Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Миграционные процессы в формировании и развитии рынка труда

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень разработанности проблемы. Изучению закономерностей, тенденций, видов, форм и направлений миграции посвящены труды Многих учены. Усилия географов (Зайнчковская Ж.А. (45,46,83,84), Моисеенко В. М. (88), ПереведенцевВ.И. (108,109), Филиппова.(148,149,150), Юхнева Н. В. (166,167,168,169) и др.) направлены на выявление закономерностей взаимодействия природы и общества, нашедших отражение… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методологические подходы к анализу социально-экономических проблем миграции населения
    • 1. 1. Оценка теоретических подходов к проблеме миграции и формирования трудовых ресурсов
    • 1. 2. Показатели и категории, используемые при социально- экономическом анализе миграционных процессов
  • Глава 2. Разрешение проблем миграции населения и ее влияния на функционирование трудовых ресурсов
    • 2. 1. Социально-экономические предпосылки миграционных процессов на региональном уровне
  • Ф § 2. 2. Ретроспектива и современность развития миграционных потоков
    • 2. 3. Особенности формирования регионального рынка труда
    • 2. 4. Анализ влияния миграции населения на рынок труда
    • 2. 5. Совершенствование структуры занятости с учетом миграции населения
    • 2. 6. Предложения по регулированию миграционных потоков при организации рынков труда

Миграционные процессы в формировании и развитии рынка труда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. К изучению миграционных процессов привлечено внимание профессиональных политиков, социологов, журналистов и экономистов. Такой интерес неслучаен и объясняется тем, что объединительные тенденции в мировом сообществе становятся не только реальностью, но и весьма значимым фактором экономического развития. Исследователей, прежде всего, интересуют проблемы, связанные с воздействием миграционных процессов на формирование трудовых коллективов и их функционирование в сложной этнической среде.

В России эти проблемы усугубляются негативным политическим фоном, особенно, взаимоотношениями с некоторыми странами «ближнего зарубежья» (бывшими союзными республиками). Сдерживавшиеся в прошлом противоречия и трудности, объективно присущи межнациональным отношениям. К тому же они дополненные просчетами в данной сфере, нашли бурное проявление в дезинтеграции экономики, разрыве хозяйственных связей. Все это сопровождалось развалом производства, распадом интернациональных трудовых коллективов и стихийным усилением миграции населения.

В течение последнего десятилетия в результате значительных социальных, экономических и политических преобразований в нашем обществе произошли существенные изменения в характере миграционных процессов. Следствием этого стало частичное или полное нарушение моделей формирования и воспроизводства трудовых ресурсов и возникло чрезмерное давление на социальную и производственную инфраструктуру одних регионов и отток трудоспособного населения из других. Подобные миграционные процессы оказывают негативное влияние на региональные рынки труда и, соответственно, на экономику в целом. Во многом данная ситуация имеет устойчивый характер из-за неадекватного регулирования направления и интенсивности миграционных потоков, а также из-за неполного учета стимулирующих миграцию населения факторов.

Характерной чертой современного перемещения населения являются мало исследованные процессы международной иммиграции русских в Россию из стран 3 ближнего зарубежья", имеющие региональную специфику. Например, на территории Балтийского региона такие явления связаны с формированием новых экономических отношений г. Санкт-Петербурга и в целом Северо-Западного федерального округа РФ со своими ближайшими соседями в Прибалтике и других стран Балтийского региона.

Исследование миграционных процессов как национального фактора развития экономики становится особенно важным в условиях усугубляющейся дезинтеграции в СНГ, и активной интеграции в странах Западной Европы. Превращение России в динамично развивающуюся державу зависит от наиболее полной реализации трудового потенциала. Необходимость изучения миграционных процессов с раскрытием региональных особенностей формирования трудовых коллективов настоятельно требует разработки концепции регулирования миграционных процессов. Игнорирование миграционных мотиваций и сложившихся тенденций перемещения активной части населения чревато негативными последствиями.

Это обуславливает актуальность изучения сущности миграции с позиций ее воздействия на интеграционно-дезинтеграционные процессы в экономике РФ и на формирование трудовых коллективах в разных регионах и странах.

Степень разработанности проблемы. Изучению закономерностей, тенденций, видов, форм и направлений миграции посвящены труды Многих учены. Усилия географов (Зайнчковская Ж.А. (45,46,83,84), Моисеенко В. М. (88), ПереведенцевВ.И. (108,109), Филиппова.(148,149,150), Юхнева Н. В. (166,167,168,169) и др.) направлены на выявление закономерностей взаимодействия природы и общества, нашедших отражение в исторических тенденциях расселения и миграции. Предметом изучения историков и социологов стали в последнее время проблемы перемещения населения. Их труды получили национальную окраску, где миграция рассматривается с позиций формирования этнических анклавов (Гумилев JI.H. (31), Старовойтова Г. В. (133), Сикевич З. В. (127). Исследования экономистов (Вечканов Г. С. (19,20), Костин Р. А. (65,66), Рыбаковский J1.JI. (26,) и др.) увязаны с формированием трудовых ресурсов, процессами урбанизации, структурой хозяйства. И тем не менее приходится констатировать, что еще не решены принципиальные вопросы методологического и концептуального характера, связанные с раскрытием сущности миграции населения, выявлением причин ее возникновения, приемов измерения ее интенсивности и результативности.

Цель диссертации — разработка теоретико-методологических основ исследования характера миграционных процессов, форм воздействия на формирование трудовых коллективов и предложений по управлению миграцией населения на региональном уровне.

Реализация этой цели потребовала решения комплекса взаимосвязанных задач:

• разработки методологического подхода к исследованию миграции населения и выявлению экономической сущности миграционных процессов;

• дополнения методики исследования миграционных процессов системой показателей, раскрывающих факториальные и результативные стороны явления;

• определения структурных изменений в трудовых ресурсах и роли мигрантов в формировании трудоспособной группы населения;

• выявления направления миграционных потоков на перспективу в условиях интеграции и дезинтеграции хозяйственной деятельности;

• обоснования инструментов государственного регулирования миграционных процессов на региональном уровне.

Объектом исследования выступают миграционные процессы, а также субъекты, их обеспечивающие (СНГ, РФ в целом, административно — территориальные образования, размещенные на территории Балтийского региона, Северо-Западный Федеральный округ России и страны Балтии, г. Санкт-Петербург).

Предмет исследования — экономические отношения по поводу перемещения населения и проблемы воздействия миграционных потоков на формирование трудовых ресурсов.

Методологическую основу исследования образуют общенаучные методы познания, прежде всего, сравнительный анализ, исторический, этногенетический, балансовый, метод «ключей», графический, экстраполяции, статистических группировок, обобщения.

Взаимосвязанное рассмотрение экономических, социальных, правовых аспектов миграционных процессов и их воздействия на формирование трудовых коллективов потребовало применения комплексного, системного подхода к их исследованию. При взаимосвязанном рассмотрении экономических, социальных и правовых аспектов необходимым компонентом методологии системного изучения миграционных процессов стало использование принципов институционализма, представленных, прежде всего, в экономической теории формирования трудовых ресурсов.

Информационная база — материалы российской и региональной статистики, ф представленные в периодической печати, обобщенные данные специалистов, изучающих проблемы миграции населения и формирования трудовых ресурсов.

Нормативную базу составили законы РФ, Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства, источники международного законодательства, регулирующие отношения мигрирующего населения.

Научная новизна работы состоит в следующем:

• уточнены и дополнены методологические подходы к исследованию миграционных процессов;

• раскрыта сущность миграционных процессов как фактора формирования трудовых ресурсов на региональном уровне и дана формулировка миграции населения, раскрывающая экономическое содержание процесса;

• разработана система показателей, характеризующих факториальные и результативные стороны явления;

• выявлена роль миграции в формировании рынка труда путем раскрытия причин и установления закономерностей возникновения миграционных процессов в зависимости от состояния экономики на региональном уровнеконкретизированы виды миграционных процессов;

• определены прогнозные тенденции миграции населения на региональном уровне и обоснованы сферы, эффективные инструменты государственного регулирования миграционных процессов.

Теоретическая и практическая значимость работы. В диссертации раскрыты экономическая основа и сущность миграционных процессов, выявлены их особенности в Балтийском регионе. Основные акценты сделаны на изучение особенностей миграции в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и прилегающих административно-территориальных образований, включая страны Балтии. Региональные исследования позволили углубить теоретические представления о природе данного явления, условиях и факторах его возникновения и воздействия на экономику регионов.

Содержащиеся в работе теоретические выводы и рекомендации, адресованные органам государственной власти, целесообразно использовать для выработки стратегии формирования трудовых ресурсов, приспособления производственной и социальной инфраструктуры для нужд мигрирующего населения.

Отдельные положения работы могут быть применены в преподавании и изучении курсов «Экономика трудовых ресурсов», «Государственное управление трудовыми ресурсами», спецкурсов по актуальным вопросам теории и практики российского государственного и международного регулирования миграционных потоков населения в системе экономического образования, повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров.

Апробация работы. Результаты работы докладывались на трех международных конференциях в России и за рубежом и реализованы в написании отчета по грантам Санкт-Петербургского конкурса 2002 г. для студентов, аспирантов и молодых специалистов при финансовой поддержке федеральной целевой программы Интеграция науки и высшего образования России на 2002;2006 годы".

Публикации. По теме диссертации имеется 4 публикаций.

Структура и логика диссертационной работы. Диссертационная работа, общим объемом 155 машинописных страниц, состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, заключения и списка литературы, содержит 25 таблиц, 6 рисунков.

Заключение

.

В результате проведенного анализа можно сформулировать основные выводы и предложения, выносимые на защиту.

Методологический подход к исследованию миграционных процессов и их воздействие на формирование трудовых ресурсов.

Критическое осмысление методологических подходов к исследованию миграции населения и воздействий на трудовые ресурсы позволило выявить некоторые закономерности:

1. Наиболее сильный приток мигрантов в СанктПетербурге отмечался в доперестроечный период, т. е. в 80-е годы, когда ввоз рабочей силы регулировался потребностью в рабочей силе наукоемкими производствами.

2. Развал производства вследствие непродуманной приватизации способствовал сокращению ввоза рабочей силы из других регионов страны. При этом количество приезжего населения на сократилось почти вдвое.

3. Стихийный приток населения в СанктПетербург, а также в целом мобильность населения, обусловленная дезинтеграционными процессами в странах СНГ, отмечалась в 1994;1997гг. Этот процесс сопровождался ростом безработицы.

4. Современные изменения в динамике приезжих и безработных свидетельствуют о сглаживании остроты проблемы.

5. Количество приезжих и количество безработных снижается вследствие оживления экономики и принятия попыток по регулированию миграционных потоков на уровне миграционной службы.

Аргументируется вывод о том, что миграцию следует рассматривать как распад этнических сообществ и образование новых социумов, обладающих наибольшими адаптационными способностями при освоении нового экономического пространства. Базовые принципы, обладающие познавательным потенциалом, следует рассматривать как раскрытие сущности экономической природы миграции. На основе конструктивного синтеза, осуществленного с учетом требований диалектической логики, разработан методологический подход. В соответствии с ним миграция населения исследуется:

132 на трех уровнях: социальном, материально-вещественном, экономико-правовомво взаимосвязи качественной и количественной определенностикак система развивающихся конкретноисторических отношений социумов.

Предложенный подход определяет следующую логику исследования: демографическая ситуация, сложившаяся в регионе по поводу формирования трудовых ресурсов, региональные экономические связи и предпосылки их формирования — закономерности развития миграционных процессов на региональном уровне — разработка предложений по управлению исследуемым явлением.

Трудовая миграция населения как источник формирования трудового потенциала — объективная основа развития производительных сил и производственных отношений.

Оценка эволюции демографической ситуации в Российской Федерации в целом, а в Северо-Западного федеральном округе РФ свидетельствует о прогрессирующей убыли населения, что обусловило спад производства. Кроме того, отмечается старение населения, что отражается на половозрастной структуре происходит снижение доли групп работающих женщин и некоторый рост (5−6%) в группе мужчин. В целом растет группа работников старше трудоспособного возраста (за 1989;2000гг.-на 3%). В целом, депопуляционные процессы сопровождаются дестабилизацией половозрастной и семейной структур населения, резким сокращением средней продолжительности жизни (особенно у мужчин).

В Санкт-Петербурге доминировала та же тенденция, т. е. доля трудоспособного населения увеличилась лишь на 3.8%, причем незначительный рост начался с.

1995 г. В это же время доля населения моложе трудоспособного возраста неуклонно снижалась (с 1985 г. на 5,5%). Естественная убыль населения связана с возрастающей смертностью детей до года составляла лишь 7,2тыс. человек, а к.

2000 г. она возросла до 43 тыс., т. е. в 6 раз, или на каждую 1000 населения Санкт.

Петербурга приходится 15 умерших человек, из них 11 детей в возрасте до одного года. При этом средняя естественная убыль составляет 9,2 человек. Кроме того.

Депопуляционные процессы сопровождаются дестабилизацией семейной структуры населения: в 1,5 раза упала численность браков, определяющая.

133 воспроизводство населения. В дополнение к мало утешительной картине демографической ситуации в Санкт-Петербурге следует добавить, что происходит сокращение средней продолжительности жизни населения (особенно у мужчин). Непосредственными причинами отмеченной тенденции выступают: ухудшение медицинского обслуживания, высокая смертность от инфекционных заболеваний, несчастных случаев, отравлений алкоголем и недоброкачественными продуктами, рост убийств.

Небывалое для мирного времени падение естественного прироста привело к прогрессирующей убыли населения, которую не всегда возможно компенсировать за счет положительного сальдо миграции дает представление о происходящих волнах миграции. На территории Северо-Западного федерального округа изменения численности населения происходит по разному: в Северном экономическом районе сокращение населения идет не только за счет естественной убыли, но и за счет миграции, а на территории Северо-Западного экономического района отмечается прогрессирующее снижение численности населения за счет естественной убыли при положительном сальдо миграции, доля мигрантов в общей численности населения здесь составляет около 1, в Санкт-Петербурге она выше (60−70 тыс. человек), но число приезжих не покрывает общей потребности в рабочей силе. Зарегистрированный миграционный поток из стран Балтии незначителен и имеет тенденцию к снижению, однако экономические и родственные контакты не прекращаются. В Калининградской области отмечается общий прирост населения за счет мигрантов, который в 3 раза перекрывает естественную убыль населения. В Балтийском регионе по мере освоения и развития экономики сложились традиционные миграционные связи, обусловленные развитием отраслевой структуры хозяйства. На современном этапе в структуре миграционного оборота наибольший удельный вес имеют направления Санкт-Петербург — Мурманская, Псковская, Новгородская области и г. Москва. Миграционный оборот в направлении Санкт-Петербург и Вологодская, Архангельская области, республики Коми и Карелия составляет около 8%. Миграционные связи с Калининградской областью значительно ослабели. Причем основная часть прибывшего населения стремится закрепиться в Санкт-Петербурге, исключение составляют приезжие из Москвы и Московской области. Маятниковая миграция отмечается лишь в нескольких случаях: совершают маятниковую миграцию 16% мигрантов Ленинградской области, 23% -мигрантов Новгородской области.

Региональный «срез» демографических явлений определяет ориентацию региональной политики для прогнозирования рынка труда. Миграция населения приводит к перестановке трудовых ресурсов. За истекшее десятилетие повсеместно в экономике субъектов РФ произошли коренные изменения в отраслевой структуре промышленности. В общем объеме промышленной продукции снизилась доля отраслей группы «А» и увеличилась доля отраслей группы «Б» (при общем спаде производства). В отраслевой структуре промышленности растет доля пищевой промышленности, примерно на прежнем уровне остаются отрасли машиностроения и металлообработки, лесной и деревообрабатывающей промышленности, несколько снизилась доля производства строительных материалов и резко упала доля энергетики и топливной промышленности. Такие структурные сдвиги повлекли за собой перестановку трудовых ресурсов, т. е. на одних предприятиях происходит сокращение работников, на других, наоборот, появляются вакансии. По данным службы занятости по г. Санкт-Петербург, баланс потребности в рабочей силе на 2002 г. дает представление о рынке труда по состоянии. На начало 2002 г. Наибольшая потребность в рабочей силе отмечается в промышленности, в строительстве, в науке и культуре, здравоохранении и образовании. В сельском хозяйстве, на транспорте и предприятиях жилищно-коммунального обслуживания, торговли количество вакансий рабочих мест примерно одинаковое. Покрытие потребности в рабочей силе лишь в некоторых отраслях обеспечивается мигрантами — иностранцами. В основном, иностранцы восполняют дефицит работников торговли и прочей коммерческой деятельности. В промышленности занято около 9% иностранных граждан из числа адаптировавшихся мигрантов, а оставшийся дефицит должен быть покрыт за счет притока новых сил.

Перестановка трудовых ресурсов, с одной стороны, является фактором развития производительных сил, так как сознательное изменение количества трудового потенциала и его качественного состава стимулирует оптимальное распределение работников по стране, а также более активное использование производственных фондов и природных богатств. В результате перестановка трудовых ресурсов воздействует на ускорение научнотехнического прогресса на совершенствование форм межрегионального и международного разделения труда и формированию условий для межрегиональной интеграции.

Кроме того, регулируемая перестановка трудовых ресурсов определяет интенсивный тип воспроизводства и формирует предпосылки для установления необходимых соотношений между личностью и вещественными факторами производства как в местах выхода, так и в местах вселения мигрантов. В результате в местах выхода эффективней используется живой труд, в староосвоенных промышленных районах — овеществленный труд, а в районах нового промышленного освоения — природные ресурсы. Итогом регулируемой трудовой миграции является улучшение состояния социальноэкономического положения в регионе, городе и т. д.

Стихийные миграционные процессы — результат экономического кризиса и дезинтеграции производства.

Необходимость управления миграционными процессами предполагает раскрытие сущности их стихийного возникновения. Предполагается, что миграция может выступать в качестве положительного, так и отрицательного фактора развития региональной экономики. Современная мировая экономика переживает две противоположные тенденции: дезинтеграцию и интеграцию. В теоретическом понимании сущности явлений интеграция и дезинтеграция представляют собой не два противоположных процесса, а две противоположные формы развития национальных производительных сил во взаимосвязи с мировой экономикой. При интеграции национальная экономика расстается с замкнутостью собственного производства и обособленностью внутреннего рынка, а взамен получает возможность доступа к мировым источникам роста. Как правило, эти процессы сопровождаются разрушением старых связей, перестройкой сложившихся в экономике структур, изменением потоков инвестиций, а, соответственно, и перегруппировкой трудовых ресурсов, т. е. дезинтеграцией. Одним из ярких показателей дезинтеграции является миграция населения. В условиях происходящих интеграционно-дезинтеграционных процессов в производстве, породивших экономический кризис в многонациональной стране, миграцию можно рассматривать как процесс распада этнических сообществ под воздействием.

136 экономических, социальных и экологических факторов и отпочковывание от этих сообществ наиболее активной части в поисках наилучших возможностей реализации своих духовных и физических возможностей в пределах этнического поля и с выходом за пределы своего привычного обитания.

При разных типах дезинтеграции экономический кризис имеет отличительные формы, которым соответствуют специфика миграционных процессов. Для естественной дезинтеграции, связанной с истощением природных ресурсов и спадом спроса на продукцию характерна внешняя и внутренняя миграция. Внутренняя миграция характеризуется перемещением трудоспособного населения в регионы с лучшим спросом на труд, а внешняя — сопровождается оттоком квалифицированных кадров, т. е. утечкой «мозгов» за рубеж.

Подготовительная дезинтеграция, которая рассматривается как промежуточная фаза интеграции, сопряжена со структурными сдвигами в производстве, порождает внутреннюю миграцию, которая может иметь разновидности (сезонная, маятниковая). Характерной особенностью миграций на этой стадии дезинтеграции производства являются перемещения трудоспособного населения, связанные с передислокацией различных производственных подразделений.

Структурная дезинтеграция выступает как перегруппировка в отраслевой структуре производительных сил и сопровождается внутренней миграцией трудоспособного населения в места передислокации предприятий на постоянное жительство.

Адаптационная дезинтеграция является результатом изменения внутренних и внешних условий формирования производительных сил и освобождения от экономической зависимости. Внешняя и внутренняя миграция всех слоев населения в поисках лучших условий приложения своего труда и быта характеризует адаптационную дезинтеграцию экономики. Предпосылками миграции населения выступают высокий уровень безработицы в различных слоях населения и низкий уровень душевого потребления.

Политическая дезинтеграция указывает на приход к власти национально настроенных политиков, при которой происходит расслоение населения по социальным группам, сдвиги в этническом составе трудовых коллективов, безработица по этническому признаку. Такая ситуация порождает внешнюю миграцию иноэтнического населения, политических мигрантов и беженцев.

Миграционная трудовая активность — социально-экономическая категория, определяющая систему экономических отношений при формировании рынка труда.

Пространственные перемещения от индивида требуют проявления особых способностей, которые обусловлены стремлением к изменению окружающего мира. Любая перемена обусловлена значительными трудовыми энергетическими затратами, которые отождествляются с трудовой активностью. Трудовая активность имеет двоякое проявление. Качественная сторона трудовой активности — деятельность энергетическаяколичественная — результат деятельности (труда). Таким образом, эффективность миграционной деятельности переселенцев на разных стадиях адаптации может быть измерена. Трудовая активность в материальном производстве непосредственно выражается в изменении производительности труда, обобщенно измеряемой долей чистой продукции на одного работника — мигранта. Исходя из сказанного, миграционная трудовая активность является социально-экономической категорией.

Оценка трудового вклада мигрантов по производительности труда позволяет определить эффективность трудовой миграции даже в сложных трудовых коллективах, где определяющей составляющей выступает личная активность работника. В рыночных условиях хозяйствования при обеспечении нового типа связи работника со средствами производства возможно умножить трудовые усилия за счет свободных и активных мигрантов, зачастую, выполняющих работу за невысокое вознаграждение.

Закономерности развития миграционных процессов в истории и на современном этапе рыночной экономики.

Миграционные процессы происходят независимо от общественно экономических формаций, господствующих на той или иной территории, причем всегда перемещается наиболее активная часть общества, т. е. при въезде и отъезде населения взаимодействие идет с активно настроенными индивидами человеческого общества. Миграционные процессы характеризуются ступенчатостью. Отрыв активной части социума (этноса, трудового коллектива) от.

138 основной массы обуславливает ее исход, зачастую, с изменением территориальной локализации. Это означает проникновение единичных особей, или отдельной группы, на новое экономическое пространство. Далее начинается завоевание экономического пространства, которое сопровождается расширением хозяйственной деятельности, давлением на конкурентов, социальную сферу. Достигнув определенной численности диаспоры на новой территории, новое этническое образование стремится к политическому и экономическому признанию, а следующий этап характеризуется стремлением к административно-политическому управлению новым экономическим отвоеванным у другого этноса пространством. Таким стремлением к изменению общественного и природного окружения, в переводе на язык физики — стремлением к нарушению агрегатного состояния среды, и уверенностью в реализации своих притязаний обладают индивиды со специфической конституцией нервной деятельности, которая дает им преимущества в сравнении с пассивной частью доминирующего населения.

Особенности миграционных процессов на различных стадиях развития этногенеза установлены с учетом степени интеграции и дезинтеграции. Исследования истории миграции за период существования этноса позволяют сделать выводы, на начальной стадии зарождения этноса (при наличии тесных интеграционных связей) осуществляется внешняя миграция, связанная с добычей продуктов потребления и защитой этноса. По мере развития этнического сообщества индивиды, адаптируясь к новой среде, осуществляют внутренние связи, обосновывают и укрепляют диаспоры. Завоевание нового экономического пространства обуславливает ослабление внуриэтнических связей и способствует образованию двух миграционных потоков: 1) в центр (с образованием поселений) — 2) на периферию (также с образованием поселков). Далее происходит ослабление внутренних связей интеграции экономики, связанное с возникновением на периферии повышенной склонности к миграции, а в центре — развития процесса ассимиляции.

В последующей инерционной фазе внутренние интеграционные связи для этноса не имеют значения, а развитие миграционных потоков обусловлено лишь экономическими и культурными контактами. В истории жизни этноса в последующие периоды может быть кратковременный подъем активности, который объясняется угрозой полного уничтожения этноса, что влечет за собой усиление миграционных потоков, а далее представители этноса теряют внутриэтнические экономические контакты. Активная часть этноса отпочковывается от основной части, ослабевшей от междуусобных притязаний, и внутренняя миграция превращается во внешнюю в виде единичных случаев.

Современные миграционные процессы (1994;2001гг.) развиваются по пути установления международных контактов со странами «дальнего зарубежья», при этом численность мигрантов растет Особенно в развитии миграции принимают участие представители таких стран, как Финляндия, Турция, Китай, Вьетнам. В общем объеме миграционного оборота доля мигрантов составляет из стран «дальнего зарубежья» 6%, из СНГ и Балтии — 9%. Но большая часть (85%) миграционных потоков приходится на Российскую Федерацию, которые, в основном, характеризуют сложившиеся традиционно хозяйственные связи. Из стран СНГ льготой на получение права трудовой деятельности пользуются в основном мигранты из Украины. Потребность в рабочей силе ощущается в промышленности (23,8%), на транспорте (6,8%), в строительстве (13,3%), в образовании, здравоохранении (18,8%), а также в сфере обслуживания. В Санкт-Петербурге за счет мигрантов — иностранных граждан она покрывается немногим более, чем на 25%.

Совершенствование государственного регулирования миграционных процессов при организации рынков труда.

Аргументируется вывод о том, что формирование рынков труда в значительной степени зависит от эффективной миграционной региональной политики.

Анализ практики государственного регулирования миграционных процессов выявил отсутствие системного подхода, непоследовательность в действии государственных органов и институтов, фрагментарный характер регулирования.

Авторская оценка современной миграционной политики государства свидетельствует о недооценке роли современной миграции в экономической жизни и стабилизации хозяйственной деятельности. Отсутствие обоснованной программы регулирования миграционных процессов наносит материальный и моральный ущерб решениям при формировании и функционировании трудовых коллективов.

Обосновывается необходимость разработки комплексного подхода, основанного: на регулировании миграционных процессов в регионах «исхода» и регионах «вселения» с учетом причин миграцииопределении мотивов миграции отдельных субъектов, или социальных групп, и создании условий для реализации их экономических и духовных интересовсопряженности экономической политики в области формирования рынков труда с интересами мигрирующего населенияучете долгосрочных и текущих целей развития национальной экономики, которое предполагает сбалансированное развитие производительных сил, в том числе и трудовых ресурсов.

Исходя из такой постановки вопроса, современное формирование трудовых ресурсов происходит при большой мобильности разноэтнического населения, что обуславливает необходимость фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок.

Важным принципом государственной политики должно стать применение дифференцированного подхода, учитывающего специфику условий формирования рынков труда в сложной этнической среде. Это обуславливает применение разных методов и подходов государственного воздействия.

Выявлено, что в связи с развитием внешней и внутренней миграции населения возрастает значение региональных методов регулирования разноэтнических проблем.

Меры государства по регулированию миграционных процессов следует дифференцировать в отношении отдельных субъектов РФ, а также стран «ближнего» и «дальнего» зарубежья.

Ведущее значение в региональном управлении миграцией населения имеют меры по совершенствованию отраслевой производственной структуры, позволяющей ликвидировать безработицу, обеспечить максимальную занятость населения и уравнивание душевого дохода. Кроме того, государственное регулирование на региональном уровне должно принять экстренные меры социального плана по улучшению демографической ситуации и поднятию трудовой активности работников. Особенно эти проблемы необходимо решить в ускоренном порядке для жителей северных районов.

В таких крупных по сосредоточению населения субъектах РФ, как г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, проблемы регулирования миграций населения связаны с принятием решений по управлению экономическим пространством в условиях формирования разноэтнических коллективов в сфере производства, реализации и потребления.

Проблемы внешней миграции населения должны решаться с позиций экономической и культурной интеграции со странами «ближнего» и «дальнего» зарубежья. На современном этапе развития внешних миграционных процессов негативом является утечка квалифицированных кадров за рубеж, а также наличие политических мигрантов из стран СНГ. Эти проблемы должны быть решены путем совершенствования производственной и социальной инфраструктур, где могли бы быть востребованы высоко квалифицированные кадры и обеспечен достойный уровень жизни для специалистов.

Предложенные меры и инструменты нацелены на развитие высоко эффективного производства, активизацию хозяйствующих трудовых коллективов и отдельных субъектов, осуществляющих свою деятельность в сложной этнической среде.

К числу таких мер можно отнести квотирование государством иммиграции. Подобные квоты устанавливают число иммигрантов в страну. Квоты могут быть установлены в целом для страны, для отдельных отраслей и даже крупных предприятий. Квоты могут ослабить давление неквалифицированной рабочей силы на коренное население.

Другой мерой является установление контроля за сроком пребывания мигрантов. Эта форма достаточно эффективна, т.к. позволяет направлять работника туда, где в них есть потребность.

Для оказания помощи приезжим разрабатываются в разных странах специальные программы по адаптации, которые позволяют выучить язык страны вселения, а также получить нужную профессию. Этот опыт может быть взят на вооружение для совершенствования отечественной миграционной политики и организации отечественных рынков труда.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. А. Этническая конфликтология: в 2 частях. Ставрополь: Изд-во Ставр. Госуниверситета, 1996. Ч. 1.'.исторические примеры разных стран.
  2. А. М. Таблицы исчисления среднегодовых темпов роста, прироста и снижения.4-е изд. доп.-М.:Статистика, 1979. 222с.
  3. Э.Б. Экономико-географическая терминология. М.: Мысль, 1997. -199с.
  4. Н. Л. Тенденции в изменении национальной идентичности народов России//Социологические исследования. 1998. — № 2
  5. Ю. В. О трансформации социальной структуры постсоветских наций//Социологические исследования. 1998. — № 4
  6. Ю. В., Дробижева Л. М., Кондратьев В. С., Сусоколов А. А., Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М., 1984.
  7. А. Б. Федеральные округа новая форма территориального устройства России// Экономическая наука: проблемы теории и методологии. Секция 5−10.- СПб., 2002.
  8. Беженцы и вынужденные переселенцы в государствах СНГ /Под ред. В. И. Мукомеля, Э. Ф. Паина. М.: Комплекс — Прогресс, 1996.
  9. Беженцы и вынужденные переселенцы на территории Российской Федерации. М., 1997.
  10. Р.Е., Хьюго Г., Оберан А. С., Злотник X. Статистика международной миграции: Рекомендации по совершенствованию систем сбора данных/ международнар. Бюро труда, Женева. М.: Academia, 1999.
  11. Благотворительные организации Санкт-Петербурга. СПб., 1996.
  12. Л.С. Экономика, организация управления и планирование научно-технического прогресса: Учеб. Пособие для экон.спец.вузов. М.: Высш.шк., 1991.-228 с.
  13. Н.И. Проблемы социально- экономических инноваций. // Влияние инноваций на социальную динамику общества: Сб. ст./ Под ред. Р. А. Зобова. -СПб.: Изд-во С. Петербургского ун-та, — 2000.
  14. В. И, Васильев Н. В. Социально-профессиональная мобильность эвенков и эвенов Якутии. Новосибирск, 1981.
  15. А. О., Павленко В. Н. Этническая психология. СПб., 1994.
  16. Т. Ю. Зерна и плевелы: национальная политика в СССР (19 171 984 гг.). СПб., 1993.
  17. С. В. К причинам дезинтеграции хозяйственных связей в СССР// Интеграционные процессы в странах СНГ СПб., 1996.
  18. Г. С. Миграция и занятость населения в России. Спб.: Петрополис, 1998.
  19. Г. С. Миграция населения как фактор формирования трудовых ресурсов // В сб./ Проблемы трудовых ресурсов России: социально-экономическое исследование. СПб., 1995. — 187с.
  20. Взаимодействие политических и национально-этнических конфликтов: материалы междунар. Симпозиума, 18−20 апреля 1994 г. / Ред. А. Г. Здавомыслов.- М.: Рос. Независ. Ин-т соц. и нац. проблем- Фонд Фридриха Эберта, 1994.
  21. . Е. Межпоколенная передача этнической идентичности у этнодисперсных меньшинств (на примере современного Петербурга): Автореф. Дис. к-та социолог, наук.- СПб., 1998. 18с.
  22. Г. С. Вынужденная миграция: проблемы и перспективы.
  23. Институт народного прогнозирования РАН- Лаб. По исслед. миграции- РЭНД (США). М&bdquo- 1993.
  24. Г. С, Н. Петрова. Политические предпочтения вынужденных переселенцев./ Институт этнологии и антропологии РАН. М., 1997.
  25. Г. С. Вынужденная миграция в Россию: итоги десятилетия. М., 1993.
  26. Г. С., Ж. А. Зайончковская, М. С. Савоскул, И. А. Субботина, Л. Л. Рыбаковский и др. Русские: этносоциологические очерки. М., 1992.
  27. Вынужденные мигранты и государство/Под ред. В. А. Тишкова- Ин-т этнологии и антропологии РАН.- М., 1998.- 420с.
  28. Вынужденные мигранты: интеграция и возвращение /Под ред.В.А. Тишкова- Ин-т этнологии и антропологии РАН М., 1997, — 308с.
  29. Ю. Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. — 659 с.
  30. Г. Государственная политика в области трудовой миграции II Внешняя торговля., 1995. -№ 1.
  31. Г. А., Филина В. Н. Региональные особенности маятниковой миграции в СССР// Региональное переселение в СССР М., 1984.
  32. Р. П., Басова И. И. Статистика труда: Конспект лекций. СПб., 2000. — 63с.
  33. И. А., Семечко А. Т., Сусоколов А. А. Русские на Украине. М., 1997.
  34. JI.H. Этногенез и биосфера Земли. 3-е изд., Л.: Гидрометеоиздат, 1990.-528с.
  35. Демографический ежегодник России// Стат. сб. М.: Госкомстат России, 1995−2000.
  36. Демографическое и экономическое развитие в регионе /Под ред. Романенковой Г. М., Бойко В. В. М., 1983.
  37. Демография поколений /Под ред. Сифман Р. И. М., 1972.
  38. В. С. Этнические особенности предпринимательской деятельности народов Севера// Теория этногенеза и исторические судьбы Евразии. СПб., 2002.
  39. В.А., О.П. Литовка, С. П. Семенов. Анализ депопуляционных процессов Северо-Запада России. СПб.: Российский гуманитарный науч. фонд, ИСЭП РАН, 1995.- 31с.
  40. А. И. Взгляд на национально-политические проблемы России//Этничность, национальные движения, социальная практика. СПб., 1995.
  41. С. В. Трудовые ресурсы как объект экономической теории структура занятых в С.-Петербурге// Экономическая наука: проблемы теории и методологии. Секция 5−10. СПб., 2002.
  42. В. Г. Внешняя трудовая миграция: состояние и перспективы //Человек и труд., 1996-№ 12.
  43. Е. Г. Транспортная инфраструктура Санкт-Петербурга и Ленинградской области: перспективы развития// Экономическая наука: проблемы теории и методологии. Секция 5−10 СПб., 2002.
  44. С. Н. Население крупного города. М., 1986.
  45. За рубеж по трудовому контракту // Сб. рекомендаций по заключению индивидуального контракта на основе конвенций и рекомендаций ООН, МОТ, Совета Европы.- М., 1992.43.3айнчковская Ж. А. Русский вопрос. М., 1996.
  46. . А. Миграционные тенденции в СНГ // Миграции в постсоветском пространстве: Политическая стабильность и международное сотрудничество. М., 1997.
  47. . А. Миграция населения и рынок труда в России. М., 1994.
  48. . А. Рынок труда как регулятор миграционных потоков
  49. Миграция и рынки труда в постсоветской России. М., 1998.
  50. Защита беженцевв странах СНГ: Руководство для неправительственных организаций// Ин-т «открытое общество" — Рус. Вариант подготовлен кординац. Советом помощи беженцам и вынужд. пернселенцам, — Нью-Йорк, 1996.
  51. А. Устинова М.Интеграция русских в Латвии//Вынужденные мигранты: интеграция и возращение/Под ред. В. А. Тишкова- Ин-т этнологии и антропологии РАН. М., 1997. — 221−234с.
  52. И. А. Проблемы общего рынка труда государств участников СНГ // Миграция и рынки труда в постсоветской России. — М., 1998.
  53. Р.А. Инновационные процессы и их роль в современном обществе// Влияние инноваций на социальную динамику общества: Сб. ст. / Под ред. Р. А. Зобова. СПб.: Издательмтво СПБГУ, 2000.
  54. Информационный бюллетень. Федеральная миграционная служба России. -М., 1994−2000.
  55. В. А. Международная миграция населения: теория и история изучения. М., 1999.
  56. В. А. Миграционная политика буржуазных государств. М., 1980.
  57. В. М. Русские в мире: Динамика численности и расселение (17 191 989гг.) Формирование этнических и политических границ русского народа. -СПб.: Рус.-Балт.информ.центр „Блиц“. 199б. -350с.
  58. А. Н. Проблемы международного трудового обмена и Россия. М., 1999.
  59. Х.Х. Ленинград в цифрах и фактах. Л., 1988.
  60. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978. — 494с.
  61. М. Э. Этнодисперсные группы в Ленинграде: к вопросу о национальной ориентации ленинградских татар, армян и эстонцев// Ленинградская конференция по правам меньшинств. СПб., 1991.
  62. Н. Д. Политические и национальные факторы в экономической интеграции и дезинтеграции //В кн. Интеграционные процессы в странах СНГ: Межвуз. сб. /Под ред. В. Т. Рязанова. СПб.: Издательство СПГУ, 1996. -224с.
  63. Компас беженца и вынужденного переселенца.: Краткий справочник /Коодинац.совет помощи беженцам и вынужденным переселенцам. М., 1995. — 143с.
  64. А. Проблемы занятости на Северо-Западе.// Экономическая наука: проблемы теории и методологии. Секция 5−10. СПб., 2002.
  65. Конституция Международной организации по миграции/ Междунар. Организация по миграции. М., 1997.
  66. Конституция Российской Федерации. М., 1997.
  67. Р. А. Миграции: современные проблемы Российской Федерации /Под ред. А. О. Бороноева. СПб., 1997. — 137с.
  68. Р. А. Социально-политические проблемы современных межнациональных отношений в Российской Федерации. СПб., 1994.
  69. Е. С. Международная миграция в России в условиях перехода к рынку /Ин-т соц.- экон. Проблем народонаселения РАН.- М.: Наука, 1997. -191с.
  70. Е. С., Баринова Н. М. Трудовая миграция в Россию из стран ближнего зарубежья // Вопросы экономики., 1996. № 1
  71. Е. С., Тюруканова Е.В. Нелегальная миграция в России
  72. М., 1998.- № 1. — 38−50с.
  73. Краткий словарь по социологии /Под ред. Гвишиани Д. М. М., 1989.
  74. З.И. Менталитет диаспоры. М., 2001.
  75. В.И. Развитие капитализма в России// Собр. Соч.: В Зт., Изд. 4-е.-Л., 1946.-591с.
  76. С. В. Историческая этнология. М., 1997.
  77. Л. В. Россия и новое зарубежье: миграционный обмен //Социологические исследования., 1995.-№ 10.
  78. И., М. Стрепетова, А. Терехов, В. Тихонов, И. Ушкалов. Миграционные процессы и российский научно- технический потенциал. Социально- экономические последствия миграции научных кадров/ Под ред.И.Ушкалова- ИМЭПИ РАН. М., 1996. — 135с.
  79. А. Причинная структура миграционных потоков в системе расселения Эстонской ССР// Ученые записки Тартусского ун-та. Тарту, 1974.
  80. М.Ю., Дубова Н. А., Лопуленко Н. А. Калининградская область: современные этнокультурные процессы /Ин-т этнологии и антропологии РАН. М., 1998. — 60с.
  81. Т.М. Проблемы северной миграции: Печорский угольный бассейн /Моск. Центр Карнеги. М., 1998. — 104с.
  82. В.К. Русское население в российских республиках (по материалам прессы)/ Ин-т этнологии и антропологии РАН. М., 1996. — 28с.
  83. Миграции и новые диаспоры в постсоветских государствах / Под ред. В. А. Тишкова. М., 1996.
  84. Миграция и рынки труда в постсоветской России/ Под ред Г. Витковской М., 1998. — 177с.
  85. Миграция и урбанизация в СНГ и Балтии в 90-е годы /Под ред. Ж. Зайончковской М., 1999.
  86. Миграция населения: Теория и практика исследования/ Под ред. О. Д. Воробьева-М., 2001.
  87. Миграция трудовых ресурсов в СССР: политэкономический аспект. Л., 1986.
  88. Мировые миграции М., 1992.
  89. В. М. Территориальное движение населения: характеристика и проблемы управления М., 1985 г.
  90. Д. Д. Население СССР: вопросы миграции: экономико-статистический обзор тенденций 60−80 гг. М., 1988.
  91. А.С. Народы Центральной Европы: формирование национального самосознания. XVIII XIXbb. — СПб.: ТОО ТК1. Петрополис», 1997.
  92. Е. А. Об обустройстве вынужденных переселенцев. М., 1999.
  93. Народонаселение России: Библиографический указатель трудов ведущих ученых ИСЭПН РАН. / Под. ред. проф. Н. М. Римашевской- ин-т соц.-коном. проблем народонаселения РАН. М., 1998.
  94. Народонаселение стран мира: справочник. М., 1988.
  95. Народонаселение// Энциклопедический словарь/Под ред. А. Я. Кваши, Г. Г. Меликьяна, А. А. Ткаченко, Н. Н. Шаповалова, Д. К. Шелестова. М.: Большая Советская Энциклопедия, 1994.
  96. Население и условия жизни в странах Содружества Независимых Государств//Сб. статей / Межгосуд. Статкомитет СНГ. М., 1998.
  97. Население Ленинграда // Сб. Статей / Под ред. Э. К. Васильева. М., 1981.
  98. Население России за 100 лет 1987−1997// Стат. сб. Population of Russia 18 971 997: Statistical handbook / Госкомстат России. M., 1998.
  99. Национальные и демографические процессы в республиках и регионах европейского севера Российской Федерации (история и современность
  100. Тезисы докладов региональной науч.- практ. конф. Сыктывкар, 1994. -118с.
  101. Национальные интересы русского народа и демографическая ситуация в России. М., 1997.
  102. Новейшие изменения во внутренней и внешней миграции населения в России и их экономическое значение. М., 1994.
  103. Образ жизни населения крупного города. Опыт комплексного социологического исследования//Сб. статей. Л., 1988.
  104. М. Д. Место Северо-Западного региона в транспортной системе России/ Экономическая наука: проблемы теории и методологии. Секция 5−10.-СП6., 2002.
  105. Г. П. международная экономика: Учебное пособие. СПб.:Изд-во Михайлова В. А., 1999 — 390с.
  106. И.Е. Демографическая ситуация в России.- М., 1994.
  107. Основные показатели демографических процессов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.// Ст. сборник. СПб., 2000.
  108. Н. В. Экологическая сфера как область проявления интеграционного сотрудничества//Учен. зап. каф. общ. наук вузов С.Петербурга. Политическая экономия./Под ред. Рязанова В. Т. СПб., 1996. -Вып. 32. — 115—127с.
  109. В. И Методы изучения миграции населения. М., 1975.
  110. В.И. Миграция населения СНг: опыт прогноза// Полис. 1993. -№ 2. 69−79с.
  111. В. В. Некоторые черты национального самосознания // Тождество ленинской национальной политики. Чебоксары, 1972.
  112. Политэкономический словарь/ Под ред. Е. Ф. Борисова, В. А. Жамина, М. Ф. Макаровой. М., 1972.
  113. В. С. Государственная политика на рынке труда в современных условиях хозяйствования// в сб. Проблемы трудовых ресурсов России: социально-экономическое исследование. СПб., 1995.
  114. Продолжительность проживания населения России в месте постоянного жительства (по данным микропереписи 1994 г.).- М.: Госкомстат России, 1995.
  115. JI. О., Козырев А. А. Стратегическое планирование/ конспект лекций. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. — 59с.
  116. Т. М. Иммиграция в Россию: проблемы регулирования статьи.-М.: Гуманитарий, 1997. 73с.
  117. Региональная программа защиты вынужденных переселенцев. Направление: из Латвии в Россию. Рига, 1994.
  118. И. М. Дезинтеграция и реинтеграция государств СНГ
  119. Уч. Зап. Каф. Общ. наук вузов С.- Петербурга. Политическая экономия./ Под ред. Рязанова В. Т. СПб., 1996. — Вып.32. — 64−83с.
  120. Российская Федерация: нации и межнациональные отношения. -Новосибирск, 1993.
  121. Русские в новом зарубежье: Программа этносоциологических исследований / Под ред. С. С. Савоскул- Ин-т этнологии и антропологии РАН- Центр по изучению межнац. отношений.- М., 1994. 139с.
  122. Ф. Ф. Северо-Запад России: проблемы социально-экономического развития// Экономическая наука: проблемы теории и методологии. Тез. международ, конф. 16−18 мая 2002. Секция 5−10. СПб., 2002. -240−241с.
  123. Ф. Ф. Экономика Санкт-Петербурга: прошлое, настоящее, будущее.-Спб.: Гидрометеоиздат, 2000. 270с.
  124. В. Т. Экономическая интеграция в СНГ: предпосылки, возможности, проблемы // Уч. зап.каф. обществ, наук вузов С.-Петербурга. Политическая экономия /Под ред. Рязанова В. Т. СПб., 1996. — 5−35с.
  125. С.С. Русские в Балтии: миграция в контексте новых проблем // Русские в новом зарубежье: Миграционная ситуация, переселение и адаптация в России//Ин-т этнологии и антропологии РАН- Центр по изучению межнац. отношений. М., 1997. — 176−265с.
  126. Санкт-Петербург и Ленинградская область в 1995 году/ Статистический ежегодник-СПб., 1996.
  127. Г. Л., Чистякова Н. Е. Анализ возможных тенденций демографического развития С.-Петербурга //Гуманитарные науки., 1994. -№ 1. 51−58с.
  128. Сикевич 3. В. Этносоциология: национальные отношения и межнациональные конфликты СПб., 1994.
  129. А. В. Бруй Б. П. Изменение численности и состава населения России //Семья в России., 1994. -№ 2.
  130. Современная миграция населения России/ Под ред.Рыбаковского. М., 1993. -68с.
  131. В. Г. Об условиях экономической интеграции стран СНГ //Уч. зап. каф. общ. наук вузов С.-Петербурга. Политическая экономия /Под ред. Рязанова В. Т. -СПб., 1996. вып.32. 99−106с.
  132. Социальная защита населения: Сборник указов и распоряжений Президента Российской Федерации- постановлений и распоряжений правительства Российской Федерации. СПб.: Об-во «Знание» России С.- Петербургская организация, 1992.
  133. П. С. Развитие промышленности Санкт-Петербурга и Ленинградской области в настоящее время// Экономическая наука: проблемы теории и методологии.Тез. докл.междунар.конф. 16−18 мая 2002 г. Секция 510. СПб. — 2002. — 277−278с.
  134. Г. В. Этническая группа в современном советском городе. Л., 1987.
  135. Статистика миграции населения / Под ред. А. Г. Волкова М., 1973.
  136. П. Работа иностранцев. М.: Academia, 1996. — 331с.
  137. И.А. Русские в Эстонии: альтернативы и перспективы //Вынужденные мигранты: интеграция и возвращение / Ин-т этнологии и антропологии РАН.-М., 1997. -201−220с.
  138. Т. П. Государственная политика инвестиций в человеческий капитал// Экономическая наука: проблемы теории и методологии. Тез докл. между нар. конф. Секция 16−18 мая 2002 г. Секция 5−10. СПб, 2002. — 284−286с.
  139. С. Ф., Харламов В. Н. Факторы и основные направления формирования экономического союза стран СНГ // Уч. зап. Каф. общ. наук вузов С.-Петербурга. Политическая экономия./Под ред. Рязанова В. Т. СПб., 1996.-Вып. 32. -41−47с.
  140. Теория общественно-экономической формации /Под ред. Денисова В.В.-Л.: Изд-во «Наука», 1983.
  141. , В., Е. Долгих, Л. Леденева, В. Школьников. «Утечка умов»: потенциал, проблемы, перспективы/Ин-т проблем занятости РАН- РЭНД (США). М., 1993. — 207с.
  142. В. А. Руссие как меньшинства (пример Эстонии) /Ин-т этнологии и антропологии РАН. М., 1993. — 24с.
  143. Труд и занятость в Санкт-Петербурге и Ленинградской области// Официальное издание. СПб.: С.- Петербургский комитет гос. статистики, 2001.
  144. В., Быкова Е. Внешняя трудовая миграция: международный опыт. -1993.-№ 5/6.-31−33с.
  145. В.В. Миграция и рынок труда в России/Юбщество и экономика.-1995. № 2. — 32−49с.
  146. Ф. С., Заринов А. Я. Грани этнической самоидентификации// Социологические исследования. 1997. — № 8.
  147. В. Я. Сущность и классификация типов и причин дезинтеграции// Уч. зап. каф. общ. наук вузов С.-Петербурга. Политическая экономия / Под ред. Рязанова В. Т. СПб., 1996. — Вып.32. — 48−63с.
  148. Л. Н. Тенденция падения жизненного уровня населения и действия государства по ее преодолению//Экономическая наука: проблемы теории иметодологии. Тез междунар. конф.16−18 мая 2002 г. Секция 5−10 СПб., 2002.- 289−290с.
  149. Е. И. Латвия, Эстония: Стратегия поведения русского населения в новой политической ситуации//Миграции и новые диаспоры в постсоветских государствах. М., 1996. — 105−122с.
  150. Е. И.Адаптация русских вынужденных мигрантов из нового зарубежья// Вынужденные мигранты: интеграция и возвращение /Ин-т этнологии и антропологии РАН.- М., 1997. 45−74с.
  151. Е.и. Правовое положение мигрантов в городах России // Миграция и урбанизация в СНГ и Балтии в 90-е годы / Под ред. Зайончковской Ж.А.- Центр изучения проблем вынужд. миграции в СНГ.- М., 1999. 187—198с.
  152. В. И. Здоровье и проблемы миграции в Сибири //Миграция. 1998. -№ 1.-32−33C.
  153. Численность и миграции населения Российской Федерации// Стат. бюллетень. М.: Госкомстат России, 1992−2000.
  154. Численность и миграция населения Российской Федерации, Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей в 1995 году. СПб., 1996.
  155. Численность и миграция населения Санкт-Петербурга и Ленинградской, области в 1996 году. СПб., 1997.
  156. Численность и миграция населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 1997 году СПб., 1998.
  157. Численность населения РСФСР по городам, рабочим поселкам и районам на 1 января 1990 г. М.: Госкомстат РСФСР, 1990.
  158. А. И., Шарыгин М. Д. Экономическая и социальная география: новый этап. Л. «Наука» Л О, 1990.
  159. А.И. Этнологи, опередившие время. М., 2002.
  160. И. С. Сущность и пути обеспечения рациональной занятости населения. // Проблемы трудовых ресурсов России: социально-экономическое исследование СПб., 1995.
  161. . Ж. Процедура приема беженцев в поисках убежгаца//Москов. Журнал междунар. права. -1998. -№ 1. 92−103с.
  162. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г. Г. Миликьяна Р.П. Колосовой.- М.:Изд-во МГУ, Изд-во ЧеРо, 1996- 623с.
  163. Экономические связи регионов Северо-Западного федерального округа и Кировской области.//Ст.сборник. СПб.: Госкомстат, 2001.
  164. Этничность и власть в полиэтнических государствах/Под ред. В. А. Тишкова.-М., 1994.
  165. Этносоциальные проблемы города/Под ред. О. И. Шкаратана М., 1986.
  166. Н. В. Изучение города как этнографическая проблема
  167. Этнографические исследования Северо-Запада СССР. Л., 1977.
  168. Н. В. Ленинград: национальные меньшинства и межнациональные отношения//Ленинградская конференция по правам меньшинств. Л., 1991.
  169. Н. В. Старый Петербург: историко-этнографическое исследова-ние — Л., 1982.
  170. Н. В. Этнический состав и этносоциальная структура населения Петербурга вторая половина XIX начало XX века. — Л., 1984.
  171. Н. В. Этнокультурные процессы в Петербурге. Л., 1987.
  172. Refugees and Forced Resettles in the CIS Countries. / Ed/ V/ Mukomel, E. Payin. -M.: Complex Progress, 1996.
Заполнить форму текущей работой