Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Самоубийство в английской литературе 20-го века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Героям романов Олдингтона и Вульф мир представляется недостойным, зараженным всеми возможными грехами. При всей философизированности и исторической пафосности романов «Смерть героя» и «Миссис Дэллоуэй» главный конфликт этих произведений можно сформулировать как противоборство, столкновение естественных, органичных побуждений живой, тонко чувствующей человеческой души и общественных установок как… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА II. ЕРВАЯ: ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА САМОУБИЙСТВА В ЗЕРКАЛЕ БРИТАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ-ГО
  • ВЕКА
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА ВТОРАЯ. ТЕМА САМОУБИЙСТВА КАК ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ МОТИВ «ПОТЕРЯННОГО ПОКОЛЕНИЯ» В РОМАНАХ В. В УЛЬФ МИССИС ДЭЛЛОУЭЙ" И Р. ОЛДИНГТОНА «СМЕРТЬ ГЕРОЯ»
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕМЫ САМОУБИЙСТВА В РОМАНАХ Г. ГРИНА И Э. БЕРДЖЕССА

3.1. Литературный конфликт человека и общества как художественная доминанта суицидальной ситуации в романах Г. Грина и Э. Берджесса (по роману Г. Грина «Брайтонский леденец» и роману Э. Берджесса «Заводной апельсин»).

3.2. Религиозно-нравственная интерпретация темы самоубийства в романах

Г. Грина «Сила и слава», «Суть дела» и «Конец любовной связи».

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ: САМОУБИЙСТВО КАК РЕЗУЛЬТАТ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ВЫБОРА И САМОПОЗНАНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Д. ФАУЛЗА И У. ГОЛДИНГА.

ВЫВОДЫ ПО ЧЕТВЕРТОЙ ГЛАВЕ.

Самоубийство в английской литературе 20-го века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В 20-ом веке самоубийство превратилось в серьезную социальную проблему урбанизированных стран и модную эстетизированную тему художественных произведений: большинство из них демонстрируют при различной тематике и художественных средствах общую семантическую функцию «самоубийственного мотива». Эту функцию можно обозначить как рубец или шрам культурного слома, то есть если в жизненной ткани самоубийство сияет черной дырой непостижимости, то в художественной, напротив, выразительно маркирует барьер, границы ментальных переходов, будь это переход исторический, слом времен, сословные потери или изменение имущественного статуса, веры.

Как пишет Н. Г. Владимирова, «Катастрофизм 20-го столетия. отбрасывает свою трагическую тень, видоизменяя игру, которая сопрягается с эстетикой безобразного, нередко совершающего страшную по своим последствиям трансформацию в эстетику жестокого, что имеет непосредственное отношение к парадигматике самоубийства персонажей у крупнейших писателей Запада. Достаточно вспомнить пастора Колли из трилогии Уильяма Голдинга «На край земли: морская трилогия» — жертву мизантропической «игры в бога», инициатором которой был капитан Андерсон, или суицид доктора Фишера из Женевы, взявшего на себя такую же роль и испытавшему ее последствия, в романе Грэма Грина «Доктор Фишер из Женевы». В этом же ряду стоит нереализованное намерение уйти из жизни Николаса Эрфе, который проходит через «эвристическую мясорубку» по воле то ли Бога, то ли Мага — Кончиса, инсценировавшего ложное самоубийство Али сон в романе Д. Фаулза «Маг» .1.

Самоубийство — это следствие кризиса смысла человеческого существования, проблема по существу онтологическая, философская, но к ней обращается и литература. Пытаясь найти ответы на извечные философские.

1 Владимирова Н. Г. Условность, созидающая мир. — Великий Новгород.: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2001. вопросы — жизнь и смерть, человек и Бог, человек и окружающий мирлитература философизируется, преследуя при этом свои цели — образное исследование внутреннего мира человека, создание психологического рисунка личности, изучение «линия раздела» между добром и злом.

Литература

20-го века представляет собой синергетическую мозаику, отражающую все разнообразие литературных способов и приемов изображения кризиса человеческой души. Охватить все художественные миры невозможно — поэтому мы обращаемся к наиболее крупным английским писателям, признанным классикам британской литературы 20-го века, которые демонстрируют типологическую значимость психологических моделей самоубийства. Актуальность нашего исследования заключается именно в системном подходе к исследованию проблемы самоубийства, типологизации художественных моделей суицида.

По справедливому замечанию И. Паперно «. культура превратила самоубийство в своего рода лабораторию смыслообразования — лабораторию для разрешения фундаментальных вопросов: свобода воли, бессмертие, соотношение души и тела, взаимодействия человека и Бога, индивида и общества, отношение субъекта и объекта.».

Проблема самоубийства в произведениях таких английских писателей как В. Вульф, Р. Олдингтон, Г. Грин, Э. Берджесс, Д. Фаулз, и У. Голдинг имеет большое исследовательское значение, что объясняет актуальность выбранной нами темы исследования.

Актуальность данной работы обусловлена не только выбором объекта исследования (проблема самоубийства и ее роль в поэтике художественного произведения), но и выбором предмета изучения — романов писателей Великобритании 20-го века.

В качестве объекта диссертационного исследования проблема самоубийства и ее роль в поэтике художественного произведения была выбрана нами не случайно. В произведениях английских писателей 20-го века.

2 Паперно И. Самоубийство как культурный институт. — М.: Новое литературное обозрение, 1999.4″ ' 4 представлено всё многообразие художественной интерпретации темы самоубийства. Широкий диапазон «самоубийственных» мотивов отражает всю значимость проблемы аутогрессивного поведения человека, которая стала предметом исследования не только психологов и философов, но писателей, попытавшихся художественно обосновать причины самоуничтожения личности, используя при этом целый ряд художественных кодов и образов, обращаясь к трудам таких великих психологов как К. Г. Юнг, З. Фрейдосновоположникам многих философских и религиозных систем — Б. Паскалю, А. Камю, Ж.-П.Сартру, С.Кьеркегору.

Сложность обзора критической литературы о творчестве исследуемых авторов состоит не только в ее большом количестве, но и в отсутствии специализированных работ, построенных на целостном и целевом подходе к изучению проблемы самоубийства в романах английских писателей.

Отечественные и зарубежные исследователи, в основном, обращались к художественному своеобразию романов. В зарубежном литературоведении проблемы общей поэтики произведений английских авторов представлены, в основном, в ряде монографий3, в статьях и рецензиях4, посвященных изучаемым романам. В России в конце 20-го века были опубликованы две монографии — «Самоубийство как культурный институт» Ирины Паперно5, и «Писатель и самоубийство» Григория Чхартишвили6. В первой работе феномен суицида исследуется на материале русской литературы, а во второй представлен культурологический подход к проблеме самоубийства. Таким образом, актуальность данной работы обуславливается отсутствием.

3 Adamson J. Graham Green: The Dangerous Edge. London, 1990., Acheson J. Modern novelists: John Fowles. -London: Macmillan Press LTD, 1998., Rackham J. John Fowles: The Existential Labyrinth. // Critique: Studies in Modern Fiction, 13, 3, 1972., Salvatore A.T. Greene and Kierkegaard/ The Discourse of Belief. — London: Univ. of Alabama press, 1988., Sharrok, Saints, Sinners and Comedians: the Novels of Graham Greeene. — Notre Dame press, 1984.

4 Graham Greene Some critical considerations/Ed. By R.O. Evans. — Lexington: Univers. Of kentucky press, 1963. -XVIII., Graham Greene: A Revaluation: New Essays/Ed. By J. Meyers. — New York: St. Martin’s Press: London: Macmillan, 1990. -XII., Mesnet M. B. Graham Green and the heart of the matter: An essay. — London: 1954., McGreevy Th. Richard Aldington, an Englishman. — L., 1931.

5 Паперно И. Самоубийство как культурный институт. — М.: Новое литературное обозрение, 1999.

6 Чхартишвили Г. Писатель и самоубийство. — М., 2001. концептуального, системного подхода к исследованию проблемы самоубийства в английской литературе.

Понятие суицида, воплощаясь в художественных кодах и образах, иллюстрирует процесс эстетизации жизненного пространства героя, и в таком случае, самоубийство оказывается результатом конфликта внутри одной человеческой души. Таким образом, выбранная нами тема представляется актуальной как с точки зрения предмета исследования, так и с позиции выбранного аспекта изучения.

Целью диссертационного исследования явилось изучение концепта самоубийства в английской литературе 20-го века, с тем, чтобы более полно раскрыть идейно-эстетический смысл этого явления и выявить своеобразие художественных принципов организации «самоубийственного» сюжета в произведениях английских авторов.

Эта цель определила следующие задачи: рассмотреть религиозно-философский аспект проблемы самоубийства и его влияние на английскую литературу 20-го века, в связи с очевидной тенденцией к ее философизацииипровести литературоведческий анализ произведений с целью изучения особенностей художественной интерпретации темы самоубийства в текстах исследуемых романоввыделить наиболее распространенные «самоубийственные конфликты» и классифицировать их.

Для решения названных задач был использован сравнительно-исторический литературный метод анализа и контент-анализ, который предполагает комплексное рассмотрение художественного произведения на разных уровнях идейно-эстетической системы.

Объектом исследования является проблема самоубийства и его роль в поэтике художественного произведения.

Предметом исследования служит проза наиболее характерных с точки зрения избранной исследовательской задачи английских писателей 20-го века (В.Вульф, Р. Олдингтон, Г. Грин, Э. Берджесс, Д. Фаулз, У. Голдинг).

Научная новизна работы заключается в том, что в данной диссертации впервые в отечественном литературоведении, посвященном зарубежной литературе, делается попытка осмыслить творчество английский писателей 20-го века с точки зрения изображения в их произведениях проблемы самоубийства. Обращение к теме суицида в романах английских авторов объясняется ее малой изученностью. Романы рассматриваются с учетом идейно-художественной эволюции писателей, проходившей под знаком углубления философских тенденций с одной стороны, и расширения границ и возможностей художественных способов изображения — с другой.

Научно-значимыми результатами работы можно считать обобщение выявленных разновидностей изображения самоубийства также анализ отечественных исследований по теме, проведенный с учетом наиболее художественно значимых и типологически характерных проявлений творчества писателей Великобритании.

В научно-практическом плане результаты работы предоставляют возможность использования материалов диссертации в вузовской учебной практике: при проведении семинаров и практических занятий по истории зарубежной литературы, при разработке учебных пособий, а также для дальнейшего изучения творчества В. Вульф, Р. Олдингтона, Г. Грина, Э. Берджесса, Д. Фаулза, У.Голдинга.

Апробация работы. Основные положения диссертации излагались в докладах на межвузовской научной конференциях в РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург, 2003), на научных конференциях преподавателей аспирантов и соискателей НовГУ по итогам научно-исследовательской работы (Великий Новгород, 2002, 2003, 2004). Основное содержание работ отражено в следующих публикациях:

1. Самоубийство: постановка проблемы и история вопроса (культурологический аспект) //Ученые записки института непрерывного педагогического образования, выпуск 4, книга 2. -Великий Новгород, 2002. — С. 217−220.

2. Самоубийство: литературно-философский аспект //Сборник тезисов докладов научной конференции «Единство и национальное своеобразие в мировом литературном процессе», вып. № 7, Герценовские чтения, СПб., 2003. — С. 39−40.

3. Проблема самоубийства в романе У. Голдинга «Ритуалы плавания» // Сборник тезисов X научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов НовГУ. — Великий Новгород, 2003. — С. 33−34.

4. Аспекты проблемы жизни и смерти в философском очерке Д. Фаулза «Аристос» //Ученые записки института непрерывного педагогического образования, выпуск 5, книга 2. — Великий Новгород, 2003. — С. 41−43.

5. Проблема самоубийства в романе В. Вульф «Миссис Дэллоуэй» // Вестник НовГУ.: Гуманитарные науки: история, литературоведение, языкознание. 2003. № 25 с. 46−50.

Поставленные цели и задачи определили структуру данной работы. Она состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии. Библиографический список насчитывает 232 наименования работ, в числе которых 169 трудов отечественных, и 63 зарубежных авторов.

Во введении обосновывается выбор темы диссертации, дается аргументация актуальности и научной новизны работы, определяются цель и задачи исследования. Приводится краткий аналитический обзор критических работ по исследованию творчества Д. Фаулза, У. Голдинга, В. Вульф, Р. Олдингтона, Г. Грина, Э.Берджесса.

В первой главе самоубийство рассматривается как одна из самых значимых литературно-философских проблем 20-го века. Феномен суицида анализируется с мультидисциплинарных позиций: с точки зрения накопленных философских знаний, идеологических учений и литературоведческой науки. Проводится краткий литературоведческий обзор исследуемых произведений.

Во второй главе проводится анализ произведений В. Вульф и Р.Олдингтона. Обосновывается художественная интерпретация темы самоубийства героев, представителей так называемого «потерянного поколения».

В третьей главе предпринят анализ художественного своеобразия изображения конфликта между молодым человеком и обществом, его дальнейшей трансформации в суицидальный мотив, (по романам Г. Грина «Брайтонский леденец», и роману Э. Берджесса «Заводной апельсин»). Во второй части главы рассматривается художественно-поэтическое своеобразие религиозно-нравственной интерпретации темы самоубийства в романах Г. Грина «Сила и слава», «Суть дела» и «Конец любовной связи».

В четвертой главе концепт самоубийства рассматривается как результат экзистенциального выбора и самопознания в произведениях Джона Фаулза и Уильяма Голдинга.

В заключении представлены выводы и результаты исследования, показана перспектива дальнейшего изучения проблемы самоубийства в английской литературе 20-го века.

Общий объем диссертации составляет 216 страниц.

Выводы по четвертой главе.

В романах Д. Фаулза и У. Голдинга герои постоянно находятся в состоянии раздвоенности сознания, экзистенциального тупика, выходом из которого видится лишь самоубийство, которое рассматривается как следствие особого откровения. Мучительный процесс самопознание и внутреннего самопонимания часто оформляет внешние поведенческие модели героев «Мага», «Шпиля» и «Ритуалов плавания». В целях проверки своих этических концепций Фаулз и Голдинг ставят своих героев в «предельные», «пограничные» состояния, в которых почти невозможна поза, рисовка, в которых человек вынужден думать об оправдании перед собой собственного бытия. Таким образом, авторы эстетизируют душевное устройство персонажей, а самоубийство оказывается результатом конфликта одной человеческой души, потерявшей внутренние и внешние ориентиры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

Изучение прозы английских писателей 20-го века В. Вульф, Р. Олдингтона, Г. Грина, Э. Берджесса, У. Голдинга, Д. Фаулза позволяет нам сделать вывод о том, что проблема самоубийства занимает в их творчестве значительную роль. Преломляясь сквозь философско-религиозный пласт художественных текстов, она помещается едва ли не в центр повествования многих романов, обнажая такие проблемы как поиски смысла жизни, преодоление абсурдности бытия, самопознание человека.

Героям романов Олдингтона и Вульф мир представляется недостойным, зараженным всеми возможными грехами. При всей философизированности и исторической пафосности романов «Смерть героя» и «Миссис Дэллоуэй» главный конфликт этих произведений можно сформулировать как противоборство, столкновение естественных, органичных побуждений живой, тонко чувствующей человеческой души и общественных установок как таковых. В основе этого конфликта лежит нежелание героя принимать искусственно созданную человеком фальшивую систему представлений о долге перед Родиной, которая, как правило, выражается в воинской обязанности «честных граждан». В соответствии с законами своей поэтики и художественного мастерства Р. Олдингтона и В. Вульф прямо обличают тех, кто повинен в самоубийстве их героев, которые выдержали ужасы окопной войны, но не перенесли крушения веры: веры в человеческие взаимоотношения, дружбу, любовь — во все, что было свято для них на Земле.

Р.Олдингтон и В. Вульф подвергли резкой критике Англию предвоенных и военных лет, показав безумие и преступность войны. Утрата иллюзий, страстность протеста против лицемерия и лжи, боль за бессмысленно погибших, ненависть к виновникам их страданий, сочетание сатиры и лиризма, натуралистических деталей и высокой патетики сделали эти произведения особенно значимыми для понимания всего литературного наследия Великобритании 20-го века.

Внутренний конфликт, сопряженный с конфликтом социальным становится причиной самоубийства героев романа Г. Грина «Брайтонский леденец», и романа Э. Берджесса «Заводной апельсин». Предводитель гангстерской группировки Пинки и малолетний преступник Алекс — этих двух героев объединяет одинаково аутогрессивное поведение и негативное восприятие окружающей действительности, что, в конечном итоге, приводит их к самоубийству.

Момент нравственного падения героев Грина и Берджесса представляется апофеозом нравственно-религиозной баталии, происходящей в душах героев. Как правило «падение» у Грина — это демоническое нисхождение и одновременно попытка обрести веру в, казалось бы, безбожной вселенной. Берджесс же, исходя из манихейского по своей сути представления о раздвоенности человеческой природы, изображает мир в борьбе уродливого и прекрасного, чувственного и духовного, света и тьмы, добра и зала, концентрированным выражением которого является столкновение двух «я» в душе главного героя его романа. Как Г. Грин, так и Э. Берджесс отказываются от упрощенной схемы построения конфликта и характеров, обнаруживая поливалентность как душевной субстанции человека, так и многогранную сложность мирового устройства.

Справедливо будет отметить, что поиск контрастов, колебание между двумя полюсами, трагизм, сочетающийся с иронией, выбор героя-аутсайдера, заброшенного в чуждый и враждебный ему мир, а также тоска по абсолютному, поиск идеального содержания человеческого бытия являются константными чертами творчества Г. Грина.

Философские и культурологические теории К. Г. Юнга, Б. Паскаля, А. Камю, Ж. П. Сартра, С. Кьеркегора не только во многом формировали мировоззрение писателей, но и давали им непосредственные схемы для построения образов, характеров, сюжетов. Близость Г. Грина к католицизму во многом обусловила путь его идейных поисков. Его внимание сосредотачивается на личностном плане с приоритетным изображении психологии человека, способного пойти на саморазрушение в силу каких-либо жизненных установок и противоречий. В романах Грина «Суть дела» и «Конец связи» преобладает минорно-пессимистическое звучание. Трагичность главных героев, покончивших жизнь самоубийством, обуславливает своеобразие структуры романов Грина. Своеобразием отличается и развитие авторских образов. Писатель не даёт в романе предыстории своих героев, они появляются перед читателем уже сложившимися характерами с определенным образом мыслей и кругом интересов. Их развитие подчиняется драматургическому закону: оно идет по линии все более глубокого обострения противоречий, усиления внешней и внутренней борьбы героев, нарастанием драматической напряженности, герои находятся в состоянии постоянной душевной неуспокоенности, непрекращающихся внутренних борений, отражающих несовместимость естественных стремлений человеческой личности и бесчеловечных религиозных догм. Трагизм романов Грина заключается не только в самоубийстве главных героев, но в самой ситуации рокового выбора, перед которым эти герои поставлены. Суть последней заключается в выборе не между добром и злом, что, в известном смысле, тривиально, а между злом и злом. Независимо от своей воли герои вынуждены выбирать из двух нарушений морали одно. Трагический выбор определяется идеалом трагической личности. Отказ от выбора равносилен отказу от идеала. Предательство же идеала равносильно духовному самоубийству. Добровольный уход из жизни не воспринимается как слабость героев, но как жертвенность, выбор по принципу наименьшего зла, предотвращающий самоубийство духовное. В своих романах Грин постоянно пытается найти альтернативу деструктивному началу как в мире, так и самом человеке. Такой моральный ориентир автор находит в человеческом сердце, освященном любовью к людям, соперничающей по силе с проявлениями Божественного милосердия. Из стороннего наблюдателя веры Грин превращается в заинтересованного экспериментатора в области религиозных идей и их преломления в художественной ткани произведения. В центре внимания автора оказались традиционно дискутируемые вопросы католической веры: всеобщность греха и индивидуализм спасения, проклятие и святость, существование в мире зла и теодицея.

Одной из важнейших проблем в творчестве Грина является соотношение Божественного и общечеловеческого в сфере нравственности. Находя точки соприкосновения религии и морали, Грин острейшим образом ставит проблему соотношения нравственного и христианского долга, внося в нее третье измерение — долг человека перед самим собой как гарант сохранения индивидуальности и подлинной свободы воли.

В произведениях Д. Фаулза и У. Голдинга экзистенциальная картина мира представлена ситуацией абсурда, единственным выходом из которой герои видят самоуничтожение. Персонажи Фаулза и Голдинга наделены изначально ценностным сознанием, и, тем не менее, они оказываются не способны ориентироваться в окружающем мире, предугадывать последствия своих поступков, давать достоверную оценку уже совершенным действиям. Бесконечная цепь гибельных страхов, абсурда, непознаваемости инкрустирована в тексте романов. Жизненный конфликт, в котором оказывается герой, как правило, заключается в том, что при наличие субъективных ценностных критериев, невозможно следовать им в жизни. Именно поэтому постоянными спутниками героев Фаулза и Голдинга становятся три состояния — мука, одиночество и отчаяние.

Осмысливая идеи Камю и Сартра, воплощая их в поэтических кодах и образах, мифологизируя многие понятия экзистенциалистов, Фаулз и Голдинг видят решение проблемы самоубийства в постоянном поиске самого себя в этом мирево внутреннем преображении, сотворении человеком самого себя.

В ходе исследования мы пришли к выводу о том, что при всем многообразии художественных миров, представленных в произведениях британских писателей 20-го века, все они обнаруживают типологическую значимость разнообразных моделей самоубийства. В зависимости от мотивов, их можно систематизировать в отдельные группы. Так, в произведениях В. Вульф и Р. Олдингтона самоубийство становиться своеобразной формой протеса против милитаристски настроенных властей, хладнокровно отправляющих тысячи молодых людей на бессмысленную бойню. В романе Г. Грина «Брайтонский леденец» и романе Э. Берджесса «Заводной апельсин» в качестве художественной доминанты суицидальной ситуации героев выступает конфликт молодого человека и общества, представленный на фоне острых социальных и нравственных противоречий. В более поздних романах Грина («Сила и слава», «Суть дела», «Конец одной любовной связи») основным мотивом самоубийства героев становится несоответствие религиозных догм и внутренних нравственных устоев человека. Джон Фаулз и Уильям Голдинг в своих произведениях художественно иллюстрируют экзистенциальную модель самоубийства: отчаявшись привести в соответствие свои высокие нравственны, религиозные идеалы и реалии окружающего мира, испытав глубокий нравственный кризис, герои их романов выбирают добровольную смерть.

Вариативность суицидальных моделей в романах британских писателей 20-го века отражает разнообразие способов их реализации в повествовательной структуре художественного произведения: история самоубийства может быть представлена в форме «суицидального фрагмента» («Миссис Дэллоуэй» В. Вульф) или выполнять сюжетообразующую функцию («Смерть героя» Р. Олдингтона). Чаще всего она выступает в роли своеобразной скрепы, маркера, который актуализирует основную философскую идею произведения и акцентирует внимание читателя на наиболее важных онтологических проблемах, вызывающих острый интерес автора.

Показать весь текст

Список литературы

  1. З.Е. Художественный мир У. Голдинга.: Автореф. дис. на соиск. степени канд. филологии, наук. Нижегородский гос. пед. ин-т. — Нижний Новгород, 1993. — 16 с.
  2. У. Традиция и мечта. Критический обзор английской и американской прозы с20-х гг. до сегодняшнего дня. М.: Прогресс, 1970. — 424с.
  3. О. Опыт о человеке //Новый мир. 1988. № 5. — С.241−245.
  4. О. Копни поглубже человеческую природу//Новый мир, -1984. № 2.- С.242−246.
  5. Г. В. Современный английский роман. Свердловск, 1971. — 214с.
  6. А. Грэм Грин и его роман «Суть дела» / Грин Г. Суть дела. — М., 1961.-с. 286−303.
  7. В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1976. — 543с.
  8. П.Бердяев Н. О самоубийстве. Психологический этюд. М., 1992. — 156с.
  9. М.В. Синтаксис авторской речи в романе Р. Олдингтона «Смерть героя»: Автореф. дис. канд. филол. наук. Львовкий гос. университет им. И. Я. Франко. Львов, 1972. — 20с.
  10. Э. Заводной апельсин. М., 1992. — 384с.
  11. В.П. Искусство и философия. Калининград, 1999. — 703с.
  12. Ю. Художественные направления в искусстве 20-го века. Борьба реализма и модернизма. Киев: Мистецтво, 1986. — 132с.
  13. Н. Королева модернистского романа // Вульф В. Избранное. М., 1996.-с. 6.
  14. В.В. Эстетика романтизма. — М.: Искусство, 1996. — 401с.
  15. С.А. К вопросу о предтечах «novel» в английской прозе последней трети XVII в. // Актуальные вопросы теории и истории зарубежного романа XVII—XX вв.еков. Днепропетровск, 1984. — С. 50−56.
  16. А.И. Полн. собр. произв. В 2 т. -М.:Гилея, 1993, т.2.
  17. Ф. Фрейд. Его личность, учение, школа. Л., 1991. — 254с.
  18. Н.Г. Условность созидающая мир. Великий Новгород.: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2001. — 270с.
  19. И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М., 1989. -250с.
  20. Е. Правда факта и правда вымысла //Новый мир. 1990. № 6. -С.67
  21. У. Шпиль. СПб.: Азбука, 2000. — 269с.
  22. У. Ритуалы плавания. СПб.: Симпозиум, 2000. — 545с.
  23. Д. О герое, который умер, и о писателе, оставшемся жить // Олдингтон Р. Смерть героя. М., 1932. — С.3−12.
  24. В.И., Яновская Г. В. Вирджиния Вульф: лабиринты смысла. — Калининград: Издательство Калининградского гос. университета, 2004. -125с.
  25. Г. Путешествия без карты. -М.: Прогресс, 1989. 456 с.
  26. .Л. Современная католическая философия: человек и история. — М., 1988.- 188с.
  27. .Л. Западная философия культуры 20-го века. — Тверь, 1997. -287с.
  28. В.А. Реализм и художественная условность. — М., Советский писатель, 1974. 279с.
  29. В.Д. Черты романа XX века. М., 1965. — 120с.
  30. Е.С. Сюжет и действительность. Искусство детали. Л., 1981. -432с.
  31. И.А. Функции и структура пространства в романах У. Голдинга // Художественное пространство и время: Сб. ст. / Под ред. Ф. П. Федорова. — Даугавпилс, 1987.-е. 134−147.
  32. Э. Самоубийство. Социологический этюд. Спб., 1978. — 78с.
  33. Д.Г. Английский роман XX в. М.: Наука, 1965. — 126с.
  34. Е.В. Мир приключений: (Англоязычный детектив). М.: Знание, 1991.-63с.
  35. Д.В. Реализм — это сомнение? Киев.: Наукова Думка, 1992. — 276с.
  36. Д.В. Художественные ориентиры 20-го века. М.: Советский писатель, 1988.-413с.
  37. А. Крупным планом: Парадоксы Грэма Грина / Зверев А. Дворец на острие иглы: из художественной прозы XX века. М., 1989. — С. 198 228.
  38. В.В. Глава о Грине // В кн. Ивашева В. В. Английский роман последнего десятилетия (1950−1960). М.: Советскаий писатель, 1962. -С. 98−142.
  39. Ивашева Грэм Грин / В кн.: Ивашева В. Судьбы английских писателей: диалоги вчера и сегодня. М., 1989. — С. 36−84.
  40. В.В. На последнем крае комедии: Грэм Грин / в кн.: Ивашева В. В. Английские диалоги. М., 1971. — С.309−351.
  41. В.В. Новые черты реализма на Западе. М.: Советский писатель, 1986. — С.96−97.
  42. Г. Э. Интеллектуальный герой Ричарда Олдингтона // Ученые записки Московского пед. ин-та им. В. И. Ленина. — 1964. № 18. с.347−365.
  43. Г. Э. Ричард Олдингтон романист: Автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — М., 1964. — 19 с.
  44. А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде. // Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева: Перевод. М.: 1990. — С. 222−318.
  45. И.Ю. Жанровая специфика раннего романа Грэма Грина «Восточный экспресс» / Сюжет и задачи в структуре жанра. -Калининград, 1990. С.75−91.
  46. А. Грэм Грин: «Суть дела"//Кеттл А. Введение в историю английского романа. М., 1996. -- С. 388−394.
  47. П.И. Одаренные безумием: психиатрические эскизы из истории. Киев, 1994. — 233с.
  48. В.А. Интерпретация текста. М.: Просвещение, 1988. — 192с.
  49. С. Страх и трепет. М.: Прогресс, 1987. — 369с.
  50. Т. «Парадоксы» Грэма Грина // Иност. лит. 1959. № 4. — с. 188 196.
  51. Л.С. О некоторых соотношениях фабулы, сюжета и композиции // «Вопросы сюжетостроения». Рига, 1969.
  52. Лейбин «Психоанализ и философия неофрейдизма. М., 1977. — 361с.
  53. А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.:МГУ, 1982. — 479с.
  54. А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1995. — 319с.
  55. Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (18 начала 20 века). — СПб.: Искусство, 1994. — 236с.
  56. А.Д. Католичество. Социальные аспекты догмата. М., 1992. — 340с.
  57. Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. -М., 1986. 267с.
  58. Миллер-Будницкая Р. Исповедь потерянного поколения // Знамя. — 1935. № 3. С.233−234.
  59. А. Предисловие- После прочитанного романа: Послесловие. / Грин Г. Сила и слава. М., 1995. — С. 3−5, 233−234.
  60. М. Опыты. Избранные произведения в 3 т. М.: Голос, 1992, т.1
  61. Д.С. Искусство: направления, течения, стили. Киев, 1985. -363с.
  62. И.С. Философия Канта и современность. М., 1974. — 239с.
  63. А. «Гринландия» осталась без короля//Новое время, -1991. № 15.-С. 42−43.
  64. П. Фантомы: (буржуазный мир в романах Грэма Грина)//Новый мир. 1962. № 6. — С.229−243.
  65. . Мысли. М., 1994. — 528 с.
  66. Платон «Пир». Спб., 1998. — 236с.
  67. Платон «Федр». Нижний Новгород, — 1989. — 365с.
  68. Платон «Государство». М., 1984. — 178с.
  69. В.М. Психология: теория и практика. М.: Форум-Инфра, -1998.-360с.
  70. A.M. Философы 20-го векка. М., 1999. — 487с.
  71. А. Грэм Грин: «Мир глубоко, неузнаваемо изменился."//Лит. газ. 1986, 17 сент. — с. 15.
  72. .П. Экзистенциализм — это гуманизм .//Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева: Перевод. М.: 1990. — С. 319−344.
  73. В. Английский детектив в трех лицах //Английский детектив. Минск, 1984. — с. 3−14.
  74. Ч. Ричард Олдингтон (пер. Ю. Палиевской) // Сноу Ч. Портреты и размышления: Художественная публицистика. Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1985. С.24−36.
  75. В.В. Спиноза и современность. — М., 1964. — 376с.
  76. М.Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения: Проблемы типологии. Киев- Одесса, 1983. — 230с.
  77. B.C. Оправдание добра. Нравственная философия, СПб., 1913.-220с.
  78. Н.М. Ранний период творчества Грэма Грина: (30-е годы)//Черновицкий гос. ун-т. Тезисы докладов (июль). Черновцы, 1966. — с.111 — 115.
  79. Н.М. творческий путь Грина-реалиста: автореферат дисс. канд. филол. наук. Киев: КГУ, 1970. — 23с.
  80. Г. Паскаль и европейская культура. — М.: Республика, 1994.- 494с.
  81. Т.Г. «Морская трилогия» У.Голдинга: традиция и новаторство. — Воронеж, 2000. — 136 с.
  82. Т.Г. Магия цифр в «Морской трилогии» У. Голдинга. 2001
  83. Т.Г. Проблема авторства в «Морской трилогии» У. Голдинга. 2001
  84. Суицидология: прошлое и настоящее М., 2001. — 569с.
  85. Л.Г. Английский антиколониальный роман и послевоенные романы Грэма Грина //Учен. зап. Пермского Ун-та. — С. 310−326.
  86. Л.Г. Эволюция творческого метода Грэма Грина . Автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Донецк: Донецкий гос. ун-т. — 1972. — 21с.
  87. Дж. Роман Э. Берджесса «Заводной апельсин». -М.:Прогресс, 1990. 124с.
  88. Уотт Айэн. Происхождение романа. Пер. О. Ю. Анцыфаровой // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. 2001. № 3. — С. 148−173.
  89. М. Ричард Олдингтон и его первый роман // Олдингтон Р. Смерть героя. М.: Правда, 1961. — 56с.
  90. М. Ричард Олдингтон. М.: Высшая школа, 1968. — 60с.
  91. .А. Поэтика композиции. М.: Искусство, 1970. — 225с.
  92. Д. Волхв. -М: Махаон, 2001. -704с.
  93. Д. Аристос. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 432с.
  94. К. Писатель, искусство, время. М., «Советский писатель», 1956.-420 с.
  95. С.Н. Грэм Грин романист: автореферат дис. канд. филол. наук. — М.: МГУ, 1969. — 18 с.
  96. С.Н. Современный английский роман. Формы раскрытия авторского содержания и повествовательной техники. -Воронеж, 1988.- 182 с.
  97. Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой. М., 1990. — 451с.
  98. Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа. СПб.: Алетейя, 1998. — 298с.
  99. Фрейд 3. Психоанализ и русская мысль. М., 1994. — 369с.
  100. Фрейд 3. «Я» и «ОНО». Тбилиси: Мерани, 1991.- 289с.
  101. Л.Ф. Антиутопия в творчестве Э. Берджесса. — Н. Новгород, 1994.-223с.
  102. Г. К. Вечный человек. — М., 1991. 235с.
  103. Г. Писатель и самоубийство. М., 2001. — 576с.
  104. К.А. Вечно обновляющийся реализм: о творчестве современных зарубежных писателей. Киев: Вища школа, 1984. — 213с.
  105. В. О теории прозы. М., «Советский писатель», 1983. — 126с.
  106. Ф. Критические фрагменты // Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: в 2тт. М., 1983. т.1 — с. 286.
  107. А. Введение в философию. Новые паралипомены. Об интересном: Сборник. М.: Попурри, 2000. — 364с.
  108. Юм Д. О самоубийстве. М., 1996. — 125с.
  109. К.Г. Юнг Аналитическая психология. М., 1998. — 456с.
  110. К.Г. Юнг Архетип и символ. М., 1991. -238с.
  111. К.Г. Юнг Воспоминания, сновидения, размышления. Киев, 1994. -341с.
  112. К.Г. Юнг Душа и миф.-Киев, 1996.-398с.
  113. К.Г. Юнг О психологии восточных религий и философий. М., 1994.-341с.
  114. К.Г. Юнг Проблемы души нашего времени. М., 1993. — 341с.
  115. К.Г. Юнг Психология и поэтическое творчество. М., 1991. — 267с.
  116. К.Г. Юнг Психологические типы. М., 1995. — 459с.
  117. К.Г. Юнг Человек и его символ. М., 1996. — 256с.
  118. М.Г. История психологии. М., 1976. — 456с.
  119. Acheson J. Modern novelists: John Fowles. London: Macmillan Press LTD, 1998. — 113p.
  120. Adamson J. Graham Green: The Dangerous Edge. London, 1990. -216p.
  121. Adventures in English Literature. Classical Edition. — New York: Harcourt Brace Jovanovich, 1979, — 909 p.
  122. Aldington R. Death of a Hero. M., 1985. — 350p.
  123. Babb, Howard S., Three Novels of William Golding. Colombus, Ohio: Ohio State University Press, 1970. — 141 p.
  124. Barnum C. The Fiction of John Fowles: a Myth for Our Time. Greenwood, FL: Penkvill Publ. Co., 1988. 93p.
  125. Biles, Jack. Talk: Conversation with William Golding. New York: Harcourt Brace Jovanovich, 1970. — 169 p.
  126. M. «Visions and Revisions»: John Fowles’s New Version of «The Magus"// Journal of Modern Literature. Vol. 8, No.2, 1980−1. — P.235−246.
  127. Brandt P. Somewhere Else in the Forest. // Twentieth Century Literature, John Fawles Issue, vol. 42, No 1, 1996. — P. 145−164.
  128. Conradi P. John Fowles. London and New York, 1982. — 112p.
  129. Couto, M. Graham Green: On the Frontier. Politics and religion in the Novels of Graham Green. London. 1988. — p.249
  130. Conversation with John Fowles. /Ed. By Dianne L. Vipond. University Press of Mississipi, 1999. -243p.
  131. Crompton Don. A View from the Spire. William Golding’s Later Novels, edited and completed by Julia Briggs. Oxford: Blackwell, 1985. -211 p.
  132. Daiches D. A Critical History of English Literature.: Vol. l-2./Sec.ed. -New York, 1970. 1186p.
  133. Dick B.F. William Golding. New York: Twayne Publishers, 1967. -156 p.
  134. Foster E.M. Aspects of the Novel. L., 1949.
  135. Frye N. The Four Forms of Fiction // Hudson Review. Vol. II. 1950.
  136. Fullbrook K. Women: Ethics and Aaesthetics in Twentieth-century Women’s Fiction. L., 1990. p.81−112
  137. Golding W. To the Ends of the Earth: A Sea Trilogy. London: Faber and Faber, 2000. — 753 p.
  138. Greene G. The Brighton rock. Harmondtsworth: Penguin books, 1980.-246p.
  139. Greene G. The Power and the Glory. London: Heineman, 1940. — 280 P
  140. Greene G. The Heart of the Matter. London: Heineman, 1948. — 297 P
  141. Greene G. The End of the Affair. London: Heineman, 1951. — 237 p.
  142. Habachi R. Le Sens de la Pitie d’apres le «Fond du Probleme» de Graham Greene. Beyrouth: Les Cahiers d' aujourd’hui, 1956/ - Vol. 2, P. 81−114.
  143. Hynes S. William Golding, Columbia Essays on Modern Writers, №. 2. New York and London: Columbia University Press, 1964.
  144. Johnston A. Of Earth and Darkness: The Novels of William Golding: Columbia, Mo. and London: University of Missouri Press, 1980. 312 p.
  145. Kinkead-Weeks, Mark & Gregor, Ian. William Golding: A Critical Study. London, Boston: Faber & Faber, 1984. — 292 p.
  146. Kelly R.M. Graham Greene. New York: Ungar press, 1985. — 195p.
  147. Kelly R.M. Graham Greene: a Study of the Short fiction. N.Y.: Twayne, 1992.- 164p.
  148. Kennard J.E. Anthony Burgess: Double version// Numbers and nigtmares. Forms and Fantasies in the Contemporary Fiction. Archon, 1975. — 178p.
  149. Klagsburn F. Too Young to Die. Youth and Suicide. Boston, 1976.
  150. Kunkel F.L. The Labirinthine Ways of Graham Greene. New York: 1987.- 102 p.
  151. Lamba B.R. Graham Greene. Paris, His Mind and Art. — New York: Art books, 1987.- 102p.
  152. Laughlin R. Faces of Power in the novels of John Fowles//Critique: Studies in Modern Fiction. Vol. 13, No. 3, 1972. — P. 71−88.
  153. Lorenz P. Heraclitus Against the Barbarians: John Fowles’s «The Magus». //Twentieth Century Literature John Fowles Issue. Vol. 42, No. l 1996.-402 p.
  154. LeBouille L. John Fowles: Looking for Guidelines. // Journal of Modern Literature. Vol. 8, No. 2, 1980- 1. P. 202−210.
  155. Mauriac F. Graham Green. A collection of critical essays.- Oxford: 1979, 231 p.
  156. McGreevy Th. Richard Aldington, an Englishman. L., 1931. — 80 p.
  157. McSweeney K. Four Contemporary Novelists: Angus Wilson, Brian Moore, John Fowels, V.S. Naipaul. McQueen’s Univ. Press, London, 1983, -245p.
  158. Medcalf S. William Golding. Harlow (Essex), Longman group. 1975. -43 p.
  159. Mesnet M. B. Graham Green and the heart of the matter: An essay. -London: 1954, 115 p.
  160. Modern Criticism and Theory. Ed. David Lodge. London, New York: Longman, 1990. — 680p.
  161. Nadeau R. Fowles and Phisics: A Study of «The Magus»: a Revised version// Journal of Modern Literature. Vol. 8, No. 2, 1980 — 1. p.261−274.
  162. Oldsey, Bernard and Weintraub, Stanley, The Art of William Golding, -Bloomington, Indiana and London: Indiana University Press, 1965. 271 p.
  163. O.Love Jean. Worlds in Consciousness: Mythopoetic Thought in the Novels of Virginia Woolf. L.A., L., 1970.
  164. Onega S. Self, World and Art in the Fiction of John Fowles.// Twentieth Century Literature, John Fowles Issue. Vol. 42, No. l, 1996. — p.29−56.
  165. Olshen B. John Fowles. New York: Ungar, 1978.
  166. Page N. William Golding: Novels 1954−67: A Selection of Literary Criticism, Casebook Series. Houndmills etc.: Macmillan, 1985. — 314 p.
  167. Palmer W. The Fiction of John Fowles: Tradition, Art, and the Loneliness of Sekfhood, Literary Frontiers Editions, Columbia: Univ. of Missouri press, 1974. — 117p.
  168. A. «Brighton Rock»: (Graham Greene). Oxford: Blackwell, 1969.- 107p.
  169. Rackham J. John Fowles: The Existential Labyrinth. // Critique: Studies in Modern Fiction, 13, 3, 1972.
  170. Salvatore A.T. Greene and Kierkegaard/ The Discourse of Belief. -London: Univ. of Alabama press, 1988. 121p.
  171. Sharrok, Saints, Sinners and Comedians: the Novels of Graham Greeene.- Notre Dame press, 1984. 298p.
  172. Schpengler O. Decline of the West / Transl. Alkinson. L., 1928, vol. 1.
  173. Smith G. The Achievement of Graham Greene. Brighton, Sussex: Harvester press: Totowa, Noble books, 1986. — 228p.
  174. Snow Ch.P. Richard Aldington (An appreciation). L.: Heinemann, 1938.- 26 p.
  175. Sofinskaya S. The English short story in the 1960s-1970-s/20 Century English Literature. Progress Publishers, Moscow. — 1982. — p.397−399.
  176. Spurling J. Graham Greene. London: Methuen, 1983. — 80p.
  177. Strhle Klemner S. «The counterpoles of John Fowles’s «Daniel Martin» // Critique: Studies in Modern Fiction, No. 21, 1980. p.59−71.
  178. Takey de Silva N. Virginia Woolf the Critic // Takey de Silva N. Modernism and Virginia Woolf. Windsor. England, 1990. p. 163−194.
  179. Thomas B. An Underground Fate: The Idiom of Romance in the Later Novels of Graham Greene. Athens: Univ. of Georgia press, 1988. — XIX, 232p.
  180. Woolf V. Mrs Dalloway. Vintage, 1992. p. l
  181. Wolf P. John Fowles, the Magus and Moralist. Lewsberg, Pa: Bucknell University Press, 1976. London: Associated University Press, 1976.
  182. Wolfe P. Graham Greene: The Entertainer. Carbondale: 1972. — IX, 181p.
Заполнить форму текущей работой