Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Инновационная деятельность предприятия в условиях перехода к рынку

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследуемой проблемы. Реформирование российской экономики объективно обусловливает необходимость теоретического обоснования важнейших аспектов воспроизводства, в том числе — инновационной деятельности. Уже к концу восьмидесятых годов резко снизился технический уровень отечественной продукции, уменьшилось количество рационализаторских предложений и изобретений. Так, доля разработок… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ
    • 1. 1. Инновационный процесс: понятие, классификации, жизненный V цикл
    • 1. 2. Особенности государственной инновационной политики на V современном этапе
  • Глава 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА НА ПРЕДПРИЯТИИ
    • 2. 1. Инновацибнная политика предприятия
    • 2. 2. Оценка эффективности инновационных проектов
  • Глава 3. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА ОТКРЫТОГО ТИПА «УЛЬЯНОВСКИЙ ЗАВОД ТЯЖЁЛЫХ СТАНКОВ»
    • 3. 1. Анализ и оценка эффективности инновационной деятельности
    • 3. 2. Экспертиза инновационных проектов

Инновационная деятельность предприятия в условиях перехода к рынку (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследуемой проблемы. Реформирование российской экономики объективно обусловливает необходимость теоретического обоснования важнейших аспектов воспроизводства, в том числе — инновационной деятельности. Уже к концу восьмидесятых годов резко снизился технический уровень отечественной продукции, уменьшилось количество рационализаторских предложений и изобретений. Так, доля разработок, превышающих мировой уровень, уменьшилась в 2,2 раза, а соответствующих этому уровню — в 1,5 разаудельный вес разработок, содержащих изобретения, не превышал 40%- общее количество последних уменьшилось в 1,8 раза, а используемой их части — в 1,3 раза. В настоящее время инновационный процесс еще более замедлился [1.56, с.49],.

Конечно, в условиях кризиса и спада производства, инфляции и растущей неопределенности спрос на нововведения объективно снижается. Однако снижение инновационной активности обусловлено и недостаточно эффективной инновационной политикой на всех уровнях хозяйствования. Нельзя не отметить, что в последнее время в этом отношении наметились некоторые позитивные изменения: впервые Правительством РФ предусмотрено, начиная с 1997 г., отдельно от финансирования текущих нужд, финансирование Бюджета развитияразработана Среднесрочная Программа развития народного хозяйства России на 1997;2000 гг., в которой значительное место отводится инновационной деятельности. Однако, и в этой программе по-прежнему остаются недостаточно обоснованными важнейшие направления инновационной политики. Расплывчатость целей, критериев развития вообще, и инновационной политики в частности, неопределённость требований внешней среды привели к резкому снижению инновационной активности предприятий. Даже на процветающих фирмах налицо отсутствие долговременной инновационной стратегии, «проедание» доходов.

Таким образом, существует острая необходимость решения теоретических и практических проблем регулирования и стимулирования инновационной деятельности на всех иерархических уровнях.

Цель и задачи исследования

В последние годы возрос интерес исследователей к проблемам управления инновационным процессом, практические работники настойчиво ищут пути их решения. Постоянно появляются новые научные работы в этой области [см., например, 1.21,1.38,1.70,1.91]. Однако, многие вопросы в этой области до последнего времени остаются недостаточно разработанными, некоторые из них решаются даже хуже, чей h недалёком прошлом. Это предопределило выбор целей и задач исследования.

Главной целью исследования является обоснование методологических и методических вопросов разработки инновационной политики фирмы в условиях рынка и перехода к нему, а также практических рекомендаций по еб совершенствованию. Для достижения поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи:

— уточняется понятие «инновация*1, анализируются классификации инноваций;

— проводится анализ особенностей развития инновационного процесса;

— уточняются роль, место, формы, методы государственного регулирования инновационной деятельности;

— обосновываются важнейшие направления государственной инновационной политики России;

— уточняются функции планирования инновационного развития предприятия в новых условиях.

Предмет исследования. Предметом диссертационного исследования является инновационная деятельность предприятия, его инновационная политика.

Объект исследования. Объектом исследования выступают промышлеяшсе предприятия.

Методологические и теоретические основы исследования. Методологической и теоретической базой исследования является современная теория экономики, организации и управления производством, диалектический метод познания экономических процессов и явлений и системный анализ. Применялись методы общенаучные и конкретные, в том числе экономико-статистические, экономико-математические.

При решении задач исследования использованы работы как российских ученых, прежде всего, JI. Бляхмана, С. Глазьева, М. Ионова, Н. Кондратьева, В. Малова, Ю. Яковца и др., так и зарубежных (И. Перлаки, Б. Санто, Б. Твисса, Й. Шумпетера и др.), специальная экономическая литература, статистические данные по научно-техническому развитию России и зарубежных стран. Кроме того, использовалась плановая, отчётная, учётная информация ряда промышленных предприятий.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

• разработана расширенная классификация инноваций по их структурной характеристике с выделением: инноваций продукциитехнологических инновацийпроизводственных инновацийэкономических инновацийинноваций в области управления, информационных инновацийторгово-сбытовых инновацийсоциальных инноваций.

• Обоснована система критериев при разработке инновационной полигики: на макроуровне — максимум благосостояния членов обществана уровне фирмы — максимум чистой прибыли на рубль затрат (инвестиций) в долгосрочной перспективе;

• Доказано, что в условиях экономического кризиса в России при переходе к рынку в инновационной политике предприятия приоритетная роль принадлежит диверсификации производства, согласованию этой политики с валютной во внешнеэкономической деятельности;

• Обоснован ряд положений, связанных с формированием Государственной инновационной политики России в современных условиях: формирование системы приоритетов, направления бюджетной поддержки, субсидирование малого бизнеса, налоговые и кредитные льготы. Практическая значимость и апробация результатов исследования. Практическая значимость исследования состоит в том, что использование его результатов будет способствовать формированию и реализации более эффективной инновационной стратегии предприятия, а также государственной инновационной политики России в целом.

Автором велась работа по практическому применению основных результатов исследования на различных предприятиях. Предложения автора неоднократно рассматривались на заседаниях технического совета акционерного общества открытого типа «Ульяновский завод тяжёлых и уникальных станков». Внедрена и используется в практической деятельности предприятия предложенная автором система планирования инноваций, включающая разработку плана инновационного развития, формирование портфеля проектов инновационного комплекса, реконструкцию организационной структуры управления с усилением маркетинговых служб и т. д.

Уточнены следующие направления инновационной стратегии АО «УЗТС» :

— при выборе инновационной стратегии в качестве целевой функции использовать максимум чистой прибыли на рубль затрат (инвестиций) в долговременной перспективе;

— в связи с низким платежеспособным спросом на профильную продукцию АО «УЗТС», проводить диверсификацию производства: освоение новых видов продукции, выбор из них наиболее перспективных в соответствии с обозначенным критерием;

— учитывая установление «валютного коридора», необходимо отказаться в экспорте от выпуска новых станков, направив средства на доработку и модернизацию существующих («second hand»).

Основные положения и материалы диссертационного исследования обсуждались на семи различных конференциях и семинарах, в частности, на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы экономической стабилизащи в регионе» (г. Пенза, 1996 г.), на Межвузовской научно-теоретической конференции «Современные проблемы переходной экономики» (г. Ульяновск, 1996 г.) и др.

Основное содержание работы отражено в восьми научных работах.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы, включающего 119 наименований. Работа изложена на 140 страницах машинописного текста, содержит 16 таблиц, 4 рисунка, приложение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате выполнения настоящего исследования обоснованы следующие теоретические выводы:

1. В условиях переходного к рынку периода инновационной деятельности предприятий присущи определённые особенности, которыми предопределяется необходимость новых подходов в обосновании и реализации инновационной политики. Основными из них являются:

1.1. В качестве критерия эффективности инновационной политики предприятия следует использовать максимум чистой прибыли на рубль затрат (инвестиций) в долговременной перспективе.

1.2. В механизме управления инновационным процессом ведущая роль по-прежнему должна принадлежать планированию, которое, однако, в условиях перехода к рынку претерпевает коренные изменения.

1.3. При формировании портфеля проектов инновационного комплекса в современных условиях наиболее предпочтительными становятся проекты, нацеленные на модернизацию, улучшение продукции, а не на создание принципиально новых её видов, то есть приоритетными становятся не базисные, а улучшающие инновации.

1.4. На начальном этапе реформирования экономики России необходимо активизировать процесс диверсификации производства: освоение новых, обеспечивающих платежеспособный спрос, видов продукции, и выбор из них наиболее перспективных в соответствии с вышеобозначенным критерием.

1.5. Экспортная полигика предприятия в условиях действия «валютного коридора» во многих случаях должна быть ориентирована на удущцение, модернизацию продукции.

1.6. Анализ различных (отечественных и зарубежных) методик, используемых предприятиями для оценки и отбора инновационных проектов, показал следующее:

Методики, базирующиеся на использовании финансово-экономической оценки, включают, как правило, набор показателей, методов, критериев, традиционный для принятия решений относительно любого инновационного проекта. В современных условиях наиболее целесообразным представляется применение таких финансово-экономических критериев, как чистый дисконтированный доход, индекс доходности, внутренняя норма доходности и др., разработанных в Методических рекомендациях по оценке эффективности инновационных проектов и их отбору для финансирования 1994 года. Несомненным достоинством этих критериев является возможность приведения в сопоставимый вид разновременных потоков затрат и результатов. Использование таких критериев позволяет предприятию учитывать степень достижения своей стратегической цели — достижение максимума прибыли в долгосрочной перспективе.

Однако, к показателям доходов и затрат в рамках проекта, играющим решающую роль в нормативных моделях, не всегда можно свести все условия и факторы, которые характеризуют исходные параметры и параметры его реализации, подлежащие оценке при обосновании принимаемого решения о начале и продолжении проекта. Это связано с действием целого ряда стратегических факторов, т. е. факторов, слабо формализуемых сегодня, но могущих существенно повлиять на уровень доходов и затрат в будущем — соответствие нормативным требованиям и стратегии предприятия, степень обеспеченности ресурсами, наличие факторов успеха и т. д. Такие стратегические факторы и условия должны обязательно учитываться в ходе оценки проект", для чего практикой выработано достаточное количество многофакторных моделей.

2. На инновационную политику предприятия решающее влияние может и должна оказывать государственная инновационная политика, в целях совершенствования которой автором обоснованы следующие положения:

2.1. Система управления экономикой в условиях перехода к рынку должна быть основана на сочетании плановых и рыночных регуляторов.

Важнейшими элементами государственной инновационной политики являются:

— постановка целей инновационного развития;

— разработка приоритетов инновационной политики государства;

— выбор методов реализации приоритетов.

Стратегической целью государственной инновационной политики, как и целью развития в целом общества переходного периода, должно служить достижение максимума благосостояния всех его членов, создание благоприятных условий для всестороннего развития личности. 2.3. Приоритеты государственной инновационной политики должны:

— обеспечивать максимальную отдачу инвестиций в единицу времени;

— содействовать значительному росту конкурентоспособности производств национальной экономики;

— способствовать сокращению длительности инновационного цикла.

При выборе методов реализации приоритетов необходимо учитывать, что в условиях переходного периода административные (прямые) методы государственной инновационной политики приобретают особо важное значение. Важнейшими же косвенными методами, по нашему мнению, является поддержка малого бизнеса, налоговые и кредитные льготы.

3. Результаты апробации, внедрения основных положений, исследования позволили обосновать следующие {фактические рекомендации:

3.1. Использование результатов исследования позволит формировать более эффективную реализацию инновационной стратегии предприятия, для чего целесообразно:

3.1.1. Применение в качестве критерия эффективности инновационной политики предприятия максимума чистой прибыли на рубль затрат (инвестиций) в долговременной перспективе.

3.1.2. Внедрение и использование предложенной автором системы планирования инноваций.

3.1.3. Ускорить процесс диверсификации производства на предприятиях, на основную продукцию которых имеет место падение платежеспособного спроса.

3.1.4. В экспортной деятельности предприятий, на которых установление «валютного коридора» привело к его убыточности, ориентироваться преимущественно на улучшающие, а не базисные технологии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Перспектива экономики России на исходе 20-го ве-каЮкономист, 1996.-№ 12. -С.3−10.
  2. ., Гурков И. Адаптация промышленных предприятий к рыночным условиям/УВопросы экономики. 1996.- № 11.- С.145−152.
  3. Р. Экономика обновления парка оборудования в машиностроении. М.: Машиностроение, 1987. — 183 с.
  4. Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985. — 327 с.
  5. Антикризисное управление от банкротства — к финансовому оздоровлению/Под ред. Г. Иванова. — М.- Закон и право, ЮНИТИ, 1995. -320с.
  6. А. Наука -Техника -Экономика. М.: Экономика, 1989.- 383 с.
  7. С. Убыточное производство в российской промыш-ленносги/ТВопросы экономики. -1996. № 11. — С. 153−159.
  8. Т., Лившиц В. Оценка эффективности инноваций: «старые» и «новые» проблемыЮкономика и математические методы. 1992. — т.28. — вып.1. — С.48−60.
  9. Бим А. Экономическая политика в условиях кризиса государственности и неопределённости реформаторских страте-гийУ/Вопросы экономики. -1993. № 9. — С.42−57.
  10. Благова 3. Предпринимательство в российской экономике. -Санкт-Петербург: Университет экономики и финансов, 1995. -102 с.
  11. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Академия народного хозяйства, 1994. — 687 с.
  12. Л. Экономика НТП. М.: Высшая школа, 1979. — 272 с.
  13. Л. Экономика, организация управления и планирование НТП. М.: Высшая школа, 1991. — 286 с.
  14. Вишняков Я, Гебхардт П., Кирсанов К. Инновационный менедж-мент//Российский экономический журнал. -1993. № 2. — С.72−79.
  15. . Ускоряя НТП. -М.: Профиздат, 1988. 270 с.
  16. Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии .- М.: Экономика, 1989. -166 с.
  17. Л. НТП и экономика развитого социализма. Очерки политической экономии. М: Наука, 1974. — 431 с.
  18. Гаузер Н.&bdquo- Иванов Н. Инновационная стратегия разви-тия//Проблемы теории и практики управления. 1994. — № 1. -С.71−77.
  19. И. Менеджмент /Учебник. -М.: Банки и биржи, 1995. -478с.
  20. С. Как добиться экономического роста?//Российский экономический журнал. 1996. — № 5. — С.3−20.
  21. С. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 1993. — 310 с.
  22. С. Экономическая теория технического развития. М.: Наука, 1990.-230 с.
  23. С., Кузнецов Е. Методологические основы выбора приоритетных направлений НТП//Экономика и математические методы-1991. т.27. — вып.5. — С.822−832.
  24. Е., Голубкова Е., Секерин В. Маркетинг: выбор лучшего решения.- М.: Экономика, 1993. 224 с.
  25. Гурова И, Иванов Н. Экономический рост: теориц и мировая практика//Экономист. -1996. № 6. — С.91−96.
  26. С. Финансирование -ключевая проблема управления НИОКР в переходный период//Проблемы теории и практики управления. 1993. — № 3. — С.119−123.
  27. И. Финансирование российской науки: новые формы и механизмы//Вопросы экономики. 1996. — № 10. — С.78−88.
  28. А. Анализ эффективности научно-технических мероприятий. М.: Финансы и статистика" 1991. -109 с.
  29. Э., Линдсей Д. Микроэкономика .-Санкт-Петербург, Оркестр, 1994. 447 с.
  30. Т. Переходная модель поведения российских промышленных предприятий//Вопросы экономики. 1996. — № 11. -С. 119−130.
  31. П. Рынок: как выйти в лидеры. М.: СП «Бук Чэмбер Интернешнл», 1992. — 349 с.
  32. А. Новый этап НТР: экономическое содержание и механизм реализации в капиталистическом хозяйстве. М.: Наука, 1991.-266 с.
  33. П. Высокие технологии в эпоху парадоксов//Деловые люди. 1991. — № 2. — С.26−29.
  34. Н. Малый инновационный бизнес в странах развитой рыночной экономики//Российский экономический журнал. 1995. — № 12 .-С.76−81.
  35. В. Структурно-технологическое и инновационное обновление производства//Экономист. -1994. № 11. — С.79−87.
  36. С., Иконникова JI. Организационные основы научно-технической политики России на современном этапе//Проблемы прогнозирования. 1995. — № 1. — С.18−30.
  37. М. Инновационная сфера: состояние и цр|ЦЦекш-вы//Экономист. 1993. — № 10. — С.62−67.
  38. М. Инновация как средство экономического развития .М.: Наука, 1990. 276 с.
  39. М. Регулирование инновационной и инвестиционной дея-тельности//Экономист. -1992. № 5. -С.48−53.
  40. С. Количественный анализ в социально-экономическом прогнозировании. М.: Издательство МГУ, 1992. — 176с.
  41. . Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. -М.: Экономика, 1991. 238 с.
  42. Кац И. Планомерно-рыночное регулирование экономики в условиях её реформирования. М.: Издательство МГУ, 1994. -177 с.
  43. Кац И. Роль и задачи государственного регулирования экономика/Экономист. 1996. — № 9. — С.74−77.
  44. К итогам 19% года//Экономист. 1997, № 2. — С. 10−17.
  45. К., Сиверин Д. Инновационный менеджмент в формировании научно-технической политики//Российский экономический журнал. 1995. -№ 1. — С.47−54.
  46. А. Проблемы маркетинга инноваций//Экономист.-1993. -№ 10. С.68−72.
  47. Н., Опарин Д. Большие циклы конъюнктуры. Доклады и их обсуждение в Институте экономики. Москва, 1928. -144 с.
  48. В. Государство и предприятие: особенности взаимоотно-шенийУ/Экономист. 1997. — № 3. — С.27−33.
  49. А. Планирование деятельности предприятия//Экономист. -19%. № 6. — С.61−67.
  50. А., Курнышёва И. Национальное богатство России и инновационный потенциал//Вопросы экономики. 1993. — № 5.-С.88−93.
  51. В. Социальные аспект управления нововведения-ми//Проблемы управленческих нововведений и хозрасчётного экспериментирования. Всесоюзная научно-практическая конференция. Таллинн, Эстонский НИИ НТИ. — 1981 254 с.
  52. Д. Курс социально-экономического возрождения России/Российский экономический журнал. -1994. N1. — С.48−62.
  53. Д., Дементьев В. О концепции и практических мерах по реализации промышленной политики //Вопросы экономики. -1993. № 9. — С.4−13.
  54. Е. Прогнозирование НТП с учетом факторов циклично-сти//Известия АН СССР. Серия экономическая. 1991. — № 3. -С.62−72.
  55. Н., Ерёменко В. К созданию системы правового регулирования инноваций//Российский экономический журнал. 1993. -№ 2. -С.48−58.
  56. В. Прогресс и научно-техническая деятельность. Москва, 1991.-310 с.
  57. К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.25, ч.1. 2-е изд. -М.: Прогресс. — 1980. — 487 с.
  58. А. Особенности оценки и отбора инновационных про-екговШЭ и МО. -№ 7. 1993. — С 119−128.
  59. А., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1993. — 700 с.
  60. Менеджмент организации/Учебное пособие. Румянцева 3., Сало-матан Н., Акбердин Р. и др. М.: ИНФРА-М, 1996. — 432 с.
  61. Милль Дж.-С. Основы политической экономии. Т.1. М.: Прогресс, 1980. -495 с.
  62. К., Глебанова А. Инновационная палитика//Рос^рйский экономический журнал. -1992. С.57−59.
  63. Наука в современной капиталистической экономике. Сб. статей. -М.: Наука, 1987. 236 с.
  64. Н. Трансформация российской экономики как циклический процессУ/Вопросы экономики. -1996. № 10. — С.103−116.
  65. НТО в восьмидесятые годы: вклад Западной Европы/под ред. Головина В. М.: ИНИОН, 1991. — 249 с.
  66. НТП: экономика и управление /под ред. Яковца Ю. М: Экономика, 1988. — 221 с.
  67. К. Необходимость и предпосылки новой инновационной политики^/Вопросы экономики. 1996. — № 10. — С.117−124.
  68. Перспективы социально-экономического развития Рос-сии//Экономист. 1992. — № 8.
  69. А. Управление инновациями в условиях перехода к рынку. М.: РИЦЛО «Мегаполис-Контакт», 1993. — 254 с.
  70. А. Нововведение: стимулы и препятствия. М.: Политиздат, 1989. -270 с.
  71. Д. Начала политической экономии и налогового обложения— М.: Госполитиздат, 1955. 360 с.
  72. Д. Экономическая теория несовершенной конкуренции. -М.: Прогресс, 1986. 471 с.
  73. . Финансирование инновационного процес-са//Экономические науки. Учёные записки. Вып. 1. «Государственное регулирование в экономике переходного периода». -Изд-во УлГУ, 1997. 280 с.
  74. Д. Национальное или международное решение проблем России. //Экономист. -1993. N4. -С.66−70.
  75. И. Инновационный процесс в странах развитого капй*£* лизма. М.: МГУ, 1991. — 143 с.
  76. . Инновация гак средство экономического развития. М.: Прогресс, 1990. — 295 с.
  77. В. Экономика и нововведения. Киев, 1991. — 236 с.
  78. С. Основы анализа и прогнозирования экономической конъюнктуры/Учебное пособие. Нукус, Изд-во НуГУ, 1996.-88 с.
  79. А. Исследования о природе и причинах богатства народов. -Петрозаводск, Петроком, 1993. 319 с.
  80. Стратегия реформирования экономики России (аналитический доклад Института экономики РАН)//Вопросы экономики. 1996. -№ 3. — С.4−74.
  81. . Управление научно-техническими нововведениями.- М.: Экономика, 1989. 271 с.
  82. Управление исследованиями и инновациями. Сб. статей. М.: Наука, 1993. -142 с.
  83. Управление HTI1 в новых условиях хозяйствования. Сб. статей. -Свердловск, УПИ, 1992. -130 с.
  84. В. Экономика управления предприятием /Учебное пособие. М.: ГАУ, 1993. — 440 с.
  85. В. Управление инновационной деятельностью в процессе создания новой техники, освоения производства новой продукции /Учебное пособие. М.: ГАУ, 1995. — 376 <ц
  86. В. Макроэкономика плановой и првдщишимательской системы//Экономические науки. -1991. № 9. — С103−116.
  87. В., Цыгичко А., Бойко С. Необходим бцргоприягаый инновационный климаг//Экономист. 1996. — № 7. — С.23−28.
  88. Р. Обновление производства: атакующие выигрывают. -М- Прогресс, 1987. 270 с.
  89. Л. Выбор инновационной стратегии//Российский экономический журнал. -19%. № 7. — С.86−89.
  90. Л. Управление проектами как элемент инновационного менеджмента//Российский экономический журнал. 1996. -№ 1. — С.56−59.
  91. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. — 455 с.
  92. Экономика переходного периода/Учебное пособие. Под ред. В. Радаева, А. Бузгалина. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 415 с.
  93. Экономика предприятий (обзор)//Экономист. 1994. — № 6. -С.31−45.
  94. Ю. Закономерности НТП и их планомерное использование. М.: Экономика, 1984.- 239 с.
  95. Ю. Научно-техническое прогнозирование/ТЭкономист.-1992. № 5. — С.30−35.
  96. Ю. Ускорение НТП: теория и экономический механизм. -Москва, 1988. 252 с.
  97. А. Промышленные предприятия на рынке: сдвиги в структуре хозяйственных связей, состояние и перспективы конку-ренции//Вопросы экономики. 1996. — № 11. — С.131−144.
Заполнить форму текущей работой