата, 2002.
  74. А.П. Преступления в сфере экономической деятельности как угроза экономической безопасности России. Научно-практическое издание / М.: ПРИОР. 2002. 96 с.
  75. Л.Я., Рывкина Р. В. Становление институтов теневой экономики в постсоветской России // Социс. 2002. № 4. http://socis.isras.ru
  76. Коттке Клаус. Грязные деньги — как с ними бороться?. М.: Дело и сервис, 2005.
  77. Н.П., Вакурин A.B. Теневая экономика: Учебное пособие. -М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2005. 253 с.
  78. Л.П. Современные банковские системы: Учебное пособие. 3-е изд. — М.: Гелио АРВ, 2000.
  79. А.Е. Финансовая глобализация: общая характеристика и вызовы для России. М.: ИМЭПИ РАН, 2003. — 88 с.
  80. A.B. Деловая разведка и контрразведка / СПб.: Летний сад, 2001.-360 с.
  81. Масленников В. В Национальная банковская система. Научное издание / В. В. Масленников, Ю. А. Соколов М.: Элит-2000, 2002. — 256 с.
  82. Д.А. Методы управления устойчивостью банковского сектора российской экономики. Автореф. дис. канд. Экон. наук. М.: Институт экономики РАН, 2000. — 25 с.
  83. Методология и практика информационно-аналитического обеспечения управления предпринимательскими рисками. М.: Мир безопасности. 2003.- 184 с.
  84. С.Р. Инфляция: современный взгляд на вечную проблему. М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2004. — 228 с.
  85. A.B. Коммерческий банк в современной России: теория и практика. М.: Финансы и статистика. 1996 г. — 272 с.
  86. В.А. Управление рисками при реализации инвестиционных проектов. М.: Финансы и статистика, 2004. — 352 с.
  87. В. А. Отмывание «грязных» денег. Уголовно-правовая характеристика и проблемы соучастия. М.: ООО Юрлитинформ, 2001.
  88. О совершенствовании работы по предотвращению мошеннических действий с использованием ценных бумаг Сбербанка России. № 01−977. 9.02.04.
  89. В.П., Поспелов В. А. Глобализация мировой экономики: проблемы и риски российского предпринимательства. М.: Наука. 2001. -216с.
  90. Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общей ред. А. А. Прохожева. М.: Изд-во РАГС, 2002. — 320 с.
  91. С.Н. Экономика и банковская система региона. М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2004.
  92. Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности. ФСФМ. Конфиденциально. № 06−2-27/2414. 22.03.05,102 с.
  93. И.Н. Экономическая безопасность России: денежный фактор -М.: «Маркет ДС», 2003. 240 с.
  94. Ю. Вывоз капитала и налоговый потенциал российской экономики // РЭЖ. 2000. № 10.
  95. А. Неформальная экономика и ее парадоксы / Пер. М. С. Добряковой //Экономическая социология, (www.ecsos.msses.ru) 2003. Т.4. № 5.
  96. Порядок обеспечения безопасности информационных технологий в Сбербанке России. Конфиденциально. / Приказ Сбербанк РФ. № 875-р. 28.12.2001, 18 с.
  97. А. Обманные операции в банковском деле / А. Пратт- пер. с англ. Л. В. Смольянова. М.: Перспектива, 1995. — 224с.
  98. Принципы безопасности банковского бизнеса в России. / под общей ред. Шаваева А. Г. М.: Концерн «Банковский Деловой Центр», 1997.^08с.
  99. Робинсон Джеффри. Всемирная прачечная: Террор, преступления и грязные деньги в оффшорном мире / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 540 с.
  100. В.М., Шлейников В. И. Финансовый контроль. М, 2002.
  101. Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. М., 2003. 112. Савицкая Г. В. Экономический анализ. М., 2003.
  102. Ф.Д. Беседы у камина / М.: ИТРК, 2003. 408 с.
  103. .Т., Чурилова Э. Ю. Методы оценки теневого и неформального секторов экономики. М., 2003.
  104. H.A. Банковская безопасность: комплексная система обеспечения кредитной организации. Учебное пособие / Н. А Савинская, Н.М. Калугин-СПб.: 2001.-301 с.
  105. В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие (книга четвертая). / Институт экономики РАН /М.: Финстатинформ, 2002. 128 с.
  106. Современный экономический словарь / 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2001.
  107. К.В. Связные структуры экономических событий. Учеб. Пособие. М.: Финансы и статистика, 2005. — 176 с.
  108. A.M. Основы банковского дела: Учеб. пособие. М.: Маркет-DS, 2005.
  109. A.M., Бычков В. П., Москвин В. А. Банковское дело: базовые операции для клиентов: Учеб. пособие /Под ред. A.M. Тавасиева. М.: Финансы и статистика, 2005
  110. Г. А. Банковское дело и банковское законодательство в России: опыт проблемы перспективы. М.: «Дело Лтд», — 1995.
  111. Требования по обеспечению информационной безопасности в территориальном банке Сбербанка России. Конфиденциально. М.: Сбербанк РФ, 1996.-43 с.
  112. Ю.С. Информационная безопасность России / М.: Экзамен, 2003.-560 с.
  113. Ю.С. Методика информационной безопасности / Ю. С. Уфимцев (и др.). М.: Экзамен, 2004. — 544 с.
  114. Л.Л. Теневой оборот и «бегство капитала». М., 2003.
  115. А.Г. Система борьбы с экономической разведкой / М.: Правовое просвещение, 2000. 240 с.
  116. О.Г. Теневая экономика: Состояние, проблемы, способы противодействия -М.: Наука, 2002. 183 с.
  117. Шитлин А. В Правовые проблемы развития финансово-банковского бизнеса России. / Национальная безопасность России: проблемы и пути обеспечения. Сборник статей. / Под общей ред. Прохожева А. А. М.: РАГС. 2004, с. 233
  118. В.В. Теория и практика экономической безопасности предприятия. М.: Арсин ЛТД. 2000, с. 79
  119. Экономическая безопасность России. Общий курс. Учебник. Под ред. В. К. Сенчагова. М.: изд-во Дело, 2005. — 896 с.
  120. Экономическая безопасность хозяйственных систем. Учебник. / под ред. А. В Колосова. М.: РАГС, 2001. — 446с.
  121. Экономическая безопасность: Производство Финансы — Банки. / под ред. В. К. Сенчагова. — М.: Финстатинформ, 1998. — 436 с.
  122. Экономическая и банковская безопасность. Репринт. М.: Мир безопасности, 1998. — 160 с.
  123. Экономическая и национальная безопасность: Учебник. / под редакцией Е. А. Олейникова. -М.: Экзамен, 2004. 768 с.
  124. Экономическая разведка и контрразведка. Практическое пособие. -Новосибирск: Диамант, 1994. 413 с.
  125. В.И. Безопасность банковских систем. М.: Ось-89, 2004. 416 с.
  126. В.И. Система безопасности фирмы / 3-е издание. М.: Ось-89, 2003. — 352 с.
  127. Научные статьи, обзоры, ииые публикации.
  128. JI. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. — № 12. — с. 5.
  129. Е. Л.Б. Нарусова: «Закона об Интернете» не будет! // Конфидент.- № 5.- 2004. с. 32.
  130. .В. Законность важнейший принцип обеспечения безопасности // Системы безопасности. Межотраслевой тематический каталог. — 2003. — с. 41.
  131. Банковская безопасность: все дело в концепции, Банковское дело в Москве, № 9, сентябрь 2003.
  132. В. Сколько платят бандитам за терракт? // Комсомольская правда. № 165/36. 3−10.09.04, с. 4
  133. С. Покаяние: одиночество Ходорковского, http: // www. vedomosti. ru stories 2 004 330−47−04. html.
  134. B.B. Факторы финансовой безопасности России // Менеджмент в России и за рубежом. -2001. № 1. — с. 55−69.
  135. П. Созидательно-разрушительный кейнсианец // Эксперт. 2005. № 35, с. 48
  136. Е. Сбербанк радует инвесторов // Ведомости. 2004. — 17 мая.
  137. О. Теория развитого капитализма // Эксперт. 2006. № 7, с. '/'О
  138. В.И. Государственные тайны «уплывают». через Интернет // Век качества. 2004.- № 4. — с. 16−17.
  139. Е.К. Новая Концепция национальной безопасности, возможно, прибавит нам оптимизма / Конфидент. 2003. № 6. — с. 28−30.
  140. Я. Конец первой «прачечной» // Эксперт. 2004. № 19, с. 59−61.
  141. А. Путин призвал всем миром навалиться на криминал // Комсомольская правда. 2002.- 1 июня.
  142. И. Отступление от рыночной экономики невозможно. // Коммерсант. № 231. 19.12.03, с. 20
  143. В. Негосударственная экономическая разведка: европейский опыт. // БДИ. № 4. 2002, с. 28−30
  144. В.А. Экономический и промышленный шпионаж. Защита информации. // Конфидент. № 3. 2002, с. 58
  145. Р. Все на показ. // Ведомости. № 90. 20.05.05, с.1
  146. Я.Н. Банковская система России состояние и проблемы //Вестник АРБ. 2002. № 19.
  147. Д. Глава АРБ обвинил Банк России в протекционизме.// Коммерсант. 25.03.04, с. 14
  148. С. Капиталы из России больше не бегут. // Российская бизнес-газета, № 3, 27.01.04, с. 3.
  149. B.C. Реформе кредитно-денежной системы 15 лет //Вестник АРБ. 2003. № 15- Деньги и кредит. 2003. № 8.
  150. А. Китайский ЦБ возвращает свои кредиты под угрозой тюрьмы. // Коммерсант. 2004. — 20 сент.
  151. А., Васильева В. Деньги в розницу. // Коммерсант. № 227. 18.12.02, с. 29
  152. B.C. О рисках банковской системы // Деньги и кредит.- 2004. -№ 3. с. 23.
  153. Защита банковского бизнеса, Банковское обозрение, № 2, февраль 2002.
  154. А. Банковские дела постепенно цивилизуются / Эксперт. 2004. — № 39. — с. 47−48.
  155. А. Вся правда о кредитах // Эксперт. 2004. — № 25. — с. 41.
  156. А. Крах финансового Талибана // Эксперт. 2006. № 7, с. 50
  157. А. Кто соберет паззл? // Экперт. 2005. № 35, с. 54
  158. С.М. Выступление на XIV международном банковском конгрессе (июнь 2005 г.) //Вестник Банка России. 2005. № 29.
  159. С.М. Выступление на XV съезде АРБ //Вестник АРБ. 2004. № 13.
  160. А. Экономическая политика в условиях открытой российской экономики со значительным сырьевым сектором // Вопросы экономики. 2001. № 4. — с. 4−31
  161. М.В. Четыре этапа развития банковской системы России. // Финансы и кредит. № 7, 2004, с.32−39.
  162. И. Системные банковские кризисы в условиях финансовой глобализации // Вопросы экономики 2002. № 8. с.89−95.
  163. А. Два года на оздоровление.//Эксперт. № 20. 31.05.04, с. 8
  164. A.A. Выступление на XIV международном банковском конгрессе //Вестник Банка России. 2005. № 30.
  165. A.A. Некоторые актуальные вопросы развития банковского сектора России //Деньги и кредит. 2004. № 2.
  166. К. Период дешевых денег завершается // Деньги. 2006. № 13, с. 22
  167. М.Я., Прохожев, A.A. О критериях и оценках экономической безопасности. // Национальная безопасность России: проблемы и пути обеспечения. М.: РАГС, 2003. — с. 159.
  168. Ю. Деньги за долги // Эксперт. 2005. № 45, с. 74
  169. Ю. Полосатый миф // Эксперт. 2006. № 5, с. 46
  170. Л. Теневая экономика как особенность российского капитализма // Вопросы экономики. 1998. № 10
  171. Л.Я., Рывкина Р. В. Становление институтов теневой экономики в постсоветсткой России // Социс. 2002. № 4. http://socis.isras.ru
  172. А. В. Проблемы безопасности коммерческих структур в работе с кадрами. / http://kiev-security.org.ua
  173. А. Борьба с преступлениями, совершаемыми с использованием сети Интернет // АДИ «Монитор». Безопасность Экспресс. 2004 г. -№ 21.-с. 3−4.
  174. А. О стандартизации подходов к обеспечению информационной безопасности // Банковское дело в Москве. 2003. — № 11. -с. 12−15.
  175. О.И. От теории банка к современным проблемам его развития в экономике //Банковское дело. 2003. № 7.
  176. О.И. Повышение роли банков в обеспечении экономической безопасности // Банковское дело. 2004. — № 9.- с. 11−15.
  177. В.Д. Преступления, совершаемые с использованием электронных платежных документов // Законодательство и экономика. -2002.-№ 1.-с. 32−38.
  178. В.Д. и др. Преступления, совершаемые с использованием электронных платежных документов. // Законодательство и экономика. № 1.2002, с. 35
  179. В.Д. О преступности в банковской сфере и ее причинах // Деньги и кредит, 1993, — № 12, — с. 51−56.
  180. В.Д. Организованная преступность в сфере экономики / В. Д. Ларичев // Законодательство и экономика. 2002, — № 8. — с. 72−84.
  181. В. Новые вызовы преступности. // Гудок. 30.04.04, с.9
  182. Д. Российские банки в 2003 году: цели прежние, инструменты новые // Финансовый директор. 2004.- № 2. — с. 83−89.
  183. Г. И. Общее состояние банковского сектора страны / Г. И. Лунтовский // Деньги и кредит. № 5. 2004.- № 5.- с.З.
  184. Макаревич Л Куда уходят деньги из банков. // Российская бизнес-газета. № 26. 13.07.04, с.З.
  185. Л. Банки получили стратегию // Российская бизнес-газета. -2004. 6 июля.
  186. А.Ю., Овчарова JI.C. Российские банки: жизнь после смерти. // Банковское дело. № 1. 2002, с. 37.
  187. Г. Г. Еще раз о стратегии банковской реформы в России // Банковское дело. 2003, — № 10.- с.22−27.
  188. Г. Г. Реформирование банковского сектора следует начинать с Центрального банка// Банковское дело. -2003. № 12.- с. 14−15.
  189. May В. Вызовы 2005 года: приоритет политики над экономикой // Профиль. 2005.- № 1. — с. 40.
  190. МВД встало на защиту бизнеса // Деньги. 2005. № 34, с. 10
  191. В.Д. Национальные банки могут оказаться заложниками при вступлении России в ВТО // Банковское дело. 2002.- № 2.- с. 2−4.
  192. А.И. О расширении банковского кредитования производства (проблемы и пути решения) //Вестник АРБ. 2002. № 7.
  193. С. Главный резервист Америки // Деньги. 2006. № 5, с. 18
  194. A.B., Тавасиев, A.M. О безопасности банковской системы России // Проблемы прогнозирования. -1995.- Вып. 1.- с. 35−43.
  195. Е. Миллиардеров уже 36 // Ведомости. 2004.- 13 мая.
  196. От СССР к Российской Федерации. 1985—2001 гг. / Отв. ред. А. Б. Безбородов // http://postsov.rsuh.rU/hrest/gl3.shtml#rl
  197. Т. Беседа без купюр // Российская газета. -2004.- 2 июля.
  198. Т., Степашин С.: Почему в богатой стране мы живем так бедно // Российская газета.- 2004.- 25 февр.
  199. О. Пять банков запутались в одном залоге // Коммерсантъ. -2004.-23 дек.
  200. Д.Е. Финансовая глобализация и национальная безопасность // Финансы и кредит. 2004.- № 4. — с. 89−91.
  201. В.В. Закон о «Коммерческой тайне» принят! И что мы имеем? // Конфидент. № 5. 2004, с. 18−21.
  202. Послание Президента России Федеральному Собранию РФ / Российская газета. 2001.-4 апр.
  203. Послание Президента России Федеральному Собранию РФ / Российская газета. 2002.- 18 апр.
  204. Послание Президента России Федеральному Собранию РФ / Российская газета. 2003.- 17 мая.
  205. Проект национального стандарта по обеспечению информационной безопасности в банках фактически готов к обнародованию / АДИ «Монитор» www.telenews.Ru Безопасность. Экспресс. 2004.- № 8. — с. 25.
  206. А.А. Зачем ломиться в открытую дверь // Политический журнал. 2004.- № 12. — с. 67−69.
  207. П. Как победить коррупцию. // Коммерсантъ. № 43. 14.03.03, с.9
  208. Рыбчинский А. А Коммерческий шпионаж: уголовно-правовая характеристика // Конфидент. 2003.- № 2. — с. 42−47.
  209. А. О роли банков в экономике // Вопросы экономики. 2003.-№ 3. — с. 102−110.
  210. А.Г. Сравнительные характеристики развития банковской системы России и других стран.// Банковское дело. № 10, 2000, с. 24
  211. А., Кулакова Н. ЦБ нашел слабые места банков. Коммерсант. // № 169. 19.09.02, с.25
  212. Э. Борьба с отмыванием капиталов и финансированием международного терроризма // Банковское дело. 2004.- № 6.- с.35−40.
  213. В.Е. О роли службы безопасности в банковском деле. / [email protected]
  214. М. Влияние глобализации на банковский бизнес. // Деньги и кредит. № 3. 2003, с. 54.
  215. В. Как восстановить доверие вкладчиков // Российская газета. -2004.- 31 авг.
  216. П. Новый глава Центробанка может вдохнуть новую жизнь в российские банки // «Профиль» с BUSNESS WEEK.- 2002.- № 4.- с.40−41.
  217. О.П. О развитии экономической преступности в банковской сфере // Вестник Ассоциации российских банков. М.: Финансы и статистика, 2004, с. 36−43
  218. С. В. «Ты чего лезешь в чужой кошелек?» // Политический журнал. 2004.- № 8, — с. 64−66.
  219. И. Банки рассортируют заемщиков // Эксперт. 2004.№ 43.- с. 54.
  220. А., Мазурина Т. К оценке ситуации с банковским кредитованием реального сектора экономики //Российский экономический журнал. 2005. № 2.
  221. A.M. Актуальные вопросы становления банковской системы //Вестник ГУУ. 2003. № 2.
  222. A.M. Современное состояние банковского комплекса России и его участие в общем экономическом процессе //Банковские услуги. 2003. № 3.
  223. A.M., Акимов О. М. Нужен ли независимый орган для надзора за банковским сектором? //Банковское дело. 2004. № 8.
  224. В.А. Критический анализ новой редакции Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2004.- № 3.- с. 21−29.
  225. Г. Предназначение банков кредитовать экономику //Вестник АРБ. 2003. № 8.
  226. Г. А. Выступление на V Всероссийском банковском форуме //Вестник АРБ. 2004. № 21.
  227. И. Сберегательный фронт ждет перемен // Российская газета. -2004.- 14 июня.
  228. Д. История информационной преступности // журнал «Закон». -2002.- № 12.-с. 34−39.
  229. Хорошая и плохая новость от Мирового банка. «Экономические новости России и содружества». //Дайджест деловой прессы. № 24. 2003, с.4
  230. А. Большая стирка.// Российская газета. № 29. 14.02.04, с. 2
  231. А. Русские хакеры грабили британские банки. // Российская газета. № 160. 29.07.04, с.6
  232. Шитлин А. В Правовые проблемы развития финансово-банковского бизнеса России // Национальная безопасность России: проблемы и пути обеспечения. Сб. ст. под общей ред. Прохожева A.A.- М.: РАГС. -2004.-с. 221−235.
  233. Е. Болезнь левизны // Эксперт. 2005. № 35, с. 64
  234. Е. Процентная гонка // Эксперт. 2006. № 6, с. 48
  235. А. Почему в России возможен безрисковый уход от налогов? // Вопросы экономики. 2000. № 11. — с. 134−152
  236. Ш. Янин И. О концепции национальной безопасности России / И. Янин // Гудок.- 2005.- 15 февр.
  237. К. Остатков «СБС-Агро» хватит только на вкладчиков // Коммерсант. 2003.-22 янв.
  238. ИЗ. Ячеистов К. ЦБ не получил только с банкротов // Коммерсантъ. 2003. -28 мая.
Заполнить форму текущей работой