Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Стратегическое управление организациями санаторно-курортных услуг на базе экономического анализа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в том, что стратегическое управление в организации СКУ определяется как набор действий и решений, разрабатываемых и принимаемых руководством, предназначенных для достижения рыночных целевых установок, представляющих собой процесс сознательного, целенаправленного осуществления взаимосвязанных действий по формированию и эффективному… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы и принципы современного управления организацией сферы услуг. ''
    • 1. 1. Содержание, принципы и эволюция процесса управления
    • 1. 2. Концептуальные подходы к управлению организацией в рыночной среде сферы услуг
    • 1. 3. Место и роль экономического анализа в управлении организацией сферы услуг
  • 2. Стратегическое управление и анализ рыночных возможностей организацией сферы услуг
    • 2. 1. Необходимость и сущность стратегического управления хозяйствующим субъектом в рыночной экономике. Сочетание стратегического и антикризисного управления. HJ
    • 2. 2. Технология разработки стратегии СКО
    • 2. 3. Методика комплексного анализа внутренней среды СКО
  • 3. Разработка стратегии развития СКО рекреационного района на основе анализа среды функционирования
    • 3. 1. Стратегический анализ социальной сферы СКК Туапсинского района Краснодарского края
    • 3. 2. Мероприятия по внедрению и совершенствованию стратегического управления СКО на базе SWOT — анализа

Стратегическое управление организациями санаторно-курортных услуг на базе экономического анализа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Радикальное совершенствование системы управления экономическими субъектами — одно из важнейших направлений программы реформ, проводимых в России. Особое значение эта проблема приобретает на уровне организации сферы услуг, положение которой в рыночной экономике меняется коренным образом. В условиях обострения конкуренции на рынке услуг, быстро меняющейся стратегической ситуации, санаторно-курортная организация (СКО) как составная часть санаторно-курортного комплекса региона (СКК) должна концентрировать внимание не только на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную перспективу, которая позволяла бы быстро и с наименьшими затратами адаптироваться к постоянным изменениям внешней среды. Другими словами, от преимущественно оперативного управления, доминировавшего ранее, необходим переход к стратегическому управлению. Особенности системы управления организациями (особенно в сфере услуг) на современном этапе тесно связаны с изменением стратегических ориентиров их деятельности. Вместе с тем возрастает влияние фактора хозяйственного риска, проявляются преимущества и недостатки свободного ценообразования, возможности самостоятельного выбора потребителей услуг, происходит постепенное уменьшение регулирования процесса оказания услуг административными методами.

Процесс стратегического управления базируется на экономическом состоянии организации, определяемом на основе экономического анализа. Именно экономический анализ является, с одной стороны, той основополагающей базой, на основе которой формируется стратегия организации, а с другой, служит инструментом корректировки уже сформулированной и внедряемой в практику стратегии. Анализ внешней среды и внутренних условий функционирования организации позволяет принимать экономически грамотные, оптимальные управленческие решения, нацеленные на достижение целевой установки хозяйствования.

Всё это диктует настоятельную необходимость глубокого исследования накопленного отечественного и зарубежного опыта в теории и практике управления, а также создания различных методик, схем управления и адаптации их к экономическим реалиям, сложившимся в России в начале XXI века. Поэтому направление исследования предопределено как недостаточностью практической разработки проблемы в современных российских условиях, так и её важностью для эффективного функционирования организаций санаторно-курортных услуг. Необходимость дальнейшей научной комплексной разработки усиливается динамизмом происходящих изменений экономической ситуации в России.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных учёных в области теории и практики стратегического управления и экономического анализа, среди них: Виханский О. С., Наумов А. И., Вершигора Е. Е., Герчикова И. Н., Мельник М. В., Берлин С. И., Бланк И. А., Родионова В. М., Рейльян Я. Р., Румянцева З. П., Саломатин Н. А., Карданская P. JL, Ириков В. А., Ильдеменов С. В., Кинг У., Клиланд Д., Ансофф И., Файоль А., Драккер П., Друкер П., Шеремет А. Д., Баканов М. И., Сайфулин Р. С., Негашев Е. В., Ковалев В. В., Русак Н. А., Майданчик Б. И., Савицкая Г. В., Ефимова О. В., Донцова JI.B., Никифорова Н. А., Крейнина М. Н., Бужинский А. И., Дембинский Н. В., Муравьев А. И., Вартанов А. С., Бернстайн JI.A., Жак Ришар, Фатхутдинов А. С., Эрик Хелферт и другие ученые.

В диссертационной работе использована статистическая информация как по России, так и по Краснодарскому краю, законодательные и другие нормативные документы, регламентирующие работу организаций сферы услуг в современных условиях, тематические материалы периодических изданий, а также материалы, полученные в процессе практических исследований автора. В ходе исследования использованы данные ряда санаторно-курортных организаций Туапсинского района Краснодарского края, на примере которых иллюстрируется практическое применение предлагаемой методики экономического анализа и ее влияние на стратегию развития и стратегическое управление.

Целью диссертационной работы является теоретическое обоснование необходимости стратегического управления организацией СКУ в рыночной экономике, определение роли и места комплексного экономического анализа в системе стратегического управления и разработка оригинальной методики экономического анализа, направленной на поиск практических рекомендаций по совершенствованию стратегического управления развитием санаторно-курортной организации.

Поставленная в работе цель обусловила необходимость решения следующих задач:

— охарактеризовать содержание, принципы и эволюционность категории «стратегическое управление» в российской и зарубежной экономической науке;

— проанализировать концептуальные подходы к стратегическому управлению в рыночной системе хозяйствования;

— показать место и роль экономического анализа в управлении организацией сферы услуг;

— рассмотреть технологию разработки стратегии поступательного развития санаторно-курортной организации с учетом внешних и внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей;

— на основе обобщения опыта отечественной и зарубежной экономической науки разработать авторскую методику анализа внутренней среды санаторно-курортной организации;

— показать особенности практического опыта разработки стратегии развития санаторно-курортной организации на основе комплексного анализа внешней и внутренней среды функционирования.

Объектом исследования являются санаторно-курортные организации Краснодарского края. Выбор объекта исследования обусловлен постоянным ростом и интенсивным развитием рынка СКУ и практической необходимостью в совершенствовании управления организациями сферы услуг данной отрасли в Краснодарском крае на стратегическую перспективу.

Предметом данного исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе разработки и осуществления процесса стратегического управления организацией сферы услуг.

Диссертационная работа выполнена в соответствии с Паспортом специальностей ВАК: п. 15.103 — Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынкап. 15.105 — Факторы, влияющие на размещение и эффективность деятельности предприятий сферы услуг.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в том, что стратегическое управление в организации СКУ определяется как набор действий и решений, разрабатываемых и принимаемых руководством, предназначенных для достижения рыночных целевых установок, представляющих собой процесс сознательного, целенаправленного осуществления взаимосвязанных действий по формированию и эффективному использованию ресурсов организации СКУ, направленных на достижение ее эффективного функционирования и базирующейся на совокупности тенденций, выявленных в результате экономической диагностики, экономического мониторинга и комплексного экономической анализа. Процесс стратегического управления направлен на выделение своего сегмента рынка СКУ и на обеспечение удовлетворения установленных или предполагаемых индивидуальных предпочтений потребителей СКУ с целью их стратегического позиционирования и адекватных изменений процесса и структуры управления.

Положения, выносимые на защиту.

1. Механизм стратегического управления развитием организаций СКУ разрабатывается на основе определения состава, места и роли компонентов и методов. Реализация различных стратегий в зависимости от условий функционирования организации возможна при условии использования одного или совокупности обеспечивающих принятие эффективных управленческих решений с применением методов экономического анализа и предваряющих его методов экономической диагностики и экономического мониторинга.

2. Фактически, дифференциация производителей в зависимости от целевого восприятия на рынке СКУ, технологиям их осуществления и реализации, не предполагает существования в структуре национальной индустрии СКУ, научно обоснованной концепции управления, отвечающей современным требованиям. Суть ее состоит в определенном отходе от управленческого рационализма, т. е. от убеждения, что рыночный успех СКО основан только на эффективности использования ресурсов организации СКУ, снижении издержек, рациональной организации труда и т. п. Предлагаемая новая управленческая философия основана на ситуационном подходе к управлению и постулате, что успех СКО заключается в оперативных адаптивных процессах внутренней среды и управленческой структуры постоянно изменяющейся внешней среде.

3. В условиях современных реалий рынка СКУ, основой стратегического управления СКО служит комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности, который позволяет принимать экономически обоснованные управленческие решения, эффективные на долгосрочную перспективу. Данный анализ, классифицированный нами как новый полноправный элемент стратегического управления, изучает причинно-следственные связи экономических явлений и процессов с учетом отраслевых и рыночных особенностей СКУ, определения иерархии стратегий и последовательности их формирования.

4. Основополагающий подход к оценке эффективности стратегического управления состоит в установлении потребительских свойств стратегии как одного из видов управленческих решений, в соответствии с чем определяются основные компоненты системы стратегического управления в экономическом, социальном, организационном и правовом аспектах, принимая во внимание специфический характер технологии, организации предоставления, готовых к реализации СКУ, экономических отношений и сложившихся в российской экономике условий управления.

5. Проводимая в настоящее время структурная реорганизация сферы услуг и открытие отечественного рынка СКУ для зарубежных производителей этих услуг, поставили многие СКО Краснодарского края в сложное экономическое положение. Поэтому признано целесообразным применять сочетание элементов стратегического и антикризисного управления путем разработки стратегии развития на основе нейтральной политики ценообразования (не выше уровня конкурентов), расширения освоенного сегмента рынка СКУ, гибкости и адаптивности организационной структуры СКО, превалирования концепции продвижения и реализации перед применяемой сейчас концепцией коммерческих усилий с целью обеспечения длительного по времени конкурентного преимущества, позволяющего иметь востребованную рынком номенклатуру СКУ, финансовую устойчивость и прибыльность.

Научная новизна исследования заключается в разработке теоретических положений и практических мер по формированию механизмов стратегического управления организацией сферы санаторно-курортных услуг (СКУ) на базе комплексного экономического анализа, а именно:

— на основе обобщения опыта хозяйствования отечественных и зарубежных организаций сферы санаторно-курортных услуг выявлено, что основным элементом стратегического управления является управление на основе реальной рыночной конъюнктуры по критериям сегментирования рынка СКУ на основе платежеспособности реальных и потенциальных потребителей СКУ;

— уточнены и расширены основные принципы и подходы к формированию современной системы стратегического управления организацией СКУ на базе экономической диагностики, экономического мониторинга и экономического анализа;

— разграничены, структурированы и уточнены понятия: «экономическая диагностика» — как предварительная общая оценка экономического состояния объекта исследования в условиях неполной информации с целью выявления проблем развития и перспективных путей их решения- «экономический мониторинг» — систематическое и планомерное наблюдение за состоянием организации СКУ в связи с хозяйственной и рекреационной деятельностью человека- «экономический анализ» как элемент стратегического управления, изучает причинно-следственные связи экономических явлений и процессов в организации СКУ;

— обобщены теоретические положения по определению сущности и степени сочетания мероприятий в рамках стратегического и антикризисного управления организацией сферы услуг, определены концептуальные отличия оперативного и стратегического управления, которые заключаются не только в разных временных рамках, но и различном влиянии на рыночный статус организации СКУ услуг в условиях современной российской экономики;

— предложена оригинальная методика комплексного экономического анализа внутренней среды функционирования СКО, отвечающая требованиям современных условий хозяйствования и способствующая повышению объективности аналитического исследования с помощью разработанной методики экспресс-анализа хозяйственной деятельности санаторно-курортной организации (СКО), построенная на комбинации основных показателей и неформальных критериев, позволяющих оценить экономическое состояние организации сферы услуг на основе авторской балльной оценки;

— впервые на основе предложенной методики одновременно проведён комплексный экономический анализ с использованием SWOT-анализа и осуществлен выбор стратегии развития для конкретных СКО, а также определены способы её реализации.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в разработке концепции применения и оценке уровня использования методов стратегического управления в организациях сферы услуг, которая заключается в обосновании сочетания методов экономической диагностики, экономического мониторинга и экономического анализа. Теоретические выводы и положения могут быть использованы как для дальнейших научно-теоретических исследований, так и в подготовке учебных программ.

Практическая значимость диссертационной работы. Выводы и предложения, полученные в работе, могут быть использованы: в определении и выделении основных проблем стратегического управления ресурсами СКО, как при разработке экономической стратегии развития субъектов экономической деятельности сферы СКУ в условиях хозяйственной самостоятельности, так и при корректировке действующей стратегии с целью повышения эффективности принимаемых управленческих решений.

Реализация и апробация результатов исследования. Основные положения, выводы и рекомендации, сформулированные в диссертации, докладывались на краевых, межвузовских и международных научно-практических конференциях: VIII Всероссийском форуме молодых ученых и студентов «Конкурентоспособность территорий и предприятий во взаимозависимом мире», XXXIII Научной конференции студентов и молодых ученых ВУЗов Южного федерального округа, Международной научно-практической конференции «Проблемы развития менеджмента, логистики и коммерции в условиях новой экономики». Результаты диссертационной работы внедрены в работу Департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края и ряда СКО г. Туапсе и Туапсинского района Краснодарского края. Материалы диссертации используются при чтении лекций по курсам «Менеджмент» и «Оценка конкурентоспособности товаров и услуг» в Институте экономики, права и гуманитарных специальностей.

Структура и объём работы.

Цель и задачи исследования

определили структуру работы, которая построена с учётом логической последовательности, ориентирована на всесторонний и глубокий анализ сущности рассматриваемой проблемы, базирующийся на принципах комплексности и разработку на этой основе теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию стратегического управления СКО в современных условиях.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, содержит 10 приложения и список использованных источников, включающий 138 наименований, проиллюстрирована 41 таблицами, 13 рисунками.

Выход.

Управленческое решение.

Технические средства управления, модели, методы.

Контроль за исполнением решения.

Рис. 1.4 — Укрупненная схема выработки управленческих решений в СКО (разработано автором) о.

Рис. 1.5 — Процесс принятия решений в контуре управления.

Для того, чтобы принимаемые решения обеспечивали выполнение поставленных целей, они должны удовлетворять ряду требований:

— иметь механизм реализации, т. е. решение должно содержать способ выполнения, стимуляцию реализации и форму контроля за выполнением;

— быть гибкими, т. е. в них должен быть заложен алгоритм выполнения при изменении внешних и внутренних условий;

— быть реальными, т. е. способы выполнения должны соотноситься с располагаемыми ресурсами, необходимыми для решения конкретных задач.

Рассматривая экономический анализ хозяйственной предпринимательской) деятельности в контексте управления, можно выделить следующие его виды.

1. Функционально-целевой анализ деятельности хозяйствующего субъектаанализ достижения той или иной производственной цели, с разработкой соответствующих управленческих решений.

Структура такого анализа может быть представлена следующим укрупненным перечнем:

— анализ развития материально-технической базы предприятия;

— анализ производства и реализации товарной продукции и услуг;

— анализ уровня социального развития трудового коллектива предприятия;

— анализ уровня организационно-экономического развития предприятия (фирмы);

— анализ эффективности использования экономических ресурсов;

— анализ качества выпускаемой продукции и ее научно-технического уровня;

— анализ предпринимательского риска при осуществлении хозяйственной (предпринимательской) деятельности.

2. По направленности аналитико-прогностические работы М. В. Мельник подразделяет на три основные группы: анализ финансово-экономической ситуации на предприятии (фирме) — маркетинговые исследованияанализ внешней среды (сканирование внешней среды) [80. С. 34−35].

Анализ конкретной финансово-экономической ситуации на предприятии в основном нацелен на выявление проблем и возможностей использования внутренних ресурсов.

Маркетинговые исследования направлены на анализ тенденций развития спроса, возможностей формирования новых потребностей у потребителей, конкурентных позиций предприятия и т. д.

Сканирование внешней среды является быстроразвивающимся направлением аналитико-прогностических работ в системах стратегического управления крупнейших западных фирм. Опрос, проведенный среди ведущих корпораций США, показал, что около 70% из 500 опрошенных корпораций внедряют формализованные системы сканирования [80. С. 36]. В настоящее время сканирование предполагает сбор, оценку и прогноз значимости для корпораций важнейших изменений во внешней социально-экономической и технологической среде в целях подготовки стратегических решений в высших эшелонах управления.

Таким образом, анализу как научному методу познания и как функции управления подвластны практически все аспекты хозяйственной (предпринимательской) жизни организации сферы услуг, а вид и характер анализа напрямую зависят от его целевой установки.

Категории рыночной экономики: хозяйственная и предпринимательская деятельность, управленческие решения, оценка, диагностика и мониторинг хозяйственной деятельности организации сферы услуг.

С переходом к рыночным отношениям в современной экономической науке появились новые термины и понятия, которые еще окончательно не уточнены, но широко используются в практике управления и анализа. Так как основным предметом нашего исследования является управление функционированием организации сферы услуг на основе анализа ее хозяйственной деятельности, представляется целесообразным дать толкование таких понятий, как «хозяйственная деятельность», «предпринимательская деятельность», «коммерческая деятельность», «управленческое решение», «оценка», «мониторинг» хозяйственной деятельности" и некоторые другие, которые будут применяться в дальнейшем исследовании.

Согласно определению А. И. Муравьева, «хозяйственная деятельность представляет собой совокупность процессов, направленных на выполнение целевой функции объекта в соответствии с его местом в системе общественного разделения труда» [92. С. 76]. Если говорить об определении хозяйственной деятельности применительно к организации сферы услуг, то, «хозяйственная деятельность рассматривается как совокупность различных факторов, взаимодействие которых превращает потенциал в готовые услуги» [135. С. 32].

Первое, приведенное А. И. Муравьевым определение можно рассматривать как развитие второго. Действительно, в нем сохраняется представление хозяйственной деятельности как совокупности определенных элементов, идея нацеленности взаимодействия данных элементов. Это видно из следующих сравнений: «процессов, направленных на выполнение целевой функции объекта» и «взаимодействие которых превращает сырье в готовые изделия». Развитие заключается в замене «совокупности различных факторов» на более системное и объемное понятие хозяйственной деятельности -«процессы».

Принципиальный характер имеет и введение в определение указание связи объекта с его целевой функцией в системе общественного разделения труда. Фактически это не даёт возможности подводить под хозяйственную деятельность случаи бесхозяйственной деятельности, когда создаются готовые к потреблению услуги, которые не находят своего потенциального покупателя.

Под хозяйственной деятельностью в определении менеджмента понимается деятельность фирмы: в любой отрасли экономики: промышленности, торговле, строительстве, транспорте, банковском деле, страховом деле и др.- в любой сфере деятельности фирмы: НИОКР, производство, сбыт, финансы, если она направлена на получение прибыли как конечного результата или предпринимательского дохода в зависимости от конкретных целей деятельности фирмы" [36. С. 10−11].

Сегодня в условиях коренных преобразований и изменений условий хозяйствования предприятий казалось бы правомернее говорить не о хозяйственной, а о предпринимательской деятельности. Понятия «предпринимательская деятельность» и «хозяйственная деятельность» практически тождественны, так как и то и другое отражает регулярную деятельность, связанную с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг или же продажей товаров, необходимых потребителю при условии, что данная регулярная деятельность осуществляется коммерческой организацией.

Согласно статье 50 Гражданского Кодекса Российской Федерации (часть 1) [1] под коммерческой понимается организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельностипод некоммерческой — организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Таким образом, и для коммерческих и для некоммерческих организаций приемлемо использование понятия «хозяйственная деятельность" — понятие же «предпринимательская деятельность» применимо только для коммерческих организаций. В своей работе мы будем говорить только о коммерческих организациях и поэтому поставим знак равенства между понятиями «предпринимательская деятельность» и «хозяйственная деятельность» .

Таким образом, под предпринимательской (хозяйственной) деятельностью организации мы понимаем деятельность, предполагающую использование инвестированных в производство и другие виды деятельности средств, полученных в виде собственных накоплений (реинвестированной чистой прибыли, амортизационных отчислений) и от различного рода кредиторов, в результате которой хозяйствующий субъект получает прибыль.

В условиях рынка всё больше переплетаются интересы производителя и потребителя. Основную миссию управления в конкурентной среде можно сформулировать следующим образом: «Производить то, что продаётся, а не продавать то, что производится». Чтобы успешно реализовывать свою продукцию и тем самым обеспечивать жизнедеятельность предприятия в.

I 41 долгосрочном плане, коммерческие службы должны придерживаться следующей формулы: «ЗНАТЬ — ХОТЕТЬ — УМЕТЬ — УСПЕВАТЬ».

В процессе управления хозяйственной деятельностью организации сферы услуг, поиске путей её совершенствования важную роль играют понятия «хозяйственная ситуация», «проблемная ситуация», «конфликтная ситуация», «хозяйственное решение», «управленческое решение», «хозяйственная проблема» [92. С. 80].

В самом общем виде понятие «ситуация» означает «сочетание условий и обстоятельств, создающих определённую обстановку, положение» [111. С. 226]. Понятие «хозяйственная ситуация» может быть определено как сочетание хозяйственных факторов и условий организации, обуславливающее формирование только ей присущих факторов уровней количественных и качественных показателей (параметров). Отметим, что хозяйственная ситуация не стабильна, а изменяется в зависимости от конкретных политико-экономических условий и может перерасти в проблемную ситуацию.

Проблемную ситуацию можно определить как сочетание хозяйственных условий и факторов, «при котором формируется устойчивая тенденция к ухудшению уровня и динамики оценочных показателей» [92. С. 80]. В случае, когда данная тенденция сформировалась, можно и нужно говорить о конфликтной ситуации. При выявлении конфликтной ситуации возникает острая необходимость регулирования хозяйственной деятельности. Этой цели служит хозяйственное решение, которое представляет собой «способ преодоления проблемной или конфликтной ситуации» [92. С. 81].

Хозяйственному решению предшествует оценка того или иного факта, процесса или ситуации. Термин «оценка» встречается часто, но при этом он имеет различные толкования, как, например: оценка как характеристика уровня цен, применяемых для стоимостного выражения результата деятельностиоценка как выражение мнения какого-либо лица по поводу содержания, количественных и качественных параметров процесса, явления и т. д.- оценка как аналитическая процедура выработки качественной характеристики поведения показателя, процесса, системыоценка как качественное суждение лица, группы лиц, общественной или хозяйственной организации по поводу уровня и динамики одного или совокупности показателей, выражающее степень достижения цели, задания, желаемого (намеченного) состояния.

Комплексная оценка хозяйственной деятельности предприятия представляет собой характеристику, полученную в результате комплексного исследования, т. е. одновременного и согласованного изучения совокупности показателей, отражающих все (или многие) аспекты хозяйственных процессов, и содержащую обобщающие выводы о результатах деятельности производственного объекта на основе выявления качественных и количественных отличий от базы сравнения (плана, нормативов, предшествующих периодов, достижений на других аналогичных объектах, других возможных вариантов развития)" [135. С. 47].

На наш взгляд, анализ хозяйственной деятельности организации сферы услуг завершается её оценкой. Оценить результаты осуществления хозяйственной деятельности — значит выявить степень соответствия этой деятельности поставленной цели хозяйствования.

Понятия «хозяйственное решение» и «управленческое решение», на наш взгляд, являются идентичными, так как оба способствуют преодолению условий и обстоятельств, создающих какую-либо ситуацию. По определению H. JL Карданской, «то или иное управленческое решение представляет собой социальный акт, подготовленный на основе вариантного анализа и принятой в установленном порядке оценки, имеющей директивное значение, содержащий постановку целей и обоснование средств их осуществления, организующий практическую деятельность субъектов и объектов управления, направленную на достижение указанных целей» [63. С. 32−33].

Л.Г. Евлановым дано определение категории принятия решений, позволяющее разграничить основные этапы процесса принятия решений. «Принятие решений представляет собой процесс, который начинается с возникновения проблемной ситуации и заканчивается выбором решения-действия по устранению проблемной ситуации» [51. С. 9].

Разграничим также понятия «анализ», «экономическая диагностика», «экономический мониторинг», так как в современной экономической литературе они часто отождествляются.

Диагностика" в дословном переводе с древнегреческого означает распознавание состояния изучаемого объекта по косвенным признакам. Другим возможным переводом этого термина является изучение состояния объекта, в том числе и экономического, что удовлетворяет традиционному пониманию экономического анализа [29. С. 9−10].

Согласно А. И. Муравьеву, «под экономической диагностикой предлагается понимать способ установления характера нарушений нормального хода хозяйственного процесса на основе типичных признаков, присущих только данному нарушению» [92. С. 72]. Он отмечает ее экономический характер, т. е. это способ выявления нарушений в экономике предприятия на основе экономических же признаков.

Подобная постановка может повлечь за собой вопрос: почему «экономическая диагностика», а не «экономический анализ», «оценка» или другие общесистемные функции управления, исследованию которых посвящено множество работ? На этот вопрос мы попытаемся сформулировать свою собственную позицию, которая состоит в следующем.

1. Экономическая диагностика не является отдельной функцией управления, как, например, анализ, так как охватывает только «верхний срез» ряда функций, оставляя более детальные аспекты самим функциям, то есть собственно анализу.

2. Результатом экономической диагностики является не управленческое решение, а лишь общие рекомендации для лица, вырабатывающего решение.

3. Экономическая диагностикаэто попытка взглянуть на «жизнедеятельность» организации сферы услуг с более общих позиций, нежели с позиции какой-то одной общественной функции.

Таким образом, экономическая диагностика представляет собой предварительную общую оценку экономического состояния объекта исследования в условиях неполной информации с целью выявления проблем развития и перспективных наиболее общих путей их решения. Взаимосвязь экономического анализа по содержанию процесса управления и диагностики с другими функциями управления можно проследить по следующему рисунку (рис. 1.6.) [29. С. 14].

Рис. 1.6 — Взаимосвязь экономического анализа и экономической диагностики с другими функциями управления (разработано автором).

Категория «экономический мониторинг» очень часто встречается в зарубежной терминологии управленческой науки. Современное энциклопедическисловарное толкование термина «мониторинг» дается в следующем виде: «Мониторингнаблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека» [137. С. 446].

Как видно из определения, данный термин в энциклопедическом аспекте полностью ориентирован на экологию и предполагает реализацию ряда классических функций управления (наблюдение, оценка, анализ, прогнозирование и т. п.) состояние окружающей среды в связи с хозяйственным вмешательством человека. В современных условиях он используется в области экономического управления объектом.

По нашему мнению, экономический мониторингсистематическое и планомерное наблюдение за состоянием объекта в связи с хозяйственной деятельностью человека (организации, управляющих органов и т. п.). В целом можно сказать, что экономический мониторинг имеет своей целью расширение информационного обеспечения деятельности предприятия для повышение его адаптивности к постоянно изменяющимся внешним и внутренним условиям к созданию условий и предпосылок для осуществления рационального управления.

2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ И АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ СФЕРЫ УСЛУГ.

2.1. Необходимость и сущность стратегического управления хозяйствующим субъектом в рыночной экономике. Сочетание стратегического и антикризисного управления.

Структурная перестройка сферы услуг в Российской Федерации с целью ее конкурентоспособности на мировом и европейском рынках санаторно-курортных услуг, с одной стороны, и открытие отечественного рынка для зарубежных организаций санаторно-курортных услуг (СКУ) — с другой поставили в сложное экономическое (прежде всего финансовое) положение многие санаторно-курортные организации (СКО) различных организационно-правовых форм в России и в Краснодарском крае. Несостоятельность по обязательствам перед федеральным и региональным бюджетами и кредиторами, огромные масштабы неплатежей привели к ухудшению финансового положения даже традиционно процветавших СКО. Неплатежеспособность и последующие банкротства СКО становятся всё чаще предметом рассмотрения арбитражных судов. Поэтому столь актуальна сегодня проблема поиска и внедрения в практику таких форм и методов управления, использование которых позволяло бы не доводить дело до критического состояния СКО, несмотря на общую нестабильную обстановку в нашей стране, а в случае, когда результаты деятельности СКО оказались отрицательными и речь уже идёт о банкротстве, позволили бы подготовить и реализовать программу оздоровления СКО [119. С. 79]. На решение именно этих задач должна быть нацелена система мер, именуемая за рубежом «кризис-менеджмент», а в отечественной литературе — «антикризисное управление» и шире — «стратегическое управление».

С позиций финансового менеджмента кризис характеризует реализацию катастрофических рисков организации в процессе ее хозяйственной деятельности, вследствие которой оно неспособно удовлетворить в установленные сроки предъявленные со стороны кредиторов требования и выполнить обязательства перед бюджетом. А на наш взгляд, с учётом реалий сегодняшнего дня, кризисное состояние организации — это состояние, при котором оно неспособно осуществлять финансовое обеспечение текущей хозяйственной деятельности, сопряжённое с подрывом его деловой репутации и сопряжённое с подрывом его деловой репутации и возможным наступлением банкротства.

Проблема антикризисного управления организацией вытекает из самой природы проводимых в России реформ. Совокупность специфических особенностей реформирования экономики определила предрасположенность многих российских организаций к финансовому кризису и предбанкротному состоянию.

В последнее время в связи с обострившимся финансовым кризисом СКО целых регионов Юга России, под таким управлением понимают либо управление в условиях уже наступившего кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из такого состояния. Как отмечают проф. Э. С. Минаев и проф. В. П. Панагушин, «.антикризисное управление необходимо рассматривать шире. Оно должно априорно опережать и предотвращать неплатежеспособность и несостоятельность организации» [9. С. 7].

По мнению Э. А. Уткина, «Под антикризисным управлением понимается такое управление, которое нацелено на предотвращение возможных серьёзных осложнений в рыночной деятельности российского предприятия, обеспечение его стабильного, успешного функционирования с ориентацией расширенного воспроизводства на самой современной основе на собственные накопления» [119. С. 77−80].

На наш взгляд, в стратегическом плане антикризисное управление организаций сферы услуг должно обеспечить ему в течение длительного периода такое конкурентное преимущество, которое позволит иметь востребованные рынком услуги и достаточно денежных средств для своевременной оплаты всех своих обязательств, возникающих при их производстве и реализации. В этом контексте антикризисное управление приближается к стратегическому.

Отметим, что антикризисное управление отличается от традиционных приёмов, форм и технологий менеджмента. Сравнительная характеристика традиционного и антикризисного управления представлена нами в таблице 2.1 [25. С. 37].

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации
  2. Закон Российской Федерации «Об акционерных обществах»
  3. Закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)»
  4. Л. И. Неплатежи: «зри в корень» // Экономика и жизнь, 1998,42.
  5. И. Л. Совершенствование хозяйственного механизма управления лёгкой промышленностью. М.: Легпромиздат, 1990. — 160 с.
  6. М. М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 1997. — 248 с.
  7. И. Новая корпоративная стратегия. Спб.: Питер Ком, 1999.416 с.
  8. И. Стратегическое управление / Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.-395 с.
  9. Антикризисное управление. Учебное пособие для технических вузов // Под ред. проф. Минаева Э. С. и проф. Панагушина В. П. М.: ПРИОР, 1998. -432 с.
  10. Г. 3. и др. Теория и практика антикризисного управления / Под ред. д. т. н. Беляева и д. э. н. Кошкина В. И. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996.-469 с.
  11. В. Как управлять предприятием // Экономика и жизнь, 1996,49.
  12. В., Ириков В. Где выход из кризиса? О роли маркетинга в деятельности предприятия // Экономика и жизнь, 1996, № 32.
  13. М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1997. — 415 с.
  14. Л.Е. Теория экономического анализа. Учебное пособие. -М.: ИНФРА-М, 2001.-222 с.
  15. П. С., Кондраков Н. П., Палий В. Ф. и др. Бухгалтерский учёт // Под ред. П. С. Безруких. М.: Бухгалтерский учёт, 1994. — 528 с.
  16. В. Г. Финансы фирмы. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2003.-298 с.
  17. Т. Б. Анализ и диагности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2001. — 215 с.
  18. С. И. Стратегическое планирование. Учебное пособие. -Краснодар.: КубГУ, 1997. 194 с.
  19. JI. А. Анализ финансовой отчётности: теория, практика и интерпретация / Пер. с англ. / Научн. ред. И. И. Елисеева. Гл. ред. серии Я. В. Соколов. -М.: Финансы и статистика, 1996. 623 с.
  20. И. А. Управление торговым предприятием. М.: Тандем, 1998. -416с.
  21. И. А. Управление прибылью. Киев.: Ника-Центр, Эльга, 1998. -544 с.
  22. И. А. Финансовый менеджмент. Киев.: Ника-Центр, Эльга, 2000. — 534 с.
  23. Брагина 3. В., Маценова Т. А., Кожохина В. П. Организация управления призводственными процессами текстильных предприятий. М.: Легпромиздат, 1991. — 209 с.
  24. Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. Полный курс. В 2-х томах / Пер. с англ. / Под. ред В. В. Ковалёва. Спб.: Экономическая школа, 1997. — 1166 с.
  25. С. С., Горелов Н. А., Титков А. С. Антикризисное управление. Реструктуризация и реинжиниринг персонала. СПб.: Валери СПД, 1999.-256 с.
  26. Бутник Сиверский А. Б., Сайфулин Р. С., Рейльян Я. Р. и др. Экономико-математические методы в анализе хозяйственной деятельности предприятий и объединений. — М.: Финансы и статистика, 1982. — 200 с.
  27. М. И. Внутрифирменное планирование. М.: ИНФРА-М, 1999.-392 с.
  28. Т. Г., Фомина J1. Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчётности для принятия управленческих решений. Москва — Санкт-Петербург.: Издательский дом Герда, 2001. — 288 с.
  29. А. С. Экономическая диагностика деятельности предприятия: организация и методология, М.: Финансы и статистика, 1991. -78 с.
  30. Е.Е. Менеджмент. Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 1998.256 с.
  31. В. А. Организация стратегического управления на предприятии. М.: ИНФРА-М, 1996. — 327 с.
  32. О. С. Проблемы развития управления общественным производством. -М.: Прогресс, 1986. 187 с.
  33. О. С. Стратегическое управление. М.: Гардарики, 1999.296 с.
  34. О. С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: Гардарики, 1998.528 с.
  35. А. П., Матирко В. П., Модин А. А. Управление персоналом в условиях рыночной экономики: опыт ФРГ. М.: Дело, 1992. — 228 с.
  36. И. Н. Менеджмент. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.478 с.
  37. Г. А., Ириков В. А., Ильдеменов С. В. Технология и опыт вывода предприятия из критического и банкротного состояния в конкурентоспособное: методика, годовой опыт ЗАО «Чайковский текстиль». -М.: Школа менеджмента, 1996. 307 с.
  38. В. Наблюдаем рост. Под микроскопом // Экономика и жизнь, 2000, № 48.
  39. А. Затянувшийся дрейф // Экономика и жизнь- Юг, 1999, № 14.
  40. В. Я., Швандар В. А., Купряков Е. М. и др. Курс предпринимательства / Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля и проф. В. А. Швандара. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. — 439 с.
  41. Гохберг J1., Кузнецова И. Экономический рост? Без инноваций?. // Экономика и жизнь, 2000, № 46, с. 2−3.
  42. Т. А., Мясоедова J1. В. Любанова Т. П. Банкротство предприятий: экономические аспекты. М.: ПРИОР, 1998. — 176 с.
  43. Д. К., О’Делл К. Д. Американский менеджмент на пороге 21 века / Пер. с англ. М.: Экономика, 1991. — 319 с.
  44. В. П., Масимов К. К., Эриашвили Н. Д. Экономика предприятия. Учебник // Под ред. В. П. Грузинова. М.: Бинки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-535 с.
  45. Э. Ю., Линдсей Д. Е. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. СПб.: Автокомп, 1992. — 144 с.
  46. Т. Г. Российские предприятия в переходной экономике: экономические проблемы и поведение. М.: Дело ЛТД, 1995. — 288 с.
  47. Л. В., Никифорова Н. А. Комплексный анализ бухгалтерской отчётности. М.: ДиС, 2005. — 334 с.
  48. П. Управление, нацеленное на результаты. М.: ЮНИТИ, 1994.-317 с.
  49. П. Рынок: как выйти в лидеры. М.: СП «Бук Чембэр Интернешнл», 1992. — 342 с.
  50. Л. Г. Теория и практика принятия решений. М.: Экономика, 1984.- 175 с.
  51. Е. Банкротство: неиссякаемый источник вопросов // Экономика и жизнь, 1999, № 32.
  52. О.В. Финансовый анализ. М.: Бухгалтерский учёт, 1999.352 с.
  53. П. Е., Пучинский С. Б. Выход из ловушки ликвидности // Финансы, 1999, № 3, с. 9−13.
  54. В. В. Савруков Н. Т. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятий. Конспект лекций. Чебоксары.: Чебоксарский институт экономики и менеджмента, СПбПТУ, 1999. — 135 с.
  55. А. П. Анализ хозяйственной деятельности предприятия развитых капиталистических стран. Екатеринбург.: Каменный пояс, 1992. -224 с.
  56. К., Яшин А. Неуверенная поступь «богатырей» // Экономика и жизнь, 1999, № 3, с. 4.
  57. Н. Д. Спрос: анализ и управление. М.: Финансы и статистика, 1997.- 160 с.
  58. Н. И., Лукманова И. Г. и др. Управление проектами / Под ред. В. Д. Шапиро. СПб.: ДваТри, 1996. — 610 с.
  59. Инвестиционный рейтинг российских регионов в 2000—2005 годах // Экономика и жизнь, 2006, № 47, с. 3.
  60. Итоги 2005 // Экономика и жизнь, 2005, № 52.
  61. Как анализировать компании. Специальный проект // Рынок ценных бумаг, 1999, № 16.
  62. . Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. М.: Экономика, 1991.-331 с.
  63. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование. М.: Прогресс, 1987.-311 с.
  64. В. В., Волкова О. Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2000. — 424 с.
  65. В. В., Патров В. В. Как читать баланс. М.: Финансы и статистика, 1998. — 448 с.
  66. Г., Блэй Дж. Структурные методы разработки систем: от стратегического планирования до тестирования. М.: Финансы и статистика, 2006.-263 с.
  67. Т. Стратегия и структура японских предприятий / Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1987.-384 с.
  68. Г. И., Василевич И. П., Ширкина Е. И. О составлении бухгалтерской отчётности за 2000 год // Приложение к журналу бухгалтерский учёт, 2001, № 1, с. 24−62.
  69. Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.736 с.
  70. Краснодарский Край в цифрах. Статистический сборник. -Краснодар.: Краснодарский краевой Комитет государственной статистики, 2005.-223 с.
  71. Д. Экономический кризис 90-х: реакция предприятий // Российский экономический журнал, 2000, № 8, с. 10−17.
  72. М. И. Основы теории бухгалтерского учёта. Учебное пособие. -Краснодар.: КубГУ, 1996.-219 с.
  73. М. Г., Шаршукова Л. Г. Риски в предпринимательской деятельности. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2006. — 224 с.
  74. Ю. А. Основы экономики и организации бизнеса. Спб.: Формика, 1992.-384 с.
  75. Н. П., Лещёва В. Б., Дьякова В. Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. М.: ЮНИТИ, 1999. — 471 с.
  76. С. Россия оденется сама // Аргументы и факты, 2000, №
  77. . И., Карпунин М. Г., Любинецкий Я. Г. и др. Анализ и обоснование хозяйственных решений / Под ред. Б. И. Майданчика. М.: Финансы и статистика, 2004. — 136 с.
  78. Ш. Экономика для менеджеров: десять важных инструментов для руководителей / Пер. с англ. -М.: Дело, 1996. -416 с.
  79. С., Леонтьев С. Совершенствование системы управления предприятием. Стратегические и тактические решения. // Аудит и финансовый анализ, 1998, № 4, с. 5−20.
  80. М. В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. -М.: Финансы и статистика, 2005. 136 с.
  81. Мерсер Д. IBM: управление в самой преуспевающей корпорации мира /Пер. с англ.- М.: Дело. 1992.-702 с.
  82. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.: Дело, 1997. — 704 с.
  83. Методические рекомендации по разработке снабженческо-сбытовой политики предприятия // Экономика и жизнь, 1997, № 49.
  84. Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия // Экономика и жизнь, 1998, № 2.
  85. Мидоуз Донелла, Мидоуз Деннис, Рандерс Й. За пределами допустимого: глобальная катастрофа или стабильное будущее? Новая постиндустриальная волна на Западе / Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999.-640 с.
  86. . Управление: пути преодоления кризиса // Вопросы экономики, 1997, № 6, с. 36−48.
  87. Н. X., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. Т. 1 и 2. М.: Внешторгиздат, 1993.-646 с.
  88. Я. «Тоёта»: методы эффективного управления / Пер. с англ. -М.: Экономика, 1989. 288 с.
  89. А. И. Теория экономического анализа: проблемы и решения. М.: Финансы и статистика, 1988. — 142 с.
  90. Не кочегары и не плотники. // Экономика и жизнь, 2000, № 40, с. 23.
  91. Основные социально-экономические показатели по Российской Федерации за 2000 год // Вопросы статистики, 2001, № 2.
  92. Ю. Э. Стратегия и тактика гибкого управления. М.: Финансы и статистика, 2005. — 206 с.
  93. Е. П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. Практические рекомендации, методические основы, порядок проведения. М.: Ось-89,1996.-80 с.
  94. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: опыт лучших компаний / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. — 365 с.
  95. М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран / Пер. с англ. М.: Международные отношения, 1993. -268 с.
  96. О. Лёгкая жизнь закончилась // Ведомости, 2006, № 134.
  97. Санаторно-курортный комплекс Краснодарского Края в 1992 1995 гг. — Краснодар.: Краснодарский краевой Комитет государственной статистики, 1996.-120 с.
  98. . А. Предпринимательство и риск. М.: Знание, 1992. — 64с.
  99. Я. Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М.: Финансы и статистика, 1989. — 206 с.
  100. . Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия / Пер. с франц./ Под ред. Л. П. Белых. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. — 375 с.
  101. В. М., Федотова М. А. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции. М.: Перспектива, 1995. — 100 с.
  102. Н. А., Русак В. А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования. Минск.: Высшая школа, 1997. — 309 с.
  103. Рынок труда: пока без перемен // Экономика и жизнь, 2000, № 35, с. 2.3.
  104. Рыночная экономика / Под ред. А. Д. Смирнова, Ю. Б. Рубина, Т. 2, часть 1. Основы бизнеса. М.: Соминтек, 1992.- 186 с.
  105. В. Н. Гибкое развитие предприятия. Анализ и планирование. М.: Дело, 1998. — 336 с.
  106. Н. Н., Кайгородов П. В. От выживания к процветанию. -Славянск-на-Кубани, 1996. 126 с.
  107. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1979. — 1600 с.
  108. Е. С., Быкова Е. В., Бланк И. А. Управление оборотным капиталом. Учебно-практическое пособие. М.: Перспектива, 1998. — 128 с.
  109. Н. Большим «кораблям» большое плавание? Экономика Краснодара: проблемы и перспективы // Кубань сегодня, 2001, № 49−50.
  110. О. Новый этап эволюции маркетинговой концепции управления // Российский экономический журнал, 1997, № 10, с. 74−82.
  111. Управление развитие производства в промышленных концернах США / Под ред. 10. П. Васильева. М: Мысль, 1977. — 336 с.
  112. А. И. Организация труда и управления на предприятиях лёгкой промышленности. М.: Легпромиздат, 1990. — 220 с.
  113. В. А. Использование методов менеджмента в лёгкой промышленности. М.: Легпромиздат, 1993. — 286 с.
  114. Э. А. Бизнес-план: организация и планирование предпринимательской деятельности. М.: ТАНДЕМ, 1997. — 95 с.
  115. Э. А. Риск-менеджмент. М.: ТАНДЕМ, 1998. — 288 с.
  116. Ю. А. Реорганизация в американских компаниях // ЭКО, 1987, № 9, с. 21−38.
  117. А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление это наука и искусство. — М.: Республика, 1992. — 352 с.
  118. А., Колотилкин А. Экономика СКК // Экономика и жизнь, 2004, № 6, с. 2−3.
  119. А. Контроль качества услуг. М.: Экономика, 2006.215 с.
  120. Финансовый менеджмент / Под ред. Е. С. Стояновой. М.: Перспектива, 1996. — 405 с.
  121. Фокин 10. Построение нового механизма внутриэкономических отношений на предприятии // Экономист, 1995, № 1, с. 43−53.
  122. А., Рощина J1. Тяжёлая промышленность вверх, лёгкая -вниз // Экономика и жизнь-Юг, 1999, № 13.
  123. Э. Техника финансового анализа. М.: ЮНИТИ, 1996.663 с.
  124. В. Как делать бизнес в Европе. М.: Прогресс, 1992. — 253 с.
  125. И. Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учёт: управленческий аспект. М.: Финансы и статистика, 1995. — 416 с.
  126. Ю. М. Как избежать банкротства и стать прибыльным. -М.: Мир деловой книги, 1997. 128 с.
  127. В. Методы анализа финансового состояния и эффективности производства на предприятиях лёгкой промышленности // Финансовый бизнес, 1999, № 11, с. 32−35.
  128. Е. М., Кричевский Н. А., Карп М. В. Как избежать банкротства. М.: ИНФРА-М, 1996. — 144 с.
  129. А. К., Микрюков В. А., Дышкант И. Д. Учёт, анализ, аудит на предприятии. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. — 496 с.
  130. С. Н. Промышленный рост требует инвестиций. (Финансовые рынки во второй половине января 2000 г.) // Приложение к журналу «Бухгалтерский учёт», 2000, № 5, с. 28−34.
  131. Экономико-математические методы в анализе хозяйственной деятельности предприятий и объединений. М.: Финансы и статистика, 1982. -96 с.
  132. Энциклопедия рынка, Т. 1. Банки. Страхование. М.: Российское общество содействия бизнесу, 1994. — 1046 с.
  133. Е. Виртуальная экономика в России // Экономика и жизнь, 1999, № 27.
Заполнить форму текущей работой